Виды ценностей человека. Как определить свои жизненные ценности

В наши дни слишком много людей знают всему цену,
​но не понимают своих Истинных ценностей

Энн Ландерс

Жизнь человека невозможна без системы ценностей — устойчивых представлений о целях, к которым он стремится ради собственного и общего блага. Согласитесь, сочетание этих слов - «система ценностей» - само по себе может вызывать ощущения чего-то важного и фундаментального. Такие впечатления посетили и меня, когда я впервые услышала о системе ценностей. Долгое время я ассоциировала это выражение с внешними, социальными стандартами, как совокупность общепринятых морально-нравственных норм, позволяющих развиваться обществу в определённом направлении. Как я поняла позже, для меня ценности представляют не только систему или свод правил, привнесенных «извне», а лично сформированное, собственное понимание жизни и её нравственных оснований. Из всего многообразия ценностей в основном выделяют 3 категории: материальные, социально-политические и духовные. И скорее всего, мои размышления здесь будут касаться духовных, индивидуальных ценностей человека, способствующих формированию особенностей его внутреннего мировоззрения.

Личностные ценности являются куда более мощным регулирующим механизмом в нашей жизни, чем они могут показаться на первый взгляд. Они направляют человека на пути его развития, обусловливают специфику характера, его поведение и род деятельности независимо от того, осознаём мы это или нет. Частично они передаются нам от родителей и индивидуально закладываются уже с самого детства, тем самым определяя наши идеалы, цели, интересы, вкусы, поведение; практически всё, кем мы являемся на данный момент и есть совокупность различных ценностей и «антиценностей». Всё то, что мы познаём и субъективно воспринимаем в жизни через книги, общение, фильмы, взаимодействие с людьми - всё это преобразуется в самосознании в субъективный опыт и далее - в ценностную основу, благодаря которой формируется субъективный взгляд на мир, целостное мировоззрение. Ценностями становятся предпочитаемые и значимые для нас личностные качества, проявления, события, представления . Понятие «антиценности» я взяла в кавычки потому, что это не противоположность и не противопоставление имеющимся ценностям. Под «антиценностями» я подразумеваю лишь совокупность других ценностей, взглядов, действий или привычек, ослабляющих основные, приоритетные для человека ценности, или тормозящие его развитие в желаемом направлении. О них я расскажу чуть позже, а пока продолжим. Система наших ценностей складывается из «мелочей»: из тех психических состояний, которые мы ежедневно предпочитаем, из привычек и шаблонов мышления, благодаря которым мы воспринимаем и оцениваем окружающий мир через различные фильтры. Кроме того, от ценностных ориентаций каждого из нас зависит то, какое мы оказываем воздействие на процесс формирования общества в целом. Есть такое выражение: «Каковы ценности, таковы и общество, и личность».

Только представьте себе, если бы каждый человек попытался искренне взвесить свою жизнь и пересмотреть свои текущие ценности, допуская/осознавая свою сопричастность к процессам и тенденциям, которые сейчас происходят в мире. Многим сложно признать, что для урегулирования разрушительных и агрессивных тенденций нынешнего времени необходимы усилия от каждого из нас — уделять внимание и гармонизировать собственные слабости и деструктивные состояния. Мне кажется, что после этого многие проблемные ситуации в разных странах решились бы мирным путём. Но сегодня мы живём пока в обществе потребительских ориентаций, которое не так часто волнуют вопросы коррекции существующих межличностных отношений на созидательные и гуманные. К сожалению, людям ещё кажется, что окружающий мир и все ситуации, которые нас прямым образом не касаются, существуют отдельно, и мы мало что можем сделать, чтобы изменить его.

Действительно ли это так? Разве ценности одного человека не влияют на существующую систему ценностей целого общества? Эти вопросы меня стали волновать ещё в юности, когда я училась осознавать собственную индивидуальную систему ценностей в качестве первичного этапа в определении моего жизненного предназначения.

В возрасте 15-ти лет мне стало ясно, что круг интересов моих сверстников ограничивается лишь получением удовольствия от жизни и бесполезной тратой своих сил и времени. Уже тогда в моём сознании стал зарождаться поиск более широкого смысла дальнейшего существования. Но прежде чем найти себе применение в жизни, мне важно было узнать многое о себе: каков мой внутренний мир, что в жизни доставляет радость, почему меня что-либо не устраивает, к чему я стремлюсь и какие идеалы меня вдохновляют. В то время книжные магазины были переполнены эзотерической литературой, практикумами по саморазвитию, психологии и массой информации о том, что представляет собой человек и какие возможности есть у каждого из нас. Книги становились моим источником вдохновения, в них я находила ответы на многие волнующие вопросы и пыталась узнать себя лучше. В тот период я понимала, что ни работа, ни успех, ни отношения в паре не смогут обеспечить те внутренние процессы самораскрытия, благодаря которым и появляются неподдельные состояния радости, любви к жизни и к людям, внутренней и внешней гармонии.

Я видела людей, которые жили «не своей» жизнью и были несчастливы: они ходили на нелюбимую работу, женились, растили детей, потом разводились и страдали не потому, что искренне желали такой жизни, а потому что так жить было принято, так происходило у всех. Возможно, одной из причин тому была не их собственная, а чужая система ценностей — так жили их родители, так «должны» были жить и они. Без создания собственной ценностной основы, человек зачастую сталкивается с тем, что вынужден либо соглашаться, либо противодействовать и сопротивляться тем требованиям, которые пропагандирует общество, которые авторитетны и значимы для многих, но не для него самого.

Долгие годы мне было не под силу понять и принять выборы и жизненные принципы встречающихся мне людей, что вынуждало испытывать массу различных непозитивных состояний: осуждение, высокомерие, критицизм, неприязнь, разочарование в себе и в других. И только гораздо позже стало ясно, почему мне было сложно понимать поведение, действия и предпочтения других людей — причина была скрыта именно в различии наших систем личностных ценностей, в приоритетности отдельных целей и взглядов на жизнь. А ведь сколько на базе такого автоматического неприятия возникает деструктивных непозитивных состояний, ссор и тяжёлых конфликтов!

Увидеть себя со стороны в подобных проявлениях мне помогла одна история, которую мне посчастливилось услышать от своего хорошего знакомого, вызвавшая в то время ряд осмыслений и размышлений по этому поводу.

Он рассказал один случай, произошедший с ним. Однажды мой знакомый спешил на одну очень особенную для него встречу и немного опаздывал. Он признался, что хотя внешне держался спокойно, внутренне переживал по этому поводу, потому что считает пунктуальность важной чертой человеческого характера. По дороге ему пришлось заехать на АЗС, чтобы заправить машину. Сразу же он предупредил диспетчера о том, что опаздывает и попросил обслужить его как можно быстрее. Через несколько минут к нему подошёл молодой заправщик и уточнил о количестве желаемого топлива. «Полный бак. И ещё, я очень опаздываю. Пожалуйста, не могли бы вы меня поскорее обслужить» - ответил мой знакомый. Наблюдая за тем, как молодой заправщик медленно всё делал, его охватила волна возмущения и негодования. Для того чтобы уравновесить себя и выйти из состояний нарастающего негатива, он стал искать мотивации для оправдания нерасторопности этого парня. И вот что он понял тогда для себя. В личностной системе ценностей этого молодого заправщика такие качества, как алертность, пунктуальность, мобильность, сопереживание, содействие и прочие, не являлись настолько значимыми для него самого, чтобы он их мог и хотел проявлять к другим людям. Кто знает, возможно сама специфика работы на заправке с огнеопасными веществами, не подразумевающая суеты, определила поведение молодого работника: он ответственно относился к своим обязанностям и обслуживал без лишней спешки. С другой стороны, он мог не спешить, если не был рад своей работе; обычно восприятие времени при таком виде деятельности меняется и каждый час тянется в ожидании окончания смены. Мой знакомый в тот момент ощущал ценность времени совсем по-другому: каждая минута была важна, ведь одна за другой были запланированы важные встречи и совещания. И опоздание в среде его знакомых расценивалось как неуважение и безответственность.

Он рассказал мне эту историю в качестве собственного примера для нахождения оправдательных мотиваций в сложных ситуациях во взаимоотношениях с людьми. Конечно, причин такого поведения молодого заправщика могло быть много и самых разнообразных: концентрация и ответственность, аккуратность и спокойствие, а возможно, плохое настроение, самочувствие или другие проблемы в жизни. Но дело не в этом. Данная история подтолкнула меня вспомнить множество подобных ситуаций из собственной жизни, где внутренние и внешние конфликты с людьми возникали по таким же причинам: различие во взглядах, представлениях, воспитании, целях, убеждениях, точке зрения, внутренних качествах. Мне не удавалось принять людей такими, какими они имеют полноценное право быть. Это право свободы выбора, определение собственных потребностей, приоритетов, взглядов и убеждений, наделяющих каждого из нас индивидуальностью в самовыражении. У меня возник интерес: как же влияет система ценностей на специфику восприятия себя и других? Почему мы склонны негативно относиться к людям с отличной от нашей системой ценностей?

Как я писала выше, значимость тех или иных вещей для человека определяется целым набором представлений, которые он смог для себя выстроить под влиянием многих факторов: наследственность, воспитание, культура, религия, круг общения, сфера деятельности и многое другое. Из этих обширных сфер жизнедеятельности ценности, словно фильтры, позволяют выбрать человеку самое главное: важное они делают «видимым» и воспринимаемым, а не важное — наоборот. Например, если для человека не имеют большого значения чистота, порядок, аккуратность, то он не будет замечать в другом человеке неопрятность или неряшливость. Либо абсолютно наоборот: обладая излишней педантичностью, взыскательностью и предвзятостью к людям, человек видит разные детали в других, не соответствующие его представлениям, что вызывает в нём непонимание и возмущение. Важные для себя навыки и качества человек автоматически «навешивает» на других, полагая, что они в той же мере значимы для них и в итоге сталкивается с результатом собственных заблуждений в качестве разочарования и порицания поступков этих людей.

Взаимодействуя с кем-либо, мы автоматически сравниваем и сопоставляем наши и его собственные ценности. Также этот процесс может происходить и наедине с собой, когда наш выбор начинает колебаться в сторону той или иной ценности. Например, такое качество, как лень, часто проявляется, как внутренний конфликт между двумя ценностями: в одну сторону «тянет» ценность, побуждающая к достижению поставленных целей, а в другую — получение удовольствия от приятного времяпровождения. Первая ценность побуждает ежедневно заниматься изучением иностранного языка (давно поставленная цель), а другая — заняться уборкой, посмотреть фильм или пообщаться с друзьями, что тоже кажется важным и необходимым.

Бывает так, что люди нечётко понимают свои личностные ценности. Им только кажется, что для них значимы «правильные», общепринятые морально-нравственные нормы и качества: доброжелательность, тактичность, деликатность, уважение, толерантность и прочие. Но чаще всего, это не реальные, а «потенциальные» ценности, инициированные подсознательным желанием «быть лучше». И только на практике становится понятно, что на самом деле значимо и ценно для человека, а что является лишь его желанием быть таковым. Есть люди, которые любят искусно давать «полезные» советы другим, а сами поступают противоположным образом. Именно в этом кроется одна из причин неудовлетворённости собой и окружающей жизнью - человек не осознает свою реальную систему ценностей или ошибается, надумывая и приписывая себе определённые особенности и свойства. Как следствие, в таких случаях происходит несогласованность или несоответствие внешних действий и внутренних представлений о самом себе, что и приводит к чувству разочарования. Чтобы суметь понять свои личностные качества, необходимо сознательно изучать их в себе, анализировать и применять на практике, чтобы лучшие из них становились нашими хорошими привычками, а надуманные отсеивались.

Но что же нам мешает так жить? А причина кроется в так называемых «антиценностях». Сами по себе «антиценности» нельзя назвать чем-то «плохим», это часть нашей жизни - они очень разные и у каждого свои. К примеру, для одного человека просмотр фильмов - это «антиценность», потому что он их смотрит много и часто, соответственно «страдают» другие сферы его жизни; для другого человека просмотр фильмов - это ценность, позволяющая ему переключиться и расслабиться после работы, снять накопившееся напряжение.

К собственным «антиценностям» я отношу такие вредные привычки и качества, которые мешают мне достигать своих целей. В первую очередь это - лень, жалость к себе, поверхностность, импульсивность и несдержанность, двуличие и заискивание, раздражительность, осуждение и другие всевозможные непозитивные проявления и слабые стороны, которые ещё необходимо изменить в себе.

Чаще всего люди в той или иной мере знают о своих недостатках, наблюдают их в себе, проявляют, а потом мучаются и сожалеют об этом. Либо не видят причин в себе, а ссылаются на несправедливость жизни или отдельных людей по отношению к ним. И так происходит изо дня в день, пока человек не поймёт, что именно мир «антиценностей» становится магнитом для притяжения несчастья, разочарований и неблагоприятных ситуаций в его жизни.

К 30-ти годам меня стал волновать вопрос: что такое быть правильным, достойным человеком. Какую жизнь я хотела бы видеть вокруг себя? Какие ценности для меня значимы сейчас? Отстранившись на время от внешних социальных общепринятых ценностей, я открыла собственные качества, навыки, цели, приоритеты - всё то, благодаря чему я могу осознавать себя полноценной личностью. Безусловно, все ценности друг с другом взаимосвязаны и произрастают одна из другой. Например, желание быть хорошей дочерью, подругой, женой и матерью, а также быть доброй, мудрой, умной, сильной женщиной, живущей среди таких же людей, являются составляющими потребностями и предпосылками для постижения более глобальной ценности - достичь идеального человеческого образа, который мне удалось представить для себя. Это - образ совершенного человека, олицетворяющего мудрость, великодушие, знание, созидательную силу доброты и любви. Конечно, этот процесс никогда не прекращается и, становясь лучше, мы видим (понимаем), что можно быть ещё лучше и так длится вечно. Здесь важно понять, что главным является сам этот процесс - а не конечный результат. Процесс постоянного изменения и трансформации психических состояний, идеалов, потребностей в желаемом направлении; нужно научиться принимать и радоваться своим достижениям, пусть даже это будут совсем маленькие шаги.

Сейчас я стараюсь с особой чуткостью относиться к значимым для меня вещам, интересам, увлечениям и внутренним процессам; стараюсь наблюдать за тем, какие «антиценности» во мне проявляются и мешают развиваться дальше. Причём окружающие люди являются нашими хорошими помощниками в самонаблюдении. Если что-либо в нашем поведении вызывает в другом человеке непонимание и непозитивное отношение, то это первый признак присутствия в нас какого-то несоответствия в нашей системе взглядов, требующего внутренней гармонизации. Благодаря практике осознанной жизни, которой я сейчас стараюсь учиться, в моём окружении стало появляться всё больше людей со схожими интересами и ценностями. И такие мудрые высказывания: «Подобное притягивается подобным», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Мы сами заслуживаем тот мир, в котором мы живём» стали подтверждаться на практике в моей жизни. Тогда я поняла, что каждый из нас несёт персональную ответственность за то, в каком обществе он живёт. Пока нам будет «интересно» проявлять недовольство, испытывать страхи, лениться, ставить собственные интересы выше потребностей других - мы будем пребывать в обществе, способном отражать подобные желания или нежелания. Многочисленные внутренние конфликты, страдания, ссоры, которыми наполнена жизнь многих людей, рано или поздно вынуждают признать собственное несовершенство, в результате чего и возникает главная цель - стать человечнее и выстраивать с людьми неподдельные гармоничные отношения на основе понимания, доброты, любви и терпения. Ведь человек - это не просто биологический вид. Это - высокое звание, которое еще нужно заслужить.

Их можно коротко выразить следующим образом:

  • Саморазвитие и самосовершенствование . Способность уделять время и внимание раскрытию внутреннего потенциала, своих благородных сторон. Понимание и адекватная оценка своих недостатков с целью их изменения.
  • Ответственность. Ответственность за свою жизнь, решения, за свои успехи или ошибки. Осознание сопричастности ко всему происходящему в своей жизни и в мире.
  • Осознанность. Способность быть наблюдателем за своими психическими состояниями и мотивами поведения; сопровождать сознательностью свои актуальные состояния, действия, течение своей жизни.
  • Воля и разумность. Преодоление трудностей для достижения поставленных целей, благодаря понимаю и анализу ситуаций для их разумного урегулирования.
  • Конструктивность и самовзыскательность. Привычка активно искать решения, а не жаловаться. Собственное исполнение тех требований, какие предъявляются другим.
  • Оптимизм и позитивное мышление. Умение быть счастливой, уверенной в успехе. Благодарность и умение прощать чужие ошибки. Радость за успехи других людей.
  • Открытость и честность. Способность и желание быть Собой, «дарить» лучшую часть своего внутреннего мира другим без двуличия, наигранности и закрытости.
  • Доверие к жизни. Восприятие любых ситуаций, процессов, как необходимых, справедливых и целесообразных. Понимание причинно-следственных взаимосвязей.
  • Вера в людей. Умение видеть недостатки людей, но при этом всегда и находить их сильные стороны и таланты. Желание радовать и вдохновлять других.
  • Альтруизм и забота о других. Искреннее желание быть полезным другим. Содействие, сопереживание, созидательное участие в жизни людей и общества.
  • Человечность. Высшее достоинство человека. Обладание наилучшими качествами, которые способны изменить не только собственную жизнь, но и мир в целом.

Вышеперечисленные ценности-цели - это только лишь часть целого ансамбля качеств и достоинств, которые мне бы хотелось развить в себе наравне с другими жизненными ценностями: быть заботливой женой, хорошим другом, тактичным собеседником; заниматься творческими проектами, быть здоровой и финансово независимой и так далее.

Наша система ценностей довольно часто может коренным образом меняться, но мы не всегда это понимаем, улавливаем и можем контролировать. На мой взгляд, это происходит, когда человек готов и открыт к этим изменениям. Пересмотр старых ценностей и формирование новых у многих людей сопровождается сложными психическими процессами, связанными с перестройкой восприятия. В моём случае радикальные изменения в личностной системе ценностей на данном этапе произошли благодаря изучению книг по психологии человека и ииссиидиологии. Оба этих направления помогли расширить привычные границы восприятия собственного существования и узнать о глубоких взаимосвязях каждого из нас с окружающей действительностью.

Для себя я провела прямую аналогию с тем, как мои жизненные ценности определили моё направление в жизни, а также мировосприятие. Наши собственные ценности произрастают изнутри в зависимости от зрелости, потенциала, устремлений, планов на будущее и от многих других факторов. Я убедилась, что духовные ценности, как сад нашей души, собираются по крупицам, зёрнам, которые долго вызревают и только потом дают плоды, приносящие истинный вкус глубокого счастья. Но в нас также есть наши «антиценности», которые мы определяем как недостатки и несовершенства. И ценности, и «антиценности» образуют диапазон наших интересов от самых обыденных, бытовых до самых высоконравственных. А в пользу чего мы делаем выбор, то и определяет путь становления себя как личности. И сейчас я глубоко уверена в том, что если для меня важно видеть вокруг себя здоровых, радостных, благородных и благодарных людей, то начинать прежде всего необходимо с себя, с поддержания у себя тех ценностей, которые хотелось бы видеть у других.

Как понять, в чем различие духовных и материальных ценностей? Какие есть варианты развития личности в этом плане и чего ожидать на каждом пути развития? Рассмотрим эти актуальные в наши дни вопросы более подробно далее статье.

Ценности человека: общее понятие

Для начала стоит разобраться с понятием «ценность» вообще: что это такое в общечеловеческом понимании? Слово «ценность» произошло от слова «цена», то есть это нечто, имеющее цену, значимость, весомое предпочтение, выражающееся в различных объектах как материального, так и тонкого духовного мира.

Основные виды ценностей человека подразделяются на три группы:

  1. Духовные - то, что не имеет явно выраженной физической формы, но при этом существенно влияет на качество жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Они обычно подразделяются на личностные, то есть имеющие важность для конкретного индивидуума, групповые - имеющие вес для какой-то определенной группы людей (общины, касты, национальности), а также общечеловеческие, на значимость которых не влияет уровень сознания или жизни человека.
  2. Социальные - вид ценностей, который важен для определенного круга людей, но существуют отдельные личности, для которых он абсолютно не важен, то есть не является чем-то необходимым для полноценной жизни. Отличный пример - аскеты в горах Тибета, отшельники, уединенно живущие в лесах или путешествующие по миру.
  3. Материальные - этот вид ценностей является для большей половины человечества преобладающим, так как стал основой для еще одного статуса - социального. Основу материальной ценности составляют не только объекты личного имущества, но и окружающего мира.

Все виды ценностей имеют в себе основную причину и движущую силу для развития человека, группы, общества или человечества в целом, которая является показателем успеха и прогресса.

В различных жизненных ситуациях человек иногда вынужден сделать выбор между развитием и подпиткой материального или духовного мира, что и определяет дальнейшее развитие индивида, а значит, и преобладающего большинства общества.

Духовные ценности - лакмус нравственности общества

Видов духовных ценностей несколько, и все они имеют в основе одну цель: сделать индивида более развитой личностью с точки зрения нематериального мира.

  • Основополагающие жизненные ценности - это свобода, любовь, вера, добро, мир, дружба, природа и жизнь в целом. Отсутствие этих факторов ставит под вопрос дальнейшее развитие человека даже на примитивном уровне.
  • Моральные ценности определяют отношения между людьми с позиции нравственности. Это честь и честность, совесть, гуманность и сострадание ко всему живому, уважение к возрасту и опыту.
  • Эстетические - сопряжены с переживанием красоты и гармонии, умением наслаждаться моментом, звуком, цветом и формой. Музыка Бетховена, Вивальди, картины Леонардо да Винчи, Собор Парижской Богоматери и Василия Блаженного - это эстетические ценности человечества вне времени. Для отдельного конкретного человека таким важным объектом может стать статуэтка, подаренная родным человеком, или картинка, нарисованная трехлетним малышом.

У человека, живущего духовными ценностями, никогда не будет сомнения, что выбрать: посетить концерт любимого исполнителя или купить пятые по счету, но очень модные сапоги. Для него долг перед стареющими родителями всегда первичен, он не сможет удовлетворить свой эгоизм и отправить их в дом престарелых.

Общественные или коллективные ценности человека

Социальные ценности человека двояки: для некоторых они первичны и важны в высшей степени (политики, актеры, духовенство, научные исследователи мирового уровня), для других, напротив, никакой роли не играют, и человеку абсолютно неважно, что о нем думают окружающие и какое положение он занимает на социальной лестнице.

Все виды социальных ценностей подразделяются еще на несколько типов:

Политические + уровень социальной лестницы: для некоторых людей крайне важно стоять у руля власти, быть уважаемым и почитаемым всеми.

Коммуникативные - преобладающему большинству людей важно принадлежать к какой-либо группе или ячейке, будь то "Сознание Кришны" или кружок любителей вышивки крестиком. Общение по интересам дает ощущение востребованности, а значит, важности для мира.

Религиозные: для многих людей вера в божественные силы и связанные с этим ритуалы в повседневной жизни дают основу для дальнейшей жизни.

Природно-экономические (ориентированные на окружающую среду): мало кому хочется жить в экологически опасных районах, местах с сильной загазованностью или сейсмически опасных зонах - это показатель личных природных ценностей. При этом забота человечества в целом об окружающей среде так же входит в данный раздел, как и сохранение редких животных видов.

Материальные ценности - главный стимул современного мира потребителей

Все физические предметы, которые делают жизнь человека максимально комфортной - это и есть материальные ценности, которые якобы делают жизнь счастливее и разнообразнее.

К сожалению, современность слишком поглощена заботой о внешнем, материальном мире, и мало кто на самом деле осознает, что дома, крутые машины и шкафы, забитые одеждой, так же как и айпады - это лишь временные и мнимые ценности, которые актуальны только в ограниченном привычном быту. И если переместить человека без его «игрушек» в независимое от них пространство, то ему, возможно, удалось бы осознать, что эти вещи, по сути, ничего не стоят и первичными ценностями не являются.

Личные ценности отдельного индивида

Этот вид ценностей является совокупностью всех указанных выше аспектов, но с учетом индивидуальных приоритетов человека.

Так, у одного человека на первом месте будет желание добиться высокого положения в обществе. Значит, его основная ценность - социальная. У другого будет истовое желание понять истинный смысл бытия - это показатель духовной ценности, стоящей превыше всего.

Приоритеты человека в выборе личных ценностей - это показатель высокоразвитого существа

Все виды ценностей отдельной личности отлично показывают, кем на самом деле является человек и что его ждет в дальнейшей перспективе, ведь предшествующий опыт многих тысяч людей игнорировать бессмысленно. Если человек выбрал в приоритет материальные блага, считая, что они сделают его счастливым на всю жизнь, то он в итоге поймет (если не глуп!), что все эти приходящие и сменяющие друг друга «игрушки» дают ощущение счастья и удовлетворенности на небольшой срок, а далее снова хочется чего-то еще.

А вот люди, избравшие духовный путь и высокие ценности, не только знают, но и чувствуют, что их жизнь полноценна, интересна и без капитальных вложений: им не особо важно, будет у них автомобиль популярной марки или старенький "Москвич" - ведь их счастье исходит не от обладания вещами, а заключается в любви к жизни или Богу.

Могут ли все три вида ценностей мирно сосуществовать в сознании одного человека?

Эту идею очень хорошо иллюстрирует басня Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: если рваться сразу на все стороны, то в итоге ничего никуда не смещается, остается на месте. Но вот группе единомышленников или нации, да и всему человечеству в целом, такая задача вполне по плечу: одни будут отвечать за материальные ценности, используя их для блага всех, а другие будут поднимать духовный уровень, не давая обществу морально разлагаться.

Если социальные нормы являются чисто формальным регулятором поведения людей, которые они получают извне: из традиций, нравственных предписаний, юридических кодексов, религиозных установок и т. п., то личностные ценности – это внутренний эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности. Ценность как эмотивное отношение в силу своей психической природы легко усваивается личностью. Этика так отмечает этот факт: «преломленная через призму индивидуальных интересов человека…ценность, объективно выражающая общесоциальные потребности, превращается в предмет его собственных стремлений» . Можно сказать, что мотивация целенаправленной деятельности человека исходит не из абстрактных внеположенных ценностей: лишь приняв форму личностной ценности, индивидуальной значимости, общественный идеал находит путь к предметному воплощению.

«Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте», – писал

М.М. Бахтин . И с этим нельзя не согласиться. То, что значимо для общества, может быть для отдельного человека пустым звуком. «Но я единственный должен стать в определённое волевое отношение к историческому человечеству, я должен утвердить его как действительно ценное для меня, этим самым станет для меня и всё для него ценное» .

Личностные ценности составляют внутренний мир человека, являясь выразителем стабильного, абсолютного, неизменного в отличие от потребностей, которые постоянно меняются в зависимости от текущего состояния жизненных отношений субъекта. Личностные ценности отражают, однако, не столько динамические аспекты самого индивидуального опыта, сколько инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта, усваемого индивидом. Личностные ценности также существуют в форме идеалов, т. е. моделей должного. При этом, в отличие от общественных ценностей, которые осознаются субъектом как внешние идеалы и могут не оказывать влияния на его деятельность, личностные ценности – это нормы, задающие ориентиры индивидуальной деятельности данного конкретного человека.

«Сам человек может вообще не осознавать, осуществляет ли он ценностное отношение к действительности, и если да, то, какое. Действительная же сила ценностного отношения от этого не потеряется» полагает А. Донцов .

Можно сказать, что личностные ценности являются той направляющей силой, которая и выполняет свои ориентационные функции в управлении поведением человека. Ценностное отношение выражает позицию субъекта в системе общественных отношений и в культуре, характер его потребностей, интересов, идеалов. Выявляет то, к чему он стремится, что отвергает, к чему пристрастен или равнодушен. Многообразие самих форм ценностного переживания действительности объясняется тем, что качественно различные объекты ценностного отношения вызывают и качественно различные эмоции. Из простого отношения, положительного и отрицательного, вырастает целая гамма переживаний по поводу всех компонентов деятельности. Ценностный момент, момент переживания и сопереживания присутствует в любом акте человеческого бытия.

Осваивая и преобразуя мир природы, человек особым способом понимает этот мир и интерпретирует его. Рассматривая вещь, явление или процесс как ценность, субъект стремится к выявлению их значимости. При этом речь идет не о констатации тех или иных качественных или количественных характеристик как таковых: предмет полагается сознанием под углом зрения, который отличен от познавательного.

«Практически духовное, ценностно-мировоззренческое освоение мира, формирующееся личностью, предшествует социально-познавательному, научному. Последнее проистекает в “силовом поле” ценностного мироотношения», – пишет М. Бахтин .

Если познание есть отражение отношений между объектами, результатом которого является новое знание об объекте, то это отношение можно определить как значение одного объекта для другого. Специфика ценностного отношения состоит в том, что мы сталкиваемся с другого рода значением, значением объекта для субъекта. «…Субъект осознаёт не только сами по себе вещи, их свойства, но и их значимость для себя, для общества». Можно поэтому сказать, что существует определённого рода разграничение между ценностным отношением и познавательным. Мир ценностей обладает определённой автономией и самодостаточностью, представляя, казалось бы, известные вещи под новым углом зрения.

Тот факт, что сознание не сводится к абстрактно-логическим, рассудочным формам, а включает в себя переживание и волевую направленность, был специально исследован психологами. Так, С. Л. Рубинштейн писал, что «…сознание человека включает не только знание, но и переживание того, что в мире значимо для человека в силу отношений к его потребностям, интересам

Понятно, что ценностные ориентации каждой отдельной личности сугубо индивидуальны. Различные объекты, попадая в поле аксиологического притяжения субъекта, вызывают качественно различные эмоционально-чувственные реакции. В этом смысле ценностное отношение можно рассматривать как социально-психологический феномен, как элемент общественного сознания с эмоционально-чувственной окраской. О том, как объект действительно относится к субъекту, последний узнает только одним путем – эмоциональной реакцией на свою практическую связь с объектом. Поэтому эмоция является непосредственной оценкой субъектом объекта, который так или иначе затрагивает его интересы, не оставляет равнодушным.

Именно эмоциональная природа ценностного отношения делает деятельность человека подлинно субъективной, пристрастной. Переживание, страстное отношение не только к своему собственному состоянию, но и к окружающей действительности, к социальной среде и к самому себе как личности – вот специфические характеристики человека как субъекта деятельности и тем самым творца своего собственного бытия и преобразователя всякого бытия, с которым он соприкасается. Именно человек вносит личное, чувственное начало в окружающую его действительность и тем самым очеловечивает и одухотворяет ее.

Проблема ценностей и ценностных ориентации является предметом изучения ряда наук о человеке и обществе, в частности, философии, социологии, психологии, педагогики. «Понятие ценности скорее, чем любое другое, должно занять центральное место... способное объединить интересы разных наук, касающихся человеческого поведения». Сходного мнения придерживались и социологи и антропологи. Ученые рассматривали ценности как критерии, которые используются людьми для выбора и обоснования своих действий, а также для оценки других людей, себя и событий. Таким образом, ценности представляют собой в большей степени критерии оценки, чем качества, присущие самим объектам.

Целесообразно различать ценности двух типов:

1 ценности общества и социальных групп (социальные ценности);

ценности личности (индивидуальные ценности).

В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностных ориентаций. Однозначного различения этих понятий в литературе не прослеживается. Часто они употребляются как равнозначные. При изучении характеристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность». При изучении отдельных индивидов употребимы как понятие ценностная ориентация, так и понятие ценность. Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации - это интериоризированные личностью ценности социальных групп. Таким образом, оказывается вполне оправданным говорить о ценностях личности как ее ценностных ориентациях.

В последние годы значительно активизировались исследования индивидуальных различий ценностей. Исследования на межнациональном уровне обнаружили различия ценностей в разных культурах мира, выявили их истоки. Исследования выявили огромное количество вариаций в ценностных приоритетах индивидов в каждом обществе, а также различия между социальными группами в рамках одной нации. Они позволили сделать выводы, что индивиды, принадлежащие одной и той же или различным социальным группам, довольно значительно отличаются в ценностных приоритетах. Эти различия отражают их генетическую наследственность, личный опыт, социальный статус и влияние культуры.

С одной стороны, ценностные приоритеты, превалирующие в обществе - это ключевой элемент в культуре. Ценностные приоритеты индивидов представляют центральные цели, которые связаны со всеми аспектами их поведения. С другой стороны, ценности испытывают прямое влияние повседневного опыта в изменяющемся экологическом и социально-политическом контексте.

Поэтому ценности являются хорошим индикатором для отслеживания процессов социального и индивидуального изменения, возникающего в результате исторических, социальных и личных событий. Кроме того, они могут быть положены в основу изучения различий между социальными культурами и субкультурами, которые появляются по мере того, как социальные общности развиваются в определенных направлениях в результате их уникального опыта.

Ценности и ценностные ориентации обычно рассматриваются как индивидуальные формы репрезентации общественных (культурных, групповых и т. д.) ценностей. Таким образом, ценностные ориентации представляют собой основные формы функционирования ценностей на уровне личности.

В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия отношения, отражения, установки (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко, В. А. Ядов). Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, «ценностные ориентации заключаются внутрь более широкого синтетического понятия направленности личности, которая содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации». Б. Г. Ананьев, Л. Э. Пробст и др. разработана статусно-иерархичная структура ценностей в виде ядерно-центрической модели:

Ценности внешнего статуса, образующие стабильное ядро;

ценности среднего статуса (структурный резерв);

ценности ниже среднего статуса (периферия);

ценности низшего статуса.

Ценности ядра и низшего статуса малоподвижны. А ценности, занимающие промежуточное положение, находятся в постоянном движении.

Обобщая определения ценностей многих зарубежных теоретиков, Шварц и Биляки выделяют следующие основные их характеристики:

Ценности - это убеждения (мнения). Но это необъективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они смешиваются с чувством и окрашиваются им.

Ценности - желаемые человеком цели (например, равенство). И образ поведения, который способствует достижению этих целей, (например, честность, склонность к помощи).

Ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями (то есть трансцендентны). Послушание, например, относится к работе или школе, спорту или бизнесу, семье, друзьям или посторонним людям.

Ценности выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий.

Ценности упорядочены по важности относительно друг друга. Упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой их ценностных приоритетов.

Исследования ценностей могут проводиться на двух уровнях анализа:

На уровне личности (индивидуальных различий);

на уровне культуры (различий в социальной культуре).

Анализ ценностей на уровне личности (индивидуальных различий). В данном случае единицей анализа выступает личность. Для отдельных людей (индивидов) ценности представляют собой мотивационные цели, которые служат руководящими принципами в их жизни. «Отношения между различными ценностями отражают психологическую динамику конфликта и совместимости, которую индивиды испытывают, когда следуют ценностям в повседневной жизни. Люди, например, не могут стремиться завоевать авторитет для себя и в то же самое время пытаться быть скромными, но они могут одновременно стремиться к авторитету и материальному благосостоянию». Корреляции между оценками ценностей, которые дают люди, отражают лежащие в их основе оси измерения. Эти оси измерения группируют индивидуальные ценности.

Анализ ценностей на уровне социальной культуры (различий в социальных нормах, обычаях и традициях социальных групп). В данном случае единицами анализа становятся социальные группы. Этот уровень исследования имеет место тогда, когда ценности характеризуют социальную культуру общества или группы людей, а также при рассмотрении того, что является общим для всех людей, составляющих данную культуру, когда анализируются абстрактные идеи о том, что хорошо, правильно и желательно в обществе или другой ограниченной социальной группе. В этом контексте понятие культура сходно с понятиями нации, национальности, этнической или религиозной группы, субкультуры и понимается как определенная социальная группа, характеризующаяся социальными нормами, обычаями, традициями. Наиболее точным эквивалентом широко используемого в англоязычной литературе термина культура являются, пожалуй, понятия социальная культура, или социальная группа. Это отличие важно иметь в виду, чтобы не путать данное понятие с индивидуальной культурой поведения человека - смыслом, в котором традиционно употребляется данное слово в русском языке. Социальные институты, в рамках которых живут люди, выражают определенные ценностные приоритеты в отношении целей и способов действия. Например, в обществах, где индивидуальная амбиция и успех высоко ценятся, экономическая и правовая системы, вероятно, будут соревновательными (например, сформируются капиталистические рынок и состязательная процедура судопроизводства). По контрасту, культурный акцент на групповое благополучие, скорее всего, будет выражаться в кооперативных системах (например, социализм и посредничество).

Выполняя свои роли в социальных институтах, люди используют ценности, принятые в культуре, для того чтобы решить, какое поведение является приемлемым и затем обосновать свой выбор другим. Приоритеты ценностей также влияют на то, как инвестируются социальные ресурсы. Например, относительная значимость, которая приписывается в обществе таким ценностям, как благосостояние, справедливость и красота, отчасти детерминирует то, будут ли деньги, земля и человеческий ресурс вкладываться в индустриализацию, социальное благосостояние или в сохранение окружающей среды. Приоритеты ценностей культуры в качестве стандартов, кроме того, оказывают влияние на то, каким образом будет оцениваться работа - в терминах производительности, социальной ответственности, инновационности или поддержки существующей властной структуры.

Отношения между различными ценностями на уровне культуры отражают социальную динамику совместимости и конфликта, которая обнаруживается, когда социальные институты преследуют свои цели. Эти отношения не обязательно те же самые, что и на индивидуальном уровне. Например, несмотря на то, что одновременный акцент на авторитете и скромности несовместимы на индивидуальном уровне (как отмечалось выше), они совместимы на уровне культуры. Социальная система будет работать мягче (ровнее), если люди принимают авторитет как желательную основу для организации человеческих отношений и скромность как соответствующую реакцию в отношении тех, кто имеет больший авторитет.

«Поскольку отношения между ценностными приоритетами на двух уровнях могут различаться, то лежащие в их основе оси измерения, которые организуют ценности, также могут не совпадать. Оси измерения на уровне культуры должны проистекать из корреляций среди ценностных приоритетов, характеризующих разные социальные группы. То есть за единицу анализа принимается группа (например, нация), и корреляции высчитываются между многими социальными группами».

Таким образом, важно различать исследования ценностей на уровне личности и на уровне культуры. При этом необходимо обращать внимание на два существенных аспекта.

Во-первых, оси измерения, которые лежат в основе ценностных приоритетов, могут не быть одними и теми же при анализе на этих двух уровнях.

Во-вторых, выбор соответствующего уровня анализа зависит от характера поставленного вопроса.

1. Если вопрос касается того, как индивидуальные различия в ценностных приоритетах связаны с вариациями других индивидуальных качеств, то должны использоваться измерения ценностей на уровне личности, даже когда в исследовании принимают участие индивиды из разных культурных групп.

2. Если вопрос касается того, как культурные различия в превалирующих ценностях связаны с определенными вариациями атрибутов культуры, то необходимо осуществлять измерения на уровне культуры, даже если эти переменные представляют собой частоту индивидуальных форм поведения.

Одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностей и ценностных ориентации является концепция М.Рокича. Рокич стимулировал оживленный интерес к ценностям среди психологов тем, что предложил четкое определение понятия и разработал легкий в использовании инструмент. На концепцию Рокича в последние десятилетия в той или иной мере опираются многие исследователи данной проблемы.

В теории М. Рокича под ценностями понимается вид убеждений, имеющий центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Ценности представляют собой руководящие принципы жизни. Они определяют то, как нужно себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться.

Концепция человеческих ценностей Рокича включает в себя следующие постулаты:

Общее число ценностей невелико;

все люди обладают одними и теми же ценностями, но одни и те же ценности имеют для разных людей разный «вес»;

ценности организованы в системы;

Истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, общественных институтах и самой личности человека;

Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах.

Под ценностными ориентациями понимаются «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочитаемых целях».

Рокич выделяет два типа ценностей: терминальные и инструментальные.

Терминальные ценности - это убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживают того, чтобы к ним стремиться.

Инструментальные ценности - это убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.

На развитие и формирование ценностных ориентации личности влияет целый ряд внешних и внутренних факторов.

«К внешним факторам можно отнести элементы микросреды (группы членства, референтные группы и их ценности) и макросреды (традиционная система общечеловеческих ценностей, социальных ролей, средства масс-медиа, социальные институты и т. д.).

К внутренним факторам можно отнести возраст, пол, особенности темперамента, задатки, способности, ведущие внутрисубъектные потребности, уровень развития самосознания».

Когда речь заходит о ценностях, сразу вспоминается один из самых молодых разделов философии – аксиология .

М. С. Каган в своей книге « Философская теория ценности» описывает аксиологию как, «самостоятельную философскую науку, появившуюся лишь в конце прошлого века. Разумеется, суждения о различных видах ценности - о благе, добре, красоте, святости и т. п. - мы встречаем и у классиков античной философии, и у теологов средневековья, и у ренессансных мыслителей, и у философов Нового времени, однако обобщающего представления о ценности, как таковой и соответственно о закономерности ее проявления в различных конкретных формах в философии не было до середины прошлого столетия. Поэтому не вполне корректно название подзаголовка книги Л. Столовича "Очерк истории эстетической аксиологии", ибо применительно к истории эстетической, этической, теологической, философской мысли до XIX столетия неправомерно говорить ни об "аксиологии" как философской теории ценности, ни о ценности как таковой» .

Из этого следует что, еще во время античной философии описывали ценности, но точного определения ценностям не давали. Очень точно объяснил это историк философского изучения ценностей А. Штерн: "Несомненно, Платон, Аристотель и другие великие философы, разрабатывая проблемы этики, эстетики, экономической теории и другие, имели дело с ценностями, но они не осознавали, что добро, красота, польза и т. п. имеют нечто общее, что и должно стать предметом самостоятельной дисциплины" .

В настоящее время наиболее признанным является понятие ценности как особой высшей формы мотивации, наиболее тесно связанной с «ядром» личности.

Понятие ценности как форма мотивации относится к числу междисциплинарных, причем понимаемых по-разному не только в разных дисциплинах (философии, социологии, психологии, экономике и др.), но и внутри каждой из них.

Дильтей и Шпрангер – представители философии жизни. Однако они известны как основатели духовно-научной психологии, при этом ценности понимаются как компонент психологии духовности. В духовную среду входят также обобщенные философские представления об окружающем мире, глобальные понятия (категории). Основателем философии жизни является Фредирих Ницше.



С точки зрения В. Дильтей ценности это – ценности жизни, в том числе ценности душевной жизни. Через ценности происходит возвышение жизни, обретения глобального смысла жизни, «в самой природе жизни заключается тенденция насытить всякий момент полнотой ценности» .

Формирование личностных ценностей в индивидуальном развитии – не автоматический процесс, осложненный множественностью групповой принадлежности людей в современном урбанизированном обществе и нередкой противоречивостью ценностных систем и ролевых ожиданий различных социальных групп, к которым принадлежит индивид. Выбор социальных ценностей огромен, однако лишь некоторые из них становятся чем-то большим, чем внешние требования, входят в мотивационную структуру личности, становясь личностными ценностями. Предпосылки этого процесса: идентификация с группой, ориентированной на данную ценность и практическое участие в совместной деятельности, мотивированной этой ценностью. Есть все основания предполагать, что усвоение индивидом ценностей идет расходящимися кругами, от малых групп (семья и др.) к большим (нация, человечество), причем ранее усвоенные ценности могут служить мощным барьером к усвоению противоречащих им ценностей больших групп .

Остановимся теперь на видах ценностей (по Н. С. Шадрину). К числу базовых разновидностей личностных ценностей принято относить шесть видов – это нравственные, художественные, эстетические, политические, профессиональные и религиозные ценности. (Э. Шпрангер, М.С. Каган, Н. С. Шадрин и др.).

Термин «базовые ценности не означает, однако, что их полный набор встречается у любого ценностно – ориентированного индивида. С учетом сказанного, рассмотрим подробнее важнейшие характеристики основных (базовых) видов ценностей.

Нравственные ценности. По своему содержанию нравственные ценности включают в себя: основные законы и принципы нравственности (этики); этические запреты; нравственные заповеди; обобщенные и конкретные этические нормы и правила. А также: все нравственные чувства и отношения, имеющие характер побуждений, такие как долг, справедливость, ответственность, жалость, благоговение, стыд.

Эстетические ценности. Возможно из всех видов ценностей они в максимальной мере имеют общечеловеческий и даже «космический» характер. В них выражается неутолённая заинтересованность человека в нахождении вокруг себя и созидании положительных по своему общечеловеческому значению явлений социальной и природной жизни».

Составляющими (измерениями) эстетических ценностей, а также видами эстетических чувств и отношений выступают прекрасное – возвышенное, трагическое – комическое. Выделяют также негативные эстетические качества – низменное, безобразное и ужасное.

Как отмечает Н.С. Шадрин, прекрасное и возвышенное выступают как положительные эстетические ценности, в то время как трагическое и комическое являются результатом сложного взаимодействия этих позитивных ценностей с антиценностями (низменное, безобразное, ужасное). Отсюда и проблема неизбежной гибели (смерти) и нравственной победы всего благородного возвышенного и прекрасного в его разворачивающейся в историческом времени борьбе со злом (трагическое). Так как в содержании трагическом присутствует интенция бессмертия. Трагическое может выступать ценностью, связанной с утверждением человеческого бытия.

Комическое выступает как принежение положительной ценности какого – либо явления, которое необоснованно представлялось таковым. При этом в иронии происходит моральное «изничтожение», то есть обесценивание негативного явления, тогда как в юморе идут незначительные недостатки в целом положительного явления. Как отмечал психолог С. Л. Рубинштейн «Юмор – это всегда максимально щадящее чувство, помогающее совершенствованию некоторого позитивного явления».

Что же касается прекрасного и возвышенного, то их общая характеристика упирается в проблему свободы. Свобода по своей сути имеет множество видов (свобода как возможность выбора, как отсутствие принуждения и т. д.), однако здесь наибольшее значение имеет определение как единства (гармонии) родовой сущности (природы) человека и его проявлений (поступков и т. д.). Прекрасно то явление, в котором свобода уже завоевана, то есть достигнут определенный уровень гармонии между сущностью человека и его проявлениями, то есть между его сущностью и существованием. К примеру прекрасен человек в национальном костюме, все детали которого соответствуют его национальному точнее этническому характеру. Прекрасна любящая мать, которая с увлечением шьет для своего ребенка одежду и т. д.

Возвышенное в отличие от прекрасного, является проявлением не уже завоеванной свободы, а скорей процесса ее завоевания, когда идет обуздание еще не покорных человеку природных или общественных стихии (сил). Возвышенное содержит момент героического порыва пред лицом грандиозных катастроф, катаклизмов и природных сил, высвобождающих огромную энергию, которая не только подавляет человека, но и зовет его на борьбу за достижение большой гармонии и свободы. Правда, героическое не вполне эквивалентно возвышенному, ибо выражает порыв перед лицом главным образом социальных «бурь».

Художественные ценности. Специфика художественных ценностей состоит в том, что они создаются всегда только в сфере искусства, и состоит в их духовно – отражательной функции.

Согласно «Краткому словарю по эстетике» качества любой художественной ценности – это гармоничность и композиционная стройность, выразительность и внятность художественного языка, завершенность, единство формы и содержания и т. д.

Политические ценности. Данные ценности проявляются на уровне духовной культуры (не технологии) политического творчества, политической деятельности и политических взаимоотношений социальных субъектов. К числу политических ценностей можно отнести ценности демократии, прав человека, верховенство закона и т. д.

Профессиональные ценности. Эти ценности можно отнести, по классификации находящиеся на стыке «социально – организационных» и нравственных «личностно – коллективных» ценностей.

К примеру, в содержание профессиональных ценностей врача входят такие требования, как «обязательно приди на помощь любому нуждающемуся», «постоянно пополняй свои знания и опыт», «не навреди» и т. д.

В состав профессиональных ценностей педагога можно включить педагогическую веру и педагогический оптимизм, педагогический такт, чуткость по отношению к детям как его обобщенные личностные устремленности, понимание и осуществление им своей роли в обществе как связующего звена поколений, мотив глубокой внутренней ответственности за результаты своего труда и т.д. .

Многообразие видов ценностей говорит о многообразии смыслов, которые они могут придавать деятельности личности и ее жизни в целом. Теперь можно более конкретно рассмотреть функции личностных ценностей, которые проявляются и в воспитательном процессе.

Функции ценностей – это частный случай функций мотивов.

Функция управления развитием конкретных социальных систем, социальных групп и, конечно же, самой личности. Особую роль данная функция играет в педагогической деятельности, так как педагог может осуществлять «ценностно – ориентированное» управление развитием коллектива через «вживление» в ткань его жизнедеятельности тех или иных позитивных ценностей. При этом же исчезает надобность в «директивной» педагогике, и возникает возможность в полной мере опираться на «педагогику сотрудничества», так как при такой ориентации взаимодействия учителя с коллективом воспитанников начинает проявлять себя мотивационное (ценностное) единство членов педагогического коллектива. И совсем не обязательно перед учащимися постоянно выстраивать «дерево целей», так как целевая и операциональная ориентация деятельности осуществляется ими в известной мере самостоятельно. Понятно, что реализация ценностно – ориентированного управления требует высокой стадии развития педагогического коллектива и его членов.

Направляюще-побудительная функция. Можно заметить, что использование именно мотивов – ценностей в воспитании имеет немалый смысл, так как их преимущество состоит в их надситуативном, «непреходящим» характере, причем ориентация на данные мотивы раскрывают широкие и устойчивые перспективы в жизни воспитанника. При том, что ценности могут определять основную направленность линии жизненного пути человека.

Коммуникативная функция. При совместной практике учебно – познавательной и учебно – воспитательной деятельности, следует учесть, что общение может основываться не только на общности, но и различии ценностей, благодаря чему происходит духовное обогащение учащихся, расширяется их кругозор и т. д. воспитательной организации».

Функция приобщения к стержневым аспектам профессиональной деятельности, связанным, прежде всего, с профессиональной этикой поведения и т. д. Эта функция в большей мере присуща профессиональным ценностям, формированию которых в системе высшего образования, являющемуся профессионально - направленным, нужно уделять особое внимание. Но к сожалению до сих пор не дан четкий перечень особенностей профессиональных ценностей хотя бы для основных профессий.

Эмоционально – оценочная функция. В плане решения педагогических задач эта функция имеет немалое значение, так как в процессе обучения необходимо не пассивное «впитывание» поступающего от педагога потока информации, а ее активное усвоение с акцентом на личностное переживание ученика. Так как известно, что эмоционально переживаемые сведения усваиваются учащимся, гораздо прочнее, чем безразлично воспринимаемые. Достичь такого устойчиво – небезразличного отношения ученика к усваиваемым сведениям, позволяет как раз таки, опора на ценности. Конкретной методической задачей здесь является поднесение материала в форме, раскрывающей в нем ценностно – смысловую составляющую. В этом случае ценностный смысл воспринимаемых учащимся сведений должен переживаться, как правило, в форме высших чувств (нравственных, эстетических и т. д.).

Смыслообразующая функция ценностей. Эта функция играет важнейшую роль в воспитательном процессе. Особенности ценностных смыслов в сфере педагогической деятельности выражается в том, что они являются важнейшим источником саморегуляции поведения учащегося на очень длительную жизненную перспективу, подталкивают его к формированию широких жизненных замыслов и осмысленных планов на будущее. Считая то, что ценности также связаны с формированием смысла жизни.

В педагогической психологии достаточно широко известен «классический механизм» смыслообразования на уровне формирования личностных смыслов, который был изучен А. Н. Леонтьевым и назван им «сдвигом мотива на цель». Суть его состоит в том, что ценности, выступающие в общем как надситуативные мотивационные образования, могут «перейти» на конкретные цели деятельности, хотя и достаточно глобального характера. То есть, в этом случае, то что было целью, но побуждалось сначала другими, возможно, чисто «житейскими» мотивами, в определенных ситуациях начинает приобретать ценностный смысл, постепенно формирующийся у ребенка под влиянием взрослого. Отсюда и следует, что в начале было простой, прагматической целью, становится формой реализации мотива – ценности или выступает как ее сторона.

Варианты проявления ценностей и ценностных переживаний как основа обретения смысла жизни

Смысл жизни это достаточно сложная категория психики но и психологии, в любом случае он является частным случаем понятия смысла вообще. Психологи говорят чаще всего о личностном смысле деятельности (А.Н. Леонтьев) иногда говориться о целевых и операционных смыслах деятельности (О.К. Тихомиров, Б.А. Сосновский, С.М. Джакупов).

По-видимому смысл жизни является особым компонентом личностного смысла. Понятие смысла появилось в психологии в начале нашего столетия, в работах В. Дильтея и А.Н. Леонтьева. Вместе с тем активное внедрение этого понятия, позволяющее уловить закономерности и тенденции в его использовании, начинается лишь с конца 1960-х начала 1970-х годов, а его теоретическая рефлексия – и того позже.

В педагогической психологии достаточно широко известен «классический механизм» смыслообразования на уровне формирования личностных смыслов, который был изучен А.Н. Леонтьевым и назван им «сдвигом мотива на цель». Суть его состоит в том, что ценности выступающие в общем как надситуативные мотивационные образования, могут «перейти» на конкретные цели деятельности, хотя и достаточно глобального характера. То есть, в этом случае, то что было целью, но побуждалось сначала другими, возможно, чисто «житейскими» мотивами, в определенных ситуациях начинает приобретать ценностный смысл, постепенно формирующийся у ребенка под влиянием взрослого. Отсюда и следует, что в начале было простой, прагматической целью, становится формой реализации мотива-ценности иди выступает как ее сторона.

Воспитывая своих учеников «ценностям», учитель должен искать и активно формировать ситуации, где могут «заработать» различные психологические механизмы формирования и развития ценностей.

Основатель логотерапии В. Франкл как то услышал из уст одного преподавателя о том, «можем ли мы, профессора, в процессе обучения в университете передавать студентам ценности или дать им нечто смысла жизни. На это я ответил, - пишет В. Франкл – что ценностям мы не можем научить – ценности мы должны пережить. Так же мы не можем сообщить смысл жизни нашим студентам. Что мы можем мы им дать, дать с собой в путь – лишь один пример, пример нашей собственной отдачи делу научных исследований».

В. Франкл разделяет два вида мотивов - стремление к удовольствию и стремление к смыслу . Стремление к поиску реализации человеком смысла жизни В. Франкл в отличии от З. Фрейда рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных В. Франкл заключает, для того, что бы активно жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. «Даже самоубийца верит в смысл – если не в жизни, то в смерти», говорит В. Франкл в противном случае он не смог бы шевельнуть и пальцем для того, чтобы реализовать свой замысел.

Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет «зкзистециональным вакуумом». Согласно наблюдениям Франкла, подкрепленным многочисленными клиническими исследованиями, он является причиной порождающей в широких масштабах специфические «ноогеные неврозы», распространившийся в после военный период в странах Западной и Восточной Европы и в еще больших масштабах в США, хотя некоторые разновидности таких неврозов (к примеру невроз безработицы). Необходимым же условием психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком с одной стороны, и локализовнным во внешнем мире объективным смыслом, с другой стороны, который ему предстоит осуществить.

Отсюда можно сделать вывод, что человек по Франклу, стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Учение о смысле жизни учит, что смысл «в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений». Но при этом нахождении смысла – это вопрос не познания а признания. Не человек ставит вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него – не словами, а действиями. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации. Соответственно, смысловая реальность не поддается объяснению через психологические тем более биологические механизмы и не может изучаться традиционными психологическими методами.

Утверждая уникальность и неповторимость смысла жизни каждого человека, Франкл отвергает некоторые из «философской жизни». Так, смыслом жизни не может быть наслаждение, ибо оно и есть внутреннее состояние субъекта. По этой же логике человек не может стремится к счастью, он может лишь искать причины для счастья. Борьба за существование и призывы к продолжению рода также оправданы лишь постольку, поскольку сама жизнь уже обладает каким-то независимым от этого смысла.

Положение об уникальности смысла не мешает Франклу дать содержательную характеристику возможных позитивных смыслов. Для этого он вводит представление о ценностях – смысловых универсалиях, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу пришлось сталкиваться в истории.

Таким образом, ценности, по Франклу – это основа смысла жизни. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может все сделать свою жизнь осмысленной: во-первых с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); и в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому членению, выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

В числе ценностей Франкл выделяет ценности творчества, основным путем реализации которых является труд. При этом смысл смысл и ценность приобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие. Смысл труда заключается прежде всего в том, что он привносит как личность в свою работу.

Ценности творчества являются наиболее естественными и важными, но не необходимыми. Смысл жизни может, согласно Франклу, придать задним числом одно мгновение – единственное мгновение, одно ярчайшее переживание. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Любовь – это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности. Но любовь не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысленности жизни. Индивид, который нткогда не любил и не был любим, тем не менее может сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом.

Наибольшее внимание Франкл уделяет ценностям отношений. К этим ценностям человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним придать своим страданиям глубокий жизненный смысл. Как только мы добовляем ценности отношения к перечню возможных категорий ценностей, пишет Франкл, становится, очевидным, что человеческое существование никогда не может оказаться бессмысленным по своей внутренней сути. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца – последнего дыхания. Пожалуй, практические достижения логотерапии связаны как раз с ценностями отношения, с нахождением людей смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными и бессмысленными. Франкл считает ценности отношения в чем-то более высокими, хотя их приоритет наиболее низок – обращение к ним оправдано, лишь когда все остальные возможности более активного воздействия на собственную судьбу исчерпаны. Хотя это далеко не всегда происходит. Идеи, косающиеся личностного смысла и смысла жизни личности в его взаимосвязи со стержневыми мотивами (идеалами, ценностями) можно найти также в концепциях А.Н. Леотьева и его учеников (Б.С. Братусь, А.Д. Леонтьев и др.) их разработки дополняют рассмотренные нами воззрения В. Франкла.

Поскольку стремление к реализации уникального смысла в своей жизни делает каждого человека, его индивидуальности. Смысл человеческой личности всегда связан с обществом, в своей ориентации на общество смысл индивида трансцендирует себя. И наоборот, смысл общества в свою очередь конституируется существованием индивидов.

Завершая рассмотрение учения о смысле жизни в теории В. Франкла, основным тезисом этого учения – «жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден».

Для личности всегда характерен разрыв между тем, что она есть, и тем, чем она хочет быть – разрыв, порождающий противоречие. Подобное рассогласование коренится в двойственной природе человека: субъект является и пассивным наблюдателем (объектом), и активным творцом собственной жизни (субъектом). Балансируя между двумя противоположными полюсами, личность выступает частичкой общего «царства ценностей», и в тоже время – его причиной, основанием. Ей, как субъекту формирования моральных приоритетов, требуется группа, в которой нравственные ориентиры стали бы нормой, ей необходим социум, с которым можно было бы вступить в противоречие (ибо рождение новых универсалий возможно только через ценностный конфликт). И одновременно с этим ей как объекту необходима культура, из которой можно черпать готовые нравственные принципы .

В каждый момент своего существования человек совершает ценностный выбор, принимает нравственное решение, разрешает моральный конфликт, модифицирует нормы культуры, подвергает изменениям собственные принципы, устанавливая на какое-то время непротиворечивую систему смысловых универсалий. Таким образом, он осознанно, ответственно и свободно формирует значимое для себя – сейчас, наполняет смыслом бытие.

Смысложизненные ориентации как способ отношения к миру реализуются личностью во всех сферах жизни посредством ценностей, идеалов, убеждений. Через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится и свое отношение к политическим реалиям, социально-экономическим преобразованиям, культуре, профессии, карьере и т.д. .

Смысложизненные ориентации каждого человека – это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. Особенность данной потребности заключается в уникальности её понимания каждым человеком, а, следовательно, невозможно определить готовые клише наиболее успешных целей существования, что и создаёт трудности их изучения и развития. Наиболее же остро проблема определения своего места в социуме, понимания того, ради чего стоит жить, стоит перед выпускниками школ. В. Франкл указывал на тот факт, что экзистенциальная фрустрация – феномен потери смысла жизни и развития в этой связи особого вида депрессивного состояния – свойственен в основном «думающей» молодёжи. Об актуальности проблемы поиска смысла жизни в раннем юношеском возрасте говорят и многие отечественные психологи. Например, Л. И. Божович утверждает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для старшеклассников тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающим .

Наиболее подходящая иллюстрация в этом случае - теория самоактуализации Маслоу, базирующаяся на иерархии потребностей. Смотрите таблицу 1.

Таблица 1.

«По Маслоу, для нормального личностного роста требуется сдвиг относительной значимости потребностей от наиболее примитивных (физиологические и потребности безопасности) к наиболее возвышенным или наиболее «человеческим» (в истине и красоте). Маслоу также изучал людей с реализованной потребностью в самоактуализации и сформулировал результаты своих наблюдений в терминах личностного профиля, куда вошли такие качества, как эффективное восприятие реальности, потребность в уединении и частной жизни, а также принятие себя и других»

А. Маслоу понимал феномен самоактуализации как процесс, ограниченный самосознанием личности, но вполне допустимо понимание самоактуальности как стремление к персонализации .

Поиски смысла жизни сами по себе не являются чем-то странным, необычным. Нет оснований стыдиться экзистенциального отчаяния, как будто это эмоциональное расстройство; это не невротический симптом, а человеческое достижение. Прежде всего, это проявление интеллектуальной искренности и честности.

Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь, мотив жизни человека. Смысл - это будущее, в которое я живу.

Если человек потерял смысл жизни, то он его или ищет, или без него страдает. Привычка страдать характеризует людей с невротическим складом характера, и страдания по отсутствию смысла жизни - признак невроза. Поиском смысла жизни чаще всего увлечены люди с депрессивным фоном и люди с романтическими настроениями.

Впрочем, поиск смысла жизни - это не только признак невроза, но и показатель определенного уровня культуры. Понимание, что в жизни может быть смысл, что жизнь может и должна быть к чему направлена, проживаться ради чего-то - приходит не ко всем и не сразу, это понимание требует уже определенного уровня культуры. Обыватель смысл своей жизни находит в том, что диктует ему его окружение, но это не единственный способ его обретения.

«…Проблема смысла бытия включает в себя взаимосвязанные вопросы о смысле человека, его жизни, общества и истории, центральным из которых является вопрос о смысле человеческой жизни. Комплекс этих вопросов составляет проблему смысла жизни в ее широком значении, поскольку без ответа на них ее решение невозможно. То есть смысл жизни человека является не только частью, но и основной формой смысла бытия». В ходе жизнедеятельности смысловые системы формируют опыт человека, организуют когнитивную и эмоциональную сферы индивида, служат источником поведения. Человек, находящийся в развитии, непрерывно дифференцирует себя из общей массы и в то же время понимает свою интеграцию с более широким миром. Этот процесс становится возможным благодаря тому, что на каждой стадии развития старое становится частью нового. По мере взросления смысловая система становится уникальной, сохраняя общность со смысловыми системами других людей .

Переоценка ценностей, рефлексия и переориентировка жизненных смыслов – закономерный процесс развития личности. Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи. В этом и заключается основной момент личностного развития в старшем и зрелом возрасте. Следует отметить, что процесс развития в эти периоды жизни носит индивидуальный «вневозрастной» характер, поскольку он обусловлен имеющимся жизненным опытом и сложившейся индивидуальной системой отношений человека к себе и к действительности.

Таким образом, смысложизненные ориентации личности не останавливаются в развитии на каком-либо этапе жизни человека, а продолжают развиваться как смысловые системы на протяжении всей жизни.

В ходе нашего исследования были выдвинуты две гипотезы первая гипотеза была связанна с задачей выявления некоторых аспектов и взаимосвязей параметра смысла жизни (смысло-жизненных ориентаций).

Суть этой гипотезы состояла в предположении о том, что уровень смысла жизни (смысло-жизненных ориентаций) находится в обратной зависимости (корреляции) с уровнем депрессии. В случае подтверждения этой гипотезы это будет означать, что повышения уровня наполненности и смысла жизни – это не абстрактная проблема, а способ борьбы с устойчивыми депрессивными проявлениями личности.

При этом суть второй гипотезы состояла в предположении, что уровень стремления к реализации смысла жизни (уровень смысло-жизненных ориентаций) у студентов-музыкантов, деятельность которых связана с трансляцией ценностей, достоверно выше, чем у студентов физико-математического профиля подготовки.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!