Ценностные приоритеты дошкольного образования

Практическое задание №1.1

Вопросы для текущего контроля:

1.Перечислите приоритетные направления развития системы дошкольного образования.

2.Назовите основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования.

3.Что является важнейшим направлением модернизации российского и регионального образования?

4.Почему в сфере дошкольного образования не утверждали стандарт дошкольного образования, как в школе?

5.Назовите основные 6 направлений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

1 .Перечислите приоритетные направлени я развития системы дошкольного о бразования

Ответ:

Правительство России в настоящее время уделяет много внимания дошкольному образованию. Об оэтом свидетельствуют действующие программы ФЦПРО – 2011-2013, 2011-2015, созданные 2015 -2017, 2020, 2025. Государственная политика приоритетными функциями в стратегическом развитии наделила строительство новых ДОУ по новым типовым проектам, вариативное дошкольное образование, включая вариативные формы- детские сады присмотра и оздоровления; компенсирующего вида; центры развития ребенка; образовательные учреждения “Начальная школа - детский сад”, группы «десант», адаптационные группы «ясли + мама», группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях и т.д

Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования и его нового качества – важнейшие направления модернизации российского и регионального образования. Доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, его качество – возможностями и способностями ребенка к освоению образовательных программ на последующих уровнях образования.

Разработана стратегия развития системы дошкольного образования, реализуемая в нескольких направлениях.

Первое направление – планирование реконструкции зданий и увеличения количества групп, строительство и ввод в эксплуатацию новых детских садов. Перепрофилирование объектов, используемых в образовании не по назначению.

Второе направление – введение в ДОУ платных дополнительных услуг в соответствие социального запроса: оздоровительных, развивающих, образовательных, организационных и др.

Третье направление – увеличение количества групп в действующих ДОУ компенсирующей и комбинированной направленности, оснащения групп специализированным оборудованием, что позволит осуществлять коррекцию на ранних стадиях выявления проблем и способствовать созданию равных стартовых условий для ребенка.

Четвертое направление – организация работы групп кратковременного и круглосуточного пребывания детей в ДОУ.

Пятое направление – поиск новых вариативных форм работы с неорганизованными детьми – комбинированной, компенсирующей и оздоровительной направленности, оказание услуг на дому, дистанционное обучение детей с ОВЗ. Апробация инновационных моделей – группа комфортного пребывания детей на хозрасчетной основе.

Вышеназванные направления будут способствовать доступности и качеству образовательных услуг, снимут существующие различия в готовности к освоению программ дошкольного и школьного образования

2. Назовите основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования.

Ответ:

«Закон об образовании» РФ.

Постановление Правительства Ставропольского края от 16.12.09 №303П «О краевой целевой программе «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2013 гг.» (в редакции постановлений Правительства Ставропольского края от 20.01.10 №14П, от 18.08.10 №272П, от 15.12.10 №444П, от 04.04.11 №110П, от 16.06.11 №221П, от 21.09.11 №382П, от 26.10.11 №433П) принята подпрограмма по дошкольному образованию, которая стала руководством к действию по модернизации региональной системы дошкольного образования.

3.Что является важнейшим направлением модернизации российского и регионального образования?

Ответ:

Модернизация дошкольного образования в регионе связана с демографическим фактором и проблемой устройства детей в детские сады. Существует затрудненность доступа в ДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С учетом проблем органами самоуправления субъектов РФ разработана стратегия развития системы дошкольного образования, реализуемая в нескольких направлениях.

Обеспечить доступность населению качественных образовательных услуг, повышение квалификации слушателей-стажеров курсах повышения квалификации (КПК) в области модернизации дошкольного образования на основе современных моделей управления и распространить положительный опыт системы дошкольного образования муниципалитетов Ставропольского края в субъекты РФ

4. Почему в сфере дошкольного образования не утверждали стандарт дошкольного образования, как в школе?

Ответ:

Стандарты – реалии современного дошкольного образования, определяют некую общую матрицу – содержание требований к образовательным услугам, качеству, целям и результатам дошкольного образования. Относительно дошкольного детства и возраста ребенка, на первый взгляд, стандарт не может быть приемлем (такое ощущение первое было при разработке Временных требований). Но в процессе их апробации появился вкус творчества, а по мере дальнейшей аттестации, аккредитации, лицензирования ДОУ с течением времени приобрел, мягко говоря, искаженный формализованный характер. Стандарты не могут снизить вариативность ДОУ и навязать единую образовательную программу. Философия новых образовательных стандартов в ДОУ, общеобразовательной и профессиональной школе как раз и состоит в расширении образовательных свобод и услуг, обеспечении образовательной среды для индивидуальной траектории развития личности, для выбора содержательного и технологического контента самореализации, накопления опыта учиться и работать.

5. Назовите основные 6 направлений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Ответ:

Семейная политика детствосбережения;

Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;

Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;

Дети - участники реализации Национальной стратегии.

Равиля Айсеевна Яфарова
Ценностные приоритеты дошкольного образования

Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования является расширение доступности в получении качественного дошкольного образования . Важным шагом в обеспечении этого приоритета является внедрение инноваций в воспитательно-образовательный процесс . Развитие дошкольного образования , переход на новый качественный уровень не может осуществляться без внедрения инновационных технологий, постепенного обновления и совершенствования методов, средств, содержания управления, что в конечном итоге влияет на качество дошкольного образования .

В соответствии с комплексной программой под редакцией Васильевой, коррекционно-развивающейся программой на основе анализа уровня развития детей, и психолого-педагогических условий воспитания и обучения наш детский сад определил на 2013-2014 учебный год следующие задачи в рамках приоритетных направлений деятельности учреждения, соответствующих основным направлениям развития ребенка.

В нашей работе мы выделяем основные приоритеты , одним из важнейших является физическое развитие.

Задачи :

1. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.

2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровье сберегающих технологий.

В нашем ДОУ для физического развития детей и оздоровления используются такие здоровье сберегающие технологии, как утренняя гимнастика, гимнастика после сна, традиционные и нетрадиционные физкультурные занятия, досуги, праздники, подвижные игры на прогулке, обтирание сухой варежкой, ходьба босиком, контрастные воздушные ванны, витаминотерапия. Для выполнения поставленных задач в нашем ДОУ имеется спортивный зал, закуплено спортивное оборудование.

Система оздоровительных мероприятий включает еще :

Выполнение санитарно-противоэпидемиологического режима;

Воспитание у детей санитарно-гигиенических навыков

Организацию питания.

Таким образом , системное внедрение здоровье сберегающих технологий способствует позитивному изменению всех сфер организма у дошкольников :

Улучшению показателей по простудной заболеваемости,

Стабилизации физического, психологического, эмоционального благополучия,

Укреплению барьеров возникновения рецидивов болезни, что в свою очередь улучшает посещаемость и повышает охват плановыми оздоровительными мероприятиями,

Снижению роста хронической патологии,

Улучшению состояния дошкольника .

В целом здоровье сберегающие технологии воспитывают личность с насущной потребностью в здоровом образе жизни .

Так же немаловажное значение имеет социальное развитие.

Задачи :

1. Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

2. Развивать ответственность, контроль над собственными действиями, способность реально оценивать свои и чужие поступки.

В течении трех лет педагогический коллектив детского сада работает углубленно по краеведо - туристской деятельности.

Почему мы решили работать над этой темой?

Проанализировав на педагогическом совете контингент воспитанников и их родителей, проведя анализ кадрового потенциала, выбрали педагогов «мастеров» , которые имеют богатый опыт. Проанализировали состояние материально-технической базы. У на достаточно методической литературы, материал для изображения впечатлений от походов и экскурсий. Имеется спортивная площадка, организован музей. На участке детского сада организована экологическая тропинка, где дети знакомятся с растениями и деревьями села. Расположение домов, леса, пруда позволяет организовать экскурсии, походы.

Каких результатов достигли?

Мы считаем, что данная работа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, к малой Родине, так как они принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств. Дети, подрастая становятся любознательнее, больше интересуются жизнью и историей своего села. Средствами краеведо-туристской деятельности развивается интеллект ребенка, формируются образно-наглядное мышление , творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Большое внимание уделяем проблеме охраны окружающей среды. Показываем и объясняем, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы, учим детей беречь природу.




Стратегия развития дошкольного образования в контексте современных государственных требований (2010-2020 годы)

Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р)

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.10.2010 № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  • Федеральные государственные требования (ФГТ)

по дошкольному образованию




Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р)

  • Внедрение инновационных технологий в образовании, широкое применение проектных методов

  • Конкурсное выявление и поддержка лидеров, реализующих новые подходы в образовании

  • Решение проблем кадрового обеспечения образовательной системы

  • Обновление организационно-экономических механизмов системы образования

  • Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования

  • Осуществление предшкольной подготовки детей, поступающих

в 1 класс
  • Расширение форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных ОУ

  • Более полное использование потенциала семьи в воспитании детей



Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04.02.2010 года)

1. Переход на новые образовательные стандарты.

2. Развитие системы поддержки талантливых детей.

3. Обеспечение системы моральных и материальных стимулов поддержки педагогов, аттестация и постоянное повышение их квалификации.

4. Изменение инфраструктуры ОУ как по форме, так и по содержанию: разработка новых форм проектирования зданий ОУ, нового оснащения для создания психологического и физического комфорта пребывания ребенка в ОУ, безопасность, создание безбарьерной среды (интеграция детей-инвалидов).

5. Сохранение и укрепление здоровья детей (питание, медицинское обслуживание, физкультура и спорт, ЗОЖ, профилактические программы, индивидуальные программы развития здоровья детей, индивидуальный подход к каждому, недопустимость учебной перегрузки детей).

6. Расширение самостоятельности ОУ (составление ОП, финансово-экономическая самостоятельность, создание АУ, поддержка частных ОУ, привлечение к управлению ОУ частных инвесторов, дистанционное образование) –повышается степень свободы и уровень ответственности руководителя ОУ.



Закон Российской Федерации «Об образовании»

1. В РФ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты ,
  • Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Статья 14. Общие требования к содержанию образования

2. Содержание образования должно обеспечивать:
  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • формирование духовно-нравственной личности;

  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

    1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий.

  • 7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.



Документы регионального уровня:

  • Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 03.02.2011 № 184 «О внедрении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на территории Новосибирской области в 2010-2013 г.г.»;

  • Методические рекомендации «о порядке разработки образовательной программы учреждения, реализующего программу дошкольного образования».



Документы учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования:

  • Решение педагогического совета о разработке образовательной программы учреждения (протокол педагогического совета);

  • Приказ о создании временного творческого коллектива по разработке образовательной программы учреждения;

  • Положение о временном, творческом коллективе по разработке образовательной программы учреждения;

  • График работы временного творческого коллектива по разработке образовательной программы учреждения, протоколы заседаний временного творческого коллектива по обсуждению вопросов по разработке образовательной программы учреждения.



Типовое положение о ДОУ (постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 666)

Новые ценностные ориентиры

дошкольного образования:

1. Ранний возраст (новый вид ДОУ)

2. Предшкольное образование (новый вид ДОУ)

3. Расширение прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (совместное образование ), реабилитация детей-инвалидов во всех видах ДОУ

4. Усиление воспитательного потенциала ДОУ

(воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье)

5 . Создание условий в ДОУ для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации

6 .Обеспечение квалифицированной помощи семье

(оказание консультативной и методической помощи родителям).

7. Открытие дошкольных групп на базе образовательных учреждений других типов (при наличии лицензии).



8. Определение 4-х приоритетов развития детей: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое.

9. Расширение режимов работы ДОУ : 12 часов, 8-10 часов, 14 часов, 3-5 часов, 24 часа

(Исключение режима «свободного посещения детьми ДОУ»)

10. Изменение наименования видов групп ДОУ:

группы общеразвивающей направленности

группы компенсирующей направленности

группы оздоровительной направленности

группы комбинированной направленности

11. В группах компенсирующей направленности: (введены дети с аутизмом, определена формулировка УО – легкой степени, умеренной, тяжелой)



Приказ Главного управления образования мэрии города Новосибирска «О внедрении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в городе Новосибирске в 2011 - 2013 годах».

1. Считать 2011 - 2012 годы переходным периодом для внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ к структуре ООП ДО) на территории города Новосибирска.

В течение данного переходного периода образовательным учреждениям предоставляется возможность разработать (либо скорректировать) основные общеобразовательные программы дошкольного образования, реализуемые в дошкольных учреждениях;



Федеральные государственные требования по дошкольному образованию

(ФГТ)

(выполняют функцию государственных образовательных стандартов)

(приказ Минобрнауки РФ № 655от 23.11.2009;

Министерства юстиции РФ рег. № 16299

от 08.02.2010г.)



Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309–ФЗ внес в статью 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» новый пункт 6.2:

6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования (ФГТ).



Документы, обеспечивающие содержание ФГТ (федеральных государственных требований) по ДОУ:

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года).

2. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проходят согласование).

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе ФГТ, в настоящее время проходит апробацию).

4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе ФГТ).



Функции ФГТ по правовому регулированию и обеспечению гарантий прав детей на дошкольное образование:

  • Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) всеми ОУ, имеющими государственную аккредитацию;

  • ФГТ учитывают особенности реализации ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

  • Обеспечивают единое образовательное пространство РФ в условиях модернизации всех уровней образования;

  • На основе ФГТ осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании и государственной аккредитации ОУ;



    Определены пользователи ФГТ : ОУ (ДОУ), органы управления образованием; авторские коллективы, разрабатывающие общеобразовательные программы дошкольного образования (комплексные и по освоению отдельных образовательных областей); ОУ среднего и высшего профессионального образования по подготовке специалистов ДОУ; учреждения повышения квалификации; общественные организации, осуществляющие деятельность в сфере дошкольного образования;



ФГТ повышают ответственность ДОУ за качество и конечный результат образовательной работы – (итоговые и промежуточные результаты освоения Программы) - уровень развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, значимых для семьи, общества и государства и обеспечивающих преемственность основ дошкольного и начального общего образования.




Концептуальные основы ФГТ:

  • Развивающее образование; единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;

  • Научная обоснованность и практическая применимость (соответствие фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; культурно-исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка);

  • Интеграция образовательных областей (взаимодействие содержания образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса);

  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (доступность тем, мотивация);

  • Организация образовательного процесса на адекватных возрасту формах и видах деятельности (ведущий вид деятельности – игра);



- «цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности определены 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:
  • физическое;

  • познавательно-речевое;

  • социально-личностное;

  • художественно-эстетическое.



Структура содержания дошкольного образования

Направления развития (4): Образовательные области (10):

1.Физическое развитие (физическая культура, здоровье)

2.Познавательно-речевое (познание, коммуникация, чтение

развитие художественной литературы)

3. Художественно-эстетическое (музыка, художественное развитие творчество)

4. Социально-личностное развитие (социализация, труд,

безопасность)




Основные виды детской деятельности:

  • Игровая

  • Коммуникативная

  • Трудовая

  • Познавательно-исследовательская

  • Продуктивная

  • Музыкально-художественная

  • Чтение



Реализация образовательной работы в ДОУ

Образовательная работа реализуется: в работе с детьми ; в работе с родителями и включает время, отведенное на:
  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  • самостоятельную деятельность детей;

  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.



Модель организации образовательной деятельности с детьми:

«Совместная деятельность взрослого и детей» :

    образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками;

  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.




«Самостоятельная деятельность детей» -

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2)организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на самостоятельное решение ребенком задач



«Непосредственно образовательная деятельность»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!