Способы развития творческих способностей человека. Творческая деятельность: значение, виды

Введение

Творчество в общем смысле - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Без творчества, на земле не было бы продвижения в науке.

Творчество охватывает все культурные аспекты человеческой деятельности, это и искусство изображения, и музыка, и литература, и скульптура, а так же дизайн и архитектура… нет ни одного предмета, на земле, который не был создан без творческой идеи его создания.

Возможно, будет разумным полагать, что творить способен всякий, но вот степень творчества меняется в очень широких пределах. Творчество таких людей, как Пабло Пикассо, или Бакминстер Фуллер, или Вольфганг Моцарт, или Томас Джефферсон не только есть проявление великого таланта; кроме этого, оно хорошо известно. Существуют, конечно же, и другие творческие гении, но они остаются в неизвестности.

Мы будем опираться на определение творчества как когнитивной деятельности, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Такое определение не ограничивает творческие процессы утилитарными действиями, хотя в качестве примера творческих людей почти всегда приводят создателей какого-нибудь полезного изобретения, рукописи или теории.


Творчество

Творчество – это последовательность следующих психических состояний личности:

1) подготовка мотивов для открытия или изобретения;

2) инкубационный период или выражение мотива безмолвным внутренним состоянием;

3) активность трех составляющих открытой системы Человек: организм, индивидуальность и взаимосвязь Личность-Природа;

4) «инсайт» или психологический резонанс, который характеризуется «озарением», созерцанием и подобными состояниями;

5) осознание продукта. Дополнительным этапом, который можно включить в последовательность психических состояний, является экспериментальная проверка продукта. Результатом творчества является создание новых материальных и духовных ценностей в любой сфере деятельности: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д.

Виды творчества

1. Неосознанное творчество. Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. При определенных объективных и субъективных условиях, таких как образование, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость, неудовлетворенность, извлечение уроков из ошибок и др.), приводят к пику творческого акта - «инсайду», когда в разуме порождается (генерируется) новая идея - научная, философская, техническая или художественная. Обычно к этому ведет нередко долгий путь предварительной работы, во время которой создаются предпосылки для рождения нового.

2. Осознанное творчество. Для творческого мышления важная способность – это оторваться от последовательного логического и образного рассмотрения фактов и выйти за пределы ассоциаций приобретенного опыта. Это позволяет увидеть новое в давно привычном старом. Для этого существует возможность выражения мотива безмолвным внутренним состоянием. В таком случае творчество осуществляется в результате работы обоих полушарий головного мозга, особенно помогает обратная связь нервных токов головного мозга, главными из которых выступают теменная, лобная и височная часть. Наконец, контроль функций периферической нервной системы и знание их влияния на психику добавляет в творческий процесс богатый спектр качеств: от красоты до ценности.

3. Неограниченное осознанное творчество. Пафосом безграничных творческих способностей человека выступают

а) неограниченное расширение спектра «инсайда», критерием которого выступает взаимодействие поля нервной системы с внешней средой;

б) осознание взаимосвязи Личность-Природа;

в) развитие индивидуальности («Я есть»). В первом случае развивается биополе нервных центров и способность управления ими. Во втором случае происходит расширение связи Человек-Природа или расширение границ осознанной энергетики физического организма, душа. В третьем случае, монада «Я есть» накапливает энергию, порождает новый мир или выражается как внутренний двигатель целесообразности для конкретной части Природы. Данные способности открывают для человека новые и новые горизонты для творчества, как вширь, так и вглубь материи, когда нет разрыва системы ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА.

Творчество как процесс творческого мышления

Творчество как дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.

Инкубация - временное отвлечение от задачи.

Озарение - появление интуитивного решения.

Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

1. Вначале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого когда человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.

3. И наконец, наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».

В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая внимание на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]».

4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета-автоморфными».


Преемственность

Творчество, как процесс, первоначально рассматривалось, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению, созерцанию, инсайду и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфическим творческим моментом считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что новое решение возникает в предметной деятельности, доступной дешифровке на основе предыдущего опыта. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К.С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании человека как высшей концентрации духовных сил личности при порождении нового.

Ведическая культура к Творчеству подходила как к акту взаимодействия человека посредством лотосов (другое название – чакры) с Природой. В современном понимании физической проекцией чакр являются нервные центры и их токи.

Настоящее определение Творчества объединяет и развивает данные традиции.

Важнейшей стороной творчества являются мотивы. Мотивы делятся на внешние и внутренние. К первым относятся стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. Сюда же можно отнести "давление обстоятельств", наличие проблемных ситуаций, предъявление задачи, конкуренция, стремление превзойти соперников и т.д. Следование таким мотивам всегда приводит к столкновениям интересов личности, группы людей, сообщества и приводит в той или иной степени социальному поражению. Главное значение для Творчества имеют внутренние мотивы, в основе которых лежит врожденная потребность к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для людей творчески одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чем материальные выгоды. Ведущим мотивом творчества является личностная склонность, заложенная от рождения.

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности:

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество - это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.


Мотивация творчества

В.Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Представитель психоаналитического направления Д.В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.

Творчество связанно с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д.В. Винникотта, творческая деятельность - это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество - это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.


Заключение

Я считаю, что творчество это неотделимая часть человеческой деятельности. Без творческого процесса было бы невозможно развиваться человечеству, не было бы ни новых открытий и изобретений, ни кладезей искусства, которыми гордиться любой культурно развитый человек.

Процесс творческого мышления заложен в каждом с самого рождения, разница заключается лишь в том, что не каждый человек желает развивать свой творческий потенциал.

Творчество не обязательно подразумевает под собой создание шедевров и грандиозных открытий, творчество в большей степени под моим пониманием это развитие человека, человеческих внутренних талантов и возможностей, поиск себя.

По моему мнению, творческой личностью все же себя может назвать далеко не каждый человек, поскольку кто-то привык пользоваться чужими способностями и знаниями, а кто-то добивается всего сам, при этом имеет всегда свой взгляд на происходящее. Творческим людям свойственна восприимчивость, эти люди переживают все события в глубине своей души, поэтому они более ранимы, но с другой стороны творческим людям, намного легче переживать сложные ситуации, благодаря тому, что они могут выхлестнуть все свои негативные или позитивные эмоции через свое творение, например музыкант, сыграет мелодию и вместе с нею выхлестнет все что у него в душе, художник возьмет определенные краски и укладывая их на лист, оставит на нем все, что у него в душе, то же самое и с писателями, поэтами…

Я согласна с тем, что творчество имеет четыре стадии, но иногда оно обходиться и меньшими этапами. Это бывает в тех случаях, если человек не зацикливается на задаче, ведь не всегда создание картины или решение вопроса требует абстрагирования от него.

Да, творчество это дух свободы человека, это взаимосвязь человеческой души с внешним миром, это процесс человеческой деятельности, итогом которого является создание чего-либо нового.

В заключение всего сказанного хотелось бы добавить: «Творите, ведь если в голове отключить творческие процессы, то жизнь пройдет не интересно и скучно!»


Используемая литература и источники

1.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 1946. С. 575.

2.Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Приложение III

3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.

4. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А.Г. Шиманский, Ю.О. Шиманская. – Мн.: Экономпресс, 2000. С. 20.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 166.

6. Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. С. 99.

7. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. С. 43.

8. Юнг К. Г. Психологические типы.

Творчество – неотъемлемый компонент человека. Кто-то выбирает творческий труд за основу своей жизни, другие применяют его время от времени. Что же такое творчество? Как обнаружить и развить в себе творческие способности? Чем отличается творческая личность от обычного человека? Можно ли говорить, что существует психология творчества, выходящая за рамки привычного восприятия? Попытаемся разобраться в этих вопросах вместе.

Что такое творчество?

Творчество - это процесс создания чего-то нового, ранее не встречавшегося в мире. Речь идет не только о произведениях искусства либо архитектурных шедеврах. Это однозначно творчество, но определение данного понятия намного шире. Ведь даже пара написанных строчек в блоге школьницы уже является чем-то новым для этого мира.

Творчество можно рассматривать как в глобальном плане, так и на бытовом уровне.

Бывают следующие виды творчества:

  • Художественное – визуализирует внутренние переживания человека;
  • Декоративно-прикладное – преображает окружающий мир;
  • Музыкальное – позволяет чувствовать ритм и воспроизводить красивые звуки;
  • Научно-техническое – совершает научные открытия и неожиданные изобретения;
  • Философское – сопутствует поискам мыслителей и мудрецов;
  • Социальное – совершенствует правовые, культурные и прочие взаимоотношения в обществе;
  • Предпринимательское – помогает в успешном развитии бизнеса;
  • Духовное – дает идеологические основы общества;
  • Повседневно-бытовое – увеличивает способности человека приспосабливаться к возникающим обстоятельствам;
  • Спортивно-игровое – связано с нестандартным выполнением необходимых тактико-технических элементов.

Есть похожее понятие креативности. Многие считают ее и творчество синонимами. Поскольку эти два слова существуют в русском языке, то правильнее было бы выделить каждому из них свою экологическую нишу. Пытаясь разделить креативность и творчество, определение последнего звучит, как процесс создания чего-то нового. А креативность – это способность человека создавать новое. В первом случае, мы говорим о действии, во втором – о свойстве.

Можно встретить и такую классификацию, где творчество – это более широкое понятие, а креативность рассматривается в качестве направленного творчества, то есть в ответ на определенную потребность.

Например, если девушку бросил молодой человек, и она, рыдая в подушку, пишет стихи – это и будет акт творчества. Если же креативщику рекламного агентства поручат придумать новую зубную щетку, то слезы и стихи ему не пригодятся. Это должен быть готовый продукт, в чем и поможет креативность.

Что такое творческая личность?

Творческая личность – это человек-творец, создающий что-то новое. Причем под «новым» подразумевается не только созидание, но и разрушение, ведь творческий труд порой связан с уничтожением имеющихся форм.

Например, игра в боулинг, когда спортсмен при помощи шара должен разрушить выстроенные кегли, но сам подход к игре может быть очень даже творческим.

Задатки к определенным видам деятельности возникают еще на этапе эмбрионального развития человека, но непосредственно творческие способности появляются уже после рождения. Желательно обеспечить ребенку гармоничное развитие, в том числе и творческий труд. Рисование, танцы, декоративно-прикладное искусство и т.п. Чем многограннее будет развиваться человек, тем ему проще будет адаптироваться во взрослой жизни.

Творчество в психологии занимает особое место, ведь благодаря ему можно исправлять целый ряд психосоматических расстройств. Существует даже такое направление, как арт-терапия – применение элементов творчества в лечебных целях. Это в очередной раз подчеркивает важность данной темы.

Но как понять, что человек имеет творческие способности? Существуют ли признаки, по которым можно определить творческую личность?

Признаки творческого человека

Распознать, что перед нами находится творческая личность можно, как минимум, по семи отличительным признакам:

  1. Возможность видеть больше, чем другие;
  2. Стремление к прекрасному;
  3. Свободное выражение своих эмоций и чувств;
  4. Умение фантазировать;
  5. Склонность к риску и необдуманным поступкам;
  6. Трепетное отношение к своим произведениям;
  7. Следование за своей мечтой.

Творческая личность не поставит материальные блага выше своих фантазий и целей. Многие авторы тратят годы жизни на создание своих произведений, даже не понимая, в конечном счете, смогут ли на них заработать. Психология творчества скорее основана на удовлетворенности результатом либо самим творческим процессом, чем на возможности разбогатеть.

Хотя, не стоит думать, что творческая личность будет ходить без гроша за душой. Талантливые люди могут добиться признания среди своих современников. А занимаясь любимым делом и заработать получится.

Важным свойством, определяющим творчество, является умение видеть то, что скрыто от других людей. Ведь, для того, чтобы создать новое, надо это представить, увидеть в своих фантазиях. Одни смотрят на небо и видят облака, а другие – белогривых лошадок. Все слышат шум мотора, а кто-то распознает в нем начало своей новой музыкальной композиции.

Умение и желание фантазировать определяет творчество во всех его видах и проявлениях. Прежде, чем мастер создаст очередную скульптуру, она должна возникнуть в его голове. И даже новый оригинальный борцовский прием, зачастую, проводится мысленно, а уже потом выполняется и на ковре.

Как развить творческие способности?

Как и любые другие умения, творческие задатки также можно усиливать и развивать. Во-первых, следует понять свои умения и интересы. Во-вторых, больше упражняться в этой деятельности. Например, глупо ходить на танцы, если хочется научиться рисовать или наоборот. В-третьих, никогда не останавливаться на достигнутом и все время совершенствоваться. В-четвертых, окружать себя такими же увлеченными людьми. В-пятых, верить в свои силы и свой талант.

Творчество помогает людям лучше реализоваться, эффективнее справляться с ежедневными заданиями и отличаться от других. Творческая личность всегда добьется успеха, какой бы род деятельности она не выбрала. Именно поэтому стоит всегда развивать свои творческие способности, не пренебрегая ними в пользу других жизненных приоритетов. Человек должен развиваться гармонично и творчество – важная часть этого процесса.

  • Валиахметов Денис Рамилевич , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
  • КРЕАТИВНОСТЬ
  • ТВОРЧЕСТВО
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ЛИЧНОСТЬ

Статья посвящена проблеме роли творчества в профессиональной деятельности. Проблема обусловлена увеличением количества «творческих» профессий, востребованностью креативных характеристик работников в наши дни. Анализируя особенности человеческой деятельности, автор обнаруживает необходимость творческого начала в ее структуре. Значимость творчества в профессии обусловлена, с его точки зрения, динамикой современной жизни, личностной основой современной культуры, продуктивным характером современных профессий, обусловленным растущими потребностями человека и общества.

  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • От чего зависит свобода личности? Субъективные и объективные факторы
  • Методологическая проблема естествознания о подходах к рассмотрению взаимоотношений науки и религии

В настоящее время вопросы творчества обсуждаются многими людьми: специалистами, педагогами, учеными, работниками творческих профессий и другими специальностями.

Проблема творчества в деятельности человека остается актуальной и важной, а от изучения этой темы зависит понимание устройства развития человека и общества, поскольку быстрое развитие общественной системы предполагает увеличение значимости творческого начала в деятельности. Кроме того, появление новых технологий, от которых зависит комфорт и эффективность, это результат творческой деятельности. В наши дни активность человека все больше возрастает в области «технического и социального творчества, созидающего техносферу» .

Существует различные факторы, влияющие на успешность деятельности личности. Такие как состояние здоровья, семейное положение, возраст, уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности; мотивы выбора основной деятельности; адекватность исходных представлений об основной деятельности; характер деятельности; внешние условия организации деятельности; материальная база; уровень квалификации; престижность и, немаловажным является индивидуальные психологические особенности личности.

Многое зависит от того, какое место способности занимают в структуре личности конкретного человека, в системе его жизненных ценностей и как они сказываются на развитии других личностных качеств. Во-первых, в структуре способностей следует выделить интеллект, специальные способности и креативность. Однозначно успешность деятельности связана с относительно специальными способностями. К ним относятся такие способности как: фонематический слух для лингвиста, звуковысотный для музыканта, чувствительность различать цвета для художника и т. п., в общем, они называются сенсорными. Помимо вышесказанного существуют моторные способности – это пластика и тонкая координация движений для спортсменов, танцовщиков артистов цирка и т. п. Невозможно обойтись и без профессиональных способностей. К ним относятся техническое мышление, пространственное мышление, математическое.

Другим важным фактором успешной работы личности является креативность. Креативность обеспечивает создание человеком чего-то нового (прежде всего нового для себя, часто являющегося новым и для других).

Деятельность является творчеством в той степени, в какой ее результат нов. Стремление к новому, или «творчество жизни», иногда проявляется в мелочах, например, из двух магазинов покупатель выбирает тот, в который не заходил раньше. Но выбор может относиться не только к ситуации покупки. В научном творчестве новизна проявляется в работе с новыми сложностями, новыми группами методов или же в рассмотрении известного предмета в новом видении. В узком смысле творчество – это создание продуктов культуры (науки, искусства, техники и другое.).

Творчество это есть превышение исходного уровня деятельности уникальным и весьма эффективным образом.

Очень многие профессии являются по сути творческими. Те профессии, в которых существует возможность продуктивного осуществления профессиональных функций не только на основе усвоенных знаний и навыков. Если сказать другими словами, это те профессии, в которых возможен и просто необходим выход за пределы имеющегося опыта.

Одной из таких профессий является профессия инженера-технолога именно в силу того, что в ней без этого постоянного выхода за пределы имеющегося знания и опыта невозможно внедрять процессы и режимы производства продукции, устанавливать порядок работ, последовательность выполнения трудовых операций. Несмотря на наличие стандартизированных процедур, все предусмотреть в технологическом процессе невозможно. Возникновение нештатных ситуаций требует нестандартных, креативных решений.

Профессия технолога – очень востребованная и очень сложная профессия. Если конструктор решает и творчески создает проект того, что еще не было придумано, то технолог решает, как воспроизвести на заводе это нечто самым доступным простым и дешевым способом быстро и в нужном количестве. Для этого необходимо знать очень много и предусматривать различные тонкости. В этом смысле творческая направленность в данной профессии имеет экстенсивный характер креативности, помогающий оформлять и трансформировать вещественный мир, окружающий нас, преобразовывать физическое пространство. Такой тип креативности больше всего связан с научным и техническим творчеством.

В процессе самоорганизации происходит развитие. В возможности изменить самого себя проявляется способность человека строить эффективно свою жизненную стратегию. Эта эффективность достигается за счет упрощения видов деятельности. Невозможно не отметить, что животные в своей эволюции пошли путем развития специализации органов и систем, что привело к упрощению функции. Человек пошел другим путем. И этот путь сделал необходимым целенаправленное создание средств, которые позволили бы получать продукт, помогающий в деле сохранения человеческой популяции, увеличения безопасности жизни.

Получается, что творчество является неотъемлемой характеристикой человеческого мира. И если творчество исчезает из жизни человека, значит, речь идет о серьезном кризисе. Можно согласиться с мнением, что присутствие творчества в деятельности человека и его личность тесно связаны. Личность невозможна без творческого усилия. И отсутствие творческого начала сказывается негативно не только на результативности, но и на личностном росте. А дефицит ярких личностей может быть признаком неполадок в какой-либо сфере. И можно сказать, что нет большой разницы, занимается ли человек профессиональной деятельностью, или отдает свое время хобби, личным увлечениям. И то, и другое способствует созданию и росту его личности, выработке у него новых способностей и качеств, что, в свою очередь, помогает человеку в профессии.

Список литературы

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  2. Лукманова Р.Х., Столетов А.И. О трансформации понимания творчества в философии // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. № 4.С. 1237-1243.
  3. Симонов В.П., Ершов П.М. Творчество - основа развития. М.: Наука, 1991.
  4. Столетов А.И. Сущность креативности и ее типы // Креативность в пространстве традиции и инновации. Третий Российский культурологический конгресс с международным участием: Тезисы докладов и сообщений. СПб.: Эйдос, 2010. С. 6-7.
  5. Столетов А.И. Творчество как основание личности. Уфа: БашГАУ, 2005. 228 с.

отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении; положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новой ситуации, видение проблемы, видение новой функции известного объекта. Т.Д. – деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способов. Т.Д. – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т. д. служит проблемная ситуация, к-рую невозможно разрешить тра-диц. способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиц. взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками Т. д. являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их обществ, значимости.

При традиц. формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в уч. процессе нек-рую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. п. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает.н. опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет спец. опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник ср. школы, успешно овладевший материалом шк. программы, не справляется в кон. курсными экзаменац. задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.

Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не сможет заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится рассмотреть традиц. пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождения этого нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практич. опыт исследования развивает данную способность.

Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать спец. пед. ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству гл. обр. осуществляется на проблемах, уже решенных обществом и способы решения к-рых уже известны. Поэтому для процесса обучения определение Т. д. требует корректив. Учащиеся только в отд. случаях, на определ. уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создавать новые ценности. Отсутствие обществ, новизны в результатах творчества учащихся не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих обществ, значение, т.е. важных для формирования личности как обществ, субъекта.

Проблемные ситуации можно поставить перед учащимися разл. способами: путем четкой постановки проблемы учителем; путем создания ситуации, в к-рой от учащихся требуется самому понять и сформулировать имеющиеся в ней проблемы; путем создания ситуации с более или менее четко обозначенной проблемой, но по логике поиска решения к-рой ученик должен прийти к новой, дополнит, проблеме, самим им выявленной и предусмотренной при конструировании ситуации. Особым вариантом бывает случай, когда в ходе решения нек-рой задачи ученик самостоятельно обнаруживает новую, не предусмотренную при конструировании ситуации проблему.

Возникновение или наличие одной лишь проблемы не определяет возможности ее решения. Для последнего необходимо осуществить самостоят. поиск, что требует определенных исходных данных, т.е. опоры на известное, что и позволяет реализовать этот поиск. Уч. проблемную ситуацию можно определить как задачу с необходимыми данными в качестве условия. К этим данным ставится вопрос, в том или ином виде формулирующий проблему для последующего решения. Тогда содержанием всякой задачи будет проблема, основанная на противоречии между известным и искомым. В процессе решения этих задач, построенных на необходимости избирательно активизировать уже известные им знания, учащиеся могут самостоятельно проникнуть в более глубокие стороны явлений. В практике обучения необходимо применять и задачи, требующие только выдвижения гипотезы. В данном случае от ученика не требуется обоснованного полного решения. Он должен лишь построить план поиска ответа, к-рый вырисовывается ему пока только гипотетически. Решение этих задач развивает у учащихся умение мобилизовывать имеющееся у них знание и включать его в процесс анализа новых ситуаций, стремление найти новый подход, новый тип решения. Т. о. закладываются ОСНОВЫ Т. д. СМ Михайлов.

Лит.: Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г., Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе, в кн.: Науч. творчество, под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Яро-шевского, М., 1969; Л с p и с p И. Я., Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей, там же; Капица П. Л., Нек-рые принципы творческого воспитания и образования совр. молодежи, ВФ, 1971, №7; Пономарев Я. А., Психология творчества и педагогика, М., 1976; Лук А. Н., Психология творчества, М., 1978.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПСИХОЛОГИЯ

ТВОРЧЕСТВА

Учебное пособие

Акатов Л.И. Психология творчества (составление) – Учебное пособие. – Курск, 2015

В пособии рассматриваются теоретические и психологические основы психологии творчества, специфические особенности творческой деятельности, проблемы одарённых детей и некоторые особенности работы с ними, специфика творческой личности и пути её формирования.

Пособие адресовано студентам, изучающим психологию творчества.

© Курский государственный университет

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ

1. Творчество. Определение творческой деятельности.

2. Творчество как атрибут человеческой деятельности.

3. основные этапы развития психологии творчества.

4. Исторические аспекты развития психологии творчества как научной дисциплины

5. Основные направления исследования творческой деятельности человека.

6. Творчество как необходимость.

7. Спонтанное проявление творчества. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте.

8. Виды деятельности и творчество.

9. Виды творчества. уровни) творчества.

10. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества.

11. Мотивация творческой деятельности.

12. Пути управления творчеством. коллективное творчество и творчество в

коллективе.

13.Факторы, препятствующие творчеству. Творчество и компетентность.

14. Творческая продуктивность и возраст. Творчество и продолжительность жизни.

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

15. Этапы творческого процесса

16. Инсайт как центральное звено решения проблемы.

1 7. Т ворчество как продукт .

1 8. Способности. креативность как личностная способность к творчеству .

19. П онятие “творческие способности”. единица анализа творчества .

2 0. Т ипология творчества .

21. Формы художественно-творческого познания.

22. Познавательные процессы и творчество. процессы ощущения.

23. Восприятие в творческой деятельности. виды и свойства восприятия.



24. В озрастные особенности восприятия и их влияние на изобразительную деятельность детей.

25. Внимание в творческой деятельности.

26. Роль памяти в творческой деятельности.

27. Воображение и творческая деятельность.

28. Воображение как психическая деятельность по созданию новых образов.

29. Возрастные особенности воображения.

30. Мышление и творчество.

31. Творчество и эмоции. Роль эмоций в творчестве.

32. Интеллектуальные «эмоции» или аффективно-когнитивные комплексы.

33. Удивление как побудитель познания.

34. Вдохновение как прилив творческих сил.

35. Удовлетворение, радость, воодушевление в творческом процессе.

36. Сомнение и тревога. Фрустрационные эмоции: разочарование, досада, отчаяние. 37. Творческая личность и ее жизненный путь.

38. Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе.

39. Раннее проявление одаренности (вундеркинды).

40. Пробуждение творческого потенциала и целенаправленное развитие творческих способностей.

41. Методы развития творческого потенциала.

42. Самореализация личности. Потребность личности в самореализации.

ТВОРЧЕСТВО. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В общем определении творчество – это создание нового, оригинального продукта. Творчество – единственный вид деятельности, который делает человека человеком.

Движущая сила человечества – это творческие личности. Выявление таких личностей является насущной задачей психологии, как и разработка теоретических основ творчества.

Психологов, как отечественных, так и зарубежных, проблема творчества занимает уже давно. Однако пик изучения этой проблемы наступил в первой трети XX в. В этот период свои работы публикуют такие авторы, как: Е. Рибо (1901) и А. Пуанкаре (1910) – за рубежом, Д. Н. Овсянико-Куликовский (1902), Б. А. Лезин (1907, 1927), П.К. Энгельмейер (1910),1 А. М. Евлахов (1910, 1912, 1929), И. А. Затуленьев (1915), П. И. Вальден (1916), А. М. Блох (1920), И. И. Лапшин (1922), В. Л. Омельянский (1922, 1923), А. Г. Горнфельд (1923), С. О. Грузенберг (1923, 1924), В. Я. Курбатов (1923), Ф. Ю. Левинсон-Лессинг (1923), В. М. Бехтерев (1924),2 П. И. Карпов (1926), Г. И. Маркелов (1926), А.П. Нечаев (1929), П. М. Якобсон (1934), В. П. Полонский (1934), физиолог В. В. Савич (1921, 1922, 1923) и мн. другие.

В основном эти работы были посвящены либо естественно-философскому осмыслению роли творчества как механизма развития природы и человечества, либо научному и техническому творчеству. Обусловлены они были не потребностями общества в управлении творчеством, а любознательностью отдельных исследователей. Затем вплоть до середины XX в. исследованиям творчества не придавалось существенного значения.

Научно-техническая революция, произошедшая в середине XX в., дала толчок и изучению психологами закономерностей творчества в науке, которая превратилась в производительную силу, существенно влияющую на экономику. На повестке дня встал вопрос о поиске людей, способных к научному и техническому творчеству. Это породило в 1950-х гг., прежде всего в США, многочисленные исследования, направленные на поиск критериев творческих способностей, в качестве которых выступила креативность, путей ее развития и на выявление творческих личностей (креативов). Все эти аспекты можно объединить в проблему управления творчеством.

Другим направлением явилось стремление создать алгоритмы решения творческих задач. Например, Г. С. Альтшуллер (1961, 1973) пытался разработать для изобретателей алгоритм решения изобретательских задач – АРИЗ. Однако процесс творчества, хотя и подчиняется определенным закономерностям, все же носит печать индивидуальности. Великие изобретения рождаются не из схем, а в могучем течении и кипении жизни.

Творчество, особенно научное, художественное, связано с созданием какого-то нового продукта, который оценивается обществом. Поэтому ради пользы для общества, а также личного удовлетворения и престижа творец стремится создать продукт как можно лучшего качества. Но всем ли это удается? «Короленко, Пришвин, даже Куприн – что мешало этим замечательным, умным, страстно творившим людям

встать в один ряд с Толстым, Чеховым, Буниным? – задается вопросом П. Попов (1998).

Даже искусство наименее свободное, сплошь зарегламентированное и подчиненное канону – иконопись – дает возможность почувствовать колоссальную разницу между досками никому не известного богомаза и творением Андрея Рублева или Феофана Грека».

Поэтому В. М. Бехтерев (1924) писал, что для всякого творчества помимо соответственного обучения необходима та или иная степень одаренности. Отсюда: психология творчества неразрывно связана с другой психологической проблемой – способностями, одаренностью творческих деятелей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!