Эмоциональных состояний: аффекты, настроения, чувства. Классификация чувств

Которое возникает у человека в результате реакции на какой-либо объект или ситуацию. Они не статичны и имеют различную силу выраженности. Такие состояния определяют и зависят от данных его характера и психотипа.

Основные эмоциональные состояния: характеристика

Эмоции характеризуются по трем параметрам:

  1. Валентность. Это так называемый тон эмоций: они могут быть отрицательными и положительными. Интересен тот факт, что отрицательных эмоций выделяют гораздо больше, чем положительных.
  2. Интенсивность. Здесь оценивается сила эмоционального переживания. Внешние физиологические проявления имеют тем большую выраженность, чем сильнее эмоция. Этот параметр тесно связан с и ЦНС.
  3. параметр влияет на активность поведения человека. Он представлен двумя вариантами: стеническим и эмоции способствуют парализации действий: человек вял и апатичен. Стенические, наоборот, побуждают к действиям.

Виды

Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются по силе, качеству и длительности проявления:

  1. Настроение. Одно из самых продолжительных эмоциональных состояний. Оно влияет на деятельность человека и может возникать как постепенно, так и внезапно. Настроения бывают положительными, отрицательными, временными и устойчивыми.
  2. Аффективные эмоциональные состояния. Это группа кратковременных эмоций, которые внезапно охватывают человека и характеризуются ярким проявлением в поведении. Несмотря на кратковременность, влияние аффектов на психику очень велико и имеет деструктивный характер, снижая ее способности к организованности и адекватной оценке действительности. Это состояние может контролироваться только личностями с развитой волей.
  3. Стрессовые эмоциональные состояния. Они возникают, когда человек попадает в с субъективной точки зрения. Сильный стресс может сопровождаться аффектом, если был понесен большой эмоциональный урон. С одной стороны, стресс - негативное явление, которое пагубно влияет на нервную систему, а с другой стороны, он мобилизует человека, что иногда позволяет сохранить ему свою жизнь.
  4. Фрустрация. Она характеризуется ощущением трудностей и препятствий, вводя человека в подавленное состояние. В поведении наблюдается озлобленность, иногда агрессивность, а также отрицательная реакция на происходящие события вне зависимости от их характера.
  5. Эмоциональные состояния страсти. Эта категория эмоций вызывается реакцией человека на материальные и духовные потребности: так, сильное желание чего-либо вызывает в нем стремление к объекту, которое трудно преодолеть. В поведении наблюдается активность, личность ощущает подъем сил и чаще всего становится более импульсивной и инициативной.

Вместе с этой классификацией существует и более детальная, которая разделяет все эмоции на 2 категории.

Психологи выделяют 7 основных эмоций:

  • радость;
  • гнев;
  • презрение;
  • удивление;
  • страх;
  • отвращение;
  • печаль.

Суть основных эмоций в том, что их испытывают все люди, которые имели гармоничное развитие без патологий со стороны нервной системы. Они одинаково проявляются (хоть и в различной степени и количестве) у представителей разных культур и социальной среды.

Это обусловлено наличием определенных мозговых структур, которые отвечают за ту или иную эмоцию. Таким образом, определенный набор вероятных эмоциональных переживаний заложен в человеке изначально.

Эмоции – это особый вид психических процессов и состояний, сформированных естественным отбором, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха) значимость воздействующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Все, с чем мы сталкиваемся в жизни, вызывает у нас определенное отношение. Различные явления, объекты вызывают у нас симпатию или антипатию, удовольствие или отвращение, интерес или равнодушие. Таким образом, эмоции предупреждают нас о благоприятствующем или наоборот разрушающем характере каких-либо внешних факторов. Понуждая нас стремиться к приятному и избегать неприятное, пугающее или отвратительное, выделяя потенциально важную для нас информацию (к ней мы испытываем интерес ) от неважной, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения.

1.Аффект – сильное и кратковременное эмоциональное переживание, развивающееся в критических ситуациях и имеющее ярко выраженное двигательное сопровождение. Это, например, ярость, ужас, сильная радость, глубокое горе, отчаяние. Аффект полностью захватывает психику человека, подавляя контроль сознания, и воздействует на двигательные центры коры головного мозга, что приводит к противоположным реакциям: человек либо совершает бурные, часто беспорядочные движения, либо напротив, цепенеет, становится неподвижным и безмолвным. Даже при самом сильном аффекте человек отдает себе отчет в том, что с ним происходит, но одни люди способны овладеть своими мыслями и поступками, а другие нет. Это зависит от уровня эмоционально-волевой устойчивости человека.

2.Эмоции – отличаются от аффектов большей длительностью, и представляют собой реакцию не только на текущие, но также на вспоминаемые или вероятные события. Эмоциональные процессы характеризуются проявлениями: I. удовольствия и неудовольствия. II. напряжения и облегчения. III. возбуждения и успокоения. С точки зрения влияния на деятельность эмоции делятся на стенические (стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека) и астенические (вызывают упадок сил, скованность, пассивность).

Несмотря на широчайший спектр эмоций, существуют фундаментальные , или базовые эмоции; все остальные являются вариантами их сочетаний или вариантами интенсивности их проявления (например, эмоция гнева проявляется от слабого гнева – раздражения, до максимально сильного – ярости.). Базовой называется эмоция, возникшая в результате эволюционно-биологических процессов, имеющая особый способ реагирования нервной системы, проявляющая себя при помощи мимики, оказывающая организующее и мотивирующее влияние на человека. Базовыми являются следующие эмоции:

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (людьми, обстоятельствами, предметами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях, и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации и реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Сложным вопросом является критерий оценки эмоций . Положительными или отрицательными считаются эмоции, которые приятно (или соответственно, неприятно) испытывать. Однако при этом «положительные» эмоции могут приводить в нежелательным последствиям (употребление наркотиков доставляет удовольствие), и наоборот (страх побуждает избегать опасностей). Поэтому наилучшим критерием принято считать следующий: эмоция считается положительной или отрицательной зависимости от того, облегчает ли она конструктивное поведение или приводит к неоправданному расходу психической энергии.

3.Чувства – длительные психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Чувства всегда индивидуальны и обусловлены системой ценностей ориентаций конкретного человека.

Высшие чувства – особая форма переживания; в них заключено все богатство человеческих отношений. Высшие чувства делятся на нравственные (моральные) – переживаемые при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом; интеллектуальные – переживаемые в процессе познавательной деятельности человека. Эти чувства – удивление, любопытство, любознательность, радость от сделанного открытия, сомнение в правильности решения – свидетельствуют о взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов; эстетические чувства – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства – восторг, радость, отвращение, тоску, страдание и т.д.

4.Настроение – самое длительное, или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отражает бессознательную обобщенную оценку того, как в данный момент складываются обстоятельства. Настроения могут различаться по продолжительности; их устойчивость зависит от возраста человека, индивидуальных особенностей характера и темперамента, силы воли и других факторов.

В переживании человеком сильной эмоции участвуют все нейрофизиологические и соматические системы организма. Слабые, неотчетливые эмоции не достигают порога сознания, не осознаются, но физиологические изменения, тем не менее, происходят. Эмоция может быть слабой, но подпороговая реакция – долгой. Именно под воздействием таких эмоций формируются настроения. Длительная негативная эмоция, даже слабая, может быть крайне опасной и привести в конце концов к нервно-психическим и соматическим расстройствам. Поэтому так важно осознавать свое настроение и состояние и анализировать его причины.

Функции эмоций : благодаря эмоциям мы:

отличаем полезное от вредного (отражательно-оценочная функция );

выбираем соответствующее поведение (регулятивная );

находим взаимопонимание с другими людьми (коммуникативная );

показываем свое состояние (сигнальная );

совершенствуемся в определенном виде деятельности (мотивационная ).

Закон Йеркса-Додсона : чрезмерная мотивация снижает эффективность деятельности . Это означает, что если человек слишком серьезно относится с какому-либо делу, если от определенного события, по мнению человека, зависит вся его жизнь (экзамен, собеседование, объяснение в любви, публичное выступление), скорее всего, он потерпит в этом деле неудачу, так как страх и осознание огромной ответственности, значимости каждого его действия дезорганизуют деятельность, провоцируют нерешительность и заторможенность мышления, ослабляют внимание. Поэтому рекомендуется иметь несколько значимых областей деятельности, не ставить свою самооценку в зависимость от своих достижений и тщательно продумывать свои дальнейшие действия после свершения данного события, как в случае удачного, так и в случае неудачного исхода.

Теория эмоций Джемса–Ланге : восприятие какого-либо факта рефлекторным путем вызывает телесные изменения (дыхания, мимики, кровообращения), а наше восприятие этих изменений и есть эмоция. Джемс: «Мы огорчены, потому что плачем, испуганы потому что дрожим». То есть то, что традиционно считается следствием эмоций (физиологические изменения), по мнению Джемса и Ланге, является их первопричиной. Эта теория подтверждается некоторыми фактами, но вызывает ряд возражений.

Психические состояния.

Психическое состояние – это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания. Психическое состояние – это способ организации психических процессов в определенный период времени. Живой организм, стремясь к достижению наиболее благоприятного для него состояния - внутреннего равновесия (гомеостаза), - должен приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится. Это явление определяется понятием «адаптация». Адаптация – это 1) свойство организма, 2) процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, 3) результат взаимодействия в системе «человек-среда», 4) цель, к которой стремится организм. Итак, адаптация – это многоуровневое явление; динамичное сочетание уровней обозначается понятием «функциональное состояние организма». Рассматривая его прежде всего, исходя из особенностей протекания психических процессов, мы определяем его как психическое состояние. Основные классы психических состояний :

личностные (проявляются индивидуальные свойства человека) и ситуативные (появляются особенности ситуации).

глубокие и поверхностные (по степени влияния на переживания и поведение).

положительные и отрицательные (облегчающие или затрудняющие деятельность).

продолжительные и кратковременные.

более или менее осознанные .

Психические состояния можно разделить на две большие группы по определяющей сфере психики: 1). Характеризующие аффективно-волевую сферу (аффективная сфера характеризуется понятиями «удовольствие-неудовольствие», волевая – «напряжение-разрешение») и 2). Характеризующие познавательную сферу (определяется состояниями сознания и внимания «сон-бодрствование».

Психическое состояние зависит от трех компонентов ситуации. Это:

1) потребности, желания и стремления человека и степень их осознания.

2) возможности человека (способности, физический тонус, ресурсы),

3) условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и понимание текущей ситуации).

Соотношение этих детерминант и определяет главные характеристики состояния.

Отрицательные психические состояния

(негативно воздействующие на жизнедеятельность человека):

Стресс – неспецифическая ответ организма на изменение условий среды (автор теории стресса Ганс Селье, 1936 г.). Этот ответ заключается в биохимических изменениях – увеличении коркового слоя надпочечников, уменьшении вилочковой железы и лимфатических желез, точечных кровоизлияний в слизистой оболочке желудка и кишечника. Цель этих изменений – выработка необходимой энергии для приспособления. Селье постулировал, что есть два вида энергии: 1). Поверхностная – доступна по первому требованию, восполнима за счет энергии №2 – глубинной : ее истощение необратимо и ведет к старению и гибели организма.

Стадии стресса : тревога – мобилизация всех адаптационных возможностей организма, резистентная (она же стадия сопротивления ) – сбалансированный расход адаптационных резервов, истощение – без устранения стрессового фактора и\или поддержки извне особь гибнет.

Виды стресса по времени протекания :

кратковременный – бурный расход поверхностной энергии, начало мобилизации глубинной энергии. Если темп мобилизации недостаточен, особь гибнет.

длительный – расход и поверхностной, и глубинной энергии, развитие психических и соматических болезненных состояний.

Виды стресса по воздействию :

физиологический (нехватка воды, кислорода, пищи, рана, неподходящая температура среды и др.) и

психический, который делится на эмоциональный (связан с ситуациями угрозы, опасности, обиды) и информационный (в результате чрезмерного потока информации человек не может принять решение в нужном темпе, особенно при высокой ответственности).

Симптомы психического стресса: ощущение потери контроля надо собой, дезорганизация деятельности, апатия, вялость, повышенная утомляемость, расстройства сна и половой функции, увеличение употребления алкоголя, высококалорийной пищи, психоактивных веществ (кофе, крепкий чай, табак), раздражительность, сниженное настроение, боль в мышцах, изжога, головная боль.

Тревожность – индивидуальная психическая особенность, проявляется в склонности к частым и интенсивным переживаниям тревоги. Тревога – эмоциональный дискомфорт, ощущение неблагополучия, грозящей опасности.

Проявления тревоги : физиологические - учащение сердцебиения и дыхания, повышение давления, снижение порога чувствительности; психологические – напряжение, озабоченность, нервозность, чувство грозящей неудачи, невозможность принять решение. Тревожность – признак неблагополучия личности, ее недостаточной адаптации к окружающей среде. Личностная и ситуативная тревожность измеряется тестом Спилбергера-Ханина.

Фрустрация – (лат «frustratio» - обман, напрасные ожидания) – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. При длительной фрустрации значимых потребностей развивается фрустрационное поведение. Его признаки: двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные реакции, апатия, агрессия и деструкция, стереотипия – слепое повторение поведения, регрессия – возврат в более примитивным формам поведения (для взрослого человека – к подростковым или детским, иногда даже младенческим). При длительном переживании отрицательных Психических состояний, таких как фрустрация или тревога, возможно развитие психологической защиты – это система регуляторных механизмов в психике, направленная на устранение или снижение травмирующих переживаний в ситуациях, угрожающих самооценке (Понятие введено З. Фрейдом). Основные виды психологических защит:

вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний.

идентификация – бессознательное уподобление угрожающему объекту.

рационализация – рациональное объяснение человеком своих действий или желаний, истинные причины которых иррациональны или неприемлемы.

сублимация – преобразование сексуальной энергии в социально приемлемые формы.

проекция – приписывание другим собственных вытесненных мотивов, желаний и черт характера.

Депрессия - болезненное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Субъективно человек в этом состоянии испытывает тяжелые, мучительные переживания и эмоции - подавленность, тоску, отчаяние. Резко снижены влечения, волевая активность, самооценка. Характерно чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности, бесперспективности перед лицом жизненных трудностей. Также при депрессии наблюдаются изменения поведения, такие как: замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость, что приводит к резкому падению продуктивности. Часто в состоянии депрессии человека посещают мысли о самоубийстве. Депрессия не проходит сама собой, и определить ее достаточно сложно. Главное - вовремя обратиться за помощью к специалисту (психотерпевту).

На протяжении многовековой истории исследования эмоциональных состояний пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.

Разработкой подходов к изучению эмоциональных состояний занимались такие психологи как В. Вундт, В. К. Вилюнас, У. Джемс, У. Макдауголл, Ф. Крюгер.

В.Вундт

В.К.Вилюнас

У. Макдауголл

Учения об чувствах или эмоциях -это самая неразработанная глава в психологии. Это та сторона поведения человека,которую труднее описать и классифицировать, а также объяснить какими- то законами.

В современной психологической науке выделяют следующие виды и формы переживания чувств:

  • Моральные.
  • Интеллектуальные.
  • Эстетические.
  • Предметные.

Моральные чувства - это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и к своему собственному. Моральные чувства-это отчужденность и привязанность, любовь и ненависть, благодарность и неблагодарность, уважение и презрения, симпатия и антипатия, чувство уважения и презрения, чувство товарищества и дружбы, патриотизма и коллективизма, чувство долга и совести. Эти чувства порождаются системой человеческих отношений и эстетическими нормами, регулирующими эти отношения.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это радость искания при решении какой-либо проблемы или тяжёлое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить её. К интеллектуальным чувствам относятся также следующие: любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового.

Эстетические чувства - это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости.

Предметные чувства - чувства иронии, юмора, чувство возвышенного, трагического.

Попытки дать более универсальные классификации эмоции предпринимали многие ученые, но каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Так, Т.Браун положил в основу классификации признак времени, разделив эмоции на непосредственные, то есть проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. Рид строил классификацию на основе отношения к источнику действия. И.Додонов в 1978 году отмечает, что создать универсальную классификацию вообще, невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной для решения другого круга задач

Эмоции - (франц. emotion, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - класс психических состояний и процессов, выражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа.

Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Наибольшее значение имеет разделение эмоций на высшие и низшие.

Высшие (сложные) эмоции возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Они появились в результате общественных отношений, трудовой деятельности. Низшие эмоции связаны с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма).

Разумеется, поскольку человек – это неразрывное целое, то и состояние эмоционального тела непосредственно влияют на все остальные тела, включая физическое.

Кроме того, эмоциональные состояния (если точнее – состояния эмоционального тела) могу быть вызваны не только эмоциями. Эмоции довольно скоротечны. Есть импульс – есть реакция. Нет импульса – и реакция исчезает.

Эмоциональные состояния намного более постоянны. Причина текущего состояния может давно исчезнуть, а эмоциональное состояние остается и иногда задерживается надолго. Разумеется, эмоции и эмоциональные состояния неразрывно связаны: эмоции меняют эмоциональные состояния. Но и эмоциональные состояния влияют на эмоциональные реакции, а кроме того влияют на мышление (т.е. ум). Кроме того, свою лепту вносят чувства: они тоже меняют эмоциональное состояние. А поскольку люди нередко путают где чувства, а где эмоции, то простой в общем-то процесс превращается в нечто сложно понимаемое. Вернее так: понять это не сложно – сложно это без подготовки применять на практике, и поэтому (в т.ч. поэтому) у людей с управлением своими эмоциями и эмоциональными состояниями порой возникают сложности.

Можно волевым усилием подавить эмоциональное состояние – это то самое подавление, которое вредно, по мнению психологов, тем более вредно как для человека и как для родителя. Можно себя переключить: искусственно вызвать в себе (или привлечь извне) какой-то другой импульс – отреагировать на него каким-то заранее известным способом – новая эмоция добавит свою струю и приведет к другому эмоциональному состоянию. Можно вообще ничего не предпринимать, но сосредоточиться на проживании текущего эмоционального состояния (этот подход упоминается в буддизме и Тантре). В этом нет ничего нового, и подавлять эмоциональные состояния мы учимся с детства, считая этот процесс контролем эмоций… но это неверно. Все-таки это контроль эмоциональных состояний, и с его помощью управлять собственно эмоциями невозможно.

И вот тут-то и проявляется путаница: человек думает, что пытается контролировать эмоции – но как раз с эмоциями он не работает. В действительности человек пытается работать со следствиями эмоций; но поскольку он не затрагивает причины своего эмоционального состояния, его попытки заведомо будут неэффективными (разумеется, если он не работает с собой и в части выбора эмоций) - в части эмоциональных состояний сложность в том, что наше текущее состояние – это результат сразу нескольких разных причин, разнородных причин. Поэтому сложно выбрать толковый метод саморегуляции (особенно если учитывать только эмоции и не учитывать другие сферы психики). Впрочем, кажется, что при достаточно развитой воле с собственными эмоциональными состояниями работать проще. Ну и не стоит упускать из виду тот факт что причины из сферы чувств – слабо поддаются и контролю и наблюдению, по крайней мере на первых порах.

Таким образом, подходов к классификации и определения эмоций великое множество, эмоции сопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности человека:

· сигнальная функция (сигнализируют о возможном развитии событий, положительном или отрицательном исходе)

· оценочная (оценивает степень полезности или вредности для организма)

· регулирующая (на основе полученных сигналов и эмоциональных оценок он выбирает и реализует способы поведения и действий)

· мобилизирующая и дезорганизирующая

приспособительная функция эмоций - их участие в процессе обучения и накопления опыта.

Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

1) Радость (удовлетворение, веселье)

2) Грусть (апатия, печаль, депрессия)

3) Страх (тревога, испуг)

4) Гнев (агрессия, озлобление)

5) Удивление (любопытство)

6) Отвращение (презрение, брезгливость).

Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных навыков и действий, а отрицательные заставляют уклоняться от вредоносных факторов.

А какие эмоции и эмоциональные состояние испытываете вы в последнее время?

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоцио­нальных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

1. Чувственный или эмоциональный тон - это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, со­провождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устранению или сохранению. Чувственный тон осознается как эмоциональная окраска.

2. Собственно эмоции - психическое отражение в форме не­посредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида.

Традиционным считается деление эмоций на положительные и от­рицательные. Популярной является классификация эмоций по отношению к дея­тельности и соответственно их деление на стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие). Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребностей - биологические, социальные и идеальные эмоции; по характеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворения потребности, - контактные и дис­тантные.

3. Аффект - стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте - это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля за действиями. Аффект оказыва­ет дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции - ступор или хаотичные нецеленаправленные двигательные реакции. Различают нор­мальные и патологические аффекты. Главные признаки патологическо­го аффекта: измененность сознания (дезориентация во времени и про­странстве); неадекватность интенсивности реагирования интенсивно­сти раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.

4. Страсть - интенсивное, обобщенное и продолжительное пе­реживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Причины, вызыва­ющие страсть, могут быть различны - начиная от телесных влечений и
до осознанных идейных убеждений.

5. Настроение - сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причи­ны, вызывающие настроение, многочисленны - от органического само­чувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений
с окружающими. Настроение имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объек­та, но как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произ­ведения эмоциональное сопровождение в форме чувственного фона будет звучать как «прекрасная музыка», а в форме настроения - «у меня
прекрасное настроение» (от музыки). Определенную роль играют индивидуально-личностные особенности (например, гипертимия - склонность к повышенному настроению, дистимия - склонность к пониженному настроению).

При положительных эмоциях усиливается иннервация мышц, расширяются мелкие артерии, увеличивается приток крови к коже. Она краснеет, теплеет. Начинается ускоренное кровооб­ращение, что улучшает питание тканей. Все физиологические отправления совершаются лучше. Человек довольный, в хо­рошем настроении имеет оптимальные условия для жизнедея­тельности всего организма. Радость «раскрашивает человека» (Т.Н.Ланге), делает его красивее, увереннее, жизнерадостнее.

В горести и печали парализуется действие мышц. Они ста­новятся более слабыми. Появляется чувство усталости, перена­пряжения. Человек становится чувствительнее к холоду, ощу­щает недостаток воздуха, вздыхает, «уходит в себя», охотно остается в одной и то же позе. Человек кажется более старым.

Могут быть выделены следующие основные эмоциональ­ные состояния (по К.Изарду - «фундаментальные эмоции» ), каждое из которых имеет свой спектр психологических харак­теристик и внешних проявлений.

Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состоя­ние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующее обучение.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную по­требность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направ­ляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о не­возможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Страдание имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции.

Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания, гнев имеет стенический характер (т.е. вызывает подъем, хотя и кратковременный, жизненных сил).

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызы­ваемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуни­кация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологи­ческими, нравственными или эстетическими принципами и установ­ками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение - желанием «избавиться от кого-либо или чего-либо».

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникаю­щее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласо­ванием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизнен­ными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие приня­тым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Одно из следствий презрения - деперсонализация индивида или группы, к которым оно относится.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмо­цию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможно­го неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного) прогноза. Можно напомнить народную поговорку: «У страха глаза велики».

Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Согласно тра­диции отечественной психологии, принято выделять чувства как осо­бый подкласс эмоциональных процессов. Чувство переживается и об­наруживается в конкретных эмоциях. Однако, в отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства вы­деляют в окружающей действительности явления, имеющие стабиль­ную потребностно-мотивационную значимость. В содержании домини­рующих чувств человека выражаются его установки, идеалы, интере­сы и т. д.

Итак, чувства - это устойчивые эмоциональные отношения, выс­тупающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченностъ» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.

Одним из состояний человека является стресс. Стресс - состояние эмоционального и поведенческого расстройства, которое связано с неспособностью человека целесообразно действовать в нестандартных для него ситуациях. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку (Г. Селье, 1963).

Стресс протекает в три фазы:

Фаза тревоги (ощущение опасности, трудности);

Фаза сопротивляемости (когда мобилизуются все защитные силы организма);

Фаза истощения (когда человек ощущает, что силы его на исходе).

Стрессы, если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Стресс сравнивают с тяжелым недугом. Частые стрессовые ситуации «репрессируют» эмоциональный аппарат человека, развиваются специфические «болезни социальной адаптации». К их числу относят ряд так называемых психосоматических заболеваний - прежде всего гипертоническую болезнь, язвенную болезнь желудка и др. Перенапряжение в одной сфере и недогружешюсть
в другой приводят к перекосам в системе саморегуляции, что, в свою очередь, ведет к
заболеваниям, раннему старению. «Стресс - это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете», - говорит Ганс Селье - отец теории стресса . Многие люди сами являются виновниками стресса, допуская крайний беспорядок в своей работе (и, как правило, сваливая за это вину на других). Они постоянно нервничают, не находя нужные им вещи, паникуют, вспоминая вдруг о несделанном, растрачивают свою энергию, хватаясь то за одно, то за другое, хронически опаздывают.

Профилактика стресса у сотрудников должна занять важное место в деятельности
менеджера любого уровня. У каждого из нас своя «аптечка для души». Специалисты считают, что эффективный антистрессор - сильная социальная среда. Однако, как правило, люди, попав в трудную сигуацию, избегают тех, кто им может помочь, замыкаются, предпочитая справляться со сложностями сами. К профилактике дистресса можно отнести умение сменять, нагрузки отдыхом и физическими упражнениями. Стресс от рухнувшей надежды тяжелее, чем стресс от тяжелой мышечной работы. Особенно важно позитивное общение с людьми, которых мы любим и которым доверяем, которые обладают чувством эмпатии (эмоциональный отклик на переживания других людей).

Кроме всего этого, нужно научиться управлять своими эмоциями. Ведь в состоянии
эмоционального возбуждения человек иногда утрачивает свое главное свойство - быть
партнером по общению. Лучше всего начать с мелочей: воспитывать способность ждать,
выдержку и терпение. Стоит также научиться не попадать в ситуации, которые выводят нас из себя, приводят к раздражению и ярости.

Таким образом, совершенствование эмоциональной сферы дает вам возможность лучше управлять своим поведением и эффективно воздействовать на других людей.

Т. Холмс и Р. Раз (Т. Ноте, К. Капе, 1967) разработали перечень типич­ных жизненных ситуаций , которые вызывают стресс. Наиболее стрессогенной оказалась ситуация смерти супруга (100 бал­лов), однако за такими, безусловно, негативными ситуациями, как тю­ремное заключение (63 балла) и травма (53 балла), следуют позитивные и даже желательные ситуации, например вступление в брак (50 баллов) или рождение ребенка (40 баллов).

Важнейшим фактором благополучного преодоления стресса явля­ется уверенность в том, что ситуация остается под контролем. В одном из экспериментов две крысы одновременно получали болезненные уда­ры током. Одна из них никак не могла повлиять на ситуацию, в то время как другая, дернув за кольцо, «контролировала» болевое воздействие. На самом деле сила и продолжительность электрического удара были идентичны для обеих участниц опыта. Однако у пассивной крысы раз­вивалась язва желудка и снижался иммунитет, а активная сохраняла устойчивость к действию стрессора. Аналогичные данные были полу­чены и для людей. Например, служащие, которым было позволено орга­низовывать пространство офиса по своему усмотрению, в меньшей сте­пени подвергались разрушительному действию дистресса, чем те, кто работал в раз и навсегда созданном окружении.

21. Эмоциональные состояния В психологии выделяют ряд основных эмоциональных состояний

1. Радость. Это эмоциональное состояние, имеющее яркую положительную окраску. Оно связано с возможностью вполне удовлетворить актуальную текущую потребность в условиях, когда вероятность этого до данного момента была невелика или, по крайней мере, неопределенна. Радость относится к стеническим эмоциям.

2. Страдание. Отрицательное эмоциональное состояние, являющееся антиподом радости. Страдание возникает при невозможности удовлетворения актуальной потребности или при получении информации об этом, при условии, что до настоящего момента удовлетворение этой потребности представлялось достаточно вероятным. Форму страдания часто принимает эмоциональный стресс. Страдание является астенической эмоцией.

3. Гнев. Отрицательное эмоциональное состояние. Чаще всего протекает в виде аффекта. Вызывается, как правило, возникновением непредвиденного серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания гнев имеет стенический характер – он позволяет мобилизовать все силы на преодоление препятствия.

4. Страх. Отрицательное эмоциональное состояние. Оно возникает при реальной, предполагаемой или воображаемой угрозе жизни, здоровью, благополучию субъекта. В отличие от эмоции страдания, вызываемой реальным отсутствием возможности удовлетворения потребности, переживание страха связано лишь с вероятностным прогнозом возможного ущерба. Носит астенический характер.

5. Интерес. Положительное эмоциональное состояние, способствующее познавательной деятельности: развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес мотивирует обучение. Это стениче-ская эмоция.

6. Удивление. Эта эмоция нейтральна по знаку. Она является реакцией на внезапно возникшую ситуацию или объект в случае отсутствия информации о характере данного объекта или ситуации.

7. Отвращение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в случае контакта с объектами, вызывающими резко негативное отношение субъекта на любом из уровней – физическом, нравственном, эстетическом, духовном.

8. Презрение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в межличностных отношениях, т. е. объектом презрения могут быть только другой человек или группа людей. Данное эмоциональное состояние является следствием неприемлемых для субъекта взглядов, установок, форм поведения объекта, расцениваемых субъектом как недостойные, низменные, не соответствующие его представлениям о нравственных нормах и эстетических критериях.

9. Стыд. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает при осознании субъектом собственного несоответствия ситуации, ожиданиям окружающих, а также несоответствия своих помыслов, поступков, форм поведения своим же нравственным и эстетическим нормам.

Из книги ЧАВО автора Протопопов Анатолий

Из книги Турбо-Суслик. Как прекратить трахать себе мозг и начать жить автора Леушкин Дмитрий

Обработка эмоциональных состояний Следующей важной частью Фазы 1 является работа со шкалой эмоций. Вам предстоит обработать с помощью «Обработай это» список эмоций и эмоциональных состояний, который базируется на так называемой эмоциональной шкале «AGFLAP-CAP» Лестера

Из книги Практическая интуиция в любви автора Дэй Лора

Глава 1. Развитие состояния любви из состояния удовольствия Вернёмся назад: вспомним первое упражнение.Помните упражнение, предложенное в самом начале книги? Возможно, когда вы только приступили к его выполнению, оно показалось вам слишком простым. Что может быть проще –

Из книги Измененные состояния сознания и культура: хрестоматия автора Гордеева Ольга Владимировна

Гордеева О. В ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли Теория Келли представляет когнитивный подход к личности. Келли предположил, что наилучшим образом поведение человека можно понять, считая его исследователем. Подобно

Из книги Психотехнологии измененных состояний сознания автора Козлов Владимир Васильевич

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

Эмоциональные состояния, вызванные неудовлетворенными потребностями Гнев.Гнев - это не то чувство, от которого можно отмахнуться, он захлестывает как волна. Гнев часто маскирует другие эмоции, за ним может скрываться печаль, разочарование, усталость, меланхолия,

Из книги Возрастная педагогика и психология автора Склярова Т. В.

II. Краткая характеристика основных используемых в педагогике и психологии схем возрастной периодизации Прежде чем приступить к данному разделу, сделаем две оговорки.Во - первых, нами описывается здесь лишь один аспект из богатейшего научного наследия каждого из

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 8 Коммуникативные эмоциональные состояния Общение связано с эмоциональным реагированием субъектов общения на получаемую информацию, на различные формы воздействия и на проявление своих чувств друг к

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

13.3. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенные в

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

15.6. Диагностика эмоциональных состояний и их проявлений в общении Тест «Деловые ситуации» рисуночный. Модификация Н. Г. Хитровой. Тест является модификацией ассоциативно-рисуночного теста С. Розенцвейга. Автор создала типологию реакций на фрустрацию, к-рая положена в

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

61. Эмоциональные состояния В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия и т. д.Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но

Из книги Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса автора Копытин Александр Иванович

2. Арт-терапевтические приемы, направленные на содержательную переработку травматического опыта и связанных с ним эмоциональных состояний Упражнение № 7. Пейзажи эмоционального состояния В некоторых жизненных ситуациях человеку бывает трудно выразить и понять свои

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!