Индивидуальная работа с родителями в доу. Методическая разработка на тему: «активные формы и методы работы с родителями в современном доу

«АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ДОУ»

Биганина Наталия Викторовна, МБС(К)ОУ С(К) НШ-ДС №3, воспитатель, Саха (Якутия) г. Нерюнгри.

Аннотация

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»(2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010года»).

Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому, в 2009 году, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Активные формы и методы работы с родителями в современном ДОУ».

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я решила вести по следующим направлениям.

  • Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
  • Информационно – аналитическое.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, дефектолог, педагоги дополнительного образования, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так:

  • Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  • Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  • Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  • Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью в своей работе я решила использовать активные формы и методы работы с родителями:

Посещение семей воспитанников на дому;

Общие и групповые родительские собрания;

Консультации;

Занятия с участием родителей;

Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

Совместные экскурсии;

Дни общения;

Дни добрых дел;

Дни открытых дверей;

Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

Оформление фотомонтажей;

Совместное создание предметно – развивающей среды;

Утренние приветствия;

Работа с родительским комитетом группы;

Беседы с детьми и родителями;

Тренинги;

Семинар – практикум;

Родительские гостиные;

Телефон Доверия;

Почта Доверия;

Семейный вернисаж.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

  1. Шарыгина Т.А. «Моя семья. Методическое пособие». Издательство: Сфера -2012.
  2. Мерзлякова Е.Л. «Как правильно общаться с ребёнком. Уроки родительского мастерства». – СПб: Речь, 2007.
  3. Райгородский Д.Я. «Родители и дети». – Самара: Издательство: Дом БАХРАХ-М, 2003.

Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с родителями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Как мы уже говорили, задачами детского сада являются: установление единства в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей, изучение и распространение передового опыта семейного воспитания, ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Следовательно, формами работы детского сада с родителями детей в дошкольном возрасте будут являться:

1. Традиционные формы работы;

2. Нетрадиционные формы работы.

Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны. Рассмотрим их. Презентация детского сада. Поступление ребёнка в детский сад - очень важный момент для каждой семьи. Презентация детского сада - это праздник знакомства новых детей и их родителей с детским садом, коллективом, помещениями, программами, по которым работает детский сад. Основная задача - с первых минут общения вызвать у ребёнка радость, сформировать в сознании родителей положительный образ детского сада, продемонстрировать настрой на взаимодействие и взаимопроникновение в проблемы друг друга. Это мероприятие требует большой подготовки, но приносит огромную отдачу, облегчает процесс адаптации ребёнка к детскому саду, снижает уровень родительских тревог и опасений по поводу пребывания ребёнка в детском саду.

Родительские собрания. Одна из наиболее традиционных форм работы с родителями. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей.

Правила проведения родительского собрания:

Родительское собрание должно быть основательно подготовлено. За две недели до собрания вывесить в вестибюле группы объявление с указанием темы, даты и времени его проведения, подготовить для родителей буклеты с кратким содержанием собрания. Продумать все организационные моменты: от расстановки мебели до возможных вопросов со стороны родителей. Нельзя сажать родителей на детские стульчик, а педагогов и администрацию - на обычные. Общение должно проходить на одном уровне.

Предложить родителям приготовить выступление на определённую тему. Организовать присутствие на собрании заведующего, старшего воспитателя, педагогов, работающих с детьми, чтобы придать мероприятию значимость; установить эмоциональный контакт с родителями, продемонстрировать заинтересованное отношение администрации к проблемам воспитания и обучения детей.

Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании - активные участники и партнёры в обсуждении проблемы. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с озвучиванием правил, необходимых для выполнения родителями.

Педагоги группы должны с уважением относиться к родителям, принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспитания.

Обязательно наличие обратной связи, обсуждение итогов собрания с родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития ребёнка.

Семинары и консультации для родителей. Цель семинара и консультации - повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей. Их тематику можно определить, проанализировав родительские потребности и интересы, например путём анкетирования. Консультация и семинары могут проводиться фронтально для группы родителей, которых заинтересовал тот или иной вопрос, или индивидуально. Их цель - помочь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребёнка .

Наглядный материал. Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета.

Информационный стенд для родителей «Визитная карточка детского сада» в холле, на котором представлены следующие сведения:

1. Лицензия на осуществление образовательной деятельности;

2. Фамилия, имя, отчество заведующего, часы приёма родителей;

3. Наименование и телефон вышестоящей организации;

4. Направления деятельности детского сада: краткая характеристика групп, программ, перечень дополнительных услуг;

5. Информация о кадрах;

6. Дипломы и грамоты детского сада.

Информационные стенды в группах предназначены для обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, знакомства родителей с планами работы на ближайшее время, распространение педагогических знаний.

На стенде могут быть представлены: фамилии, имена и отчества всех педагогов, которые работают с детьми этой группы, время, когда они могут побеседовать с родителем о ребёнке; режим дня; расписание занятий; план мероприятий на месяц; объявления; меню на день и т.д.

Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть: - эстетично оформлены;

Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей;

Буклеты, листовки, памятки

Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней удобное время. В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы детского сада, например по художественно-эстетическому воспитанию, о дополнительных услугах и т.д. Можно использовать фотографии детей и педагогов, стихотворения о детском саде.

Листовки - это короткая информация о конкретном мероприятии, приглашение на открытое занятие и т.п. Желательно, чтобы информационная листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей.

Памятки познакомят родителей со сводом определённых правил с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и детского сада, например в вопросах адаптации ребёнка к детскому саду.

Внутренняя газета детского сада посвящается определённой теме, например здоровью детей, игровой деятельности, обучению грамот е, развитию творческих способностей и т.д.

В газете есть постоянные рубрики:

1. Взрослым о детям;

2. Консультации специалиста;

3. Детские новости;

4. Говорят малыши;

5. Наши достижения (об успехах детского сада).

Выпуск газеты требует серьёзной работы творческой команды педагогов детского сада, определённых материально-технических затрат. Газета должна выходить регулярно.

Педагогические беседы с родителями. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Посещение семьи. Воспитатель своей группы должен посетить семьи своих воспитанников. Целью посещения семьи воспитанника может быть поддержка успехов ребёнка, развитие контактов с семьёй, изучение опыта семейного воспитания или совместное обсуждение значимых для семьи и детского сада служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи.

Дни открытых дверей - это форма взаимодействия с родителями, открывающая дверь в мир детского сада. В этот день коллектив детского сада предъявляет семьям воспитанников свои достижения. Родители (и другие члены семей) знакомятся со службами дошкольного образовательного учреждения; программой его развития и образовательной программой, в соответствии с которой осуществляется воспитательно-образовательный процесс; наблюдают специально организованные занятия с детьми, а также включаются (при поддержки воспитателей) в разнообразную совместную с детьми деятельность. В этот день важно познакомить семьи со сложившейся в детском саду системой просвещения и образования родителей (целями, содержанием, формами, методами работы) и пригласить к взаимодействию в различных образовательных направлениях: физкультурно-оздоровительном, художественно-эстетическом, эколого-краеведческом и др.

«День открытых дверей» актуален в начале цикла взаимодействия детского сада и семьи. По мере того, как детский сад вместе с семьёй будет стремиться к развитию взаимодействий, переходить с одного на другой качественный уровень, «День открытых дверей» преобразуется в постоянные открытые отношения детей, родителей и педагогов.

Переписка педагогов и родителей. Очень часто родители спешат на работу, вечером торопятся домой и поэтому беседа воспитателя с родителями как таковой не получается. Кроме того, многие специалисты (психолог, логопед, медсестра) заканчивают свой рабочий день раньше, чем некоторые родители могут забрать своего ребёнка из детского сада. В таких условиях единственной возможностью общения со специалистами становиться письменная форма диалога - записка, личный блокнот (тетрадь), письмо, благодарственное письмо, открытка. Письменное обращение - это не просто исписанный лист бумаги, а руководство к действию для родителей, постоянно находящееся под рукой. Письменное обращение гарантирует конфиденциальность информации о проблемах семьи. Ответ педагога при этом более точен и конкретен, обращён к конкретной семье.

Записка - это письменное обращение, выраженное в краткой, лаконичной форме. Записка-просьба указывает на потребность в деловом общении по решению различных вопросов. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям воспитанника, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребёнка в детском саду, о любимых занятиях, отношениях со сверстниками и другую важную информацию.

Личный блокнот (тетрадь)- это письменная форма еженедельного обмена информацией между детским садом и семьёй. Такие блокноты (тетради) могут каждый день курсировать между детским садом и семьёй. В них родители могут сообщать воспитателям об успехах ребёнка в разных сферах деятельности, особых семейных событиях (поездках, дне рождении, посещение театра) и др.

Благодарственное письмо- это обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении, каких-либо мероприятий в детском саду (экскурсий, праздников, акций, конкурсов, мастер-классов), а также за сотрудничество в воспитании и обучении детей.

Открытка - это форма письменного поздравления с достижениями ребёнка, а также с праздниками (в том числе семейными) и профессиональными успехами родителей воспитанников.

Такое разнообразие форм письменного общения воспитывающих взрослых предоставляет обеим сторонам (семье и детскому саду) возможность затронуть различные стороны жизни ребёнка в детском саду и дома. Письменное сообщение воспитателя может быть прочитано дома в семейной обстановке. В его обсуждении принимают участие все члены семьи, проживающие с ребёнком; это позволит эффективно влиять на установление единых требований к дошкольнику дома, а также согласовать их с требованиями общественного воспитания.

Анкетирование. Одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам работы детского сада. Анкетирование помогает педагогическому коллективу получить наиболее полную информацию по определённым вопросам, проанализировать её и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. С другой стороны, анкетирование помогает родителям серьёзнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребёнком и др.

Анкетирование давно и прочно вошло в работу детского сада, у такой формы взаимодействия с родителями есть плюсы:

1. Быстрое получение информации по какой-либо проблеме;

2. Достоверность информации;

3. Возможность охватить всех родителей.

Анализируя ответы родителей, педагоги получают информацию о семье, запросах и ожиданиях родителей по отношению к детскому саду, об особенностях ребёнка, о готовности родителей взаимодействовать с педагогами по тем или иным вопросам воспитания, качестве питания и др.

В анкете обязательно должны присутствовать:

1. Вежливое обращение к родителям;

2. Краткое вступление с обозначением цели анкетирования;

3. Вопросы, при необходимости варианты ответов на них;

4. Благодарность за взаимодействие в конце анкеты .

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду

Дошкольное образовательное учреждение - это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители.

Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, как организатор и координатор деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Стоит отметить что, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы глубоко не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми, положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольного учреждения.

Партнерское взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников предполагает: - взаимо помощь,

Условия успешной работы с родителями:

  • изучение социального состава родителей, уровня образования, социального благополучия, выявление семей группа риска;
  • дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • целенаправленность, систематичность, плановость;
  • доброжелательность и открытость.
  • Формы взаимодействия с семьей.

Среди традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи выделяют:

  1. Знакомство с семьей : встречи-знакомства, анкетирование семей.
  2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса : дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
  3. Образование родителей : проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов.
  4. Совместная деятельность : привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Остановимся более подробно на нетрадиционных формах взаимодействия с родителями воспитанников, которые являются наиболее актуальными. Среди нетрадиционных форм работы с родителямиможно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационноаналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов

родителей, уровня их педагогической грамотности

⁻ Проведение социологических опросов

⁻ Анкеты

⁻ Индивидуальные беседы

⁻ Картотеки «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства)

⁻Переписка по электронной почте

Познавательные

Ознакомление родителей с

возрастными и

психологическими

особенностями детей

дошкольного возраста.

Формирование у родителей практических

навыков воспитания

⁻ Семинары-практикумы

⁻ Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

⁻ Мини-собрания

⁻ Педагогическая гостиная

⁻ Устные педагогические журналы

⁻ Исследовательская, проектная деятельность

⁻Интернет-журнал

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами,

⁻ Совместные досуги, праздники

⁻ Интерактивные досуговые мероприятия

родителями, детьми

⁻ Выставки работ родителей и детей

⁻ Семинары

⁻ Мастер-классы

⁻ Дни добрых дел

⁻ Турниры знатоков

Наглядноинформационные: информационно-

ознакомительные; информационнопросветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения,

особенностями

воспитания детей.

Формирование у родителей знаний о

воспитании и развитии

⁻ Буклеты

Электронные газеты

⁻ Дни (недели) открытых дверей

⁻ Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

⁻ Выпуск стенгазет

⁻ Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности

⁻ Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду

Ниже представлены некоторые формы проведения нетрадиционных родительских встреч в детском саду:

"Педагогическая гостиная"

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель-ребенок-детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что воспитатель ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких встречах подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Педагогическая конференция»

При подготовке мероприятия поводится подготовительный этап, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций.

За две недели до встречи родителям раздаются материалы на определенную тему, воспитатель просит прокомментировать то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, встреча во второй младшей группе может быть посвящена теме

«Кризис 3-х лет».

Родителям предлагается прокомментировать несколько высказываний классиков: как они понимают это высказывание, затем родители и педагоги дают свои советы по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»

«Педагогическая конференция - аукцион»

«Семинар-практикум»

На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

Заранее определяется тема встречи и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители или приглашенные специалисты. Например, если встреча посвящена теме детских страхов, то в качестве ведущего такой встречи будет выступать педагог-психолог. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления, могут обыгрываться небольшие ситуации.

«Душевный разговор»

Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов. Особенность такой встречи в том, что в конце общения родителям не дают конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, тема встречи «Ваш ребенок - левша». С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей, и установить какая степень леворукости у ребенка - слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. В конце такой встречи, необходимо продумать в какой форме будет происходить рефлексия (получение обратной связи): это может быть анкетирование, обмен мнениями и впечатлениями от встречи и т.д.

«Мастер-класс»

На такой встрече участники дают друг другу практические советы, показывают ролевую сценку, демонстрируют практические навыки (например, воспитатель может показать родителям, как изготовить дидактическое пособие своими руками, как играть в ту или иную игру) и т.д.

«Ток-шоу»

Встреча, организованная в такой форме подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения.

На «Ток-шоу» могут выступать родители, воспитатели, можно пригласить специалистов. Например, тема встречи «Домашние питомцы - плюсы и минусы», участники встречи произвольно делятся на две подгруппы, одна из которых отстаивает мнение о том, что если в доме есть домашние питомцы, то это - хорошо, а другая - мнение что, если в доме есть домашние питомцы, то это - плохо.

Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила.

«Тренинг»

Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др.

Также родительские тренинги могут готовиться в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.

«Игровое моделирование»

Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций семейного воспитания, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др. Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.

Методы активизации родителей:

На родительских встречах нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

«Мозговой штурм» - это метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» - этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений» - такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить.

Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, встреча на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

«Коллективная запись» - каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен?», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. При этом вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда?

Этот метод подходит для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии. Можно также объединять эти вопросы между собой, чтобы получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 4 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители могут увидеть и нестандартные пути их решения.

«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №32 муниципального образования

Тимашевский район

«Работа с родителями в детском саду»

Выполнила:

Ст. воспитатель Жукова Н.Г.

ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

В соответствии с Законом «Об образовании» и «Типовым положением о ДОУ», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.

Поэтому необходим единый курс на создание единого образовательного пространства, как в семье, так и ДОУ.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокий ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Всю работу с родителями в детском саду можно свести к следующему:

Изучение потребности родителей в образовательных услугах,

Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Основная цель и задачи

Взаимосвязь семьи и детского сада - один из важнейших факторов повышения воспитания подрастающего поколения.

Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога, который поможет родителям теоретические знания преобразовать в практику радостного общения с ребенком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух составляющих – семьи и ДОУ.

Моя работа с семьями дошкольников организуется на основе следующих принципов:

Параллельности воздействия детского сада и семьи на детей,

Взаимодополнения воздействия детского сада и семьи на детей,

Организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду и семье.

Цель работы: раскрыть актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников

Установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,

Разработать интерактивные формы работы с родителями,

Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.

Этапы работы по этой теме:

    Изучение литературы по данному вопросу,

    Знакомство с современными подходами и формами взаимодействия семьи и ДОУ,

    Разработка новых интерактивных форм работы с родителями.

    Анкетирование родителей.

    Анализ результатов работы.

Особенности взаимодействия между педагогом и семьей

«Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие - универсальная форма движения , развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы».

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

По мнению Т.А.Куликовой, взаимодействие представляет собой способ организации совме­стной деятельности, которая осуществляется на основании соци­альной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодей­ствия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отно­шений людей, от положения взаимодействующих.

Как отмечает Т.А.Куликова, главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивиду­альных проблем, в оптимизации его развития.

Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и учреждения. Наиболее оптимально они складываются, если обе сторо­ны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ре­бенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хо­рошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необхо­димо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, созда­вать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним вни­мание родителей.

По мнению авторов: Агавелян М.Г., Даниловой Е.Ю., Чечулиной О.Г., в повседневном общении воспитатель и родители часто упускают из вида положительные особенности ребёнка и сосредоточиваются в основном на его отрицательных проявлениях.

Т.А.Куликова предостерегает педагогов от такой типичной ошибки, как сообщение родителям о негативных особенностях воспитанника, которая может спровоцировать недоверие к педагогу, на фоне которого дальнейшие совместные действия взрослых будут невозможны. Скорее всего, родители начнут жалеть своего ребёнка, вынужденного общаться с таким «плохим» воспитателем.

Поэтому внешняя цель первого этапа взаимодействия педагога с родителями - «перестановка акцентов», а внутренняя - установление доверитель­ных отношений с родителями.

Второй и третий этапы установления доверительно-деловых контактов с родителями показывают, насколько условным является выделение интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон общения. Вступление в контакт, установление взаимоотношений, налаживание взаимодействия невозможно без обмена информацией, т.е. интерактивная сторона тесно переплета­ется с коммуникативной.

На втором этапе установления доверительно-деловых контактов педагог может передать родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях). При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить. Помимо внешней цели - знакомства родителей с особенностями ребенка, проявляющимися в отличающейся от семьи социальной среде, - существует внутренняя цель: сформи­ровать у родителей установку на сотрудничество.

Четвертый этап установления доверительно-деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях лич­ности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспита­ние, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие. При этом внешняя и внутренняя цели совпадают и состоят в изу­чении и формировании личности ребенка на основе пересмотра существующих стереотипов воспитания и достижения в нем единства всех воспитывающих взрослых

Т.А.Куликова отмечает, что доверие родителей к педагогу должно основываться на уваже­нии к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспи­тания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных ка­честв (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Таким образом, я пришла к выводу, что отношения педагога с родителями должно осуществляться на основе сотрудничества и доверительных отношений друг к другу.

Посмотрим, какие условия необходимы для организации взаимодействия педагога с родителями.

Условия, необходимые для организации взаимодействия детского сада и семьи

Как утверждает Т.А.Куликова, «Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой» .

Охарактеризуем, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

По мнению Т.А.Куликовой, придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

Рассмотрим, какие формы общения педагога с родителями существуют.

Формы общения педагога с родителями в детском саду

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Презентация дошкольного учреждения

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Педагогический совет с участием родителей

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Ход педсовета

Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.

Анкетирование родителей.

Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.

Подведение итогов анкетирования.

Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.

Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

Посещение семьи

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

Цель первого посещения семьи - выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т. д.

Есть другая форма посещения семьи - обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т. д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи (приложение 5).

Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Тематические консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

Групповые собрания родителей

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.

По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

"Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Конференция с родителями

На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Пример 1. Конференция для мам "Поговорим о маме".

Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.

Обыгрывание ситуаций - конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.

Пример 2. Конференция для пап "Самый дорогой мой человек".

Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова ведущего для прослушивания предлагается запись бесед с детьми детсада о папах (дети отвечают на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам?).

Мнения психолога, логопеда, учителя по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах.

Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях. Например: "Пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит программу "Спокойной ночи, малыши", и вдруг гаснет свет. .. Не ложиться же спать без сказки?" Расскажите ребенку сказку "Колобок" или "Репка".

Практическое задание. За три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.

Тематика конференций для родителей

Общие собрания родителей

На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.

На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.

Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году.

Наглядная пропаганда

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств - привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3-4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.

Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды - разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть групповой стенд (уголок для родителей).

Наряду с традиционными формами существуют современные формы работы с семьей.

Первые визиты в детский сад.

Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомить с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.

Вводные собрания.

После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.

Когда приводить и забирать ребенка

Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.

Телефонные звонки.

Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними

Конференции родителей и воспитателей.

Конференция – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

Как использовать письменные формы общения?

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.

Брошюры.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия.

Бюллетень.

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки.

Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки.

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты.

Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска объявлений.

Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты.

Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Существуют приемы создания ролей для родителей.

Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.

Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Член родительского совета.

Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

Сотрудничество родителей друг с другом.

Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

Информация для родителей и их обучение.

Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

Неформальные встречи родителей и воспитателей.

Это тематические встречи, вечера и т. п.

Использование коммуникативных ресурсов.

Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

Обмен литературой.

Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

В современном детском саду необходимо использовать новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, педагогам необходимо вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка «interact», где «inter» - это взаимный, а «act» - действовать.

Интерактивный – означает способность активно взаимодействовать с чем-либо или кем-либо.

Использование интерактивных методов позволяет мне решать следующие психолого-педагогических задачи:

Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию:

В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы педагога «высказать свое мнение», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительских установок:

Детский сад становится не просто местом, куда отводят детей, а местом, куда всегда можно прийти с какой-либо проблемой и найти пути ее решения.

Применение интерактивных методов повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом, психологом и другими специалистами:

Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и успех.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детский сад играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает знания, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь.

Смысл работы с родителями с помощью интерактивных методов не только в установлении контактов с родителями, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более открытыми для восприятия новой информации.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Анализ результативности моего опыта показал следующее:

У родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,

Родители стали стремится к индивидуальным контактам с воспитателями,

Возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась их активность при анализе педагогических ситуаций, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;

Родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.

Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.

Библиография

1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.

2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис - пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)

4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).

5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с)

5. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий», 2008.

6. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод.пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.

8. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

9. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.

10. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!