Конспект занятия по пению. Конспект открытого занятия в вокальной студии "настроение"

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

На протяжении всего учебного года мы учим очень много интересных и разнообразных песен, у каждой из них есть своя история и смысл. Ребята, а скажите, пожалуйста, без чего смысл и содержание произведения мы не сможем донести до зрителя? (Дети отвечают) Правильно! Без четко произнесенного текста песни.

Сегодня мы проведем открытое занятие, темой которого является «Артикуляция и вокальное слово». Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста.

Но прежде чем, мы приступим к артикуляционной и вокальной работе, мы сделаем, необходимые для настоящего певца, дыхательные упражнения.

Ребята, вы, наверняка, все очень любите воздушные шарики. Представим, что мы с вами проглотили шарик, теперь, когда мы с вами делаем вдох, наш шарик надувается прямо у нас в животе. Затем выдыхаем и шарик наш сдувается! Молодцы, а теперь еще 5 раз надуем и сдуем шарик.

Хорошо, теперь поиграем с вами в игру под названием «Змея». Давайте повернемся лицом к друг другу, а теперь представим, что наша правая рука - это змея. Наберем воздуха в живот, поднимем руку и сложим кисть в виде мордочки змеи, и со звуком «Ссс» змея поползла. Хорошо, а теперь представим, что наши змеи хотят друг друга напугать. Набираем снова воздух в живот, делаем звук «Ссс», и в тот момент, когда будет заканчиваться дыхание, мы сделаем резкий активный выдох с тем же звуком, при этом наша змея соответственно сделает бросок. Теперь сыграем в эту игру еще раз. Умнички!

Теперь мы переходим к артикуляционной гимнастике. Ребята, становимся все к зеркалу и мы с вами сейчас отправимся в зоопарк. Сначала мы посетим океанариум. Первую мы увидели с вами рыбу-иглу, тонкую-тонкую рыбу. Давайте с вами втянем щечки, что бы быть похожими на нее. А за рыбой-иглой плывет рыба-шар, раздули щечки как у этой рыбки, молодцы! А за ней плывет морской конек, посмотрите, как у него сильно вытянуты губки вперед, давайте так же вытянем наши губы! Ну и напоследок мы посмотрим с вами на рыбу-мяч, и так же сильно надуем щеки! Выходим из океанариума, идем дальше, и навстречу нам бежит лошадка, давайте сделаем звук стучащих копыт, сначала быстро, а потом лошадка нас увидела и немного замедлила шаг (делаем звук стучащих копыт медленнее). Лошадка убежала далеко, а мы идем дальше и видим жирафа. У жирафа не только длинная шея, но и длинный язык. А теперь и мы с вами сделаем наш язык длинным как у жирафа, тянемся языком до носа, не помогаем себе руками! Хорошо, а теперь вытягиваем его к подбородку. Отлично! Идем дальше и видим с вами бегемота, а у него большая пасть! А ну-ка открыли рот как бегемоты, широко- широко. И постоим так немного. Молодцы, экскурсию по зоопарку мы с вами провели, теперь пойдем играть в мячик.

Сейчас мы с вами вспомним скороговорки, которые мы учили на предыдущих занятиях, первая «Ехал Грека», громко, не торопясь, выговариваем каждое слово.

(Дети рассказывают скороговорку)

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак

Сунул руку Грека в реку

Рак за руку Грека цап.

И точно так же четко активно проговариваем с вами вторую «Кукушка кукушонку»

«Кукушка кукушонку

Купила капюшон,

Как в капюшоне

Он смешон»

(Берем маленький теннисный мячик) А теперь, как и обещала, мы поиграем в мячик! Разбейтесь, пожалуйста, по парам и встаньте напротив друг друга (дети делятся по парам). Сейчас каждый из вас будет проговаривать одну строчку из скороговорки и на последнее слово, на ударный слог, бросать мячик партнеру. Левая сторона говорит первую строчку, правая – вторую, и так далее до конца каждую скороговорку. (Дети выполняют задание). Молодцы, ребята!

Тема занятия: «ПЕТЬ ПРИЯТНО И УДОБНО»

ЦЕЛЬ – формирование умения правильно произносить гласные и согласные звуки в словах, умения правильно дышать при исполнении песни.

Задачи – научить четко и активно произносить и пропевать слова в песне,

Развитие коллективного творчества,

Воспитание эстетического вкуса

Оборудование и музыкальный материал:

Фортепиано

Синтезатор

Ноты песни «Доброта»

Иллюстрация картины Кустодиева «Купчиха»

Ход занятия

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие «Добрый день». Указание цели занятия.
  2. Актуализация опорных знаний . Беседа о голосовом аппарате. Что принимает участие в появлении голоса? Что такое голосовые связки? Что происходит с ними во время пения? Как нужно беречь свой «музыкальный инструмент»? Как нужно дышать и сидеть, чтобы петь было приятно и удобно?

Учитель читает стихотворение «Петь приятно и удобно».

3. Выполнение гимнастики на правильное произношение гласных и согласных звуков (а.о,у.и; м, н,п,т,к,л,р). Дети вместе с учителем произносят звуки, при этом помогают движения рук.

Выполнение упражнений на активизацию мимики (губ, языка, щек):

- «Уточкин нос»

- «Пятачок»

- «Восьмерка»

- «Круг»

- «Футбол»

- «Улыбка»

Дети с помощью мимики изображают задания учителя, при этом руки не участвуют.

Выполнение упражнения « Динозавр» на высотное интонирование звука. Дети вместе с учителем рисуют руками и голосом динозавра, меняя высоту голоса.

  1. Работа над дыханием.

- «Цветок». Обучающиеся представляют в руках цветок и спокойно через нос вдыхают его аромат, при этом учитель следит, чтобы плечи детей не поднимались вверх, а оставались на месте. Выдох через рот.

- «Блюдце с чаем». Дети спокойно вдыхают через нос, а выдыхают осторожно «на блюдце с горячим чаем». При этом учитель следит за долгим выдыхом обучающихся.

5. Что такое доброта? (беседа о доброте)

Вокально-хоровая работа над песней «Доброта». Повторение текста песни и пение мелодии с правильным интонированием.

Исполнение песни «Доброта» под музыкальное сопровождение.

6. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по вокалу «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».

В колледже прошел областной семинар "Использование артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста", в ходе которого был проведен открытый урок по вокалу «Исполь...

Разработка конспектов занятий по вокалу

Конспекты по вокалу, разработанные мной, помогают следить за динамикой развития ученика. Конспекты из трех частей: дыхательная гимнастика, работа над голосом и работа с песней....

Конспект занятия по вокалу в средней вокальной группе

Тема занятия: В гостях у волшебницы музыки

МБОУ ДОД «ХРЦДТ» п. Палатка

«Музыкальная карусель»

Цели занятия:

Развивать звуковысотный слух, чувство ритма.

Добиваться правильного звукообразования. Активизировать краевое смыкание голосовых складок в момент атаки звука, что лежит в основе правильного звукообразования.

Побудить детей к выразительному эмоциональному, отзывчивому исполнению песен.

Методы обучения: Беседа, рассказ, сравнение, метод игры, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, методика стрельниковской дыхательной гимнастики.

Форма: здоровьесберегающее занятие

Оборудование:

Хрестоматия музыкального материала, песенный материал, тексты песен «Солнечные зайчики», «Чучело»,CD диск с записями фонограмм песен (минус голос), артикуляционная гимнастика «Приключения язычка».

План занятия:

1. Организационный момент

· Приветствие

· Положительный настрой на занятие вокалом.

· Проверка готовности к занятию.

2. Развитие темы.

· Сообщение темы, постановка цели.

· Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка»

· Распевание.

· Пение канонов.

4. Видеопауза

5. Работа над песнями: «Солнечные зайчики», «Чучело».

6. Итог занятия.

Домашнее задание.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Я рада видеть вас на занятии по вокалу.

Проверка готовности к занятию .

Психологический настрой.

Сейчас вам предстоит петь песни, слушать музыку, заниматься вокальными упражнениями. Для этого мы проведем специальную настройку. Сядьте удобно, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь я буду произносить фразы, а вы их повторяйте хором, негромко, спокойно.

· Мы готовы к работе на занятии по вокалу.

· У нас хорошее настроение.

· Мы будем стараться выполнять вокальные упражнения и петь песни.

Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните. Выдохните и приготовьтесь работать на занятии.

2. Работа по теме.

1. Сообщение темы, постановка цели.

Вспомните и расскажите, ребята, чем вы занимались на прошлом занятии по вокалу. (выполняли вокальные упражнения. Разучивали песню «Живая музыка», работали над партией второго голоса в песне «Солнечные зайчики»).

Сегодня мы с вами продолжим работу над первой и второй партией в песнях.

· Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Вы знаете, ребята, что перед началом занятия необходимо выполнить дыхательные упражнения. Для чего нужны дыхательные упражнения? (Во время пения большое значение имеет ваше дыхание. Если перед началом пения не взять дыхание, то звук не прозвучит так как надо).

Сейчас, мы с вами выполним дыхательные упражнения. Следите за тем, чтобы плечи во время вдоха не поднимались.

Сегодня мы выполним дыхательные упражнения по методике Стрельниковой.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:

а) Вдох - «громкий», короткий. Активный (просто шумно на весь кабинет шмыгайте носом¸как бы нюхая запах гари).

б) Выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос. О выдохе думать запрещено. Если вы будете думать о выдохе собьетесь! Выдох – это уходящий вдох.

Воздух должен сам уходить через рот после каждого вдоха носом. Вдох – предельно активный, выдох – абсолютно пассивный.

в) в стрельниковской дыхательной гимнастике короткие шумные вдохи носом делаются только одновременно с движениями.

Дети выполняют упражнения вместе с педагогом «Погончики», «Насос», «Кошка», «Перекаты».

· Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка»приложение №1.doc

· Распевание.

Продолжим занятие с вокальной разминки. Зачем нужна вокальная разминка? А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии? (Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.

Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.

Вы ведь хотите, чтобы ваша песня прозвучала хорошо? (Ответы детей)

Тогда вам нужно постараться и выполнить упражнения для выработки четкой дикции.

Скажите, ребята, что такое дикция? (Дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом).

Дети поют скороговорки «Три сороки тараторки», «Тридцать три Егорки», «Веники-помелики»приложение №2.doc

А теперь поем упражнение «Родина наша». Пойте упражнение выразительно. Округляйте мышцы рта при пропевании гласных (а), (о). Четко и ясно выговаривая каждое слово. Не забывайте о правильном дыхании.

Исполнение упражнения «Родина наша».

Дети исполняют упражнение на распевание А. Свешникова.

· Работа над канонами «Братец Яков» и «Перепелочка».

Хор состоит из разных голосов, партий. У каждой партии своя роль. Все в хоре друг друга слушают. Дополняют и обогащают друг друга. Голоса у певцов разные, но при этом они не выделяются. Они утверждают не себя, а целое. Когда все взаимосвязано. Если все вовремя и к месту, то рождается гармония и красота. Когда между звуками возникает согласие, они друг друга дополняют и тем самым рождается благозвучие.

Что такое канон? (Это музыкальное упражнение, в котором звучит одна и та же мелодия в исполнении 2-х или более групп. Только одна группа вступает раньше другой).

Дети распределяются на две группы и исполняют каноны «Братец Яков», «Перепелочка». В процессе повторений дети меняются группами и вступают позже или раньше.

4. Видео-пауза

Ребята, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент выступления выпускницы нашей студии, Погореловой Полины на международном конкурсе в г. Москве «Звездный час», где она получила достойную оценку, стала лауреатом 2-й степени. Пожалуйста, обратите внимание на артикуляцию и сценическое движение.

Просмотр видеофрагмента.

5. Работа над песнями «Чучело», «Солнечные зайчики».

Исполнение песни «Солнечные зайчики» приложение №3.doc(сл. А. Бочковской и муз. А. Ермолова).

Работа над 1-й и 2-й партией в припеве песни.

Приемы пения:

· «a capella»

· Запевала и хор

Молодцы ребята, а закончим мы наше занятие исполнением песни «Чучело». Постарайтесь передать веселое настроение в песне. Следите за слаженностью звучания ансамбля, одновременное вступление всех голосов.

Исполнение песни «Чучело» А. Петряшевой приложение №4.doc

Технические задачи: добиться чистоты интонации, чёткой дикции, своевременного начала и окончания музыкальных фраз.

Эмоционально-художественные задачи : добиться светлого, возвышенного, одухотворённого состояния при исполнении, почувствовать радость и удовлетворение от исполнения музыки.

6. Итог занятия.

Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.

Домашнее задание:

Повторить тексты песен и их ритмический рисунок; стоя перед зеркалом, поискать нужные жесты, мимику к песням; поработать над дикцией с помощью скороговорок.

Используемая литература:

Щетинин дыхательная гимнастика (методическое пособие)

Айрис Пресс - М. 2007.

Здоровьесберегающий аспект занятия «В гостях у волшебницы музыки»

МБОУ ДОД «ХРЦДТ» п. Палатка

Педагог дополнительного образования

Руководитель вокальной студии

«Музыкальная карусель»

Сегодня перед образовательными учреждениями стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, то есть разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. В этой связи возможности занятия по вокалу уникальны, так как все виды творческой деятельности способствуют укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии применяемые на занятии по вокалу:

вокалотерапия, ритмотерапия, музыкально-ритмические упражнения, ритмические упражнения, музыкотерапия, дыхательная гимнастики Стрельниковой, фольклорная арттерапия, музыкально-рациональная психотерапия, терапия творчеством, сказкотерапия, улыбкотерапия.

Для обеспечения реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья, при выстраивании хода занятия, основное внимание уделено специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребенка.

В своей педагогической деятельности педагог опирается на методику, направленную на расширение и обогащению спектра доступных учащимся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает им стать счастливыми и здоровыми и включающую в себя движение, танец, пение, просмотр видеозаписи выступления выпускницы студии. Таким образом, в ходе занятия используются не только музыкально - педагогические методы обучения, но и музыкально терапевтические, способствующие восстановлению и укреплению здоровья учащихся.

Опираясь на здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется вокально-хоровой работе с учащимися, которая помогает формированию, особенно в младшем школьном возрасте, оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения. Хоровое и сольное исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационный, дыхательный, дикционный, образно-визуальный, ритмический. Голос - это своеобразный индикатор здоровья человека. Упражнения по реабилитации голосовых связок, улучшают состояние здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, помогают улучшению артикуляции и дикции, развивают координацию дыхания с речью.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Учеными экспериментально доказано, что музыка оказывает благотворное воздействие на организм и психику детей.

Я красиво петь могу.

Конспект занятия вокального кружка

в старшей группе, первый год обучения.

Составитель - Голубцова С. Л. музыкальный руководитель

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86»

города Северодвинска.

Программное содержание:

  1. Побуждать детей к активной вокальной деятельности.
  2. Закреплять умение петь в унисон, а капелла , пропевать звуки, используя движения рук.
  3. Развивать звуковысотный, динамический и ритмический слух детей.
  4. Продолжить работу по развитию дыхания.
  5. Способствовать развитию у детей выразительного, эмоционального исполнения: пения без напряжения, плавного, напевного.
  6. Упражнять петь в микрофон.

Оборудование:

  1. Микрофон.
  2. Стаканчики с кипячёной водой, трубочки для коктейля.
  3. Карточки с гласными буквами.

Ход занятия:

Дети заходят в зал.

Музыкальный руководитель. Ребята, я рада нашей новой встрече. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети пропевают: ""Здра-вству-йте"", по показу руки

А теперь поздороваемся друг с другом.

Пусть ваши ушки-контролёры выберут сегодня лучшее приветствие.

Дети встают в круг.

«Поздоровайся ласково с соседом справа», в микрофон.

Музыкальный руководитель. Чьё приветствие вам понравилось больше? Почему?

Выслушать несколько детских ответов.

Музыкальный руководитель. Сегодня на занятии мы с вами вспомним некоторые важные правила красивого пения. Одно вы уже назвали: нужно стараться протягивать гласные звуки, чтобы наше пение отличалось от обычной речи. Вы согласны со мной? Хорошие у вас ушки-контролёры. А теперь внимательно слушайте музыку и постарайтесь правильно показать ритм. (Половинка, 2 четверти).

Под музыку «Полька-хлопушка», проводится

ритмическая игра «Я – мои друзья».

По окончании игры, дети проходят на стулья около пианино.

Музыкальный руководитель. Какие замечательные мы с вами друзья, внимательные и добрые, бережно относимся друг к другу. А наш голос, как вы думаете, нуждается в бережном отношении?

Музыкальный руководитель. Что нужно делать, чтобы наш голос всегда оставался красивым?

Ответы детей:

Не кричать, не есть мороженое зимой на улице,

не пить холодную воду, не валяться в снегу.

Закалять горло.

Музыкальный руководитель. Поднимите руку, кто дома закаляет горло? Давайте вспомним, как мы это делали.

Раздать детям стаканчики с водой.

Сделать маленький глоток, поднять голову вверх,

и произносить протяжно звуки: А, Э, И, О, У.

Музыкальный руководитель. Молодцы! Но чтобы петь красиво, нужно знать ещё одно важное правило: уметь владеть своим дыханием. Вдох делать коротким и бесшумным, а выдох – долгим и плавным.

Раздать трубочки для коктейля.

По сигналу дирижёра дети делают вдох,

а выдыхают в воду через трубочку.

Музыкальный руководитель. Следующее важное правило: нужно хорошо открывать рот, и чётко произносить слова и тихо, и громко.

«Я иду по лесенке» - распевка.

Петь, изменяя динамику: f, p.

Музыкальный руководитель. (Испуганно) Наш знакомый крокодил, он кого-то проглотил. Кого?

Дети предлагают свои варианты.

Поётся распевка «Как кричит крокодил».

Музыкальный руководитель. Посмотрела на вас и вспомнила ещё одно важное правило: нужно уметь правильно сидеть или стоять во время пения. А вы помните это правило?

Исполняется песня «Петь приятно и удобно».

Музыкальный руководитель. Чтобы песню было интересно слушать, нужно передать её настроение, характер. В песне «Мама», какой характер, как нужно её петь?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель. Попробуйте спеть так, как вы сказали. И пусть наши гости оценят ваше выступление.

Дети исполняют песню «Мама».

Подвести итог выступления.

Музыкальный руководитель. За хорошее выступление полагается развлечение.

Начинаем мы играть и под музыку шагать.

Проводится музыкальная игра «Спой свою букву».

Сыграть 2-3 раза.

Музыкальный руководитель. Вот и закончилась наша игра. И наше занятие подошло к концу. Сегодня на занятии мы вспоминали важные правила красивого пения. Перечислите их ещё раз.

Дети называют.

Музыкальный руководитель. А теперь, как вежливые люди, давайте попрощаемся с нашими гостями и друг с другом до следующей встречи.

Дети поют: ""До-сви-да-ни-я"

Выходят из зала.


Описание материала : представленный мной конспект открытого занятия по вокалу рассчитан для работы с детьми младшего возраста (5-7 лет). Тема занятия: «Волшебный массаж». Этот материал предлагается педагогам дополнительного образования и музыкальным руководителям в детских садах.

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто

(Сократ)

ТЕМА: «Волшебный массаж»

ЦЕЛЬ : Повысить адаптивные возможности детского организма с помощью ознакомления с видами массажа применяющихся на занятиях вокалом.

ЗАДАЧИ :

Обучающая: научить выполнять гигиенический и вибрационный массажи.

Развивающая: способствовать развитию певческих навыков с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей.

Воспитательная: формировать представления об охране здоровья, бережного отношения к себе и к своему молодому организму.

Оздоравливающая: создание системы профилактики и коррекции здоровья детей путём обучения методиками: дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, гигиенический и вибрационный массажи, вокальные упраженения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра.

Оборудование, дидактический материал:

Фортепиано, музыкальная аппаратура, нотный стан, головные уборы с названием нот, репродукции картин изобразительного искусства, музыкальные произведения классического и современного направления.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Изучение новой темы.

4. Закрепление новой темы.

5. Творческая часть.

6. Подведение итогов занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент (2 мин.)

Педагог: Здравствуйте, друзья мои! Вы сегодня все пришли?

Ответ детей (проверка присутствующих)

Я очень рада вас видеть, и надеюсь, вы тоже пришли на занятие с хорошим настроением. Тем более что сегодня у нас с вами очень интересная тема: «Волшебный массаж» А чтобы ничего не омрачило наше занятие, хочу вам напомнить что нужно:

· быть вежливыми и аккуратными на занятии;

· не включать и не трогать никакую аппаратуру самостоятельно.

· в розетку не вставлять ручки, заколки, скрепки и прочие посторонние предметы.

· не пользоваться электроприборами, если замечено повреждение провода.

2. Повторение пройденного материала (10 мин.)

Педагог: Ребята, назовите, пожалуйста, мне ноты, которые вы знаете.

(ответ детей: до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Правильно! И сейчас мы попадем с вами в сказку, где каждый из вас будет ноткой. Я буду ноткой - ДО, а вы…

Каждому ребенку надевается головной убор, соответствующий определенной ноте.

Педагог: Ну вот, вы уже и превратились в нотки. Все нотки живут в домике - нотном стане. На сцене вы видите нотный стан. Но он пуст. Каждая нота имеет в домике свое место, но какое? Ну-ка нотки покажите, где в домике ваше место.

Дети по очереди становятся возле нотного стана, и показывают, где располагается каждая нота.

Педагог: Уважаемые мои нотки! Напомните, пожалуйста, что обязательно нужно, делать юным вокалистам, чтобы хорошо петь нотки.

(ответы детей)

Педагог: Правильно, заниматься вокальными упражнениями, дыхательной и речевой гимнастикой, и не забудем про ряд упражнений «Приключение язычка». Для этого мы проведем специальную настройку. У нас хорошее настроение? (ответы детей)

Педагог: Сядьте удобно, закройте глаза (дети сидят на стульях полукругом). Мы готовы к работе на занятии по вокалу. Сделайте глубокий вдох и выдох (дети повторяют это упражнение 2-3 раза). Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните и выдохните. Начинаем наше занятие с группы упражнений «Приключение язычка»

Поднимаем язычок до носа и опускаем до подбородка (растягивается нижняя часть язычка, и укрепляются мышцы нижней челюсти), каждое упражнение повторяем 10 раз

Сворачиваем язычок в трубочку и делаем вдох через нос, а выдох осуществляем через язычковую трубочку (упражнение на твёрдость формы)

Облизываем верхнюю и нижнюю губы по часовой, а затем против часовой стрелке (упражнение на подвижность язычка)

Педагог: Ребята у вас всё прекрасно получается. Продолжаем нашу работу и переходим к развитию и укреплению артикуляционного аппарата. И у меня к вам вопрос. Что это такое и для чего он нам нужен? (ответ детей). Совершенно верно вы ответили на мой вопрос. Мы переходим к следующему ряду упражнений:

Верхнюю губку тянем вниз и возвращаем в исходное положение

Нижнюю губку вытягиваем вперед, а затем прячем под верхнюю губку

Вытягиваем губы вперед и делаем движения вверх-вниз, вправо-влево

Вытянутыми губками делаем круговые движения в разные стороны

Упражнение «Поцелуй»

Растягиваем широко губы в улыбке так, чтобы были видны все зубы.

Упражнение «Рыбка»

Упражнение «Машинка»

Педагог : Мы с вами завершили первый блок упражнений и чтобы перейти к следующему, я хочу, чтобы вы максимально расслабились сидя на своих стульчиках. Закрытыми глазками послушали классическое произведение Клода Дебюсси «Лунный свет» (дети в тишине слушают музыку).

Педагог: Продолжим занятие с вокальной разминки. Зачем нужна вокальная разминка? А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии? (ответы воспитанников). Правильно ребята. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке. Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и уже поющие люди с улыбкой смотрят на мир и на других людей. Давай улыбнёмся с вами друг другу и продолжим наше занятие. Начинаем с распевок:

Упражнение № 1

На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)

Упражнение № 2

Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 3

По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.

Упражнение № 4

Поём по слогам «Сияла ночь» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 5

Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

Упражнение № 6

До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.

Упражнение № 7

Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 8

По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.

Педагог: Завершаем блок распевок мы всегда скороговорками. А для чего нам нужны скороговорки? (ответы воспитанников). Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.

Упражнение № 9

Поём скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Упражнение № 10

Проговариваем скороговорку «Мышка мыла мишке шишке»

Упражнение № 11

Проговариваем скороговорку « Тигрёнок громко рыкнул р-р-р-р.

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Педагог : Мы повторили все знакомые вам упражнения и готовы приступить к новой теме. А называется она «Волшебный массаж». А делали ли вам массаж? (ответы воспитанников). Вы совершенно правы, массаж бывает разный, в том числе и для вокалистов. Сегодня мы с вами познакомимся с гигиеническим и вибрационным массажами. Упражнения эти просты, но очень необходимы при занятии вокалом. Вы готовы к новым к упражнениям? (ответы воспитанников).

Упражнения гигиенического массажа:

1. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания, от середины лба к вискам.

2. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания от середины носа по крыльям носа, по верхнечелюстным пазухам вверх к вискам.

3. Расслабленные губы (рот слегка приоткрыт). От середины верхней губы вниз к уголкам, массируем указательными пальцами обеих рук поочерёдно. Нижняя губа массируется аналогично, только вверх.

4. Подбородок - выполняем активные касательные движения вправо-влево.

Педагог: Мы с вами познакомились с гигиеническим массажем. А для хорошей работы резонаторов необходимо всем вокалистам выполнять следующие упражнения вибрационного массажа.

Вибрационный массаж

1. Лоб - выполняем лёгкие постукивания с самым высоким звуком «м».

2. Гайморовые пазухи - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «м».

3. Верхняя губа - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «в».

4. Нижняя губа - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «з».

5. Верхняя часть спины и груди - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «м».

Педагог: Спасибо большое. А теперь напомните мне, какие упражнения мы ещё сегодня не выполняли? (ответы детей). Правильно. Упражнения на дыхание. Ведь они нам очень необходимы перед началом занятия вокалом, потому что если перед началом пения не взять дыхание, то звук прозвучит не так как надо. Сейчас, мы с вами выполним дыхательные упражнения. Следите за тем, чтобы плечи во время вдоха не поднимались. Напомните мне, какие нужно соблюдать правила при выполнении этих упражнений (ответы воспитанников и выполнение упражнения вместе с педагогом «Маятник», «Насос», «Кошка», «Перекаты»).

4. Закрепление новой темы (5 мин.)

Неожиданно для всех детей в зал входит Шапокляк. Напевая песенку.

Педагог: Кто вы такая? И что вы здесь делаете?

Шапокляк:

Кто людям помогает

Тот тратит время зря.

Хорошими делами

Прославиться нельзя

Ха-ха-ха-ха.

Я старуха Шапокляк.

Педагог : А зачем Вы к нам пришли?

Шапокляк : Я хоть и старушка, вернее женщина почтительного возраста, но и то знаю, как нужно петь и что для это нужно делать. Сейчас я вам расскажу. Хотите? (ответы детей). Итак, слушайте меня внимательно, и записывай в ваши тетрадочки. Необходимо есть конфеты перед занятием, регулярно прогуливать занятия. Дышать ртом…

Педагог: Шапокляк, что-то ты путаешь. Ребята уже все знают. Как соблюдать гигиену голосового аппарата. Регулярно посещают все занятия и с удовольствием делают все упражнения показанные педагогом. Правда, ребята? Ну-ка, расскажите старушке Шапокляк, что мы сегодня на занятии узнали.

(ответ детей)

Шапокляк: И, правда, знаете много. Видно моя информация устарела. Ребята, может вы мне какую-нибудь хорошую песню споёте. Вы согласны?

Дети : Согласны. Мы споем Вам песню «Шарики воздушные».

5. Творческая часть (4 мин.)

Дети исполняют песню: «Шарики воздушные».

Шапокляк: Какие вы молодцы. Теперь я точно знаю, что вы умеете правильно петь, и я теперь спокойно могу отправиться домой. Но помните, что моя Крыска - Лариска за вами наблюдает. Учитесь хорошо, выступайте, побеждайте на конкурсах и может быть, станете настоящими артистами. До свидания.

Шапокляк уходит.

6. Подведение итогов занятия (4 мин.)

Педагог: Ну, что, нам пора возвращаться из сказки.

Педагог снимает с детей головные уборы.

Педагог : Я очень вами горжусь ребята. Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового, и вам было интересно на занятии. Если это действительно так, прикрепите на наш нотный стан улыбающиеся нотки, а если - нет, то грустные.

Дети прикрепляют нотки.

Педагог: Спасибо ребята. До следующего занятия.

Используемая литература.

1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М.: РИПОЛ классик, 2008.

3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. - 2003. - № 5.

4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - М., 2002.

5. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.

6. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. - М., 1996.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!