Родительское собрание на тему "Как воспитать у ребёнка любовь к чтению". Как воспитать в ребенке любовь к чтению

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ЧТЕНИЮ

, библиотекарь

МОУ «Горская средняя

общеобразовательная школа»

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. В прошлом родители доставали детские книги , простаивали за ними в очередях в магазинах, собирали макулатуру, чтобы получить талон на приобретение книги. Книги доставались нелегко, поэтому детям прививалось уважительное, даже трепетное отношение к книге, без которой порой жизни не мыслили.

В нашей стране ежегодно 1 сентября проводится всероссийский праздник «День знаний», 8 сентября в ряде стран проводится Международный день грамотности. Этот день был объявлен ЮНЕСКО более 40 лет назад, но особенно активно он отмечается в последние 10-15 лет.

Понятие грамотности в последние десятилетия изменилось и воспринимается более широко, совершенно иначе: это не только умение читать, писать и считать, владеть основами работы на компьютере и уметь работать с информацией, но и многое другое.

Сегодня в основе грамотности, как ее фундаментальная основа лежит читательская деятельность, от умения и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. Поэтому, нам библиотекарям, просто необходимо поддерживать чтение наших детей.

В последние годы возник и развивается миф о том, что дети перестали читать и на досуге играют в компьютерные игры. Мы, взрослые рассуждаем: «заменит ли компьютер книгу?».»Дети совсем перестали читать.»- эти и другие высказывания стали волновать учителей и родителей.

Однако так ли это?

В начале ХХI века, наши дети читают «не то» и «не так», как мы с вами. Однако, безусловно, они читают, только вкусы их изменяются. Изменяются читательские привычки, характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняется также источник получения печатной продукции , информации в целом и многое другое.

Тревоги и страхи наши возникают из-за того, что мы с вами ориентированы на старую модель чтения. Наши дети читают, но не то, что читали их родители.

Раньше высокий статус чтения, человек читающий, обязательность регулярного чтения

Сейчас - детям совершенно безразлично читает у него товарищ или нет

Раньше в доме почти у всех было много книг, целые библиотеки, это было модно, периодики было гораздо меньше.

Сейчас обратная картина - мы на бегу покупаем газеты, журналы (иногда очень дорогие журналы), но очень редко книги, нам, взрослым, их просто некогда читать, за своим недостатком времени мы даже не можем подумать что у наших детей времени больше.

Нам, взрослым, нужно смириться с тем, что наши дети другие, не такие какие мы были раньше.

Мы живем в совсем ином мире и порой не можем остановиться в нашем скоростном 21 веке, чтобы заглянуть в себя, в свой внутренний мир, который должен быть богаче, чем телевизор и компьютер. А богатой наша душа может быть только от общения с хорошим человеком и хорошей книгой. Сейчас родители жалуются на то, что дети перестали читать, а порою не задумываются о том, а что они сделали для того, чтобы книга была ребенку интересна и необходима.

Настоящая книга существует для того, чтобы помочь ребенку вырасти «Человеком» с большой буквы. Но дети не займутся чтением сами, просто так ни с того, ни с сего. Никому еще от рождения любовь к чтению не давалась нужны взрослые, которые показали ребенку дорогу к большому книжному богатству, во - первых - это родители, во - вторых - учитель, в третьих - библиотекарь.

Способов по приобщению детей к чтению столько же, сколько и детей. А самый главный способ, чтобы родители сами не расставались с книгой, журналом или газетой

Один из первых шагов - это правильный выбор книг. Книга должна быть иллюстрирована, а текст соответствовать способностям ребенка. Дети любят смотреть картинки, слушать, а потом только читать сами. Одну и ту же книгу можно перечитывать несколько раз, благодаря чему ребенок заучивает сказки наизусть. Но это относится к дошкольному возрасту или к первоклассникам.

Совсем другая ситуация для ребят постарше. Некоторые родители могут сказать, что когда их ребенок в детский сад ходил, то и книжки любил слушать, а сейчас ничем не интересуется, только компьютер на уме. Неправда. Просто, ребенок выберет книгу, если она ему интересна, под рукой находится. Компьютер у нас всегда рядом, а хорошую книгу нужно еще найти.

В наше время семейное чтение заканчивается, как только ребенок начинает читать сам. Родители устраняются от этого процесса, так как сами не испытывают потребности в книге, ограничиваясь просмотром газет и «глянцевых» журналов. Но ведь книга вобрала в себя опыт многих поколений, она учит, воспитывает, помогает выйти из трудных ситуаций, найти свое место в жизни. Поэтому мы, взрослые, должны открыть детям ценность книги. Книга-это наиболее яркое выражение духа современности. Мы должны сделать книгу привлекательной. Я стараюсь не просто предлагать книгу, а ещё и научить, как читать её, как получить удовольствие от прочитанного. Речь идёт не только об обучении техники чтения, но ещё и о творческом прочтению книги, о раскрытии и развитии себя как читателя, о союзе читателя, писателя и книги, о содействии обмену человеческим опытом.

Для воспитания у учащихся любви к книге в своей деятельности я провожу следующую работу:

Проводя беседы с родителями первоклассников, которые впервые становятся читателями школьной библиотеки , объясняю, что читать ребенок вслух должен с самого раннего возраста и даже если ему 10 и12 и15 лет. Готовит ли мама на кухне ужин, ребенок рядом читает вслух или про себя (но потом обязательно нужно спросить, о чем он прочитал), если есть возможность 5-10 минут почитайте ему и продолжайте работу свою дальше. Учащимся, которые становятся впервые читателями школьной библиотеки, провожу информационный час, на котором показываю новые, иллюстрированные книги, соответствующие их возрастным особенностям.

Именно с первого класса я стараюсь ввести ребят в этот волшебный мир, выработать любовь и уважение к творчеству. Так, в 1 классе занятия проходят в форме литературных игр «В гостях у сказки» и игр с доктором Айболитом «Книжкина больница». Во 2 классе проводится праздник-игра «Твой друг - книга» и игра «Дружные сестрицы - книжкины страницы». В 3 классе в библиотечные уроки включены игра-загадка «Незнайкины рисунки» и библиографическая игра «Кто ищет, тот найдет» (работа со справочной литературой).Вместе с учителями организую и провожу библиотечно-библиографические занятия. В 5 классе во время библиотечных уроков проходит игра «Литературное лото». В среднем звене в библиотечные уроки включёны уроки мужества, посвящённые Дням славы.(в рамках месячника, посвящённого выводу войск из Афганистана, в рамках недели, посвящённой освобождению села от немецко-фашистских захватчиков, Дню снятия блокады Ленинграда и т. д.)

Выясняю наклонности учащихся, что им нравится и подбираю каждому книги в соответствии с его интересами. Обязательно стремлюсь побеседовать с учащимся о прочитанной книге. (Что понравилось? Кто главный герой?)

Всегда спрашиваю у ребенка мнение о прочитанной книге и никогда не критикую, если его мнение расходится с мнением автора или учителя, у ребенка должен вырабатываться свой взгляд на мир, а не ваш. Если вижу, что у ребёнка зажигаются глаза, то предлагаю проиллюстрировать прочитанное произведение. В библиотеке имеются рисунки учащихся к произведениям.

Всегда, советую учащимся, что лучший подарок - это хорошая книга. Особенно это актуально перед праздниками 8 марта , 23 февраля , Новогодними каникулами.

Слежу за тем, чтобы при выборе книги, ребёнок выбирал её в соответствии со своими возрастными особенностями. Я уверена, что приучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у него формировалось чувство законченности и удовлетворенности.

Стремлюсь убедить родителей в том, что необходимо выписать какой нибудь детский литературный журнал, который он будет ждать. Там, чаще всего, печатаются маленькие произведения, ребусы, всевозможные конкурсы, поделки, которые ребёнок может сделать своими руками.

Организую в библиотеке просмотр видеофильмов. После просмотра фильма, мультфильма предлагаю прочитать книгу и сравнить совпадает сюжет книги и сюжет фильма.(старшеклассники с большим удовольствием просмотрели фильм «Тарас Бульба», «Анна Каренина» и др. Посмотрев документальный фильм на военную тематику предлагаю учащимся книги на эту тему.

В библиотеке, во время каникул предлагаю учащимся газеты с простыми детскими кроссвордами и даю понять: чтобы разгадать данный кроссворд, нужно прочитать вот эту, эту и эту книги.

Приемов, как заинтересовать, воспитать у ребёнка любовь к чтению много. Здесь наша фантазия и знание подскажут направления, в котором двигаться. Важно понимать, что главный импульс к чтению лежит внутри самого человека, в тех проблемах и вопросах, которыми он живет сегодня. Ответ на них всегда можно найти в книгах. Наша задача – помочь маленьким читателям найти потайной ключик, который откроет дверь к знаниям, новым приключениям и свободе.

БЕСЕДА

С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ

«Как воспитать у ребёнка

любовь к чтению»

Как воспитать у ребёнка любовь к чтению

Примерный план беседы

  1. Выбор книги для чтения.
  2. Что делать, если ребёнок не любит читать.
  3. Как надо рассматривать иллюстрации в книге.
  4. Беседы с детьми о прочитанном.
  5. Гигиена чтения.

В беседе учитель подчёркивает значение для успешного обучения ребёнка по всем предметам его умения читать, интерес к книге. Иногда ребёнок затрудняется решить задачу только потому, что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения.

В I классе ученики начинают самостоятельно читать, им позволяют брать книги из школьной библиотеки. У многих ребят появляется собственная домашняя библиотечка. Дети рассказывают друг другу о прочитанных книгах. Им хочется быть похожими на любимых литературных героев.

Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребёнок не любит книги. «Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение? – часто спрашивают они. – Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них».

Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит только купить книгу, как она сразу же понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.

Большинство младших школьников любит читать. Но сами выбрать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно, а другие думают, что за чтением детей должны следить учитель и библиотекарь и роль родителей в этом деле невелика. Действительно, и учитель и библиотекарь следят за чтением детей, но не всегда они могут оградить учащихся от книг, предназначенных не для них. Только совместные усилия библиотекарей, учителей и родителей могут повлиять на правильное развитие детского чтения.

Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы «Что читать детям». Они имеются в каждой школьной и районной библиотеке. В эти списки, составленные с учётом возраста детей, включены произведения художественной и научно-популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза.

Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста. Поэтому целесообразно придерживаться тех рекомендаций, которые даны в списках для чтения. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Это часто бывает вредным, потому что младшие школьники не могут полностью понять и осознать всю глубину произведения. Они воспринимают его поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать поверхностно, пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждения автора.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве.

Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетам вполне естественна, но надо направить её в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.

Если ребёнка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.

Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе. Учащиеся IY класса должны читать доступные для них книги по географии, естествознанию, технике.

Родители должны помочь ребёнку развить технику чтения. Для этого надо чаще упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения.

Иногда дети не любят читать потому, что их первые самостоятельные книжки были скучными, они не задели ни мысли, ни чувства ребёнка, прошли мимо его сознания. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их. Если родители затрудняются в выборе книги, не знают, какую книгу купить, надо посоветоваться с учителем или библиотекарем.

В воспитании любви к книге у детей школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает у детей интерес к книге.

Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые потом должны спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он всегда сам будет читать.

Следующую книгу можно читать так же. Постепенно ребёнок приобретает вкус к самостоятельному чтению. Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какой-либо книги. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше? Расскажи, что потом было?» В ответ надо дать книгу: «Вот прочти. Ты здесь узнаешь о многом очень интересного».

Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорить о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения или в доме нет книг, то, конечно, приохотить ребят к чтению бывает труднее.

Учитель рассказывает родителям, как ребёнок должен читать книгу. Надо приучить детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги, на которых приводится фамилия матери, художника, сделавшего рисунки к книге, издательство и год издания. Дети, как правило, не обращают внимания и не стараются запомнить эти данные о книги. «Я забыл, кто написал книгу». «А зачем запоминать, кто написал книгу, ведь про что написано, я помню». «Я всех писателей путаю и никак не могу запомнить, кто написал какие книги». – нередко можно слышать от детей.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, чтобы они запоминали фамилии автора и художника и название книги. Полезно бывает перед началом чтения спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал и что он о нём знает, встречались ли ему уже где-нибудь рисунки художника – иллюстратора книги.

Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав пять-шесть страниц, заглядывают на последнюю страницу – чем кончилось? Прочитав окончание книги и, узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропускают целые куски или главы книги, а иногда просто оставляют её. Родители внимательно должны следить за тем, чтобы у детей не появлялась такая вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем они кончаются.

Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах; живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах.

Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечая интересные детали. Часто дети, хотя и смотрят на картинки, на не всё видят в них. Поэтому большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел изображаемое. Что нарисовано на этой картинке? Как зовут изображённых на ней действующих лиц? Что они делают? Хорошо ли поступают? Что выражают их лица?

Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделить главное в книге. В процессе рассказа более чётко формулируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям.

Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?

Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребенка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял о ней, правильно ли его мнение о поведении героев. Обычно в библиотеках детям задают такие вопросы: это очень дисциплинирует их, заставляет более внимательно читать и запоминать прочитанное.

Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.

Прежде всего, нужно выбрать интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди, сегодня папа, завтра мама, затем ребёнок. Чтение вслух – полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко. Надо определить продолжительность чтения, не больше 45 минут с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книгам. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильные мнения, надо в тактичной форме разобраться в прочитанном.

В семье воспитывается культура обращения с книгой. Во – первых, надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страницы, вырезать из неё картинки и страницы. Особенно бережно надо относиться с библиотечной книгой. Необходимо также приучить детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка. При чтении следует давать короткий отдых глазам через каждые 45 – 50 минут.


Как привить любовь к чтению

https://filin-book.ru/

Нельзя:

Регистрационный номер 0410559 выдан для произведения:

Роль технических средств в жизни человека возрастает год от года. Компьютер, телевизор, гаджеты, планшеты - это то, что сейчас ребенку заменяет все: общение, обучение, развитие. Общаясь с «железом» ребенок сам становится наполовину роботом. Способность выполнять команды, не думая, становиться всеобъемлющей. Если раньше родители радовались таким успехам детей, то сейчас уже всерьез бьют тревогу.

Все чаще и чаще тема детского чтения становится объектом обсуждения. Но чтобы чтение стало и обучением и развитием, нужно прививать малышу любовь к чтению, развивать познавательный интерес к чтению. Конечно, воспитывать читающего ребенка необходимо с раннего детства. Первые яркие, цветные книжки родители обычно читают детям вслух. И разве бывают дети, которым это чтение не нравится?

А вот уже в 7 - 8 лет этот процесс пускается на самотек. Считается, научился ребенок читать, значит, справиться сам. Это самое большое заблуждение родителей. Конечно, бывают исключения, когда из маленького читателя вырастает «вечный читатель». Но это слишком небольшой процент, чтобы об этом говорить как о тенденции. Родители, которые находятся с ребенком с первых дней его жизни, должны взять на себя роль руководителя чтения.

Как привить любовь к чтению

Показать детям, что родители любители чтения и получают от этого удовольствие. Пусть дети видят, что чтение для родителей, это не тяжкий труд, а любимое времяпровождение.

Относиться к книге как к бесценному дару. Дарить книги своим близким, получать книги в подарок. Пусть дети увидят, что для взрослых новая книга важнее подаренной блузке или свитеру.

Приучить детей ходить в книжные магазины и библиотеки. Позволять самим выбирать понравившуюся литературу, как в книжных интернет-магазинах подобие https://filin-book.ru/ , так и в магазинах рядом с домом. Научить их разговаривать с библиотекарем или продавцом, чтобы правильно сформулировать свой запрос.

Придумать метод поощрения ребенка за хорошее чтение (ни в коем случае не материальный). Можно, например, за каждую прочитанную книгу собирать грецкие орехи, открытки, пуговицы. Разрешайте ребенку хвалиться своими успехами.

Найти дома уголок для чтения. Придумать название этому уголку, например «Уголок мыслителя», «Умный уголок» и так далее на ваш вкус. В выделенном уголке повесить список книг, которые ребенок хотел бы прочитать.

В семье обязательно должна быть библиотека. Необходимо собирать книги по темам, которые нравятся ребенку. Например, фантастика, приключения, сказки.

Поощрять дружбу ребенка со сверстниками, читающими книги, приглашать их в гости, обсуждать прочитанные книги.

Интересоваться мнением детей о прочитанных книгах, спорить с ними, научить их использовать отрывки и высказывания из книг как аргументы в споре.

Если родители действительно хотят воспитать из своего ребенка настоящего читателя, им нужно знать, чего никогда нельзя делать, привлекая ребенка к чтению.

Нельзя:

  • Отчитывать ребенка за плохое чтение, особенно если это техническое, неосознанное чтение.
  • Не заставлять и не уговаривать ребенка прочитать еще одну страницу. Интуитивно он начнет противиться, и это чувство отторжения книги может остаться надолго.
  • Не перебивать ребенка, если есть ошибки при чтении, стараться это сделать незаметно и не грубо, иначе ребенок начнет бояться чтения вслух.

Исходя из собственных условий и системы воспитания детей, каждый родитель может придумать много методов привития любви к чтению. Эта работа каждодневная и должна приносить удовольствие родителям. В современных условиях постоянно меняющегося образования, хорошее чтение принесет ребенку только пользу. Сделав чтение любимым занятием своего ребенка, родители смогут избежать многих проблем в его воспитании.

Из опыта работы психолога Селищевой Лидии Михайловны , Арт - терапевта речевого центра «Логос», руководителя студии творческого развития «Беби - АРТ»

В мир литературы ребенка приводят семья, школа. На сегодняшний день, к сожалению, значительно снизилось влияние книги на развитие детей. Ведь чтение книги развивает самостоятельное и нестандартное мышление, умение анализировать информацию. Семья должна вовремя научить ребенка полюбить чтение.

Если к книгам в семье относятся с уважением и любовью, то есть надежда, что и у ребенка появится интерес к литературе. Помимо этого с детьми необходимо обсуждать прочитанное, объяснять про добро и зло, преданность и предательство, смелость и страх. Без этого невозможно формирование образности речи и мировосприятия, индивидуальной системы ценностей у ребенка.

Необходима совместная и постоянная деятельность взрослого и ребенка - чтение вслух и диалог о прочитанном. Рассматривать и читать детские журналы, слушать, воспроизводить отдельные части текста, обсуждать с ребенком прочитанный эпизод — это основная деятельность для развития интеллекта.

У ребенка идет постепенное формирование любимой литературы, которая с возрастом расширяется и видоизменяется. Некоторые книжки читаются каждый день. Одни произведения ребенок забывает, но когда через определенное время их вновь читают ему, то на события и героев книги он смотрит совсем другими глазами. При постоянном чтении малыш многое цитирует наизусть, поправляя невнимательного взрослого и комментируя текст. Часто сам пересказывает текст, играет в понравившихся героев (может их рисовать, лепить, показывать в «кукольном театре»).

При этом чтение у взрослого должно быть выразительным, четким, разнообразным в интонации, с совместными комментариями, а литературу нужно выбирать разнообразную и сложную.

Очень часто родители не читают сложных, на их взгляд, текстов, чтобы не отбить интерес ребенка к литературе. Однако психологами речевого центра «Логос» доказано, что бояться читать и разбирать сложных произведений не стоит. При первом чтении можно чуть-чуть упростить текст, потом, не раз возвращаясь к нему, показывать малышу на новые детали снова и снова. Тогда развивается его восприятие, увеличивается опыт, формируется интерес к новой книге и желание читать. Групповое чтение — это лучший способ организации семейного досуга.

Чтение и изобразительное искусство

В творческом развитии читателей большую роль играют дополнительные занятия, которые разработаны в липецком речевом центре "Логос". Множество направлений деятельности, разнообразие целей и задач объединяются в активном использовании методов и приемов, направленных на развитие детского творчества. Специалисты центра показывают продуктивность программ, которые развивают свободное чтение и творчество у детей как способность нестандартно мыслить и расширять кругозор.

Изучая проблемы чтения у детей, в центре "Логос" пришли к интересному решению - объединить чтение и рисование. Это разные, но очень необходимые занятия в жизни каждого ребенка. С первого взгляда такое объединение казалось невозможным, но при разработки программы стало понятно, что эта идея дееспособна и в будущем принесет свои плоды.

Специалисты для обучения детей проделали массовую подготовительную работу: собеседование с каждым желающим ребенком, анкетирование, разделение на возрастные группы, разработка программы и составление календарного плана в каждой группе, распространение рекламных листков для родителей. В результате, в январе 2008 года открылась студия творческого развития ребенка "Беби-Арт". Занятия проводятся 2 раза в неделю в четырех возрастных группах от 2,5 года до 7 лет.

На уроках в студии творческого развития дети попадают в мир искусств: художественной литературы, музыки, рисования. Но причем здесь книги? Дело в том, чтобы раскрыть то или иное понятие в искусстве, необходимо прочитать книгу. Она помогает детям запоминать определенные термины, названия произведений, даты, имена известных людей, важные события. Кроме того, книги служат ориентиром дальнейшего творчества ребенка.

Основной целью занятий студии "Беби-Арт" является развитие у детей постоянного интереса к книгам, как к источникам знаний. Здесь объединили усилия психологи и педагоги, логопеды и родители, создавая все условия для преобразования литературного опыта в творческое развитие личности, умеющая анализировать произведение. Специалисты воспитывают будущего человека с широким кругозором и творческим мышлением, который умеет увидеть красивое в мире, владеет навыками рисования и сможет достойно оценить произведения искусств.

Основываясь опытом работы студии, можно с уверенностью сказать, что изобразительное искусство как культурное достояние, напрямую или косвенно связано с чтением книг. Несмотря на свою простоту, рисование открывает широкие возможности для самовыражения личности. Для ребенка такая деятельность не только интересная и увлекательная, но и полезная, ведь развивается весь организм: глаза, руки, осязание, мышление. Простота и доступность рисования делает малыша независимым от взрослого.

Поэтому относится к рисованию, как к деятельности с ребенком необходимо чаще, чем игре с ним. Ведь в играх малыш копирует в действиях кого-то, а в изобразительном искусстве он показывает себя, своих близких, передает свое настроение. Здесь он автор, а это основная и активная позиция по сравнению с ролевой игрой.

Для ребенка его рисунки являются важным этапом проявления себя как творца. С каждым следующим рисунком малыш все более полнее и ярче показывает себя. Особенно интересно видеть в картинах детей авторское прочтение произведений. Создавая рисунок, ребенок становится оформителем и иллюстратором. Обязательно под каждым рисунком необходимо писать его название, как формулирует это сам ребенок.

Во время занятий с детьми проводят беседы о прочитанном, где они в свободной форме выражают собственное мнение. На уроках читаются и разбираются произведения писателей: Пушкин А., Маршак С., Михалков С., Барто А., Хармс С., Бианки В. Психолог - Арт - терапевт применяет элементы диалогового обучения, в котором на вопросы детей отвечает советом использовать ту или иную технику в изобразительной деятельности. Поэтому дети без затруднений выполняют творческие задания, в которых объединяются разные искусства, используя новые виды техник и художественные материалы.

Главная задача каждого урока - сформировать у детей умение выделить из прочитанного произведения интересные детали и передать их в рисунке, показать их в цвете, выражая свои эмоции, подчеркнуть важность того или иного, передавая размер изображения. В начале занятия сообщается тема, после чего проходит беседа с детьми. Пересматривается литература в наличии и приносятся новые книги, которые соответствуют теме урока. При этом место выставки работ оформляется в стиле, соответствующем теме занятия.

Например, работы по теме "Светлый праздник Пасхи" выставляются среди вышитых полотенец, плетеных корзинок и колоритных расписанных тарелок. Далее читаются произведения и проводится подробный анализ текстов. В беседе дети отвечают на вопросы и высказывают свои мнения о прочитанном. Чтобы закрепить эмоциональное состояние ребенка, урок проводится в сопровождении негромкой музыки, показываются репродукции художников, соответствующих теме занятия.

К такому проведению подтолкнул материал преподавателя кафедры логопедии ИСПиП имени Валленберга и редактора журнала "Дошкольная педагогика Н.В. Нищевой "Четыре времени года", в котором разработаны конспекты уроков для развития речи и эмоций у детей при рассмотрении произведений живописи. В пособие входят подборка цветных репродукций знаменитых художников, а также диск с классической музыкой и звуками природы.

Далее еще раз напоминаются этапы с последовательностью выполнения задания. В беседе с детьми, для развития у них воображения, важно говорить об основной идее рисунка, главном персонаже, цветовой гамме. На основании этого описания дети лучше представляют свой рисунок. Гармоничным и полезным станет применение поэтических произведений. Поэзия создает в воображении необходимый образ, развивает эмоциональность.

Специалисты, психологи, воспитатели речевого центра «Логос» и студии арт-терапевтической разгрузки, а также родители прилагают все усилия для развития творчества у детей, формирования у них интереса к чтению и окружающему миру. Психологи разрабатывают разнообразные темы и программы обучения, внедряя новые методы и формы работы с детьми. Коллектив речевого центра «Логос» заинтересован в развитии творчества детей, совершенствуя при этом воображение и фантазию с помощью чтения произведений.

Экология потребления. Дети: О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен...

О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен.

В чтении существует два этапа:

1) этап технического чтения , так называемый “голый” навык,

2) этап содержательного чтения , когда сразу ухватывается содержание текста.

Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.

Готовых рецептов научить ребенка или взрослого любить чтение нет. Так что для начала я перечислю лишь то, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только техническое - то есть сам еще читать не хочет и по настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.

Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать - ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.

Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.

Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

Берите для первого чтения только подходящие книжки - яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

А теперь о маневрах - их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой.

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения.

Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все-таки с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее.

Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. Подарок в нужном месте находится.

Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется.

На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются.

С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.

Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента.

Чтение - радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (Священную книгу).

Метод неграмотной татарской женщины

Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был очень одаренный ребенок, мать которого плохо говорила по-русски (а насчет читать я просто и не знаю). Знаю только, что ей на центральном телеграфе лишь доверяли перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось уже работой, требующей более высокой квалификации, чем была у нее.

Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики.

У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами.

Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка - баба Катя. И мальчик - Диан, решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать и, естественно, плохо и с ошибками. Баба Катя решила повоспитывать соседского мальчика, - ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись как следует, тогда и хвались.

Что тут стало с матерью! Зачем ты обижаешь моего ребенка - бросилась защищать сына неграмотная мать. Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь (так и сказала!). И через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием. - Я ее выгнала - рассказывала она - и сказала этой бабе Кате - не умеешь с ребенком – не ходи сюда. И два года не ходила она ко мне.

Дальше - больше. Мать зарабатывает очень мало и, естественно, “сидят” чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей - когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. Тогда - объясняла она сыну - ручки меньше болят. Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери, - ты чего мама, плачешь?

Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь, ученый и много книжек прочитаешь.

Да, мама. Я буду ученым.

И так три раза в день. И каждый раз спрашивал мать, когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели. В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал очень хорошим математиком и работает в Принстоне.

Советы библиотекаря (Людмила Лукзен)

Мнение психологов: привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей, которые, в идеале, должны опираться в этой работе на помощь детских библиотек. Ведь все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, счастливыми. И все они, без исключения, хотят научить своего ребенка тому, как добиться успеха. А для этого, прежде всего, он должен научиться писать и читать.

И процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятия в школе - лишь обучение чтению и письму. Мы же говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без нее. И это - не прерогатива школы, а абсолютно “семейное” дело. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные “почему?”. Только родители проводят со своим ребенком дождливое утро в библиотеке, вместе с ним рассматривая и выбирая книги.

“Я хочу мороженое (шоколадку, игрушку т.д.)”, - говорит ваш ребенок именно ВАМ, когда вы идете с ним за покупками. То есть именно к родителям, как самым близким и авторитетным (пока еще) для них людям, обращаются малыши за советом, помощью, с просьбой. Поэтому ранний возраст - самое благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению.

Как это сделать? Вот несколько полезных и интересных идей.

Для начала - ответы на вопросы, которые часто возникают у родителей.

Как только ребенок родится;

Выделять несколько минут, но каждый день;

Выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа;

Приучать ребенка “ждать” время для чтения;

Утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.

Выбирать удобное и уютное место;

Находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках;

Рассматривать книжки и картинки;

Давать возможность ребенку самому “выбрать” книгу;

Перечитывать любимые книги.

А теперь более подробно по некоторым наиболее важным советам от библиотекарей и психологов о том, как привить ребенку любовь к чтению.

1. Р азговаривайте, пойте и играйте с ребенком

Малыши с наслаждением слушают вашу речь: когда купаются и одеваются, кушают или засыпают, вечером и на рассвете.

Поэтому, подрастая, ребенок, с которым постоянно разговаривали, начинает быстрее понимать и воспроизводить все слова, услышанные тогда, когда (как казалось вам) он еще ничего не понимал. Он уже полюбил песенки и стихи. Он уже не может обойтись без ваших рассказов и совместных игр.

Говорите с ним обо всех простых для вас, но очень важных для ребенка, делах, которые вы делаете каждый день вместе. Комментируйте свои действия: “моем ручки”, “садимся на стул”, описывайте то, что видите - так вы готовите внимательного слушателя.

2. Выделяйте время для чтения каждый день

Начинать читать надо с первых месяцев жизни. Читая малышу, вы как бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит.

Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться - перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах.

Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи. Приходите в библиотеку, где ему могут почитать более взрослые читатели. Все время обращайтесь к книге и чтению.

Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.

3. Выбирайте книги вместе с ребенком

Читая с ребенком вместе постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Ведь именно в библиотеке есть книги для любого возраста и уровня развития. Кроме того, профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим.

Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома - это ошибка многих читающих родителей. И не только потому, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребенка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много, и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учебе, подготовит к обучению в школе.

Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. “Как много интересных книг, и все их можно прочитать самому”. Так появляется стимул к чтению.

4. Окружите ребенка материалами для чтения

Не только книги из библиотеки должны быть у ребенка. Обязательно должны быть и свои собственные. Какие? Прежде всего, те, в которых он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать запись. Таких книг много, и они для сугубо индивидуального пользования.

Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку с рисунками, фотографиями и другими интересными вещами. Вы можете помочь ребенку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке.

Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и чтение его “собственных” книг всем членам семьи.

5. М едленно и с удовольствием

Не так важно, Что вы читаете, но Как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, получая удовольствие от чтения сами. Будьте актерами (вспомните о нереализованных мечтах стать “Звездой экрана”!). Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравится! Читайте, перебивая чтение разговорными паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст малышу время вдуматься в то, что он слышит, “переварить” прочитанное, понять события и характеры героев.

Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у малыша, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного.

Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием!

Помните, чтение книг - это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.

6. Читайте снова и снова

Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. А на ваше предложение почитать или рассказать что-нибудь новенькое, часто отвечают отказом.

Что делать в таком случае? Посмотрите в заголовок этого совета! Да-да! Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги.

Вам тяжело по двадцатому разу перечитывать “Машеньку и медведя”? Привлеките к процессу всех членов семьи. Дайте самому ребенку возможность погордиться собой и изобразить, что он сам эту книжку “читает”.

Припоминаю, как моя старшая дочь (учившаяся позже в физико-математическом классе) доставала всех книгой “Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика”, а младшая – “Золушкой”. Причем, реакция на пропущенный (в целях экономии времени) отрывок, была мгновенной.

Так что, если книга вызывает удовольствие ребенка, и он обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется.

7. Читайте везде и всегда

Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, бутылочками и сосками обязательно лежит книга.

Когда ваш ребенок научится различать буквы и читать по слогам, поощряйте чтение вывесок.

8. Не заставляйте ребенка читать

Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет - оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки - путь к нечтению вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только комиксы или примитивные издания - воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.

9. Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении

Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок.

Когда ваш ребенок научится читать сам, просите его почитать вам. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста, не исправляйте его. опубликовано

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!