Частные принципы профессиональной этики. Вопрос: Разновидности профессиональной этики, общие и частные принципы профессиональной этики

Основные нормы и принципы профессиональной этики.

Виды профессиональной этики.

Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определœенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями:

Врачебная этика (изложена в ʼʼЭтическом кодексе российского врачаʼʼ, 1994 ᴦ.).

Биомедицинская этика (ʼʼКлятва Гиппократаʼʼ).

Профессиональная этика журналиста.

Деловая (экономическая) этикаэто совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.

Этика менеджментанаука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как ʼʼсовокупного менеджераʼʼ относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В корне профессиональной этики лежат определœенные принципы и нормы, которые обусловлены нести дополнительную ответственность, связанную с профессиональными обязанностями.

Норма - это основа высокого профессионализма. Профессиональные моральные нормы - ϶ᴛᴏ руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на базе идеалов.

Основные нормы служебной этики, которые должны быть присущи всœем работникам сферы социально – культурного сервиса и туризма, независимо от того, где находится их рабочее место:

 внимательность, вежливость;

 выдержка, терпение, умение владеть собой;

 хорошие манеры и культура речи;

 способность избегать конфликтных ситуаций, а если они возникают, успешно разрешить их, соблюдая интересы обеих сторон;

 обходительность, любезность;

 радушие, доброжелательность;

 тактичность, сдержанность;

 самокритичность по отношению к себе;

 готовность быстро реагировать, удерживая в зоне внимания несколько человек или разные операции, которые реализуются в процессе обслуживания;

 умение держаться спокойно и доброжелательно даже после обслуживания капризного клиента или напряженной смены;

 умение избегать неудовольствий клиентов и конфликтов;

 уважать право каждого человека на отдых и досуг;

 беречь профессиональную репутацию;

 содействовать развитию внутреннего и международного туризма;

 принимать справедливые претензии к своей деятельности;

 уважать моральные ценности и культурные стандарты людей, не допускать высказываний, оскорбляющих национальные, религиозные или нравственные чувства человека.

Перечислим недопустимые нормы поведения и личностные качества, несовместимые с профессиональной этикой сферы социально – культурного сервиса и туризма:

 грубость, бестактность, невнимательность, черствость;

 нечестность, лицемерие;

 воровство, жадность, эгоизм;

 болтливость, разглашение приватной информации о клиентах, обсуждение с кем бы то ни было их недостатков и слабостей;

 неуступчивость, желание взять верх над клиентом, подчинить его интересы своим.

Не следует стремиться к тому, чтобы переделать или перевоспитать клиентов за время обслуживания – их нужно принимать такими, какие они есть. Серьезные ошибки начинающих работников в сфере социально – культурного сервиса и туризма нередко бывают связаны с обидчивостью, с завышенными этическими требованиями по отношению к клиентам, что свидетельствует о личной уязвимости характера таких работников.

В сфере социально – культурного сервиса и туризма важность этических норм ощущается не только во взаимодействии работников с потребителями, но и работников между собой. На предприятии особое значение приобретает нравственный климат, где отсутствуют конфликты, нет униженных, раздраженных, равнодушных, но всœе относятся друг к другу с уважением, вниманием. Важно создать в коллективе атмосферу взаимопомощи, умение работников трудиться совместно, а также в специальных группах обслуживания (в команде). Также к этическим нормам во взаимоотношениях с партнерами и коллегами относятся:

 поддерживать профессиональное единство;

 заботится о престиже профессии;

 поддерживать нормативность служебных отношений;

 уважать право коллег на мотивированный отказ.

Все это помогает добиться общей цели: добиться эффективного обслуживания потребителœей.

К неэтичным действиям специалиста с явным нарушением закона относятся фальсификация документов, отправляемых службами государственного регулирования, присвоение средств, расовая дискриминация и сексуальные домогательства в рабочей среде.

Принципы - ϶ᴛᴏ абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы носят универсальный характер.
Размещено на реф.рф
Сотрудник сферы сервиса должен в своей работе соблюдать следующие принципы:

1. Главным этическим принципом является принцип гуманизма, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества. Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное нравственное требование, получившее название "Золотое правило". Оно формулируется в позитивной форме: "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе", или же в негативной форме: "не поступай... " и т. д. В русской пословице оно получило такую интерпретацию: "чего в других не любишь, того не делай сам". "Золотое правило" содержит гуманистическую идею равенства всœех людей. Оно означает право и обязанность личности брать на себя ответственность за свои поступки, способствует выработке стремления ставить себя на место другого.

2. Принцип беспристрастности в отношении клиента и стремления к объективности при принятии различных решений.

3. Принцип ориентированности на клиента͵ заботы о нем.

4. Принцип точного исполнения профессиональных обязанностей.

5. Принцип проявления уважения к своей профессии и к людям, с которыми приходится вступать в контакт при выполнении профессиональных обязанностей.

6. Принцип стремления к совершенствованию своей профессиональной деятельности.

7. Принцип конфиденциальности, неразглашения личной информации, полученной в процессе профессиональной деятельности.

8. Принцип избегания потенциальных и явных конфликтов между сотрудниками, с руководством и в особенности с клиентом.

9. Принцип толерантности, ᴛ.ᴇ. терпимости.

Данные принципы в сфере профессиональной этики помогают успешному решению задач в профессиональной среде.

Интернет предоставляет нам список базовых принципов профессиональной этики, рассмотрим его подробнее:

Свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями;

В работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всœегда соблюдать объективность;

При работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всœегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;

В своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчинœенными;

Следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчинœенных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;

Нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;

Недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчинœенных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

В учебнике Солонициной А.А. ʼʼПрофессиональная этика и этикетʼʼ перечислены следующие профессиональные этические принципы:

Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: ʼʼ В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчинœенным, к руководству, к коллегам своего служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчинœенным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себеʼʼ.

Второй принцип: нужна справедливость при наделœении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

Четвертый принцип - принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, в случае если они способствуют развитию организации (или ее подразделœений) с моральной точки зрения.

Пятый принцип - принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, в случае если они хотя бы не нарушают этических норм.

Шестой принцип: этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Восьмой принцип: индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип: не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. При этом нонконформизм* как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип - никакого насилия, ᴛ.ᴇ. ʼʼнажимаʼʼ на подчинœенных, выражающегося в различных формах, к примеру, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый принцип - постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты бывают внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.

Двенадцатый принцип - при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и крайне важно сть этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повсœедневной работе, по какой-либо причинœе начинают им противодействовать.

Тринадцатый принцип состоит в целœесообразности авансирования доверием - чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т. п.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт - благоприятная почва для этических нарушений.

Пятнадцатый принцип - свобода, не ограничивающая свободы других; обычно данный принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

Шестнадцатый принцип: работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллеᴦ.

Семнадцатый принцип: не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и ʼʼвнутренний конкурентʼʼ - коллектив другого отдела, коллега в котором можно ʼʼусмотретьʼʼ конкурента.

Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы, организации собственной личной этической системы.

Основные нормы и принципы профессиональной этики. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные нормы и принципы профессиональной этики." 2017, 2018.

1. Профессиональная этика. Основной этический принцип делового общения.

2. Этика общения сверху вниз.

3. Этика делового общения снизу вверх.

4. Этика делового общения по горизонтали.

Этика делового общения проявляется в различных сферах: отношения между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри предприятия – между руководителем и починенным, между подчиненными людьми одного статуса, и в каждой сфере своя специфика. Но нужно выработать такие правила, которые соответствовали бы каждому виду делового общения и не противоречили нравственным принципам, и при этом выполняли функцию координации деятельности людей в деловом общении. Конечная цель установления таких правил – это создание максимально комфортных условий для работников с целью повышения эффективности труда и извлечения максимальной прибыли.

«Профессиональная этика – это кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер взаимоотношений между людьми, которые вытекают из профессиональной деятельности», такое определение дает автор учебно-методического пособия «Этика и психология профессиональной деятельности Л.Е. Антонова. Основным принципом, на который опирается профессиональная этика, является следующий: «Поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении».

Этика делового общения сверху – вниз (т.е. в отношении руководителя к подчиненному).

Нужно относиться к своим подчиненным так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился ваш руководитель, т.к. отношение руководителя влияет на характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат, именно на уровне руководителя формируются нравственные эталоны и образы поведения.



1. Руководитель должен заботиться о сплоченности коллектива и высоко моральных нормах общения. Нужно приобщать сотрудников к целям организации, чтобы каждый почувствовал свою принадлежность к коллективу, значимость своего личного вклада.

2. При возникновении проблем, связанных с невыполнением обязанностей руководитель должен отреагировать. ью, руководителюНо предварительно необходимо выяснить причину.

1) Если речь идет о невежестве, то попрекать этим нельзя, нужно помочь преодолеть, опираясь на сильные стороны этой личности.

2) Если сотрудник не выполнил распоряжение начальника из-за недобросовестности, необходимо дать ему понять, что вы об этом знаете, чтобы он не думал, что обманул вас. Если руководитель не сделал замечания, то он не выполнил своих обязанностей, то он поступил неэтично.

3. Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам:

Нужно собрать информацию о проблеме;

Попросить у сотрудника объяснительную о причине происходящего;

Замечание нужно делать один на один;

Критикуйте действия и поступки, а не личность человека;

Когда это уместно, нужно спрятать критику между двумя комплиментами;

7. Не советуйте подчиненным, как поступать в личной жизни.

8. Не заводите любимчиков.

9. Не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если хотите сохранить их уважение.

10. Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

11. Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.

12. Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства, хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения.

13. Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

14. Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно узнают о них, но утаивание ошибок, это проявление слабости и непорядочности.

15. Защищайте своих подчиненных и будьте им преданы.

16. Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая два фактора

Ситуацию наличия времени

Личность подчиненного (добросовестный квалифицированный работник или тот, кого нужно подталкивать).

Приказ – использовать в чрезвычайных ситуациях и по отношению к нерадивым работникам.

Просьба – если ситуация рядовая, а между руководителем и подчиненным все основано на доброжелательности и доверии.

Вопрос – в тех случаях, когда хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть работника к тому, чтобы он взял инициативу на себя «Как мы должны это сделать?», «Если ли смысл заняться этим?». При этом сотрудники должны быть квалифицированными, чтобы не приняли ваш вопрос, как проявление слабости.

«Доброволец», «Кто хочет сделать эту работу?» подходит в такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, а сделать ее надо, и обязательно найдется доброволец, он надеется, что его инициатива будет соответствующим образом оценена в дальнейшей работе.

Этика делового общения снизу вверх (отношение подчиненного к начальнику).

Относись к своему начальнику так, как хотел бы, чтобы к вам относились все подчиненные.

Знать, как относиться к руководителю, не менее важно, без этого трудно найти общий язык.

1. Старайтесь помочь руководителю в создании в коллективе нравственной атмосферы, упрочению справедливых отношений.

2. Не пытайтесь навязывать свою точку зрения или командовать им. Высказывайте свои замечания тактично и вежливо.

3. Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите только да или нет.

4. Если в коллективе случилось радостное или неприятное событие, старайтесь сообщить об этом руководителю.

5. Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом, имейте свои принципы, характер.

6. Не стоит обращаться за помощью, советом через голову, к руководителю вашего руководителя, кроме экстремальных случаев, иначе ваш руководитель теряет авторитет, это может быть расценено как сомнение в его деловых качествах.

7. Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос о ваших правах, т.к. выполнение любого дела не возможно без свободы действий.

8. Проявляйте тактичность в оценке деятельности руководителя

Этика делового общения по горизонтали (между коллегами).

Общий принцип: относись к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам.

1. Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.

2. Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности при выполнении общей работы.

3. Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, то это опасная ситуация. Если управляющий не разграничил ваши обязанности, попытайтесь сделать это сами.

4. В отношениях с коллегами из других отделом нужно самому отвечать за свой отдел, а не сваливать вину на подчиненных.

5. Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных. По данному сотруднику будут судить о вашем отделе в целом. С вами могут поступить также.

6. Не относитесь предвзято к своим коллегам, отбрасывайте сплетни и предрассудки в общении с ними.

7. Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это чаще.

8. Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать свое доброе отношение. Помните, что посеешь, то пожнешь.

9. Не давайте обещаний, которые не можешь выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет не удобно, даже если на это были объективные причины.

10. Не лезьте человеку в душу, на работе не принято спрашивать о личных делах и проблемах.

11. Старайтесь слушать не себя, а другого.

12. Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все выплывет наружу.

13. Словами, жестами, мимикой давайте участнику общения понять, что он вас интересует, смотрите прямо в глаза.

14. Рассматривайте своего коллегу как личность, которую следует уважать, саму по себе, а не как средство достижения собственных целей.

Способы повышения уровня этики делового общения:

Разработка этических нормативов на предприятии

Создание комитетов и комиссий по этике

Проведение социально-этических ревизий

Обучение этическому поведению.

Вопросы для самоконтроля

1, Сущность понятия профессиональная этика.

2.Назначение профессиональной этики

3. Основной принцип профессиональной этики

4.основной принцип профессиональной этики руководителя

5.Почему руководитель должен заботиться о сплоченности коллектива?

6.Наиболее важные на ваш взгляд правила этики руководителя, ответ обоснуйте.

7. Этические нормы при вынесении взыскания.

8.Способы отдачи распоряжения

9. Основной принцип этики подчиненного

10.Наиболее запомнившиеся правила, ответ обоснуйте.

11. В каких ситуациях можно обращаться через голову руководителя?

12. Основной принцип этики отношений между коллегами.

13. Наиболее запомнившиеся правила, ответ обоснуйте.

14. Наиболее ценные на ваш взгляд правила, ответ обоснуйте.

15.Почему не нужно стараться выглядеть лучше, умнее чем ты есть на самом деле?

ПРАКТИКУМ

Вариант I

1. Какие этические правила должен соблюдать руководитель, чтобы не поссорить подчиненных друг с другом

2. Какие этические правила должен соблюдать руководитель, чтобы поддерживать у работников чувство собственного достоинства

3. Вам необходимо объявить подчиненному замечание за недобросовестно выполненную работу. Ваши действия

4. На общей областной конференции руководителю учреждения была объявлена благодарность, его действия

5. К вам в коллектив пришла новая сотрудница, по мнению вашей хорошей знакомой, у нее не очень хорошая репутация. Какие этические правила вы должны соблюсти.

Вариант II

1.Какие этические правила должен соблюдать руководитель, чтобы выработать у подчиненных чувство ответственности

2.Какие этические правила должен соблюдать руководитель, чтобы не вызывать у подчиненных чувство антипатии.

3. Вам как руководителю организации поручили подготовить и провести новую форму работы, ваши действия.

4. Вам необходимо отдать распоряжение работнику, который своим поведением напоминает известного персонажа детской сказки Незнайку. Какую форму вы выберете, ответ обоснуйте.

5. Вы пришли на работу в новый коллектив, чего по правилам этики вам не следует делать.

Основными функциями этики работы можно счи­тать следующие:

Оценочная - дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и дей­ствия работников;

Регулятивная - вытекает из потребности регулировать пове­дение и действия социального работника в различных формаль­ных и неформальных ситуациях;

Организационная - служит улучшению организации соци­альной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессиональ­ного долга;

Управляющая - служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе про­цесса в интересах дела;

Мотивационная - служит средством формирования социаль­но и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

Координирующая - обеспечивает сотрудничество всех участ­ников процесса оказания социальной помощи клиенту, осно­ванное на доверии и взаимной помощи;

Регламентирующая - направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, мето­дов и средств оказания помощи клиенту;

Воспроизводственная - позволяет воспроизводить действия со­циальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;

Воспитательная - служит средством воспитания и совершен­ствования личности как социального работника, так и его кли­ента и социального окружения клиента;

Коммуникативная - служит средством коммуникации меж­ду специалистами и их клиентами;

Оптимизирующая - способствует повышению эффективно­сти и качества социальной работы, повышению статуса про­фессии в обществе, уровня его моральности;

Стабилизирующая - способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работни­ками и клиентами и их близкими, между социальными ра­ботниками и представителями различных учреждений;

Рационализирующая - облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональ­ной морали решения;

Превентивная - предохраняет, предостерегает социально­го работника от поступков и действий, наносящих вред кли­енту и обществу;

Прогностическая - позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллекти­вов, их этическое развитие;

Информационная - приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;

Социальная - способствует созданию условий, благоприят­ных для осуществления социальной работы в обществе;

Социализирующая - служит делу приобщения социально­го работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.

Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:

Соблюдение разумных интересов клиента;

Личная ответственность социального работника за неже­лательные для клиента и общества последствия его действий;

Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;

Принятие клиента таким, каков он есть;

Конфиденциальность;

Доброжелательность;

Бескорыстие;

Честность и открытость;

Полнота информирования клиента.

Несмотря на вышесказанное, на практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе вышеозвученные ценности не всегда легко.

В силу специфики профессии социального работника существует острая необходимость в профессиональной этике, в единых нормах и правилах, которыми мог бы руководствоваться каждый сотрудник.

Профессиональная этика выполняет множество функций, способствующих качественному выполнению социальным работником своих обязанностей. А существующие провозглашенные этические принципы задают ориентиры в деятельности каждого социального работника.

Тем не менее, данные нормы применимы не во всех ситуациях, с которыми сталкивается работник социальной сферы. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. И социальный работник всегда должен быть подготовлен к неоднозначным моментам и ситуациям, в которых ему придется руководствоваться своими собственными моральными принципами и ценностями.

4.. Формирование и история этики

Однажды перед очередным воинским походом греческий оратор Киней спросил у царя Пирра:

"Римляне - народ храбрый и воинственный. Если боги пошлют нам победу, то как мы ею воспользуемся?" На это Пирр ответил: "Если мы победим римлян, то вся Италия окажется в нашей власти". После некоторого молчания Киней спросил снова: "Ну, а когда Италия ока­жется в нашей власти, что мы будем делать после этого?" "По сосед­ству с ней, - ответил Пирр, - находится Сицилия, богатый и плодо­родный остров. Там не прекращаются народные волнения и всяческие беспорядки, и его нетрудно завоевать". "Прекрасно, - сказал Киней, -но покорение Сицилии будет ли последним нашим завоеванием?"

"Нет! - воскликнул Пирр. - Это будет только началам. Ведь из Сицилии нетрудно достигнуть Африки и овладеть Карфагеном". " А располагая такими возможностями, - продолжал Киней, - мы затем легко подчиним Македонию и вместе с тем и Грецию. Но вот, что мне не ясно: когда мы выполним все эти планы, что мы будем делать даль­ше?" "Тогда, - засмеялся Пирр, - мы будем жить в мире и спокойствии, будем проводить время в пирах, веселье и дружеских беседах". " В токам случае, - сказал Киней, - к чему эти войны, опасности, кровопролития, когда ты уже теперь располагаешь, Пирр, всеми условиями, чтобы жить в мире и спокойствии и проводить время в пирах и дружеских беседах?"

Этот разговор происходил в начале 280 года до н.э., но мы видим что вопросы о том, как должен поступить человек, каким образом он может действовать, и где грань, разделяющая добро и зло, оказыва­ются в центре внимания, отражая основной круг нравственных про­блем. Именно размышления о долге, добре и зле, смысле жизни справедливости, счастье и совести создают особую, этическую, сфе­ру бытия людей.

Она не является отдельной, специфической областью человеческой жизнедеятельности, но присутствует в самых разнообразных взаимо­связях людей и окружающего их мира: в отношении к природе, обще­ству и конкретному человеку, к собственному делу, карьере и др. Еще в XVII веке немецкий мыслитель Г. Лейбниц отметил, что справедли­вости не видят так, как видят лошадь, но ее понимают не хуже, а ско­рее лучше.

Так что же такое этика, как она формировалась? Почему этические вопросы приобрели чрезвычайно важное значение? Для чего необхо­димо знание об основных проблемах этики?

Слово «этика» (от греч. ethos) означает нрав, характер, обычай. Его более 2300 лет назад ввел древнегреческий мудрец Аристотель (384-322 до н.э.), дав и название «науке о добродетели» - этика.

Однако формирование и развитие этики как науки, а также основ­ных морально-нравственных ориентиров в жизни людей шло сквозь всю историю культуры. Поэтому мы говорим, что понятие этики было исторически изменчивым. Оно трансформировалось и приобретало новые значения на разных этапах человеческого развития.

Так, в самых ранних культурных периодах (например, в первобыт­ном обществе) люди еще не выделяли морально-этические ценности в разряд вопросов, требующих специальных, особенных форм рефлек­сии. Это было и невозможно, так как обычай, в рамках которого про­текала жизнь человека, воспринимался как единственно верный и воз­можный. В этом случае, этика ярче всего соотносится с понятием обы­чая, укоренившейся привычки, общепринятым ритуалом, которые отражают принадлежность человека к единой для всех членов племени Ценностной системе, Когда же человек начинает задумываться над кругом моральных норм и ценностей, которым он подчиняется, то наступает совершенно иной этап в развитии и понимании этики. Так произошло в Древней Греции. Античная этика, отражая идеалы греческой культуры о гармонии человека с действительностью, его духовном и телесном равновесии» здоровом отношении к материальному благополучию и миру вещей акцентирует наше внимание на счастье человека и основных способах и условиях его достижения. В качестве основных этических доброде­телей греческие мудрецы выделяли мужество, благоразумие, доброже­лательность и честность (справедливость).

Подчеркнем, что эти добродетели были не только провозглашены «в теории», им старались следовать как важнейшим жизненным принципам и использовали их в качестве основной стратегии для достижения успе­ха. Приведем лишь один пример. Когда умирал величайший афинский правитель Перикл, друзья, сидя у его постели вспоминали, какой это был замечательный государственный деятель и сколько блестящих по­бед он одержал над врагами. Друзья думали, что умирающий их не слышит. Вдруг Перикл приподнял голову и сказал:

«Вы хвалите меня за то, что совершали и многие другие, а о самом замечательном из того, что я сделал, не говорите ни слова. Ведь за все годы моего правления по моему приказу не был казнен ни один афинский гражданин» 2 .

Средневековье знаменует другой этап размышлений о сущности эти­ки и морально-нравственных ориентирах. В средневековой Европе на основе христианской религии создается новая иерархия ценностей. В качестве этического приоритета выдвигаются представления о добре и зле как соотношении божественного и дьявольского начал. Христиан­ская этическая модель поведения отражена в основных заповедях, о ко­торых говорил Иисус Христос в Нагорной проповеди:

«Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благослов­ляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их лю­бят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы полу­чить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая... Не судите, и не будите судимы; не осуждайте и не будете осуждены; про­щайте и прощены будете; давайте и дастся вам: мерою доброю, утря­сенную, нагнетенную и переполненную отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».

[Евангелие от Матфея]

В Новое время, в эпоху «неуверенности в сущем, когда каждый должен сам заботиться о своей нравственности» этические идеалы вновь получают гуманитарную направленность. Однако сфера нравст­венно-этических проблем стала все более соотноситься с процессами, происходящими в общественной жизни людей, приобретая социально-правовой характер. Немецкий философ И.Кант (1724-1804) отмечает, что «в морали человек подчинен своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству».

Показательным является и тот факт, что происходят существенные изменения в ранее тождественных друг другу понятиях этики, морали и нравственности. Теперь они наделяются специальными значениями.

Этика - это теория, а мораль и нравственность отражают реальные явления в жизни человека и общества. Причем, нравственность - это поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Нравственный человек автоматически поступает «как все», как послушный член социума. Он соблюдает принятые пра­вила, традиции и нормы. Таким образом, нравственность является ус­ловием вхождения человека в социум, она не требует оригинальности, творчества и индивидуального выбора; наоборот, она предполагает исполнение общепринятой нормы, подчинения традиционному образцу. Мораль - это особое явление, возникшее параллельно с правом в западной культуре. Она появляется с развитием индивидуального, са­мостоятельного начала, с возникновением самостоятельно мыслящих личностей, способных к решению и выбору.

  • Салихов Юлай Фанилевич , магистр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • МЕНЕДЖЕР
  • КОДЕКС
  • ПРИНЦИПЫ
  • ЭТИКА
  • МОРАЛЬ
  • ПРОФЕССИЯ

В статье основное внимание уделено характеристикам компетентности менеджера. Показана важность соблюдения в профессиональной деятельности принципов управленческой этики.

  • От чего зависит свобода личности? Субъективные и объективные факторы
  • Методологическая проблема естествознания о подходах к рассмотрению взаимоотношений науки и религии
  • Функции жизни: к проблеме объективизации путей развития биосферы

Этика – это одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Основа данного предмета была заложена Аристотелем, который и ввел данный термин. В западных странах этика четко подразделяется на этикет и управленческую (прикладную) этику .

Этика поведения менеджера рассматривается с точки зрения моральных аспектов различных функций управления, таких как маркетинг, управление персоналом, оказание профессиональных услуг, взаимодействие с контрагентами и конкурентами, слияние и поглощение фирм и т. д.

Выяснить происхождение профессиональной этики – это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества .

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, в форме теоретических выводов .

Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение . Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий .

Принципами этики менеджмента, в обобщенном виде можно назвать выражение всех нравственных требований, которые были выработаны в сознании человека и общества в целом. Эти требования указывают на нормы поведения человека, участвующего в деловых отношениях.

В основу современной этики менеджмента входят 3 основных положения, являющихся наиболее важными, с точки зрения ученых:

  • создание материальных ценностей рассматривается как важный процесс развития;
  • вся прибыль (а также другие доходы производства) – результат достижения поставленных целей, являющихся общественно значимыми;
  • при разрешении проблем, которые возникают между людьми в деловом мире, на первом месте стоят межличностные отношения, и только потом производство продукции .

Американский социолог Л. Хосмера в работе сформулировал 10 принципов делового поведения:

  1. Никогда не делать того, что не входит в твои долгосрочные интересы, или в интересы твоей компании.
  2. Никогда не делать того, о чем нельзя будет потом сказать.
  3. Никогда не делай того, что не будет способствовать развитию взаимопомощи поддержки в коллективе.
  4. Никогда не нарушать закон, т.к. закон – это основные моральные нормы современного общества.
  5. Никогда не делать того, что будет вредно для общества, в котором ты живешь.
  6. Никогда не делать того, что сам никогда не посоветуешь.
  7. Никогда не делать того, что может ограничить права и свободы другого.
  8. Никогда не делай того, что может повредить слабым.
  9. Никогда не делай того, что может препятствовать саморазвитию и самореализации другого человека.
  10. Всегда поступать так, чтобы увеличить прибыль предприятия, не выходя за рамки закона.

Все эти принципы в той или иной мере присутствуют в различных странах и в их культуре делового общения. Целью мирового общества сейчас становится намерение приблизиться к идеальному типу отношений, в том числе и деловых, которые будут основаны на морально - этических принципах, их торжестве.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная этика очень важна сегодня, т.к. на рынке представлено огромное количество различных фирм, предлагающих свои товары и услуги. Все они должны заводить, развивать и поддерживать отношения с другими фирмами. Наиболее успешной фирмой будет та, чьи принципы, чья дисциплина, этика и этикет будут на самом высшем уровне. Поэтому, нужно просвещать людей (а особенно руководителей), обучать их и давать возможность развиваться в этой области .

В данной работе были рассмотрены основные принципы этики менеджера, то, как должен выглядеть менеджер, чтобы добиться успеха. Важно также знать, как правильно строить отношения с подчиненными. Надо уметь приносить как хорошие известия, так и плохие.

Список литературы

  1. Бороздина, Г.В. Психология и этика менеджера [Текст]: Учебник для бакалавров/ Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - М.: Издательство Юрайт. -2013. – 463 с.
  2. Голубева, Г.А. Этика [Текст]: учебное пособие. – М. Издательство Альфа - Пресс, 2011. – 368 с.
  3. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебное пособие/ И.П. Кошевая, А.А. Канке. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.
  4. Скворцов, А.А. Этика [Текст]: учебник / А.А. Скворцов; под общ. ред. А.А. Гусейнова. - 2-е изд., испр. Размещено на реф.рф и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2015.- 310 c.
  5. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности. В сборнике: Образование без границ - 2014. Materiały X międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014.- С. 88-90.
  6. Игебаева Ф.А. Профессиональная этика в деятельности делового человека //Международный научный журнал «Символ науки». 2016. №2 – 230 – 231с.
  7. Игебаева Ф.А. Профессиональная подготовка специалистов для агросектора в условиях рыночных преобразований (На примере Республики Башкортостан) // Высшее образование сегодня. Рецензируемое издание ВАК в области психологии, педагогики и социологии, 2016, № 2. – С.16 – 18.
  8. Игебаева Ф.А. Об эффективности профессиональной деятельности руководителей аграрного производства. сайт. 2016. Т. 1. № 42. С. 152-155.

«Золотым правилом» нравственности считается правило, согласно которому не следует делать другим того, чего не желаешь себе. Существует и положительная обратная формулировка данного правила «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. В сложных ситуациях, когда человек затрудняется в выборе линии поведения, он может мысленно поставить себя на место собеседника и представить, что хотел бы увидеть и услышать в данной ситуации.

В повседневной жизни и в деловом общении можно использовать и такой принцип-подсказку «Если не знаешь, как поступить, поступай по закону».

Фактически все этические принципы и предписанные нормы поведения формулируются с учетом данных положений.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии. К числу частных принципов можно отнести следующие:

принцип здравого смысла : нормы профессиональной этики не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что профессиональный этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели;

принцип удобства: этические нормы не должны сковывать деловых отношений. Удобным в профессиональной деятельности должно быть все – от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил поведения на работе. Причем удобства должны быть обеспечены всем участникам деловых процессов;

принцип целесообразности. Суть этого принципа в том, что каждое предписание деловой этики должно служить определенным целям;

принцип консерватизма. Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях невольно вызывает ассоциации с чем-то незыблемым, прочным, надежным, а надежный партнер в делах – желание для каждого делового человека. Надежность, фундаментальность, стабильность – привлекательные в деловом мире черты. Они имеют содержательную связь с консерватизмом;

принцип непринужденности. Важно, чтобы профессиональная этика не превращалась в искусственно навязываемое явление. Нормы этики должны быть естественны, легко и без напряжения исполняться;

принцип «Не навреди». Следствием этого принципа является отсутствие права на ошибку. В законодательствах практически всех цивилизованных государств предусмотрены санкции за ошибочные действия профессионалов. Профессионализм предполагает полное сознание ответственности, сосредоточенности, максимальной концентрации на работе. Конечно, люди остаются людьми, а значит, могут ошибиться, но недопустимы халатность, ошибка по недосмотру, по лености или равнодушию;

принцип максимально высокого качества работы является общим для всех профессий в пределах оговоренных возможностей. Способность профессионала творчески развиваться, совершенствовать свое мастерство не только прибавляет ему опыта, но и упрочивает его авторитет;

принцип сохранения профессиональной тайны , конфиденциальности (от лат. confidentia – «доверие») сведений о клиентах, информационных запросах, услугах, технологиях, рецептах. Если в личных отношениях от человека ожидают искренности и открытости, то профессиональная мораль диктует, что специалист всегда должен помнить о необходимости сохранения в тайне специальной информации, связанной с его работой. Профессиональная тайна ведет отсчет еще с клятвы Гиппократа. Профессиональная тайна является принципиальной в государственной, военной службе, банковском деле и т. п. Профессиональная тайна может иметь статус государственной, военной, коммерческой, врачебной, предусматривать различные степени ответственности – от служебной до уголовно наказуемой;

конфликт интересов. Во всех профессиях требуется отказ от использования служебного положения в личных целях. Профессиональная этика утверждает первичность служебных обязанностей и вторичность личного долга. Профессионал не имеет права получать иных доходов за труд, кроме оговоренной заработной платы. Коротко этот принцип может быть понят как отсутствие привилегий в связи с профессией. Конфликт интересов преодолевается выполнением профессионального долга;

принцип коллегиальности. Этот принцип выступает прямым следствием общественной сущности человека, ориентируя последнего на подчинение своих личных интересов общественным. Человек, руководствующийся принципом коллегиальности, испытывает чувство сопричастности к делам коллектива, его целям, задачам.

Принятие коллективных решений, касающихся стратегии развития корпорации, организации, объединение усилий для оперативного реагирования в сложных ситуациях не утрачивает актуальности и на современном этапе, когда степень индивидуальной ответственности повышается. Во многих профессиях и ныне не являются исключением коллективные поиски решения трудных профессиональных задач, регулярно проводятся производственные совещания – планерки, пятиминутки, кафедры и проч., в которых обязаны принимать деятельное участие все работники.

В производственных коллективах отмечают юбилеи, дни рождения, свадьбы сотрудников, поздравляют с особыми успехами. Не остаются без внимания и горестные события, когда тот или иной человек особенно нуждается в поддержке и сострадании;

право на критику. Профессионал обязан уметь критиковать работу коллег, не ущемляя достоинства других работников, а также правильно принимать критику в свой адрес. Понимание необходимости критического анализа деятельности, конструктивных поисков лучшего результата является условием движения вперед. Но в этом вопросе наиболее важно проявлять заботу об этике взаимоотношений сотрудников, не допускать критику личности, а не идеи, сведения счетов, психологической конфронтации;

гедонистический принцип. Гедонизм – принцип этики, согласно которому стремление к наслаждению и избежанию страданий является естественным правом человека. Гедонизм в профессиональной

деятельности приветствует все, что продлевает удовольствие от жизни, смягчает неудобства и сглаживает неприятности. Гедонизм сообщает товарам и услугам наряду с полезностью и эффективностью комфортность и приятность. Внешняя приветливость, доброжелательность работников оставляют не только приятное впечатление у клиента, но сообщают ему хорошее настроение.

Гедонизм обязывает профессионала к оптимизму, энергичности, умению вдохновлять. Особую роль играет улыбка. Она открывает дорогу к сердцам других людей. В торговле, например, улыбка увеличивает количество продаж.

Следовательно, этикетная культура должна быть проявлением общей нравственной культуры, воспитанности человека, его внутреннего отношения к окружающим.

Профессиональная этика также базируется на общенравственных нормах. Одной из самых необходимых норм выступает вежливость, проявляющаяся во многих конкретных правилах поведения: в приветствии, обращении к человеку, в умении помнить его имя и отчество, важнейшие даты его жизни. Истинная вежливость непременно доброжелательна, так как она – одно из проявлений искренней благожелательности по отношению к людям. Благожелательность – обязательная база вежливости. Непременным условием вежливости является искренность.

Другими важнейшими нормами выступают тактичность и чуткость. Содержанием этих качеств являются внимание, глубокое уважение к тем, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать раздражение, досаду, обиду.

Тактичность, чуткость проявляются в чувстве меры, которую следует соблюдать в разговоре, в деловых контактах, в умении чувствовать границу, за которой слова и поступки могут вызвать у человека незаслуженную обиду, огорчение, боль.

Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. В основе тактичного поведения лежит также умение владеть собой.

Обязательное условие тактичности – это уважение к другому, проявляющееся, в частности, в умении выслушать его, в способности быстро и безошибочно определить реакцию собеседника на то или иное высказывание.

Важной этикетной нормой выступает скромность, проявляющаяся в том, что человек не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает своего превосходства, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем скромность не должна проявляться в робости и застенчивости.

Неизменным спутником и советчиком должна быть деликатность. Это слово наиболее емко выражает то, что, мы имеем в виду, когда говорим о чутком, тонком отношении к окружающим, к их чувствам. Но деликатность не должна превращаться в льстивость, приводить к восхвалению всего увиденного и услышанного.

Наряду с данными общепринятыми нормами важными в профессиональной этике моральными нормами выступают также честность, правдивость, обязательность, трудолюбие, справедливость, соблюдение обещаний и договоров.

Данные принципы и нормы не всегда учитываются в реальной практике деловых отношений. Порой сам язык этики рассматривается как помеха в деловых отношениях. Часто в деловом мире вообще стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге, социальных обязанностях, ответственности. Эти проблемы воспринимаются как «не относящиеся к делу». Но соблюдение этических принципов и норм является важным, это необходимо и для повышения эффективности производства, и для укрепления деловых связей, деловых отношений в целом.

Принципы и нормы этически грамотного поведения конкретизируются в правилах этикета в конкретных ситуациях.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!