Теория и практика коллективного воспитания А.С. Макаренко. Тема: Концепция коллективистского воспитания

18. Технологический подход в системе воспитания молодёжи.

Основы понятий технология, воспитательная технология. Классификация воспитательных технологий. Сравнительный анализ воспитательных технологий педагогов Макаренко А.С., Иванова И.П., Сухомлинского В.А.

Классификация воспитательных технологий. Технология – это способ реализации конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур, которые выполняются однозначно. Воспитание - целенаправленный процесс передачи человеку обучающей системой (природа, родители) необходимых для его же программ (знаний, умений). Воспитательная технология – это одно из средств воспитания, деятельность людей. Технология направлена на решение конкретных педагогических задач и состоит из последовательности, из системы педагогических приёмов и техник. Существуют следующие концепции (виды) технологий воспитания:

    Концепция гуманистического воспитания (Сухомлинский, Амонашвили. Цель концепции – воспитание умного, честного, доброго человека);

    Концепция воспитания практичной социализированной личности, способной решить реальные жизненные проблемы (Богдаревская);

    Концепция всестороннего развития личности (Коротов, Малькова);

    Концепция воспитания свободной личности (Шацкий, Леонтьева);

    Концепция использования коллектива как воспитательного средства (Макаренко, Иванов);

    Концепция воспитания детей в общественных организациях (Рожков);

    Концепция сотрудничества (в коллективе);

    Концепция направленности на индивидуальное воспитание;

    Концепция формирования образа жизни достойного человека (Щуракова);

    Концепция педагогической поддержки (Газман);

    Концепция самовоспитания, самостроительства, саморазвития личности (Севелко).

Классификация видов воспитания может проводиться по нескольким принципам. Наиболее обобщенная классификация по содержательному основанию разделяет воспитание на умственное, нравственное, физическое и трудовое. Более подробная классификация этого типа может включать в себя такие виды воспитания, как разные типы патриотического воспитания, интернациональное, правовое, экологическое, экономическое, гражданское и другие виды. Другим типом является классификация по институциональному принципу, когда воспитание разделяется на семейное, школьное, внешкольное, религиозное, воспитание в детских и юношеских организациях дополнительного образования (таких, как кружки по интересам, спортивные секции) и т.д.

Сравнительный анализ воспитательных технологий педагогов Макаренко А.С., Иванова И.П., Сухомлинского В.А.

Антон Семенович МАКАРЕНКО Технология жёсткого коллективного воспитания.

К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. Сторонники “свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана” и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы. Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Важнейшим “механизмом”, педагогическим средством является “параллельное воздействие”- одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника. Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед.

А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. Будущий деятель, говорил он, воспитывается прежде всего в игре.

Технология коллективно-творческого воспитания И.П. ИВАНОВА.

Методика КТД - деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела.

Задачи:

Создание необходимых условий для развития творческих способностей детей;

Организация деятельности на пользу и радость окружающим и обсуждение ее хода и результатов таким образом, чтобы развивались все стороны личности ребенка;

Укрепление в процессе работы единого воспитательного коллектива;

Привлечение родителей и общественности к работе с детьми.

Этапы:

    Предварительная работа воспитателей;

    Коллективное планирование;

    Коллективная подготовка;

    Проведение;

    Коллективное подведение итогов;

    Ближайшее последствие.

О дной из наиболее важных характеристик воспитательной системы, построенной на основе идеи общей заботы, является соуправление и самоуправление. Главные принципы методики КТД таковы:

Воспитывать в совместной развивающей деятельности детей и взрослых, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них.

Обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию способностей, характера, умений школьника.

Коллективное – задумывается, планируется, готовится, проводится, анализируется вместе воспитателями и воспитанниками, каждый – участник, а не зритель. Творческое – на каждой стадии его осуществления воспитатели и воспитанники ведут поиск новых путей решения поставленных задач; оно творческое ещё и потому, что не может совершаться по шаблону, всегда осуществляется в новом варианте. Дело – единица деятельности (коллективное), проявление заботы об улучшении жизни коллектива. Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественно-политической, познавательной или художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной или организаторской. Этапы . 1. Предварительный : Создание совета дела или временной инициативной группы, задача которого организовать дело, вовлечь в работу всех, создать, если надо, другие группы для подготовки отдельных эпизодов дела. В совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно. Совет дела создается только на период проведения данного дела, после которого он распадается, что обеспечивает смену ролей. 2. Коллективное планирование . Осуществляет совет дела. Для этого можно использовать метод мозгового штурма. Задача педагога на этом этапе - разбудить фантазию, творчество, инициативу ребят. Правила мозгового штурма.

4. Непосредственное проведение самого дела . 5. Коллективный анализ. . 6. Последействие . Этот этап не всегда является обязательным потому, что это не самостоятельный этап, а часть разговора, обсуждение по итогам дела.

В.А.Сухомлинский технология гуманного воспитания . Во-первых, В.А.Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков. В.А.Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности». В.А.Сухомлинский видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать, усугублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это природное начало специальными приемами и методами. Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Для Сухомлинского культ матери - это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры. Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Подобное воспитание воздействует лишь на логическую, абстрактную систему мышления, не затрагивая область чувства и эмоций человека. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным.

Признак сравнения технологии воспитания:

Технология жёсткого коллективного воспитания А.С.Макаренко

Технология коллективно-творческого воспитания И.П.Иванова

Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского

Цели

1.Формирование коллектива;

2.Главный итог воспитания -общественно направленная личность;

3.Воспитание для общего счастья;

4.Воспитание строителя коммунизма;

5.Программа воспитания личности: характер, внешнее проявление, внутренняя убеждённость, политическое воспитание, знания.

1.Воспитание человека – творца, гуманиста, борца.

2.Формирование системы стержневых отношений (отношение к родине, труду, обществу, людям, к себе как к товарищу).

1.Воспитание нравственно-восптательного мыслителя, любящего родину и свободу.

2. Воспитание умного, честного, доброго порядочного человека.

Идеи и принципы

1.Концепция перспективных линий (воспитать человека -значит воспитать перспективу).

2.Главный инструмент воспитания -коллектив.

3.Принцип педагогической целенаправленности.

4.Включение детей в современную жизнь.

5.Принцип оптимальной веры в ребёнка.

6.Принцип доверия.

7.Принцип параллельного действия (и на личность, и на коллектив).

8.Разновозрастые отряды.

9.Соревнование и игры.

1.Воспитание – процесс развития личности по целенаправленным воздействиям других и самого человека в его собственной целенаправленной деятельности.

2.Школа – это не подготовка к жизни, а сама жизнь.

3.Идея включения детей в преобразования окружающего мира.

4.Идея соучастия детей в воспитательном процессе.

5.Коммунистический гуманизм.

6.Коллекивное творчество воспитателя и воспитанника.

7.Коллективно-деятельностный подход к воспитанию (коллективное целеполагания и организация деятельности, коллективное творчество, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизнью, общественная направленность деятельности, организация соревновательности и игры, ставка на первичный микроколлектив, закон движения коллектива, личностный подход одобрения детей).

Воспитание гуманистических отношений, чувства красоты, человечности, сострадания, уважения к родителям. «Учись учиться и достигать цели». В воспитании нет второстепенного и главного; воспитание – это человековедение, постоянное духовное общение воспитателей и ученика, воспитание человека в человеке, поощрение творчества, самостоятельности, отсутствие жёсткого регламента, принцип гармонии, единство семьи и школы.

Личность

Гуманистический подход к личности, энергия доброты, защищенность. Справедливость – наказание должно быть законным. Оно необходимо.

Единство трёх сторон (познавательно-мировозренческая, эмоционально-волевая, действенно-практическая).

    Демократизация отношений (отсутствие принуждений, отрицание авторитаризма;

    Забота о близких и далёких людях;

    Предоставление ребёнку возможности индивидуального самовыражения;

    Удовлетворение потребности личности в самореализации;

    Применение диагностики самоанализа, рефлексии.

Этапы развития личности: заинтересованность, интерес, увлечённость коллективной жизнью, удовлетворенность от самореализации, стремление к высшим целям, самосовершенствование.

Личность – это центр воспитательной системы; величайшая ценность; высшая цель воспитания; индивидуальный подход к ребёнку.

Коллектив

Интересы коллектива, государства были абсолютны, права личности – относительны.

Воспитанный коллектив: 1.единый коллектив воспитателей и воспитанников, в котором развиваются отношения общей творческой заботы об окружающей жизни;

2.средство всестороннего развития личности;

3.главная сфера жизнедеятельности, сфера обитания, общения;

4.развитие коллектива имеет этапный характер;

5.основная ставка на микроколлекив.

Коллектив высокого уровня: 1.цели должны быть трудные, высокие, общественно-значимые;2.деятельность – социальное творчество;3.отношения должны быть гуманными, творческими, коммунистическими.

1.Коллектив - это содружество единомышленников, в которое каждый приносит что-то для обогащения его духовной жизни, и из которого каждый что-то берёт для полноты своей духовной жизни.

2. На первом месте нравственный смысл деятельности коллектива;

3.Не первичный, последующие коллективы играют решающую роль в развитии личности.

Деятельность

Трудовая деятельность. Игра. Обязательное взаимодействие старших и младших. Самоуправление, клубная деятельность, традиции.

Ведущая деятельность – игра с общественно-полезной направленностью, должна носить созидательный характер, она должна быть интересна детям.

Основная деятельность – учёба, клубная деятельность, самовоспитание, воспитание сказкой, познание сельскохозяйственного труда, забота о живом, от мира вещей к обществу, педагогическое просвещение родителей.

Организация процесса воспитания

1.Коллектив – цель и объект воздействия руководителя. Требования к себе меньше, чем требования к другим.

2.Коллектив – школа социального опыта и воспитания. Требования к себе = требованиям к другим.

3.Колектив – инструмент воспитания и среда развития каждой личности. Требования к себе больше, чем требования к другим.

1.Психологический цикл;

3.Педагогический цикл.

Методика КТД: коллективный поиск планирования и творческой реализации поставленной цели.

Коллективное, так как межличностное общение воспитателей и воспитанников; Творческое, так как его нужно делать не по шаблону, а по-новому;

Дело, так как результат – общая польза и радость.

КТД бывают: трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно-политические, организаторские). КТД состоит из: 1.сами находим цель (предварительная работа коллектива); 2.сами планируем (метод мозгового штурма); 3.сами готовим; 4.сами проводим; 5.сами анализируем.

Организация постоянного и непрерывного духовного общения.

Отношения

Единство педагогического и ребячьих коллективов.

Атмосфера доброты, внимания друг к другу, коллективизм, состязательность, слияние делового и человеческого характера в воспитательских отношениях.

Отношения учебные, дружеские.

Позиция педагога

Педагог демократичен. Вместе и впереди, старший товарищ, с учениками к предмету, а не с предметом к ученику.

Гуманизм, любовь к детям, вера в ребёнка, поиск лучших черт ребёнка, радость от общения с ребёнком, сопереживание, отрицание наказания.

Позиция коллектива

Общественное мнение, дисциплина, обеспечение гласности, защита личности.

Коллективное-творческое дело.

Радость для детей в труде и успех в учении, возвратить детство тем, кто лишён его. Радость для учителей в общении с детьми. Законы воспитания:1.закон радости; 2.красоты; 3.доброты; 4.трудолюбия; 5.дружбы; 6.уважение; 7.чистоты; 8.вежливости; 9.ответственности

Позиция ученика

Подчинение коллективной дисциплине, требовательность к себе, ответственность перед коллективом.

Самостоятельное улучшения жизни, совместное освоение нового, право выбора, альтруистическая направленность, абсолютная бескорыстность.

Товарищеская взаимопомощь, эмоционально-мотивированное потребление.

Общие признаки коллектива как объединения людей. Обязательным для такого объединения является общность цели, которая реализуется (достигается) в процессе совместной деятельности. Цель, которая стоит перед коллективом, должна быть социально значимой и ценной для общества, т. е. не противостоять ему. Для достижения этой цели деятельность коллектива должна быть соответствующим образом организована. В процессе этой деятельности между членами коллектива складываются определенные отношения, связанные с выполнением деятельности.


Принципы коллектива:


1) наличие общеколлективных целей;


2) постоянное движение навстречу новым перспективам;


3) связь с другими коллективами, с жизнью общества;


4) прямое влияние на все основные стороны жизни учащихся;


5) единство управления и самоуправления;


6) ведущая роль старших;


7) использование игры;


8) создание и накопление традиций;


9) бодрый тон;


10) эстетическая выразительность.


Коллектив – это союз разных личностей, эти личности имеют общие цели, опыт совместной деятельности, у них имеются нормы и правила, регулирующие деятельность коллектива.


В практике воспитания различаются первичный и общий коллективы.


Коллектив (от латинского «colligo» – «объединяю») – объединение людей на основе существования между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить следующие типы отношений:


1) деловые – основываются на совместной деятельности по решению социальных задач;


2) личные – основываются на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях.


Главными признаками коллектива являются:


1) наличие прочных и действенных деловых отношений;


2) наличие зависимостей между членами коллектива.


Воспитательный коллектив – объединение учащихся, функционирующее при помощи здоровых социальных отношений, высокой организации самоуправления и межличностных отношений, стремления к общему успеху и т. д.


Функции воспитательного коллектива:


1) стимулирующая;


2) организаторская;


3) нравственная.


В школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение.


В общешкольный коллектив входят:


1) первичные коллективы (классы);


2) временные коллективы (различные кружки, коллективы художественной самодеятельности);


3) формальные коллективы (органы ученического самоуправления, ученический комитет);


4) неформальные коллективы (неформальный лидер).



  • Коллектив . Коллективное воспитание . Общие признаки коллектива как объединения людей.
    В практике воспитания различаются первичный и общий коллективы .


  • ...уровень развития коллектива и положение школьника в системе коллективных отношений; с
    2. Руководитель должен пересматривать цели и содержание коллективистского воспитания .


  • Коллективное воспитание . Общие признаки коллектива как объединения людей. Обязательным для такого объединения является.


  • Коллектив . Коллективное воспитание .
    Физическое воспитание – одна из древнейших форм целенаправленного воспитательного процесса.


  • Коллектив . Коллективное воспитание . Общие признаки коллектива


  • Достаточно скачать шпаргалки по теории и методике воспитания - и
    Дети все по-разному входят в систему коллективных отношений и оказывают обратное влияние на коллектив .


  • Коллектив . Коллективное воспитание . Общие признаки коллектива как объединения людей. Обязательным для такого объединения является общнос... подробнее ».


  • Особое значение занимает воспитательный коллектив .
    Воспитательный коллектив является субъектом воспитания и организации собственной деятельности.


  • Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
    Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые...


  • Задача воспитания состоит в том, чтобы не изолировать и противопоставлять друг другу воспитательный коллектив и неформальные объединения, а находить общее, сближать...

Найдено похожих страниц:10


5.1. Идея коллективного воспитания в истории педагогической мысли

Коллектив - одно из важнейших достижений человеческой культуры. С древних времен в истории всех цивилизаций люди объединялись для совместного труда и решения жизненно важных проблем: преодоления последствий природных катаклизмов, изгнания врагов со своих земель, совершения религиозных обрядов. Так возникли добровольные дружины воинов, религиозные общины и братства, трудовые артели и цеха ремесленников, купеческие гильдии, студенческие землячества. В таких объединениях наблюдались следующие процессы:
- устанавливались особые организационные структуры, например выбирался глава общины - человек, которому доверяли все;
- организованная общая деятельность и совместное проведение досуга делали общение членов объединения достаточно тесным и открытым;
- создавался общий фонд материальных средств и других ресурсов, из которых оказывалась помощь и поддержка нуждающимся членам общины;
- возникала особая атмосфера солидарности, доверия, и каждый член такого объединения знал, что если с ним что-то случится, то сообщество не бросит его в беде, поддержит его семью, детей.
Педагоги достаточно рано обратили внимание на то, что дети стихийно объединяются в свои сообщества, и воспитание, если оно стремится быть успешным, должно предусмотреть специальную организацию деятельности и общения в таких детских сообществах. Я. А. Коменский делил учащихся школьного класса на "десятки" ("декурии"), во главе каждой назначался из числа учеников "десятник" ("декурион"). В его обязанности входило проверять присутствие членов "декурии" на уроках, выполнение ими домашнего задания. Кроме того, декурион помогал учителю раздавать и собирать тетради и вместе с учителем отправлялся домой к ученику, пропустившему учебные занятия. В каждом классе в школе Я. А. Коменского был свой Сенат, который издавал "законы", Суд, который разбирал проступки учеников. Перед нами не что иное, как ранние формы школьного самоуправления. Великий педагог намеренно создавал в школе игровую модель взрослой жизни, чтобы учащиеся не только упражнялись в учебном содержании, но и постигали опыт совместной деятельности и социальных отношений. Неслучайно Я. А. Каменский часто повторял свое излюбленное сравнение: "Школа - это мастерская человечности".
И. Г. Песталоцци утверждал, что человеку присуши три начала: животное, общественное и нравственное. Только воспитание в духе человечности поможет подчинить все животное в человеке и опереться на общественное начало. В 1801 году он организовал в Бургдорфе воспитательный институт, а затем в 1805 году в Ивертене среднюю школу и учительскую семинарию. В этих образовательных учреждениях И. Г. Песталоцци был полный пансион, учащиеся учились и жили вместе с педагогами. Здесь действовало детское самоуправление, дежурства, организовывался общественно-полезный (безвозмездный) труд в пользу крестьян окрестных деревень.
Прогрессивные русские педагоги XIX века (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев) ратовали за гуманизацию детской среды в гимназиях, культивирование "духа товарищества". Так, Н. И. Пирогов, будучи попечителем Киевского учебного округа, выступил в защиту "корпорационного духа" в среде учащихся, способствовал созданию в гимназиях "совестного суда", чтобы покончить с бытовавшей практикой доносов и произвола гимназического начальства.
В 1905 году С. Т. Шацкий впервые создал под Москвой детскую летнюю трудовую колонию, а в 1911 году это была уже колония "Бодрая жизнь", где в полной мере действовало "организованное детское сообщество". С. Т. Шацкий так определял его основные признаки:
- "внутренняя общность", единство педагогов и детей, преодоление "смыслового барьера" между ними;
- "нейтрализация аморальных сил" в детской среде, создание своей "Конституции", установление позитивных и принятых всеми правил;
- "бодрая жизнь", напряженная и интересная деятельность, подчиненная строгому режиму, наполненная разумным содержанием (трудом, самообслуживанием, игрой, искусством, спортом).
В детских колониях С. Т. Шацкого действовали выборные органы, работала редколлегия своего журнала "Наша жизнь", главные вопросы решало общее собрание - "сходка".
Идею коллективного воспитания детей блестяще воплотили в своей практике выдающиеся отечественные педагоги 20-30-х годов XX века: А. Н. Пинкевич, М. М. Пистрак, В. Н. Сорока-Россинский, С. М. Ривес, Н. М. Шульман. В это же время в Западной Европе известные педагоги Я. Корчак, А. Нейл, С. Френе, Г. Винекен строили школы и приюты как детские сообщества на принципах самоуправления и общего труда.
Самым значимым достижением нашей отечественной педагогики в решении проблем коллективного воспитания стала педагогика А. С. Макаренко. Он сумел на практике организовать и воспитать блестящие коллективы колонии им. А. М. Горького и коммуны им. Ф. Э.Дзержинского, о которых написал в своих педагогических романах "Педагогическая поэма" и "Флаги на башнях".
А. С. Макаренко как педагог-теоретик создал методологию коллективного воспитания, его теорию и технологию. Он новаторски решил проблему личности и коллектива в едином воспитательном процессе. Ведущей в теории А. С. Макаренко является идея взаимодействия личности и общества. Он считал, что модель отношений, присущих обществу, условия для приобретения необходимого опыта "быть личностью" обеспечивает специально организованный коллектив. Многообразие коллективной деятельности и отношений, широкие возможности для индивидуального выбора становятся для личности основой ее социализации и индивидуализации.
В научный обиход современной теории воспитания вошли многие принципы его системы ("единство уважения и требования", "проектирование личности", "опора на красоту", "педагогический оптимизм"), сущностные характеристики воспитывающего коллектива, учение о "стадиях" развития коллектива, "закон движения коллектива" ("система перспективных линий"), концепция "параллельного" педагогического действия.
Педагогическое наследие А. С. Макаренко является достоянием мировой педагогики. В 1991 году была создана Международная ассоциация Антона Макаренко. В Германии при Марбургском университете с 1968 года работает научно-исследовательская лаборатория "Макаренко-реферат", где изучается его педагогическая деятельность и теоретическое наследие. Немецкие педагоги, вопреки примитивным представлениям, что все сторонники коллективного воспитания - апологеты тоталитаризма, не противопоставляют ценности демократии и коллективные принципы воспитания детей. Более того, они считают, что идеи А. С. Макаренко и сейчас помогают в борьбе против такой школы, где "демократия доводится до абсурда, до отрицания опыта взрослых, до развала порядка, до превращения учителя в своеобразного Петрушку, который должен развлекать ленивых лоботрясов и даже угодничать перед ними - не дай бог пожалуются на авторитарность".
В США, где свобода и индивидуализм считаются важнейшими ценностями, большое число педагогов обеспокоены атмосферой, царящей в государственных школах, в которых обычным делом стало насилие и унижение слабых, издевательство над учителями, грабежи и даже убийства. Американский педагог Джеймс Каунтс сетует, что американская школа всеми способами культивирует "чувство соревнования", соперничество, стремление к лидерству и расплачивается за это.
В поисках преодоления этих проблем американские педагоги приходят к мысли, что в школах необходимо создавать организованные на добровольных началах сообщества ("community"), которые объединяли бы школьников на основе совместной деятельности, общих интересов и даже соседства. Задача учителей и администрации школы видится им как "вовлечение" ("involvement"), то есть развитие групповой общности, взаимодействие учителей и учащихся. Более того, исследователь Чикагского университета Лилли Эндоумент провела педагогический эксперимент и обнаружила, что в лучших школах, где цели организации и права человека гармонично интегрируются, все определяет главное концептуальное основание - забота. По ее мнению, забота - "зонтичный концепт", который покрывает все социальные отношения и включает в себя реальные социальные действия детей. Исследователи Джорж Ноблит и Дуайт Роджерс доказали, что заботу нельзя культивировать специально только в учебной деятельности, она - ценностный результат особых отношений, которые возникают в гуманистическом школьном сообществе.
Так американские педагоги к началу XXI века "переоткрыли" для себя известные положения теории коллективного воспитания А. С. Макаренко. И "заботу" как педагогический концепт еще в 60-х годах прошлого столетия обосновал выдающийся ленинградский педагог И. П. Иванов, система которого так и называлась - "Педагогика общей заботы".
Неверно думать, что воспитание опыта коллективных отношений было значимо для жизни в советское время, при социализме. Напротив, в условиях информационно-технологического бума и нарастающих процессов глобализации к началу XXI века все отчетливее видны контуры "сетевого общества", в котором люди разных стран и континентов будут связаны друг с другом как никогда раньше. Новая социальная реальность требует организации жизни в "коллективном режиме", но это будет жизнь самоопределяющихся личностей, построенная на началах коллектива. "Существование человека в полной мере обретает смысл лишь в сообществе, - утверждает один из авторитетных мыслителей нашего времени В. Франкл. - ...Смысл сообщества держится на индивидуальности каждого его члена, а смысл личности проистекает из смысла сообщества".
Современные исследования западных экономистов установили, что жизнь в эгоцентричном обществе дороже, чем в солидарном. В эгоцентричном обществе меньше помогают слабым, и поэтому там больше людей попадают в беду или становятся на преступный путь. Те, у кого в жизни все сложилось хорошо, должны дорого платить за свою безопасность - охранным фирмам, страховым компаниям, даже переплачивать за товары, так как они стоят дороже из-за дорогих охранных систем в магазине. Иными словами, уже сейчас становится ясно, что общество, культивирующее индивидуализм и игнорирующее коллективные ценности жизни, неизбежно зайдет в тупик.
Начиная с 90-х годов прошлого столетия в нашей отечественной теории и практике воспитания произошел решительный отход от главных идей и опыта коммунистического воспитания: прекратили свое существование всесоюзная пионерская и комсомольская организации, различные формы детского и юношеского самоуправления, школьники перестали участвовать в общественно полезном труде. Набиравшая авторитет концепция личностно ориентированного образования многими теоретиками декларировалась как свободная от идей коллективного воспитания, а "коллективизм" рассматривался как синоним "конформизма" и противопоставлялся, как казалось, более значимому для демократического общества качеству личности - развитой индивидуальности.
Если избрать для анализа проблемы личности и коллектива "угол зрения" философской антропологии, то окажется, что коллектив - необходимый фактор воспитания.
Коллектив - важнейшее достижение человеческой культуры, и без него невозможна культурная идентификация личности. С развитием общества по пути гуманизма значение коллективных способов сотрудничества людей, их общечеловеческой солидарности будет возрастать.
Коллектив - естественная социальная среда, в которой происходит социализация детей и подростков. Взросление, вхождение в социальную жизнь общества невозможно для человека, если он умеет жить только своими интересами, не способен взаимодействовать с разными людьми, общаться, не получил опыта самоутверждения в коллективной деятельности.
Коллектив, по выражению А. С. Макаренко, - своеобразный "гимнастический зал" для обретения и оттачивания опыта гражданского поведения. Общественная деятельность в школьном коллективе, участие в работе органов самоуправления способствует формированию общественной активности, вызывает готовность проявлять инициативу, брать на себя ответственность, оказывать помощь товарищам, заботиться об окружающих.
Коллектив способствует духовно-нравственному развитию личности. Поиск истинных ценностей и смысла жизни невозможен в уединении от товарищей, без проявления своего индивидуального своеобразия, без "столкновения смыслов", отстаивания своих убеждений, своего нравственного выбора.
Коллектив способствует формированию опыта участия в коллективных формах организации труда. Реальная производственная деятельность детей и подростков, когда они станут взрослыми, потребует взаимной зависимости и ответственности в экономических ситуациях, проявления деловитости, организованности, терпения, способности планировать свой труд, согласовывать свои действия с партнерами, а часто и управлять трудовым коллективом.

Слово коллектив происходит от двух латинских слов clligo – «объединяю» и collectivus – «собирательный». Таким образом, коллектив – объединение, в данном случае, людей. Воспитательный коллектив – специально организованная совокупность людей, направляющих свои усилия на достижение воспитательных целей. В условиях существования коллектива неизменно возникают отношения между людьми. Они могут носить личный и деловой характер, но, в любом случае, основываются на совместной деятельности. От взаимоотношений в коллективе зависит успешность процесса воспитания, и, педагог должен стремиться сформировать в коллективе взаимное уважение, совместное стремление к общей цели, способность к продуктивному сотрудничеству, организованность и слаженность действий, способность к самоуправлению. Частью воспитательного коллектива является ученический коллектив, включающий, в отличие от воспитательного, лишь воспитанников. Ученический коллектив отличается от других рядом признаков:

1) общая социально значимая и общественно оправданная цель;

2) совместная организованная активная деятельность, ответственность за ее результаты;

3) моральное единство, подразумевающее общие оценки и переживания;

4) организованное самоуправление коллектива.

Хорошо организованный и устойчивый коллектив отличается так же взаимной поддержкой его членов, пониманием, ответственностью за других участников коллектива, налаженным эмоциональным контактом, доброжелательностью. Члены такого коллектива чувствуют себя уверенно, им всегда есть на кого опереться, у кого попросить помощи, помогая другим, они повышают ощущение собственной значимости, что является стимулом для поддержания и развития, как коллективных отношений, так и личностных качеств. Попадая в такой коллектив, человек стремиться сформировать в себе такие же качества, которые присущи большинству членов коллектива, стать его полноправным членом, вступить в соревнование с другими людьми за право получения определенного статуса в коллективе. Все это побуждает человека к самосовершенствованию, развитию, проявлениям волевых усилий, борьбе с трудностями. Для регуляции отношений и деятельности в коллективе выбираются органы управления – лидеры, способные организовать и направить в нужное русло деятельность всего коллектива, являющиеся уважаемыми и авторитетными членами коллектива. Для создания сплоченного, целостного коллектива необходимо проводить постоянные работы по включению его членов в совместную деятельность разного характера, стимулировать развитие деловых и личных отношений внутри коллектива, развивать общие интересы и заинтересованность в совместных мероприятиях, создание традиций общества.

Воспитание ученического коллектива имеет свои особенности. Процесс такого воспитания должен включать постоянные беседы на темы коллективизма, организацию трудовой, внеклассной и культурно-массовой деятельности, направленной на сплачивание воспитанников. Создание и воспитание ученического коллектива начинается с умелого предъявления требований воспитанникам. Оно подразумевает четкое и понятное объяснение норм и правил поведения, тактическое отношение к воспитанникам, организацию выполнения упражнений, в результате которых ученики приобретают навыки правильного поведения, соблюдение меры предъявляемых требований, но при этом нельзя и занижать их, соотношение требований с ситуацией в коллективе в настоящее время, формирование положительного отношения к предъявляемым требованиям. Коллективное воспитание должно быть направлено на постоянный прогресс, только тогда оно принесет пользу развитию личности его членов. Торможение развития коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Во избежание этого педагог должен постоянно ставить перед коллективом новые интересные и все более усложняющиеся задачи, поддерживая, таким образом, заинтересованность в совместной деятельности и существовании коллектива. Добиваясь все больших коллективных успехов, члены коллектива осознают личную выгоду от его существования, чувствуют себя сильными и способными, благодаря тому, что являются его членами. Выдвижение перед коллективом постоянных перспектив основывается на психологической особенности человека строить планы на будущее, прогнозировать результат своих усилий, что рождает мотивацию к осуществлению активной деятельности, направленную на достижение цели. Перспективами коллектива может выступать проведение различных соревнований, олимпиад, творческих и предметных мероприятий. Существенным фактором развития и зрелости коллектива является формирование здорового общественного мнения. Общественное мнение – это способность коллектива к единой оценке процессов и явлений, возникающих в нем и соответствующая реакция на них. Если члены коллектива стремятся к устранению его недостатков, усилению слабых сторон, сообща решают эти вопросы, то можно говорить о существовании в коллективе здорового общественного мнения. А. С. Макаренко отмечал наличие явления «параллельного действия» в коллективе, обладающем здоровым общественным мнением: всякое внешнее воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие на отдельного воспитанника влияет на весь коллектив. При достижении коллективом такого состояния он выступает полноценным субъектом воспитания и функционирует как хорошо организованная социальная система.

Страница 1

Феномен Макаренко начался с 1920г., когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Здесь педагогу удалось главное – он нашел сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников. Важную роль в его создании сыграл авторитет Антона Семеновича. Его терпение, твердость, забота о подростках, справедливость. К нему тянулись, как к отцу, искали правды, защиты. В колонии, получившей имя Горького, определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда), поощрения и наказания, традиции. Позже Макаренко сформулировал законы развития коллектива, важнейшим из которых считал «систему перспективных линий» и «принцип параллельного педагогического воздействия».

Большое внимание А.С.Макаренко уделял возникающим, крепнущим на всех стадиях развития коллектива традициям.

Он отмечал: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, воспитать традиции, сохранить их, чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Он полагал, что они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания и украшают жизнь.

Воспитание в коллективе Макаренко соединял с правильно поставленным трудовым воспитанием. Труд колонистов организовывался по отрядам и сочетался с учебой. Парадоксально, но оказалось, что отлаженная система труда может вызвать успокоение, расслабленность. Макаренко считал, что именно по этому приостановилось внутреннее развитие колонии имени Горького. Выход он нашел в постановке новой задачи – «завоевание Куряжа». Около 130 колонистов оставили свое старое обустроенное хозяйство и добровольно переселились в полуразрушенный Куряж, чтобы помочь стать людьми 280 неуправляемым беспризорникам. Риск оправдался, дружный коллектив горьковчан сравнительно быстро навел порядок на новом месте, причем отнюдь не силовыми методами. Педагогика коллектива Макаренко сработала и в другой раз, когда в 1927 г. Он одновременно стал заведующим колонии имени Дзержинского, переведя в нее 60 своих воспитанников.

«…Воспитательным коллективом Макаренко называл такую форму организации жизни детей, которая, будучи полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяющей детские жизненные потребности, в то же время является коммунистически воспитывающей школой, успешно разрешающей все воспитательные задачи, вытекающие из требований нашего общественного развития».

Итак, мы можем сделать вывод, что по своей структуре коллектив А.С.Макаренко делил на 2 вида: общий и первичный. Первичный был частью общего, и как раз с него Антон Семёнович и предлагал начинать воспитательную работу. Он представлял собой такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. В учреждениях Макаренко, первичным коллективом назывался отряд, во главе которого стоял командир, который избирался на срок от трёх до шести месяцев. Из существующего множества вариантов и принципов, на которых возможно построение первичного коллектива, Антон Семенович выбрал возрастной и производственный. Но после, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Уделяя внимание первичному коллективу, он отмечал необходимость воспитания и через общий коллектив, главным условием существования которого была возможность совместного собрания.

По словам А.С.Макаренко результат всей воспитательной системы – это режим и дисциплина. В коллективах колонии им. М. Горького и детской коммуне им. Ф.Э. Дзержинского она была. Под дисциплиной педагог понимал хорошо организованную жизнь детей, логика которой была в доминировании интересов коллектива над интересами личности. Такая логика начинала действовать в случае, когда личность сознательно выступала против коллектива.

Под режимом А.С.Макаренко понимал метод и средство воспитания. Он считал, что должен быть целесообразным, обязательным для всех воспитанников и точен по времени.

Что касается наказания, то А.С.Макаренко говорил, что воспитание, при правильной организации, должно быть без наказания. А если оно всё-таки применяется, то оно должно применяться без нанесения морального вреда и физических страданий. Под сутью наказания А.С.Макаренко понимал, переживание ребёнка за то, что его осудил коллектив.

Таким образом, основными элементами, положенными А.С.Макаренко в основу модели «воспитательного коллектива» являются:

1. Самоуправление,

2. Конституция коллектива, писанные и неписанные нормы жизни и правила поведения, система требований к личности, а также режим.

3. Дисциплина.

Информация о ообразовании:

Аутентичное образование
Организация в школе системы аутентичного образования – это обеспечение для каждого учащегося образовательной среды и образовательного процесса, сообразных его персональным жизненным проявлениям, соответствующих возрастным, половым и индивидуальным особенностям, чутко реагирующих и откликающихся на...

Описание содержания эксперимента и методика его проведения
В основу проводимого эксперимента принято тестирование с целью выявления ошибок, характерных для среды русско-эстонского билингвизма. Тестирование (по принятому определению) – это совокупность методических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку независимых и объективных средств оц...

Содержание элективных курсов по математике
Содержание элективных курсов определено программой, разработанной учителем и предусматривает изучение разделов: «Избранные вопросы математики», «Математика в приложениях» и др. К программе прилагается список литературы, рекомендованный для изучения темы элективного курса, а также примерное содержан...

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!