Главный смысл дубровского. Нравственные и социальные проблемы в романе А.С

Главное достоинство прозы Пушкина заключается в том, что книги, написанные простым и доступным языком, заставляют, прежде всего, мыслить. Диапазон творчества писателя настолько широк, что каждый человек сумеет найти в пушкинских произведениях ответы на волнующие вопросы современности.

В период с октября 1832 по февраль 1833 года Пушкин работает над новым романом, который пишется поразительно быстро, карандашом. Но, закончив его, в печати не публикует. Видимо, для того были свои причины. «Дубровский» выходит в свет в 1841 году.

Задушевный друг писателя, П. В. Нащокин, «подарил» Пушкину «историю» дворянина Островского, которая стала отправной точкой в написании данного произведения. Один из героев (Владимир Дубровский) первоначально носил эту фамилию. Но потом Александр Сергеевич передумал. Персонажи старик Дубровский и Троекуров имели своих прототипов в реальной жизни: помещики проживали в Нижегородской губернии. Кистенёвка располагалась недалеко от Болдина, полученного поэтом в наследство от отца. Пейзажные зарисовки, нравы крепостного быта несут отпечаток псковских и михайловских впечатлений писателя.

Как Пушкин хотел завершить «Дубровского»? Замысел романа менялся. Первоначально главный герой женится на Маше. Когда она заболела, Владимир везёт жену в Москву, а «шайку» распускает. Но такой финал автора не устроил.

Жанр, направление

По жанру, с одной стороны, «Дубровский» — социально-бытовой роман. С другой стороны, широкая картина русской жизни 30-х годов XIX века, представленная в произведении, дает право говорить о романе историческом.

Мастерство Пушкина особенно ярко проявилось в создании типических характеров. Реалистический образ Дубровского наделён чертами романтизма.

Сюжет буквально захватывает читателя, так как включает элементы «авантюрного» жанра.

Суть

Основные события в романе разворачиваются в деревне. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский — дворяне, ровесники, некогда бывшие товарищами по службе. Отдав свой воинский долг Родине, вышли в отставку и поселились в своих имениях. Рано овдовели. Между помещиками царило полное согласие.

Однажды старик Дубровский вслух произнёс, что крепостным у Троекурова живётся хуже собак. Крепостной Парамошка позволил себе неблаговидный намёк в адрес Андрея Гавриловича, который, в ответ ничего не сказав, «побледнел» и незаметно скрылся.

Кирила Петрович употребил свои многочисленные возможности, чтобы вернуть «непокорного друга». Однако Андрей Гаврилович потребовал выслать ему псаря Парамошку с повинною. Это требование взбесило богатого помещика. Данный случай посеял вражду между бывшими товарищами.

С помощью обмана заседатель Шабашкин проводит через суд решение о «возврате» Кистенёвки её «настоящему» хозяину. Кирила Петрович понимает, что это перебор, испытывает муки совести и пытается помириться с Андреем Гавриловичем. Но попытка заканчивается плачевно: старик Дубровский уходит из жизни.

Лишённый поместья, сын Дубровского, Владимир, становится разбойником. Он желает отомстить Троекурову. Случай предоставляет Владимиру возможность появиться в семье Троекуровых под именем Дефоржа в качестве учителя-француза. Встретив Машу, дочь своего врага, он отказывается от своей затеи.

Впоследствии Владимир признаётся Марье Кириловне в своих чувствах, открывается, что он — сын Дубровского. Обещает свою поддержку, если Маша окажется в затруднительной ситуации.

Богач Верейский сватается к Маше.

Но для неё лучше выйти замуж за разбойника Дубровского, чем стать женой нелюбимого человека. Она просит друга о помощи. Владимир спешит освободить Марью Кириловну, но поздно: обряд венчания состоялся. Маша вынуждена остаться с законным мужем. Дубровский же, распустив своих «разбойников», уезжает за границу. Вот, о чем рассказывается в книге.

Главные герои и их характеристика

  1. Кирила Петрович Троекуров принадлежал к знатному дворянскому роду. Дослужился до чина генерал-аншефа. Выйдя в отставку, поселился в селе Покровском. Физически был необыкновенно силён. Имел пороки человека необразованного. Пылкий нрав его не позволял вести размеренную жизнь. Каждый вечер был навеселе. Отличался хлебосольством. Дом его никогда не пустовал, а собирал людей самого высокого звания. Невзирая на лица и должности, Троекуров вёл себя надменно. Никто не имел права не явиться в назначенный час, а тем более, отказаться от приглашения. Одно только имя его заставляло окружающих трепетать. С крестьянами и дворовыми обращался своенравно. В порыве гнева двух учителей засёк до смерти. Любимое занятие – охота. Гордостью Троекурова была псарня, где более пятисот гончих и борзых собак «жили в довольстве и тепле». Кирила Петрович не был корыстолюбив. Человеческие чувства ещё сохранялись в его душе и иногда прорывались наружу. Когда суд вынес решение о передаче Кистенёвки в его полное владение, сердце его не возрадовалось. Он сочувствовал своему бывшему товарищу, решив помириться. К сожалению, этот порыв души привёл к трагическому исходу. Такова характеристика Троекурова.
  2. Андрей Гаврилович Дубровский – обедневший дворянин, в чьём владении находилось сельцо Кистеневка с семью десятками крепостных душ. По характеру человек прямой, нетерпеливый, гордый и решительный. Имел собственное мнение, не боялся его прямо высказывать. Будучи бедным, отказался от покровительства богатого товарища, сохранив свою независимость. Рано овдовев, обожал сына. Заботясь о его будущем, ничего не жалел для приличного его содержания. Видел в сыне свою опору в старости. Опытный охотник, «тонкий ценитель псовых достоинств». Без него Кирила Петрович никогда не выходил на охоту.
  3. Владимира Дубровского судьба совсем не баловала. Материнской заботы и ласки он не знал: мать умерла рано. Отец отдал семилетнего мальчика на воспитание в Петербургский кадетский корпус, по окончании которого Владимир служил в гвардии. О своём будущем молодой человек нисколько не заботился, зная, что всегда найдёт богатую невесту. Позволял различные прихоти, ни в чём себе не отказывая. Получив письмо от Егоровны, решился поехать к отцу, которого очень любил, и, если понадобится, выйти в отставку. Владимир Андреевич обладал чутким и отзывчивым сердцем. С уважением и признательностью относился к своим дворовым. В Кистенёвке его любили, и дворня с радостью встречала своего молодого хозяина. Будучи честным и справедливым, он не предпринимал никаких мер, чтобы имение осталось за ним, так как верил в справедливое решение суда. Вынужденно став разбойником, славился великодушием, умом и отвагой. Поместий своего «обидчика» не грабил, чем вызывал у окружающих удивление. При первой встрече с Машей Владимир испытывает смущение, трепет. Его изменившийся голос говорит о том, что девушка произвела на него неизгладимое впечатление. Любовь к Маше помогает отказаться от мщения бывшему товарищу отца. Отныне все люди, связанные судьбой с Марьей Кириловной, становятся для героя неприкосновенными. Ненависть уступает место прощению. В доме Троекурова все почитают его своим человеком. Смелость, отвага, решительность, находчивость – важные качества его характера, в полной мере проявившиеся в столкновении с медведем, который был застрелен верной рукой «француза». Человек искренний, Дефорж «открывает» Маше своё настоящее имя. Он не хочет, чтобы в их отношения вкралась хоть капелька лжи, таков прямолинейный характер Дубровского. При этом он осознает, что Маша может быть с ним только при самых трудных для неё жизненных обстоятельствах. Она – дочь своего отца, и живёт по законам дворянского общества, а Владимир эти законы нарушил.
  4. Семнадцатилетняя Маша – дочь Троекурова, который искренне любит её, но не всегда считается с её желаниями. Доверия между ними не существует. Маша никогда не делилась с отцом своими сокровенными чувствами. Так же, как и Владимир Дубровский, не знала материнской нежности, выросла в полном одиночестве. Всё её образование заключалось в чтении романов французских авторов. Хорошо владея французским языком, выступала в качестве переводчицы для отца. При этом грубые обороты речи всегда деликатно смягчала. Девушка талантливая, Маша обладала прекрасными музыкальными способностями. Марья Кириловна, начитавшись французских книг, мечтала о романтической любви, героем её романа должен стать человек отважный, представитель аристократической среды. На появление в доме Дефоржа, учителя Саши, она никак не реагировала. Когда же француз, не растерявшись, справился с медведем, героиня вынуждена была признать его храброе сердце и гордое самолюбие. Полюбив «молодого разбойника», Марья Кириловна обращается к его помощи, когда отец даёт согласие на предложение князя Верейского о браке с его дочерью. Когда же Дубровский «предоставляет ей свободу», она отказывается её принять, объяснив, что чтит обряд венчания и не может пойти против него. Верная клятве перед богом, Маша остаётся с нелюбимым мужем.
  5. Образ Пушкина . Повествование в романе ведётся от лица автора, который описывает события в хронологическом порядке простым, доступным языком. Его отношение к происходящим событиям проявляется в описаниях поступков героев, психологических характеристиках, данных персонажам. Так, волнение мыслей Кир Троекурова за судьбу своего старого соседа сказалось в «насвистывании» им начальной строки из стихотворения Г. Р. Державина «Гром победы раздавайся». Эпиграфом к IV главе первого тома не случайно Пушкин взял стих из оды Г. Р. Державина «На смерть князя Мещерского». Эти строки предопределяют трагические события, о которых пойдёт речь. Пушкин будто предупреждает: время скоротечно. В гостеприимный и светлый домик Дубровских пришло горе: не стало хозяина.
  6. Пейзаж у автора не «живёт» отдельно сам по себе. Он является средством психологической характеристики персонажей и средством выражения мыслей и чувств автора. Когда хоронили старика Дубровского, «день был ясный и холодный». «Осенние листья падали с деревьев», символизируя завершение жизни светлого, честного человека. Переживая смерть отца, Владимир уходит в рощу, чтобы побыть наедине с природой и насладиться покоем, царящим в ней. Долго созерцает он «тихое течение ручья, уносящего несколько поблёклых листьев». Пушкин создаёт яркую метафору: жизнь на Земле не прекращается, а отжившие свой век простые смертные уходят из неё.
  7. Если говорить об отношении Пушкина к Владимиру Дубровскому, то он не идеализирует своего героя, не восторгается его «героическими» поступками, не восхваляет его лучшие черты характера. Он, скорее всего, сочувствует юноше, которому обстоятельства не дали раскрыться в полной мере, а, наоборот, сделали жизнь его никчёмной, никому не нужной, вынудили его покинуть родину. Авторская позиция – сочувствие.

    Темы и проблемы

    Темы и проблемы, затронутые в романе, не потеряли своего социального значения и сегодня.

    1. Основная тема – социальные противоречия жизни дворянства, отражение нравов и обычаев определённой эпохи.
    2. Особым образом проявляется тема народа. Пушкин хорошо знал его жизнь, тесно переплетающуюся с верой в чудеса и приметы. Когда Владимиру попался поп со всем причетом, молодой человек невольно скрылся за деревом, так как по народным приметам это предзнаменование несёт одни несчастья.
    3. Социальный конфликт господ и холопов. Радушие, доброта, преданность своим хозяевам – черты, испокон веков присущие русскому национальному характеру. Великодушному хозяину народ служит верой и правдой и готов пойти на самые крайние поступки. Так, приехавшего с чиновниками господина Шабашкина дворня готова была уничтожить. И только властный голос хозяина, уверившего, что государь заступится за них, не дал свершиться самосуду. И всё-таки самосуд свершился, когда кузнец Архип, вопреки приказанию Владимира, закрыл двери подожжённого молодым Дубровским дома на ключ. Все сгорели в этом огне.
    4. Проблема жестокости переплетается с проблемой милосердия. Тот же Архип, увидев, как мечется в огне кошка, забыв об опасности, спасает её («Божия тварь погибает, а вы … радуетесь»).
    5. Пушкин своеобразно подошёл к новой теме о растлевающей власти денег, «убивающих» в человеке все лучшие нравственные качества.
    6. Проблема бунта, перерастающая в крестьянские выступления против насилия над человеческой личностью. Руководит бунтовщиками дворянин, выступающий против самодуров-помещиков.
    7. Проблема власти, которой всё позволено, действующей по принципу: «Закон что дышло, куда повернёшь, туда и вышло».
    8. Проблема «отцов и детей». В романе представлены два поколения. История вражды «отцов» является «прелюдией» к несостоявшейся любви «детей». Социальная проблематика раскрывается во взаимоотношениях дочери и родителя. Марья боится папеньку, не доверяет ему, и одиночество толкает ее в объятия Дубровского. Сам отец поступает еще хуже, лишая ребенка свободы выбора и обрекая девушку на несчастную жизнь.
    9. Главная проблема, всегда волновавшая Пушкина и находящая живой отклик в сердцах читателей, проблема о взаимоотношениях человека и общества. Каждая личность индивидуальна в своём развитии, имеет свои взгляды на определённые события, свою точку зрения. Но жизнь общества тоже регламентируется своими законами, традициями. Можно ли добиться того, чтобы общественные взгляды совпадали с привязанностями и симпатиями простых людей? Возможна ли дружба и любовь между людьми, стоящими на разных ступенях социальной лестницы?

    Главная мысль

    Смысл романа заключается в сопоставлении судеб процветающей и обедневшей аристократии, которое выявляет неутешительный вывод: власть не на стороне благородства, она поддерживает только богачей. Пушкин показывает, как два человека с одинаковым положением, одинаковыми заслугами перед родиной оказываются не равными перед законом. Система управления прогнила, «справедливость» раздают за деньги. И пока это не изменится, такие прогрессивные, сильные и одаренные потомки дворянских родов, как Владимир, будут лишними людьми, жизнь которых разрушают продажные чиновники и капризные толстосумы. Автор порицает существующие порядки в России и сочувствует своему герою, в участи которого он видел свои проблемы. Пушкин тоже был знатен, но беден, и его тоже не признавали в обществе. Известно, что родители Н. Гончаровой не рассматривали его предложение всерьез, пока он не добился цели своим упорством.

    Также основная идея романа заключается в необходимости компромисса во всех сферах жизни. Эпохе Пушкина явно не хватает терпимости. Отец насильно выдает дочь за старика, товарищ не может простить товарища, обманутый человек не может добиться правды в суде, а работодатель пытается зверски убить работника, натравив на него медведя. Люди не умеют цивилизованно общаться и достигать взаимопонимания, из-за этого происходят все конфликты в книге. Автор пытался заняться просвещением

    Чему учит?

    Пушкин учит «лелеющей душу гуманности». Только искренняя, бескорыстная, верная, идущая из глубины души любовь и дружба, не зависящие от того, какое место занимает человек «в табеле о рангах», способны изменить общество, в котором каждый индивид будет чувствовать себя Личностью. Мораль романа доказывает необходимость стремления каждого гражданина к социальному равенству.

    Критика

    Роман Пушкина был воспринят литературной критикой по-разному. Так, реакционные рецензенты оценили его как «восхваление преступлений», уверенные в том, что это одна из причин, почему Пушкин не стал печатать произведение после его завершения. Другая причина заключалась в том, что «Дубровский» — пародийная копия «разбойничьих и авантюрных» книг, столь популярных за рубежом. Всё вместе давало повод усомниться в художественном совершенстве романа, освобождая его от злободневного социального содержания.

    В. Г. Белинский, представитель демократического направления в литературе, первоначально отнёсся к произведению восторженно, назвав его «одним из величайших созданий гения Пушкина». Позже в своих сочинениях он отметил «дивные» стороны повести: описание быта русского дворянства, царящего в России коррупционного судопроизводства, создание крестьянских образов, характера героини. Не преминул подчеркнуть, что Дубровский «не возбуждает к себе участия».

    И. С. Тургенев восторгался «эпическими силами» поэта в создании образа Троекурова.

    Мелодраматизм «Дубровского», который отмечал как слабую сторону романа в своих статьях и Белинский, критика 30 — 50-х годов XX века объясняет следствием пушкинского замысла, поставившего во главе крестьянского мятежа бунтующего дворянина.

    В работах о «Дубровском», написанных в конце XX века, художественные достоинства романа «реабилитируются».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Разработка урока литературы в 6 классе по теме
«Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»
Мухоплева Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Арктической гимназии
Цели урока:
Обучающие:
формировать первичное представление о романе; умение определять проблематику художественного произведения на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»; способствовать выявлению учащимися авторского отношения к героям романа;
отрабатывать умения анализировать эпизод художественного текста;
обучать умению составлению характеристики героев рассказа;
учить анализировать сюжет художественного произведения;
продолжить работу над формированием умения находить средства выразительности художественного текста;
учить читать эпизоды произведения по ролям;
обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, проблематика, основная мысль.
Развивающие: развивать:
читательские навыки,
умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения,
навыки комментированного чтения,
умения исследовательской работы с текстом.
Воспитывающие: воспитывать:
благородные качества личности,
чувство неприязни к подлости, деспотизму, бесчестию.
Теория литературы: роман (первичные представления), авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение по ролям.
Связь с другими видами искусства: прослушивание музыкальных записей.
Тип урока: изучение нового материала
Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Технологии: информационно-коммуникационная, технологии развития критического мышления.
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Цель
Время

1
Организационный
Здравствуйте, ребята! Все красивы, здоровы, можно начинать урок. Я уверена, что вы сегодня сделаете еще один шаг к постижению глубин мира литературы.

Создать положительную эмоциональную атмосферу
1 мин.

2
Целеполагание
Назовите героев, о которых идет речь в данных отрывках
«Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имении»
Сей, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами»
Ответы учащихся: К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский
Проверить знание текста
1 мин

Каково положение каждого из героев?
- Чем похожи и чем отличаются К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский?
Ответы учащихся:
- роман А.С.Пушкина «Дубровский»; богатый помещик, второй – обедневший дворянин.
- герои похожи судьбой, отличие в положении каждого героя, взглядах на жизнь.

Сформулируйте и запишите тему урока.
Под руководством учителя формулируется тема урока: «Нравственные и социальные проблемы романа А.С.Пушкина «Дубровский»
Определить тему урока, поставить цели работы.
1 мин

Определим задачи урока, составим корзину идей.

Составление корзины идей (на доске и в тетрадях): проблема, роман, герои, конфликт, сюжет, основная мысль

3.
Актуализация субъективных знаний учащихся.
- Какую необычную и благородную тему затрагивает автор в романе?
- Как вы понимаете выражение «благородный разбойник»?
- В каких художественных произведениях встречается тема «благородного разбойничества»?
Ответы учащихся
Подготовка к изучению нового материала
3 мин

4.
Изучение нового материала
1. Работа с текстом.
- О ком говорится в начале произведения?
- Что связывало этих двух героев?
- Как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы понять, какие проблемы затрагиваются в произведении?
Ответы учащихся
Проверка знания текста

Работа в группах.
Анализ 1-2 глав.
- Давайте с вами составим характеристику старых друзей Дубровского и Троекурова, поработав в группах.
Примерный план рассказа:
1. Происхождение героя.
2. Как сложилась жизнь в прошлом.
2. Материальное положение на момент действия в романе.
3. Увлечения.
3. Отношение окружающих людей к герою.
4. Поведение во время ссоры.
5. Поведение во время суда (слайд 2)
Работа в группах.
Составление характеристик героев.
Развитие умения анализировать сюжет рассказа, составлять характеристику героев
7 мин

По мере выступления каждой группы, другая группа делает записи в таблице.
K°Выступление групп.
Заполнение сравнительной таблицы
Отчет о результатах работы групп, составление характеристики героев
4 мин

Что мы можем сказать К.П. Троекурове и А.Г. Дубровском?
- Чем окончилась их ссора?
Ответы учащихся

В чем же заключался конфликт произведения?
- Запишите в тетради
Записи в тетрадях
Определение конфликта произведения
1 мин

Работа по теории литературы:
- Как вы понимаете слово «конфликт»?
Ответы учащихся
Повторение теории литературы
1 мин

Ссора между друзьями на псарне и их обида – это настоящая причина конфликта?
- В чем заключается внутренний конфликт?
Ответ учащихся: в разных взглядах на жизнь у героев, в разном понимании чести, достоинства, нравственности

Как понимают данную проблему герои?
Работа в парах.
Примерные ответы учащихся:
А.Г. Дубровский – дорожит свои человеческим достоинством, честью, не терпит оскорбления и обиды, не желает преклоняться перед богатым соседом, хотя и знает его силу и власть.
К.П. Троекуров – не может позволить, чтобы кто-то поступил не по его воле, не оказывает должного почета и уважения другим, требует только уважения к себе, не может терпеть замечаний от бедных, пусть и дворян.
Развитие умения делать выводы
2 мин

Физкультминутка.

Лексическая работа
-Как вы понимаете слова чувство собственного достоинства?
- Подберите противоположные по смыслу понятия.
Ответы учащихся: угодничество, заискивание, лесть
Обогащение словарного запаса
1 мин

Как развивались события в дальнейшем?
- Кто стал «наследником» конфликта между старыми друзьями?

Самостоятельная работа
Задание по выбору:
1. Опишите жизнь В.Дубровского в городе.
2. Как Владимир воспринял весть о болезни отца?
3. Расскажите о встрече молодого Дубровского с отцом.
- Какой мы можем сделать вывод о жизни Дубровского в Петербурге?
Рассказ о жизни В.Дубровского
Составление рассказа о жизни В. Дубровского.
Записи в тетрадях.
Развитие умения составлять рассказ о герое произведения
5 мин

Чтение по ролям 6 главы.
- В какой момент В. Дубровский изменился? (после смерти отца)
- Какие чувства посетили Владимира после смерти отца?
- Когда он решает сжечь родное имение?
- Кто участвовал в поджоге?
Работа с иллюстрацией с.190.
Чтение по ролям, ответы на вопросы по прочитанной главе
Развитие умения читать произведение по ролям
5 мин

Каким разбойником стал Дубровский?
- Как вы понимаете слово «благородный»?
- Ребята, а как вы относитесь к тому, какой путь выбрал Владимир Дубровский? Правильно он поступил или нет?
- Какую характеристику мы можем дать Дубровскому с нравственной точки зрения?
Ответы учащихся.

5.
Проверка первичного усвоения материала
- Какие нравственные проблемы затрагиваются в романе А.С.Пушкиным?
-В чем заключается основная мысль романа? Что нам, читателям, хотел сказать А.С. Пушкин?
Формулирование тем и основной мысли произведения: Достоинство личности, ее нравственность ценится меньше, чем достоинство знатности рода. Но богатство не делает людей лучше.
Развитие умения определять главную мысль произведения
3 мин

6.
Этап контроля
Прием «Письмо по кругу». Ребята работают по рядам. Каждому ряду достается «письмо» с вопросом. Поочередно учащиеся отвечают на вопрос и передают дальше следующему ученику.
1. Что определяет поступки Владимира Дубровского?
2. В чем основные нравственные проблемы романа «Дубровский»?
3. В чем заключаются социальные проблемы?
Выполнение задания. Взаимопроверка.
Определение усвоения учащимися материала
2 мин

7.
Домашнее задание
Задание по выбору
А) Подготовить рассказ о Дефорже.
Б) Пересказ эпизода «В клетке с медведем»
В) Творческое задание: написать сочинение-рассуждение «Как я понимаю, что такое честь и бесчестие»
Запись домашнего задания

8.
Подведение итогов урока
- Какие проблемы затрагиваются в романе?

Работа с корзиной идей. Добавляют отсутствующие надписи.
Подведение итогов работы
1 мин

Какой жизненный опыт можно приобрести, читая роман А.С.Пушкина "Дубровский"

Гипотеза

Я считаю, что любое произведение отечественной и зарубежной литературы,и в частности произведения А.С.Пушкина как прогрессивного поэта и писателя 19 века,имеет воспитательное значение.А значит,читая книги, мы невольно получаем определенный жизненный опыт.Так какой же опыт приобрела я, читая роман А.С.Пушкина "Дубровский"?

План исследования

  1. Прочитать роман А.С.Пушкина "Дубровский".
  2. Определить проблемы романа и отношение главных героев к этим проблемам.
  3. Проанализировать поведение геров романа и свое отношение к их поступкам.
  4. Сформулировать собственные выводы о том, какой жизненный опыт я получила после прочтения романа "Дубровский".

Исследование

Я прочитала роман А.С.Пушкина "Дубровский", определила группу главных героев произведения, вокруг которых развивается основной сюжет,это: друзья -помещики -Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский, Владимир Дубровский.Начало романа не предвещает никакого конфликта: перед нами старые помещики, судьбы котрых во многом схожи: они оба рано овдовели, оба воспитывают детей, оба являются обладателями определенного состояния.Но чем дальше я вчитывалась в произведение,тем больше понимала, что передо мной люди одного сословия, но совершенно разные в своих взглядах на жизнь.Кирила Петрович привык к восхитительным взглядам своих соседей -помещиков по поводу своей богатой псарни,где псари и собаки живут лучше многих подданых Дубровского.Троекуров является обладателем богатого состояния и шикарной усадьбы.Но это не мешает ему вести дружбу с Дубровским.Таким образом,одной из проблем романа является отношение к дружбе,проявление себя в дружбе.Постараюсь прокомментировать отношение героев романа к этой проблеме.Кирила Петрович Троекуров, привыкший к преклонению перед своей персоной со стороны соседей-помещиков, совершенно не не чувствует подобного отношения со стороны Дубровского,но он поддержиает отношения с этим человеком,я думаю, неспроста.Троекуров не видит в Дубровском достойного соперника в богатстве, но, видимо, его подкупает принципиальность, честность, чувство собственного достоинства Андрея Гавриловича.Рядом с Дубровским Кирила Петрович может быть абсолютно спокоен в том, что никогда не получит удар в спину, чего нельзя сказать о Троекурове.Совершенно непонятным по человеческим меркам остается тот факт, что Кирила Петрович буквально уничтожает друга,вначале никак не отреагировав на оскорбление Дубровского своим псарем, а впоследствии даже не наказав его, и в дальнейшем лишая Дубровского его имения-единственного того, что составляет основу материального состояния помещика.Андрей Гаврилович как человек высокого долга и чести не смог перенести жестокого оскорбления своего друга, тяжело заболел и умер. Таким образом,отношение героев к понятию дружба весьма различное.Троекуров окружает себя людьми нужными, но не способными к проявлению этого качества.Единственным человеком, способным к дружбе, был Дубровский, который не тяготился положением Троекурова, мог смело говорить о своих чувствах,мыслях.Такого человека явно не хватало Троекурову. Дубровский же, на мой взгляд,видел в Троекурове скорее приятеля нежели друга,но это не мешает ему уважать человеческое достоинство Кирила Петровича.Дубровский как человек высоких моральных принципов стал жертвой человека беспринципного, не способного к раскаянию даже после смерти друга.Таким образом, анализируя взаимоотношения главных героев, становится очевидной еще одна из проблем романа "Дубровский"- это проблема чести и бесчестия.Определив некоторые проблемы романа и прокомментировав отношение героев к данным проблемам, я могу сделать вывод о том, какой жизненный опыт я приобрела.Во-первых,я увидела одну из моделей дружбы и смогла соотнести с тем представлением, которое было сформировано в моем сознании.Во-вторых, я еще раз убедилась,что люди чести - это люди с высосими моральными принципами.

Результат

После прочтения романа "Дубровский"я приобрела опыт человеческих взаимоотношений. Не всегда дружбой называют то, что ею кажется.К выбору друзей нужно подходить очень ответственно.Людей, называющих себя друзьями, должно что-то связывать,объединять.Друзья способны на самопожертвования, помощь и словом,и делом.Настоящий друг никогда не ударит в спину,даже если отношения по каким-либо причинам прекратились. Возможно, разное социальное положение будет являться преградой для настоящей дружбы. Наряду с понятием дружбы я также определила для себя, что такое честь и бесчестье.Имея представление об этих понятиях,смогу корректировать свое поведение, мысли, поступки с точки зрения чести.

Проблематика повести дубровский

Ответы:

Месть, как социальный протест в романе «Дубровский»Сын провинциального помещика, после смерти отца, незаконно лишается крова. Он возглавляет бунт крестьян своего имения и становится разбойником. Месть – главная цель его жизни. Однако образ Владимира автор идеализирует. Перед читателем он предстает не простым разбойником, а борцом за справедливость. Он умен, добр, смел, красив. Все его действия, борьба против несправедливости, проснувшаяся любовь к дочери своего врага, не оставляют в сердце читателя равнодушия. Все поступки и характеристики главных героев романа «Дубровский» объясняются временем, в котором они живут. В романе затронута главная острая проблема прошлого века: взаимоотношения крестьян и помещиков. И с помощью крестьянского бунта под предводительством Владимира Дубровского Пушкин очень полно показывает картину несправедливости и угнетения крестьян помещиками. Вынужденный разбойНо Владимира Дубровского назвать единомышленником крестьян и их заступником трудно. Им руководит лишь чувство мести за обиду, которую нанес Троекуров его отцу. Тема романа «Дубровский» - как беззаконие может повлиять на судьбу человека. Владимир стал разбойником поневоле, а не по убеждениям. Он был вынужден стать бунтарем, бросив тем самым вызов обществу. Однако этот вызов не стал выходом из ситуации. Это не принесло ничего хорошего в жизнь героев.Выдвинутый Владимиров Дубровским протест – единственно возможная в то время форма самозащиты. Таким образом, герой пытается не стать таким же, как Троекуров. Он самоутверждается как личность. Но все изменения происходят только в судьбе героя, не затрагивая его характера. Отсутствие эволюции во внутреннем мире, Пушкин считает главной причиной поражения, которое потерпел Дубровский в своих начинаниях. Подводя итог, можно утверждать, что Владимир – жертва обстоятельств. Он чужой для крестьян. Он оказался за чертой закона, за чертой любви. И он не может исправить ситуацию и вернуть прежнюю жизнь и свой статус.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!