Психологическая характеристика детей 3 лет

Лекция 7. Психологические особенности раннего детства

План лекции:

7.1. Общая характеристика развития ребенка и -3 лет.

7.2. Манипулятивная и предметная деятельность как ведущий вид деятельности. Другие виды деятельности.

7.3. Развитие речи.

7.4. Характеристика познавательной сферы ребенка раннего возраста.

7.5. Эмоционально-волевая сфера и ее развитие.

7.6. Кризис трехлетнего возраста.

Основные понятия: манипуляция; предметная деятельность; сенситивный период развития речи; формирования высших психических функций; эмоциональная сфера; произвольность действий; кризис трех лет.

> Общая характеристика развития ребенка 1-3 лет

Какой возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного до трех лет. По данным, которые сегодня имеет психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет ее будущий психологическое развитие.

После этапа младенца начинается новый этап развития человека - раннее детство (от 1 года до 3 лет). Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, она чрезвычайно активна в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми.

На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Следующие два года - период раннего детства - приносят ребенку новые принципиальные достижения.

К началу второго года жизни меняется социальная ситуация развития. На первое место для ребенка выступает "мир вещей". Ведущей деятельностью становится предметная деятельность. Эмоциональное общение со взрослым человеком, как и раньше, остается важнейшим для развития психики ребенка, но после кризиса первого года оно опосредуется предметами. Важнейшая задача раннего детства - постижение сути предметного мира. Взрослый уже интересен как "пользователь предметов", как тот, кто поможет овладеть человеческими способами употребления вещей.

Кризис первого года заложила основы формирования воли ребенка, но ей еще предстоит вызреть. Поэтому-то ко второму году жизни малоэффективны запрещающие команды. Ребенка можно напугать, и тогда она может отказаться от того, что намечала сделать. Но более эффективны в этот период отвлекающие, побудительные команды со стороны взрослого. Те же, которые не блокируют исследовательской инициативы малыша. Даже своих сверстников много детей второго года жизни воспринимают как игрушку - их трогают. гладят, целуют, могут толкнуть, укусить. Только в начале третьего года, когда начинает складываться осознание самого себя, тогда к сверстнику меняется отношение.

Интенсивная физическая роста ребенка на этапе раннего детства (от одного до трех лет) продолжается, хотя его темпы несколько замедляются. Наряду с общим ростом происходит анатомическое формирование и функциональное развитие тканей и органов. Быстро увеличивается вес. Изменяется соотношение между величиной головы, туловища и конечностей. Уже к двум годам у ребенка прорезываются молочные зубы. Развиваются органы дыхания и кровообращения и т.

Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается общий вес мозга, возрастает регулирующая роль коры больших полушарий и контроль с ее стороны над подкорковыми центрами.

Социальная ситуация развития во многом аналогична ситуации на предыдущем этапе. Ребенок еще не способен самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности, а следовательно, общение со взрослым является необходимым условием обеспечения ее жизни.

Развитие психики в этот период зависит от ряда факторов. Существенную роль играет овладение ребенком прямохождением, что делает его общения с окружающим миром самостоятельным, расширяет круг вещей, которые становятся объектами познания, развивает способность ориентироваться в пространстве и манипулировать с самыми разнообразными предметами и тому подобное.

Выступая как "преобразователь предметного мира", ребенок настаивает на своей независимости. В этот период формируется личностная автономия. Воспитательным ресурсом в этой ситуации является тот факт, что, абстрагируясь от взрослого, самостоятельно хозяйствующие с окружающими вещами, ребенок делает это, следуя взрослому. Таким образом, определяющим воспитательным направлением для ребенка становится то, как сам взрослый управляется с предметным миром.

Задача взрослого в этот период - быть образцом во внешнем поведении. Управлять ребенком не всегда получается, а вот быть архитектором окружающей среды ребенка - более эффективно. Родители, создали малышу безопасное окружение, которое позволит выработать исследовательские умения и навыки, даст ему возможность долгое время занимать самого себя любой деятельностью, менять виды занятий, - закладывают в своем ребенке основы творчества.

«Консультационно-методический центр «Развитие»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

Период от 1 года до 3 лет – это следующий этап в развитии ребенка – это психологическое отделение от матери – и наступает уже раннее детство. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций:

Этот период считается сензитивным периодом к усвоению речи.

Речь к 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.

Восприятие. В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Присутствуют элементарные формы воображения. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Восприятие аффективно окрашено – в связи с этим характерно импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт.

Действия и мышление. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности, поэтому, как считают отечественные психологи, оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм. Не умеет сопереживать. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

http://pandia.ru/text/78/176/images/image007_23.jpg" alt="психологические" align="left" width="120" height="105 src=">Предложите ребенку кубики размером 8 кубических см. Попросите его построить башню, поставив один кубик на другой. Ребенок должен это сделать без показа. Далее покажите ему, как можно построить из кубиков поезд с трубой. Ребенок строит поезд после показа (добавляет трубу).

или "Что тут нарисовано?"
Ребенок называет многие картинки из группы: животные, люди, посуда, одежда, мебель.

8. Тест на понимание инструкций.

Предложите ребенку выполнить несколько простых инструкций: "дай маме мячик", "положи его на стол", "дай его мне", "подними упавший кубик", "принеси мне куклу" и т. д.

Ребенок выполняет более 10 инструкций, демонстрируя понимание обращенной к нему речи.

От двух с половиной до трех лет.

1. Тест с кубиками.

Определяет степень развития восприятия, способность осуществлять самостоятельный контроль за процессом выполнения задания.

Предложите ребенку построить из 9 кубиков (размером 8 кубических см) башню.
Ребенок выполняет это задание без предварительного показа.
Далее, после показа, делает модель поезда с трубой и строит, также после показа, - мост.

2. Тест с геометрическими фигурами.

Предложите ребенку знакомую для него доску с вырезанными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат), но теперь каждая фигура состоит их двух частей.

Ребенок самостоятельно справляется со сложением круга из двух частей и вкладыванием его в соответствующее отверстие. Оценивается начальное понимание отношения части и целого.

3. Тест с пирамидкой на оценку способностей к зрительному сравнению и дифференциации размеров объекта.

Ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер. Также ребенок справляется с заданием на вложение трех матрешек одна в другую. Но требуется помощь для закрывания матрешек.

4. Тест с предметами быта на оценку понятливости.

Ребенок двух с половиной-трех лет выполняет в процессе игры подражательные действия с предметами быта, самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослых.

5. Тест на оценку памяти.

Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он ел на завтрак, во что любит играть, а также повторить фразу: "Летом в лесу было много грибов и ягод", а затем повторить подряд 3 цифры: 2,5,9. Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов, а также повторяет 3 цифры подряд.

6. Тест на развитие пространственных представлений.

Садитесь с ребенком за стол, напротив друг друга. Раскладываете по две одинаковых игрушки перед собой и перед ребенком: кукла справа, медвежонок слева от вас. Затем скажите: "Медвежонок с куклой пошли гулять", убираете со стола свои игрушки и игрушки ребенка. Далее посадите перед собой куклу слева, а медвежонка справа и попросите, чтобы ребенок сделал так же.

Теперь попросите малыша спрятать куклу под стол и достать бумажку из-под стула. Затем спросите, где верх, где низ, что значит пойти вперед, а что значит пойти назад, что лежит в коробке и под коробкой.

Ребенок двух с половиной - трех лет выполняет задания с некоторой помощью, может ошибиться в 1-2 направлениях.

В целом задание демонстрирует развитие у ребенка способности ориентироваться в пространстве по образцу и по слову.

7. Тест "Парные картинки" на оценку внимания и зрительного восприятия.

Подготовьте четыре пары предметных картинок (лягушонок и кораблик, зайчик и ведерко, мишка и рыбка, машинка и мячик и т. д.).

Положите перед ребенком две предметные картинки (с машинкой и с мячом). Точно такую же пару возьмите себе. Покажите ребенку, что у него и у вас картинки одинаковые. Затем уберите свои картинки, достаньте одну из них и, показывая ее ребенку, попросите показать такую же.

Ребенок справляется со всем заданием, сразу понимает инструкцию.

8. Тест на оценку словарного запаса.

Ребенок к трем годам называет все предметы, изображенные на картинках из теста № 7 для детей двух-двух с половиной лет.

В этой статье:

На четвертом году жизни детей проявляются все важные особенности психики, происходит формирование личности и осмысленной деятельности. Это важный период, и родители должны обратить внимание на то, как живет их малыш.

Для правильного психологического развития в этом возрасте необходимо иметь друзей, заниматься творческой деятельностью и играми. Если малыш лишен всего этого, то ему придется трудно . Формирование личностных качеств может пройти дольше, что вызывает задержку в развитии.

До 4 лет малыш уже должен многому научиться, в том числе разговаривать правильно, общаться и знакомиться, играть в совместные игры. Сейчас он активен, полон жизненной энергии . Дети активно хотят играть друг с другом. Обязательно давайте им такую возможность, иначе может начаться торможение развития.

Что дети уже умеют?

В возрасте 3-4 лет дети уже довольно самостоятельны –

насколько это может быть. Они умеют сами играть, хотя внимание взрослых им очень приятно. Теперь их занимают подвижные ролевые игры. Концентрация на игре сохраняется долго. Для правильного развития ребенка необходимо, чтобы он находился в обществе других детей. быть постоянно дома, пусть с самыми лучшими игрушками и любящими людьми, недостаточно для его развития.

Особенность этого возраста – быстрое становление личности. Чем больше времени кроха проводит среди других детей, тем большему может научиться.
Детский сад обычно способствуют развитию . Там дети развиваются быстрее, приобретают большую самостоятельность. Процесс адаптации к садику выводит психологическое развитие на новый уровень.

Основные навыки ребенка сейчас определяют прогресс психологического развития. Здесь играют роль речь, игровая и творческая деятельность, особенности мышления и умение общаться с другими детьми и взрослыми.

Речь

Особенности речи детей младшего дошкольного возраста заключаются в том, что малыш начинает разговаривать не только с живыми объектами. Речь нужна ему во время игры, он иллюстрирует свои действия, проговаривает фразы и слова. Теперь речь более развитая. Правильно используются существительные, глаголы, предложения становятся длиннее и сложнее.

Малыш теперь может планировать. Свои планы, идеи для игр он высказывает родителям, другим детям. Теперь для него вполне доступно использование будущего времени. С помощью речи он фиксирует в памяти многие вещи. Запоминание происходит проще, если проговорить что-то вслух несколько раз.

Игры

Детские игры в этом возрасте видоизменяются. Дети придумывают развитый сюжет, который повторяет привычные для них действия . Сейчас игровые сценарии – это семья, поход в садик, школу, прогулка. Все это комбинируется, воспроизводя обычную жизнь ребенка. Мальчиков интересуют игры с машинками, техникой . Девочки уже сейчас проявляют первый интерес к детям, малышам. Они могут выступать в роли мамы или сестры куклы.

Особенности игры зависят не только от пола, но и от общего развития малыша. Чем оно выше, тем сложнее сценарий игры. Необходимо привлекать других людей. В крайнем случае их можно заменить другими игрушками. У детей огромное желание играть. Нельзя подавлять его, навязывая длительные занятия, походы в развивающие кружки . Для всего должно найтись время, но сейчас именно игра – это движущая сила развития психики, мышления, речи.

Многие школы раннего развития используют игровой подход к обучению малышей от 4 лет. Таким образом даже иностранный язык может даваться очень легко. Конечно, игры есть и остаются самым желанным детским занятием. Малыш может делиться с родителями своими игровыми переживаниями. Например, игрушка/кукла заболела – тут малыш проецирует свою прошлую болезнь на игрушки. Благодаря хорошо развитой ситуационной логике у детей их игры становятся все более реалистичными.

Творчество

Творчество для детей 3-4 лет служит базисом для дальнейших занятий. Образы довольно бедны – мало кто из малышей сейчас уже обладает хорошими задатками для рисования, конструирования, лепки. Творческая деятельность направлена на развитие мелкой моторики, общее развитие психики . Это деятельность умиротворяет, дает возможность сконцентрироваться на процессе.

У детей творчество обычно вызывает положительные эмоции . Это момент, когда можно показать себя, продемонстрировать свое видение мира. Характерная особенность этой деятельности – повторение по образцу. Малыш не может придумать сам, а накапливает разнообразие образов, конструкций, которые ему показывают взрослые . Только позднее у него получится творить самому.

В возрасте 4 лет, если ребенок занимался творческой деятельностью, обычно начинает проявляться первая самостоятельность. Он уже не хочет использовать показанные ему цвета для рисунка, а выбирает собственные. Итогом может быть «зеленое солнце», «синие люди» и другие несвойственные для привычных объектов цвета и формы .

Мышление

Мышление развивается активно только тогда, когда в этом есть потребность. Для детей 3-4 лет в садике вводят короткие занятия: стихи, пересказ сказки, описание картинки, логические задачки. Так стимулируется логическое и ситуационное мышление. Дети уже понимают вопросы, могут отвечать на них . Общение и игры тоже стимулируют мыслительный процесс.

Сейчас же важно научить ребенка простым действиям:

  • мыть руки перед едой без напоминания;
  • собирать игрушки после игры;
  • самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

Малыши делятся опытом друг с другом, в играх и на занятиях уже могут высказывать свое мнение. В этом возрасте начинает развиваться самооценка малыша, его моральные качества. Например, кроха сам себя ограничивает, сопровождая это словесным указанием. Обходит лужу, говоря себе, что так он не испачкается.

Социальная жизнь

Дети с радостью общаются между собой. Пока еще очень легко завязывать знакомства и дружбу. Конечно, при условии, что малыш не ограничен в здоровых социальных контактах. Все же даже в возрасте 4 лет малыши уже подчиняют общение ряду норм и правил. Их же они используют для оценки поведения. Моральные нормы играют важное значение – дети стараются придерживаться их.

В игровой деятельности всегда отчетливо видны семейные отношения. Дети копируют их.

Обязательно нужно следить за своими словами и действиями дома, иначе потом может быть много вопросов из детского садика по поводу лексикона родителей .
Малыш в игре воспроизводит только знакомые ему образы:
  • семья, дом, родные;
  • отношения воспитателя и детей в садике;
  • сказочные сюжеты.

Так малыши утверждают свое видение мира. Общаясь, они учатся, начинают лучше разговаривать, заучивают новые слова. Без игры и частого общения психика приходит в состояние стагнации . Детский сад, подготовительные занятия к школе, кружки, прогулка в парк – везде можно найти друзей и необходимое общение.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!