Главная мысль произведения воробей тургенева. Разработка урока "Комплексный анализ текста (И.С

В «Воробье» есть два главных героя, которые играют очень важную роль в раскрытии смысла произведения.
Главное действующее лицо – это охотничья собака Трезор.
Трезор сначала кажется беспощадным, не знающим жалости псом.
А оказалось, что он очень глубоко чувствует материнскую любовь.
Он ошеломлён тем, что такая маленькая птица такая смелая и гордая.
Второе действующее лицо – это мать птенчика, которая не испугалась этой огромной собаки и ринулась на помощь, рискуя своей жизнью ради своего птенчика. Она сразу, не задумываясь, бросилась защищать своего детёныша.
Этот поступок показывает, что она очень сильно любит своего птенчика.
Действие автор передаёт очень ясно и понятно, что на земле нет ничего сильнее, чем материнская любовь.
Мы видим, что в душе собаки борются два чувства: первое – это чувство гончей, увидевшей добычу, второе – признание силы материнской любви. И Трезор уходит смущённым.
Автор в этом произведении приписывает собаке человеческие качества: Трезор останавливается, пятится, смущается, признавая силу любви.
Идея стихотворения в том, что любовь сильнее смерти и страха смерти, что только её, любовью, держится и движется наша жизнь. Это чувство присуща не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь.
Видно, что автор очень любит жизнь, природу, животных. Ведь животные – наши соседи на Земле.
Этот жанр хорош тем, что основные жизненные принципы, вопросы, проблемы даются и решаются в поучительной, лёгкой и доступной форме. Когда читаешь стихотворение в прозе, то кажется, что надо разгадать какую-то загадку.
И читателю хочется разгадать её, понять, что хотел сказать и донести до нас автор.

Сейчас смотрят:

У кожної людини в житті є люди і речі, які він ніколи не забуде, де б не був. Звичайно ж, це батьки і близькі всім люди, поцілунки і визнання в любові, народження дитини і його перші кроки і те місце, де народилися ви. Куди б вас не занесла життя, але рідні місця ніхто ніколи не забуде. Своя родина, свій край – це інша мати, яка дала нам непросто дах над головою, а цілі простори для мрій і вдосконалень.За що ж можна любити свій край? У

Когда я вошла в экваториальный лес, перед моими глазами открылась невероятно красивая картина: я увидела древовидные папоротники и лианы, которые, свисая гирляндами с деревьев, делают лесную чащу местами непроходимой. Все это - растительность нижних ярусов. Верхние ярусы образуют фикусы и пальмы. Идя по зарослям папоротника, перемешенного с какой-то пожухлой травой, я случайно наткнулась на масличную пальму. Я никогда не видела пальм эт

Капитанская дочка положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин привнес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Особенно привлекают поэта эпохи переворотов и кризисов начала XVII и XVIII веков. Роман "Капитанская дочка" повествует о драматических событиях

Варвара Семёновна - обычная женщина, старушка из соседнего подъезда. Но судьба её интересна, хотя и вполне традиционна для на­шей страны. Родилась Варвара Семёновна в 1913 году и на протяжении своей долгой жизни испытала на себе все катаклизмы и потрясения в нашей истории. В тридцатых годах её отца, зажиточ­ного, крепкого крестьянина, «раскулачили» за то, что у него, отца восьмерых детей, было две лошади. Прожив в ссылке за Уралом боле

Главный герой романа Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд» в юности последовательно оказывается в двух учебных заведениях, разительно отличающихся друг от друга. Рассказывая о становлении личности мальчика, Диккенс показывает нам, какой должна и какой не должна быть школа. После смерти мужа мать Дэвида вышла второй раз замуж за мистера Мэрдстона, который сразу невзлюбил мальчика за прямой и открытый нрав. При нем ребенок цепенел от страха и п

На картине Д. Шмаринова мы видим олицетворение суровой русской зимы и тяжелого детского труда крестьян. Вдали героя картины стоят одинокие елки, на земле сугробы снега, и кажется, на улице холодно. Создается впечатление грусти природы. Главный герой картины-маленький Влас. Из одежды на нем шапка и старые лохмотья, которые навряд ли согревают мальчишку. Мальчик ведет лошадь с санями. Конь склонил голову, тем самым выражая свою усталость.

В центpе pомана Ф.Д.Достоевского "Пpестyпление и наказание" хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночица, бедного стyдента Родиона Раскольникова. Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем траги­ческим. В чем же

Как я понимаю фразу, вынесенную в заго­ловок моего сочинения?Будущее - это мы, молодые. Именно нам предстоит через несколько лет или деся­тилетий принять на себя управление страной. И оттого, насколько мы будем готовы к этому, зависит будущее страны.Знаю, что многие ребята не будут соглас­ны со мной, но всё же считаю необходимым высказать такую мысль: наше будущее пред­ставляется мне очень и очень туманным, ес­ли не сказать мрачным. Поч

Михаила Юрьевича Лермонтова можно по праву назвать великой личностью, гениальным поэтом и прозаиком. Несмотря на раннюю смерть, он оставил потомкам огромное литературное наследие. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» называют новаторским. В описании характера своего главного героя, Печорина, автор использовал глубокий психологизм. Это было большим новшеством. Взяв за основу тему пушкинского романа в стихах, Лермонтов создал

В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое.С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка, на вечернюю зарю, услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, переливы жаворонка, он стал богаче душой.Умей и ты увидеть эту красоту природы!Знойным летним днём ты идёшь по затерявшейся в поле дороге.Кругом стоит такая тишина, что кажется, вокруг нет никаких

Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств.

Большинство произведений цикла полны грусти, одиночества и размышлений о скоротечности жизни, характерных для пожилого человека. Но миниатюра «Воробей» написана в оптимистичных тонах. В ней звучит настоящий гимн жизни и любви, перед которыми бессильно любое зло.

В нескольких словах Тургенев обрисовывает настоящую жизненную драму. Главные ее герои – животные. Однако читатель ясно понимает, что речь идет о самоотверженной любви вообще, и не только родительской.

Композиция произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка. Охотничий пес Трезор вовсе не является воплощением зла. Он больше олицетворяет судьбу, рок. Собака, подчиняясь инстинктам, хватает дичь. Ее не волнует, что это всего лишь желторотый птенчик. Для маленького воробья пес является «громадным чудовищем» . Птица трепещет от ужаса, но не может «усидеть на высокой, безопасной ветке» и бросается спасать «свое детище» .

Самоотверженность взрослого воробья заставляет собаку пятиться. Трезор ошеломлен героизмом маленькой птицы. Он уважает силу, которая заставила воробья жертвовать собой ради птенца и, пусть с «жалким писком» , наступать на обидчика своего детеныша.

Сбивчивость, взволнованность в изложении, а также прерывистые фразы создают дополнительный накал чувств, придают динамизм действию. Ярко и эмоционально описывает Тургенев состояние птицы при помощи целой серии прилагательных (взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький ) и глаголов (ринулся, заслонил, замирал, жертвовал ).

С момента первой публикации этой трогательной и поучительной истории о храбром воробье прошло 120 лет. Но произведение до сих пор издается отдельной книжкой для маленьких читателей и заставляет задуматься взрослых. Тургенев закончил стихотворение афористично: «только любовью держится и движется жизнь» . Эти слова актуальны и правдивы во все времена.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева

И.С Тургенев — известный русский писатель-реалист, драматург и лирик. Он известен не только своим бессмертным романом «Отцы и дети», но и сборником «Стихотворения в прозе» (1877-1882гг), который так же затрагивает общественно-политические и нравственные проблемы. Одной из составляющих сборника является лирическая миниатюра «Воробей» (1878г).

«Воробей» был написан в 1878 году, став одним из заключительных произведений знаменитого русского писателя. Стоит упомянуть, что подобные «стихотворения» Тургенев писал тогда, когда к нему приходило вдохновение: писать приходилось на клочках бумаги и собирать отдельные материалы для сбора общего сюжета.

Михаил Матвеевич Стасюлевич — редактор журнала «Вестник Европы», где впоследствии в 1882 году было напечатано произведение — стал первым слушателем «Воробья», напророчив ему дорогу к всеобщему признанию и любви читателей. Мы же вместе с командой «Литерагуру» поспособствуем пониманию глубины смысла, заключённого в строках позднего литературного творения Тургенева.

Жанр, направление

«Воробей» относится к лирическому роду литературы, в который, помимо стихотворения, входят ода, элегия, эпитафия, послание и эпиграмма. В лирике с помощью средств выразительности описываются чувства и эмоциональное состояние главных героев, показывая внутренний мир персонажей произведения. Направление, в рамках которого оценивается «Воробей» — реализм.

И.С. Тургенев для наибольшей передачи лирических переживаний использует такой жанр в литературе, как стихотворение в прозе. Это особая литературная форма, с помощью которой писатель в краткой форме описывает особый смысл и повышенную эмоциональность, не прибегая к рифме и ритмической организации текста. Складный текст без рифмы помогает читателю понять не только идею произведения, но и проникнуть в «тайны», заключенные в творении писателя.

Главные герои и их характеристики

  • Особенностью «Воробья» является наличие в произведении главных героев в роли животных, которые попали в большую жизненную драму. Пёс Трезор , который пытается завладеть дичью в лице маленького беззащитного птенца, олицетворяет не столько само зло, сколько превратность судьбы и трудности жизни. Ведь именно тот факт, что он уступает отважному воробью свою «добычу», говорит о том, что Трезор всего лишь следует «зову животного мира», а не личным побуждениям, что нельзя сказать о главном герое…
  • Взрослый воробей самоотвержен и отважен перед лицом опасности, но именно любовь к своему «птенцу» заставляет его рисковать собственной жизнью. Тургенев пишет о такой «любви», которая свойственна каждому живому существу, она жертвенна и бескорыстна, что и отличает её от обыкновенного природного инстинкта. И если маленький воробушек нуждается в опеке и боится противостоять надвигающейся угрозе, то взрослый воробей не думает о последствиях смерти, для него важна участь его «чада».
  • Сам охотник, лирический герой , предстает перед нами честным и принципиальным человеком, лишенным жестокости и агрессии. Он охотится, но в то же время играет по правилам: берет лишь то, чего смог добиться на равных условиях. Зверь, лишенный возможности сопротивляться и обыграть людей, ему не нужен. Он старается бережно относиться к природе и экономно расходовать ее ресурсы. Его сердце доброе, поэтому охотник оставляет воробьиное семейство в покое, восхищаясь храбростью отважной птицы.

Темы

  1. Основная тема – материнская любовь — чувство, присущее каждому живому существу, отличающее его от бесчувственного камня или металла. Именно тягу к своему чаду и заботу о нем продемонстрировал воробей, пренебрегая жизнью ради спасения птенца. Здесь следует сказать, что Тургенев в сжатой литературной форме смог донести до читателя всю остроту этого чувства, которое ощущают все обитатели нашей планеты. Поэтому человек не должен зазнаваться и считать себе выше братьев меньших, ведь все мы живем одними ценностями, за которые можем и умереть.
  2. Ещё одной темой произведения является понятие «ответственности» . Ответственность за собственное «чадо», за сохранение его безопасности и за его укрытие от всяческих жизненных трудностей и проблем в понимании Тургенева отличает «настоящее», можно сказать, «человеческое чувство», произошедшее от животного инстинкта.
  3. Также автор поднимает тему бережного отношения к природе . Своим поведением он показывает, что человек должен быть скромным и экономным хозяином. Свои возможности нужно ограничивать соображениями этики, морали и бережливости, ведь нам дана одна земля, и мы не вправе ее бездумно расхищать, убивая легкую добычу — животных, которые даже не могут постоять за себя.

Проблемы

  • И.С. Тургенев, описывая вышеуказанные темы, добавляет в своё произведение ещё одну, немало важную, проблему — признания любви. Ведь именно это чувство заставляет смущённого охотничьего пса Трезора отступить от намеченной цели: поимки добычи. Сам автор тоже отзывает пса, дабы окончательно избавить птицу от страха. Он, как и его питомец, признает то, что сила любви родителя к ребенку должна лишь вызывать благоговение, а не провоцировать на агрессию. Увы, люди не всегда считаются с чувствами животных, ошибочно полагая, что зверь не способен любить свою семью.
  • Также читатель может разглядеть проблему нравственного выбора , которая решается у воробья очень просто, благодаря инстинкту и гармонии естественного мира, где он обитает. К сожалению, люди не всегда могут последовать его примеру, ведь их мир наполнен сложностями, противоречиями и фальшью, которые искажают естественную натуру человека. Именно поэтому автор обращает внимание читателя на этот случай на охоте: он учит нас бескомпромиссно защищать то главное, что у нас есть.
  • Смысл

    Автор произведения показывает настоящую силу любви, которая сильнее страха смерти и самой смерти. Такова его основная идея. В понимании Тургенева каждому живому существу присущи такого рода качества, и только глупец не сможет понять, что в одном даже самом маленьком «божьем создании» заключено больше любви и материнской заботы, чем в некоторых людях. Данное произведение – своеобразная притча о том, как надо любить.

    Также писатель учит нас с уважением относиться к любви, где бы мы ее не встретили. Над ней не надо смеяться, даже если ее проявления временами кажутся нам нелепыми. Над нею надо благоговеть, ибо данное качество – великая ценность всех живых существ.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Автор повестей «Первая любовь», «Вешние воды», романов «Дворянское гнездо», «Накануне» - прежде всего певец любви и почитатель природы, ассоциирующейся у него с мирозданием. В жизни как самого Тургенева, так и центральных его пламенные чувства занимают не только приоритетное, но и воистину основополагающее место. Это покажет маленькое произведение и его анализ — «Воробей». Тургенев изобразил в нём один из ликов любви.

Завязка стихотворения «Воробей»

Мужчина возвращается с охоты домой. Он уже идёт по аллее сада. Собака, как и положено легавой, бежит впереди - она всегда и везде высматривает добычу. Вдруг (благодаря этому наречию читатель обращает внимание, что сейчас что-то начнётся) она изменила темп и начала медленно к чему-то подкрадываться. Оказывается, недалеко от аллеи неподвижно сидел желтоклювый птенчик.

Он был совершенно беспомощен, только топорщил чуть прораставшие крылышки. Сочувствие к воробушку парализует охотника — именно это показывает читателям произведение и его анализ («Воробей»). Тургенев хотел продемонстрировать, что человек значительно медленнее, чем животные, реагирует на происходящее. Мужчина только смотрит и ничего не делает.

Кульминация

А собака, потихоньку переставляя лапы, приближается к несчастному. Вдруг (это наречие повторно резко меняет всю обстановку) с дерева перед самой мордой собаки с огромной зубастой оскаленной пастью отважно падает растопыривший все пёрышки воробушек.

Писатель использует при этом деепричастный оборот, как бы ускоряя действия защитника. Воробей жалок, беспомощен, хрипло пищит, но прыгает в сторону собаки, защищая птенца, закрывая его собой. В этой части произведения автор использует антонимы, противопоставляя громадность собаки по сравнению с маленьким тельцем птички.

Пернатое создание решило стать жертвой этого зверя, хотя ему ужасно страшно. Все использованные при этом глаголы точно и красочно передают те действий, которые помогли в этой отчаянной ситуации. Собака оторопела, остановилась и даже двинулась назад. Никогда нельзя терять надежду на спасение - такой вывод делают читатели, разобрав произведение по частям, сделав его анализ («Воробей»). Тургенев показал, как могуч природный инстинкт защиты своего детёныша.

Развязка

Охотник отозвал собаку, которая опешила, а сам с благоговением перед поведением старого воробья ушёл. Он брёл между деревьев, думал о произошедшем и невольно делал анализ. Воробей... Тургенев возвеличил маленькую птичку, а охотника оставил озадаченным. И главный персонаж этой истории, и автор, и читатели — все посмотрели на птичку, как на героя, преклоняясь перед её самоотверженной любовью.

Художественный стиль

Это лирическое повествование в прозе, в котором последовательно описывается вся цепь событий. В нём широко используются эпитеты при описании и старого, и молодого воробья. Именно они передают весь ужас происходящего действия. Ярко нарисована собака, которую тоже ведёт инстинкт. Она полностью подчинена охотничьему азарту. Это выше её сил - не следовать ему. Животное может остановить только хозяин, но никак не дичь.

А тут на её пути встал маленький воробей, весь трепещущий от страха, но готовый защищать птенчика. отвага остановили пса, который немало повидал. Эмоциональность и образность Тургенева нам во всех деталях показывают, казалось бы, незначительное событие. Автор поднялся до самых высоких обобщений в произведении «Воробей». Тургенев, тема у которого в стихотворении связана с любовью и жертвенностью, в других местах назовёт её священным пламенем и чувством, являющимся отблеском самой вечности.

Стихотворение в прозе

Это написал в апреле 1878 года. В это время автору исполнилось 60 лет и его всюду преследовал призрак близящейся кончины. Чтобы отвлечься от чёрных мыслей, убедить себя в вечной победе добра над злом, он создаст это стихотворение в прозе. Оно пронизано проникновенными строками о любви, на которой всё держится и движется. Именно на этой позитивной ноте заканчивает Тургенев «Воробей», краткое содержание которого было изложено.

В разделе на вопрос Анализ стихотворения И. С. Тургенева "Воробей". 1)Тема 2)Анализ заданный автором LOL Pirozhkov лучший ответ это Тезисы. ДОС.
Данная работа – восприятие, понимание художественного текста ученицей 9 класса национальной школы. Особый упор сделан на идею стихотворения в прозе.
Статья. ДОС.
Анализ стихотворения в прозе «Воробей» И. С. Тургенева.
Я недавно прочитала стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей» . Это произведение заставило меня задуматься о многом. В «Воробье» есть два главных героя, которые играют очень важную роль в раскрытии смысла произведения. По-моему, первое главное действующее лицо – это охотничья собака Трезор. Трезор сначала кажется беспощадным, не знающим жалости псом. А оказалось, что он очень глубоко чувствует материнскую любовь. Он ошеломлён тем, что такая маленькая птица такая смелая и гордая. А второе действующее лицо – это мать птенчика, которая не испугалась этой огромной собаки и ринулась на помощь, рискуя своей жизнью ради своего птенчика. Она сразу, не задумываясь, бросилась защищать своего детёныша. Этот поступок показывает, что она очень сильно любит своего птенчика.
Это действие автор передаёт очень ясно и понятно, что на земле нет ничего сильнее, чем материнская любовь.
Мы видим, что в душе собаки борются два чувства: первое – это чувство гончей, увидевшей добычу, второе – признание силы материнской любви. И Трезор уходит смущённым.
Автор в этом произведении приписывает собаке человеческие качества: Трезор останавливается, пятится, смущается, признавая силу любви.
Идея стихотворения в том, что любовь сильнее смерти и страха смерти, что только её, любовью, держится и движется наша жизнь. Это чувство присуща не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь. Видно, что автор очень любит жизнь, природу, животных. Ведь животные – наши соседи на Земле.
Этот жанр хорош тем, что основные жизненные принципы, вопросы, проблемы даются и решаются в поучительной, лёгкой и доступной форме. Когда читаешь стихотворение в прозе, то кажется, что надо разгадать какую-то загадку. И читателю хочется разгадать её, понять, что хотел сказать и донести до нас автор.
Прочитав произведение, я поняла очень многое. Например, то, что на земле мы не одни, что кроме нас есть и другие живые существа и то, что они тоже знают, что такое материнская любовь. Материнская любовь – это самая сильная и вечная любовь на всём белом свете.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!