Проект "школьный музей" проект на тему. Маленький школьный музей и большая любовь к родине Создание школьного музея план

Школьный краеведческий музей как средство патриотического воспитания школьников


Жбанов Александр Семенович, руководитель школьного краеведческого музея МБОУ «Перхляйская ООШ» Рузаевского района Республики Мордовия.
Цель: Обобщение опыта работы по созданию школьного краеведческого музея.
Задачи: Охарактеризовать особенности организации музея в учебном учреждении, изучить основы музейной работы путем проведения виртуальной экскурсии по страницам музея.
Материал предназначен для учителей, желающих организовать музейную работу в школе.
Основным средством патриотического воспитания в школе является школьный краеведческий музей. Он выполняет множество функций, главными из которых являются:
-документирование истории родного края;
-организация и ведение поисково-исследовательской работы (изучение публикаций, архивных источников, воспоминаний)
- сбор материала (газетный материал, объявления, фото, интервью и т.п.)
-сбор предметов быта, старинной утвари, сохранившихся у жителей.
-изучение и систематизация собранного материала.
Наш школьный музей основан в 2010 году. В канун празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 30 апреля 2010 года состоялось торжественное открытие музея.
На данное время в музее хранятся более двухсот экспонатов, это уникальные предметы домашней утвари мордвы, старинная женская одежда, подлинные документы и награды участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Музей рассказывает об истории села, района, Республики, об основании школы, о ее учителях.
В стенах школьного музея проводятся музейные уроки, уроки мужества, экспонаты музея часто используются на классных часах, открытых мероприятиях. Здесь проходят выставки, торжественные мероприятия, отмечаются знаменательные даты и праздники.
За годы функционирования музей посетили более 500 человек. Проходят встречи учащихся с тружениками тыла, с детьми участников Великой Отечественной войны, с ветеранами труда. Проведено множество экскурсий для учащихся, как своей школы, так и школ района, представителей Министерства образования Республики, жителей села. За последнее время в музее проведено ряд мероприятий, посвященных 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства.
План работы музея разрабатывается руководителем музея совместно с активом музея и выносится на рассмотрение педагогического Совета школы.
В состав Совета музея входят представители творческого объединения «Музейное дело», избираются представители из классов. Совет музея работает по разным направлениям. Члены Совета музея делятся на реставраторов, экскурсоводов, летописцев, учетчиков документов. Совет музея принимает участие в разработке и проведении экскурсий и встреч, а также руководит шефской работой над тружениками тыла (к сожалению, у нас не осталось ни одного ветерана ВОВ).
Уважаемые друзья, мне хочется провести небольшую экскурсию по страницам нашего музея. Все оформление и внутреннее убранство помещения музея выполнено руками учителей и учащихся.
Музейная комната (площадью 60 квадратных метров)имеет экспозицию, состоящую из четырех основных разделов:
1. «Никто не забыт, ничто не забыто».
2. «Край, в котором ты живешь».
3. «Это школьной истории строки…»
4. Этнографический уголок «Быт мордвы»

Раздел «Никто не забыт, ничто не забыто»


Данный раздел состоит из нескольких экспозиций:

1.Экспозиция «Они сражались за Родину»

3.Экспозиция «Ветераны Афганистана - выпускники нашей школы»

4. Экспозиция «Участники трудового фронта»

5.Экспозиция «Награды и документы фронтовиков и тружеников тыла»(фрагмент)

6. Экспозиция «Экспонаты с полей сражений». Переданы директором Республиканского Музея военного и трудового подвига Кручинкиным Н.А.

7. Обелиск с фамилиями земляков, павших в боях ВОВ.

Раздел «Край,в котором ты живешь»

Данный раздел включает в себя следующие экспозиции:
1.Экспозиция «Село мое родное». Здесь отслеживается история основания и развития села Перхляй, говорится о людях, прославивших село, о тружениках колхоза и совхоза в разное время. Экспозиция рассказывает о людях, которые всем сердцем любят свое село, помогают селу и его жителям. Имеется богатая настольная информация. Ведется работа по организации выставки «Село смотрит в будущее».

2. Экспозиция «Знай и люби свой район»

3.Экспозиция «Известны на всю Россию» рассказывает о знаменитых людях, прославивших наш район на всю Россию. Это спортсмены, артисты, врачи,художники, политики.

4. Экспозиция «Леонид Федорович Макулов» посвящена известному мордовскому писателю, уроженцу нашего села.В фонде музея хранятся подлинные рукописи книг и очерков, фотографии и личные вещи Леонида Федоровича, переданные в музей сыном писателя.

Раздел «Это школьной истории строки» состоит из нескольких экспозиций:
1.»История школы». Экспозиция рассказывает об истории создания и становления школы, о директорах школы и учителях, внесших свой вклад в развитие школы в разное время, о наших сегодняшних учителях.
2.»Мы их помним». Экспозиция посвящена учителям, в разное время работавшим в нашей школе, ушедшим из жизни.
3."Наши ветераны». Идет рассказ об учителях - ветеранах педагогического труда, находящихся на заслуженном отдыхе.
4. «А годы летят…». В основе экспозиции фотографии выпускных классов разных лет.

Раздел «Быт мордвы»

Он состоит из следующих основных экспозиций
1. «Предметы старины»


2.Экспозиция «Убранство крестьянской избы»


3. Экспозиция «Мордовская национальная одежда»

I. СПЕЦИФИКА ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

1. Цели и задачи школьных музеев

Школьный музей, как и любой другой, обладает рядом характеристик и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов и соответствующим экспозиционно-выставочным пространством.

Но специфика школьного музея в том, что он менее всего должен походить на традиционное музейное учреждение. Это музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, и, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения.

Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В сельских районах, где нет государственных музеев, школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество - качество культурного центра.

2. Профили школьных музеев

Профиль школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция.

В образовательных учреждениях могут быть организованы музеи следующих профилей:

а) ИСТОРИЧЕСКИЕ - (военно-исторические, истории регионов, населенных пунктов, образовательных учреждений);

б) КРАЕВЕДЧЕСКИЕ - это музеи комплексного профиля, в которых собраны коллекции памятников не только истории, но и природы;

в) ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ - занимаются изучением и сохранением памятников народной культуры;

г) ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ - (литературные, искусствоведческие) основываются на подлинных произведениях живописи, скульптуры, графики и других видов искусства

д) ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ - (геологические, биологические, зоологические, экологические) создаются с целью более углубленного изучения природы своего края.

е) ТЕХНИЧЕСКИЕ - музеи, посвященные истории развития техники, связанные с выдающимися событиями или деятелями в области науки и техники.

II . КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЯХ

Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, залы, выставки и музеи) по-своему могли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, привить навыки исследовательской работы.

Следует выделить три главных направления краеведческой работы школы: семья, школа, родной край.

Семья

Независимо от профиля музея тема семьи должна стать главной в краеведческой работе школы, учитывая, что многие годы это направление краеведческой деятельности находилось если не в полном забвении, то в основательном пренебрежении. В силу разных причин во многих семьях практически не сохранились архивы предков (письма, документы, личные дела, награды и т.п.). Сегодня чрезвычайно важно внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому (в широком смысле этого понятия).

Основными направлениями исследовательской деятельности могут быть:

Родословное древо

Составление простейшей схемы своего рода в виде родословного древа - посильное дело для любого школьника. Простейшие методики позволяют обучить исследовательским приемам с генеалогическими источниками. Совместная деятельность в этой сфере позволит спасти многие ценные реликвии из домашнего архива, объединит людей разных поколений.

Судьба семьи в судьбе страны

Многие школьники не знают, где работают их родители, дедушки, бабушки, они никогда не были в местах их детства, на родовых кладбищах, это ещё один разъединяющий людей фактор. А ведь знакомясь с улицами города, где прошли годы жизни близких, юные жители глубже, душевнее узнают свой родной край, теснее сближаются с родными. Еще более усилят эти добрые чувства совместное фотографирование, зарисовки мест жизни близких.

Семейный архив

Выявляя интересные с точки зрения краеведа предметы, юные исследователи вместе со старшими членами семьи приступают к формированию семейного архива: заводят и подписывают конверты, тематические папки, заполняют вещицами небольшие коробки, составляют «легенды». Постепенно создается основа для небольшого домашнего музея. Хорошо, если первым музеем для каждого человека станет домашний музей.

Школьный музей мог бы отбирать наиболее интересные материалы для выставок (с последующим возвращением в семью). Примерная тематика выставок: «Наши семейные реликвии», «Орден в моем доме», «Старая фотография», «Фотографии рассказывают», «Профессии наших родителей» и др. В результате краеведческая работа будет способствовать повышению престижа семьи, укрепит родственные связи, поможет воспитать чувство гордости за своих предков.

Школа

Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать хранилищем памяти о людях, учившихся в ней. Собранные материалы о школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи. В какой-то степени школа может выполнять функции архива. Здесь уместно, прежде всего, говорить о создании истории самой школы. И тут никто, кроме учителей и учеников, не составит ее полноценную летопись. В связи с этим рекомендуется собирать следующие материалы:

Изображения школы в разные годы ее существования (рисунки, фотографии, планы, макеты);

Свидетельства школьной жизни как процесса (своеобразная летопись образования);

Атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, тетради, дневники, ручки и т.п.);

Детские сочинения, творческие работы.

Не утратила актуальности такая форма литературного творчества, как литературный альманах (рукописный или набранный на компьютере). В нем могут быть следующие разделы: «День за днем», «Самое - самое», «Из истории нашей школы», «Вести из классов», «Трибуна учителя», «В моей семье», «Прошу слова!», «Смех из-под парты» и т.п. Редактором подобного альманаха может быть самый активный краевед школы, член музейного актива.

Родной край

Разрабатывая план собирательской деятельности по истории родного края, не следует стремиться к «всеядности». Необходимо разработать реальную концепцию музея на ближайшие несколько лет. Желательно, чтобы музей имел комплексный характер (отражал историю, природу и культуру своего края), мог максимально использоваться учителями в учебном и воспитательном процессе, помогал бы ученикам раскрыть свой творческий потенциал во время музейной деятельности.

На первом этапе необходимо выявить круг возможных информаторов. Это можно сделать через учеников, с помощью ярких листовок-воззваний о помощи музею. Через некоторое время появятся первые находки. При этом бывает сложно определить степень их ценности. В связи с этим большое значение имеет первичная фиксация, правильное описание документа. Не всегда целесообразно вырывать отдельный предмет из чьей-то коллекции, помня о принципе неделимости личных фондов.

При организации краеведческой работы школьного музея следует руководствоваться следующими принципами:

Комплексный характер исследований;

Разнообразие исследовательских методов.

Комплексный характер исследований

Комплексный характер сбора материала (что означает не собирание всего подряд без всякого отбора, а разноплановый характер исследования) и, как следствие, краеведческий профиль музея предполагают его максимально широкое включение в учебный процесс. В этом случае музей не станет инородным телом в организме школы. Это будет залогом его долгого существования. Целесообразно обозначить территориальные границы, в пределах которых музей намерен проводить исследовательскую и собирательскую работу. Чем ближе к школе, тем глубже изучение. При этом не следует замыкаться только на своем, сугубо местном материале, а стараться выходить на более широкий территориальный фон (город область, Россия в целом). Сопоставление частного и общего, подача частного на фоне общего - важный момент музейной деятельности. Посильную помощь в сборе материалов могут оказать учителя-предметники. Географ, например, поможет оформить раздел связанный с природой, экономикой края, подберет необходимый иллюстративный материал, подготовит вместе с детьми схемы и диаграммы.

Хронологические рамки экспозиции могут быть различными.

Разнообразие исследовательских методов

Главные формы и направления исследований:

· Экскурсии и прогулки по родному краю. Они пробуждают у ребят интерес к различным уголкам своего района, помогают определить интересную и перспективную для себя тему исследовательской работы на будущее.

· Работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Это создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовать краеведческую деятельность.

· Опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся старожилы, местные знатоки истории края, воспоминания которых следует записывать. Если даже они будут противоречить историческим фактам, к ним можно относиться как к «легендам» или свидетельствам того как событие запечатлелось в памяти людей. Анкетирование поможет в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на определенном историческом этапе.

· Встречи с интересными людьми. Это поможет расширить круг общения, включить в сферу интересов музея большее число людей, которые постепенно могут стать друзьями музея.

· Просмотр телепередач, прослушивание радиопередач. Иногда самым неожиданным образом промелькнет интересная информация, рассказанная о вашей местности, например, известным историком. Или молодой поэт прочтет стихи о соседней речке. Так привычные средства массовой информации становятся источниками самых неожиданных сведений.

· Основными методами формирования фонда школьного музея являются экспедиционный сбор материала (экспедиции, походы, экскурсии), а также получение даров.

· Экспедиционный сбор материала. Краеведческие экспедиции проводятся в ходе исследований по конкретной теме. Постановка и очередность тем, выдвигаемых для изучения (в дальнейшем - для комплектования), должна носить плановый характер и диктоваться краеведческими задачами, требованиями экспозиции и необходимостью создания систематических коллекций. Экспедиции целесообразно согласовывать с государственными музеями, профильными научными учреждениями. Возможно проведение совместных экспедиций в соответствии с разработанной музееведческой методи-кой, обеспечивающей необходимую научность поиска, отбор материала, его документирование.

Источники комплектования памятников могут быть самыми разнообразными. Прежде всего это семейные коллекции, о которых говорилось выше. Кроме этого, следует использовать антикварные и букинистические магазины, чердаки, сараи (с разрешения хозяев), пункты вторичного сырья. Поиск может вестись на промышленных предприятиях, в государственных учреждениях, в творческих союзах.

При проведении экспедиции группа готовит следующие полевые документы:

Полевой дневник. В нем фиксируют ход поисковой работы, её основные этапы, анализируют первые результаты и намечают перспективы дальнейших исследова-ний.

Полевая опись. Это первичный документ, в который заносятся основные сведения о находках (позднее они будут перенесены в Книгу учета основного фонда). Записи располагаются горизонтально по развороту тетради. Полевая опись имеет следующие графы:

1. Порядковый номер поступления.

2. Дата и место обнаружения.

3. Наименование памятника истории и культуры.

4. Количество.

5. Материал и способ изготовления.

6. Назначение памятника истории и культуры.

7, Способ использования и сохранность.

8. Краткое описание с указанием особенностей. Размер.

9. Владелец или источник поступления.

10. Легенда предмета.

11. Примечание.

Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов. Здесь фиксируются рассказы очевидцев события, старожилов, краеведов с указанием их анкетных данных, (желательно позднее дать подписать рассказчику отпечатанный или переписанный от руки текст. В этом случае материал обретает форму документального свидетельства.

Тетрадь фотофиксаций. Юные фотографы записывают сведения о каждом сделанном кадре (Дата и место съемки. Содержание кадра. Условия съемки. Автор кадра). Это поможет избежать ошибок в дальнейшем при включении фотографий в фонды или экспозицию.

III . УЧЕТНО-ХРАНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

1. Фонды школьного музея

Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в школьном музее, составляют фонд школьного музея. Фонд школьного музея состоит из основного музейного и научно-вспомогательного фондов.

В состав основного фонда входят все виды подлинных материалов, пригодных для длительного хранения, являющихся первоисточниками для изучения истории, культуры, природы и служащих для создания экспозиции (в соответствии с профилем музея) и использования их в образовательно-воспитательном процессе.

В основной фонд входят:

а) вещественные памятники: орудия труда, предметы быта, сельскохозяйственные орудия, ремесленные изделия, образцы фабрично-заводских изделий, оружие, нумизматические материалы, одежда, образцы горных пород, археологические находки;

б) изобразительные: произведения изобразительного искусства, картографические материалы, карикатуры, плакаты, фотографии;

в) письменные: газеты, книги, журналы, листовки, правительственные документы, официальные документы, воспоминания, письма, дневники, записные книжки.

В состав научно-вспомогательного фонда входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции: схемы, диорамы, муляжи, модели, тексты, репродукции с художественных произведений, фотографии массового производства, образцы скоропортящихся сельскохозяйственных культур и другие экспонаты, подверженные порче и требующие быстрой замены.

2. Основные группы учетной музейной документации

Для грамотной организации исследовательской работы краеведы должны использовать три группы документов.

Научно-учетная документация

Сюда входят:

а) акты приема-сдачи документов;

б) книга учета основного фонда;

в) книга учета научно-вспомогательного фонда.
Справочный аппарат состоит из системы карточек (возможно в компьютерном варианте), позволяющих быстро обнаружить существование памятника в фондах, его местонахождение.

Основные виды вспомогательных картотек:

инвентарные (с основными сведениями, соответствующими инвентарной книге, с указанием шифров и места хранения).

тематические (по тематике коллекций).

именные (с характеристиками конкретных лиц).

хронологические (по хронологии событий).

географические (с географическими названиями).

Справочная карточка обычно содержит следующие сведения:

наименование предмета (с кратким описанием), учетный номер, место хранения.

В систему учета музейных предметов включаются полевые документы, акты приема музейных предметов на хранение в музей, дневники экспедиций, доклады по материалам музея, творческие работы.

Учет в школьном музее должен преследовать две цели:

обеспечение сохранности самого предмета;

обеспечение сохранности сведений, имеющихся о предмете.

Основным документом учета и охраны музейных предметов является Книга учета основного фонда (инвентарная книга). Заполняется в виде таблицы, в ко-торую вносятся следующие данные:

1. Порядковый инвентарный номер. Одновременно с проставлением порядкового номера в книге ставится тот же номер на регистрируемом предмете;

2.Дата записи, т.е. внесения предмета в Инвентарную книгу. Дата должна быть полной, без сокращений;

З.Время, источник и способ поступления. Указывается полная дата (год, месяц, число), откуда поступил предмет, от кого. Фиксируются полные имена и отчества дарителей, названия учреждений (адрес, номер телефона и пр.), передавших предмет в музей;

4.Наименование и краткое описание предмета. Записывается в общепринятом литературном выражении с указанием вариантов местных диалектных названий. Указывается авторство, место происхождения, материал, из которого он изготовлен. Для фотографии необходимо дать краткое описание сюжета или события. Следует назвать фамилию, имя, отчество изображенных людей, год съемки, автора снимка. В письменных источниках, в том числе в журналах, газетах, дневниках, альбомах и др., указывается количество страниц или листов. В фотоальбомах проставляется количество фотографий. Фиксируются все надписи, штампы, подписи;

5. Количество предметов. Обычно пишется «1 экз.», но если регистрируется два или несколько одинаковых музейных предметов, то ставится соответствующее число;

6. Материал и техника изготовления. Указывается вид материала: камень, металл, дерево, ткань, картон, бумага, вата и пр. Фиксируется способ изготовления: литьё, чеканка, штамповка, гравировка, рукопись, машинопись вязание, плетение, аппликация и пр;.

7. Размер. Указывается только в сантиметрах: высота, ширина (толщина для объемных предметов). Для круглых предметов - диаметр;

8.Сохранность. Фиксируются все повреждения предмета: пятна, загрязнения, ржавчина, проколы, разрывы, потертости, сколы, помятость, сгибы, утраты деталей;

Э.Стоимость. Фиксируется в случае покупки предметов в ценах на момент приобретения в рублях;

10.Примечание. Место нахождения (записывается карандашом). Акты о передаче, изъятии, списании и т.д.;

В Инвентарную книгу заносятся только подлинные предметы или имеющие значение подлинников (копия с автографом автора, авторский макет, редкая фотография и т.д.).

Инвентарная книга нумеруется (в правом верхнем углу каждого листа), прошивается, заверяется подписью и печатью. Когда книга заполняется полностью, в её конце вносится итоговая запись:

«В настоящую инвентарную книгу внесено предметов (цифрами и прописью) с № по № ».

В следующей Инвентарной книге нумерация продолжается, инвентарная книга хранится в школе. Она входит в номенклатуру дел постоянного срока хранения.

З.Шифровка и маркировка музейных предметов

На каждом предмете проставляется его шифр. Шифр состоит из аббревиатуры названия музея и соответствующего номера по инвентарной книге.

На объемных предметах шифр проставляется тушью или масляной краской с невидимой стороны и так, чтобы не повредить предмет.

На рисунках, фотографиях, документах шифры пишутся в левом нижнем углу простым мягким карандашом.

Если шифр на предмете написать невозможно, следует прикрепить с помощью нитки бирку из картона с нанесенным шифром (к медалям, орденам, чучелам).На ткани и одежду пришиваются кусочки материи с шифром.

Хранение музейных предметов осуществляется по виду материалов. Отдельно хранятся предметы из металла, дерева, ткани, бумаги и т.д. Совмещение предметов по виду не допускается. Нельзя хранить вместе в одних и тех же хранилищах (шкафах, папках, коробках, конвертах) бумагу и металл, металл и ткань и т.д., поскольку это приводит к порче музейных предметов (коррозия, ржавчина).

В помещениях школьного музея должны сохранятся стабильные температура и влажность, т.к. колебания температуры, перепад влажности приводят к порче музейных предметов.

Музейные предметы не должны подвергаться прямому световому воздействию. Источники света не должны располагаться вблизи музейных предметов. Наиболее сильно подвергаются световому воздействию бумага, картон, ткань. Поэтому предметы из этих материалов помещают в коробки, папки, конверты, перекладывая каждый экземпляр чистой бумагой.

В музее должен соблюдаться биологический режим: не допускать появления моли, жучков-древоточцев, тараканов, мышей и других вредителей. Для проведения санитарных и дезинфекционных работ следует привлекать специалистов из государственных музеев.

В школьном музее не допускаются никакие виды склеивания музейных предметов. Реставрационные работы могут проводиться только специалистами-реставраторами государственных музеев.

Крепление музейных предметов при монтаже экспозиции осуществляется без каких-либо деформаций и повреждений. Их нельзя склеивать, подрезать, подгибать, прокалывать, ламинировать, закрашивать, подчищать. Все виды консервационных работ проводятся при участии специалистов из государственных музеев.

IV . ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Если рассматривать музей как центр музейно-педагогической работы, который берет на себя задачу «омузеивания» образования, то нужно, во-первых, признать его ответственность за создание в школе эстетически значимой и эстетически воспитывающей среды. Свои выставки школьный музей может разворачивать на любом пространстве, включая школьные коридоры, классы, мастерские.

Во-вторых, задачей школьного музея может стать комплектование и предоставление в распоряжение учителей-предметников или педагогов дополнительного образования фонда наглядных пособий (предметы музейного значения, копии, муляжи, иллюстрированные материалы и пр.), организованного по типу «музей в чемодане».

Можно выделить несколько жанров школьных музейных экспозиций.

· Музей-экспозиция (выставка ) Экспозиция музея представляет собой более или м e нее сложившийся комплекс предметов, малодоступный для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жесткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализовано, используется преимущест-венно для проведения экскурсий по определенной, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе, главным образом, в качестве иллюстрации. Этот жанр школьного музея нуждается в добавлении ряда функций. При инициативе руководителя и школьного актива он, несомненно, обладает большими перспективами.

· Музей-мастерская

· Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности учащихся. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся занятия, или в художественных мастерских. Экспозиции могут быть также рассредоточены по отдельным кабинетам. Всё это способствует органичному включению музея в учебный процесс, а также в сферу допол-нительного образования.

· Музей-лаборатория

· Этот жанр очень близок музею-мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музеи осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественно-научного и технического профиля. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.

· Музей-игротека

· Это может быть музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная - изготовлена руками детей. Музейный актив и учителя могут проводить на основе этих коллекций театрализованные занятия со школьниками младших классов, группами продленного дня, а также выездные представления в детские сады и близлежащие школы. Необходимой составляющей дея-тельности подобного музея является изучение истории производства и бытования игрушки. Важная роль отводится также сценарно-постановочному аспекту, т.е. созданию специальных сценариев для проведения тематических занятий.

Текст в экспозиции школьного музея

Необходимой частью подготовки экспозиций и, выставок школьных музеев является подбор и составление текстов. Правильное использование текстов обогащает содержание экспозиции и повышает её воздействие.

Тексты в экспозиции представляют собой целостную и систематически организованную совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций, этикеток, указателей.

Система текстов создается в ходе проектирования экспозиции с учетом того, что они должны быть ясными, однозначными и доступными для всех. Текст должен за-ключать в себе всю необходимую информацию, быть понятным, а иногда и эмоционально воздействующим. Одним из важнейших требований, определяющих подход к тексту, является лаконизм. Перегрузка экспозиции текстовым материалом только снижает её познавательное значение.

Тексты в экспозиции принято разделять на следующие виды:

Оглавительные (заглавные);

Ведущие;

Объяснительные;

Этикетаж.

Оглавительные (заглавные) тексты помогают ориентироваться в экспозиции. Их задача - дать «путеводную нить» к осмотру экспозиции, выявить её тематическую структуру. К оглавительным текстам относятся названия всех отделов и залов музея, экспозиционных тем, разделов или комплексов.

Объяснительный текст представляет собой комментарий к залу, теме, комплексу. Он содержит информацию, которая дополняет и обогащает зрительный ряд, содействует целостному восприятию экспозиционного образа.

Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом к литературному произведению. Его значение - в яркой, четкой и концентрированной форме выразить основную идею экспозиции, выявить смысл и содержание какого-то её раздела, темы или комплекса. Широко используются в качестве ведущих текстов отрывки из воспоминаний, писем, дневников, записей, сделанные героями экспозиции, т.е. материалы, имеющие ярко выраженный личностный характер.

Этикетажем в музее называется совокупность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату. Её содержание зависит от профиля музея, задач экспозиции и характера самого музейного предмета.

В музейной практике сложилась определенная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, как правило, три основных компонента:

Название предмета;

Атрибуционные данные (сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и материальном значении);

Дата.

Примеры этикеток

Плуг

Использовался для пахотных работ в крестьянских хозяйствах Прикамья в конце XIX - начале XX вв.

Завод основан в 1868 году. Оборудован английскими станками. В 1890 году число рабочих превышало 5000 человек.

Ученики 5-го класса п. Зюкайка В последнем ряду (крайний справа) Андрей Мохов. Пермская область, 1934 г.

Герой Советского Союза А.В. Иванов (1907-1943).

Январь 1942 г.

Фотография Б. Петрова.

На обороте надпись: «Дорогой, любимой маме. Гоним врага от Москвы»

Оформление и расположение этикетажа

Шрифт, цвет, размер, расположение аннотаций к экспонатам определяются в процессе работы над экспозицией. Весь текстовый комментарий, включая этикетки, должен стать её органической частью. Поэтому авторы экспозиции, разрабатывая содержание любого текста, одновременно решают художественные задачи.

Тексты должны быть согласованы стилистически, между собой и другими экспозиционными материалами, оформлены и размещены так, чтобы они наилучшим образом выполняли свои функции. Здесь также существуют правила, вытекающие из внешних особенностей экспонатов разного типа и требований этикетки. Не следует, например, класть этикетки на экспонаты. Они помещаются рядом с вещественными экспонатами на подставке, на полке, на стенке витрины. К окантованному материалу - на паспарту под экспонатом, к обрамленному - при-крепляются к раме. Если экспонаты расположены высоко над экспозиционным поясом, то внизу, на уровне глаз можно поместить схему их расположения со всеми необходимыми данными. Мелкие экспонаты, прикрепленные к планшету или расположенные в витрине, нумеруются, и под соответствующими номерами их перечень и описание даются в общей аннотации.

Следует избегать навязчивости и пестроты этикеток, резко выделять их на общем фоне экспозиции, но также нельзя и нивелировать, делать их совсем незаметными. Нельзя забывать и о фактуре, цвете этикеток. Тонируются они в соответствии с фоном паспарту стенда, витрины. Пишутся или печатаются на хорошей бумаге, а для экспонатов, расположенных на подставках, подиумах, -на плотном материале (картон, плексиглас и др.).

В школьном музее, где приоритетной является идея создания, «делания» музея, где особенно важно активизировать внимание посетителей, уместен так называемый «интригующий» этикетаж, наряду с традиционной информацией он может содержать вопросы или задания типа: «Найди...», «Сравни...», «Выбери...», «Отгадай...», «Подумай, почему...» и пр. Благодаря такому этикетажу осмотр экспозиции превращается в увлекательную и одновременно серьезную игру, которая бу-дет интересна и взрослым, и детям.

V . КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Содержание культурно-образовательной деятельности выражается в формах работы с аудиторией. К основным относятся: уроки в музее, уроки в классе с использованием музейных предметов, тематические лекции, беседы экскурсии (театрализованные), выставки, научные чтения (конференции), консультации, семинары методические объединения, клубы (кружок, студия), тематические вечера, уроки мужества, дни милосердия, профессий, открытых дверей, исторические, Фольклорные праздники, музейные олимпиады, конкурсы, исторические игры.

Все мероприятия, проводимые школьным музеем, следует учитывать в специальной тетради (книга учета массовых мероприятий), которая заполняется по следующей схеме:

Вся переписка музея должна подлежать учету, для чего отводится специальная тетрадь, в которой отмечается дата написания письма, порядковый номер, адрес, куда оно отправляется, и краткое его содержание.

Для писем, принимаемых в музеи, отводится другая тетрадь, которая также делится на графы: дата получения письма, дата отправления, адрес, автор, краткое содержание письма.

VI . ПАСПОРТИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

Статус «школьный музей» присваивается Министерством образования Российской Федерации.

Требования к экспозиции, претендующей на звание «школьный музей»:

Наличие фонда подлинных материалов, зарегистрированных в книге учета основного фонда (инвентарная книга);

Наличие оформленной экспозиции, с достаточной полнотой и глубиной раскрывающей содержание избранной темы;

Обеспечение условий сохранности собранного материала;

Наличие постоянного актива учащихся, ведущих под руководством педагога систематическую поисково-собирательскую и исследовательскую работу;

Охрана и пропаганда памятников истории и культуры, природы родного края;

Культурно-образовательная деятельность музея.

Музейная документация:

· Приказ директора образовательного учреждения об открытии музея и назначении руководителя школьного музея

· Текущий и перспективный планы работы музея

· Книга учета основного фонда (инвентарная книга)

· Книга учета научно-вспомогательного фонда

· Тематико-экспозиционный план

· Картотека

· Книга учета массовых мероприятий

· Книга отзывов

· Тексты экскурсий, лекций, бесед, сценарии массовых мероприятий.

План работы школьного музея состоит из следующих разделов:

1. Общие задачи и направления в предстоящей работе музея в новом учебном воду.

2 Работа со школьным активом музея.

Организация и порядок обучения актива основам музееведения Участие активистов в музейной работе в масштабе района (города), области, России. Плановые задания каждому активисту в рамках порученного участка работы.

3. Научно-исследовательская работа.

Какие темы и кем будут изучены и разработаны в текущем учебном году. Например: по истории учебного заведения, улицы, микрорайона или о конкретном человеке - директоре учебного заведения, учителе, бывшем ученике; о боевых действиях подразделения, части или отдельном герое. Темы могут быть разнообразными в зависимости от профиля музея.

4.Поисково-собирательская работа.

Конкретный план участия школьников и педагогов в туристско-краеведческих экспедициях по поиску и сбору музейных материалов в осенне-зимние и весенне-летние каникулы; какие музейные предметы предполагается разыскать в городе, районе, где или у кого; с кем будет завязана переписка по поиску материалов, работа в архивах или в профильных, музеях и т.д.

5. Научно-экспозиционная работа

Какие экспонаты будут вводиться в экспозицию или заменяться, какие временные или постоянные выставки будут подготовлены и т.д.

6. Работа с фондами

Составление научной документации, заполнение инвентарной книги, правила ведения полевой документации, составление карточек на музейные предметы, изучение, исследование и описание каждого предмета; создание условий для хранения музейных коллекций, порядок обработки поступающих исторических памятников и т.д.

7. Методическая работа

Составление или дополнение обзорных и тематических лекций. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий и т.д.

8. Издательская деятельность

Составление буклета по школьному музею. Перечень предполагаемой информации для опубликования в периодической печати и других информационных источниках о проводимых в музее мероприятиях и др.

9. Экскурсионно-массовая работа

График посещения учащимися музея. Перечень мероприятий. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе. Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация экскурсионных материалов.

В городах, где есть государственные музеи, создаются районные (городские) комиссии по смотру и паспортизации школьных музеев, в состав которых входят представители органов управления образованием, специалисты государственных, музеев, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, объединений краеведов. Районная (городская) комиссия знакомится с деятельностью школьного музея, заполняет соответствующие документы (акт обследования, учетная карточка) и направляет их в областной центр детского и юношеского туризма

Через каждые пять лет музей должен подтверждать звание «школьный музей», о чем комиссия делает соответствующие записи в паспорте и учетной карточке.

"Организация работы школьного музея" //Методические рекомендации. /Составитель О.В.Старкова. /Областной центр детского и юношеского туризма.- Пермь, 2002.

Проект для школьников к 70-летию Великой Победы

По тропам войны» (работа по созданию школьного военно-исторического музея)


Автор проекта: Учитель истории и обществознания МБОУ «Новоогаревская средняя школа №19» Киракосян Меланья Андреевна.
Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество? Такой вопрос давно стоял перед учительским коллективом. Задача состояла в том, чтоб раскрыть смысл слов «Родина», «патриот», «патриотизм», «гражданственность». Поэтому в нашей школе патриотическое воспитание учащихся- это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей высокого патриотического сознания с помощью различных форм работы с учеником. Но для ребенка нет ничего интереснее, чем самому прикоснуться к истории, стать ее участником.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.
Цели проекта:
воспитание патриота-гражданина России
повышение интереса обучающихся к изучению истории своей малой Родины
развитие творческого и исследовательского потенциала учащихся
Задачи проекта:
Познакомить учащихся с работой поискового отряда «Наследие».
Привлечь учащихся к сбору материала о ВОВ.
Организовать систематическую работу с ветеранами поселка.
Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, как никогда, особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей.
Школьный музей традиционно является одним из средств патриотического воспитания, поскольку он обладает огромным образовательно – воспитательным потенциалом.
Школьный музей обладает специфическими, только ему присущими особенностями образовательно-воспитательного воздействия на учащихся.Контакты с музеем обогащают учебно-воспитательный процесс, расширяют диапазон средств, используемых школой. Музей необходим для полноценного преподавания таких предметов как культура родного края и история, способствующих воспитанию патриотизма. Именно поэтому в «Новоогаревской школе №19» мы решили открыть военно-исторический музей.
Ребята достаточно активно собирают материалдля нашего будущего музея, они заинтересованы в изучении военной истории поселка и Щекинского района в целом. В школе есть свои традиции. Ежегодно проводятся встречи с ветеранами ВОВ, классные часы, уроки мужества, беседы, на которых ребята узнают о фактах, событиях, датах, связанных с безмерными страданиями огромным мужеством народа во время Великой Отечественной войны.
Также, вместе с нашим учителем, руководителем отряда «Наследие»Марандыкиным Андреем Петровичем, ученики постоянно участвуют в открытии Вахты памяти. Благодаря этому у нас есть много информации о погибших солдатах.
Постоянно поисковики организуют выставки своих находок за прошедший сезон. Наши ребята принимали участие в захоронениях останков воинов в д. Захаровка, д. Крапивна и др. местах Щёкинского района, а также в Белёвском районе, Орловской и Калужской областях.
Результаты этой работы должны стать системообразующими в воспитательной работе, а музейная педагогика- могучим образовательным орудием. Нашей идее создания музея предшествовал кропотливый труд отряда «Наследие».
Для учащихся нашей школы создание музея будет новой возможностью для их творчества, самореализации и социализации.
Создание нашего музея делится на несколько этапов:
1. Сбор информации о работе клуба «Наследие», об исторических фактах ВОВ на территории Щекинского района.
2. Организация встреч с ветеранами – жителями поселка.
3. Формирование основного фонда музея из материалов, предоставленных поисковым отрядом «Наследие»
4. Оформление документации музея.
5. Открытие зала, приуроченное к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
На сегодняшний день первые три пункта уже успешно реализованы.Работа продолжается.

Рано или поздно такой вопрос встает в каждой школе, в которой директор и учительский коллектив стремятся подходить к работе не формально, а с любовью к своим ученикам. Конечно, можно сделать музей. .для галочки. в плане мероприятий для отчетности, а можно вложить в него душу и сделать. для всех учеников и родителей одним из любимых мест посещений.

Итак, не спешите приобретать оборудование для музеев , пока не определитесь с тематикой школьного музея. Хотя на первый взгляд. это очень просто, на второй. можно использовать столько вариантов и возможностей, что вы просто растеряетесь с выбором.

Ну, во-первых, традиционно. можно сделать музей истории школы. Такой вариант подойдет для школы, у которой эта самая история уже, конечно, имеется. То есть школе уже минимум лет 20. Для сбора исторического материала можно привлечь учителей истории и самих детей. Это и оценки, и заинтересованность. тем более сейчас есть интернет и найти бывших учащихся не так сложно. Это уже большое отдельное направление. Его можно дополнить или расширить этносом. То есть историей региона, в котором находится школа. В этом случае музейное оборудование может понадобиться для каких-то уникальных изделий, к примеру, народного промысла или же для выставки изделий, изготовленных учениками, скажем, на уроках творчества.

Другой вариант. это выделение помещения под временные тематические экспозиции с последующим отбором лучших экспонатов в постоянно действующий будущий музей. Это вообще очень интересное направление, поскольку дети будут сами творить историю своей школы. А темы для экспозиций. они бесконечны. Можно взять просто каждый предмет и выйти за его рамки, добавив ноту творчества. К примеру, в течение пары месяцев собирать материалы для экспозиции по истории. Это могут быть картины, фотографии, поделки. И каждый будет рассказывать о своем экспонате сам. к примеру, на открытии экспозиции: это уже будет целый праздник истории. Постепенно музейные витрины будут наполняться самыми интересными экземплярами и сохранять историю школьных событий для будущих поколений.

История. это только один предмет. А ведь есть биология, физика, химия, даже физкультура. по любому из предметов можно придумать тему и подготовить увлекательнейшую экспозицию, в которой будут принимать участие работы всех желающих учеников. Главное. начать и подойти к этому с ответственностью и любовью. И тогда ваш школьный музей может даже стать центром детского творчества.

Ростовская область Тарасовский район п. Тарасовский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тарасовская средняя общеобразовательная школа №2

Проект Школьный музей

Руководитель проекта:

Гончарук Владимир Степанович, учитель технологии, руководитель кружка «Юный краевед».

Участники: учащиеся, учителя МБОУ ТСОШ №2, родители

п. Тарасовский 2018г.

Проект: Школьный музей

«Ты помнишь, как всё начиналось?»

«Нет ничего более человечного в человеке,

чем связывать прошлое и настоящее»

Ф.И. Тютчев

Обоснование необходимости проекта.

Чувство любви к Родине само по себе, стихийно, не приходит. Его нужно серьезно и вдумчиво воспитывать с детских лет. И здесь, на мой взгляд, важную роль играет школьный музей.

Можно бесконечно говорить о духовно - нравственном воспитании, о патриотизме, пробуждая их в душах наших сограждан, но если слова не подкрепляются конкретными делами, то все это будет выглядеть не более, чем сотрясением воздуха.

Для того чтобы сделать жизнь каждого из нас и всей страны лучше,

нужно начать с самого себя: перестать быть равнодушным к тому, что происходит вокруг нас; изменить свое отношение к окружающему миру…

В настоящий момент ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства. На мойвзгляд, это актуальная проблема сегодняшнего общества: возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, необходимость формирования высоких морально-этических принципов у молодёжи.

Я считаю, что решению этой проблемы может способствовать создание школьного музея. Ведь цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, то есть чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Школьный музей истории школы рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень.

Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

Название проекта: «Школьный музей».

Тематика школьного музея: « Ты помнишь, как все начиналось?».Руководитель проекта : Гончарук Владимир Степанович.

Участники проекта: учащиеся МЮОУ ТСОШ №2.

Описание проблемы.

История школы, села, тесно связанная с жизнью страны, богата своими традициями.

К сожалению, в школе нет музея школьной истории. «Память, - как утверждал В.А. Астафьев, - это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим...».

Почему же было обращено на это внимание? В последнее время можно наблюдать, что у детей пропал интерес к малой родине, к своей школе. Чтобы сохранить память, о годах, проведённых в стенах родной школы, было принято решение о создании школьногомузея, «А помнишь, как всё начиналось?».

Решение данного вопроса актуально, потому что в настоящее время очень остро встал вопрос о воспитании чувства патриотизма, что является одной из главнейших задач в воспитании будущих граждан России.

Работа над данным проектом поможет сохранить память о школе, о школьных традициях, о важных вехах в её истории. Работа с архивными данными и музейными экспонатами, способствует развитию творческих способностей, гражданско-патриотических чувств, коммуникативных компетенций, навыков поисковой и исследовательской работы, столь необходимых в современном мире.

Цель проекта:

Создание музея, посвященного истории нашей школы.

Задачи проекта:

В соответствии с данной установленной целью, были сформулированы конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению проблемы:

Сохранение исторической памяти школы.

Организация поисково-исследовательской работы.

Грамотное оформление экспозиции.

Пополнение и обновление экспозиций музея.

Развитие у учащихся интереса к истории школы.

Установление контакта с архивами, музеями, привлечение к проекту учеников, родителей учащихся, общественности.

Ожидаемые результаты:

Создание экспонатов и пополнение фонда школьного музея.

Использование материалов музея на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях и родительских собраниях.

Формирование в каждом ребенке творческих способностей.

Воспитание у учащихся чувства гражданственности и патриотизма.

Реализация проекта позволит создать школьный музей, где будут оформлены следующие экспозиции:

1. Летопись школы.

2. Педагоги-ветераны.

3.Воинам-выпускникам горячих точек посвящается….

4. Наши выпускники.

5.Фотогалерея.

В ходе работы над проектом учащиеся овладеют навыками поисковой и исследовательской деятельности, что поможет им быстрее адаптироваться в современной жизни.

Будет создан банк материалов, который можно использовать для проведения различных мероприятий в школе.

Сроки реализации проекта: 2018-2020 г. г.

Реализация проекта:

Для реализации поставленных задач, планируется создание проекта оформления школьного музея, поиск и сбор средств на создание музея, формирование актива для организации постоянной работы школьного музея, развёртывание планомерной работы по обучению и воспитанию обучающихся на основе работы по формированию экспозиций и сбору материалов основного фонда.

Планируется:

Составление предложений по проекту;

Поиск деловых партнеров;

Проведение плановых мероприятий;

Корректировка хода реализации проекта.

На базе кружка «Юный краевед» была создана инициативная группа для реализации проекта.

Изучая общественное мнение, мы разработали анкету и провели анкетирование среди старшеклассников, учителей, родителей

Большинство опрошенных поддержали инициативу создания школьного музея.

Анкета для учащихся 7-11 классов следующего содержания:

Нужен ли школе музей,« История образовательного учреждения»?

Хотел бы ты участвовать в его создании?

Готов ли продолжить работу по пополнению экспозиций музея, после окончания школы?

Анкета для учителей:

Поддерживаете ли вы идею проекта?

Готовы ли оказать помощь в оформлении музейных экспозиций?

Анкета для родителей:

1.Хотели ли бы вы посетить школьный музей?

2.Готовы ли оказать помощь в оформлении музейных экспозиций?

Получив положительный ответ, было принято решение приступить к реализации данного проекта.

Итоги общественного мнения:

Свой проект мы обсудили с директором школы Рубановой Татьяной Юрьевной, которая нас поддержала и пообещала свою помощь в реализации проекта.

Направления деятельности музея

Поисково-исследовательская деятельность.

Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся, учителей и родителей, в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родной школы. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора краеведческого материала:

Планомерный систематический сбор документов.

Экспедиционный сбор.

Прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволяет:

Проводить на базе музея совместную работу учителей и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родной школы.

Обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся.

Участвовать в олимпиадах и конкурсах.

Пополнять фонды музея.

Создать фотогалерею.

Основные формы работы:

Экспедиции.

Связи с общественными организациями.

Встречи с интересными людьми - бывшими учащимися.

Переписка с интересными людьми, встречи с выпускниками школы, представителями общественности.

Сбор статей по истории школы из периодической печати, научной и справочной литературы.

Проведение исследовательских работ по темам «Школа - это тоже Родина моя», «История малой Родины» и т.д.

Проведение акций по темам: «История школы», «Мой отчий край», «Признание в любви к родной школе», «Экспонат для музея».

Экспозиционно-оформительская деятельность

Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления - способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:

Освоить и практиковать порядок создания музейных экспозиций: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж.

Учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей.

Предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников.

Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе.

Просветительская работа

Главная задача данного направления - вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:

Продолжить обучение учащихся методам поисково- исследовательской работы.

Проводить совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии (обзорные и тематические), уроки гражданственности и патриотизма.

Использовать материалы на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах.

Рабочий план реализации проекта.

начать сбор информации по темам:

История школы;

Они руководили школой;

Ветераны труда;

Ими гордится школа;

История детских школьных организаций;

Выпускники школы.

В настоящее время, начата работа по сбору информации для музея.

(слайд 15.)

Год 1994. Как молоды мы были…

Год 1996. 11 класс. Первый выпуск школы!

Учителя 1998 г.

Перспективы деятельности музея

Открытие новых экспозиций.

Создание и распространение печатной продукции по материалам музея.

Возможность воспользоваться фондами музея и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, принять участие в краеведческих и научных конференциях.

Пополнение материалов для музейных экспозиций.

Распространение опыта с целью создания школьных музеев другими образовательными учреждениями.

Результат проекта должен быть положительным для всех.

Школьный музей вносит достойную лепту в духовно-нравственном воспитании. Каждый может стать хранителем культурного наследия.

Ребенок, подросток, который будет знать историю школы, посёлка, быт своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

Таким образом, проект служит объединению, сплочению учащихся вокруг высокой благородной цели - сохранить прошлое и настоящее для потомков.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!