Классный час для начальных классов на тему: "Разговор о Родине". Беседа "За что Родину любить?" Этапы работы над проектом "Природные зоны земли"

    Методика диагностики включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о родной стране и характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего района, города, страны.

    Методика включает комплекс диагностических методов: беседу с детьми, анализ детских рисунков, экспериментальная ситуация «Вы­бери книгу», наблюдение за деятельностью детей в развивающем цент­ре «Моя Родина», анализ детских вопросов о родной стране.

  1. Беседа с детьми на тему «Моя Родина»

  2. Цель - выявление особенностей представлений старших дошколь­ников о родной стране и отношения к ней.

    Материалы: изображения гербов и флагов разных стран. Организация диагностической процедуры.

    Беседа проводится по вопросам:

    Как называется город, в котором ты живешь?

    Как называется страна, в которой ты живешь?

    Выбери из предложенных герб, флаг своей страны.

    В каких городах нашей страны ты еще бывал?

    О каких городах ты слышал?

    Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы рас­сказать о своей стране?

    Расскажи, что ты знаешь об истории свой страны. (Как в ней жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?

    Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем городе стало лучше?

    Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь?

    Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие* желания - для всей страны, для всего города, - какие бы три желания ты загадал бы?

    Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»

    Цель диагностики - уточнить представления детей о родной стране, выявить, что дети старшего дошкольного возраста вкладывают в пони­мание слова «Родина», какие чувства она вызывает у дошкольников.

    Методика проведения.

    Детям предлагается задание: «Нарисуйте свою Родину такой, какой вы ее представляете». Для чистоты экспериментальных данных пред­варительная беседа на данную тему не проводится.

    Анализ детских работ проводится по следующим критериям: содержание рисунка; ^ расположение его на листе;

    ^ цвета, которыми пользовались дети в процессе рисования; ^ комментарии к рисункам и вопросы, которые возникали у детей.

    Анализ рисунков проводится по их содержанию и общим для всех рисуночных диагностик параметрам.

  3. Диагностическая ситуация «Выбери книгу»

  4. Цель диагностики - определить проявление интереса к особеннос­тям своей страны, желание узнать о ней больше. Методика проведения.

    Детям предлагается сделать выбор из пяти разных по содержанию, но равно привлекательных по оформлению книг, например:

    Моя первая книга о животных: научно-популярное издание для детей. - М.: «Россмен-пресс», 2004.

    Моя первая книга о человеке: научно-популярное издание для детей. - М.: «Россмен-пресс», 2004.

    Моя первая книга об искусстве: научно-популярное издание для детей. - М.: «Россмен-пресс», 2004.

    Моя первая книга о технике: научно-популярное издание для детей. - М.: «Россмен-пресс», 2004.

    Города России. Серия «История России». - М.: «Белый город», 2005.

    Инструкция.

    Экспериментатор говорит ребенку: «Выбери самую интересную для тебя книгу из пяти, затем из четырех оставшихся, из трех и из двух и ответь, почему ты выбираешь эту книгу».

    В протоколе фиксируется положение каждой книги в выборке.

    Данная методика позволит определить, какую книгу чаше всего выбирают дети, с чем связан их выбор: привлекательный внешний вид, интересное содержание книги, наличие интереса в данной кон­кретной области знаний. Анализ детских выборов даст возможность определить, проявляется ли у детей интерес к знакомству с особен­ностями своей страны.

  5. Наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина»

  6. В развивающих центрах старших групп детского сада представлены материалы по теме «Мы живем в России». Это могут быть: книги о городе и стране, альбомы с фотографиями достопримечательностей нашей страны, изделия народных промыслов, народные игрушки, куклы в национальных костюмах, разнообразные настольные игры (пазлы, вкладыши, кубики, настольные конструкторы «Наш город»), альбомы для раскрашивания.

    В ходе наблюдения отмечаются: ^ как часто дети обращаются к пособиям развивающего центра; ^ какие пособия вызывают у детей больший интерес; ^ обращаются ли дети за разъяснениями, дополнениями к педагогу; ^ способствуют ли представленные в центре материалы возникнове­нию разговоров, игр на темы родной страны; ^ как воспитатель использует материалы центра в совместной дея­тельности.

    Для изучения проявления интереса старших дошкольников к раз­ным сторонам жизни родной страны целесообразно провести анализ вопросов о стране, которые дети задают в повседневной жизни.

  7. Анализ вопросов детей

  8. В ходе диагностики важно проанализировать вопросы, которые за­дают дети старшего дошкольного возраста об истории, о современности, о разных сторонах жизни (социальной, экономической, об окружа­ющем, о возможном будущем).

Екібастұз қаласы әкімдігі Коммунальноегосударственное
білім бөлімінің № 4 «Березка»
бөбектер бақшасы
казенное предприятие
«Ясли – сад №4 «Березка»
коммуналдық мемлекеттік отдела образования
қазыналық кәсіпорны акимата города Экибастуза
«С чего начинается Родина»
Группа «Карлыгаш»
Беседа

Задачи: Воспитывать чувство любви и уважения к Родине, родному краю, к родной
природе. Формировать эмоциональное восприятие образа природы средствами
художественной литературы, музыки, изобразительного искусства с применением
природного материала. Создавать условия для отражения в своих работах
представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей Родины.
Развивать творческое воображение способности к композиции. Воспитывать
патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины.
Ход беседы:
Воспитатель: Дети это флаг нашей страны. Сегодня мы поговорим с вами о нашей
Родине, о стране в которой мы живем с вами.
Наш город это лишь маленький кусочек огромной страны, которая называется
Казахстан. Вы уже слышали это название, давайте теперь вместе скажем:
«Казахстан», чтобы лучше относится, как называется наша страна, в которой мы
живем. О нашей стране, о Казахстане сложено много стихов и песен. Ребята наша
страна такая большая, что если мы захотим проехать из одного края в другой, то на
самом быстром самолете придется лететь целый день. Наша страна такая большая,
что когда в одном краю ночь, и все люди спят, на другом конце страны, в других
городах и селах ребята и играют. В одном краю нашей страны холодно, а в другом в
это время очень жарко. Вот такая удивительная наша страна.
Мы рады, что у нас такая хорошая, большая, красивая страна – наша Родина. Ребята,
а как вы понимаете слово Родина (что для вас означает слово Родина)?
Ответы детей: Наш поселок, речка, небо, луг, детский сад, поле, дом, улица и
т.д.
Да ребята, ведь жизнь каждого человека тесно связана с родным краем. Родина для
нас ­ это наш родной край. Здесь он родился, здесь его родители, здесь его родная
земля. И, если ему приходится надолго расстаться с родным краем, он берет с собой
щепоточку родной земли, чтобы не чувствовать себя оторванным от Родины.
Мне очень нравится слова З. Александровой.
Воспитатель читает стихотворение «Родина»
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина
Теплый тополь у ворот
Родной край начинается для нас с нашего города, с улицы, на которой твой дом, с
детского сад который ты посещаешь и красивый парк, где мы отдыхаем и приходим
поклониться и возложить цветы к памятнику павшим солдатам. Ну и нельзя не
сказать о белоствольных березках, которые украшают наш парк.
Ребята мы с вами учили стихи о березке, давайте прочтем.

Люблю березку белую,
То светлую, то грустную
В светлом сарафанчике
С платочками в карманчиках
С красными застежками
С зелеными сережками
Люблю ее нарядную
Родную ненаглядную,
То юную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Да ребята и березка, и рябинка у нашего сада это все наша родина.
Расскажем пословицы о Родине и о родном крае:
 Всякому мила родная сторона.
Родная земля и в горести мила
 Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Нет земли краше, чем Родина наша
 Человек без родины – соловей без песни.


Сродной земли – умри, не сходи
Родина – мать, умей за нее постоять.
Одна у человека Мать одна и Родина
Мир строит, а война разрушает.
Кто за Родину горой – истинный герой
Аутотренинг – Закройте глаза и представьте себе, что мы снова с вами в парке
среди белоствольных березок, мы слушаем шелест листьев, это тоже частица
нашей Родины.
Вдохнем свежесть воздуха и снова перенесемся в детский сад.
Ребята, вы у меня спрашивали, для чего мы делаем заготовки – силуэты
березок, сегодня я вам и расскажу. Та как мы побывали в парке, будем
украшать березки в разное время года. Весной у березки листья, какого цвета?
Воспитатель: Летом, какие? Осенью, какие? Зимой, какие?
Подумайте, кто в какое время хотел бы изобразить березку, возьмите для
этого необходимый материал и приступайте к работе.
В конце работы дети рассказывают, кто в какое время изобразил березку.

Дорогие ребята! Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.

Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности — трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими.

О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц. Есть среди них и такие: «Русский человек без родины не живет», «Родная сторона — мать родна, чужая сторона — мачеха».

Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину — на чужбине, и сначала все кажется ему новым, интересным: и люди, и обычаи, и природа. Но пройдет немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родимую сторонушку, где все так близко, знакомо и так любимо! Ведь «по родимой стороне сердце ноет».

♦ Как мы называем это чувство?

Правильно! Чувство тоски по родине люди называют ностальгией.

Многие русские поэты, писатели, художники, которым суждено было жить в чужих странах, тосковали по России, слагали о ней песни, стихи, поэмы, писали картины, посвященные милой далекой Родине, мечтали хотя бы на старости лет вернуться домой.

Послушайте стихотворение.

Родная сторонушка

Выйду я на зорьке

Слушать соловья.

Рощицы, пригорки,

Вдалеке — поля.

Над родной сторонушкой

Солнце поднимается.

И поет соловушка,

Свищет, заливается.

Трели соловьиные

Понимаю я:

Славит он родимые

Рощи и поля.

Зорька ленту узкую

Бросит над рекой,

У каждого из нас есть и своя малая родина — тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом.

Для кого-то малая родина — небольшой поселок или деревушка, для других — городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.

Словом, малая родина у каждого своя!

Послушайте стихотворение.

Малая родина

Малая родина —

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая малая

Родина моя!

Дорогие ребята! Любите свою Родину — большую и малую. Старайтесь побольше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции!

♦ Послушайте пословицы о любви к Родине. Объясните их.

«Велика русская земля и везде солнышко», «Всюду хорошо, а дома лучше», «Всякому мила своя сторона», «За Отечество жизнь отдают», «На чужой стороне и весна не красна», «Любовь к Родине сильнее смерти».

Если проехать нашу страну с севера на юг, можно заметить, как меняются климат, растительность, облик деревень, сел и городов.

На севере непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки простирается тундра. Почва здесь летом прогревается на небольшую глубину (1,5—2 см), а под ней лежит вечная мерзлота. Растения в тундре очень низкорослые (карликовые), а земля покрыта мхами и лишайниками.

♦ Что такое полярный день?

Солнце в этих краях поднимается невысоко, но много дней и ночей светит круглые сутки! Такое явление называется полярным днем. Едва наступает теплое время года, как все растения одновременно и внезапно расцветают. Это необыкновенное зрелище! В конце лета в тундре созревают ягоды. Голубики здесь так много, что россыпи ягод напоминают синие озера. А еще в тундре разгуливают огромные стада северных оленей.

♦ Что такое тайга?

Южнее тундры простирается тайга. Это густые хвойные леса, которые тянутся широкой полосой от запада до Восточной Сибири, почти 7 тыс. километров. В них растут ели, сосны, лиственницы, кедры, встречаются заросли можжевельника.

По мере продвижения на юг в лесах появляются более теплолюбивые растения: дуб, береза, граб, липа, клен, орешник. Они образуют широколиственные леса, идущие полосой в направлении городов Курска, Тулы, Нижнего Новгорода и Казани. Климат в этих местах нашей Родины мягкий, его называют умеренным.

Еще ближе к югу лес постепенно уступает место лесостепной и степной растительности.

♦ Как выглядит степь?

В начале лета степи напоминают красочные яркие луга с густыми высокими травами и пышными цветами. Цветут шалфей луговой, таволга, луговая герань, румянка и другие растения.

Южные степи — царство высокой травы — ковыля, заросли которого напоминают серебристо- седое море, волнующееся от ветра.

На берегах Черного и Каспийского морей располагается субтропическая зона, богатая своеобразными растениями. Лето здесь долгое и жаркое, а зима — короткая и совсем мягкая. В этих районах растут вечнозеленые лавры, цветут цикламены, рододендроны и акации.

Красота родной земли прекрасна в любое время года! И ранней весной, когда на однотонном серовато-коричневом ковре прошлогодних трав и листьев ярко желтеют цветы мать-и-мачехи, и в мае, когда распускается черемуха и заливаются соловьи.

Послушайте стихотворение.

Черемуха кудри вымыла

В майском дожде золотом

И над ручьем перекинула

Их кружевным мостом.

Капля скользит за каплей

По листьям, как по ступеням,

Слушает серая цапля

Капель звонкое пение.

А над болотцем топким

Клубится весенний пар,

И в зарослях тонко, робко

Первый звенит комар.

Хороша наша природа и знойным летом, когда листья на деревьях полностью раскрылись, буйно расцвели луговые травы, на опушках и вырубках сладко запахло ягодами, стали наливаться спелостью колосья в полях.

Послушайте стихотворение.

Июль

Белое солнце, сизое небо —

Зноем пышет земля.

Никнут колосья спелого хлеба

И золотятся поля.

Белоголовы и босоноги —

Дети весь день у реки.

И разлеглись у широкой дороги

В теплой пыли лопухи.

Пахнет вареньем лесная опушка,

Зной осязаем, как тюль,

Солнечный полдень, лета макушка —

Жаркий и щедрый июль.

Проходит короткое лето, и скоро уже бродит по лесам и лугам художница-осень в золотом кокошнике из кленовых листьев, в сарафане, украшенном алыми гроздями осенних ягод — рябины и калины, и раскрашивает в разные оттенки оранжевого, желтого, красного и лилового цветов листья кленов, осин, берез и лип.

Ветер-непоседа срывает с деревьев праздничный пестрый убор листьев. Летят по ветру они, словно желтые птицы-иволги.

Послушайте стихотворение.

Осенние листья

Иволгами листья

По ветру летят,

Шелестом и свистом

Наполняя сад.

Вьются листья всюду,

По воде плывут,

В золотые груды

Ветры их сметут.

И стоит по пояс

В листьях старый сад.

Сказочную повесть

Шепчет листопад.

Потом на смену золотой осени приходит поздняя осень, ее иногда называют предзимьем или серебряной осенью. Ноябрь — последний осенний месяц тоже по-своему красив!

Послушайте стихотворение.

Ноябрь

Пословицу старую вы не забыли?

Ноябрь к нам приехал на пегой кобыле.

Грязь на дорогах заледенела —

Белое с черным и черное с белым.

Белою шалью покрылись поля,

Черной водой налилась полынья.

Белое с черным и черное с белым —

Белые серьги береза надела.

Черные ветви тянет ольха.

Лес полосатый, как зебры бока.

Нет изумруда, кармина, лазури —

Мир черно-белый, как на гравюре.

Красота русской природы — скромная, неброская, а порой и совсем неприметная.

♦ Что нужно делать, чтобы заметить красоту родной природы?

Чтобы ее увидеть и полюбить, нужно неспешно, внимательно вглядываться в нее.

Посмотрите поздней осенью на яблоню в саду. Без листьев она кажется некрасивой, ствол у нее темный, шершавый, а широко раскинутые ветви толстые и неровные. Но придет весна, и яблоня преобразится! Бледно-розовые крупные и душистые цветы украсят ее ветви. Ветер зашелестит, играя молодой свежей листвой.

Послушайте стихотворение.

Яблоня

Стелются желтые мокрые травы,

Осенью яблоня наша грустит.

Ствол ее темный, с корою шершавой

И неказист, и невзрачен на вид.

Но не печалься, моя дорогая!

Снова прекрасной ты станешь весной.

Ветер душистый опять заиграет

Ярко-зеленою, свежей листвой.

Любит царевна-весна перемены,

Щедро погожие дарит деньки:

Ветви твои бело-розовой пеной

Пышно украсят цветов лепестки.

Ими любуются ясные зори,

Свет омывает лазурной волной.

Яблоня в светлом весеннем уборе —

Словно невеста в фате кружевной!

Вспомните неуклюжих мохнатых гусениц. Пройдет время, и они превратятся в нарядных красивых бабочек, порхающих над цветами!

Немало сказок и историй сложено о той красоте, которую мы замечаем не сразу, о которой многие и не догадываются.

Конечно, вы знаете сказку Ганса Христиана Андерсена о гадком утенке, который, повзрослев, превратился в прекрасного лебедя.

Живописцы и скульпторы, поэты и музыканты чувствуют волшебную красоту природы и в своих творениях открывают ее нам. Послушайте стихотворение.

Художник

Увидит то художник,

Что мы не замечаем —

Упругий подорожник

И кисти иван-чая,

И синеву речную,

И поле золотое.

Всю красоту земную

Художник нам откроет!

Ответьте на вопросы

1. Почему мы гордимся нашей Родиной — Россией?

2. Что такое малая родина?

3. Почему вы любите свою малую родину?

4. Почему в народе говорится: «Скучно Афонюшке на чужой сторонушке» и «На чужой сторонушке рад своей воронушке»?

5. Что нужно делать, чтобы наша Родина с годами становилась все краше?

6. Как вы думаете, почему мы часто не замечаем красоту окружающего нас мира?

7. Кто помогает людям открывать красоту родной природы?

8. Вспомните и расскажите о том, что показалось вам красивым весной, летом, осенью, зимой?

Беседа: «Моя родина - Россия»

Составитель: Древаль Е.В.

Цель : формирование у детей представлений о России, как о родной стране. Задачи: Образовательные: дать детям представление о родине – России, её столице; закрепить знания о символах нашей страны: флаг, герб, гимн;

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну;

Развивающие: развивать у детей умение ориентироваться на карте мира.

Словарная работа : Россия, герб, гимн, булава, скипетр.

Ход

Дети сидят на стульях полукругом.

Воспитатель читает стихотворение «Родина» В. Орлова

Родина - слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес.

В нём умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья,

Бабушка, школа, котёнок. И я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щёчке родинка –

Это тоже Родина.

Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение? А что же такое Родина? С чего она начинается? (Ответы детей.)

У каждого человека есть Родина – это место, где он родился, провёл своё детство, рос, учился.

«Мама и папа, соседи, друзья,

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок. И я. »

И для нас Родина начинается с нашего родного дома, с деревьев в нашем дворе, саду; с нашей улицы, по которой мы каждый день ходим.

А вы, наверное, знаете, как называется место, где вы родились??

Что вам нравится в нашем посёлке? Чем мы можем гордиться? (Ответы детей)

Для нас Беловский район – это малая Родина.

Также, у каждого человека кроме малой Родины есть большая Родина – это определённое государство или страна, в котором человек проживает. А как называется наша большая Родина? (Ответы детей).

Мы живем в стране, которая называется Россия. Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. В России больше тысячи городов, много сёл, деревень, станиц. Богата наша страна природными ресурсами, такими как: нефть, газ, уголь, лес. Но не только этим богата наша страна, главное ее богатство – люди, которые в ней живут.

В России живут много людей разных национальностей: русские, башкиры, татары, чуваши, мордва, буряты, калмыки, якуты, ненцы… и у всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня.

Физкультминутка

Дружно встали 1, 2, 3!

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглянулись величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой "Л" расставим ноги

Точно в танце - руки в боки.

У нашей страны, также как и у всех стран мира, есть свой государственный флаг, герб и гимн. Назовите цвета флага нашей страны. Что означают цвета российского флага? (Ответы детей)

Белый цвет означает мир и свободу, благородство; синий - небо и правду, честность;

красный - мужество и отвагу, храбрость нашего народа.

Воспитатель: скажите, зачем стране нужен флаг и герб? (объединять людей) .

Что изображено на гербе России? (Ответы детей)

На гербе нашей страны изображен золотой двуглавый орел, могучий и гордый. А рядом - Георгий Победоносец. Он, сидя на коне, пронзает копьем змея.

Фигура всадника означает победу добра над злом. Орел символизирует солнце, единство и независимость нашей страны. Короны – союз республик, входящих в состав России;

Жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство.

Игра «Найди флаг и герб России»

Цель: закреплять знания детей о государственном флаге и гербе России.

Двум командам предлагается как можно быстрее выбрать флаг и герб России из других похожих флагов и гербов стран.

Воспитатель: Ребята, а что такое гимн страны? (Ответы детей)

Гимн – это главная песня нашей страны. Она очень торжественная и звучит когда поднимается государственный флаг нашей страны.

(Дети прослушивают аудиозапись Гимна РФ и подпевают)

Что мы с вами сейчас слушали? О чём говорилось в гимне? Что прославляется в гимне? (Ответы детей)

Воспитатель: У каждой страны есть главный город – столица. А какой город является столицей России? (Ответы детей)

Москва - очень древний город. В Москве много красивых храмов, театров, памятников. Главная площадь страны называется - Красная площадь, на ней проходят военные парады и праздники. К западу от неё находится Московский Кремль, в котором работает президент нашей страны Владимир Владимирович Путин.

Игра «Мой вопрос – твой ответ» (с мячом)

Цель: закрепить знания детей, полученные в ходе занятия.

Наша страна называется?

Столица нашей страны называется?

Что означает белый цвет флага нашей страны?

Что означает синий цвет флага нашей страны?

Что означает красный цвет флага нашей страны?

Что изображено на гербе нашей страны?

Что такое гимн страны?

Главная площадь нашей страны называется?

Президента нашей страны зовут?

Итог.

Воспитатель: Вам, ребята, понравилось наше занятие? О чем мы сегодня беседовали? Что нового вы сегодня узнали (Ответы детей) А закончить наше занятие я бы хотела такими словами

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором, ты живешь

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.

Материал взят из интернет ресурсов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!