Современная роль и значение военно-патриотического клуба «Нахимовец» в нравственном воспитании молодежи. Развитие современного патриотического движения Роль военно‑исторической реконструкции в патриотическом воспитании молодежи легкоатлетическая эстафета,

Доклад председателя Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова: «Пастырство и духовничество в войсках. Роль личности военного священнослужителя в духовно-нравственном просвещении военнослужащих».

Служение военного духовенства на современном этапе развития Вооруженных Сил ставит перед Церковью актуальные вопросы по осмыслению роли священнослужителя в войсках, путей совершенствования духовно-нравственного воспитания и оценке эффективности деятельности пастырского труда.

Русская Православная Церковь сознает свою духовную ответственность и стремится донести до каждого человека свет Евангельской Истины: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 15).

В настоящее время пристальное внимание общества к представителям Церкви становится не просто очевидным, а является предметом борьбы за души людей. Противники Православия, выискивая нестроения и духовную немощь конкретного человека, рукоположенного в священный сан,пытаются дискредитировать всю полноту Церкви, которая состоит в первую очередь из небожителей – ангелов Церкви, уже стяжавших право беспрестанно славословить Господа, а также людей, которые встали на путь христианского доброделания, но по немощи сил претыкающихся и встающих для дальнейшего сражения с силами злобы поднебесной. Главой же Церкви является Спаситель мира – Господь наш Иисус Христос.

Пастырское служение в войсках – это служение личности, посвятившей себя Богу. Все внимание военнослужащих направлено на военного священнослужителя, не только из-за его несвойственной для военного сословия черной рясы и креста, но в первую очередь из-за необычности его служения, которое загадочно, не всегда понятно, выделяется из обычной военной жизни и тех задач, которые повседневно выполняются военнослужащими.

Военный священник не просто у всех на виду, в нем хотят увидеть Христа и святость, к которым хотелось бы устремляться и находить смысл своей жизни. Если в приходских храмах собираются только верующие, то воинское подразделение – это коллектив единомышленников, которые выполняют единую боевую задачу, но по-своему мировоззрению могут относиться к самым разным группам, течениями религиозным воззрениям, стоять на разных уровнях воцерковленности и участия в религиозных таинствах и обрядах.

Нет необходимости говорить о том высочайшем уровне ответственности военного священнослужителя по соблюдению моральных и нравственных норм, которые должны быть присущи любому гражданину нашего государства. Речь идет о проявлении качеств, свойственных святым отцам Церкви и в первую очередь о духовничестве.

Военный священник должен стать не только добрым пастырем, который совершает установленные Богослужения, правильно проповедует, ведет беспрестанную просветительскую и духовно-нравственную работу, участвует в социальных и патриотических мероприятиях, помогает командованию в искоренении негативных явлений в армейской среде, но в первую очередь должен явиться молитвенником – духовником, чья сакральная миссия должна быть духовным стержнем воинского формирования.

Мы говорим о духовной брани или духовной войне, которая началась еще до сотворения мира падением ангелов и продолжается уже здесь на земле все время существования цивилизации. Борьба за душу человеческую, за ее выбор движения к Богу или к диаволу, не прекращается никогда. В ней есть большие и малые победы, временные отступления и наступления, но итогом всему остается единение с Богом или отступление от Него. В этой схватке молитва священника-духовника за пасомое им чадо, и есть главный труд священнослужителя.

Невидимая брань, но явно ощущаемая душой военнослужащего, за которого молятся его близкие, родители, сослуживцы и священник-духовник, является его настоящей жизнью. Внешние события только сменяют антураж борьбы за главное – стяжание духа Святого Божия.

«Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи» - говорил преподобный Серафим Саровский. Этот наказ святого старца следует считать девизом для всего корпуса военного духовенства.

Роль личности священнослужителя порой становится ключевым элементом пастырского служения в войсках. С одной стороны авторитет пастыря, его душевные качества являются притягательной силой для военнослужащих. Желание видеть в священнике друга, коллегу, доброго собеседника предлагает ему вхождение в сферу отношений слабо соответствующих его призванию – служению Богу. Приоритеты в пастырстве смещаются к душевной, а не духовной составляющей. Молитва и внутреннее делание отходит на второй план. И не всегда это происходит по воле самого священнослужителя. Весь комплекс задач, которые приходится решать, делают войскового пастыря администратором, организатором, строителем, дисциплинированным исполнителем воли командования, смещая акценты в своей деятельности в сторону общественно значимых мероприятий.

Начальный этап приработки в воинском коллективе заканчивается, и встают вопросы, на которые не всегда легко дать однозначные ответы. Какова отдача вложенных усилий по воцерковлению военнослужащих, какой процент от общего количества личного состава посещает Богослужения, лекции и беседы православной тематики, проводимые священнослужителем? В каких величинах можно измерить внутренний мир в коллективе с приходом священнослужителя? Сколько суицидальных происшествий предотвращено усилиями помощника командира по работе с верующими военнослужащими?

Нам, как специалистам в области организации деятельности военного духовенства придется формулировать общие подходы к оценке пастырского труда, однако высшим измерителем останется совесть священника и Божий суд по нашему служению. Хотелось бы, чтобы мера наших сил и возможностей совпала бы с промыслом Божиим о путях полагания души за други своя.

Видится важным в этой аудитории напомнить представителям военного командования о той доли ответственности, которая Богом определена и власть придержащим. От роли командира – начальника в процессе духовно-нравственного воспитания, зависит не только выполнение поставленных боевых задач, но и, в первую очередь, судьба человека, находящегося в том возрасте, когда все доброе еще впитывается как губка, но и все скверное осаждается в душе на всю жизнь через моральные или аморальные установки и формируемые стереотипы поведения.

Нам легко вспоминать и нашу военную молодость, когда копирование методов действий по управлению курсантскими подразделениями входило в стиль поведения, в плоть и кровь на многие годы жизни. Хорошо, если учителя были высоконравственными и духовно зрелыми командирами. Этим навыкам следует учиться всю свою жизнь, и принимая ответственность за судьбу других, иметь в виду не только физическую, но и духовную жизнь подчиненных, которая многократно дороже. Жизнь духа вечна, и о ней стоит беспокоиться всем причастным к становлению воина государства Российского.

Духовно-нравственное просвещение это не набор изречений из текстов Священного Писания, это в первую очередь личный пример соблюдения заповедей Божиих и приобщение к благодатным дарам Церкви Христовой, просвещающей душу и преображающей тело. Путь всей жизни - это путь познания Бога внутри своего сердца. И на этом поприще невозможно быть одному, без совета, наставления и молитвы духовника.

Может ли военный священник быть духовником всего воинского коллектива? Сколько духовных чад он сможет привести к Богу, защитить от тлетворности мира сего? Можно ли надеяться, что 10 – 12 регулярно общающихся со священником и участвующих в Богослужениях воинов окажется достаточным потенциалом, чтобы стать «солью» воинского братства?

Господь уподобляет Своих учеников соли, которая сохраняет род человеческий от нравственного разложения: «Вы – соль земли», – и добавляет: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» (Мф. 5, 13).

Фундаментальные богословские вопросы требуют фундаментальных знаний и пастырского опыта. Его невозможно получить только в учебном заведении. Возрастание духа в военном священнике должно быть постоянным процессом, где смирение, послушание и борьба с греховными страстями производит плод духовный – состояние Божественной любви, которая « долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4–8). Она имеет свой источник в Самом Боге, который есть Любовь (1 Ин. 4, 26).

Какие требования выдвигает время перед военным духовенством? Столь благоприятной миссия Церкви в Армии еще не была никогда. С одной стороны, обострение всех противоречий современной бездуховной цивилизации, грубо ориентированной не на возведение человека к образу и подобию Божию, а к низведению в состояние безумия и потребления всего того, что вредит душе. С другой стороны, все более очевидной для здравомыслящей части человечества незавуалированно встает вопрос о смысле человеческой жизни, вопросы добра и зла, честности и справедливости, Божественного предназначения и личностного выбора духовной парадигмы. Где, как не в Армии, да еще и на гране крупномасштабной войны, при постоянной угрозе жизни человек должен отрезвиться и возвратиться к истинным духовным ценностям, переосмыслить свою жизнь и поведение, соединившись в молитве с Богом и осознанно встав на защиту Отечества, которое возрождается для служения Богу.

Российская Армия на сегодня по военному потенциалу является второй в мире после США. А по справедливости целей и задач и духовному потенциалу, сдерживающему сатанинскую агрессию, безусловно, - первой в мире. Военное духовенство на современном этапе развития Вооруженных Сил все более весомо заявляет о своем потенциале. Развитие военно-церковных отношений перерастает в соработничество, где роль священника- духовника будет только возрастать. Наша задача готовиться к серьезной и напряженной работе и соответствовать той миссии, которая уготована нам Богом.

Глава I. Историография и характеристика источников проблемы.

§ 1. Историография проблемы.

§ 2. Характеристика источниковой базы исследования.

Глава II. Становление и развитие отечественных военных музеев как культурно-воспитательных учреждений в период с 1918 по 1991 г.

§ 1. Военные музеи в системе воспитания военнослужащих.

§ 2. Создание и развитие правовых основ военных музеев.

§ 3. Деятельность органов государственного и военного управления по совершенствованию организационной структуры военно-музейной сети.

Глава III. Культурно-просветительная работа военных музеев в исследуемый период.

§ 1. Деятельность военных музеев по экскурсионному обслуживанию посетителей.

§ 2. Стационарные и передвижные выставки как форма культурно-просветительной работы военных музеев.

§ 3. Организация общественно-массовой и поисковой работы.

Глава IV. Популяризаторская и издательская работа военных музеев в период с 1918 по 1991 г.

§ 1. Работа военных музеев по популяризации своих фондов и коллекций.

§ 2. Роль издательской работы военных музеев в культурном обслуживании военнослужащих.

Введение диссертации2009 год, автореферат по истории, Кузнецов, Андрей Михайлович

В настоящее время перед органами государственного и военного управления стоит серьезная задача - укрепление морально-психологического состояния личного состава Вооруженных сил Российской Федерации. Практика воспитательной работы выработала множество направлений, форм и методов ее решения, однако особняком при этом стоит умелое и профессиональное использование возможностей многовековой культуры страны, вооруженных сил, особенно ее материальной составляющей. Материальная компонента культуры представляет собой совокупность осязаемых предметов, которые выражают уникальность и неповторимость той или иной культуры, существовавшей в человеческой истории. Это могут быть орудия труда, образцы домашней утвари, предметы одежды, архитектурные сооружения и, что немаловажно для военной аудитории, предметы воинской деятельности. Уже на заре своей истории люди стали собирать и передавать потомкам наиболее значимые и ценные предметы материальной культуры, которые служили основой в преемственности традиций того или иного народа. Для обеспечения сохранности предметов, возможности их показа стали создаваться специальные помещения, впоследствии получившие название музеев. С развитием цивилизации музейное дело совершенствовалось, приобретало новые черты и стало развиваться по определенным направлениям. Так появились исторические музеи, специализирующиеся на сборе, изучении и показе различных предметов истории того или иного государства, музеи искусств, собирающие и пропагандирующие предметы видов искусств, технические музеи, рассказывающие о развитии техники и т.д. Особое место среди них стали занимать музеи, собиравшие и хранившие предметы «материальной истории» военной практики человечества.

История создания, становления, развития и функционирования отечественных военных музеев свидетельствует о том, что они несли и несут в себе огромный воспитательный и культурный потенциал, направленный на формирование у русского воинства чувства любви к своей Родине, вооруженным силам, преданности лучшим воинским традициям.

Изучение исторического опыта деятельности отечественных военных музеев на различных этапах своего развития позволит расширить практические возможности в организации досуга военнослужащих, будет способствовать воспитанию личного состава на примерах героического прошлого нашей Родины.

Одним из наиболее значимых периодов в развитии отечественных военных музеев явился период с 1918 по 1991 гг. На данном этапе органами государственного и военного управления была практически заново создана военно-музейная сеть, разработаны правовые документы, которые легли в основу ее работы.

Деятельность военных музеев в советский период неоднократно проходила проверку временем. События Гражданской войны и иностранной военной интервенции, межвоенного периода, Великой Отечественной войны, послевоенного периода, периода 1960-начала 1980-х гг., перестройки показали, что работа по сохранению, накоплению и использованию предметов военной истории в воспитательной и культурно-просветительной работе с военнослужащими была достаточно эффективной. В связи с этим для военных историков представляет особый интерес изучение опыта функционирования отечественных военных музеев в советский период, деятельности по культурному обслуживанию военнослужащих и членов их семей, который может быть востребован в практике воспитательной работы и социально-культурной деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации.

Актуальность исследования данной проблемы обуславливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, ее недостаточной разработанностью, отсутствием по данной теме крупных обобщающих научных трудов, раскрывающих деятельность отечественных военных музеев в 1918-1991 гг. и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими.

Во-вторых, изучение деятельности военных музеев в указанный период отвечает требованиям Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», приказов Министра обороны

РФ № 265 от 10 июня 2001 г. «О военно-исторической работе в Вооруженных силах Российской Федерации» и № 79 от 28 февраля 2005 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации».

В приказе № 265 от 10* июня 2001 г., в частности, говорится: «Использование военно-исторических знаний в воспитании военнослужащих проводится в целях развития у них способностей к осознанию и глубокому пониманию своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества. Оно осуществляется в рамках исполнения должностных обязанностей соответствующими командирами (начальниками) совместно с органами воспитательной работы Вооруженных сил в ходе изучения военной истории Отечества в системе общественно-государственной подготовки, а также проведения мероприятий по ее пропаганде посредством популяризации героических подвигов российских воинов, деятельности выдающихся полководцев и военачальников»1.

Исторические предметы, находящиеся в фондах и экспозициях военных музеев, являются материальной основой ведения военно-исторической работы и способствуют более предметному формированию патриотизма у российских воинов.

В приказе № 79 от 28 февраля 2005 г. отмечено, что культурно-досуговые мероприятия входят в состав комплекса воспитательной работы, организуемой в ВС РФ. Одной из форм культурно-досуговых мероприятий является посещение военнослужащими в выходные и праздничные дни музеев.

Кроме этого, в приказе есть положение о том, что командиры всех степеней должны принимать меры для развития и обновления экспозиций военных музеев, образований музейного типа, комнат боевой славы. Для их эффективной работы должны избираться соответствующие советы2.

Для реализации данных положений в жизнь необходимо пристально изучать соответствующий опыт деятельности органов военного управления, военно-музейной сети, накопленный в период с 1918 по 1991 г.

1 См.: Приказ МО РФ № 265 от 10 июня 2001 г. «О военно-исторической работе в Вооруженных силах Российской Федерации». - М., 2001. - С. 3-4.

2 См.: Приказ МО РФ № 79 от 28 февраля 2005 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации». - М., 2005. - С. 15-16.

В-третьих, повышением роли военных музеев в воспитании, просвещении и культурном обслуживании военнослужащих и членов их семей.

В-четвертых, необходимостью совершенствования деятельности органов государственного и военного управления, воспитательных структур в области культурного обслуживания личного состава Вооруженных сил России на основе опыта, накопленного отечественными военными музеями.

В-пятых, возрастанием внимания общественности к предметам материальной культуры воинской деятельности и быта отечественных вооруженных сил, хранящихся в военных музеях, и возможностью их использования в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Актуальность, недостаточная степень разработанности проблемы обусловили выбор темы, определили объект, предмет, научную проблему, хронологические рамки, цель и задачи данного диссертационного исследования.

Объектом исследования являются отечественные военные музеи в период 1918-1991 гг. Автор считает необходимым отметить, что под военными музеями будут рассматриваться только те учреждения, которые находились под юрисдикцией военного ведомства. Музеи других министерств, хранившие, в числе прочих, предметы воинской деятельности и быта (культуры, внутренних дел, госбезопасности и пр.), в объект исследования не вошли.

Предметом исследования определена деятельность органов государственного и военного управления, музейного руководства по формированию и развитию сети военных музеев, организации их культурно-просветительной работы с военнослужащими в рассматриваемый период.

Обоснование хронологических рамок исследования.

События октября 1917 г. положили начало новому этапу в развитии отечественной государственности, который был связан с приходом к власти большевиков, ориентировавших страну на построение первого в мире социалистического государства. Для его вооруженной защиты Совет народных комиссаров РСФСР 15(28) января 1918 г. принял декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), а 29 января (11 февраля) 1918 г. - о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). С этого момента военные музеи Советской Республики были ориентированы на работу с военнослужащими РККА и РККФ.

8 декабря 1991 г. главы республик Российской Федерации, Украины и Белоруссии в подписанном ими соглашении заявили о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств. Вместе с распадом Советского Союза прекратили существование его Вооруженные силы и военно-музейная сеть, деятельность которой, прежде всего, была направлена на воспитание и культурное обслуживание военнослужащих советских армии и флота.

Научная проблема диссертационного исследования заключается в том, чтобы комплексно исследовать и обобщить исторический опыт деятельности государственных и военных органов, музейного руководства по становлению и развитию сети военных музеев страны, организации их работы по культурному обслуживанию военнослужащих в период с 1918 по 1991 г., выявить характерные особенности и тенденции, сформулировать научные выводы, исторические уроки и практические рекомендации.

Цель работы - осуществить системное и комплексное исследование деятельности органов государственного и военного управления, музейного руководства по созданию и развитию сети военных музеев, организации их культурно-просветительной работы с военнослужащими в рассматриваемый период, сделать научно-обоснованные выводы, сформулировать исторические уроки, практические рекомендации и тенденции развития военных музеев Российской Федерации.

Для достижения данной цели диссертант сформулировал следующие основные задачи исследования.

1. Оценить степень разработанности проблемы и охарактеризовать источниковую базу исследования.

2. Определить роль советских военных музеев в воспитании военнослужащих с учетом предшествующего опыта военно-музейной сети императорской России.

3. Исследовать деятельность органов государственного и военного управления по созданию и совершенствованию правовых и организационных основ военных музеев в рассматриваемый период.

4. Раскрыть работу военных музеев по культурному обслуживанию личного состава армии и флота в период с 1918 по 1991 г.

5. Проанализировать популяризаторскую и издательскую работу военных музеев в исследуемый период.

6. Сделать научно-обоснованные выводы, сформулировать исторические уроки, вытекающие из деятельности отечественных военных музеев в 1918- 1991 гг., практические рекомендации для дальнейшего изучения и использования результатов диссертационного исследования, тенденции развития военных музеев Российской Федерации.

Диссертантом предлагается следующая концепция исследования.

Революционные события октября 1917 г. и создание в январе 1918 г. Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а затем и Рабоче-Крестьянского Красного Флота определили новое содержание деятельности военных музеев и послужили отправной точкой советского этапа в развитии военно-музейного дела.

В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1917-1920 гг.) органами государственного и военного управления были предприняты усилия по сохранению богатого историко-культурного наследия, хранившегося в военных музеях, а так же по созданию принципиально новой военно-музейной сети, которая должна была стать на службу воспитания и культурного обслуживания командного и рядового состава в духе новой идеологии.

В межвоенные годы (1921-июнь 1941 г.) были заложены основы правового и организационного развития советской военно-музейной сети, определены задачи и направления ее развития. В этот период была значительно укреплена материальная база существующих военных музеев, начато строительство новых. Эти процессы проходили под контролем органов партийного, государственного и военного управления.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала проверкой на прочность созданной советской военно-музейной сети. Опыт работы военных музеев в решении поставленных перед ними задач подтвердил правильность положения о том, их роль в воспитательной и культурно-просветительной работе с воинами армии и флота была весьма значительной.

Функционирование военных музеев в СССР в послевоенные годы тесно увязывалось с необходимостью сбора и сохранения документов и материалов, показывающих величие подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., совершенствованием правовой и организационной структуры, материально-технической базы, строительством новых музеев.

С развитием страны, количественными и качественными изменениями советских Вооруженных сил органы государственного и военного управления подвергли корректировке задачи военных музеев в области воспитания воинов. Основными направлениями стали воспитание у личного состава высокой дисциплинированности, стремления к освоению оружия и боевой техники, верности военной присяге, уважения к своей истории и героическим традициям Вооруженных сил.

Конец 1980-начало 1990-х гг. были отмечены бурными процессами, происшедшими в отечественной истории. В этот период наметились две тенденции в развитии военных музеев. С одной стороны, снятие запретов по идеологическим соображениям, гласность, доступность к неизвестным ранее источникам позволили расширить экспозиционные комплексы военно-исторических музеев, «насытить» их новыми музейными предметами.

С другой стороны, переход на рыночные отношения хозяйствования, отсутствие должного внимания со стороны государства привели к тому, что многие военные музеи стали убыточными предприятиями. Следствием этому стали ветшающий материальный фонд, уход квалифицированных сотрудников, сдача своих площадей в аренду коммерческим организациям, превращение военных музеев в ряде случаев в склады, общежития и пр.

Военные музеи советского периода вели активную культурно-просветительную работу среди военнослужащих и членов их семей. Она была направлена на содействие нравственному и эстетическому воспитанию, утверждению в воинских коллективах славных боевых традиций, повышению культурного уровня, участие в организации полноценного досуга военнослужащих.

Обобщенный опыт работы военных музеев советского периода по воспитанию и культурному обслуживанию военнослужащих может быть использован в практике деятельности современной военно-музейной сети.

Структура диссертации включает введение, четыре главы, заключение, список источников и литературы, приложения.

Заключение научной работыдиссертация на тему "Военные музеи и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими"

Выводы по главе

В период с 1918 по 1991 г. отечественные военные музеи осуществляли популяризаторскую и издательскую работу, которые в значительной степени оказывали воздействие на качество культурного обслуживания посетителей.

Популяризаторская работа делала акцент на тех людей, которые обладали недостаточными знаниями о том или ином музее и его работе. Ее главной целью было предоставление первичной информации о музее, его предметах и коллекциях и привлечение как можно большего числа посетителей в музейные залы. Издательская работа, в свою очередь, была ориентирована на подготовленную аудиторию, которая стремилась получить дополнительные сведения о музее и его деятельности. Ее целью было систематизация, расширение и углубление знаний о различных аспектах музейной деятельности, обмен опытом музейной работы.

Первые положения, касавшиеся ведения военными музеями популяризаторской и издательской работы, нашли свое отражение в правовых документах, регламентировавших деятельность военно-музейной сети в 1920-1930-е гг.

Работа военных музеев по популяризации своих фондов и коллекций в 19201930-е гг. носила достаточно конкретный и содержательный характер. Большое место в ней было отведено сотрудничеству музейных коллективов с представителями средств массовой информации. Это позволило расширить возможности по информационной поддержке различных направлений деятельности музеев, мероприятий культурной направленности.

Начиная с 1950-1960-х гг., военные музеи в популяризаторской работе стали активно использовать возможности кино, что предполагало, во-первых, сотрудничество с центральными киностудиями страны в области производства продукции информационного и просветительного характера, а, во-вторых, создание в этих целях собственных киностудий.

Важным событием, которое повлияло на расширение географии популяризаторской работы военных музеев, стало вступление СССР в

Международный совет музеев (ИКОМ) в 1957 г. Это позволило наладить взаимный обмен опытом в данном направлении со своими зарубежными коллегами.

Во второй половине 1980-х гг. изменившиеся политические4 и социально-экономические условия внесли изменения в работу военных музеев по популяризации своих предметов и коллекций. Это выразилось, с одной стороны, в укреплении технической базы для ее осуществления, приобретении права музейными коллективами самостоятельного выбора форм и методов популяризаторской работы, а, с другой стороны, в сокращении государственного финансирования, что привело к снижению показателей ее эффективности.

Издательская работа военных музеев в рассматриваемый период представляла собой комплекс мероприятий по выпуску печатной продукции, в которой находили свое отражение важные вопросы музейной деятельности. Направленностью ее развития был переход от издания мелкотиражной литературы одного-двух типов (путеводителей, каталогов) до выпуска литературы больших объемов и множества видов (каталогов, путеводителей, буклетов, брошюр, собственных периодических печатных органов и т. д.).

При ее организации в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. военными музеями был взят на вооружение соответствующий опыт военно-музейной сети императорской России.

Несмотря на то, что вопросы издательской работы военных музеев нашли отражение в правовых документах, появившихся в 1920-1930-х гг., на практике она развивалась недостаточными темпами. Причинами этому были слабая материально-техническая база военных музеев, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие должного внимания к издательской работе со стороны музейного руководства.

В 1940-1960-е гг. наблюдалось увеличение объема издательской работы военных музеев, что было связано с созданием в их штатах редакционно-издательских групп. Их главной задачей была подготовка и выпуск печатной продукции, соответствующей профилю музея и направлений деятельности. Одним из видом печатных изданий, вышедших в указанный период, были путеводители по военным музеям, которые сыграли большую роль в воспитательной и культурно-просветительной работе с военнослужащими.

В 1950-е гг. крупнейшие советские военные музеи стали готовить и выпускать собственные печатные периодические издания, которые стали трибуной для обсуждения важнейших вопросов музейной деятельности. Значительное место на страницах изданий было отведено освещению различных аспектов культурно-просветительной работы с посетителями.

В 1970-1980-е гг. были изданы приказы МО СССР, которые скорректировали цели и задачи издательской работы в соответствии с реалиями времени. Кроме этого, крупные военные музеи выпустили ряд документов внутреннего пользования, которые конкретизировали порядок подготовки и издания печатных материалов.

Значительные изменения в издательской работе военных музеев произошли во второй половине 1980-х гг. Ослабление военной цензуры, приобретение высококачественного полиграфического оборудования и техники, расширение самостоятельности военных музеев при планировании и выпуске печатной продукции должны были вывести издательскую работу военных музеев на качественно новый уровень. Однако этому помешали распад Советского Союза и его военно-музейной сети.

Оборона в стране зависит от состояния армии. Она действует исключительно в целях обороны. Всеобщая воинская повинность – основной ключевой момент в существовании армии. Россия, и все ее территория принадлежит к числу именно такого государства. Все звенья становления армии и оборонной системы в целом обеспечивает безопасность всего граждан и всей страны. Обеспечить призыв в ряды армии - главная задача военных комиссариатов. Относятся военные комиссариаты к военкоматам. Специалисты, работающие в этой структуре, являются важным звеном всей цепи обороноспособности в стране. Было бы неправильно, если б работники военкоматов ни были отмечены в стране. По этой причине им и их работе посвящается один из утвержденных государственных праздников – праздник военных комиссариатов и их работников, утвержденный Декретом.

Еще Советского правительства от 8 апреля 1918 года. Причин утверждения праздника много. Основная, это, конечно же формирование состава Красной Армии. На тот момент это были волостные, уездные, губернаторские военные комиссариаты, которые вливаясь один в один, образовывали один основной окружной комиссариат, военных дел в стране.

Их главная задача, подготовить юношей призывного возраста стать в ряды армии и научиться вести обязательную воинскую повинность. Как бы сейчас ни называли военных комиссариатов, и полпредами армии и военкомы, все они говорят об одном, это главная солдатская структура, основанная для ведения приема граждан в ряды армии для прохождения срочной службы. Ведь именно отсюда у каждого новопризванного юноши начинается служба. Именно сюда многие обращаются за помощью в трудную минуту военные отставники. Сюда идут, с последней надеждой на помощи и ветераны-фронтовики,

Наверное, это и есть та основная причина, почему в календаре появился праздник посвященный работникам военкомата, который ежегодно отмечается 8 апреля.

На сегодняшний день численность военных комиссариатов значительно увеличилось. Открываются все новые отделения военкоматов. Но, вместе с тем, все они относятся к Министерству обороны России, путем взаимодействия главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской федерации.

Военкоматы это сеть структуры, основной задачей которых является исполнения оборонной задачи государства. В тесном взаимодействии с местными органами исполняющей власти работа военкоматов направлена на разработку планов реализации обеспечения мобилизации граждан, транспортных ресурсов на всей подведомственной территории. Это касается военкоматов районных территориальных органов, областных и городских. Даже в случае их реорганизации Задачи вооруженных сил страны никто не отменяет. Их главная цель остается неизменной. То есть обеспечение надежной защиты граждан, государства и всей ее территории. Вооруженный силы, должны при любых условиях получать нужный контингент для призыва на прохождения срочной службы.

Из того вытекает целый комплекс важнейших задач. Главные из которых, это организация и ведения строгого учета, организация призыва граждан, составление резервного фонда военнослужащих. А также, закрепление резерва и бронирование за предприятиями. Все мероприятия рассчитаны для защиты государства и производятся в интересах Вооруженных сил и военных формирований в стране.
Сейчас главная цель военных комиссариатов, обеспечить граждан о достойной оборонной силой, а государство мобилизацией всех необходимых ресурсов для прохождения службы в рядах Вооруженных сил России. Кроме этого, военкоматы занимаются отбором кандидатов для поступления в учебные заведения связанные с военной службой и обороной. Осуществляют контроль за прохождение службы гражданами, изъявившие служить по контракту. Также военкоматы принимают участие в воспитании молодежи, прививая им патриотизм, обеспечением и социальной защитой военнослужащих в запасе. В общем, занимаются всеми жизненно важными вопросами, в отношении, призовников-срочников, отслуживших, военнослужащих резерва и в отношении тех, кто в запасе, кто вышел на пенсию.

Почти сто лет прошло с тех пор, как возникли военные комиссариаты. За эти года изменилось многое. С днем образования военкоматов связана вся история развития Вооруженных сил страны. Военкомат, как и раньше, вносят большой вклад в развитие обороноспособности государства. Как бы ни менялось время, защита страны всегда оставалась важнейшей задачей, в которой одно из основных мест занимают военкоматы.

История военных комиссариатов

История возникновения военкоматов начинается давно. Она занимает большой промежуток времени, начиная со времен становления Советского союза и по сей день.

Но, а если капнуть еще глубже, то с уверенностью можно сказать, что первый военкомат появился еще во время царствования Петра Великого. Именно в период его правления были созданы первые регулярные войска. На тот момент этот вариант не воспринимался всерьез, Возникновения регулярной армии называли больше потешными войсками, нежели обороной страны. Это был 1687 год, к возникновению настоящих Вооруженных прошло много лет. Сначала в 1699 году Россия ввела так званые рекрутские войска, которые окончательно были утверждены только 1705 году. С этого момента, развитее обороны возникновение регулярных войск стали на тропу развития, что и стало причиной того, что уже 1716 году Петром великим был создан первый в истории России указ о регулярной армии. А через 4 года, к концу 1720 указ Петра Великого был дополнен, еще и указам, в отношении морских войск, который так и был назван, морской указ регулярной армии Петра Великого.
На тот момент, история помнит, что война, это лишь дело аристократов. Но через некоторое время от срочной обязательной службы были освобождены дворяне, купцы, платежные граждане и члены духовенства. В связи с этим, в армию призывались только мещане и крестьяне. При этом срок службы в армии был, ни много ни мало, всего 25 лет.

С тех пор, армия подвергалась систематическим изменениям и реформам. Первая реформа армии прошла 1874 году. Основоположник, которой стал - Д.А. Милютин. Им была введена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население в государстве. В то время, и слово рекрут было заменено на, новобранец. Именно в тот момент возникла необходимость создать органы, которые б занимались вопросами, касающимися комплектации армии. Сначала были образованы воинские присутствия, то есть предшественники нынешних военкоматов.
В Советское время, служба в армии было дело добровольным. Но, с возникновением гражданской войны, стало понятно, что в стране без обязательной армии не обойтись. С тех пор воинская повинность так и осталась обязательна для мужчин определенного возраста. Воинские присутствия сменили воинские комиссариаты. Их роль считалась самой значимой. Они занимались не только обеспечением армии кадрами, но и проводили подготовку мобилизованных, приводя их к полной готовности к службе на благо Родины.

После завершения войны, воинское повиновение стало обязательным для каждого гражданина мужского пола. Воинскую обязанность утвердили законодательством. Был принят один для всех Закон, - обязательный призыв юношей в возрасте 18 лет. При этом срок службы в армии составлял 2-3 года. Об этом сказано в президентском указе Вооруженных сил России от 7 мая 1992 года. Через год основной указ президента страны был изменен. На срочную службу в ряды армии могут быть призваны граждане мужского контингента в возрасте от 18 до 278 лет. Это значит, что если юноша не может отдать долг Родине в рядах армии в 18, то он всегда это успеет сделать до 27 лет. При этом почти, 15 лет срок службы был установлен 2 года, но в связи с сокращением с 2008 года он уже составлял всего 12 месяцев.

Нововведения вышли только к 200 2 году, когда был установлен обязательный срок службы в рядах армии 18-21 месяц. А совсем недавно в оборонной области снова была проведена военная реформа. С ней связаны массовые увольнения в запас работников военкоматов, которые уже не носят военную форму и являются простыми гражданами России, даже не смотря на то, что существует воинская повинность, которая предполагает несение службы не только в военное, но и в мирное время.

Глава I. Историография и характеристика источников проблемы.

§ 1. Историография проблемы.

§ 2. Характеристика источниковой базы исследования.

Глава II. Становление и развитие отечественных военных музеев как культурно-воспитательных учреждений в период с 1918 по 1991 г.

§ 1. Военные музеи в системе воспитания военнослужащих.

§ 2. Создание и развитие правовых основ военных музеев.

§ 3. Деятельность органов государственного и военного управления по совершенствованию организационной структуры военно-музейной сети.

Глава III. Культурно-просветительная работа военных музеев в исследуемый период.

§ 1. Деятельность военных музеев по экскурсионному обслуживанию посетителей.

§ 2. Стационарные и передвижные выставки как форма культурно-просветительной работы военных музеев.

§ 3. Организация общественно-массовой и поисковой работы.

Глава IV. Популяризаторская и издательская работа военных музеев в период с 1918 по 1991 г.

§ 1. Работа военных музеев по популяризации своих фондов и коллекций.

§ 2. Роль издательской работы военных музеев в культурном обслуживании военнослужащих.

Рекомендованный список диссертаций

  • История пограничных музеев в России и их роль в воспитании личного состава: 1893 - 2000 гг. 2000 год, кандидат исторических наук Скосарева, Лариса Алексеевна

  • Деятельность музеев военно-воздушных сил Российской Федерации по патриотическому воспитанию военнослужащих: 1991-2005 гг. 2007 год, кандидат исторических наук Семоненко, Юрий Федорович

  • Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития 2007 год, кандидат исторических наук Третьякова, Ирина Анатольевна

  • Становление и развитие Оружейной палаты как музейного учреждения, 1806 - 1918 гг. 2000 год, кандидат исторических наук Николаева, Анна Сергеевна

  • Российские военные музеи в первой трети ХХ в.: Из истории орг. и деятельности 1997 год, кандидат исторических наук Александрова, Наталья Владимировна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Военные музеи и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими: 1918-1991 гг.»

В настоящее время перед органами государственного и военного управления стоит серьезная задача - укрепление морально-психологического состояния личного состава Вооруженных сил Российской Федерации. Практика воспитательной работы выработала множество направлений, форм и методов ее решения, однако особняком при этом стоит умелое и профессиональное использование возможностей многовековой культуры страны, вооруженных сил, особенно ее материальной составляющей. Материальная компонента культуры представляет собой совокупность осязаемых предметов, которые выражают уникальность и неповторимость той или иной культуры, существовавшей в человеческой истории. Это могут быть орудия труда, образцы домашней утвари, предметы одежды, архитектурные сооружения и, что немаловажно для военной аудитории, предметы воинской деятельности. Уже на заре своей истории люди стали собирать и передавать потомкам наиболее значимые и ценные предметы материальной культуры, которые служили основой в преемственности традиций того или иного народа. Для обеспечения сохранности предметов, возможности их показа стали создаваться специальные помещения, впоследствии получившие название музеев. С развитием цивилизации музейное дело совершенствовалось, приобретало новые черты и стало развиваться по определенным направлениям. Так появились исторические музеи, специализирующиеся на сборе, изучении и показе различных предметов истории того или иного государства, музеи искусств, собирающие и пропагандирующие предметы видов искусств, технические музеи, рассказывающие о развитии техники и т.д. Особое место среди них стали занимать музеи, собиравшие и хранившие предметы «материальной истории» военной практики человечества.

История создания, становления, развития и функционирования отечественных военных музеев свидетельствует о том, что они несли и несут в себе огромный воспитательный и культурный потенциал, направленный на формирование у русского воинства чувства любви к своей Родине, вооруженным силам, преданности лучшим воинским традициям.

Изучение исторического опыта деятельности отечественных военных музеев на различных этапах своего развития позволит расширить практические возможности в организации досуга военнослужащих, будет способствовать воспитанию личного состава на примерах героического прошлого нашей Родины.

Одним из наиболее значимых периодов в развитии отечественных военных музеев явился период с 1918 по 1991 гг. На данном этапе органами государственного и военного управления была практически заново создана военно-музейная сеть, разработаны правовые документы, которые легли в основу ее работы.

Деятельность военных музеев в советский период неоднократно проходила проверку временем. События Гражданской войны и иностранной военной интервенции, межвоенного периода, Великой Отечественной войны, послевоенного периода, периода 1960-начала 1980-х гг., перестройки показали, что работа по сохранению, накоплению и использованию предметов военной истории в воспитательной и культурно-просветительной работе с военнослужащими была достаточно эффективной. В связи с этим для военных историков представляет особый интерес изучение опыта функционирования отечественных военных музеев в советский период, деятельности по культурному обслуживанию военнослужащих и членов их семей, который может быть востребован в практике воспитательной работы и социально-культурной деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации.

Актуальность исследования данной проблемы обуславливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, ее недостаточной разработанностью, отсутствием по данной теме крупных обобщающих научных трудов, раскрывающих деятельность отечественных военных музеев в 1918-1991 гг. и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими.

Во-вторых, изучение деятельности военных музеев в указанный период отвечает требованиям Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», приказов Министра обороны

РФ № 265 от 10 июня 2001 г. «О военно-исторической работе в Вооруженных силах Российской Федерации» и № 79 от 28 февраля 2005 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации».

В приказе № 265 от 10* июня 2001 г., в частности, говорится: «Использование военно-исторических знаний в воспитании военнослужащих проводится в целях развития у них способностей к осознанию и глубокому пониманию своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества. Оно осуществляется в рамках исполнения должностных обязанностей соответствующими командирами (начальниками) совместно с органами воспитательной работы Вооруженных сил в ходе изучения военной истории Отечества в системе общественно-государственной подготовки, а также проведения мероприятий по ее пропаганде посредством популяризации героических подвигов российских воинов, деятельности выдающихся полководцев и военачальников»1.

Исторические предметы, находящиеся в фондах и экспозициях военных музеев, являются материальной основой ведения военно-исторической работы и способствуют более предметному формированию патриотизма у российских воинов.

В приказе № 79 от 28 февраля 2005 г. отмечено, что культурно-досуговые мероприятия входят в состав комплекса воспитательной работы, организуемой в ВС РФ. Одной из форм культурно-досуговых мероприятий является посещение военнослужащими в выходные и праздничные дни музеев.

Кроме этого, в приказе есть положение о том, что командиры всех степеней должны принимать меры для развития и обновления экспозиций военных музеев, образований музейного типа, комнат боевой славы. Для их эффективной работы должны избираться соответствующие советы2.

Для реализации данных положений в жизнь необходимо пристально изучать соответствующий опыт деятельности органов военного управления, военно-музейной сети, накопленный в период с 1918 по 1991 г.

1 См.: Приказ МО РФ № 265 от 10 июня 2001 г. «О военно-исторической работе в Вооруженных силах Российской Федерации». - М., 2001. - С. 3-4.

2 См.: Приказ МО РФ № 79 от 28 февраля 2005 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации». - М., 2005. - С. 15-16.

В-третьих, повышением роли военных музеев в воспитании, просвещении и культурном обслуживании военнослужащих и членов их семей.

В-четвертых, необходимостью совершенствования деятельности органов государственного и военного управления, воспитательных структур в области культурного обслуживания личного состава Вооруженных сил России на основе опыта, накопленного отечественными военными музеями.

В-пятых, возрастанием внимания общественности к предметам материальной культуры воинской деятельности и быта отечественных вооруженных сил, хранящихся в военных музеях, и возможностью их использования в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Актуальность, недостаточная степень разработанности проблемы обусловили выбор темы, определили объект, предмет, научную проблему, хронологические рамки, цель и задачи данного диссертационного исследования.

Объектом исследования являются отечественные военные музеи в период 1918-1991 гг. Автор считает необходимым отметить, что под военными музеями будут рассматриваться только те учреждения, которые находились под юрисдикцией военного ведомства. Музеи других министерств, хранившие, в числе прочих, предметы воинской деятельности и быта (культуры, внутренних дел, госбезопасности и пр.), в объект исследования не вошли.

Предметом исследования определена деятельность органов государственного и военного управления, музейного руководства по формированию и развитию сети военных музеев, организации их культурно-просветительной работы с военнослужащими в рассматриваемый период.

Обоснование хронологических рамок исследования.

События октября 1917 г. положили начало новому этапу в развитии отечественной государственности, который был связан с приходом к власти большевиков, ориентировавших страну на построение первого в мире социалистического государства. Для его вооруженной защиты Совет народных комиссаров РСФСР 15(28) января 1918 г. принял декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), а 29 января (11 февраля) 1918 г. - о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). С этого момента военные музеи Советской Республики были ориентированы на работу с военнослужащими РККА и РККФ.

8 декабря 1991 г. главы республик Российской Федерации, Украины и Белоруссии в подписанном ими соглашении заявили о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств. Вместе с распадом Советского Союза прекратили существование его Вооруженные силы и военно-музейная сеть, деятельность которой, прежде всего, была направлена на воспитание и культурное обслуживание военнослужащих советских армии и флота.

Научная проблема диссертационного исследования заключается в том, чтобы комплексно исследовать и обобщить исторический опыт деятельности государственных и военных органов, музейного руководства по становлению и развитию сети военных музеев страны, организации их работы по культурному обслуживанию военнослужащих в период с 1918 по 1991 г., выявить характерные особенности и тенденции, сформулировать научные выводы, исторические уроки и практические рекомендации.

Цель работы - осуществить системное и комплексное исследование деятельности органов государственного и военного управления, музейного руководства по созданию и развитию сети военных музеев, организации их культурно-просветительной работы с военнослужащими в рассматриваемый период, сделать научно-обоснованные выводы, сформулировать исторические уроки, практические рекомендации и тенденции развития военных музеев Российской Федерации.

Для достижения данной цели диссертант сформулировал следующие основные задачи исследования.

1. Оценить степень разработанности проблемы и охарактеризовать источниковую базу исследования.

2. Определить роль советских военных музеев в воспитании военнослужащих с учетом предшествующего опыта военно-музейной сети императорской России.

3. Исследовать деятельность органов государственного и военного управления по созданию и совершенствованию правовых и организационных основ военных музеев в рассматриваемый период.

4. Раскрыть работу военных музеев по культурному обслуживанию личного состава армии и флота в период с 1918 по 1991 г.

5. Проанализировать популяризаторскую и издательскую работу военных музеев в исследуемый период.

6. Сделать научно-обоснованные выводы, сформулировать исторические уроки, вытекающие из деятельности отечественных военных музеев в 1918- 1991 гг., практические рекомендации для дальнейшего изучения и использования результатов диссертационного исследования, тенденции развития военных музеев Российской Федерации.

Диссертантом предлагается следующая концепция исследования.

Революционные события октября 1917 г. и создание в январе 1918 г. Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а затем и Рабоче-Крестьянского Красного Флота определили новое содержание деятельности военных музеев и послужили отправной точкой советского этапа в развитии военно-музейного дела.

В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1917-1920 гг.) органами государственного и военного управления были предприняты усилия по сохранению богатого историко-культурного наследия, хранившегося в военных музеях, а так же по созданию принципиально новой военно-музейной сети, которая должна была стать на службу воспитания и культурного обслуживания командного и рядового состава в духе новой идеологии.

В межвоенные годы (1921-июнь 1941 г.) были заложены основы правового и организационного развития советской военно-музейной сети, определены задачи и направления ее развития. В этот период была значительно укреплена материальная база существующих военных музеев, начато строительство новых. Эти процессы проходили под контролем органов партийного, государственного и военного управления.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала проверкой на прочность созданной советской военно-музейной сети. Опыт работы военных музеев в решении поставленных перед ними задач подтвердил правильность положения о том, их роль в воспитательной и культурно-просветительной работе с воинами армии и флота была весьма значительной.

Функционирование военных музеев в СССР в послевоенные годы тесно увязывалось с необходимостью сбора и сохранения документов и материалов, показывающих величие подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., совершенствованием правовой и организационной структуры, материально-технической базы, строительством новых музеев.

С развитием страны, количественными и качественными изменениями советских Вооруженных сил органы государственного и военного управления подвергли корректировке задачи военных музеев в области воспитания воинов. Основными направлениями стали воспитание у личного состава высокой дисциплинированности, стремления к освоению оружия и боевой техники, верности военной присяге, уважения к своей истории и героическим традициям Вооруженных сил.

Конец 1980-начало 1990-х гг. были отмечены бурными процессами, происшедшими в отечественной истории. В этот период наметились две тенденции в развитии военных музеев. С одной стороны, снятие запретов по идеологическим соображениям, гласность, доступность к неизвестным ранее источникам позволили расширить экспозиционные комплексы военно-исторических музеев, «насытить» их новыми музейными предметами.

С другой стороны, переход на рыночные отношения хозяйствования, отсутствие должного внимания со стороны государства привели к тому, что многие военные музеи стали убыточными предприятиями. Следствием этому стали ветшающий материальный фонд, уход квалифицированных сотрудников, сдача своих площадей в аренду коммерческим организациям, превращение военных музеев в ряде случаев в склады, общежития и пр.

Военные музеи советского периода вели активную культурно-просветительную работу среди военнослужащих и членов их семей. Она была направлена на содействие нравственному и эстетическому воспитанию, утверждению в воинских коллективах славных боевых традиций, повышению культурного уровня, участие в организации полноценного досуга военнослужащих.

Обобщенный опыт работы военных музеев советского периода по воспитанию и культурному обслуживанию военнослужащих может быть использован в практике деятельности современной военно-музейной сети.

Структура диссертации включает введение, четыре главы, заключение, список источников и литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

  • Эволюция музейного дела в Курской области: 1945-2005 гг. 2010 год, кандидат исторических наук Долженкова, Татьяна Ивановна

  • Общественные музеи Курской области в повседневной жизни населения: 1920-е - 1991 гг. 2013 год, кандидат исторических наук Беседин, Владимир Григорьевич

  • Деятельность краеведческих музеев в условиях реформирования российского государства на рубеже XX-XXI веков: На материалах краеведческих музеев Центрального региона РФ 2003 год, кандидат исторических наук Титова, Валентина Васильевна

  • История музейного дела в Республике Алтай: 1918–2009 2010 год, кандидат исторических наук Белекова, Эмилия Алексеевна

  • Становление и развитие музейного дела на Дальнем Востоке России, 1884-1917 гг. 2001 год, кандидат исторических наук Корнева, Лариса Владимировна

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Кузнецов, Андрей Михайлович

Выводы по главе

В период с 1918 по 1991 г. отечественные военные музеи осуществляли популяризаторскую и издательскую работу, которые в значительной степени оказывали воздействие на качество культурного обслуживания посетителей.

Популяризаторская работа делала акцент на тех людей, которые обладали недостаточными знаниями о том или ином музее и его работе. Ее главной целью было предоставление первичной информации о музее, его предметах и коллекциях и привлечение как можно большего числа посетителей в музейные залы. Издательская работа, в свою очередь, была ориентирована на подготовленную аудиторию, которая стремилась получить дополнительные сведения о музее и его деятельности. Ее целью было систематизация, расширение и углубление знаний о различных аспектах музейной деятельности, обмен опытом музейной работы.

Первые положения, касавшиеся ведения военными музеями популяризаторской и издательской работы, нашли свое отражение в правовых документах, регламентировавших деятельность военно-музейной сети в 1920-1930-е гг.

Работа военных музеев по популяризации своих фондов и коллекций в 19201930-е гг. носила достаточно конкретный и содержательный характер. Большое место в ней было отведено сотрудничеству музейных коллективов с представителями средств массовой информации. Это позволило расширить возможности по информационной поддержке различных направлений деятельности музеев, мероприятий культурной направленности.

Начиная с 1950-1960-х гг., военные музеи в популяризаторской работе стали активно использовать возможности кино, что предполагало, во-первых, сотрудничество с центральными киностудиями страны в области производства продукции информационного и просветительного характера, а, во-вторых, создание в этих целях собственных киностудий.

Важным событием, которое повлияло на расширение географии популяризаторской работы военных музеев, стало вступление СССР в

Международный совет музеев (ИКОМ) в 1957 г. Это позволило наладить взаимный обмен опытом в данном направлении со своими зарубежными коллегами.

Во второй половине 1980-х гг. изменившиеся политические4 и социально-экономические условия внесли изменения в работу военных музеев по популяризации своих предметов и коллекций. Это выразилось, с одной стороны, в укреплении технической базы для ее осуществления, приобретении права музейными коллективами самостоятельного выбора форм и методов популяризаторской работы, а, с другой стороны, в сокращении государственного финансирования, что привело к снижению показателей ее эффективности.

Издательская работа военных музеев в рассматриваемый период представляла собой комплекс мероприятий по выпуску печатной продукции, в которой находили свое отражение важные вопросы музейной деятельности. Направленностью ее развития был переход от издания мелкотиражной литературы одного-двух типов (путеводителей, каталогов) до выпуска литературы больших объемов и множества видов (каталогов, путеводителей, буклетов, брошюр, собственных периодических печатных органов и т. д.).

При ее организации в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. военными музеями был взят на вооружение соответствующий опыт военно-музейной сети императорской России.

Несмотря на то, что вопросы издательской работы военных музеев нашли отражение в правовых документах, появившихся в 1920-1930-х гг., на практике она развивалась недостаточными темпами. Причинами этому были слабая материально-техническая база военных музеев, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие должного внимания к издательской работе со стороны музейного руководства.

В 1940-1960-е гг. наблюдалось увеличение объема издательской работы военных музеев, что было связано с созданием в их штатах редакционно-издательских групп. Их главной задачей была подготовка и выпуск печатной продукции, соответствующей профилю музея и направлений деятельности. Одним из видом печатных изданий, вышедших в указанный период, были путеводители по военным музеям, которые сыграли большую роль в воспитательной и культурно-просветительной работе с военнослужащими.

В 1950-е гг. крупнейшие советские военные музеи стали готовить и выпускать собственные печатные периодические издания, которые стали трибуной для обсуждения важнейших вопросов музейной деятельности. Значительное место на страницах изданий было отведено освещению различных аспектов культурно-просветительной работы с посетителями.

В 1970-1980-е гг. были изданы приказы МО СССР, которые скорректировали цели и задачи издательской работы в соответствии с реалиями времени. Кроме этого, крупные военные музеи выпустили ряд документов внутреннего пользования, которые конкретизировали порядок подготовки и издания печатных материалов.

Значительные изменения в издательской работе военных музеев произошли во второй половине 1980-х гг. Ослабление военной цензуры, приобретение высококачественного полиграфического оборудования и техники, расширение самостоятельности военных музеев при планировании и выпуске печатной продукции должны были вывести издательскую работу военных музеев на качественно новый уровень. Однако этому помешали распад Советского Союза и его военно-музейной сети.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Аранович А.В.,
президент Региональной Общественной Организации
«Санкт-Петербургское военно-историческое общество»,
доктор исторических наук, профессор

Истоки военно-исторической реконструкции в России лежат в далеком прошлом. Можно, к примеру, вспомнить масштабную реконструкцию Полтавского сражения, разыгранную для Екатерины Великой, или рыцарские карусели, организованные Николаем I. Фотографический материал начала XX в. демонстрирует многочисленные сюжеты, связанные с реконструкцией военных исторических костюмов, подготовленных к юбилеям гвардейских полков и к 100-летию Отечественной войны 1812 г.

Военно-историческая реконструкция в СССР возникла в конце 80-х годов независимо, но параллельно аналогичному процессу в Европе. Она началась с объединения людей, увлеченных воссозданием военно-исторического костюма, первоначально в основном красочного мундира наполеоновской эпохи. По воспоминаниям одного из основателей движения в России, к. ист. наук, доц. СПбГУ О.В. Соколова, все началось в 1976 г. с похода в Копорье в мундирах наполеоновской эпохи. Движение вышло из тени благодаря капитану ВДВ Анатолию Новикову, который, обладая связями в ЦК ВЛКСМ, "пробил" поход от Москвы до Березины, который состоялся под руководством О. В. Соколова летом 1988 г. В нём участвовало около 80 человек в русских и французских мундирах.

В конце 80-х годов не менее популярной темой, чем история наполеоновской эпохи, стала история Первой мировой и Гражданской войн. Любители средневековой эпохи объединились вокруг П.А. Васина - основателя клуба "Княжеская дружина". Вскоре любители военной истории всех эпох, от Средневековья до Второй мировой войны, объединились в рядах Санкт-Петербургской военно-исторической ассоциации.

Неотъемлемой частью военно-исторической реконструкции является организация и проведение военно-исторических фестивалей, как на территории России, так и за её пределами. Очень часто фестивали организуют и на территории культурно-значимых объектов, например, таких как "Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи". В зависимости от эпохи участники "реконструкторского" движения стараются принимать участие в мероприятиях, проводимых на местах исторических сражений, таких как Бородинское поле, Старая Ладога, Выборгский замок, Куликово поле и на многих других исторических объектах, там где совершали воинский подвиг защитники Отечества.

Сейчас в Санкт-Петербурге действуют многочисленные военно-исторические клубы и объединения, занимающиеся различными историческими эпохами - от Древнего Рима до войны в Афганистане. Основная цель этих объединений - популяризация славного военного прошлого нашего Отечества, воспитание подрастающего поколения, глубокое изучение военной истории на основе прикладных исторических знаний. Привлечение молодых участников объединений к научно-исследовательской работе подготовило много кандидатов и несколько докторов исторических наук.

Большой вклад в изучение русской и советской военной истории XX в. внесли такие объединения, как "Эпохи" и "Красная звезда". Важным событием стало восстановление Российского военно-исторического общества, которое возглавляет Министр культуры РФ В.Р. Мединский.

Деятельность военно-исторических клубов и объединений, в рядах которых состоит более нескольких десятков тысяч человек, имеет большое значение для военно-патриотического и исторического воспитания молодежи, привлечения ее как к реконструкторской, так и научно-исследовательской работе.

Неотъемлемой частью военно-исторической реконструкции является организация и проведение военно-исторических фестивалей, как на территории России, так и за ее пределами. В зависимости от эпохи, участники "реконструкторского" движения стараются принимать участие в мероприятиях, проводимых на местах исторических сражений. В России, таких как Бородинское поле, Старая Ладога, Выборгский замок, Куликовское поле, и на многих других исторических объектах - там, где совершали воинский подвиг защитники Отечества. Однако, очень часто фестивали организуют и на территории культурно-значимых объектов, например, таких, как Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!