Сюжет произведения севастопольские рассказы. Конспект урока и презентация на тему "Севастопольские рассказы" Л.Н

«Севастопольские рассказы» - это цикл из трёх рассказов. Они были написаны великим писателем Львом Толстым. Каждый человек, который познакомился с произведениями, не остался равнодушным, так как каждый из трёх рассказов описывает оборону Севастополя. Они передают эмоции и переживания воюющих солдат. Найти отношение автора к боевым действиям, а именно к бессмысленности войны, можно в произведении «Севастополь в декабре месяце». Анализ рассказа поможет понять то, что хотел донести автор своему читателю.

«Севастопольские рассказы»

Нужно сказать, что достоверность и точность событий, происходящих во время обороны Севастополя, автору удалось передать читателю не только благодаря своему мастерству и таланту, но и тому, что автор «Севастопольских рассказов» находился в городе с 1854 по 1855 год. В течение почти 2 месяцев Толстой дежурил на батарее на Четвёртом бастионе, который тогда по праву считался самым опасным. Кроме того, автор участвовал в бою на Чёрной речке, а также в сражениях, происходящих во время последнего штурма Севастополя.

В 1855 в журнале «Современник» в виде статьи был опубликован рассказ «Севастополь в декабре месяце». поможет каждому читателю определить основную мысль и идею произведения.

Обзор города и жизни его обитателей

«Севастополь в декабре месяце» - это одно из произведений «Севастопольских рассказов», написанных Л. Толстым. Этот рассказ самый первый в цикле, и именно он знакомит читателей с сюжетом произведения.

Произведение «Севастополь в декабре месяце» начинается с обзора города. Скорее всего, он был основан на личных впечатлениях автора. Лев Толстой рассказывает читателю, что, несмотря на что в городе до сих пор идёт война, все его жители давно не обращают внимания на боевые действия. Все они заняты своими делами и проблемами, а взрывы их уже не пугают.

Никого из читателей не оставляют равнодушным события, описываемые в произведении «Севастополь в декабре». Анализ произведения сделать совсем несложно, так как читается оно на одном дыхании.

Рассказы офицеров и солдат об обороне Севастополя

Произведением, в котором наблюдаются эмоции солдат во время боя, является «Севастополь в декабре». Рассказ передаёт эмоции и переживания людей, которые гибли под пулями за свою родину.

Автор в начале рассказа «Севастополь в декабре месяце» рассказывает читателю, что раненые солдаты в больницах делились между собой событиями, происходящими на поле боя, а также рассказывали друг другу о том, кто и как потерял своё здоровье при обороне Севастополя. Стоит отметить, что врачи удаляют конечности солдатам с равнодушием, без всяких эмоций.

Толстой рассказывает в произведении «Севастополе в декабре месяца», что по пути на четвёртый бастион можно встретить всё меньше невоенных людей: чаще всего попадаются носилки с раненными солдатами, а также военные.

Офицер-артиллерист повествует, как во время штурма на батарее осталось всего лишь одно действующее оружие. Позже он поделился, что бомба попала прямо в матросскую землянку и убила 11 человек.

Эмоции и переживания главных героев

В конце рассказа «Севастополя в декабре месяце» речь идёт об эмоциях солдат во время боевых действий. Автор говорит, что когда ядро летит на солдата, у него возникает чувство страха и наслаждения: в подобной игре со смертью есть некая прелесть.

Все любители военной литературы просто обязаны прочитать рассказ «Севастополь в декабре месяце». Анализ произведения каждому поможет понять, о чём идёт речь в произведении. Оно раскрывает для своих читателей настоящую правду о том, как проходила оборона города, а также показывает эмоции и переживания главных героев.

«Севастополь в декабре месяце». Анализ произведения

Рассказ «Севастополь в декабре месяце» вызывает у читателя много разных эмоций. Сначала он может удивиться тому, насколько спокойно люди начинают относиться к войне. Однако, с другой стороны, читатель понимает, что в глубине души каждый солдат и простой житель боится за свою жизнь, но всё равно отважно сражается за свою родину. Автор заставляет читателя испытывать гордость за русский народ, который не сдавался ни в каких ситуациях, смело шёл вперёд и был уверен в собственной победе.

Гамму впечатлений и эмоций вызывает у читателей прочтение рассказа «Севастополь в декабре». Анализ этого произведения показывает читателю все основные события, происходящие во время обороны Севастополя.

Лев Толстой уделяет много внимания эмоциям и переживаниям военных: о чём они думают, чего боятся, чего ждут и как воспринимают окружающий их мир. Автор показывает читателю быт и привычки солдат. Толстой сумел передать оборону Севастополя читателю другими красками, открыть её по-новому. Прочитав рассказ «Севастополь в декабре», можно окунуться в жизнь, прочувствовать эмоции военных, а также раскрыть истории человеческих судеб.

Идея и основная мысль произведения

Нужно сказать, что произведение Толстого посвящено не столько событиям при обороне Севастополя, сколько раскрытию эмоций, душевных переживаний и страхов героев рассказа. Автор ушёл от привычного описания военных действий: героических образов солдат, а также восторженного чувства победы. Толстой изложил всю правду о войне, а также о её участниках.

Безусловно, никого не оставит равнодушным рассказ «Севастополь в декабре месяце». Отзывы о произведении это подтверждают.

В 50-х годах XIX века «Современник» начал публиковать «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Для читателей, с нетерпением ожидавших новостей о Крымской войне, эти очерки были необходимы, как свидетельство очевидца, как репортаж с места событий. И названия рассказов вполне соответствовали: «Севастополь в августе», «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае».

История сборника

Анализ «Севастопольских рассказов» показывает, что личное участие автора в обороне этого города позволили полно и объективно изобразить и происходящие события, и человеческие характеры. Толстой находился на службе, когда началась война Турции и России. Толстой получил разрешение перевестись в Севастополь. С ноября 1854 года по ноябрь 1855-го он находился в окрестностях Севастополя.

Попав в осажденный город, писатель был потрясен героизмом простого населения и солдат. Свой первый рассказ он начал писать под грохот орудий. Под гениальным пером мастера оборона оживает героическая защита Севастополя. Даже самый беглый анализ «Севастопольских рассказов» позволит отметить, что это не только художественное произведение, но и исторический документ, столь драгоценное для историков свидетельство участника.

Цель и основная тема

Как участник описываемых событий, автор пришел к мысли, что русский солдат, простой русский народ и есть та движущая сила, которая и порождает героический дух. Рассказчика повествования удивляет различие между искренностью простых солдат и тщеславием офицеров, «затеять сражение», убить сотню-другую человек, чтобы получить очередное звание или звездочку. К народной массе близки только лучшие из офицеров.

«Севастопольские рассказы» сыграли свою роль в формировании Толстого-писателя. Впервые в своем творчестве он отобразил русский народ, встающий на защиту своего отечества. Так в русской литературе было положено начало реалистичному изображению войны и психологии человека. Новый, честный, взгляд писателя на войну, лишенную ореола красивости, позволил и читателям увидеть за музыкой и барабанным боем, за красивым строем и гарцующими генералами, - боль, кровь, страдания и смерть.

Август в Севастополе

Продолжаем анализ «Севастопольских рассказов». Третий, последний в сборнике очерк «Севастополь в августе» - один из тех рассказов, который сохранит для будущих поколений характеристику войны, и одновременно останутся образцом литературного произведения по простоте и безыскусности языка, по художественной обработке, по умению приковать к себе взгляд читателя. Автор не прибегает ни к литературным изыскам, ни к интригам и романтическим изобретениям. Он просто пишет о повседневном быте защитников города, они не рискуют из хвастовства жизнью, но и не жалеют о ней в часы опасности.

Оторвемся ненадолго от анализа «Севастопольских рассказов» Толстого и ознакомимся с кратким содержанием последнего в цикле рассказа. Здесь речь идет о молодом офицере, только что «выпущенному из корпуса» Володе Козельцове. Все его мысли заняты только одним – он боится струсить. Так было и утром 27 августа, он думал о том, что чувство страха и опасности больше того, что он станет предателем. Умирать ему не хочется, так мало он еще видел в жизни. В последних числах августа он встретился с братом Михаилом, тот уже давно принадлежит к числу севастопольских защитников, но был в отпуске по ранению.

С ним Володя и приехал в Севастополь. Настроение у него не веселое, у него в голове вертятся мечты, что если брата убьют рядом с ним, то он немедленно кинется мстить за его смерть и умрет возле окровавленного брата. Мечты Володи сбудутся: брата ранят, и он умрет на перевязочном пункте, Володя погибнет на мортирной батарее. Рассказ оканчивается тем, как русские войска переходят через бухту на Северную сторону.


Декабрьский Севастополь

Продолжаем анализ произведения «Севастопольские рассказы». Ознакомимся с кратким содержанием первого в сборнике очерка - «Севастополь в декабре». Утренняя заря окрашивает не спеша небосклон над Сапун-горою. С бухты несет прохладой, изредка утреннюю тишину нарушают раскатистые выстрелы. В городе ведутся боевые действия, но жизнь идет своим чередом: торговцы продают булки и сбитень. Кажется, что все здесь суетятся, но это первое впечатление.

На самом деле большинство людей не обращают внимания ни на взрывы, ни на выстрелы. Только на бастионе можно увидеть защитников города, изумительные, незабываемые картины. В госпитале солдаты делятся впечатлениями. Раненные, ожидающие своей очереди, с ужасом наблюдают, как доктора ампутируют руки и ноги. Только здесь можно увидеть потрясающие душу зрелища, настоящую войну – кровь, боль, смерть.

Молоденький офицерик с четвертого, самого опасного бастиона, жалуется не на снаряды и бомбы, а на грязь. Это у него такая защитная реакция, он еще неопытен и ведет себя непринужденно. По пути на четвертый все реже встречаются гражданские лица, все чаще - носилки с ранеными. Офицер на бастионе ведет себя спокойно и вспоминает, как бомба попала в землянку и разом погибли одиннадцать человек. В лице, осанке защитников бастиона видны настоящие русские черты – простота и упрямство.

Продолжая анализ «Севастопольских рассказов» по главам необходимо отметить, что в этом рассказе особенно ясно просматривается стремление автора изобразить героизм русского народа и показать их убежденность в том, что Севастополь невозможно взять, невозможно поколебать силу русского народа.


«Севастополь в мае»

Этот рассказ занимает центральное место в сборнике. Прошло полгода после осады. Солдаты наблюдают друг за другом, дипломаты не могут договориться, а военными действиями разрешить конфликт еще сложнее.

Продолжим анализ кратким содержанием второго в цикле рассказа «Севастополь в мае». По городу прогуливается офицер Михайлов и вспоминает письмо своего приятеля. Он пишет, что его жена всегда читает обо всем, что происходит в Севастополе, и очень гордится им. Михайлову давно не хватало такого общения. Он всегда мечтал о высокой награде, и чтобы об этом писали газеты.

Незаметно Михайлов подошел к павильону с музыкой, хотел пообщаться с аристократами, но не решился. Он стремился к повышению, и общение с простым народом или солдатами его не устраивало. Офицер осмелился и подошел к ним. Они приняли хорошо и даже прогулялись с ним. Михайлов был счастлив.

Среди аристократов были те, кто не очень-то стремился под обстрел – Праскухин. Михайлов командует ротой на передовой, а Праскухина просят отнести приказ о перемещении. Когда батальон перемещается, офицеры стараются произвести впечатление друг на друга. Праскухина убивают, Михайлов ранен в голову, и от лазарета отказался, поскольку хочет отличиться. На следующий день аристократы прогуливаются по бульвару и рассказывают о своих героических подвигах. Объявляют перемирие. Русские солдаты и солдаты противника разговаривают друг с другом без злобы и ненависти. Но как только убирают белый флаг – все начинается снова.


Вывод

Толстой бескомпромиссно осуждает войну в «Севастопольских рассказах». Краткий анализ художественных особенностей этого цикла сводится к одному: автор не желает приукрашивать события, его цель – изобразить все так, как происходит на самом деле. Основная тема этого цикла - испытания духовной и нравственной силой нации. Война ломает привычный ход жизни, характеры и судьбы людей, но они не только остаются людьми в нечеловеческих условиях, но и способны на любовь к родине и героизм.

Севастопольские рассказы Л. Толстого.

Севастополь в декабре месяце

Рассказ начинается с рассвета на Сапун-горе. На дворе зима, снега нет, но утром кожу щиплет мороз. Мертвую тишину нарушают лишь шум моря и редкие выстрелы. Думая о Севастополе, каждый чувствовал мужество и гордость, сердце начинало биться чаще.

Город оккупирован, идет война, но это не нарушает мирный ход горожан. Бабы торгуют ароматными булками, мужики - сбитнем. Как удивительно здесь смешалась война и мир! Люди все еще вздрагивают, услышав очередной выстрел или взрыв, но в сущности никто не обращает на них внимания, а жизнь идет своим чередом.

Зрелищно лишь на бастионе. Там защитники Севастополя проявляют самые разные чувства - ужас, страх, грусть, удивление и т. д. В госпитале раненые делятся впечатлениями и рассказывают о своих ощущениях. Так солдат, потерявший ногу, не чувствует боль, потому что не обращает на нее внимания. Здесь лежит женщина, у которой ампутировали ногу, потому что она была ранена снарядом, когда несла мужу обед на бастион.

Пострадавшие с ужасом ожидают своей очереди на операцию, а пока наблюдают за врачами и товарищами, которым удаляют поврежденные конечности. Ампутированные части тел безразлично скидываются в угол. Обычно войну видят, как нечто красивое и блестящее, с великолепными строевыми маршами. На самом деле, это не так. Настоящая война - это боль, кровь, страдания, смерть…

Все это можно было увидеть в бастионах. Самым опасным бастионом был четвертый. Молодой офицер, служивший там, жаловался не на опасность или страх перед гибелью, а на грязь. Его чересчур смелое и развязное поведение легко объяснимо - защитная реакция на все происходящее вокруг. Чем ближе к четвертому бастиону - тем меньше людей мирных. Чаще проходят мимо вас с носилками.

Офицер в бастионе уже привык к войне, поэтому спокоен. Он рассказал, как во время штурма осталось лишь одно действующее орудие и мало людей, но на следующий день он опять задействовал все пушки. Однажды бомба залетела в землянку, где погибло одиннадцать матросов. В защитниках бастиона раскрывались все черты, которые в совокупности составляли силу русского солдата - простота и упорство.

Война придала их лицам новые выражения - злобы и жажды мести за причиненные им страдания и боль. Люди начинают как бы играть со смертью - недалеко пролетевшая бомба больше не пугает, наоборот, хочется, чтобы она упала ближе к вам. Всем русским ясно - Севастополь взять и поколебать дух русского народа невозможно. Люди борются не из-за угроз, а из-за чувства, которое испытывает почти каждый русский, но почему-то его стесняется - любовь к Родине.

Севастополь в мае

Боевые действия в Севастополе идут уже полгода. Кажется, что все кровопролитие совершенно бессмысленно, конфликт мог разрешить более оригинальным и простым путем - от каждой враждующей стороны был бы послан солдат, и выигрывает та сторона, чей солдат одержит победу. Вообще война полна алогизма, как, например, этот - зачем стравливать друг на друга армии в сто тридцать тысяч человек, когда можно устроить бой между двумя представителями стран-противниц.

По Севастополю расхаживают военные. Один из них - штабс-капитан Михайлов. Он высок, несколько сутуловатый, в его движениях читается неловкость. Несколько дней назад Михайлов получил письмо от товарища, военного, вышедшего в отставку, который рассказывал, как его жена Наташа увлеченно читает в газетах о действиях полка Михайлова и его собственных подвигах.

Михайлову горько вспоминать свое прежнее окружение, ведь нынешнее его категорически не устраивало. Михайлов рассказывал о балах в губернаторском доме, об игре в карты со штатским генералом, но его истории не вызывали у слушателей ни интереса, ни доверия. Они не выказывали никакой реакции, будто они просто не хотели вступать в спор. Думы Михайлова занимает мечта о повышении. На бульваре он встречает сослуживцев и не хотя с ними здоровается.

Михайлов хочет проводить время с «аристократами», оттого и гуляет по бульвару. Тщеславие берет верх над этими людьми, даже несмотря на то, что жизнь каждого из них висит на волоске, не зависимо от происхождения. Михайлов долго сомневался, стоит ли подойти и поздороваться с людьми из кружка «аристократов», потому что игнорирование его приветствия больно бы ударило по его самолюбию. «Аристократы» ведут себя высокомерно по отношению к штабс-капитану. Вскоре они перестают обращать на Михайлова хоть сколько- нибудь внимания и начинают беседовать исключительно между собой.

Дома Михайлов вспоминает, что предложил подменить одного заболевшего офицера на бастионе. Ему кажется, на следующий день его либо убьют, либо наградят. Михайлов встревожен - он пытается успокоить себя мыслями, что идет исполнять свой долг, но в то же время думает, куда вероятнее всего могут ранить. «Аристократы», с которыми поздоровался Михайлов, пили чай у Калугина, играли на фортепиано и обсуждали своих столичных знакомых. Они больше не вели себя неестественно «надуто», потому что некому было демонстративно показывать свой «аристократизм».

Гальцин испрашивает совета, пойти ли ему на вылазку, но сам понимает, что страх не даст ему пойти. То же осознает и Калугин, поэтому отговаривает товарища. Выйдя на улицу, Гальцин без особого интереса спрашивает проходящих мимо раненых о ходе сражения, вместе с тем ругая их за то, что они якобы трусливо покидают поле боя. Калугин же, вернувшись на бастион, не пытается прятаться от пуль, занимает пафосную позу верхом, в общем, делает все, чтобы окружающие решили, что он храбрец.

Генерал приказывает Праскухину осведомить Михайлова о предстоящей дислокации его батальона. Успешно выполнив поручение, Михайлов и Праскухин идут под свистом пуль, но они волнуются лишь о том, что они друг о друге думают. По пути им встречается Калугин, который решил не рисковать и вернуться. Неподалеку от них упала бомба, вследствие чего Праскухин погиб, а Михайлов ранен в голову.

Штабс-капитан отказывается покидать поле боя, потому что при ранении положена награда. На следующий день «аристократы» вновь прогуливаются по бульвару и обсуждают минувший бой. Толстой говорит, что ими движет тщеславие. Каждый из них - это маленький Наполеон, способный погубить сотню жизней ради лишней звездочки и надбавки к жалованию. Объявлено перемирие. Русские и французы свободно общаются друг с другом, будто бы они не враги. Ведутся разговоры о бесчеловечности и бессмысленности войны, которые утихнут, как только спрячут белые флаги.

Севастополь в августе 1855 года

Госпиталь покидает поручик Михаил Козельцов. Он был весьма умен, талантлив в нескольких областях и искусен в своих рассказах. Козельцов был довольно тщеславным, самолюбие часто было причиной его поступков. На станции Михаил Козельцов встречает своего младшего брата Володю. Последний должен был служить в гвардии, но за мелкие проступки и по собственной воле отправился в действующую армию. Он был рад, что будет защищать Родину, к тому же, вместе с братом. Володя испытывает смешанные чувства - и гордость, и робость по отношению к брату. Его начал охватывать некий страх перед войной, более того, на станции он уже успел влезть в долги.

Михаил расплатился, и они с братом тронулись. Володя грезит о подвигах и героической красивой смерти. Прибыв в балаган, братья получают много денег. Все дивятся тому, что Володя оставил спокойную жизнь ради воюющего Севастополя. Вечером Козельцовы навестили товарища Михаила, который был тяжело ранен и надеялся лишь на смерть и скорое избавление от мук. Володя и Михаил разошлись по своим батареям.

Володе было предложено переночевать на койке штабс-капитана, которую уже занял юнкер Вланг. Последнему пришлось все же уступить кровать. Володя не может долго уснуть, потому что его пугают предчувствие близкой смерти и темнота. Горячо помолившись, юноша успокаивается и засыпает. Михаил принял командование той ротой, которой он командовал до ранения, что приводит в радостные чувства его подчиненных. Офицеры также тепло приняли вновь прибывшего Козельцова.

Володя на утро начал сближаться с новыми сослуживцами. Особенно приветливыми ему показались юнкер Вланг и штабс-капитан Краут. Когда разговор зашел на тему казнокрадства и воровства на высших должностях, Володя, несколько смутившись, утверждает, что он так никогда не поступит. На обеде у командира идут жаркие обсуждения. Неожиданно приходит конверт, в котором говорится, что на Малахов курган (невероятно опасное место) требуется офицер и прислуга.

Никто не вызывается сам, пока кто-то не указал на Володю. Козельцов и Вланг отправляются исполнять поручение. Володя пытается действовать в соответствии с «Руководством» по артиллерийской службе, но попав на поле боя, понимает, что это невозможно, так как предписания и указания не соотносимы с действительностью. Вланг невероятно перепуган, поэтому больше не в силах сохранять хладнокровие. Володе же и жутко и немного весело одновременно.

Володя знакомится с солдатами в блнидаже. Они надеются, что скоро им придут на помощь, а им предоставят двухнедельный отпуск. Володя и Мельников сидят на пороге, а перед ними падают снаряды. Вскоре Володя окончательно избавляется от чувства страха, все считают его очень смелым, сам же юноша радуется, что безукоризненно исполняет свои обязанности.

Во время французского штурма Козельцов выскакивает на поле боя, чтобы никто не подумал, что он трус. Володя ранен в грудь. Врач осматривает рану, которая оказалась смертельной, и подзывает священника. Володя интересуется, смогли ли русские отбить французский штурм. Ему ответили, что победа осталась за русскими, хотя это было не так. Козельцов счастлив, что он умирает за Отечество и желает брату такой же смерти.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Где - то там далеко расцветают сады,

Где - то там далеко и любовь и улыбки.

Лишь у нас только стоны и крики,

Только тут не хватает воды.

Валентин Кондратов

«История войн - не только история красивых сражений, побед и героизма. Это ещё и история боли раненых солдат, история ужаса и слёз, пережитых мирным населением». Оборона Севастополя как ключевое событие Крымской войны 1853 - 1856 годов является этому ярким примером.

Изучение истории Крымского полуострова представляет интерес в связи с тем, что этот регион совсем недавно снова стал частью Российской Федерации. Данное событие повлекло за собой обострение международной обстановки, введение санкций и ухудшение отношений между государствами. Анализируя современную ситуацию в сфере международных отношений, можно сделать вывод о том, что человечество не учится на ошибках прошлого, в разных уголках планеты постоянно вспыхивают всё новые конфликты.

Вместе с тем, любое историческое событие находит отражение не только в политической жизни, но и в исторических источниках, а затем и в памятниках культуры: архитектуре, живописи, музыке. Наиболее ярко передают факты и переживания участников событий художественные произведения. Но насколько могут быть достоверны эти источники информации?

История человечества - это история войн. Россия XIX века не стала в этом смысле исключением. Одним из важнейших военно-политических событий стала Крымская война 1853-1856 гг. Показанный недавно на «Первом канале» документальный фильм «Нулевая мировая» подтверждает, что интерес к событиям Крымской войны актуален. Этот военный конфликт стал причиной не только политических изменений, но и нашёл отражение в культурной жизни страны. Одним из ключевы х художественных произведений, посвящённых Крымской войне, а именно обороне Севастополя, являются «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого.

В ходе исследования мы предположили, что «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого являются историческим источником о событиях обороны Севастополя.

Цель: выяснение достоверности фактов об обороне Севастополя, изложенных в литературном произведении Л.Н. Толстого, через сопоставление информации из различных источников.

Поставленная цель определила задачи: 1. Изучить события обороны Севастополя 1854-1855 гг. 2. Проанализировать «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого для выяснения исторических фактов обороны города. 3. Сопоставить литературное произведение с исторической действительностью. 4. Обобщить полученные данные и сделать вывод о достоверности изложения исторической информации в художественном произведении.

Предмет исследования - оборона Севастополя периода 1854-1855 г.г.; объект исследования - «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого и различные источники информации.

Методы: анализ литературы. В ходе работы над исследованием мы познакомились с существующей литературой по данной теме. Так, например, интерес представляет сборник писем Л. Толстого к сестре и братьям. Сборник включает более 400 писем семьи Толстых. Эти письма не только воссоздают атмосферу любви, дружбы, преданности и откровенности в семье Толстых, но и рассказывают о причинах приезда Толстого в действующую армию и появление такого произведения, как «Севастопольские рассказы». Статья Н.Ж. Ветшевой «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого: хронотоп великой эпопеи» дает подробный литературоведческий анализ произведения, указывая на его разножанровость .

Сравнительный анализ: в своём исследовании мы сравнили различные источники информации с «Севастопольскими рассказами» Л.Н. Толстого.

Обработка полученных данных: после проведенного исследования мы сделали выводы по поставленной проблеме.

Глава 1. Крымская война в биографии Л.Н.Толстого

Крымская война - это военные действия между Российской Империей и Британской, Французской, Османской империями, продолжавшиеся с 1853 по 1856 годы. Наибольшее напряжение война достигла именно в Крыму, в честь которого и была названа. Сам конфликт возник по причине религиозного спора между католической Францией и православной Россией о правах на святые места в Палестине, которая тогда была частью Османской Империи. Турецкий султан Абдул-Меджид I, опираясь на поддержку Англии и Франции, отказал России гарантировать её права. В ответ на это Николай I ввёл свои войска в Дунайские княжества.

На протяжении четырёх лет шла ожесточённая борьба между войсками России и коалицией государств во главе с Турцией. Военные действия развернулись одновременно на нескольких театрах: Балтийском, Дунайском, Кавказском и Крымском. Просчёты Николая I во внешнеполитическом курсе, военно-техническая отсталость российской армии привели к тому, что для России это была очень тяжёлая война, сопровождающаяся колоссальными материальными потерями и глобальными человеческими жертвами. С осени 1854 года, основные бои развернулись на Крымском полуострове. Русский флот, который уступал кораблям союзников, был блокирован в бухте Севастополя. Оборона Севастополя 1854-1855гг., гарнизоном которого руководили В.А.Корнилов и адмирал П.С.Нахимов, длилась 349 дней.

События Крымской войны связаны с подвигами легендарных исторических личностей, снискавших себе славу национальных героев (см. Приложение 1) .

Специально для участников обороны Севастополя, в том числе сестёр милосердия, были учреждены награды (см. Приложение 2) , например, медаль «За защиту Севастополя», которая была первой российской медалью не за победу, а за оборону.

Данные события нашли отражение во многих произведениях литературы: «Герои Малахова Кургана» Л.Буссенара, «Севастопольская Страда» С.Н.Сергеева-Ценского, «Беллона» А.Брусникина, и т.д. Однако, наибольший общественный резонанс вызвало произведение Льва Николаевича Толстого «Севастопольские рассказы», состоящее из трёх частей: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года».

Когда началась Крымская война, Толстой, охваченный патриотическими чувствами, перевелся из Кавказской армии в Дунайскую, чтобы стать участником военных действий. В начале 1854 года Толстой отправился в командировку в Севастополь, однако, остаться там у писателя не вышло - его отправили на Бельбекские позиции, находившиеся недалеко от осаждённого города. С Бельбекских позиций Толстой регулярно ездил в город, а позднее добровольцем участвовал в боях за Малахов курган. В начале апреля 1855 года 3-й бастион, в котором служил Толстой, перевели на Язоновский редут.

По воспоминаниям современников, мысль о защите родной земли воодушевляла Толстого. Прибыв в Севастополь, он написал брату: «Дух в войсках выше всякого описания… Только наше войско может стоять и побеждать (мы ещё победим, в этом я убеждён) при таких условиях».

Практически сразу после публикации рассказы Толстого были высоко оценены современниками. По мнению Николая Некрасова, «достоинства повести первоклассные: меткая, своеобразная наблюдательность, глубокое проникновение в сущность вещей и характеров, строгая, ни перед чем не отступающая правда…Не в этом ли кроется секрет неослабевающей популярности рассказов Толстого, полных патриотического пафоса и, несмотря ни на что, великого призыва к миру, отрицания войны, как убийства».

Глава 2. Исторические факты и художественное произведение:

Сравнительный анализ

Для подтверждения гипотезы мы провели сравнительный анализ различных источников информации с текстом произведения Л.Н. Толстого. Среди источников информации -исторические монографии, воспоминания современников, участников боевых действий, справочные издания.

Анализируя это произведение, мы пришли к выводу, что Л.Н.Толстой мастерски показывает несколько аспектов обороны Севастополя 1854-1855 годов: военные действия, жизнь и быт осаждённого города и его защитников, участие сестёр милосердия в оборонительных действиях. В своём исследовании мы затронем тему военных действий как наиболее значимую в историческом плане.

Одной из самых трагических страниц обороны Севастополя являлась его еженедельная бомбардировка. Красной нитью в произведениях Толстого проходит упоминание о постоянных бомбёжках города. Л.Н. Толстой постоянно обращается к этой теме через разговоры и переживания солдат и офицеров, описание разрушенных улиц. Герои Толстого ощущают свою беззащитность и страх перед натиском врага. Это не является художественным вымыслом и преувеличением писателя. Об интенсивности бомбёжек свидетельствуют многочисленные источники: энциклопедии, исторические монографии и статьи. Например, в «Школьной энциклопедии. История России 18-19 век» говорится: «… в августе союзники в пятый и шестой разы бомбили Севастополь, по городу выпустили 150 тыс. снарядов. Ядрами были буквально срыты укрепления Малахова кургана и 2-го бастиона. Защитники города гибли по 2-3 тыс. человек в день» .

По словам Е.В. Тарле, «в первые дни этой августовской бомбардировки таких огромных ежедневных потерь ещё не было, но укрепления уничтожались одно за другим. С ночи на 24 августа бомбардировка не слыхано усилилась. В среднем, каждые сутки, погибало до 2500 и более защитников города» .

Ежедневные бомбардировки Севастополя влекли массовую гибель как военных, так и мирного населения. Для оказания медицинской помощи была привлечена община сестёр милосердия под руководством великого хирурга Николая Ивановича Пирогова. Вместе с Н. И. Пироговым, прибывшим из мирного Петербурга в ноябре 1954 г., приехали также несколько его коллег-хирургов и отделение сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины — первой в России группы сестёр милосердия. Сёстры милосердия тех лет - незамужние и вдовы дворянского происхождения в возрасте от 20 до 40 лет. Стать сестрой милосердия Крестовоздвиженской общины можно было только после двухлетнего испытательного срока по уходу за больными. Затем женщины проходили обучение в специальных медицинских учреждениях. Работа была безвозмездной, в качестве оплаты тяжёлого труда по уходу за больными и помощи при операциях выступали питание и одежда.

Участие сестёр милосердия в военных событиях нашло отражение в «Севастопольских рассказах», например, в рассказе «Севастополь в августе 1855 года». Герои рассказа, два брата Козельцовы, навещают раненого товарища: «Войдя в первую комнату, …пропитанную этим тяжёлым, отвратительно-ужасным гошпитальным запахом, они встретили двух сестёр милосердия…» . Описывая женщин, Толстой говорит об их манере держаться, нежности лиц и знании французского языка. Это описание свидетельствует о дворянском происхождении сестёр милосердия.

В очерке «Севастополь в декабре месяце» Толстой описывает помещения дома севастопольского Собрания, отданные для медицинских целей. Писатель не только изображает раненных солдат и медицинский персонал - врачей, фельдшеров и сестёр милосердия, но и показывает условия, в которых работали медики: «тяжёлый запах мёртвого тела сильнее поражает вас»; «ежели нервы ваши крепки, пройдите в дверь налево: в той комнате делают перевязки и операции»; «увидите войну в настоящем её поражении - в крови, в страдании, в смерти…» . Эти описания не только художественно-реалистичны, но и подтверждены историческими исследованиями. Так, в монографии российского и советского историка, академика АН СССР Е.В. Тарле говорится о трудностях оказания медицинской помощи: «…врачи и сестры могли помогать не иначе, как стоя на коленях в грязи».

О тяжёлых условиях труда сестёр милосердия говорится и в статье М.М.Шитовой: «Привыкшие к чистоте и уюту; воспитанные, хорошо образованные дворянки, столкнулись с суровыми условиями военного времени: грязь, кровь; острый недостаток питьевой воды, еды, медикаментов, мест для размещения раненых и больных в лазаретах; тяжелая работа... Это было тяжелым психологическим испытанием для каждой из медсестер, попавшей на войну. Женщины рисковали своей жизнью ради жизни других, работая под вражескими пулями и ядрами» .

Описание труда медиков можно найти и в рассказе «Севастополь в мае»: «лужи крови, видные на местах незанятых, горячечное дыхание нескольких сотен человек и испарения рабочих с носилками производили какой-то особенный, тяжелый, густой, вонючий смрад… Говор разнообразных стонов, вздохов, хрипений, прерываемый иногда пронзительным криком, носился по всей комнате. Сёстры, с спокойными лицами и с выражением не того пустого женского болезненно-слёзного сострадания, а деятельного практического участия, то там, то сям, шагая через раненых, с лекарством, с водой, бинтами, корпией, мелькали между окровавленными шинелями и рубахами» .

Это описание почти полностью совпадает с воспоминаниями одной из сестёр милосердия в письме к родным: «Вся операционная комната была уложена этими страдальцами; весь пол был залит кровью, и мы стояли в крови… мы были так заняты и увлечены, что не обращали внимания на сильную бомбардировку… Обязанность сестёр поить раненых чаем, ставить рожки, помогать при операциях…» . Таким образом, участие сестёр милосердия стало одной из героических страниц обороны Севастополя.

Несмотря на ожесточённое сопротивление русских солдат, их мужество, в конце августа 1855 начался штурм Севастополя. Толстой в рассказе «Севастополь в августе 1855» так описывает это трагическое событие: «Пули свистели не по одной, как штуцерные, а роями, как стадо осенних птичек пролетает над головами… французы бежали к бастиону по чистому полю и как толпы их с блестящими на солнце штыками шевелились в ближайших траншеях».

Подтверждение этому описанию мы находим в монографии Е.В. Тарле: «В полдень грянули разом три залпа из всех неприятельских орудий, и французы внезапно, выйдя из траншей, беглым шагом устремились на Малахов курган… Как бы густо не летели пули, но обыкновенно слышится некоторая раздельность свиста одной из них от свиста другой. Здесь же слышалось сплошное шипение; казалось, что поток пуль как бы струится; ощущалось какое-то течение свинца.»

В результате штурма ключевая позиция, Малахов курган, была взята 8 сентября 1855 г., и российское командование приняло решение покинуть город и перейти на Северный берег Севастопольской бухты. Последние оставшиеся на рейде боевые корабли были затоплены русскими моряками.

Л.В. Толстой в своём рассказе «Севастополь в августе 1855 года» пишет: «При свете зарева пожаров видны были мачты наших утопающих кораблей, которые медленно, глубже и глубже, уходили в воду» . Подтверждение этому факту мы находим в монографии академика Е.В. Тарле: «В ночь с 27 на 28 августа русские потопили шесть кораблей - «Париж», «Храбрый», «Константин», «Мария», «Чесма», «Иегудиил» и фрегат «Кулевичи»» .

У Л.Н.Толстого находим описание того, как «севастопольское войско» покидало осаждённый город: «… на пароходе, наполненном солдатами, пушками, лошадьми и ранеными, переправлялся на Северную. … чувство самосохранения и желания выбраться как можно скорее из этого страшного места смерти присутствовала в душе каждого. … Но за эти чувством было другое… как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». .

Такое же описание напряжённой психологической обстановки мы находим в строках Е.В.Тарле: «Последние отряды переходили на Северную сторону… Тихо, без шума и толкотни шла вся эта масса: до того сильно было впечатление переживаемого. Как много величественного и поражаемого своим внутренним трагизмом было в этой картине. Солдаты угрюмо и молча покидали Севастополь» .

Заключение

Таким образом, проанализировав художественное произведение, исторические источники и справочные издания, мы подтвердили гипотезу о достоверности исторических фактов, изложенных в произведении Л.Н.Толстого «Севастопольские рассказы».

Наше исследование имеет практическую значимость: материалы исследования можно применять не только учителям на уроках литературы, истории, обществознании, внеурочных занятиях, но и библиотекарям при проведении мероприятий, посвящённых творчеству Л.Н.Толстого.

Изучение произведений Толстого с точки зрения достоверности изложения исторических событий может стать одной из тем дальнейших исследований.

Нельзя не согласиться со словами литературного критика XIX века А. В. Дружинина, который утверждал, что ни одна из воюющих сторон «не имела у себя хроникёра осады, который мог бы соперничать с Толстым» .

Список использованных источников

    Энциклопедия для детей. [Т.32] История войн/Редколлегия М.Аксёнова и др. - М., 2009.-640с.: ил., карты.

    Толстой, Л.Н. Переписка с сестрой и братьями / Редкол.: В. Вацуро. - М.: Худож. лит., 1990.- 543 с.

    Ветшева, Н.Ж. «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого: хронотоп великой эпопеи / Н.Ж.Ветшева. - Томск: Изд-во Томского университета, 2010. - С.114-121.

    Электронный ресурс. - URL: http://feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/trk/trk-088-.htm. (дата обращения 05.01.2017)

    Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18-19 вв.- М.: ОЛМА - ПРЕСС Образование, 2003. - 736с., ил.

    Тарле, Е.В. Собрание сочинений. Том IX/Е.В. Тарле.-М.:Изд - во Академии наук СССР, 1959.-625 с.

    Толстой, Л.Н. Избранные произведения / Сост., предисл. и пояснит. статьи К.Н.Ломунова. - М.: Дет.лит., 1985. - 766 с.

    Шитова, М.М. Участие сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины в обороне Севастополя / М.М.Шитова // ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре. - С.251-258.

    «Не могу описать этой ужасной картины…» // Родина. - 1995. - № 3/4. - С.123-124.

    Электронный ресурс. - URL: http://tolstoy.ru/creativity/journalismguide/12.php. (дата обращения 15.02.2017)

Приложение 1

Исторические личности, принимавшие участие в Крымской войне 1853-1856 годов

Корнилов Владимир Алексеевич (1806 -1854)

Вице-адмирал, участник Наваринского сражения 1827 г. и Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. С 1849 г. начальник штаба, с 1851 г. фактический командующий Черноморским флотом. Выступал за перевооружение кораблей и замену парусного флота паровым. В Крымскую войну один из руководителей Севастопольской обороны. Владимир Алексеевич был смертельно ранен в голову на Малаховом кургане. "Отстаивайте же Севастополь", — были его последние слова.

Похоронен в склепе Морского собора святого Владимира рядом со своим учителем — адмиралом Лазаревым.

Тип урока: интегрированный (литература, история).

  1. Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя.
  2. Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты.
  3. На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя.
  4. Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.

Оборудование, наглядность: Л.Н.Толстой “Севастопольские рассказы”, слайдовая презентация, персональный компьютер, мультимедийный проектор

Методические приемы организации урока:

Опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения, подготовка докладов и сообщений, подборка репродукций по теме урока, выразительное чтение.

Учитель литературы Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать словами Л.Н.Толстого: “По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества”. Мы продолжим наш разговор о писателе и будем говорить о его “Севастопольских рассказах”. Ведь именно они сыграли решающую роль в становлении Толстого-писателя. В течение урока вы должны выяснить и дать ответ на вопросы: Кто является истинным героем “Севастопольских рассказов” Л.Н.Толстого и Что такое война в понимании писателя.

Справка историков: Цель внешней политики царя Николая I - вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в Дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854 года войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте 1856 года в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1855 года он умер.

Работа биографов

В 1851 году Л.Н.Толстой отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии.

Когда в 1853 году началась война России с объединенными военными силами Англии, Франции и Турции, Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию Его перевели в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. “Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный” - таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854г. и оставался здесь вплоть до конца осады.

1. Историки

В сентябре 1854 года армия союзников численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши.

Адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин взяли на себя командование Севастополем. С 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения они организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплений, схему которых разработали военные офицеры под руководством Э.И.Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов и преградили доступ в нее вражескому флоту.

Работа биографов.

7 ноября 1854 года Толстой прибыл в Севастополь. Под сильным впечатлением увиденного, он пишет письмо брату Сергею: “Дух в войсках выше всякого описания. Корнилов, объезжая войска, вместо: “Здорово, ребята!” - говорил: “Нужно умирать, ребята, умрете?” - и войска кричали: “Умрем, ваше превосходительство!” и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Женщины носят воду на бастионы для солдат… Я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время”.

Работа художников.

Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой?

(Работа по репродукциям И.Айвазовского, изображающим Севастополь). (Приложение 1 , Приложение 2 ).

Учитель литературы:

Таким образом, Л.Н.Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. О них Л.Н.Толстой пишет в очерке “Как умирают русские солдаты”. В одном из рассказов мы читаем: “Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен – правда”. Эти люди стали героями рассказов: “Севастополь в декабре месяце”, 1854 год; “Севастополь в мае”, 1855 год; “Севастополь в августе”, 1855 год.

1. Рассказ: “Севастополь в декабре месяце”.

Справка историков:

В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года. Сражение у Балаклавы 13 октября 1854 года сложилось в пользу русских. Но на помощь англичанам вовремя пришли французы. Сражение под Инкерманом закончилось поражением русских войск. Война приобрела затяжной характер.

Учитель литературы: В рассказе “Севастополь в декабре” Толстой передал свои первые впечатления. Впервые увидела Россия осажденный город в его величии. Автор изображает войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет. Он стремится дать полную панораму войны, осознавая, что “надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...”.

Работа с классом по содержанию рассказа “Севастополь в декабре месяце”

Первая группа литературоведов:

Рассказ является своеобразным “путеводителем” по осажденному городу. Это особенно подчеркивается формой личного местоимения “вы” в определении лица, от которого ведется рассказ. Это и повествователь, и читатель: “Вы подходите к пристани…”, “Вы отчалили от берега...”, “...вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом”. Повествование ведется так, что читатель как бы является очевидцем, участником событий, он как будто ощущает то же, что и защитники города.

Учитель литературы

Приложение 3).

Литературоведы:

Писатель заметил множество деталей военного быта, многие из которых пришлись не по вкусу тогдашней петербургской цензуре. У боевого пехотного офицера на сапогах “стоптанные в разные стороны каблуки”, старая шинель странного лиловатого цвета, в блиндаже грязная постель с ситцевым одеялом, а из узелка с “провизией”, когда он отправляется на бастион, торчит “конец мыльного сыра и горлышко портерной бутылки с водкой”. У армейского офицера не может быть чистых перчаток и новенькой шинели - в отличие от интендантских казнокрадов и штабных щеголей.

Справка художников:

На 4-ом бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские операторы засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете художника Тима среди участников оброны можно увидеть рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги и грусти.

Учитель литературы

Будничная, внешне беспорядочная суета города, ставшего военным лагерем, переполненный лазарет, удары ядер, взрывы гранат, мучения раненых, кровь, грязь, смерть – вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно, без лишних слов выполняли свой тяжелый труд. “Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина,- говорил Толстой.- И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого - любовь к родине”.

Академик Е.Терле называл “Севастопольские рассказы” правдивым историческим документом, современники воспринимали их как “корреспонденции с театра военных действий”. Печатались они в журнале “Современник”.

А как называется жанр литературы, предполагающий документальную достоверность? (очерк).

Вывод: Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. Он убежден в “…невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа”. Но писатель не может удержаться от осуждения войны как таковой: вы “…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем,… а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти”

Работа биографов

Но чем дальше затягивалась осада, тем очевиднее ощущал Толстой внутренний разлад и неподготовленность государства к войне. “…Больше, чем прежде убедился, - записывает он в своем дневнике, - что Россия или должна пасть или совершенно преобразоваться. Все идет навыворот... Грустное положение - и войска, и государства”. Как истинный патриот, Толстой готовит записку царскому правительству, в которой пишет о катастрофическом положении в армии. Но вскоре писатель убеждается в бесполезности этой меры и решает рассказать правду о Севастополе всей общественности, используя форму художественного повествования. Так появляются еще два рассказа: “Севастополь в мае” и “Севастополь в августе 1855 года”.

2. Рассказ “Севастополь в мае”.

Справка историков:

Весной опять начались бомбардировки города. После одной из них, особенно продолжительной и ожесточенной, союзники двинулись на штурм. Французам, атаковавшим Малахов курган, удалось выйти к нему с тыла и захватить несколько домов на Корабельной стороне. Перелом в ход сражения внесла отчаянная атака роты саперов, случайно оказавшихся рядом. Подоспевшими подкреплениями неприятель был выбит с окраин города. Англичане, шедшие на штурм Третьего бастиона, были остановлены в 400 м от цели.

Учитель литературы

Толстой рисует войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. Он судит о войне с нравственной точки зрения, показывает ее влияние на человеческую мораль Наполеон ради своего честолюбия губит миллионы, а какой-нибудь прапорщик Петрушков, этот “маленький Наполеон, маленький изверг, сейчас готов затеять сражение, убить человек. Сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалованья”. Так в “Севастопольских рассказах” впервые в творчестве Толстого возникает “наполеоновская тема”.

Вторая группа литературоведов

Толстой сосредоточивает внимание на лицах “аристократического” круга, показывая их тщеславие, которые обусловлены средой и воспитанием. Предметом анализа Толстого становятся противоречия побуждений и поступков, предрассудков и природной нравственности. Мы видим, что избалованный “аристократ” князь Гальцин оказывается способным испытать “ужасный стыд” за себя, вдруг ощутив собственную неправоту перед безмолвно выносящими свои страдания солдатами.

Работа с классом по содержанию (Приложение 3).

Учитель литературы

Восторгаясь героизмом солдат, Толстой основное внимание теперь уделяет выявлению несостоятельности аристократического офицерства и высших сфер военного руководства. Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они обороняют свою землю, потому что не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по-настоящему преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократического происхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохранения. Иные не прочь блеснуть храбростью. Но это показная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечеством, либо желанием получить награду. Разоблачая показную смелость и ложный патриотизм офицерства, писатель использует излюбленный художественный метод “диалектики души”.

Вывод: Толстой показывает правдивое изображение войны в крови и страданиях. Чтобы показать противоестественность войны, Толстой использует антитезу: мальчик и цветы в долине смерти. “И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия”.

3. “Севастополь в августе”.

Справка историков:

В конце августа 1855 г. началась последняя, самая ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестанно громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высоты - Малахова кургана - дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Так закончилась 349-дневная оборона.

Третья группа литературоведов

Третий из “Севастопольских рассказов” - “Севастополь в августе 1855 года” - посвящен последнему периоду обороны. Снова перед читателем будничное и тем более страшное лицо войны, голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. Из отдельных лиц, помыслов, судеб складывается образ героического города, израненного, разрушенного, но не сдавшегося: “Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам”. “На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела”.

Работа с классом по содержанию (Приложение 3).

Учитель литературы:

В третьем рассказе Толстой показывает войну глазами новичка, потому что главным для него здесь является исследование души человека на войне перед опасностью. Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь. Толстой и его товарищи, покидая Севастополь, плакали. Слезы боли и гнев, скорбь о погибших героях, проклятие войне, угроза захватчикам.

Историки: Главным итогом войны было то, что Россия в целом устояла под ударами объединившихся против нее держав мира. Несмотря на серьезное военное поражение, она вышла из войны с минимальным уроном. Наиболее болезненным для России пунктом Парижского мира было положение, запрещавшее ей иметь военный флот и укрепления на Черном море.

Учитель литературы

Писатель, преклоняясь перед народом, его выносливостью, осуждает войну как средство решения спорных вопросов между государствами. Толстой отрицал захватнические войны как состояние, чуждое человеческой природе. Война, по его мнению, ожесточает человека, убивает в нем любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Кроме того, война лишает человека способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как он сосредоточен лишь на самом себе и желает одного - не быть убитым. Наконец, война извращает моральные представления людей. Словом, она “есть сумасшествие”, и если “люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать”.

А теперь подведем итог всему тому, о чем мы говорили на уроке о “Севастопольских рассказах”. Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? Что такое война в понимании Л.Н.Толстого?

Работа художников.

Вот так увидел лицо войны художник Василий Васильевич Верещагин, участник трех войн (Приложение 4 ).

Свою картину он назвал “Апофеоз войны”. На раме надпись: “Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим”. В словаре С.И.Ожегова слово “апофеоз” имеет два значения: 1) прославление, возвеличение чего-нибудь; 2) торжественная, заключительная сцена театральных представлений. - В каком значении употребил слово художник? - Какую мысль стремится передать художник?

Литература:

  1. Л.Н. Толстой Севастопольские рассказы.
  2. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Материалы для выставки в школе
  3. История России. Конец 17-19 век. В.И. Буганов П.Н. Зырянов учебник для 10-го класса
  4. Лебедев Ю.В. Русская литература. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений. М., 1996.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!