Татьяна шмыга биография и личная жизнь. Труппа

] (31.12.1928 года [Москва]- 03.02.2011 года [Москва])

"Нет уменя никакой биографии, - сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна. - Родилась, училась, теперь работаю". И, подумав, добавила: "В ролях вся моя биография...".
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Татьяна Ивановна Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в г. Москве.
Ещё детстве она начала брать частные уроки пения, а впервые вышла на сцену солисткой хора при Министерстве кинематографии.
В 1947 году Татьяна Шмыга поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В.Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И.Туманова и С.Штейна. В 1953 году Т.Шмыга закончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра". Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра"

Очень скоро Татьяна Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После роли Виолетты последовали роли в спектаклях "Летучая мышь" (Адель), "Веселая вдова" (Валентина), "Граф Люксембург" (Анжель).
В 1969 г. Шмыга выступила в новой постановке "Фиалки...", но уже в роли "звезды Монмартра", примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая "Карамболина" на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

Оперетта была ее территорией, там она властвовала безраздельно: в этом жанре всегда было много актрис красивых, талантливых и блестящих, но только Шмыга имела такой абсолютный на него слух, только ей одной он был так послушен.
Ее судьба вместила все парадоксы и трансформации жанра, который по недоразумению назвали "легким". Она в самой себе соединила традиции таких опереточных легенд, как Ярон или Володин, и сумела без потерь донести их до самых роковых для жанра времен, когда на сцены опереточных театров вторгся мюзикл. Не растерялась и тут, с таким же увлечением погрузилась в этот новый музыкальный мир, став первой в СССР исполнительницей роли Элизы Дулиттл в "Моей прекрасной леди"

В 1962 г. Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. В "Гусарской балладе" Эльдара Рязанова она сыграла эпизодическую, но запоминающуюся роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию.
Шмыга стала непревзойденной исполнительницей ролей героинь в советских музыкальных комедиях - таких как "Белая акация" (1955), "Поцелуй Чаниты" (1956), "Цирк зажигает огни" (1960), "Севастопольский вальс" (1961), "Конкурс красоты"(1967).
Творческий путь Татьяны Шмыги - это более 60 ролей на сцене и на экране. Среди них - Дези ("Бал в Савойе" Пауля Абрахама, 1957), Лидочка ("Москва - Черемушки" Дмитрия Шостаковича, 1958), Оля ("Простая девушка" Карэна Хачатуряна, 1959), Делия ("Куба - любовь моя" Рауфа Гаджиева, 1963), Мария ("Вестсайдская история" Леонарда Бернстайна, 1965), Галя ("Настоящий мужчина" Михаила Зива, 1966), Мери Ив ("Девушка с голубыми глазами" Вано Мурадели, 1967), Дарья Ланская ("Белая ночь" Тихона Хренникова, 1968), Вера ("Нет меня счастливей" Андрея Эшпая, 1970), Марфа ("Девичий переполох" Юрия Милютина, 1971), Зоя-Зюка ("Пусть гитара играет" Оскара Фельцмана, 1976), Сашенька ("Господа артисты" Михаила Зива, 1981), а также главные роли в опереттах: "Великая герцогиня Герольштейнская" Жака Оффенбаха (1988), "Джулия Ламберт" Анатолия Кремера (1993) и др.

Татьяна Шмыга была влюблена в сцену, и до последнего не покидала ее. Несмотря на пожилой возраст, меломаны и ценители прекрасного могли увидеть ее, в специально поставленных, оперетте «Катрин» Антона Кремера и его же мюзикле «Джейн», созданном по мотивам произведений Моэма..
Уникальность этой актрисы получила высшую оценку народа и государства. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание "Народная артистка СССР" и удостоенная Государственной премии России им. М.И.Глинки. Она награждена орденами "Знак Почета", "Трудового Красного Знамени" и "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Певица и актриса Татьяна Ивановна, как человек обладала потрясающей скромностью, невзирая на все свои регалии и звания. Актриса не считала себя примадонной и смущалась на улице, когда ее узнавали. На вопрос как такая красивая, удачная актриса и певица не заболела «звездной болезнью» Татьяна Ивановна объясняла, что она «просто всю жизнь вкалывала». Но никогда не жалела потраченных сил. Ведь оперетта, по ее выражению, это - » шампанское, которое греет кровь, будоражит сердца, исцеляет душу, делая молодых дерзкими, а людей в возрасте молодыми «.
У нее был очень красивый голос, и сама она была красавица, сохранив красоту до последнего дня

Татьяну Ивановну давно беспокоили разные недуги, она мужественно держалась, старалась сохранять форму и даже иногда выходила на сцену, как, например, на праздновании своего 80-летия. Однако годы брали свое, и в конце прошлого года состояние Татьяны Шмыги резко ухудшилось. У нее появились серьезные проблемы с сосудами ног, и ее госпитализировали в одну из столичных клиник. К сожалению, медикаментозная терапия оказалась бессильна. Дело дошло до ампутации.
В конце января актриса попала в реанимацию Боткинской больницы в отделение сосудистой хирургии.
О смерти известной артистки сообщили 3 февраля в Союзе театральных деятелей.

источники -сайт - .kino-teatr.ru

Шмыга больше полувека прослужила одному единственному театру - Московскому театру оперетты. Одного ее имени на афише спектакля было достаточно, чтобы зал был набит битком. Виолетта из «Фиалки Монмартра», Адель из "Летучей мыши", Диана из «Эспаньолы» Лопе де Вега...

А еще Татьяна Ивановна была молода - и душой, и телом. Привилегия преклонного возраста - говорить о возрасте. Но у Шмыги подробности медицинского и фармацевтического характера напрочь отсутствовали. А на 80-летнем юбилее всем казалось, что только вчера она точно также праздновала 40-летний. Пела и танцевала, ничуть не задыхаясь.

Накануне дня ее рождения своими воспоминаниями поделился с «КП» муж Шмыги композитор Анатолий Кремер.

- Татьяна Ивановна любила отмечать день рождения?

Нет, Новый год смешивал все ее личные планы. Поздравляли и с днем рождения, и с новогодним праздником. 31 декабря она наглухо закрывала двери в нашем доме и не подходила к телефону. Но звонки все равно прорывались и поэтому нам всегда хотелось на Новый год куда-нибудь смотаться. Но она очень любила дом: он для нее был самым лучшим прибежищем. Я иногда шутил над ней: «Ну все, Таня, ты села на помело». Это означало, что она начинала носиться по квартире с такой скоростью - обшибала любой угол. Пройди нормально, но нет - она летит. И бах! - синяк.

- А разговоры о смерти оперетты сильны преувеличены?

Нет, она не умрет никогда, хотя такой Шмыги, с ее уникальным голосом и пластикой, еще не будет лет сто. Ведь что сегодня представляет собой эстрада? Это - субкультура, растление людей, когда малограмотные певцы выходят на сцену и устраивают между собой конкурсы. Если есть такоезаведение под названием «Фабрика звезд», то надо закрывать искусство вообще. Точно также о современной эстраде думала и Татьяна Ивановна. Смотрел по телевизору передачу «Призрак оперы», где выступает цвет нашего шоу-бизнеса. В оперетте даже любой новичок поет гораздо лучше, чем эти суперпопулярные певцы. И меня потряс великолепный певец и человек со вкусом Зураб Соткилава, рассыпавшийся в комплиментах перед Ани Лорак, спевшую шмыговскую «Карамболину». «Ани, это прекрасно!». И Роман Виктюк его одернул: «Зураб Лаврентьевич, вспомни Таню Шмыгу...»

После просмотра «Севастопольского вальса» с участием Шмыги зрители в зале рыдали. Ее голос не предназначался для оперы, он был скорее камерным - для малой аудитории.

Лучшие дня

Но особость ее тембра, проникновенность восхищали. Из ансамбля в десять человек я лично моментально отличал Шмыгу по высокой вокальной технике. У выдающегося певца Ивана Семеновича Козловского был голосок крохотного объема, но то, что он пел, было слышно в каждом углу. Это называется полетный звук - он летит. Такую же уникальную особенность голоса имела и Татьяна Ивановна.

- Что она стремилась передать своим ученикам?

У нее не было учеников. О преподавании она всегда говорила: « Я не могу учить, это не мое дело». Весь дар Татьяны Ивановны ушел в ее актерское ремесло. За всю жизнь она обзавелась лишь двумя ученицами, одна их которых сейчас проживает в Австралии, а другая, Татьяна Константинова, работает режиссером театра.

- Спорили, когда обсуждали творческие моменты? Вы ведь написали для Шмыги пять спектаклей

Да, трения возникали, но я их подавлял железной рукой. Говорил: «Не будешь исполнять мое произведение лишь в том случае, если докажешь, что оно невозможно с профессиональной точки зрения».

- Всю жизнь Татьяна Ивановна считала: «Возраст идет по одной улице, а я по другой»...

Молодость ей была дана от Бога - она не делала никаких операций, а выглядела потрясающе. А еще она обладала невероятной работоспособностью. Даже будучи не совсем здоровой, она продолжала играть по 3-4 спектакля в месяц. И каждый раз перед выходом на сцену дрожала как маленькая девочка. А вообще она никогда не философствовала, не погружалась в какие-либо размышления и проблемы. Когда я интересовался ее мнением: «Тань, послушай, что я сочинил. Вот здесь сделать так или так...», она отвечала: «Это твое мастерство - ты и пиши. Мое дело - сыграть...»

- Правда, что Татьяна Ивановна не мыслила себя без мощного женского оружия - каблуков?

Да носила их постоянно, даже домашняя обувь у нее была на каблучке. До сих пор помещения Московского театра оперетты представляют собой катакомбы, капитального ремонта в нем не проводилось лет 30. И везде крутые лестницы. И вот по ним Шмыга бегала как девочка - цок, цок. Если только в здании отчетливо слышался перестук каблуков, все знали: «О, это Тань- Вань (так шутливо называли Шмыгу коллеги) появилась!»

А если серьезно, она от того и погибла, что все время была на каблуках. На юбилейном вечере, посвященном ее восьмидесятилетию, у нее уже болела нога. Но она провела на сцене почти три часа, и никто не заметил, какую боль она испытывает. Пела «Карамболину, Карамболетту» в том же сценическом костюме, в котором впервые исполнила роль Виолетты. Размер в размер. Татьяна Ивановна прожила довольно долгую жизнь - 82 года, смогла бы прожить и еще дольше, если бы не действия врачей. Точнее, их бездействие. Они ее убивали. «От чего лечите?» - мучительно допытывался я у них. Они, по-моему, сами не знали...

Краткая биография Имя: Татьяна
Фамилия: Шмыга
Дата рождения: 31 декабря 1928 | 82 года
Дата смерти: 3 февраля 2011
Место рождения: СССР
Пол: Женский
Семья: Рудольф Борецкий (развод), Владимир Канделаки (развод), Анатолий Кремер
Карьера: Актриса , дубляж , певица
Биография

Татьяна Ивановна Шмыга (1928 – 2011) - советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино. Татьяна Шмыга – единственная в России актриса оперетты, получившая звание Народной артистки СССР.

Родилась 31 декабря 1928 года в Москве.
В 1962 году певица впервые снялась в кино - в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». На сцене и экране Татьяна Ивановна сыграла более 60 ролей. Среди них - Чанита в оперетте «Поцелуй Чаниты» и Глория Розетти в спектакле «Цирк зажигает огни», Любаша в «Севастопольском вальсе» и Виолетта в «Фиалке Монмартра.

Семья. Ранние годы

Отец - Шмыга Иван Артемьевич (1899–1982). Мать - Зинаида Григорьевна Шмыга (1908–1975). Детство Тани было благополучным. Ее родители были образованными и воспитанными людьми, хотя к искусству прямого отношения не имели. Отец – инженер-металлист, много лет работал заместителем директора крупного завода, а мама была для дочери просто мамой, красавицей и умницей. Родители очень любили друг друга. А еще они любили театр, слушали Лещенко и Утесова, танцевали настоящие бальные танцы и даже брали за них призы.

Сначала она хотела быть юристом, но увлечение в школе песнями и танцами переросло в серьезную привязанность к музыке, и Таня начала брать частные уроки пения. «Я в детстве была очень серьезной и молчаливой, - вспоминала Т. Шмыга. - Хотела стать камерной певицей и даже поступила стажером в училище при Московской консерватории». Потом ее пригласили солисткой в хор при Министерстве кинематографии. Первое ее выступление, по сути, «боевое крещение», состоялось в кинотеатре перед началом сеанса.

В 1947 году Татьяна поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась 4 года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И.М. Туманова и С. Штейна.

Театра Оперетты

В 1953 году Татьяна Шмыга окончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность «артистка музыкального театра». Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в «Фиалке Монмартра» в постановке Г.М. Ярона. Ныне имя Татьяны Шмыги известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Но в ту пору, в начале артистической карьеры, впереди был огромный упорный труд. И только он мог проторить ей путь к славе.

Первые шаги в театре стали для нее как бы аспирантурой после студенческих лет. Татьяне повезло в том, что она попала в коллектив людей, преданных искусству оперетты, влюбленных в него. Главным режиссером театра был тогда И.Туманов, дирижером - Г.Столяров, балетмейстером - Г.Шаховская, главный художник - Г.Л.Кигель, художником по костюмам - Р.Вайнсберг. Великолепные мастера жанра оперетты Т.Бах, К.Новикова, Р.Лазарева, Т.Санина, В.Вольская, В.Володин, С.Аникеев, М.Качалов, Н.Рубан, В.Шишкин, Г.Ярон очень тепло встретили молодую выпускницу ГИТИСа, а она, в свою очередь, встретила великолепного наставника, артиста В.А.Канделаки, который год спустя стал главным режиссером Театра оперетты. Он был вторым мужем Татьяны Ивановны. Они прожили вместе 20 лет.

К.С.Станиславский говорил, что оперетта, водевиль - это хорошая школа для артистов. На них можно учиться драматическому искусству, вырабатывать артистическую технику. Во время VI московского международного фестиваля молодежи и студентов театр оперетты принял к постановке новую оперетту Ю.Милютина «Поцелуй Чаниты». Главную роль поручили молодой актрисе Татьяне Шмыге. После «Поцелуя Чаниты» роли Шмыги шли параллельно по нескольким линиям и слились воедино в работе, которую долгое время считали у нее лучшей - роли Глории Розетти в оперетте Ю.Милютина «Цирк зажигает огни».

Очень скоро Т.Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После Виолетты - ее первой роли - почитатели оперетты познакомились с ее Аделью в «Летучей мыши», Валентиной в «Веселой вдове», Анжелью в «Графе Люксембурге». В 1969 г. Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки...», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

В 1961 г. Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Ансимова Т.И.Шмыга находит себя на новом направлении. В ее репертуар входит жанр мюзикла. В феврале 1965 г. в театре прошла первая премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу по пьесе Б.Шоу «Пигмалион», где она сыграла роль Э.Дулитл.

Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо, хотя, быть может, она не сыграла всего, что хотела сыграть. В репертуаре Шмыги было, к сожалению, немного ролей классических авторов - Ж.Оффенбаха, Ш.Лекока, И.Штрауса, Ф.Легара, И.Кальмана, Ф.Эрве. Они в то время считались «буржуазными» и были в немилости у чиновников от культуры. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современиц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Шмыга стала непревзойденной исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях - таких, как «Белая акация», «Цирк зажигает огни», «Конкурс красоты», «Севастопольский вальс», «Поцелуй Чаниты». Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой.

В последние годы ее можно было увидеть и услышать в двух специально поставленных для нее спектаклях - оперетте «Катрин» (А.Кремер) и его же мюзикле «Джейн Ламберт», созданном по мотивам произведений С.Моэма. В театре «Московская оперетта» также шёл спектакль «Оперетта, оперетта».

Карьера в кино

В 1962 году Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Её, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общения с талантливыми актёрами и с интересным режиссёром Эльдаром Рязановым в фильме «Гусарская баллада». Шмыга сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

Сочетание изумительного, неповторимого голоса, подобного прозрачному, струящемуся ручейку, неземного обаяния, удивительной пластичности и танцевальности создавало творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной, но и драматической актрисы позволял ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. А её манера исполнения - грация, женственность и лёгкое кокетство сделали её неподражаемой.

Творческий путь Т.И.Шмыги - это более 60 ролей на сцене и на экране.
В концертном репертуаре актрисы - Мариетта («Баядера» И.Кальмана), Сильва («Сильва» И.Кальмана), Ганна Главари («Веселая вдова» Ф.Легара), Долли Галахер («Хелло, Долли»), Марица («Марица» И.Кальмана), Николь («Кварталы Парижа» Минха) и др.
В ноябре 1969г. Т.И.Шмыге было присвоено почетное звание Народной артистки РСФСР. Окрыленная успехом и признанием она блистательно играла спектакль за спектаклем. Вступив в пору творческой зрелости Т.Шмыга, актриса тонкого психологического плана, сохранила всю прелесть своего жанра, в котором есть и искристость, и эстрадная экстравагантность. Сочетание нежного, неповторимого тембра голоса, удивительной пластичности и танцевальности создает творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной и лирической, но и драматической актрисы позволяет ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. Многое в творчестве этой удивительной актрисы объяснено, но тайной остается ее женское очарование, прелесть застенчивой грации.

Личная жизнь

Татьяна Шмыга обладала удивительной скромностью: она всегда смущалась, когда ее узнавали на улице, и не считала себя примадонной. А на вопрос, как она сумела не заболеть «звездной болезнью», отвечала, что «просто всю жизнь вкалывала».

Продолжалась и ее гастрольная деятельность. Т.Шмыга объездила почти всю страну. Ее искусство знали и любили не только в России, но и на Украине, в Казахстане, Грузии, Узбекистане, Болгарии, Чехии, Словакии, Бразилии, США и других странах.
В свободное время Татьяна Шмыга любила читать русскую классику, поэзию, слушать симфоническую и фортепианную музыку, романсы. Очень любила живопись, балет.

Первый муж: Рудольф Борецкий (род. 1930) - Профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ; доктор филологических наук. Один из создателей научно-популярного, информационного и молодежного телевидения («Теленовости», программы «Знание», «В эфире - молодость» и др.).

Второй муж: Владимир Канделаки (1908-1994) - известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929-1994). Также выступал и ставил спектакли в московском Театре оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954-1964).

Последний, третий супруг: Анатолий Кремер (род. 1933) - композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Т. И. Шмыги, некоторые до сих пор с успехом идут в театре «Московская оперетта». Вместе они прожили более 30 лет.

Скончалась Татьяна Ивановна после долгой, продолжительной болезни. Шмыга попала в реанимацию Боткинской больницы в январе 2011 г. из-за серьезных проблем с сосудами. Ранее, по той же причине, Шмыга потеряла ногу.

Шмыга Татьяна Ивановна (1928 - 2011)

Будущая звезда советской оперетты Татьяна Шмыга родилась в Москве. Ее отец, Иван Артемьевич Шмыга, происходил из семьи поляков, эвакуировавшихся в годы Первой мировой войны от наступавших немецких армий в тыл Российской империи. Настоящая фамилия отца была Мицкевич, но когда бабушка после революции вторично вышла замуж, было решено, что вместо известной дворянской фамилии ему лучше носить фамилию отчима Шмыга. Инженер-металлист, Иван Шмыга занимал руководящий пост на крупном заводе, и семья жила вполне благополучно даже в непростые 1930-е годы. Родители Тани любили музыку, театр, слушали пластинки Лещенко и Утесова, много танцевали и даже брали призы на любительских конкурсах бальных танцев… Музыкой и танцами с детских лет увлеклась и Таня. Она мечтала о карьере певицы, и еще будучи школьницей брала частные уроки пения, потом поступила стажером в училище при Московской консерватории. Вскоре талантливую девушку пригласили в хор при Министерстве кинематографии, и Татьяна Шмыга стала солисткой этого хора. Первые ее выступления на публике проходили в кинотеатрах перед началом сеансов.


Потом было музыкальное училище им. Глазунова, куда Татьяна поступила в 1947 году, затем учеба на факультете музыкальной комедии ГИТИСа. В студенческие годы у Татьяны случилась и первая большая любовь. Ее мужем стал Рудольф Борецкий, будущий известный телевизионный деятель и профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ. Но тогда влюбленные были очень молоды (Рудольф на два года моложе Татьяны, хотя и она была совсем девочкой), к браку относились легкомысленно и семью не сохранили.
В 1953 году выпускница ГИТИСа Татьяна Шмыга была принята в труппу Московского театра оперетты. Ее коллегами и товарищами оказались такие мэтры музыкального театра, как Г. Ярон, В. Вольская, Н. Рубан, В. Шишкин, Т. Санина, В Канделаки. Они тепло встретили молодую артистку. Первая же роль Татьяны Шмыги - Виолетта в «Фиалке Монмартра» - превратила ее в восходящую звезду оперетты.

В.А. Канделаки, ставший в 1954 году главным режиссером театра, вскоре стал и мужем Татьяны. Второй муж был старше актрисы на двадцать лет, и многие подозревали в ее действиях расчет. Но это была большая любовь, и то, что ее избранник взрослый, сложившийся мужчина с жизненным опытом, как раз и привлекло Татьяну, а не оттолкнуло. Вместе они прожили 20 лет.

Жанр оперетты был в 1950-е годы более, чем популярен. Татьяна Шмыга подходила к своим ролям ответственно, вкладывая в них не только всю душу, ну и очень много труда. Она исполняла ведущие роли в оперетте «Поцелуй Чаниты», премьера которой была приурочена к Московскому международному фестивалю молодежи и студентов, в «Летучей мыши», «Веселой вдове», «Графе Люксембурге».
Шмыгу признавали лучшей исполнительницей партии Глории Розетти в музыкальной новинке отечественного театра - оперетте Ю. Милютина «Цирк зажигает огни». В «Фиалке Монмартра» ей предлагают новую роль - примадонны Нинон. Блестящее исполнение Шмыгой «Карамболины-Карамболетты» надолго останется непревзойденным шедевром. Музыкальный талант, великолепный голос, блестящие хореографические данные, красота и экстравагантность, присущие актрисе, сливаются на сцене в феерический букет, делая ее исполнение уникальным. В 1961 году Татьяна Шмыга становится заслуженной артисткой РСФСР.

Через год она впервые снимается в кино. Эльдар Рязанов предлагает ей небольшую, но яркую роль французской актрисы Луизы Жермон в фильме «Гусарская баллада».
В 1960-е годы в советский музыкальный театр проникает новое направление, прежде считавшееся «буржуазным», - мюзикл. Шмыге этот жанр вполне подвластен; ее Элиза Дулитл в мюзикле Ф. Лоу «Моя прекрасная леди» по пьесе Б. Шоу «Пигмалион» стала одной из самых заметных партий на театральной сцене в 1965 году и упрочила славу актрисы. В том же году была подготовлена премьера «Вестсайдской истории» Л. Бернстайна; Татьяна Шмыга вновь снискала огромный успех, исполнив роль Марии.

В 1969 году Т.И. Шмыге было присвоено звание «Народной артистки РСФСР». Она блистательно исполняла все новые роли - и на сцене своего родного Московского театра оперетты, и в концертных программах. Ролей у актрисы набралось свыше 60, и каждая была заметным театральным событием. Она выступала и в классических постановках музыкального жанра, исполняя ведущие партии в опереттах И. Штрауса, Ф. Легара, Ж. Оффенбаха, И. Кальмана, и в новаторских спектаклях на музыку Д. Шостаковича («Москва-Черемушки»), К. Хачатуряна («Простая девушка»), Р. Гаджиева («Куба - любовь моя»), В. Мурадели («Девушка с голубыми глазами»), А. Долуханяна («Конкурс красоты»), Т. Хренникова («Белая ночь») и др.
Татьяна Шмыга была единственной актрисой театра оперетты, удостоенной звания «Народная артистка СССР». Она стала лауреатом Государственной премии им. Глинки, имела ряд высоких наград, среди которых ордена «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени», «За заслуги перед Отечеством» IV степени. При этом Татьяна Шмыга никогда не состояла в КПСС и не принимала заметного участия в общественной деятельности советского образца.

Третий муж Татьяны Шмыги, композитор и дирижер Анатолий Львович Кремер, занимая пост главного дирижера оркестра театра Сатиры, но при этом много работал в сотрудничестве со своей супругой. Он - автор оперетт «Эспаньола», «Катрин», «Джейн» и мюзикла «Джулия Ламберт», главные роли в которых были написаны для Татьяны Ивановны. Отношения супругов были окрашены не только большой любовью, но и настоящей преданной дружбой и полным творческим взаимопониманием.
Сама Татьяна Шмыга считала, что в ее жизни не происходило ничего необычного, были только напряженная учеба и большой труд, вложенный в роли. «Нет у меня никакой биографии , - сказала она как-то журналисту, бравшему у нее интервью. - Родилась, училась, теперь работаю. В ролях вся моя биография »…

До 2009 года Шмыга выходила на сцену, потом здоровье стало сдавать и, самое страшное, из-за больных сосудов отказали ноги. Актриса мучилась от болей, перенесла ряд тяжелых операций... В конце концов ей ампутировали ногу. Это сломило Татьяну Ивановну. Вскоре она умерла. Это случилось 3 февраля 2011 года.

Но в памяти многих поколений зрителей Татьяна Шмыга осталась молодой и прекрасной.

Татьяна Ивановна Шмыга (31 декабря 1928, Москва) - выдающаяся советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино, народная артистка СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки (1974).

Родилась 31 декабря 1928 года в г. Москве. Отец - Шмыга Иван Артемьевич (1899-1982). Мать - Шмыга Зинаида Григорьевна (1908-1995).

Детство артистки было благополучным. Родители Татьяны были интеллигентными людьми, любили театр, слушали Лещенко и Утёсова, вечерами устраивали домашние балы, где танцевали самые настоящие бальные танцы.

В 1947 году Татьяна поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И. Туманова и С. Штейна. В 1953 году Татьяна Шмыга окончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра".

Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра" в постановке Г.М. Ярона. Ныне имя Татьяны Шмыги известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

После Виолетты - её первой роли - почитатели оперетты познакомились с её Аделью в «Летучей мыши», Валентиной в «Весёлой вдове» и Анжелью в «Графе Люксембурге». В 1969 году Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки…», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

В 1961 Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Ансимова Т.И.Шмыга находит себя на новом направлении. В ее репертуар входит жанр мюзикла. В феврале 1965г. в театре прошла первая премьера мюзикла "Моя прекрасная леди" Ф.Лоу по пьесе Б.Шоу "Пигмалион", где она сыграла роль Э.Дулитл.

В 1962 году Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Её, человека, преданного театру, привлекла возможностьтворческого общения с талантливыми актерами и с интересным режиссёром Эльдаром Рязановым в фильме "Гусарская баллада". Шмыга сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

Лучшие роли в Московском театре оперетты (часто - первая исполнительница) были связаны с произведениями советских авторов: Тоня («Белая акация» И. Дунаевского), Чанита, Глория и Марфа («Поцелуй Чаниты», «Цирк зажигает огни» и «Девичий переполох» Ю. Милютина), Любаша («Севастопольский вальс» К. Листова), Галя («Конкурс красоты» А. Долуханяна), Роксана («Неистовый гасконец» К. Караева), Зюка («Пусть гитара играет» О. Фельцмана), Любовь Яровая («Товарищ Любовь» В. Ильина), Самарина («Господа артисты» М. Зива), Диана, Джулия Ламберт, Катрин, Джейн («Эспаньола», «Джулия Ламберт», «Катрин», «Джейн» - все А. Кремера). Также исполняла некоторые главные роли в опереттах западно-европейских композиторов: помимо упомянутых, Герцогиня Герольштейнская («Великая герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбаха).

В ноябре 1969 года Т. И. Шмыге было присвоено почётное звание Народной артистки РСФСP. Эта актриса по праву заслужила не только народное, но и государственное признание. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание «Народная артистка СССР» (1978). Она удостоена Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки, награждена орденами «Знак Почёта», «Трудового Красного Знамени» и «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Личная жизнь

Первый муж: Владимир Канделаки (1908-1994) - известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929-1994). Также выступал и ставил спектакли в московском Театре оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954-1964).

Нынешний супруг: Анатолий Кремер (род. 1933) - композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Т. И. Шмыги, некоторые до сих пор с успехом идут в театре «Московская оперетта». Они вместе уже более 30 лет.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!