Мастер и маргарита булгаков впечатления. Мои впечатления после прочтения романа Мастер и Маргарита Булгаков М

Роман этот я долго отказывался читать, во многом из-за того, что его советовали все кому не лень. Тем более общую историю, думаю, знают почти все, и я в том числе, и это была ещё одна причина не читать. Но вот, начав читать полгода назад и осилив половину, я таки вернулся к ней и добил вторую половину.

Отзывов на книжку есть миллион и ещё немного, поэтому поначалу не хотел писать и его, но вот нашло настроение и подумал - а почему бы и нет. Тем более это был отличный повод увильнуть от правок своей книжки.

Всё по той же причине (известности), рассказывать сюжет, думаю, не нужно, поделюсь лишь мнением. Основная ветка, московская, мне откровенно не понравилась. Интерес вызывало только появление Воланда, но он участвовал всего в нескольких сценах, а всё остальное время действовали его слуги, и за них читать было скучно. Как скучал я и при повествовании за остальных персонажей. В романе полно действующих лиц, и я всё ждал, когда они сыграют свою роль, но, по сути, важный персонаж там всего один - тот, кто загремел в психушку, и через которого нас познакомили с Мастером. Все остальные… ну да, они как бы выражают то, что хотел донести автор, всякие вторичные идеи, высмеивание и тому подобное. Но роман, как мне кажется, всё же не об этом. Не о них. Их истории хотелось скорее дочитать и забыть, особенно в конце, когда описывались действия милиции, все эти поиски и допросы.

В общем, первую часть книги я откровенно скучал, а вот на второй, когда появились вставки из прошлого (они были и в первой половине, но всего один или два раза, кажется), когда Воланда стало больше, когда начали появляться параллели - вот здесь стало интереснее. Но, опять же - читать всю эту историю Маргариты - увольте. Как она отрывалась на отвергнувших Мастера критиках, как чудила и веселилась, или как стояла на балу и знакомилась со всеми… Да, это показывает характер персонажа, но… зачем? Вот это «зачем?» меня не покидало до конца романа. Когда стали соединяться ветки прошлого и настоящего ответ, казалось бы, появился, но книга закончилась, и я понял, что «зачем?» никуда не делось.

Наверное, ещё стоит упомянуть, что с библией и всем связанным с ним я знаком только по услышанному мимоходом. Вполне допускаю, что какие-то аллюзии прошли мимо меня. А может быть и просто что-то упустил. Но в целом книжка оставила ощущение не законченности. И я говорю не о продолжении, как раз наоборот. Концовка вроде бы вполне логична, но так и хочется спросить - и чо? Вот я прочитал о страданиях людей, о муках Мастера и Маргариты, вот они получили… даже не знаю, наказание или награду, не столь важно. Но - и чо?

Возможно, виноваты те самые завышенные ожидания. Эту книжку советовали столько раз и столько лет, что и не упомню даже. И я ожидал от неё чего-то большего. Сам не знаю чего. Но встретить вот такое, незавершённое - такого я не ожидал точно.

При этом я не могу ничего плохого сказать обо всём остальном. Персонажи живые, действуют сообразно характерам, очень даже понятным характерам. Не нравился местами стиль, особенно когда автор явно выступал в роли повествователя, но это дело такое.

Забавно, но больше всего вопросов вызывают действия Воланда. Понятно, что он парень не простой - Сотона во плоти, и обычным смертным его понять не дано, но… его госпожой обязательно должна быть женщина по имени Маргарита? Серьёзно? Он Сотона всея планеты, и балы соответственно тоже даёт по всему свету. Как он отыскивает этих Маргарит где-нибудь в Китае? А в Зимбабве? Или до посещения такой низкосортной страны он не снисходит? Тем более он же, блин, сотона, какие нафиг правила? В общем, это вместе с большей частью бала вызвало у меня недоумение, да и котяра с товарищами откровенно раздражали, особенно в конце, когда они пошли наедаться в дорогу.

С удовольствием были прочитаны только отрывки из прошлого. Оно и не удивительно - их писал Мастер. Местами с перебором в описаниях, но в целом - интересно. Даже для небольшой интриги место нашлось, что я сразу оценил и одобрил. Но этого было мало и оно не перевесило впечатлений от остальной книги, потому мнение сложилось вот такое - отрицательное.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» прочитало огромное количество людей, он переведен на многие языки и поставлен на сценах театров бесчисленное количество раз. Однако, он, этот роман, все еще не раскрыт до конца, мы еще далеки от осмысления всех истин, прямо или косвенно преподносимых нам автором. Критики и публицисты все еще бьются над бесконечными загадками: кто такой Воланд, где искать истоки сюжета, кто прототипы героев, можно ли трактовать роман как своего рода римейк Евангелия? И каждый человек, читая и перечитывая бессмертные строки Булгакова (ведь «рукописи не горят»), находит свою истину, испытывает свои чувтва, так непохожие на чувства других и так не похожие на чувства испытанные впервые при прочтении. На мой взгляд, чтобы лучше понять роман Булгакова, его стоит перечитать хотя бы дважды. Иначе истина может ускользнуть. Читатель, впервые открыв страницы «Мастера и Маргариты», следит за сюжетом, вчитывается в диалоги и пытается угадать развязку. Но взяв в руки книгу во втрой раз и зная практически все события, пытливый ум следит теперь за развитием философских идей, за неодназначной трактовкой автром вечных истин и за чудесными превращениями добра во зло и наоборот. Потом может быть и третий и четвертый раз.

Мне было очень интересно читать «Мастера и Маргариту». Не скрою, иногда поступки и слова героев казались мне непонятными и лишенными смысла, иногда мне казалось, что герои не должны переступать черту, отделяющую порок от праведности и безумие от разума. Но Булгаков писал свой роман не в угоду публике и критикам. Как мы знаем «Мастера и Маргариту» многие трактуют как духовное завещание писателя, и поэтому, наверное, очень многие его мысли резко очерчены в романе. И от этого все строчки наполняются сакральным смыслом.

Мне очень интересна была фигура Понтия Пилата, прощенного в конце Мастером, хотя по ходу действия выясняется, что Пилат был не так уж и виновен в смерти Иешуа, ведь он все-таки пытался спасти его. В Евангелие мы этого не найдем. И вообще в романе все перевернуто с ног на голову, и Воланд, этот дьявол во плоти, представляется нам чуть ли не ангелом: «ваш роман прочитали, -- заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, -- и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость -- самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Получается, что Воланд, чуть ли не оракул, устами которого разговаривает с нами Иешуа, Иисус, которого распяли. Но и этот Иешуа, получается любит распявшего его Пилата и прощает его, или это Мастер прощает прокуратора, или Воланд?

Роман раскручивается как бесконечный клубок ниток, кажется, что все события взаимосвязаны, и, в то же время, никакой связи нет. Те, кто вначале кажутся жестокими и плохими, в конце оказываются милосердными и хорошими. Сначала Воланд пугает, эти бесчисленные убийства и превращения, этот страшный бал с чередой убийц и душегубов, да он ведь и сам Сатана! Но вот он позволяет Маргарите простить Фриду, вот он возвращает Мастеру его квартиру и лампу, вот он достает сожженую рукопись, и мы невольно вместе с Мастером восклицаем: «Всесилен, всесилен!» Иногда Воланд кажется даже всесильнее Бога, потому что так просто, походя, распоряжается жизнями и душами моквичей, занимает квартиры и перемещает отдельные личности в пространстве. Но москвичи сами виноваты, «квартирный вопрос их испортил», а потому наступила власть Воланда.

Очень интресно мне было следить и за приключениями свиты Воланда. Именно из реплик Бегемота и Азазелло мы узнаем об основных пороках того времени, именно глазами этих героев мы видим общество того времени. И поэтому именно в диалогах этих героев так много сатиры. Ведь «Мастер и Маргарита» - прежде всего, социальный роман, высмеивающий людские грешки и обращающий на них внимание, и, благодаря мастерству Булгакова-писателя, Москва тех годов очень ярко предстает перед нашим мысленным взором: «Они, они! -- козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе, -- вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!». Смешных моментов очень много в романе, и иногда думается, почему нельзя вот так в реальной жизни сказать «Брысь!» и преместить таких вот лиходеевых куда-нибудь в Ялту или еще дальше. Вообще, похождения Воландовской свиты похожи на сказку, потому что они наказывают плохих и поощряют хороших, но не забывают и напроказничать. Без них не было бы в романе этого колорита, напоминающего где-то похождения Остапа Бендера из «Золотого теленка» и «Двенадцати стульев».

Повторюсь, но очень интересно было читать страницы, посвященные Понтию Пилату. В Библии его образ мы находим очерченным очень поверхностно, а в романе нам переданы все его чувства и мысли. Читая о нем, я невольно представляла себя на его месте, да и каждый, наверное, делал то же самое. Здесь Булгаков ставит извечную проблему ответственности за свои деяния. Пилат облечен властью, он может повелевать и наказывать, и вот к нему приводят «преступника» Иешуа, и он его выслушивает и проникается состраданием к нему. Но почему? «Га-Ноцри уходил навсегда, и страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти. Но не эта мысль поразила сейчас Пилата. Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балконе, пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал». Потом то, что не дослушал Пилат две тысячи лет назад, объяснит ему полубезумный писатель Мастер. Вот так причудливо переплетается время. Во время чтения меня постоянно волновал вопрос: кто главный герой романа, Мастер или Понтий Пилат? Потом я поняла, что это, наверное, решает каждый для себя. Для меня героем стал Пилат, слишком много выпало ему пережить при жизни, и после, но все же он был «отпущен». Страдания его так сильны, и сердце его переполнено такой тоской, ведь где-то в душе он понимает, что войдет в историю как прокуратор, отдавший приказ убить Бога, как не пародаксально это звучит. И как потом он раскаивается, и этот молчаливый приказ убить Иуду, предавшего Иешуа, преподносится нам, как еще одна попытка искупить свою неискупимую вину. По билейским законам нельзя убивать, даже если убийство – это отмщение, но в «Мастере и Маргарите» все вверх ногами: «Я, прокуратор, пятнадцать лет на работе в Иудее. Я начал службу при Валерии Грате. Мне не обязательно видеть труп для того, чтобы сказать, что человек убит, и вот я вам докладываю, что тот, кого именовали Иуда из города Кириафа, несколько часов тому назад зарезан». Вот так прокуратор пытался «спасти» Иуду и сделать все возможное для человека, которого обрек на смерть: похоронить его, и отблагодарить людей, помогавших Иешуа.

Интересно следить и за развитием женских судеб в романе, и конечно, в первую очередь судьбы Маргариты. В Евангелие мы также найдем ее - это Мария Магдалина, святая блудница. Но также как священна Мария Магдалина, так и Маргарита в романе Булгакова играет свою священную роль. Она скорее мать, чем жена, королева, чем нищенка, святая, чем грешница, несмотря даже на то, что мы видим ее правительницей на балу всех грешников. Маргарита – это пример всепрощающей и всепоглащающей любви. Она способна любить всеми проклятого, безумного Мастера, и эта любовь перерождает ее. Наверное, она даже не Мария Магдалина, а скорее прародительница Ева, давшая начало всему людскому роду на земле. Вообще мотивы смерти, перерождения и новой жизни очень сильны в романе. Мастер перерождается в больнице, встречая там своего наставника Бездомного, Маргарита перерождается, помазавшись волшебной мазью, Пилат, перерождается «убив» Иешуа и Иуду, и один лишь Воланд вечен.

Нет сомнения в том, что роман «Мастер и Маргарита», действительно, великое произведение. Для меня он как настольная книга, и я знаю, что сколько бы раз я его не перечитывала, я всегда найду что-то новое. Наверное, можно перечитать роман следя, например, только за жизнью Мастера, или только за действиями Воланда, но тогда придется перечитать его огромное количество раз, но, может быть, тогда мы все-таки сможем понять, кто является носителем той силы, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо», потому что мне, например, кажется, что это не обязательно Воланд. Роман «Мастер и Маргарита» – это еще и гимн простому человеку, который, поверив в себя, способен совершать великие поступки, так же как и сделал это, поверив в себя и в слова несчастного заключенного, жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

Прочитав всемирно известный роман Булгакова «Мастер и Маргарита» я осталась под впечатлением, в хорошем смысле этого слова. В процессе чтение возникает бесчисленное множество тайн, загадок и неясностей, о которых до сегодняшнего дня спорят литературные критики, потому как не могут придти к общему мнению. Я считаю, что Булгаков сумел создать величайший роман в истории огромной мировой литературы. В романе были описаны весьма разнообразные темы, которые, не смотря ни на что, были «связанными». Сюжетная линия тесно перекликается с Библейской историей, а также с событиями, описанными в Новом Завете. Однако повествование в «Мастере и Маргарите» ведется от лица сатаны, в следствие чего мы можем услышать и второе неофициальное название романа — «Евангелие от сатаны».

Смысл романа крайне глубокий. Первый смысл заключается в том, что читатель думает о добре, смотря на свет лица Иешуа Га-Ноцри. А второй смысл романа – это зло — тьма в обличие Воланда. По ходу чтения читатель невольно наталкивается на этих двух героев-противоположностей и соответственно и на их на философские рассуждения.

«Встречу» с Воландом каждый герой пережил по-своему. Лично я не считаю сатану темной личностью. В романе сатана предстал в обличии несущего истину, так же как и Иешуа. . И взяточник Босой, финдиректор и директор Варьете Римский и Лиходеев, и конферансье Жорж Бенгальский, и буфетчик Соков — все они были жестоко наказаны свитой Воланда. У всех этих героев остались неприятные, жуткие воспоминания о встрече со свитой сатаны, или же им самим.

Грядущие наказания за свои поступки – вот основная идея Булгакова.В каждой строчке романа присутствует истина. Истина – это то, что создано богом и не осквернено. На мой взгляд, Булгакову все же удалось написать свой шедевральный роман, в котором только настоящий мастер смог бы так плавно соединить будущее и прошлое, свет и тьму, добро и зло.

Мои впечатления после прочтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

1.5 (30%) 2 votes

На этой странице искали:

  • мастер и маргарита сочинение
  • сочинение на тему мастер и маргарита
  • образ маргариты в романе мастер и маргарита сочинение
  • моё впечатление о романе мастер и маргарита
  • сочинение по роману Мастер и Маргарита

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», мне кажется, одно из самых загадочных и интересных произведений в русской литературе. Каждый пласт романа, будь то сюжет, система образов героев, композиция, язык повествования – всё необычно, непривычно для глаза читателя. Здесь переплетаются фантастика и реальность, поэзия чувств и сатира.
Роман настолько масштабен по замыслу, глубок, многогранен, что отвечает на множество «вечных» вопросов, волнующих автора и Человека вообще. По-моему, практически все темы, интересовавшие классиков 19-20 веков, нашли особое отражение в романе. Это тема любви, добра и милосердия, свободы, выбора, тема судьбы художника и искусства, тема народа и власти, тема веры и безверия. В этом произведении автор рассматривает такие сложные, спорные философские проблемы, как бессмертие и воскресение души, борьба добра и зла.
Необычайно интересна композиция романа. Мы можем выделить три места действия, вместе с тем и три временных пласта: Москву 1920-1930-х годов, древний Ершалаим и фантастический мир, где царят тёмные силы. Роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри занимает меньше текстового пространства, чем роман о судьбе Мастера, но он играет важную смысловую роль, так как содержит глубокий философский подтекст. Он состоит из четырех глав, которые как бы рассыпаны в тексте повествования о Мастере и Маргарите. Роман о Пилате вводится в повествование при помощи персонажей, входящих в систему образов главного романа, вследствие этого главы о Понтии Пилате становятся частью романа о Мастере и Маргарите. Булгаков настолько искусно переплетает временное и событийное пространство, что мы, не замечая, словно во сне, от беседы Иешуа и Понтия Пилата переходим к описаниям проказ свиты Воланда, а вот уже читаем о любви Мастера и Маргариты. Оттого сюжет кажется нам подвижным, многомерным.
Наверняка каждый читатель найдёт в этом произведении интересную ему тему или любимого героя. Самой загадочной, интересной личностью в романе для меня оказался Воланд, появившийся вместе с Азазелло, Коровьевым и Бегемотом в современной автору советской Москве. Целью визита Воланда было узнать, изменился ли человек за многие века; что движет сегодня его поступками, чем живёт его душа. Эпиграф к роману «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» помогает понять авторскую мысль. Разоблачая зло, Воланд тем самым служит добру и красоте, то есть восстанавливает равновесие между Добром и Злом. Сатана всегда противопоставлялся Богу. Булгаков же вольно обходится с ним и делает Воланда защитником Бога как единственного критерия добра и зла, нравственности и безнравственности в человеке, но сам судит людей безжалостно, не любя.
Булгаков показывает что «бесовское» начало живёт в каждом человеке. Автор показывает нам образ жизни ассоциации литераторов, для которых первым делом является вкусно поесть и поплясать. Зависть, карьеризм, умение устроиться, ненависть к талантливым – вот нравственный портрет тех, кто делал литературу по социальному заказу.
Только наличием тёмной стороны в душе можно объяснить взяточничество председателя жилтоварищества Босого. Кто заставлял его прописывать за деньги, вселять в освободившиеся комнаты за взятку?
«Сеанс чёрной магии» собрал этих героев и других жителей Москвы. Массовый гипноз показал в каждом его внутреннее «я» - человека алчного, грубого, с низкопробными вкусами, любителя хлеба и зрелищ. Но Булгаков, ужаснувшись своему беспощадному гротеску, «спасает» зрителей криками Бенгальского, трепача и фигляра, которому кот Бегемот оторвал голову, поручает Воланду произнести «приговор»: «Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…». Но настоящее наказание ожидало многих на Великом балу у Сатаны. По-моему, сцена бала – самое великолепное место в романе. Этот эпизод является кульминационным для всего сюжетного действия. Воланду нужно было дать оценку увиденному за три дня в столице, нужно было, чтобы Московская жизнь предстала в зеркале вечности. Описание интерьера бальных залов, участников бала, их диалогов сразу напомнило земную жизнь: стена тюльпанов, фонтаны, камины, реки шампанского и коньяка, танцы, в которых сплелись все человеческие пороки – честолюбие и донос, чревоугодие, ревность. Звуки и краски бала сгущены, словно автор задумал изобразить модель целого мира со всеми джазовыми оркестрами, всем выпиваемым человечеством вином, всеми яствами, съедаемыми миллиардами желудков, всей роскошью, потребляемой в ущерб природе во имя удобства и тщеславия. Человек, который праздновал свою короткую жизнь так жадно, бездумно, по Булгакову обменял на пустоутробие свою душу. Скелеты, прах, оставшиеся от прежних красавцев и красавиц, рассказали читателю о делах человеческих: о фальшивомонетчиках, государственных изменниках, убийцах и палачах (Калигула, Мессалина, Малюта Скуратов – исторические персонажи). Слаженный танец символизирует единство для всех танцующих таких идолов, как власть, карьера, деньги, любовь, комфорт. Атеистическая теория Берлиоза, что «по отрезании головы жизнь прекращается», опровергнута Воландом. Он напомнил всем, что после смерти «каждому будет дано по его вере». Главная мысль, заключённая в романе, раскрывается в сцене бала – человек свободен в своём нравственном выборе между Богом и Дьяволом, ничто не освобождает его от ответственности за добро на земле.
Мир булгаковского романа ярок и блестящ. Жизнь в многообразии красок, в блеске неповторимого, поражающего воображение и подстёгивающего фантазию, в ярком кипении причудливых оболочек, «мистерия-буфф» - вот стихия Булгакова. Я думаю, это одно из самых ярких и талантливых творений в русской литературе.


Прочитав всемирно известный роман Булгакова “Мастер и Маргарита” я осталась под впечатлением, в хорошем смысле этого слова. В процессе чтение возникает бесчисленное множество тайн, загадок и неясностей, о которых до сегодняшнего дня спорят литературные критики, потому как не могут придти к общему мнению. Я считаю, что Булгаков сумел создать величайший роман в истории огромной мировой литературы. В романе были описаны весьма разнообразные темы, которые, не смотря ни на что, были “связанными”. Сюжетная линия тесно перекликается с

Библейской историей, а также с событиями, описанными в Новом Завете. Однако повествование в “Мастере и Маргарите”; ведется от лица сатаны, в следствие чего мы можем услышать и второе неофициальное название романа – “Евангелие от сатаны”.

Смысл романа крайне глубокий. Первый смысл заключается в том, что читатель думает о добре, смотря на свет лица Иешуа Га-Ноцри. А второй смысл романа – это зло – тьма в обличие Воланда. По ходу чтения читатель невольно наталкивается на этих двух героев-противоположностей и соответственно и на их на философские рассуждения.

“Встречу” с Воландом каждый герой

пережил по-своему. Лично я не считаю сатану темной личностью. В романе сатана предстал в обличии несущего истину, так же как и Иешуа. . И взяточник Босой, финдиректор и директор Варьете Римский и Лиходеев, и конферансье Жорж Бенгальский, и буфетчик Соков – все они были жестоко наказаны свитой Воланда. У всех этих героев остались неприятные, жуткие воспоминания о встрече со свитой сатаны, или же им самим.

Грядущие наказания за свои поступки – вот основная идея Булгакова. В каждой строчке романа присутствует истина. Истина – это то, что создано богом и не осквернено. На мой взгляд, Булгакову все же удалось написать свой шедевральный роман, в котором только настоящий мастер смог бы так плавно соединить будущее и прошлое, свет и тьму, добро и зло.

Глоссарий:

  • мастер и маргарита сочинение
  • сочинение на тему мастер и маргарита
  • образ маргариты в романе мастер и маргарита сочинение
  • моё впечатление о романе мастер и маргарита
  • сочинение по роману Мастер и Маргарита

Другие работы по этой теме:

  1. В каком герое романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита” воплощена идея всепрощения? Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”? а. Гоголь...
  2. Смысл названия. Считается, что существует 8 редакций рома­на с разными заглавиями: “Сатана”;, “Князь тьмы”;, “Черный маг”;, “Инженер с копытом”;. Все эти названия говорят о желании...
  3. В 1966-1967 года впервые вышел в свет роман “Мастер и Маргарита”. Роман вызвал бурный интерес, потому как был полон разнообразными литературными жанрами: реализмом, фантастикой, гротеском....
  4. Жанрово-композиционные особенности. Булгаков создал необыкновенный роман, тайна которого не разгадана до сих пор. Писатель, по наблюдению Е. А. Яблокова, сумел слить в нем воеди­но поэтику...
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!