Методология дошкольной. Методологические основы дошкольной педагогики

щь

ици

С точки зрения гуманистической концепции

Современные педагогические теории и концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника

Педагогическая теория - система знаний, описывающая и объясняющая строго очерченный круг педагогических явлений, структурными элементами которой являются идеи (исходные положения), понятия; законы и закономерности, принципы, правила, рекомендации.

Педагогическая концепция - это система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осуществления.

В качестве методологических ориентиров в современной дошкольной педагогике выделяют следующие концепции детства.

Концепция Природа детства рассматривается в контексте

Д. Б. Эльконина конкретно-исторических условий, которые определяют

развитие, закономерности, своеобразие и характер изменения детства человека.

Детство рассматривается как социально­психологическое явление в жизнедеятельности человека, как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей, овладения человеческой культурой.

Роль взрослого - оказание помощи ребенку в овладении родным языком, практическими действиями, культурой.

Концепция Д. И. Фельдштейна Детство - особое явление социального мира. Функционально детство - необходимое состояние в системе развития общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения, подготовки к воспроизводству будущего общества. Содержательно детство - это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, определения себя в окружающем мире, собственная самоорганизация в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах и взаимодействиях со взрослыми и другими детьми. Сущностно детство - особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, значительно проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.
Концепция Ш. А. Амонашвили Детство определяется как безграничность и неповторимость, как особая миссия для себя и для людей. Ребенок наделен от природы неповторимым индивидуальным сочетанием возможностей и способностей. Взрослый должен помочь ему вырасти, создать условия доброжелательности и заботы, и тогда ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям радость. «Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией».
Концепция В. Т. Кудрявцева Детство определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Ценность детства во взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Выделяются две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок - культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, который поддерживает и обогащает опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.
Концепция детства В. В. Зеньковского Подчеркивается особая роль игры в детстве. В игре ребенок активен, он фантазирует, воображает, творит, переживает, создавая образы, которые всплывают в сознании и которые служат средством выражения эмоциональной сферы, а сама игра служит целям телесного и психического выражения чувств ребенка.

Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности.

Концепции воспитания.

В период с 1917 по 1990-е гг. в нашей стране активно развивалась система общественного дошкольного воспитания, что было связано с социальными, общественно-политическими изменениями. Происходила коррекция реальной цели и концепций воспитания подрастающего поколения.

В 1920-х - начале 1930-х гг. ведущей была концепция Н. К. Крупской. Основные направления концепции: воспитание идейной направленности; коллективизма, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

В этот период появляются первые программные документы - Проект программы детского сада (1932 г.) и Программа и внутренний распорядок детского сада (1934). В конце 1930-х гг. в концепцию вводится требование патриотического и интернационального воспитания.

1950-е гг. характеризуются вниманием к умственному развитию детей, в программу было введено обязательное обучение детей (А. П. Усова).

Постановление 1959 г. об объединении яслей и детского сада в единое дошкольное учреждение вызвало к жизни Программу воспитания и обучения детей в детском саду (1962 г.). В дальнейшем эта программа переиздавалась и уточнялась вплоть до 1989 г. Все программы были направлены на подчинение одной идеальной цели - воспитанию всесторонне развитой гармоничной личности - и были едиными и обязательными для всей системы дошкольного воспитания.

В 1989 г. появляется новая концепция личностно-ориентированной модели построения педагогического процесса и взаимодействия взрослого и ребенка в детском саду. Ведущая идея - развитие индивидуальности личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания идейности, патриотизма, коллективизма.

Важным событием в этот период было принятие народами мира Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. В документах говорится, что ребенок имеет право на защиту, на социальное обеспечение, получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и т. д.

В 1990-х гг. появились новые вариативные программы, основанные на концепции личностно-ориентированного подхода в воспитании: «Детство» (СПб., 1996), «Радуга» (М.,1996), «Развитие» (М., 1994), «Истоки» (М., 1997) и др.

В настоящее время широко распространена педагогическая концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности(М. В. Крулехт, 2003). Целостное развитие ребенка - это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

В дошкольном возрасте ребенок осознает собственное «Я», обретает компоненты «Я-концепци и» (мой пол, мои интересы, достижения, ценности, отношения со взрослыми и ровесниками), стремится к самостоятельности («Я сам»), устанавливает отношения с окружающими его людьми, миром вещей, природы. Ребенок развивается в деятельности, в ней он самореализуется, самоутверждается. Интеллектуальное, эмоционально­личностное развитие ребенка, его социальный статус и благополучие связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта требует специальных педагогических технологий и программ в целях развития его индивидуальности.

Традиционный подход включает физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет полового, правового, экологического, этнокультурного и др.

Современные педагогические теории реализуют принцип интеграции, который находится в стадии научного осмысления (Г. М. Киселева, Ю. Н. Рюмина, С. М. Зырянова, B. C. Безрукова и др.). B. C. Безрукова рассматривает педагогическую интеграцию в трех аспектax:

✓ как принцип (основоположение) современного состояния педагогической теории (например, «Проблемы нравственно-трудового воспитания дошкольников», «Психофизическое благополучие детей», «Познавательно-речевое развитие детей»). При такой интеграции достигаются более высокие результаты в научной и педагогической деятельности, вскрывается взаимосвязь различных сторон развития и воспитания детей;

✓ как процесс непосредственного установления связей между объектами и создания новой целостной системы (например, сочетание в одном занятии разных видов искусств), объединение форм и методов познавательной деятельности (наблюдение + рассказ + экспериментирование + модель);

✓ как результат (форма, которую обретают объекты, вступающие во взаимосвязь друг с другом), - интегрированные занятия, модульное обучение и т.д.).

В теории и практике дошкольного образования наиболее показательна интеграция средств обучения, например синтез искусств. Интеграция заставляет искать новые формы обучения. Идет поиск путей интеграции видов деятельности («игра-труд», «конструирование-игра» и т.п.).

ТЕМА 4.

ГУМАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Критерии отбора содержания образования (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин):

1. Целостное отражение в содержании образования всех компонентов социального опыта.

2. Высокая научная и практическая значимость содержания, подлежащего усвоению.

3. Соответствие сложности содержания реальным возможностям данного возраста.

4. Соответствие объема содержания имеющемуся времени для изучения этого объема.

5. Соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения.

Структура содержания дошкольного образования.

1. Основной компонент содержания образования - знания:

основные понятия и термины, создающие базу для обучения в школе; факты, накопление которых осуществляется через наблюдение за окружающим, действия с предметами, разные виды деятельности, обобщение; законы, теории, концепции (законы природы, осваиваемые детьми при наблюдении);

знания о способах деятельности и познания (о способах осуществления основных видов деятельности - двигательной, художественной, трудовой, игровой, речевой, коммуникативной); знания о нормах отношений в обществе;

о оценочные знания (способы оценки себя, собственной деятельности и поведения, действий и поступков других людей).

2. Опыт осуществления способов деятельности - умения и навыки практического и интеллектуального характера, подразделяются на общие (речевые навыки, навыки нравственного поведения, умение задавать вопросы, умение ходить, бегать и т.д.) и специальные (умения в конкретных видах деятельности: музыкальные, изобразительные, конструктивные и др.).

3. Опыт творческой деятельности - перенос известных способов деятельности в новые условия деятельности и их преобразование.

4. Опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе и окружающему. Личность характеризуется эмоциями, ценностями, мировоззрением, системой мотивов. Носителями системы отношений к окружающему и себе для ребенка, в первую очередь, являются родители, педагог и другие взрослые, в среднем и старшем дошкольном возрасте весомую роль играют сверстники.

Таким образом, содержание дошкольного образования состоит из четырех взаимосвязанных элементов.

федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;

программами воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста;

учебными и методическими материалами, рекомендациями, пособиями, руководствами.

Принципы построения содержания дошкольного образования.

1) Развивающий, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка.

2) Системный, т. е. обеспечение взаимосвязи тех объектов и явлений, которые ребенок познает.

3) Интегративный, предусматривающий интеграцию чувственного и рационального познания в процессе обучения.

4) Мультикультурный, заключающийся в приобщении детей как к собственной культуре и традициям, так и к культуре других народов, воспитание толерантности.

5) Деятельностный, обеспечивающий различные виды деятельности, субъективность освоения детьми социокультурного содержания.

6) Здоровьесберегающий, направленный на формирование здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в систематических занятиях физической культурой, обеспечение здоровьесберегающей среды.

Методологические основы дошкольной педагогики.

Методология педагогики - это система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах рассмотрения педагогических явлений и методах их исследования, о путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования. _______________________________________________
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Определение совокупности приобретенных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к развитию дошкольников это ценности здоровья, культуры (коммуникативной, психосексуальной, этнической, правовой), ценности познания, радости общения, игры, труда. Это непреходящие ценности при воспитании детей.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕС­КИЙ ПОДХОД Был обоснован в работах А. Дистервега и получил развитие в трудах К. Д. Ушинского. Учет условий места и времени, в которых родился и живет человек, специфики его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, города, региона, основных ценностных ориентаций народа. Диалог культур - основа приобщения детей к традициям, обычаям, нормам и правилам общения своего места проживания.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Система - это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Педагогическая система (ДОО) рассматривается как совокупность цели образования, субъектов педагогического процесса (воспитатели, дети, родители), содержания образования (система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения), методов и форм организации педагогического процесса, материальной базы (средств).
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Большое значение в развитии ребенка и имеет игра как ведущая деятельность, творческая по характеру, самостоятельная по организации и эмоционально-привлекательная для проявления себя «здесь и теперь». В ФГОС к ООП дошкольного образования перечислены детские виды деятельности: двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО­ ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности.
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД Развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка. Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания. Смысл педагогической позиции заключается в поддержке: взрослый помогает лишь тому, что уже имеется в наличии, но еще не достигло должного уровня, т.е. развитию самостоятельности ребенка.
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Рассмотрение каждого участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся подсистемы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию, самосовершенствованию. Ребенок способен к самоорганизации и постоянной

обратной связи с педагогом (так, на занятии педагог с помо щь ю вопросов выясняет, насколько усвоен прежний материал, и последующее объяснение зависит от результатов усвоения).

Методологические подходы дошкольной педагогики определяют поз ици ю педагога, его отношение к личности ребенка, понимание собственной роли в воспитании и обучении детей.

С точки зрения гуманистической концепции человек рассматривается как личность, индивидуальность, обладающая свободой, ответственностью, потребностью к творческому преобразованию себя и окружающего. Эти идеи находят непосредственное отражение в сфере дошкольного образования. Ребенок рассматривается в качестве субъекта, т.е. носителя предметно­практической активности и познания.

Таким образом, воспитание - это не просто передача предшествующим поколением последующему социального опыта деятельности и отношений, но и формирование субъектных свойств, которые позволяют каждому последующему поколению обогащать и надстраивать этот опыт.

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Дошкольное воспитание - вопрос весьма важный, во всяком случае, для тех родителей, которые стремятся вырастить счастливого ребенка.

Смотрите: Что подарить на Новый год малышу

Дошкольное воспитание: психология дошкольника, особенности восприятия

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего - характера, способностей, навыков.

Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте , приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.

Дошкольное воспитание детей: два направления

Воспитание дошкольников можно условно разделить на два направления. Первое - подготовка к школе, что, без сомнения, необходимо. А второе - развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни. Конечно, тем родителям, чьи дети посещают детский сад, во многом легче. Там воспитанием дошкольников занимаются профессионалы. Однако в любом случае на плечи родителей ложится основная часть забот о дошкольном воспитании.

Воспитание дошкольников: подготовка к школе

Как определить, готов ли ваш ребенок к школе? Для этого существует множество тестов, однако все они так или иначе подразумевают утвердительные ответы на основные вопросы.

  • 1. Выражает ли ребенок желание учиться?
  • 2. Нравится ли ему изображать из себя школьника?
  • 3. Хочется ли ребенку узнавать новое?
  • 4. Присущи ли ребенку различные интересы?

Если сын или дочь проявляет стремление учиться, познавать мир, постигать что-то новое - значит, необходимо подержать их в этом стремлении.

Чего нельзя делать в дошкольном воспитании?

Многие родители, решив посвятить последний год перед школой дошкольному воспитанию , допускают распространенные ошибки. Например, лишают ребенка «тихого часа» после обеда («чтобы привыкал»), устраивают домашние «уроки» с тетрадями, звонком и переменами, занимаются с ребенком по программе 1-го класса. Все это не только излишне в воспитании дошкольников, но и способно нанести определенный вред: ребенок, насильно вовлеченный в почти «взрослую» жизнь, теряет желание учиться и интерес к школьной жизни.

Что нужно делать в дошкольном воспитании?

Развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Большинству первоклассников это дается трудно, потому что в период дошкольного воспитания ими не были получены соответствующие навыки. При воспитании в дошкольном возрасте очень важно привить именно такие взгляды и привычки.

Развитие детей дошкольного возраста: мелкая моторика

Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов. Они отправляют импульсы прямиком в мозг, в центры, контролирующие развитие речи и согласованность движений пальцев рук. Эти центры находятся в непосредственной близости. Вот почему столь важно при дошкольном воспитании и обучении уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики.

Работая ручками, пальчиками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.

Многие родители, думая о методах воспитания дошкольников, ошибочно предполагают, что начинать их применять нужно не раньше, чем в 3–4 года. На самом деле дошкольное воспитание детей начинается с первых дней жизни. Развитию мелкой моторики способствуют даже самые простые занятия с «грудничком», которые можно проводить с первых дней его жизни. Хороший эффект при развитии и воспитании детей дошкольного возраста дает «пальчиковая гимнастика» - нужно сгибать и разгибать поочередно каждый пальчик малыша, осторожно массировать их, делать круговые движения по маленьким ладошкам. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста должно сопровождаться такими несложными упражнениями, которые, если их повторять регулярно, отлично стимулируют точки, напрямую связанные с корой головного мозга.

Дошкольное воспитание детей , их развитие немыслимо без тренировки рук и пальцев. Если вы задумываетесь о правильном воспитании детей младшего школьного возраста и их развитии, предоставьте им возможность перебирать какие-нибудь мелкие предметы (разумеется, под наблюдением взрослых, чтобы не было соблазна попробовать «на зубок», например, пуговицы). А для полной безопасности педагоги, специализирующиеся на воспитании дошкольников, рекомендуют пришить пуговицы к куску ткани. Кроме того, хорошей и полезной игрушкой станут маленькие и большие кубики из разных материалов (деревянные, пластмассовые), детали конструктора, счетные палочки и т. д.

Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик, сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок.

А сколько радости (а вместе с тем и пользы) доставляют младшим дошкольникам игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.

Особенности психологии дошкольников

Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание родителями особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка. Малыш постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше. Иногда в процессе общения возникают различные сложности, вызванные неумением слушать других людей или отстаивать свое мнение.

Грамотное дошкольное воспитание детей - это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми.

Дошкольное воспитание детей: от 4 до 6

Возраст от 4 до 6 лет психологи называют сравнительно спокойным периодом. Воспитание младших дошкольников 4–5 лет осуществляется относительно легко: малыш спокоен, послушен, хорошо спит и ест, не нуждается в ежечасной опеке. Если же ребенок, например, плохо засыпает - попробуйте упорядочить вечерние действия и превратить отход ко сну в некий ритуал. Умывание-купание, переодевание, чтение или рассказывание сказки (верхний свет при этом необходимо выключить, оставив гореть торшер или ночник).

Дошкольное воспитание детей 6 лет

Воспитание и развитие ребенка 6 лет и старше подразумевает наличие большого терпения и умения договориться. И если в семье ребенка окружают любовь и забота, то несколько иначе обстоит дело в детском саду. Сверстники не всегда столь же доброжелательны, как родители. Поэтому могут возникнуть трения, ссоры, конфликты. И все же более предпочтительными и интересными для ребенка являются именно контакты с детьми.

Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание и руководствуясь программой воспитания дошкольников, нельзя забывать о том интересе к окружающему миру, который испытывают все без исключения дети в этом возрасте. Приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы маленького «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию.

Дошкольное воспитание детей: нужны ли детям «страшилки»?

Дошкольное воспитание детей включает в себя множество факторов, в том числе чтение и рассказывание сказок и историй. Некоторые родители, заботясь о правильном дошкольном воспитании и обучении , иногда пытаются развить в малыше «храбрость», рассказывая ему страшные истории.

Практически все дети изначально настроены на позитивное восприятие событий, они - оптимисты по натуре. Вот почему при дошкольном воспитании нужно избегать страшных сказок и всевозможных «страшилок»: хрупкая и ранимая психика ребенка может пострадать, дети в этом возрасте еще не подготовлены к восприятию негатива.

Старайтесь сохранить светлое и доброе восприятие жизни в ребенке. Почаще говорите, что любите его, обнимайте, целуйте, хвалите. Это очень важно для правильного дошкольного воспитания. Ваша забота, внимание и любовь дают ребенку ощущение защищенности, а впоследствии это чувство перерастет в уверенность в собственных силах.

Если уделять дошкольному воспитанию детей достаточно внимания, интересуясь методиками воспитания детей дошкольного возраста, это обязательно принесет свои плоды, наложив отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.

Дошкольное воспитание: помогаем ребенку избавиться от страхов

Психологи, занимающиеся вопросами дошкольного воспитания и являющиеся авторами методики воспитания дошкольников, утверждают, что страхи появляются у ребенка в результате недостаточного тепла, которое уделяют им родители, и избыточного количества всевозможных запретов.

Чтобы помочь малышу забыть о своих страхах, нельзя делать следующее:

– запирать его одного в комнате;

– пугать доктором («сделает укол») или милиционером («посадит в тюрьму»);

– бить (по лицу, рукам);

– пугать волком, собакой и другими животными;

– переставать разговаривать с ребенком;

– заставлять ребенка в качестве наказания неподвижно стоять или сидеть.

Грамотное дошкольное воспитание детей предусматривает понимание детских страхов. Если ваша цель заключается в правильном воспитании детей дошкольного возраста , нельзя смеяться над ребенком из-за его страхов, называть его трусишкой, наказывать за то, что он боится темноты или одиночества. И конечно, процесс воспитания детей дошкольного возраста должен полностью исключать высмеивание малыша, особенно перед другими детьми или взрослыми. На этом настаивают все методики воспитания дошкольников.

Дошкольное воспитание детей - это прежде всего стремление понять их и принять такими, какие они есть. Если ваш малыш боится кого-то конкретного - Бабу-Ягу, например, Домового или Лешего, - поиграйте с ним в сказочных героев, покажите их добрыми и нестрашными. Такое дошкольное воспитание обязательно поможет малышу справиться со страхами.

Многие дети боятся темноты. В этом случае программой воспитания дошкольников предусматриваются следующие правила:

– не закрывать двери в детскую слишком плотно;

– оставлять на ночь горящий ночник;

– походить по темной комнате вместе с ребенком, находя на ощупь разные предметы.

Психологи, специализирующиеся на воспитании младших дошкольников, рекомендуют не устраивать перед сном шумных игр, не читать страшных сказок, не смотреть мультфильмов про людоедов и злых колдунов.

На нашем сайте дошкольного воспитания вы найдете много интересных и полезных материалов, посвященных системе воспитания дошкольников.

Методика дошкольного воспитания

Это и усвоение нравственных норм поведения. Наиболее действенное средство нравственного воспитания - личный пример взрослых, поскольку у детей преобладает подражание как форма социальной адаптации. Ребёнок подражает папе с мамой, воспитателю и другим детям во внешнем виде, поведении, эталонах оценки окружающих. Обсуждая жизненные ситуации и рабочие моменты, родители применяют конкретные оценочные слова («плохо», «хорошо», «прав», «не прав»), что и становится для ребенка ориентиром для оценивания ним поведения сверстников, сестрички или братика, чужих людей. В дошкольном возрасте важно хвалить и поощрять ребенка за щедрость, доброту, уважение к старшим, выполнение поручений, активность. Только так у малыша эти положительные качества будут развиваться.

Важно также формировать и поддерживать доброжелательные отношения со сверстниками, умения действовать сообща, в команде с другими детьми. Это важно для социального развития детей, приобщения к жизни в коллективе.

Занятия в детском саду

Согласно программе дошкольного образования и воспитания, одной из главных форм работы с детьми в детском саду являются занятия. Это форма образовательного взаимодействия педагога с детьми в осуществлении физического, трудового, эстетического, умственного воспитания. Все занятия в детских дошкольных учреждениях имеют такую структуру:

Вводная часть. Она предусматривает концентрацию внимания детей, возбуждение их интереса к предстоящей работе.

Основная часть занятия. Это непосредственно передача знаний педагогом детям и активная их деятельность.

Заключительная (закрепляющая) часть занятия, связанная с итогами работы, анализом и оценкой.Каждый педагог в ходе занятия использует необходимые методы и приемы обучения, чтобы занятие было эффективным. В дошкольном образовании существует определенная классификация таких методов и приемов обучения детей дошкольного возраста:

Каждый педагог в ходе занятия использует необходимые методы и приемы обучения, чтобы занятие было эффективным. В дошкольном образовании существует определенная классификация таких методов и приемов обучения детей дошкольного возраста:

Словесные методы - это использование объяснений, слов, ответов на вопросы. С постепенным развитием у детей наглядно-образного мышления педагог все чаще прибегает к рассказам, беседам, чтению.

Наглядные методы - это использование предметов и картинок, иллюстраций и дидактических пособий в процессе формирования знаний дошкольников.

Практические методы - это применение полученных знаний в практической деятельности, овладение навыками посредством упражнений.

Игровые методы предусматривают использование подвижных игр, сюжетно-ролевых, дидактических игр, игр-драматизаций, загадок, упражнений-имитаций.

Напомним, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность, поэтому дидактическая (обучающая) игра занимает важное место в процессе дошкольного образования. Иногда занятия проводятся в форме дидактических игр. Их особенность состоит в том, что они предусматривают вариативность решения поставленных задач. Это и позволяет ребенку повторять практические операции, ощущая результаты своих усилий.

Развитие ребенка должно происходить плавно и планомерно, а, главное, своевременно. Поэтому в помощь родителям и педагогам были разработаны различные методы воспитания детей, соответствующие тому или иному возрасту.

Развитие дошкольников происходит достаточно скачкообразно: периоды спокойствия сменяются бунтарством и протестом. О том, как правильно реагировать на такое поведение малышей и какие методы воспитания использовать расскажет эта статья.

Развитие и рост ребенка - процесс неравномерный. Он может протекать сначала медленно затем быстро или, наоборот, но всегда сопровождается периодами переломов. Эти переломы имеют скачкообразный характер и носят название кризисов. Следует отличать возрастной кризис от непослушания. Реакция родителей на такой сложный этап в развитии ребенка должна быть более мягкой. Не стоит сдерживать его естественные порывы к самостоятельности и активности, иначе конфликты и проблемы с малышом будут только нарастать.

Рассмотрим несколько возрастных групп дошкольников и проследим особенности их развития. Малыши от трех до четырех лет характеризуются непроизвольным характером памяти, внимания и мышления. Они испытывают потребность в эмоциональном комфорте. Ситуативно-деловое общение берет верх. Взрослый рассматривается ребенком как партнер по совместной деятельности.

Наглядно-образный характер мышления, который преобладает в этот период, позволяет ребенку манипулировать не только объектами, но и образами, и представлениями. Его познавательная деятельность направлена на окружающий мир. Речь малыша пока ещё находится в стадии становления. Это важно помнить родителям, так как их слова воспринимаются ребенком именно так, как он их услышал. Поэтому требовать от малыша полных и развернутых ответов нет смысла.

Дети от 4 до 5 лет все ещё сохраняют непроизвольность психических процессов. Новым этапом этого возрастного периода является выход сознания за границы воспринимаемой действительности и становление активной речи. Общение приобретает внеситуативно-деловой характер. Это говорит о том, что взрослый воспринимается ребенком, как источник познавательной и интересной информации.

В 5–6 лет ребенок уже должен иметь представление об изменениях в количестве или признаках. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с переливанием воды из низкого широкого сосуда в высокий и узкий. На первый взгляд может показаться, что в высоком сосуде воды больше, но это не так. Количество жидкости в обоих сосудах одинаковое. Ребенок должен понимать, что количество воды осталось неизменным.


В 5–6 лет активизируется воображение. Ребенок уже может владеть устным счетом в пределах десятка и решать простейшие арифметические задачи. Благодаря формированию геометрической интуиции малыш может решать простые геометрические задачи.

В этот возрастной период родители должны ценить в ребенке самостоятельную деятельность, а не способность действовать по образцу. Дошкольник должен уметь формировать планы, замыслы и претворять их в деятельности благодаря своему воображению.

Как устроены методы воспитания дошкольников?

Под методами воспитания детей понимают способы воздействия педагога на сознание воспитанника, главной целью которого является достижение цели воспитания. Методы воспитания позволяют корректировать поведение детей, обогащать опыт их отношения, общения и деятельности, а также формировать качества личности. Из всего вышесказанного становится очевидно, что педагог воспитывает не отдельные умения качества и навыки, а целостную личность.

Методы воспитания детей-дошкольников не существуют изолированно друг от друга. Одни могут переходить в другие, но всегда существует ведущий метод. Все остальные являются его дополнением.

Необходимо ли воспитывать нравственность в ребенке?

Основы моральных качеств человека закладываются ещё в дошкольном возрасте. От успеха в осуществлении этого процесса зависит дальнейшее нравственное воспитание детей. Необходимо с самого начала формировать у дошкольника нравственные представления, чувства и понятия, ведь на их основе происходит становление поступков, соответствующих нормам поведения гражданина своего общества.

Нравственное воспитание детей происходит в различных видах деятельности. Первоначально правильные качества формируются в обществе сверстников. Задачей воспитателя является установить коллективистские взаимоотношения между дошкольниками. Таким образом между детьми формируется чувство дружбы и товарищества.

Нравственные чувства формируются у ребенка на основе эмоциональной отзывчивости. Он испытывает удовлетворение от одобрения взрослыми, совершения хороших поступков; огорчения от неприятных переживаний и плохого поведения, стыда, недовольства и замечаний взрослого. На основе нравственного воспитания формируется доброта, отзывчивость, радость за других, сочувствие. Дети учатся быть внимательными, помогать другим, радовать, успокаивать, проявлять заботу.


Искренность чувств дошкольника может подчеркнуть следующий пример. Ребенок, рассматривая картину, на которой малыш отбирает у сверстника мячик и грозит ему кулачком, гладит по головке плачущего ребенка. Это говорит о проявлении тех же чувств, которые испытывает его мама, когда утешает его самого.

К среднему дошкольному возрасту нравственные чувства лучше осознаются ребенком, чем в предыдущем периоде. Формируется чувство признательности и уважения к чужому труду, возникает чувство любви к Родине. В старшем дошкольном возрасте появляется справедливость, чувство собственного достоинства, ответственность за порученное дело, чувство долга и уважения к людям.

В достижении всех вышеперечисленных качеств и состоит нравственное развитие ребенка. В данной системе воспитания детей немаловажное значение имеет становление патриотических чувств. Главным качеством является любовь к родному краю.

Утренняя гимнастика, закаливание, гигиена и движения

Активное формирование костно-мышечной и нервной системы ребенка, а также совершенствование его дыхательного аппарата является основой полноценного физического развития. Оно влияет на интеллектуальное развитие детей: улучшается способность ориентироваться в пространстве и времени, знания об окружающих явлениях и предметах становятся более обширными, формируются положительные черты характера. Общение и совместная деятельность со сверстниками формирует умение действовать в коллективе. Дети приобретают такие качества, как активность, выдержка, чувство товарищества, самостоятельность, взаимопомощь, инициатива и т. п.

Главной задачей физического воспитания детей является охрана и укрепление здоровья дошкольников, закаливание организма, полноценное физическое развитие, формирование культурно-гигиенических и двигательных умений и навыков . Закаливание дошкольников способствует повышению сопротивляемости их организма инфекционным и простудным заболеваниям. Таким образом, если закаливаться систематически, то ребенок будет готов к переменам погоды, температурным изменениям и т. д. Важно также развитие у детей двигательных навыков, так как движения оказывают положительное влияние на совершенствование функций организма дошкольников, их костно-мышечной системе и помогают приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды.

В дошкольных учреждениях существует специальная система физического воздействия на организм ребенка. Она включает в себя утреннюю гимнастику, занятия по физической культуре, самостоятельную активную двигательную деятельность детей, подвижные игры. Отличительной чертой физического воспитания в дошкольном учреждении является его организованность и целенаправленность.


Усвоение культурно-гигиенических навыков дошкольником происходит под руководством взрослого. За счет них происходит укрепление здоровья ребенка. Он учится следить за своей одеждой, мыть руки, бережно относиться к предметам, опрятно есть. Ребенок приобретает навыки бережливости и аккуратности, организованности самостоятельности, вежливости и уважения по отношению к сверстникам и взрослым.

Развитие ума дошкольников

Интеллектуальное воспитание детей - это плавное овладение ребенком общественно-историческим опытом, который был накоплен человечеством за всю историю и представлен в умениях, знаниях, нормах, навыках, оценках, правилах и т. п. Задачи умственного воспитания дошкольников разрабатываются педагогикой на основе природы и сущности интеллектуального развития человека и социального заказа общества. К основным задачам такого воспитания относятся:

  1. Формирование мировоззрения и совокупности научных знаний об обществе и природе. Знания составляют основу мировоззрения. Поэтому перед интеллектуальным воспитание стоит однозначная задача сформировать у дошкольника широкий научный кругозор.
  2. Становление интеллектуальной деятельности и её способов . Эта задача включает в себя развитие познавательных процессов, таких как представление, ощущение, мышление, восприятие, речь, память, воображение. При этом должна присутствовать точность и тонкость ощущений, осознанность запоминания, полнота и целенаправленность восприятия, гибкость и логика мышления, самостоятельность, быстрота воспроизведения и творческий характер. При решении задач ребенок должен научиться применять обобщение, синтез, анализ, сравнение, классификацию.
  3. Формирование культуры интеллектуального труда и способности к самостоятельному познанию . В это понятие вложено умение принимать и ставить задачу, упорядочивать интеллектуальную деятельность, осуществить план действий, оценить результаты и т. д. Культура интеллектуального труда - это не только умение сопоставлять свою точку зрения с другими, но и способность измерять, слушать, вычислять, наблюдать, ориентироваться в большом количестве информации, работать с книгой, пользоваться вспомогательными материалами.
  4. Воспитание познавательных интересов дошкольников . Ребенок должен захотеть познавать окружающий мир и способы его освоения. Они не должны навязываться дошкольнику. Поэтому следует использовать различные способы вызова интереса ребенка к той или иной задаче.

Интеллектуальное воспитание происходит через обучение. Поэтому задачей воспитателя является формировать определенные программой навыки, знания, умения и организовывать познавательную деятельность детей.

Сложно ли обучить дошкольников их правам?

В период раннего детства происходит усвоение не только знаний, но и потребностей личности, убеждений, норм поведения. Немаловажную роль в этом процессе играет правовое воспитание детей. Благодаря четко сформулированным правилам человек чувствует себя увереннее и действует более результативно. Если ребенок с дошкольных лет научится находить и согласовывать решения с другими людьми, то во взрослой жизни он не будет ущемлять их свободу и права.


Правовое воспитание предполагает не только подачу теоретических знаний, но и их практическое применение . Поэтому нельзя просто заучить статьи документа, нужно ещё уметь использовать их на практике. Правовое развитие предусматривает воспитание в детях самоуважения, уверенности в себе и уважения к другим. Знание дошкольником своих прав помогает сформировать полноценную, самодостаточную и культурную личность.

Рассматриваемое направление можно условно разделить на гражданско-правовое и нравственно-правовое воспитание. Первая ветвь включает в себя Конвенцию о правах ребенка ООН, Декларацию прав ребенка и Всемирную декларацию об обеспечении защиты, выживания и развития детей. Само собой, что ребенок дошкольного возраста не может усвоить эти правила в чистом виде, поэтому нужно донести их до детей в доступной форме. Лучше всего начинать правовое воспитание со старшего дошкольного возраста. Для этого можно использовать игры или беседы.

Задачей нравственно-правового воспитания является донесение дошкольникам их прав с пояснением тех действий, которые являются полезными и плохими по отношению к окружающим людям . Нужно объяснить ребенку доступным языком, что его поступки тем или иным образом сказываются на всём обществе. Здесь важно рассказать малышу о его правах на медицинскую помощь, заботу и любовь в семье, досуг, получение образования, выражение своих интересов и мыслей, получение информации, комфортные условия проживания, защиту от насилия, индивидуальность, полноценное питание.

Помните, что не должно происходить простого заучивания своих прав. Достаточно и того, что ребенок будет понимать их значение и уметь применять на практике. Наиболее простым способом донесения информации до дошкольника является игра. Можно рассказать детям о символике стран, показать картинки, а затем попросить малышей нарисовать герб и флаг своей страны. Другой вариант игры предполагает предъявление неправильного изображения герба. Ребенок должен понять, что не так на картинке.

В качестве примера можно привести ещё одну игру. Попросите дошкольников придумать школу своей мечты и рассказать о ней. Законов и правил в этой школе может не существовать. После чего попросите малыша или других детей пояснить, к какому результату может привести такое поведение.

Восприятие времени, пространства, запаха, формы, цвета

Сенсорное воспитание детей предполагает усвоение внешних свойств предметов, таких как форма, положение в пространстве, цвет, вкус, величина, запах и т. д. Этот вид воспитания направлен на развитие восприятия дошкольника. Сенсорное развитие является основой становления памяти, внимания, наблюдательности, воображения, интеллекта. Оно направлено на усвоение сенсорных эталонов.

Расширение словарного запаса дошкольника происходит за счет сенсорного воспитания. Оно может осуществляться в самых разных видах деятельности детей. Важная роль в этом процессе отводится играм. Родители могут сами развивать воображение своего ребенка, давая ему мастерить аппликации, рисовать, конструировать, лепить.


Младший дошкольный возраст характеризуется восприятием окружающего мира: его форм, величин, цвета. Другая задача становится перед сенсорным воспитанием детей в среднем дошкольном возрасте, когда в речи ребенка уже закреплены представления об отношениях величин между предметами, геометрических фигурах и цвете. У старших дошкольников большое внимание отводится развитию фонематического слуха - различению звуков. Поэтому чтобы сенсорное развитие малышей проходило благоприятно и вовремя, нужно иметь в арсенале игрушки, изготовленные из различных материалов, матрешки, пирамидки, гремящие и шумящие игрушки, конструкторы, мозаики, книги, шнуровки и т. п.

Любовь к прекрасному - залог духовного богатства человека

Эстетическое воспитание развивает в ребенке способность видеть красоту искусства, мира и создавать её. С первых лет жизни ребенок тянется ко всему блестящему, яркому, красочному и привлекательному. Эта красота вызывает у него интерес и удовольствие. Радостные переживания зарождаются из искусства, которое малыш воспринимает из сказок, песен, картинок.

Эстетическое воспитание детей направлено на сознательное восприятие прекрасного. Оно включает в себя звук, форму и цвет вещей, а поэтому напрямую связано с сенсорным воспитанием. Оно также не может существовать отдельно от переживаний и чувств, таких как душевное волнение и бескорыстная радость, возникшая от восприятия прекрасного.

Задачей воспитателя является не только привитие ребенку восприятия красоты, но и её понимания. У дошкольника должны сформироваться эстетические оценки, суждения и представления. Делать это можно как в игре, так и в художественной деятельности. Малыш может выражать свои впечатления в рассказе, рисунке, песне или лепке. Развивая эстетические представления и чувства детей, их художественные способности и оценочное отношение к прекрасному, педагог таким образом закладывает основы духовного богатства человека.

Как видите, каждый метод воспитания имеет существенное значение в формировании полноценной личности, и каждому из них нужно уделить внимание и в дошкольном учреждении, и в семье.

Познавательная программа о воспитании

Мне нравится!

Воспитание детей дошкольного возраста выступает неким стартом, с которого начинается развитие характера, способностей и навыков ребенка в дальнейшем. Именно в этот период начинается формирование личности, поэтому родителям следует быть особенно внимательными к своим детям и изучить методы воспитания дошкольников , ведь все хорошее, что удастся вложить в ребенка в это время, будет развиваться в нем в будущем.

Условно воспитание дошкольников можно разделить на два направления: подготовка к школе и развитие личностных качеств ребенка. Родителям, чьи дети посещают различные ДОУ, гораздо легче, ведь подготовкой ребенка занимаются профессионалы, нежели тем, кто решил заниматься воспитанием и подготовкой ребенка к школе самостоятельно.

Развитие и подготовка детей к школе подразумевает, что родители и воспитатели должны применять такие методы воспитания дошкольников, которые научат их самостоятельно мыслить, размышлять, делать выводы и прислушиваться к окружающим людям. Полученные навыки не только подготовят ребенка к первому классу, но и облегчат его адаптацию к школьным правилам.

Методы воспитания дошкольников в большинстве случаев базируются на развитии мелкой моторики , так как именно в пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов, которые отправляют импульсы непосредственно в мозг, а также в центры, которые контролируют развитие речи и согласованность движений пальцев рук. Именно эти центры – речевые и отвечающие за движения рук – находятся в непосредственной близости друг к другу, вот почему развитие мелкой моторики имеет такое большое значение. Работая пальцами рук, ребенок активизирует те центры и отделы головного мозга, которые отвечают за развитие речи.

Большинство родителей, которые задумываются о методах воспитания дошкольников, допускают ошибочное предположение, что начинать их применять необходимо не ранее, чем когда малышу исполнится 3-4 года. На практике же начинать заниматься воспитанием ребенка нужно с первых дней его жизни. Даже самые простые пальчиковые игры, проводимые с младенцем, будут способствовать развитию его мелкой моторики. Методы воспитания дошкольников должны включать в себя такие упражнения, регулярное выполнение которых будет оказывать стимулирующее воздействие на точки, которые связаны напрямую с корой головного мозга.

Применяемые воспитателями методы воспитания в ДОУ зачастую напрямую связаны с развитием мелкой моторики рук, там применяются специально разработанные программы, по которым занимаются с детьми различных возрастных групп. В детских садах или подготовительных группах в большом количестве присутствуют различные кубики, пирамидки, конструкторы и счетные палочки, играя с которыми ребенок автоматически развивает мелкую моторику.

Методы воспитания в семье

Родители, которые не решились отдать своего ребенка в ДОУ, а желают заниматься воспитанием в домашних условиях, должны с особым вниманием относиться к вопросам, касающимся психологии ребенка дошкольного возраста. Понимая особенности детской психологии и применяя эти знания с различными методами воспитания в семье ребенка, родители напрямую участвуют в становлении его личности, ведь именно они являются его единственным окружением. В психологическом кругу существует негласное мнение, что возраст от 4 до 6 лет является сравнительно спокойным периодом в жизни ребенка. В этот период воспитание ребенка осуществляется довольно просто, родителям легко повлиять на его мнение, малыш хорошо спит и ест, слушается, не спорит и не противоречит. Грамотно используя методы воспитания дошкольников родители, дети которых не посещают ДОУ, должны плавно подготовить ребенка к тому, что общение со сверстниками будет проходить далеко не так гладко, малыша следует научить отстаивать свое мнение, контактировать с людьми разного возраста и уметь выражать свои мысли. Гораздо проще приходится тем родителям, чьи дети посещают детские сады. Несомненно, применяемые методы воспитания в ДОУ помогают ребенку гораздо быстрее адаптироваться к социальным нормам и общественному порядку.

Методы воспитания Макаренко

В советские времена учителя и родители применяли в своей практике методы воспитания Макаренко – педагога, который, разрабатывая принципы социалистической педагогики, обратил особое внимание на проблему взаимоотношений учителя и учеников, а также разработавшего методику воспитания детей в семьях. Макаренко считал, что воспитание учеников должно базироваться на глубоких товарищеских отношениях с учителем, также им была описана методика воспитания подрастающего поколения в коллективе и труде. Под коллективом автор понимал людей, объединенных для достижения общих целей в общем труде, где у каждого есть свои полномочия и ответственность.

Автор внес немалый вклад в разработку методов воспитания дошкольников в семьях, в которых одним из главных моментов выделял наличие полной семьи. Такую семью он сравнивал с начальным крепким коллективом, в котором каждый родитель выступает авторитетом для своих детей. Он выделил несколько видов родительского авторитета, а именно:

  • Авторитет подавления – самый страшный вид авторитета, которым в большинстве случаев страдают отцы, приводящий к безвольности и забитости детей;
  • Авторитет педантизма – чрезмерная опека и внимание со стороны родителей;
  • Авторитет любви – родители идут на любые уступки, лишь бы добиться послушания детей;
  • Авторитет расстояния – родители уделяют ребенку слишком мало времени;
  • Авторитет доброты – родители добиваются через детскую любовь послушания, проявляя устойчивость, мягкость и доброту.

Методы воспитания Макаренко широко применялись родителями и оказались довольно действенными, автору удалось обогатить педагогику не только ценными идеями и методами, но и приемами, также он создал уникальную коммунарскую методику работы с трудными детьми, подростками и беспризорниками.

Методы гигиенического воспитания

Под гигиеническим воспитанием детей понимают формирование у подрастающего поколения правильного отношения к здоровому образу жизни, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. В общем, методы гигиенического воспитания направлены на приобретение дошкольниками гигиенических знаний, навыков и привычек, благодаря которым осуществляется профилактика большинства видов заболеваний.

Применяемые методы гигиенического воспитания в ДОУ дошкольникам помогают с ранних лет привить полезные гигиенические умения и навыки, а к 6 годам эти умения превращаются в привычки. Такие результаты становятся возможными благодаря тому, что именно в этом возрасте у детей развита тяга к подражанию и наблюдательность, также им свойственно проявление самостоятельности. Именно на этом и строится отражение в дальнейшей жизни ребенка навыков, приобретаемых благодаря эффективным методам воспитания дошкольников.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!