Татьяна Жукова
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (музыкальная среда , а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой , умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей.
Основные знания и умения ребёнок получает на специально-организованных занятиях в музыкальном зале , а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, т. е. в группе. Вот почему педагоги нашего ДОУ очень вдумчиво и внимательно относятся к проектированию и организации музыкально-развивающей среды в группах , стремятся сделать её интересной и насыщенной. При создании условий для музыкального и творческого развития детей, мы учитываем, что обстановка во всех возрастных группах в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребёнка, пособия должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей.
Силами наших воспитателей в каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Здесь наши воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях : исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах ; зарисовать сюжет полюбившейся песни или инсценировать её, используя элементы костюмов. Часто можно наблюдать, как дети, распределившись по подгруппам , делятся на певцов, музыкантов и зрителей .
При организации предметной среды , а также в процессе разработки её компонентов, мы столкнулись с проблемой нехватки материальных средств на приобретение различного оборудования, пособий и детских музыкальных инструментов . Как бы парадоксально это не звучало, но эта проблема способствовала развитию творчества педагогов, родителей и детей, так как многое компоненты среды были сделаны своими руками с минимальными материальными затратами.
На наш взгляд, использование нестандартного музыкального оборудования , изготовленного руками воспитателей, очень полезно, так как позволяет обеспечивать динамичность музыкальной среды , постоянное её обновление, а это, в свою очередь, вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности , мотивацию, а затем и потребность в ней.
При изготовлении пособий мы стараемся использовать чистые цвета, предметы разных размеров , из разнообразных материалов. Часто эти звучащие атрибуты позволяют ребёнку «слышать» окружающий мир. Они легки в исполнении, требуют минимум материалов и функциональны по выполняемым задачам. Так, например, для изготовления музыкальной шкатулки достаточно взять мыльницу, наполнить её пуговицами, различными по размеру и фактуре, оклеить её клейкой лентой. Получившийся инструмент позволяет :
Научить ребёнка сравнивать отдельные звуки, контрастные по тембру и окраске звучания;
Воспитать желание использовать звучащие предметы в различных видах деятельности.
Так же легки в исполнении «шуршунчики» , «скрипунчики» и т. д. (полотняные мешочки, заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов : крупой, семечками, песком, крахмалом и др.)
Появлению в музыкальных уголках нового пособия «Музыкальные варежки » , вызвало у наших детей неподдельный интерес и способствовало решению задач по развитию ритмического восприятия.
Инструмент «Мишкины штанишки» (пластмассовые плечики с прикреплённой к ним разноцветной шуршащей упаковкой для цветов, которая нарезана мелкой полоской) помогает решать следующие задачи :
Обучение детей самостоятельно и плавно выдыхать через рот;
Развитие навыков правильного дыхания через нос, увеличения объёма лёгких;
Побуждение детей к желанию имитировать звуки природы, развивать воображение (шуршание листьев, дуновение ветра) .
В своей практике мы также используем пособия, разработанные педагогом-музыкантом Е . Ю. Матвиенко «Весёлые кубики» . Кубики мы изготовили из квадратных картонных коробок, украшенных самоклеющейся цветной бумагой. Главное, чтобы кубик был лёгким и не травмоопасным. Изображения на кубиках также выполнили из самоклеющейся цветной бумаги в виде аппликаций. Пособие выглядит ярко, эстетично и тем самым вызывает желание играть с ним.
Игра в «Кубик-оркестр» позволяет чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи и музыки , развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах .
Игра «Ритмический кубик» помогает развить у старших дошкольников слуховое внимание, ритмичность; использовать «звучащие жесты» - хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. д. ; закреплять навыки прямого счёта; вызывать положительные эмоции от игры.
Следует отметить, что при проектировании и создании предметных зон для развития творческих способностей детей, мы стараемся, чтобы музыкальная среда органично соседствовала с театральной и уголком по изодеятельности. Эти виды детской деятельности тесно связаны, взаимопроникновенны и как бы вытекают один из другого. В уголках для театрализованной деятельности представлены разные виды театров . Дети с удовольствием разыгрывают сценки кукольного театра, небольшие сказки, которые «озвучивают» при помощи музыкальных инструментов , и по желанию могут зарисовать сюжет полюбившейся сказки. Отрадно видеть, как кукла оживает в руках ребёнка. Эти куклы изготовлены руками наших воспитателей с участием детей старших возрастных групп. Большую помощь в этом оказывают наши родители.
Театр Смешарики.
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что организация музыкальной предметно-развивающей среды требует соблюдение следующих принципов :
1. принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей;
2. принцип функционального и эмоционального комфорта детей в среде (музыкальная предметная среда сомасштабна глазу , действиям руки, росту ребёнка);
3. принцип системности (периодическое обогащение и обновление содержания предметной среды для поддержания устойчивого интереса детей к творческой деятельности).
Соблюдение этих принципов помогает сформировать у наших воспитанников творческую активность, умение мыслить креативно, расти творчески развитыми людьми.
«Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ»
Данная методическая разработка будет полезна музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.
Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. Предметно-развивающая среда группы, обогащенная музыкальным и песенным материалом, позволяет ребенку накапливать музыкальный опыт, она стимулирует развитие самостоятельности, влияет на становление индивидуальной музыкальной субкультуры.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно- ориентированной развивающей модели воспитания и подчинена следующим принципам:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
Принцип активности, самостоятельности, творчества;
Принцип стабильности - динамичности;
Принцип комплексности и глубокого зонирования;
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды;
Принцип открытости - закрытости;
Принцип учета половых и возрастные различий детей.
Половину двенадцати часового пребывания в ДОУ ребенок находится в группе, при этом документы, регламентирующие деятельность дошкольного учреждения, определяют, что на музыкальные занятия в младшем возрасте приходиться 30 минут, в старшем - 1 час в неделю. Основные знания и умения ребенок получает на занятиях, а закреплять их, эффективнее в самостоятельной деятельности.
Самостоятельность является постоянно развивающимся качеством личности. Основы ее закладываются на границе раннего и дошкольного возраста, а дальнейшее ее развитие как личностного качества в период дошкольного детства, связано с основными видами деятельности. Проявлению активности, инициативы у детей способствует не только различные виды детской деятельности, но и предметно-развивающая среда группы, которая должна быть создана согласна перечисленным выше принципам. Необходимо чтобы педагог стимулировал, направлял и корректировал самостоятельную деятельность
Детей разнообразными ситуациями, требующими нестандартного подхода воображения творчества.
Эффективным средством обогащения самостоятельной деятельности детей является музыка в особенности детская песня, которая должна прочно войти в обиход детского сада, она может звучать на прогулках во время утренней гимнастики, на праздниках. Музыка становит одним из эффективных средств, обеспечивающих положительное
эмоциональное состояние ребенка в ДОУ. Благодаря этому дошкольник успешно проявляет во всех видах деятельности.
Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне вне предметно-пространственной среды. А.Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности, является предметность.
Главное требование программы к музыкальной среде - ее развивающий характер. Надо стремиться к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
1. Восприятие музыки;
2. Воспроизведение музыки;
3. Музыкально-творческая деятельность.
Правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения - это главное условие для самостоятельной музыкальной деятельности.
Какие игрушки и пособия понадобятся:
Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, треугольники, трещотки, кастаньеты), диатоническим звукорядом (металлофоны, ксилофоны), ударные
Незвучные музыкальные игрушки: пианино, балалайка, гармошка, лесенки
Настольные музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Кто в домике живет», «Весело-грустно», «Сколько нас поет» и т.д.
Атрибуты, шапочки и маски, детские костюмы и их элементы деодемки
Различные виды театра: ширма, куклы, игрушки
Основной принцип размещения - целесообразность. Каждую музыкальную игрушку, пособие должны использовать по назначению: музыкальные дидактические игры размещаются там же, где и настольно-печатные игры, игрушки инструменты (озвученные, неозвученные) - в игровом уголке, туда же целесообразно поместить игровой материал, как CD-плеер (бутафорский) с дисками, телевизором и т.д. атрибуты, шапочки маски для игр, деодемки - в физкультурном уголке, детали костюмов - в уголке ряжений или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр. Следует определить место для детских музыкальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку.
Ребенок постоянно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, использую при этом разные виды самостоятельной и художественной деятельности, художественно- речевое, изобразительное и музыкальное творчество.
Каждый вид художественной деятельности может выступать как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности. Такой синтез видов художественной деятельности детей является показателем эффективной воспитательно-образовательной работы всего ДОУ.
«Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании»
Прежде чем преступить к рассмотрению данной проблемы, давайте немного пофантазируем.
Попробуем представить себе ребенка в пустой комнате. Что произойдет? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть ее: неинтересно, делать нечего.
Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий, но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребенок будет ее заниматься? Конечно, нет. Он займется тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создает творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий поход.
Итак, мы подходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (далее – музыкальная среда), а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.
В понятие «предметно-пространственная музыкальная среда» мы включаем те предметы и специальное оборудование, которые сопровождают ребенка в процессе его жизнедеятельности в детском саду и дома и способствуют более успешной реализации его музыкального развития.
К важнейшим показателям креативности относятся творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта; самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла; интеллект, «музыкальный интеллект» - способность исполнять и воспринимать музыку; знания и навыки (Л. Ермолаева –Томина).
К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести:
1 Информационный, позволяющий развивать интеллект
2.Социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями.
3. Эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.
Для ребенка дошкольного возраста среду можно представить, как совокупность нескольких главных функциональных зон:
1. Среда семьи.
2. Среда дошкольного учреждения.
3. Среда социума.
Говоря о музыкальном развитии дошкольников, предметная среда представляется как музыкально-образовательная, которая состоит из предметного и музыкального компонентов и социального.
Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной информацией, т.е непосредственно музыкой.
Все остальное, в том числе музыкальные инструменты и средства извлечения музыки (магнитофон…) , относится к предметному компоненту.
Социальный компонент представлен окружающими ребенка сверстниками и взрослыми. А взрослые являются организаторами педагогического процесса.
Предметно- пространственная музыкальная среда детского сада должна:
1. Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит, станет ли эта среда развивающей.)
2. Обеспечивать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.
3. Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.
4. Стимулировать развитие творческих способностей.
5. Развивать любознательность, стремление к экспериментированию.
6. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
7. Обеспечивать наличие материалов и оборудования, необходимых для музыкального развития ребенка.
8. Предусматривать создание специальной музыкальной зоны в группе.
Виды оборудования для музыкальной среды группы:
1. Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, треугольник, кастаньеты, маракасы, деревянные ложки, трещотки, свистульки). Приемы игры на таких инструментах не сложны.
2. Музыкально-дидактические пособия, игры.
3. Методические пособия для педагога (тетрадь с текстами песен и движений).
4. Технические средства обучения:
Магнитофон;
Видеомагнитофон;
Телевизор;
Диапроектор.
5. Различные атрибуты для проведения занятий (платочки, флажки, цветы…).
6. Комплекты кукол для кукольного театра.
7. Костюмы для театрализации.
8. Портреты композиторов, детские рисунки на тему музыкальных произведений.
9. Аудио- и видеотеки по принципу библиотек, что даст возможность родителям периодически пользоваться готовыми записями для музыкального воспитания в семье.
Все перечисленное должно хранится в определенном месте, доступном для детей. Следует усложнять содержание музыкальной среды по возрасту.
Оформление музыкальной среды для детей раннего и младшего возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего – иметь дидактическую направленность.
Предметная музыкальная среда должна создаваться не только в саду, но и дома, в семье.
Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.
Болданкова Ирина Геннадьевна музыкальный руководительМесто работы: МБДОУ детский сад № 9 "Золотой ключик"
Цель:
повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.
Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
восприятие музыки
воспроизведение музыки
музыкально-творческая деятельность.
Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.
Младшая группа
- Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики)
- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыальные инструменты, транспорт)
- Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
- СD проигрыватель
- Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».
- Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.
-Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки.
-Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)
Средняя гру
ппа
-Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных)
- Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
-Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;
-Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
-Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в исполнении педагогов, детей).
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.
-Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
-Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
-Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая)
-Пять съемных резинок, нотный стан.
-Ручные знаки (4 ст.)
Старшая груп
па.
-Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)
-Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)
-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки»
-Игрушечный микрофон.
-Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»
-Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт. разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007)
- Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
-Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
-Нотный стан, ноты.
-Ручные знаки (5ст.)
-Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)
Подготовительная гру
ппа
-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
--Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
-Иллюстрации к муз. сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.
алла мавлютова
Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 274
КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА
Методическая разработка
«Создание предметно- развивающей среды
по музыкальному развитию в ДОУ »
(дизайн-проект)
пакет документов на районный конкурс
Выполнил : музыкальный руководитель
Мавлютова Алла Владимировна
Актуальность создания предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ связано с тем , что развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной .
Предметно- развивающая среда выступает как условие полноценного музыкального развития ребёнка . Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте - средство и путь всестороннего развития ребенка . Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке , содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.
Ребенок приобщается к искусству не только на занятиях. Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей. Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления . В самостоятельной игровой деятельности дети проявляют свой подход в передаче уже накопленного приобретенного художественного опыта и применяют его в новых условиях, ситуациях.
Огромное влияние на развитие музыкальных способностей детей , на их самостоятельное музицирование оказывает правильная организация предметно- развивающей среды .
В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни . Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно- развивающей среды .
Под предметно- развиающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Интерьер и игрушки должны быть удобны в повседневном использовании. Игровое пространство динамично и меняться в зависимости от интересов детей и творческих замыслов педагогов.
Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды . А. Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности является предметность .
Проект позволит обеспечить :
Систематическое и планомерное занятие самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников;
Самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами;
- создание музыкальных
Получение, закрепление знаний о музыке , развитие
Основными принципами в создание музыкальной развивающей среды являются :
Принцип актуальности разработки среды предполагает её ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей, родителей.
Принцип контролируемости ориентирует педагогический коллектив на разработку развивающей среды , позволяющей отслеживать промежуточные и итоговые результаты образовательного процесса.
Принцип системности предполагает целостность развивающей среды , гармонизацию стратегических приоритетов ДОУ, образовательных программ групп и материально- технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.
Принцип функциональности. Означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию . Используемые нами игры и пособия в основном многофункциональны, вариативны.
Принцип активности, самостоятельности, творчества- возможность проявления и формирования этих качеств у детей путем участия в создании своего предметного окружения .
Принцип стабильности - динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип эмоциогенности среды , индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству.
Принцип эстетической организации среды , сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво) ;
Принцип открытости - закрытости, т. е. готовности среды к изменению , корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах : открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я» );
При разработка в ДОУ были использованы нормативные документы, научные и методические источники :
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
В соответствии с федеральными государственными требованиями.
В соответствии в соответствии общеобразовательной программой дошкольного учреждения.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.260-10, письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста,
воспитывающихся в семье»;
Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек,
Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек,
Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек» );
Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.);
Музыкальная предметно- развивающая среда в группах была организована по двум основным блокам :
1) музыкальный центр (восприятие и воспроизведение музыки ) ;
2) творческий центр (музыкально -творческая и театрализованная деятельность) .
Музыкальный центр был оборудован техническими средствами , музыкальными инструментами , музыкальными игрушками , самодельными музыкальными инструментами из природного материала (по концепции Карла Орфа, музыкально -дидактическими играми, набором картинок с музыкальными инструментами , портретами композиторов.
Из технических средств музыкальный уголок оснащен , прежде всего, магнитофоном и набором компакт-дисков, содержащих разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми данной возрастной категории по музыкальному развитию . Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста было построено на сюжетной основе, в старших – на дидактической. Пособия развивающей среды добротны , эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.
В творческих центрах представлены атрибуты для театрализованных представлений , спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются :
- различные виды театров : бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др. ;
Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей : набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
Атрибуты для различных игровых позиций : театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений , места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
В музыкальном уголке дети могут послушать любимые произведения, спеть понравившиеся песни, подобрать их на металлофоне, помузицировать, поиграть в музыкально -дидактические игры и т. д.
В свободное время дети любят играть на музыкальных инструментах . В младших группах в музыкальном уголке находятся ударные инструменты : бубны, барабаны, погремушки, маракасы; духовые : флейта, дудочка и др. В средних группах имеются металлофон, ксилофон, кларнет, детские пианино, рояли, треугольники, музыкальные молоточки и др ., на которых дети исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут сочинить и свои. Кроме того, музыкальные инструменты используются в музыкально-дидактических играх .
Для старших дошкольников в музыкальный уголок мы добавили духовые гармоники, баян, аккордеон, скрипку, гитару и др. Духовые инструменты используются индивидуально, а в случае необходимости передачи другому ребенку мундштук обрабатывается спиртовым раствором.
Дошкольники охотно разыгрывают инсценировки на сюжеты песен с яркими и выразительными действиями : «Урожайная» А. Филиппенко, «Тень-тень» В. Калинникова, «Савка и Гришка» (народная) и др., организуют различные ролевые игры. Однако многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь при наличии атрибутов, которые помогают развитию сюжета . Например, детям игрушечный телевизор – и начинается игра в телепередачи.
Картонные пианино с нарисованными клавишами, дудочки, свирели, дирижерские палочки, красиво оформленные в виде маленьких книжечек с иллюстрациями ноты песен, некоторые детали костюмов для артистов – дают возможность организовать такие игры, как «Оркестр» , «Концерт» и др.
Музыкально -дидактические игры требуют от дошкольников определенного запаса музыкальных впечатлений , навыков, умений. Вначале такие игры проводятся музыкальным руководителем или воспитателем. Когда же дети усвоят правила и содержание игр, они сами организуют их. Для развития музыкально -дидактических игр можно использовать «Музыкальное лото » фабричного производства.
В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки , песен из мультфильмов, музыкальных сказок , а также проводить музыкальную релаксацию , способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо иметь магнитофон в каждой группе. Аудиоматериал по слушанию музыки предоставит музыкальный руководитель .
Самостоятельная театрально-художественная деятельность в творческом центре позволяет детям организовывать игры-драматизации после прослушанных музыкальных произведений . Дети включаются в мини-игры, театрализованные игры-спектакли, организуют мини-сценки с куклами.
Используя музыкальную предметную среду , ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе . Характер руководства со стороны воспитателя становится косвенным :
Воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка , полученные им в детском саду и семье;
Воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;
Воспитатель должен стать тактичным соучастником детских игр.
Планируемые результаты. Создание предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ позволит :
Обеспечить совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит , станет ли эта среда развивающей .)
Обеспечить самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.
Получить и закрепить знания детей о музыке и театре ;
Обеспечить развитие любознательности , стремления к экспериментированию;
Приобщение детей к искусству театра;
- развитие творческой активности и игровых умений детей;
Созданная система условий , средств .
Приложение 1
Тема : «Создание предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ »
Вид проекта : практико-ориентированный.
Участники : (педагоги, родители воспитанников) .
Цель проекта : Создание современной предметно- развивающей среды по музыкальному развитию .
Задачи проекта :
1. систематическое и планомерное занятие самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников;
2. самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами;
3. создание условий для отражения детей услышанного и увиденного на музыкальных занятиях в различных видах детского творчества;
4. получение, закрепление знаний о музыке , развитие творческих способностей, любознательности, стремления к экспериментированию.
Результат : Созданная система условий , средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечит необходимый уровень музыкального развития дошкольников .
Этапы проекта.
1 этап нормативно-правовой
Изучение проблем. Постановка цели и задач проекта.
Анализ музыкальной среды в ДОУ
Изучение нормативных документов санитарно-гигиенических норм и требований.
Составление плана и схемы проекта. Разработка проекта. Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц
Педагогический час «Обзор литературы по организации музыкальной предметно- развивающей среды в ДОУ »
Консультация для педагогов «Современные требования к созданию музыкальной предметно- развивающей среды в разных возрастных группах».
2 этап методический
Бюро находок «Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта »
Разработка эскизов, дизайн-проектов оформления группы. Выбор оптимально-приемлемых вариантов дизайна пространства.
Педагогическая гостиная «Знакомство с опытом работы детских садов России посредством просмотра фотоматериалов»
Самостоятельное изучение педагогами вопроса по организации музыкального уголка средством различных сайтов . Поиск резервов повышения компетентности через самообразование.
3 этап практический
Семинар-практикум «Новый подход к формированию музыкального центра в группе »
Выбор музыкальных инструментов , оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области музыкальной среды для детей дошкольного возраста
Создание музыкальных центров во всех группах МОУ.
Переоборудование и оформление музыкальных центров .
Подведение итогов. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов.
4 этап итоговый
Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Анкетирование педагогов и родителей.
Сбор материала, создание банка данных , методических рекомендаций. Оформление материалов по дизайн-проекту.
Фотоколлаж /фотоматериалы предметно- развивающей среды по музыкальному развитию
Презентация проекта.
РЕЗУЛЬТАТ
Создание предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в МОУ отвечающей современным требованиям.
Участие в районом конкурсе «Инновационный подход к созданию предметно - развивающей среды в ДОУ » среди педагогов муниципальных дошкольных образовательных учреждений Красноармейского района г. Волгограда