У чукотских - собственная гордость! Народ Чукчи: культура, традиции и обычаи.

Численность -15184 человека. Язык - чукотско-камчатская семья языков. Расселение - Республика Саха (Якутия), Чукотский и Корякский автономные округа.

Название народа, принятое в административных документах XIX - XX вв., происходит от самоназвания тундровых чукчей научу, чавча-выт - «богатый оленями». Береговые чукчи называли себя анк"алъыт - «морской народ» или рам"аглыт - «прибрежные жители».

Выделяя себя из числа других племен, употребляют самоназвание лыо"равэтлян - «настоящие люди». (В конце 1920-х гг. название луораветланы бытовало в качестве официального.) В чукотском языке различают восточный, или уэленский (легший в основу литературного языка), западный (певекский), энмыленский, нунлингранский и хатырский диалекты. Письменность с 1931 г. существует на латинской, а с 1936 г. - на русской графической основе. Чукчи - древнейшие обитатели континентальных областей крайнего северо-востока Сибири, носители внутриматериковой культуры охотников на диких оленей и рыбаков. Неолитические находки на рр. Экытикывээм и Энмывээм и оз. Эльгытг относятся ко второму тысячелетию до н.э. К первому тысячелетию н.э., имея прирученных оленей и частично перейдя к оседлому образу жизни на морском побережье, чукчи устанавливают контакты с эскимосами.

Переход к оседлости наиболее интенсивно происходил в XIV - XVI вв. после проникновения в долины Колымы и Анадыря юкагиров, захвативших места сезонной охоты на диких оленей. Эскимосское население побережий Тихого и Ледовитого океанов континентальные охотники-чукчи частично вытеснили в другие прибрежные районы, частично ассимилировали. В XIV - XV вв. в результате проникновения юкагиров в долину Анадыря произошло территориальное отделение чукчей от коряков, связанных с последними общностью происхождения. По роду занятий чукчи подразделялись на «оленных» (кочевых, но продолжающих охотиться), «сидячих» (оседлых, имеющих небольшое количество при­рученных оленей, охотников на диких оленей и морских животных) и «пеших» (оседлых охотников на морского зверя и диких оленей, не имеющих оленей). К XIX в. сформировались основные территориальные группы. Среди оленных (тундровых) - индигирско-алазеиская, западноколымская и др.; среди морских (береговых) - группы Тихоокеанского, Берингоморского побережий и побережья Ледовитого океана. Издавна сложилось два типа хозяйства. Основу одного составляло оленеводство, другого - морской зверобойный промысел. Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер. Крупнотабунное пастушеское оленеводство развилось лишь к концу XVIII в. В XIX в. стадо насчитывало, как правило, от 3 - 5 до 10 - 12 тыс. голов. Оленеводство тундровой группы имело в основном мясное и транспортное направление. Оленей выпасали без пастушеской собаки, в летнее время - на побережье океана или в горах, а с насту­плением осени продвигались в глубь материка к границам леса на зимние пастбища, где по мере надобности совершали перекочевки на 5 - 10 км.

Стойбище

Во второй половине XIX в. хозяйство абсолютного большинства чукчей сохраняло в основном натуральный характер. К концу XIX в. увеличился спрос на продукты оленеводства, особенно у оседлых чукчей и азиатских эскимосов. Расширение торговли с русскими и иностранцами со второй половины XIX в. постепенно разрушало натуральное оленеводческое хозяйство. С конца XIX - начала XX в. в чукотском оленеводстве отмечается имущественное расслоение: обедневшие оленеводы становятся батраками, у богатых владельцев растет поголовье, обзаводится оленями и зажиточная часть оседлых чукчей и эскимосов. Береговые (оседлые) традиционно занимались морским зверобойным промыслом, достигшим к середине XVIII в. высокого уровня развития. Охота на тюленей, нерп, лахтаков, моржей и китов давала основные продукты питания, прочный материал для изготовления байдар, охотничьих орудий, некоторых видов одежды и обуви, предметов быта, жир для освещения и ото­пления жилища.

Желающим бесплатно скачать альбом произведений чукотского и эскимосского искусства:

Настоящий альбом представляет коллекцию произведений чукотского и эскимосского искусства 1930 - 1970-х годов Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Ядро ее составляют материалы, собранные на Чукотке в 1930-е годы. В коллекции музея широко отражено чукотское и эскимосское искусство резьбы и гравировки по кости, работы вышивальщиц, рисунки мастеров-косторезов. (Формат PDF)

На моржей и китов охотились в основном в летне-осенний, на тюленей - в зимне-весенний период. Орудия охоты состояли из разных по размерам и назначению гарпунов, копий, ножей и пр. Китов и моржей добывали коллективно, с байдары, а тюленей - индивидуально. С конца XIX в. на внешнем рынке бурно растет спрос на шкуры морских животных, что в начале XX в. приводит к хищническому истреблению китов и моржей и существенно подрывает экономику оседлого населения Чукотки. И оленные и береговые чукчи рыбу ловили сетями, сплетенными из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, а также сачками и удилами, летом - с берега или с байдар, зимой - в проруби. Горных баранов, лосей, белых и бурых медведей, росомах, волков, лисиц и песцов вплоть до начала XIX в. добывали луком со стрелами, копьем и ловушками; водоплавающую дичь - с помощью метательного орудия (бола) и дротиков с метательной дощечкой; гаг били палками; на зайцев и ку­ропаток ставили петли-ловушки.

Чукотское вооружение

В XVIII в. каменные топоры, наконечники копий и стрел, костяные ножи были почти полностью заменены на металлические. Со второй половины XIX в. покупали или выменивали ружья, капканы и пасти. В морском зверобойном промысле к началу XX в. стали широко применять огнестрельное китобойное оружие и гарпуны с бомбами. Женщины и дети собирали и заготавливали съедобные растения, ягоды и коренья, а также семена из мышиных нор. Для выкапывания корней пользовались особым ору­дием с наконечником из рога оленя, который позже был сменен на железный. У кочевых и оседлых чукчей развились кустарные ремесла. Женщины выделывали мех, шили одежду и обувь, плели сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером. Мужчины обрабатывали и художественно резали кость и моржовый клык

В XIX в. возникли косторезные объединения, которые продавали свои изделия. Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей (кибитка), жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах-«ракетках»; по морю - на одноместных и многоместных байдарах и вельботах. Гребли короткими однолопастными веслами. Оленные, в случае необходимости, строили плоты или выходили в море на байдарах зверобоев, а те использовали их ездовых оленей. Способ передвижения на собачьих упряжках, запряженных «веером», чукчи позаимствовали у эскимосов, цугом - у русских. «Веером» обычно запрягали 5 - 6 собак, цугом - 8 - 12. Запрягали собак и в оленьи нарты. Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток. Первой с запада ставили ярангу главы стойбища. Яранга - шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 м и диаметром от 5,7 до 7 - 8 м, похожий на корякский. Деревянный остов покрывали шку­рами оленей, сшитыми обычно в два полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвижность. В ярангу входили между двух половин покрытия, откидывая их в стороны. Для зимы шили покрытия из новых шкур, для лета использо­вали прошлогодние. Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение (полог) из шкур в виде параллелепипеда. Форма полога поддерживалась благодаря шестам, пропущенным через множество петель, пришитых к шкурам. Концы шестов опирались на стойки с развилками, а задний шест крепился к каркасу яранги. Средний размер полога - 1,5 м в высоту, 2,5 м в ширину и около 4 м в длину. Пол застилали циновками, поверх них - толстыми шкурами. Постельное изголовье - два продолговатых мешка, набитых обрезками шкур, - находилось у выхода. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Укрывались одеялом, сшитым из нескольких оленьих шкур. Для изготовления полога требовалось 12 - 15, для постелей - около 10 больших оленьих шкур.

Яранга

Каждый полог принадлежал одной семье. Иногда в яранге бывало два полога. Каждое утро женщины снимали его, раскладывали на снегу и выбивали колотушками из рога оленя. Изнутри полог освещался и отапливался жирником. За пологом, у задней стенки шатра, хранили вещи; у боковых, с двух сторон от очага, - продукты. Между входом в ярангу и очагом имелось свободное холодное место для различных нужд. Для освещения жилищ береговые чукчи применяли китовый и тюлений жир, тундровые - вытопленный из раздробленных оленьих костей жир, горевший без запаха и копоти в каменных лампах-жирниках. У приморских чукчей в XVIII - XIX вв. было два типа жилищ: яранга и полуземлянка. Яранги сохраняли конструктивную основу жилища оленных, но каркас сооружали как из дерева, так и из костей кита. Это делало жилище устойчивым к натиску штормовых ветров. Покрывали ярангу моржовыми шкурами; дымового отверстия у нее не было. Полог делали из большой моржовой шкуры до 9-10 м в длину, 3 м в ширину и 1,8 м в высоту, для вентиляции в его стенке имелись отверстия, которые закрывали пробками из меха. По обеим сторонам полога в больших мешках из шкур тюленей хранили зимнюю одежду и запасы шкур, а внутри вдоль стен протягивали ремни, на которых суши­ли одежду и обувь. В конце XIX в. приморские чукчи в летнее время покрывали яранги парусиной и другими прочными материалами. В полуземлянках жили в основном зимой. Тип и конструкцию их заимствовали у эскимосов. Каркас жилища сооружали из китовых челюстей и ребер; сверху покрывали дерном. Четырехугольное входное отверстие располагали сбоку. Домашняя утварь кочевых и оседлых чукчей скромна и содержит лишь самые необходимые предметы: различного вида чашки собственного изготовления для бульона, большие деревянные блюда с низкими бортами для отварного мяса, сахара, печенья и пр. Ели в пологе, сидя вокруг столика на низких ножках или непосредственно вокруг блюда. Мочалкой из тонких древесных стружек вытирали руки после еды, сметали остатки пищи с блюда. Посуду хранили в ящичке. Оленьи кости, моржовое мясо, рыбу, китовый жир дробили каменным молотком на каменной плите. Кожу выделывали каменными скребками; съедобные корни выкапывали костяными лопатами и мотыгами. Непременной принадлежностью каждой семьи был снаряд для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло (огнивная доска). Огонь, добытый таким способом, считался священным и мог передаваться родственникам только по мужской линии.

Огниво

В настоящее время лучковые сверла хранят как культовую принадлежность семьи. Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не имели существенных различий и были почти идентичны эскимосским. Зимнюю одежду шили из двух слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу. Береговые также использовали прочную, эластичную, практически непромокаемую кожу тюленей для пошива штанов и весенне-летней обуви; из кишок моржа делали плащи и камлейки. Из старых продымленных покрытий яранги, не деформирующихся под воздействием влаги, оленные шили штаны и обувь. Постоянный взаимный обмен продуктами хозяйства позволял тундровым получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, сделанные из шкур морских млекопитающих, а береговым - оленьи шкуры для зимней одежды. Летом носили выношенную зимнюю одежду. Чукотская глухая одежда подразделяется на повседневно-бытовую и празднично-обрядовую: детскую, молодежную, мужскую, женскую, стариковскую, ритуально-похорон­ную. Традиционный комплект чукотского мужского костюма состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом и кисетом, камлейки из ситца, надеваемой поверх кухлянки, дождевика из моржовых кишок, штанов и различных головных уборов: обычной чукотской зимней шапки, малахая, капюшона, легкой летней шапки. Основа женского костюма - меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами. Типичная обувь - короткие, до колен, торбаса нескольких видов, сшитые из шкур нерпы шерстью наружу с поршневой подошвой из кожи лахтака, из камуса с меховыми чулками и травяными стельками (зимние торбаса); из нерпичьей шкуры или из старых, продымленных покрытий яранги (летние торбаса).

Вшивка оленьим волосом

Традиционная пища тундровых людей - оленина, береговых - мясо и жир морских животных. Мясо оленей ели мороженым (в мелко нарубленном виде) или слабо отваренным. Во время массового забоя оленей заготовляли содержимое оленьих желудков, проварив его с кровью и жиром. Употребляли также свежую и мороженую кровь оленя. Готовили супы с овощами и крупой. Приморские чукчи особенно сытным считали мясо моржа. Заготовленное традиционным способом, оно хорошо сохраняется. Из спинной и боковых частей туши вырезают квадраты мяса вместе с салом и шкурой. В вырезку закладывают печень и другие очищенные внутренности. Края сшивают кожей наружу - получается рулет (к"опалгын-кымгыт). Ближе к холодам его края стягивают еще сильнее, чтобы предотвратить чрезмерное закисание содержимого. К"опал-гын едят в свежем, подкисшем и мороженом виде. Свежее моржовое мясо варят. В сыром и вареном виде едят мясо белухи и серого кита, а также их кожу со слоем жира. В северных и южных районах Чукотки большое место в рационе занимают кета, хариус, навага, нерка, камбала. Из крупных лососевых заготавливают юколу. Многие чукчи-оленеводы вялят, засаливают, коптят рыбу, солят икру. Мясо морских зверей очень жирное, поэтому к нему требуются растительные добавки. Оленные и приморские чукчи традиционно употребляли в пищу много дикорастущих трав, корней, ягод, морской капусты. Листья карликовой ивы, щавель, съедобные корни замораживали, квасили, смешивали с жиром, кровью. Из корней, толченных с мясом и моржовым жиром, делали колобки. Из привозной муки издавна варили каши, жарили лепешки на тюленьем жире.

Наскальный рисунок

К XVII - XVIII вв. основной общественно-экономической единицей была патриархальная семейная община, со­стоящая из нескольких семей, имевших единое хозяйство и общее жилище. В состав общины входило до 10 и более взрослых мужчин, связанных узами родства. У береговых чукчей производственные и социальные связи складывались вокруг байдары, размер которой зависел от количества членов общины. Во главе патриархальной общины стоял старшина - «лодочный начальник». У тундровых пат­риархальная община объединялась вокруг общего стада, ее также возглавлял старшина - «силач». К концу XVIII в. вследствие увеличения численности оленей в стадах возникла необходимость дробления последних в целях более удобного выпаса, что привело к ослаблению внутриобщинных связей. Оседлые чукчи жили в поселках. На общих участках селилось несколько родственных общин, каждая из которых размещалась в отдельной полуземлянке. Кочевые чукчи жили на стойбище, также состоящем из нескольких патриархальных общин. Каждая община включала две-четыре семьи и занимала отдельную ярангу. 15-20 стойбищ образовывали круг взаимопомощи. У оленных существовали и патрилинейные родственные группы, связанные кровной местью, передачей ритуального огня, обрядами жертвоприношений, и начальная форма патриархального рабства, исчезнувшая вместе с прекращением войн против соседних народов. В XIX в. традиции общинной жизни, групповой брак и левират продолжали сосуществовать, несмотря на появление частной собственности и имущественного неравенства.

Чукотский охотник

К концу XIX в. большая патриархальная семья распалась, ее заменила малая семья. В основе религиозных верований и культа - анимизм, промысловый культ. Структура мира у чукчей включала три сферы: земную твердь со всем сущим на ней; небеса, где живут предки, умершие достойной смертью во время сражения или выбравшие добровольную смерть от руки родственника (у чукчей старики, неспособные промышлять, просили ближайших родственников лишить их жизни); подземный мир - обиталище носителей зла - кэле, куда попадали люди, умершие от болезни. По поверью, промысловыми угодьями, отдельными местами обитания людей ведали мистические существа-хозяева, им приносились жертвы. Особая категория благодетельных существ - домашние покровители, в каждой яранге хранились ритуальные фигурки и предметы. Система религиозных представлений породила соответствующие культы у тундровых, связанные с оленеводством; у береговых - с морем. Были и общие культы: Наргынэн (Природы, Вселенной), Рассвета, Полярной звезды, Зенита, созвездия Пэгиттин, культ предков и т.д. Жертвоприношения носили общинный, семейный и индивидуальный характер. Борьба с болезнями, затяжными неудачами в промысле и оленеводческом хозяйстве была уделом шаманов. На Чукотке их не выделяли в профессиональную касту, на равных они участвовали в промысловой деятельности семьи и общины. От других членов общины шамана отличало умение общаться с духами-покровителями, разговаривать с предками, имитировать их голоса, впадать в состояние транса. Основной функцией шамана было врачевание. Он не имел специального костюма, его главным ритуальным атрибутом был бубен

Чукотский бубен

Шаманские функции мог выполнять глава семьи (семейное шаманство). Основные праздники были связаны с хозяйственными циклами. У оленных - с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летние пастбища и возвращением. Праздники приморских чукчей близки эскимосским: весной - праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом - праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей; осенью - праздник хозяина морских животных. Все праздники сопровождали состязания в беге, борьбе, стрельбе, подпрыгивании на шкуре моржа (прообраз батута), в гонках на оленях и собаках, танцы, игра на бубнах, пантомима. Кроме производственных были семейные праздники, связанные с рождением ребенка, выражением благодарности по случаю удачного промысла начинающим охотником и т.п. Обязательны при проведении праздников жертвоприношения: оленей, мяса, фигурок из оленьего жи­ра, снега, дерева (у оленных чукчей), собак (у морских). Христианизация почти не затронула чукчей. Основные жанры фольклора - мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Главный персонаж мифов и сказок - Ворон Куркыль, демиург и культурный герой (мифический персонаж, который дает людям различные предметы культуры, добывает огонь как Прометей у древних греков, учит охоте, ремеслам, вводит различные предписания и правила поведения, ритуалы, является первопредком людей и творцом мира).

Распространены также мифы о браке человека и животного: кита, белого медведя, моржа, тюленя. Чукотские сказки (лымн"ыл) подразделяются на мифологические, бытовые и сказки о животных. Исторические предания повествуют о войнах чукчей с эскимосами, коряками, русскими. Известны также мифологические и бытовые предания. Музыка генетически связана с музыкой коряков, эскимосов и юкагиров. Каждый человек имел, по меньшей мере, три «персональные» мелодии, сочиненные им в детстве, в зрелом возрасте и в старости (чаще, правда, детскую мело­дию получали в подарок от родителей). Возникали и новые мелодии, связанные с событиями в жизни (выздоровлением, прощанием с другом или возлюбленной и т.п.). Исполняя колыбельные песни, издавали особый «курлыкающий» звук, напоминающий голос журавля или важенки. У шаманов были свои «персональные напевы». Они исполнялись от имени духов-покровителей - «песни духов» и отражали эмоциональное состояние поющего. Бубен (ярар) - круглый, с рукояткой на обечайке (у береговых) или крестовидной держалкой на тыльной стороне (у тундровых). Различают мужскую, женскую и детскую разновидности бубна. Шаманы играют на бубне толстой мягкой палочкой, а певцы на праздниках - тонкой палочкой из китового уса. Ярар являлся семейной святыней, его звучание символизировало «голос очага». Другой традиционный музыкальный инструмент - пластинчатый варган ванны ярар - «ротовой бубен» из березовой, бамбуковой (плавун), костяной или металлической пластинки. Позднее появился дуговой двуязычковый варган. Струнные инструменты представлены лютнями: смычковой трубчатой, выдолбленной из цельного куска дерева, и коробчатой. Смычок делали из китового уса, бамбуковых или тальниковых лучинок; струны (1 - 4) - из жильных ниток либо кишок (позднее из металла). На лютнях в основном играли песенные мелодии.

Современная чукча

Свой путь от Чаунской губы до Якутска описывает Макс Зингер в книге «112 дней на собаках и оленях». Издательство Москва, 1950 г.

Желающим бесплатно скачать книгу

Чукотское письмо

Чукотское письмо было изобретено чукотским оленеводом (совхозным пастухом) Теневилем (Тенвиль), жившем близ населенного пункта Усть-Белая (ок. 1890-1943?) примерно в 1930. До сего дня не ясно – было ли письмо Теневиля идеографическим или словесно-слоговым. Чукотское письмо было обнаружено в 1930 советской экспедицией и описано известным путешественником, писателем и полярным исследователем В.Г. Богораз-Таном (1865-1936). Чукотское письмо не имело широкого распространения. Кроме самого Теневиля этим письмом владел его сын, с которым первый обменивался посланиями во время выпаса оленей. Теневиль наносил свои знаки на доски, кости, моржовые клыки и конфетные обертки. Пользовался он при этом чернильным карандашом или металлическим резцом. Направление письма неустоявшееся. Фонетические графемы отсутствуют, что свидетельствует о крайнем примитивизме системы. Но в то же время крайне странно, что Теневиль посредством пиктограмм передавал такие сложные абстрактные понятия, как "плохо", "хорошо", "страшиться", "становиться"...

Это наводит на мысль, что у чукчей уже была некая письменная традиция, похожая, возможно, на юкагирскую. Чукотское письмо – уникальное явление и представляет определенный интерес при рассмотрении проблем зарождения письменных традиций у народов, находящихся на догосударственных этапах своего развития. Чукотское письмо – самое северное из всех, где-либо разработанных коренной народностью при минимальном влиянии извне. Не решен вопрос об источниках и прототипах письма Теневиля. Принимая во внимание изолированность Чукотки от основных региональных цивилизаций, это письмо можно рассматривать как местное явление, усугубленное творческой инициативой гения-одиночки. Не исключено влияние на чукотское письмо рисунков на шаманских бубнах. Само слово «письмо» кэликэл (калеткоран – школа, букв. "писанья дом", кэлитку-кэликэл – тетрадь, букв. "письменная бумага") в чукотском языке (луораветланском языке ӆыгъоравэтӆьэн йиӆыйиӆ) имеет тунгусо-маньчжурские параллели. В 1945 художник-искусствовед И. Лавров посетил верховье Анадыри, где некогда жил Теневиль. Там и был обнаружен «архив Теневиля» – ящик, занесенный снегом, в котором хранились памятники чукотского письма. В Санкт-Петербурге хранятся 14 дощечек с чукотскими пиктографическими текстами. Сравнительно недавно найдена целая тетрадь с записями Теневиля. Теневиль разработал и особые знаки для чисел на основе двадцатеричной системы счисления, характерной для чукотского языка. Ученые насчитывают около 1000 основных элементов чукотской письменности. Первые опыты по переводу богослужебных текстов на чукотский язык относятся к 20-м годам 19 в.: согласно разысканиям последних лет, первая книга на чукотском языке была напечатана в 1823 тиражом в 10 экземпляров. Первый словарь чукотского языка, составленный священником М. Петелиным, был издан в 1898. В первой трети 20 в. среди чукчей отмечались опыты создания мнемотехнических систем, сходных с логографической письменностью, образцом для которых служило русское и английское письмо, а также торговые марки на российских и американских товарах. Наибольшую известность среди таких изобретений получила так называемая письменность Теневиля, жившего в бассейне реки Анадырь, сходная система применялась также чукчей-торговцем Антымавле на Восточной Чукотке (чукотский писатель В. Леонтьев написал книгу «Антымавле - торговый человек»). Официально чукотская письменность была создана в начале 30-х годов на латинской графической основе с использованием Единого Северного Алфавита. В 1937 чукотский алфавит на латинской основе был заменен алфавитом на кириллической основе без дополнительных знаков, однако алфавит на латинской основе использовался на Чукотке еще некоторое время. В 50-е годы в чукотский алфавит были введены знаки к’ для обозначения увулярного согласного, и н’ для обозначения заднеязычного сонанта (в первых вариантах кириллического чукотского алфавита увулярный не имел отдельного обозначения, а заднеязычный сонант обозначался диграфом нг). В начале 60-х годов начертания этих букв были заменены на қ (ӄ) и ң (ӈ), однако официальный алфавит использовался только при централизованном издании учебной литературы: в местных изданиях в Магадане и на Чукотке применялся алфавит с использованием апострофа вместо отдельных литер. В конце 80-х годов в алфавит была введена буква л (ӆ "л с хвостом") для обозначения чукотского глухого латерального l, однако она применяется только в учебной литературе.

Зарождение чукотской литературы приходится на 30-е годы. В этот период появляются оригинальные стихи на чукотском языке (М. Вуквол) и самозаписи фольклора в авторской обработке (Ф. Тынетегин). В 50-е годы начинается литературная деятельность Ю.С. Рытхэу. На конец 50-х- 60-е г. 20 в. падает период расцвета оригинальной поэзии на чукотском языке (В. Кеулькут, В. Етытегин, М. Вальгиргин, А. Кымытваль и др.), который находит продолжение в 70-е - 80-е гг. (В. Тынескин, К. Геутваль, С. Тиркыгин, В. Иунеут, Р. Тнанаут, Е. Рультынеут и мн. др.). Собиранием фольклора чукчей занимался В. Ятгыргын, известный также как прозаик. В настоящее время оригинальная проза на чукотском языке представлена произведениями И. Омрувье, В. Вэкэт (Итевтегиной), а также некоторых других авторов. Отличительной особенностью развития и функционирования письменного чукотского языка надо признать формирование активно действующей группы переводчиков художественной литературы на чукотский язык, в которую входили писатели – Ю.С. Рытхэу, В.В. Леонтьев, ученые и педагоги – П.И. Инэнликэй, И.У. Березкин, А.Г. Керек, профессиональные переводчики и редакторы – М.П. Легков, Л.Г. Тынель, Т.Л. Ермошина и другие, чья деятельность во многом способствовала развитию и совершенствованию письменного чукотского языка. С 1953 на чукотском языке издается газета «Мургин нутэнут / Наш край» .Известный чукотский писатель Юрий Рытхэу посвятил Теневилю роман «Сон в начале тумана», 1969 год. Ниже представлена чукотская латиница, бытовавшая в 1931 -1936 гг.

Пример чукотской латиницы: Rðnut gejьttlin oktjabrьanak revoljucik varatetь (Что дала Октябрьская революция народам Севера?) Kelikel kalevetgaunwь, janutьlьn tejwьn (Книга для чтения на чукотском языке, ч.1).

Специфика чукотского языка – инкорпорация (способность одним словом передавать целые предложения). Например: мыт-ӈыран-вэтъат-арма-ӄора-вэнрэты-ркын «мы четырех бодливых сильных оленей охраняем». Также обращает внимание своеобразная передача единственного числа посредством частичной или полной редупликации: лиг-лиг яйцо, ным-ным поселок, тиркы-тир солнце, тумгы-тум товарищ (но тумгы-товарищи). Инкорпорация в чукотском языке связана с включением в форму слова дополнительных основ. Такое сочетание характеризуется общим ударением и общими формообразующими аффиксами. Включающими слова обычно являются существительные, глаголы и причастия; иногда – наречия. Включаться могут основы существительных, числительных, глаголов и наречий. Например: га-пойг-ы-ма (с копьем), га-таӈ-пойг-ы-ма (с хорошим копьём); где пойг-ы-н копье и ны-тэӈ-ӄин хороший (основа – тэӈ/таӈ). Ты-яра-пкэр-ы-ркын – приходить домой; пыкир-ы-к – приходить (основа –пыкир) и яра-ӈы – дом, (основа – яра). Иногда включаются две, три и даже больше таких основ. Морфологическая структура слова в чукотском языке нередко является концентрической, достаточно обычны случаи сочетания в одной словоформе до трех циркумфиксов:
та-ра-ӈы-к строить-дом (1-й циркумфикс – вербализатор);
ры-та-ра-ӈ-авы-к заставлять-строить-дом (2-й циркумфикс – каузатив);
т-ра-н-та-ра-ӈ-авы-ӈы-ркы-н я-хочу-заставить-его-построить-дом (3-й циркумфикс – дезидератив).
Порядковая модель пока не построена, но, судя по всему, в глагольной словоформе корню предшествует 6-7 аффиксальных морфем, за корнем следует 15-16 формантов.

Этноним чукчи – искаженное местное слов чаучу «богатый оленями», каковым именем чукчи-оленеводы называют себя в противоположность приморским чукчам-собаководам. Сами чукчи себя называют лыгъораветльан «настоящие люди». Расовый тип чукчей, по мнению Богораза, характерен некоторыми отличиями. Глаза с косым разрезом встречаются реже, чем с разрезом горизонтальным; встречаются индивиды с густой растительностью на лице и с волнистыми, почти курчавыми волосами на голове; лицо с бронзовым оттенком; цвет тела лишен желтоватого оттенка. Были попытки соотнести этот тип с америндским: чукчи плечисты, со статной, несколько тяжелой фигурой; крупные, правильные черты лица, лоб высокий и прямой; нос крупный, прямой, резко очерченный; глаза большие, широко расставленные; выражение лица мрачное.

Главные психические черты чукчей – чрезвычайно легкая возбудимость, доходящая до исступления, склонность к убийствам и самоубийствам при малейшем поводе, любовь к независимости, настойчивость в борьбе. Приморские чукчи прославились своими скульптурными и резными изображениями из мамонтовой кости, поражающими своей верностью природе и смелостью поз и штрихов и напоминающими замечательные костяные изображения палеолитического периода.

С русскими чукчи столкнулись впервые еще в 17 в. В 1644 казак Стадухин, первый доставивший известие о них в Якутск, основал Нижнеколымский острог. Чукчи, кочевавшие в то время как на восток, так и на запад от реки Колымы, после упорной, кровопролитной борьбы окончательно покинули левый берег Колымы, оттеснив при своем отступлении эскимосское племя мамаллов с побережья Ледовитого океана к Берингову морю. С тех пор в течение более ста лет не прекращались кровавые столкновения между русскими и чукчами, территория которых граничила с населенной русскими по реке Колыме на западе и Анадырю на юге. В этой борьбе чукчи выказали необыкновенную энергию. В плену они добровольно убивали себя, и если бы русские на время не отступили, они бы поголовно выселились в Америку. В 1770 после неудачной кампании Шестакова Анадырский острог, служивший центром борьбы русских с чукчами, был уничтожен и команда его переведена в Нижне-Колымск, после чего чукчи стали менее враждебно относиться к русским и постепенно стали вступать с ними в торговые сношения. В 1775 на речке Ангарке, притоке Большого Анюя, была построена Ангарская крепостца.

Несмотря на обращение в православие, чукчи сохраняют шаманскую веру. Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака – тотема. Каждая семья, кроме того, имела свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи (нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня), далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен. Необычна традиционная прическа чукчей – мужчины выстригали волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей. Покойников раньше либо сжигали, либо обертывают пластами сырого оленьего мяса и покидали в поле, предварительно прорезав горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени.

На Чукотке имеются своеобразные и самобытные наскальные изображения в зоне тундры, на прибрежных скалах р. Пегтымель. Они были исследованы и опубликованы Н. Диковым. Среди наскальных изображений Азиатского материка петроглифы Пегтымеля представляют собой самую северную, ярко выраженную самостоятельную группу. Пегтымельские петроглифы открыты в трех пунктах. В первых двух были зафиксированы 104 группы наскальных рисунков, в третьем - две композиции и одиночная фигура. Недалеко от скал с петроглифами на краю обрыва были обнаружены стоянки древних охотников и пещера, содержащая культурные остатки. Стены пещеры были покрыты изображениями.
Пегтымельские наскальные изображения выполнены в различной технике: выбиты, протерты или процарапаны на поверхности скалы. Среди образов наскального искусства Пегтымеля преобладают фигуры северных оленей с узкими мордами и характерными очертаниями линий рогов. Встречаются изображения собак, медведей, волков, песцов, лосей, снежных баранов, морских ластоногих и китообразных, птиц. Известны антропоморфные фигуры мужского и женского пола, часто в грибообразных шляпах, изображения копыт или их отпечатков, следов, двухлопастных весел. Своеобразны сюжеты, включающие человекоподобных мухоморов, которые упоминаются в мифологии северных народов.

Многовековую историю имеет знаменитая резьба по кости на Чукотке. Во многом этот промысел сохраняет традиции Древнеберингоморской культуры, характерной анималистической скульптурой и бытовыми предметами, выполненными из кости и украшенными рельефной резьбой и криволинейным орнаментом. В 1930-е гг. промысел постепенно сосредотачивается в Уэлене, Наукане и Дежневе.

Числительные

Литература:

Дирингер Д., Алфавит, М., 2004; Фридрих И., История письма, М., 2001; Кондратов А. М. , Книга о букве, М. , 1975; Богораз В. Г. , Чукчи, ч. 1-2, 1. , 1934-39.

Скачать бесплатно

Юрий Сергеевич Рытхэу: Конец вечной мерзлоты [журн. вариант]

Чукотский план

Карта на куске моржовой шкуры, сделанная неизвестным жителем Чукотки В низу карты показаны три корабля, направляющиеся в устье реки; левее их - охота на медведя, а немного выше - нападение трех чукчей на чужеземца. Ряд черных пятен изображает холмы, протянувшиеся вдоль берега залива.

Чукотский план

Среди островов кое-где видны чумы. Наверху по льду залива идет человек и ведет за собой пять запряженных в нарты оленей. Справа, на тупом выступе, изображено большое чукотское стойбище. Между стойбищем и черной цепочкой гор лежит озеро. Ниже, в заливе показана охота чукчей на китов.

Колымские чукчи

На суровом Севере между реками Колымой и Чукочьей раскинулась широкая равнина, Халарчинская тундра - родина западных чукчей. О чукчах как многочисленной народности впервые упоминали в 1641 - 1642 годах. С незапамятных времен чукчи были воинственным народом, люди закаленные как сталь, привыкшие к борьбе с морем, морозом и ветром.

Это были охотники, нападавшие с копьем в руках на огромного белого медведя, мореплаватели, на утлых кожаных лодках дерзавшие лавировать на негостеприимном просторе полярного океана. Исконным традиционным занятием, главным средством существования для чукчей было оленеводство.

В настоящее время в селе Колымском - центре Халарчинского наслега Нижнеколымского района - живут представители малочисленных народов Севера. Это единственный в Республике Саха (Якутия) район, где компактно проживают чукчи.

Колымское по протоке Стадухинской расположено от поселка Черский в 180 км, а по реке Колыме - в 160 км. Само село было образовано в 1941 году на месте юкагирского кочевого летовья, находившегося на левом берегу реки Колымы напротив устья реки Омолон. Сегодня в Колымском проживает чуть менее 1000 человек. Население занимается охотничьим промыслом, рыболовством и оленеводством.

В XX веке все коренное население Колымы прошло через советизацию, коллективизацию, ликвидацию неграмотности и переселение из обжитых мест в крупные населенные пункты, выполняющие административные функции, - районные центры, центральные усадьбы колхозов и совхозов.

В 1932 году первым председателем кочевого совета стал Николай Иванович Мельгейвач, возглавивший Туземный комитет. В 1935 году было организовано товарищество под председательством И.К. Ваалыиргина с поголовьем в 1850 оленей. Через 10 лет, в труднейшие военные годы поголовье стада было увеличено в десять раз благодаря самоотверженному героическому труду оленеводов. За собранные средства на танк «Турваургинец» для танковой колонны и теплую одежду для фронтовиков в Колымское пришла благодарственная телеграмма от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

В то время трудились в Халарчинской тундре такие оленеводы, как В.П. Слепцов, В.П. Ягловский, С.Р. Атласов, И.Н. Слепцов, М.П. Слепцов и многие другие. Известны имена представителей больших оленеводческих родов Каургиных, Горулиных, Волковых.

Оленеводы-колхозники в ту пору жили в ярангах, пищу готовили на костре. Мужчины следили за оленями, каждая женщина обшивала с головы до ног 5 - 6 оленеводов и 3 - 4 детей. Чумработницы к каждому коралю и празднику всем детям и пастухам шили новую красивую меховую одежду.

В 1940 году колхоз перевели на оседлый образ жизни, на его основе выросло село Колымское, где была открыта начальная школа. С 1949 года дети оленеводов стали учиться в школе-интернате в селе, а родители продолжали работать в тундре.

До 1950-х годов на территории Халарчинского наслега находись два колхоза «Красная звезда» и «Турваургин». В начале 1950-х годов доходы от забоя оленей подняли уровень жизни населения.

Колхоз «Турваургин» гремел на всю республику как колхоз-миллионер. Жизнь налаживалась, в колхоз стала поступать техника: тракторы, катера, электростанции. Было построено большое здание средней школы, здание больницы. Этот период относительного благополучия связан с именем Николая Ивановича Таврата. Сегодня его имя присвоено национальной школе в селе Колымском и улице в районном центре поселке Черский. Именем Н.И. Таврата названы также теплоход-буксир Зеленомысского морского порта, студенческая стипендия.

Кем был Николай Таврат?

Николай Таврат начал свою трудовую деятельность в 1940 году в Халарчинской тундре, был пастухом, затем счетоводом в колхозе. В 1947 году его избрали председателем колхоза «Турваургин». В 1951 году колхозы наслега объединились, а в 1961 году были преобразованы в совхоз «Нижнеколымский». Село Колымское стало центром Колымского отделения совхоза с 10 стадами (17 тысяч оленей). В 1956 году в Колымском силами самих колхозников началось строительство современных жилых домов. По воспоминаниям старожилов, три 4-квартирных Дома, детский сад, а позднее столовую торговой конторы «Колымторга» и восьмилетнюю школу построили очень быстро, так как колхозники работали в три смены. Таким же образом построили первый Двухэтажный 16-квартирный дом.

Николай Таврат хорошо знал родную тундру. Много раз он выручал нижнеколымских авиаторов, помогая им найти в бескрайних просторах и сложных метеоусловиях стойбища оленеводов. На одной из советских киностудий в 1959 году был снят документальный фильм о колхозе «Турваургин» и его председателе Н.И. Таврате. В одной из бесед председатель сказал: «Необычен мой отчий дом. Он стелется на тысячи километров. И нет, пожалуй, иного места на земле, где бы человек так тесно был связан с природой, как в тундре...»

С 1965 по 1983 год Н.И. Таврат работал председателем Нижнеколымского райисполкома, был депутатом Верховного Совета РСФСР 5-го созыва (1959), депутатом Верховного Совета Я АССР (1947 - 1975). За свою трудовую деятельность был награжден орденами Октябрьской революции и орденом «Знак Почета».

Местный историк и краевед А.Г. Чикачёв написал о нем книгу, которую назвал «Сын тундры».

В Колымской национальной средней общеобразовательной школе им. Н.И. Таврата учащиеся изучают чукотский язык, культуру, обычаи, традиции этого народа. Преподается предмет «Оленеводство». На производственную практику учащиеся выезжают в оленеводческие стада.

Сегодня нижнеколымчане глубоко чтут память о своем земляке, ярком представителе чукотского народа Николае Ивановиче Таврате.

С 1992 года на базе совхозов образовалась кочевая община «Турваургин», производственный кооператив, основная деятельность которого - оленеводство, рыболовство, охотничий промысел.

Анна Садовникова

Немногочисленный народ чукчей расселен на огромной территории – начиная от Берингова моря до реки Индигирки, от Северного Ледовитого океана до реки Анадырь. Это территорию можно сравнить с Казахстаном, а на ней живет чуть больше 15 тысяч человек! (данные переписи населения России в 2010 году).

Название чукчи – это адаптированное для русского человека название народа «лоуратвеланы». Чукчи значит «богатый оленями» (чаучу) – так представились русским первопроходцам северные оленеводы в XVII веке. «Лоутвераны» переводится как «настоящие люди», так как в мифологии крайнего Севера чукчи – «высшая раса», избранная богами. В мифологии чукчей объясняется, что боги создали эвенков, якутов, коряков и эскимосов исключительно как рабов русских, чтобы они помогали чукчам торговать с русскими.

Этническая история чукчей. Кратко

Предки чукчей обосновались на Чукотке на рубеже 4-3 тысячелетия до нашей эры. В такой естественно-географической среде сформировались обычаи, традиции, мифология, язык и расовые особенности. У чукчей повышенная теплорегуляция, высокий уровень гемоглобина в крови, быстрый обмен веществ, потому формирование этой арктической расы происходило в условиях Крайнего Севера, а иначе они бы не выжили.

Мифология чукчей. Сотворение мира

В мифологии чукчей фигурирует ворон – творец, основной благодетель. Создатель земли, солнца, рек, морей, гор, оленей. Именно ворон научил людей жить в сложных природных условиях. Так как в сотворении космоса и звезд, по мнению чукчей, участвовали арктические животные, то названия созвездий и отдельных звезд связаны с оленями и воронами. Звезда капелла – это олений бык с санями человека. Две звезды около созвездия Орла – «Самка оленя с олененком». Млечный путь – река с песчаными водами, с островами – пастбищами для оленей.

Название месяцев чукотского календаря отражают жизнь дикого оленя, его биологические ритмы и особенность миграции.

Воспитание детей у чукчей

В воспитании чукотских детей можно проследить параллель с индейскими обычаями. В 6 лет у чукчей начинается суровое воспитание мальчиков-воинов. С этого возраста мальчики спят стоя, исключение – сон с опорой на ярангу. При этом взрослые чукчи воспитывали даже во сне – подкрадывались с раскаленным кончиком металла или тлеющей палкой, чтобы у мальчика вырабатывалась молниеносная реакция на любые звуки.

Юные чукчи бегали за оленьими упряжками с камнями на ногах. В руках с 6 лет постоянно держали лук и стрелы. Благодаря такой тренировке глаз, зрение у чукчей на долгие годы оставалось острым. Кстати, именно поэтому чукчи были превосходными снайперами во время Великой Отечественной войны. Любимые игры – «футбол» с мячом из оленьей шерсти и борьба. Боролись в особенных местах – то на моржовой шкуре (очень скользкой), то на льду.

Обряд посвящения во взрослую жизнь – испытание для жизнеспособных. На «экзамене» делали ставку на ловкость и внимательность. Например, отец посылал сына на задание. Но не задание было главным. Отец выслеживал сына, пока тот шагал его выполнять, и ждал, пока сын потеряет бдительность – тут он выпускал стрелу. Задача юноши – моментально сконцентрироваться, среагировать и увернуться. Поэтому пройти экзамен – значит выжить. Но стрелы не смазывали ядом, поэтому шанс на выживание после ранения был.

Война как стиль жизни

Отношение к смерти у чукчей простое – они ее не бояться. Если один чукча просит другого его убить, то просьба выполняется легко, без сомнений. Чукчи верят, что у каждого из них по 5-6 душ, и существует целая «вселенная предков». Но для того, чтобы попасть туда, нужно либо достойно погибнуть в бою, либо умереть от руки родственника или друга. Своя смерть или смерть от старости – роскошь. Поэтому чукчи отличные воины. Они не бояться смерти, свирепые, у них чуткое обоняние, молниеносная реакция, острый глаз. Если в нашей культуре за военные заслуги награждают медалью, то чукчи на тыльной стороне правой ладони ставили татуировку-точку. Чем больше точек, тем более опытный и бесстрашный воин.

Чукотские женщины соответствуют суровым чукотским мужчинам. Они носят с собой нож, чтобы в случае серьезной опасности зарезать детей, родителей, а потом себя.

«Домашнее шаманство»

У чукчей существует так называемое «домашнее шаманство». Это отголоски древней религии лоураветланов, ведь сейчас почти все чукчи ходят в церковь и принадлежат русской православной церкви. Но «шаманят» до сих пор.

Во время осеннего убоя скота вся чукотская семья, включая детей, бьет в бубен. Этот обряд оберегает оленей от болезней, ранней гибели. Но это больше похоже на игру, как, например, сабантуй – праздник окончания пахоты у тюркских народов.

Писатель Владимир Богораз, этнограф и исследователь народов крайнего Севера пишет, что на настоящих шаманских обрядах люди вылечиваются от страшных болезней, заживают смертельные раны. Настоящие шаманы могут в руке растереть камень в крошку, голыми руками «зашить» рваную рану. Основная задача шаманов – исцелять больных. Для этого они впадают в транс, чтобы «путешествовать между мирами». На Чукотке шаманами становятся, если чукчу в момент опасности спасает морж, олень или волк – тем самым «передает» колдуну древнюю магию.

Чу́кчи или луораветланы (самоназвание - ԓыгъоравэтԓьэт , оравэтԓьэт ) - немногочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя. Численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года - 15767 человек, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года - 15908 человек.

Численность и расселение

Численность чукчей в России:

Численность чукчей в населённых пунктах (2002 г.)

село Средние Пахачи 401

Происхождение

Своё название, которым их называют русские , якуты и эвены - адаптированное в XVII в. русскими землепроходцами чукотское слово чаучу [ʧawʧəw ] (богатый оленями), каковым именем чукчи-оленеводы называют себя в противоположность чукчам приморским - собаководам - анкальын (приморские, поморы - от анкы (море)) . Самоназвание - оравэтԓьэт (люди, в единственном числе оравэтԓьэн) или ԓыгъоравэтԓьэт [ɬəɣʔoráwətɬʔǝt ] (настоящие люди, в единственном числе ԓыгъоравэтԓьэн [ɬəɣʔoráwətɬʔǝn ] - в русской передаче луораветлан). Соседи чукчей - юкагиры , эвены, якуты и эскимосы (на берегу Берингова пролива).

Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях быта оленных и приморских чукчей: у последних, например, собачья запряжка американского образца. Окончательное решение вопроса об этнографическом происхождении зависит от сравнительного изучения чукотского языка и языков ближайших американских народностей. Один из знатоков языка, В. Богораз , находил его близкородственным не только с языком коряков и ительменов , но и с языком эскимосов. До самого последнего времени по языку чукчей причисляли к палеоазиатам, то есть к группе окраинных народов Азии, языки которых стоят совершенно особо от всех остальных лингвистических групп Азиатского материка, вытесненных в очень отдалённые времена из середины материка на северо-восточные окраины.

Антропология

История

Добровольная смерть - обычное явление среди чукч. Человек, желающий умереть, заявляет об этом другу или родственнику, и тот должен исполнить его просьбу… Мне известно два десятка случаев добровольной смерти… [Так] один из приехавших после посещения русской казармы почувствовал боль в желудке. Ночью боль усилилась настолько, что он потребовал, чтобы его убили. Его спутники исполнили его желание .

Предвидя многие спекуляции, этнограф пишет:

Поводом к добровольной смерти стариков служит отнюдь не недостаток хорошего отношения к ним со стороны родственников, а скорее тяжёлые условия их жизни. Эти условия делают жизнь совершенно невыносимой для каждого, кто не способен заботиться о себе. Не только старики прибегают к добровольной смерти, но также страдающие какой-нибудь неизлечимой болезнью. Число таких больных, умирающих добровольной смертью, не меньше, чем число стариков .

Фольклор

У чукчей богатое устное народное творчество, которое выражено и в искусстве каменной кости. Основные жанры фольклора: мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей был ворон - Куркыль , культурный герой . Сохранилось много легенд и сказок, как «Хранитель огня», «Любовь», «Когда киты уходят?», «Бог и мальчик». Приведём пример последней:

В тундре жило одно семейство: отец, мать, и двое детей, мальчик и девочка. Мальчик пас оленей, а девочка помогала матери по хозяйству. Как-то утром отец разбудил дочь и велел, чтобы она развела костер и заварила чай. Вышла девочка из полога, а бог поймал ее и съел, а потом отца и мать съел. Вернулся мальчик из стада. Прежде чем зайти в ярангу, посмотрел в дырку, что там делается. И видит - бог сидит на потухшем очаге и играет в золе. Мальчик крикнул ему: - Эй, чего делаешь? - Ничего, иди сюда. Зашел мальчик в ярангу , стали они играть. Играет мальчик, а сам смотрит по сторонам, ищет родных. Понял он все и говорит богу: - Поиграй один, я до ветра схожу! Выбежал он из яранги. Отвязал двух самых злых собак и побежал с ними в лес. Забрался на дерево, а собак привязал под деревом. Играл, играл бог, есть захотел и пошел разыскивать мальчика. Идет он, нюхает след. Дошел до дерева. Хотел вскарабкаться на дерево, а собаки поймали его, разорвали на куски и съели. А мальчик пришел домой со своим стадом и стал хозяином .

Исторические предания сохранили рассказы о войнах с соседними эскимосскими племенами .

Народные танцы

Несмотря на тяжёлые условия жизни, народ находил время и для праздников, где бубен был не только ритуальным, но и просто музыкальным инструментом, напевы на который передавались из поколения в поколение. Археологические свидетельства дают основания утверждать, что танцы существовали у предков чукчей ещё в I тысячелетии до н. э. Об этом свидетельствуют петроглифы , обнаруженные за Полярным кругом на Чукотке и исследованные археологом Н. Н. Диковым .

Ярким примером обрядо-ритуальных танцев было празднование «Первого убоя оленя»:

После еды снимают все принадлежащие семье бубны, висевшие на шестах порога за занавеской из сырых шкур, и начинается обряд. В бубны бьют в продолжение всего остатка дня по очереди все члены семьи. Когда кончают все взрослые, их место занимают дети и в свою очередь продолжают бить в бубны. Во время игры на бубнах многие взрослые призывают «духов» и стараются побудить их войти в их тело… .

Также были распространены подражательные танцы, отображающие повадки зверей и птиц: «Журавль», «Журавль высматривает пищу», «Полет журавля», «Журавль осматривается», «Лебедь», «Танец чайки», «Ворон», «Бой быков (оленей)», «Танец уток», «Бой быков во время гона», «Высматривание», «Бег оленя» .

Особую роль играли торговые пляски, как вид группового брака, как пишет В. Г. Богораз, они служили с одной стороны новой связью между семьями, с другой укрепляются прежние родственные узы .

Язык, письменность и литература

См. также

  • Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Примечания

  1. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. Всероссийская перепись населения 2002 года . Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  3. [http://std.gmcrosstata.ru/webapi/opendatabase?id=vpn2002_pert База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года
  4. В. Г. Богораз. Чукчи. Ч.1. Ленинград 1934 стр.3
  5. МОНГОЛОИДНАЯ РАСА
  6. Чукотское письмо
  7. Якутское войско
  8. Описание гаплогруппы N1c1-M178
  9. БСЭ (2-издание)
  10. Блюда из кухни чукчей
  11. Пища для влюбленных северян
  12. Чукча-мореход
  13. В. Г. Богораз. Чукчи. Ч.1. Ленинград 1934 стр. 106-107
  14. Там же стр. 107-108
  15. Чукчи Сказки и легенды
  16. Этнография Камчатки
  17. Чукчи, песни и танцы
  18. также встречается наименование приморские чукчи
  19. См.подр: Н. Н. Чебоксаров, Н. И. Чебоксарова. Народы, расы, культуры. М.: Наука 1971
  20. В. Г. Богораз. Чукчи и религия. ГЛАВСЕМОРПУТИ Л., 1939 стр.76
  21. Сектор фольклора
  22. Там же стр. 95

Галерея

Ссылки

Жители тундры спасают гостей от мороза с помощью голой жены

Что мы слышали о чукчах и вообще о северных народах, кроме анекдотов? Да практически ничего! Однако есть люди, которые досконально разбираются в теме. В частности, ученый с мировым именем, профессор Сергей АРУТЮНОВ, член-корреспондент РАН, который вел этнографическую полевую работу в Японии, Вьетнаме, Индии, на Кавказе, а также на Крайнем Севере и в Сибири, в том числе на Чукотке. Хотя и анекдоты - тоже информация!

«Чукча, сходи в душ, помойся!» - «Нельзя, однако! Горе будет! Первый раз помылся - война началась. Второй раз помылся - Сталин умер. Совсем
горе!»
Загнали все-таки чукчу в душ. Через пару минут радостный возглас: «Ура! Рубашка нашел!» - «Где?!» - «Под фуфайкой была!»
- Сергей Александрович, почему именно про чукчей столько анекдотов?
- По той же причине, что в Индии рассказывают анекдоты про сикхов, в Великобритании - про шотландцев, а по всей Европе - про бельгийцев. В человеческой природе выбирать себе какую-нибудь жертву для насмешек. При том, что все понимают - эти народы ничем не хуже прочих. Кстати, у чукчей тоже есть анекдоты про русских. Например такой. Приезжает молодой русский впервые на Чукотку. Его принимают, естественно, с водкой - одну бутылку выпивают, вторую, третью... Наконец, он спрашивает: «Как стать на Чукотке своим?» - «Надо переспать с чукчанкой и пожать лапу медведице». Русский, шатаясь, выходит. Возвращается к утру, весь изодранный: «Ну, с медведицей я переспал, теперь давайте чукчанку - я ей руку пожму!» А вообще, чукчи очень гостеприимные люди и тоже готовы посмеяться над собой.

Что вас больше всего потрясло в обычаях северных народов?
- Я этнограф, ко всему привычный. Но случались и забавные моменты. Очень памятно одно из посещений чукотской семьи лет 50 назад. Пришли мы в ярангу, жилище чукчей. В ней холодно, так что по центру - еще и меховой полог из оленьих шкур...
- А под ним тепло?
- Конечно! Люди так нагревают пространство своим дыханием, что раздеваются до белья. Кочевые чукчи очень любят шелковое белье. И не красоты ради, а потому что в нем не заводятся вши - часто мыться при таких условиях проблематично.
Так вот - сидим, ждем угощения. А тут малыш заплакал - захотел на горшок. Хозяйка снимает с него теплый меховой комбинезон, пеленочку из высушенного моха и дает возможность облегчиться в деревянное блюдо. Затем это блюдо выставляет за полог - в холодное пространство яранги, где собаки. Несколько секунд - и собаки все это слизывают до блеска. Хозяйка возвращает блюдо и совершенно спокойно начинает резать на нем холодную оленину. Ее-то мы и ели, запивая чаем. Кстати, она не забыла тщательно протереть чашки полотенцем... Справедливости ради скажу, что сейчас, конечно, ситуация с гигиеной изменилась кардинально.

Мухомороеды

Чукча говорит русскому:
- Отгадаешь, сколько у меня оленей, обоих отдам!
- Два.
- Ух, шаман!
- В одном из интервью вы говорили, что чукчи не признают грибов.
- Да, они брезгуют ими, называют испражнениями дьявола. Связано это в первую очередь с тем, что грибы - угроза потерять оленей. Олени все время испытывают белковое голодание. А гриб - источник этого самого белка. Так что если на пути оленей попадется грибное место - все, стадо больше не соберешь, оно просто разбредется. Поэтому по мере приближения к грибным местам чукчи начинают орать, кидать палки, натравливать собак - словом, делать все, чтобы стадо проскочило мимо как можно скорее.
- Но к одному грибу они все же испытывают почтение.
- Если вы имеете в виду мухомор, то да. У чукчей мухомор распространен как галлюциноген. А чтобы не отравиться, молодежь пьет мочу стариков, которые употребляют мухоморы, приучая себя к этому «лакомству». Только призываю ни в коем случае это не практиковать, последствия могут стать фатальными!
- И в наши дни подобное происходит?
- Еще лет 20 назад молодежь активно приобщалась к мухомороеденью. То есть сейчас это люди лет 40. А уж дедов-мухомористов и подавно хватает! Как в наше время - не знаю. Все-таки за последние годы выросло новое поколение с более урбанизированной, городской ментальностью. Практически все получают среднее образование. Хотя свою чукотскую психологию они, безусловно, сохраняют.
- А в чем она состоит, эта психология?
- Не напрягаются. Ни в чем. В том числе в сексуальных отношениях.

Одна на двоих

Русский попросил у чукчи в долг шкуры песца для продажи. Тот дал. Второй раз попросил - дал. Видит чукча - в третий раз к нему идет русский. Он говорит: «Жена, скажи, что я на охоте, а то опять будет шкуры клянчить!» А сам - под кровать. Русский заходит, жена и говорит: «Он на охоте!» - «Как жаль! А я деньги принес с процентами. Ну, давай отметим сделку!» Выпили они, и в постель. А чукча лежит под кроватью и думает: «Деньги забрать надо, русского застрелить надо, жену поколотить надо. А я, как назло, на охоте!»
- Как чукчи в принципе относятся к сексуальной близости?
- Достаточно легко. Скажем, раньше частенько бывало, что заблудившийся в тайге человек набредал на кочевье. Как его спасти от переохлаждения? Голого гостя клали с голой женой хозяина дома. А там уж - как пойдет... Кстати, в 1977 году таким же образом была спасена от верной смерти пловчиха из США, которая переплывала с американского острова на советский в районе Берингова пролива. Ее отнесло течением в сторону, она очень замерзла. И русская врачиха, знакомая с жизнью чукчей, разделась и залезла к ней в один спальный мешок. Все обошлось.


В фольклоре женщины-чукчи часто спят с русскими. Насколько вообще чукотская женщина может быть привлекательна для белого мужчины?
- Среди них много симпатичных, по нашим меркам. Недаром все полярные исследователи имели в любовницах или временных женах представительниц северных народов. Например, легендарный американский адмирал Роберт Пири, который в начале ХХ века впервые достиг Северного полюса, имел в «полевых женах» эскимоску. В архивах сохранилась ее фотография в обнаженном виде, весьма эффектная женщина. А затем к Пири приехала его законная жена Жозефина. Дамы встретились и вполне меж собой поладили.
- Ну а в принципе, насколько важна для чукчей супружеская верность?
- У эскимосов в Канаде и на Аляске до сих пор есть традиция меняться женами, когда летом они семьями разъезжаются на охоту. Это происходит обычно между друзьями и очень часто по инициативе женщин. У нас в советское время все же довлела коммунистическая мораль, поэтому чукчи никогда не афишировали подобное поведение. Но тамошние женщины очень горды и свободолюбивы. Знавал я одну чукотскую семью. Его звали Робтон, он был китобой и пьянчуга. И вот его бесконечное пьянство надоело жене по имени Ани.
- Значит, так, - сказала она. - Я тебе жена, буду стирать подштанники, класть траву в торбоза (такие меховые сапоги), чтобы ты не замерз, но как от мужа от тебя толку нету. Поэтому в такое-то время уходи, а ко мне будет приходить завмаг.
Тот вроде смирился. Но когда завмаг был у Ани, Робтон пришел и сказал ему: «Путилка давай!» Бутылка водки, в смысле. Тот дал. Он второй раз приходит: «Давай путилка!» И тут к ним в коридор выскочила разъяренная Ани. «Кто тебе дал право меня за бутылку покупать?!» - крикнула она завмагу. А мужу так сказала: «Я свободная женщина и сама решаю, с кем спать!» С этими словами она полоснула его по носу полукруглым ножом для разделки мяса. И тот, прижимая кончик носа, побежал к фельдшеру. Еле ему этот нос пришили. Вообще, не редкость, что у чукчанок есть любовники, и мужья к этому относятся спокойно.

Как евреи

Чукча разбогател и купил автомобиль. Через месяц его спрашивают: «Ну как?» - «Хорошо, однако! Только олени очень устают и крыша скользкая, все время падаю!»
- Сергей Александрович, есть ли богатые чукчи?
- В советское время на китобойных и песцовых промыслах чукчи могли заработать в год тысяч по восемь. А то и больше! По советским меркам - огромные деньги. Но таких ударников было немного, да и они все пропивали. Ситуация несколько изменилась при Горбачеве. Во время борьбы с алкоголизмом было сделано много глупостей, но для Крайнего Севера это было благодеяние. Ведь физиология чукчей такова, что пьянеют они с первой рюмки. Потеряв возможность свободно пить, они так приподнялись! И бытовая техника появилась (у тех, кто в поселках жил), и на курорты ездить начали.

Знакомый чукча рассказывал: «Был в Крыму. Понравилось, только очень жарко - плюс 13 - 15 градусов!» А еще он купил «Москвич». Правда, ездил из своего поселка на рыбалку только примерно раз в неделю, и то в сезон - километров 12. «А в тундру как же?» - спрашиваю его. «У нас снегоходы для этого покупают, но многие до сих пор на собаках». - «Почему?» - «А вдруг пурга и ты надолго там завязнешь? Уедешь на 12 собаках, вернешься на четырех. Восемь пойдут на корм оставшимся и сам поешь. А снегоход съесть нельзя!»

А с приходом капитализма появились «новые чукчи»?
- Есть и сейчас непьющие ребята, кто зарабатывает два-три миллиона рублей в год. В основном на рыбалке. Как-то один знакомый эскимос мне попытался объяснить, чем они отличаются от чукчей. «Знаешь, для нас чукчи -как для русских евреи. Они по сравнению с нами более пронырливы, коммерчески удачливы, хитры». Однако «новый чукча» никогда не появится. Чукчей вообще мало, всего 14 тысяч, большинство из которых живет на Чукотке. Но у каждого племянники, двоюродные братья, дяди... «Так много получаешь, а нас не угощаешь!» - вот что слышит преуспевающий чукча. И - угощает, так принято. Покуда деньги не кончатся.
- А сколько всего эскимосов?
- Их больше ста тысяч, хотя в России живет всего 1800. Но есть еще более малочисленные народы. Например уильта - их на Сахалине осталось всего 300 человек. Или энцы - всего 250 на Таймыре.

Вы - большой радетель за малые народы. Что государство может сделать для тех же чукчей? Больше опекать их? Или, наоборот, не мешать?
- Не мешать, не лезть! Я считаю, было бы правильно поместить их в резервацию. И это вовсе не ущемление. Наоборот! В Америке при въезде в индейскую резервацию объявление: «Пересекая красную черту, вы соглашаетесь подчиняться всем решениям местного племенного совета!» Если посмотреть на карту США, она, как сыпью, покрыта территориями резерваций. Там - свои законы. Если, конечно, не дай бог, происходит какое-то запутанное убийство, расследование будет вести сотрудник ФБР. Но всю «бытовуху» разбирают местные органы. Разумеется, каждый волен выбирать - жить ему со своими или в другом месте.
- Но для чего это нужно? Чтобы чукчи сохранили свою самобытность?
- В первую очередь, чтобы обрели самоуважение и выжили. И тогда вполне вероятно, что и с пьянством, которому подвержены девять десятых чукчей, будет наконец покончено.

Общая информация

Чукчи — коренной народ Российской Федерации, один из малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Самоназвание - лыгъоравэтлъан («настоящие люди»). Распространены самоназвания по месту жительства или кочевок: увелельыт - «уэленцы», чаальыт - «кочующие по реке Чаун» и т. п. По образу жизни чукчи делятся на две большие группы: тундровых кочевых оленеводов (самоназвание - чаучу, «оленный человек») и приморских - оседлых охотников на морского зверя (самоназвание - анкалын, «береговой»). Среди западных чукчей распространено самоназвание чугчит (вероятно, от чаучу). Русское название «чукчи» также происходит от чаучу.

Говорят на чукотском языке, имеющем несколько очень близких диалектов, достаточно хорошо сохранившихся и в наши дни. Письменность создана в 1931 г. на латинской графической основе, замененной позднее русским алфавитом.

Согласно современным исследованиям, предки чукчей обитали во внутренних районах Чукотки, по меньшей мере, 6 тыс. лет назад. В начале I тысячелетия н. э. в связи с появлением в чукотской тундре избыточного населения и изменениями климатических и природных условий, некоторые чукотские племена продвинулись на морское побережье, в область обитания эскимосов, частично ассимилировав их, частично восприняв многие черты их культуры. В результате взаимодействия сухопутной и морской охотничьей культур произошло экономическое разделение труда. В этногенезе чукчей приняли также участие юкагиры.

Территория расселения и численность

В Российской Федерации в 2002 г. проживало 15767 чукчей, из них 12 622 человек (около 70%) живет в Чукотском автономном округе.

В начале XVII века чукчи жили в основном на территории Чукотского, Провиденского и Иультинского районов. Интенсивное развитие оленеводства в XVIII веке, потребность в новых пастбищных угодьях вызвали продвижение чукчей на запад и юг. К началу XX века они занимали всю современную территорию Чукотского автономного округа, часть чукчей оказалась на Камчатке, еще одна небольшая группа - за Колымой в Якутии. Здесь они проживают и в настоящее время: на Камчатке - в Олюторском районе (с. Ачай-Ваям и др.) Корякского автономного округа (1530 человек), в Якутии - в Нижне-Колымском районе (1300).

Распределение чукчей по районам округа в последние десятилетия свидетельствует об их слабой миграции. Изменения в численности обусловлены в основном естественным приростом и изменением границ районов (Шмидтовский, Анадырский). Чукчи живут во всех населенных пунктах округа совместно с русскими, эскимосами, эвенами, чуванцами и другими народами. Чисто чукотских поселений нет, но в большинстве сел чукчи преобладают.

Образ жизни и система обеспечения

Основное традиционное занятие тундровых (оленных) чукчей - кочевое оленеводство. Большую часть года оленеводы проводили в движении. Каждая группа чукчей имела постоянные маршруты кочевок, свою территорию выпаса. В лесной зоне перекочевки совершали через 5-6 дней, в тундре - 3-4 раза за зиму. Повсеместно практиковался полувольный выпас оленей. В летнее время стада находились на побережье океана, где меньше было комаров и оводов. Около четверти оленных чукчей лето проводили в континентальной части Чукотки на северных склонах гор, где сохранялся снег. С наступлением осени все оленеводы продвигались вглубь материка к границе леса. Чукчи не знали пастушеской собаки, и пастухи находись при стаде круглые сутки. Оленеводство давало все необходимое для жизни: пищу, одежду, жилище, средства передвижения.

Основу хозяйственной деятельности приморских чукчей составлял морской зверобойный промысел, продукты которого (мясо, жир для еды и отопления, одежда) также обеспечивали все жизненные потребности, а также служили предметом обмена с оленеводами. Морским зверобойным промыслом занималась и часть оленных чукчей во время пребывания стад на побережье. Рыбу ловили в случае крайней нужды в свободное от выпаса время. Несколько большее значение рыболовство имело в бассейнах крупных рек - Анадыря, Чауна, Колымы. Развитие торговых отношений стимулировало развитие пушного промысла, который до этого также не имел большого значения. В советское время оленеводство на Чукотке развивалось успешно. Улучшение породности животных, более рациональная структура стада, успехи в борьбе с некробактериозом (копытка) и другими болезнями, противооводовая обработка животных способствовали значительному росту поголовья и продуктивности отрасли в целом. К началу 90-х гг. на Чукотке имелось одно из самых крупных в мире стад домашних оленей - около 500 тыс. Оленеводство составляло основу экономики совхозов, покрывая убытки других отраслей, было главной сферой приложения труда значительной части чукчей, обеспечивало их экономический достаток.

В условиях рыночных реформ наблюдается интенсивное разрушение отрасли. Поголовье оленей в округе сократилось более чем на половину. Реформирование совхозов, переход на новые формы организации отрасли на основе частной и коллективно-долевой собственности, не подкрепленный материально-техническими ресурсами, привело к свертыванию производства продукции. Ликвидированы практически все животноводческие, ряд звероводческих ферм, на которых работали женщины-чукчанки.

Этно-социальная обстановка

Этно-социальная обстановка во многих районах Чукотки чрезвычайно сложная. Ее основные составляющие - массовая безработица коренного населения, проблемы с обеспечением поселков топливом, продовольствием, электроснабжением, рост заболеваемости и смертности аборигенов. По этим и ряду других параметров Чукотка в силу особенностей своего географического положения и климатических условий находится в наиболее бедственном положении среди других регионов Севера. Заболеваемость туберкулезом чукчей и других коренных народов Чукотского автономного округа в 10 раз превышает соответствующие показатели для некоренного населения. В 1996 г. на 100 тыс. населения больных активным туберкулезом среди коренных жителей было 737,1, в том числе детей - 233. Социально-экономическая ситуация на Чукотке в отдельные годы настолько обострялась, что требовала вмешательства федерального правительства и гуманитарной помощи со стороны международного сообщества. В сентябре 1996 г., было принято постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по стабилизации социально-экономического положения в Чукотском автономном округе». В последние годы, с приходом нового губернатора, ситуация поменялась в лучшую строну, но еще предстоит сделать многое для преодоления кризиса.

Этно-культурная ситуация

По переписи 2002 г. чукотский язык считали родным 27,6 % чукчей. Чукотский язык преподается во многих поселках. С 1992 г. его изучают в рамках программы средней школы. На чукотском языке систематически издается учебная, художественная и общественно-политическая литература, ведет передачи окружное радио и телевидение. С 1953 г. издается газета «Советкэн Чукотка» (в настоящее время - «Мургин нутэнеут», приложение к окружной газете «Крайний Север»). Преподавателей чукотского языка готовят Анадырское педучилище, РГПУ им. Герцена в С-Петербурге, Магаданский пединститут. На родном языке говорит часть чукотской молодежи, что непременно является положительным и стабилизирующим фактором. Сохраняются основные элементы традиционной материальной и духовной культуры: средства передвижения, жилище (в тундре у оленеводов), праздники, обряды и обычаи, религиозные представления.

Широко известно в стране и за рубежом творчество артистов профессионального чукотско-эскимосского хореографического ансамбля «Эргырон», чукотской поэтессы А. Кымытваль. Сохранилось и развивается традиционное искусство гравировки и резьбы по кости. В Анадыре создан Чукотский филиал Северо-Восточного комплексного института ДВО РАН, в составе которого работает около 10 научных сотрудников из числа чукчей и других народов Севера. Изучаются различные аспекты традиционной культуры чукчей, их языка, народные методы лечения, проблемы преобразования экономических отношений и форм собственности и другие актуальные для округа проблемы. Однако, тяжелая социально-экономическая ситуация в целом по округу не дает возможности полноценного развития всех традиционных форм культуры и искусства. Люди, особенно в отдаленных поселках и в тундре, заняты выживанием в этих тяжелейших условиях. Сегодня важно хотя бы бережно сохранить уцелевшие очаги культуры.

Органы управления и самоуправления

Чукчи - один из немногих коренных малочисленных народов Севера РФ, имеющих формально свое автономное образование. Чукотский автономный округ в настоящее время является субъектом Российской Федерации. Создание округа сыграло важную роль в развитии экономики и культуры местного коренного населения. Однако, по мере развития на Чукотке горнорудной промышленности, роста численности приезжего населения округ все более утрачивал черты национально-государственного образования, превращаясь в обычную административно-территориальную единицу. Единственным напоминанием его былого предназначения оставалась должность Председателя окружного исполкома, которую по сложившейся традиции занимал представитель чукотского народа. В других органах государственной власти чукчи были представлены чисто символически. Достаточно сказать, что в конце 80-х гг. в сфере государственного и хозяйственного управления работало всего 96 чукчей, в большинстве своем на малозначащих должностях. К сожалению, эта тенденция сохраняется и сегодня. Функции органа самоуправления выполняет Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Чукотского автономного округа, созданная в 1989 г. В каждом районе округа работают ее территориальные отделения.

Правовые документы и законы

Законодательная база Чукотского автономного округа в -отношении малочисленных народов представлена рядом документов. В Уставе Чукотского автономного округа (принят Думой в 1997 г.) имеются статьи, в которых определяется политика органов государственной власти по защите и обеспечению прав коренных малочисленных народов, развитию образования, культуры, охране окружающей среды, организации местного самоуправления и других важных для коренного населения вопросах. Разработано Временное положение «О порядке передачи земельных участков под фермерские оленеводческие хозяйства». Утверждено временное положение «О порядке согласования отводов земельных участков для пользования недрами Чукотского автономного округа», в котором учтены интересы малочисленных народов. Приняты Законы «О льготном налогообложении предприятий, участвующих в развитии социальной инфраструктуры национальных сел», «О референдуме Чукотского автономного округа», «О порядке и принципах предоставления налоговых льгот». Ряд жизненно важных для чукчей и других коренных народов округа положений нашли отражение в Постановлениях исполнительной власти: «О мерах по реализации программы обустройства национальных сел (1996), «О мерах по упорядочению производства и реализации биологически активного сырья северного оленя» (1996), «О чукотском окружном научно-консультационном совете по китобойному промыслу» (1997) и др.

Современные проблемы окружающей среды

Состояние природной среды в округе стало вызывать серьезное беспокойство уже в конце 80-х гг. К этому времени в результате промышленного освоения, бесхозяйственного использования земель площадь оленьих пастбищ по сравнению с 1970 г. сократилась на 5 млн. гектаров. Повсеместное ухудшение пастбищной территории, уменьшение запаса кормов наблюдается и в настоящее время. Здесь создано 8 особо охраняемых территорий площадью 3 млн. га (4 % всей территории округа). Предпринимаются попытки реализации международных проектов на территории округа (парк Берингия, проект ЭКОРА).

Перспективы сохранения чукчей как этноса

Чукчи - один из немногих северных народов России, которому пока не грозит исчезновение с национальной карты России в перспективном будущем. Степень сохранности традиционной культуры чукчей, уровень их этнического самосознания, этнической солидарности позволяет делать положительные прогнозы и смотреть в будущее. Однако если в ближайшее время государство и региональные власти не окажут существенную поддержку коренному этносу Чукотки и не поднимут социально-экономический статус округа, то чукчи, как самая уязвимая часть населения, будут отброшены далеко назад в своем развитии и выживании. Необходимо также подчеркнуть, что огромную роль в сохранении и консолидации народа должны сыграть сами организации чукчей и их лидеры.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!