Как создавался роман "мастер и маргарита". «Моя Анна надоела мне, как горькая редька»: Как создавался знаменитый роман Льва Толстого Обладание и избавление

«Я, впрочем,- продолжал болтать Коровьев,- знавал людей, не имевших никакого представления не только о пятом измерении, но вообще ни о чем не имевших никакого представления и тем не менее проделывавших совершеннейшие чудеса…»

М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»


Михаил Афанасьевич Булгаков – художник, оставивший богатое литературное наследство почти во всех жанрах: начинал он с фельетона, рассказа, очерка, создал цикл оригинальных пьес и инсценировок, имевших зрительский успех, писал повести, либретто, глубокие и блестящие по форме романы - “Белая гвардия”, “Жизнь господина де Мольера”, “Записки покойника” и “Мастер и Маргарита”, – вершину своего творчества. Это последнее произведение писателя, его “закатный роман”, завершает значимую для Булгакова тему – художник и власть, это роман трудных и печальных раздумий о жизни, где соединились философия и фантастика, мистика и проникновенная лирика, мягкий юмор и меткая глубокая сатира.

История создания и публикаций этого самого знаменитого романа Михаила Булгакова, одного из самых выдающихся произведений в современной отечественной и мировой литературе, сложна и драматична. Это итоговое произведение как бы резюмирует представления писателя о смысле жизни, о человеке, о его смертности и бессмертии, о борьбе доброго и злого начал в истории и в нравственном мире человека. Сказанное помогает понять собственную оценку Булгаковым своего детища. “Умирая, он говорил, – вспоминала его вдова, Елена Сергеевна Булгакова: “Может быть, это и правильно… Что я мог бы написать после Мастера?.. ”

Как создавался роман «Мастер и Маргарита» (11 фото)

Творческая история “Мастера и Маргариты” в самых общих чертах сводится к следующему. Замысел романа и начало работы над ним Булгаков относил к 1928 году, однако по другим данным очевидно, что идея написания книги о приключениях дьявола в Москве у него возникла на несколько лет раньше, в начале-середине 1920-х годов.

Первые главы были написаны весной 1929 года. 8 мая этого года Булгаков сдал в издательство “Недра” для публикации в одноименном альманахе фрагмент будущего романа – его отдельную самостоятельную главу, названную “Мания Фурибунда”, что в переводе с латинского означает “буйное помешательство, мания ярости”. Эта глава, от которой до нас дошли лишь не уничтоженные автором фрагменты, по содержанию примерно соответствовала пятой главе печатного текста “Дело было в Грибоедове”. В 1929 году были созданы основные части текста первой редакции романа (а возможно, и фабульно завершенный черновой его вариант о появлении и проделках дьявола в Москве).

М. Булгаков написал роман, который читал в некотором обществе, там ему говорили, что в таком виде не пропустят, так как он крайне резок с выпадами, тогда он его переделал и думает опубликовать, а в первоначальной редакции пустить в качестве рукописи в общество и это одновременно с опубликованием в урезанном цензурном виде”. Вероятно, зимой 1928/29 года были написаны только отдельные главы романа, отличавшиеся еще большей политической остротой, чем сохранившиеся фрагменты ранней редакции. Возможно, отданная в “Недра” и не дошедшая до нас полностью “Мания Фурибунда” представляла собой уже смягченный вариант первоначального текста. Правдоподобно и намерение Булгакова пустить рукопись в вольное хождение на правах “самиздата”: ведь там уже циркулировали среди заинтересованной публики списки “Кабалы святош”, “Собачьего сердца”, повести “Роковые яйцас ненапечатанным в сборнике “Недр” иным вариантом финала. В этой первой редакции романа было по крайней мере 15 глав, из которых 10 имели названия, занимавших около 160 страниц рукописного текста в толстой тетради школьного формата (именно в таком виде сохранились рукописные редакции романа).
В первой редакции автор перебрал несколько вариантов названий своего произведения: “Черный маг”, “Копыто инженера”, “Гастроль Воланда”, “Сын Гибели”, “Жонглер с копытом”, но ни на одном не остановился. Эта первая редакция романа была уничтожена Булгаковым 18 марта 1930 года, после получения известия о запрете пьесы

Роман «Как закалялась сталь» во многом автобиографический. Николай Островский начал его писать в Москве осенью 1930 года. Скованный болезнью, он целыми днями лежал один в комнате большой коммунальной квартиры на Арбате.

Болезни вопреки

Руки еще слушались, но глаза из-за воспаления почти ничего не видели. Однако Островский не отказался от своей затеи. Он использовал приспособление, названное им транспарантом. В обложке обычной канцелярской папки были сделаны параллельные прорези – строчки.

Писал сначала сам. Но родным разбирать черновики было трудно. Буквы прыгали и набегали друг на друга. Пришлось обратиться за помощью к родственникам и к соседке Гале Алексеевой.

Работали много и напряженно. Перерыв делали, когда у Николая сильно болела голова.

Стать писателем

В октябре 1931 года первая часть романа закончена. Напечатали рукопись на машинке и отправили в Харьков и Ленинград. Книгу надо было издавать.

Рукопись нигде не брали, рисковать не хотели. Писатель был неизвестным.

И.П. Феденев принес ее в редакцию журнала «Молодая гвардия», но получил отрицательный. Друг Островского настоял, и рукопись оказалась в руках неравнодушного человека. Один из руководителей журнала, Марк Колосов, взялся ее редактировать.

Первую часть книги «Как закалялась сталь» начали печатать в апрельском и завершили в сентябрьском номере журнала за 1932 год. Роман значительно урезали из-за нехватки бумаги. Островский расстраивался по этому поводу.

Но главная цель была достигнута. Тяжелая болезнь не помешала ему ! В мае 1932 года Николай уезжает в Сочи. Там он пишет вторую часть книги и отвечает на многочисленные письма читателей.

Мужество

На юге писатель много болел. В комнате, где он жил, протекал потолок. Кровать приходилось двигать, это вызывало сильную боль. Продуктов в магазинах не было. Но, несмотря на трудности, в середине 1933 года работа над романом была завершена. В этом же году он вышел в свет отдельной книгой.

Читатели просто завалили Николая письмами. Просили прислать хотя бы один экземпляр.Книг не хватало.

К писателю пришли признание и слава. 24 ноября 1935 года в Сочи Николаю Островскому вручили орден Ленина.

Роман является прозаическим повествовательным литературным жанром, в котором отражается вымышленная реальность, раскрывая глубинные пласты человеческой жизни. Независимо от того, какой тип романа вы хотите написать - литературный или коммерческий, романтический или научно-фантастический, эпос о войне или семейную драму - вам понадобится безграничная творческая энергия и умение самовыражаться посредством своего романа, терпение для осуществления своего замысла, поскольку создание романа - это кропотливый и длительный процесс, требующий особой усидчивости и последовательности в процессе редактирования и доработки.

Шаги

Создание вымышленного мира

  1. Вдохновение. Написание романа это творческий процесс, и вы никогда не знаете, когда хорошая идея может озарить вас. Поэтому надо всегда быть во всеоружии и носить с собой блокнот и ручку, чтобы можно было записывать идеи по мере их возникновения. Вы можете почувствовать вдохновение во время утренней поездки на работу, или за чашечкой кофе. Вдохновение непредсказуемо, поэтому прислушивайтесь к своим мыслям и старайтесь зафиксировать их на бумаге, чтобы не забыть.

    • Чтобы быть писателем, необходимо как можно дольше находиться в состоянии вдохновения. Иногда, писателям бывает трудно генерировать идеи. С этой проблемой сталкиваются практически все писатели, и вдохновение является лучшим способом ее решения.
    • Источником вдохновения не обязательно должны быть книги. Это может быть ТВ-шоу, кино или даже посещение выставки или арт-галереи. Вдохновение приходит в бесконечно разнообразных формах!
    • Используйте свой ноутбук, чтобы записать все, что пришло вам в голову. Это могут быть заметки, описывающие ваши наблюдения, несколько абзацев или даже просто обрывочные предложения, которые впоследствии лягут в основу вашего романа.
    • Постарайтесь обдумывать все истории, которые вы услышали от знакомых и близких вам людей, начиная с рассказов вашей прабабушки и заканчивая сюжетами из теленовостей и даже ваших детских воспоминаний.
    • Постарайтесь подумать о событии, произошедшем в детстве или в недавнем прошлом, которое почему-то засело в вашей памяти. Это может быть загадочная смерть женщины в вашем городе, странная привязанность вашего соседа к домашним питомцам, или ваша турпоездка в Лондон, о которой вы все время вспоминаете. Например, знаменитая сцена, кода полковник перед расстрелом вспоминает, как отец водил его посмотреть на лед из романа Сто лет одиночества была основана на детских воспоминаниях Маркеса.
    • Одни говорят, что "писать нужно о том, что вы хорошо знаете". Другие считают, что вы должны "писать о том, что вы не знаете". Придумайте или додумайте что-нибудь из вашей собственной жизни, что не оставляет вас безразличным, что волнует вас, пробуждает ваше вдохновение, интересует вас, заводит и попробуйте развить эту тему более подробно в романе.
  2. Выберите жанр. Не все романы имеют четкую привязанность к конкретным категориям, но очень полезно с самого начала определить к какому именно жанру будет относиться ваше произведение и на какую аудиторию оно будет ориентировано. Постарайтесь прочитать как можно больше классических произведений выбранного жанра. Это позволит вам составить представление о том, как построить роман в соответствии с существующими стандартами. И если вы еще не остановились на конкретном жанре или собираетесь создать нечто новое, находящееся на стыке разных жанров, то вам просто будет необходимо изучить все эти стили и их характерные черты. Рассмотрим несколько возможных вариантов:

    • Роман является литературным произведением, пронизанным глубоким осмыслением жизни, символизмом, в котором используются сложные литературные приемы. Старайтесь больше читать классических произведений великих романистов, руководствуясь списком "100 самых лучших книг мировой литературы по версии газеты "The Guardian", и относятся "100 Greatest Novels of All Time" .
    • Коммерческие (или бульварные) романы создаются для того, чтобы с одной развлечь аудиторию, а с другой - с расчетом на продажу максимального количества экземпляров в широком жанровом диапазоне, начиная с научной фантастики, мистики и фэнтази, и заканчивая триллерами, любовными или историческими романами. Многие романы этого типа выпускаются сериями и имеют предсказуемые развязки.
    • Четкой границы между коммерческими и некоммерческими романами не существует. Многие научные фантасты и авторы триллеров создавали сложные и глубокие произведения, которые по праву могут считаться жемчужинами классической литературы. Тот факт, что роман пользуется популярностью вовсе не означает его низкопробности и принадлежности к поп-культуре.
    • Просто необходимо прочитать как можно больше литературы того жанра, в котором вы собираетесь написать свой роман. Это позволит вам составить полное представление о традициях, правилах и стилистике жанра, в котором вы намереваетесь самореализоваться и поможет вам в вашей работе.
  3. Обдумайте обстановку. После выбора жанра необходимо перейти к выбору места, которое не должно ограничиваться рамками города или деревни. Все дело в вашей фантазии, которая безгранична и может занести персонажей за пределы вселенной. Правильный выбор обстановки определит настроение и тон вашего романа, и послужит той средой, на фоне которой будет разворачиваться сюжет. Хорошенько обдумайте следующие вопросы:

    • Будут ли события романа разворачиваться в хорошо знакомой вам обстановке?
    • На каком временном континууме базируется сюжет вашего романа? В прошлом, настоящем или будущем?
    • Будут ли события вашего романа разворачиваться на Земле, или в космосе?
    • Будут ли события происходить в одном городе или районе, или в нескольких местах?
    • Определите временной диапазон вашего сюжета: месяц, год, десятилетие и т.д.?
    • Будет ли финал оптимистичным, или роман будет полон пессимизма?
  4. Придумайте образы персонажей. Самым важным и основным будет главный герой, который должен быть максимально конкретизирован, с узнаваемыми чертами и мировоззрением. Главные герои вовсе не обязательно должны быть положительными, но они обязательно должны быть связаны друг с другом, и их надо описать таким образом, чтобы они стали запоминающимися. Читатель должен неким образом ассоциировать себя с главными героями, находить с ними точки соприкосновения. Именно это привлекает читателей к литературе.

    • Запомните, что герои не обязаны нравиться, но они должны заинтересовывать. Например, Гумберт из романа "Лолита", который может вызывать презрение, но он каким-то образом притягивает и его личность интересна читателям.
    • В романе должно быть несколько главных героев. Не стоит ограничиваться лишь одним. Интерес вызывает одно и то же событие, рассказанное с разных точек зрения.
    • Второстепенные персонажи призваны раскрыть и усилить личность главного героя, показывая среду, в которой он существует, в которой он сформировался, как личность. Продумайте, какими вы желаете видеть главных героев, когда будете окружать их персонажами второго плана.
    • При этом, все персонажи вашего романа вовсе не обязательно должны быть зафиксированы с самого начала. Они могут появляться по ходу написания романа, по мере того, как вы будете создавать свое творение. Иногда получается так, что вы начинаете писать о ком-то, кого считаете главным героем, но он постепенно уходит на второй план, уступая место другому персонажу. Все зависит от вашего внутреннего голоса и вдохновения. Доверяйте ему.
    • Многие писатели списывают своих героев с реальных людей, пытаясь представить себя на их место, даже на время мысленно превращаясь в своих героев. Ваши персонажи должны детально прописаны и должны существовать в вашем сознании, как живые. Тогда и у читателя сложится подобное ощущение, что они видят их мысленным взором.
  5. Пропишите сюжет. Большинство романов, вне зависимости от жанра и стиля, имеют в своей основе некий конфликт, который усугубляется, доходя до апогея и кульминации, а затем решается, переходя в развязку. Это, однако, вовсе не означает, что все романы должны заканчиваться хэппиэндом. Скорее конфликт помогает полнее раскрыть характер героев, мотивируя их поведение на всем протяжении вашего романа.

    • Готовых формул для построения сюжета не существует. Хотя имеется один беспроигрышный вариант, по схеме экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и постпозиция, пролог и эпилог (опционально).
    • Вы можете также начать с главного конфликта и продвигаться в обратном направлении, чтобы показать, почему именно возник этот конфликт. Например, можно начать с того, как девушка возвращается домой с похорон отца, и читатель совершает путешествие в своеобразной машине времени, постепенно погружаясь в события, приведшие к смерти отца.
    • Точно так же конфликт не обязательно должен быть разрешен. Можно закончить роман троеточием, оставив некий флер недосказанности. Это очень интересный прием.
    • Главное, чтобы роман не был примитивным и предсказуемым. Можно начать сюжет в настоящем, затем переместиться в будущее, периодически отсылая читателей в прошлое, или же начать в прошлом, затем переместиться в будущее и закончить действие в настоящем. Хорошим такого "нелинейного" романа является Хулио Кортасара "Hopscotch" (Игра в классики).
    • Перечитайте некоторые из любимых вами романов и постарайтесь определить, к какому типу сюжета они относятся. Проследите, как развиваются события в романе и обратите внимание, насколько более интересно читать романы с нелинейным сюжетом.
  6. Решите от чьего имени будет вестись повествование. Романы обычно пишутся от третьего или первого лица, хотя иногда встречаются и произведения, написанные от второго лица, или в комбинированном варианте. Если вы остановились на повествовании от первого лица, то вы должны рассказывать все, как будто вы являетесь одним из персонажей, используя местоимения "Я" и "Мы". В повествованиях от второго лица также создается ощущение, что автор является персонажем, но используются местоимения "Ты" и "Вы". Ярким примером такого повествования являются произведения Евгения Гришковца. И, наконец, повествование от третьего лица позволяет быть полностью свободным, не ограничиваться лингвистическими рамками, использовать символы и быть как бы сторонним наблюдателем.

    • Вовсе не обязательно с самого начала решить, от чьего имени будет вестись повествование. Вы можете написать первое предложение, даже несколько абзацев или глав, прежде чем поймете, какой стиль наиболее приемлем для вас.
    • Никаких жестких привязок стиля романа и метода повествования не существует. Но если вы пишете объемный монументальный панорамный роман с широким диапазоном многочисленных персонажей, то повествование от третьего лица может оказаться очень удобным и позволит использовать символы, лирические отступления и подобные литературные приемы.
  7. Вы можете начать с нуля. Хотя иногда полезно сначала придумать сюжет, определить для себя персонажей, героев и место развертывания событии. Однако это не является необходимой подготовительной процедурой. если вы начнете зацикливаться на подготовке, то можете погрязнуть в деталях и мелочах, не продвигаясь вперед. Постарайтесь следовать за своим вдохновением, которое может возникнуть из случайно подслушанного в продуктовом магазине разговора, исторического факта, или из бабушкиной истории. Этого может быть вполне достаточно, чтобы приступить к написанию романа, пользуясь этим фактом, как кончиком нитки в клубке, который вы постепенно будете разматывать, вовлекая читателей в водоворот событий.

    • Если вы слишком много времени уделите подготовительной стадии, пытаясь продумать все до мелочей, то вы просто-напросто задушите в себе вдохновение, растратив весь свой потенциал, еще не приступив к написанию романа.

    Составление черновика романа

    1. Прежде всего составьте план или наброски. Каждый писатель имеет свою собственную систему написания плана. Создание плана поможет вам определить основные идеи и выявит цепочку промежуточных целей, которые приведут вас к реализации конечного результата. Но если вы предпочитаете писать, ориентируясь исключительно на вдохновение, то вы спокойно можете положиться на свою интуицию, пока не обнаружите, что вам необходимо каким-то образом организовать написанное. Все в ваших руках.

      • Ваш план не должен быть слишком прямолинейным. Вы можете сделать краткие наброски характеров всех персонажей, или составить так называемые диаграммы Эйлера-Венна, которые наглядно покажут общие зоны, в которых пересекаются интересы разных персонажей.
      • Не пытайтесь слепо следовать составленному плану. Его функция заключается в определенной организации творческого процесса, в придании ему градиента, который придаст определенное ускорение процессу создания романа. План в любой момент может быть скорректирован.
      • Иногда план оказывается значительно более полезным на поздних стадиях написания романа, превращаясь в своеобразное второе дыхание, если написание зашло в тупик. Используя план в этом случае можно лучше понять структуру романа, куда дальше двигаться, что лучше сократить и где надо кое-что прибавить.
    2. Постарайтесь наилучшим образом организовать процесс написания романа. Выделите определенное место и время, где и когда вы будете работать над своим романом. Тут все зависит от ваших приоритетов и предпочтений и вы можете делать это в любое удобное для вас время. Самое главное понять, что написание романа - это кропотливая и трудная работа, и что вдохновение приходит только в процессе, а не во время праздного ожидания мифического озарения.

      • По возможности организуйте рабочее место, на котором вы будете чувствовать себя наиболее комфортно и которое будет наиболее благоприятно сказываться на вашей креативности, без отвлекающих моментов. Позаботьтесь о том, чтобы у вас был стул и письменный стол, многочасовая работа за которыми не вызовет болей в спине. Помните, что написание романа - процесс длительный и зачастую занимающий несколько месяцев.
      • Некоторые предпочитают перекусывать во время работы, другие пьют кофе или чай. Постарайтесь определить, что именно необходимо вашему организму для наиболее продуктивной работы: сытный завтрак или, напротив, легкий ужин. Опять же, все сугубо индивидуально.
    3. Проведите собственное исследование. Постарайтесь узнать как можно больше о субъекте и объекте вашего романа. Изучите эпоху, о которой вы пишите, культуру стран и традиции народов, упоминаемых в романе, и так далее). Если вы пишете научно-фантастический роман, то постарайтесь вникнуть в суть научных концепций, почитайте труды футурологов. Немного меньше усилий по изучению вам понадобится, если вы пишите роман, основанный на реальных событиях вашей жизни, но в любом случае точность и правдоподобность приветствуются.

      • Сходите в библиотеку. Там можно найти массу интересных уникальных книг и, кроме того, в библиотеке очень удобно работать над написанием книги.
      • Общайтесь с интересными и осведомленными в интересующем вас вопросе людьми. Если вы не можете найти нужной литературы даже в библиотеке, то обратитесь к знающим людям, которые могут вас проконсультировать. Заранее подготовьте необходимые вопросы.
      • Иногда процесс изучения может включать и чтение других романов, сходных с тем, над которым вы работаете. Например, если вы пишете роман о Второй мировой войне с главным героем - солдатом французской армии, прочитайте другие романы, написанные на эту тему и с другой точки зрения. Это, с одной стороны, позволит избежать повторения, а с другой - обогатит вас новой информацией.
      • Изучение материала может также повлиять на объем и содержание вашего романа. Вполне возможно, что в процессе изучения у вас возникнут новые сюжетные линии, или даже целые главы, дополняющие образ главного героя.
    4. Напишите первый черновой вариант романа. Когда вы почувствуете, что готовы приступить к работе, не откладывайте этого, немедля беритесь за написание романа. Не стоит волноваться по поводу несовершенства языка, поскольку это только черновик, который впоследствии будет отшлифован и доработан. Пишите без самокритики. Первый черновик вовсе не должен быть идеальным. Это просто должно быть сделано. Помните, что это заготовка, которая, однако, вполне возможно, станет самой убедительной версией.

      • Возьмите в привычку писать каждый божий день. Чем больше, тем лучше. Необходимо понимать, за что вы взялись. Много замечательных писателей остаются незамеченными и неизвестными лишь потому, что не удосужились довести дело до логического завершения и пишут, как говорят, в ящик.
      • Поставьте перед собой промежуточные цели: написать главу, несколько страниц, или определенное количество слов каждый день. Это подтолкнет вас к регулярной продуктивной работе.
      • Кроме того, вы можете установить перед собой долгосрочные цели. Например, завершить написание первого варианта черновика за год, или за полгода. Определите "Конечную дату" и ориентируйтесь на нее.

    Редактирование романа

    1. Вы можете написать сколько угодно черновых версий романа. Если вам повезет, то вам удастся достичь необходимого результата в три захода. А, может быть, для достижения необходимой правдоподобности вам потребуется не один десяток различных версий. Очень важно вовремя остановиться и сначала самостоятельно оценить написанное, а затем посоветоваться с другими, если вам трудно решить готов ли роман, или есть смысл продолжить работу. Но если вы поспешите и покажете роман другим слишком рано, то вы рискуете потерять вдохновение. После того, как вы написали достаточное количество черновых версий, вы можете приступить к редактированию.

      • Когда Хемингуэя спросили, что было самым трудным в написании романа "Прощай, оружие" (после того, как он переписал его тридцать девять раз), он ответил: "Правильно расставить слова".
      • После того как вы написали первую версию сделайте перерыв, отдохните от романа в течение нескольких недель или даже несколько месяцев, и попытайтесь расслабиться и прочитайте свое творение, как будто вы являетесь читателем. Какие части требуют детализации и дополнительных объяснений? Какие части слишком затянуты и вызывают скуку?
      • Опыт показывает, что если вы во время чтения будете пропускать слишком длинные и нудные куски, то обычные читатели поступят точно так же. Подумайте о том, как можно сделать роман более привлекательным для читателей, сократив или отредактировав некоторые слишком громоздкие части.
      • Каждый новый черновик или новая редакция, могут быть направлены на устранение одного или нескольких конкретных недостатков. Например, вы можете написать один совершенно новый вариант с упором на то, что сделает его более привлекательным для читателя, а другой вариант написать с учетом отработки и усовершенствования сюжетного ряда. Третья версия может быть направлена на шлифовку центральной части романа.
      • Снова и снова повторяйте процесс создания отредактированных версий, пока не получится текст, который вы с гордостью сможете показать другим. Это может занять несколько месяцев или несколько лет, но это, безусловно, необходимо делать. Запаситесь терпением.
    2. Тренируйте свои навыки в редактирования. Когда вы почувствуете, что достигли совершенства, приступайте к следующей стадии - к сокращению абзацев или неинтересных предложений, от стандартных или повторяющихся фраз, или просто упорядочите лексическую структуру текста. Вовсе необязательно редактировать и изменять каждую фразу - в любом случае вам в более поздних редакциях придется поменять их. Придерживайтесь генеральной линии редактирования, пока не добьетесь нужного результата.

      • Распечатайте ваш роман и прочитайте его вслух. Удалите или пересмотрите все, что вам кажется неверным.
      • Не скупитесь удаляя из текста абзацы или целые главы. Нещадно избавляйтесь от всего лишнего. помните пословицу: "то, что написано пером, не вырубишь и топором". В том смысле, что вы всегда сможете использовать ненужные в данном контексте блоки в других текстах.
    3. Покажите распечатанный текст другим людям. Начните с рукописи, которую вы можете доверенным и являющихся для вас авторитетами людям, и лишь после этого переходите к ознакомлению с романом других читателей. Однако, вам придется столкнуться с ситуацией, когда родные и близкие не будут до конца откровенные с вами, оставляя свои отзывы, поскольку не захотят травмировать вас своей критикой. Поэтому рекомендуется прибегнуть к одному из приводимых ниже вариантов:

      • Запишитесь на посещение семинаров писателей, которые организуются в колледжах и образовательных центрах. В программу семинаров входит ознакомление с новыми произведениями, написанными другими писателями, а также обсуждение и тщательный анализ прочитанных произведений. Тут вы можете получить полноценную здоровую критику вашего произведения.
      • Организуйте клуб писателей. Если вы знаете других людей, которые также пишут романы, вы можете договориться с ними о регулярных встречах для обсуждений и обмена опытом.
      • Не принимайте всю критику за чистую монету. Прежде чем принимать окончательное решение, выслушайте мнение нескольких критиков.
      • Если вы собираетесь заняться написанием романов и чувствуете, что это может стать делом всей вашей жизни, постарайтесь получить профессиональное университетское образование по специализации художественная литература. Вы не только получите необходимые знания у лучших специалистов в области литературы и искусства, но и сможете получить развернутый обзор и анализ вашего произведения.
    4. Попытайтесь опубликовать свой роман. Многие начинающие писатели воспринимают свое творение как пробный камень, первый блин, который комом, и не решаются даже отправить его издателям. Однако, если вы чувствуете себя достаточно уверенными в своих силах, то можете обратиться в традиционное книжное издательство, в электронное интернет-издательство, или прибегнуть к услугам

      • Если вы решили пойти традиционным путем, то очень полезно найти литературного агента, который будет представлять ваш роман различным издательствам. Для этого вам будет необходимо составить заявку в специальную организацию с аннотацией вашей рукописи.
      • Что касается самиздата, то компаний, предоставляющих печатные услуги великое множество, и все они имеют разный уровень и различную специализацию. Внимательно ознакомьтесь с образцами продукции и лишь после этого выберите то, что вам подходит больше всего.
      • И если вы не хотите издавать свой роман, то можете отложить работу, сделать перерыв и с чувством выполненного перед собой долга приступить к написанию нового произведения.
    • Если вы не знаете, как продолжить начатую работу, в какую сторону развивать сюжет, представьте себе одного из ваших персонажей, который стоит за вашей спиной и рассказывает, что будет делать дальше.
    • Пишите о том, что вам нравится, дайте волю своей фантазии. Например, если вы любитель научной фантастики, то навряд ли вам понравится идея написания исторического романа.
    • "Значительно лучше писать для себя и опубликовать свое произведение, чем писать для публикации, и читать свой роман самому". Пишите как вам нравится, получая удовольствие от процесса, не думая о мнении критиков. Поверьте, читательская аудитория обширна и разнообразна и всегда есть шанс, что если произведение написано от души, искренне, с любовью и интересно, то оно найдет свою нишу.
    • Читайте много книг (особенно относящихся к выбранному вами жанру или к теме вашего романа). Читайте до начала работы, в процессе и после окончания. Это очень полезно и эффективно.
    • Не забывайте что ваши персонажи и герои должны быть интересными, разными и с жизненными позициями, отличающимися от вашей собственной. Еще одна Мэри Сью никому не нужна, и хотя читатели и могут принять какой-нибудь повтор, но автор нового романа должен избегать этого и стремиться к разнообразию и оригинальности.
    • Не ждите вдохновения. Оно не возникает из ниоткуда. Писательство подобно пищеварению, если вы ничего не съели, то система не работает. Например, вы знаете, когда у писателя внезапно возникает идея, казалось бы на совершенно пустом месте? Когда он имеет определенные накопления наблюдений, вращающихся и обрабатываемых в подсознании, и выскакивающих в виде идеи, обретая словесную форму. Это может показаться спонтанным, но на самом деле срабатывает на все 100, поскольку подобные идеи всегда являются оригинальными и интересными.
    • Существует масса различных приложений (например, Google Keep, Astrid Tasks) для смартфонов, планшетов, IPOD-ов, которые могут быть очень полезны для записи и документирования таких случайных идей, где бы они вас ни застигли. Для некоторых мобильных устройств даже разработаны пакеты офисных программ типа suites или word, которые дают возможность писать на ходу.
    • Потратьте некоторое время на подбор музыки, которая может стать источником вдохновения, создавая особую атмосферу и эмоции, созвучные вашему повествованию. Прослушайте свою фонотеку, пытаясь уловить нужные интонации. Составьте список песен и музыкальных композиций, звучание которых вписывается в концепцию вашего романа или рассказа, как саундтрек к фильму. Это поможет добавить в роман необходимые эмоциональные нотки. Кроме того, вы можете попробовать написать главу или ее часть, пытаясь вербализовать свои чувства эмоции, возникающие от прослушивания этой музыки.
    • Через некоторое время после начала работы вы должны почувствовать, хорошо ли у вас все это получается, насколько написание романа захватывает ваше воображение и увлекает. Если вы этого не почувствуете сразу, продолжайте пробовать различные варианты. Иногда помогает прослушивание музыки не во время написания романа, а во время перерывов. Хорошая и правильно подобранная музыка может стать своеобразным генератором идей касательно сюжетной линии, добавляя новые краски и ритм в ваше произведение.
    • Начните вести дневник, заведите записную книжку или тетрадку, в которую вы сможете записывать все свои текущие мысли. Это прекрасно помогает развить писательские навыки. Помните, что это ваш роман и если вам хочется кардинально изменить его тематику, то смело делайте это, меняйте сюжетную линию с войны на Ближнем Востоке на конфликт в средней школе. Это можно делать на любом этапе написания романа. Поэтому, прежде чем начать роман, убедитесь, что то, о чем вы собираетесь рассказать действительно интересно вам.
    • Придерживайтесь принципа "ни дня без странички", независимо от наличия вдохновения.
    • Если у вас возникли проблемы с развитием реалистического персонажа из вашего романа, поступите следующим образом: постоянно мысленно общайтесь с ним. Где бы вы ни находились: в продуктовом магазине, на работе, в торговый центр, или даже на улице, представьте, что этот персонаж находится вместе с вами и как бы он вел себя в той или иной конкретной ситуации. При этом отмечайте про себя, что они бы делали так же как и вы и в чем бы ваше поведение отличалось.
    • Иногда в персонаже все идеально, за исключением его имени, которое подходит ему, как корове - седло. Купите книгу для будущих родителей, в которой можно найти самые разнообразные имена. Кроме того, имеются многочисленные сайты в Интернете, которые могут генерировать имена и/или объяснять их значение. Еще можно попробовать использовать онлайн-переводчик для создания новых оригинальных имен, образованных как перевод известного слова на английском языке. Это часто придает персонажу особый шарм и флер.
    • Чтобы стать писателем надо быть читателем, слушателем радиопрограмм, и зрителем ТВ-шоу. Кроме того, надо путешествовать, много общаться, ходить на вечеринки, бродить по городу… То есть надо жить полноценной жизнью. Вдохновение, как любовь может "нечаянно нагрянуть" в любой момент.
    • Тот факт, что ваша история нравится вам, вовсе не означает, что она понравится другим. Дайте почитать готовое произведение как минимум трем-четырем надежным, проверенным друзьям и знакомым, прежде чем послать роман в издательство. Не забудьте оформить документы на авторские права на вашу работу, даже если она еще не закончена.
    • "Избегайте клише, как чумы" (по иронии судьбы, этот полезный и добрый совет используется настолько часто, что сам стал клише). Использование шаблонных выражений и забитых фраз всегда вызывает скуку и раздражение.
    • Если вы прокрастинатор, то есть любите откладывать все в долгий ящик, попробуйте принять участие в мероприятии NaNoWriMo, объединяющем писателей страны, которые в течение месяца обязуются написать тексты, состоящие из 50 000 слов. Это неплохой стимул для завершения романа. И, вообще, писатели, как правило, лучше работают, когда у них есть конкретный срок сдачи романа.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», - с этой фразы начинается известное произведение Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» . Сегодня этот роман занимает видное место в золотом фонде мировой литературы, а ведь автору его создание далось совсем нелегко. Он планировал написать книгу всего за две недели, в итоге на нее ушло четыре года. В сердцах писатель восклицал: «Моя Анна надоела мне, как горькая редька!»



По мнению литературоведов, идея создания романа «Анна Каренина» родилась у Толстого после прочтения одного из сочинений А. С. Пушкина. Когда Льва Николаевича мелькнула перед глазами фраза «Гости собирались на дачу…», воображение тут же стало рисовать сюжет. Как отмечал сам писатель: «Я невольно, нечаянно, сам не зная зачем и что будет, задумал лица и события, стал продолжать, потом, разумеется, изменил, и вдруг завязалось так красиво и круто, что вышел роман, который я нынче кончил начерно, роман очень живой, горячий и законченный, которым я очень доволен и который будет готов, если бог даст здоровья, через две недели».


Однако так быстро Толстому написать «Анну Каренину» не удалось. Из семейно-бытового роман перерос в социально-психологический. Толстой приступил к работе в 1873 году. Когда несколько глав произведения были готовы, писатель их отнес в издание «Русский вестник». Теперь ему нужно было успевать к выходу каждого номера писать продолжение романа.

Современники вспоминали, как тяжело приходилось Толстому. Часто он с вдохновением принимался за работу, а бывало и так, что писатель кричал: «Моя Анна надоела мне, как горькая редька», «Невыносимо противно», «Боже мой, если бы кто-нибудь за меня кончил «Анну Каренину!» Только через четыре года роман был готов.


Лев Николаевич Толстой хотел было уже вздохнуть с облегчением, но редактору «Русского вестника» Михаилу Каткову не понравился эпилог, и он его не допустил к печати. Вместо эпилога в журнале появилась заметка:

«В предыдущей книжке под романом «Анна Каренина» выставлено «Окончание следует». Но со смертью героини, собственно, роман кончился. По плану автора следовал бы еще небольшой эпилог листа в два, из коего читатели могли бы узнать, что Вронский в смущении и горе после смерти Анны отправляется добровольцем в Сербию и что все прочие живы и здоровы, а Левин остается в своей деревне и сердится на славянские комитеты и на добровольцев. Автор, быть может, разовьет эти главы к особому изданию своего романа».


Льва Николаевича Толстого не раз укоряли в том, что смерть главной героини оказалась слишком жестокой. На это писатель ответил довольно мудро:
«Однажды Пушкин сказал своему приятелю: «Представь, какую штуку выкинула моя Татьяна. Она вышла замуж. Этого я от неё не ожидал». То же я могу сказать про Анну. Мои герои делают то, что они должны делать в действительной жизни, а не то, что мне хочется».


О том, кто стал прототипом главной героини, литературоведы гадают до сих пор. Описывая внешность Анны Карениной, Толстой представлял себе дочь Александра Сергеевича Пушкина: «Причёска её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивающиеся на затылке и висках. На точеной крепкой шее была нитка жемчугу».


Толстому была известна семейная драма его близких знакомых, в которой жена подала на развод и второй раз вышла замуж. Это было неслыханным резонансом по тем временам.

Примерно за год до начала работы над романом недалеко от Ясной Поляны бросилась под поезд некая Анна Степановна Пирогова, покинутая любовником. Изуродованный труп произвел на Толстого сильное впечатление.



Каждый номер «Русского вестника» тысячи читателей ждали с нетерпением, однако современные критики написали на «Анну Каренину» десятки гневных рецензий. Николай Некрасов даже прислал Толстому хлесткую эпиграмму:

Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует «гулять»
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
Когда она жена и мать».

«Анна Каренина» считается самым экранизируемым произведением русской литературы. А

Это графический роман художника-иллюстратора Игоря Олейникова, который работал в киностудии «Союзмультфильм» над знаменитыми фильмами «Жил-был пес», «Путешествие муравья», «Мартынко».

Мы поговорили о самом романе, как он был придуман, о скрытых смыслах и о том, как оставаться «голодным» художником и начать наконец рисовать.

Лариса: Почему выбор пал именно на такую, русскую сказку?

Игорь: Перед этой книгой я делал другую - о сказках Даля. И там была эта сказка про лису и зайца. Когда я решил сделать графический роман, то подумал, что это должна быть очень известная история, но рассказанная совершенно по-новому. И как раз в этой сказке все сошлось.

Я пытался искать другие сказки, но не нашел лучше. Именно эта - самая выразительная. Здесь и яркий конфликт, и звери выразительные, и характеры. Борьба добра со злом, где зло - это лиса, существо в фольклоре ифернальное недоброе, а добро - петух, который прогоняет нечисть.

Лариса: Я прочла множество трактовок вашей сказки: кто-то считает, что это история про то, чтобы научиться противостоять тому злу, которое есть в мире. Была также версия, что петух - это феникс, созидательная энергия огня и книга привязана к нынешнему году петуха. Но о чем сказка на самом деле? Про что она?

Игорь: Про страхи, которые есть во всех нас. И про то, как с помощью этих страхов манипулируют нами. Каждый подвержен страхам в той или иной степени, и я сам тоже. Кстати, эта идея не сразу ко мне пришла. Сначала это была просто выразительная сказка, а потом я понял, что это ведь о наших страхах.

Каждый герой сказки чего-то боится, а лиса манипулирует ими через эти страхи. Она каждому проецирует его собственный страх. Собака - это военный, а каждый военный побаивается вышестоящего. Поэтому лиса в образе генерала. Медведь - уголовник, и его пугают полицией. Бык сбежал с арены. Но и лису взяли таким же страхом - смертью. Петух с косой олицетворяет этот страх. Он напяливает на себя череп лисы, там даже хвост есть, с рыжей кисточкой на конце.

Лариса: Столько мелких отсылок, значений! Похоже, мне нужно получше присмотреться к каждой картинке.

Игорь: Да, тут надо смотреть в картинку и включаться. Эту книгу нельзя просто пролистать и все. Здесь надо немножко подумать. Эта сказка не для детей, да и не для всех взрослых. Кстати, в книжке есть текст самой сказки, который проясняет происходящее. Сказка должна вызывать много вопросов. По сути, это такой социальный графический роман и для современной России тема очень актуальна.

Лариса: Сколько у вас ушло времени на работу над книгой? Как вы ее писали?

Игорь: Над книгой я работал месяца два, наверное. Очень быстро, потому что для меня это было одно сплошное удовольствие, поток позитива.

Как я ее рисовал? Я вообще люблю брать книжку и вытаскивать из нее скрытый смысл, находить второй, третий, четвертый слой. Садишься на диван с блокнотиком, начинаешь чиркать, и вдруг начинают лезть мысли. Плюс к этому, конечно, у меня была большая практика на Союзмультфильме, 30 лет все-таки в анимации. А там надо постоянно что-нибудь придумывать.


Лариса: Обычно писатели, художники и режиссеры вшивают какие-то секретики и т.д. У вас в книжке есть какие-то такие вот вшитые штучки?

Игорь: Сейчас припомню. Начиналось у меня с того, что некто стоит и рассматривает фотографию домика. Со спины мы не видим, кто это. И потом начинается история. Позднее, в самом конце картинка раскрывает нам, что этот некто - дворник с лопатой. Отъезжаем, а это лиса. Лиса, которая работает дворником теперь.

По сюжету лиса собирает деньги со своих родственничков и незаконно строит гигантскую надстройку, превращая дом в общежитие, которое сдает и использует для собственного обогащения. А потом ураган, который все разрушил, и теперь родственнички разоряют лису своими исками. В общем, тут еще экономическая подоплека была.

Кстати, во всех вариациях сказки нет концовки, где петух бы отпустил лису. Такая сказочка веселая, добрая, но в конце обязательно петух зарубил лису. Почему зарубил, почему он не мог ее отпустить? И мы думали с издателем: отпустить или же зарубить? Все-таки решили сделать как в сказке и зарубили ее. В конце книжки могила, а на ней тень зайца. Если в начале тень лисы на зайце лежит, на обложке, то здесь тень зайца на лисе. Такой вот круговорот.

Лариса: Что бы вы посоветовали тем, кто хочет стать художником, начать рисовать, но почему-то боится?

Игорь: Главное, не бойтесь. Вот и все. Хотя это очень трудно. Очень многие боятся упасть в своих глазах, понизить свою самооценку, когда услышат - нет, это нам не подходит. Боятся получить отказ. Я вижу, что это присутствует почти у всех молодых. Надо быть очень смелым, чтобы этого избежать.

У меня даже есть пример про женщину, которая работала на Союзмультфильме в одно время со мной. Она была ассистентом режиссера и не умела рисовать, но страшно хотела научиться. Один ее знакомый художник начал ставить ей натюрморты, и она стала рисовать, наплевав на всякое общественное мнение. И эта женщина стала совершенно замечательным художником, вошла в Международный союз художников, ее картины выставлялись на именитых выставках. Она смогла все это сделать просто потому, что ей чихать было на всякое мнение.

Лариса: А как вы сами преодолели эти страхи? Или, возможно, просто огромная любовь к этому делу была?

Игорь: Во-первых, я всегда очень любил рисовать, всегда. И если уж быть честным, меня отец пинком под зад выгнал из проектного института, где я работал инженером у него в отделе. Придал мне решимости действовать. Так я попал на Союзмультфильм. А дальше пошло уже само.



Лариса: Как вы думаете, что губит талантливых художников чаще всего?

Игорь: Губит, художник перестает развиваться. Я тоже, конечно, трудно перехожу на новое, но я хоть пытаюсь. Губит, когда начинаешь механически работать.

Лариса: Есть такая известная фраза, что художник должен быть голодным. В каком плане вы ее понимаете, что это для вас?

Игорь: Это не физический голод,это желание работать,искать что-то новое (физически конечно надо быть сытым, так как будучи голодным возьмешься за что угодно лишь бы заработать). Желание,как и движение, есть жизнь. Говорят, старость наступает тогда, когда исчезают желания. У меня пока еще есть желание работать.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!