Письма с фронта. Литературно-музыкальная композиция

Сценарий литературно-музыкальной композиции на
тему "Фронтовые письма"

Цели:
1. Расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами;
воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт
нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины,
села.
2. Способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о
письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.
Реквизит.
Для учащихся­бойцов армейские пилотки, для девушек – почтальонш сумки почтальона. Письма,
которые зачитывают учащиеся, сложены в форму треугольника.
Оформление зала (сцены, класса).
В центре необходимо расположить экран для показа музыкальных видеофрагментов. . Рядом с
экраном стол, покрытый скатертью. На столе армейские пилотки, письма­треугольники, патефон,
сумка почтальона. Справа и слева от экрана несколько стульев по числу учащихся, участвующих в
сценарии. В ходе сценария некоторые учащиеся выходят в центр зала, некоторые только встают и
читают свои слова с места. Последовательность действий решается на “больших” репетициях. В
сценарии принимало участие 10 человек.
Музыкальное оформление.
1.
Презентации 1­2
2. Презентация Фронтовые письма
3. Вьется в тесной печурке огонь­И.Кобзон(музыка)
4. Музыка боя
5. Компьютер. Проектор экран
Ход сценария.
Презентация «Память»­1
Учитель: Добрый день,дорогие ребята и уважаемые гости­ учителя литературы
Шатровского района. Прошло много лет со времени окончания второй мировой войны, но
отголоски ее все еще доносятся до нас. Это и могилы неизвестных солдат, снаряды и осколки,
окопы и воронки. Это и память оставшихся в живых участников сражений и память тех, кто
ковал нашу победу в тылу. Одним из таких памятников являются солдатские письма­
«треугольники». Они хранятся в заветных коробочках, узелках папках. Читая эти скупые
строчки, можно представить, как ковалась наша победа над коричневой чумой прошлого века.
Наш урок мужества посвящен солдатским треугольникам, а называется литературно­
музыкальная композиция­«Фронтовые письма»
Слайд­1
2Ведущий
Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они, ­кто старше, кто моложе ­
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь –
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же... А.Т,Твардовский

1 ведущий:Нет такой семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война. Как ждали
писем с фронта, эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж,
сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно,
когда переставали приходит с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.
Слайд­2
2 ведущий: Трудно, очень трудно при расставании сказать любимому мужу, сыну, брату
«Прощай». Если бы наперёд знать, что станет с ними, любимыми, там, на войне, в жестокой схватке
с врагом.
1 ведущий: Тыл тоже был как передовая. Все, кто остался в тылу, взвалили на себя тяготы жизни:
работали по 16­18 часов, растили детей. И с тревогой ждали, ждали вестей с фронта.
2 ведущий: Письма военных лет хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые
рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа,
вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент ­
ЖИЗНЬ!
1 ведущий
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
2 ведущий
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут.
Слайд­3
Выходят ученицы­почтальонки.
1. Ученица­почтальонка: Письма с фронта Они шли не в конвертах, на них не было марок.
Они были сложены треугольничками. Вот так. (показывает) В сумке моей были и другие
письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «Ваш муж (сын, брат) пал
смертью храбрых в боях за нашу Родину».
2. Ученица­почтальонка: Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми,
милосердными. Мы первыми принимали к сердцу первые всплески бесконечной радости
или беспредельного горя.
Слайд­ 4
2 ведущий
Писали их на смертном рубеже

Под скрежет танков, орудийный рев.
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожженных городов.
1 ведущий
О, письма фронтовые грозных лет –
Бесценней документов в мире нет!
1. Ученица­почтальонка
Как раскладывать по кварталам
Голоса всех живых и мёртвых,
Что дошли, словно гул металла,
В треугольниках полустёртых?
Только адрес есть на конверте,
А в конверте­ жизни и смерти,
Если б знать вам, на почте тут же
Что внутри там!
2 Ученица­почтальонка
Был в окруженьи?
Жив? Нашёлся? Ранен? Контужен?
Пал, по слухам. В первом сраженьи...
Но приходит девочка в старых
Сбитых набок маминых ботах.
И берёт всех судеб удары,
Радость чью­то­ и смерть кого­то.
1 ученица­почтальонка

Нас ждали, ждали с нетерпением и затаённой тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.
2 Ученица­почтальонка: Кроме писем и газет мы всегда носили пузырьки с нашатырным
спиртом.
Иначе нельзя. Мы были и почтой, и «скорой помощью».
1Ученица­почтальонка: В четырёх письмах ­ радость, а в пятом­ похоронка. Это было великое
горе.
Мы, пряча глаза, глотая слёзы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это
письмо.
«Почтальонки» достают письма­треугольники, вручают их «адресатам».
Пишут письма на пеньке ученики в солдатской форме.
Музыка боя (звуки)взрывы

Слайд­5
1 ученик­солдат: «нас осталось мало. К вечеру подойдёт подкрепление, а до вечера будем драться
до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына».
2 ученик­солдат « был на передовой. Излазил её, а потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но
не отлили той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!»
1 ведущий
На одном фронтовом треугольнике приписка: «Дорогая военная цензура! Не выкидывай этот
цветок. Я посылаю его для любимой девушки» А внутри письма какой­то засушенный цветок.
Смотришь на него ­ и слёзы подступают.
Ученик: Стихотворение И. Уткина «Ты пишешь письмо мне»
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
…Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем,
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
И как­нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя.
Как хронику чувств пронесем…
Слайд­6
Учитель
Учениками нашей школы создана книга «Память о далеком,но живом».Близкие и
односельчане рассказали горькую правду о военных днях, о том, как страшно жить во время
войны, даже в тылу. Этим проектом ребята хотели поблагодарить всех людей, солдат,
прошедших тяготы войны.
Письма с фронта из книги»Память о далеком,но живом»
Письмо Шабашова С.И.
Письмо Нестерова И.Ф.
Письмо Резепина И.Е.

Слайд­7
2 Ведущий
«Я вернусь, жди меня» ­ этими словами часто завершались послания к родным. В них, в этих
словах, были и надежда, и заклинание. И вера в победу жизни над смертью.
Ученик.Стихотворение К. Симонова «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: ­ Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,­
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Слайд­8
1 Ведущий
Только на фронте проверишь лучшие чувства свои,
2 Ведущий
Только на фронте измеришь Силу и крепость любви.

Слайд­9
1 Ведущий
Сколько стихов и песен сложено в эту пору! Одной из таких песен­ гимнов любви и верности
явилась песня «В землянке». Это были 16 «домашних строк» из письма фронтового поэта Алексея.
Суркова своей жене Софье Кревс.
(Все поют, сидя у костра на корточках)
Песня «В землянке»(Музыка)
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти ­ четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви
Слайд­10­МУЗЫКА БОЯ
2 Ведущий
Письма военных лет. Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из­под
бомб. Авторы не думали, что через столько лет их мысли о войне будут опубликованы, поэтому они
не обращали внимания ни на стиль своих писем, ни на язык ­ не до того было им тогда.
1 Ведущий
Шел солдат в дымах непроходимых,
А от всех дорог и пристаней
Молча шли за ним глаза любимых,
И любви не выдумать сильней!
2 Ведущий
Письма согревали в холодном окопе бойца, поднимавшегося в атаку, защищали от смерти и
вселяли надежду на встречу в родимом доме
Ученица
(Читает письмо.) “Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя. Встанет рядом,
заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на
ногах, скажет: “Это я, твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы ни
случилось”. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит – это я, твоя Катя! И
если смерть склониться над твоим изголовьем, и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и
только самая маленькая последняя сила останется в сердце – это буду я и я спасу тебя!”

Слайд­11
1 Ведущий
День за днем и год за годом шли солдатские треугольники с фронта в тыл. И каждый раз, читая эти
строки, испытываешь трепет от встречи с Памятью. Эти страницы бесценны. С трепетом и
надеждой ожидали писем с фронта дети, мечтая о встрече с отцом. Многих из них ожидало
голодное, холодное послевоенное детство.
1 ведущий
В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов показал жизнь советских людей в
дни войны. Сюжет её прост. В каком­то небольшом русском городке у широко распахнутой двери
старого деревянного дома собралась семья фронтовика.
2 ведущий
Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух,
бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, картина
буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.…
Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.
Слайд­12
Ученица Стихотворение Е Благинина «Папе на фронт»
Здравствуй, папка! »
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивилась –
До чего ж ты прежний был во сне!
Прежний­прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Мама будто плачет и смеется,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Одолела я тебя в борьбе.
А потом даю те два осколка,
Что нашли недавно у ворот,
Говорю тебе: “А скоро елка!
Ты приедешь к нам на Новый год?”
Я сказала, тут же и проснулась,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулась,
В удивленье глянула во тьму.
Тьма такая – ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы…

Папа! Ты вернешься невредимый!
Ведь война когда­нибудь пройдет?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю – прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днем и ночью был веселый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев день и ночь…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так…от счастья… Твоя дочь.

2Ведущий
Слайд­13
Сложнее всего сообщать родным о смерти на фронте близкого друга. Об этом –
стихотворение «Зинка» Юлии Друниной, посвященное памяти однополчанки­ Героя
Советского Союза Зины Самсоновой.
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
­ Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый.
У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле­еле,
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и замен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы со славой хотели жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские хаты пели
О рязанских глухих садах.
Знаешь, Зина, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где­то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна…
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала.

1 Ведущий
Слайд­14
– Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до
близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. А иногда
и не доходили…
Ученик Стихотворение Г. Горбовского «Письмо».
На дне окопного оврага
добыл я гильзу из стены.
А в ней ­ истлевшая бумага,
письмо, пришедшее с войны.
Должно быть, кто­то перед боем
смочил графит карандаша
и с перемазанной губою
писал, как думал, ­ не спеша.
Вручал слова бумаге бренной,
писал, склоняясь к фитилю.
...И вот слова сожрало время.
И лишь одно сквозит: «лю­блю»...
Одно осталось… Но упрямо
горит сквозь всё, что в жизни есть...
...Что он «лю­бил»?.. Отчизну? Маму?
Иль ту, которую?.. Бог весть.

Любил и всё. Не по приказу.
А по приказу он в тот раз.
наверно, встал и умер сразу.
И вот воскрес.
Во мне. Сейчас
1 Ведущий
Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить
в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма. Связь с домом, уверенность, что ты
защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с
фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма
из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу.
2 Ведущий
Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца.
1 Ведущий
Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день – придумают медали
За ласковые письма для солдат!
2 Ведущий
Письма были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они
озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские
письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях.
1 Ведущий Миллионы погибли, чтобы на Земле был вечный мир.
2 Ведущий
Потому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах, будь то Афганистан, Чечня,
Украина, Сирия…
1 Ведущий
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»
Презентация «Память­2»­«Никогда не забывай!»
Учитель:
В годы войны письма­треугольники связывали фронт и тыл. Я думаю, что сегодня письма свяжут
целые поколения. А какое впечатление на вас произвел урок, я думаю, мы узнаем, когда проверим
домашнее задание.

Рефлексия.
Д/З:
Подумайте, какие слова можно и нужно сказать ребятам, служащим в армии или
выбравшим профессию офицер. Напишите те слова, с которыми вы хотели обратиться к
защитникам Отечества. Может быть, вам помогут в этом ваши родители. Пусть ваши
слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед
павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для нас Родину и свободу, а также
тем, кто выполняет этот долг сегодня. Мы обязательно отправим письма адресатам­
нашим землякам.
Спасибо за подготовку к мероприятию и за сотрудничество на уроке. Вы все сегодня
достойны хороших и отличных оценок.

Литературно-музыкальная композиция

«Письма с фронта - безмолвные свидетели войны»

Цель: Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения. Масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа.

Задачи:

    Донести мысль о необходимости преемственности поколений.

    Отработка публичного выступления перед зрителями.

    Раскрытие творческих способностей обучающихся.

Оборудование:

Участники:

    Музыка. Видео.

Ведущий. Не обожженные сороковыми, Сердцами вросшие в тишину,

Конечно, мы смотрим глазами иными На эту больную войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам О горьком, победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум Дорогой страдания пройти.

Ведущая. И мы разобраться обязаны сами В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами, но… такими же, полными слез.

    Песня «О той весне».

    На сцене девушки с треугольными письмами в руках.

Девушка 1. Прошло уже более 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах…

Девушка 2. Мы, живущие сейчас, не имеем права забывать ужасы той войны, чтобы она не повторилась вновь.

Девушка 3. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…

Девушка 4. Но, все меньше остается тех, кто может рассказать, о чем думал, что видел, что чувствовал солдат, готовясь к атаке или выходя из боя.

Девушка 5. Теперь, чтобы воссоздать обстановку незабываемых дней Великой Отечественной, мы все чаще обращаемся к документам тех лет.

Девушка 1. И самые достоверные и откровенные из них – письма фронтовиков в родной дом

Девушка 2. Письма с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя.

Девушка 3. Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал…

    Композиция «Фронтовые письма».

Ведущий. Эти письма эпохи войны, Что хранятся в семейных архивах, -

На бумаге полет желтизны, И протерты до дыр на изгибах.

Ведущая. Эти письма эпохи войны Необычного требуют чтенья:

Тем их краткие строки сильны, Что мы сами – их продолженье!

Юноша 1. «Милая Тонечка! Я не знаю, прочтешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это мое последнее письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц... Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись... Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе... Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая. За нее умереть не страшно...»

Юноша 2. «Мама, почему Вы тоскуете о нас? Наоборот, Вам надо гордиться тем, что у Вас 7 сыновей на фронте с оружием в руках защищают любимую Родину. Скоро, мама, мы возвратимся домой с победой. А если суждено будет нам погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей, за мир и счастье на земле»

Юноша 3. (с эхом) На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны.

Ты напиши мне письмо, дорогая, В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая, Окончишь и примешься, вновь.

Зато я уверен: к переднему краю Прорвется такая любовь.

Ведущий. Маленький городок на западной границе нашей страны крепко спал.

Ведущая. В школах отзвучали последние звуки вальсов и напутственные слова учителей, сказанные своим выпускникам на прощание.

Ведущий. После выпускного бала, по традиции, ребята пошли встречать рассвет. Многие уже разошлись по домам, а эти двое никак не могли расстаться, мечтая о будущем, таком светлом, таком близком…

– Нет, Ванечка, я все-таки поеду в Москву! На артистку можно выучиться только в Москве, ты же знаешь. Поехали со мной, попробуешь в университет поступить.

– Кать, я не знаю. Но раз мы решили быть вместе, значит, поеду…

– Ой, посмотри, что там? Видишь, на самом краю неба? Ванечка, это самолеты! Один, два, да их там штук тридцать!

– Слышишь, похоже на взрывы! Пожар? Похоже, это горит наша школа! Катя, неужели это…?

Ведущая. Наши герои, как и все советские люди, на рассвете 22 июня 1941 года, не знали, и даже догадываться не могли, что в их жизнь ворвется огонь, горе, ужас и смерть. Все самое страшное, что только могло с ними произойти, произошло в эту ночь.

Ведущий. Катя с Ваней, конечно, расстались. Катерина поступила на курсы медсестер, а Иван прошел срочный курс в танковом училище. А потом были письма…

«Здравствуй, Ваня, я на Втором белорусском. Страшно, но привыкаю…»

«Катя, я рад твоему письму безмерно. Я люблю тебя, очень люблю. Сейчас сижу в изуродованном танке. Жара невыносимая. Хочется пить, а воды нет ни капли. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него и мне становиться легче, ты со мной. Всегда думаю о тебе, мечтаю увидеть, обнять тебя. А может, никогда этого не случиться. Ведь война…»

«Когда я получила твоё письмо после долгого молчания, мне показалось, оно пришло из небытия. Ванечка! Я не знаю, найдёт ли тебя это письмо. Верю – найдёт! На душе у меня сегодня светло и радостно. Я танцевала во сне, значит, мы обязательно встретимся!»

«Катя, я живой, это главное! Прости, что плохо пишу – пишу на коленях на клочке бумаги. Скоро вступаем в бой. Если от меня снова долго не будет писем, ты всё равно верь в нашу встречу. Верь. Слышишь, родная, верь!»

Ведущая. Это было в марте сорок пятого. Переписка оборвалась. Писать было некуда. Но судьба приготовила им сюрприз. Они встретились в Берлине в мае 1945 года…

Ведущий. Нет, они не бежали друг к другу. Они медленно шли, пристально вглядываясь, как будто вновь узнавали… Потому что это были совсем другие Катя и Ваня. Тех, прежних беззаботных мечтателей, навсегда изменила невыносимо страшная, кровавая, жестокая – Великая отечественная.

«Сынок, будь осторожнее!», «Береги себя, любимый!», «Дорогой, папа, я по тебе очень скучаю! Когда ты вернешься домой?», «Сынок мой, дорогая моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая война? Я жду тебя. Вернись!»

Ведущий: Наверное. Каждый фронтовик получал письма с такими словами. Он знал, что его ждут дома и любят.

Ведущая: В ответ фронтовик писал не столько про тяготы войны, сколько успокаивал своих близких…

Юноша 4. «Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая!.. Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское - воюем. Стараемся поскорее добить фашистов... Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».

    Песня – Ангелина Кузина.

Ведущая: Письма согревали бойца в холодном окопе, поднимавшегося в атаку, защищали от смерти и вселяли надежду на встречу в родимом доме… И какое суровое сердце бойца не дрогнет, если на фронт пишет его сын или дочь?

    Стихотворение “Папе на фронт”

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился, Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивилась – До чего ж ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой же самый, Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой, А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеется, Я визжу и висну на тебе.

Мы с тобою начали бороться, Одолела я тебя в борьбе.

А потом даю те два осколка, Что нашли недавно у ворот,

Говорю тебе: “А скоро елка! Ты приедешь к нам на Новый год?”

Я сказала, тут же и проснулась, Как случилось это, не пойму.

Осторожно к стенке прикоснулась, В удивленье глянула во тьму.

Тьма такая – ничего не видно, Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно, Что с тобою вдруг расстались мы…

Папа! Ты вернешься невредимый! Ведь война когда-нибудь пройдет?

Миленький, голубчик мой родимый, Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю – прежелаю Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали, Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром Днем и ночью был веселый свет…

Поклонись бойцам и командирам, Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу, Пусть идут на немцев день и ночь…

…Я пишу тебе и чуть не плачу, Это так…от счастья… Твоя дочь.

Ведущий: В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих близких, любимых…

Девушка 1. “Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя. Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на ногах, скажет: “Это я, твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы ни случилось”. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит – это я, твоя Катя! И если смерть склониться над твоим изголовьем, и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая последняя сила останется в сердце – это буду я и я спасу тебя!”

    На фоне музыки выходят девушки-почтальоны.

Ведущая: Начиная с первых дней Великой Отечественной войны единственной ниточкой, дающей возможность получить хоть какую-нибудь весточку из дома, стала почтовая связь. Люди уходили на фронт, в неизвестность, а их семьи ждали известий о них, ждали возможности узнать, живы ли их любимые.

Ведущий: По рассказам очевидцев, вовремя доставленное из дома письмо было для солдат Советской Армии гораздо важнее, нежели полевая кухня и прочие скромные блага фронтовой жизни. А тысячи женщин по всей стране часами караулили почтальонов в надежде на то, что они, наконец, принесут им известия от их мужей, сыновей и братьев.

Девушка 2. Письма с фронта… Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками. Но в моей сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: “Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину”.

Девушка 3. Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу бесконечную радость или беспредельное горе.

Девушка 4. Нас ждали, ждали с нетерпением и затаенной тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.

Девушка 5. Кроме писем и газет, мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом. Иначе нельзя. Мы были и почтой, и “скорой помощью”.

Девушка 1. В четырех письмах – радость, а в пятом – похоронка. Это было великое горе. Мы, пряча глаза, глотая слезы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо.

    Постановка «Зинка».

Мы легли у разбитой ели. Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, гнилой земле.

Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый, У меня - лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна.

Отогрелись мы еле-еле. Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом, в сырой шинели Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше. Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.- Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит?

Знаешь, Зинка, я против грусти, Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье, Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый, У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала?!

Юноша 1. Когда я вижу, как убитый Сосед мой падает в бою,

Я помню не его обиды, Я помню про его семью.

Мне представляется невольно Его обманчивый уют.

…Он мертв уже. Ему не больно, А их еще…письмом убьют!

Разве сможешь ты сквозь страх и холод Путь пройти на защиту страны?!

Разве сможешь, худой и голодный, Всю жестокость преодолеть?

И в далеком краю, одинокий, - За любимых своих умереть?!

Солдаты : Я смогу, я пройду все дороги, Сквозь неведомый раньше мне страх!

Пусть у близких не будет тревоги: Я России советский солдат!

Солдаты : Буду бледен, несчастен, изранен, Буду песню душевную петь!!!

    Композиция «Письмо, пришедшее с войны».

Девушка. 25 октября 1941 г. Здравствуй, моя Варя! Нет, не встретимся мы с тобой! Рана моя жестока. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Похоронил я своих друзей в березовой роще. В ней было светло. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо. Очень обидно, что мы не все сделали. Но мы сделали все, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Дорогая Варя, ты помогала мне всегда: и дома, и в бою. Наверное, все-таки тот, кто любит, тот всегда добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, будут другие песни. Но никогда не забывайте нас, не забывайте всех, кто воевал, как мы. Ты еще будешь любить! У тебя будут красивые дети. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе. Твой Иван Колосов…

Ведущий. Писали их на смертном рубеже Под скрежет танков, орудийный рев.

Писали их в окопах, блиндаже, На бомбами израненной меже,

На улицах сожженных городов. О, письма фронтовые грозных лет –

Бесценней документов в мире нет!

Ведущая. В канун Дня Победы, читая эти письма, мы отдаем дань уважения всем, кто завоевал свободу для будущих поколений от фашистского порабощения, дал нам счастливую жизнь.

Ведущий. Пусть каждый из нас в минуты радости помнит, что именно фронтовикам, этим необыкновенным людям, мы обязаны своей свободой, жизнью.

Ведущая. Пусть каждый, кому приходится трудно, не забывает, что на фронте было намного труднее. Пусть никогда не померкнет в нашей памяти величие солдатского подвига.

Ведущий. Советские солдаты отстояли Свободу. Они добыли Победу. Они принесли Счастье. Так будем же благодарными потомками. Всегда, всегда будем помнить о них.

    Песня «Соловьи».

Девушка 4. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках.

Юноша 4. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная.

Девушка 5. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали - годами, десятилетиями.

Юноша 5. Письма с фронтов Великой Отечественной войны - документы огромной силы. В пропахших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

Девушка 3. Вечно живые в письмах, они – солдаты, колхозники и рабочие, мужчины и женщины – наши родные и близкие ясно знали и писали нам, за что отдали жизни и здоровье, и хотели, просили, чтобы о них помнили.

ВЕДУЩАЯ: Есть очень добрый обычай Руси: В память бессмертия душ

Ставить к иконам пламя свечи Тем, кто не встретится уж.

ВЕДУЩИЙ: Эта свеча – частица любви, Память о тех, кого нет.

Мы зажигаем и помним о них, Жизни негаснущий свет!

    Метроном. Минута молчания.

Ведущая. В день Великой Победы мы воздаем славу не только погибшим, но и живым!

Ведущий. Ветераны…отвлекитесь от дел, загляните в их лица… становите свой взгляд на их белой, точно лебяжий пух, седине, всмотритесь в их разбежавшиеся по коже морщинки, в их выцветшие, точно на солнце платок, глаза…

Ведущая. Ветераны, прошедшие войну…как мало их осталось, этих стариков, которые ценой собственной крови завоевали для нас сегодняшний мир и покой.

Ведущий. Давайте в день праздника подойдем к ним, улыбнемся и скажем “Спасибо!”.

И пусть наша благодарная улыбка хотя бы немного оттеснит боль тех страшных лет, которую они носят в сердце.

Ведущая. Пусть они знают, что мы любим их, ценим их подвиг, и очень хотим, чтобы они оставались с нами как можно дольше…

Девушка 1. Спасибо вам, родные наши ветераны, за нашу Родину, за то, что вы не щадили себя за Победу! Живите долго-долго! Вы нам так нужны!

Девушка 2. Сегодня все вы ВЕТЕРАНЫ, кто был в тылу, кто воевал,

Ваш тяжкий труд, что был желанный, народ поднял на пьедестал.

    Фанфары.

Для проведения праздничных мероприятий к Дню Победы очень часто требуются концертные программы, которые можно показать на открытых площадках Домов Культуры или сценах парков отдыха, в моменты массовых гуляний по поводу этого замечательного и всеми любимого праздника, в этих случаях, одной из выигрышных идей для сюжетной линии концерта может стать аналогия с с выступлениями фронтовых бригад. Предлагаем один из вариантов с конферансом и играми - Сценарий праздничной программы к 9 Мая «Музыка Победы»

Сценарий праздничной программы к 9 Мая

Торжественное начало программы.

Начало программы лучше сделать торжественно-патриотичным, например, включив блок "Бессмертный полк" из этого , а уже затем перейти к концертному блоку.

Ведущий: Тему нашей концертной программы нам подсказали фронтовые письма. Каждое из фронтовых писем - судьба. За каждой строчкой - большая жизнь. И мы поняли самую простую истину: для всех людей, сотворивших Победу, и тех, кто воевал, и тех, кто работал на Победу, главным был мир.

Ведущая: Вроде бы это и так ясно. Но вспомните, много ли рассказов о ужасах войны довелось Вам услышать от ветеранов? Они ведь не любили вспоминать об этом. Зато вспоминали друзей, и с удовольствием пели песни тех лет. И какие песни!

Ведущий: Да и любимые военные фильмы рассказывают не только о страхе и боли. В них есть место и любви, и настоящей дружбе, и хорошему юмору. А ведь многие из этих кинолент снимали люди, прошедшие сороковые, фронтовые.

Ведущая: Да, в этих фильмах есть всё: и боевое братство, и интернационализм, и любовь к Родине, и вера в победу.

Ведущий: А помните капитана Титаренко, командира поющей эскадрильи? Именно его слова и станут главным лейтмотивом этого концерта.

Ведущая: "Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!"

Ведущий: За годы войны на фронт ушли 45 тысяч артистов. В составе фронтовых бригад были певцы, музыканты, актеры, чтецы, артисты цирка. Они дали в тылу и на передовой 1,5 миллиона концертов. В день было до десяти концертов. Артисты под пулями, рискуя жизнью, поднимали боевой дух советских солдат и с песнями шли к Победе.

Ведущая: Слава Богу, наша земля уже много десятилетий не слышит звуков войны, и тем не менее, может быть и нам в этот день стоит вспомнить песни тех лет? Тем более, что все они жизнеутверждающие, и даже веселые. Именно такие, какие нужны на каждом празднике!

Выступление "фронтовой" бригады

Появляется "фронтовая бригада": музыкант, чтец, певец, "конферансье". Специальности условны, каждый артист может быть и чтецом, и певцом, и гармонистом.

Чтец:

Читает стихотворение «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» (Автор В.Лебедев-Кумач)

Звучит переделанная песня Военных корреспондентов

Текст песни

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы не скитались мы в пыли.

С песней и баяном,

А иногда с наганом

Сквозь огонь и стужу мы прошли.

Без глотка, товарищ,

Песню не заваришь,

Так давай по маленькой нальем.

За всех за выступавших,

С армией шагавших,

Выпьем за поющих под огнем!

Как бойцы шагали,

Мы цветов не ждали,

И на сцену, как в последний бой:

С полною отдачей

Справились с задачей,

И еще концерт у нас с тобой.

От ветров и водки

Хрипли наши глотки,

Но мы скажем тем, кто упрекнет:

«С наше покочуйте,

С наше поночуйте,

С наше повоюйте хоть бы год!»

Там, где мы бывали,

Нам сцены не давали.

Без софитов, рампы и кулис

Пусть костюмы - в клочья,

Утром, днем и ночью

Выступали мы всегда на бис!

Так выпьем за победу,

За цирк и оперетту.

А не доживем, мой дорогой,

Новый день настанет

Песню друг затянет,

И помянет ею нас с тобой!

Чтец:

Читает стихотворение «Жди меня, и я вернусь» (Автор К. Симонов)

Песня «Эх, дороги»

Чтец:

Читает отрывок из поэмы «Василий Теркин» от слов: «Чтоб идти в любую драку» до слов: «Или присказки какой». (Автор А. Твардовский)

Фронтовые частушки

Исполняются частушки 41-45 гг, например, вариант ниже.

(скачать, кликнув на файл)

Конферансье:

Ну, что ж, друзья, поете вы прекрасно.

Похоже мы приехали напрасно?

Но как сказал поэт "еще не вечер",

И не забавой будет наша встреча.

Другой поэт сказал: Да были люди

И в наше время, уж, таких не будет.

(Простите, уж, за вольную трактовку),

А мы сейчас проверим вашу ловкость.

Сыграем в партизан, вы как готовы?

Условия простые, как подкова.

Командная игра - эстафета "Партизаны на болоте"

РЕКВИЗИТ: мел, если покрытие площадки асфальтовое, или палочка, которой можно рисовать на земле.

Участвуют две команды. Цель - пройти через болото цепочкой "след в след". Команды выстраиваются друг за другом, у первого - мел. По команде первые номера шагают по дистанции обрисовывая свои следы, когда первые номера доходят до другого берега "болота" вторые номера идут по следам, стараясь не провалиться в "трясину".

Проводится игра

Чтец:

Нет, слово "мир" останется едва ли,

Когда войны не будут люди знать.

Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,

Играющие весело в войну,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину.

Конферансье: Послевоенное поколение мальчишек наверняка помнит, что самым трудным при игре в войну в то далекое время, было найти противника. Никто не хотел быть ни фашистом, ни полицаем. А вот партизанами - это совсем другое дело. Вот и у вас теперь есть свои невидимые бойцы. Да еще и какие ловкие! Самое время для партизанской песни.

Исполняется песня «Смуглянка», если есть техническая возможность, то на экран выводится ролик для караоке

(скачать, кликнув на файл)

Конферансье: А среди Вас есть удачливые разведчики? Проверим? Мы не будем вживаться в образы врагов. Мы просто образуем две команды соперников, но захватить языка. вам все же придется.

Игра "Кто больше "языков" приведет?"

Это командное состязание, в основе которого игра «Разрывные цепи», когда одна команда стоит крепко сцепившись друг с другом и выкрикивает команде соперников: «Цепи кованые, раскуйте нас!», а те спрашивают: «Кем из нас?». Тот, кого назовут бежит изо всех сил, стараясь разорвать «цепи», если ему это удалось забирает самого сильного игрока и ведет в свою команду, если не удалось, то сам встает в ряды устоявшей команды. Только в данном случае условия немного меняются. Команды выстраиваются в линию друг против друга. Каждый капитан назначает по три - четыре "разведчика", которые по команде должны разорвать линию противника и увести "языка", или попасть в плен.

Проводится игра

Конферансье: Хотелось бы вспомнить и о тех, кто не совершал видимых подвигов. Да, они работали. "Все для фронта, все для Победы!" - лозунг с которым жила вся страна. Но вспоминая о потерях и подвигах, мы часто забываем о тех, ради кого эти подвиги совершались: матери, дети, любимые - жены и невесты, которые писали письма, молились, которые ждали. И не случайно незатейливая песня о любви простой девушки стала военным символом.

Песня «Катюша» или другой концертный номер

Конферансье: Как бы не хотелось нам остаться с вами, друзья, но труба зовет. Ведь у фронтового артиста много зрителей. И надо заметить, что в мирное время мы востребованы не меньше. Особенно в такой день. Мы поздравляем всех жителей со светлым праздником, Днем Победы. Пусть наше общее небо будет ясным, а тучи будут только грозовыми. Счастья вам, дорогие!

Девочка читает стихотворение «Дети из ладошек солнышко сложили» (Автор О. Маслова)

Концертный номер

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ольховатская основная общеобразовательная школа

Новооскольского района Белгородской области»

Литературно-музыкальная композиция «Фронтовые письма»

Составила: учитель русского языка и литературы

Ульянцева Ольга Александровна

с. Ольховатка

2015 г.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они, -кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь –

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же...

А.Т. Твардовский.

1 ведущий. Треугольником сложен потемневший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.

Стихотворение Б. Окуджава «До свидания, мальчики»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили и ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите, и все-таки постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки.

Постарайтесь вернуться назад.

1 ведущий: 70 лет назад 9 мая прогремел салют в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг, но отзвуки той войны до сих пор живут в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта, эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно, когда переставали приходит с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.

2 ведущий: Трудно, очень трудно при расставании сказать любимому мужу, сыну, брату «Прощай». Если бы наперёд знать, что станет с ними, любимыми, там, на войне, в жестокой схватке с врагом.

1 ведущий: Тыл тоже был как передовая. Все, кто остался в тылу, взвалили на себя тяготы жизни: работали по 16-18 часов, растили детей. И с тревогой ждали, ждали вестей с фронта.

2 ведущий: Письма военных лет хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена

на тот момент - ЖИЗНЬ!

4 слайд Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут.

Выходят ученицы-почтальонки.

    ученица: Письма с фронта Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольничками. Вот так. (показывает) В сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину».

    ученица: Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы

первыми принимали к сердцу первые всплески бесконечной радости или беспредельного горя.

    ученица: Как раскладывать по кварталам

Что дошли, словно гул металла,

В треугольниках полустёртых?

Только адрес есть на конверте,

А в конверте- жизни и смерти,

Если б знать вам, на почте тут же.

Что внутри там! Был в окруженьи?

Жив? Нашёлся? Ранен? Контужен?

Пал, по слухам. В первом сраженьи...

Но приходит девочка в старых

Сбитых набок маминых ботах.

И берёт всех судеб удары,

Радость чью-то и смерть кого-то.

2 ученица: Нас ждали, ждали с нетерпением и затаённой тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.

    ученица: Кроме писем и газет мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом.

Иначе нельзя. Мы были и почтой, и «скорой помощью».

    ученица: В четырёх письмах - радость, а в пятом- похоронка. Это было великое горе.

Мы, пряча глаза, глотая слёзы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо.

«Почтальонки» достают письма-треугольники, вручают их «адресатам».

Выходят ученики в солдатской форме.

1 ученик: «нас осталось мало. К вечеру подойдёт подкрепление, а до вечера будем драться до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына».

2 ученик: « был на передовой. Излазил её, а потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но не отлили той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!»

1 ведущий: На одном фронтовом треугольнике приписка: «Дорогая военная цензура! Не выкидывай этот цветок. Я посылаю его для любимой девушки» А внутри письма какой-то засушенный цветок. Смотришь на него - и слёзы подступают.

Стихотворение И. Уткина «Ты пишешь письмо мне»

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем,

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И родину слышишь,

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя.

Как хронику чувств перечтем…

2 ведущий: С 1970 года красные следопыты Ольховатской восьмилетней школы стали интересоваться жизненным путем погибших за освобождение села воинов и судьбами их родственников. Они стали писать во все концы нашей родины в надежде разыскать - родственников захороненных в братской могиле воинов-освободителей. Долго не было утешительных результатов. И вдруг удача: пришло два письма. Первое из Башкирии от Эльвиры Хусайновны Кунакбаевой, дочери погибшего за освобождение села Ольховатки, политрука Хусаина Кунакбаева, который был поэтом. Второе письмо из Дагестана, отозвались родственники дагестанского учителя, майора Советской Армии Расула Богатова.

Школьники выяснили, что у Хусаина Кунакбаева есть жена - Гайша Гиниятовна, дочь Эльвира и внук.Связавшись с Эльвирой Хусайновной Кунакбаевой, следопыты пригласили её взглянуть на могилу отца - башкирского поэта, старшего лейтенанта Хусаина Кунакбаева. Она подарила фотографию отца, запечатлевшую его 19-летним юношей. Умные глаза. задушевные и грустные, с затаенной веселой озорной искоркой, запоминаются

надолго.

Письма.... Как много значили они в войну! Хранимые бережно и свято, они возврашают нас в те грозные годы, когда решалась судьба Отчизны. Письма от родных были опорой и корнями, питавшими людей в тяжелые годы разлуки.

Часто писал с фронта и Хусаин Кунакбаев. Читая его письма, живо представляешь образ молодого, энергичного человека, настоящего поэта-патриота.

1 ученик: «Пусть донесет письмо, не растерявши,

Боль песенной тоски к тебе моей.

Порывы, мне неведомые раньше,

Я слышу, в сердце бьются все сильней.

В дыму земля. Война. Второе лето - Бои. Бои. Войны тяжелый гул.

Но лишь тогда, когда пройду все это.

Я сердцем успокоиться смогу.

Смогу домой спокойно возвратиться,

Как в горы ветер ласковый с полей,

Как на родное озеро станица

Грустивших на чужбине журавлей”.

(Из письма политрука Хусаина Кунакбаева жене).

2 ученик: "11.11.42.

Дорогая! Письмо твое с фотографией нашей дочурки получил. И оно явилось для меня действительно большим праздником.... Как выросла наша Элъви! Как похорошела. Опять зима, опять мы в разлуке. Трудно свыкнуться с.мыслью, что это будет продолжаться так долго, как уже было...

... Какое прекрасное создание - человек, и как я хотел бы, чтобы каждый человек был счастлив. Ведь у каждого из нас жизнь-то одна.

Милая! Пиши чаще, как только сможешь. Я буду бесконечно благодарен.

Твой Хусаин ".

3 ученик: "29.1.43.

Дорогая женушка! Тебе и дочке нашей привет. Сейчас я являюсь участником большого наступления Красной Армии. С боями продвигаемся вперед - на запад. Враг оказывает упорное сопротивление. Но мы ломаем его упорство в пух и прах и тесним к границам нашей Родины... Радостно и чертовски хорошо шагать по освобожденной своими руками родной земле.

... Тебя, может быть, интересует, где я нахожусь. Черт его знает, где! Координаты так перепутались, что я сам точно не знаю, карте. Как только вернусь домой, обязательно покажу, где он такой находится. Тогда ты узнаешь, где я был".

Учитель: Она узнала название того города не от него - из страшных слов похоронки. В жестоких боях за освобождение села Ольховатки, что под городом Новый Оскол, Хусаин Кунакбаев погиб.

Спустя десятилетия Виктор Кочетков посвятил своему другу стихотворение. Это воспоминание о товарище по оружию, проникновенные строки о верности памяти павших, о нашем неоплатном долге перед ними. Есть там такие строки о войне:

Отпусти мою память.

Сколько лет ты в плену её держишь.

По ночам я опять холодею в траншейном аду.

Нет, с годами не стала ни ровнее, ни твёрже Та тропа, по которой Я на встречу с тобою иду...

    ведущий: «Я вернусь, жди меня» - этими словами часто завершались послания к родным. В них, в этих словах, были и надежда, и заклинание. И вера в победу жизни над смертью.

Стихотворение К. Симонова «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

1 ученик: Только на фронте проверишь лучшие чувства свои,

Только на фронте измеришь Силу и крепость любви.

1 ведущий: Сколько стихов и песен сложено в эту пору! Одной из таких песен- гимнов любви и верности явилась песня «В землянке». Это были 16 «домашних строк» из письма фронтового поэта А. Суркова своей жене Софье Кревс.

Песня «В землянке»
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Письма военных лет. Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб. Авторы не думали, что через столько лет их мысли о войне будут опубликованы, поэтому они не обращали внимания ни на стиль своих писем, ни на язык - не до того было им тогда.

День за днем и год за годом шли солдатские треугольники с фронта в тыл. И каждый раз, читая эти строки, испытываешь трепет от встречи с Памятью. Эти страницы бесценны. С трепетом и надеждой ожидали писем с фронта дети, мечтая о встрече с отцом. Многих из них ожидало голодное, холодное послевоенное детство.

Учитель: В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов показал жизнь советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, картина буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.… Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.

Е. Благинина «Папе на фронт»

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивилась-

До чего ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой же самый,

Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой,

А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеётся,

Я визжу и висну на тебе.

Мы с тобою начали бороться,

Одолела я тебя в борьбе.

А потом даю те два осколка,

Что нашли недавно у ворот,

Говорю тебе: «А скоро ёлка!

Ты приедешь к нам на новый год?»

Я сказала, тут же и проснулась,

Как случилось это, не пойму.

Осторожно к стенке прикоснулась,

В удивленье глянула во тьму.

Тьма такая - ничего не видно,

Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно,

Что с тобою вдруг расстались мы...

Папа! Ты вернёшься невредимый!

Ведь война когда-нибудь пройдёт?

Миленький, голубчик мой родимый,

Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю- прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали

Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они нам больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром

Днём и ночью был весёлый свет.

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу.

Пусть идут на немцев день и ночь

Я пишу тебе и чуть не плачу

Это так, от счастья .

Твоя дочь.

    ученик: Шёл солдат в дымах непроходимых,

А от всех дорог и пристаней

Молча шли за ним глаза любимых,

А любви не выдумать сильней.

    ученик: Письма согревали бойца в тяжёлом окопе, поднимавшегося в атаку защищали от смерти и вселяли надежду на встречу в родимом доме.

Ученица (читает письмо)

«Да спасёт тебя любовь моя! Да коснётся тебя надежда моя. Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнёт жизнь в помертвевшие губы! Прижмётся лицом к кровавым бинтам на ногах, скажет: «Это я, твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы ни случилось». Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит - это я, твоя Катя! И если смерть склонится над твоим изголовьем и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая последняя сила останется в сердце - это буду я и я спасу тебя!»

1 ведущий: Сложнее всего сообщать родным о смерти на фронте близкого друга. Об этом – стихотворение Юлии Друниной «Зинка».

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.

Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

2 ведущий: Лампы непогашенное пламя,

Непогодь играет на трубе.

Ласковыми нежными руками

Память прикасается к тебе .

Стихотворение Г. Горбовского «Письмо».

На дне окопного оврага

добыл я гильзу из стены.

А в ней - истлевшая бумага,

письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем

смочил графит карандаша

и с перемазанной губою

писал, как думал, - не спеша.

Вручал слова бумаге бренной,

писал, склоняясь к фитилю.

И вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит: «лю-блю»...

Одно осталось… Но упрямо

горит сквозь всё, что в жизни есть...

Что он «лю-бил»?.. Отчизну? Маму?

Иль ту, которую?.. Бог весть.

Любил и всё. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз.

наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес.

Во мне. Сейчас.

Ведущий: Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу.

Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца.
Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день – придумают медали
За ласковые письма для солдат!

Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма эти были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях.

Песня «О той войне».

Кино идет,

Воюет взвод,

Далекий год

На пленке старой...

Нелегкий путь,

Еще чуть-чуть

И догорят войны пожары...

Счастливый май,

Любимый край,

Своих солдат встречай скорее...

От ран обид

Земля дрожит

Теплом души ее согреем...

ПРИПЕВ:

И все о той весне

Увидел я во сне,

Пришел рассвет и миру улыбнулся,

Что вьюга отмела,

Что верба расцвела,

И прадед мой с войны домой вернулся...

В лихом бою,

В чужом краю

Пусть берегут

Любовь и вера,

Чтоб больше их

Пришло живых

И рядовых,

И офицеров...

Придут весной,

Как прадед мой,

И в дом родной

Откроют двери...

Я помню свет

Далеких лет,

В свою страну

Я буду верить...

ПРИПЕВ:...2 раза

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЁРСКА
ШАХТЁРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 13

ИМЕНИ Н.И. БАРАНОВА

Литературно-музыкальная композиция

«Письма с фронта»

Подготовила:

педагог-организатор

Анищенко Н.В.

ШАХТЕРСК 2015

Письма с фронта

Дети исполняют песню «Шел солдат…»

Ведущая: Шел солдат с войны домой,

Шел дорогою прямой,

В гимнастерочке линялой,

Шел домой солдат бывалый.

И пройдя огонь и бой,

Что солдат принес с собой.

Ведущий: Два раненья, три медали.

Имена друзей, что пали.

Фляжку спирта для беседы,

А еще принес Победу…

Ведущая: Сегодня у нас праздник. Вернее, приближается Праздник Победы, день радости и торжества, день гордости и скорби, праздник славы и памяти всех тех, кто отдал жизнь за свободу и независимость нашей земли. В нашем зале присутствуют дорогие наши земляки, убеленные сединой ветераны войны. Им низкий поклон и слова благодарности.

С праздником Победы!

Дети исполняют песню «День победы…» (Поют все)

Ведущий: Солдат Отечественной, тогда в 45-м, отвоевали миру солнце, весну, мечту…Победа! И если сейчас смеются дети, плавится сталь и пишутся книги, если растет хлеб на родных полях, то это потому, что была Победа!

(Песня «Журавли»)

Ведущая: Мы посвящаем сегодняшнее мероприятие памяти тех кто перенес нечеловеческие муки войны, кто пал смертью храбрых за Родину, за нашу светлую жизнь, за нас с вами.

И предлагаем вспомнить всех, кто погиб защищая наш поселок, защищая нашу Родину поименно.

(выходят дети с фотографиями участников боевых действий)

Ведущий: Главные герои сегодняшнего мероприятия – письма. Письма одного поколения к другому…

Ведущая: Письма с фронта… Они были порой очень скупы, буквально в несколько строчек, потому что писались в короткие минуты отдыха между боями. Но они могут рассказать о многом.

Я шлю письмо из сорок первого,

Взгляни на снимок, сверстник дорогой,

На нем я вместе с нашими ребятами,

Ты посмотри, какой я молодой.

Ведущий: «Здравствуйте мои родные. Здравствуйте, хотя, когда вы будете читать мое письмо, меня не будет в живых. Но и через смерть, через небытие я обнимаю вас, мои родные, я целую вас! Не думайте, что я ушел на эту страшную войну из-за желания блеснуть своей храбростью. Я знал, что иду почти на верную смерть… За вас мои родные, за ваше счастье. Я ушел на смерть во имя жизни!»

Ведущая: Письма с фронта… Их помнят до каждой буквы, их берегут, как самое дорогое, что осталось в памяти о родных и близких, о тех, с кем не суждено было испытать радость долгожданной встречи. Письма с фронта!

Ведущий: Их ждали долгими, тревожными днями, каждый из которых мог стать последним днем ожидания, последним днем надежды.

Выходит почтальон.

Ах, должность горестней была ли

В войну еще, чем почтальон…

Как дружно бабы замирали,

Когда в деревню входит он.

Какая им была несчастным мука,

Зажав ладонью рот, гадать,

Когда он до проулка,

Пройдя, свернет иль не свернет.

Как им хотелось, чтоб свернул он.

Как было страшно, что свернет,

Как было трудно встать со стула,

Когда стучал он у ворот.

И каждый раз, как баба рухнув,

Снопом бывало заревет,

Он говорил: «Поплачь горюха…

Поплачь, скорее заживет!»

(звучит «АВЕ МАРИЯ», выходит солдат и мать).

Солдат.

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновский привет,

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет.

Мы были беспечными, глупыми были.

Мы вс
е, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, лишь тут на войне.

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я на встречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры.

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

(становится на пьедестал)

Мать.

«Здравствуйте, родные мои сыночки, воины красной армии! Милые мои, если бы вы знали, как облегчили материнское горе своим участием и письмами. Как я узнала, что наделали эти изверги над моим Юрой, места себе найти не могла, почти не спала, хлеба не смела, взять в руки! И на это я растила и ходила сына? Как подумаю о его смертных мучениях, заплачу и вспоминается мне Юра маленьким, 3-х годов, здоровый, веселый, и страсть озорной мальчишка. Хочется его понянчить, погладить по головке и помыть рученьки и ноженьки. И снова я читала страшные слова: «Распят на кресте: Господи! В ноги, в руки, в голову моего мальчика вколотили немцы гвозди.

Милые мои, прошу, отомстите фашистам за Юру, за его страдания и боль, за мое неутешное горе»»

(Подходит к постаменту солдата и кладет цветок)

Ведущая: Опять похоронка и снова беда.

Лишилась я сына, попал в никуда,

Могила его там, где ветер шумит,

А память о нем наш народ сохранит.

Ведущий: Казалось бы трудно совместить эти два понятия – женщина и война. Но если на родную землю надвигается смерть, если вражеская чума угрожает родительскому дому, разве не естественно желание женщины защитить родину, детей своих, чужих и еще не рожденных, сохранить для них тишину и ясное небо?

История не знала такого массового участия женщин, такого мужества в военных действиях и героизма.

(Фонограмма мелодии «Священная война»)

Что случилось, скажи мне, ветер.

Что за боль у тебя в глазах.

Разве солнце не также светит?

Или вянут травы на лугах?

Разве звезды не так искрятся?

Разве больше девчонкам не снятся

Счастье алые паруса?

Как тревожно стонет планета,

Как угрюмо висит тишина.

Что случилось? Скажи мне, ветер.

Неужели это война?

А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ… ТИХИЕ…

1-ая девушка-солдат . Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

2-ая девушка-солдат. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?

3-ая девушка-солдат . Разве для смерти рождаются дети, Родина?

4-ая девушка-солдат . Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?

5-ая девушка-солдат . Родина? Славы никак у тебя не выпрашивали, Родина!

Просто был выбор у каждого – я или Родина!

(девушки стали на пьедестал)

Ведущая . Они по зову Родины надевали военные гимнастерки, уходили на передовую! Лицом к лицу встречались с врагом.

Ведущий . 5 девчонок было, всего 5. А ведь не прошли фашисты. Жизнями своими закрыли девчонки дорогу к своей Родине.

Диктор. Стоят они в молчанье строгом

И зори тихие молчат.

А в окружении безмолвном

Березки песнь хотят начать.

(Фонограмма «Темная ночь»)

Диктор. Огонек чадит в жестянке.

Дым махорочный столбом…

Пять бойцов сидят в землянке

И мечтают, кто о чем.

1 солдат. В тишине да на покое

Помечтать – оно не грех.

Вот один боец с тоскою

Глаз сощурил, молвил «Эх!»

2 солдат. И замолк. Второй качнулся,

Подавил протяжный вздох.

Вкусно дымом затянулся

И с улыбкой молвил: «Ох!»

3 солдат. Да – ответил третий,

Взявшись за починку сапога.

4 солдат. А четвертый, размечтавшись,

Пробасил в ответ: «Ага!»

5 солдат. Не могу уснуть, нет мочи!

Пятый вымолвил солдат.

— Ну, чего вы братцы к ночи,

Разболтались про девчат!

Солдаты затихают, припоминая свое. На сцене появляется танцующая пара: девушка в белом и солдат.

Солдат. Что, Андрей, любимую вспомнил?

Солдат (достает письмо) Да!

(поют «Темная ночь»)

Звучит вальс.

Солдат. Жди меня и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут.

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

позабыв вчера.

Жди меня и я вернусь.

Только очень жди…

Девушка. Я знаю – ты скоро вернешься.

Я верю, что вре
мя такое придет.

Останутся грусть и разлука за дверью.

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом, мы сядем

И письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтем.

    й Продолжается жизнь.

    й И опять начинается день.

    й Продолжается время дождей.

    й Нарастающий ветер колышет большие хлеба.

    й Это ваша судьба!

ВСЕ: Это – общая наша судьба!

исполняют песню День Победы.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!