Биография х. Ганс Христиан Андерсен – великий, одинокий и странный сказочник

Одним из самых известных писателей сказок является Андерсен. Краткая биография для школьников этого автора должна включать основные этапы его жизни, главные вехи творчества, а главное, особенности литературной деятельности. В этой связи необходимо также упомянуть его основные сочинения, а также показать, что он писал не только сказки, но пробовал себя в разных жанрах, одновременно занимаясь в театре и создавая путевые заметки. Этот человек был очень многогранной и разносторонней личностью, в то время как широкая публика знает его, как правило, лишь как автора сказок. Однако краткая биография Андерсена должна включать и упоминание о других сферах его интересов и занятий.

Детство

Он родился в 1805 году на острове Фюн. Происходил из бедной семьи: его отец был плотником и сапожником, а мать - прачкой. У будущего писателя уже тогда возникли проблемы с получением образования: он боялся телесных наказаний, и потому мать отдала его в еврейскую школу, где они были запрещены. Тем не менее, он обучился грамоте только к десяти годам и до конца жизни писал с ошибками.

На школьных уроках очень важно подчеркнуть, насколько сложную трудовую школу жизни прошел Андерсен. Биография для детей кратко должна быть изложена с учетом нескольких фактов подобного рода, а именно, что он был подмастерьем на двух фабриках, и эти суровые наложили сильный отпечаток на его мировоззрение.

Подростковый возраст

Большое влияние на него оказали отец и дедушка. Он сам писал в своей автобиографии, что интерес к театру и сочинительству у него возник в детстве, когда он заслушивался рассказами своего дедушки и вместе с отцом устраивал импровизированные домашние спектакли. Кроме того, дедушка запомнился мальчику тем, что вырезал забавные игрушки из дерева, а будущий сказочник сам мастерил одежду и костюмы, устраивая настоящие сцены у себя дома. Большое влияние на него оказало посещение копенгагенской труппы, где он однажды даже сыграл одну маленькую роль. Так он понял, что хочет быть писателем и артистом. Краткая биография Андерсена интересна еще и тем, что он сам еще в очень молодом возрасте принял решение, что хочет быть знаменитым и, скопив немного денег, отправился в Копенгаген.

Учеба и театральный опыт

В столице он попытался стать актером, однако ему так и не удалось овладеть этим искусством. Зато здесь он получил хорошее образование. По ходатайству влиятельных знакомых он обучался в двух городах страны, выучил несколько языков и сдал экзамены на степень кандидата. Видя в юноше большое желание стать актером, директор театров давал ему небольшие роли, однако очень скоро ему сказали, что он никогда не сможет профессионально играть на сцене. Однако к тому времени уже проявился его талант как литератора, драматурга и писателя.

Первые произведения

Очень краткая биография Андерсена должна включать и его самые известные произведения (помимо его сказок, о которых, наверное, знают все, даже те, кто их не читал). Показателен тот факт, что его первым литературным опытом были не сказки, а пьесы, написанные в жанре трагедий. Здесь его ждал успех: они были опубликованы, а писатель получил свой первый гонорар. Окрыленный успехом, он продолжил писать в жанрах крупной прозы, миниатюрных новелл, пьес, и заметок. Краткая биография Андерсена, самое главное содержание которой, пожалуй, составляет, конечно же, этап, связанный с написанием сказок, должна учитывать и другие стороны деятельности этого автора.

Путешествия и знакомства

Несмотря на стесненность в средствах, писатель все-таки имел возможность путешествовать по Европе. Получив небольшие денежные вознаграждения за свои литературные труды, он побывал в самых разных странах Европы, где завел множество интересных знакомств. Так, он познакомился с известными французскими писателями В. Гюго и А. Дюма. В Германии он был представлен немецкому поэту Гейне. К интересным фактам его жизни можно отнести и то, что у него был автограф Пушкина. Эти путешествия имели большое значение и для дальнейшего развития его творчества, поскольку благодаря им он освоил новый для себя жанр путевых заметок.

Расцвет творчества

Краткая биография Андерсена, которую изучают дети школьного возраста, должна включать в первую очередь тот жизненный этап писателя, который связан с написанием сказок, что получили популярность не только у него на родине, но и по всему миру. Начало их создания относится ко второй половине 1830 годов, когда автор стал публиковать свои первые сборники. Они сразу приобрели известность, хотя многие критиковали автора за то, что он неграмотен, слишком волен в данном жанре. Тем не менее именно данный жанр прославил писателя. Особенностью его сказок является сочетание реальности и фантастики, юмора, сатиры и элементов драмы. Показателен тот факт, что сам писатель не считал, что пишет для детей, и настоял даже, чтобы вокруг его скульптурного изображения не было ни одной фигуры ребенка. Секрет успеха популярности сказок автора заключается в том, что он создал новый вид сочинений, где неодушевленные предметы, а также растения, птицы и животные стали полноправными персонажами.

Зрелый этап творчества

Краткая биография Андерсена должна обозначать и другие его достижения в области художественной литературы. Так, он писал в жанре крупной прозы (роман «Импровизатор» принес ему европейскую известность). Он писал миниатюрные новеллы. Завершением его долгого и плодотворного творческого пути стало написание им автобиографии под названием «Сказка моей жизни». Она интересна тем, что раскрывает характер этого непростого человека. Дело в том, что писатель был замкнутым и очень восприимчивым человеком. Он не был женат и не имел детей. Впечатления юности, тяжелое детство наложили на него неизгладимый отпечаток: он так и остался на всю жизнь крайне чувствительной личностью. Автор умер в Копенгагене в 1875 году.

Значение его творчества трудно переоценить. Тяжело найти еще одного такого популярного писателя для школьников, как Андерсен. Биография для детей кратко является одной из важных тем на школьных занятиях: ведь он стал, пожалуй, самым известным сказочником во всем мире. Интерес к его творчеству сохраняется и в наши дни. Так, в 2012 году на острове Фюн была найдена рукопись ранее неизвестной сказки писателя «Восковая свеча».

Андерсон родился в семье прачки и сапожника. Случилось это 2 апреля 1805 года. Ганс Кристиан Андерсон с детства был знаком со сказками. Ему любил читать их его отец. По вечерам он баловал своих детей разными рассказами – «Тысяча и одна ночь», Библию, новеллы и т.д. Также от отца Гансу досталось любовь к пению и к театру. Специально для сына, отец соорудил домашний театр, а придумывал сюжеты для действий уже сам Ганс. К сожалению, это счастливое время длилось для детей не долго – вскоре старший Андерсен умер. Его жена осталась с маленькой дочерью и Гансом на руках. В детстве ребенок много общался с душевнобольными в больнице, где тогда работала его бабушка. Мальчик увлекался их безумными рассказами и впоследствии сам писал о том, что писателем его сделали песни отца и рассказы безумных.
Гансу Кристиану пришлось идти зарабатывать на жизнь самому. Его трудовой стаж начался с помощника у ткача. Потом он подрабатывал помощником у портного, и даже какое-то время работал на сигаретной фабрике. Так как Андерсен очень любил петь, и у него было чистое красивое сопрано, он часто пел прямо на фабрике, пока ребята, работавшие вместе с ним, не поймали его и не стянули с него штаны, чтобы проверить, не девчонка ли он.
Ганс Кристиан научился читать к четырем годам. И закончил он школу для бедных, но так как рос Андерсен эмоциональным и нервным ребенком, то его мать отдала его в еврейскую школу – так как во всех остальных школах в то время в ходу были телесные наказания. Андерсен навсегда сохранил эту связь с еврейским народом, знание его традиций и языка. Впоследствии Ганс Христиан даже написал несколько рассказов и сказок на еврейскую тему, они так и не были переведены на русский язык.
В 14 лет юноша покидает родной дом и едет в Копенгаген. И в течении 3 лет пытается стать актером. В это же время он начинает писать пьесы. Но так как они были еще слабыми, то не привлек внимание дирекции. Однако от театра Ганса устраивают в бесплатную гимназию и даже выбивают для него стипендию. Во второй половине 20-х годов 19 века он начал публиковать свои произведения. Первыми увидели свет его стихи. Потом автор опубликовал свой фантастический рассказ. Но известность ему принесли, конечно же, сказки. Первая сказок вышла в свет в 1835 году.

Вторая была опубликована в 1839 году, а третья уже в 1845 году. Как ни странно, но Ганс Кристиан Андерсон не любил свои сказки и протестовал, когда его называли детским писателем. Он хотел прославиться как драматург и романист, продолжал писать пьесы и романы во второй половине 40-х годов. Но они не были так популярны, как его сказки. Поэтому он был вынужден писать их снова и снова. Последнюю свою сказку Андерсен написал в 1872 году. В этом же году Ганс Христиан получил серьезную травму и лечился в продолжение трех лет. Однако уже в 1875 году он умер, и был похоронен в Копенгагене на известном кладбище Ассистенс.

На острове Фюн . Отец Андерсена, Ханс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, а мать, Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833), была прачкой из бедной семьи.

Он рос очень нервным ребёнком, эмоциональным и восприимчивым. В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик боялся ходить в школу, и мама отдала его в благотворительную школу, где физические наказания не практиковались . Известно, что этой школой руководил христианин Феддер Карстенс.

Юность

В возрасте 14 лет Ханс поехал в Копенгаген ; мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся домой. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Ханс Кристиан тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!».

Ханс Кристиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом. Несмотря на его неэффектную внешность, из жалости Ханс Кристиан был принят в Королевский театр , где играл второстепенные роли. Ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI , который разрешил ему учиться в школе в городке Слагельсе , а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того, что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней - он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал в письме множество грамматических ошибок - Андерсен так и не одолел грамоты.

Личная жизнь

Андерсен никогда не был женат и не имел детей. Его сохранившиеся дневники свидетельствуют, что он в конечном итоге принял решение вообще отказаться от каких-либо сексуальных отношений, потому что влюблялся в девушек и женщин, которые либо по каким-либо причинам не отвечали ему взаимностью, либо же он сам в них разочаровывался. Также сохранились его письма, показывающие, что он испытывал однополые романтические чувства как минимум к трём мужчинам, но они остались безответными.


Творчество Ханса Кристиана Андерсена одно из самых значительных явлений в истории датской и мировой литературы XIХ века. Автор многочисленных произведений в различных жанрах, он достиг вершины в своих сказках, ибо необычайно велики гуманистическое, идейное и эстетическое значение этих сказок, раскрывающих мир больших и чистых человеческих чувств, глубоких и благородных мыслей.
Сказки Андерсена - одно из значительнейших явлений мировой литературы XIX века. Они занимают важное место в истории национальной культуры Дании, так как писатель вложил в них глубокий конкретно-исторический смысл. В его произведениях дана широкая критика датского общества 20—70-х годов XIX века.
Сказки Андерсена дороги и понятны людям разных возрастов, разных эпох, разных стран. Они способствуют формированию детского сознания, воспитывают в духе демократизма. Глубокое философское содержание видят в них взрослые.
Необыкновенная, увлекательная фабула соединяется в сказках Андерсена с высокими нравственными идеалами, простодушная наивность переплетается с глубокой жизненной мудростью, реальная действительность - с вдохновенным поэтическим вымыслом, благодушный юмор - с тончайшей иронией и сарказмом. Удивительное смешение забавного и серьезного, смешного и печального, обыденного и чудесного составляет особенность стиля Андерсена. Его сказки, подлинно демократические по всему строю мыслей и чувств, проникнуты верой писателя-гуманиста в грядущее торжество социальной справедливости, в победу доброго, истинно человеческого начала над силами зла.
Жизнь Андерсена проходила в странствиях. Страной, явившейся в глазах путешественника земным воплощением Эдема, стала Италия. Действие многих его сказок и историй разворачивается в Италии или переносится туда («Дюймовочка», «Русалочка» и др.). Будучи в Германии, беседовал он с Якобом Гриммом. Сказки братьев Гримм повлияли на его творчество: следы влияния особенно отчетливы в сказках «Большой Клаус и Маленький Клаус», «Огниво», «Голубой огонь». Жанр сказки стал для Андерсена универсальной формой эстетического постижения действительности. Именно он ввел сказку в систему «высоких» жанров.
Основная часть наследия Андерсена — его сказки и истории (сборники: «Сказки, рассказанные детям», 1835—1842; «Новые сказки», 1843—1848; «Истории», 1852—1855; «Новые сказки и истории», 1858—1872), сделавшие его имя всемирно известным.
«Сказки, рассказанные детям» (1835—1842) основаны на переосмыслении народных мотивов («Огниво», «Дикие лебеди», «Свинопас» и др.), а «Истории, рассказанные детям» (1852) — на переосмыслении истории и современной действительности. При этом даже арабские, греческие, испанские и иные сюжеты обретали у Андерсена колорит датской народной жизни.
Пользуясь народными датскими сюжетами и создавая новые оригинальные сказки, Андерсен внес глубоко актуальное содержание в свои произведения, отразил в них сложные противоречия современной ему действительности («Маленький Клаус и Большой Клаус», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля» (любимая сказка Льва Толстого), «Калоши счастья» и др.).
В ранних сказках Андерсен особенно близок фольклорным источникам. «В первом выпуске,- писал он в автобиографии,- находились сказки, слышанные мною в детстве; я же только записал их». Но в действительности дело не ограничилось простой записью. Писатель преобразовал каждый сюжет, подчиняя его своей собственной художественной манере. С первых же строк в произведении развертывается стремительное действие и перед глазами читателя возникает живой образ героя. Андерсен сознательно подчеркивал в народных сказочных сюжетах социальный подтекст, еще более усиливал присущий народному творчеству оптимизм. Когда лихой солдат из сказки «Огниво» одолел злого короля и его советников, «весь народ закричал: «Служивый, будь нашим королем и женись на прекрасной принцессе!»
Маленький Клаус благодаря природному уму и находчивости решительно расправляется со своим мучителем - жадным и завистливым богачом Большим Клаусом, и в тоне автора чувствуется удовлетворение («Маленький Клаус и Большой Клаус»).
Необыкновенная сила самоотверженной любви Элизы к своим братьям помогает ей выдержать все испытания и одержать победу над злыми чарами. При этом среди врагов доброй девушки мы видим не только сказочную королеву-колдунью, но и обыкновенного католического епископа («Дикие лебеди»).
Творческий расцвет Андерсена, сделавший его королем сказочников, пришелся на конец тридцатых и сороковые годы. Появляются такие шедевры, как "Стойкий оловянный солдатик" (1838), "Соловей", "Гадкий утенок" (обе - 1843), "Снежная королева" (1844), "Девочка со спичками" (1845), "Тень" (1847), "Мать" (1848) и другие.
Иногда сказки превращаются в целые повести, в которых фольклорная основа сочетается со свободным вымыслом. В «Снежной королеве», как и в других сказках, высокая нравственная идея вытекает из самого сюжета. В сердце маленького Кая попадает осколок дьявольского зеркала. «Отражаясь в нем, все великое и доброе казалось ничтожным и скверным, все злое и худое выглядело еще злее, и недостатки каждой вещи тотчас бросались в глаза». Но Герда не может оставить друга в беде. Чтобы освободить его от колдовства, она выдерживает немыслимые испытания, обходит босиком полсвета. И когда мальчик и девочка вернулись из холодной Лапландии в родной дом, они почувствовали себя совсем взрослыми.
Размышления о собственной необыкновенной судьбе определили характер многих героев Андерсена — маленьких, беззащитных в огромном мире, средь закоулков которого так легко затеряться. Стойкий оловянный солдатик, Дюймовочка, Герда, Трубочист, Ромашка — эти и другие герои воплощают авторский идеал мужества и веры в добро.
Всемирно известная сказка «Стойкий оловянный солдатик» - печальная история беззаветной любви одноногого оловянного солдатика к картонной танцовщице полна глубокого гуманистического смысла. Награда Стойкому оловянному солдатику — возможность взглянуть на прелестную танцовщицу и сгореть то ли от огня печки, то ли от любви; гибель обоих воспринимается не как трагедия, а как торжество любви. Эта сказка звучит как гимн человеческому достоинству и самоотверженности. Игрушки ведут себя, как люди, они наделяются разумом и чувствами.
Своеобразие замечательных сказок Андерсена заключается в том, что он, с одной стороны, необычайно очеловечил, приблизил к жизни самые фантастические персонажи своих произведений («Дюймовочка», «Русалочка»). С другой стороны, он придал фантастичность обыкновенным, реальным предметам и явлениям. Люди, игрушки, предметы домашнего обихода и т. д. становятся героями его произведений, переживают невиданные волшебные приключения («Бронзовый кабан», «Штопальная игла», «Воротничок» и т. д.).
Неувядаемую прелесть придают сказкам андерсеновский юмор и живой разговорный язык. Необычайно велика в них и роль рассказчика. Сказочник выработал свою манеру повествования — непосредственно-наивную, мягко-ироничную. Его рассказчик умеет любоваться всем тем, что нравится детям, оставаясь при этом взрослым. Рассказчик является носителем этического идеала Андерсена, выразителем его кредо, образцом его положительного героя. Он раскрывает бедственное положение народа и осуждает его поработителей, он обличает пороки светского общества.
Андерсен становился европейской знаменитостью: его сказки сдали экзамен на вечность в столице мировой культуры - Париже. С тех пор Андерсен стал называть свои сборники "Новые сказки", подчеркивая, что они адресованы не только детям, но и взрослым. Ведь именно взрослые оценили философскую сатиру "Нового платья короля" и "Тени", антиобывательский пафос "Дюймовочки", поднятые проблемы искусства в "Соловье".Действительно, сказки Андерсена многожанровы. Так, "Штопальная игла", "Жених и невеста", "Воротничок", "Свинья-копилка", "Истинная правда" близки к басне; "Старый дом", "Девочка со спичками" по сути новеллы; "Новое платье короля", "Снежная королева" - философские притчи.
Андерсен не берет на себя миссию морализатора, хотя его сказки и истории в высшей степени поучительны. Они развивают в читателе неизменную любовь к жизни, мудрость по отношению ко злу, формируют то гармоничное состояние духа, которое и является залогом счастья. Философия жизни выражается в словах сказочника: «Нет на свете такого человека, которому бы хоть раз в жизни не улыбнулось счастье. Только до поры до времени счастье это скрывается там, где его меньше всего ожидают найти».
В России сказки Андерсена появились в середине 40-х годов 19в. благодаря профессору Петербургского университета П. А. Плетневу, опубликовавшему первые переводы. Это были сказки «Лист», «Бронзовый кабан», «Роза с могилы Гомера», «Союз дружбы». И вот уже более столетия они наводят на размышления не только детей, но и взрослых. Их герои, сюжеты, положения подарили нам афоризмы и поговорки, метафоры и аллегории, темы и философские обобщения... Голый король ("А король-то голый!"), гадкий утенок, ставший прекрасным лебедем, принцесса на горошине, бедный Кай, верная Герда, бессердечная Снежная королева, стойкий оловянный солдатик, нежная Дюймовочка... - в нашей культуре они стали устойчивыми образами, которые можно встретить в самых разных текстах: художественных, публицистических, критических, научно-популярных. Андерсену, как никому в мире, удалось в сказке выразить целую философию жизни, оттого его книги сопровождают нас от колыбели до мудрых седин.

Биография

ЧУДЕСНАЯ СУДЬБА

    «Моя жизнь - это прекрасная сказка... Если бы в детстве, когда я бедным мальчиком один пустился по белу свету, меня встретила могущественная фея и сказала бы мне: «Выбери себе дорогу и цель, и я буду охранять и направлять тебя!» - и тогда моя судьба не сложилась бы счастливее, мудрее и лучше. История моей жизни поведает миру то, что она говорит мне: Господь милостив и все творит к лучшему».

    Так начинается автобиография всемирно известного датского писателя, великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.

    Четырнадцатилетним мальчиком Андерсен приехал из провинции в город, не зная ни единого человека и не имея ни денег, ни возможности заработать себе на пропитание. И ему удалось не только выжить, но и стать знаменитым человеком. Мало того, еще при жизни он смог увидеть собственный памятник, который воздвиг ему датский народ. Кто мог бы похвастаться таким благоволением судьбы?


    «ГАДКИЙ УТЕНОК»

    Наружность и поведение Андерсена часто вызывали смех. Он был чрезвычайно нескладен: очень высокий рост, худые и длинные, почти до колен руки, неправдоподобно большой нос, за которым прятались маленькие, близко посаженные друг к другу раскосые глаза, огненно-рыжая копна нечесаных волос. При этом, несмотря на гренадерский рост, - тонкий женский голос, неестественно театральные движения, и такая же театрально-вычурная речь. Эта странная, если не сказать комическая, внешность была одной из причин его болезненной мнительности. Помните, как в сказке «Гадкий утенок» утка учила утят держать лапки вместе? Когда-то и Андерсена мать учила держать ноги носками наружу, а не внутрь - «так только дураки и неудачники ходят». Похоже, советы матери мало помогали сыну. Он, «гадкий утенок», только к концу жизни смог превратиться в прекрасного лебедя.

    Каких только оскорбительных кличек ему не довелось услышать! И «аист», и «фонарный столб», и «орангутанг»... Причем, это говорилось в открытую, в лицо, с издевкой! Земляки Андерсена проявляли к нему крайнюю несправедливость: они просто не понимали его и мешали ему когда могли и в чем могли. И признали они его только потому, что его признали чужие - народы других стран. Опомнившись и удивившись, датчане загладили свою вину перед ним, поставив писателю в центре столицы бронзовый монумент...

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    НАИВНЫЙ ВЕЛИКАН

    Если наружность и поведение Андерсена вызывали смех, то еще большее впечатление производил сам человек, скрывающийся за этой внешностью. От его наивной и пламенной души исходило некое излучение, от которого невозможно было укрыться. Никто не мог устоять против его искренне добрых, умоляющих глаз, его невозможно было оттолкнуть. Вот только один пример:

    В детстве Ганс Христиан ходил с матерью на поля, где бедняки собирали колосья. Однажды им встретился там управляющий, известный своим дурным нравом. Они увидели, что он приближается с огромным кнутом; все пустились бежать, но малыш не поспевал за другими, и управляющий схватил его. Он уже поднял кнут, но мальчик посмотрел ему прямо в лицо и сказал: «Как вы смеете бить меня, ведь Бог может увидеть!» Управляющий сразу смягчился, погладил мальчика по щеке, спросил, как его зовут, и дал ему монетку. Когда мальчик показал деньги матери, она сказала, обращаясь к окружающим: «Удивительный ребенок мой Ганс! Все его любят, и даже этот негодяй дал ему денег!»

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    ЕМУ ВСЕГДА ХОТЕЛОСЬ ЕСТЬ

    Андерсен был сыном башмачника и прачки. И еды в его семье почти всегда не хватало. На закате жизни Андерсен признавался, что ему постоянно хотелось есть, и он мечтал когда-нибудь наесться досыта. Вероятно, память о голодной молодости заставила его быть предельно экономным. Получив от друзей или его покровителей деньги, он тотчас же перекладывал их в сундук. Чтобы не тратиться на еду, он напрашивался в гости то к одному, то к другому - к этому на завтрак, к этому на обед... Но он вовсе не был скупцом. Став относительно свободным в своих тратах, он помогал бедным, в том числе и многим из тех, кто письменно обращался к нему с просьбой о помощи. А таких писем к нему приходило со всего света до сотни в день.

    Андерсена, как никакого другого писателя, обкрадывали издатели, не платя ему авторских. Если же и платили, то совершенно мизерные суммы. Однако, несмотря на это, он сумел накопить немалое состояние, которое после его кончины было завещано его друзьям.

    Чрезвычайная чуткость и ранимость его большой души заставляли Андерсена, не в силах которого было мужественно сражаться с препятствиями, обращаться к слезам. Плакал он не реже маленькой капризной девочки - по нескольку раз на день, а временами и того чаще. Женщинам не раз приходилось утешать и успокаивать его, когда он со слезами выходил из-за стола, оскорбленный той или иной невинной шуткой.

    Некоторые биографы объясняют плаксивость писателя следующим эпизодом из его жизни. В молодости, еще никому неизвестный юноша, недавно приехавший в столицу, он снимал за небольшие деньги комнату в доме у некой мадам Торгесен. Он спросил хозяйку, не возьмется ли она его кормить. Хозяйка согласилась, но потребовала за это 20 риксдалеров в месяц. Таких денег у Андерсена не было. Те немногие деньги, которые давали ему друзья и знакомые - а их-то он всегда умел заводить повсюду - уходили на скудную еду и билеты в театр, без которого он не мог тогда представить свою жизнь. Может быть, хозяйка возьмет 16 вместо 20? Нет, она была неумолима. Она сказала, что собирается в город, и пусть он даст ответ, когда она вернется. 20 риксдалеров, ни больше, ни меньше. Она ушла, оставив его в слезах. На стене висел портрет ее покойного мужа, и Андерсену показалось, что портрет смотрит на него очень приветливо, и тогда в своей детской простоте он попросил покойного, чтобы тот смягчил сердце жены; он увлажнил глаза портрета собственными слезами, чтобы тот лучше его понял. Такое удивительное использование средневековой магии оказало свое действие, и хозяйка, вернувшись, снизила цену до 16 риксдалеров, которые предлагал Андерсен.

    «ПОСЛЕЗАВТРА Я УЕЗЖАЮ, И ВООБЩЕ, СКОРО УМРУ...»

    В молодости Андерсен работал на фабрике. Грубые и сальные шутки рабочих шокировали ранимого и впечатлительного юношу, заставляя его по-девичьи краснеть и опускать глаза. Однажды, во время пения - у Андерсена от природы было прекрасное сопрано - рабочие подкрались к нему сзади и стянули с него штаны: они хотели удостовериться - юноша он или девушка?

    Став взрослым, Андерсен так и не повзрослел характером: он остался таким же наивным и крайне чувствительным ребенком. Любая, даже малейшая похвала или комплимент в его адрес могла привести его в восторг и трепет, и он, забывая обо всем и всех, начинал декламировать собственные стихи или читать свою новую рукопись, которую он всегда носил в кармане, чтобы читать из нее при любой возможности. Но если вдруг находились такие, кто отказывался наслаждаться плодом его творческого гения, то это повергало Андерсена в такую депрессию, что он от горя целый день сидел, запершись в своем номере или комнате, и беспрестанно плакал.

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    Ему было трудно угодить. Даже его друзья, хорошо зная его натуру, подчас теряли с ним всякое терпение. Андерсену не в силах было понять, что у друзей могут быть другие обязанности, кроме как быть его друзьями, всегда готовыми ему услужить. В отчаяние и пессимизм его могла привести любая мелочь: например, недостаточно доброжелательный взгляд или слишком, по его мнению, холодный тон письма, не такой, как «друг пишет другу»...

    Каждый день он ходил к кому-нибудь в гости - посетовать на что-нибудь. И если, не дай бог, он случайно никого не заставал дома, то жутко сердился и писал, например, такие трагические записки: «Фру Коллин! Мне больно, что вы меня избегаете; сейчас я ухожу, послезавтра я уезжаю, и вообще, скоро умру! С почтением Г. К.»

    Приходится только посочувствовать его друзьям, ибо им приходилось, общаясь с Андерсеном, учиться терпению. Да и как можно было вести себя с человеком, который на людях стремится говорить только о себе, который вечно жалуется, что болен, или плачет, если кто-нибудь ему перечит...

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    «ЭТО ТОЛЬКО КАЖЕТСЯ, ЧТО Я УМЕР»

    Любой пустяк: царапина на пальце, синяк на колене, рыбная кость, которую он, как ему казалось, проглотил, небольшая простуда - все внушало ему ипохондрический страх. Даже слушая о болезнях других, он боялся заболеть сам. Он так боялся погибнуть от огня, что в любую поездку всегда брал с собой длинный канат, надеясь спастись с его помощью в случае пожара. Он также очень боялся, что его похоронят живым, и потому просил друзей, чтобы в любом случае ему разрезали одну из артерий перед тем, как его положат в гроб. Когда он болел, он часто оставлял на столике и кровати записку. В ней было написано: «Это только кажется, что я умер».

    Андерсен страдал особой формой неврастении, проявлявшейся в постоянной усталости и недомоганиях - тошнотой, головной болью, приступами головокружения и многим другим. Почти у каждой даты в его дневнике записано, что он чувствует себя больным. Ему постоянно нужно было отвлекаться от чувства усталости, ходить в гости, чтобы думать о чем-нибудь другом, путешествовать, чтобы забыть свои страдания. Отсюда его постоянное движение, продолжительные ежегодные путешествия. Стоит ли после этого удивляться, что у Андерсена не было собственного дома.

    Всю жизнь он прожил в гостиницах и меблированных комнатах. Когда в 1866 году ему все же пришлось купить собственную мебель, он был вне себя: проклятые вещи привязывали его к определенному месту! Особенно его приводила в ужас кровать: ему казалось, что он скоро умрет и кровать переживет его и станет ему смертным одром. (Она им не стала, но действительно пережила хозяина и теперь стоит в музее в Оденсе.)

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    В БОРЬБЕ С ЛЮБОВЬЮ

    Андерсен всю жизнь прожил девственником. Он не был ни гомосексуалистом, ни импотентом, но, увы, насладиться плодом чувственной любви он так и не сумел. Сознание собственной невыгодной внешности и чувство, что он не такой, как все, мешало ему поверить в успех у противоположного пола. Он не раз был на волоске от грехопадения, но всякий раз отступал.

    В Дрездене, например, его пыталась соблазнить одна немецкая писательница, которая все время порывалась поцеловать его и которая была «старая, толстая и горячая». В Неаполе искушения преследовали его на каждом шагу, но он, «испытывая страсть, которой никогда не знал», вынужден был спешить домой, чтобы облить холодной водой голову. В своем дневнике он писал: «У меня в крови жар. Я по-прежнему сохраняю невинность, но я весь в огне... Я наполовину больной. Счастлив тот, кто женат, и счастлив тот, кто хотя бы помолвлен». Он с трудом сопротивлялся сиренам опасного города, а при отъезде успокоенно написал: «Все же я вышел из Неаполя невинным».

    Его потребность в женщинах была велика, но страх перед ними еще сильнее. Во время поездок в Париж после 1860 года Андерсен иногда посещал публичные дома. Там он наслаждался вежливыми приятными беседами с полуобнаженными проститутками. Но он был просто шокирован и крайне возмущен, когда Дюма, который и затащил его в это заведение, намекнул ему, что в публичный дом он ходит, вероятно, не только для того, чтобы поговорить...

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    АХ, МОЙ МИЛЫЙ АНДЕРСЕН!..

    События последних тридцати лет его жизни заставили Андерсена забыть впечатления прежних обид. Он считал себя необыкновенно счастливым человеком. «Все к лучшему в этом наилучшем из миров!» - любил повторять он, успокаивая других, и... успокаиваясь сам. Светлый и радостный оптимизм можно обнаружить во всех его произведениях. Даже его знаменитая сказка «Ледяная дева», несмотря на печальный конец, завершается фразой: «Все к лучшему».

    В последние свои дни он был весел, спокоен и полон благодарности за судьбу, а также за любовь и заботу, которую оказывали ему его многочисленные друзья. Рассказывают, что за несколько дней до смерти он пытался спеть старую детскую песенку, которую когда-то пела ему мать. Он слегка лишь подправил в ней слова, сменив имя Августин на - Андерсен:
    - Ах, мой милый Андерсен,
    Андерсен, Андерсен!
    Ах, мой милый Андерсен,
    Все, все пройдет!..

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!