Художественная литература как искусство слова. Краткие сведения о русской литературе до XIX века

Художественная литература как искусство слова

Литература (от латинского litera - буква, письменность) - вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово .

Художественная литература - вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

Слово - неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления. Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного.

Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание. Сила слова в художественной литературе в способности раскрывать красоту мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность. И живописец, и литератор изображают явления жизни. Но поэт это делает с помощью слов, а художник рисует предметы красками, карандашом, углем. Хотя поэт и не может буквально нарисовать предмет так, как это делает живописец, зато он может нарисовать предметы и описать словами впечатление, которое произвел этот предмет или это явление. Язык способен точно выражать мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни.

Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. На язык литературы можно перевести образы других видов искусства.

Лев Толстой в «Войне и мире», например описывая танец Наташи Ростовой, создает почти зримый хореографический образ.

Гюго в «Соборе Парижской богоматери» воспроизводит образ архитектурного произведения.

Пушкин в «Медном всаднике» — скульптурный образ Фальконе.

Словесное описание требует активной работы воображения читателя. Писатель рисует лишь отдельные черты, а наше воображение дорисовывает картину. Причем, естественно, картины у всех людей разные.

Произведения искусства производят потрясающее впечатление на человеческую личность, заставляют говорить чуть ли не о магическом воздействии духовной культуры на человека. Она преобразует его мир, активирует познавательные, эмоциональные способности, раскрепощает духовные силы. Нужно сказать и об ответственности творца перед читателем, зрителем его «текстов», ведь идеи, заложенные в образах, воспринимаются и усваиваются лучше, доступнее. Благодаря тому, что литературные произведения преобразуют окружающую действительность в некий новый авторский мир, личность, обращаясь к искусству слова, обогащает своё видение.

Роль искусства в формировании личности велика. Она и импульс к познанию нового, к творчеству, и способ формирования ценностно-ориентационных критериев, и способ воспитания, общения, и возможность получить эстетическое наслаждение, привить вкус, реализоваться как неповторимая личность, выстроить свой образ мира, возможность пережить непережитое, испытать то, что не случилось.

III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации.

Виды искусства:

Музыка хореография живопись скульптура и др.

Вопросы классу:

    Какой же вид искусства, по вашему мнению, есть самый совершенным? Почему?

    Назовите вид искусства, от которого вы получаете наибольшее наслаждение, удовлетворение? Мотивируйте собственную мысль.

Продолжение беседы по вопросам.

    Что такое художественная литература? Почему она существует много веков? Что ищет в художественной литературе человек?

    Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература».

    Что является характерной особенностью художественной литературы?

    Кто является создателем художественной литературы?(С помощью художественного слова писатели изображают важные характерные события, явления, черты характера людей; рассказывают об их жизни, работе, борьбе, ощущении, внутреннем миру, веровании; описывается природа).

Для свободного размышления предлагает ученикам составить «Кластер».

Свободный микрофон»

- «Впечатление произвел…»;

- «Запало в душу…»;

- «Был поражен…».

Составление периодической таблицы Для всех групп

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

Художественная литература (от лат. «буква», «буква») - это вид искусства, который осваивает мир в художественном слове.

Искусством называют воспроизведения жизнь в художественных образах. Оно всегда было и есть одним из важнейших факторов духовной жизни человечества, ведь стимулирует творческую деятельность, обогащает жизнь человека эмоциональными переживаниями и размышлениями.

Существуют разные виды искусства. их условно разделяют на три типа.

К первому относятся так называемые пространственные виды искусства, к которым относят живопись, скульптуру и архитектуру, художественную фотографию. Название «пространственные» они имеют потому, что объекты, которые они изображают, человек воспринимает в неподвижном виде, словно замершие в пространстве.

Второй тип - это временные виды искусства, к которым относятся музыка, пение, танец, пантомима и художественная литература. Временными их называют потому, что, в отличие от статической формы изображения, характерной для пространственных искусств, они воспроизводят жизнь в руси, в его развитии, что происходит в течение определенного времени.

Третий тип - это так называемые синтетические виды искусства, сочетающие элементы как пространственных, так и временных видов. Форма изображения в театре, кино и на телевидении реализуется как в пространстве, так и во времени.

Виды искусства отличаются и тем материалом, в котором стоят их произведения и которым они пользуются для художественного воспроизведения жизни. За такими «материальными» признаками мы определяем литературу как искусство слова, по сравнению, например, со скульптурой - искусством камня или глины, живописью - искусством краски, танком - искусством ритмических движений тела, пантомимой - искусством жестов и мимики, музыкой - искусством звуков и т.д.

Литература - это самый высокий вид искусства, она имеет преимущества над другими видами, ведь работает со словом, поэтому способна не ограничиваться в изображении, раскрытии внутреннего и внешнего мира человека, его тончайших переживаний. Это главное ее отличие от других видов искусства. Значение слова было акцентированное еще в Библии (Евангелия от Иоанна), где провозглашено его божественную сущность. Слово является основным элементом литературы, который создает связь между материальным и духовным.

Итак, слово - материал литературного образу. Еще немецкий философ Гегель назвал слово найпластичнішим материалом. Средствами слова - этого наиболее гибкого материала - можно воспроизводить изображаемое почти каждым другим видом искусства. Так, поэзия приемами своей звуковой организации приближается к музыке. Прозаические словесные образы могут создавать иллюзию пластического изображения и т.д. Кроме того, слово - единственный из материалов искусства, что дает возможность изображать человеческую речь. Словами можно описать звук, цвет, запах, передать настроение, «рассказать» мелодию, «нарисовать» картину. Словесный образ может соперничать с живописным и музыкальным. И все же у него есть свои пределы. Литература пользуется только словами.

В доисторические времена литература существовала в устном виде. С возникновением письменности начался новый этап развития литературы, хотя фольклор не теряет своего значения как основа литературы и до сих пор.

Литература существует в трех раВНОвидностях художественного текста (родах): эпос (дословно - рассказ), лирика (дословно - то, исполняемый под звуки лиры), драма (дословно - действие). Отличается один раВНОвидность от другой способом формирования художественного образа. Например, драма объединяет произведения, предназначенные для исполнения на сцене, ее жанры: трагедия, комедия, драма, мелодрама, фарс. Лирика чаще всего безсюжетна, отличается высокой эмоциональностью, субъективностью, насыщенностью художественного образа. Назначение эпоса - выложить последовательную рассказ о череде событий. В письменной литературе эпическими жанрами являются роман, повесть, новелла, рассказ, очерк. Характеристика каждого из этих жанров тоже требует уточнений. Так, например, исторические предания древности составили основу для средневековых рыцарского и комического романа, а потом развились в бытовой, исторический, приключенческий, любовный и другие романы.

Никакие другие художественные впечатления не могут заменить художественное чтение. Это объясняется опорой литературы на естественное речи, в котором сконцентрирован опыт человечества, ее ориентацией на творческое восприятие, на работу воображения, фантазии, на улавливание глубинного смысла (подтекста).

Виды искусства не являются изолированными, они контактируют между собой, взаимодополняют друг друга, широко и всесторонне раскрывая жизнь человека, глубины ее души. Каждый вид вносит в казну мировой художественной культуры что-то свое, новое, оригинальное. В частности мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладут в основу многих произведений других видов искусства - живописи, скульптуры, театра, балета, оперы, музыки, кино.

Всемирный литературный процесс - это историческое движение мировой литературы, которая развивается в сложных связях и взаимодействиях. Это одновременно история создания и накопления морально-этических и художественных ценностей от древнейших времен до современности.

Мировая (всемирная) литература - термин, введенный Иоганном Вольфгангом Гете в XIX ст. Гетевське понимание мировой литературы предусматривает совместное развитие литератур отдельных наций, которые, вступая во взаимодействие, в то же время сохраняют своеобразие и уникальность.

До определенного времени литературный процесс в каждой стране имел относительно замкнутый, сугубо национальный характер. Но с развитием экономических и культурных связей с многих национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература.

Всемирный литературный процесс обусловлен развитием различных национальных литератур, которые имеют собственную своеобразие, но в то же время существуют общие закономерности, присущие литературе в целом.

Литературный процесс в разных странах и национальных культурах проходит похожие этапы, и развитие жанров, методов и стилей отражает это.

Национальная литература - литература отдельной нации, народа, которой присуща собственная национальное своеобразие, обусловлена рядом факторов (прежде всего ментальностью народа) и воспроизведена в системе содержательных и формально-стилевых особенностей, присущих произведениям представителей определенных наций.

Развитие и функционирование литературного процесса происходит как за определенной эпохи, так и на протяжении всей истории нации, страны, мира. В истории мировой литературы известны несколько этапов развития.

Каждый писатель опирается на традиции как ближайших, так и отдаленных (во времени и пространстве) предшественников, участников литературного процесса отечественной и зарубежных литератур, определенной мере используя весь опыт художественного развития человечества.

Важную роль в литературном процессе играет взаимодействие литературы с другими видами искусства, с культурными и общественными явлениями, с наукой, философией. История литературы тесно связана с историей общества, однако ей присущи собственные, внутренние законы развития.

Этапы развития мировой литературы

Мифология, устное народное творчество

Античная литература (VIII в. до н. э. - V в. н. э.)

Литература эпохи Средневековья (V -Х V вв.)

Литература эпохи Возрождения (Х V -Х VII вв.)

Литература XVII ст.: барокко и классицизм

Литература эпохи Просвещения (конец XVII - XVIII ст.): просветительский реализм, просветительский классицизм, сентиментализм, рококо

Литература XIX ст.: романтизм и реализм

Литература конца XIX - второй половины XX вв.: модернизм (параллельно развиваются другие направления - реализм, романтизм)

Литература последней трети XX - начала XXI вв.: постмодернизм, развитие других направлений

Литература!

Литература (лат. lit(t)eratura, буквально - написанное, от lit(t)era - буква ) — в широком смысле это совокупность любых письменных текстов.

Материальным воплощением литературных произведений является совокупность различных образов и понятий, зафиксированных автором словами и словосочетаниями. Литература принадлежит к числу предметных искусств, в котором слово является основным средством образного отражения жизни и фантазии. При помощи образов художественная литература воссоздает целые эпохи.

Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне».

Именно наше восприятие и переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература - это искусство, искусство слова.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!