Предание — это рассказ о прошлом, иногда очень отдаленном. Предание изображает действительность в обыденных формах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда даже фантастика. Основное назначение преданий — сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным источником для летописцев. В большом количестве предания бытуют в устной традиции и в наши дни.
Предания — это "устная летопись", жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Само слово "предание" означает `передавать, сохранять`. Для преданий характерны ссылки на старых людей, предков. События преданий концентрируются вокруг исторических деятелей, которые независимо от своего социального положения (будь то царь или предводитель крестьянского восстания) предстают чаще всего в идеальном свете.
Любое предание исторично в своей основе, потому что толчком к его созданию всегда служит подлинный факт: война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт, крупное строительство, венчание на царство и проч. Вместе с тем предание не тождественно реальности. Как фольклорный жанр оно имеет право на художественный вымысел, предлагает собственную интерпретацию истории. Сюжетный вымысел возникает на основе исторического факта (например, после пребывания в данном пункте героя предания). Вымысел не противоречит исторической правде, а, напротив, способствует ее выявлению.
В июле 1983 г. во время фольклорной практики студенты МПГУ в подмосковном Подольске записали от А. А. Воронцова, 78 лет, предание о происхождении названия этого города. Исторически достоверно, что Петр I посещал Подольск. Предание выражает негативное отношение народа к его жене-иноземке (Екатерине I), ради которой законная царица была сослана в монастырь (см. в Хрестоматии).
Известны два основных пути создания преданий: 1) обобщение воспоминаний; 2) обобщение воспоминаний и их оформление с использованием уже готовых сюжетных схем. Второй путь характерен для многих преданий. Общие мотивы и сюжеты переходят из века в век (иногда как мифы или легенды), будучи связываемы с разными событиями и лицами. Существуют повторяющиеся топонимические сюжеты (например, о провалившихся церквах, городах). Обычно такие сюжеты окрашивают повествование в сказочно-легендарные тона, однако они способны передавать что-то важное для своей эпохи.
Одним из международных является сюжет о том, как царь усмирил разбушевавшуюся водную стихию. (Его, например, относили к персидскому царю Ксерксу.) В русской устной традиции сюжет стал фигурировать в преданиях об Иване Грозном и о Петре I (см. в Хрестоматии).
Сюжеты о Степане Разине также впоследствии прикреплялись к другим персонажам. Например, В. И. Чапаева, подобно Разину, не берет никакая пуля; он фантастически освобождается из плена (нырнув в ковшик с водой или уплыв в нарисованной на стене лодке) и проч.
И все же событие предания изображается как единичное, законченное, неповторимое.
Предание повествует об общезначимом, важном для всех. Это влияет на отбор материала: тема предания всегда общенародного значения или важна для жителей данной местности. Характер конфликта — национальный либо социальный. Соответственно персонажи — это представители государства, нации, конкретных классов или сословий.
В преданиях выработались особые приемы изображения исторического прошлого. Проявляется внимание к частностям большого события. Общее, типическое изображается посредством частного, конкретного. Преданиям свойственна локализация — географическая приуроченность к селу, озеру, горе, дому и т. п. Достоверность сюжета подкрепляется разнообразными материальными свидетельствами — так называемыми "следами" героя (им построена церковь, проложена дорога, подарена вещь)
В Олонецкой губ. показывали серебряные чарки и полтинники, якобы подаренные Петром I; в Жигулях все находимые в земле старинные вещи и человеческие кости приписывались разницам.
Распространенность преданий неодинакова. Предания о царях бытовали на всей территории государства, а предания о других деятелях русской истории рассказывались преимущественно в той местности, где эти люди жили и действовали.
Так, летом 1982 г. фольклорная экспедиция МПГУ записала в д. Дорофееве Островского р-на Костромской обл. от крестьянина Д. И. Яровицына, 87 лет, предание "Об Иване Сусанине" (см. в Хрестоматии).
Сюжеты преданий, как правило, одномотивные. Вокруг персонажа могли развиваться сводные (контаминированные) предания; возникали сюжетные циклы.
В преданиях существуют свои способы изображения героев. Обычно персонаж только называется, а в эпизоде предания показывается какая-то одна его черта. В начале или в конце повествования допускаются прямые характеристики и оценки, необходимые для того, чтобы образ был правильно понят. Они выступают не как личное суждение, а как общее мнение (о Петре I: Вот оно царь — так царь, даром хлеба не ел; лучше бурлака работал; об Иване Сусанине: ...ведь он спасал не царя, а Россию`!).
Портрет (наружность) героя изображался редко. Если портрет появлялся, то был лаконичен (например: разбойники — силачи, красавцы, статные молодцы в красных рубахах). Портретная деталь (например, костюм) могла быть связана с развитием сюжета: неузнанный царь ходит переодетым в простое платье; разбойник является на пир в генеральском мундире.
Ученые выделяют разные жанровые разновидности преданий. Среди них называются предания исторические, топонимические, этногенетические, о заселении и освоении края, о кладах, этиологические, культурологические — и многие другие. Приходится признать, что все известные классификации условны, так как универсального критерия предложить невозможно. Часто предания подразделяются на две группы: исторические и топонимические. Однако историческими являются все предания (уже по их жанровой сущности); следовательно, любое топонимическое предание также исторично.
По признаку воздействия формы или содержания других жанров среди преданий выделяются группы переходных, периферийных произведений. Легендарные предания — это предания с мотивом чуда, в которых исторические события осмыслены с религиозной точки зрения. Иное явление — сказочные сюжеты, приуроченные к историческим лицам (см. в Хрестоматии сюжет о Петре I и кузнеце — известного сказочника Ф. П. Господарева).
Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.
Миф, сказка, предание
При размежевании мифа и сказки современные фольклористы отмечают, что миф является предшественником сказки, что в сказке по сравнению с мифом происходит... ослабление строгой веры в истинность излагаемых фантастических событий, развитие сознательной выдумки (тогда как мифотворчество имеет бессознательно-художественный характер) и др. Разграничение мифа и исторического предания, легенды, вызывает тем больше разногласий, что оно в значительной мере условно.
Историческим преданием чаще всего называют те произведения народного творчества, в основе которых лежат какие-то исторические события. Таковы предания об основании городов (Фив, Рима, Киева и др.), о войнах, о видных исторических деятелях и др. Этот признак, однако, далеко не всегда достаточен для различения мифа и исторического предания. Наглядный пример - многие древнегреческие мифы. Как известно, в их состав вошли различные повествования (часто принявшие поэтическую или драматическую форму) об основании городов, о Троянской войне, о походе аргонавтов и других больших событиях. Многие из этих рассказов опираются на действительные исторические факты, подтверждены археологическими и другими данными (например, раскопками Трои, Микен и др.). Но провести грань между этими рассказами (т. е. историческими преданиями) и собственно мифами очень трудно, тем более что в повествование об исторических, казалось бы, рассказах вплетены мифологические образы богов и других фантастических существ.
Вопросы и задания:
1) Чем сказка отличается от мифа? 2) Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод.
Об этом спорят |
Ознакомьтесь с отрывками из книги Т. П. Григорьева «Дао и логос» и учебного пособия «Введение в философию» (под редакцией И. Т. Фролова).
«Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем», - так говорил Антуан де Сент-Экзюпери. И нам трудно не согласиться с ним.
Да, когда-то науки философии еще не было. Но человечество уже было и любило мудрость. И сегодня мы читаем мудрые русские, французские, турецкие и другие сказки, пришедшие к нам из бездны времен, измеряемой не только тысячами, но и десятками тысяч лет. Так Колобок докатился до нас из той эпохи, когда только начиналось земледелие. И в сказке о нем тоже кроется философский вывод, пусть и простенький: как бы быстро ты ни умел уходить от бабушки с дедушкой, от медведя и волка, а лисья хитрость сильнее тебя. То золотое яичко, которое мышка хвостиком с лавки смахнула, а оно упало и разбилось, ученые выводят из древнейшего мифа о рождении Вселенной. Давайте заглянем в далекое прошлое и познакомимся с представлениями древних мыслителей о человеке и обществе. Люди издавна пытались объяснить существование общества. И задавали следующие вопросы:
Как возникает общество?
Как оно развивается?
Куда оно идет в своем развитии?
Каковы его перспективы?
Ответы на эти вопросы определялись уровнем развития конкретного общества. Иногда далекое прошлое человечества сравнивают с детством. В детстве же мы живем в сказочном мире, мире, создаваемом нашим воображением и фантазиями. Сказки, которые рассказывали нам взрослые, дали первое представление о добре и зле, о могучих силах и страстях, о человеке, об окружающем мире.
Так и на ранних этапах развития человечества представления древних нашли свое отражение в мифах.
Мифология - от греч. предание, сказание и слово, учение.
Прочитайте следующие мифы и ответьте на вопрос: «О чем нам рассказывают мифы?»
1. В австралийском мифе журавль Бронта бросает в небо яйцо. Оно разбивается, и с тех пор его желток, став солнцем, освещает землю. Одна из священных книг Индии сообщает, что некогда, в эпоху, когда во Вселенной не было ничего, кроме вод, некий бог превратился в яйцо и стал плавать в этих водах. Потом яйцо «раскололось. Из двух половин скорлупы одна была серебряной, другая золотой. Серебряная - это земля, золотая - небо».
Когда верующие красят к православной Пасхе яйца, они тоже, только теперь уже неведомо для себя, вспоминают миф о «мировом яйце». Новая вера принимает в себя обрывки старой.
2. Величественную картину возникновения мира рисуют скандинавские сказания.
Сначала была черная бездна, отделявшая друг от друга царство туманов (на севере) и царство огня (на юге). В царстве туманов забил родник, его воды, замерзая, заполняли собой бездну, пока лед не подошел вплотную к царству огня. Искры, смешиваясь со льдом, вдохнули в него жизнь, из таявшего льда возникли великаны - первым из них был Имир - и гигантская корова, поившая великанов молоком. Корова, облизывая ледяную глыбу, создала гиганта, трое детей которого стали первыми богами-асами. Они убили Имира и сделали из его тела землю, из черепа - небесный свод, из костей - горы, из волос - деревья, и так далее. Потом срубили ясень и сделали из него мужчину, а из ольхи - женщину. Высоко над облаками теперь страна богов. Посреди нее - вершина огромного ясеня Игдразиля, корни которого лежат и в стране туманов, и в стране великанов, и в стране людей. Ветви этого ясеня раскинулись надо всем миром.
Такое мировое дерево есть в мифах многих народов. В Африке это, конечно, баобаб или пальма, а не северный ясень скандинавов.
Сложно устроен мир, но он обречен - раньше или позже начнется великая война между богами с одной стороны и великанами и чудовищами -с другой. Рухнет ясень Игдразиль, поддерживающий небесный свод, земля погрузится в мировое море, волки, вечно преследующие солнце и луну, наконец проглотят их...
Вот вам и начало мира, и его история, и его современное состояние, и будущее, включая конец света.
Все объяснено (здесь-то пересказана ничтожнейшая доля скандинавской мифологии), все осмыслено... Хотите узнать, отчего бывают землетрясения? Пожалуйста. За многочисленные преступные хитрости асы наказали бога огня Локи, приковав его за руки и за ноги к скале (как Зевс - Прометея). Над головой Локи висит змея, из пасти которой все время капает яд. Преданная жена Локи собирает этот яд в чашу, оберегая мужа, но чашу надо иногда опорожнять, и в это время капли яда падают на лицо Локи, тот содрогается от боли, сотрясая землю.
Другое дело, что эти объяснения не поддаются никакой проверке и не могут быть логически доказаны. Но мифу логика и доказательства и не нужны, он - дело веры, и только веры.
3. У одного из африканских народов есть сказка о том, как мудрая черепаха решила собрать всю мудрость мира в тыквенную бутылку - калебасу, чтобы с помощью этой мудрости исправить мир. По очереди спрашивала черепаха у разных зверей, в чем мудрость каждого из них.
«В клыках! В когтях! В прыжке», - ответил леопард.
«В силе и спокойствии», - сказал слон.
В ногах и ушах была мудрость зайца. В крыльях и полете оказалась мудрость орла.
Так по крупицам, по зернышкам, по песчинкам собрала она мудрость со всей земли и всю, не обронив ни крошечки, упрятала в свою самую большую, самую лучшую калебасу...
В конце концов решила черепаха, что всех зверей, заслуживающих внимания, обошла, всю их мудрость в свою калебасу собрала. И надо теперь калебасу повесить на дерево, повыше, чтобы сохранить все собранное в целости. А поблизости от подходящего дерева рылась в земле гвинейская курица. На всякий случай и ее мудростью поинтересовалась разумная черепаха, но гвинейская курица была глупа, как курица, и даже глупее всех остальных куриц на свете.
Полезла черепаха на дерево, повесив калебасу себе на грудь. Понятно, что лезть ей было неудобно. А снизу курица кричит: «Уж если ты решила взобраться на дерево, так перевесь калебасу себе на спину».
И черепаха поняла, ведь она была и вправду мудра, что даже у самой глупой курицы и у той может найтись крупица мудрости, что всю мудрость мира нельзя упрятать даже в самую большую и самую лучшую калебасу на свете, что мудрость не может принадлежать одному, а если она мудрость, то должна быть у всех.
И черепаха со всей силы швырнула свою замечательную калебасу о землю. Та разлетелась на кусочки. И вместе с нею разлетелась - по всей земле - мудрость, которую черепаха собирала долгие, долгие годы.
Разлетелась, чтобы мир стал мудрее!
В целом это уже, бесспорно, философская по духу притча, хоть и приняла она форму сказки.
(Обсуждение прочитанных мифов.)
Таким образом, мифология - это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни.
Прочитайте отрывок из книги «Мифы народов мира» (с. 25 учебника).
Чем сказка отличается от мифа?
Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод.
С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. Передавались от поколения к поколению духовные ценности: зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды, различные виды искусства и др.
Таким образом, в мифологии выражается насущная потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. И эта потребность воплощается в многообразных фантастических картинах реального мира.
В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее часто выделяются две идеи:
1) идея творения - мир создан существом-богом;
2) идея развития - мир постепенно развивался из хаоса. Основные тематические циклы мифов:
Космогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;
Мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
Эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен. Следовательно, на раннем этапе своего развития у людей наблюдается так называемое мифологическое сознание.
Работая с п. 1 § 2, давайте выделим основные черты мифологического сознания и определим его особенности.
Как вы считаете, сохраняется ли мифологическое сознание в современных условиях? Свой ответ аргументируйте.
Да, действительно, было бы опрометчиво утверждать, что мифологический способ объяснения жизни был свойственен людям лишь на раннем этапе развития человечества. Например, в советский период было создано немало мифов, с которыми мы с трудом расстаемся в наши дни.
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
Чтобы понять особенности мировоззрения индийцев, необходимо знать, как они представляли себе окружающий мир, какое место и роль отводили человеку в этом мире. Слушая мой рассказ, составьте в тетрадях план-конспект ответа на этот вопрос.
Первыми письменными источниками прафилософии Древней Индии являются Веды - сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул и т. п. Считается, что Веды составлялись в первой половине I тысячелетия до н. э. Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов. Это прежде всего четыре Веды (буквально - ведение, отсюда и название всего периода и его письменных памятников); старейшая и важнейшая из них - Ригееда (знание гимнов) - сборник гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился в XII в. до н. э. Несколько позднее появляются Брахманы (с X в. до н. э. - руководства ведического ритуала, из которых важнейшее - Шатапатхабрахмана (Брахмана ста путей). Конец ведического периода представлен Упанишадами - философскими воззрениями индусов.
В тексте Упанишад содержится упоминание, что для своего образования человек овладевает «...Ригведой, Яджурведой, Сама-ведой, Атхарваведой, Итихасой, Пуранами, Ведой Вед, правилами почитания предков, наукой чисел, искусством предсказаний, хронологией, логикой, правилами поведения, этимологией, наукой о священном знании, наукой о демонах, военной наукой, наукой о змеях и низших божествах».
В VI-V вв. до н. э. в Индии возникает несколько философских школ, которые оказывают друг на друга несомненное влияние, сохраняя, однако, неповторимость. Это буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта и др.
Мировоззрение древнего индийца пронизывает глубокое ощущение живой Вселенной. Раздумья о бытии и мироздании нашли, пожалуй, наиболее полное отражение в «Гимне о сотворении мира». Он помещен в самой ранней из Вед - Рагведе (Веда гимнов) и создан, как считают ранее X в. до н. э.
Сначала было «Нечто одно» - обладающее единственным свойством - неделимостью Дыхание Затем появилась Вселенная Начало творению положило жертвоприношение
Космический великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ.
Мир Вселенной наполнен: людьми, духами, животными
Какое место занимали люди в этом мире?
I место - мир богов - «пространство, где процветает райская жизнь».
II ступень - мир людей, подчиняющийся строгой космической иерархии, которая отражалась в кастовой структуре Индии:
брахманы - мудрецы, толкователи Вед;
кшатрии - воины и правители;
вайши - класс земледельцев и скотоводов;
судры - слуги.
III ступень - мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов.
Не имеют права выбора и зависят от тех условий, в которые попали.
Вывод: мир людей занимает среднее положение во Вселенной, поэтому люди имеют равный выбор и могут подняться до божественных высот или спуститься до адской жизни.
По воззрениям древних индийцев человек, возникнув одновременно со всеми существами Вселенной, находится в постоянном изменении: деревья, птицы, реки, горы, сама земля, люди постоянно умирают и возрождаются. Поэтому центральными были идея вечного круговорота жизни и мысль о вечном духовном источнике (представление о вечной бессмертной душе).
После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа (реинкарнация). Но какое тело избирает душа? От чего это зависит?
Ответ на этот вопрос дает закон Кармы.
Он гласит: сумма добрых и злых дел человека, полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений.
Хорошая карма гарантирует удачное перерождение на Земле и жизнь будет протекать с минимальными страданиями.
Скверная карма приведет к наихудшим условиям телесного существования. В новой жизни можно родиться рабом, животным, червяком, а то и придорожным камнем, принимающим на себя все удары тысяч ног как расплату за грехи прошлых лет.
Причина твоих страданий в тебе самом, ты заслужил это своими поступками в прошлом.
I Опрос.
ТЕРМИНЫ:
Общественные науки - комплекс наук, изучающих общество и человека.
Предмет науки - те связи и зависимости, которые непосредственно изучает наука.
Социология - наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития.
Политология - комплекс дисциплин, всесторонне изучающих политику.
Социальная психология - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включённостью в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Фундаментальные науки - науки, раскрывающие объективные законы окружающего мира.
Прикладные науки - науки, решающие проблемы применения полученных знаний на практике
Философский плюрализм - многообразие философских школ и направлений.
Умозрительная деятельность - вид деятельности, при которой философы опираются на особые способы аргументации, выходящие за рамки формальной логики.
Философия (с древнегреческого - «любовь к мудрости» ) - наука о всеобщих законах природы, общества и мышления.
?? Специфика философского знания.
Карточки №2.1 - 2.8
II Объяснение нового материала.
Проблемы общественного устройства волновали человека на протяжении всей его истории. И первый блок тем, с которым мы познакомимся, как раз и будет посвящён взглядам мыслителей прошлого на общество и человека.
(1)
Задание классу: прослушайте притчу. Какое отношение она имеет к теме нашего сегодняшнего урока?
У дороги стояло засохшее дерево. Ночью прошел вор и испугался: он подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский. Прошел влюбленный юноша, и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался: он подумал, что это привидение.
Но во всех случаях дерево было только деревом.
Мы видим мир таким, каковы мы сами.
Задание классу: практическая работа по теме.
Задание 1.
Уже на заре истории человек пытался объяснить окружающий мир и своё место в этом мире. Объяснения эти были во многом наивны, иррациональны. В этот период основным способом постижения человеком окружающей действительности стали мифы.
Миф (от греч. mythos - сказание, предание) - древнее сказание о происхождении мира, о богах и героях.
Мифология - способ понимания и представления действительности, характерный для ранних этапов развития общества.
Задание 2.
Задание классу: прочитайте отрывок из книги «Мифы народов мира», предложенный в учебнике, и ответьте на поставленные вопросы.
?? Чем сказка отличается от мифа?
(сказка всегда рассматривалась как вымысел, миф содержит элементы конкретики и реалий )
?? Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод.
Задание классу: запишите краткий вывод на основе полученной информации.
(н - р, в отличие от сказки, которая всегда рассматривалась как вымысел, миф содержит элементы конкретики и реалий; историческое предание можно отнести к разновидности мифа )
При всём многообразии мифологических сюжетов, мифы разных народов удивительно схожи. Особенно это касается мифов о мироздании.
Задание 3.
Задание классу: определите, какие основные идеи лежат в основе библейского мифа о мироздании. Сделайте краткие записи.
(идея творения и идея развития )
Подобные же идеи лежат в основе мифов о мироздании, созданных другими народами.
В основе мифов о мироздании лежат идеи творения (мир сотворён богом) и развития (мир постепенно развивался из хаоса).
Задание 4.
Задание классу: прочитайте приведённый ниже текст, ответьте на поставленные вопросы.
Ильин И. - русский философ.
Духовный смысл сказки
…Сказка даёт и гораздо меньше и в то же время гораздо больше, чем дневное сознание. Природа и дневное сознание имеют свою естественную необходимость и свои естественные невозможности; а сказка не связана ни этой необходимостью, ни этими невозможностями. Она имеет свою «необходимость». Её необходимость иная, душевно-духовная, внутренняя, таинственная. Это необходимость сокровенного помысла, предчувствия и сновидения; и в то же время это необходимость национальной судьбы, национального характера и национальной борьбы.
Сказка не повинуется законам вещества и тяжести, времени и пространства. Она повинуется законам художественной мечты и законам национально-героического…эпоса. Она повинуется законам всесильного волшебства и запросам сверхчеловеческой национальной силы: она слагается по указаниям пророческого сновидения, волевого порыва и созерцающего постижения.
…Спрашивает человек сказку, а она отвечает ему о смысле земной жизни …
…Что такое счастье? Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? И что нужно, чтобы добыть его? Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности, страдания и подвиги, все эти «утруждения великими службами»? И как же слагаются эти испытания и подвиги? И есть ли на свете люди бездольные и бессчастные? И откуда эта бездольность и бессчастность? Можно ли её преодолеть или она суженая, роковая? И в чём же счастье человека? В богатстве ли? Или в любви к свободе? Или, может быть, в доброте и правоте? В жертвенной любви доброго сердца?
…Что такое судьба? Что значит: умным горе, а дуракам счастье? И какие же это такие - дураки? Может они вовсе не дураки? Что это значит: «на роду написано»? И неужели судьбу нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть у моря и ждать погоды? Или всякий человек своему счастью кузнец? И как быть человеку в трудную минуту жизни, когда горько плачется и тужится, а ума ни к чему не приложить? Как бы человеку на распутье жизненных дорог, и на тропинках жизненного леса, в беде и в несчастье?..
…А можно ли жить и прожить кривдою на свете? И куда кривда ведёт? Не сильнее ли она, не выгоднее ли правды? Или правда лучше и всегда, в конце концов, победит? И в чём же тогда понятная таинственная сила правды? Почему содеянное зло всегда или почти всегда возвращается на голову виновника? А если не всегда, то где же справедливость? И почему это так бывает, что посеянное добро, хотя бы маленькое семечко добра, расцветает потом на пути посеявшего человека благоуханными цветами - то благодарности и ответного добра, то пожизненной преданности, то прямо спасения от лютой беды? А если не всегда так бывает, то почему? Не правит ли миром некая таинственная благая сила и каковы законы её?..
…Сказка есть первая, дорелигиозная философия народа, его жизненная философия, изложенная в свободных мифических образах и в художественной форме. Эти философские ответы вынашиваются каждым народом самостоятельно, по-своему, в его бессознательной национально-духовной лаборатории. И сказки различных народов отнюдь не повторяют друг друга. Сходны лишь образные темы, Ито лишь отчасти; но не сходны ни вопросы, ни ответы сказок. Каждый народ по-своему томится в земной жизни; накапливает свой особый, - и дорелигиозный, и религиозный опыт; слагает свою особую духовную проблематику и философию; вынашивает своё миросозерцание. И того, кто стучится у дверей, сказка уводит именно к истокам национального духовного опыта, русского человека по-русски укрепляя, по-русски утешая, по-русски умудряя…
…В русских сказках русский народ пытался распутать и развязать узлы своего национального характера, высказать своё национальное мироощущение…, - разрешая лежавшие на его сердце жизненные, нравственные, семейные, бытовые и государственные вопросы. И сказки русские - просты и глубоки, как сама русская душа.
Вопросы и задания:
- В чём отличие сказки от науки?
- Какие черты роднят сказку и философию?
- Какие черты сказки и мифа дают основания говорить об их сходстве?
- Запишите краткий вывод на основе полученной информации.
В отличие от науки сказка «не повинуется законам вещества и тяжести, времени и пространства», у неё «необходимость» иная, душевно-духовная, внутренняя, таинственная, это необходимость сокровенного помысла.
Как и философия, сказка размышляет над «вечными вопросами».
Как и миф, сказка есть способ познания действительности.
Задание 5.
Задание классу: на основе учебника (с.18 - 19) выпишите и охарактеризуйте особенности мифологического сознания.
Особенности мифологического сознания:
- Восприятие человека как части сообщества, а сообщества как части природы. Наделение всего сущего человеческими качествами.
- Восприятие не разделено на внешнее и сущее, на реальность и видимость.
- Поиск причины события сводится к поиску целенаправленной воли.
- Идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периоды и ритмы человеческой жизни и природы.
- Восприятие мира как арены борьбы сил добра и зла.
Задание 6.
Задание классу: п ознакомьтесь с предложенным документом. Ответьте на поставленные вопросы.
А. Ф. Лосев - русский философ и филолог.
Диалектика мифа
Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. И тем не менее думают, что это - начало науки. Никто не станет утверждать, что мифология (та или иная, индийская, египетская, греческая) есть наука вообще, т.е. современная наука (если иметь в виду всю сложность ее выкладок, инструментария и аппаратуры). Но если развитая мифология не есть развитая наука, то как же развитая или неразвитая мифология может быть неразвитой наукой? Мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно; научное сознание необходимо обладает выводным, логическим характером; оно не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков. Миф всегда синтетически жизнен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно; наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не в красочном живописании жизни, но в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой картинности, живописности и эмоциональности.
Вопросы и задания:
- Что отличает и что сближает миф и науку?
- Заполните таблицу «Сходство и различия мифа и науки»
Сходство | Различия | |
Миф | Наука |
|
И миф и наука есть способы познания окружающего мира | Мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно. Миф всегда синтетически жизнен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно. Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. | Научное сознание необходимо обладает выводным, логическим характером; оно не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков. Наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не в красочном живописании жизни, но в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой картинности, живописности и эмоциональности. |
III Закрепление
?? Каковы особенности мифологического сознания людей древности?
?? Сравните миф и науку, миф и сказку.
вполне.. но, думаю, нужен индивидуальный подход.. . ПРЕДАНИЕ - Я расскажу тебе преданье, \ Как рыцарь к молодой жене\ Пришел на страшное свиданье\ Из гроба.. . Выслушать вполне\ Нельзя без трепета развязку. \ Мертвец несчастную увлек... \ - Стрелок, я знаю эту сказку. \ Мне некогда, стрелок. Пьер-Жан Беранже. Перевод Василия Курочкина СТРЕЛОК И ПОСЕЛЯНКА ПРЕДАНИЕ Есть разве темное преданье\ О светлой некогда судьбе, \ На хладном гробе начертанье, \ Поминки по самом себе. Петр Вяземский 1871 ИЗ ЦАРСКОГО СЕЛА В ЛИВАДИЮ\ (Осенью 1871 года) \Посвящается Елисавете Дмитриевне Милютиной ПРЕДАНИЕ И он на земле не встречался с тех пор. \ Одно сохранилось в преданье: \ С обычным обрядом священный собор\ Во храме свершал поминанье; Вальтер Скотт. 1801 Перевод В. Жуковского ПОКАЯНИЕ ПРЕДАНИЕ Одно я чудесное знаю преданье, -\ У моря кудрявая нимфа жила, \ Томилась бедняжка тоской ожиданья, \ И горькие слезы о милом лила.. . Эллис. Из сборника “Иммортели”\1. РОЖДЕНЬЕ АРФЫ\(Из "Ирландских мелодий" Т. Мура) \Посвящ. А. Д. Бугаевой Предание гласит, что к сим древам священным, \ Под тяжестью даров бесчисленных согбенным, \ Супруги на поклон текли из дальних стран, \ По слуху, что им дар чудотворенья дан; \ И те, которые к ним с верой приходили, \ В цвету и в зиму дней друг друга век любили. Иван Дмитриев 1805 ФИЛЕМОН И БАВКИДА\Вольный перевод из Лафонтена предание И сольется с новью преданье, Раз в единый и кровный ряд Встали Люблин рядом с Любанью, Рядом с Белгородом - Белград! Сергей Наровчатов 1944 ПОЛЬСКИЕ СТИХИ ПРЕДАНИЕ Или предание, построен на песке, \Съедающем легенду о бессмертьи, \Знакомый мир висит на птичьем волоске, \То силой брошена на ветер Марина Доля Speaking In Tongues Из цикла «ЗНАКИ НА СТЕНЕ» КАМЕНЬ Предание простого люда \Так объясняет страх ветвей: \На ней повесился Иуда, \Христопродавец и злодей. Федор Сологуб 1886 Трепещет робкая осина, предание... сейчас, быть может, друг мой\один и взаперти, среди картин, \за рамами напрасно ищет окна. \Ударил корабельный колокол, как будто\упала гулко древняя монета\давно исчезнувшего государства, \будя воспоминанья и преданья. Георгос Сеферис. Перевод С. Ильинской Предание\\В глухие дни Бориса Годунова, \Во мгле Российской пасмурной страны, \Толпы людей скиталися без крова, \И по ночам всходило две луны. Константин Бальмонт В глухие дни предание“Не знаю, о чем я тоскую, \Покоя душе моей нет. \Забыть ни на миг не могу я\Преданье далеких лет. Баал Хабырыыс. Перевод Н. Глазкова НОВАЯ ПЕСНЬ О ЛОРЕЛЕЕ преданиеЗдесь немало преданий\Живет в моем гордом народе, \И чумгуры поют\О немеркнущей славе бойцов, \Про геройских мужей, \Что во имя свободы и мира, \Бросив громкий св