Домашний театр: развлекаемся и развиваемся. Домашний театр: зачем он нужен и как организовать Спектакль поставить с детьми дома

Любите ли вы с малышом сказки и интересные истории? А собираться и проводить время всей семьей? Хочется ли вам устроить себе небольшой праздник посреди будней? Тогда самое время для домашнего театра! Организовать спектакль не так уж сложно и само по себе может стать увлекательной игрой. Сегодня мы подробно расскажем, как это сделать, и предложим несколько чудесных идей, чтобы вы зарядились вдохновением.

День спектакля — очень волнительный и наполненный приятными хлопотами для всей семьи. В подготовке будет интересно поучаствовать всем от мала до велика: папе можно доверить конструирование сцены, а старшим детям наверняка захочется нарисовать афишу и получить какую-нибудь роль.

В театр очень здорово играть в пасмурный и дождливый день, когда на улицу идти не охота и хочется провести время дома весело, интересно и с пользой. Хотя в погожий день на даче можно устроить спектакль и на свежем воздухе. И это отличное развлечение в дни праздников, когда к вам приходят в гости другие семьи с ребятишками.

Выберите все вместе, какой спектакль будете ставить. Лучше выбирать сюжеты несложные, хорошо знакомые и интересные малышу. Например, хорошо подойдут народные сказки («Колобок», «Теремок», «Репка»), истории и стихи из любимых книжек ребенка.

Очень важная и увлекательная часть подготовки, которая сама по себе может стать развивающей игрой — это рисование афиши и билетов. Билетики — это просто небольшие листочки бумаги, на которых написано «Билет». Поручите ребенку разнести билеты зрителям, для него это будет почетная обязанность. Афишу можно нарисовать небольшую на листе А4, так и на бумаге форматом побольше, тогда основную часть рисуют взрослые и старшие ребята. Обязательно напишите название крупными буквами. Можно нарисовать героев или сценку из сказки, указать имена актеров.

Актеры тем временем могут готовиться, вспоминать сказку, а взрослые придут им на помощь. Как помочь малышу запоминать несложные стихотворения, мы уже писали раньше.

Оформляем сцену

Подготовить сцену для домашнего театра своими руками — очень ответственное и творческое занятие, которое потребует времени, и его лучше запланировать на один из дней перед спектаклем. Все ваши усилия непременно оправдаются, ведь красивая и сделанная с душой сцена пригодится вам для игр еще не раз.

Можно сделать сцену из коробки — как большой из-под бытовой техники, так и небольшой, например из-под посуды или игрушек, тогда у вас получится мини-театр. Украсьте сцену на ваш с малышом вкус, соорудите занавес. Можно подготовить задник и декорации специально для спектакля. Вот несколько идей, как это можно сделать.


Еще более простой вариант — занавес в дверном проеме, особенно, если вы умеете шить.

Или же можно просто накрыть покрывалом пару стульев или столик — вот и сцена готова!

Мастерим куколок-актеров

Еще одна интересная и очень простая в исполнении идея — нарисовать личики или мордочки на пластиковых ложках.



Многим малышам нравятся пальчиковые куклы. Играя с ними, мы к тому же тренируем мелкую моторику. Мамы-мастерицы могут сшить или связать таких куколок. А можно за пару минут вырезать их из обычных хозяйственных перчаток или просто нарисовать рожицы на пальцах.


Домашний театр теней

Спектакль теневого театра — это всегда особенное таинство. А между тем добавить в вашу жизнь немного волшебства не так уж сложно. Сначала нам потребуется смастерить экран. Для этого пригодится крышка от коробки (например, обувной), в стенке которой мы вырезаем окошко и приклеиваем поверх лист бумаги (обычной офисной или кальки). Кроме того, можно использовать в качестве ширму белую ткань в дверном проеме. Фигурки для театра теней вырезаем из картона. Вы можете сами их нарисовать, распечатать шаблоны из интернета или купить готовые . Картонную фигурку нужно будет прикрепить на палочку, например, от «Чупа-чупса».

Также тени зверей можно получить с помощью рук. В солнечный день или в темной комнате с включенной настольной лампой покажите малышу, как это делается. И это тоже отличный способ размять пальчики.

Ну вот и все, приготовления окончены, гости на местах, гаснет свет, а сцена подсвечена настольной лампой. Поддержите маленького кукловода, ведь он очень волнуется в этот момент. И будьте готовы взять большую часть спектакля на себя. Если ребенок где-то запнулся, помогите, подхватите. Сам спектакль может быть совсем коротеньким, на несколько минут. В любом случае родные будут в восторге и не поскупятся на похвалы и аплодисменты, ведь все отлично справились!

Полина Кондратюк

Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем удивить гостей и порадовать родных тихими семейными вечерами. Сказочные герои помогут накормить, усыпить, развеселить, обучить малыша. Домашний театр — это отличный способ речевого, эмоционального, творческого развития. И самое главное — это совместная деятельность, которая объединяет всех членов семьи. Ролей хватит всем!

Организация домашнего театра не требует больших финансовых затрат, многое можно изготовить из подручных материалов своими руками. Будьте готовы лишь пожертвовать своим временем. Но оно того стоит, поверьте! Горящие глаза ребенка, буря эмоций, бесценный опыт, забавные фотографии в семейном архиве, аплодисменты зрителей — это далеко не весь перечень будущих «дивидендов».

Прячась за куклами, вживаясь в образы героев, дети часто говорят то, что не сказали бы в обычной жизни. Играя в театре, ребенок проигрывает то, что его волнует в данный момент, от имени сказочного персонажа рассказывает собственные проблемы, переживания, страхи. Постановка спектаклей помогает усовершенствовать навыки общения, развивает выразительность речи и умение формулировать свои мысли.

Давайте рассмотрим, каким может быть домашний театр, из чего и как можно сделать кукол.

Как сделать кукол для театра

В продаже очень много всевозможных пальчиковых кукол, кукол-перчаток. Мы расскажем о куклах, которые легко можно сделать самим, в домашних условиях. Иногда для этого вовсе не обязательно уметь шить.

Вам не понадобится изготавливать много кукол. Серый волк, лиса, медведь, заяц и другие «ходовые» герои могут участвовать в огромном количестве сказок.

Пальчиковые куклы для домашнего театра


live-and-learn.ru

Знакомить малышей с театром можно с самого раннего возраста. Роли главных актеров сыграют наши пальцы. Их нужно только слегка принарядить. Со временем карапуз и сам будет разыгрывать коротенькие сценки.


detskij-dvorik.ru

Кукол для домашнего театра можно связать ключком.


natalytkachenko.ru


nhpko.ru

Пальчиковых кукол можно пошить из обрезков флиса, фетра или ярких х/б и трикотажных тканей.


cs1.livemaster.ru


cs5.livemaster.ru

Пальчиковых кукол можно сделать из бумаги в технике оригами.

ejka.ru

Специальные развертки позволяют сделать фигурки посложнее.

Куклы-топотушки

Интересны и просты в изготовлении куклы-топотушки. Подойдет плотный картон. Получается настоящая шагающая кукла!

olgagre.ru


olgagre.ru


mamadelki.ru

Любая плоская картинка с двумя отверстиями для указательного и среднего пальцев в считанные минуты станет талантливым актером вашего домашнего театра, сможет смешно шагать, прыгать и бегать.

Перчаточные куклы для театра


belzo.ru

В ход пойдут перчатки-потеряшки, носки без пары, варежки, остатки ткани, фетра, пряжа и др.

kubirubi.livejournal.com


iledebeaute.ru

Носок может превратиться в кого угодно, если пришить глазки, чубчик и прочие недостающие детали образа.


st.stranamam.ru

Если кукла сделана таким образом, что может открывать рот — это здорово! Персонаж, говорящий и правдоподобно шевелящий губами (ртом), способен на многое.

ic.pics.livejournal.com

Простая выкройка в виде прихватки. На лицевой стороне нарисовать героев.

Вязаные куклы в виде рукавички.


liveinternet.ru


cs5.livemaster.ru


www.toysew.ru


livemaster.ru

Перчаточных кукол можно сделать из сломанных игрушек. Достаточно прикрепить голову к чехлу-перчатке. Отлично подходят головы от резиновых игрушек.

Куклу на руку можно не только пошить, но и свалять из шерсти.

Марионетки

st.stranamam.ru

Управлять марионеткой нужно научиться. Тут важна координация и сноровка.

www.toysew.ru

Сделать куклу можно из клубочков, крупных бусин, куска ткани. Обязательно крестовина и леска.

tehnologi.su

Куклы на палочке

www.nevworker.ru

Куклы из одноразовых ложек. Быстро — и держать удобно!


rusbatya.ru

В качестве держателей можно использовать деревянные шпажки или палочки от мороженого.


www.emeraldday.com


zaitseva-toys.ru


www.lapsik.ru

Куклы на подставках

Вырезать героев для домашнего театра можно из журналов или сделать фигурки самостоятельно. Обязательно наклеить на плотный картон и сделать подставки.


ezhikezhik.ru


brestcity.com

Театр теней

pumbr.ru

Домашний театр теней устроить несложно – в качестве экрана подойдет белая простыня, а вместо проектора можно взять обычную настольную лампу.

Придумывать и показывать героев можно и при помощи рук.

puppentheater.ru

Фланелеграф

Сделать фланелеграф просто – кусок фанеры или дощечка обтягивается однотонной фланелью. Персонажи наклеиваются на плотный картон (можно вырезайте картинки из журналов или скачать из Интернета). С обратной стороны приклеивается бархатная бумага или швейная «липучка».

3.bp.blogspot.com

Пусть сказка оживет!

Уважаемые читатели! Есть ли у вас опыт организации домашнего театра? Возможно, вы присутствовали на постановках, которые организовывали ваши знакомые мамы и папы со своими детьми? Может умеете делать декорации и кукол для театра? Расскажите в комментариях об этом.

Если сказка будет знакома . Времени на разучивание ролей в этом случае обычно бывает не так уж много, в знакомой можно импровизировать, потому что остальные участники хорошо знают сюжет и не растеряются.

Напишите . В начале укажите примерное место действия и возможную обстановку. Например, так: «Лесная полянка. Среди деревьев стоит избушка на курьих ножках». Разбейте сказку на сцены, для которых понадобятся разные декорации. В пером действии зритель видит избушку на курьих ножках снаружи, во втором - изнутри. Составьте необходимых декораций и посмотрите, из чего можно их сделать.

Выпишите персонажей. Как правило, они есть в сказке, но можно придумать и новых. Главное, чтобы они подходили по теме и чтобы у каждого было действие. В сказке Шарля Перро «Золушка» никакого пажа нет, а в советском фильме он есть, и стал одним из самых знаменитых персонажей.

Запишите диалоги. Можно взять те, которые уже есть в сказке, можно их дополнить или сочинить самим. Не исключено, что кто-то из актеров что-то досочинит по ходу действия или сымпровизирует непосредственно во время спектакля. Для каждого персонажа придумайте действия и запишите их в сценарий

Устройте чтение сценария. Читайте его полностью, со всеми ремарками, чтобы актеры могли как следует представить обстановку. Сначала прочтите весь спектакль два или три раза. Затем раздайте всем роли и прочтите сказку по ролям. Когда актеры хорошо запомнят текст, попробуйте

Подумайте о музыкальном сопровождении, а также о том, какие песни и танцы будут исполнять герои. Для русской народной сказки подойдут народные песни, герои европейских волшебных сказок могут танцевать средневековые танцы. Но можно пойти и по другому пути - взять для спектакля современные музыкальные произведения.

Сделайте декорации. Для этого может сгодиться все, что угодно. Дачный спектакль можно вообще поставить на открытом воздухе, использовав в качестве декораций настоящие деревья и настоящее небо. Если вы ставите спектакль в беседке или сарае, сделайте задник из куска мешковины или другой подходящей ткани. Декорации можно нарисовать, вырезать из бумаги, сделать из природного материала.

Подумайте, какие у вас будут костюмы. Их вовсе не обязательно шить полностью. В гардеробе каждого участника спектакля наверняка найдется что-нибудь подходящее. Для кота нужен черный или серый костюм, лисичка может быть в короткой юбочку, к которой прикреплен длинный рыжий хвост их поролона или мишуры. Маски или шапочки лучше сделать всем. Они понадобятся и в том случае, если у всех актеров есть одинаковые костюмы - например, черные трико.

Репетируйте сказку сначала с каждым актером в отдельности, потом - отдельные сцены. В конце надо обязательно прорепетировать всю сказку целиком, и лучше несколько раз. Пару последних репетиций проведите в костюмах и с полным музыкальным сопровождением. Если все получилось - можете звать гостей.

Представьте себе – вечерние сумерки, плотно задернутая штора и замершие в ожидании чуда зрители. Скоро возле самой обыкновенной лампы начнется волшебное представление, сотканное практически из ничего. Театр теней – завораживающее зрелище, которое нравится детям любого возраста, от годовалых малышей до младших школьников, которые с удовольствием принимают участие в подготовке спектакля и придумывают собственные сказки для теневого представления.

Для того, чтобы посмотреть театральное представление из света и тени, необязательно идти в настоящий театр. Всё это можно устроить дома, используя подручные материалы. Домашний театр теней – увлекательное и полезное занятие для всей семьи. В подготовке и проведении спектакля могут участвовать все, фантазия бьет ключом, сюжет полон неожиданностей, а уровень сложности декораций и фигурок зависит от интереса малышей и времени, которое все готовы этому уделить.

Какой театр теней бывает?

Пальчиковый театр представляет собой тени, которые появляются на экране благодаря различным положениям рук и переплетению пальцев «режиссера». Чаще всего это изображения всем известных животных, но профессионалы могут показать человеческие лица или какие-то неодушевленные предметы. Это здорово тренирует мелкую моторику и координацию.







Кукольный театр – это представление с использованием готовых фигурок и декораций. Персонажи вырезают из картона, закрепляют на палочках и двигают ими согласно действию. За счет того, что из картона можно вырезать практически все, кукольный театр теней представляет необозримое поле для полета детской фантазии.


Что нужно для домашнего театра теней?

1. Источник света - это может быть простая настольная лампа, туристический фонарик и любой другой светильник с направленным светом.

2. Экран – представляет собой полупрозрачную белую плоскость, которую можно сделать из разных материалов – калька, белая тонкая простыня, обыкновенный ватман или скрепленные между собой в стык листы белой бумаги. Рамкой для экрана может служить прорезанная крышка от любой коробки, художественный подрамник, двухэтажная детская кровать – какая угодно конструкция, на которую можно натянуть экран. можно сделать из разложенной обувн коробки, натянуть простыню на двухэтажную кровать. Маленькая «сцена» подходит для простых пальчиковых спектаклей, а если вы хотите подготовить настоящее кукольное представление – лучше сделать просторный большой экран, куда поместится вся история.

3. Декорации и персонажи – выберете, с чего вы хотите начать. Если решите попробовать пальчиковый театр, потренируйтесь вместе с ребенком складывать ладони и пальцы таким образом, чтобы на экране появлялись «живые» образы зверей. Собачка может лаять, крокодил разевать зубастую пасть, зайчик шевелить ушками – как придумаете сами. Для кукольного театра понадобится плотный картон, из которого вы будете вырезать декорации и фигурки.


Полезные советы:

1. Экран должен располагаться между зрителями и лампой. Актеры – между лампой и экраном. Не забывайте, что лампа нагревается, и во время представления лучше не прикасаться к источнику света.

2. Чтобы тени были чёткими, свет должен падать прямо, а не сбоку, и лампа должна стоять не близко, а в двух, трёх метрах от стены.

3. Источник света должен быть всегда позади экрана и немного сбоку. Становитесь так, чтобы тень от вашего тела почти не попадала на экран, а тень от рук была равномерно четкой.

4. Картонные фигурки лучше покрасить черной краской, тогда на экране они будут контрастными и заметными.

5. Размер теней на экране зависит от расстояния от фигурки до источника света. Чтобы фигурка стала меньше, поднесите ее вплотную к экрану. Чтобы она выросла в размерах – расположите ее подальше. Декорации лучше закреплять вплотную к экрану на скоч или загнутые скрепки, чтобы они не сдвигались во время представления, а у маленьких режиссеров появится лишняя пара рук.

6. Если детям понравится домашний театр, сделайте настоящий занавес, билетики и программки. Во время спектакля можно устраивать настоящий антракт с импровизированным буфетом.

5. Начните с небольшого числа персонажей, - двух или трех для первого раза вполне достаточно. Потренировавшись, вы легко сможете перейти к более сложным постановкам.

6. Чтобы сделать спектакль «цветным», используйте цветные лампочки или фильтры, которые можно закрепить на лампе. Для ночных сцен – синий фильтр, для утренних – красный и так далее.

7. Фигурки можно сделать подвижными, примотав руки, ноги, крылья и хвосты мягкой проволокой. Вместо палочек, на которых держатся персонажи, используйте обычные трубочки для напитков.

Поставить самим спектакль — это не только весело, но еще и модно. По всей стране идет настоящий бум любительских театров, и это подтверждают все новые фестивали и конкурсы, проходящие во всех уголках страны. Актерские школы для взрослых переполнены. С чем это связано? Устав от страшилок по телевизору и плохих новостей, все больше умных энергичных людей обращаются к искусству, которое уже много веков помогает сохранять свежий взгляд на жизнь, — к театру.

Говорят, что театр затягивает посильнее любого наркотика. С этим наверняка согласятся многочисленные участники Второго Московского фестиваля семейных театров «Сказка приходит в твой дом», который в этом году собрал около ста талантливых семей. Все они заражены домашним театром и отдают ему все свободное время.

Впереди — длинные зимние каникулы, за время которых можно поставить и показать друзьям и родным даже не один спектакль, а несколько. А о том, как лучше это сделать, мы спросили профессионалов — основателей и руководителей Театрального дома «Домашний театр» режиссера Арсения Эпельбаума и актрису Ольгу Зейгер.

Чем домашний театр лучше профессионального?

Во-первых , в спектакле заняты именно те артисты, на которых больше всего хотят посмотреть зрители. Когда вы приходите в какой-нибудь театр, может случиться, что вам не понравятся исполнители — дома такого не случается. Так что успех гарантирован в любом случае.

Во-вторых , спектакль длится не два часа, а гораздо меньше. Лучше всего, если домашний спектакль будет коротким — минимум времени, за которое вы можете передать содержание. В нашей детской театральной студии за четыре занятия по 2 часа мы делаем спектакль, который идет 10−15 минут.

В-третьих , у вас самый удобный театральный зал, в который не надо добираться, поскольку это дома. И зрителям не надо стоять в очереди в гардероб, не надо стесняться чужих людей — можно снять пиджак и даже сесть на диван с ногами. В-четвертых, после премьеры обязательно будет шикарный банкет, причем он продлится гораздо дольше представления и бюджет его превышает бюджет спектакля. Именно об этом больше всего мечтают профессиональные артисты любого театра.

Как выбирать пьесу для спектакля?

Поскольку у нас есть столько преимуществ: спектакль играют только один раз, в нем участвуют любимые артисты и успех гарантирован заранее, то почему бы нам не взяться за то, о чем «большие театры» всегда мечтают — за великие произведения. Хотя бы даже за «Вильяма нашего Шекспира»! В домашнем театре можно относиться к великим авторам без лишнего пиетета — воспринимайте их как членов вашей семьи. Вы гениальный режиссер, у вас гениальные артисты, а при этом вы берете в соавторы Пушкина и Бетховена — разве может не получиться гениальный спектакль? Не бойтесь дописать или переписать что-то — в этом театре вам все позволено.

Самый сильный эффект всегда производит то, что нарушает стереотипы. Если маленький ребенок играет колобка, это воспринимается всеми как вполне привычная история и вряд ли вызовет какое-то эстетическое потрясение, а ведь именно его мы обычно добиваемся в театре. А вот если шестилетний ребенок выходит с черепом и шпагой в руках и говорит: «Быть или не быть!» — то степень воздействия такого спектакля возрастает многократно.

Один из законов домашнего театра гласит: чем больше несоответствие между тем, кто играет, и что играют, тем больший художественный эффект вы произведете.

Не бойтесь брать самые серьезные произведения, будь то балет «Лебединое озеро», трагедии «Ромео и Джульетта» или «Гамлет», известные библейские истории и т. п. Прелесть их в том, что почти каждый зритель знает сюжет почти наизусть, поэтому можно не углубляться в детали. К тому же вы имеете возможность хотя бы чуть-чуть познакомить ребенка с «правильной» литературой, музыкой. То есть заложить основу того, что затем поведет его в консерваторию, на оперу или серьезный спектакль, заставит открыть хорошую книгу или сходить в картинную галерею.

Как писать сценарий?

1. Сокращайте пьесу до самого минимума, оставьте из всего произведения только самое главное — сюжет. Это тоже дает сильный художественный эффект: представьте «Гамлета», сыгранного за пять минут. По‑настоящему великие произведения от этого не проигрывают, а еще больше поражают. 2. Разбейте пьесу на несколько самых важных, узнаваемых сцен. В каждой из них может быть буквально по несколько реплик, которые коротко передадут суть происходящего. 3. Выберите жанр. Как вы понимаете, опера и балет требуют долгих репетиций. Но есть, например, теневой театр — занавеска и плоские куклы изготавливаются очень быстро, а выглядит все эффектно. Есть бумажный театр, в котором достаточно вырезанных из бумаги кукол и декорации-задника. 4. Найдите музыку . Чем более она будет серьезной — пусть даже тема произведения не будет иметь отношения к теме спектакля, — тем лучше. Лучше, если музыка будет сопровождать все действие. И обязательно найдите торжественную мелодию для поклонов.

Как репетировать?

Прежде всего должен быть один человек, который все готовит. Должен быть главный режиссер, кто точно знает, когда спектакль будет готов и как он будет выглядеть.

Этот человек может без лишней суеты приготовить все заранее, например, мама подходит к ребенку и говорит: «Можешь мне нарисовать замок принца, череп, шпагу…» Ребенку интересно и не трудно минут двадцать порисовать, а у мамы уже есть декорации для бумажного театра.

Затем мама (которая чаще всего и бывает главным режиссером) идет к папе и как бы невзначай просит его найти в Интернете какую-нибудь торжественную музыку, что-нибудь патетическое. Папа через пять минут это находит, записывает — и вот готов саундтрек спектакля.

И совершенно необязательно всех накручивать. А уж после того как все подобрано, подготовлено, музыка записана и реквизит сделан, главный режиссер принимает решение всех собрать и «одним рывком» сделать спектакль.

Как сделать сцену и зрительный зал?

Мы играем в театр. И чем больше будет атрибутики академического театра, тем лучше это будет выглядеть и тем веселее будет всем. Сделайте программки и афиши, где укажите не только первый, но и второй состав исполнителей (например, вместе бабушки, если что, будет играть дедушка). Поставьте ребенка у дверей комнаты, чтобы он предлагал занимать места в зрительном зале. Предложите бинокли. Очень ровно расставьте зрительные ряды и пронумеруйте их. Раздайте билеты. Подсветите рампу (направив на нее две настольные лампы), дайте три звонка ипопросите выключить мобильники, погасите свет. Эта игра может продолжаться сколько угодно, гораздо дольше самого представления, и дольше, чем это бывает в театре (особенно если кто-то из зрителей застрял в пробке).

Объявите, что начал работать буфет, и начните выдавать напитки и бутерброды. И не забывайте главное — вы, в отличие от профессиональных режиссеров и актеров, обречены на успех!

Конечно, трехлетке совсем неинтересно играть Гамлета или что-то в этом роде. Он не понимает этого. А вот оказаться в ситуации, когда он стоит на сцене, а все зрители очень раду тому, что он делает, — это как раз для него очень важно. Потому что ребенку вообще очень важно делать так, чтобы это нравилось окружающим. Кстати, артисты тем и отличаются от остальных людей тем, что у них этот период продолжается до старости — им очень важно знать, правильно ли они делают и нравится ли это окружающим.

Не надо ребенка мучить театром: репетировать много раз, объяснять слишком подробно суть. Просто коротко расскажите ему сюжет — поверьте, это будет именно то, ради чего большинство людей приходит в театр. А затем ставьте простые задачи: «Ты бежишь сюда, кричишь и падаешь».

Для изготовления декорации в бумажном театре возьмите бумажный ролик вроде бумаги для факса. Нарисуйте на нем декорации по порядку следования сцен. Затем закрепите ролик с двух сторон на двух бутылках. У вас есть декорации, которые вы меняете, просто прокручивая ролик назад или вперед. И зрители сразу понимают, в каком месте происходит сцена. Здесь можно много чего придумать, например, вырезать в декорации окошки, за которыми будут мелькать фигурки людей.

Семья Озолиных Маргарита, Андрей, Илья

Маргарита и Андрей давно и серьезно увлечены театром. Маргарита в детстве занималась в знаменитой театральной студии ДК «ЗИЛ» и даже пробовала поступать в театральный институт на актерское отделение. А когда не получилось стать актрисой, пришла в профессию культорганизатора. Андрей по профессии инженер. Он пришел в ту же студию, но уже позже, во время учебы в техническом институте. Со временем Андрей получил второе образование — драматурга, стал писать пьесы, некоторые из которых уже поставлены в российских театрах. Теперь они вместе работают методистами в культурном центре «Южный» (ДК «АМО ЗИЛ») и надеются воплотить в жизнь проект «Театр для всех», в котором хотят дать шанс реализовать способности непрофессиональных драматургов, актеров, режиссеров.

«Мы занялись постановкой семейного спектакля в основном из-за сына Ильи. Он мечтает стать киноартистом, вот мы и помогаем ему приближаться к своей мечте», — говорит Маргарита. В фестивале семейных театров Озолины участвуют второй год. В прошлом году они дошли до финала со спектаклем по сказке Джанни Родари, а в этом — стали победителями.

Для постановки Озолины выбрали малоизвестную сказку Острида Пройслера «Разбойник» и написали по ней пьесу «Ничего тут не поделаешь, такие уж мы есть». Главные герои этой сказки — персонажи из немецкого фольклора Каспель и Сеппель (аналоги нашего Петрушки). Их играют Маргарита и Илья. Андрей исполняет роль полицейского и вора в одном лице. Самое сложное, по их словам, было уложиться в 10 минут, а это являлось одним из обязательных условий выступления на фестивале. «У нас получилась политическая сатира на злобу дня, — говорит Андрей, — про полицейского, который одновременно был разбойником, и весь спектакль сам себя ловил. Тема эта сейчас острая, поэтому зрители принимали наш спектакль очень хорошо». Репетировали они спектакль 3 недели. Больше всего боялись, что Илья растеряется на сцене, но он показал себя как настоящий артист и не забыл ни одного слова.

Семья Дороховых Анатолий Дмитриевич, Тамара Павловна, их дети Наталья и Павел, невестка Ирина, внуки Максим и Антон


Эта большая, веселая и очень дружная семья все время живет играючи. Спектакль на фестивале семейных театров — всего лишь один из эпизодов их творческой жизни. Душа и мотор семьи — старшее поколение, Тамара Павловна и Анатолий Дмитриевич. Она — бывший преподаватель-историк, он — в прошлом электромеханик. Уехав несколько лет назад из города и став увлеченными фермерами, они все время собирают в своем доме родных, друзей, соседей. На Новый год у них — праздники с Дедом Морозом, собственный каток на пруду, на Пасху — гулянья с масками и костюмами. Да и так, без повода, собираются друзья — прочитать новые стихи, послушать, как поют Тамара Павловна и дочь Наташа, отметить дни рождения…

А на юбилей Тамары Павловны любящий муж подарил ей… театр! Он построил небольшое здание из стекла на берегу пруда, так что теперь для их спектаклей и концертов всегда есть настоящие сцена и зрительный зал.

На фестивале семья показала спектакль по трем басням Крылова — «Стрекоза и муравей», «Квартет» и «Обоз», в котором приняла участие вся семья. Анатолий Дмитриевич собственноручно сделал все декорации — целый месяц придумывал, выпиливал, красил. Тамара Павловна писала сценарий (она всю жизнь пишет и прозу, и стихи), шила костюмы и собирала всех на репетиции. «Самый талантливый артист у нас — это Максим, мой младший внук, — утверждает она. — Он просто прирожденный актер!» Семью объединяет театр

Мнение эксперта Владимир Науменко, актер, директор Второго Московского фестиваля семейных театров «Сказка приходит в твой дом» По ходу работы над спектаклем люди имеют возможность другого взгляда и на себя, на свои достоинства и недостатки, на отношения внутри семьи. Ведь театр обладает способностью увеличительного стекла — он укрупняет и плохое, и хорошее. Кроме того, с помощью театра родители воспитывают своих детей. Причем средствами весьма экономичными: ведь ребенок знакомится и с драматургией, и с литературой, и с музыкой, и со сценическим движением (а любое движение на сцене становится сценическим).

А еще театральное творчество объединяет семью, ведь у них появляются причины для того, чтобы собраться вместе — причем собраться не для того, чтобы поесть и выпить, а для выполнения общего дела. Именно поэтому девизом нашего фестиваля стали слова «Счастливы быть вместе».

В семейном театре главным становится не мастерство, а отношения артистов, их умение поддерживать друг друга. С другой стороны, тот контакт, который возникает на сцене, потом перемещается и в каждодневные отношения, меняя их и делая лучше. И в этом смысле театр дополняет жизнь, а жизнь — театр.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!