Род, семья, племя. Сущность и разнообразие социальных общностей людей

Семья – «малая общность людей», Участники «которой» Связаны «жизнью быта, взаимной помощью, нравственной и правовой ответственностью».

«Ранняя» Семья (Общность Людей) Имела Главу (Патриарха) - Отца; Включала Его Потомков из Числа Мужчин с Их Жёнами и Детьми, а также «домашних» Рабов (Пример - Семья Сына Человека Авраха ма). «Поздняя» Семья – (Это) Колено (Шевет) Каждого из Сынов (в Том Числе Их Потомков) (Сына Человека) Йакова-Йисраэль.

Семья Создаётся на Основе Выбора Зрелого (Телом) Молодого Мужчины и Согласия Зрелой (Телом) Молодой Женщины. Создание Семьи Определяется Возрастом Мужа (от 25 лет и Более) и Жены (от 20 лет и Более) и Разницей в возрасте Их Тел не Менее 5 лет (Мужчина Должен Быть Старше Женщины). Устойчивость Отношений в Семье Определяется Уровнем Нравственного Воспитания и Мужа и Жены и Осознанием (Каждым из Них) Ответственности за Создание Союза (Объединения, Общества). {Ответственность – (Это) Ясное Осознание Обязанности (Долга) Исполнения (однажды) Определённого (ОПРЕДЕЛЁННОГО) Служения и Готовность Отвечать за Личные Поступки (при Исполнении Служения).}

{«Ответственность – определённость, надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков (действий). Ответственность – это не вина, это уверенность. {Вина – (Это) не Реализованная Ответственность (не Исполнение Обязанности и Отсутствие Готовности Отвечать за Личные Поступки).} Ответственность (…) включает в себя личную подотчётность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих. Ответственность – это умение объяснить и показать, как ты добился этого результата. Ответственность – это способность влиять на ход событий. Ответственность – совокупность действий (мер), исполнение которых позволяет личности безопасно достигать желаемого.» «По субъекту ответственность делят на индивидуальную и коллективную». «В современной теории права ответственность подразделяется на два вида – позитивную и негативную. Позитивная ответственность возникает из обязанности совершать положительные, полезные для общества функции и реализуется в регулятивных правоотношениях, в которых обязанная сторона находится в положении подотчетности и подконтрольности, а негативная ответственность – в связи с совершением правонарушения правонарушителем, который подвергается за содеянное соответствующим правовым санкциям, неблагоприятным для него.»}

Племя – «тип» Этнической Общности («вид устойчивой социальной» Общности Людей) и «социальной организации» Первобытного Общества (Пример - Племя Сына Человека Йакова).

Род – «организованный общественный строй», Объединённый Кровным (- через Кровь) Родством; «ряд (линия)» Поколений Потомков, Происходящих от Одного Предка {Пример - Род Господина Йакова-Йисраэль, Состоящий из 12 Семей (Колен, Шевет) Его Сынов (в Том Числе Их Потомков); Люди Рода Йисраэль}.

Народность – «исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей».

Нация (от лат. natio - «племя, род») – «устойчивая общность людей, образовавшаяся в процессе исторического формирования на их территории проживания, на установившихся экономических связях, на литературном языке, на особенностях культуры и душевного облика (Характера)».

Складывается из Племён и Народностей.

Народ – «население страны»; «форма исторически сложившихся» Общностей Людей (из Племён, Народностей, Наций).

Подробнее - (Для Лояльного и Отзывчивого Человека)

Этнос - исторически сложившаяся группа людей. Этнический- связь, принадлежность к какому либо народу. Род -1-й этнический коллектив доклассового общества., обладающий общностью происхождения, общим языком, обычаями, верованиями и т.д. Экономической основой рода была первобытно- общинная собственность и уравнительное распределение продуктов. Племя - более крупная общность. Оно состояло из нескольких родов, где наряду с собственностью рода была и собственность племени. Появилась управленческая верхушка. Народность, такая форма общности, при которой люди, проживая на одной территории связаны особенностями культуры, норм жизни, которые закреплены в обычаях и традициях. Народность складывалась, как правило, в рабовладельческих обществах. Нация - устойчивая совокупность людей, которые связаны общим языком, территорией и общностью экономической жизни, а также особенностью психологии, закрепленной в чертах культуры данного народа. Здесь мы видим четкие различия одного народа от другого.

СЕМЬЯ - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития ~ в нации. Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность..НАЦИЯ - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Национальные отношения в мире одни из самых важных и в некоторых районах - самые беспокойные, вызывающие войны, революции и пр. А вместе с ними, понятно, огромную роль играет и идеология (обоснование) этих отношений - национализм. Его можно определить как всемирное восхваление своих народа, страны, религии и т.п. Нации, не имеющие собственного государства, порой стремятся создать его, и - напротив господствующие народы стремятся подавить такие желания.

В разных местах на первый план могут выйти те или иные показатели: религия, язык, обычаи и др. Национальные отношения заключаются в том, каким образом уживаются эти различия; существует ли вражда, ненависть, противостояние, или, напротив, мир, согласие, взаимопонимание; смотрят ли на человека прежде всего с позиции: кто он по национальности, или, напротив, это последнее дело; как относятся к межнациональным бракам и т.п. Важны и формы поддержки национальных особенностей



Семья - важнейший элемент соц. структуры. Положение семьи, показывает степень его продвижения по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для соц. развития. Чтобы укрепить позиции семьи правительствами многих стран принимаются спец. меры. Они включают в себя различного рода пособия и финансовые льготы, отпуска для ухода за маленькими детьми, создание дошкольных детских учреждений, приспособление режимов рабочего дня к нуждам семей.

Понятие и условия возникновения политических отношений в обществе. Понятие политической власти. Политическая система общества и ее элементы.

Политика возникает там, где возникают различные интересы. Политика связана с борьбой за власть.

Власть – это навязывание воли одного субъекта другому или другим субъектам.

Власть может носить как формальный, так и неформальный характер.

Виды власти: материальная (экономическая), социальная, политическая.

Политическая система общества:

Политический субъект (отдельные люди, партия, нация, государство)

Политические отношения (любые отношения, связанные с борьбой за власть)

Политические идеи (коммунистические, фашистские, монарх.)

Политическая культура (знание + деньги)

Политические интересы

Политика – это отношения между государствами, классами, нациями, соц. группами по поводу власти

Государство, его сущность, происхождение и функции, выполняемые в обществе.

Государство- особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом. Государство – это ядро политической системы, занимающая центральное место в ней. Теологическая теория происхождения государства получила своё распространение в средневековье, в трудах Фомы Аквинского



По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть - вечна и незыблема, а зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всём.

Материалисти́ческая (маркси́стская) тео́рия происхожде́ния госуда́рства связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля и др. Они обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства.

Социальную структуру общества образуют крупные, более или менее устойчивые социальные объединения людей и взаимоотношения между ними. Эти объединения формируются под непосредственным воздействием труда, экономической жизни общества в целом.

В социально-экономической структуре общества различают структуры первого и второго порядка. К структуре первого порядка относят крупные, имеющие исторический характер социальные объединения индивидов, получившие название исторических общностей людей. В структуре второго порядка выделяют, прежде всего, классы.

Исторические общности людей – это крупные, устойчивые объединения, обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка и т.д.

Существует 3 типа исторических общностей людей.

1. Род. Его основа – кровнородственные связи. Экономические отношения выступают здесь в оболочке родственных связей. Сюда же можно отнести и племя как объединение нескольких родов.

2. Народность. Возникает в рабовладельческом и феодальном обществах. Экономической основой формирования народности служат частный труд и частная собственность. Народность складывается как результат слияния разных племен, утраты ими экономической, территориальной, языковой самостоятельности и формирования на их основе общей материальной и духовной культуры, единой территории, языка, позднее и государства.

3. Нация. Нации формируются из людей различных племен и народностей вследствие обобществления производства, создания единого рынка. Нация характеризуется общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада, проявляющегося в национальном характере и культуре. Свойственная ей экономическая общность имеет более глубокий и универсальный характер в силу господства капиталистического товарного производства с присущим ему разделением и кооперацией труда, товарно-денежными отношениями. Нация – продукт буржуазной эпохи.

Нация и национальность

Следует различать понятия нация и национальность. Национальность отождествляется с этносом, этническим происхождением.

Этнос – совокупность людей, обладающих генетически обусловленными и более или менее выраженными общими типичными внешними признаками, общей культурой, языком, этническим самосознанием, общей территорией, которую данная этническая группа воспринимает как свою страну.

Существуют разные концепции в понимании нации:

Семенов: гражданская концепция нации. Нация – это совокупность проживающих в стране людей.

Тишков: инструментальная концепция. Нация – понятие, которое придумали политики, чтобы решать свои политические проблемы. Нация – средство для политической мобилизации населения.

Нация – это исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и психического склада.

Раньше нация и национальность совпадали, но с развитием экономических отношений, миграцией эти понятия разделились. Главная черта нации – общность экономического уклада.

3 периода в формировании наций.

1. Эпоха становления капитализма. В это время народность превращается в нацию.

2. Распространение капитализма из развитых стран. Это связано с колониальной политикой, когда колонии лишались возможности формировать собственную нацию.

3. Крах колониальной системы. Бывшие колонии получали независимость, это завершило формирование наций.

2 тенденции в развитии наций при капитализме:

· складывание наций, пробуждение национальной жизни

· усиление связей между государствами ломает национальные границы, делает их прозрачными.

Существует такое понятие как глобализация.

Национальные проблемы современности

В современном обществе существует множество национальных проблем.

Национализм: склонен преувеличивать национальные особенности. Происходит восхваление национального, но в то же время пренебрежение к другим нациям и народностям.

Шовинизм – крайняя форма национализма. Ненависть к другим национальностям, стремление уничтожить другие народы как вид.

Часто национализм сочетается с расизмом.

Космополитизм: игнорирует всякие национальные особенности, отвергает их существенное значение. Это своего рода навязывание своего образа жизни другим странам.

Но существует и такое понятие как интернационализм, который проявляется во взаимном уважении национальных особенностей любых народностей.

Существует 2 модели интеграции полиэтнического населения:

1. ассимиляционная (интеграционная) модель: одно государство – одна нация. Люди, приезжающие в страну, могут влиться в общество, если они усвоят национальную культуру.

2. мультикультурная модель. Оставляет право национальным меньшинствам иметь свои национальные особенности.

Национальные проблемы России возникли в 80-90 годы. Конечно, еще при царизме господствовала политика неравноправия, но проблема не была такой острой.

СССР: добровольное объединение равноправных народов. Но во время правления Сталина происходило упрощение этнической структуры государства путем переселения народов.

Современные проблемы России:

1. нерегулируемая этническая миграция, в основном за счет стран СНГ, Китая, Кореи).

2. проблема коренных малочисленных народностей. Они получили статус автономных округов, их население вымирает от алкоголизма.

Также существуют межэтнические противоречия между национальностями. Также существует этнофобия русских, например, на территории Прибалтики.

Также существенной проблемой является сокращение численности населения, в основном за счет русских.

Брак и семья, функции семьи

Брак – исторически обусловленная, и санкционированная, и регулируемая обществом форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Семья – основанная на браке и на кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.

Признаки семьи:

1. Кровнородственный.

2. Единая экономическая основа.

3. Совместное проживание и разделение обязанностей в семье.

4. Особое отношение, забота членов семьи друг о друге.

Функции семьи:

1. Воспроизводство рода.

2. Экономическая ячейка общества.

3. Воспитательная.

4. Рекреационная(восстановительная).

В современном мире существует около 40 млн. семей, т.е. 90% людей живут в семьях.

Также существует тенденция к упрощению структуры семьи:

Супруги + 1ребенок.

12% семей живут с родственниками, 13% неполных семей.

Интересным фактом является то, что средний возраст вступающих в брак растет. Также 25% семей не собираются заводить детей, что неизбежно приводит к снижению рождаемости.

По сравнению с 90-ми, увеличилось количество разводов с 30% до 50% (г.Пермь – 80%).

43% детей в Пермской области рождается вне брака. В среднем на семью рождаемость составляет 1,2 ребенка.

Из 100 тыс. человек 221 погибает от несчастных случаев, в Перми 318 из 100 тыс., из которых 54 – от алкоголя,55 – самоубийства.

Но с 2000г. происходит всплеск рождаемости.

300тыс. детей считаются без вести пропавшими, 3-6млн. беспризорных детей.

Факторы, влияющие на уровень рождаемости:

Экономический

Жилищные условия

Уровень госпомощи

Ежемесячное пособие – 70 рублей на ребенка.

Пособие по родам – 8000 руб., на 1-ого – 1500, на 2-ого – 3000.

Существует достаточно большая детская, материнская смертность из-за медобслуживания, кстати 7 из 10 беременных делают аборт.

Половозрастная структура общества:

Женщин – мужчин = 10млн.чел.

Продолжительность жизни мужчин 58 лет, женщин – 72, в Перми 56 и 67 лет соответственно.

Ужасающий факт – сейчас в РФ умирает в 2 раза больше человек, чем рождается. С 1991-2001гг. убыль населения составила 7,9млн. человек.

60тыс. суицидов в год наблюдается в нашей стране, к 2025г. нас будет уже 125млн. человек, а к 2050г. – 100.

Исторические общности людей – это крупные, устойчивые объединения, обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка и т.д.

Род. Его основа – кровнородственные связи. Экономические отношения выступают здесь в оболочке родственных связей. Сюда же можно отнести и племя как объединение нескольких родов.Первой И.Ф.О. людей является род - организация первобытного общества, основанная на кровном родстве, коллективном владении средствами производства, общности элементов первобытной культуры, языка, традиций и т.д. Потребность в устойчивом коллективе людей, способных к согласованным действиям, к непрерывному ведению хозяйства была порождена необходимостью развития производительных сил и поддержания существования рода. Первобытному способу производства лучше всего отвечала родовая организация людей. На этой стадии развития общества производственный коллектив мог образоваться лишь на основе естественного родства и род, в отличие от первобытного стада, стал таким устойчивым коллективом.

Формой более широкой этнической общности, свойственной первобытно-общинному строю, является племя , которое, как правило, состояло из нескольких родов. Племена основывались также на родовых отношениях, кровнородственных связях людей. Принадлежность человека к племени делала его совладельцем общей собственности и обеспечивала участие в общественной жизни. Поэтому племя обладало теми же признаками, что и род. Каждое племя имело собственное имя, территорию, общность экономической жизни, языка, обычаев, нравов, культовых обрядов. Следует отметить, что родоплеменные отношения имели широкое распространение не только в период развития первобытно-общинного строя. Многие черты, присущие таким отношениям сохранились в той или иной форме и в современную эпоху среди многих народов Азии, Латинской Америки и Африки.

Исторический процесс развития производительных сил и производственных отношений привел к разрушению родо-племенных отношений. Разложение первобытного и появление классового общества способствовало появлению новой исторической общности народности. Народность как общность людей формируется с возникновением частнособственнических отношений. Развитие частной собственности, обмена, торговли разрушило былые родо-племенные связи, породило новое разделение труда и классовое расслоение. Кровно-родственный принцип объединения людей уступил место территориальному. Народность складывается из близких по происхождению и языку племен. Известно, например, что немецкая народность сложилась из различных германских племен, польская из славянских и т.д.



Народность. Возникает в рабовладельческом и феодальном обществах. Экономической основой формирования народности служат частный труд и частная собственность. Народность складывается как результат слияния разных племен, утраты ими экономической, территориальной, языковой самостоятельности и формирования на их основе общей материальной и духовной культуры, единой территории, языка, позднее и государства.Для народности как исторически сложившейся общности людей характерны такие признаки, как общность территории, экономические связи, единый язык и культура и т.д. Возникнув в рабовладельческом и феодальном обществе, народности сохраняются и даже формируются вплоть до наших дней.

Но история общества развивается дальше, развитие материального производства приводит к тому, что на смену натуральному хозяйству приходит товарное производство, ликвидируется экономическая раздробленность, укрепляются экономические и культурные связи между народностями. Все это способствовало тому, что в период развития капиталистических отношений появилась новая историческая общность людей нация для которой наряду с другими признаками (общая территория, язык, нравы, традиции и т.д.), главным является общее экономическое пространство, развитая экономика и культура. Нации образуются из многих или нескольких народностей. Так, хорошо известно, что русская нация сложилась из нескольких славянских народностей. Это же можно сказать о многих нациях, населяющих различные материки и континенты земного шара.

Нация - это такая историческая общность людей, которая имеет общую территорию, язык, культуру и, главное, общую экономику. Такие исторические общности людей, как народности и нации, играют большую роль в жизни общества, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели. При этом важно иметь в виду, что хотя национально-освободительное движение выступает одним из мощных факторов общественного прогресса, но оно не только не отодвигает на задний план борьбу классов, но часто выступает в союзе с ней. Нации формируются из людей различных племен и народностей вследствие обобществления производства, создания единого рынка. Нация характеризуется общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада, проявляющегося в национальном характере и культуре. Свойственная ей экономическая общность имеет более глубокий и универсальный характер в силу господства капиталистического товарного производства с присущим ему разделением и кооперацией труда, товарно-денежными отношениями. Нация – продукт буржуазной эпохи.

Следует различать понятия нация и национальность. Национальность отождествляется с этносом, этническим происхождением.

Этнос – совокупность людей, обладающих генетически обусловленными и более или менее выраженными общими типичными внешними признаками, общей культурой, языком, этническим самосознанием, общей территорией, которую данная этническая группа воспринимает как свою страну.

Существуют разные концепции в понимании нации:

· Семенов: гражданская концепция нации. Нация – это совокупность проживающих в стране людей.

· Тишков: инструментальная концепция. Нация – понятие, которое придумали политики, чтобы решать свои политические проблемы. Нация – средство для политической мобилизации населения.

Нация – это исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и психического склада.

Раньше нация и национальность совпадали, но с развитием экономических отношений, миграцией эти понятия разделились. Главная черта нации – общность экономического уклада.

3 периода в формировании наций.

1. Эпоха становления капитализма. В это время народность превращается в нацию.

2. Распространение капитализма из развитых стран. Это связано с колониальной политикой, когда колонии лишались возможности формировать собственную нацию.

3. Крах колониальной системы. Бывшие колонии получали независимость, это завершило формирование наций.

2 тенденции в развитии наций при капитализме:

· складывание наций, пробуждение национальной жизни

· усиление связей между государствами ломает национальные границы, делает их прозрачными. Существует такое понятие как глобализация.

В социальной структуре общества важная роль принадлежит также семье , как одной из малых социальных групп людей. Семья представляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, определенными юридическими нормами. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностями общества. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя различные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии, выполняя целый ряд важных социальных функций.

Семья, как определенная общность, складывается под влиянием множества факторов. Здесь прежде всего оказывают воздействие факторы природного порядка: удовлетворение потребностей в продолжения рода. Большое влияние на семью как социальную общность оказывает материально-производственная жизнь общества, состояние экономики, возможности развития материальной сферы семьи. Не менее важное значение в этом плане имеют возможности в удовлетворении духовных запросов, проявление чувства взаимной любви, уважения, заботы между членами семьи.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях.

Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и др.

Семья это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности.

Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи трудно переоценить.

Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороны государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий.

Мифология

Наряду с религией и искусством в первобытном обществе происходит становление еще одной формы общественного сознания – мифологии. Мифы – ведущая форма словесного, речевого выражения мировоззрения первобытного человека. Миф в переводе с греческого означает «предание», т. е. знания, переданные предками. В мифах в яркой образной форме закреплялось и передавалось новым поколениям накопленное знание. Мифы не просто рассказывали о прошлом, а объясняли существующий порядок вещей и утверждали его, ссылаясь на авторитет предков. Поскольку темп развития истории был крайне низок и на протяжении многих поколений жизнь людей оставалась в основных чертах неизменной, то опыт предков представлялся бесспорной истиной и примером для подражания. Миф мог давать очень наивное с нашей точки зрения объяснение окружающего мира, но оно практически «работало» и было достаточным для первобытного человека. Мифы тесно связаны с магией и религией, поскольку именно в мифах получали объяснения магические и религиозные обряды. Однако мифология по своему содержанию шире, чем религия. В мифах отражались не только представления религиозного характера, но и бытовой опыт людей.

О мифологии первобытного общества дают представление мифы наиболее отсталых народов современного мира, например аборигенов Австралии. Мифы австралийских аборигенов тесно связаны со всеми важными сторонами жизни рода. Они объясняют обряды, охотничьи ритуалы. Миф в ходе обряда взаимодействует с песней и танцем. Все они посвящены одной теме и цели.

Эта тесная связь, нерасчлененность различных аспектов общественного сознания (искусства, религии, мифологии) – характерная черта культуры первобытного человека. В науке данная черта называется синкретизмом (от греческого synkretismos – соединение). По мере развития культуры будет идти процесс обособления разных форм общественного создания.

По своим биологическим качествам человек не мог выжить в одиночку или в рамках очень малой группы. Самой ранней формой социальной организации людей было то, что антропологи назвали «первобытном стаде», для которого характерны беспорядочные половые связи – промискуитет .

Постепенно эта форма социальной жизни сменилась первобытной общиной. Характерная особенность последней экзогамия , т. е. запрет на браки между близкими родственниками, а затем и на браки внутри одного рода, ибо они вели к ослаблению потомства и вымиранию. Экзогамия способствовала формированию парной семьи , поскольку женщин отвоевывали или обменивали и поэтому закрепляли за определенными мужчинами. Формирование парной семьи способствовало воспитанию детей. Но не семья, а родоставалсяосновной социальной и производственной единицей у охотников и собирателей, поскольку, как уже отмечалось, семья не могла выжить в одиночку. Потребности выживания диктовали две основные черты родового строя: совместное производство и совместное потребление.



Все члены общины выполняли определенную работу в соответствии с возрастом, полом, личными способностями и вносили разный вклад в общее дело. Однако потребление добытой пищи носило совместный и во многом уравнительный характер. Причина проста: род мог выжить, если каждый делился со всеми своей добычей. В то же время уравнительность не была абсолютной. Удачливый охотник всегда имел право на лучшие куски мяса, копье и т. п. Следовательно, можно говорить о том, что в общине сочетались два принципа распределения: уравнительный и по труду, по заслугам.

Родовой коллектив имел своего лидера – вождя. Вождем человек становился в силу своих личных качеств. В науке это называется меритократией – правлением в силу достоинств. На каком-то этапе роль вождя закреплялась и в религиозных представлениях. Этому способствовало то, что вождь часто исполнял важные религиозные и магические обряды. Считалось, что вождь связан с особой силой и находится под ее покровительством.

Вождь опирался на совет и авторитет наиболее опытных мужчин. Важные вопросы решались всеми мужчинами рода, возможно, и женщинами тоже. Матриархат как стадия господства женщин в семье или роде не зафиксирован. У охотников и собирателей роль мужчины как главного добытчика и защитника была бесспорна.

Не менее важную роль в регулировании жизни общины играли обычаи, устоявшиеся традиции – результат совокупного опыта. Их власть была большей, чем власть вождя, который опирался на обычаи и следил за тем, чтобы они исполнялись. Не следует идеализировать и общинную демократию. Она проявлялась в относительном равенстве прав мужчин при решении важных вопросов, в частности при выборе вождя, но далее власть вождя могла быть достаточно авторитарной, и контроль снизу включался лишь в случае грубых ошибок вождя, которые угрожали самому существованию общины.

Тенденции развития рода. Размеры первобытного трудового коллектива были обусловлены конкретными потребностями в объединении усилий членов рода в их хозяйственной деятельности. Для охотников оптимальной численностью общины было 30–50 человек. Как только род выходил за этот оптимум, он распадался на два, и они, как правило, не теряли между собой связи. Так возникала новая более широкая форма социальной организации людей – союз нескольких родов, который принято обозначать термином племя .

Племя выполняет две основные функции. Во-первых, внутри племени заключаются браки, поскольку род был экзогамен. Во-вторых, племенной союз мог играть важную роль для совместной защиты территории от чужаков. Там, где эта проблема актуальна, росла роль межобщинных связей и вождя племени: военная опасность требовала концентрации власти.

Другой тенденцией развития рода было укрепление роли семьи . По мере роста производительности труда возникали условия для превращения семьи в основную производственную ячейку, поскольку семья могла себя обеспечить всем необходимым. Можно говорить о закономерности: чем выше степень развития производительных сил, тем больше степень обособления семей внутри рода. Иными словами, степень коллективизма определялась объективными потребностями выживания людей. Охотники и собиратели не вышли за пределы родового строя. Род был главной социальной ячейкой на этой стадии развития общества. Он сохранял свое значение в течение долгого времени. И в настоящее время в мире много народов, у которых крепки родовые связи.

Первобытное общество завершило свое существование в результате неолитической или аграрной революции : переходу от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Этот переход коренным образом изменил образ жизни людей. Охота и собирательство объективно разобщали людей, которые были вынуждены жить небольшими группами и постоянно передвигаться по большим территориям. Земледелие и скотоводство давали возможность людям перейти к оседлому образу жизни. Они давали более широкие возможности для питания большего числа людей на меньшей территории. Человек стал жить крупными поселениями, а это стимулировало прогресс: опыт и достижения отдельных людей быстро становились достоянием многих. Так создавались предпосылки для возникновения древнейших цивилизаций.

Глава 2. Культура Древнего Шумера

Переход к земледелию и скотоводству начался ранее всего в регионе Ближнего Востока. Там уже в 6 тысячелетии существовали крупные поселения, жители которых владели секретами земледелия, гончарного производства и ткачества . К рубежу 3-го тыс. в этом регионе начали складываться первые цивилизации.

Как уже отмечалось, родоначальник антропологии Л. Г. Морган использовал понятие «цивилизация» для обозначения более высокой стадии развития общества, чем варварство. В современной науке понятие цивилизация используется для обозначения стадии развития общества, на которой существуют: города, классовое общество, государство и право, письменность.

Те черты, которые отличают цивилизацию от первобытной эпохи, зародились в 4 тыс., и в полной мере проявились в 3-м тыс. до н. э. в жизни людей, освоивших долины рек, текущих в Месопотамии и Египте. Позднее, в середине 3-го тыс. стали складываться цивилизации в долине реки Инд (на территории современного Пакистана) и в долине реки Хуанхэ (Китай).

Проследим процесс становления и развития первых цивилизаций на примере месопотамской цивилизации Шумера.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!