Художественная культура и искусство древнего шумера. Культура двуречья

Туппум глиняная табличка из Шуруппака, ок г. до н. э.


Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (гг. до н. э.) реконструкция план храма « Белый храм » в Уруке. Конец IV тыс. до н. э.


Шумерские храмы строили на утрамбованной глиняной платформе. К ней вели длинные лестницы или пандусы - пологие наклонные площадки. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм не имел окон, свет проникал в помещения через проемы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Фрагмент шумерской мозаики на полуколоннах Красного здания в Уруке


Стены платформы, так как и стены храма, красили, отделывали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами – лопатками. Храм – низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором – не имело окон. На одной стороне помещалась статую божества, на другой - стол для жертвоприношений.


Наиболее распространённым типом скульптуры был Адорант (от лат. « восхищающийся, молящийся ») фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня, а позднее глины, устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека. На плече одоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.








« Штандарт » из гробницы в Уре. Панель войны. III тыс. до н. э. Британский музей, Лондон. Мозаика из перламутра, ракушек, красного известняка и ляпис - лазури. Под колёсами влекомых куланами тяжёлых колесниц гибнут противники. Израненных и униженных пленников приводят к царю. На другой панели изображена сцена пиршества. Пирующих увеселяют игрой на арфе.


Штандарт войны и мира пара инкрустированных декоративных панелей, обнаруженная экспедицией Л. Вулли при раскопках шумерского города Ур. На каждой из пластин на лазуритовом фоне в три ряда выложены перламутровыми пластинками сцены из жизни шумер o в. Артефакт датируется серединой 3- го тысячелетия до н. э. Размеры 21,59 на 49,53 см.










В 2003 г. До н. э. Шумера и Аккада прекратило своё существование, после того как в его пределы вторглось войско соседнего с ним Элама и разгромило столицу царства - город Ур. Период с 20 по 17 в. до н. э. называют старовавилонским (столица Вавилон). Правитель Хаммурапи (гг. до н. э.)






Государства, созданные хеттами и хурритами существовали недолго, но их творчество отразилось в искусстве последующих эпох. Хеттское царство, возникшее в 18 в. до н. э., достигло расцвета к вв. Военная мощь позволяла ему конкурировать с Египтом и Ассирией. Однако в конце 12 в. до н. э. оно погибло от нашествия кочевых племён – так называемых « народов моря ».











Мощное, агрессивное государство, чьи границы в период расцвета простиралась от Средиземного моря до Персидского залива. Ассирийцы жестоко расправлялись с противником: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, переселяли целые народы. Но в то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покорённых стран, изучая художественные принципы чужеземного мастерства. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик.














Судьба Нововавилонского царства поражает драматическим чередованием взлётов и падений. История Вавилонии – бесконечная череда военных конфликтов. Только после того как Ассирия прекратила своё существование, Вавилония смогла достичь главенствующего положения в Передней Азии. Период её расцвета наступил в правление Навуходоносора II (гг. до н. э.).

Скульптура Шумера, как и другие виды искусства, развивалась, менялась и совершенствовалась постепенно. На что вполне закономерно влияли политические, экономические, природные изменения; войны, меняющаяся власть, характер правления, религиозные устремления (предпочтения), имущественное расслоение общества и другие социальные проблемы. шумерийцы культура скульптура статуэтка

Не вызывает сомнений то, что впервые в обиходе древних шумерийцев скульптура появилась в виде форм малой пластики - статуэток культового значения. Древнейшие из найденных, датируются периодом Убайд - 4000-3500 гг. до н.э. Это глиняные статуэтки женских и мужских божеств плодородия. Характерными чертами этих статуэток является нерасчлененная, обобщенная лепка нижней части - ног. При этом - ясное выделение объемов и расчлененность верхней части статуэток - их голов, плеч, рук. Все они отличаются стройными пропорциями, четко воспроизведенными основными формами тел, а также признаками пола; фантастическими, похожими на лягушачьи или змеиные, головами.

В наступившие затем периоды Урук (3500-3000 гг. до н.э.) и Джемдет-Наср (3000-2850 гг. до н.э.), создаются первые монументальные культовые и общественные здания. Но скульптура практически полностью отсутствует в их оформлении. К началу 3 тысячелетия до н.э. относится единственный и уникальный в художественном плане образец настенной храмовой скульптуры - мраморная женская головка из Урука. Стесанная сзади, она крепилась к стене и, предположительно, представляла собой богиню плодородия, любви и разврата Инанну. Глаза богини, выразительные и широко раскрытые, были инкрустированны, что в последствии будет часто использоваться шумерийцами, как символ всевидения, доступного божествам.

Изобретение сверла дало возможность быстрее и проще обрабатывать камень. В связи с этим создавалось большое количество мелких скульптурных изображений животных, таких как овцы, бараны, телята. Их назначение - магическое воздействие на производительные силы природы.

После объединения стран Северного и Южного Двуречья (Шумер и Аккад), в искусстве обнаруживаются новые тенденции.

Ведущую роль занимает архитектура дворцовых построек. И вот теперь, впервые, в украшении зданий стали применять круглую скульптуру и рельеф.

Типичным и ярким примером храмовой постройки середины 3 тысячелетия до н.э. является храм в Эль-Обейде, предместье Ура, посвященный богине плодородия Нин-Хурсаг.

В оформление входа в храм были включены две привратные скульптуры львов-охранителей. Скульптуры выполнены из дерева, и покрыты медными прочеканенными листами. Их глаза и высунутые языки инкрустированы яркими цветными камнями. Вдоль стены располагались выразительные фигуры идущих быков, размером меньше двух центральных. Над дверным проемом располагался мастерски исполненный горельеф, фрагментарно переходящий практически в круглую скульптуру. На нем изображен фантастический львиноголовый орел и два оленя. Эта композиция, повторяющаяся с небольшими вариантами на целом ряде памятников середины 3 тысячелетия до н.э., (на серебряной вазе правителя Энтемены, вотивных пластинках из камня и битума и др.), была, видимо, эмблемой бога Нин-Гирсу. Особенностью рельефа является вполне четкая, симметрическая геральдическая композиция, которая в дальнейшем стала одним из характерных признаков переднеазиатского рельефа.

Кроме геральдической композиции, основанной на принципе ритмической идентичности правой и левой половин, также закрепилась композиция построчная, основанная на постепенном развертывании повествования, с распределением изображений поясами.

Рельефные изображения середины 3 тысячелетия до н.э. отмечены значительной декоративностью. В связи с отсутствием еще единых канонизированных норм изображения, лица и фигуры людей в целом типизированы. Автор придает им общие для шумерийцев этнические признаки, очень декоративно прорабатывает волосы и бороды и, таким образом, человеческие фигуры, не будучи портретно правдивыми, являются только символами. Фигуры людей статичны, плоскостны. Голова и ноги повернуты в профиль, а глаза и плечи даны в фас.

В сюжетном содержании можно выделить несколько излюбленных: закладка храмов, победа над врагами, пир после победы или закладки.

Лучшим образцом скульптурного рельефа Шумера является известняковая стела Эаннатума, так называемая «Стела Коршунов». Стела знаменует победу Эаннатума, правителя города Лагаша, над соседним городом Уммой.

Изображение нанесено построчно. Фигуры воинов идентичны, они статичны и все одного размера. Фигура царя и бога, олицетворяющего победу, значительно больше фигур воинов, что подчеркивает социальную разницу между изображенными, и выводит на передний план ведущие фигуры композиции. На лицевой стороне стелы изображена крупная фигура бога Нингирсу, который держит сеть с пойманными в нее врагами. На обороте изображен Эаннатум на колеснице, вступающий в бой. Всего девять голов воинов возвышаются над щитами. Но гораздо большее количество рук, которые видны из-за щитов, создают впечатление большой армии. В другой из полос Эаннатум, возглавляющий войско, шагает по трупам поверженных врагов и коршуны уносят их отрубленные головы. Изображения сопровождаются повествовательными надписями, описывая победу лагашского войска и сообщая, что поверженные жители Уммы обязались платить дань богам Лагаша.

Пластика середины 3 тысячелетия до н.э. характеризуется преобладанием мелкой скульптуры. Размер их - 35-40 см. Выполнялась из разных пород камня, бронзы, дерева и назначение имела, в большинстве случаев культовое. Выработались определенные нормы изображения фигур молящихся: позы, жесты, которые применялись и в рельефах, и в круглой скульптуре. Особенно убедительно шумерийцы умели передавать униженное раболепие или умиленное благочестие. Фронтально расположенные фигуры статичны. Они переданы стоящими, очень редко с выдвинутой вперед одной ногой или сидящими. Согнутые в локтях руки, сомкнуты ладонь в ладонь у груди просительным жестом. В широко открытых, прямо глядящих глазах и в тронутых улыбкой губах - мольба. Молитвенная поза и мимика просителя - вот то главное, что требовалось выразить при исполнении этой скульптуры.

Требование воплощать индивидуальные особенности оригинала, отсутствовало, поэтому, не редко, на фигурке вырезали имя просящего, а так же имя божества, которому она была посвящена.

Как и в рельефах, в круглой скульптуре облику человека придавали характерные этнические признаки шумерийца: крупный нос, тонкие губы, маленький подбородок, большой покатый лоб. При таком единстве в манере изображения, существовали и различия. Четко прослеживаются две основные группы - первая связанна с севером страны, вторая - с югом.

Скульптурным памятникам северной части свойственна подробная проработка деталей, стремлением к натуралистически более точной передаче форм, удлиненные, стройные пропорции тела, преувеличенно большие глаза и непомерно большие носы. На юге преобладают приземистые фигуры с почти отсутствующей шеей, с клювообразным носом и большими глазами. Практически нерасчлененный каменный блок и очень суммарная трактовка деталей. Скульптуры имеют укороченные пропорции фигур, круглые, шарообразные формы голов.

В группе скульптур из Северного Двуречья наиболее типичны каменные статуи бога Аб-У и богини из города Ашнуннака. Они построены фронтально и рассчитаны только на восприятие их в храме с передней стороны и в три четверти. В руках, соединенных в просительном жесте у груди, они держат сосуды. Особенно огромны их инкрустированные черные глаза и чрезвычайно большие темные круги зрачков, которые выразительнейшим образом говорят о магическом представлении шумерийцев о сверхъестественной сущности богов - всеобъемлющем видении ими мира.

Среди фигур из Южного Двуречья характерны статуя из базальта начальника житниц города Урука по имени Курлиль (найдена в Убайде) и, открытая в Лагаше, известковая статуя молящейся женщины. Обе скульптуры фронтальны. Их объемы мало расчленены. Но в стилистическом отношении, подчеркивание только самого основного в силуэте, придает им монументальность, торжественность, не смотря на их малый размер.

В период 24 - 22 вв. до н.э. главенствующую роль занимает Аккад. Это было время больших завоеваний и общего экономического и общественно-политического подъема всей страны. Время мудрых, сильных, волевых вождей. Время их возвеличивания и отождествления с богами. Не случайно именно в аккадский период оформился народный шумерский эпос о герое Гильгамеше - человеко-боге, который благодаря своим личным качествам и энергии совершил небывалые подвиги.

В искусстве этого периода преобладала основная стилистическая тенденция аккадской культуры - стремление к более точной передаче человеческих пропорций, характерных черт лица, особенностей фигуры.

Эти тенденции можно проследить в медной голове, которую принято считать головой царя Саргона Древнего (найдена в Ниневии, 23 в до н.э.). Очень реалистично выполненная скульптура не лишена декоративностей.

Стилизованная борода, волосы, головной убор придают изображению ажурности и легкости. Но выразительные индивидуальные черты волевого, мужественного человека; ясная пластика, четкий силуэт придают скульптуре торжественности и монументальности.

Те же характеристики свойственны и рельефам периода Аккада, но и традиции шумерского искусства активно применяются мастерами.

Так в рельефе на стеле царя Нарам-Сина, посвященной его победе над горным племенем луллубеев (из Суз, около 2300г. до н.э.), фигура царя изображена вдвое больше его солдат, а два магических астральных знака над его головой символизируют покровительство богов аккадскому царю. Пластическая мягкость, большая рельефность, объемность изображенных фигур, подробная проработка мышц воинов - все это стилистические черты, характерные новой эпохе. Но главным новаторством в рельефах аккадской эпохи, стали новые принципы построения композиции, отказ от деления композиции на повествовательные пояса.

Около 2200г. в Аккад вторглось горное племя гутиев, вследствие чего северные земли Двуречья были опустошенны и завоеваны. Меньше других от завоеваний пострадали южные города Шумера. Один из них, город Лагаш, чьим правителем был Гудеа, занимает особое место в изучении памяток истории того периода. Из клинописных текстов мы узнаем о том, что при правителе Гудеа велось обширное строительство сооружений культового и, должно быть, общественного значения, восстановление древних памяток. Однако до наших дней дошло крайне мало памяток архитектуры. Но о высоком уровне художественного мастерства времени Гудеа лучше всего может свидетельствовать сохранившаяся монументальная скульптура. Общение с другими народами, знакомство с их культурой и традициями, привнесло много нового в шумерское искусство той поры.

О стилистических особенностях и новшествах привнесенных в скульптуру времени Гудеа можно судить по посвятительным статуям самого Гудеа, его родственников и приближенных. Высеченные из диорита довольно крупные, почти в натуральную величину скульптуры, замечательны по технике и уровню исполнения. Большинство из них были предназначены для храмов. Этим объясняется их фронтальность, статичность и монументальность.

Эти характеристики, несомненно, можно отнести только к истинно шумерским традициям. От аккадского искусства идет портретность черт лица, мягкая моделировка ткани, передача мышц. Некоторые скульптуры Гудеа приземисты и укорочены, другие - стройны и более пропорциональны. Объемы скульптур переданы суммарно и обобщенно. Каменные блоки абсолютно не расчленены. При этом отлично смоделированы плечи и руки Гудеа, в трактовке лица подчеркнуты выдающиеся скулы, густые брови, подбородок с ямочкой. Статика и фронтальность постановки придает скульптурам внушительную монументальность. Характерно стремление показать не только портретное сходство, но и возраст правителя: сохранились статуи молодого Гудеа.

Прекрасным образцом портретного изображения является статуэтка из зеленоватого стеатита знатной женщины того времени (Луврский музей). Тщательная проработка деталей одежды, бахромы, украшающей ее рельефные брови «ёлочкой», волнистые пряди волос, падающие на лоб из-под головной повязки, - характерны для мастеров времени Гудеа.

Манера окаймлять глаз очень толстыми веками объясняется отчасти традицией древнешумерского искусства вкладывать глазное яблоко из другого материала в очень глубокую глазницу, чтобы предохранить его от выпадения; отчасти, однако, это было просто художественным приемом, так как от толстого верхнего века на глаз падала тень, придавая ему большую выразительность.

Рельефы времени Гудеа аналогичны круглой пластике в стилистическом отношении. Торжественно и величаво изображаются фигуры богов и правителя. Декоративно и ажурно изображаются пряди волос, бороды, складки одежд. В целом изображения пластичны, рельефны, стройны, в чем сильно чувствуется живое аккадское наследие.

В 2132г. до н.э. владычество над Двуречьем переходит к городу Уру, где в это время правит III династия. Ур выступает в роли нового объединителя страны, образуя мощное Шумеро-Аккадское государство, претендующее на мировое господство. Верховную власть сконцентрировал в своих руках обожествленный царь. Был установлен общегосударственный культ «царя-бога». Усилилась деспотия, развилась иерархия.

В искусстве выработались общеобязательные каноны. Установлен строго определенный пантеон божеств. Цель любого из видов искусств - прославление божественной власти царя. В дальнейшем происходит сужение тематики и ремесленное следование готовым образцам. В стандартных композициях повторяется один и тот же мотив - поклонение божеству.

В рельефах времени III династии Ура органично слились традиции аккадского и шумерского искусства. Но претворены они в особенно строгих, отточенно сдержанных, уже канонизированных, повторяющихся композициях и формах.

Характерным примером является стела царя Ур-Намму, посвященная сооружению зиккурата в Уре. На сохранившихся фрагментах этой прямоугольной известняковой плиты высечены в низком рельефе построчно расположенные композиции. Повествование развертывается последовательно снизу вверх, подводя ко все более важным сценам. В самой нижней части изображены каменщики, поднимающиеся вверх по лестнице с корзинами полными кирпича. Сам царь Ур-Намму в сопровождении жреца шествует на торжественную закладку «дома божества» - зиккурата: на плече его мотыга строителя - символ его приниженного, ревностного служения богам. На верхних поясах царь передан четырежды предстоящим перед верховным богом и богиней. Он совершает возлияния на жертвенники. Божества же протягивают ему символы власти - жезл и кольцо, а может быть, атрибуты «строителя во славу богов» - свернутую веревку и меру длины. Солнечный диск и серп луны, как бы дополнительно освящающие угодное богам деяние царя, вырезаны на самой верхней, полукруглой части стелы.

Неторопливое повествование, величавая статика поз и движений, а также геральдичность размещения персонажей - свидетельство сохранения шумерских традиций. Аккадское же искусство привнесло сюда стройность фигур и объемную, живописную промоделированность форм тел и одежд.

Царские гробницы в Уре.

Близ г. Ура в XIX веке археолои раскопали т.н. «царские могилы», относящиеся к началу 3-го тысячелетия до н.э. Это время 1-й династии царей Ура.

Это подземные гробницы- шахты имели по 1-3 комнаты из камня или кирпича. Ритуал погребения требовал человеческих жертв, число которых колебалось от 3 до 74 человек.

1) Гробница царя по имени Мескаламдут «добрый гений страны». Сам он лежал в деревянном гробу Имя его было высечено на золотом светильнике, на посуде из золота и серебра, камня и керамики. Был найден золотой шлем, по форме напоминающий сложную прическу.

2) Гробница царицы Шуб-Ад: Ее сопровождали 10 богато одетых женщин с арфами в руках. Скелет царицы был усыпан драгоценностями, на голове венки из золотых листьев и цветов. Поверх скелета был наброшена накидка, сплетенная из бисера красного, синего и золотого. На ее плече лежала печать из лазурита, на которой было высечено Шуб-Ад, госпожа». Множество вещей из золота, лазурита.

3) В другой гробнице были найдены скелеты 6 быков, запряженных в повозки с серебряными кольцами в ноздрях, 9 скелетов женщин в красных одеяниях, в золотых головных уборах, воины в шлемах и с медными воинскими доспехами. Всего здесь было захоронено более 60 человеческих жертв, сопровождавших покойного в могилу. Множество золотых и серебряных вещей. Но самая главная находка – арфа, украшенная золотом, инкрустированная синим лазуритом и раковиной. Бык – символ бога Луны, изображен реалистически. Грозный облик. Под подбородком плакетка, где изображен герой, сражающийся с двумя быками. Это Гильгамеш. Образ Гильгамеша встречается всюду в искусстве Двуречья. .Много фантастических животных изображено на этой плакетке.

Т.о. захоронения царей Месопотамии свидетельствуют о характере верований, о посмертной жизни, требующей особых обрядов.


Архитектура Двуречья.

Памятники архитектуры - дворцы, жилые дома, небольшие храмы из кирпича-сырца сохранились плохо из-за сырого климата.

Жилые дома строили из тростника. Храмы и дворцы - из сырцового кирпича. Из-за разлива рек Тигр и Евфрат дома и храмы строили на возвышенных местах. Туда вела ступенчатая лестница. Города, дворцы царей и храмы были окружены крепостными стенами.

Примеры архитектурных сооружений – развалины храмов Белый храм и Красный храм. Для них характерна декоративность . Колонны были украшены орнаментом – т.н. «гвоздями» красного, черного и белого цвета из обожженной глины.

Храмы посвящались богам.

Наиболее типичный храм - зиккурат. Наиболее знаменитый зиккурат Вавилонская башня.

Зиккурат в Уре

Посвящен Богу Луны Наннаре. Построен в 22 веке до н.э.

Зиккурат - трехступенчатый храм из сырцового кирпича. Снаружи и потолки обмазаны глиной. Длина и ширина 65х43 м. Высота 20 м. Первоначально возможно была 60 м. Три ступени-террасы раскрашивали в три цвета – как три мира. Нижняя самая высокая часть – черный цвет (покрыт битумом). 2-я терраса – переходный средний мир, обожженный красный кирпич. Третья терраса белого цвета. (побелена) – это верхний мир. Выше наверху – жилище Бога синего цвета. Это небесный мир. Стены покрывал слой синего глазурованного кирпича. К жилищу бога вела средняя лестница со 100 ступенями. По бокам два марша лестниц, сходящиеся на верхней площадке- это символ соединения бога Луны Наннары и Богини Солнца Нингал. Выполняли в храме обряды, посвященные богам.


Скульптура Шумера и Аккада.

Скульптура Шумера .

Наиболее ранняя скульптура относится к 29-24 вв до н.э. эпохе раннединастического Шумера.

Скульпторы создавали изображения богов, правителей (царей) и адорантов , т.е. фигуры людей, молящихся перед божеством, а также скульптуры быков, львов и других животных.

Характерны условность, монументальность и декоративность.

Например, небольшие скульптуры правителей Курлиля и Эбих Иля. Внешний облик выполнен условно, хотя изображены реальные люди. Переданы этнические черты шумерийца – крупный нос, тонкие губы, высокий лоб. Нет портретного сходства. Пропорции укорочены, позы спокойные. Выражение молитвы.

Изображены фронтально (взгляд спереди), были рассчитаны на стену.

На спине Курлиля было высечено его имя.

Скульптура Эбих Иля высечена из белого и голубого камня.

Глаза инкрустировали, передавали прическу, бороду.

Скульптура Позднего Шумера (22-20 вв до н.э).

При правителе Гудеа возвышается г. Лагаша. Идет интенсивное строительство.

Скульптура Гудеа из диорита. Высота чуть больше 1 м. – укороченные пропорции. Лицо портретно. На голове шапочка из овечьей шерсти, на плечи накинут плащ.

Скульптура адорантов. для храмов размер 35-40 см. выполнялась из известняка, песчаника, бронзы и возможно, из дерева. Изображались молящиеся на коленях перед божеством. В широко открытых глазах и улыбке передается мольба.

Рельефы на стелах из известняка имели сюжетные композиции на темы победы над врагами, закладка храма и т.д. Пример: Стела коршунов из Лагаша посвящена победе царя Эннатума в войне. Стела имеет высоту 75 см.

Эннатум изображается в виде победителя-вождя. Его войско шагает, попирая ногами тела врагов. На лицевой стороне – Нингирсу, верховный бог Лагаша. Держит сеть с побежденными врагами.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Культура шумера - считается первой цивилизацией на Земле. Приблизительно в начале третьего тысячелетия до нашей эры племена кочевников, обитавшие в Азии, как предполагается, образовали на землях Междуречья первые рабовладельческие государства. Была образована шумерская культура, в которой были еще сильные пережитки первобытнообщинного строя. Вместе с многочисленными раздробленными государствами начало свое развитие и искусство шумеров, впоследствии оказавшее сильнейшее воздействие на искусство всех существовавших после народов и государств. Искусство шумера и аккада, народов, заселявших Двуречье, было не только уникальным и самобытным, оно было первым, поэтому его роль в мировой истории невозможно переоценить.

Культура шумера - первые очаги

Первыми среди прочих возникли такие шумерские города, как Урук и Лагаш. Именно они стали первыми оплотами развития культуры шумер. В дальнейшем определенные экономические и политические причины вынудили небольшие города-государства объединяться в более крупные образования. В большинстве своем эти образования происходили при помощи военной силы, о чем свидетельствуют немногочисленные артефакты шумер.

Примерно во второй половине третьего тысячелетия , можно сказать, что культура человечества, пережила ощутимый скачек в своем развитии, причиной которого стало образование единого государства на землях Междуречья под управлением царя Саргона I. Сформировавшееся аккадское государство представляло интересы рабовладельческой верхушки. В те времена культура шумера в буквальном смысле зависела от религии, а основным элементом культурной жизни являлось жречество и связанные с ним многочисленные празднования. Вера и религия представляли собой поклонение сложному культу богов и обожествление правящего царя. Значительную роль в культуре шумер и их религии играло поклонение силам природы, являвшееся пережитком общинного культа животных. Культура шумера аккадской эпохи творила лишь то, что получало снисхождение религиозных деятелей, поэтому не удивительно, что большая часть древних шумерских образцов искусства - это мифологические сказания и фрески с изображениями богов. Древними мастерами, рукой которых создавалась культура шумера, боги изображались в виде зверей, зверолюдей и фантастических существ с крыльями, рогами и другими элементами, присущими скорее обитателям фауны, чем людям.

Именно в этом период, в период смут, экономической и политической нестабильности, стали закрепляться первые черты древнего искусства, начала образовываться культура шумера, живших в Двурьчье в районе рек Тигр и Евфрат. Древний мир был далек от человечности, присущей современным людям, он был далек от того, что мы рисуем в своем воображении. Та культура шумера, что существовала на самом деле, опиралась на необычную архитектуру дворцовых и храмов построек, на украшения, скульптуру и живопись, основной целью которых являлось прославление богов и правящего царя. Зодчество, культура шумера и их быт, обусловленное военной доктриной существовавших городов-государств, носило исключительно крепостной характер, жизнь была жестокой и беспощадной к людям, о чем свидетельствуют остатки городских сооружений, искусство древних шумеров , оборонительные стены, с предусмотрительно возведенными башнями и останки людей, на тысячи лет похороненных под завалами.

Основным материалом для возведения городов и величественных сооружений в Междуречье служил кирпич-сырец, в более редких случаях обожженный кирпич. Культура шумер разработала действительно уникальный способ строительства, главная его особенность заключается в том, что в большинстве своем древние постройки возводились на искусственных платформах. Эта уникальная черта культуры шумер объясняет необходимостью изоляции жилых, религиозных и каких бы то не было еще построек от затопления и сырости. Не в меньшей степени шумерами двигало желание показать себя перед соседями, сделав постройку видимой со всех сторон. Окна архитектурных образцов древнего искусства встраивались в верхнюю часть одной из стен и были настолько узкими, что едва пропускали свет. Культура шумера и архитектура развивалась таким способом, что основным источником света в их постройках зачастую выступали дверные проемы и специально сооруженные отверстия на потолке. Основные институты шумерской культуры славились своим мастерством и необычным подходом, так, обнаруженные и сохранившиеся в неплохом состоянии на юге сооружения имели открытый и на удивление большой внутренний двор, вокруг которого группировали мелкие постройки. Такой способ планировки обуславливался климатическими условиями Междуречья, запредельно высокими температурами. В северной же части древнего государства, что создала культура шумера, были обнаружены постройки совершенно иной планировки. Это были жилые дома и дворцовые здания, лишенные открытого двора, их место занимала крытая центральная комната. В некоторых случаях сооружения были двухэтажными.

Шумерская культура и образцы искусства древнего народа

Ярким примером искусства, присущего шумерскому народу, является древнее храмовое зодчество, развивавшееся в городах третьего тысячелетия до нашей эры. Одним из таких храмов, что построила шумерская культура, был храм, а ныне развалины в Эль-Обейды. Сооружение, посвященное богине плодородия Нин-Хурсаг, датируется 2600 годом до нашей эры. Согласно проведенным реконструкциям храм располагался на возвышенности, искусственной платформе, сложенной из утрамбованных плиток. Стены согласно традициям были поделены вертикальными выступами, снизу они были окрашены черным битумом. Присутствовал архитектурный ритм и в горизонтальных сечениях, однако, достигался он совершенно иными способами, что разработала шумерская культура, например при помощи многочисленных горизонтальных сечений.

Именно в этом храме впервые был применен рельеф и именно для него впервые были созданы скульптуры. Шумерская культура, древние мастера создали львов, располагавшихся по бокам от входа. Скульптуры были выполнены из дерева, покрытого слоем битума и медными листами тонкой чеканки. В дополнение в глаза, язык и другие элементы статуи льва были инкрустированы цветные камни, придававшие им яркий и запоминающийся вид.

Вдоль лицевой стены храма, в нишах между выступами располагались вырезанные из меди фигурки быков. использовала определенный набор материал и редко изменяла своим традициям. Верхняя часть стены была украшена тремя фризами, находившимися на небольшом расстоянии друг от друга. Один из них был барельефный и содержал изображения медных быков, другие два были плоскими с мозаичным рельефом из белого перламутра и черных шиферных пластин. Шумерской культурой при помощи такого контраста материалов создавалась уникальная цветовая гамма, перекликавшаяся, как с цветом платформ, так и со стилистикой самого храма.

На одном из фризов храма были изображены сцены обыденной, бытовой жизни жителя древней империи, возможно, они насилии какое-то культурное значение или же шумерская культура, создавая их, преследовала неизвестные ученым цели. Еще один фриз содержал изображение священных птиц и животных. Техника инкрустации, впервые опробованная древними шумерами, также была применена при создании фасада и колон храма. Одни из них были декорированы цветными камнями, раковинами и перламутром, другие - металлическими плитками, крепившимися на гвоздях.

Отдельного внимания и похвалы заслуживает медный барельеф, располагавшийся над входом в храм. Шумерская культура славилась завидными мастерами, однако, здесь древние зодчие превзошли сами себя. Этот барельеф, местами переходивший в округлую скульптуру, содержал изображение орла с головой льва, когтящего оленей. Подобные изображения были обнаружены на стенах сразу нескольких других древних храмов, что создала шумерская культура в районе третьего тысячелетия до нашей эры. Важной особенность рельефа над входом является практически идеально симметрическая геральдическая композиция, ставшая впоследствии характерным признаком переднеазиатского рельефа.

Шумерской культурой был создан зиккурат - совершенно уникальный тип религиозных построек, занимавший знаковое место в архитектуре целого ряда древних государств и империй. Зиккурат всегда возводился при храме главенствующего местного божества и являлся высокой ступенчатой башней, сложенной из кирпича-сырца. На вершине зиккурата, что создавала шумерская культура, располагалась небольшая постройка, именовавшаяся “жилищем бога”. Шумерский народ с завидной регулярностью сооружал подобные конструкции, служившие святилищем территориальных богов, все они были на исключение грандиозны.

Искусство шумеров в архитектуре

Лучше других зиккуратов во множество раз сохранился оный в Уерт. Этот зиккурат/храм был возведен в 22-21 веках до нашей эры, точнее в течение этих столетий была произведена его реконструкция и достройка. Искусство шумеров при строительстве этого зиккурата и при его реконструкции проявило себя по максимуму. Зиккурат состоял из нескольких, предположительно трех, массивных башен, сооруженных одна над одной, образовавших широкие террасы, соединенные лестницами.

В основании зиккурата находился прямоугольник со сторонами 65 и 43 метра, стены достигали 13 метров в высоту. Общая высота постройки, созданной искусством шумеров, - 21 метр, что равняется современному среднестатистическому 5-7 этажному дому. Внешнее пространство зиккурата либо отсутствовало в принципе, либо специально ограничивалось до небольшой комнаты. Все башни зиккурата в Ура были разных цветов. Нижняя башня была цвета черного битума, средняя - красной, цвета естественного кирпича, верхняя же башня была белой.

Искусство шумеров чтило свои традиции, развивавшиеся на протяжении многих столетий в древнем государстве. На террасе, располагавшейся на вершине зиккурата (жилище бога), происходили всевозможные ритуальные мистерии и проводились религиозные празднования. В то же время в неурочный час зиккурат, как уникальный образчик искусства шумеров, служил своеобразной обсерваторий для древних жрецов, являвшихся по совместительству астрономами. Монументальность, которую развивало искусство шумеров, достигалась при помощи простых форм и объемов, а также очевидностью пропорций, создававших впечатление грандиозного сооружения и величественной архитектуры. По впечатлениям зиккурат сравним с пирамидами в Египте, по впечатлениям, но не по пропорциям.

Искусство шумеров южной стороны Двуречья, коей являлись города Лагаш и Ур, выделялось целостностью использовавшихся каменных блоков и своеобразной трактовкой необходимости использования декоративных элементов. В большинстве своем местная скульптура - это приземистые фигуры, в которых отсутствует шея и присутствует клювообразный нос в сочетании с большими глазами. Искусство шумеров северной части страны (городища Хафадж и Ашнунак) отличалось наличием более вытянутых пропорций, детальной проработкой деталей и натурализмом, граничащим с безумием; идеальные тела и удивительно странные носы и лица в целом, как пример.

Особого внимания среди прочих особенностей, что выработали институты шумерской культуры , заслуживает металлопластика и смежные с ним виды ремесленных изделий. Находки металлических изделий, датируемые 26-27 веком до нашей эры, свидетельствуют о классовой дифференциации и о культе мертвых, добравшемся аж до искусства империи шумеров. Роскошная утварь, украшенная цветными камнями, в одних гробницах граничит с бедностью других захоронений. Среди особо ценных изделий, обнаруженных в могилах, выделяется золотой шлем царя тончайшей работы. Искусство шумеров создало этот ценнейший образчик и поместило на вечный упокой в могилу правителя Мескаламдурга. Шлем воспроизводил парик золотого цвета с мельчайшими инкрустациями. Не менее ценен и золотой кинжал с ножнами филигранной вырезки, обнаруженный все в той же гробнице. Кроме того, в гробницах были обнаружены выполненные из золота изображения животных, фигурки и прочие ценные изделия. Некоторые из них принимали форму быка, другие - это простые кольца, серьги и бусы.

Древнейшее в истории искусство шумера и аккада

В гробницах города Ура были найдены многочисленные, однако, все близкие по стилистике образцы мозаичных изделий. Искусство шумера и аккада изготавливало их в огромнейших количествах. Наиболее примечательным образцом является так называемый “штандарт”, такое имя археологи дали двум продолговатым прямоугольным пластинам, укрепленным в положении наклона. Сделан этот “штандарт”, которым могла гордиться культура древнего шумера, из дерева, и покрыт кусочками ляпис-лазури на фоне и раковинами в виде фигур, вследствие чего образуется прекраснейший орнамент. Поделенные на несколько ярусов пластины согласно уже устоявшейся на тот момент традиции содержали изображения, картины, битв и сражений, в которых учувствовало прославленное войско Ура. “Штандарт” искусства шумера и аккада изготавливался с целью прославить правящих правителей, одержавших столь значимые победы.

Наиболее же примечательным образцом скульптурного рельефа шумер, то, что создало искусство шумера и аккада, является стела Эаннатума, именуемая “Стела Коршунов”. Этот памятник был сооружен в честь победы правителя города Лагуша над своими врагами и над городом Уммой в частности. Изготовлен он был приблизительно в 25 веке до нашей эры. Сегодня стела, которую созидала культура шумерской цивилизации , имеет вид обломков, однако, даже они дают возможность изучить и определить основные принципы монументального искусства и рельефа, свойственные шумерам. Изображение стелы разделено несколькими горизонтальными линиями, по которым построена композиция. Отдельные зачастую разновременные изображения показаны в образующихся пояс, открывая наглядное повествование о тех или иных событиях. Что примечательно, искусство шумера и аккада создало стелу такой, что головы изображенных людей всегда или почти всегда находятся на одном уровне. Исключением являются только головы бога и царя, подчеркивающие их божественное происхождение и возвещающиеся надо всеми.

Человеческие фигуры на изображение совершенно одинаковы, они статичны и зачастую принимают одну и ту же позицию: ноги и голова повернуты в профиль, в то время как плечи и глаза - в фас. На лицевой стороне “Стелы Коршунов”, которую создала культура аккада и шумера, красуется изображение большой фигуры верховного бога города Лагаша, бог держит сеть с собранными в ней врагами правителя Эаннатума. На обратной стороне, что логично, во главе своего войска изображен великий царь, шествующий по трупам павших врагов. Надпись, имеющаяся на стеле, раскрывает содержание, как самих изображений, так и в целом роли сеты, она описывает победу войска Лагаша и прославляет мужество царя, лично командовавшего войском и принимавшего непосредственное участие в сражении.

Особое значение для культуры, которую представляет искусство шумера и аккада , имеют памятники глиптики, резные камни, амулеты и печати. Эти элементы зачастую выступают в качестве заполнителя пробелов, вызванных отсутствием как таковых памятников монументальной архитектуры. Эти глиптики позволяются ученым представить и смоделировать этапы развития искусства Междуречья, а вместе с тем и самого древнего государства шумеров. Изображения на печатях-цилиндрах зачастую отличаются выдающимся мастерством исполнения, которым не могло похвастаться раннее искусство шумер и аккад, развивавшееся на протяжении первых нескольких столетий в истории государства. Они, выполненные из совершенно разных каменных пород, некоторые - из более мягких, другие изготовлены, наоборот, из твердых (сердолик, гематит и прочие), являются ценнейшим образчиком навыков зодчих первой цивилизации на Земле. Что удивительно все они изготавливались при помощи простейших приспособлений, что придает им еще большую важность.

Печати-цилиндры, которые создала культура древних шумеров, отличаются разнообразием. Любимыми сюжетами древних мастеров являются мифы о Гильгамеше, герое шумер, обладавшем невероятной силой, смелость, смекалкой и ловкостью. Встречаются и другие содержания, представляющие более высокую ценность для современных исследователей, в частности те, что повествуют о событиях великого потопа, описанного в единичных мифах шумерского народа. Также учеными было обнаружено несколько печатей, в которых рассказывается история полета местного героя Этаны на орле к небесам за особой травой, способной воскрешать людей.

Печати, как и в целом, культура шумера, изобилуют условностями. Схематичные фигуры людей, животных и даже богов, низкая детализация изображений, стремление покрыть изображение ненужными, зачастую глупыми элементами декора. В печатях, рельефах, барельефах и прочих образцах древнего ремесла художники стараются придерживаться схематичного расположения фигур, при котором головы изображенных людей фиксируются на одном уровне, а тела находятся, если не в одинаковых, то в схожих позициях. Исключением являются единичные образцы искусства, представляющие особую ценность, которые в первую очередь несли своей целью прославление великого Гильгамеша. Если разбираться это, наверное, одна из популярнейших тем, которые развивало шумерское искусство, к сожалению, она дошла до наших дней в единичных экземплярах, что не уменьшает роль и влияния, оказанных шумерским народом на развитие последующих культур.

Шумеры и аккадцы - два древних народа , которые создали неповтори­мый исторический и культурный облик Междуречья IV-III тысячеле­тий до н. э. О происхождении шуме­ров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысяче­летия до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бес­плодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был от­дельным государством со своим пра­вителем и армией.

Шумеры создали и уникальную форму письменности - клинопись.

Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых гли­няных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне, Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные пред­ставления и мифы.

Архитектурных памятников Шу­мерской эпохи сохранилось очень мало , так как в Междуречье не бы­ло ни дерева, ни камня, пригодных для строительства; большинство зданий возводили из менее долго­вечного материала - необожжён­ного кирпича. Самыми значитель­ными из дошедших до наших дней построек (в небольших фраг­ментах) считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200- 3000 гг. до н. э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, которая за­щищала здание от наводнений. К ней вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные пло­щадки). Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделы­вали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами - лопатками. Припод­нятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерастор­жимой связи Неба и Земли. Храм -низкое толстостенное прямоуголь­ное здание с внутренним двором -не имел окон. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой - стол для жертвоприно­шений. Свет проникал в помещения через проёмы под плоскими кры­шами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также сво­ды и купола. По такому же принци­пу строились дворцы и обычные жилые дома.

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Наиболее рас­пространённым типом скульптуры был адора"нт (от лат. «adore» - «по­клоняться»), который представлял собой статую молящегося - фигурку сидящего или стоящего со сло­женными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкру­стировали. Шумерской скульптуре в отличие, например, от древне­египетской никогда не придавали портретного сходства; главная её особенность - это условность изо­бражения.

Стены шумерских храмов укра­шались рельефами, повествовав­шими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о по­вседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока и т. д.). Рельеф состоял из нескольких яру­сов. События разворачивались пе­ред зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста - только царя всегда изображали крупнее других . Примером шумерского рельефа мо­жет служить стела (вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума (около 2470 г. до н. э.), которая посвящена его победе над городом Уммой.

Особое место в шумерском изо­бразительном наследии принадле­жит глиптике - резьбе по драго­ценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохра­нилось множество шумерских рез­ных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск - миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тща­тельно выстроенной композицией. Большинство изображённых на пе­чатях сюжетов посвящено противо­борству различных животных или фантастических существ. Для жите­лей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисма­ны, дарили храмам, помещали в за­хоронения.

В конце XXIV в. до н э. террито­рию Южной Месопотамии завоева­ли аккадцы . Их предками считают­ся семитские племена, поселившиеся в Центральной и Северной Месопо­тамии в глубокой древности. Царь аккадцев Саргон Древний, которо­го позднее назвали Великим, легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские го­рода и создал первое в этом регио­не единое государство - царство Шумера и Аккада, которое сущест­вовало до конца III тысячелетия до н. э. Саргон и его соплеменники бережно отнеслись к шумерской культуре. Они освоили и приспосо­били для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тек­сты и произведения искусства. Даже религия шумеров была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!