Проективный рисунок моя семья. Тест «Моя семья»

Пока он будет рисовать, не вмешивайся в сам процесс, но следи за очередностью появления домочадцев на бумаге. Когда рисунок будет готов, поинтересуйся у малыша, как зовут всех персонажей его картины и приступай к анализу.

По очередности: последовательность появления членов семьи указывает на отношение к ним юного художника. Обычно первым дети рисуют самого любимого или самого значительного члена семьи. Если он забыл нарисовать кого-то – это значит, что с этим человеком у ребенка натянутые отношения. Себя ребенок часто изображает в самом центре – значит он уверен в том, что родители любят его. И наоборот, он чувствует себя брошенным и одиноким, если не нарисовал себя вовсе.

По составу: Если на рисунке в виде группой фотографии отсутствует один из членов семьи, спроси у ребенка, почему он его забыл. Такой неполный портрет – серьезный повод задуматься.

По расстоянию: Когда в доме мир и покой, все персонажи изображены почти вплотную друг к другу. Чем ближе малыш рисует себя к кому-то из родителей, тем сильней его привязанность к этому человеку. Любой предмет, нарисованный между людьми, символизирует барьер в отношениях между этими членами семьи.

По цвету: Все, что любимо твоим чадом, он раскрасит теплыми тонами. Особую привязанность выразит сочным, ярким цветом. Если чью-то одежду малыш раскрасил синей краской, значит, рядом с этим человеком ему комфортно. Если зеленым – значит этот человек уважаем и значим для ребенка. Желтый будет означать импульсивность и руководство к действию, красный – агрессию, черный цвет сигнализирует об эмоциональном неприятии кого-то из родственников.

По частям тела: Тщательно прорисованные черты лица означают любовь и значимость родителя для ребенка. Если автор рисунка выделил свое лицо – это признак самолюбования или повышенного внимания к своей внешности, но до 4 лет такой рисунок можно считать нормой. Если маленький художник изобразил рот кого-то из родителя слишком большим, то возможно этот человек делает ребенку много замечаний.

Если рта нет или он очень мал – персонаж в жизни скрывает свои чувства. Нарисованные зубы говорят об агрессии. Персонажи с большими глазами испытывают страх, а с маленькими – что-то скрывают. Длинные руки, как и полное их отсутствие, означают, что этот человек очень властный и психологически давит на ребенка. Короткие руки выдают внутреннюю слабость. А если ребенок нарисовал себя с поднятыми вверх руками, он желает самоутвердиться в семье, ему не хватает внимания.

Твой ребенок может помочь не только найти, но и обезвредить болевые точки семейных отношений.
Если ты запуталась в толковании шедевра своего ребенка, то просто переверни лист бумаги и пройди с ним тест на тему «Семья, которую я хочу». Попроси малыша нарисовать семью его мечты, и ты увидишь, чего не хватает каждому из вас, чтобы быть счастливым и дарить любовь близким.

Тест "Рисунок семьи"

Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др. Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Инструкция

Существует несколько вариантов инструкции (для разного контингента, разных случаев).

Инструкция 1: "Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово "семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?", следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут.

Инструкция 2: "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".

Инструкция 3: "Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь".

Инструкция 4: "Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа".

Инструкция 5: "Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи". Конечно, эта инструкция подойдет для взрослых образованных испытуемых.

Получение дополнительной информации

При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе следующее:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).

Обычно задаются вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.

При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: "Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?" и т.п.).

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь.... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Обработка результатов

Обработка данных проводится по следующей схеме:
Выделяемые признаки Отметки о наличии признаков
1 Общий размер рисунка
2 Кол-во членов семьи
3 Соответствующие размеры членов семьи
мать
отец
сестра брат
дедушка бабушка и т.д.
4 Расстояние между членами семьи
Наличие каких-либо признаков между ними
5 Наличие животных
6 Вид изображения:
- схематическое изображение
- реалистическое
- эстетическое в интерьере,
- на фоне пейзажа и т.д.
- метафорическое изображение в движении, действии
7 Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 ...)
Степень аккуратности исполнения

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА "Рисунок СЕМЬИ"

На основании особенностей изображения можно определить:

1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность – те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;

2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;

3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).

В рисунках (по Л. Корману) анализируют:

а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);

б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).

Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: "Кто в семье самый плохой?"), предусматривают прямой положительный или отрицательный выбор (например: "Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?"), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. "Рисунок семьи" доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.

Методика "Рисунка семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности "вжиться" в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

Техника предназначена для индивидуального, самостоятельного использования. Она поможет создать свою семью, по крайней мере – определиться в своих планах, ожиданиях.

Цель: Выявление особенностей отношений ребёнка в семье


Методики «рисунка семьи»

Методики «рисунка семьи» - группа проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Основана на анализе и интерпретации рисунков. Как правило, применяется при обследовании детей.

Рисуночные методики являются одними из самых распространенных среди проективных тестов. Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей. подробная схема проведения обследования и интерпретации результатов впервые была разработана для теста «Нарисуй свою семью» (В. Вульф, 1947). Опыт применения рисуночной методики в этих целях был накоплен в работах В. Хьюлса (1951-1952 гг.).

Согласно схеме интерпретации по В. Вульфу, в рисунке анализируются: а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, наличие пропусков отдельных членов семьи; б) отличия в формах и пропорциях отдельных членов семьи . Согласно В. Вульфу, последовательность рисования указывает на значимость данного члена семьи; пропуск члена семья часто выражает стремление избавиться от эмоционально неприемлемого лица. Если величина изображенных фигур не соответствует реальной иерархии, то такое восприятие относят за счет степени субъективной доминантности и значимости. В. Вульф обращал также внимание на интерпретацию в различии рисования отдельных частей тела, исходя из возможности переживаний, связанных с их функциями.

В работах В. Хьюлса были предложены интерпретационные схемы методики «рисунка семьи», базирующиеся на самом процессе рисования (использование цветов, вычеркивания, стирания, сомнения, сопутствующие эмоциональные проявления, комментарии).

Дальнейшее развитие методики «рисунка семьи» получили в работах Л. Кормана (1964), Р. Бернса и С. Кауфмана (1972). В инструкции к методике Л. Кормана предусмотрено задание: нарисовать не «семью» или «свою семью», как в методиках В. Вульфа и В. Хьюлса, а «семью, как ты ее себе представляешь». Благодаря такой установке имеется возможность использовать менее структурированный объект (стимул).

При интерпретации результата авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она является на самом деле. В рисунках по Л. Корману анализируют: а) их графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность, использование пространства); б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи); в) содержание (анализ смысла рисунка). Параллельно с традиционным проведением исследования (чтением и выполнением задания) предлагаются специальные вопросы, подталкивающие испытуемого на обсуждение темы отношений в семье и предусматривающие прямой положительный или отрицательный выбор, а также вопросы, уточняющие смысл нарисованной ребенком ситуации.

Вариантом, получившим наибольшую известность в зарубежной психодиагностике, является «Кинетический рисунок семьи», предложенный Р. Бернсом и С. Кауфманом. В нем нужно нарисовать каждого из членов семьи в действии. Интерпретация материала основана на символическом толковании изображенных отношений, действий, предметов.

В российской психодиагностике А.И. Захаровым (1977) разработан свой вариант методики «Рисунка семьи». Методика состоит из двух заданий. Для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в «четырех комнатах», расположенных на «двух этажах», по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится рядом с ребенком (т.е. является эмоционально наиболее близким). Второе задание - выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо инструкций.

Помимо приведенных методик, существует еще множество психодиагностических приемов выявления семейных проблем. Вот лишь некоторые из них:

- «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера – рассчитан на родителей подростков 14-18 лет;

- «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) А. Варги и В. Столина – ориентирован на изучение родительских позиций (матери или отца) по отношению к конкретному ребенку;

- «Опросник интерперсонального диагноза» Т. Лири, Р. Лафурже – определение психологической атмосферы в семье.

- «Тест-опросник удовлетворенности браком» (ОУБ) В. Столина, Т. Романовой, Г. Бутенко.

Используется для исследования межличностных отношений ребенка с родителями. Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.

Наиболее продуктивно применение теста «Рисунок семьи» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Для исследования необходимы лист белой бумаги размером 15х20 см или 21х29 см, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.

Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья». Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Даже если он задаст вопрос типа: «А бабушку рисовать надо?» - не отвечайте на вопрос прямо, а лучше скажите: «Рисуй так, как тебе хочется». Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут). При выполнении задания следует отмечать в протоколе: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 сек.; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцирую ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.). При этом, по возможности, следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.).

После опроса ребенку предлагается решить 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь «N» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части:

1) анализ структуры «Рисунка семьи »; 2) интерпретацию особенностей графических презентаций членов семьи; 3) анализ процесса рисования .

Анализ структуры рисунка семьи и сравнение состава

нарисованной и реальной семьи

Ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, как правило, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: а) вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей крайне редко. За такими реакциями чаще всего кроются: а) травматические переживания, связанные с семьей; б) чувство отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки относительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей); в) аутизм; г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности; д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.

На практике приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех ее членов, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, таким образом ребенок «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей. На вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, ответы бывают, как правило, защитными: «Не нарисовал потому, что не осталось места», «Он пошел гулять» и т.д., а иногда и прямыми: «Не хотел – он дерется», «Не хочу, чтобы он с нами жил» и т.д.

Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях это говорит о несформированности у ребенка чувства общности. Отсутствие в рисунке «Я» более характерно детям, чувствующим отвержение, неприятие. изображение в рисунке только «Я» может быть истолковано по-разному, в зависимости от контекста других характеристик рисунка. Если презентации только «Я» свойственна позитивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры), то это наряду с отсутствием чувства общности указывает и на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера. Если же рисунку себя характерна маленькая величина, схематичность, если в рисунке другими деталями и цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то можно предположить наличие чувства отверженности, покинутости, иногда – аутистических тенденций.

Информативным является и увеличение состава семьи. Это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье. Примерами могут служить рисунки единственных детей – они относительно чаще включают в рисунок семьи посторонних людей. Если дополнительно к членам семьи нарисован ребенок того же возраста (двоюродный брат, дочь соседа и т.п.), - это отражение потребности в равноправных, кооперативных связях; если младше – желание занять охраняющую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и дополнительно к членам семьи нарисованные собачки, кошки и т.п.).

Расположение членов семьи

Оно указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье.

Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются показателями психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью за исключением тех случаев, когда близкое расположение фигур – это попытка ребенка объединить, сплотить семью. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенность членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей.

Психологически интересны те рисунки, в которых часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц – отдаленно. Если отдалено ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него, или малой значимости его для ребенка.

Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции.

На слабость позитивных межперсональных связей указывает также отделение членов семьи объектами, деление рисунка на ячейки, по которым распределены члены семьи.

Считается, что наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. Принцип вертикальной иерархии распространяется также и на мир предметов.

Анализ особенностей нарисованных фигур

Особенности графического изображения отдельных членов семьи дают ценную информацию об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, об «Я-образе» ребенка, его полной идентификации и т.д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на следующие моменты:

1) количество деталей тела . Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;

2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложности одежды, украшения, узоры на одежде и т.п.;

3) количество использованных цветов для рисования фигуры.

Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности изображения. Иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать, наряду с негативным отношением к нему, также на агрессивные побуждения относительно этого человека.

О восприятии других членов семьи и «Я-образе» рисующего можно судить на основе сравнения величин фигур. Дети обычно самыми большими рисуют мать или отца, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение величин нарисованных фигур явно не соответствует реальному соотношению величин членов семьи, так как величина изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т.е. какое место занимают отношения с этим персонажем или предметом на данный момент в душе ребенка. Некоторые дети самыми большими или равными по величине с родителями рисуют себя, что связано с: а) эгоцентричностью ребенка; б) соревнованием за родительскую любовь с другим родителем, при котором ребенок приравнивает себя к родителю противоположного пола, исключая или уменьшая при этом «конкурента». Значительно меньшими, чем других членов семьи, рисуют себя дети, которые: а) чувствуют свою незначительность, ненужность и т.п.; б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Вообще при интерпретации величин фигур психолог должен обращать внимание только на значительные искажения фигур.

Иформативной может быть и абсолютная величина фигур. Большие, через вест лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством небезопасности. Если группа маленьких фигур изображена наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, то это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний.

Следует обращать внимание и на рисование отдельных частей тела, поскольку отдельные части тела связаны с определенными сферами активности, являются средствами общения, контроля, передвижения и т.д. Проанализируем самые информативные части тела.

Руки являются основным средством воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто связано с его агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные, покладистые дети. Можно предположить, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены, или он стремится компенсировать свою слабость, желая быть сильным, властвовать над другими. Последнее будет более достоверным, если ребенок в дополнение к «агрессивным» рукам еще нарисует и широкие плечи или другие атрибуты, символы «мужественности» и силы. Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но «забывает» нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют. Интересны рисунки, в которых один из членов семьи нарисован с длинными руками, большими пальцами. Чаще всего это указывает на восприятие ребенком агрессивности этого члена семьи. Чем более могущественным воспринимается данный персонаж, тем больше у него руки. То же значение может иметь и изображение члена семьи вообще без рук – таким образом ребенок символическими средствами ограничивает его активность.

Если пальцев на руке больше, чем пять, то ребенок чувствует себя (или соответствующего персонажа) более оснащенным, сильным, могущественным (если на левой руке, то в сфере семейных отношений, если на правой, то в мире за пределами семьи: в школе, саду, во дворе и др.), если меньше, то более слабым, чем окружающие.

Ноги выполняют функцию опоры в реальности и свободу передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле.

Голова – центр локализации «Я», интеллектуальной и перцептивной деятельности; лицо – самая важная часть тела в процессе общения. Уже дети с 3-х лет в рисунке обязательно рисуют голову, некоторые части тела. Если дети старше пятилетнего возраста (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части тела (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисовании пропускают голову, черты лица или штрихуют все лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему. Предполагается, что самым «умным» членом своей семьи ребенок считает того человека, которого он наделил самой большой головой. Выражение лиц нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако следует помнить, что дети склонны рисовать улыбающихся людей. Поэтому выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга. Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, изображают больше деталей. Поэтому концентрация на рисовании лица может указывать на хорошую половую идентификацию у девочек и на озабоченность физической красотой, стремление компенсировать свои физические недостатки, формирование стереотипов женского поведения – у мальчика.

Следует знать, что с возрастом рисунок человека обогащается все новыми деталями. Каждому возрасту характерны определенные детали, и их пропуск в рисунке связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом.

Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасали. Персонажи с глазами «точечками» или «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, боятся попросить о помощи. Персонаж с самыми большими ушами больше, чем все остальные, должен слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, может игнорировать то, что о нем говорят другие люди.

Шея символизирует способность к рациональному самоконтролю, контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Тот персонаж, у которого на рисунке шея есть, способен управлять своими чувствами в восприятии автора рисунка, у кого же шеи нет – не способен. Если шея на рисунке длинная и тонкая, то в сознании рисующего конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. наоборот, если шея короткая и толстая, то у данного персонажа наблюдается гармония между разумом и чувствами.

Искажения ребенком изображения человека, идущие по правой стороне нарисованного персонажа, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их выражают для ребенка. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми в сфере эмоциональных привязанностей. Разрыв контура буквально означает проницаемость соответствующего локуса тела для внешнего влияния, особенно если контуры других частей тела нарисованы без разрыва.

Анализ процесса рисования

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

А) последовательность рисования членов семьи;

Б) последовательность рисования деталей;

В) стирание;

Г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;

Е) спонтанные комментарии.

Интерпретация процесса рисования требует практического опыта психолога, его интуиции. Часто именно этот уровень анализа дает наиболее содержательную, глубокую, значимую информацию, так как за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжение, конфликты.

Изображение зубов и выделение рта – признак оральной агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку.

Ребенок первым изображает главного или наиболее значимого, эмоционально близкого человека. Как правило, это мать. То, что дети первыми рисуют себя, указывает на их эгоцентризм как возрастную характеристику. Исходя из этого, последовательность рисования более информативна в тех случаях, когда ребенок рисует первым не себя и не мать, а другого члена семьи. Когда ребенок рисует мать последней, это связано с негативным отношением к ней.

Последовательность рисования членов семьи может быть более достоверно интерпретирована в контексте анализа особенностей графического изображения фигур. Если первая нарисованная фигура является самой большой, но нарисована схематично, не декорирована, то такое изображение указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные чувства ребенка в его отношении. Однако, если первая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похожим.

Обычно дети, получив задание нарисовать семью, начинают рисовать членов семьи. Некоторые же дети сначала рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т.д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Считается, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитной реакцией, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное для него задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть результатом плохого контакта ребенка с психологом. Есть другое мнение, что если на рисунке ребенка изображено много неодушевленных предметов и мало людей, то это говорит не об эмоционально бедных отношениях в семье, а о том, на что эти эмоции направлены. Изображения большого количества предметов, относящихся к одной и той же деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности для членов семьи. например, обилие мягкой мебели и нахождение на ней взрослых персонажей означает особую ценность для данной семьи отдыха и расслабления.

Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка.

Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтными отношениями и являются внешним проявлением внутреннего противоречия. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанных с негативными эмоциями.

Стирание нарисованного, перерисованного может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования. Если стирание и перерисовывание не привели к заметно лучшему графическому изображению – можно судить о конфликтном отношении ребенка к этому человеку.

Спонтанные комментарии ребенка часто проясняют смысл рисуемого содержания, выдают наиболее эмоционально «заряженные» места рисунка. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Не исключено, что они могут помочь направить и вопросы после рисования, и сам процесс интерпретации.


** Другие исследователи рекомендуют использовать для рисования только простой карандаш (так лучше виден нажим) и ни в коем случае не разрешать пользоваться ластиком. «Если же ребенок сочтет, что его рисунок окончательно «испорчен», - отмечает В.К. Лосева, - то в крайнем случае предложите ему другой лист, а потом сравните отличие первого рисунка от второго» (Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М., 1995).

Таблица 3.3.

Результаты методики «Рисунок семьи» (в баллах)

испытуемого

Критерии

Общий балл

Состояние тревожности в семье

Состояние агрессии в семье

Состояние конфликтности в семье

Айрапетян Лия

Манукян Анна

Виноградов Денис

Калугин Вова

Приставник Илья

Алиева Тамила

Гречишникова Анна

Докучаев Никита

Краснов Миша

Шеполистов Артем

Чернова Оля

Живопищева Оля

Фисюк Вика

Борщевская Кристина

Адалия Георгий

Бурсова Люда

Колесник Алена

Полетаев Боря

Свидло Саша

Гончаров Максим

Результаты испытуемых были обобщены (см. таблица 2.5., диаграмма 2.3).

Таблица 3.4.

Обобщенные результаты по методике «Рисунок семьи»

Уровни нарушения психо-эмоционального состояния в семье

Кол-во человек

Девочек

Мальчиков

% соотношение респондентов

Повышенный

Нормальный

Диаграмма 3.2.

Итак, проанализируем полученные результаты в процессе диагностики. В группе респондентов наблюдается следующее:

1) с высоким уровнем нарушения психо-эмоционального состояния семьи: 60% от общего числа респондентов. Среди девочек этот показатель равен 50%, а среди мальчиков 70%;

2) с повышенным уровнем нарушения психо-эмоционального состояния семьи: 30% от общего числа испытуемых. У девочек показатель 40%, у ребят 20%.

3) с адекватным уровнем нарушения психо-эмоционального состояния семьи: 10% от числа детей. У девочек и мальчиков это 10%.

Видно, что в группе испытуемых более высокий уровень агрессивности, тревожности, конфликтности в семье.

Исходя из вышесказанного и проведя качественный и количественный анализ результатов диагностики, обобщив все полученные в ходе исследования данные, мы подошли к завершению эксперимента и считаем, что следует среди детей проводить коррекционную работу по улучшению семейной атмосферы между родителями и детьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, наше исследование было посвящено изучению влияния психолого-педагогических условий в семье для формирования личности ребенка.

К основным результатам работы можно отнести следующее:

Дано понятие личности и изучена структура личности в психологии;

Проанализированы теории личности в отечественной психологии;

Определены современные концепции психологических подходов к изучению личности;

Рассмотрена семья как функциональная система;

Выявлены особенности формирования личности ребенка в семье;

Проведено эмпирическое исследование развития личности ребенка в семье.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям.

С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Семья – ведущий фактор развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Взаимоотношения между родителями составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех его членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и своё место в нём.

В зависимости от того, как ведут себя с ребёнком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребёнок воспринимаем мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. Благополучие ребёнка в семье переносится на другие сферы взаимоотношений и наоборот, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между её членами лежат в основе дефектов развития и воспитания.

Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентации. Семья предоставляет условия для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. – М.: Наука, 1989. – 248 с.

    Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000.

    Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. – М., 1989.

    Афанасьева Т.М. Семья. – М.: Просвещение. – 2005.

    Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: "Просвещение", 2000.

    Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. – 2001, № 3.

    Выготский Л.С. Избр. психол. исследования. – М.: Изд-во АПНРСФСР, 1956.

    Глуханюк Н. С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие/Н. С. Глуханюк; Рос. акад.образования, Моск. психол.-социал.ин-т.-2-е изд., перераб. и доп. – М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2005. – 204 с.

    Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. – М.: 1980.

    Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 288 с.

    Знаков В.В. Самопонимание и социальное познание // Личность и общество: Актуальные проблемы современной психологии (Материалы всероссийского симпозиума). – Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. 2000.

    Каменева Т.Н. Влияние семьи на процесс формирования личности ребенка // II Всероссийская научная конференция Сорокинские чтения-200. Будущее России: стратегии развития. – 2005, 14-15 декабря.

    Ковалев А. Г. Психология личности. – М.: "Просвещение", 1999.

    Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика. – 2001.

    Ковалев С.В. Психология современной семьи: книга для учителя / Ковалев С.В. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.

    Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. – М.: Высш. шк., 2001. – 319 с.

    Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 64 с.

    Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2001.

    Лосева В. К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1995.

    Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986.

    Мясищев В.Н.Психология отношений. Избранные психологические труды. – М.: МПСИ, 2004. – 400 с.

    Педагогика // Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение. – 1983.

    Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М.: МГУ, 1988.

    Петровский А.В. Теоретическая психология/А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.: Академия, 2001. – 496 с.

    Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

    Старовойтенко Е.Б. Психология личности (в парадигме жизненных отношений). – М., 2004.

    Ты меня понимаешь? Тесты для детей 5-7 лет с рекомендациями психолога / Сост. Т. В. Васильева. – СПб.: Акцидент, 1994.

    Узнадзе Д.Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Анкета для ребёнка «Семья глазами ребёнка»

    С кем ты живёшь?

    Тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером из садика домой? (Да, нет, не всегда)

    Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах? (Да, нет, не всегда)

    Они чаще говорят ласково, чем строго? (Да, нет, не всегда)

    Тебе спокойно дома? Не страшно? (Да, нет, не всегда)

    Родители часто с тобой играют? (Да, нет, не всегда)

    Кто из членов семьи чаще играет с тобой?

    Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа? (Да, нет, не всегда)

    Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу тебе купят? (Да, нет, не всегда)

    Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу расскажешь обо всём маме? А папе? Никому не расскажешь?

    Что ты больше всего любишь делать в выходные дни?

    Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни? (Да, нет, не всегда)

    Если тебе пора спать, а ты хочешь ещё поиграть, родители разрешают тебе? (Часто, иногда, редко)

    Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи? (Часто, иногда, редко)

    Если ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступят твои родители? (Терпеливо выслушают и помогут закончить мысль; отошлют к другому родителю; не захотят слушать совсем)

Приложение 2

Тест «Лесенка»

Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет.

Стимульный материал теста «Лесенка»

Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигуру ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Инструкция

Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?

Проведение теста

Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение, в случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов

Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к дегрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок. Он приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет.

А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые – папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Приложение 3

Методика "Рисунок семьи"

Цель. Диагностика внутрисемейных отношений. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Порядок проведения. Из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:

а) чья семья изображена им на рисунке - его самого, или какого-нибудь друга, или вымышленного героя;

б) где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент;

в) если брать каждый персонаж отдельно, то какого он пола и какова его роль в семье;

г) кто из них самый приятный и почему, кто самый счастливый и почему, кто самый грустный и почему, кого предпочитает сам ребенок из всех персонажей и почему, если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, то кто бы из них остался дома;

д) если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан.

Интерпритация - метод Кормана (тест "Рисунок семьи")

1.Структура рисунка. Относительно основной структуры рисунка можно сказать, что у самых рациональных натур преобладают изолированные фигуры, не входящие между собой в контакт, в то время как наиболее восприимчивые, чувствительные дети склонны изображать семью с большей динамикой, например занятой какой-нибудь деятельностью, находящейся в движении.

2.Наиболее привлекательный персонаж. Если таковой присутствует на рисунке, то его можно определить по следующим признакам:

Наиболее ценимый персонаж рисуется первым, причем первым слева, на первом плане;

Он выше и крупнее остальных персонажей;

Выполнен с большей любовью, каждая отдельная деталь доведена до конца;

Остальные фигуры повернуты в его сторону и смотрят на него.

Наиболее близкого к испытуемому члена семьи можно узнать по одежде, которая отличает его от других членов семьи, но похожа на одежду персонажа, с которым отождествляет себя испытуемый. Обычно это один из сиблингов (брат или сестра), с которым у него сложились хорошие отношения.

3.Наименее привлекательный персонаж. Противоположный, наименее ценимый персонаж, на рисунке самый маленький из всех, выполняется последним по счету и находится в стороне от других фигур, как бы забытый всеми. Этот персонаж может получить в конце работы типичное обхождение: его обычно перечеркивают несколькими штрихами карандаша или стирают ластиком.

4.Отношение между персонажами. Следует обратить внимание на следующий вопрос: существует ли взаимосвязь между тем, что изобразил ребенок, и реальной жизнью семьи. Если, например, персонажи держатся за руки или, наоборот, стоят спиной друг к другу, это может соответствовать или противоречить реальной ситуации в семье. Если два персонажа изображены рядом, это не должно быть понято иначе как его восприятие их особой близости, которой он придает значение и которая может соответствовать или не соответствовать действительности. Если какой-то персонаж, ценимый им или нет, удален на рисунке от других фигур, это может говорить о дистанции, которую ребенок замечает в жизни и выделяет.

Иногда ребенок рисует себя гораздо ярче и детальнее, чем родителей, которые как бы создают ему фон. Такие рисунки часто проявляют отношение ребенка к самому себе как к кому-то важному, уникальному, а к другим - как к менее существенным и привлекательным. Это может быть связано с тем, что родители, будучи неудовлетворенными собой, жизнью и окружающим миром, стремятся реализовать свои надежды через своего ребенка, ставя себя на второстепенную позицию по отношению к нему.

Ничтожно маленькая, безвольная фигурка в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать его беспомощность, необходимость заботы о нем. Это может быть связано с тем, что он привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто это наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.

К рисунку семьи ребенок может добавить как людей, так и животных для заполнения пустот, которые он чувствует в реальной жизни. Так, единственные дети, например, очень часто включают в свой рисунок двоюродных сестер или братьев, кошек, собак и пр., что выражает недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.

Фигура человека, расположенная рядом с фигурой отца, указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец. Кот, изображенный рядом с одним из членов семьи (если, конечно, в доме нет никакого кота), говорит о желании большой любви и привязанности со стороны изображенного рядом с котом персонажа.

Приложение 4

Примеры рисунков детей по методике «Рисунок семьи»

Программа

Учителя, комфортных условий для развития личности ребенка . Ожидаемые конечные результаты , важнейшие целевые показатели Создание... классов 30 28 30 30 31 32 3.2.1. Характеристика социума. І Полные семьи - 348 Неполные...

  • Основная образовательная программа начального общего образования (четыре года освоения)

    ... исследования ; - анализировать результаты исследования ... организация программа направлена на целостное развитие личности ребенка ... Обязанности ребенка в семье (... на 1» Результаты диагностики уровня... 22, 34, 41 , 46, 47 ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования моу

    Основная образовательная программа

    Образования предусмотрена организация предшкольного образования. В данной части программа направлена на целостное развитие личности ребенка и формирование...

  • Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа

    ... результатам освоения основной образовательной программы . Требуется активное включение родителей в формирование и диагностику ... 28 30 31 ... развитию личности ребенка , необходима разработка и внедрение концептуально обоснованного подхода к организации ...

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка (2)

    Программа

    ... «семья ». 2. Уважать свою семью , ... В исследованиях ... развития и организации ... диагностик метапредметных результатов используются таблицы результатов ... программы Пpoграмма построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка ...

  • Этот рисуночный тест можно проводить с детьми старше 5 лет. Основан этот тест на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, взаимоотношения в семье и свое место в ней. Для многих родителей результаты этого теста могут оказаться весьма неожиданными, ибо взрослые и дети по-разному оценивают одно и то же.

    Инструкция.

    Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и просят: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Недоуменные вопросы: "А кого это?", "А что это такое?", "Я не хочу" - говорят о том, что у ребенка еще не сформировалось понятие "семья", либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. В таких случаях можно попросить ребенка нарисовать семью зверушек.

    Учитывайте следующие моменты:
    Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе вы получите ситуативный рисунок, соответствующий восприятию только в данный момент.
    Не стойте над ребенком во время выполнения задания. Информативно такой рисунок будет искажен вашим контролем. Лучше, если вы попросите провести этот тест кого-то из своих хороших знакомых.
    Не обсуждайте полученные результаты при ребенке - это тест для вас, для ваших раздумий и лучшего понимания эмоциональных проблем вашего ребенка.
    В ходе рисования обязательно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов (важно, кого он начал рисовать первым, последним, а не только то, как это выглядит на рисунке).

    Правила интерпретации.
    Правило 1.
    В рисунке не может быть ничего случайного. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Оговорки типа: "А брата я просто забыл нарисовать" или "Сестра у меня не получилась" должны потерять для вас значение. Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, это может означать:
    1. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает как запретные. Например, сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: "Я должен любит брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую".
    2. Полное отсутствие эмоционального контакта с забытым на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном ми ре ребенка.

    Правило 2.
    Если на рисунке отсутствует сам автор, то вы можете строить гипотезы в двух направлениях:
    1. Либо это трудности самовыражения в отношениях с близкими: "Меня здесь не замечают", "Мне трудно найти свое место".
    2. Либо: "Я и не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения", "Мне и без них неплохо".

    Правило 3.
    Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т.е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ребенка.
    Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.

    Правило 4.
    После того как ребенок закончит рисунок обязательно спросите его, "кто есть кто" на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если число персонажей равно числу членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть другой, вымышленный персонаж, например Дед Мороз или Фея.

    Правило 5.
    Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка, он удовлетворяет их в своей фантазии, в воображаемых отношениях. Если вы встретились с таким персонажем, то подробно расспросите у ребенка о нем - так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни. Конечно, это не означает, что вы окажетесь в состоянии немедленно додать ребенку недостающее и что в неудовлетворенности его желаний виноваты именно вы. Например, образ феи может символизировать типично детскую потребность в беспрепятственном, беспрерывном, волшебном удовлетворении всех возникающих у него потребностей. Невозможность такого удовлетворения ребенку еще предстоит для себя принять, чтобы научиться полагаться на собственный силы.

    Правило 6.
    Внимательно рассмотрите, кто на листке расположен выше, а кто -ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру.
    Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.
    Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, значит, в сознании ребенка именно они "управляют" остальными членами семьи.

    Правило 7.
    Расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией психологической. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

    Правило 8.
    Если ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа, то у него в данный момент низкая самооценка.

    Правило 9.
    Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают.

    Правило 10.
    Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить. Рекомендуем вам использовать для рисования карандаши (так лучше виден нажим), бумагу без линеек и клеток Правила интерпретации детских рисунков распространяются и на рисунки взрослых.

    Правило 11.
    Голова - важная и самая ценная часть тела. Ум, смелость - в голове. Самым умным членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой. Глаза- не только для рассматривания окружающего, глаза, с точки зрения ребенка, даны для того, чтобы ими плакать. Плач - это первый естественный способ выражения эмоций ребенка. Поэтому глаза - орган выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке. Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, желающие, чтобы им помогли.

    Правило 12.
    Уши - "орган" восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Персонажи с самыми большими ушами должны больше всех слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, никого не слушает, игнорирует все, что о нем говорят.

    Правило 13.
    Зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? И только? Еще для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, обижаться. Поэтому рот - это еще и "орган" нападения.
    Персонаж с большим или заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы (необязательно только через крик). Если рта либо вообще нет, либо он изображен точечкой или черточкой - это значит, что он скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на других.

    Правило 14.
    Шея - символизирует способность к рациональному самоконтролю головы над чувствами. Тот персонаж, у которого она есть, способен управлять своими чувствами.
    Если на рисунке у ребенка отсутствует шея, то ему кажется, что взрослые требуют от него большей способности держать себя в руках, сдерживать эмоции. А вот у взрослых персонажей шея чаще всего есть - им можно не сдерживать себя, они могут делать, что хотят, они, по мнению ребенка, уже воспитанны.
    Думающий так ребенок хочет поскорее повзрослеть, для него характерны необузданные поступки именного тогда, когда он решит, что уже стал взрослым (кризисные периоды).

    Правило 15.
    Функция рук- цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, т.е. быть способным что-то делать, менять.
    Чем больше пальцев на руках, тем больше ребенок ощущает способность персонажа быть сильным, могущим что-либо сделать (если на левой руке - в сфере общения с близкими, в семье, если на правой - в мире за пределами семьи, в детском саду, дворе, школе и др.); если пальцев меньше, то ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать.
    Чем более значительным и могущественным ребенок воспринимает персонаж, тем больше у него руки.

    Правило 16.
    Ноги - для ходьбы, передвижений в расширяющемся жизненном пространстве, они для опоры в реальности и для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и уверенней персонаж стоит на земле.
    Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, а левая - в мире близких эмоциональных контактов.
    Ноги "повисшие в воздухе", по мнению ребенка, не имеют самостоятельной опоры в жизни. Если персонажи изображены в один ряд, то мысленно проведите горизонтальную линию по самой нижней точке ног. И вы увидите у кого опора тверже.

    Правило 17.
    Солнце на рисунке - символ защиты и тепла, источник энергии. Люди и предметы между ребенком и Солнцем - это то, что мешает ему ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом.
    Изображение большого числа мелких предметов - фиксация на правилах, порядке, склонность к сдерживанию в себе эмоций. Изображение большого числа закрытых деталей (шкафы, пуговицы, окна) символизирует для ребенка запреты, тайны, до которых он не допускается.

    Правил, приведенных известным психологом В.К.Лосевой, которые рекомендуются для интерпретаций рисунка семьи, достаточно для того, чтобы вы могли открыть для себя неожиданные стороны жизни вашей семьи, замечаемые вашим ребенком.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!