Почему жизненные испытания не сломили матрену тимофеевну. Образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо

«Кому на Руси жить хорошо» - итоговое произведение НА. Не-красова, в котором поэт хотел изложить все, что он знал о народе. Вот почему так органично входит в это произведение одна из главных тем некрасовского творчества - судьба русской женщины. Особенно об-стоятельно она представлена в главе «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», где нарисован образ замечательной русской женщины Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно к ней жители окрестных деревень отсылают мужиков-странников, задумавших най-ти того, «кому живется весело, вольготно на Руси». Почему же имен-но >ту женщину считают счастливой, и подтверждает ли сюжет дан-ной главы такое мнение?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить ав-горскую позицию, поскольку именно в соответствии с ней выстраива-ется все повествование. Русская женщина всегда была для Некрасова воплощением национальною характера, главной носительницей са-мих основ жизни народа. Вот почему так важно было в поэме о на-родной судьбе показать, каково положение в современной поэт)" Рос-сии русской женщины. Ведь счастье матери, жены, хранительницы домашнего очага и вечной труженицы - это и есть залог благополу-чия любого общества во все времена.

Показательно, что в поэме мы слышим не авторский голос - это рассказ самой Матрены Тимофеевны о своей судьбе. Такая форма по-зволила добиться особой искренности и достоверности изображения. При этом возникает явный контраст в оценке своей жизни самой Кор-чагиной с мнением окружающих ее людей. Только удачное стечение обстоятельств привело к тому, что она и ее еще не рожденный ребе-нок не погибли, а жена губернатора удивительным образом становит-ся для них покровительницей - крестной матерью маленького Лио-дорушки.

Но это счастье выстрадано всей предшествующей жизнью. В ней были тяжкие испытания: подневольная жизнь невестки в семье мужа, «обиды смертные», плетка, бесконечная работа, голод и самое страш-ное - смерть ребенка. И ужасно то, что это так типично для судьбы русской крестьянки! Недаром в этой главе очень много песен, фольк-лорных образов и мотивов, а в эпизоде, связанном со смертью Де-

мушки, поэт использовал причитания (похоронные плачи) знамени-той сказительницы Ирины Федосовой. Все это позволяет прийти к общему выводу, который особенно горько звучит в устах Матрены Тимофеевны: «Ключи от счастья женского. / От нашей вольной во-люшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!».

И все же вопрос о счастье русской женщины не столь однозначен. Ведь многочисленные горести и беды не сломили ее стойкий дух, не подорвали внутреннюю силу и волю к жизни. Она сумела сохранить душевное тепло и красоту, не утраченную даже под гнетом тяжкого труда и забот.

В чем главное отличие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина от народных?

При всем внешнем сходстве с народными сказками произведения писателя отличаются от них.

Многое сближает сказки Салтыкова-Щедрина со сказкам)! о жи-вотных. Действительно, их герои часто создавались на основе хорошо известных образов, наделенных устойчивыми качествами характера: жадный Волк, хитрая Лиса, трусливый Заяц, глупый и злой Медведь. Но в мир народной сказки писатель вводил злободневные политиче-ские темы, которых никогда не бывает в фольклоре, а потому содер-жание традиционных образов у него значительно меняется. Заяц ока-зывается «здравомыслящим». Волк - «бедным». Баран - «непом-нящим». Орел - «меценатом». В сказках Щедрина возникает соци-альная сатира, затрагивающая даже царя («Орел-меценат»), что не-возможно в народной сказке.

Важным отличием от фольклора становится то, что в щедринских сказках время вполне исторично. Здесь часто появляются детали, свя-занные с современной автору жизнью. Например, в «Диком помещи-ке» упомянута газета «Been.», а в сказке «Премудрый лискарь» говорится о том, что ее герой «жалованья не получает и првслугн не держит». Отражается это и в лексике, включающей наряду с традиционными сказочными оборотами (жили-были, по щучьему велению) канцеляризмы, иностранные слова, публицистическую лек-

Для сказок Салтыкова-Щедрина характерна несвойственная фольклору гротескная заостренность образов, а также использование эзопова языка. Благодаря этому возникают неожиданные переключе-ния из реального плана в сказочный, что создает некую фантастиче-скую призрачность происходящего, как в знаменитой «Сказке о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Таким образом, сказки Салтыкова-Щедрина, близкие по СТИЛЮ народным, являются литературными сказками. Фольклорная основа в сочетании с авторской иронией и юмором, за которыми скрываются глубокие размышления о жизни, делают эти произведения интерес-ными и актуальными и для наших современников.

Является ли эпилог романа окончательным итогом духовно-

нравственных исканий героя? (по роману Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание»)

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - произведе-ние необычное. В нем нет авторского голоса, который указал бы чи-тателям, в чем его смысл, кто из героев прав, а кто виноват, где искать истину, в которую вериг писатель. У каждого героя здесь свой голос, своя «идея», которая ведет его.

Нравственные терзания, охватившие Раскольникова после ужас-ного преступления, подтверждают то, что его «проба» не прошла: он не смог переступить через кровь. Сонечка помотает ему найти опору в вере в Бога, призывает избавиться or мучений, покаявшись перед всеми на площади. И действительно, в конце основной части романа Раскольников приходит в полицию и признается в содеянном.

Казалось бы. история убийства и его раскрытия завершилась. Но главная мысль Достоевского не в этом. Он считал индивидуализм страшной болезнью, которая может привести к катастрофическим по-следствиям вес человечество. Как справиться с ней? Ведь Раскольни-ков, идя с повинной, не отказывается от своей ужасной идеи. Он лишь утверждается в том, что сам он «вошь эстетическая», а отнюдь не «властелин мира». Так что же происходит в эпилоге? Помогает ли он нам понять, как избавить не только Раскольникова, но и все человече-ство от «моровой язвы» индивидуализма?

Мы знаем, что в натуре Раскольникова есть много хорошего: он по природе свой добр, отзывчив к страданиям других, готов помогать, выручать из беды. Это известно уже из основной части романа (сон о лошади, помощь семье Мармсладовых) и дополняется новыми сведе-ниями в эпилоге (помощь студенту, спасение детей во время пожара). Именно потому деятельная любовь Сонечки, последовавшей за Рас-кольниковым на каторту, ее сострадание ко всем несчастным катор-жанам, которые сразу полюбили ее, так сильно воздействует на героя. Увидев во сне страшную картину, воплотившую его идею, когда все, считая себя «право имеющими», начинают убивать друг друга. Рас-кольников «исцеляется». Теперь он свободен от своей теории и готов возродиться, вернуться к Богу, к людям. Путь Раскольникова прой-ден: мы понимаем, что дальше он пойдет рука об руку с Соней, неся вместе с ней в мир христианские идеи любви и добра, милосердия я сострадания.

Но готов ли писатель предложить этот «рецепт» для всех, пора-женных «болезнью» индивидуализма? Пожалуй, и в эпилоге оконча-тельного ответа на этот вопрос нет. Может быть, в этом и заключен ею главный смысл: показав историю Раскольникова. писатель пред-лагает все новым и новым поколениям читателей задуматься над по-ставленными проблемами и попытаться найти свое решение.

Чем «маленький человек» в изображении Достоевского

отличается от своих литературных предшественников?

Великий писатель-гуманист Достоевский всегда стремился при-влечь внимание общества к судьбам самых ущемленных, самых оби-женных, «униженных и оскорбленных». Ведь их ужасное положение - страшный упрек тем. кто загнал их в состояние «тупика».

Мармеладов - типичный «маленький человек». Он бедный чинов-ник, находящийся в самом низу социальной лестницы. Его семья - дочь от первого брака Сонечка, жена Катерина Ивановна и их малень-кие дети - живет в крайней бедности. Ведь на жалованье мелкою чи-новника такую большую семью трудно прокормить. Но все было не так уж плохо до тех пор. пока Мармеладов не начал пить. Он потерял рабо-ту, а семья осталась вовсе без средств к существованию. Конечно, при-чиной тому была бесхарактерность и безволие самого Мармсладова,

который, понимая всю глубину той пропасти, в которую он падает, та-щит за собой своих близких.

Но дело не только в этом. В исповеди, которую отчаявшийся че-ловек произносит в грязном трактире перед незнакомыми людьми. Мармеладов говорит о том, что таких, как он, просто загоняют в ту-пик. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что зна-"H2I, когда уже некуда больше идти?» - в тоске восклицает Мармела-дов, обращаясь к единственному внимательному слушателю его рассказа Расколышкову. Герой романа тоже склонен обвинять обще-ство, которое буквально сбрасывает таких людей, как Мармеладов, в «пропет», то есть «отбросы» общества. Для других это уже как бы и не люди: над ними можно издеваться, насмехаться, не считаться с их интересами. В этот «процент» попадают и Катерина Ивановна и ее ни в чем не повинные дети. Но более всего пострадала старшая дочь Мармеладова Сонечка. В этом страшном мире нишегы, как справед-ливо замечает Мармеладов, даже вполне нормальные люди, чистые и честные душой, как Катерина Ивановна, оказываются изуродованны-ми. «Бедность не порок» - гласит пословица, но Мармеладов добав-ляет: «Нищета - порок».

Конечно, судьба семьи Мармеладова трагична. Он умирает на улице под колесами экипажа. Смертельно больная Катерина Ива-новна в последней отчаянной попытке привлечь внимание людей к их страшной судьбе выводит несчастных детей на улицу и вскоре умира-ет. На улицу, на панель, вынуждена пойти Сонечка, чтобы помочь семье выжить, не умереть с голоду. И главная причина их трагедии в том, что общество, символом которого становится «улица», не же-лает видеть этих людей, не замечает их страдания, отстраняется 01 них.

Как сны, которые видит Раскольников, соотносятся

с главными событиями духовной жизни героя?

(по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В своих романах Достоевский раскрывает сложные процессы внутренней жизни героев, психологию поступков, их чувства, тайные желания и опасения. В этом автору помогает прием, который он часто использует. - прием сна. Сон у Достоевского граничит с реально-стью и с бредом больного человека.

Первый сон видит герой на Петровском острове. В этом сновиде-нии вновь оживает детство Родиона Раскольникова. Он. 7-летиЁ мальчик, вместе с отцом вилит страшную картину: здоровый пьяный мужик Мико.тка хлещет кнутом свою «тощую... саврасую клячонку». Маленький Родя бросается с кулачками на этого пьяного мужика, в потом целует окровавленную морду забитой клячи.

Сон отражает лучшую сторону натуры главного героя - его стремление помочь всему человечеству, его добрую натуру, непри-ятие насилия. Этот сон настолько потрясает Родиона, что проснув-шись, он «отрекается от проклятой мечты своей».

О мучительной раздвоенности Раскольникова свидетельствуют два противоположных образа из его сна - кабак, символ порочности и зла, и церковь, то лучшее, что есть в человеческой природе.

Второй сон Раскольников видит уже после преступления. Ему снится, что он вновь идет на квартиру Алены Ивановны и пытается убить ее. а старушонка, как будто издеваясь, заливаося тихим, не-слышным смехом. Комната наполняется народом. Раскольников, объ-ятый ужасом, не может пошевелиться и пробуждается. Смех во сне Раскольникова - это «атрибут незримого присутствия сатаны». Этот сон несет функцию символического обобщения идеи и также выявля-ет авторскую позицию.

Свой третий сон Раскольников видиг уже на каторге (эпилог ро-мана). В этом сне он как бы заново переосмысливает свою теорию. Раскольникову представляется, будто весь мир осужден в жертву «страшной моровой язве». Зараженные трихинами, становятся сума-сшедшими, считают себя «непоколебимыми в истине», не слышат и не понимают других. Впечатление от зрелища того, к чему приводит забвение нравственного начала, оказывается настолько глубоким, что вызывает перелом в душе героя. Раскольников освобождается от сво-ей идеи.

Таким образом, сны в романе раскрывают внутренний мир Рас-кольникова. показывая скрытые стороны его души.

Какие психологические приемы и как помогают Достоевскому передать «расколотость сознания» его героев?

Главная черта психологического стиля Ф.М. Достоевского - пре-дельная сосредоточенность на сложнейших пластах внутреннего мира

человека, изображение напряженных душевных состоянии, изучение «двух бездн» в душе человека («Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей»). Автора интересует правда, выстраданная человеком в тот момент, когда он пытается постичь истину. Герой чувствует нравственную причастность ко всем людям, потребность найти и уничтожить корень ал.

Подобный подход порождает глубокий психологизм личности ге-роя, философичность его мышления, эмоциональную чуткость, «рас-колотость сознания».

Герой Достоевского всегда находится на грани, всегда СТОИ1 пе-ред выбором: либо палач, либо жертва, в сердце разыгрывается та же самая борьба Бога с дьяволом. Душевная жизнь человека изображает-ся в крайних ее проявлениях. В отличие от Л.Н. Толстого Ф.М. Дос-тоевский воспроизводит не «диалектику души», а постоянные психо-логические колебания.

Основной психологический прием, который использует писа-тель, - это принцип двойничества. В систему персонажей могут быть введены герои-двойники. Они либо полностью, либо в существенных чертах дублируют друг друга. Двойник - фигура зловещая, он при-зван подчеркнугь скрытые от героя низкие стороны его души, обна-ружить меру его падения.

Парадоксальный переход колебательных состояний героя переда-ется через портрет, его противоречивые поступки. Они поступают «на зло» себе, всему, неизвестно кому.

Особую роль Достоевский отводит бессознательному поведению героев, передается это состояние через сны, видения. Сны - это ра-бота подсознания, во сне герой видит одну из граней своей личности, например в первом сне Раскольников видит себя семилетним мальчи-ком, бросающимся на защиту тощей савраски.

Слова «вдруг», «как бы невольно» наиболее часто встречаются в тексте повествования, именно они показывают неожиданность по-ступков героя для него самого. Свидригайлов не любит говорить о смерти и уж тем более не думал о самоубийстве, но... Раскольников не думал о признании, но вдруг повер|гул обратно в участок...

Писатель пытается решить две основные задачи: проанализиро-вать внутреннее состояние героя и воссоздать в романе определенную психологическую атмосферу при помощи подбора эпитетов, характе-

риэующих состояние героя («ужасно странно», «едкая ненависть», «бесконечное отвращение»).

Герой Достоевского так напряжен, что в его сознании стирается грань между реальностью и его собственным представлением о ней (жизнь и мечты Катерины Ивановны i

Важнейшей частью повествования является прямая речь героев как внешняя, так и внутренняя.

Сильнейшим средством изображения является использование де-талей внешнего, предметною мира. Объективная реальность сущест-вует в романе сама но себе за счет подбора определенной цветовой гаммы (желтый цвет - цвет болезни, вспомним желтый цвет каморки с «желтыми, пыльными обоями», «желтые, обшмыганные и истаскан-ные» обои в комнате Сони), запахов («особая летняя вонь»), звуков (плач, вой, крик, стоны), особой цифровой символики (30 целковых принесла Соня Катерине Ивановне. 3 встречи с Порфирием Петрови-чем, 7 лет каторги)

Четко ограниченный круг действующих лиц. концентрация дейст-вия во времени, стремительный ход развития сюжета, изобилующего напряженными диалогами, неожиданными признаниями и публичны-ми скандалами - все это позволяет говорить о ярко выраженных драматических чертах прозы Достоевского.

Согласны ли вы с утверждением, что Петербург

в изображении Ф.М. Достоевского -

полноправный герой романа?

Петербург часто становится фоном развития действия в прозе Ф.М. Достоевского. Отношения писателя к городу двойственно: он. бесспорно, привязан к нему, но в то же время воспринимает его са-мым мрачным городом в мире.

В романе Петербург воспроизведен как социальный оргатнм Л.П. Гроссман замечает, что роман «Преступление и наказание» - «роман большою юрода XIX века», что фон столицы «предопределя-ет здесь характер конфликтов и драм». Город становится соучастни-ком преступления.

Пожалуй, самую главную характеристику дает этому городу Свидригайлов: «Петербург - это город полусумасшедших. Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать

над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый сю своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и страш-ных влияний на душу человека, как в Петербурге».

В литературе сложилась традиция изображать Петербург в опреде-ленной цветовой гамме: желто-серой. Достоевский один из первых по-чувствовал этот колорит. Желтые тона преобладают в романе, выходя за пределы описания юрода: ярко-желтые домики; мучительный цвет желтого солнца: обои в комнатах Раскольникова, процентщицы. Сони; пожелтевшая кацавейка Алены Ивановны; «бледно-желтое лицо» Рас-кольникова, «темно-желтые лица» Лужина. Порфирия Петровича.

Образ зловонного города писатель создает и за счет описания за-пахов: «духота... известка... пыль... особенно летняя вонь», помои, вонь из лавочек, распивочных.

Звуковой фон развития действия в романе служит дополнитель-ным средством создания мрачного образа города. Здесь раздается только «беспрерывный стук», «нытье», визги, здесь звучит «надфес-нутый голос 7-летнего ребенка».

Весь роман наполнен бесконечными уличными сценами и сканда-лами: пьяная девочка на К. бульваре, удар кнута, женщина с «испи-тым лицом», бросающаяся в реку. 11с случайно вынесены на улицы Петербурга сиены гибели Мармеладова «под колесами щегольской коляски», Катерины Ивановны.

Можно утверждать, что Петербург не только является фоном, на котором происходит действие романа, но и влияет на характеры, мыс-ли, поступки людей, определяет особенности их взаимоотношений - одним словом, становится полноправным героем произведения.

Главной гуманистической идеей в романе «Преступление и нака-зание» является вопрос о том, почему люди, преступившие какие-либо общечеловеческие правила, вообще достойны снисхождения. Достоевский считал, что, только увидев в человеке человеческое, можно дать ему шанс к возрождению.

К «преступившим» людям в романе относятся Раскольников, Со-ня, Лужин, Свилригайлов и другие герои. Одних героев Достоевский доводит до прозрения и раскаяния, других - нет.

Раскольников хотя и совершает преступление в начале произведе-ния, но в конце концов разочаровывается в своей теории. К тому же на протяжении всего романа Раскольникова терзают сомнения, в его душе происходит борьба. Раскольников часто нилш сны. а значит, он может чувствовать.

Соня Мармеладова также преступила закон, пойдя по «желтому билету». Но автор оправдывает се, ее истина ло христианская мо-раль. Соня искупает свою вину, жертвуя собой ради других. Даже че-рез описание внешности Сони, через ее голубые глаза - символ чис-тоты - автор показывает ее «невинность» в преступлении закона.

Свидригайлов также оказывается оправданным в романс. Во-первых, об этом свидетельствует то, что обо всех его проступках гово-рят какие-то третьи лица, но они не описываются в реальном времени. К тому же Свидригайлов совершает много хороших дел: например, да-ет деньги детям погибшего Мармеладова. Он также видит сны, то есть может чувствовать. И наконец, автор описывает его уход из жизни.

  • 20 Естественные науки в целом 20 1я7 Коробкин 68

    Список учебников

    Химия: материалы для подготовки к ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы / ... ф. 4 65.053я7 Ерофеева, В.А. Е78 Аудит: конспект лекций / В.А. ... Басни; Пьесы / И.А. Крылов. – М.: Мир книги; Литература , 2007. – 400 с. – (Бриллиантовая коллекция). - ISBN ...

  • Следующая написанная Некрасовым глава - «Крестьянка» - также кажется явным отступлением от намеченной в «Прологе» схемы: странники вновь пытаются найти счастливого среди крестьян. Как и в других главах, важную роль играет зачин. Он, как и в «Последыше», становится антитезой дальнейшему повествованию, позволяет обнаружить все новые противоречия «загадочной Руси». Глава начинается описанием разоряемой помещичьей усадьбы: после реформы хозяева бросили усадьбу и дворовых на произвол судьбы, и дворовые разоряют и ломают красивый дом, некогда ухоженный сад и парк. Смешные и трагические стороны жизни брошенной дворни тесно переплетены в описании. Дворовые - особый крестьянский тип. Вырванные из привычной среды, они утрачивают навыки крестьянской жизни и главную среди них - «привычку к труду благородную». Забытые помещиком и не способные прокормить себя трудом, они живут тем, что разворовывают и продают вещи хозяина, обогревают дом, ломая беседки и точеные балконные столбики. Но есть и подлинно драматические моменты в этом описании: например, история певца с редкостно красивым голосом. Помещики вывезли его из Малороссии, собирались отправить в Италию, да позабыли, занятые своими бедами.

    На фоне трагикомической толпы оборванных и голодных дворовых, «дворни ноющей», еще более «красивой» кажется «здоровая, поющая толпа жнецов и жниц», возвращающихся с поля. Но даже среди этих статных и красивых людей выделяется Матрена Тимофеевна , «ославленная» «губернаторшей» и «счастливицей». История ее жизни, рассказанная ею самой, и занимает центральное место в повествовании. Посвящая эту главу женщине-крестьянке, Некрасов, думается, не только хотел открыть читателю душу и сердце русской женщины. Мир женщины - семья, и рассказывая о себе, Матрена Тимофеевна повествует о тех сторонах народной жизни, что пока только косвенно затрагивались в поэме. Но именно они и определяют счастье и несчастье женщины: любовь, семья, быт.

    Матрена Тимофеевна не признает себя счастливой, как не признает счастливой ни одну из женщин. Но недолгое счастье она знала в своей жизни. Счастье Матрены Тимофеевны - это девичья воля, родительская любовь и забота. Ее девичья жизнь не была беззаботной и легкой: с детства, уже с семи лет она исполняла крестьянскую работу:

    Мне счастье в девках выпало:
    У нас была хорошая,
    Непьющая семья.
    За батюшкой, за матушкой,
    Как у Христа за пазухой,
    Жила я, молодцы. <...>
    А на седьмом за бурушкой
    Сама я в стадо бегала,
    Отцу носила завтракать,
    Утяточек пасла.
    Потом грибы да ягоды,
    Потом: «Бери-ка грабельки
    Да сено вороши!»
    Так к делу приобвыкла я...
    И добрая работница,
    И петь-плясать охотница
    Я смолоду была.

    «Счастьем» она называет и последние дни девичьей жизни, когда решалась ее судьба, когда она «торговалась» с будущим мужем - спорила с ним, «выторговывала» себе волю и в замужней жизни:

    - Ты стань-ка, добрый молодец,
    Против меня прямехонько <...>
    Подумывай, смекай:
    Чтоб жить со мной - не каяться,
    А мне с тобой не плакаться... <...>
    Пока мы торговалися,
    Должно быть, так я думаю,
    Тогда и было счастьице.
    А больше вряд когда!

    Ее замужняя жизнь, действительно, исполнена трагических событий: смерть ребенка, жестокая порка, добровольно ею принятое наказание, чтобы спасти сына, угроза остаться солдаткой. При этом Некрасов показывает, что источник несчастий Матрены Тимофеевны не только «крепь», бесправное положение крепостной женщины, но и бесправное положение младшей снохи в большой крестьянской семье. Несправедливость, торжествующая в больших крестьянских семьях, восприятие человека прежде всего как работника, непризнание его желаний, его «воли» - все эти проблемы открывает рассказ-исповедь Матрены Тимофеевны. Любящая жена и мать, она обречена на жизнь несчастливую и бесправную: на угождение семье мужа и несправедливые попреки старших в семье. Вот почему, даже освободившись от крепостной зависимости, став свободной, она будет горевать об отсутствии «волюшки», а значит - и счастья: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого». И говорит она при этом не только о себе, но о всех женщинах.

    Это неверие в возможность счастья женщины разделяет и автор. Не случайно Некрасов исключает из окончательного текста главы строки о том, как счастливо изменилось тяжелое положение Матрены Тимофеевны в семье мужа после возвращения от губернаторши: в тексте нет рассказа ни о том, что она стала «большухой» в доме, ни о том, что она «покорила» «сварливую, бранчивую» семью мужа. Остались лишь строки о том, что семья мужа, признав ее участие в спасении Филиппа от солдатчины, «поклонилась» ей и «повинилась» перед ней. Но заканчивается глава «Бабьей притчей», утверждающей неизбежность неволи-несчастья для женщины и после отмены крепостного права: «А к нашей женской волюшке / Все нет и нет ключей! <...> /Да вряд они и сыщутся...»

    Исследователи отметили замысел Некрасова: создавая образ Матрены Тимофеевн ы, он стремился к широчайшему обобщению : ее судьба становится символом судьбы каждой русской женщины. Тщательно, продуманно выбирает эпизоды ее жизни автор, «проводя» свою героиню по пути, по которому проходит любая русская женщина: недолгое беззаботное детство, привитые с детства трудовые навыки, девичья воля и долгое бесправное положение замужней женщины, работницы в поле и в доме. Матрена Тимофеевна переживает все возможные драматические и трагические ситуации, выпадающие на долю крестьянки: унижения в семье мужа, побои мужа, смерть ребенка, приставания управляющего, порку и даже - пусть и ненадолго - долю солдатки. «Образ Матрены Тимофеевны создан так, - пишет Н.Н. Скатов, - что она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина». Включенные в рассказ Матрены Тимофеевны народные песни, плачи, чаще всего «замещающие» ее собственные слова, ее собственный рассказ, - еще более расширяют повествование, позволяя осмыслить и счастье, и несчастье одной крестьянки как рассказ о судьбе крепостной женщины.

    В целом история этой женщины рисует жизнь по Божьим законам, «по-божески», как говорят некрасовские герои:

    <...> Терплю и не ропщу!
    Всю силу, Богом данную,
    В работу полагаю я,
    Всю в деточек любовь!

    И тем страшнее и несправедливее представляются несчастья и унижения, выпавшие на ее долю. «<...> Во мне / Нет косточки неломаной, / Нет жилочки нетянутой, / Кровинки нет непорченой <...>» - это не жалоба, а подлинный итог пережитого Матреной Тимофеевной. Глубокий смысл этой жизни - любовь к детям - Некрасовым утверждается и с помощью параллелей из природного мира: рассказу о смерти Дёмушки предшествует плач о соловьихе, чьи птенчики сгорели на дереве, зажженном грозой. Глава, повествующая о наказании, принятом во спасение другого сына - Филиппа от порки, называется «Волчица». И здесь голодная волчиха, готовая жизнью пожертвовать ради волчат, предстает как параллель к судьбе крестьянской женщины, легшей под розги, чтобы освободить от наказания сына.

    Центральное место в главе «Крестьянка» занимает рассказ о Савелии, богатыре святорусском . Почему Матрене Тимофеевне доверен рассказ о судьбе русского мужика, «богатыря святорусского», его жизни и смерти? Думается, во многом потому, что Некрасову важно показать «богатыря» Савелия Корчагина не только в его противостоянии Шалашникову и управляющему Фогелю, но и в семье, в быту. Своей большой семье «дедушка» Савелий - чистый и святой человек, нужен был, пока у него были деньги: «Покуда были денежки, / Любили деда, холили, / Теперь в глаза плюют!» Внутреннее одиночество Савелия в семье усиливает драматизм его судьбы и одновременно, как и судьба Матрены Тимофеевны, дает возможность читателю узнать о бытовой жизни народа.

    Но не менее важно, что «рассказ в рассказе», соединяя две судьбы, показывает взаимоотношения двух незаурядных людей, для самого автора явившихся воплощением идеального народного типа. Именно рассказ Матрены Тимофеевны о Савелии позволяет подчеркнуть то, что сблизило в общем-то разных людей: не только бесправное положение в семье Корчагиных, но и общность характеров. Матрена Тимофеевна, вся жизнь которой исполнена только любви, и Савелий Корчагин, кого тяжелая жизнь сделала «каменным», «лютее зверя», - похожи в главном: своим «гневным сердцем», своим пониманием счастья как «волюшки», как духовной независимости.

    Матрена Тимофеевна не случайно считает Савелия счастливцем. Ее слова о «дедушке»: «Счастливец тоже был...» - не горькая ирония, ибо в жизни Савелия, полной страданий и испытаний, было то, что сама Матрена Тимофеевна ценит выше всего, - нравственное достоинство, духовная свобода. Будучи «рабом» помещика по закону, Савелий не знал духовного рабства.

    Свою молодость Савелий, по словам Матрены Тимофеевны, называл «благоденствием», хотя пережил он немало и обид, и унижений, и наказаний. Почему же прошлое он считает «благодатными временами»? Да потому, что, огражденные «топкими болотами» и «лесами дремучими» от своего помещика Шалашникова, жители Корежины чувствовали себя свободными:

    Нас только и тревожили
    Медведи...да с медведями
    Справлялись мы легко.
    С ножищем да с рогатиной
    Я сам страшней сохатого,
    По заповедным тропочкам
    Иду: «Мой лес!» - кричу.

    «Благоденствие» не омрачала и ежегодная порка, которую устраивал своим крестьянам Шалашников, выколачивающий розгами оброк. Но крестьяне - «люди гордые», вытерпев порку и притворяясь нищими, они умели сохранить свои деньги и, в свою очередь, «тешились» над барином, не сумевшим отнять деньги:

    Сдавались люди слабые,
    А сильные за вотчину
    Стояли хорошо.
    Я тоже перетерпливал,
    Помалчивал, подумывал:
    «Как ни дери, собачий сын,
    А всей души не вышибешь,
    Оставишь что-нибудь» <...>
    Зато купцами жили мы...

    «Счастье», о котором говорит Савелий, - конечно, иллюзорное, - это год вольной жизни без помещика и умение «дотерпеть», выстоять во время порки и сохранить заработанные деньги. Но иного «счастья» крестьянину и не могло быть отпущено. И все же даже такого «счастья» скоро лишилась Корёжина: началась для мужиков «каторга», когда управляющим был назначен Фогель: «До нитки разорил! / А драл... как сам Шалашников!/ <...> / У немца - хватка мертвая: / Пока не пустит по миру, / Не отойдя, сосет!»

    Савелий прославляет не терпение как таковое. Не все может и должен вытерпеть крестьянин. Савелий четко разделяет способность «недотерпеть» и «перетерпеть». Недотерпеть - значит поддаться боли, не вынести боль и нравственно подчиниться помещику. Перетерпеть - значит потерять достоинство и согласиться с унижением и несправедливостью. И то и другое - делает человека «рабом».

    Но Савелию Корчагину, как никому другому, ясен и весь трагизм вековечного терпения. С ним в повествование входит чрезвычайно важная мысль: о напрасно потраченной силе крестьянина-богатыря. Савелий не только прославляет богатырство русское, но и скорбит об этом богатыре, униженном и изувеченном:

    А потому терпели мы,
    Что мы - богатыри.
    В том богатырство русское.
    Ты думаешь, Матренушка,
    Мужик - не богатырь?
    И жизнь его не ратная,
    И смерть ему не писана
    В бою - а богатырь!

    Крестьянство в его размышлениях предстает как сказочный богатырь, скованный и униженный. Этот богатырь - больше неба и земли. Поистине космический образ предстает в его словах:

    Цепями руки кручены,
    Железом ноги кованы,
    Спина... леса дремучие
    Прошли по ней - сломалися.
    А грудь? Илья пророк
    По ней гремит-катается
    На колеснице огненной...
    Все терпит богатырь!

    Небо держит богатырь, но великих мук ему стоит этот труд: «Покамест тягу страшную / Поднять-то поднял он, / Да в землю сам ушел по грудь / С натуги! По лицу его / Не слезы - кровь течет!» Однако есть ли смысл в этом великом терпении? Не случайно Савелия тревожит мысль о напрасно ушедшей жизни, даром растраченной силе: «Лежал я на печи; / Полеживал, подумывал: / Куда ты, сила, делася? / На что ты пригодилася? / - Под розгами, под палками / По мелочам ушла!» И эти горькие слова - не только итог собственной жизни: это скорбь по загубленной народной силе.

    Но авторская задача - не только показать трагедию русского богатыря, чья сила и гордость «по мелочам ушла». Не случайно в завершении рассказа о Савелии появляется имя Сусанина - героя-крестьянина: памятник Сусанину в центре Костромы напомнил Матрене Тимофеевне «дедушку». Умение Савелия и в рабстве сохранить свободу духа, духовную независимость, не покориться душой - это тоже героизм. Важно подчеркнуть такую особенность сравнения. Как отмечает Н.Н. Скатов, памятник Сусанину в рассказе Матрены Тимофеевны не похож на реальный. «Реальный памятник, созданный скульптором В.М. Демут-Малиновским, - пишет исследователь, - оказался скорее памятником царю, чем Ивану Сусанину, который был изображен коленопреклоненным возле колонны с бюстом царя. Некрасов не только умолчал, что стоит-то мужик на коленях. В сравнении с бунтарем Савелием образ костромского мужика Сусанина получал впервые в русском искусстве своеобразное, по сути антимонархическое осмысление. В то же время сравнение с героем русской истории Иваном Сусаниным наложило последний штрих на монументальную фигуру корежского богатыря, святорусского крестьянина Савелия».

    Практически у каждого писателя есть сокровенная тема, волнующая его особенно сильно и лейтмотивом проходящая через все творчество. Для Некрасова, певца русского народа, такой темой стала судьба русской женщины. Простые крепостные крестьянки, гордые княгини и даже падшие женщины, опустившиеся на социальное дно – для каждой у писателя находилось теплое слово. И всех их, столь различных на первый взгляд, объединяла полная бесправность и несчастье, считавшиеся в то время нормой. На фоне всеобщей крепостной повинности судьба простой женщины выглядит еще страшнее, ведь она вынуждена «до гроба рабу покоряться» и «быть матерью сына-раба» («Мороз, красный нос»), т.е. она является рабыней в квадрате. «Ключи от счастья женского», от их «вольной волюшки» давным-давно потеряны – вот к какой проблеме старался привлечь внимание поэт. Так появляется невероятно светлый и сильный образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
    История судьбы Матрены изложена в третьей части поэмы, так и называющейся: «Крестьянка». К женщине странников приводит молва, утверждающая, что если кто из женщин и может быть назван счастливицей, то исключительно «губернаторша» из села Клину. Однако Матрена Тимофеевна Корчагина, «осанистая», красивая и строгая женщина, услышав вопрос мужиков о своем счастье, «закручинилась, задумалась» и даже не хотела изначально ни о чем говорить. Уже стемнело, и месяц со звездами вышел на небо, когда Матрена все же решилась «всю душу открывать».

    Только в самом начале жизнь была добра к ней – вспоминает Матрена. Родная матушка и отец заботились о дочери, звали «касатушкой», холили и лелеяли. Обратим внимание на огромное количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: позднехонько, солнышко, корочку и т.д., характерных для устного народного творчества. Здесь заметно влияние на поэму Некрасова русского фольклора – в народных песнях, как правило, воспевается пора беззаботного девичества, резко контрастирующая с последующим тяжелым житьем-бытьем в семье мужа. Автор использует этот сюжет для построения образа Матрены и практически дословно переносит из песен описание жизни девушки с родителями. Часть фольклора вводится в текст напрямую. Это свадебные песни, плач-причитание над невестой и песня самой невесты, а также подробное описание обряда сватанья.

    Как ни старалась Матрена продлить свою вольную жизнь, а все же ее выдают замуж за мужчину, еще и чужого, не из родной деревни. Вскоре девушка вместе с мужем Филиппом покидает дом и отправляется в незнакомый край, в большую и неприветливую семью. Там она попадает «с девичьей холи» в ад, что также передается с помощью народной песни. «Сонливая, дремливая, неурядливая!» – так называют в семье Матрену, и каждый старается задать ей побольше работы. Нет надежды и на заступничество мужа: хоть они и одногодки, и Филипп хорошо относится к жене, а все же порой поколачивает («плетка свистнула, кровь пробрызнула») и не подумает облегчить ее жизнь. К тому же он почти все свободное время проводит на заработках, а Матрену «некому любить».

    В этой части поэмы отчетливо становится видна незаурядный характер и внутренняя душевная стойкость Матрены. Другая бы давно отчаялась, а она делает все, как велено и всегда находит повод порадоваться самым простым вещам. Вернулся муж, «привез платочек шелковый / Да прокатил на саночках» – и Матрена запела радостно, как раньше певала в родительском дому.

    Единственное счастье крестьянки – в ее детях. Вот и у героини Некрасова появляется первенец, на которого она не может наглядеться: «Как писаный был Демушка!». Автор очень убедительно показывает: именно дети не дают крестьянке озлобиться, поддерживают в ней воистину ангельское терпение. Великое призвание – растить и защищать своих детей – подымает Матрену над серой обыденной жизнью. Образ женщины превращается в героический.

    Но крестьянке не суждено долго наслаждаться своим счастьем: нужно продолжать работу, а ребенок, оставленный на попечение старику, из-за трагической случайности погибает. Смерть ребенка в то время не была редким событием, это несчастье часто обрушивалось на семью. Но Матрене тяжелее прочих – мало того, что это ее первенец, – так еще и приехавшая из города власть решает, что это сама мать в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием убила своего сына. Как ни плачет Матрена, приходится ей присутствовать при вскрытии Демушки – его «испластали», и эта страшная картина навсегда запечатлелась в материнской памяти.

    Характеристика Матрены Тимофеевны не была бы полной без еще одной немаловажной детали – ее готовности пожертвовать собой за других. Ее дети – вот что остается для крестьянки самым святым: «Лишь деточек не трогайте! За них горой стояла я…». Показателен в этом плане эпизод, когда Матрена принимает на себя наказание сына. Он, будучи подпаском, потерял овцу, и его должны были за это высечь. Но мать бросилась в ноги помещику, и тот «милостиво» простил подростка, велев взамен высечь «дерзкую бабу». Ради своих детей Матрена готова пойти даже против бога. Когда в село приходит странница со странным требованием не кормить детей грудью по средам и пятницам, женщина оказывается единственной, кто ее не послушался. «Кому терпеть, так матери» – в этих словах Матрены выражена вся глубина ее материнской любви.

    Еще одна ключевая черта крестьянки – это ее решительность. Покорная и уступчивая, она знает, когда нужно бороться за свое счастье. Так, именно Матрена из всей огромной семьи решается вступиться за мужа, когда того забирают в солдаты и, упав в ноги губернаторше, приводит его домой. За этот поступок она получает высшую награду – народное уважение. Отсюда и пошло ее прозвище «губернаторша». Теперь в семье ее любят, а в селе считают счастливицей. Но невзгоды и «гроза душевная», прошедшие по жизни Матрены, не дают ей возможности самой отозваться о себе как о счастливой.

    Решительная, самоотверженная, простая и искренняя женщина и мать, одна из множества русских крестьянок – такой предстает перед читателем «Кому на Руси жить хорошо» Матрена Корчагина.

    Описание образа Матрены Корчагиной и её характеристика в поэме помогу учащимся 10 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Матрены Тимофеевны в «Кому на Руси жить хорошо»».

    Тест по произведению

    Матрена Тимофеевна Корчагина-трудолюбивая, терпеливая русская крестьянка. Ей около 38 лет, у нее смуглая кожа, большие глаза, густые ресницы и волосы с проседью. Живет она в селе Клин, есть пятеро сыновей. А 1 сын, Демушка, умер в раннем детстве. У Матрены Корчагиной весьма несчастная жизнь: до замужества родители ее холили и лелеяли, ей жилось "как у Христа за пазухой".

    Но после свадьбы ее жизнь становится совершенно другой: ее донимают свекр, свекровь, золовки. Небольшой отрадой для нее был муж, который много времени проводил на работе, почти не бывая дома, и Савелий-дедушка мужа Матрены. Вскоре Матрена Тимофеевна родила сына-Демушку. Но совсем скоро он умер по вине старика Савелия: тот недоглядел за правнуком, которого заели свиньи. Двойным горем для бедной матери было то, что ее любимого сына не похоронили, как полагается, а, на глазах у матери, разрезали всего. Осерчала Матрена Корчагина на Савелия и долго не могла оправиться от потери сына. После смерти Демидушки у Матрены народились другие дети, но она все также тосковала, молилась по нему.

    Через некоторое время ее настигло новое горе-смерть родителей, а вскоре и дедушки Савелия (которого Матрена Корчагина все же простила потом за смерть Демушки). Вся жизнь Матрены была посвящена работе и детям. Она готова была стерпеть любую боль, лишь бы не трогали ее детей. Так она защитила своего старшего провинившегося сына Федота от розг, приняв наказание на себя. Новой бедой, настигнувшей Матрену Тимофеевну, был неурожайный год и рекрутчина, коснувшаяся ее мужа и брата мужа. Их забрали в солдаты. Семья лишилась своего кормильца. Крестьянка решает идти к губернатору, просить справедливости. В конце концов, ей удается повидаться с губернаторшей, которая возвращает Филиппа Корчагина со службы (тем временем, во время визита к губернаторше, у Матрены рождается еще 1 сынок). Также Матрена Тимофеевна рассказывает семи странникам, что в ее жизни были еще и такие несчастья, как пожары, эпидемии сибирской язвы, навязчивость управляющего Ситникова, которому приглянулась Матрена (вскоре его, к облегчению Матрены, сгубила холера). Таким образом, мы видим, что Матрена Тимофеевна Корчагина - терпеливая русская женщина, любящая мать, стойко переносящая все невзгоды судьбы. Конечно, иногда у нее и бывают минуты, когда она придается горю, но ее утешают, придают сил молитвы. Матрену, как и всех русских женщин, нельзя назвать счастливой. Она говорит, что, по словам святой старицы, гостившей у нее, "Ключи от счастья женского заброшены, потеряны".

    Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

    «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – это поэма-эпопея, ведь в центре ее изображения вся пореформенная Россия. Поэма необычайно широко охватывает всю народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в своем произведении все социальные слои от крестьянина до царя, однако, главным предметом повествования остается все же жизнь народная. С самого начала поэмы определяется и главный ее герой – человек из народа. И все же не была бы так ярка картина крестьянской жизни, если бы не повествовала нам о доле простой русской женщины. Рассуждая на эту тему, нельзя не обратиться к главному женскому образу поэмы.

    Особое и очень большое место в поэме занимает образ крестьянки Матрены Тимофеевны. В исключительном женском образе Матрены Тимофеевны Некрасов показал всю тяжесть «долюшки женской». Эта тема прослеживается во всем творчестве Некрасова, однако нигде образ русской крестьянки не был описан с такой нежностью и участием, так правдиво и тонко. И именно эта героиня ответит в поэме на вечный вопрос о женской доле, отчего «ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого»…

    Матрена Тимофеевна Корчагина – умная, самоотверженная женщина, носительница «гневного» сердца, помнящая о «неоплаченных» обидах. Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской крестьянки: после замужества она попала «с девичьей холи в ад», на нее одно за другим обрушились разные горести. В итоге, Матрена вынуждена взять на себя непосильный мужской труд, чтобы прокормить свою многодетную семью.

    Будучи «губернаторшей», Матрена остается все же человеком трудовой крестьянской массы. Ей, умной и сильной, поэт доверил самой рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть в поэме Некрасова, вся написанная от первого лица. Однако это рассказ не только о Матрениной женской доле. Голос ее – это голос самого народа. Потому-то Матрена Тимофеевна чаще поет, причем «Крестьянка» - глава, пронизанная фольклорными мотивами, почти сплошь построенная на народно-поэтических образах. Судьба некрасовской героини все время расширяется до пределов общерусских. Некрасов сумел совместить личную судьбу героини с массовой жизнью, не отождествляя их. Потому что в отличие от большинства крестьянских женщин, чье замужество определялось волей родителей, Матрена Тимофеевна выходит замуж за любимого человека.

    Далее перед нами разворачивается картина традиционной семейной жизни в крестьянской среде, весь простонародный быт. Как только Матрена вошла в семью мужа, тут же на ее плечи взвалились все обязанности по дому. Как и всякая другая русская крестьянка, Матрена Тимофеевна воспитывалась в уважении к старшему поколению, поэтому в новой семье она беспрекословно «подчинялася» воле мужа и его родителей. Кажущийся невыносимым труд в суровом крестьянском быту становится ее будничным делом, причем делом женским.

    Как известно, побои в крестьянской семье также были довольно обычны, однако, героиня пьесы отнюдь не забитая рабыня. На всю жизнь ей в память врезается единственный случай избиения ее мужем. В то же время в уста героини при рассказе об этом вложена такая песня, которая, не искажая индивидуальной биографии героини, придает явлению широкую типичность.

    Вспомним также страшную трагедию потери ребенка, которую пережила Матрена Тимофеевна. Тяжело переживала смерть своего ребенка Матрена, вопреки невежественным барским убеждениям в том, что не больно крестьяне пекутся о своих детях, потому что в каждой семье их не меньше десятка. Однако простому русскому сердцу Матрены, как и любой другой женщине, дороги все ее дети, каждому из них она желает лучшей доли, о каждом заботится одинаково.

    Некрасов постоянно в своей поэме подчеркивает истинно христианское смирение простой русской женщины, на долю которой выпадают порой страшные, невыносимые испытания. Однако во всем уповает на волю божью Матрена Тимофеевна, как и тысячи других женщин с тяжелыми судьбами. Героиня принимает как должное свою жизнь, вот почему она с глубокой житейской мудростью произносит ответ на вопрос о женской доле: « ключи от счастья женского… потеряны у Бога самого». Так, перед нами собирательный образ большинства русских женщин, всем сердцем преданных своей семье, мужественно несущих на своих плечах огромный груз заботы о родных и близких, и несут они свою ношу с невероятной покорностью судьбе, уповая лишь на Бога да на самих себя. Такова женская доля русской крестьянки, воплощенная в лице Матрены Корчагиной.

    Задачи и тесты по теме "Почему Матрена Тимофеевна утверждает, что «ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого»? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)"

    • Орфоэпия

      Уроков: 1 Заданий: 7

    • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку
    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!