Музыкально-валеологическое интегрированное занятие с элементами музыкотерапии «Поделись улыбкою своей. Конспект урока на тему "музыкотерапия"

Цель занятия: Коррекция эмоционально-чувственной сферы детей через речевую работу с абстрактными понятиями («Настроение моря»).

Задачи:

1) образовательные:

Дать определение, что такое музыкально-шумовые инструменты;
- кратко познакомить учащихся с набором музыкально-шумовых инструментов;
- познакомить детей с музыкально-шумовым инструментом «Море»;
- дать определение, что такое настроение.

2) развивающие:

Развитие эмоционально-личностной сферы детей;
- развитие творческого и ассоциативного мышления детей;
- вербализация детьми эмоционально-чувственных переживаний.

3) воспитательные:

Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них;
- научить детей справляться с плохим настроением;
- учить детей слышать музыку и различать настроение музыки.

Вид занятия: коррекционно-развивающий.

Материалы:

Музыкально-шумовой инструмент «Море»;
- мультимедийное оборудование;
- мультимедийная презентация «Путешествие по морю» (Приложение 1) .

Литература:

1. В.В. Лебединский, О.С. Никольская «Эмоциональные нарушения у детей» - М.: 1990 г.
2. К. Орф Пособие по музыкальному воспитанию «Шульверк».

Ход занятия

I. Организационный момент

Задача: Создать в группе благоприятную и доверительную обстановку, помочь детям включиться в игровую ситуацию, почувствовать себя свободнее.

Сказка-загадка

(Педагог-психолог говорит детям, что сегодня они отправятся путешествовать по морю, включает мультимедийную презентацию и рассказывает сказку.)

Педагог: Эта история началась давным-давно. Один мастер изготовил волшебный предмет, положил его в бочку и отправил по морю. Долго плавала бочка по морю, прибиваясь к различным странам, и мастер каждой страны клал в бочку свой волшебный предмет и отправлял дальше в море. Так бочка, полная волшебных предметов, добралась до нас.

II. Введение в тему

Задачи: Знакомство с музыкально-шумовым инструментом «Море», знакомство с настроением.

Разгадка ребуса детьми (музыкальные инструменты).

Педагог: Ребята, как вы думаете, что же за волшебные предметы находятся в бочке? (Ответы детей.)

А помочь нам угадать, что же находится в бочке, может ребус. (Педагог-психолог дает объяснение, что такое ребус, как его разгадать и помогает детям разгадать предложенный ребус.) Правильно ребята, волшебные предметы, которые находятся в бочке – это музыкальные инструменты.

Ребята, а вы знаете, что такое музыкальные инструменты? (Ответы детей.) Но у нас в бочке не простые музыкальные инструменты, а музыкально-шумовые.

Педагог-психолог дает определения, что такое «музыкальные инструменты» и «шумовые инструменты».

Краткое знакомство с музыкально-шумовыми инструментами (мультимедийная презентация, см. Приложение 1).

Знакомство с музыкально-шумовым инструментом «Море».

Педагог: Итак, ребята, а сейчас мы с вами познакомимся еще с одним музыкально-шумовым инструментом, а как он называется, вы угадаете сами, по его звучанию. Закрывайте глазки и слушайте внимательно.

Педагог-психолог играет на музыкально-шумовом инструменте «Море», затем просит детей открыть глаза и назвать, как же называется этот музыкально - шумовой инструмент. (Ответы детей.)

Педагог: Правильно ребята, это музыкально-шумовой инструмент «Море».

Педагог-психолог показывает, как на нем можно играть, и все дети по очереди (по кругу) пробуют играть.

Педагог: Ребята, а ведь при помощи музыки можно и настроение передавать. (Педагог - психолог показывает пример.)

Ребята, а что такое настроение? (Ответы детей.)

Педагог-психолог дает определение, что такое «настроение».

Хорошо, ребята, а теперь вы сами, по очереди, попробуете передать свое настроение, а мы попробуем угадать, какое настроение вы хотели нам передать.

Работа с музыкально-шумовым инструментом «Море» (упражнение «Угадай моё настроение»).

Педагог: Хорошо, молодцы ребята, а мы с вами отправляемся дальше путешествовать по морю (мультимедийная презентация, см. Приложение 1) , и впереди у нас с вами три разных моря. Внимательно смотрим на экран, слушаем музыку и стараемся угадать настроения моря.

Знакомство с «тремя настроениями», через образ моря и беседа по каждому из них (спокойное, плохое, радостное), подбор синонимов к каждому настроению, угадывание название картин К. Айвазовского.

Молодцы ребята. Правильно угадали каждое настроение моря. А теперь разомнемся.

Игра «Море волнуется…»

Педагог: Все вы знаете игру «Море волнуется…». Сейчас мы с вами в неё поиграем, только немного изменим последние слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, НАСТРОЕНИЕ моря замри»! И вам нужно будет остановиться и показать какое-либо настроение.

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А сейчас я вам открою один секрет.

Педагог-психолог раскрывает правило хорошего настроения.

Если у тебя плохое настроение, вспомни шум спокойного моря, музыку моря, представь картину спокойного моря. И твоё настроение улучшится! Помни! Твоё настроение зависит от тебя самого!

III. Завершение занятия

Задача: рефлексия.

1) Раздача детям «опорных» листов по занятию. (Приложение 2)
2) Закрепление пройденного материала.
3) Закрепление знания справляться с плохим настроением.
4) Прощание с детьми.

Дополнительно

Рисование под музыку; работа с рисунком.

Пояснительная записка.

Многочисленные исследования отводят исключительно важную роль двигательному анализатору в развитии речи и интеллекта, доказывает взаимосвязь двигательной и речевой сферы, их значение в психическом развитии ребёнка. При ДЦП особо страдают те мозговые структуры, при помощи которых осуществляются произвольные движения. Это отрицательно сказывается на формировании двигательной, речевой и интеллектуальной сферы ребёнка.

Проанализировав работы учёных (Жак Далькроза, Гринера В. А., Мастюковой Е. М., Ипполитовой М. В., Стерник О. А.), мы утвердились во мнении, что музыка, ритмика и лечебная хореография являются ценным средством для развития не только этих сфер, но и эмоционально-волевой сферы и личности в целом, которые так же страдают у детей с ДЦП. Отрабатывать в многочисленных вариантах упражнения, предназначенные для коррекции осанки, порочных установок в суставах конечностей и, что особенно важно, возможность переключения с одного движения на другое, поможет слово, речь, которые являются важнейшим регулятором поведения; темп, при котором совершается то или иное действие.

Столь же существенным, а иногда и определяющим эффективность, является музыкальное сопровождение. Музыка тщательно отобрана и соответствующая задачам и темпу движения, является сильным условием его стимуляции. Движение под музыку - специальная форма двигательной деятельности, когда движение в известном смысле регулируется музыкальным процессом. Только при содействии музыки способны регулироваться движения, которые не обнаруживаются очень ярко во всех других формах двигательной деятельности так отчётливо. Для детей с ДЦП музыка необходима, т. к. одним из её эффектов является релаксация - устранение напряжённости мышечного тонуса. Музыка не только способствует расслаблению тонуса мышц, но и стимулирует быстроту и силу выполняемого движения.

Наряду с общепринятой системой лечебной гимнастикой по методу В. Бобат и К. Бобат и других мною широко применяется так же лечебная хореография. В основе этого метода лежит принцип использования потенциальных возможностей, скрытых в положительных эмоциях, которые по выражению И. П. Павлова являются источником усиления деятельности коры головного мозга, важным фактором умножения творческой энергии людей.

Основой содержания хореографии является изучение танцевальных упражнений классической системы танца. Эти упражнения тренируют мышцы детей, необходимые для выработки правильного положения ног, рук, головы и корпуса. Основой лечебной работы является систематический классический тренаж. Опорой для использования упражнений и при изучении танцевальных элементов служит балетный станок. Дети держатся руками за станок, что помогает удерживать корпус в равновесии. Упражнения для коррекции двигательных нарушений средствами хореографии подбираются после определения и уточнения врачом (ортопедом, инструктором ЛФК) возраста ребёнка и тяжести его заболевания.

Предлагаю конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы с различными формами ДЦП (спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма и атонически-астатическая форма). У детей наблюдаются самые разнообразные синдромы нарушений: косоглазие, поретическое состояние жевательной мускулатуры, поражение подъязычного нерва. У всех детей нарушена общая и мелкая моторика, эмоционально-волевая сфера и поведение. По степени тяжести нарушений движений и сформированности двигательных навыков, дети имеют среднюю степень тяжести нарушений.

Исходя из практического опыта, считаю необходимым начинать занятие музыкотерапии со 2-й младшей группы, используя только элементы ритмики и лечебной хореографии. Основная работа по музыкотерапии начинается в старшей и подготовительной группах. Занятие два раза в месяц в течение часа.

Хочу обратить внимание на субъективное ощущение ребёнка занятий. Дети любят их, они удовлетворяют их потребности в движениях.

По окончанию занятий в конце учебного года и проведя обследование двигательной и речевой сферы, мы получили положительные результаты:

Прежде всего, у детей появилось стремление к выполнению предложенных движений, умение управлять ими.

Движения, выполняемые детьми под музыку, приобрели необходимую соразмерность и точность.

Улучшилось статическая и динамическая координация движений, снизился тонус мышц, появилась возможность активного подавления тонических рефлексов.

Дети стали правильно ориентироваться в пространстве. Стали стремиться выполнять движения так же, как и все здоровые дети.

Положительные результаты появились и в артикуляционной моторике, улучшилась просодическая сторона речи, появился контроль за своим произношением, более свободной и развёрнутой стала фразовая речь.

Список литературы:

  1. Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике; Поваляева М. А., справочник логопеда; Ростов - на - Дону; Феникс, 2001 г.
  2. Битова А. Л., Липес Ю. В., Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжёлыми нарушениями речевого развития, Методические рекомендации, 1994 г.
  3. Аллояров Х. А. «Музыкотерапия в трудах Ибн Сины». «Здравоохранения Таджика» - 80 г. № 5
  4. Басов М. А. «Движение под музыку», в книге «Избранные психологические произведения». - 75 г.
  5. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика». М., «Просвещение» - 85 г.
  6. Гринер В. А. «Логопедическая ритмика для дошкольников», Учпедгиз - 51г.
  7. Стерник О. А. «Использование элементов хореографии в лечении детей с церебральным параличом»; мед. журнал «Узбекистан» - 72 г.
  8. Шишкина В. А. «Движение + движение». М., «Просвещение» - 92 г.

Задачи занятия:

  1. Учить каждого, без особых усилий подчиняться общему темпу, и действовать согласовано и ритмично.
  2. Через занятие пробудить у детей интерес к истории карельского народа, к его жизни, мечтам, к его языку и поэзии.
  3. Через хореографические движения способствовать выработке у детей образца движений, нормализации мышечного тонуса, сохранению равновесия, развитию «чувства позы», необходимого для всякого движения.

Коррекционная задача по лечебной хореографии:

  1. Через многочисленные варианты упражнений корригировать осанку, опорные установки в суставах конечностей.
  2. Тренировать подвижность, активность моторики, возможность переключения с одного движения на другое.

Для занятий потребуется:

  1. Диск с записями мелодий Государственного ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле».
  2. Для исполнения танцевальных движений - кружевной платочек.
  3. Музыкальные инструменты - бубенцы, колокольчики.
  4. Балетная стойка, зеркала (для выполнения движений под контролем зрительных ощущений).

1. Организационный момент.

Дети входят в зал друг за другом.

Логопед. Доброе утро ребятишки, девчонки и мальчишки. Я очень рада видеть вас в

зале, и хочу, друзья признаться, что люблю я по утрам гимнастикой

гимнастикой заниматься, что советую и вам. Всем она нам помогает, много

пользы от неё и хорошим настроением заряжает за усердие своё.

Приглашаю вас сегодня заглянуть в карельский лес, в край голубых озёр и

порожистых рек; в игры поиграть, песни спеть, да танцами порадоваться,

но чтоб нам весело было шагать, под музыку надо всё выполнять.

2. Развитие координации, внимания, памяти, быстроты двигательной реакции (авторские упражнения).

Логопед.

  1. Логопед. На носочках мы пойдём, выше сосенок растём (дети идут на носочках).
  2. Логопед. В лес зелёный мы пойдём, все пенёчки обойдём (дети идут высоко поднимая ноги).
  3. Логопед. Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса. Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим (дети бегут на носочках).
  4. Логопед. Тишина стоит вокруг, повернулись детки в круг. Покажите, как поморы вёслами гребут, будто ранним утром по морю плывут (дети выполняют приставной шаг с пружинкой).
  5. Логопед.
  6. Логопед. А теперь парами гуляем, голубику и морошку собираем (дети парами гуляют по залу).

3. Развитие слухового внимания.

Логопед.

руки, выбирается водящий).

Логопед. Серёжа, мы сейчас в лесу, мы зовём тебя «Ау»! Ну-ка глазки закрывай, не

«Серёжа, АУ»! Ребёнок открывает глаза, и по голосу узнаёт, кто его позвал).

ровно, глубоко. (Дети под музыку двигаются друг за другом, затем подходят

к станку).

4. Хореографическая лечебная гимнастика у балетной стойки.

Логопед.

упражнение).

  1. «Плие» (Цель: Коррекция разгибательных бёдер и больших отводящих мышц бедёр. Дети приседают, не отрывая пяток от пола, затем выпрямляются).
  2. «Фрапе» (На «раз» - нога ставиться на носок, на «два» - на пятку, на «три» - на носок, на «четыре» - приставляют ногу к опорной ноге).
  3. «Тандью-батман» (На «раз» - правая нога прижимается к щиколотке опорной ноги, на «два» - выпрямляется вперёд).
  4. «Ре-ле-ве» (Ребёнок стоит у стойки, держась за неё руками, поднимается на полупальцах, затем приседает).

Логопед

движения на середине зала).

  1. «Русский лирический» (Дети под плавную музыку танцуют с платочками, фиксируя их глазами).
  2. Логопед. Наши ручки хороши, потанцуем от души (Дети отхлопывают ритм: та та - та та та, та та - та та та, та та - та та та, та та).

5. Упражнение на развитие мимики и релаксации.

Логопед.

уж и бродим мы,

по заулочкам,

по проулочкам.»

На конец музыки садятся.

Логопед. Как встречают гостей?

Логопед.

Логопед.

Дети делают вдох и выдох.

Логопед.

Логопед.

Логопед.

Дети тоже «засыпают» (бросают руки вниз и произносят слова: Закрываем глазки, спать, спать, спать. Открываем глазки, встать, встать, встать.)

Логопед.

Логопед.

Логопед.

ооОО АААА

7. Развитие музыкального слуха.

Логопед. Захотелось пошуметь, в колокольцы позвенеть.

Дети под музыку русской народной песни «Я на горку шла» выполняют движения колокольцами.

8.

Логопед.

На горе стоит гора.

А на той горе - дубок,

А на дубе - воронок.

Ворон в красных сапогах,

Позолоченных серьгах.

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная. Да!

9. Развитие певческого диапазона.

Логопед. Веселится народ, к гармонисту идёт, песни звонкие поёт.

Дети исполняют любую карельскую песню.

10. Развитие пространственной организации движения элементов карельского танца.

Логопед. Как у наших у ворот, собирается народ, танцевать сейчас пойдёт.

Дети выполняют танцевально ритмические движения под русскую народную мелодию «Ах вы сени мои сени» (использование танцевальных движений, которые укладываются в знакомый ритм).

Логопед. Вы то плясали дети, а гости устали, пусть и они попляшут с нами.

Дети и гости повторяют танцевальные движения (сидя).

11. Формирование навыка правильного произношения звуков.

Логопед. Веселится народ и играть идёт.

Дети чётко произносят слова, выбрав считалкой водящего. Водящий становиться в круг. Ой, ребята, та ра ра

На горе стоит гора.

А на той горе - дубок,

А на дубе - воронок.

Ворон в красных сапогах,

Позолоченных серьгах.

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная. Да!

Ребёнок, стоящий в центре, танцует, имитируя движение ворона.

12. Организация окончания занятия.

Логопед: Мы дружно играли, немножко устали, пора возвращаться в детский сад. По карельскому обычаю?

Дети: Счастья да радости!

Большого здоровья!

До нового лета!

До нового хлеба!

Дети делают поклон гостям и исполняют карельский хоровод, исполнив часть хоровода, подходят к гостям, кланяются и приглашают продолжить танцевать всем вместе. (музыкаА. Филиппенко, слова Т. Волгиной в обработке)

1. На лугу у ворот, Дети идут по кругу хороводным шагом,

Заведем хоровод.

2. Кто в Карелии бывал, Дети идут в круг, плавно поднимая

Ночи белые видал, руки вверх. Расходятся и опускают

Полюбил всей душой руки вниз.

Этот край дорогой.

3. Про Карелию споем. Из одного круга перестраиваются в два

В гости Вас позовем, маленьких. Идут по кругу хороводным

Голубику и морошку шагом. Затем размыкают руки, встают в одну

Собирать в лес пойдем. Линию и делают низкий поклон гостям.

Дети под музыку выходят из зала.

Занятие по музыкотерапии

с элементами ритмики и лечебной хореографии

на материале использования фольклорного наследия

народов Карелии для детей подготовительной к школе группы

с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП.

Копоткина Т. А.,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МДОУ № 108 «Снежинка», г. Петрозаводск.

Задачи занятия:

  1. Через слово и музыку способствовать преодолению двигательных, речевых и психических нарушений у детей.
  2. Учить каждого, без особых усилий подчиняться общему темпу, и действовать согласованно и ритмично.
  3. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
  4. Стимулировать двигательную активность и двигательную возможность при помощи слова и музыки.
  5. Формировать способность восприятию различных жизненных ситуаций, «вживание» в образцы других и выработку правильного отношения к себе через использования карельского фольклора.
  6. Содействовать становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим, эстетическим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного наследия республики Карелия.

Коррекционно-оздоровительные задачи:

  1. Через хореографические движения развивать выработку у детей образца движений, нормализации мышечного тонуса, сохранению равновесия, развитию «чувства позы», необходимого для всякого движения.
  2. Тренировать подвижность, активность моторики, возможность переключения одного движения на другое.
  3. Использовать фонопедический метод (здоровосберегающую технологию) для развития голоса, мимики лица.
  4. Развивать слуховое внимание и память

Для занятий потребуется:

1. Диск с записями мелодий Государственного ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле».

2. Для исполнения танцевальных движений - кружевной платочек.

3. Музыкальные инструменты - бубенцы, колокольчики.

4. Балетная стойка, зеркала (для выполнения движений под контролем зрительных ощущений).

Вещный ряд:

Часть зала оформлена под карельскую избу. На заднем плане русская печка, стол, накрытый

яркой скатертью, на столе самовар, глиняная и деревянная посуда, скамейки накрытые

домоткаными половиками.

1. Организационный момент.

Дети входят в зал.

Логопед. Здравствуйте, гости дорогие: старые и молодые, парни и девицы -

молодицы.

Зачем пожаловали?

Воспитатель. Хотим рассказать и показать, как издавна жил народ в северной Карелии,

в игры поиграть, песни спеть, да танцами порадоваться.

Логопед. Ну, что ж, гости дорогие, быть тому, чего желаете. Горница у нас большая,

да красивая какая, занимайте-ка места, слушайте, детвора.

Лес да лес на пол века

Глухомань, да тоска —

Так писали поэты

В те былые века.

В чистом поле,

В широком раздолье,

За тёмными лесами,

За зелёными лугами,

За быстрыми порожистыми реками,

В северном карельском крае стояла деревенька Уныллоу, и жил там

удивительный народ: унылые и все ворчуны.

2. Развитие мимической выразительности.

Дети сидят в центре зала и ведут неторопливый разговор.

Ребёнок: Деревня Уныллоу - скучное место.

Крестьяне в Уныллоу - сплошь ворчуны.

Дети: Оха - оха - хоха - хох!

Ребёнок: Всегда-то у них расползается тесто.

Дети: Ух! Ух! Уууууууу…

Ребёнок: Тощает скотина и дети больны.

Дети: Оха - оха - Оооооооо…

Ребёнок: Любимого нет у них времени года:

Жара не годится, мороз не хорош.

Дети: Эге - ге. Ээээээээ…

Ребёнок: Какая б с утра не стояла погода,

Из дома не выйдут они без галош.

Дети: Охо - хо - ня! Ня - ня - няяяяяя…

Ребёнок: Всё дуются, сердятся, злятся, боятся

Дети: Хо - хо - хо

Фу - фу - фу

Ню - ню - ню

Ай - ай - ай!

Ребёнок: А вдруг приключится такая беда:

А вдруг все напасти, да враз прекратятся -

На что же ворчать они станут тогда?!

Дети: Хм… Хм… Да - а…

Логопед: Да полно вам, народ, ворчать. Не годится унывать.

С шумом, песней и весельем и работа спорится, и скучать не приходится.

Как говорили в старину:

Дети: Лодырь, да бездельник, им праздник в понедельник.

Логопед: Приглашаю вас сегодня заглянуть в карельский лес, в край голубых озёр

и порожистых рек; в игры поиграть, песни спеть, да танцами порадоваться,

но что б нам весело было шагать, под музыку надо всё выполнять.

3. Развитие координации, внимания, памяти, быстроты двигательной

Логопед. Друг за другом повернитесь, спинки ровненько держите. Носом вдох, а

выдох - ртом, дышим глубже, а потом - шаг на месте, за ведущим все

Дети под музыку идут друг за другом и выполняют движения:

Логопед. - На носочках мы пойдём, выше сосенок растём (дети идут на носочках).

В лес зелёный мы пойдём, все пенёчки обойдём (дети идут высоко

поднимая ноги).

Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса. Мы лисичку обхитрим, на носочках

пробежим, (дети бегут на носочках).

- Тишина стоит вокруг, повернулись детки в круг. Покажите, как поморы вёслами

гребут, будто ранним утром по морю плывут, (дети выполняют приставной шаг с

пружинкой).

- Лесорубам подражаем дружно, ножками потопать нужно (дробный шаг).

Я по горенке шла, клубок ниток нашла. Клубок маленький, нитки аленькие,

куда клубок катиться, туда и нитка тянется (дети под медленную музыку идут

хороводным шагом за логопедом, закручиваясь в улитку, под быструю музыку -

раскручиваются и образуют большой круг.)

4. Развитие слухового внимания.

Логопед. Собирайся народ, кто играть сейчас пойдёт? (Дети встают в круг, взявшись за

руки, выбирается водящий - из детей с сопровождающими и не умеющими

Логопед. Андрюша, мы сейчас в лесу, мы зовём тебя «Ау»! Ну-ка глазки закрывай, не

робей, кто позвал тебя узнай, поскорей. (Кто-то из ребят произносит:

«Андрюша, АУ»! Ребёнок открывает глаза, и по голосу узнаёт, кто его позвал).

дышим ровно, глубоко. (Дети под музыку двигаются друг за другом, затем подходят

к станку).

5. Хореографическая лечебная гимнастика у балетной стойки.

Логопед. Продолжаем мы разминку. Встаньте ровно, повернитесь, к спинке стула

прислонитесь, пятки вместе, начинаем все мы вместе. Что? (Дети называют

упражнение).

- «Плие» (Цель: Коррекция разгибательных бёдер и больших отводящих мышц

бедёр. Дети приседают, не отрывая пяток от пола, затем выпрямляются).

- «Фрапе» (На «раз» - нога ставиться на носок, на «два» - на пятку, на «три» - на

носок, на «четыре» - приставляют ногу к опорной ноге).

- «Тандью-батман» (На «раз» - правая нога прижимается к щиколотке опорной ноги,

на «два» - выпрямляется вперёд).

- «Ре-ле-ве» (Ребёнок стоит у стойки, держась за неё руками, поднимается на

полупальцах, затем приседает).

Логопед . Все платочки возьмём и под музыку начнём. (Дети выполняют танцевальные

движения на середине зала).

«Русский лирический» (Дети под плавную музыку танцуют с платочками, фиксируя

их глазами).

Логопед. Наши ручки хороши, потанцуем от души (Дети отхлопывают ритм: та та - та та та,

та та - та та та, та та - та та та, та та).

Дети отстукивают этот же ритм ногами, а затем ритмический рисунок переводится в танцевальное движение.

Дети выполняют упражнение «Ковырялочка».

6. Упражнение на развитие мимики и релаксации.

Логопед. Ножки ваши хороши, танцевали от души, а теперь немножко отдохнуть нам

нужно. В любой карельской избе примут гостей. Мы сейчас всей гурьбой по

селу пройдём, на людей посмотрим, да себя покажем, а под конец музыки

не зевайте, лавку в доме занимайте.

Дети ходят под музыку и приговаривают: «Уж и ходим мы,

уж и бродим мы,

по заулочкам,

по проулочкам.»

На конец музыки садятся.

Логопед. Как встречают гостей?

Дети отвечают «Пожалуйте гости, дорогие! Веселья вам да радости!»

Логопед. Но гости устали с дороги, сердитые, замёрзшие.

Дети выполняют за логопедом мимическое упражнение «Нахмурились».

Логопед. Но хозяйка печь затопила, тесто замесила, стало тепло, уютно.

Дети делают вдох и выдох.

Логопед. Мирно покачивается маятник старинных часов.

Дети раскачиваются из стороны в сторону и приговаривают: «Тик - так, так - так».

Логопед. У окошка прилегла и дремлет кошка.

Дети под колыбельную музыку имитируют поглаживание кошки.

Логопед. Кошка жмурится, закрывает глазки, засыпает.

Дети тоже «засыпают» (бросают руки вниз и произносят слова: «Закрываем глазки, спать, спать, спать. Открываем глазки, встать, встать, встать».)

Логопед. Полно, дрёма дремать - пора вставать.

Дети открывают глазки и поднимаются.

Логопед. Хозяйка капусту солит и приговаривает: «Мы капусту рубим, мы капусту

мнём, мы капусту солим, мы капусту трём».

Дети выполняют движения руками, имитируя соление капусты.

Логопед. Чувствуете, как пирогами запахло вкусно. Гости повеселели, облизнулись и

заговорили сначала тихо, а потом всё громче, и громче.

ооОО АААА

8. Развитие музыкального слуха и формирование навыка правильного произношения звуков .

Логопед: Захотелось пошуметь, в музыкальные инструменты позвенеть.

Дети под музыку исполняют шуточную песню: «Эх ты, душка, моя красотка», подражая

игре на шумовых инструментах.

Мальчик подходит к девочке и, напевая, спрашивает ее, а девочка отвечает:

1. Эх, ты душка, моя красотка, на чем играешь, не понимаю.

Я играю, все понимаю. На барабане я играю. Тр…ры барабан мой.

2. Эх, ты душка, моя красотка, на чем играешь, не понимаю.

Я играю, все понимаю. На балалайке я играю. Трен-ди-бренди балалайка.

Все дети: Трен-ди-бренди, Тр….ры барабан мой.

3. Эх, душка, моя красотка, на чем играешь, не понимаю.

Я играю, все понимаю. Я на дудочке играю.Ду-ду, ду-ду моя дудка.

Все дети: Ду-д, ду-ду. Трен-ди-бренди. Тр…ры барабан мой.

4. Эх, душка, моя красотка, на чем играешб, не понимаю.

Я играю, все понимаю. Я на скрипочке играю. Пи-ки, пи-ки моя скрипка.

Все дети: Пи-ки, пи-ки моя скрипка. Ду-ду, ду-ду моя дудка. Трен-ди-бренди балалайка. Тр…ры барабан мой.

5. Эх, ты душка, моя крвсотка, на чем играешь, не понимаю.

На кокошнике играю. Ко-ка-ко-ка мой кокошник.

Все дети: Ко-ка-ко-ка мой кокошник. Пи-ки, пи-ки моя скрипка. Ду-ду, ду-ду моя дудка. Трен-ди-бренди балалайка. Тр…ры барабан мой.

Ко-ка, ко-ка…

Пи-ки, пи-ки…

Ду-ду, ду-ду…

Трен-ди-бренди…

Тр…ры барабан мой.

9. Развитие пространственной организации движения элементов карельского танца.

Логопед: Как у наших у ворот, собирается народ, хоровод он заведет.

Мальчики приглашают девочек и выводят их на середину зала. Девочки заводят

Хоровод: «Молодица» (танец, сочиненный карельским балетмейстером В. И Кононовым).

9. Подвижная народная игра.

Логопед. Веселится народ, и играть идёт.

Дети чётко произносят слова, выбрав считалкой водящего. Водящий становиться. в середину круга.

Ой, ребята, та ра ра

На горе стоит гора.

А на той горе - дубок,

А на дубе - воронок.

Ворон в красных сапогах,

Позолоченных серьгах.

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная. Да!

Ребёнок, стоящий в центре, танцует, имитируя движение ворона. Дети хлопают в ладоши.

10. Организация окончания занятия.

Логопед: Мы дружно играли, немножко устали, пора возвращаться в детский сад.

По карельскому обычаю пожелаем всем гостям что?

Дети отвечают: Счастья да радости,

Большого здоровья!

До нового лета!

До нового хлеба!

Дети делают поклон гостям и исполняют карельский хоровод. (Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной в обработке)

1. На лугу у ворот, Дети идут по кругу хороводным шагом.

Где рябина растет, На проигрыш выставляют, то левую ногу на

Мы с друзьями сегодня носок, то правую, кружатся вокруг себя.

Заведем хоровод.

3. Кто в Карелии бывал, Дети идут в круг, плавно поднимая руки вверх.

Ночи белые видал, Расходясь, опускают руки вниз.

Полюбил всей душой

Этот край дорогой

2. Про Карелию споем. Из одного круга перестраиваются в два

В гости вас позовем, маленьких. Идут по кругу хороводным шагом.

Голубику и морошку Затем размыкают круг, встают в одну линию и

Собирать в лес пойдем. делают низкий поклон гостям.

Дети под музыку выходят из зала.

(под музыку Синисало Г. Р. «Утро» дети входят в зал)

Ведущий: Здравствуйте, дети дорогие! Зачем пожаловали?

Ребенок: Хотели мы услышать чудесную сказку. Откройте для сундучок,

полный словами. Пусть оживут волшебные предания.

Вед: Ну, что же, гости дорогие, быть тому, что желаете.

Отомкну словесный короб, с песней ларец я открою.

(звучит песня или музыка)

«Карелия, Карелия!

Над чащами, деревнями

Над синими озерами и топями болот

Идет многовековая родная сказка древняя

То небыль-побывальщина народная идет.

(Все устраиваются поудобнее. Девочки - кто вяжет, кто прядет, кто нити перематывает. Мальчики - косы точат, куют, все прислушиваются).

С 2-х сторон - рунопевцы.

1-й: Мне пришло одно желанье,

Я одну задумал думу, быть готовым к песнопенью

И начать скорее слово.

Чтобы спеть мне песни предков,

Рода нашего напевы.

2-й: Золотой мой друг и братец,

Дорогой товарищ детства.

Мы споем с тобою вместе

Мы с тобой промолвим слово

Наконец мы увидались

С двух сторон теперь сошлись.

Вед: Много веков назад на территории нашей Карелии, в стране шумящих сосен и елей, в краю лесных озер и порожистых рек, сложил народ эти предания, сказки и песни, которые называются рунами. Певцы садились друг против друга, брались за руки и покачиваясь, пели, вели неторопливый разговор:

1-й: Так давай свои мне руки

Пальцы наши вместе сложим

Песни славные споем мы

Начиная с самых лучших.

(песня из Кантиеле)

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах.
Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.
Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Если верить библейской легенде, царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на арфе.
Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие.
В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психологического состояния человека на производстве, в школе, в вузах, а в настоящее время музыка стала одним из элементов родовспоможения.
Специальные исследования показали, что наиболее возбуждающим действием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, "Болеро" Равеля, "Весна священная" Стравинского с их возрастающим ритмом. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, патетичными детьми. Правда, воспитание музыки очень индивидуально и требует много сил и знаний для опытного подбора мелодий.
"Каприс № 24" Паганини в современной обработке, наоборот повышает тонус организма, настроение. Музыка, отвлекающая внимание от неприятных образов, способствует концепции внимания. Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограммы леса, пение птиц, пьесы цикла "Времена года" Чайковского, "Лунная соната" Бетховена.
Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Пока учреждения здравоохранения и образования не повернулись к проблеме музыкотерапии лицом в должной степени, энтузиастам-педагогам, врачам, родителям приходится подбирать "звучащее" лекарство самостоятельно.
Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция двигательных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.
В школьном возрасте седативный или активизирующий эффект достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.
Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Исключение составляет мелочтение - чтение под музыку, сочетание музыки и изо деятельности.
Таким образом, опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:

1. Использовать для прослушивания только то произведение, которое нравится детям;
2. лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимание своей новизной, отвлекать от главного;
3. Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течении всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.

1. На успешность проведения занятия влияют позитивная личность педагога, владения им способами музыкального выражения-игрой на музыкальных инструментах и умение петь, а так включение в профилактический и коррекционный процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

2. Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии (от 15 минут до 45 минут), кратность применения в неделю 1-7 раз.

3. В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть максимально удобные стулья, кресла или коврики, а освещение - искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени (светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.

4. Так же следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не раннее чем через 2 часа после еды.

5. Перед принятием сеанса музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они должны расслабиться- это поможет им "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, какое действие оказывает музыка - успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.

6. Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, что бы не вызывать усталости и возможных защитных реакций.

7. Силу и громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

8. После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

9. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно так же восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.

10. Желательно использовать инструментальную классическую и специально лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную т.к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда человек прибывающий в унынии слышит грустную музыку, это может поднять ему настроение.

11. В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приемы, упражнения и методы, описанные выше, такие как двигательные упражнения и танцы, ритмические и дыхательные упражнения, драматизация лечебных спектаклей - игр, активизация зрительных образов и представлений, музицирование, игротерапия, вокалотерапия, арттерапия, цветотерапия, сказкотерапия и другие методы.

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ РЕЦЕПТОВ

Ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: многие мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом:
От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.
Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.
Язва желудка исчезает при прослушивании "Вальса цветов".
Для профилактики утомляемости необходимо слушать "Утро" Грига, "Рассвет над Москвой-рекой" (фрагмент из оперы "Хованщина") Мусоргского, романс "Вечерний звон", мотив песни "Русское поле", "Времена года" Чайковского.
Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.
Творческий импульс стимулируют "Марш" из кинофильма "Цирк" Дунаевского, "Болеро" Равеля, "Танец с саблями" Хачатуряна.
Полное расслабление вы сможете получить от "Вальса" Шостаковича из кинофильма "Овод", оркестра Пурселя, произведения "Мужчина и женщина" Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина "Метель" Свиридова.
Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует "Свадебный марш" Мендельсона.
От гастрита излечивает "Соната N7" Бетховена.
В качестве лекарства от мигрени японские врачи предлагают "Весеннюю песню" Мендельсона, "Юморески" Дворжака, а также изрядную дозу Джорджа Гершвина ("Американец в Париже").
Головную боль снимает также прослушивание знаменитого полонеза Огиньского.
Нормализует сон и работу мозга сюита "Пер Гюнт" Грига.
Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.
От алкоголизма и курения в совокупности с гипнозом и иглоукалыванием "Аве Мария" Шуберта, "Лунная соната" Бетховена, "Лебедь" Сен-Санса, "Метель" Свиридова.

Марина Балясова
Конспект занятия по музыкотерапии

Занятие по музыкотерапии

Цель : Помочь ребенку познать себя, свои возможности.

Формировать навык невербального, чувственного контакта с окружающим. Способствовать снятию детей нервно-психического напряжения в процессе движения и слушания музыки .

Развивать мнение распознавать и выражать различные эмоции в мимике и танце. yчить понимать чувства, переданные в музыке , различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Задачи : Развивать творческое воображение, навык самостоятельно находить выразительные позы и движения. Проводить профилактик поведенческих нарушений с помощью музыкальных игр . Создавать оптимистическое настроение.

Дети под тихую музык заходят в зал . Встают в круг и поднимают рyки (пальцы вместе) .

С добрым yтром солнце, мы тебе рады!

С добрым yтром небо, мы тебе рады!

Мы давно проснулись и за рyки взялись!

(дети медленно опускают рyки, затем берутся за рyки.

Мyз рyк., (поочерёдно смотрит на каждого ребёнка и поет)

И Леша здесь (дети повторяют, тоже поют)

И Лера здесь – (дети повторяют) и. т. д.

Все здесь (дети повторяют)

Поднялись на носочки, держась за руки, и присели на палас, согнув ноги в коленях! Теперь давайте немного поиграем. Выбирается водящий, он встает спиной к детям. Сзади к нем подходит выбранный педагогом ребёнок. Гладя водящего по спине, плечам, он поет :

Это я, знай меня!-

водящий должен гадать имя поющего ребёнка. Игра повторяется два, три раза с другими детьми.

Следующая игра будет нас называться песенкой. Называется она – Хлопаем, качаемся, бегаем! А моя песенка подскажет вам, какие движения надо выполнять. Проводится игра на мотив песенки - (Нам не страшен серый волк)

Нy кa все в ладоши хлоп, дружно хлоп, дружно хлоп (дети хлопают)

Мы деревья на ветру, на ветру, на ветру, (бегут на носочках)

Мы летим, летим, летим, мы летим, мы летим! (бегут на носочках и машут рyками)

Последняя наша игра – с музыкальными инструментами . Я раздам вам инстрyменты, а вы встаньте друг от друга на расстоянии. Игра называется - Поймай мой взгляд! нас с вами должен получиться оркестр. А вот когда ком вступать со своим инструментом, покажет мой взгляд. Старайтесь внимательно следить за моими глазами : на кого я взгляну, тот и начнет играть свою партию. И так по очереди, пока нас не получится оркестр. Наше занятие подходит к концу , Вспомните, где мы с вами сегодня побывали? (Дети вспоминают.) Вам понравилось? (Ответы детей) . Вот и хорошо, до свидания, дети! (Пpопевает).

Дети попевают звукоряд из пяти нот вниз от (ля) . До-сви-да-ни-я!

Под спокойную музык выходят из зала .

Музыкальное занятие вокальной группы «Звёздочка», второй год обучения, педагога дополнительного образования Сениной Галины Владимировны.

Тема занятия: «Музыкальная терапия». Слушание музыки Л. В. Бетховена «Лунная соната».

Цель: Познакомить с композитором Л. В. Бетховеном, и обобщить знания детей о слушании музыки, её воздействии на организм человека.

Задачи:

Образовательные: учить различать смену настроений в музыкальном произведении, научить детей правильно слушать музыку, эмоционально отзываться на восприятие музыки. Узнавать композитора и его музыку.

Развивающие: Развивать интерес к классической музыке, интерес к истории музыкальных жанров.

Воспитательные: Воспитывать внимательного слушателя, прививать любовь к классической музыке. Поддерживать желание детей передавать в движении характер и настроение музыки.

Оборудование: Инструмент, Магнитофон, фонотека, плакат «музыкальные инструменты», портреты композиторов, мультимедиа (презентация).

Ход занятия.

Учёные и врачи давно уже обратили внимание на то, что сеансы музыкотерапии оказывают благотворное влияние на детей. Причём мелодия со словами воздействует на них сильнее, чем мелодия без слов, а живое пение педагога или концертов в больших залах эффективнее записанного на носитель. Если человек беспокоен или возбуждён полезны мелодии в медленном темпе, а угнетённым, грустным не ритмично дышащим, рекомендуется музыка ритмичная. Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать слушать музыку через наушники! Дело в том, что наш слуховой аппарат приспособлен природой для рассеянного слуха. Следовательно, от направленного звука ещё слабо развитый мозг детей может получить акустическую травму.

О лечебном воздействии музыки знали ещё древние. Пифагор, который известен нам больше как математик, сказал своё слово и в античной медицине. «Смешивая различные мелодии, как лекарства, - свидетельствует его современник, - он приводил к противоположному состоянию страсть, неуёмную ревность, раздражение, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели».

Об этом не забыли и сегодня. В аптеках Китая, Индии и Японии продаются музыкальные альбомы (диски и кассеты), которые в буквальном смысле слова, лечат. Они так и называются: «заикание», «бессонница», «нервы», «почки», «печень» и т. д. На этих кассетах собраны отрывки из произведений различных композиторов, прослушивание которых помогает излечить те или иные заболевания. При помощи длительных экспериментов американские учёные установили, что правильно подобранные мелодии оказывают сильное терапевтическое воздействие. Например, романтическая музыка Шумана, Шуберта, Шопена, Чайковского снимает стресс, нервное напряжение. Медленная музыка Баха, Генделя, Вивальди создаёт ощущение уверенности в своих силах, безопасности.

Идею Пифагора (слушание музыки – лечит) воплотил в жизнь французский врач – отоларинголог Альфред Томатис.

По мнению Томатиса, особо сильное целительное воздействие на человека оказывает музыка Амадея Моцарта.

Почему именно Моцарт? Точно ответить на этот вопрос невозможно. Впрочем, в жизни есть много труднообъяснимого. Выскажем лишь некоторые соображения.

Значительная часть музыки гениального композитора написана в совсем юном возрасте и, может быть, поэтому близка детям.

Музыка Моцарта ясна и понятна, мелодично и легко ложится на слух.

Музыка Моцарта соответствует важному жизненному правилу золотой середины: не слишком. Не слишком быстрая и не слишком медленная, не слишком взволнованная и не слишком спокойная, не слишком громкая и не слишком тихая.

Возможно, что музыка Моцарта, выражаясь научным языком, поможет восстановить энергетический баланс. Как говорил Пифагор: «Привести страсти к равновесию».

Использование презентации с помощью медиа системы.

СЛАЙД №1. От бессонницы спасает музыка Бетховена «Лунная соната», Сибелиус «Грустный вальс», Чайковский «Осенняя песня», «Сентиментальный вальс», «Баркарола», Шуберт «Аве Мария», «Серенада», Шуман «Грёзы», Сен-Санс «Лебедь».

СЛАЙД №2 Раздражительность : Бах «Кантата №2» Бетховен «Лунная соната» (1-часть),

СЛАЙД №3 Беспокойство и тревога : Шопен «Мазурки и прелюдии», Штраус вальсы.

Озлобленность: Бах «Итальянский концерт» , Гайдн «Симфония»,

СЛАЙД №4 Головная боль: Бетховен «Фиделио», Лист «Венгерская рапсодия №1» , Хачатурян сюита «Маскарад», Гершвин «Американец в Париже»

СЛАЙД №5 Гипертония: Бах «Концерт Ре-минор» для скрипки, Шопен «Ноктюрн ре –минор».

Сегодня мы послушаем одну из самых драгоценных жемчужин музыкального искусства- «Лунная соната». Сколько бы раз не слушали, она покоряет нас своей красотой, глубоко волнует могучей силой выраженных в ней чувств. Для того чтобы испытать на себе неотразимое воздействие «Лунной сонаты», можно и не знать, при каких жизненных обстоятельствах она была сочинена. Можно не знать и того, что сам Бетховен назвал её «Сонатой – фантазией», а название «Лунная» уже после смерти придумал поэт Рельштаб К 30 годам своей жизни Бетховен понял, что его неизлечимая болезнь ведёт к трагической развязке – к полной глухоте. И именно в эту пору он почувствовал, что наконец пришла пора-пора настоящей любви. О своей ученице, юной Джульетте Гвичарде, он стал думать, как о своей будущей жене. Понять гениальность своего учителя она не могла. Она нанесла ему тяжелый удар –отвернулась от него и вышла замуж за бездарного, но модного сочинителя музыки и вдобавок графа.

Бетховен был великим музыкантом и великим человеком. Человеком могучего духа, высокого глубочайшего чувства. «Лунная соната» и была создана в ту трудную пору его жизни. Теперь мысленно вернёмся к этой музыке. Вслушайтесь в её звучание не только своим слухом, но и своим сердцем! И, может быть, вы услышите в её первой части такую скорбь, какой никогда не слышали.
Слушание музыкального произведения Л. В. Бетховена.

Работа с учащимися по произведению:

1.Какой характер этого музыкального произведения?

2.Как музыка передаёт нам настроение?

3.О чём рассказывает музыка?

4.Нарисуйте устно картину, что вы представляете под музыку?

Итог занятия: Какое музыкальное произведение вы сегодня прослушали?

Домашнее задание: Узнать какие ещё произведения написал Бетховен?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!