Влияние моцарта на мозг. Эффект Моцарта – классическая музыка повышает интеллект

Рада встрече с вами, дорогие друзья!

О силе музыки известно достаточно давно, она может влиять на настроение, вызывать разные эмоции. Для каждого человека есть своя «идеальная» мелодия, и музыкальные предпочтения разнятся у всех.

Эстетическое удовольствие – это не единственный плюс музыкальных произведений. Существуют мелодии, которые способны не только поднимать настроение, но и улучшать умственные способности, заставляют мозг работать эффективнее.

Особой силой обладают классические произведения, а понятие эффект Моцарта изучается до сих пор. Гипотеза о том, что музыка великого композитора вызывает усиленную работу мозга.

А в детском возрасте способствует образованию новых синапсов или связей в головном мозге продолжает исследоваться учёными и в наши дни. Эффект Моцарта для детей обладает доказанной эффективностью.

В чём же заключается чудодейственный эффект?

Проводя различные исследования, учёными было обнаружено, что например, крысы, которым включали музыку Моцарта, проходили извилистый лабиринт лучше своих собратьев, которые жили в тишине.

А студенты университета справились с тестированием успешнее, чем их однокурсники, которые слушали популярные песни, либо находились в тишине.

Во время изучения мозга магнитным резонансом было обнаружено, что отдельные участки головного мозга реагируют на музыкальное сопровождение, но только произведения Моцарта вызывали реакцию всего мозга.

Удивительно, но факт заключается в том, что «эффект Моцарта» существует и позволяет родителям с ранних лет использовать данный дополнительный способ для успешного развития детей.

Некоторые исследователи делают предположения, что столько уникальная особенность именно этих мелодий вытекает из того, что сам композитор начал свою карьеру очень рано, уже в возрасте 4 лет Моцарт начал сочинять. Возможно, что на каком-то интуитивном уровне он создал произведения, которые по своим частотам и ритмам совпадают с биоритмами человеческого мозга.

Польза для будущих мам

Популярные предлагают начинать процесс игрового обучения с пелёнок, то есть как можно раньше. «Эффект Моцарта» сможет помочь мамам приступить к развитию малыша ещё в момент его нахождения в утробе.

Уже достаточно давно известен тот факт, что находясь в животике у мамы, малыш может воспринимать слова, обращённые к нему, легко перенимает эмоции мамы и, конечно, слышит окружающие звуки.

Прослушивание произведения Моцарта в период беременности становится прекрасным началом для успешного развития карапуза и расслабления самой женщины.

В этот момент малыш, скорее всего, будет живо откликаться шевелениями. Подобное времяпрепровождение обязательно отзовётся пользой в будущем.

Существует мнение, что та музыка, которую кроха часто слушал, находясь в утробе матери в жизни станет для него успокаивающей. Музыкальные паузы беременная может устраивать в любое комфортное время, устроившись поудобнее и наслаждаться прекрасными звуками, которые окажут благотворное влияние и на её организм, и на развитие малыша.

В странах Европы практикуется и прослушивание классических произведений в роддомах, что, конечно же, положительно сказывается на состоянии матерей и малышей.

Польза для карапузов

Сила музыки проявляется и в лечебных свойствах. Практика применения музыкальных композиций автора в период восстановления новорождённых после родовой травмы, кесарево сечения, тяжёлых родов или вследствие недоношенности было замечено, что восстановительный процесс проходил быстрее.

Подобные выводы были сделаны на основе показаний приборов, которые отслеживают процессы жизнедеятельности крох, проходящих реабилитацию по той или иной причине.

Помня об исследованиях, которые проводились многими учёными можно сказать, что прослушивание произведений Моцарта полезно начинать как можно раньше, ведь, как известно развитие мозга человека активно происходит до трёх летнего возраста.


На что влияет музыка Моцарта

Учёные утверждают, что музыка действительно влияет на развитие детей. На что именно влияет подобное прослушивание произведений Моцарта:

  1. Помимо очевидной пользы в виде улучшения слуха, благотворно сказывается на будущих речевых способностях.
  2. Активно задействует участки мозга маленького человека, отвечающие за его творческий потенциал, то есть, возможно, затронет именно тот участок, который в будущем подарит ему определённый талант или навык.
  3. Детки легче успокаиваются под именно эти авторские мелодии, так как они очень близки к тембру человеческого голоса.
  4. Активность мозга усиливается, во время прослушивания, «включаются» весь головной мозг и даже те участки, которые не подвластны другим произведениям.

Слушать композиции можно в любое время. Опираться стоит лишь на собственные ощущения и настроение крохи, ведь положительные эмоции принесут ещё большую продуктивность.

Определённо не следует заниматься этим круглосуточно, достаточным будет включения мелодий во время кормления, игр. Особенно интересным процесс станет, если мама и малыш потанцуют под музыку или сделают её фоном своих игровых занятий.

Резюмируем

Можно с уверенностью утверждать, что «эффект Моцарта» — это не миф, он действительно существует. Изучение происходит и в наши дни, но уже сейчас каждая мама может воспользоваться таким прекрасным «инструментом» как музыка, чтобы помочь своему малышу расти и развиваться в полной мере.

Конечно, ни один исследователь или педагог не утверждает, что если ребёнок вырос без музыкального сопровождения, он не станет успешным, талантливым или потеряет что-то в своём развитии – нет.

Практически все навыки человек может развивать самостоятельно, как в детском, так и уже в сознательном возрасте, если имеет достаточное упорство, желание трудится в том направлении, которое выбрал.

Музыка великого гения может стать прекрасным полезным и приятным дополнением. Прослушивание композиций Моцарта не гарантирует невероятного результата в обучении и не сделает ребёнка вундеркиндом, но, возможно, поможет ему раскрыть большее количество ресурсов для дальнейшего успешного их применения.

Это действие не займёт много времени и не потребует практически никаких усилий со стороны, поэтому, почему бы не воспользоваться случаем и не насладиться удивительным эффектом прямо сейчас.

Надеюсь статья оказалась для Вас полезной.

Наслаждайтесь музыкой и будьте счастливы!

Пишите комментарии и подписывайтесь на новые статьи блога.


Музыка, помимо своих первоначальных, прикладных функций, умело выполняет и художественные задачи: отражает переживания разной высоты, увлекает, наполняет нас вдохновением и дарит пленительное . Но может ли ее обыкновенное прослушивание способствовать улучшению функций головного мозга? Давайте вместе разберемся в сути так называемого эффекта Моцарта, изучим влияние музыки на развитие интеллекта и выясним, какой музыкальный инструмент выбрать, если вы хотите научиться играть.

Эффект Моцарта

Появление эффекта

Данный термин внедрил французский оториноларинголог Альфред Томатис . Будучи врачом, он с особой страстью использовал музыку Моцарта в своей трудовой практике, пытаясь излечить у пациентов различные психобиологические расстройства.

Первый эксперимент ученых США

Чуть позже идею Альфреда Томатиса подхватила и стала развивать команда исследователей из США под руководством Фрэнсиса Раушера .

Они провели исследования, в результате которых были сделаны помпезные выводы о том, что музыка великого композитора стимулирует работу мозга и тем самым улучшает когнитивные функции, в частности пространственное мышление и .

Для самого эксперимента было задействовано небольшое количество студентов университета, которые перед написанием теста на пространственно-временное мышление, были поделены на 3 равных группы.

Каждой были предложены особые условия по подготовке: первая группа сидела в полной тишине, вторая слушала инструкции по расслаблению в формате аудиокниги, а последняя, естественно, была погружена в волшебство сонат Моцарта.

После «настройки мозговых центров» учащиеся выполнили работу, направленную на анализ некоторых геометрических фигур из бумаги, на выискивание недостающих деталей и на общую оценку конфигураций предоставленных объектов.

При подведении итогов экспериментаторы обнаружили, что результаты последней группы студентов были лучше остальных в среднем на десять баллов.

Второй эксперимент

Немного погодя, чтобы закрепить объективность проведенных наблюдений, был поставлен еще один эксперимент, только в этот раз, вместо Моцарта и тишины, испытуемым были предложены произведения Филипа Гласса и британская музыка в стиле транс.

Увеличения IQ у студентов в этот раз не наблюдалось. Ученые были счастливы, ведь для такой комплексной задачи, как улучшение умственных способностей, было найдено очевидное и незамысловатое решение – прослушивание произведений Моцарта. Исследователям казалось, что музыка только этого композитора благотворно влияет на возбуждение нейронов в области мозга, отвечающей за решение .

Опровержение

Временный характер эффекта

Первоначально авторы заявляли, что эффект длится около 10 минут, поэтому несправедливо говорить о постоянном улучшении показателей . К сожалению, в более широком контексте эта важная часть информации, которая содержится в первоначальном исследовании, потерялась.

Избирательность

Более поздние эксперименты также выявили, что положительных результатов в стимуляции мышления можно добиться, обратившись не только к творчеству Моцарта, но и к любым другим классическим фортепианным произведениям. И даже больше – к любой мелодии, лишь бы она была приятна слушателю.

После этого ученые поменяли свое мнение и выдвинули новое предположение: Эффект Моцарта основан на краткосрочном увеличении активности центральной нервной системы и общего настроения человека, что благотворно влияет на выполнение поставленных задач.

Финальный вывод

На данный момент наука признает, что при пассивном контакте с музыкой в долгосрочной перспективе не наблюдается улучшения характеристик интеллекта, а временные вспышки при решении поставленных задач, обуславливаются простым подъемом настроения человека.

Зачем учиться играть на музыкальных инструментах?

Но все вышеописанное касается прослушивания музыки с целью стать умнее. А что происходит, если человек учится играть на музыкальном инструменте? При игре вовлечены практически все участки мозга одновременно, чего не наблюдается при обычном прослушивании. Задействуются зрительная, моторная, слуховая функции коры головного мозга.

Так что игра на музыкальных инструментах, как и любая другая структурированная и дисциплинированная практика, укрепляет силы интеллекта и позволяет применять их в смежных и принципиально других видах деятельности, например, связанных с .

Какой инструмент выбрать?

Принять решение о выборе музыкального инструмента, на самом деле, не так уж и сложно. Однако к этому лучше всего подходить рационально, ориентироваться можно на личные предпочтения, на свои физические возможности, на значимость мобильности инструмента, его доступность, а также климат, от которого напрямую зависит его будущая сохранность.

Давайте познакомимся с некоторыми нетипичными, но интересными представителями:

Укулеле – гавайская миниатюрная четырехструнная гитара. Находясь в надежных руках любящего музыку человека, ничуть не уступает в художественной составляющей классическому варианту.

Губная гармоника – наверное, этот инструмент знаком каждому из нас, гармошка широко используется в блюзе, джазе, фолке, кантри и других музыкальных направлениях. Она предельно мобильна, что не может не радовать, ведь практиковать свое умение можно даже в самых заурядных условиях, например, стоя в пробке.

Ханг – это ударный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полусфер, появился он на свет в недалеком 2000 году и произвел настоящий фурор в музыкальной сфере из-за полноты, насыщенности и оригинальности звука. Ханг выпускается достаточно малым тиражом, из-за чего стоит для рядового покупателя дорого.

Лира – старинный струнный щипковый инструмент, станет отличным другом для фанатов истории Древнего Рима и Древней Греции.

Флейта Пана (сиринга) – деревянный этнический духовой инструмент, состоящий из пустотелых трубок различной длины. Прелесть этой флейты заключается в простоте освоения техники игры и в бесконечных возможностях по импровизации уже на самых начальных этапах.

Расскажите, игру на каких музыкальных инструментах вы постигаете? Какая музыка вас тонизирует, а какая наоборот вводит в состояние умиротворения?

Сходили мы к неврологу… Нам поставили отставание в развитии , т.к. доча не садится сама, не встает сама, не ползает и не говорит слоги типа «ма», «ба» и т.п. (она говорит только что-то на «своем» языке: «абу», «да», «гай», «буа» и т.д.). В-общем, назначили нам Пантогам, физиотерапию (ФХТ) и слушать как фон Моцарта , особенно симфонии и еще лучше именно 6-ую симфонию (только последний Реквием на ставить - хоть и красивая музыка, но сказывается плохо). Меня заинтересовало: как действует музыка Моцарта на детское развитие и детский мозг…
Скажу сразу: обычно после полдника доча не спит (я не даю, т.к. потом на ночь не уложишь - итого период бодрствования перед ночным сном составляет где-то 4-5 часов), начинает ныть, т.к. в сон клонит, мы, конечно, всячески стараемся ее развлекать-отвлекать. Сегодня в это время я поставила Моцарта и была приятно удивлена - после полдника с 18.00 и до 20.30 (потом мы купаемся) дочь ни разу не ныла, а, слушая как фон музыку, спокойно играла с игрушками, кувыркалась (довольно активно) и не просилась на ручки.
Вот что я нашла по этому вопросу:
Моцарт - «самый подходящий» для малышей композитор. Огромное количество научных исследований, которые проводились в разных странах мира, говорят о том, что изысканно простая, светлая, гармоничная музыка Моцарта оказывает положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта. Музыкальный Гений от Природы, как называют многие Моцарта, стал композитором уже в возрасте 4-х лет, может быть это и привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все «почитатели» его творчества, даже самые маленькие слушатели.

Музыка Моцарта, обладает универсальным позитивным эффектом воздействия. Она удивительно точно находит различные «болевые» точки и органично встраивается в самые невидимые уголки души и тела каждого человека. Этот феномен позволяет говорить о так называемом Моцарт-эффекте.
Воздействие музыки на организм человека пока практически не изучено. Но кое-что уже известно. Хотя бы то, что все системы человеческого организма работают в определенном ритме .

Американские ученые провели такой эксперимент: они провели тестирование группы добровольцев на «IQ»; потом в течение 10 минут группа прослушала фортепианную музыку Моцарта; потом опять тестирование. Результат: второе тестирование на «IQ» показало повышение интеллекта в среднем на 9 единиц . Ученые нашего континента доказали, что прослушивание произведений Моцарта повышает интеллектуальные способности практически всех людей, независимо от пола и возраста. Самое интересное, что умственные способности повышаются даже у тех, кому Моцарт не нравится. К тому же от этой музыки у людей повышается концентрация внимания.

В результате многолетних наблюдений врачи пришли к выводу, чтосоната Моцарта для двух фортепиано до-мажор помогает тем, кто болен болезнью Альцгеймера . Сонаты Моцарта уменьшают количество эпилептических приступов. В Швеции роженицы слушают перед родами музыку Моцарта, в результате чего, по утверждению ученых, снижается детская смертность. В США музыку Моцарта применяют при лечении неврологических заболеваний. Такая терапия улучшает мелкую моторику рук. Как вам эта информация? Впечатляет?

Многие ученые мира сходятся в том, что музыка Моцарта имеет чудодейственную целительную силу. Она улучшает слух, память и… речь. Каким образом?
По одной из версий в музыке Моцарта имеется большое количество звуков высокой частоты. Именно эти частоты несут целительную нагрузку. Эти звуки, которые вибрируют с частотой от 3000 до 8000 Гц входят в резонанс с корой головного мозга и улучшают память и мышление. Эти же звуки укрепляют микроскопические мышцы уха.

«Музыка Моцарта способна «разогревать мозги», - предположил Гордон Шоу, физик-теоретик и один из исследователей, после того как были объявлены результаты. - Мы предполагаем, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и шахматы. И наоборот, простая и монотонная навязчивая музыка может дать противоположный эффект».

У Моцарта необыкновенная музыка - не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, и очаровательная в своей простоте.

Эксперименты по изучению феномена основаны на предположении, что музыка оказывает влияние на мозг на анатомическом уровне, делает его подвижнее. Для детей она может оказывать сильнейшее влияние на формирование нейронных сетей и умственное развитие ребенка.

Из результатов исследований были сделаны далеко идущие выводы, особенно в отношении воспитания детей, первые три года жизни которых считаются определяющими для их будущего интеллекта.

Многочисленные противники, пытаясь экспериментально доказать, что никакого «эффекта Моцарта» не существует, регулярно приходят к выводу об ошибочности своих суждений.

Недавно еще один скептик изменил свое мнение насчет музыки Моцарта. Эрик Сайгел из колледжа Элмхерста в Иллинойсе воспользовался для этого тестом на пространственное мышление. Испытуемые должны были посмотреть на две буквы Е, одна из которых вращалась под углом по отношению к другой. И чем больше угол, тем труднее было определить, одинаковые буквы или разные. Миллисекунды, затраченные испытуемым на сравнение букв, и были той мерой, которой определялся уровень пространственного мышления субъекта. К удивлению Сайгеля, те испытуемые, которые перед тестом слушали Моцарта, определяли буквы гораздо точнее.

Исследователи сделали вывод, что вне зависимости от вкусов или предыдущего опыта слушателей, музыка Моцарта неизменно производила на них успокаивающее действие, улучшала пространственное восприятие и возможность более ясно и четко выразить себя в процессе общения. Доказано, что ритмы, мелодии и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга.

Именно музыка Моцарта помогла французскому отоларингологу Альфреду Томатису побороть заикание у Жерара Депардье. Два часа ежедневного прослушивания музыки Моцарта за два месяца изгнало заикание из уст знаменитого актера . До этого он не мог договорить до конца ни единого предложения. После этой терапии он не только вылечил заикание и избавился от проблем с правым ухом, но и научился процессу мышления.

А вот еще одна, почти сказочная история. Жил-был старый больной маршал. Звали его Ришелье Луи Франсуа де Виньро. Старость и болезни всегда рядом ходят. А маршалу было уже 78 лет, немалый возраст для любого человека. Совсем подкосили его болезни. И вот лежит он на смертном одре, глаза закрыты, только губы чуть шевелятся. Когда прислушались к утихающему шепоту старика, то услышали последнюю просьбу умирающего. А просил он немногого: чтобы в его последние минуты при нем сыграли концерт Моцарта. Его любимый концерт.

Как было отказать человеку в его предсмертной просьбе. Пришли музыканты и заиграли. Когда затихли последние звуки музыки, то близкие ожидали увидеть отошедшего в мир иной маршала. Но произошло чудо. Они увидели, что на их глазах маршал стал оживать. Прослушанный концерт Моцарта «отогнал» смерть и вернул человеку жизненные силы . Может кто-то остался недоволен таким поворотом событий, но только не Ришелье Луи Франсуа де Виньро, который поправился и с удовольствием прожил до 92 лет. Хотите, верьте, хотите, нет, но эту историю удивительного воскрешения знает вся Европа.

Моцарт укрепляет здоровье младенцев, к такому выводу пришли словацкие ученые.

Во время двухгодичного эксперимента для детей включали музыку, и те быстрее преодолевали послеродовой стресс, лучше сосали молоко, хорошо развивались и не плакали.

Музыкотерапия положительно повлияла и на медперсонал. Врачи и медсестры меньше нервничали и реже ошибались в работе.

Нововведения взяли на вооружение родильные дома Чехии, Словении и Польши.

Вообще, музыка Моцарта полезна в любом возрасте. Детям она помогает лучше справляться с учебой и преодолевать нарушения координации движений, улучшает речь и успокаивает при нервном возбуждении. Доказано, например, что учебный материал лучше усваивается, если в процессе обучения устраивать 10-минутные «музыкальные паузы», а младенцев, которые слушали Моцарта еще до своего рождения, находясь в утробе матери, позднее было легче успокоить под его музыку. Что же касается взрослых, то им Моцарт может помочь улучшить слух и справиться с душевными проблемами.«Моцарт - это что-то непостижимое в музыке, - сказал Гете своему другу Иоганну-Петеру Эккерману, - это - образ, который воплощает демона: настолько манящий, что каждый стремится к нему, и настолько великий, что никто не может его достичь».Источники: muz-urok.ru, sadikshkola.ru, global-project.ru, medinfo.ru

Что оставил нам Моцарт, кроме эстетического наслаждения своими шедеврами? Во всём мире учёные полагают, что музыка Моцарта повышает возможности интеллекта и укрепляет здоровье. К ней небезразличны даже растения и коровы.

Одна немецкая компания предложила воздействовать музыкой Моцарта на сточные воды. С результатами наблюдений и исследований так называемого «эффекта Моцарта» мы и предлагаем Вам познакомиться.

Интеллектуальные способности

Этот термин был впервые введён в 1995 году учёными Калифорнийского университета. Они обнаружили, что протестированные на пространственное мышление студенты демонстрировали более высокий IQ после прослушивания музыки Моцарта. Аналогичные исследования были проведены с минималистской и трансовой музыкой, командами по релаксации и аудиокнигами, но никакого эффекта не обнаружили.

Учёные Гордон Шоу, Кэтрин Кай и Франсис Роше из Центра нейробиологии обучения и памяти в своём отчёте, опубликованном в Neuroscience Letters, написали, что «36 студентов в течение 10 минут слушали сонату для двух фортепиано Моцарта, К.448. В результате в IQ тесте на пространственное мышление они набрали по шкале интеллекта Стэнфорда-Бине от 8 до 9 баллов больше, чем после прослушивания тишины или записей команд по релаксации. Длительность прослушивания составляла всего 10-15 минут».

Исследование с участием 79 студентов также показало «заметное улучшение в группе, слушавшей Моцарта, по сравнению с группой, которая слушала тишину и группой, слушавшей другие виды музыки. Исследователи заключили, что «ответ коры мозга на музыку, возможно, является «Розеттским камнем» для «кода» или языка более высокой функции мозга».

Молочная продукция

Испанское периодическое издание «Эль Мундо» в 2007 году сообщило о том, что коровы на ферме в Вильянуэва дель Пардильо, дают по 30-35 литров молока в день, на других фермахна других фермах удой с каждой коровы только 28 литров. Владелец фермы Ганс Питер Зибер признался, что его 700 коров фризской породы во время дойки слушают Концерт Моцарта для флейты и арфы. Он также утверждал, что с тех пор, как коровам стали проигрывать произведения Моцарта, молоко приобрело более сладкий вкус.

Монахи из Бретани (Франция), согласно Эй Би Си, первыми обнаружили положительное влияние музыки Моцарта на коров. В настоящее время на фермах от Англии до Израиля коровам дают слушать классическую музыку.

Влияние на здоровье недоношенных младенцев

Журнал «Педиатрия» в 2010 году опубликовал исследование израильских учёных, из которого следовало, что Моцарт помогает недоношенным детям быстрее набирать вес. В Тель-Авивском медицинском центре Сураски двадцати недоношенным младенцам два дня подряд в течение 30 минут исследователи давали слушать музыку Моцарта. Затем сравнили прирост веса у них и у младенцев, не слушавших никакой музыки.

Врачи выявили, что дети, которые слушали музыку стали спокойнее, а это привело к снижению расхода энергии в покое (РЭП).

В своей статье исследователи сделали заключение, что «у здоровых недоношенных младенцев прослушивание музыки Моцарта значительно снижает РЭП. Мы считаем, что ускоренный прирост веса в результате эффекта Моцарта можно частично объяснить влиянием музыки на РЭП».

Очистка сточных вод

В 2010 году завод по очистке сточных вод, находящийся недалеко от Берлина, апробировал звуковую систему Моцарта, произведённую немецкой компанией «Мундус». Музыка из «Волшебной флейты» звучала для микробов, поедающих биомассу. Эксперимент на заводе длился несколько месяцев и был приостановлен. Но, через год, когда пришло время очистить от осадка резервуары, обнаружилось, что вместо обычных 7000 куб.м. отстоя, требовалось вывезти только 6000.

Специалист по обработке сточных вод Детлеф Даличоу рассказал газете Märkische Allgemeine, что «отстоя нам пришлось вывезти значительно меньше».

Таким образом компания сэкономила 10 000 евро на стоимости вывоза отстоя. «Мундус» заявляет, что прилагает все усилия для того, что бы их акустические системы точно воспроизводили качество звучания концертного зала.

Рост растений

В 1970-х годах проводились исследования по влиянию различных видов музыки на растения. Какая-то музыка влияла на них хорошо, от другой они погибали. Предпочтительной, однако, была для растений музыка Моцарта.

Впервые, эксперименты по влиянию музыки на растения провела студентка Дороти Реталлак в 1973 году в лаборатории биотронного контроля колледжа штата Колорадо. Она давала растениям слушать музыку двух разных радиостанций. В первой комнате три часа в день звучал рок. Во второй — радио три часа в день играло лёгкую музыку.

Под воздействием лёгкой музыки растения росли здоровыми, их стебли тянулись к радио. Тяжёлая музыка, рок, подавляли их, листья вырастали мелкие, отворачиваясь от динамиков. Длинные и некрасивые ростки, в большинстве своём, через 16 дней погибли.

Реталлак экспериментировала с большим количеством различных стилей музыки. Растения полюбили органную музыку Баха и джаз. Они отвернулись от Лед Зеппелин и Джимми Хендрикса.

Оказалось, что более всего растениям нравилась классическая индийская музыка, исполняемая на ситаре. К музыке кантри они были абсолютно безучастны.

Виноградная лоза

Владелец виноградника и любитель музыки Карло Чиньоцци решил найти экологический способ борьбы с вредителями винограда. В 2001 году он установил динамики на своём винограднике в Тоскании площадью 24 акра. Круглые сутки растения слушали классическую музыку, в том числе и Моцарта. Карло Чиньоцци заметил, что виноградные лозы росли лучше.

Виноград, расположенный ближе к динамикам, вызревал быстрее. Вдохновлённый успехом, Чиньоцци давал слушать винограду классическую музыку, оберегая его от рок или поп-музыки.

Эстафету исследований подхватили учёные Флорентийского университета. В 2006 году сотрудники университета провели эксперимент.

Наслаждавшиеся мелодиями виноградные лозы, как сказал профессор агрономических наук Стефано Манкусо, созревали быстрее, чем те, которым не давали слушать музыку. Музыка благотворно влияла на рост лозы и общую площадь листвы.

Крысы в лабиринте

Франсис Роше, участвовавшая в первых исследованиях эффекта Моцарта в 1995 году, в 1998 году продолжила эксперименты на группе крыс. На них воздействовали музыкой Моцарта в утробе матери, и 60 дней после рождения. Как оказалось, эти крысы быстрее проходили лабиринт, чем выросшие в тишине или слушавшие музыку композитора-минималиста Филиппа Гласса, а так же белый шум.

В журнале «Нейрологические исследования» было опубликованы результаты экспериментов, проведённых в Висконсинском университете. Они показали, что «на третий день воздействия музыкой Моцарта, подопытные животные, прошли лабиринт быстрее, ошибаясь менее других крыс. Разница в результатах стала значительно больше на пятый день. Это позволяет заключить, что длительное воздействие сложной музыки улучшает обучение пространственно-временному ориентированию крыс, что сходно с результатами, наблюдаемыми у людей».

Луис Макиэлло, Великая Эпоха

(Перевод с английского)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!