Понятие образность и настроение в тематическом натюрморте. Натюрморт в художественной школе

О чем поведал натюрморт Учитель изобразительного искусства МБОУ «ЦО № 32» Каменская Алена Игоревна

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу или торт, Или все предметы сразу, ­ Знай, что это … НАТЮРМОРТ

НАТЮРМОРТ – один из жанров изобразительного искусства, главным образом – живописи. В натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы.

Французское «натуре морте» – буквально означает «мертвая натура». Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны

В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени. Однако важно не только то, что изображено, но и как. Одни и те же предметы, по разному расположены, написанные яркими сочными мазками или мягко и тихо, могут рассказать о празднике и грусти, о счастье или об одиночестве.

Живопись Графика

Виды натюрмортов Сюжетно­тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом. Тематический натюрморт ­ сложное художественное произведение, с помощью которого можно рассказать об увлечениях, взглядах, мировоззрении владельца предметов.

предметов, Учебный натюрморт. В нем необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности выявить закономерности пластики различных форм. Учебный натюрморт носит также название академический или постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе. изобразительной обучающимся изучить пропорции и основы

создание общего В декоративном или творческом натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, нарядности "Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника". впечатления

Натюрморты различают: ­ по колориту (теплый, холодный); ­ по цвету (сближенные, контрастные); ­ по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света); ­ по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже); ­ по времени исполнения (краткосрочный ­ "нашлепок" и долговременный ­ многочасовые постановки); ­ по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).

Что означают натюрморты, их тайные знаки? Что означают цветы на натюрмортах? ­ ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов ­символы скромности и чистоты; ­ крупный цветок в центре композиции ­ «венец добродетели»; ­ осыпавшиеся лепестки возле вазы – знаки бренности; ­ увядший цветок ­ намек на исчезновение чувства.

Что означают фрукты и насекомые на натюрмортах? ­ зрелые плоды ­ символ плодородия, изобилия, богатство и благосостояния; ­ гранат ­ символ воскресения, символ целомудрия; ­ вишня – « райская ягода», символизирует мягкость натуры, доброту человека; ­ земляника ­ символ праведности и трудолюбия; ­ оливка ­ символ мира; ­ лимон – предательство, чувственные наслаждения; ­ птицы, бабочки и различные насекомые ­ знаки разных стадий земной жизни, олицетворении божественного круговорота, смерти и воскресения; ­ порхающая бабочка – символ бессмертия души, воскресения;

Натюрморт - наиболее излюбленный жанр в творчестве многих современных художников. В натюрморте художники стремятся показать мир вещей, красоту их форм, богатство отношений и содержание постановки. В художественных школах натюрморт стоит на первом месте в системе обучения изобразительной грамоте. Пишут и рисуют натюрморты во время аудиторных занятий, также на пленэре. Задачей натюрморта является изучение изображения предметов, используя законов перспективы, правила распределения светотени, правила цветоведения.

Основой составления натюрморта является подбор предметов, по смыслу и содержанию.

Существует несколько видов натюрмортов:

Сюжетно-тематический;

Учебный;

Учебно-творческий;

Творческий;

По постановке учебной задачи- реалистический, декоративный.

Натюрморт на пленэре может быть двух типов: составленный в соответствии с избранной темой, другой - естественный, “случайный”. Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в соподчинении с интерьером.

Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом.

Учебный натюрморт. В нем необходимо согласовать предметы по размеру, тону, фактуре. Раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм. Учебный натюрморт носит также название академический или постановочный, целью которого является обучение основам изобразительной грамоты, способствование активизации познавательных процессов и приобщение к самостоятельной творческой работе.

В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности. Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоское пространство. В то же время, возможно использование нескольких планов, которое необходимо располагать в пределах небольшой глубины. Творческая задача в декоративном натюрморте в младших классах – интерпретация цвета и владение техникой декоративной живописи, а в старших классах - стилизация.

Из опыта работы в детской художественной школе:

Образцы работ учащихся 1-4 классов, выполненных в жанре натюрморта с различными учебными, сюжетно-тематическими, учебно-творческими и творческими задачами.

Тарасова Аня 3 класс
Преп. Сиразиева С.Ф.

Гарипова Гузель 4 класс
преп. Мухаметдинов Р.З.

Хайретдинов Марсель 4класс
Преп.Сиразиева С.Ф.

Файрушина Лея 3 класс
преп. Мухаметдинов Р.З.

Хайруллина Диляра 4 класс
Преп. Мухаметдинов Р.З.

Кутик Лида 4 класс
преп. Хазиев М.Ш.

Хабиев Камиль 4 класс
Преп.Сиразиева С.Ф.

Файрушина Лея 4 класс
преп. Сиразиева С.Ф.

Нуретдинов Айдар 4 класс
Преп.Хазиев М.Ш.

Ганиев Дамир 4 класс
преп. Мухаметдинов Р.З.

Сиразеева Алсу 3 класс
преп. Хазиев М.Ш.

Файрушина Лея 3 класс
преп. Сиразиева С.Ф.

Нуретдинов Айдар 4 класс
Преп.Сиразиева С.Ф.

Сиразеева Алсу 4 класс
преп. Хазиев М.Ш.

Ахметзянова Юля 3 класс
Преп. Сиразиева С.Ф.

Ахунова Эльмира 3 класс
преп. Сиразиева С.Ф.

«Изображение предметного мира. Выразительные возможности натюрморта».

Главная задача искусства и живописи - будить в человеке прекрасное, заставлять его думать, чувствовать. Задача художника привлечь внимание зрителя, разглядеть в привычных предметах необычайную суть. В мир, окружающий художника, вводит нас натюрморт. Он дает возможность оглянуться на несколько веков назад, пережить вместе с мастером особо любимые им мотивы. В натюрморте художник пытается ограниченными средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится отразить свое настроение. Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом. Действительно, многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца.

Искусство натюрморта имеет свою историю, свои традиции. Как жанр возникло в Голландии. Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично. Наиболее распространенным и популярным натюрморт был в голландском искусстве на рубеже XVI – XVII в.

«Натюрморт» - слово французкое в буквальном переводе означает “мертвая натура”. По-голландски обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. «тихая жизнь»Итак НАТЮРМОРТ: жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу;

В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передавать предметный мир.

Натюрморт – один из самых известных жанров изобразительного искусства. Он имеет много функциональных особенностей: используют как учебную постановку, первичную стадию изучения натуры в период ученичества, он также может стать самостоятельной картиной, по-своему раскрывающей вечную тему искусства - тему бытия человека. Натюрморт очень любят многие профессионалы-живописцы. Он входит как важный элемент в обучение будущего художника. Здесь оттачивается умение цельно скомпановывать несколько предметов, понять разность их качеств. С натюрморта лучше начинать овладение рисунком. Его можно рисовать как угодно долго, внимательно изучая его с разных точек, не опасаясь, что он устанет стоять и уйдёт или изменит положение.

Итак: С одной стороны рисовать натюрморт достаточно легко всегда можно найти несколько предметов и составить из них композицию; с другой рисование предметов может показаться ученикам однообразным и скучным.

Как сделать работу более увлекательной и интересной, но в то же время обучающей.

Целью данной работы является:

Показать красоту окружающего мира посредством натюрморта, разнообразив работу над ним, используя разные методы и приёмы

Задачи работы:

    Систематизировать знания учащихся о натюрморте, как жанре в изобразительном искусстве

    Освоить разные способы и стили работы над натюрмортом

    Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству

    Отображать характеристики и черты окружающей действительности, через натюрморт

    передача своего отношения к окружающему миру.

Задачи методической работы обусловлены поставленной целью.

Процесс рисования - сложный комплекс мыслительной и практической деятельности. Зрительное восприятие натуры, как правило, является целостным. При выполнении рисунка натюрморта количество этапов определяется сложностью натюрмортной постановки. Работа начинается с поиска схемы композиции. Подбор предметов осуществляется согласно указанной теме. Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляются вкус и композиционное чутье.

Существуют правила постановки натюрморта

    Набор предметов не может быть случайным, их должна объединять определенная тема.

    Если расставить предметы далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если сблизить – натюрморт получится громоздким.

    Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление однообразия.

    Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный.

    Существенную роль в натюрморте играет фон. Ведь предметы без поддержки фоном не будут иметь своей выразительности.

Как человек учится читать и писать с самых азов, так и в изобразительном искусстве нельзя сразу уметь рисовать правильно. Несомненно, есть талантливые дети, которые чувствуют и могут передать правильность увиденного. Но даже и они должны знать правила и законы рисования. Необходимые понятия художественной грамоты дети получают на уроках ИЗО. Они изучают правила, учатся поэтапно строить рисунок, анализируют работы. Также как и в других разделах, в теме «натюрморт» существует много закономерностей и необходимых правил рисования.

Важно на начальном этапе работы обратить внимание на такие понятия, как

Перспектива – система отображения на плоскости глубины пространства.

Перспектива круга, квадрата, центральная (по одной точке схода) и угловая (по двум).

Светотень – способ передачи объёма с помощью теней и света.

Свет, тень (падающая и собственная), полутень, блик, рефлекс.

Пропорции – соотношение частей друг к другу или к целому. Метод визирования, ось симметрии.

Существует несколько видов натюрмортов: 1. сюжетно-тематический; 2 учебный; 3. учебно-творческий;4. творческий.

Натюрморты различают: по колориту (теплый, холодный); по цвету (сближенные, контрастные); по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света); по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже); по времени исполнения (краткосрочный – «нашлепок» и долговременный – многочасовые постановки); по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).

Натюрморт выполняется в живописи, графике, Также встречается и в скульптуре.Каменные рельефы из плодов, листьев и других декоративных элементов применялись ещё в древности.

Чтобы ребенок имел возможность сосредоточить внимание на главном, не следует в первые постановки включать предметы с большим количеством мелких деталей: фон должен быть простым.

Дети уже к 6-му классу знакомы с многими понятиями, но на данном этапе они рассматриваются в контексте определённой темы – темы натюрморта. Необходимо показать ученикам важность знания и понимания всех этих понятий, дать осознать, что без них нет правильного рисунка, который увлечёт зрителя.

Изучение всех этих правил и законов рисования можно считать подготовительной работой. Сюда же относим и изучение истории натюрморта. Это немаловажно – ребёнок должен знать и понимать всю цельность данного жанра. После того как учащиеся изучили правила и законы, поняли определённый смысл работы, они должны попробовать свои силы в изображении предметов. Ребята оттачивают умения на отдельных предметах быта, на практике применяя изученные правила. Необходимо добиться автоматизма в поэтапной работе. Дети обязаны знать, с чего начинать рисунок.

Натюрморт - это прежде всего предметы, которые организованы тематически, связаны смысловым содержанием и несут в себе определенную идею. На основе рисования отдельных предметов, ученик учится правильно передавать форму предмета, соблюдает перспективу и пропорции, позднее все умения пригодятся в рисовании натюрморта.

Далее идёт поиск схемы композиции. Ребята не всегда понимают, как правильно создать композицию. Чтобы научить их это делать, одних слов недостаточно. Необходима практика. Используем разные приёмы и виды работы.

Смотрим, в какую геометрическую фигуру можно вписать постановку. Рассматриваем несколько постановок, вписанных в одну фигуру, и одну постановку, переставляя предметы, вписываем в разные фигуры

Используем компьютерные технологии. Рисовать – долго, можно воспользоваться операцией «Вставка фигур». Детям нравится создавать изображения, попутно они оттачивают навык работы с компьютером.

Магнитный конструктор: учитель заранее делает плоскостные заготовки на магнитах. Дети тренируются в составлении натюрмортов, располагая магнитные фигурки на доске.

Одним из приёмов работы является фотография. Ученики с удовольствием фотографируют. Перед этим из предложенных предметов создаётся композиция. Затем фотографирование, вывод на компьютер, просмотр, анализ. Сравнивая и обсуждая, легко найти правильное решение композиции. Идёт работа на опережение (в программе 9 класса изучение фотографии). Этот приём не только разнообразит работу, он запоминается детям, помогает видеть достоинства и недостатки предложенных постановок. Если изображения сохранить, просматривать их можно неоднократно.

Учащимся нравится работать над натюрмортом. У каждого получается свой стиль, работы могут быть не похожи одна на другую, тем интересней и познавательней эта работа. Обычно мы устраиваем выставки работ учащихся разных лет.

Чтобы разнообразить работу над натюрмортом, предлагаю использовать приёмы, которые будут интересны ребятам.

Создание натюрморта в технике аппликации. Дети учатся располагать предметы на всей плоскости листа так, чтобы это было выразительно и интересно. Нужно придумать, как разместить предметы на листе, взять цветную бумагу, ножницы и клей. Подобрать красиво бумагу по цвету и определить, каким будет фон. Вырезаем несколько цветных силуэтов простых домашних предметов (кувшин или ваза, кружка, миска или тарелка, круглое блюдо или кухонная доска), а также силуэты нескольких фруктов. А потом составить из них натюрморт.

Не менее интересен вид работы коллаж. Из кусочков цветной бумаги разного тона выкладываются изображения предметов. При выполнении изображения ученики не только соблюдают форму предметов, они стараются подобрать нужный тон, показать светотень. Сама работа увлекательна и необычна.

Приём «Натюрморт-рассказчик» помогает познакомить детей с историей жанра. Учитель приносит предметы для постановки и предлагает ученикам составить композицию. Дети берут предмет, но прежде чем поставить его, читают исторические сведения, связанные с жанром натюрморта.

Изображение декоративного натюрморта решает несколько задач. Дети создавая два с виду одинаковых натюрморта, но в то же время по-разному их оформляют. Они учатся быть дизайнерами. Сильные учащиеся могут сделать два рисунка, слабые – хотя бы один. Кроме того, это просто интересно детям, т.к. не держит их в определённых рамках, а позволяет фантазировать.

Мы стремимся обучить ребёнка не только рисованию, необходимо, чтобы он умел видеть и слышать мир вокруг, был предельно внимательным, мог в привычных вещах увидеть необычное. А главное ребёнок должен уметь представить и перенести это на лист. Помогают такое упражнение как художественный диктант, где ученики слушают описание картины, записывая ключевые слова, затем рисуют по представлению. У всех ребят получается своё изображение, но оно объединено одним сюжетом. В данном упражнении прослеживается межпредметная связь, развитие воображения и восприятие мира через свою точку зрения.

Немаловажную роль играют викторины, опросы, тесты для обучения искусству натюрморта. Возможны разные варианты, использование компьютерных технологий. Идёт живое общение, обсуждение ответов, поиск правильного решения. Дети и сами любители придумывать разные задания, делать презентации, устраивать викторины.

Работа над натюрмортом должна быть системной. Успех работы зависит от ряда условий, которые в целом и создают эту систему. Конечно, дети должны хотеть рисовать, знать правила и законы, выполнять тренировочные упражнения. Использование разных видов работы, позволяет разнообразить рисование натюрморта. Конечно, необходима помощь учителя, постоянный контроль.

Итак, подводя итог, необходимо отметить, что работа над натюрмортом была и остаётся одним из важнейших этапов обучения учащихся рисованию. Она не должна быть надоедливой и скучной, поэтому в своей разработке я постаралась показать как можно разнообразить её, сделать более интересной и захватывающей. Ребятам такие виды работ и упражнений очень нравятся, урок получается насыщенным, но не однообразным. Конечно, большое внимание уделяется правилам постановки и выполнения натюрморта, композиционному решению и правилам перспективы, а также последовательности работы. Но такое разнообразие работ и стилей не мешает реалистическому натюрморту, а наоборот помогает всем учащимся, даже очень слабым, сделать свою работу правильной.

юлия сухова

Натюрморт один из интереснейших жанров изобразительного искусства . Внешне бессюжетный, этот жанр является одним из самых философских, отражая все многообразие связей человека с миром вещей.

С натюрмортом , как жанром изобразительного искусства , учащиеся Детской школы искусств им . А. И. Плотнова подробно знакомятся на уроках «Беседы об искусстве » и «Истории изобразительного искусства » . Изучают работы русских и зарубежных мастеров натюрморта .

За 8-лет обучения в Детской школе искусств им . А. И. Плотнова ребята выполняют много заданий, которые можно объединить этой темой – «Натюрморт »

В школе искусств основное внимание уделяется практической работе над натюрмортами – это организация постановок, определение последовательности в работе учащихся, развитие умения воспринимать натуру, работать в различных техниках и различными художественными материалами.

Существуют несколько видов натюрмортов :

Учебные;

Учебно-творческие;

Творческие;

Сюжетно - тематические.

По постановке учебной задачи различают реалистичные, стилизованные и декоративные натюрморты .

Учебный натюрморт (постановочный) ставит своей целью обучение основам изобразительной грамоты, активизацию познавательных процессов и приобщение к самостоятельной творческой работе. Работу над учебным натюрмортом учащиеся выполняют с натуры как по рисунку, так и по живописи.

Учебный натюрморт предполагает следующие решения учебных задач :

Согласовать предметы по размеру, тону, фактуре;

Раскрыть конструктивные особенности предметов;

Изучить пропорции;

Показать материальность предметов.

Работа над натюрмортом может проходить в классе при искусственном или естественном освещении, а также на пленэре.


Учащимся предлагается очень большое количество учебных постановок от самых простых в младших классах (геометрические тела) до сложных в старших (тематические натюрморты ) .

Учебные натюрморты также различаются по своей тематике.

Сюжетно-тематический натюрморт - объединение предметов одной темой, сюжетом. Например «Аллегорические натюрморты » - натюрморты с атрибутами научных и художественных занятий. Символизирую краткость мирских удовольствий и пользу научного труда.



Кухонные натюрморты - это натюрморты с едой , посудой и кухонной утварью, завтраками и обедами.



Цветочный натюрморт - картины с изображением прекрасных даров природы.

Натюрморт в пейзаже – это изображение натюрморта на фоне пейзажа . Здесь главная роль отведена натюрморту , а пейзаж играет вспомогательную роль.




Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжетной взаимосвязи с интерьером.

Натюрморт в портретах и жанровых картинах - представляет картины, где предметы обогащают смысловой содержание произведений, формирую пространство. Вещи нередко позируют наравне с героями, символизируя сословные идеалы, отражая нормы поведения, приметы быта, характеризуя профессиональные занятия.


Очень часто натюрморт становится темой для композиции или входит очень важным составным элементом в композицию.

Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры : это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника. Задача декоративного натюрморта состоит в выявлении декоративных качеств натуры, создании общего впечатления нарядности.



Большое внимание уделяется работе над "натюрмортом - фантазия ". Натюрморт , в котором реальные объекты могут быть изображены схематично.

Творческий натюрморт от учебной постановки отличается тем, что ученик в процессе рисования фантазирует, стилизует, преобразует видимый мир. Ребенок не так привязан к точному изображению натюрморта , предметов и их конструкции.

Натюрморт , как жанр изобразительного искусства , открывает огромные возможности для обучения детей изобразительному искусству .

Все представленные выше фотографии являются работами учащихся декоративно-прикладного и художественного отделений Детской школы искусств им . А. И. Плотнова .

Публикации по теме:

«Искусство из проволоки» Нашла очень интересную технику в искусстве это "Плетение из проволоки". Данный вид искусства был изобретен очень давно, когда все украшения.

«Я - преподаватель ДШИ»! Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. В. А. Сухомлинский Кем быть? После.

Рисование натюрморта детьми дошкольного возраста Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные.

Роль ДШИ в формировании творческой личности в современном мире Важнейшими социальными институтами, которые формируют личность ребёнка, являются семья, школа и социальное окружение. Дополнительное образование.

Роль семьи в выборе будущей профессии учащегося ДШИ Перед всеми людьми в определенный период времени встает необходимость выбора профессии. Родители зачастую оказывают самое большое влияние.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!