Лекции понятие этикета, история его возникновения. История зарождения этикета

Известный всем термин «этикет» произошел от французского слова étiquette – этика. Это свод правил подобающего поведения человека в обществе. Исторические корни термина в современном его формате уходят во времена правления французского короля Людовика XIV.

Зарождение понятия

История возникновения этого понятия берет свое начало во Франции. Связано это с тем, что термин впервые был употреблен именно при дворе французского короля . Перед очередным светским мероприятием приглашенным раздавали специальные карточки. На них были указаны основные положения поведения.

Так появился первый официальный свод правил поведения в культурном обществе. С той поры началось активное развитие этикета в высших сословиях, несмотря на то, что определенные положения и нормы существовали еще в далекие времена.

Эксперты уверяют, что первые негласные правила работали на территории Европы еще в период Средневековья, но они не были где-либо зафиксированы. Гостей, участвующих в длительных застольях, рассаживали в определенной последовательности, хотя в то время еще не было столовых приборов в их современном понимании.


Родиной понятия «этикет» общепризнанно считается Франция, однако, некоторые эксперты уверяют, что должность страны-родоначальника вышеуказанного явления оспаривает еще и Англия. Несмотря на становление определенных норм поведения, они не могли развиваться в должной мере из-за суровых и жестоких условий того времени. В результате чего, нравственность, мораль и духовность отошли на второй план.


Имеются данные, что определенные правила хороших манер появились в XIV веке в границах Италии. В государстве начал наблюдаться культурный личностный рост. Социальная сущность стала иметь значение в обществе.

В XV веке в странах Европы начали использовать личные столовые приборы. Спустя столетие, эти атрибуты стали обязательными во время проведения обедов. Использование вилки и ножа стало толчком к формированию общественного европейского этикета.

На развитие и распространение этого эффекта особо повлиял придворный ритуал. Появилась необходимость в должности церемониймейстера, который тщательно следил за выполнением всех необходимых указаний и предписаний.


Составляли списки лиц, которые имели право сопровождать монархов во время их прогулок и прочих мероприятий.

Эпоха Просвещения

Особое распространение правила этикета получили в эпоху Просвещения. В этот период они перешли с высших слоев знати на остальное население. Нормы стали упрощеннее и демократичнее, по сравнению с манерами при дворе.

Современный смысл термина складывался на протяжении нескольких веков и дошел до нашего времени. Например, рыцари, находясь в компании близких людей, снимали шлем. Это наглядно демонстрировало их доверие. Сейчас мужчины снимают головные уборы в помещениях. Также обнажали голову и в знак приветствия проходящих мимо людей.



Традиция пожимать руку при встрече тоже берет начало в Европе . Равным по возрастной категории или положению людям пожимали руку, в то время как вышестоящему человеку ее целовали.

Младший не должен был протягивать руку для приветствия первым.

Древняя Русь

Историки отслеживают процесс появления этикета на территории Руси с Допетровского периода. Этикет того времени значительно отличался от манер европейцев. Иностранные граждане часто воспринимали обыденные нормы поведения русских как нечто дикое и даже варварское.

Огромное влияние на становление правил поведения в России оказали византийские традиции. У этого государства позаимствовали не только местный этикет, но также и национальные вековые традиции. Они перешли на русские земли вместе с христианской религией. Несмотря на такие изменения, удалось сохранить языческие обряды, которые дошли до современности.

Второй фактор, который изменил привычный жизненный уклад народа – это влияние монголо-татарского ига. Отдельные элементы этой культуры перешли на земли Древней Руси.


Социальное положение

Огромное значение в обществе играло положение человека. В этом смысле жители Руси и Западной Европы были очень похожи. Русские люди также чтили старших по возрасту.

Особое отношение было к гостям. Если к дому приезжала важная особа, ее встречал лично хозяин жилья на крыльце. Младшего по социальной лестнице и возрасту встречали уже в комнате дома, а равного приветствовали в сенях.

Знатные особы того времени ходили со специальной тростью. Переступая порог здания, ее оставляли в сенях. Головные уборы снимали и носили в руках.

Огромное влияние на нормы поведения оказывала религия. Зайдя внутрь дома, гости останавливались около икон и крестились. Потом они делали три традиционных поклона, обращенных к святым образам. Далее, гости должны были поприветствовать хозяина поклоном. Близкие люди обменивались рукопожатиями и объятьями.

Как только гости уходили, они проделывали практически ту же последовательность действий, крестясь и кланяясь изображением святых. Потом прощались с хозяином. Сморкаться, чихать и кашлять в гостях было дурным тоном.



Одежда и внешний вид

Одежда русских мужчин и женщин во времена Средневековья мало чем отличалась. К тому же не существовало размерной сетки, все вещи были свободными. В холодное время года обязательно носили тулупы, душегрейки, шубы и другую теплую одежду. Красивая одежда, украшенная декоративными элементами, говорила о высоком статусе и достатке человека. Крестьяне носили при морозе валенки, а знать надевала сапоги.

По правилам хорошего тона женщины носили длинные косы. Заплетенные волосы являлись обязательным атрибутом. Распущенные волосы не носили, это считалось неприличным. Мужчин того времени украшали пышные бороды и усы.


Застолье

В начале застолья на Руси гости выписали чарку водки. Ее нужно было обязательно закусить хлебом. На столе раскладывали предварительно нарезанные яства. Вместе с ними клали столовые приборы из драгоценных металлов, однако, они не имели практической функции. Эти украшения свидетельствовали о гостеприимстве и богатстве хозяина дома.

Кости не оставляли на тарелке, а складывали в отдельную посуду.


Гости пира старались попробовать все напитки и блюда, предложенные хозяевами, это считалось признаком особого почитания.

Петровская эпоха

В развитие этикета во времена Петра I стали усиленно внедряться западные веяния. Оказала значительное влияние и мода Германии, Англии и Голландии. Существенно изменились и преобразились поведенческие нормы высшего общества того периода. Затем они перешли на обычных людей.

Спустя время, влияние вышеуказанных европейских государств сменилось на французское. В то время в государстве правила королева Елизавета. Традиция, язык, мода и многое другое перешли на русские земли.

Общественное поведение светских лиц приобрело характер сентиментализма. После оно успешно трансформировалось в романтизм. Люди начали интересоваться образованием. На первый план выходит искусство: живопись, музыка, литература.

Историки отмечают, что резкий спад влияния Франции был заметен в 1812 году, после окончания Отечественной войны.



Несмотря на общественную перестройку, сохранилась мода на французский язык. Особенно им интересовались дамы из высшего общества.

Нормы поведения в феодальном обществе Европы

Известная многим система рыцарства зародилась в Европе в XI веке. Она существенно повлияла на становление европейского, а после и мирового этикета. В этот период начали появляться новые ритуалы и традиции, которые начали буквально «впитываться» в общество. Это пора всемирно известных рыцарских турниров и подвигов во славу прекрасных дам.

Тогда же появился обряд посвящения мужчин в рыцари. Специальный обряд проводился в связи с установленными правилами и нормами. Рыцари придумывают свой личный кодекс и строго следуют ему. Правила, установленные данным сводом, становятся обязательными для воинов. В трактате указывали не только нормы поведения, но и стиль одежды, и тематику используемой символики.


Гендерное неравенство

В средневековой Европе наглядно демонстрировалось неравенство между мужчинами и женщинами. Представители прекрасного пола имели намного меньше прав и свобод, по сравнению с мужчинами того времени. Царил патриархат, и права сильной половины человечества были закреплены на законодательном уровне. Такой уклад поддерживала церковь.

Данные ограничения влияли на процесс становления поведенческих норм для мужчин и женщин.


Рыцари и дамы

Особые правила этикета зародились в результате отношений рыцарей с их возлюбленными. Мужчина практически становился слугой леди. Он выполнял все прихоти и капризы дамы сердца. Такая модель поведения существовала, даже если женщина не разделяла чувств ухажера, и любовь оставалась безответной.

Чтобы стать возлюбленной дамой рыцаря, женщина должна была соответствовать определенным нормам. Она обязана быть внешне привлекательной, общительной и любознательной. Почиталось умение вести светскую беседу. Отношения не зависели от семейного положения

Чтобы считаться настоящим рыцарем, мужчина должен быть храбрым, сильным, честным, искренним, гостеприимным и щедрым. Эти и другие качества они проявляли во время битв и многочисленных турниров. Рыцарь обязан был держать слово во что бы то ни стало. Также они устраивали пышные застолья, наглядно демонстрируя щедрость.


Подарки

Правилами хорошего тона считались подарки, которые рыцари вручали своим леди. Идеальный презент – предмет туалета (украшение, гребень, платок и многое другое). Если мужчина становился победителем в турнире, он обязательно отдавал возлюбленной коня противника и его оружие в качестве трофея. Леди имела полное право отказаться от подношения. Это говорило о ее равнодушии к мужчине.


Обеты

Рыцари и леди иногда давали клятвы друг другу. Порой они составляли бессмысленные и глупые вещи, но их придерживались в обязательном порядке. Например, мужчина мог придумать такие условия: он отказывался от стрижки волос до определенного подвига или значимой даты.


В это время женщина могла полностью отказаться от приема пищи.

Правила для придворных

Представители высшего общества должны были безупречно следовать правилам этикета. К ним выдвигались более высокие требования. В период позднего Средневековья манерам уделяли особое значение. Те правила, которые были приняты несколько веков назад, сохранились, трансформировались и преобразились.

В эпоху Просвещения начали появляться первые пособия, которые содержали положения дворцовой этики. Представители знати тщательно штудировали учебники.

В книге указывали такие положения:

  • Основные правила ведения беседы.
  • Правильный распорядок дня.
  • Как вести себя во время различных церемоний и многое другое.

Введение

Этике́т (от фр. étiquette - этикетка, надпись) - нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV - гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.

Традиционно принято считать, что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестоких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях. Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. В России же одним из первых сводов правил поведения считается «домострой» (XVI в.)

Виды этикета

Этикет может значительно отличаться в зависимости конкретной эпохи и культурной среды. Его также можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно, так как правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.

Речевой этикет

Столовый этикет

Свадебный этикет

Траурный этикет

Этикет «выходного дня» (театральный, концертный и др.)

Дипломатический этикет

Профессиональный этикет (воинский, медицинский, юридический, сервисный и др.)

Религиозный этикет

Служебный этикет

Телефонный этикет

Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

В отличие от ритуала, обрядовые церемонии которого носят демонстративный характер, этикет основан на практической общественной целесообразности. Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы – значит, признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям. Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее),сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений. Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность, конформизм). Несмотря на то, что нормы этикета связаны с существенным ограничением эгоизма отдельного индивида, большинством они воспринимаются как должное. В этом также проявляется своеобразие этикета, способного оказывать существенное влияние на сознание людей, на их нравственные ориентиры. Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении, где ему отводится роль сильного превентивного средства. Здесь этикет способен снять психологическую напряженность. В конфликтных ситуациях (семейные, межличностные конфликты) нормы этикета выполняют функцию «синтона» («психологического поглаживания»). Тактичность, как знак уважения к конфликтующей стороне, создает условия для цивилизованного разрешения конфликта. Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам. Этикет, являясь величайшим достоянием человеческой культуры, не только регулирует социальные отношения, но и обогащает жизнь людей, поскольку обладает ярким «игровым эффектом».

История возникновения этикета

"Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для свободных проявлений своих "недостатков?" - философски заметил выдающийся французский мыслитель Ш. Монтескье. Очевидно, со времени появления на свет человек постоянно сталкивается с этой дилеммой - загонять себя в относительно узкие рамки самих же устанавливаемых правил поведения и одновременно находить обоснования несоблюдения их. Между тем мир цивилизованного общения привел в порядок и систематизировал такого рода правила. Нашел для них разумные объяснения функциональной полезности и целесообразности. Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры, возникли вместе с человеческим обществом. Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания. С развитием общественной организации усложнялась поведенческая регламентация.Появлялись инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов. Неукоснительно соблюдался строгий порядок поведения при монархических дворах и в дипломатических кругах.

В XVII в., во времена короля Людовика XIV, стремившегося к укреплению своей власти всевозможными способами, сформировался придворный этикет как обязательный порядок поведения при дворе французского короля. Впрочем, такой же порядок существовал и при других монархических дворах Европы: Испании, Италии, Англии. Англию и Францию называют обыкновенно: "классическими странами этикета". Однако родиной этикета назвать их никак нельзя, так как в XV столетии в обеих странах господствуют грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. . Франция дала этому порядку определение, выразила его в словесной форме – etiquette.

Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека. Одним из важнейших условий и требований этикета являлось неведомое до того времени стремление нравиться окружающим, быть человеком приятных манер и речей. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить. Одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах.

Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время, Англия, закончив одну войну, вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гуситов, дворянство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей. Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

В России слово «этикет» распространилось в XVIII в. Со времени Петра I в связи с социально – экономическими изменениями в жизни государства начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший в себе древнерусские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения. Рождались новые общественные отношения, а значит, и новый церемониал. Принималось множество указов, определявших, что надевать, какие делать прически, как следует поступать в различных ситуациях и т.д. В 1717 г. появился сборник поведенческих советов («Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению собранное от разных авторов»), сразу приобретший популярность среди молодых дворян. Во второй половине XVIII в. в России старый патриархальный поведенческий порядок был вытеснен новым, выработанным дворянством. Основу его составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия. Но провинциальное дворянство не спешило менять старый уклад жизни, постепенно уступая новым требованиям поведения и общения.

Тем не менее в жизнь активно входили такие значительные явления общественной жизни, как театр, ставший законодателем придворной моды, Петровские ассамблеи, позже переродившиеся в балы с европейскими танцами, принесли в русское общество реверанс и поцелуй руки дамы. Мужчины почувствовали себя кавалерами и стали ухаживать за дамами, а дамы – кокетничать и увлекаться красотой своих нарядов. Анализируя современные этикетные нормы, можно увидеть их общность с нормами XVIII в., ибо и сегодня сохранились потребность в учтивом и доброжелательном общении между людьми.

В XVIII – XIX вв. в российском обществе господствовал дворянский этикет, носителем которого был тип личности, чье поведение, внешний вид и стиль жизни основывались на культурных традициях, органически соединявших этические и эстетические нормы. Как и прежние времена, воспитывалось четкое осознание себя в общественной иерархии: знать и понимать свое место в обществе, разумно оценивая превосходство тех, кто выше по положению, воздерживаясь от сближения с ними и проявляя скромность. В этикете по -прежнему существовало множество степеней и оттенков. Отношения между незнакомыми или знакомыми, друзьями или родственниками, лицами, различными по полу, возрасту, должности, чину, выдвигали на первый план те или иные этикетные правила. Но в любом случае требовались уважение и предупредительность, скромность и сдержанность, а также строгое внимание к своему внешнему виду, манерам и речи. Вместе с тем этикет понимался как свод формальностей, касающихся внешности и образа действий. В обществе говорили: хороший тон, хорошие манеры. Широкое развитие получила педагогическая теория «быть и казаться». Воспитатели дворянских детей учили воспитанников скрывать свои истинные чувства, владеть собой и демонстрировать в обществе только красивые внешние манеры, нимало не задумываясь над истинностью и искренностью чувств. Не быть, а казаться добрым, любезным, приятным.

В среде разночинной интеллигенции наметилось критическое отношение к показной манерности дворянского этикета. Наряду с новым бытом и новыми жизненными идеалами формировались правила поведения и общения, суть которых сводилась к большей простоте. Вместе с тем лучшие представители дворянского сословия всегда придерживались в своем поведении именно этого правила. Черты дворянского этикета оставались основополагающими для русского общества и в конце XIX в.

После событий 1917 г. коренным образом изменились условия жизни в России, возникли новые правила поведения и нормы. Были уничтожены светский этикет столичного дворянства и патриархальные традиции русской провинции. Неграмотная народная масса не понимала сущности и значения этикета, считая его ненужной роскошью старого мира. Только выход Советской России на международную арену сохранил в среде дипломатических, а затем и высших государственных и партийных работников этикетную основу поведения. Но для большинства населения страны вместо продуманной поведенческой системы, вырабатывавшейся в течение двух веков, формировался новый, советский порядок поведения, в основе которого лежали классовые пролетарские интересы, своеобразно сочетавшиеся с выборочными правилами прежнего этикета. Долгие годы существовало убеждение, что этикет – это порядок поведения, принятый при дворе монарха и среди дипломатов. В социалистическом обществе соблюдалась культура поведения, что в целом, по сути, правильно, поскольку она включает в себя характер и порядок поведения, в том числе этикет – выработанное человечеством достижение в области поведения.

В последнее десятилетие слово «этикет» снова приобрело широкое звучание. Выпущено в свет немало книг, раскрывающих содержание современного этикета. В различных учебных заведениях вводиться изучение поведенческой структуры общества. Утверждается понимание функциональной значимости этикета для развития общества и каждой личности в отдельности.

Таким образом, сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

История этикета очень интересна, и ее знание принесет нам несомненную пользу.

Так что приглашаю всех присоединиться ко мне, для того, чтобы изучать вместе азбуку поведения.

Правила поведения, как некоторые иногда думают, вовсе не придуманы меньшинством для того, чтобы мучить большинство. Они являются итогом многовекового развития культурных традиций народов. То, что не выдерживаю проверку временем, отбрасывалось. Прежде всего, уходили в прошлое те черты, которые несли в себе элементы высокомерия, пренебрежительного отношения к простым людям.

В средневековье, например, считалось высшим проявлением благородства и изысканности, когда кавалеры садились с дамами за обеденный стол парами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала. Рациональное зерно этого обычая — внимание к женщине — сохранилось до наших дней, хотелось бы надеяться, будет существовать и дальше. А вот есть из одной тарелки — это уже стало преданием давно минувших дней.

Современный этикет наследует лучшие обычаи прошлого, традиции поведения всех народов. Со времен Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Скандинавы впервые ввели в этикет правило предоставлять наиболее почетное место за столом самому уважаемому гостю.

Обычно вручать почетным гостям символические ключи от города возник еще тогда, когда в европейских городах на ночь запирались городские ворота. И самым высоким знаком уважения и доверия к гостю было вручить ему ключи от этих ворот.

Возможно, мало кто знает, почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь двести-триста лет назад мужчины носили на левом боку оружие — саблю, шпагу или кинжал. И чтобы оружие не задевало женщину, если она рядом, становились слева от нее. Оружие теперь носят разве что военные, а обычай, тем не менее, сохранился.

Есть, правда, обычаи, происхождение которых выяснить нелегко. Переходят они из поколения в поколение. Например, самым почетным гостям предоставляют места посредине стола, рядом с хозяевам и или напротив них; в дом или в квартиру всегда первыми входят хозяева, а затем гости, если они пришли вместе. Но если уж они сохранились в неизменном виде, то вряд ли стоит оспаривать народную мудрость, благодаря которой они и сохранились. «Уважение к минувшему, — вот черта, отличающая образованность от дикости», — говорил А. С. Пушкин.

Этикет в самом широком смысле — это правила общения людей. Само слово «этикет» вошло в международный обиход в XVII веке. Как-то на одном придворном приеме во времена правления французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От их французского названия и произошло слово «этикет», позднее вошедшее в языки многих стран.

Высшие круги французской аристократии предначертанием судьбы считали право диктовать изящество своих манер другим европейским странам. В 1713 году во Франции издали книгу с перечислением правил этикета, разошедшуюся затем по многим европейским странам. Называлась она «Искусство галантных бесед, или как стать человеком с хорошими манерами».

Стремились не отставать и в России. При Петре I трижды издавали пособие для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В этой небольшой книжке вслед за азбукой и цифирью излагались правила, как общаться в свете, сидеть за столом и обходиться с вилкой и ножом, и какую позитуру принимать при поклоне. Этикет считался частью общего образования.

Этикетом в то время забавлялась придворная знать, щеголяли иностранные послы и посланники.

Русская императрица Екатерина II заставляла придворных, не блиставших своими манерами, придерживаться правил разработанного при императорском дворе «эрмитажного устава». Среди прочего устав требовал «говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих тамо находящихся уши и голова не заболели». Далее предписывалось: «Ссоры из избы не выносить, а что зайдет в одно ухо, то бы вышло в другое прежде, нежели выступят из дверей». За нарушение этого указания гостю навсегда закрывался доступ на приемы к императрице.

В отдельные периоды истории царской России злоупотребление этикетом сочеталось с раболепием, преклонением перед иностранцами, с презрением к национальным традициям и народным обычаям.

Наш великий А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» очень замечательно обличал манеры высшего света. А его Татьяна Ларина выделялась своими простыми и скромными манерами среди мертвящего этикета высшего света. Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Все тихо, просто было в ней.

А вот советы, написанные более трехсот лет назад великим чешским гуманистом Яном Амосом Коменским. Его «Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году», с большим интересом читаются и сейчас.

Некоторые правила не потеряли и теперь своей актуальности, поэтому хочу привести их полностью:

«— считай всех товарищей по учению за друзей и братьев;

— не вступай в борьбу ни из-за чего, за исключением наук, но и в этом случае не затевай споров и враждебных выходок, но состязуйся прилежанием;

— если возможно, лучше оказывать благодеяния, чем принимать их;

— не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально;

— при встрече с кем-либо приветствуй его; перед уважаемыми лицами даже обнажай голову, уступай им место и свидетельствуй им свое почтение поклоном.»

А вот еще один важный совет Коменского: «Остановиться с кем-либо, уставить глаза на незнакомого считается неприличным». Порой наши детки так и «едят» глазами незнакомого человека. Ими, конечно же, движет простое любопытство, а не желание обидеть этого человека. Но если этот жест любопытства перейдет в устойчивую привычку, то в мире взрослых он может в определенных случаях расцениваться, как бестактность. А иногда даже восприниматься, как оскорбление.

А вот каким условиям, по мнению Антона Павловича Чехова, должны удовлетворять воспитанные люди.

«Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, вежливы, уступчивы...

Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!».

Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеет душой и оттого, что не увидишь простым глазом...

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего.

Они не рисуются. Держат себя на улице так же, как и дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии...

Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

Они не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие.

Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними.

Они не говорят: «Меня не понимают!» или «Я разменялся на мелкую монету!..», потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо и фальшиво...

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями... Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки... Если он имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой...»

Вот вам и, пожалуйста, а ведь ничего и не изменилось. Ни по форме, ни по содержанию.

Главное, чтобы при соблюдении деталей этикета, мы не забывали об искреннем, радушном и добром отношении к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.


Как возник этикет.

Это знакомое нам слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Дело было так: однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран.

Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Об этом писали еще приверженцы теории общественного договора — Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо. Отсюда следует вывод: приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед. Правила хорошего тона (стремление «вести себя прилично») существовали уже у древних. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы.

Чем двусмысленнее ситуация, чем больше опасность быть непонятым, тем больше необходимость регламентировать отношения между людьми. Поэтому не случаен первенец этикета — Дипломатический этикет. Уже древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов.

Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме (этакая лайт версия), формируется общегражданский этикет.

Как мы выяснили, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний. Кодекс чести предписывал рыцарю соблюдать сложные этикетные процедуры: посвящение в рыцари, принятие оммажа (от французского hommage — вассальная зависимость), объявление войны и участие в турнире, служение сеньору. Даже такое личное дело, как служение избранной даме сердца, описывалось своими этикетными нормами. Отступление от этих догм даже в мелочах могло уронить достоинство рыцаря в глазах других представителей этого класса. Каждый поступок рыцаря, его одежда и ее цвета, его слова и жесты — все имело определенное символическое значение. Даже когда требовалась быстрота действий и скорость, рыцарь должен был руководствоваться не здравым смыслом, а требованиями этикета. Известен пример, когда во время битвы при Креси французские рыцари, прискакавшие к королю со срочным боевым донесением, не нашли в себе смелости первыми обратиться к королю, поскольку только он обладал таким правом по отношению к своим подданным. Когда же король, наконец, соизволил поговорить с ними, рыцари долгое время препирались, уступая друг другу почетное право докладывать королю. Никто не думал, что творится на поле брани и о том, что промедление могло губительно отразиться на ходе битвы.

Этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций. Этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки так же сильно детерминируют становление и развитие этикетных норм.

К слову: Имейте в виду!

Многие современные правила поведения первоначально имели совсем другой смысл при своем возникновении (как правило, они берут свое начало из всевозможных ритуалов, которыми была пронизана жизнь древнего человека). Некоторые этикетные нормы прошлого изменились так, что сложно найти их исторические корни. Другие просто исчезли, как исчезли породившие их явления, но, так или иначе, все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие этикета. Считается, что современный этикет наследует лучшие из обычаев прошлого, традиций поведения всех народов. Но! следует помнить об известной относительности требований этикета, они не являются абсолютными: условия их соблюдения зависят от места, времени, обстоятельств. Часто бывает, что поведение, не допустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть вполне уместным в иных условиях.

Вспомним, почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь двести-триста лет назад мужчины имели правило носить на левом боку оружие — саблю, шпагу или кинжал. Чтобы это оружие не задевало женщину, если она рядом, становились слева от нее. Теперь такая помеха при променаде с дамой возможна лишь среди военных. Но обычай, тем не менее, сохранился для всех.

Есть обычаи, чье происхождение выяснить практически невозможно. Они, что называется, переходят из поколения в поколение. Но если уж они сохранились в неизменном виде, то, вряд ли стоит оспаривать народную мудрость, благодаря которой они и сохранились. Самым почетным гостям предоставляют места посредине стола, рядом с хозяевами или напротив них. В дом или в квартиру всегда первыми входят хозяева, а затем гости, если они пришли вместе.

Итак, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета, пусть и в соответствии со своими представлениями о добре, справедливости, человечности.

Но даже самое строгое следование безликим схемам поведения не есть корень истинно правильного поведения, главным всегда остается искреннее, радушное и доброе отношение к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.

Слово "этикет" имеет такую длинную историю, что тот факт, откуда оно берет свое начало уже давно забыт, и человечеству остается только догадываться и предполагать о том, где и когда появилось это понятие. Однако если обратиться к некоторым историческим сводкам, то в некоторых из них предполагается, что слово "этикет" появилось во время царствования легендарного Людовика XIV для обозначения некоторых нововведений в культурной жизни королевского двора. Именно при Великом Людовике XIV всем гостям двора стали вручать специальные карточки, или так называемые этикетки. На этикетках были написаны правила поведения, которых должны были придерживаться все гости без исключения, находясь на территории королевского двора. По одной из версий история этикета началась именно с этого момента, а само название - этикет получил от названия карточек. Однако есть и сторонники другой версии, по которой история этикета насчитывает не менее пяти тысяч лет.

Древний и средневековый этикет

Ни для кого не секрет, что великая цивилизация Древнего Рима, создавая свою национальную культуру, за основу взяла культуру Греции, в силу родственного воинствующего менталитета. Вспыльчивый нрав, невоздержанность в поведении, желание превосходить других в роскоши нарядов, непокорный характер древних римлян - все это нашло отражение в этикете одной из самых мощных и величественных цивилизаций древности. В эпоху средневековья для многих стран был характерен свой неповторимый этикет. История этикета Византии очень интересна, так как он отличается своей пышностью и каноничностью, тем самым воплощая в себе черты Восточной и Западной культуры.

Этикет на Востоке

Еще за долго до того, как возникло само понятие «этикет», это явление существовало на Востоке. Коренным жителям Европы до сих пор с большим трудом и усилием дается японский этикет. История этикета в Японии очень своеобразна и самобытна. Этикет в этой стране очень тонок и деликатен. Главное в нем - это забота о том, чтобы в общении собеседник чувствовал себя комфортно и ни в коем случае не оказался в неловкой ситуации. Но не только Япония славилась своей тактичностью. Как себя правильно вести и преподать в обществе знали и жители Древнего Китая.

Этикет за океаном

В США первые упоминания о правилах поведения в обществе относятся к периоду президенствования Джорджа Вашингтона. История этикета в США началась с того момента, когда будущий президент, будучи четырнадцатилетним подростком, изучил перевод книги французского монаха, датируемой 1640 годом, и собрал около ста десяти "Правил приличного поведения". Некоторые из них гласили: «Не дави блох на людях, не чешись за столом…» В настоящее время в Америке открыт и действует Институт этикета, основательницей которого является Эмилия Пост. Ее книги по этикету и культуре поведения в обществе известны и популярны не только в Америке.

Российский этикет

Достаточно длительный период времени жители России в своем быту опирались на традиции «Домостроя». Эта книга - величайшее культурное наследие Средневековой Руси, была написана в период правления Ивана IV священником Сильвестром и оставалась актуальной и почитаемой вплоть до XVIII века. Основные принципы быта по «Домострою» заключались в том, что отец являлся единоличным главой любой семьи, он мог и жестоко наказать любого члена семьи в случае неповиновения ему. С приходом на российский престол Петра I, в быт населения Российской империи стали активно внедряться европейские манеры. Для этого Петр I велел переиздать известную европейскую книгу «Юности честное зерцало». Многие из норм этикета, приведенных в этом произведении, не потеряли актуальности и в наши дни.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!