Какими цветами рисовали древние люди. Наскальная живопись первобытных людей: что за ней скрывается

Наскальные рисунки древних людей

Древние цивилизации были не слишком развиты, относительно познаний их в области химии и физики. Возможно, из-за этого появилось множество мистических теорий, обожествления явлений природы, огромное значения придавалось смерти человека, его отходу в другой мир. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о многом из того, что происходило в их жизни. На стенах они изображали земледельческие мероприятия, военные ритуалы, богов, жрецов. Одним словом всё то, из чего состоял и от чего зависел их мир.

В Древнем Египте наскальными рисунками полнятся усыпальницы и пирамиды. В гробницах фараонов, к примеру, было принято изображать весь их жизненный путь от рождения до смерти. Со всеми подробностями, наскальные рисунки описывают торжества погребения и т.д.

Самые первобытные рисунки говорят о том, человек от самого своего появления тянулся к искусству, он хотел навсегда запомнить некоторые моменты жизни. В охоте, первобытные люди видели особую красоту, они стремились изобразить грациозность и силу животных.

Древняя Греция и Древний Рим, также оставили множество наскальных свидетельств, напоминающих нам об их существовании. Всё дело в том, что у них уже была развитая письменность – их рисунки куда интереснее, с точки зрения изучения быта, нежели древние граффити.

Греки любили записывать мудрые изречения, либо случаи, которые казались им поучительными, смешными. Римляне, отмечали в наскальных рисунках доблесть солдат, красоту женщин, несмотря на то, что римская цивилизация была практически калькой с греческой, римские граффити, не отличаются не остротой мысли, ни ловкостью её передачи.

С развитием общества развивалось и настенное искусство, переходя из цивилизации в цивилизацию, и придавая ей неповторимый оттенок. Каждое общество, цивилизация оставляют в истории свой след, подобный тому, который на чистой стене оставляет надпись.

Открытие пещерных картинных галерей поставило перед археологами ряд вопросов: чем рисовал первобытный художник, как он рисовал, где размещал рисунки, что рисовал и, наконец, зачем он это делал? Изучение пещер позволяет с той или иной степенью достоверности ответить на них.

Палитра первобытного человека была бедной: в ней четыре основных краски - черная, белая, красная и желтая. Для получения белых изображений использовался мел и мелоподобные известняки; черного - древесный уголь и окислы марганца; красного и желтого - минералы гематит (Fe2O3), пиролюзит (МnО2) и природные красители - охры, представляющие собой смесь гидроокислов железа (лимонит, Fe2O3.H2O), марганца (псиломелан, m.MnO.MnO2.nH2O) и глинистых частиц. В пещерах и гротах Франции найдены каменные плиты, на которых растиралась охра, а также куски темно-красной двуокиси марганца. Судя по технике росписи, куски краски растирались, разводились на костном мозге, животном жире или крови. Химический и рентгеноструктурный анализ красок из пещеры Ласко показали, что использовались не только природные красители, смеси которых дают разные оттенки основных цветов, но и довольно сложные соединения, полученные путем их обжига и добавления других компонентов (каолинита и окислов алюминия).

Серьезное изучение пещерных красителей только начинается. И сразу возникают вопросы: почему использовались только неорганические краски? Первобытный человек-собиратель различал более 200 различных растений, среди которых были и красящие. Почему в одних пещерах рисунки выполнены разными тонами одного цвета, а в других - двумя цветами одного тона? Почему так долго входят в раннюю живопись цвета зелено-сине-голубой части спектра? В палеолите их почти нет, в Египте они появляются 3,5 тыс. лет назад, а в Греции - только в IV в. до н. э. Археолог А. Формозов считает, что наши далекие предки не сразу разобрались в ярком оперении "волшебной птицы" - Земли. Самые древние цвета, красный и черный, отражают суровый колорит тогдашней жизни: солнечный диск у горизонта и пламя костра, полный опасностей мрак ночи и приносящую относительное спокойствие тьму пещер. Красное и черное ассоциировалось с противоположностями древнего мира: красное - тепло, свет, жизнь с горячей алой кровью; черное - холод, тьма, гибель... Эта символика универсальна. Долгим был путь от пещерного художника, имевшего в своей палитре всего 4 цвета, до египтян и шумерийцев, добавивших к ним еще два (синий и зеленый). Но еще дальше от них до космонавта XX века, взявшего в первые полеты вокруг Земли набор из 120 цветных карандашей.

Вторая группа вопросов, возникающих при изучении пещерной живописи, касается технологии рисунка. Проблему можно сформулировать так: звери, отображенные на рисунках палеолитического человека, "вышли" из стены или "ушли" в нее?

В 1923 г. Н. Кастере обнаружил в пещере Монтеспан позднепалеолитическую глиняную фигуру медведя, лежащую на земле. Она была покрыта углублениями - следами ударов дротика, а на полу обнаружились многочисленные отпечатки босых ног. Возникла мысль: это "макет", вобравший в себя закрепленные десятками тысячелетий охотничьи пантомимы у туши убитого медведя. Далее прослеживается следующий ряд, подтвержденный находками в других пещерах: макет медведя, выполненный в натуральную величину, одетый в его шкуру и украшенный настоящим черепом, сменяется его глиняным подобием; зверь постепенно "встает на ноги" - его для устойчивости прислоняют к стене (это уже шаг к созданию барельефа); затем зверь постепенно "уходит" в нее, оставив прочерченный, а затем и живописный контур... Так представляет себе возникновение палеолитической живописи археолог А. Соляр.

Не менее вероятен и другой путь. По мысли Леонардо да Винчи, первый рисунок - это тень предмета, освещенного костром. Первобытный человек начинает рисовать, осваивая технику "обвода". Пещеры сохранили десятки таких примеров. На стенах пещеры Гаргас (Франция) видны 130 "призрачных рук" - отпечатков рук человека на стене. Интересно, что в одних случаях они изображаются линией, в других - закраской внешнего или внутреннего контуров (позитивный или негативный трафарет), затем появляются рисунки, "оторванные" от объекта, который изображается уже не в натуральную величину, в профиль или фронтально. Иногда предметы рисуются как бы в разных проекциях (лицо и ноги - профиль, грудь и плечи - фронтально). Постепенно растет мастерство. Рисунок приобретает четкость, уверенность штриха. По лучшим рисункам биологи уверенно определяют не только род, но и вид, а иногда - подвид животного.

Следующий шаг делают мадленские художники: средствами живописи они передают динамику и перспективу. В этом очень помогает цвет. Полные жизни кони пещеры Гранд-Бен как бы пробегают перед нами, постепенно уменьшаясь в размерах... В дальнейшем этот прием был забыт, и подобные рисунки не встречаются в наскальной живописи ни в мезолите, ни в неолите. Последний шаг - переход от перспективного изображения к объемному. Так появляются скульптуры, "вышедшие" из стен пещеры.

Какая из приведенных точек зрения справедлива? Сопоставление абсолютных датировок фигурок, выполненных из костей и камня, свидетельствует, что они имеют примерно один возраст: 30-15 тыс. лет до н. э. Может быть, в разных местах пещерный художник шел разными путями?

Еще одна из загадок пещерной живописи - отсутствие фона и обрамления. Фигуры лошадей, быков, мамонтов свободно разбросаны по скальной стене. Рисунки как бы висят в воздухе, под ними не проведена даже символическая линия земли. На неровных сводах пещер животные помещены в самых неожиданных положениях: вниз головой или боком. Нет в рисунках первобытного человека и намека на ландшафтный фон. Только в XVII в. н. э. в Голландии пейзаж оформляется в особый жанр.

Изучение палеолитической живописи дает специалистам обильный материал для поиска истоков различных стилей и направлений в современном искусстве. Так, например, доисторический мастер за 12 тысяч лет до появления художников-пуантилистов изобразил животных на стене пещеры Марсула (Франция) с помощью крохотных цветных точек. Количество подобных примеров можно множить, но более важно другое: изображения на стенах пещер - это сплав реальности сущего и его отражения в мозгу палеолитического человека. Таким образом, палеолитическая живопись несет информацию об уровне мышления человека того времени, о проблемах, которыми он жил и которые волновали его. Первобытное искусство, открытое более 100 лет назад, остается настоящим Эльдорадо для всевозможных гипотез по этому поводу.

Дублянский В. Н., научно-популярная книга

Более трех миллионов лет назад начался процесс формирования современного вида людей. Стоянки первобытного человека найдены в самых разных странах мира. Наши древние предки, осваивающие новые территории, сталкивались с незнакомыми явлениями природы и формировали первые очаги первобытной культуры.

Среди древних охотников выделялись люди с незаурядными художественными талантами, которые оставили множество выразительных произведений. В рисунках, сделанных на стенах пещер, не найти исправлений, поскольку у уникальных мастеров была очень твердая рука.

Первобытное мышление

Проблема происхождения первобытного искусства, отражающего образ жизни древних охотников, волнует умы ученых на протяжении нескольких веков. Несмотря на свою простоту, оно имеет огромное значение в истории человечества. В нем отражаются религиозная и социальная сферы жизни того общества. Сознание первобытных людей представляет собой очень сложное переплетение двух начал - иллюзорного и реалистического. Считается, что такое сочетание как раз и оказало на характер творческой деятельности первых художников решающее воздействие.

В отличие от современного, искусство прошлых эпох всегда связано с обыденными сторонами жизни человека и кажется более земным. Оно в полной мере отражает первобытное мышление, которое не всегда имеет реалистическую окраску. И дело тут не в низком уровне мастерства художников, а в особых целях их творчества.

Возникновение искусства

В середине XIX века археолог Э. Ларте обнаружил в пещере Ла Мадлен изображение мамонта. Так, впервые была доказана причастность охотников к живописи. В результате открытий установлено, что памятники искусства появились намного позднее, чем орудия труда.

Представители homo sapiens изготовляли каменные ножи, наконечники для копий, и такая техника передавалась из поколения в поколение. Позднее люди использовали кости, дерево, камень и глину для создания своих первых произведений. Получается, что первобытное искусство возникло тогда, когда у человека появилось свободное время. Когда проблема выживания была решена, люди стали оставлять огромное количество однотипных памятников.

Виды искусства

Первобытное искусство, появившееся в эпоху позднего палеолита (более 33 тысяч лет назад), развивалось по нескольким направлениям. Первое представлено наскальными рисунками и мегалитами, а второе - мелкой скульптурой и резьбой по кости, камню и дереву. К сожалению, деревянные артефакты встречаются крайне редко в археологических раскопках. Однако дошедшие до нас созданные человеком объекты очень выразительны и молчаливо повествуют о мастерстве древних охотников.

Надо признать, что в сознании предков искусство не выделялось в отдельную сферу деятельности, а способности к созданию изображений были отнюдь не у всех людей. Художники той эпохи обладали настолько мощным талантом, что он сам вырывался, выплескивая на стены и свод пещеры яркие и выразительные образы, которые переполняли сознание человека.

Древнекаменный век (палеолит) представляет собой самый ранний, но продолжительный период, в конце которого и появились все виды искусства, которому свойственны внешняя простота и реалистичность. Люди не связывали происходящие события с природой или собой, не чувствовали пространства.

Самыми выдающимися памятниками палеолита считаются рисунки на стенах пещер, которые признаны первым видом первобытного искусства. Они очень примитивны и представляют собой волнистые линии, отпечатки человеческих рук, изображения голов животных. Это явные попытки почувствовать себя частью мира и первые проблески сознания у наших предков.

Росписи на скалах выполнялись резцом по камню или краской (красной охрой, черным углем, белой известью). Ученые утверждают, что вместе с зародившимся искусством возникли и первые зачатки первобытного социума (общества).

В эпоху палеолита развивается резьба по камню, дереву и кости. Найденные археологами фигурки животных и птиц отличаются точным воспроизведением всех объемов. Исследователи заявляют, что они создавались как амулеты-обереги, которые защищали жителей пещер от злых духов. Древнейшие шедевры имели магическое значение и ориентировали человека в природе.

Разные задачи, стоявшие перед художниками

Главная черта первобытного искусства в эпоху палеолита - его примитивизм. Древние люди не знали, как передать пространство и наделить природные явления человеческими качествами. Визуальный образ животных изначально был представлен схематическим, почти условным, изображением. И только через несколько веков появляются красочные образы, достоверно показывающие все детали внешнего облика диких зверей. Ученые полагают, что это связано не уровнем мастерства первых художников, а с различными задачами, которые ставились перед ними.

Контурные примитивные рисунки использовались в ритуалах, создавались для магических целей. А вот подробные, очень точные образы появляются в период, когда животные превращаются в объект почитания, а древние люди таким образом подчеркивают свою мистическую связь с ними.

Расцвет искусства

По мнению археологов, высший расцвет искусства первобытного общества приходится на мадленский период (25-12 тысяч лет до нашей эры). В это время животные изображаются в движении, а простой контурный рисунок принимает объемные формы.

Духовные силы охотников, до мельчайших тонкостей изучивших повадки хищников, направлены на то, чтобы постичь законы природы. Древние художники убедительно рисуют изображения зверей, а вот сам человек не пользуется особым вниманием в искусстве. Кроме того, ни одного изображения пейзажа так и не было обнаружено. Считается, что природой древние охотники просто восхищались, а хищников боялись и поклонялись им.

Самые известные образцы наскальной живописи этого периода найдены в пещерах Ласко (Франция), Альтамиры (Испания), Шульган-Таше (Урал).

"Сикстинская капелла каменного века"

Любопытно, что еще в середине XIX столетия пещерная живопись не была известна ученым. И только в 1877 году известный археолог, попавший в Альмамирскую пещеру, обнаружил наскальные рисунки, впоследствии включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подземный грот неслучайно получил название "Сикстинской капеллы каменного века". В наскальной живописи видна уверенная рука древних художников, делавших очертания животных без всяких поправок, едиными линиями. При свете факела, рождающего потрясающую игру теней, кажется, что объемные изображения движутся.

Позднее во Франции были найдены более ста подземных гротов со следами пребывания первобытных людей.

В Каповой пещере (Шульган-Таш), расположенной на Южном Урале, изображения животных найдены сравнительно недавно - в 1959 году. 14 силуэтных и контурных рисунков зверей выполнены красной охрой. Кроме того, обнаружены и различные геометрические знаки.

Первые человекообразные изображения

Одной из основных тем первобытного искусства является образ женщины. Он был вызван особой спецификой мышления древних людей. Рисункам приписывалась магическая сила. Найденные фигурки обнаженных и одетых женщин свидетельствуют об очень высоком уровне мастерства древних охотников и передают главную идею образа - хранительницы домашнего очага.

Это фигурки очень полных женщин, так называемых венер. Такие скульптуры -первые человекообразные изображения, символизирующие плодородие и материнство.

Изменения, происходившие в эпохи мезолита и неолита

В эпоху мезолита первобытное искусство претерпевает изменения. Наскальные рисунки представляют собой многофигурные композиции, на которых можно проследить различные эпизоды из жизни людей. Чаще всего изображаются сцены сражений и охоты.

Но главные изменения в первобытном обществе происходят в период неолита. Человек учится строить новые типы жилища и возводит сооружения на сваях из кирпича. Главной темой искусства становится деятельность коллектива, а изобразительное творчество представлено наскальными рисунками, каменной, керамической и деревянной скульптурой, глиняной пластикой.

Древние петроглифы

Нельзя не упомянуть многосюжетные и многофигурные композиции, в которых основное внимание уделяется животному и человеку. Петроглифы (наскальные изображения, которые выбиты или нанесены краской), нанесенные в укромных местах, привлекают к себе внимание ученых со всего мира. Одни специалисты полагают, что они представляют собой обычные зарисовки бытовых сцен. А другие видят в них некую письменность, которая основана на символах и знаках, и свидетельствует о духовном наследии наших предков.

В России петроглифы получили название "писаниц", и чаще всего их находят не в пещерах, а на открытой местности. Выполненные охрой, они прекрасно сохранились, поскольку краска отлично впитывается в скальные породы. Тематика рисунков очень широка и разнообразна: героями выступают звери, символы, знаки и люди. Даже найдены схематические изображения звезд солнечной системы. Несмотря на весьма почтенный возраст, петроглифы, выполненные в реалистической манере, говорят о большом мастерстве наносивших их людей.

И сейчас продолжаются исследования, позволяющие приблизиться к расшифровке уникальных посланий, которые оставлены нашими далекими предками.

Бронзовый век

В эпоху бронзового века, с которой связаны главные вехи в истории первобытного искусства и человечества в целом, появляются новые технические изобретения, происходит освоение металла, люди занимаются земледелием и скотоводством.

Тематика искусства обогащается новыми сюжетами, возрастает роль образной символики, распространяется геометрический орнамент. Можно увидеть сцены, которые связаны с мифологией, а изображения становятся особой знаковой системой, понятной некоторым группам населения. Появляется зооморфная и атропоморфная скульптура, а также таинственные сооружения - мегалиты.

Символы, с помощью которых передаются самые разные понятия и чувства, несут большую эстетическую нагрузку.

Заключение

На самых ранних этапах своего развития искусство не выделяется в самостоятельную сферу духовной жизни человека. В первобытном обществе существует только безымянное творчество, тесно переплетенное с древними верованиями. Оно отражало представления древних "художников" о природе, окружающем мире, и благодаря ему происходило общение людей друг с другом.

Если говорить об особенностях первобытного искусства, то нельзя не упомянуть, что оно всегда было связано с трудовой деятельностью людей. Только труд позволил древним мастерам творить настоящие произведения, которые волнуют потомков яркой выразительностью художественных образов. Первобытный человек расширял свои представления об окружающем мире, обогащая свой духовный мир. В ходе трудовой деятельности у людей развивались эстетические чувства и происходило понимание прекрасного. С самого момента зарождения искусство имело магический смысл, а позднее существовало с другими формами не только духовной, но и материальной деятельности.

Когда человек научился создавать изображения, он обрел власть над временем. Поэтому без преувеличения можно сказать, что обращение древних людей к искусству является одним из самых важных событий в истории человечества.

Доисторическая наскальная живопись является самым многочисленным из имеющихся свидетельств того, как человечество делало первые шаги в сфере искусства, познания и культуры. Ее обнаруживают в большинстве стран мира, от тропиков до Арктики, и в самых разнообразных местах — от глубоких пещер до горных высот.

Уже открыто несколько десятков миллионов наскальных рисунков и художественных мотивов, и с каждым годом их открывают все больше. Этот солидный, долговечный, совокупный памятник прошлого является очевидным свидетельством того, наши далекие предки развили сложные общественные системы.

Некоторые распространенные ложные утверждения об истоках искусства должны были быть отклонены в самом своем зародыше. Искусство, как таковое, не возникло внезапно, оно развивалось постепенно с обогащением человеческого опыта. Ко времени появления знаменитого пещерного искусства во Франции и Испании, как считается, художественные традиции уже изрядно были развиты, по крайней мере в Южной Африке, Ливане, Восточной Европе, Индии и Австралии, и, вне всякого сомнения, во многих других регионах, которые еще должны быть соответственно исследованы.

Когда люди впервые решились на обобщение действительности? Это вопрос интересный для историков искусства и археологов, но он имеет и широкий интерес при условии, что идея культурного первенства имеет влияние на формирование представлений о расовой, этнической и национальной стоимости, даже на фантазию. Например, утверждение, что искусство зародилось в пещерах Западной Европы становиться побуждением к созданию мифов о европейском культурном превосходстве. Во-вторых, истоки искусства следует считать тесно связанными с появлением других чисто человеческих качеств: способностью творить абстрактные идеи и символы, общаться на высшем уровне, развивать представление о самих себе. Кроме доисторического искусства, мы не имеем реальных свидетельств, на основании которых можно было бы сделать вывод о существовании таких способностей.

НАЧАЛА ИСКУССТВА

Художественное творчество считалось образцом «непрактического» поведения, то есть поведения, вроде как лишенного практической цели. Древнейшим наглядным археологическим доказательством этого является использование охры или красного железняка (гематита) — красного минерального красителя, снятого и применяемого людьми несколько сотен тысяч лет назад. Эти древние люди также собирали кристаллы и узорчатые окаменелости, красочный и необычной формы гравий. Они начали различать обычные, будничные предметы и необычные, экзотические. Очевидно, они развили идеи о мире, в котором объекты можно было распределять на разные классы. Доказательства впервые появляются в Южной Африке, затем в Азии и наконец в Европе.

Древнейший известный наскальный рисунок сделан в Индии две или три сотни тысяч лет назад. Он состоит из чашеобразных углублений и извилистой линии, отчеканенных в песчанике пещеры. Примерно в это же время на разного рода портативных предметах (кость, зубы, бивни и камни), найденных на местах стоянок первобытного человека, были сделаны простые линейные знаки. Наборы собранных в пучок резных линий впервые появляются в центральной и восточной Европе, они приобретают определенное благоустройство, что позволяет распознавать отдельные мотивы: каракули, крестики, дуги и наборы параллельных линий.

Этот период, который археологи называют средним палеолитом (где-то между 35000 и 150000 лет назад), был определяющим для развития умственных и познавательных способностей человека. Это было также время, когда люди приобретали мореходные навыки и отряды колонистов могли делать переходы до 180 км. Регулярная морская навигация, очевидно, требовала совершенствования системы общения, то есть языка.

Люди этой эпохи добывали также охру и кремень в нескольких мировых регионах. Они начали строить большие совместные дома из костей и ставить каменные стены внутри пещер. И что самое важное — они творили искусство. В Австралии некоторые образцы наскальных изображений появились на свет 60000 лет назад, то есть в эпоху заселения континента людьми. В сотнях мест имеются объекты, более древнего, как полагают, происхождения, чем искусство Западной Европы. Но в течение этой эпохи наскальное искусство появляется и в Европе. Древнейший его образец из тех, что известны нам — система из девятнадцати чашкоподобных знаков в пещере во Франции, высеченных на каменной скальной плите, накрывала место детского захоронения.

Едва ли не самым интересным аспектом этой эпохи является культурное единодушие, царившее в тогдашнем мире во всех регионах заселения. Несмотря на различия в орудиях, бесспорно, обусловленных различиями в окружающей среде, культурное поведение было удивительно устойчивым. Использование охры и выразительно однообразный набор геометрических отметок свидетельствуют о существовании универсального художественного языка между архаичными гомо сапиенс, в том числе европейскими неандертальцами и другими, о которых нам известно из ископаемых остатков.

Расположенные по кругу фигурные изображения (скульптуры) впервые появляются в Израиле (ок. 250-300 тыс. лет назад), в виде видоизмененных природных форм, затем в Сибири и центральной Европе (ок. 30-35 тыс. лет назад), а уж потом в западной Европе. Примерно 30000 лет назад наскальное искусство обогатилось сложными зарубками, выполненными пальцами на мягкой поверхности пещер в Австралии и Европе, и трафаретными изображениями ладоней во Франции. Начали появляться двумерные изображения объектов. Древнейшие образцы, созданные примерно 32000 лет назад, происходят из Франции, за ними следуют южноафриканские рисования (Намибия).

Около 20000 лет назад (совсем недавно в понятиях человеческой истории) между культурами начинают формироваться существенные различия. Люди эпохи позднего палеолита в Западной Европе начали изящные традиции, как в скульптурном, так и в графическом искусствах ритуального и декоративного потребления. Где-то 15000 лет назад, эта традиция привела к появлению таких знаменитых шедевров, как рисование в пещерах Альтамиры (Испания) и Леско (Франция), а также к появлению тысяч искусно вырезанных фигурок из камня, бивней, кости, глины и других материалов. Это было время тончайшей многокрасочности произведений пещерного искусства, рисованных или чеканных определенной рукой мастерских умельцев. Однако развитие графических традиций в других регионах шло нелегко.

В Азии формы геометрического искусства, развиваясь, образовали очень совершенные системы, некоторые напоминают официальные записи, другие — мнемонические эмблемы, своеобразные тексты, предназначенные освежать память.

Начиная примерно с конца ледникового периода, где-то 10000 лет назад, наскальная живопись постепенно выходит за пределы пещер. Это было продиктовано не так поисками новых лучших мест, как (сомнений здесь почти не остается) выживанием наскального искусства путем селекции. Наскальная живопись хорошо сохраняется в постоянных условиях глубоких известняковых пещер, но не на скальных поверхностях, более открытых для разрушения. Итак, беспрекословное распространение наскальной живописи в конце ледникового периода свидетельствует не о росте художественной продукции, а о преодолении порога того, что обеспечивало хорошее сохранение.

На всех континентах, минуя Антарктику, наскальное искусство сейчас показывает разнообразие художественных стилей и культур, прогрессивный рост этнического многообразия человечества на всех континентах, а также развитие основных религий. Даже последний исторический этап развития массовых миграций, колонизаций и религиозной экспансии — основательно отраженный в наскальном искусстве.

ДАТИРОВКА

Есть две основные формы наскального искусства, петроглифы (резьба) и пикторами (рисование). Петроглифичные мотивы создавались с помощью резьбы, выдалбливания, чеканки или шлифовки скальных поверхностей. В пиктограммах на скальную поверхность накладывались дополнительные вещества, обычно краска. Это отличие очень важно, им определяются подходы к датировке.

Методология научной датировки наскальной живописи разработана только в течение последних пятнадцати лет. Поэтому она находится еще на стадии своего «детства», и датировка почти всего мирового наскального искусства остается в плохом состоянии. Это, однако, не означает, что мы не имеем представления о его возрасте: часто находятся всевозможные ориентиры, позволяющие определить примерный или хотя бы вероятный возраст. Иногда везет определить возраст наскального изображения достаточно точно, особенно, когда краска содержит органические субстанции или микроскопические вкрапления, позволяющие датировку благодаря имеющемуся в них радиоактивному изотопу углерода. Осторожная оценка результатов такого анализа может достаточно точно выяснить дату. С другой стороны, датировка петроглифов остается крайне трудным делом.

Современные методы основаны на определении возраста минеральных отложений, которые могли отложиться на наскальные изображения. Но они позволяют определить лишь минимальный возраст. Один из способов — провести анализ микроскопических органических веществ, вкрапленных в такие минеральные наслоения; здесь может быть успешно использована лазерная технология. Для определения же возраста самых петроглифов сегодня пригоден только один метод. Он основывается на том, что щербатые при выдалбливании петроглифов минеральные кристаллы имели сначала острые края, которые со временем затупливались и заокругливались. Определив скорость таких процессов на близлежащих поверхностях, возраст которых известен, можно вычислить и возраст петроглифов.

Немного помочь делу датировки могут также несколько археологических методов. Если, например, скальную поверхность покрывают археологические слои грязи, чей возраст можно определить, их можно использовать для определения минимального возраста петроглифов. Часто прибегают к сравнению стилевых манер, чтобы определить хронологические рамки наскального искусства, правда, не очень успешно.

Гораздо надежнее методы изучения наскального искусства, которые часто напоминают методы криминалистики. Например, составляющие краски могут рассказать, как она изготовлена, какими инструментами и примесями пользовались, откуда брали красители и тому подобное. Человеческую кровь, которую применяли как скрепляющее средство в ледниковый период, обнаружено в австралийских наскальных рисунках. Австралийские исследователи также обнаружили в разных местах до сорока наложенных друг на друга слоев краски, свидетельствующих о постоянной перерисовке той же поверхности в течение длительного времени. Как страницы книги, эти слои доносят до нас историю использования поверхностей художниками многих поколений. Изучение таких наслоений только начинается и может привести к настоящему перевороту во взглядах.

Пыльца растений, найденных на волокнах кистей в краске наскальных рисунков, указывает, какие культуры выращивали современники древних художников. В некоторых французских пещерах характерные рецепты краски выяснялись по их химическому составу. По угольным красителям, применяемым нередко для рисунков, определяли даже вид дерева, пережженного на уголь.

Исследования наскального искусства превратилось в отдельную научную дисциплину, и уже пользуется многими другими дисциплинами, от геологии до семиотики, от этнологии к кибернетике. Его методология предусматривает выразительность с помощью электронного изображения цветов очень испорченных, почти совсем выцветших рисунков; широкий спектр специализированных методов описания; микроскопические исследования следов, оставленных инструментами, и мизерных осадков.

УЯЗВИМЫЕ ПАМЯТНИКИ

Так же разрабатываются и все шире применяются методы сохранения доисторических памятников. Изготовлены копии произведений наскального искусства (фрагменты объекта или даже весь объект), чтобы предотвратить повреждение оригиналов. И все же многие доисторических мировых памятники находятся в постоянной опасности. Кислотные дожди растворяют защитные минеральные наслоения, покрывающие много петроглифов. Все бурные потоки туристов, разрастание городов, промышленное и горное развитие, даже неквалифицированные исследования вносят свою лепту в черное дело укорочение возраста неоценимым художественным сокровищам.

1. Пещера Шове, Франция Когда ровно 19 лет назад Жан Мари Шове спустился в ущелье Пон-д"Арк, что во французском департаменте Ардеш, он и не подозревал, что с этого дня его имя войдет в историю. Именно в честь французского спелеолога галерея с наскальными рисунками была названа Шове (фр. Chauvet-Pont-d"Arc Cave). Автор фото: Thomas T. Обнаружили ее случайно - подсветив стену фонариком, Жан Мари наткнулся на охристое пятно. Присмотревшись, он увидел, что это «пятно» - изображение мамонта. Кроме него в пещере было обнаружено больше 300 древних рисунков. Среди них были лошади, львы, носороги, волки, бизоны... При помощи метода радиоуглеродной датировки ученым удалось установить предположительный возраст наскального «зоопарка». Так, возраст некоторых рисунков насчитывает 30-33 тысячи лет! Не секрет, что юг Франции славится пещерами с петроглифами (например, пещера Ласко, Кро-Маньон, Труа-Фрер, Фон-де-Гом), но галерея Шове превосходит их и по размеру, и по сохранности. Автор фото: EOL Learning and Education Group Однако уникальные росписи закрыты для посещения с целью сберечь хрупкие «картины» от повреждений, к которым могут привести малейшие изменения температуры и влажности воздуха, а также проникновение света. Даже археологам разрешено находиться в пещере всего по несколько часов. Одним из счастливчиков, кому удалось полюбоваться древнейшим из образцов пещерного искусства, стал немецкий режиссер Вернер Херцог. Вместе с четырьмя помощниками он снял документальный фильм в формате 3D «Пещера забытых снов». К слову, съемочной команде пришлось получать разрешение у самого министра культуры Франции и снимать в ограниченное время с использованием техники, которая не излучает тепло. Этот фильм, пожалуй, единственный способ заглянуть в пещеру Шове. 2. Ньюспейпер-Рок, США В 40 км к северо-западу от города Монтиселло в американском штате Юта находится удивительная скала, на которой сконцентрирована одна из самых внушительных коллекций петроглифов на квадратный метр. Из-за обилия рисунков каменное арт-панно напоминает полосу газеты, которую можно прочитать. Автор фото: Nick Taylor «Напечатали» ее предположительно древние индейцы доколумбовой культуры Фремонт и Анасази. Ученые считают, что рассказанная на «Газетном камне» (от англ. Newspaper Rock) история «высекалась» как в доисторический период, так и после знакомства с европейцами. Судя по многочисленным изображениям животных, таких как бизоны, кабаны и мамонты, история каменной «газеты» повествует об охоте, приручении лошадей и быков, а также изобретении колеса и орудий труда. Автор фото: Cacophony Всего на Ньюспейпер-Рок насчитывается около 650 различных изображений зверей, людей и символов. Однако в древней «газете» так и не удалось найти ответ, почему для столь большого количества петроглифов была выбрана относительно небольшая площадка. Автор фото: Jirka Matousek Дословно «Пещера рук» (с испанского Cueva de las Manos) сохранила на своих каменных стенах отпечатки сотен рук, причем, в основном левых. Она находится на юге Аргентины в провинции Санта-Крус (163 км от города Перито-Морено) в долине реки Пинтурас. Приблизительно из 800 наскальных рисунков больше 90 % изображают левую ладонь. Автор фото: Marianocecowski. На первый взгляд ладошки с растопыренными пальцами выглядят очень современно, как будто кто-то распылил баллончик с краской о трафарет. На самом же деле наскальные рисунки были созданы предположительно от 13 000 до 9 000 лет назад. К слову, ученые предполагают, что этот наскальный «автограф» был оставлен с помощью распыления краски вокруг приложенной к стене ладони. Автор фото: Carlos Zito Вероятно, в правой руке художник держал костяные трубочки для разбрызгивания красителя. Левая, соответственно, служила натурой. Больше всего рук находятся на входном камне - как будто они приветствуют вошедшего в патагонскую пещеру. Существует мнение, что изображение рук означало переход во взрослую жизнь, поэтому на стенах этого почитаемого предками индейцев места отпечатаны ладони мальчиков-подростков. 4. Альтамира, Испания Многие называют пещеру, расположенную на севере Испании, «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Ее стены расписаны уникальными наскальными «картинами» эпохи палеолита. Возраст изображенных на стенах и потолке Альтамиры (с исп. «La cueva de Altamira») рисунков насчитывает около 20 тысяч лет. Расположенная в 30 км от города Сантандер (Кантабрия), она была открыта в 1879 году испанским юристом и археологом-любителем Марселино Санс де Саутуола. Вернее, именно ему приписывают открытие наскальных рисунков. Марселино исследовал Альтамиру и раньше (в 1875 году), а до него о необычных древних находках (орудия труда, кости, рога), найденных в пещере, оповестил местный пастух. В один прекрасный день, когда Саутуола взял с собой на раскопки 6-летнюю дочь Марию, ему улыбнулась удача. Девочка была крайне любознательна и первой разглядела наскальный рисунок бизона. Так мир узнал о 270-метровой пещере, своды которой пестрят полихромными изображениями животных и человеческих ладоней. Автор фото: Rameessos Примечательно, что для придания цвета древние художники использовали уголь и охру, а для придания объема - рельеф стен. Подлинность первобытной живописи многие ученые поставили под сомнение и обвинили Марселино Санс де Саутуола в подделывании. И только после смерти первооткрывателя, в 1902 году мир признал уникальность Альтамиры. Автор фото: José-Manuel Benito 5. Альта, Норвегия Петроглифы, найденные близ Северного полярного круга в городе Альта в 1970-х годах, доказывают, что предположительно в период 4200-500 лет до нашей эры эта местность была заселена людьми. От них остались около пяти тысяч восхитительных наскальных рисунков на 45 археологических участках. Автор фото: Ahnjo Крупнейший и единственный открытый для посещений расположился в 4 км от города Альта. Около 3000 изображений, которые находятся под открытым небом, были внесены в список Всемирного наследия. К слову, это единственный в Норвегии памятник-объект ЮНЕСКО доисторического периода. Петроглифы рассказывают о том, как древние предки скандинавов рыбачили (изображение рыбака, держащего большую рыбу в руках), охотились (сцены, на которых показано, как охотники загоняли стада оленей в воду, где те были более уязвимы, и настигали их копьями) и отдыхали (танцевальные сюжеты). Кроме того, многие петроглифы изображают религиозные ритуалы, такие как шаманские обряды с бубном. Автор фото: Jerzy Durczak 6. Калбак-Таш, Россия Комплекс наскальных композиций Калбак-Таш (Тялбак-Таш) находится на правом берегу реки Чуи на 723-м километре Чуйского тракта между селами Иня и Иодро. Это урочище - крупнейшее скопление петроглифов в Горном Алтае, протяженность его составляет около 10 км. В алтайской галерее насчитывается свыше 5000 рисунков и рунических надписей. Животные мотивы - Калбак-Таш был древним святилищем для людей разных веков: от неолита (VI-IV тыс. лет до н.э) до древнетюркской эпохи (VII-X вв. до н.э.). Помимо скифских изображений животных, людей и сцен охоты, в Калбакташском святилище встречаются также родовые фамильные знаки тамги, относящиеся к древнетюркской эпохе, а также ритуальные сюжеты, изображающие шаманов с их звериными спутниками кер-тютпы, переносящие хозяев в подземный мир. Урочище Калбак-Таш входит в состав природно-хозяйственного парка "Чуй-Оозы" - особо охраняемой природной территории Республики Алтай. Автор фото: Zouave M.

Однако уникальные росписи закрыты для посещения с целью сберечь хрупкие «картины» от повреждений, к которым могут привести малейшие изменения температуры и влажности воздуха, а также проникновение света. Даже археологам разрешено находиться в пещере всего по несколько часов. Одним из счастливчиков, кому удалось полюбоваться древнейшим из образцов пещерного искусства, стал немецкий режиссер Вернер Херцог. Вместе с четырьмя помощниками он снял документальный фильм в формате 3D «Пещера забытых снов». К слову, съемочной команде пришлось получать разрешение у самого министра культуры Франции и снимать в ограниченное время с использованием техники, которая не излучает тепло. Этот фильм, пожалуй, единственный способ заглянуть в пещеру Шове.

2. Ньюспейпер-Рок, США

В 40 км к северо-западу от города Монтиселло в американском штате Юта находится удивительная скала, на которой сконцентрирована одна из самых внушительных коллекций петроглифов на квадратный метр. Из-за обилия рисунков каменное арт-панно напоминает полосу газеты, которую можно прочитать.

«Напечатали» ее предположительно древние индейцы доколумбовой культуры Фремонт и Анасази. Ученые считают, что рассказанная на «Газетном камне» (от англ. Newspaper Rock) история «высекалась» как в доисторический период, так и после знакомства с европейцами. Судя по многочисленным изображениям животных, таких как бизоны, кабаны и мамонты, история каменной «газеты» повествует об охоте, приручении лошадей и быков, а также изобретении колеса и орудий труда.

Всего на Ньюспейпер-Рок насчитывается около 650 различных изображений зверей, людей и символов. Однако в древней «газете» так и не удалось найти ответ, почему для столь большого количества петроглифов была выбрана относительно небольшая площадка.

3. Куэва-де-лас-Манос, Аргентина

Дословно «Пещера рук» (с испанского Cueva de las Manos) сохранила на своих каменных стенах отпечатки сотен рук, причем, в основном левых. Она находится на юге Аргентины в провинции Санта-Крус (163 км от города Перито-Морено) в долине реки Пинтурас.

Приблизительно из 800 наскальных рисунков больше 90% изображают левую ладонь. Автор фото: Marianocecowski.

На первый взгляд ладошки с растопыренными пальцами выглядят очень современно, как будто кто-то распылил баллончик с краской о трафарет. На самом же деле наскальные рисунки были созданы предположительно от 13 000 до 9 000 лет назад. К слову, ученые предполагают, что этот наскальный «автограф» был оставлен с помощью распыления краски вокруг приложенной к стене ладони.

Вероятно, в правой руке художник держал костяные трубочки для разбрызгивания красителя. Левая, соответственно, служила натурой. Больше всего рук находятся на входном камне — как будто они приветствуют вошедшего в патагонскую пещеру. Существует мнение, что изображение рук означало переход во взрослую жизнь, поэтому на стенах этого почитаемого предками индейцев места отпечатаны ладони мальчиков-подростков.

Помимо изображений рук в пещере встречаются рисунки животных, таких как страус-нанду и гуанако (род лам), а также иероглифические надписи. Автор фото: Joanbanjo.

4. Альтамира, Испания

Многие называют пещеру, расположенную на севере Испании, «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Ее стены расписаны уникальными наскальными «картинами» эпохи палеолита. Возраст изображенных на стенах и потолке Альтамиры (с исп. «La cueva de Altamira») рисунков насчитывает около 20 тысяч лет.

Из-за большого потока туристов рисунки стали разрушаться. Чтобы сберечь наскальную живопись, Альтамира была закрыта для посещения. В 2001 году в музейном комплексе, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии панно Большого плафона, которыми можно полюбоваться, не нанося вред хрупким петроглифам.

Расположенная в 30 км от города Сантандер (Кантабрия), она была открыта в 1879 году испанским юристом и археологом-любителем Марселино Санс де Саутуола. Вернее, именно ему приписывают открытие наскальных рисунков. Марселино исследовал Альтамиру и раньше (в 1875 году), а до него о необычных древних находках (орудия труда, кости, рога), найденных в пещере, оповестил местный пастух. В один прекрасный день, когда Саутуола взял с собой на раскопки 6-летнюю дочь Марию, ему улыбнулась удача. Девочка была крайне любознательна и первой разглядела наскальный рисунок бизона. Так мир узнал о 270-метровой пещере, своды которой пестрят полихромными изображениями животных и человеческих ладоней.

Примечательно, что для придания цвета древние художники использовали уголь и охру, а для придания объема — рельеф стен. Подлинность первобытной живописи многие ученые поставили под сомнение и обвинили Марселино Санс де Саутуола в подделывании. И только после смерти первооткрывателя, в 1902 году мир признал уникальность Альтамиры.

5. Альта, Норвегия

Петроглифы, найденные близ Северного полярного круга в городе Альта в 1970-х годах, доказывают, что предположительно в период 4200−500 лет до нашей эры эта местность была заселена людьми. От них остались около пяти тысяч восхитительных наскальных рисунков на 45 археологических участках.

Крупнейший и единственный открытый для посещений расположился в 4 км от города Альта. Около 3000 изображений, которые находятся под открытым небом, были внесены в список Всемирного наследия. К слову, это единственный в Норвегии памятник-объект ЮНЕСКО доисторического периода. Петроглифы рассказывают о том, как древние предки скандинавов рыбачили (изображение рыбака, держащего большую рыбу в руках), охотились (сцены, на которых показано, как охотники загоняли стада оленей в воду, где те были более уязвимы, и настигали их копьями) и отдыхали (танцевальные сюжеты). Кроме того, многие петроглифы изображают религиозные ритуалы, такие как шаманские обряды с бубном.

6. Калбак-Таш, Россия

Комплекс наскальных композиций Калбак-Таш (Тялбак-Таш) находится на правом берегу реки Чуи на 723-м километре Чуйского тракта между селами Иня и Иодро. Это урочище — крупнейшее скопление петроглифов в Горном Алтае, протяженность его составляет около 10 км. В алтайской галерее насчитывается свыше 5000 рисунков и рунических надписей.

Животные мотивы — самые популярные в Калбак-Таше. Чаще всего в урочище встречаются изображения быков, оленей, волков, барсов и других животных, распространенных на Алтае. Автор фото: Zouave M.

Калбак-Таш был древним святилищем для людей разных веков: от неолита (VI-IV тыс. лет до н.э) до древнетюркской эпохи (VII-X вв. до н.э.). Помимо скифских изображений животных, людей и сцен охоты, в Калбакташском святилище встречаются также родовые фамильные знаки тамги, относящиеся к древнетюркской эпохе, а также ритуальные сюжеты, изображающие шаманов с их звериными спутниками кер-тютпы, переносящие хозяев в подземный мир.

Урочище Калбак-Таш входит в состав природно-хозяйственного парка «Чуй-Оозы» — особо охраняемой природной территории Республики Алтай. Автор фото: Zouave M.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!