Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: обучение сочинению сказок Название: «Книга сказок. План-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи "Волшебная книга сказок"

Программное содержание:

1. Связная речь:

  • Учить детей сочинять нелепицы про козла и лису;
  • Помочь придумать другую концовку к сказке “Лиса и козел”, используя условные заместители для обозначения персонажей;
  • Знакомить детей с особенностями композиции сказок (зачин, середина, конец);
  • Учит озаглавливать, выделяя смысл каждой части;
  • Знакомить с жанровой особенностью сказок: приемом тройственности;
  • Развивать умение брать на себя роль придуманных персонажей, выразительно исполнять диалоги действующих лиц.

2. Грамматика:

  • Знакомить с термином “предложение”;
  • Упражнять в построение предложения, замене слов в предложении.

3. Словарь:

  • Учить подбирать образные выражения к придуманным героям (зайцу, мышке);
  • Подвести к пониманию значения фразеологизмов, образных выражений (на ворон зазеваться, насилу найти, горюет, браниться).

4. Звуковая культура речи:

  • Добиваться четкого произношения слов, включая звук (з), в скороговорки про козла
    (Девочка везла на возу козленка, козла и козу);
  • Упражнять в произнесении скороговорки в медленном и быстром темпе;

5. Развивать воображение, мышление и творческую активность. Воспитывать интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к народным сказкам, красоте родного языка.

Словарная работа: горюет; зазеваться; бранится; зачин; середина; концовка; сказочники; норушка; попрыгайчик; зайчик – побегайчик; длиннохвостый; короткохвостый; небылица; предложение; слово; звук.

Предшествующая работа воспитателя:

  • Разработка и составление конспекта.
  • Подбор художественного слова (р.н.с. “Лиса и козел”); скороговорка; стихотворение “В мире много сказок”
  • Музыкальный материал к зтюдам психогимнастики на выражении отдельных эмоциональных состояний.
  • Подбор музыкальных произведений:
  • Изучение литературы:
  • Бородич А.М “Методика развития речи детей”.
  • Ворошина “Обучение творческому рассказыванию” / Д/В № 2 1991 г.
  • Васильева М.А “Программа воспитания и обучения в детском саду”.
  • Вераксы Н.Е “От рождения до школы”.
  • Габова Р.И “Методика обучению пересказа детей старшего дошкольного возраста”.
  • Короткова Э.П.“Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию”.
  • Леушина А.М “Развитие связной речи у дошкольников”.
  • “Развитие речи детей дошкольного возраста”/ Под. ред. Ф.А.Сохина.
  • Смольникова Н.Г. “Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников”.
  • Селиверстов В.И “Речевые игры детей дошкольников”.
  • Ушакова О.С.“Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду”.
  • Ушаковой О.С. “Занятия по развитию речи в детском саду”.
  • Ушаковой О.С. “Развитие речи и творчества дошкольников”
  • “Хрестоматия для дошкольников”. / Под ред.Л.М Гурович; Л.Б Береговая.
  • Чисякова М.И “Психогимнастика”.
  • Шорохова О.А. “Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста”.
  • Эльконин Д.Б. “Развитие речи дошкольного возраста”.

Предварительная работа с детьми:

  • Чтение и пересказ р.н.с. “Лиса и козел” с использованием условных заместителей персонажей сказки.
  • Проведение игры-драматизации р.н.с. “Лиса и козел”
  • Проведение пантомимических этюдов по содержанию литературного текста.
  • Проведение дидактических игр “История в картинках”, “Длинная история”, “Что сначала, что потом”, “Составь рассказ по картинке”, “Сложи и расскажи”, “Знаешь ли ты сказку?”, “Занимательное путешествие”, “Речевые кубы”
  • Дыхательная гимнастика “Дровосеки”, “Пильщики”, “Петушок”, “Насосы”, “Дифференцированный носовой и ротовой выдох”.
  • Артикуляционная гимнастика “В гостях у бабушки с дедушкой”.
  • Проведение речевых игр “Исправь ошибку”, “Живые слова”, “Это правда или нет”, “Когда это бывает”, “Наоборот”, “Игра в художники”, “Подбери картинку к выражению”, “Распутай небылицу”, “Фантазеры”, “Опиши предмет”, “Скажи точнее”, “Кто больше увидит”, “Рассказ Незнайки”.
  • Индивидуальная работа:
    продолжать работу по развитию связной монологической речи старших дошкольников, охватывая разные стороны речевого развития:
    1. Связная речь: построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, составление рассказов и описательных загадок, придумывание небылиц.
    2. Словарь: уделять особое внимание правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.
    Осознанный и произвольный выбор средств лексической выразительности.
    3. Грамматика: конструирование разных типов предложений, правильное грамматическое оформление высказывания.
    4. Звуковая культура речи: выразительное интонирование, четкая артикуляция.

Индивидуальная работа на занятии: подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению сказки; добиваться правильных и полных ответов; обратить внимание па правильное произнесение окончаний в словах; добиваться при рассказывании сказки выразительного исполнения диалогов действующих лиц; использовании разных типов предложений; добиваться отчетливого произнесения скороговорки в разном темпе.

Структура занятия:

1. Сюрпризный момент “Встреча со сказочницой” (30 с.).
2. Дыхательная гимнастика (1 мин.).
3. Полет на ковре самолете. Художественное слово (стихотворение “В мире много сказок”). (1,5 мин.)
4. Беседа и составление схемы сказки (4мин.).
5. Придумывание концовки сказки (5 мин.).
6. Психогимнастика “Пантомимические этюды” (2 мин.).
7. Придумывание небылиц про героев сказки. Игра “Замени слово” (5 мин.).
8. Произнесение скороговорки в разном темпе.(2 мин.).
9. Прощание со сказкой. Подведение итогов. (1 мин.).
10. Прощание с детьми. Полет на ковре-самолете (30 с.).

Оборудование:

  1. Модели животных – 2шт. (лиса, козел).
  2. Модель колодца – 1шт.
  3. Модели елок, дерева – 3шт.
  4. Модели пеньков – 2шт.
  5. Фланелеграф.
  6. Мольберт.
  7. Схемы упражнений на дыхание – 2 шт.
  8. Схемы медленного и быстрого темпа – 2 шт.
  9. Схемы колодца – 3 шт.
  10. Фигуры-заместители персонажей сказки – 6 шт.
  11. Ковер-самолет.
  12. Костюм сказочницы Василисы.
  13. Магнитофон.

Организация детей:

(Дети заходят в музыкальный зал.)

(Воспитатель, нарядившись сказочницей, встречает детей у дверей).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я сказочница Василиса из волшебной страны сказок. Рада приветствовать вас мои юные друзья! А вы любите сказки? (Ответы детей.) Тогда я приглашаю вас в сказочное путешествие на ковре-самолете. Нужно подготовиться к полету, выполним упражнения на дыхание.

(Воспитатель на мольберте показывает схемы упражнений.)

Воспитатель: Упражнения выполняем по три раза.
Делаем глубокий вдох носом, выдох ртом.
Затем глубокий вдох носом и выдох носом.

Воспитатель: Перед вами ковер-самолет, садитесь на него и полетим.

(Дети садятся на ковер.)

Воспитатель: Вот теперь все готовы! Отправляемся в полет.

(Звучит спокойная мелодия.)

В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может все случиться
Ваша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится
Скажем гостю заходи.

Воспитатель: Вот мы и прилетели в сказочную страну. Проходите гости дорогие.

Посмотрите как красиво кругом!

(Подходим вместе с детьми к поляне, где видим изображение козла и лисы, которая выглядывает из колодца.)

Как вы, думаете в какую сказку мы попали с вами?

Дети: “Лиса и козел”.

Воспитатель: Молодцы, ребята сразу догадались, в какую сказку мы попали. О чем это сказка?

Дети: О хитрости и глупости. Лиса хитрая, козел глупый. Лиса его обманула, перехитрила.

Воспитатель: Чему учит эта сказка?

(Дети высказываются.)

Воспитатель: К этой сказке подходит пословица: “Век живи, век учись”.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, отдохните после полета.

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: Какие слова в сказке вам больше всего понравились? /ответы детей/.

Воспитатель: Послушайте, какое интересное слово “горюет”. Как можно сказать по другому?

Дети: Печалится, грустит.

Воспитатель: Бранится…

Дети: Ругаться.

Воспитатель : На ворон зазеваться…

Дети: Быть невнимательным.

Воспитатель: Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее начале, середине и конце. Начало в сказке называется зачином. Какое название можно придумать к ее началу?

Дети: Лиса в колодце.

Воспитатель: О чем говорится в середине? Какое название к ней подходит?

Дети: Глупый козел в колодце.

Воспитатель: Чем закончилась сказка? Какое название можно придумать к концовке?

Дети: Спасение козла.

(Воспитатель предлагает фланелеграф, разделенный на три части, на каждой из них схематично изображен колодец.)

Воспитатель: Дима поставь необходимые в каждой части сказки фигурки-заместители, обозначающие героев сказки (лиса – оранжевый круг, козел – серый вытянутый треугольник, хозяин – черный прямоугольник).

Воспитатель: Ребята, кто придумывает сказки?

Дети: Сказочники.

Воспитатель: Давайте поиграем в сказочников, придумаем другую концовку сказки “Лиса и козел”,но так, чтобы козел встретился с другими героями: зайцем, мышкой и мальчиком Петей.

Воспитатель: Как в сказках называют зайчика?

Дети: Зайчик – побегайчик, попрыгайчик.

Воспитатель: Какой зайчик?

Дети: Серенький, длинноухий, короткохвостый.

(Воспитатель одновременно показывает фигуры-заместители новых персонажей:
мышка – серый маленький треугольник с волнистой чертой;
заяц – белый перевернутый треугольник; Петя – синий прямоугольник).

Воспитатель: Как в сказках называют мышку?

Дети: Норушка.

Воспитатель: Какими словами можно сказать про мышку, какая она?

Дети: Маленькая, серенькая, с длинным хвостиком.

Воспитатель: Фигурки для новых героев сказки мы с вами подобрали

(Фигурки – заместители старых персонажей на фланелеграфе воспитатель убирает.)

Воспитатель: Вспомните, в сказках важные события всегда происходят трижды, только в третий раз герою везет. Так и будет в нашей сказке. Концовка должна быть веселой, интересной, короткой и законченной.

(Дети сочиняют, выкладывая на фланелеграфе фигурки – заместители. Заслушиваются 2–3 новых концовок сказки “Лиса и козел”.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, конец сказки у каждого получился веселым, забавным и интересным. Вы настоящие сказочники!

Воспитатель: Приглашаю вас на ковер-самолет немного отдохнуть и поиграть. Давайте, изобразим героев сказки.

(Звучит музыка.)

(Пантомимические этюды “Злость”, “Горе”, “Радость”, “Глупость”, “Хитрость”. Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки.)

Воспитатель: Персонаж сердиться: скрещены руки, нахмурены брови, голову наклоняем вниз;
Радуется: улыбаемся, покачиваем головой, выполняем пружинку;
Горюет: подставляем ладошки к щекам, прикрываем глаза, вздергиваем брови под углом, опускаем голову;
Глупый козел: сделайте удивленные, круглые глаза; перешагивание с ноги на ногу;
Хитрая лиса: прищуриваем глаза, делаем повороты туловищем.

Воспитатель: Поиграли, повеселились, садимся на стульчики. Ребята, что можно придумывать кроме сказок, рассказов.

Дети: Частушки, загадки, стихи, небылицы, путаницы, нелепицы.

Воспитатель: Как вы думаете, чем отличаются небылицы от сказки?

Дети: У сказки есть зачин, середина, концовка, а небылица состоит из одного предложения.

Воспитатель: Игра в сказочников продолжается. Давайте придумаем небылицы про героев сказки.

(Ответы детей.)

Сколько слов в предложении? Кто хочет быть словом?

(Вызываю по желанию детей, называя их по словам.)

Воспитатель: Ребята, как можно распутать нелепицу?

Дети: Надо заменить слова?

Воспитатель: Давайте поиграем в игру “Замени слово”. Какие слова здесь можно заменить?

(Ребенок назвавший новое слово, меняется местами с другим ребенком.)

Воспитатель: Что получилось, какое предложение?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте придумаем другую нелепицу про лису. Как ее можно распутать? Какие слова можно заменить.

Воспитатель: Ребята, вы настоящие сказочники! Столько интересных небылиц придумали. Понравилось вам придумывать небылицы?

Дети: Да!

Воспитатель: Послушайте скороговорку: “Девочка везла на возу козленка, козла и козу”. Какой звук чаще встречается в этой скороговорке?

Дети: (з).

Воспитатель: Произнесем скороговорку в быстром и медленном темпе. Внимательно смотрим на схемы.

(Воспитатель показывает схему с изображением самолета – дети произносят скороговорку в быстром темпе; воспитатель показывает схему с изображением черепахи – дети произносят ее медленно.)

Воспитатель: На этом наше путешествие по сказке закончилось. Понравилось ли вам игра в сказочников?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы все были прилежными учениками и справились со всеми заданиями. Придумали интересные, веселые концовки и сочинили забавные небылицы про героев сказки. Чтобы вы запомнили это путешествие, я хотела бы вам подарить одного из героев сказки – мышонка. Пусть эта частичка сказки сохранится у вас на долгую память.

(Воспитатель раздает мышат каждому ребенку.)

Воспитатель: Пора возвращаться домой. Садитесь поудобнее на ковер-самолет.
Мне очень понравилось с вами путешествовать.
Приятно было с вами пообщаться. Большое спасибо.

В добрый путь мои юные друзья. До свидания! До скорых встреч!

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в средней группе. Образовательная область «Познание».

Воспитатель ГБДОУ № 78

Приморского района

Санкт-Петербурга

Пашкевич Лидия Викторовна

Тема: «В гости к сказке»

Цели: закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Оборудование и материалы: Компьютер, маски, игрушка лисы, волшебный мешочек.

1Дети стоят в кругу.

В.-Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.

«Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.»

2. Сюрпризный момент. Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка- лиса

Ребята, посмотрите, что это?

Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать, а вы должны назвать, что внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что внутри.

Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна)

А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса? (у нее пушистый длинный хвост острая мордочка)

3. Ребята, давайте попытаемся описать нашу гостью.

Что вы можете рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)

А что вы можете рассказать о мордочке лисы. (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.)

Молодцы. А какой у лисички хвост? (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)

А как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.)

Молодцы. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (Лиса в сказках хитрая, обманщица.)

Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.)

Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису. Наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

4. Игра с загадками. – Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем.

Слайд программа.

«Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (заяц)»

«Кто большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (медведь)»

«Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух

Как зовут его? (петух)»

«У меня отличный слух

Острый взгляд и тонкий нюх,

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я (собака)»

«Скачет по болоту

Зеленая квакушка.

Зелененькие ножки

Зовут меня (лягушка)»

Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки)

5. Динамическая пауза.

Лисичка хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?

Тогда встаем в круг.

«Эй, ребята, что вы спите,

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса по лесу похаживает

Шубу рыжую поглаживает.

Заяц по лесу скакал,

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке

Поднялись как стрелки ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел

И на пяточках потом».

Молодцы, ребята, А теперь давайте вместе вспомним сказку «Заюшкина избушка».Я буду вам помогать.

7. Инсценировка сказки. Детям раздаются роли и маски.

А теперь, ребятки, превратитесь вы в зверят.

«Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе

избушку. Лиса построила ледяную, а зайчик лубяную. Но вот пришла весна-красна, и у лисы избушка растаяла.

Лиса: Ой, ой, ой, сюда, косой!

Как же быть? Где домик мой?

Заяц: Вся изба твоя с крылечком

Убежала в речку.

Очень не переживай,

Ты ко мне переезжай.

Лиса:(в сторону говорит):

Повезло, скажу, косому

Выгоню его из дому.

Не хочу с ним вместе жить,

Хлеба корочку делить: (обращается к зайцу):

Эй, послушай, милый, Зая!

Новость есть!

Заяц: Да ну! Какая?

Лиса: Есть за лесом огород,

Там капуста – круглый год!

Заяц: Не ужель уже поспела?

Ну-ка, ну-ка, побегу

И капусту поищу!

Это что? Закрыта дверь.

Лиса: (выглядывает из домика)

Я в избе живу теперь.

Побежал заяц капусту искать, а лиса шмыг – и заняла его домик.

Прибежал зайчик, а деверь заперта.

Заяц: Да ведь это домик мой!

Лиса: Не пущу тебя, косой!

(заяц отходит, садится рядом плачет)

Строил себе заяц очень крепкий дом,

Да лисица злая поселилась в нём.

Кто не побоится заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется собака.

Собака: Гав, гав, гав!

У меня горячий нрав!

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг?

Вот торчат в окошке ушки.

Собака: Эй, лиса, слышишь лай?

Гав, гав, гав, прочь ступай!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Собака: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

Вед: На пеньке опять сидит

Бедный заинька, грустит.

Что же делать, он не знает,

Лапкой слёзки утирает.

Появляется медведь

Медведь: Я Мишка-лежебока,

Спал я долго и глубоко.

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг!

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Медведь: Эй! Кто там в избе?

Вот достанется тебе!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Медведь: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

(медведь уходит)

Кто не побоится

Заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется петушок

Петух: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

Я помогу, я помогу!

Ты не плачь, не плачь, косой,

Живо справимся с лисой!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Петух: Как тряхну гребешком -

И развалится весь дом!

У меня есть коса,

Ну-ка, выходи, лиса!

(лиса выбегает из домика и бежит в лес)

Заяц: Ну, спасибо, Петушок!

Справиться с лисой помог!

Будем вместе в доме жить,

Вместе жить и не тужить!»

8. Подведение итогов.

Молодцы. Ребята, а вам понравилась сказка? Чему она нас учит?

Ну а нам пора прощаться, и со сказкой расставаться. Сказка новая опять в гости к вам прийдет.

Конспект занятия с использованием метода «сказкотерапия»

Тема: «Волшебная книга сказок».

Цель. Учить детей придумывать новую сказку по изображениям, описывая приключения знакомого сказочного героя в новых условиях, последовательно и связно рассказывать придуманную сказку.

Образовательные задачи.

  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
  2. Учить узнавать сказочных героев.
  3. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.

Развивающие задачи.

  1. Развивать умение действовать согласованно.
  2. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Воспитывающие задачи.

  1. Прививать любовь к устному народному творчеству.
  2. Воспитывать интерес к чтению сказок.

Материал: доска, иллюстрации героев сказок, ромашка с лепестками по количеству детей, песни из знакомых сказок.

Предварительная работа: чтение и анализ сказок, рассматривание иллюстраций героев русских народных сказок, драматизация, дать детям сведения о плане сказки: зачин, содержание и концовка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Стулья стоят полукругом напротив доски.

Доброе утро, ребята. У нас сегодня необычное занятие. Я вас приглашаю в сказку. Вы любите сказки? (Да)

«По дорожке мы пойдем, прямо в сказку попадем.

Раз, два, три, четыре, пять – будем в сказку мы играть».

– А чтобы сесть на свои места, вам нужно сорвать один лепесток ромашки и сказать, что на нем нарисовано. Но на некоторых лепестках нет рисунка. Не огорчайтесь – мы сегодня все побываем в сказке.

(Дети срывают лепестки, называют героя и с ними садятся на места).

– Ребята, хотите узнать, что лежит в чудесном мешочке? Тогда отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

– Правильно, это книга. И сейчас мы с вами создадим свою книгу сказок. Мы придумаем свои сказки и вклеим картинки с героями в эту книгу.

– Давайте сначала поговорим о характерах сказочных героев.

(Дети по одному выходят со своими картинками)

– Красная шапочка. Какая она? (Он добрая, ласковая, заботливая, трудолюбивая) А куда она могла пойти, кроме как к бабушке? (В лес за грибами, гулять, в гости к друзьям…)

– Молодцы. Вклеим ее в нашу волшебную книгу первую страницу.

(Выходит следующий ребенок)

– Это заяц. Как его называют в сказках? (Попрыгайчик, побегайчик, хваста…) А какой он? (Трусливый, быстрый, веселый…) А куда он скачет? (За едой для зайчат, убегает от лисы…) Кого он может по дороге встретить? (Ответы детей)

– Молодцы. Следующий герой – это волк? Что вы о нем можете сказать? (Злой, жестокий, голодный…) Что он делает в лесу? (Охотится за зайцем, гуляет, спит…)

– Правильно. А вот и лиса. Какая она? (Хитрая, ловкая, быстрая, красивая…) Как она заманивает свою добычу? (Ответы детей)

– А это кто? (Баба Яга) Опишите ее. (Злая, вредная, страшная…) Где живет Баба Яга? (В лесу, в избушке на курьих ножках) А как ее называют? (Костяная нога) Что она может сделать с тем, кто к ней попадется? (Ответы детей)

– Кощей Бессмертный. Какой он? (Злой, беспощадный, бессердечный…) Он с кем-нибудь дружит? (С Бабой Ягой) А где он живет? (Ответы детей)

– Молодцы. А это что? (Дерево) Но смотрите, у него есть глаза, нос, рот. Значит оно говорящее. А как думаете, это плохой герой или хороший? (Хороший) А почему? (Он улыбается) Правильно, молодцы! А как дерево может помочь хорошим героям? (Ответы детей)

– А это что за чудо? (Ковер-самолет) А для чего он нужен? (Чтобы быстрее долететь до нужного места, убежать от кого-нибудь…) А где его можно найти? (Ответы детей)

– А это любимые бабушка и дедушка. Какие они? (Добрые, ласковые, хорошие…)

– Молодцы, ребята, наша книга готова.

Но чтобы наши сказки были настоящими, давайте сначала вспомним, как обычно начинаются сказки?

  • Жили-были
  • Давным-давно на белом свете
  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве

А как заканчиваются сказки?

  • Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец
  • И жили они долго и счастливо
  • Я там был, мед пил, по бороде текло, а в рот не попало

– А теперь давайте с вами отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают)

Стоит задом наперед. (Поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки)

Нос крючком, (Показывают пальчиком)

Глаза большие, (Показывают)

Словно угольки горят. (Покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)

–А теперь давайте сказку сочинять! (Дети сочиняют сказку по волшебной книге с вклеенными героями сказок)

– Молодцы, ребята. Интересную сказку вы придумали – вы настоящие сказочники. Теперь вы можете в любое время взять эту книгу и придумывать новые сказки.


Занятие по сказкам в детском саду в средней группе ДОУ


формирование эмоционального отношения к сказкам.
Задачи:
* учить узнавать сказки по заданиям, уточнить и обогатить знания детей о сказках.
* развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.
* воспитывать интерес к сказкам.
Методы: игровой, словесно-логический, самостоятельный.
Материал: конверты с заданиями, конверт с письмом от Волшебника, клубочек, волшебная палочка, карточки с изображением героев сказки, карточки с загадками, стрелка красная, карточки с ключами, яйцо золотое и метла, аудиозапись песни «Детский сад», чаепитие.
Оборудование : магнитофон
Вид занятия : занятие-игра.
Формы работы : индивидуальная, коллективная.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, случилась беда. Мне пришло письмо от Волшебника, вот послушайте: «Здравствуйте, дорогие мои ребята! Пишу вам тайно и срочно. Меня похитили известные злодеи - Кощей Бессмертный и Баба-Яга. Они держат меня в плену и не хотят отпускать. По дороге я выронил волшебную палочку и никак не могу теперь выбраться. Мне нужна ваша помощь. Чтобы спасти меня вы должны попасть в сказочную страну и выполнить задания, которые я вам оставил. В помощь вам посылаю своего верного друга. Волшебный клубочек укажет вам путь. Не могу больше писать. Помогите, мне, пожалуйста. Ваш друг Волшебник.


Я думаю нужно идти на помощь. Вы готовы помочь его спасти?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте, вспомним, кто держит в плену Волшебника?
Дети: Кощей Бессмертный и Баба-Яга.
Воспитатель: Где они его держат?
Дети: В сказочной стране.
Воспитатель : Да, правильно, его держат в плену в сказочной стране. И чтобы спасти его, нам надо преодолеть сказочные препятствия. Но вы, же сильные, смелые ребята.
Дети: Да.
Воспитатель : Волшебник прислал нам на помощь волшебный клубок, который потерялся по дороге к детскому садику. И чтобы клубочек нашел дорогу в садик, нужно помочь ему пройти преграду. Я предлагаю включить песню о детском саде и спеть вместе, и тогда клубочек точно найдет дорогу. Попробуем?
Дети: Да


Воспитатель : Ребята, смотрите, клубочек нашел наш садик. Теперь он укажет путь в сказочную страну. А для этого нам с вами нужно громко сказать: «Клубочек катись, дорога к волшебнику покажись». (Катится клубочек к двери сказочной страны)


Воспитатель: Ребятки, двери не открываются. Здесь, какая-та надпись: «Открыть меня ты сможешь, если ключ правильный подберешь». Что нам надо найти?
Дети: Ключи от замка. (Дети ищут ключи вместе с воспитателем и находят. После того, как находят, пробуют открыть дверь).


Дети: Ура! Мы открыли. У нас получилось. (Входят в двери)


Воспитатель : Давайте, попросим клубочек показать дорогу.
Дети: Клубочек катись, дорогу к волшебнику покажи.
Лежит на тропинке конверт с заданием.
Воспитатель: Вот и первое препятствие. (Открывает конверт и читает задание, если вы правильно выполните задание, то увидите красную стрелку, которая укажет путь к следующему заданию)
Задание 1: Соберите героев сказки «Теремок» и назовите их.


Дети: Лягушка – квакушка, зайчик – побегайчик, мишка косолапый, мышка - норушка, волчок серый бочок, лисичка сестричка.

(Появляется красная стрелка - указатель)
Воспитатель: Ай, да умнички мои. Стрелка указывает прямо, значит идем прямо.
Дети находят еще один конверт. Открывают и внутри задание.
Задание 2: Отгадайте «Сказочные загадки» и увидите стрелку:
Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?


Дети: Три медведя
Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Кто же были эти маленькие дети?
Дети: Семеро козлят
Воспитатель: И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.

Дети: доктор Айболит
Воспитатель : Вот и стрелка появилась. Молодцы ребята, не зря вы сказки любите. Идем по стрелке.
Дети находят конверт. Воспитатель читает задание.
Задание 3: «Послушайте и отгадайте, из какой сказки эти фразы:


Воспитатель : Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.
Дети: Сказка «Колобок» слова лисички.
Воспитатель : Полез в домик. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:
- А я лучше у вас на крыше буду жить.
Влез на крышу и только уселся - трах! - развалился домик.
Дети: Сказка «Теремок», слова медведя.
Воспитатель: - Сяду на пенек,
Съем пирожок!
Дети: Сказка «Маша и медведь», слова медведя.
Воспитатель: Взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
- Кто сидел на моём стуле и сломал его?
Дети: Сказка «Три медведя», слова Мишутки.
Воспитатель: Посмотрите, стрелка появилась, значит, вы хорошо справились с заданием. Умнички. Идём с клубочком дальше.
Дальше идут по стрелке и видят, разбросаны картинки и рядом лежит конверт с заданием. Воспитатель читает.
Задание 4: Расставьте в правильной последовательности героев из сказки «Репка» и тогда вы получите волшебную палочку Волшебника.
Воспитатель: Ребята, если мы не получим палочку Волшебника, то не сможем его спасти. Давайте постараемся выполнить задание правильно.


Дети: Сначала дед- баба- внучка- собачка Жучка- кошечка Маша – мышка.
Воспитатель: Ой, а что эта блестит под кустом?
Дети смотрят и видят палочка лежит. Воспитатель берет палочку с собой.
Воспитатель : Ай да, молодцы. Я вами горжусь. Замечательно справились с заданием.
Идут дальше по стрелке. Лежит на тропинке еще один конверт.
Воспитатель: «Это последнее и очень важное задание. Внимательно слушайте меня.»
Воспитатель продолжает читать: «Чтобы спасти Волшебника от рук Бабы-Яги и Кощея Бессмертного, скажите, на чем летает Баба – Яга?»
Дети: На метле.
Воспитатель: Благодаря чему Кощей непобедимый? Что может победить Кощея
Дети: Иголка.
Воспитатель: Ребятки, не забывайте, иголка находится в яйце, нам нужно найти яйцо, не простое. Оно должно быть сказочно – красивое.
Задание 5: «Найдите среди предметов метлу Бабы-Яги и яйцо Кощея Бессмертного».



Воспитатель : Умнички, ребята, мы нашли метлу и яйцо, теперь мы можем обменять все это на Волшебника. Давайте попросим клубочка указать путь к Волшебнику. Так как это было последнее задание, стрелка вам больше не будет указывать дорогу. Дальше вы сами должны найти Волшебника. Что же делать ребята? Как вы думаете, кто укажет нам путь к Волшебнику?
Дети: Волшебный клубочек. Если мы его попросим.
Воспитатель: Правильно ребята. Какие вы догадливые.
Дети: Клубочек катись, дорога к волшебнику покажись.
Воспитатель: Так вот, где прячут Волшебника.
Дети: В пещере.


Воспитатель: Ребятки, теперь мы победим Бабу – Ягу и Кощея. Идем за клубочком.
Ага, попались похитители. Ой, а где они?
Дети: Сбежали.
Воспитатель: Да, и вправду сбежали, но где же Волшебник? Здесь, какая-та записка: «Волшебник спрятан в пещере, но вы его не найдете. Если хотите найти волшебника - бросьте метлу и яйцо глубоко в пещеру. И произнесите слова: «Крибли, крабли, бумс». Тогда метла и иголка исчезнут, и вместо них появится волшебник. Если не верите, то у вас есть волшебный клубочек, вы сможете, найти нас. Мы обещаем, что больше так не будем. Мы поняли свои ошибки. Пожалуйста, простите нас»


Воспитатель: Ну, что ребята, простим их?
Дети: Да.
Воспитатель : Попробуем сделать, все как написано в записке и посмотрим, что получится. Ведь Баба-Яга и Кощей обещали исправиться. (Ребята делают все как написано в записке. Метлу и яйцо прячут в «пещере», произносят заклинание - появляется волшебник.)
Волшебник: Спасибо, Вам ребята большое за мое спасение и тебе клубочек спасибо за то, что показывал ребятам дорогу.
Воспитатель: Мы рады были помочь тебе, потому что очень любим сказки. Ребята, давайте вернемся в садик и покажем волшебнику наш домик детства.
Дети: Да, давайте, вернемся.
Волшебник: Сейчас я произнесу заклинание, и мы будем в садике «Сим салабим и в садик нас назад верним» (возвращаются обратно в садик).
Воспитатель : Как хорошо вернутся домой. Давайте устроим чаепитие.


Волшебник: Можно в этом я вам немного помогу – ведь я же Волшебник. И таким образом смогу вас отблагодарить за мое спасение: «Ням-ням появись и на столе разложись»
На столе появляется еда. И начинается «пир на весь мир». После чаепития дети прощаются с Волшебником.
Волшебник: Спасибо, вам еще раз ребята, даже не знаю, как бы без вас я выбрался из этой пещеры. Если вам нужна будет моя помощь, обращайтесь. Я с вами не прощаюсь. До новых встреч.
Дети: До свидания, Волшебник, до свидания клубочек. (Обнимаются с волшебником, и он уходит вместе с волшебным клубком).
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!