План-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи "Волшебная книга сказок". Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "путешествие по сказкам"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в средней группе. Образовательная область «Познание».

Воспитатель ГБДОУ № 78

Приморского района

Санкт-Петербурга

Пашкевич Лидия Викторовна

Тема: «В гости к сказке»

Цели: закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Оборудование и материалы: Компьютер, маски, игрушка лисы, волшебный мешочек.

1Дети стоят в кругу.

В.-Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.

«Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.»

2. Сюрпризный момент. Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка- лиса

Ребята, посмотрите, что это?

Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать, а вы должны назвать, что внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что внутри.

Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна)

А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса? (у нее пушистый длинный хвост острая мордочка)

3. Ребята, давайте попытаемся описать нашу гостью.

Что вы можете рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)

А что вы можете рассказать о мордочке лисы. (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.)

Молодцы. А какой у лисички хвост? (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)

А как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.)

Молодцы. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (Лиса в сказках хитрая, обманщица.)

Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.)

Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису. Наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

4. Игра с загадками. – Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем.

Слайд программа.

«Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (заяц)»

«Кто большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (медведь)»

«Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух

Как зовут его? (петух)»

«У меня отличный слух

Острый взгляд и тонкий нюх,

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я (собака)»

«Скачет по болоту

Зеленая квакушка.

Зелененькие ножки

Зовут меня (лягушка)»

Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки)

5. Динамическая пауза.

Лисичка хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?

Тогда встаем в круг.

«Эй, ребята, что вы спите,

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса по лесу похаживает

Шубу рыжую поглаживает.

Заяц по лесу скакал,

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке

Поднялись как стрелки ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел

И на пяточках потом».

Молодцы, ребята, А теперь давайте вместе вспомним сказку «Заюшкина избушка».Я буду вам помогать.

7. Инсценировка сказки. Детям раздаются роли и маски.

А теперь, ребятки, превратитесь вы в зверят.

«Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе

избушку. Лиса построила ледяную, а зайчик лубяную. Но вот пришла весна-красна, и у лисы избушка растаяла.

Лиса: Ой, ой, ой, сюда, косой!

Как же быть? Где домик мой?

Заяц: Вся изба твоя с крылечком

Убежала в речку.

Очень не переживай,

Ты ко мне переезжай.

Лиса:(в сторону говорит):

Повезло, скажу, косому

Выгоню его из дому.

Не хочу с ним вместе жить,

Хлеба корочку делить: (обращается к зайцу):

Эй, послушай, милый, Зая!

Новость есть!

Заяц: Да ну! Какая?

Лиса: Есть за лесом огород,

Там капуста – круглый год!

Заяц: Не ужель уже поспела?

Ну-ка, ну-ка, побегу

И капусту поищу!

Это что? Закрыта дверь.

Лиса: (выглядывает из домика)

Я в избе живу теперь.

Побежал заяц капусту искать, а лиса шмыг – и заняла его домик.

Прибежал зайчик, а деверь заперта.

Заяц: Да ведь это домик мой!

Лиса: Не пущу тебя, косой!

(заяц отходит, садится рядом плачет)

Строил себе заяц очень крепкий дом,

Да лисица злая поселилась в нём.

Кто не побоится заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется собака.

Собака: Гав, гав, гав!

У меня горячий нрав!

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг?

Вот торчат в окошке ушки.

Собака: Эй, лиса, слышишь лай?

Гав, гав, гав, прочь ступай!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Собака: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

Вед: На пеньке опять сидит

Бедный заинька, грустит.

Что же делать, он не знает,

Лапкой слёзки утирает.

Появляется медведь

Медведь: Я Мишка-лежебока,

Спал я долго и глубоко.

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг!

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Медведь: Эй! Кто там в избе?

Вот достанется тебе!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Медведь: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

(медведь уходит)

Кто не побоится

Заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется петушок

Петух: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

Я помогу, я помогу!

Ты не плачь, не плачь, косой,

Живо справимся с лисой!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Петух: Как тряхну гребешком -

И развалится весь дом!

У меня есть коса,

Ну-ка, выходи, лиса!

(лиса выбегает из домика и бежит в лес)

Заяц: Ну, спасибо, Петушок!

Справиться с лисой помог!

Будем вместе в доме жить,

Вместе жить и не тужить!»

8. Подведение итогов.

Молодцы. Ребята, а вам понравилась сказка? Чему она нас учит?

Ну а нам пора прощаться, и со сказкой расставаться. Сказка новая опять в гости к вам прийдет.

Конспект занятия по развитию речи.Рассказывание сказки"МАША И МЕДВЕДЬ".

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой "Маша и медведь".

Задачи: учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и

интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста

в процессе театрализации. Развивать зрительное, слуховое, тактильное внимание и память; продолжать развивать воображение. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Демонстрационный материал:

Ход занятия

Стук в дверь, помощник воспитателя вносит куклу Катю с рюкзаком.

Кукла: -Здравствуйте ребята.

Дети: -Здравствуй.

Кукла: Меня зовут- Катя. Я вам принесла рюкзак. Давайте посмотрим, что

там. Достаёт книгу. Что это?

Дети: -Книга.

Воспитатель задаёт вопросы по содержанию:

Воспитатель: -Как называется сказка?

Дети: "Маша и медведь".

Воспитатель: -Кто позвал Машу в лес?

Дети: -Подружки.

Воспитатель: -У кого отпросилась Маша?

Дети: -У бабушке и дедушке.

Воспитатель: -Что сказал медведь,когда вернулся домой?

Дети: -Будешь жить со мной, еду мне готовить, не уходи,а то съем.

Воспитатель: -Что придумала Машенька, чтобы перехитрить медведя?

Дети: -Испекла пирожки, попросила медведя отнести их бабушке и дедушке.

Воспитатель: -Как бабушка и дедушка нашли свою Машеньку?

Дети: -Медведь испугался собак и бросил короб. Дедушка и бабушка вышли

смотрят стоит короб,а там Машенька.

Физкультминутка:

Воспитатель: -Покажите как ходит медведь.

Как Машенька месила тесто? (показ детьми)

Как Машенька лепила пирожки? (показ детьми)

Воспитатель: -Молодцы ребята,внимательно слушали сказку и хорошо отвечали

на вопросы.

Воспитатель: -Ребята,давайте поиграем в эту сказку. Но сначала вспомним

что говорил медведь, когда нёс короб.

Дети: -Сяду на пенёк съем пирожок.

Воспитатель: -А,что отвечала Машенька?

Дети: -Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок,

Неси пирожок бабушке

Неси пирожок дедушке.

Подвижная игра «У медведя во бору».

Воспитатель: а сейчас мы с вами поиграем в игру «У медведя во бору», для этого нужно выбрать водящего и одеть на него шапочку медведя. Остальные дети берутся за руки и встают в круг. В середине круга на стульчике сидит медведь, который притворяется спящим. Остальные ребята делают вид, что собирают грибы и ягоды, приговаривая:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас глядит!

Лукошко опрокинулось,

Медведь за ним и кинулся!

Медведь просыпается и ловит разбегающихся детей.

Воспитатель обращает внимание,что кукле Кати тоже очень понравилось как вы

играли,слушали,отвечали и она принесла вам угощение /конфеты/.Кукла Катя угощает всех детей. Дети прощаются с куклой.

Дети: -До свидания.

Конспект занятия с использованием метода «сказкотерапия»

Тема: «Волшебная книга сказок».

Цель. Учить детей придумывать новую сказку по изображениям, описывая приключения знакомого сказочного героя в новых условиях, последовательно и связно рассказывать придуманную сказку.

Образовательные задачи.

  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
  2. Учить узнавать сказочных героев.
  3. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.

Развивающие задачи.

  1. Развивать умение действовать согласованно.
  2. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Воспитывающие задачи.

  1. Прививать любовь к устному народному творчеству.
  2. Воспитывать интерес к чтению сказок.

Материал: доска, иллюстрации героев сказок, ромашка с лепестками по количеству детей, песни из знакомых сказок.

Предварительная работа: чтение и анализ сказок, рассматривание иллюстраций героев русских народных сказок, драматизация, дать детям сведения о плане сказки: зачин, содержание и концовка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Стулья стоят полукругом напротив доски.

Доброе утро, ребята. У нас сегодня необычное занятие. Я вас приглашаю в сказку. Вы любите сказки? (Да)

«По дорожке мы пойдем, прямо в сказку попадем.

Раз, два, три, четыре, пять – будем в сказку мы играть».

– А чтобы сесть на свои места, вам нужно сорвать один лепесток ромашки и сказать, что на нем нарисовано. Но на некоторых лепестках нет рисунка. Не огорчайтесь – мы сегодня все побываем в сказке.

(Дети срывают лепестки, называют героя и с ними садятся на места).

– Ребята, хотите узнать, что лежит в чудесном мешочке? Тогда отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

– Правильно, это книга. И сейчас мы с вами создадим свою книгу сказок. Мы придумаем свои сказки и вклеим картинки с героями в эту книгу.

– Давайте сначала поговорим о характерах сказочных героев.

(Дети по одному выходят со своими картинками)

– Красная шапочка. Какая она? (Он добрая, ласковая, заботливая, трудолюбивая) А куда она могла пойти, кроме как к бабушке? (В лес за грибами, гулять, в гости к друзьям…)

– Молодцы. Вклеим ее в нашу волшебную книгу первую страницу.

(Выходит следующий ребенок)

– Это заяц. Как его называют в сказках? (Попрыгайчик, побегайчик, хваста…) А какой он? (Трусливый, быстрый, веселый…) А куда он скачет? (За едой для зайчат, убегает от лисы…) Кого он может по дороге встретить? (Ответы детей)

– Молодцы. Следующий герой – это волк? Что вы о нем можете сказать? (Злой, жестокий, голодный…) Что он делает в лесу? (Охотится за зайцем, гуляет, спит…)

– Правильно. А вот и лиса. Какая она? (Хитрая, ловкая, быстрая, красивая…) Как она заманивает свою добычу? (Ответы детей)

– А это кто? (Баба Яга) Опишите ее. (Злая, вредная, страшная…) Где живет Баба Яга? (В лесу, в избушке на курьих ножках) А как ее называют? (Костяная нога) Что она может сделать с тем, кто к ней попадется? (Ответы детей)

– Кощей Бессмертный. Какой он? (Злой, беспощадный, бессердечный…) Он с кем-нибудь дружит? (С Бабой Ягой) А где он живет? (Ответы детей)

– Молодцы. А это что? (Дерево) Но смотрите, у него есть глаза, нос, рот. Значит оно говорящее. А как думаете, это плохой герой или хороший? (Хороший) А почему? (Он улыбается) Правильно, молодцы! А как дерево может помочь хорошим героям? (Ответы детей)

– А это что за чудо? (Ковер-самолет) А для чего он нужен? (Чтобы быстрее долететь до нужного места, убежать от кого-нибудь…) А где его можно найти? (Ответы детей)

– А это любимые бабушка и дедушка. Какие они? (Добрые, ласковые, хорошие…)

– Молодцы, ребята, наша книга готова.

Но чтобы наши сказки были настоящими, давайте сначала вспомним, как обычно начинаются сказки?

  • Жили-были
  • Давным-давно на белом свете
  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве

А как заканчиваются сказки?

  • Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец
  • И жили они долго и счастливо
  • Я там был, мед пил, по бороде текло, а в рот не попало

– А теперь давайте с вами отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают)

Стоит задом наперед. (Поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки)

Нос крючком, (Показывают пальчиком)

Глаза большие, (Показывают)

Словно угольки горят. (Покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)

–А теперь давайте сказку сочинять! (Дети сочиняют сказку по волшебной книге с вклеенными героями сказок)

– Молодцы, ребята. Интересную сказку вы придумали – вы настоящие сказочники. Теперь вы можете в любое время взять эту книгу и придумывать новые сказки.


Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе
«Поляна сказок»

Подготовила: Гайнутдинова Альмира Равилевна
воспитатель МАДОУ "Детский сад № 95 "Балкыш",
города Набережные Челны, Республики Татарстан
2013 год

Программное содержание:
1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
2. Развивать мышление, память, воображение.
3.Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
4. Грамота – продолжать работу над предложением, словесным его составом, анализировать, записывать их схематично.
5. Формирование навыка координации движения руки при письме.
6. Развивать глазомер, мелкую моторику.

Оборудование:
Иллюстрации к сказкам - «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»; выставка книг по сказкам; мяч;
игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок; тетради; карандаш жёлтого цвета на каждого ребёнка;

Ход занятия

1. Организационный момент, объявление темы:
- Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается! Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица»:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка...

Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».
Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…
Молодцы!- Тихо садимся за стол.

2. Основная часть:
- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).
Игра: «Узнай сказку по загадке»
- Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.
** Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
**Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
**Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит).
**Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл,
Скоро к вам приду. (Колобок).

Игра: «Узнай сказку по картинке»
- Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»).
1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».)
- Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)
- Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта немецкая сказка, сказка братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «Русской народной сказки».
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
2) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)
- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)
Игра: «Узнай сказку по героям»
- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.
1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка»)
2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба»)
3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка»)
4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка»)
- Ребята, перед вами сказочные герои (игрушки): заяц, волк, лиса, медведь, колобок.
Вопросы: - Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок)
- Как можно назвать остальных героев? (дикие животные)
- Каких героев можно ещё добавить? (старик, старуха)
- Как называется эта сказка? (Сказка «Колобок»)

3. Физминутка:
«Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

4. Продолжение работы:
Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения», «Графическое изображение предложений».
- Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку). Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов, ребёнок записывает схему предложения на доске \- - -)
Репка; Кошка; Мышка.
Посадил дед репку. Позвала Жучка кошку. Мышка за кошку.
1) \- - - .
2) \- - -.
3) \- - - .
- Из какой сказки этот отрывок? («Репка») Молодцы!

5. Пальчиковая гимнастика:

Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
По дороге бело, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
Пальчики разогрели и теперь можно приступить к работе. Ещё раз обратите внимание на свою посадку.
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

6. Самостоятельная работа в тетрадях:
- Ребята, откройте тетради. Тетради на столе положите правильно. (Столы детей разлинованы под углом 30 градусов). Умницы! В вашей тетради рисунок репки. Вам надо раскрасить репку сверху вниз не оставляя белых пятен. Работать будем карандашом. Какого цвета карандаш нам понадобится? (жёлтый цвет, потому что репа жёлтая). Карандаш держим правильно в «щепотке» из большого, указательного и среднего пальца правой руки. Готовы? Тогда начинаем работать.
7. Подведение итогов:
-Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка.

Список использованной литературы

1. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 1996 - №5
2. Сухин И.Г. «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников» - М.: «Новая школа», 1998.
3. Твоя первая библиотека «Русские народные сказки» - М.: «Планета детства», 2003.
4. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма» - М.: «ВАКО», 2005.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!