Воспитание детей сирот в условиях детского дома. Отношение учащегося к трудовому обучению в целом и к конкретным видам трудовых заданий. оказание помощи подсобному рабочему


  • Формирование базовых знаний, умений, навыков, способствующих первичной профессиональной ориентации и повышению адаптивных возможностей воспитанников;

  • Подготовка воспитанников к самостоятельному ведению домашнего хозяйства;

  • Воспитание позитивного отношения к дому и семье как основанию индивидуального развития личности;

  • Профилактика правонарушений воспитанников в летний период через трудовую занятость.

Задачи:

Подобная когнитивная и выразительная функция выполняет поэтические высказывания Януша Корчака: Один с Богом. Молитвы тех, кто не молится. Эти молитвы - это форма саморефлексии и самопознания, способ выражения радостей и печалей, желаний и устремлений. Символично связывать реальные и трансцендентные пространства воспитания. Молитва также является способом поиска поддержки и союзника в повседневной борьбе жизни. Открыта для всех - мать, ребенок, ученый, художник, женщина светлых обычаев. Учитель-педагог, призывающий к такой молитве, обращается к уста Корчака: «Дайте детям добрую волю, помогите, их благословения, их тяжелую работу».


  • Обучение приемам выполнения работ, встречающихся в быту;

  • Укрепление мотивации трудовой деятельности через рефлексию продуктивного труда воспитанников;

  • Воспитание уважительного отношения к своим профессиональным знаниям и умениям и знаниям и умениям других людей;

  • Развитие способности ориентации на рынке труда;

  • Формирование умений строить отношения в процессе труда.
Для решения этих задач в детском доме используются разные приемы и средства:

  • организация совместного труда воспитателя и воспитанника;

  • знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

  • организация работы в кружках по интересам (швейного дела, кулинарии, декоративно-прикладного творчества);

  • упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ, изготовления изделий из дерева и металла);

  • творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

  • временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу,
работа в трудовых бригадах;

  • систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

  • учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализация процесса и наличие творческого подхода);

  • специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности;

  • объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива, Отечества.
В детском доме создана хорошая материально-техническая база для организации процесса трудового воспитания.

Трудолюбие

Образование в экстремальных условиях. Война и нацистская оккупация, позор Соах, трагедия людей и народов - все это может означать полный провал образования, в том числе банкротство «мудрой любви» Корчака. Старый врач вместе с детьми из Дома-интерната находился в Варшавском гетто. В этом «завоевающем районе» около 400 гектаров было переполнено около 450 тысяч человек. человек. Широкий голод, инфекционные заболевания, нехватка одежды и топлива. Истребление было надежным будущим. Крайняя ситуация гетто не выдержала особенно самого молодого.

Многие одинокие, голодные и измученные, плохо одетые дети бродили по улицам в поисках пищи. Приют Корчака был оазисом спокойствия, островом относительного счастья. Он не только защищался от внешних угроз, но и занимался плановой учебной работой, «работой надежды». Кроме того, и, возможно, прежде всего, Корчак боролся за детей за свою жизнь. Он был «бойцом за кусок хлеба».


№ семьи

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

Средний балл

2010г.

4,2

4

4,2

4,1

3,9

3,9

4

3,3

4,2

4

2011г.

4,3

3,9

4,2

4

4

3,7

3,9

3,4

4,2

4

Динамика

+0,1

-0,1

0

-0,1

+0,1

-0,2

-0,1

+0,1

0

0

4.3. Здоровьесбережение и физическое развитие детей в детском доме
Здоровьесбережению и физическому развитию детей в детском домевсегда уделяется большое внимание. Спортивно-оздоровительное направление работы в семьях осуществляется в таких формах:


  • воспитательские часы о правильном питании, личной гигиене, о правильном отношении к своему здоровью;

  • закаливающие мероприятия;

  • спортивные мероприятия: веселые старты, игры, соревнования, лыжи, коньки, санки;

  • профилактика табачной, алкогольной и наркозависимостей;

  • обучение оказанию первой помощи пострадавшим;

  • привитие навыков личной гигиены и здорового образа жизни.
По методике определения уровня воспитанности Н.П. Капустиной параметр «Я (отношение к себе)» определяется такими показателями:

  • я управляю собой, своим поведением;

  • я умею организовать свое время;

  • я соблюдаю правила личной гигиены;

  • я забочусь о своем здоровье;

  • у меня нет вредных привычек.
То есть по этому параметру можно говорить об уровне сформированности здоровьесберегающих умений и навыков воспитанников. В 2010 и 2011 году оценка уровня воспитанности по данному параметру выглядит так:

Я (отношение к себе)

За ребенком закрепляется уход за конкретным растением, он как бы становится его хозяином

Корчак был воспитателем до конца. Он оставался верен смерти до смерти. Он рассказывает о том, как любить ребенка, какова автономия и права ребенка. В нем показано, как бороться за толерантность, диалог, самоуправление, демократию. Это живые, пульсирующие категории, которые должны вернуться, чтобы узнать их, прочитать их снова, осознать.

В конечном итоге национальные центры по уходу за детьми по-прежнему будут заботиться о всем институте общества. Дети и молодые люди, которые не заботятся о своей семье, будут воспитываться, что не может быть лучшим способом заботиться о семье, замене, опекуне, усыновителе или семейном доме. Есть много забытых детей с психофизическими расстройствами, расстройство личности, социальная дезадаптация, неприемлемое размещение и воспитание детей в детских учреждениях. Обычно говорят, что даже лучший дом организованного ребенка не может заменить семью и не компенсировать ее недостаток.


№ семьи

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

Средний балл

2010г.

4,1

4,3

4,1

4,1

3,9

3,9

3,9

3,6

4,4

4

2011г.

4,2

4,2

4,2

4,1

4,4

3,8

4

3,8

4,4

4,1

Динамика

+0,1

-0,1

+0,1

0

+0,5

-0,1

+0,1

+0,2

0

+0,1



В детском доме проводится большая работа по профилактике употребления психоактивных веществ:


  • пополняется банк методических материалов по профилактике употребления ПАВ.

  • выявляются подростки группы риска, склонных к употреблению ПАВ (в настоящее время таких воспитанников в детском доме нет);

  • разрабатываются Программы индивидуальной работы с детьми группы риска;

  • проводятся профилактические беседы классными руководителями;

  • проводятся беседы в семейных группах по профилактике табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании;

  • Проводится ежегодно в ноябре Неделя без курения.

  • Проводится ежегодно в декабре акция «Нет СПИДу».

  • Всем воспитанникам детского дома продемонстрированы фильмы по профилактике алкоголизма «Чижик-Пыжик, где ты был?», «Давайте выпьем».

  • Проводятся конкурс плакатов о вреде алкоголя, курения

  • Ведется работа по программе «Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе» (разделы «Личная гигиена, здоровье, ОБЖ», «Подготовка к семейной жизни»).

  • Проводятся индивидуальные консультации психолога с воспитанниками, склонными к алкоголизму, с курящими воспитанниками.

Большая работа ведется по профилактике несчастных случаев и по обучению детей правилам техники безопасности. Во всех семьях проводятся беседы по изучению ПДД, по противопожарной безопасности, по безопасному поведению на воде и т.д.

Можно сказать, что во всех образовательных мероприятиях мы имеем дело с многогранной заменой, а не с ролью этих учреждений. Как правило, считается, что положение в доме ребенка остается менее благоприятным, чем положение ребенка, воспитываемого в семье. Родители, лишенные родительской опеки, особенно со стороны матери, демонстрируют ряд специфических особенностей по внешнему виду, поведению, отношениям, результатам обучения, планированию семьи и жизни. У детских домов есть обязательство по предоставлению детям надлежащих условий жизни и надлежащее управление их развитием, в том числе, в частности, выполнение биологических, психологических и социальных потребностей, а также подготовка к самостоятельной жизни.

4.4. Гражданско-патриотическое направление
Работа в семейных группах предусматривается такая:


  • Обзор новостей (пресса, телевидение), работа с местными СМИ, выпуск газеты «Весточка»

  • Воспитательские часы и беседы, которые охватывают вопросы: нормы жизни в обществе, государственная символика, героизм народа в годы Великой Отечественной войны, семейное право, гражданское правовое воспитание, краеведение

  • Встречи с ветеранами войны и тружениками тыла

  • Встречи с работниками правоохранительных органов

  • Мероприятия по изучению и закреплению государственной символики

  • Развитие детского самоуправления
Большая работа проведена по подготовке и проведению мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Воспитателями проводились занятия по основным событиям войны. В детском доме прошел конкурс рисунков на тему «Слава героям-землякам». Дети и сотрудники детского дома поздравляют участников войны и тружеников тыла Дома ветеранов, показывают им спектакли и дарят сувениры, сделанные своими руками. В гости к воспитанникам детского дома приходят ветераны педагогического труда, которые рассказывают о своем трудном военном детстве.

Анализ проведенной работы в семейных группах показал, что дети хорошо знают государственную символику, понимают значение праздников – Дня независимости, Дня флага, 9 Мая. Воспитанники детского дома хорошо знают историю и природу своего родного края, имеют представление о положении своей Родины в мире.

Таким образом, детские дома занимаются двумя видами деятельности, связанными друг с другом - «сегодня» и «завтра». Особый акцент делается на удовлетворении потребностей эмоциональных педагогов, обеспечении их чувством безопасности, восстановлении душевного равновесия, формировании личностных качеств, таких как: работа, честность, самоуважение, гражданское мужество. Эти формулы в основном связаны с детьми без членов семьи или с неблагополучными семьями, с детьми, которые вызывают значительные трудности в обучении в их нынешних условиях, проявляя различные нарушения и инвалидности в физическом и психическом здоровье.

В детском доме сформирована устойчивая система детского самоуправления. В каждой семье функционирует Совет семьи, каждый месяц проводятся семейные собрания. Советы семей подотчетны Детской думе, выборному органу ученического самоуправления. Детская дума проводит конкурсы «Семья года», «Лучший воспитанник», «Лучший ученик», организует досуг детей в каникулярное время, выпускает электронную газету «Весточка». Итоги конкурсов подводятся в конце учебного года и выливаются в большой праздник, которого ждут с нетерпением и взрослые и дети.

Батышев С.Я. отмечал, что координированный план работы всего педагогического коллектива по трудовой подготовке детей-сирот должен представлять собой систему организации деятельности, в которой можно выделить четыре этапа

Общий уход, как основной источник жизни для лиц, осуществляющих уход, должен удовлетворять всем основным потребностям их карьеры, от самых элементарных, с одной стороны, до сложных ментальных потребностей конца. Очевидно, что ребенок должен получить материальные условия, необходимые для его развития, но также известно, что вредно для него или для общества позиционировать его в положении получателя. Образовательная деятельность должна стать систематической для включения учеников в совместное создание своего собственного существования.

Я и общество


№ семьи

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

Средний балл

2010г.

4,4

4,4

4,2

4

3,9

4,2

4

3,6

4,4

4,1

2011г.

4,5

4,3

4

4,1

3,7

4,2

4

3,8

4,4

4,1

Динамика

+0,1

-0,1

-0,2

+0,1

-0,2

0

0

+0,2

0

0

Как видно из таблицы, общая оценка по параметру «Я и общество» составляет 4,1 балла.

Состояние здоровья детей в доме ребенка. Дом ребенка может обеспечить детей рациональным днем ​​и обычной жизнью. Хорошо известно, что стабильность образовательной среды является одним из факторов эмоций и психического здоровья детей. Воспитание детских домов - это другая травмирующая ситуация. Некоторые из них связаны с ситуацией, предшествующей размещению детей в учреждении. Могут также существовать ситуации в учреждении, такие как невроз, такие как конфликты с коллегами, неудачи в школе, адаптивные трудности.

Дети из так называемого. Домовладение не всегда принималось родителями. Мы были свидетелями различных событий, таких как употребление алкоголя, кража, кража, отказ от семьи. Травмирующая ситуация также должна сломать ребенка из окружающей среды и место на месте. Поэтому усилия педагогов должны быть направлены на укрепление психического здоровья, а также на предотвращение умственного бремени осложнений, которые трудны для образованных. Объективно выгодное образование, однако, представляет угрозу для ребенка, поскольку оно входит в совершенно новую, неизвестную ситуацию.

4.5. Художественно-эстетическое воспитание

Воспитателями ставятся цели: познание окружающего мира путем приобщения детей к искусству, развитие у детей мышления, воображения, эмоциональности, творчества, научить детей жить духовно.

При этом используются следующие формы работы с детьми:


  • воспитательские часы, беседы;

  • слушание музыки, рассматривание репродукций картин, образцов народного творчества;

  • участие детей в работе эстетического центра детского дома.
Все дети любят рисовать, они участвуют в большом количестве конкурсов рисунка в течение года, в каждой семье есть постоянно действующая выставка рисунков, которая часто обновляется.
Эстетический вкус

№ семьи

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

Средний балл

2010г.

4

3,9

4,1

4

3,8

3,7

3,8

2,9

4,3

3,8

2011г.

4,1

3,8

4,2

4

4

3,7

3,9

3

4,3

3,9

Динамика

+0,1

-0,1

+0,1

0

+0,2

0

+0,1

+0,1

0

+0,1

Средняя оценка по параметру «эстетический вкус» выросла на 0,1 балла и составляет 3,9.
4.7. Личностное развитие детей. Основы социализации

Стрессовая ситуация - это частая передача ребенка из клиники в клинику. Еще одна трудность в работе детских домов связана с накоплением разочарованных, забытых детей в домах детей-инвалидов. Очевидно, что без специального обращения со стороны педагогов невозможно создать в домах детей атмосферу радости и погоды, необходимую для правильного развития умственной молодости. В детских домах большое внимание уделяется тому, чтобы их дети чувствовали себя в безопасности. Многие дети издеваются перед тем, как прибыть в дом ребенка или в другое место из-за переезда с места на место.

При работе в данном направлении усилия педагогического коллектива направлены на:


  • диагностику уровня воспитанности и мероприятия по коррекции поведения детей по ее результатам;

  • формирование навыков общения в коллективной среде;

  • знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях – в школе, столовой, спальне, на уроке, в магазине и т. д и тренинги.

  • Становление личностной позиции «Я - сам», «Я и другие», воспитание ответственности за свои поступки;

  • Воспитание толерантности, развитие умения адекватно реагировать на попытки других вступить в контакт и т.п.
Для отслеживания результатов работы в данном направлении приняты современные подходы оценки воспитанности детей, воспитывающихся в условиях детского дома. Это методика, позволяющая определить качество жизни воспитанника в детском доме по 7 параметрам:

  1. Здоровье.

  2. Готовность к труду.

  3. Основы социализации и межличностного общения.

  4. Безопасность.

  5. Навыки включенности в некоторое общество.

  6. Эмоциональное здоровье.

  7. Иждивенческие настроения.
Для оценивания уровня воспитанности предлагается заполнить специальные таблицы по каждому из семи параметров. В результате определяются наиболее уязвимые места воспитательного процесса и выявляются наиболее сформированные навыки и умения воспитанников для их успешной социализации. Также использована «Методика программированного наблюдения (карта Д. Стотта)» для воссоздания полной картины личностных особенностей каждого воспитанника и семейной группы в целом.

Полученные данные позволят скорректировать воспитательную работу в дальнейшем.

Это прежде всего беспорядок, когда предыдущие контакты нарушены. Чувство безопасности является неотъемлемой частью чувства собственного достоинства. Поэтому очень важно иметь все образовательные мероприятия, которые показывают детям свои сильные стороны и ценности для всего детского дома. Меньшая самооценка часто возникает у детей под влиянием прошлых неудач, таких как обучение. Положительное изменение в благополучии ребенка требует, чтобы он или она улучшал свое положение в качестве студента, поэтому важно помогать с домашним заданием, балансировать программу.

Овладение новой технологией педагогической диагностики позволит воспитателям грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. При осуществлении общих закономерностей каждому ребенку свойственен свой индивидуальный путь развития. Наиболее точно определить и спрогнозировать его уровень и темп, более результативно выстроить воспитательный процесс сможет педагог, овладевший инструментарием диагностики.

Работа ремонтных бригад

Поощряйте ребенка систематически учиться. Ребенок начинает верить в свои силы, если ему удастся добиться некоторой активности. Затем она будет работать над своей работой лучше. Наиболее предпочтительными методами работы для детских домов являются: обеспечение детей и молодежи хорошим обучением, создание благоприятных условий для умственного развития, подготовка к совместной работе и участие в жизни сообщества. Дом ребенка создает благоприятные условия для этих мероприятий, хотя в качестве коллективного образовательного учреждения не всегда возможно иметь достаточную индивидуализацию деятельности.

А именно, усилить работу по личностному развитию каждого ребенка, продолжить работу по созданию коррекционно-развивающей среды в семейных группах, направленной на социализацию воспитанников. Для этого будет продолжаться разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий. Также будет продолжено создание системы позитивно действующих факторов (оформление детского дома, пришкольного участка, спален, игровых с меняющимся дизайном, включение и приобщение воспитанников к этой деятельности); создание информационной службы, освещающей постоянно успехи каждого и группы. Средовое влияние, обеспеченное предметно-пространственным, поведенческим, событийным, культурным окружением становится тем самым коррекционным фактором, способствующим воспитанию личности, формированию ее сущности.

Ради безопасности детей они должны программировать и организовывать почти всю свою жизнь. Таким образом, опыт детей здесь отличается от опыта других детей в нормально функционирующих семьях. Положение детей из детского дома в классе и проблема школьной неудачи.

Школа является самой многочисленной, самой сложной социальной средой, затрагивающей ребенка в течение значительной части дня. С созданием социальной жизни дети детских домов могут испытывать больше, чем общение с детским домашним театром. Отношения и школьная дружба могут стать инструментом эффективного лечения против симптомов и последствий болезни сирот. Ссылка является более эффективной, которая действует на основе естественных социальных отношений в группе. Несмотря на благоприятное влияние церковных групп, дети в детских домах сильно пренебрегают в области школьной учебной программы.

4.8. Анализ методической работы

По состоянию на 01.01.2012г. в детском доме работают 35 воспитателей, из них высшее образование имеют 14 человек, среднее специальное – 12 человек и среднее- 9 человек. Два воспитателя имеют высшую категорию, 5 – первую. Из 35 воспитателей до 5 лет педагогического стажа имеют 11 человек, от 5 до 10 лет – 3 человека, от 10 до 20 лет – 7 человек, более 20 лет- 14 человек. Воспитатели постоянно занимаются самообразованием, повышают квалификацию на курсах, участвуют в конкурсах профессионального мастерства: 2011г. – Утенкова С.Г., районный конкурс «Воспитатель-новичок» интернатного учреждения, 2011 г. - воспитатель 5 семьи Руднева Н.В., областной конкурс «Лучший социальный работник -2011»» в номинации «Лучший воспитатель учреждения социальной защиты-2011», 2012 год – воспитатель Сокова А.Н., областной конкурс «Лучший социальный работник -2012»» в номинации «Лучший воспитатель учреждения социальной защиты-2012».

Эти пренебрежения не связаны с плохой воспитательной работой растений. Дети чаще всего приходят в детский дом с трудностями в обучении, которые возникают в результате пренебрежения в семейной среде. Поэтому успех школьного обучения и поддержки умственного развития имеет особое значение. Значительные неудачи в школе часто приводят к расстройству личности и слабости в смысле самоценности. Кажется, что дом ребенка имеет хорошие условия для выполнения задач, связанных с интеллектуальным развитием учеников, по крайней мере, в достаточной степени.

Воспитатели постоянно занимаются самообразованием, каждый год разрабатывают образовательно-воспитательные программы, показывают открытые занятия.

Большая работа проводится ШМО воспитателей под руководством Н.В. Рудневой. Функционирует школа молодого воспитателя. Основной целью является обучение воспитателей разработкам перспективного и календарного планирования, индивидуальной работе с детьми, молодым специалистом выдаются рекомендации.

Групповые формы организации деятельности детей, в свою очередь, могут быть

Обучение, домашнее задание и другие мероприятия по обогащению обогащают сообщение и развивают интеллектуально хорошо образованных учащихся за считанные дни. Наиболее частые мероприятия, проводимые в детских домах, включают систематическое улучшение условий самообразования, оснащение детей научными средствами. Существуют различные дидактические игры, викторины, конкурсы, чтение книг и прессы, использование телевизионных программ, радиопередачи, фильмы, шоу и т.д. персонал учреждений по уходу и образованию должен создать особый климат и условия для умственного развития учеников.

Целью работы методического объединения воспитателей в 2011 году была реализация задачи «Изучение современных подходов к организации и планированию воспитательной работы в условиях детского дома».

Основными направлениями воспитательного процесса являлись следующие:


  1. Совершенствование содержания воспитательного процесса.

  2. Внедрение новых форм организации воспитательной работы.

  3. Изучение наиболее эффективных методов работы с детьми.

  4. Научно – методическое обеспечение воспитательной работы.
С этой целью, по каждому из указанных выше направлений, была проделана следующая работа.

В течение года было проведено четыре заседания методического объединения:

В ходе анализа опыта отдельных педагогов и практики деятельности детских учреждений было выявлено, что эффективность трудового воспитания детей-сирот повышается, если

Однако уровень активности обычно определяется повседневной работой педагогов с детьми. В каждой образовательной группе также есть другой опыт и отношение к обучению, школа как институт и преподаватели, работающие там. Отношение к интеллектуальным усилиям также различно. Очень важно, чтобы вероисповедания преподавателей в школьном образовании и умственной деятельности были важны. Представьте им, что их умственная деятельность существенно влияет на их будущее. Поощряйте все усилия по обеспечению того, чтобы дети достигли хороших результатов в учебе, и чтобы группа узнавала о хороших, даже небольших достижениях своих членов.

1. Совершенствование технологии планирования организации воспитательной работы.

2. Коррекционно - развивающее сопровождение семейной группы детского дома.

3. Мониторинг воспитанности и диагностика семейной группы и межличностных отношений в семье.

4. Итоги работы по программе подготовки детей к самостоятельной жизни и обмен опытом работы.

На заседаниях рассматривались и разрабатывались наиболее сложные вопросы этих направлений. По окончании каждого заседания воспитателям раздавался раздаточный материал с рекомендациями к работе.

В течение учебного года каждый воспитатель показывал открытое занятия по тем направлениям, которые рассматривали на методических объединениях. В занятия воспитатели включали инновационные технологии.
4.9. Организация летнего оздоровления, отдыха и трудовой занятости воспитанников

Поиск эффективной модели организации летнего отдыха, занятости детей и подростков сопровождался анализом имеющегося в МКОУ «Детский дом-школа» №1 опыта работы в этом направлении. Налаженная и отработанная в течение многих лет в детском доме система летнего отдыха, оздоровления, занятости воспитанников свидетельствует о наличии необходимых условий, укомплектованности педагогическими и медицинскими кадрами, о внимании, которое уделяется этому важному вопросу.

Отдых, оздоровление воспитанников МОУ «Детский дом-школа» соответствуют следующим критериям:


  • круглосуточное проживание детей согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям;

  • соответствие требованиям пожарной безопасности;

  • организация 6- разового питания на сумму не менее 190 рублей в день;

  • круглосуточное медицинское обслуживание;

  • круглосуточная охрана правопорядка;

  • наличие воспитательной среды, благожелательной к ребенку;

  • наличие программы деятельности учреждения на оздоровительный сезон;

  • наличие воспитательных программ в каждой семейной группе;

  • сопровождение квалифицированными педагогами и специалистами;

  • гарантированность прав и свобод детей.
Летний период - это не только отдых, это время продолжения воспитательного процесса, разработки и внедрения новых образовательных программ, приобретения опыта социального взаимодействия в отрыве от привычной семейной, школьной атмосферы. Поэтому одной из основных задач в вопросе летнего оздоровления, отдыха и трудоустройства детей и подростков будет координация действий педагогов детского дома и обеспечение системы межведомственного взаимодействия.
В летний период осуществляется лечение и реабилитация часто болеющих и имеющих хронические заболевания воспитанников в санаториях Челябинской области. Дети детского дома постоянно оздоравливаются в областных загородных лагерях. Совместно с МУ «Управление по делам молодежи» в течение ряда лет организуется трудовая занятость воспитанников, начиная с 14 летнего возраста, в том числе детей группы риска.

Летом продолжаются совместные мероприятия шефов-наставников из правоохранительных органов по профилактике правонарушений и самовольных уходов воспитанников из детского дома.

Все лето работают специалисты детского дома: педагоги дополнительного образования, психологи, социальные педагоги, классные руководители, воспитатели.

В семейных группах идет реализация Программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, а также все семьи работают над проектом «Цветик-семицветик» по благоустройству территории детского дома.

Таким образом, за время летних каникул решаются такие проблемы, как укрепление здоровья воспитанников, профилактика безнадзорности и правонарушений, занятость детей различными формами деятельности, в том числе трудоустройством.
Информация о летнем оздоровлении, отдыхе и трудоустройстве воспитанников МКОУ «Детский дом-школа» №1 г. Бакала


2009 год

2010 год

2011 год

Отдых в областных ЗОЛ

56 ч.

66 ч.

60 ч.

Отдых в муниципальных ЗОЛ

30 ч.

20 ч.

30 ч.

Оздоровление в санаториях

3 ч.

37 ч.

30 ч.

Отдых у родственников по разрешению органов опеки

15 ч.

17 ч.

14 ч.

Трудовая занятость воспитанников

35 ч.

31 ч.

20 ч.

Раздел VI. Ресурсное обеспечение Программы развития
6.1. Научно-методическое обеспечение
- продолжать создание нормативно-правовой базы учреждения,

Создать банк нормативно-правовых документов, регламентирующих работу по реализации Программы развиия на 2012-2015 гг,

Продолжать обеспечение научно-методической базы,

Продолжать работу по накоплению и систематизации учебно-дидактического, методического материала.
6.2. Материально-техническое обеспечение
- дальнейшее укрепление материально-технической базы,

Расширение привлечения денежных средств из других, не запрещенных законодательством, источников,

Текущий ремонт помещений.

Текущая страница: 1 (всего у книги 17 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Альбина Викторовна Роготнева

Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях

Предисловие

Ребенок не созревает сначала, а затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, т. е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество.

С.Н. Рубинштейн

Часто ли мы с Вами задумываемся над вопросом, почему наши дети порой сопротивляются нашим педагогическим усилиям? Чего они на самом деле хотят, а чего нет? На эти вопросы однозначно, пожалуй, не ответишь. Ясно, что их желания обусловлены различными факторами и обстоятельствами: это возраст, среда, атмосфера в коллективе, способности, склонности и еще многое другое. В отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов, оказавшихся сиротами при живых родителях, можно добивать: их поведение сопряжено с такими факторами, как ожесточенность, агрессия, потеря доверия к миру взрослых. Кто из Вас не ощущал чувства беспомощности и растерянности, отчаяния и бессилия перед этими много пережившими за свою короткую жизнь детьми? Сложность их характеров, недоверие к нам, взрослым, заставляют искать те средства, методы и приемы, которые помогли бы зажечь огонек надежды в их глазах.

Это пособие не является рецептурным справочником на все случаи жизни. Оно предполагает самостоятельность педагога и творческую интерпретацию. С его помощью можно вовлечь ребят в интересную, значимую для них деятельность, раскрыть перед ними прекрасный мир Искусства и Природы, научить бережно относиться ко всему, что их окружает. При поощрении творческого начала и стимуляции образного компонента мышления не только нет признаков групповой агрессии (что характерно для воспитанников детских домов и интернатов), но и формируется коллективная установка на поддержку творческих усилий каждого, повышается терпимость друг к другу и окружающим. Дети, еще, казалось бы, вчера колючие и недоверчивые, отчаявшиеся нащупать твердую почву под ногами, находят друзей среди взрослых и сверстников, обретают веру в свои силы и возможности.

Живопись, музыка, поэзия, спорт, рукоделие – это те средства, которые помогут Вам вовлечь детей в особый мир, дадут Вам шанс стать для них интересной личностью. Нельзя упустить из виду, что в интеллектуальном багаже детей есть не только знания, приобретаемые в школе. У них есть увлечения, которые часто «конкурируют» со школьными обязанностями. Все это поможет вам опереться на те интересы и увлечения ребят, которые подвигнут их к «разумному, доброму, вечному», заставят по-новому взглянуть на традиционные школьные предметы: историю, биологию, географию, литературу…

В пособии даны лишь общие ориентиры, с помощью которых любой педагогический коллектив сможет разработать программу совместной деятельности, учитывая конкретные условия и возможности своего учреждения.

Цель деятельности педагога – психологическая, педагогическая реабилитация, коррекция и компенсация различных внутриобразовательных и внеобразовательных трудностей, адаптация образования к индивидуальным особенностям и личностным качествам ученика.

Создание комфортной внутришкольной среды позволяет сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствует их оптимальной включенности в образовательную деятельность и успешной самореализации. Гармоничное сочетание традиционных и нетрадиционных методик в образовательном процессе повышает познавательный интерес учащихся и создают ситуацию успешности в обучении. А ситуация успеха есть «главный нерв гуманизации обучения и воспитания» (А.С. Белкин). Состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

В данном пособии представлен опыт организации и проведения уроков, коррекционно-развивающих занятий и коллективных творческих дел с применением нетрадиционных методов, ориентированных на создание комфортного образовательного пространства, необходимого для творчества.

В настоящее время в России на фоне глубоких социальных, экономических, демографических изменений чрезвычайно обострилась проблема сиротства. Сиротство для любого общества – труднорешимая проблема. Ее социальные корни глубоки и ранимы. Целый ряд факторов повлиял на ослабление внутрисемейных связей: характерный признак последних лет – распространение социального сиротства, определяемого ухудшением жизни российских семей, падением нравственных устоев, изменением отношения к детям вплоть до отказа от воспитания и полного вытеснения их из семьи. До сих пор остается малоизученной и непонятной природа аномального материнского поведения – отказ от своего ребенка.

Определить понятие «материнская депривация» довольно сложно, поскольку оно обобщает ряд различных явлений. Это и недостаточная забота матери о ребенке, и воспитание ребенка в детском доме, и временная разлука ребенка с матерью по каким-либо обстоятельствам, а также недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, заменяющему ему мать. Теплота материнской заботы и ее постоянство – непременное условие возникновения у ребенка доверия к миру. Тип личности, формирующийся у детей, с рождения оказавшихся в условиях материнской депривации, можно представить себе следующим образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. По мнению многих исследований, самые тяжелые и трудно компенсируемые последствия – это последствия материнской депривации. Она порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям, самому себе, нежелание познавать новое, учиться.

Ребенок, растущий в детском доме (школе-интернате), как правило, не владеет навыками продуктивного общения. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения. Внутри своей группы воспитанники детских домов и школ-интернатов могут жестоко обращаться со своими сверстниками или детьми младшего возраста. Такое поведение формируется по многим причинам, но прежде всего из-за нереализованной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительской любви.

Можно отметить также, что полноценные, эмоционально насыщенные контакты не формируются у воспитанников детского дома и по отношению к их родным братьям и сестрам. Наблюдения за воспитанниками показывают, что между ними родственная привязанность очень слаба, а в процессе общения их отношения находятся на низком уровне. Они не заботятся друг о друге, не проявляются доброжелательности и заинтересованности, им нечем заняться друг с другом.

Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личности ребенка, искажая его представления о себе, формируя неправильное отношение к самому себе, затрудняя осознание себя как личности.

Для воспитанников детских домов и школ-интернатов характерна односторонность и бедность мотивационных предпочтений, которые обусловлены особенностями общения со взрослыми: самым главным оказывается желание ребенка заслужить одобрение учителя или воспитателя, его внимание, похвалу. В этом проявляется депривация потребности в положительном эмоциональном контакте со взрослыми. Для воспитанников детских домов и школ-интернатов характерно ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных с их повседневной жизнью, учением, выполнением режимных моментов, правил поведения. В то же время их сверстников из обычной школы, наряду с повседневными заботами, волнуют многие проблемы, выходящие далеко за рамки их личного опыта.

Вся жизнь детей в детском доме полностью регламентирована взрослыми. У них отсутствует осознанный выбор деятельности, нет возможности для самостоятельной организации своего свободного времени. Потребность в самоутверждении и желание проявлять самостоятельность толкает их на игнорирование правил и моральных норм, неподчинение взрослым. В самостоятельной жизни, где строго регламентированный порядок сменяется полной свободой, подросток теряется, т. к. привык не создавать для себя нормативы деятельности, а нарушать. Желая испытать то, что ему раньше запрещали, он не в силах устоять перед неблагоприятным влиянием окружающей среды и оказывается в числе наркоманов, алкоголиков, бомжей. Генеральная прокуратура выявила, что каждый третий молодой человек или девушка – воспитанники детских домов или школ-интернатов – становится бомжем, наркоманом; каждый пятый становится преступником, каждый десятый совершает самоубийство.

В последние годы в жизни интернатных учреждений происходят существенные перемены: появляются детские дома, в которых живут разновозрастные дети от 2 до 18 лет, группы формируются с учетом родственных связей (т. е. родные братья и сестры разного возраста находятся в одной группе). Детские дома становятся более открытыми: в гости к воспитанникам могут приходить их друзья, одноклассники, волонтеры и другие люди, которые хотят принять участие в судьбе детей-сирот. Рушится традиционное построение режима работы, когда главными были дела, общие для всего коллектива. Определенная автономность группы при этом подходе предполагает, что в разработке распорядка дня участвуют члены группы, а не весь коллектив учреждения. При этом остается крайне важным соблюдение принципа соотношения в режиме работы общеколлективных и групповых дел, а в группе – групповых и индивидуальных.

Позиция воспитателя заметно меняется: функции контроля перестают быть доминирующими, а на первый план выходит дружеское участие и помощь в осмыслении окружающей жизни, уважение прав ребенка: его право на свободное время, на добровольное участие в коллективной жизни, на общение, на участие в решении внутренних вопросов группы и всего учреждения. Главная задача воспитателя – создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, взаимопомощи, взаимоответственности. Особенно важно формировать позитивные отношения между воспитанниками и педагогами прежде всего из-за своеобразного положения детей. Если маленькие дети не осознают всей сложности своей судьбы, то подростки понимают и тяжело переживают свою ущербность, предательство родителей. Они раздражительны, конфликтны. В результате между детьми складываются недоброжелательные, неприязненные отношения, перерастающие во враждебность.

Современная практика показывает, что в благоприятной человеческой среде в детях пробуждаются значимые социальные потребности и роли: они пытаются понять и самоосознать себя, стать лучше и благороднее, чем их родители. Но без взаимодействия специалистов: дефектолога, психолога, медика, воспитателя-реабилитатора – невозможно решить задачи современного сиротства. Остроактуальное понятие «реабилитационная педагогика», к сожалению, в настоящее время нельзя еще отнести к привычным для рядового педагога. Для него скорее понятно, что такое физическая реабилитация больного после тяжелой болезни, социальная реабилитация инвалида, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Само слово «реабилитация» ассоциируется в нашем сознании в первую очередь с деятельностью медицинских работников. Но появление этого термина не случайно, так же как и не случайно тесное взаимодействие педагогики и медицины.

Достижение положительных результатов педагогической реабилитации может обеспечиваться только через оказание разносторонней квалифицированной помощи детям. Это тесное взаимодействие всех специалистов, совокупность медико-педагогических приемов специальной коррекции как в обучении, так и в воспитании. Необходимость приобретения знаний в области реабилитационной педагогики, пусть медленно, начинает осознаваться педагогами, руководителями учреждений и органов образования. Задача воспитателя-реабилита-тора – возвратить ребенку веру в себя и свои силы, воспитать в нем чувство полноценности собственной личности, помочь максимально реализовать свой физический и духовный потенциал.

Самое важное условие для здорового развития ребенка – его основополагающее доверие к миру и окружающим людям. А это возможно, если ребенок чувствует заинтересованность, доброе, теплое к нему отношение, поддержку со стороны тех, кто составляет его «тыл».

Чрезвычайно важной социально-психологической характеристикой личности человека являются устойчивые представления личности о себе, которые обозначаются понятием «Я– концепция». «Я-концепция» формируется у человека под воздействием отношения к нему других людей. Положительная «Я-концепция» (я способен, я любим, я значим) способствует положительному проявлению личности и успеху в жизни. Отрицательная «Я-концепция» мешает успеху и способствует изменению личности в отрицательную сторону. Таким образом, формирование положительной «Я-концепции» является непременным условием полноценного развития личности. Основная задача личностно-ориентированной педагогики заключается в развитии у ребенка (подростка) положительного отношения к себе, другим людям, своей деятельности, окружающему миру. Эту задачу можно осуществить лишь в условиях социального взаимодействия, активной деятельности ребенка, где он, преодолевая определенные трудности, является соавтором совместной деятельности и переживает ситуацию успеха при решении проблем.

Стратегия конструирования педагогической деятельности

На сегодняшний день особенно актуальна проблема гуманизации и демократизации всей жизни учреждений общественного воспитания. Над этой проблемой работают многие ученые-психологи, педагоги, физиологи: А.Н. Толстых, А.М. Прихожан, В.Ф. Базарный, Б.А. Куган, В.А. Поварницына, С.А. Левин, В.С. Мухина и др.

Однако гуманизация жизни детей, подчеркивают исследователи, – это не вседозволенность, а такое устройство правил, которое позволяет каждому ребенку жить полноценно, чувствовать себя защищенным, быть здоровым и развитым.

А.С. Макаренко считал, что режим работы является важнейшим средством организации и осуществления воспитательной системы. С помощью режима коллектив организует внешние рамки поведения, предоставляя возможность каждому ребенку наполнять эти рамки внутренним содержанием.

Результаты изучения состояния учебно-воспитательной и методической работы в учреждениях общественного воспитания в последние годы показывают, что во многих из них отсутствуют:

Осмысленное целеполагание и планирование образовательного процесса на диагностической основе;

Консолидация сил медиков, психологов и педагогов с целью оказания детям и подросткам квалифицированной помощи;

Эффективное планирование работы методического объединения.

Перечисленные недостатки в организации жизнедеятельности воспитанников обусловлены низким уровнем теоретических знаний работников детских домов и школ-интернатов, снижением у педагогов интереса к повышению профессиональной компетенции.

В практике часто можно наблюдать такую картину: педагог добросовестно относится к своей работе, часто проводит с детьми различные мероприятия: трудовые дела и экскурсии, КВНы и спортивные игры, тематические вечера и развлечения и т. п. Однако по истечении времени выясняется, что дети выросли невоспитанными ни в нравственном, ни в эстетическом, ни в физическом отношении. В чем причины?

Анализ подобных ситуаций подсказывает вывод, что для получения положительных результатов воспитания огромное значение имеет не только ЧТО делают педагоги с воспитанниками, но и КАК. Не зная, КАК действовать, невозможно справиться даже с самым маленьким делом.

Чтобы получить результаты в какой-либо деятельности, необходимо ее сначала продумать (сконструировать), а затем организовать (реализовать). Сконструировать воспитательный процесс – значит как можно более полно представить себе и документально отразить свои замыслы и планы в виде творческих тем, направлений, целей, задач, разработок и др. Только таким образом можно упорядочить взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса и избежать стихийных и формально бездумных действий.

Затруднения при конструировании воспитательной работы связаны с тем, что у многих руководителей и педагогов учреждений общественного воспитания весьма расплывчатые и туманные представления о том, что им вообще нужно делать, ради каких целей и ценностей действовать.

Воспитание успешно в том случае, если оно системно, если воспитательная система конкретного учреждения носит авторский характер, являясь выражением «глубоко осознанной потребности педагогического коллектива» .

Когда мы говорим о проблемах воспитания, то встает вопрос о его целях и его современном содержании. На какие идеалы и ценности ориентироваться сегодня педагогу, как действовать без привычных идеологических установок, по которым раньше разрабатывались программы деятельности? В.А. Караковский предлагает педагогам ориентироваться в своей работе на организацию совместной деятельности, способствующей освоению детьми абсолютных общечеловеческих ценностей: Земля, Семья, Отечество, Культура, Знание, Мир, Труд, Человек. «Общечеловеческие ценности имеют несколько уровней. Первый из них – уровень житейского сознания, на котором бытуют морально-нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми» . Ориентация на ценности высокого уровня должна развивать в человеке положительные черты характера: доброту, милосердие, порядочность, скромность, трудолюбие и т. д.

Именно развитие человеческих качеств и человеческих способностей, их совершенствование является целью педагогической деятельности. Но, не владея методикой воспитательной работы, нельзя решить педагогические проблемы на уровне современных требований. Любому педагогу-практику важно представлять особенности методических знаний, которые имеют определенную специфику и отличаются от знаний, теоретических и эмпирических. Теоретические знания, как нам известно, содержат обобщения, выводы о закономерностях воспитательного процесса, а эмпирические описывают протекание процесса в тех или иных конкретных ситуациях, условиях. Методические знания служат для того, чтобы раскрывать способы и порядок организации деятельности, воспитательного процесса. Имея необходимое научное обоснование, они (методические знания) должны быть представлены в таком виде, в котором ими было бы удобно пользоваться педагогу-практику.

Е.В. Титова выделяет два основных значения, которые может принимать понятие «методика»: 1) отрасль педагогической науки (систематизированные знания об организации воспитательного процесса и целесообразных способах достижения воспитательных результатов); 2) определенный способ осуществления педагогической деятельности (алгоритм конструирования и реализации какой-либо деятельности) .

Методикой будет являться не любая стихийно складывающаяся последовательность действий, а лишь конструктивный способ деятельности, который должен обязательно привести к заранее осмысленному и намеченному результату. Результативность – одно из основных свойств алгоритма, и его применение имеет своей конечной целью получение результата.

Таким образом, о методике как способе осуществления педагогической деятельности можно говорить лишь в том случае, если педагог не просто «проводит» какие-то мероприятия с детьми, а направляет свои усилия на достижение осознанного и заданного результата, руководствуясь при этом ее (методики) признаками: стратегией, тактикой, логикой, техникой.

В данный момент речь пойдет о стратегии воспитательной работы. Она закладывается педагогом на уровне общей и частной методики, когда выдвигаются педагогические цели, конструируется общая программа работы с коллективом, разрабатывается перспективный план и проявляется в конкретной методике, т. е. на уровне конкретных педагогических ситуаций. Стратегия обеспечивает ориентированность деятельности педагога на конечный результат и потому может считаться первым и главным признаком методики.

О наличии стратегии в работе педагога можно судить по следующим моментам. Если педагог:

Умеет правильно формулировать собственные педагогические цели и задачи, соотносить их с целями своего учреждения и с социальным заказом общества;

Выдвигает на определенный период реально достижимые цели и задачи;

Умеет в строгом соответствии с поставленными целями и задачами, соблюдая логическую последовательность, определить содержание и формы воспитательной работы;

Знает, на решение какой перспективной задачи направляет свои усилия в каждом организуемом режимном моменте, мероприятии, занятии.

Организация развивающего образовательного процесса в учреждениях общественного воспитания требует от педагога высокой профессиональной компетентности по многим проблемам, в том числе и по проектированию собственной педагогической деятельности. Основная проблема видится в отсутствии у педагогов умений в программировании реально необходимых и осуществимых дидактических задач.

Принцип индивидуального подхода, провозглашенный дидактикой, осуществить никому не удается. Только с помощью психолого-педагогических наблюдений определяется наиболее вероятная личностная направленность ребенка, выявляются его возможности и способности к определенным видам деятельности, и на этой основе выстраивается эффективная программа педагогических воздействий.

Только раннее выявление индивидуальных задатков ребенка и последующее интенсивное их развитие способны воспитать творчески самостоятельную личность, ответственную за свой успех в жизни. Результаты развивающего обучения – яркое тому подтверждение .

Программа личностного развития каждого ребенка, к сожалению, не всегда реализуется в практике работы учреждений общественного воспитания. Эта проблема является одной из увеличивающих количество неудачников и несостоявшихся людей среди выпускников детских домов и интернатов.

В учреждениях общественного воспитания, педагоги дополнительного образования (руководители кружков и секций) как правило, не имеют планов работы, ограничиваясь списком детей, посещающих их кружок, и списком случайно подобранных мероприятий. А ведь именно эти педагоги (по большому счету) призваны решать коррекционно-развивающие, воспитательные задачи, помогать выявлять склонности и способности детей, наблюдать за динамикой развития каждого в процессе личностно значимой для него деятельности, так как ребенок приходит на занятия кружка добровольно, под влиянием собственного интереса, именно здесь наиболее ярко могут проявиться его дарования. Если педагог не ведет наблюдения за деятельностью ребенка и на основе этих наблюдений не планирует содержание работы, не выстраивая педагогические задачи, то какой толк от такой кружковой деятельности?

Педагоги, которые вдумчиво относятся к своей деятельности, знают, что самое трудное при конструировании воспитательного процесса – это грамотная постановка педагогических задач. Но, к сожалению, анализ планов воспитательной работы говорит о том, что таких педагогов единицы. И хотя каждому известно, что результаты в воспитательной работе достигаются только тогда, когда точно знаешь, что тебе нужно добиться, тем не менее при планировании реального педагогического процесса эта истина забывается. В результате воспитательные задачи и работа существуют сами по себе и ничто общее их не связывает.

Наиболее типичные и распространенные причины формального отношения педагогов к постановке задач следующие:

– неосознание необходимости целеполагания как обязательного этапа профессиональной деятельности;

– отсутствуие понимания, что такое цель, задача, для чего они нужны;

– невладение технологией постановки задач, неумение их точно формулировать;

– нехватка профессионализма, чтобы судить о том, насколько верно и точно поставлены задачи.

Задача (цель) – это вероятностное представление о результатах деятельности. Это идея, сформулированная на языке решения. Процесс постановки педагогических задач требует серьезных размышлений, глубокого анализа потребностей и условий. Педагогу необходимо постоянно соотносить и координировать потребности общества (образовательного учреждения) и свои собственные: профессиональные, гражданские, человеческие.

Что касается условий, то они могут быть связаны как с социальными факторами и материальным обеспечением образовательного учреждения, так и с возрастными и индивидуальными особенностями развития воспитанников, уровнем развития коллектива, собственным профессиональным уровнем педагога.

Грамотная постановка задач предполагает наличие у педагога умений:

– видеть в динамике воспитательный процесс на перспективу;

– вычленять главное, логически выстраивать задачи с учетом взаимозависимости и соподчинения;

– точно формулировать мысль.

Педагогическая задача диагностична, если она соответствует следующим важным критериям: 1) конкретность, 2) реальность, 3) достижимость. Каждая педагогическая задача должна быть сформулирована так, чтобы было ясно, чего конкретно педагог планирует достичь за данный период времени. Педагогу важно учесть, имеются ли реальные условия и возможности для решения поставленной задачи, можно ли решить задачу именно за тот срок, на который она ставится.

Грамотно поставленные задачи помогут педагогу

– качественно спланировать свою деятельность;

– найти надежные ориентиры в конкретных педагогических ситуациях;

– выявить результаты работы при анализе;

– почувствовать удовлетворение и самодостаточность от эффективно решенных педагогических проблем.

Целенаправленную, четко организованную деятельность невозможно обеспечить без плана. Предлагаемое перспективное тематическое планирование поможет педагогам при организации образовательного процесса в учреждениях общественного воспитания. В основу перспективного планирования были положены рекомендации ведущих специалистов и ученых.

Только на основе комплексной диагностики возможно отследить разные формы отклонений в развитии ребенка и определить характер коррекционного и воспитательного воздействия. При этом важно учитывать, что ребенок растет, развивается, его нарушения сглаживаются, иногда усиливаются, вызывая вторичные проявления. Поэтому при наблюдении за динамикой развития ребенка в процессе его обучения и воспитания должны быть обеспечена согласованность действий всех специалистов. Решение педагогических задач на современном уровне требует оказания ребенку многоплановой помощи с учетом его индивидуально-личностных особенностей. Педагогу необходимо иметь некий алгоритм конструктивной деятельности, который приведет его к заранее осмысленному и намеченному результату.

Алгоритм предлагаемого перспективного тематического планирования обеспечивает согласованность действий всех специалистов учреждения, помогает педагогам осуществлять свою деятельность на основе четкой постановки конкретных целей и задач и определении характера коррекционно-развивающей работы для каждого ребенка. Кроме того, работа по алгоритму повышает интерес педагога к приобретению теоретических знаний, самоанализу, осознанию своих сильных и слабых сторон.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!