Комплиментарные цвета в фотографии. Теория цвета для фотографа: цветовой круг и гармоничные сочетания цветов

Текст статьи обновлён: 11.02.2019

Если попытаться проанализировать, почему фотографии, снятые профессиональными, талантливыми фотографами так цепляют зрителю, то станет понятно, что помимо правильной композиции и экспозиции, фотограф поработал еще и с цветом. Теория цвета, очевидно, играет огромную роль в фотографии, тем не менее не многие из нас обладают достаточными знаниями в этой области или понимают, как использовать их для улучшения своих работ. В сегодняшнем уроке я буду делиться тем, что сам узнал о нюансах в этой области.


Уточню сразу, что некоторые определения, понятия, которые вы встретите ниже, могут оказаться трудными для понимания. Честно говоря, я тоже не совсем разобрался в том, что написал… Но все же решил опубликовать этот фотоурок, поскольку считаю, что он может дать некоторое понимание начинающим фотолюбителям «в каком направлении копать, чтобы улучшить своё мастерство фотографии», дать стимул поискать дополнительно видео и статьи на тему теории цвета, и связанных с ней правил, техник и рекомендаций.

Также отмечу, что большая часть материала получена мною в англоязычных источниках, будут приведены видеуроки на русском, а если нет подходящих на родном, тогда на английском языке. Так что, если где-то перевод будет не очень достоверный, прошу вас не бросаться помидорками, а поправить в комментариях. Спасибо за понимание.

Текста будет очень много. Думаю, с первого раза мало кто осилит всю статью до конца, придется к ней возвращаться. Для удобства даю содержание – кликнув по ссылке, можно перейти к нужному пункту урока.

1. Механика цвета

2. Историческая справка

3. Основной цветовой круг

3.1 Первичные цвета

3.2 Вторичные цвета

3.3 Третичные цвета

4. Цветовая модель

5. Что такое цветовое пространство?

6. Использование цвета в фотографии

6.1 Цветовой тон

6.2 Насыщенность

6.3 Светлота

7. Оттенки, тени и тона

8. Цветовая гармония

8.1 Дополнительные цвета

8.2 Триада

8.3 Аналогичные цвета

8.4 Монохромные цвета

9. Психология цвета

11. Словарь терминов

1. Механика цвета

Человек видит цвет, но не осязает его, поскольку он существует лишь при свете.

Видимая часть спектра (рисунок выше), которую мы воспринимаем, является частью более широкого электромагнитного спектра.

Красная крыша дома воспринимается красной потому, что окрашенная поверхность поглощает весь видимый свет кроме красного, который отражается от неё и воспринимается глазом.

В реальности это выглядит немного сложнее, поскольку зачастую цвет предмета является смешением нескольких цветов, а не одним чистым цветом.

Научная основа теории цвета, конечно, шире этого описания: это сама по себе обширная тема, о которой написано множество книг. Но у нас, как фотографов, нет необходимости погружаться в нее глубже.

2. Историческая справка о возникновении теории цвета

Кому-то наверняка нравится история, но сегодняшний урок посвящен другому. Поэтому остановимся коротко. ​

То, что мы понимаем в теории цвета сейчас, было открыто Исааком Ньютоном. Его эксперименты по расщеплению видимого спектра с помощью призмы привели к изобретению первого цветового круга.

После публикации множества разных вариантов цветовых кругов другими авторами, немецкий теоретик Иоганнес Иттен разработал цветовой круг, который дизайнеры и фотографы используют в наши дни. В его основе лежат первичные цвета: желтый, красный и синий.

Цветовой круг Иттена учитывал гипотезу Иоганн Вольфганга фон Гёте об эмоциональной ценности цветов: например, синий был связан с холодом, а красный — с теплом.

3. Цветовой круг, как основа теории цвета

Теория цвета при первом взгляде может показаться простой, но по мере изучения становится более сложной. На протяжении веков художники, теоретики, философы и многие другие пытались объяснить цвет с помощью различных теорий и систем. И сегодня существуют области, в которых некоторые теории цвета остаются спорными.

Когда речь идет о теории цвета, естественно рассматривать ее с позиции первичных, вторичных и третичных цветов. ​Поэтому давайте начнем со схемы цветового круга в фотографии.

3.1 Первичные цвета (Primary Colors)

​Настоящий первичный цвет - это цвет, который не содержит каких-либо других цветов (т.е. при его образовании не происходит смешивание разных цветов).

Для большинства из нас, владеющих компьютерами и телевизорами, первичными цветами являются красный (R ed), зеленый (G reen) и синий (B lue), сокращенно называемые RGB. Цвета RGB также известны, как цифровые первичные цвета, используемые для отображения изображений в электронных устройствах.

Когда речь идет о печати в типографии, мы используем циановый (C yan), пурпурный (M agneta) и желтый (Y ellow) в качестве основных чернил (CMYK). Чтобы запутаться еще сильнее: желтый (Y ellow), красный (R ED) и синий (B lue) преподаются как основные цвета в художественных школах. Что также называется цветовой схемой YRB.

Каждая схема используется в своей отрасли и имеет свои преимущества. В сегодняшнем уроке мы будем использовать цветовой круг YRB: художественный цветовой круг (рисунок 3) для иллюстрации описываемой точки зрения. Это может полностью противоречить цветовой модели, которую мы рассмотрим ниже. Тем не менее, YRB — это система, принятая художниками с XIX века.

3.2 Вторичные цвета (Secondary Colors)

​Вторичные цвета в схеме YRB образуются в результате смешения двух первичных.

  • Оранжевый = желтый + красный;
  • Фиолетовый = красный +синий;
  • Зеленый = синий + желтый;

3.3 Третичные цвета (Tertiary Colors)

Третичные цвета в схеме YRB образуются смешением первичных и вторичных. Название цвета образуется из названия первичного цвета в начале и идущего за ним вторичного:

  • желто-оранжевый;
  • красно-оранжевый;
  • красно-фиолетовый;
  • сине-фиолетовый;
  • сине-зеленый;
  • желто-зеленый.

4. Цветовая модель (Color model)

Цветовая модель представляет собой систему создания полного спектра цветов с использованием набора первичных цветов. Существуют две цветовые модели: аддитивная и субтрактивная, различаются они тем, как создаются цвета.

В аддитивной модели речь идет о цветах излучения или свечения (например, свечения монитора компьютера или лампочки), они образуются путем смешения двух лучей первичных цветов (результирующий цвет будет светлее, чем его составляющие).

Название «аддитивный» происходит от английского слова «add» (добавлять). Если лучи трех основных цветов смешать, получится белый, а если излучения нет вообще, то останется черный цвет (представьте, монитор компьютера выключился, и осталась лишь чернота). При смешении двух первичных цветов получаем вторичные:

  • голубой (циановый) = зеленый + синий;
  • пурпурный = синий + красный;
  • желтый = красный + зеленый.

В субтрактивной модели мы говорим о физических пигментах, например, содержащихся в краске типографской машины или принтера. Они частично поглощают белый цвет и отражают оставшееся излучение, которое рассматривается человеческим глазом, как цвет (он будет зависеть от того, в какой части спектра происходит поглощение).

  • циан = белый минус красный;
  • пурпурный = белый минус зеленый;
  • желтый = белый минус синий.

Примечание 1. В разных источниках циановый цвет называют то голубым, то сине-зеленым.

Примечание 2. Поскольку в субтрактивной модели мы имеем дело с физическими пигментами, то первичные цвета здесь называются «основные чернила».

В субтрактивной модели, если мы смешиваем два первичных цвета, света поглощается больше, и результирующий цвет будет темнее. Если смешать все три первичных цвета, получится черный (максимальное поглощение света), а если будут отсутствовать все три первичных цвета (мы не положили краску на белую бумагу), получится белый.

­­Помимо описанных двух существуют и другие цветовые модели, отвечающие за то, как мы понимаем цвет в настоящее время.

Художники могут манипулировать цветом, когда пишут свои картины. Фотографам труднее: мы можем только наблюдать за нашей сценой, которую снимаем, и отмечать что на ней происходит с цветами. Наверное, только при съемке в студии у нас появляется возможность как-то влиять на цветовую составляющую фотографии.

Рассмотрим другой способ понимания цвета, который к фотографии имеет большее отношение.

5. Что такое цветовое пространство

К фотографам большее отношение имеет цветовое пространство. Это определенный математически диапазон цветов (также называемый цветовым охватом), который устройство может отображать (например, монитор компьютера) или печатать (например, струйный принтер).​

Мы каждый день пользуемся им при настройке фотоаппарата, при постобработке в Lightroom или в Photoshop, при публикации изображений в Интернет и при печати. ​

​Существует множество цветовых пространств: например, sRGB для размещения в Интернет, CMYK для печати, Rec. 709 для телевидения стандарта HDTV и т.д. Фотографы используют только некоторые из них.

В качестве стандарта для сравнения цветовых пространств используется цветовое пространство CIELAB (CIE = Международная комиссия по освещению; LAB объясняется ниже). ​ Цветовое пространство CIELAB (цветовой график на рисунке выше) специально разработано для демонстрации охвата всех цветов, которые способен видеть среднестатистический человек.

Фотографы должны разбираться в перечисленных ниже цветовых пространствах. Черным треугольником будет показан цветовой охват каждого цветового пространства внутри CIELAB.

Стандартный RGB (sRGB)

  • Стандартное цветовое пространство для размещения изображений в Интернет.
  • Включает только 35% от видимых цветов CIELAB.
  • Без дополнительных установок любой 8-ми битный файл, интерфейс программы или устройства можно рассматривать как находящийся в цветовом пространстве sRGB.
  • Более узкий цветовой охват, особенно в области сине-зеленых цветов, в связи с чем может не использоваться специалистами в издательской деятельности.

Adobe RGB

  • Разработан компанией Adobe в 1998 для того чтобы включить большую часть цветов цветового пространства CMYK для печати, но использует первичные цвета RGB для отображения на мониторах.
  • Содержит чуть более 50% всех видимых цветов.
  • Позволяет на печати получать более живые цвета, но без преобразования в sRGB в Интернет отображается некорректно.
  • Может быть преобразован в sRGB, но не обратно.

ProPhoto RGB

  • Разработан фирмой Kodak, также известен как ROMM RGB (Reference Output Medium Metric).
  • Включает более 90% всех видимых цветов.
  • Широкий цветовой охват, чтобы избежать постеризации изображения, рекомендуется работать с глубиной цвета 16 бит.
  • Идеален для постобработки, может быть преобразован в sRGB для Интернет или CMYK для печати.

  • Аббревиатура от Cyan, Magenta, Yellow и K – обозначение черного. Это субтрактивная цветовая модель, используемая в цветной печати.
  • ​Технически это цветовая модель, а не пространство. Но может быть отображена на CIELAB для сравнения с цветовым пространством RGB.
  • Прямое сравнение между отображением RGB и отпечатками CMYK затруднено из-за различия технологий цветовоспроизведения и свойств.
  • Можно печатать с использованием изображений стандартов ProPhoto RGB или Adobe RGB. Для оптимального результата лучше проконсультироваться в вашей типографии.

  • CIELAB, также формально называемый L*a*b*, где L = светлота, от самого яркого белого до самого темного черного. Ось A от зеленого к красному и ось B от синего к желтому.
  • Охватывает все воспринимаемые цвета.
  • Цвета являются абсолютными и не зависят от устройства воспроизведения.
  • Берется за основу в системах управления цветом для связи между различными устройствами (например, при преобразовании компьютерных цветов для печати: Adobe RGB -> Lab -> CMYK).

Практический совет №1. Выбор правильного цветового пространства для рабочего процесса

Управление цветовым пространством может запутать начинающих фотолюбителей. Нет определенного стандарта для выбора цветового пространства, в котором следует работать. Каждый фотограф имеет свои отличные от других предпочтения касаемо рабочего процесса. Многие профессионалы снимают в RAW и обрабатывают снимки с 16-битной глубиной цвета, установив в Lightroom и Photoshop цветовое пространство ProPhoto RGB. Когда фотографии готовятся к размещению в Интернет, они конвертируются в sRGB.

В Photoshop , чтобы установить рабочее цветовое пространство, нажимаем Edit > Color Settings (Редактирование>Настройка цветов) , под Working Space (Рабочее пространство) выбираем необходимое цветовое пространство. Чтобы установить выходное цветовое пространство, нажимаем Edit > Convert to Profile (Редактирование > Преобразовать в профиль) и выбираем цветовое пространство под Destination Space (Целевое пространство) .

В программе Lightroom по умолчанию для управления изображениями используется цветовое пространство ProPhoto RGB, и эту опцию нельзя изменить. Но можно выбрать цветовое пространство для экспорта. Мы можем изменить цветовое пространство изображений, экспортируемых в Photoshop, перейдя в Lightroom > Preference (Лайтрум > Настройка) . Для экспорта изображений в другое место перейдем в меню File > Export (Файл > Экспорт) и выберем цветовое пространство в разделе File Settings (Настройки файлов) .

Большинство мониторов отображают цвета не точно. Это создает проблемы при печати изображений с компьютера. Без калибровки цвет на отпечатках может отличаться от цветов изображения на экране. Решением является использование калибратора.

Необходимо ли нам калибровать монитор? ​Возможно и нет. Если мы не зарабатываем на жизнь фотографией, то в этом нет необходимости. К тому же калибраторы стоят денег. ​Как вариант, можно проверить точность передачи цветов нашим дисплеем с помощью специальных таблиц.

6. Применение цвета в фотографии

Мы не можем управлять цветом во время съемки, но можем усилить или ослабить цвета в целом или выборочно при постобработке.

Это достигается регулировкой таких параметров, как цветовой тон (hue ) , насыщенность (saturation ) и яркость (lightness ) . Все фотографы, кто занимается постобработкой снимков, встречал термин HSL в редакторе Lightroom или корректирующий слой Hue / Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) в Photoshop.

Перед тем, как начать, давайте определимся с терминами, чтобы не путаться в дальнейшем.

Цветовой тон (Hue) = цвет. Насыщенность (Saturation) = интенсивность цвета. Lightness = светлота.

Практический совет №3. Давайте узнаем, где находятся настройки HSL

В Photoshop этот раздел называется Hue / Saturation (где также имеется ползунок Lightness). Находится на панели Adjustments (Коррекция), ниже панели Layers (Слои), или его можно найти, перейдя в Layer > New Adjustment Layer > Hue / Saturation (Слои > Новый корректирующий слой > Цветовой тон/Насыщенность).

В программе Lightroom ползунки HSL находятся в модуле Develop (Разработка). L – обозначение Luminance (Светлота) в Lightroom.

6.1 Цветовой тон (Hue )​

Цветовой тон, по существу, является цветом. Кто-то определяет его, как название цвета или цвет цвета. Например, цветовой тон красного – красный, остается красным, если даже мы уменьшим его насыщенность или понизим яркость.

​Цвета (цветовые тона) бывают теплыми и холодными. Считается, что теплые цвета изображения выделяют, приближают, играют более активную роль на снимке. Холодные цвета успокаивают, отдаляют, передают ощущение расстояния или служат фоном.

Посмотрим, как управлять цветом в фотографии в своих целях, в особенности, если какой-то цвет используется особенно часто.

Красный

  • Теплый, усиливающий цвет.
  • Выделяется на фоне любого другого цвета. Доминирует в композиции даже в небольшом количестве. Поэтому лучше использовать его в меру.
  • Мы более чувствительны к теплым цветам, особенно красным, поскольку в сетчатке глаза больше красных конусов (64% от всех цветных конусов).
  • Красный является первичным цветом для тона кожи в RGB. При конвертации в CMYK большинство деталей переходят в циан.

Практический совет №4. С учетом вышесказанного, задействуем настройку Selective Color (Выборочная коррекция цвета) в Photoshop для тонкой коррекции тона кожи на изображениях

В слое Selective Color выберем из выпадающего меню Reds (Красный) . Используем ползунки Yellow (Желтый) и Magenta (Пурпурный) для коррекции тона кожи и Cyan (голубой) для насыщенности.

Примечание. Ну, возможно, мне еще следует более углубленно разобраться с методами настройки скин-тона. J

Зеленый

  • Холодный цвет.
  • Насыщенный и контрастный, зеленый канал преобладает при преобразовании по умолчанию в монохромное изображение в Photoshop (59% зеленый, 30% красный и 11% синий).
  • Это естественный цвет листвы, но если в Photoshop навести пипетку на лист на изображении, то в действительности обнаружим больше желтого, чем зеленого! Особенно при солнечном свете.
  • Человек лучше различает уровни яркости зеленого, чем других цветов, поэтому приборы ночного видения работают в этом цветовом диапазоне.
  • Может выпадать из цветового охвата CMYK в RGB (в особенности Adobe RGB и ProPhoto RGB). Необходимо учитывать это при печати.

Практический совет №5. Для усиления насыщенности цвета листвы деревьев используем инструмент Targeted Adjustment Tool (Инструмент целевой корректировки) вместо выбора отдельного цветового канала

Он находится на панели HSL в Lightroom. Сначала убедимся, что выбрали Цветовой тон (Hu e ), прежде чем использовать Targeted Adjustment Tool .

Существует также возможность использовать инструмент Targeted Adjustment Tool в конвертере Adobe Camera RAW для Photoshop. Его иконка находится в верхнем левом углу. Также ее можно найти в корректирующем слое Hue / Saturation .

*Значок во всех трех случаях может немного отличаться.

Синий

  • Холодный, отдаляющий цвет.
  • Когда мы видим синий, то он ассоциируется с небом, а также пространством, расстоянием и прохладой.
  • Чистый синий цвет (R:0, G:0, B:255) не воспринимается человеческим зрением. Поэтому синие оттенки могут выпадать из цветового охвата, в особенности ярко-синий. Необходимо обращать внимание на синее небо на изображениях при печати.
  • Если присмотреться внимательно, то небо зачастую имеет разные оттенки и тона синего вместо чистого или почти чистого синего цвета. Нужно учитывать это при постобработке, чтобы не сделать его избыточно насыщенным.
  • Синий канал является самым шумным каналом из всех RGB.

Практический совет №6. ​Обесцветим синее небо, чтобы выделить передний план

Так и хочется добавить насыщенности небу при постобработке, особенно если на фотографии яркий солнечный день. Поскольку синий — это отдаляющий цвет, небольшое снижение его насыщенности может сильнее выделить передний план. Также поможет объект на переднем плане теплого цвета (красный/оранжевый/желтый).

Возможно, и не самый наглядный пример. В любом случае, профессиональные фотографы советуют внимательно изучать свою фотографию и следить за тем, чтобы цвета на снимке не конкурировали друг с другом за внимание зрителя.

Практический совет №7. ​Сделаем воду белее, добавив оттенок синего

Добавление небольшого оттенка синего воде заставляет зрителя воспринимать белый более белым. Эффект будет еще сильнее, если снимать при длинной выдержке, делая поток воды более плавным и сглаженным.

Как я фотографировал этот водопад в Гималаях, рассказано

В Lightroom или в ACR в Photoshop используем Adjustment Brush (Корректирующая кисть) для выборочного выделения водопада на изображении. После этого нужно переместить ползунок Temp (Температура) влево, чтобы добавить воде немного синего оттенка.

Желтый

  • Теплый цвет.
  • Первичный в цветовой схеме YRB, но не в RGB.
  • Имеет самое высокое значение светлоты (~яркости) среди всех цветов. Поэтому сложно определить степень насыщенности цвета.
  • Как и красный, желтый оттенок выделяется и привлекает внимание, если фон темнее или менее насыщен. Используем это при постобработке фотографий с осенними листьями.
  • Желтый должен быть сбалансирован с пурпурным при обработке тона кожи.

Оранжевый

  • Теплый цвет.
  • Желтый/оранжевый – это воспринимаемый нами солнечный свет. Он также дает ощущение тепла.
  • Как и красный, оранжевый цвет очень выделяется. Нужно использовать его умеренно.

Практический совет №8. Усилим цвет заката, немного дорисовав краски на небе

В Photoshop мы можем добавить цвет на новый слой, чтобы усилить цвет солнца. Это простая и эффективная техника постобработки.

Шаг 1. Создадим новый слой. Выберем инструмент Кисть (Brush ), удерживая нажатой клавишу Opt/Alt для выбора пипетки. Используем ее для выбора желтого/оранжевого оттенка солнечного света. Возможно нам понадобится увеличить насыщенность или яркость выбранного оттенка.

Шаг 2. Используем Кисть , установив Opacity (Непрозрачность) на 100 и Hardness (Жесткость) на 0. Обведем на новом слое то место, в котором необходимо сделать солнечный свет более ярким.

Шаг 3. Изменим режим наложения нового слоя, который мы нарисовали, на Soft Light (Мягкий свет) . Снизим Opacity примерно до 20% (поэкспериментировав со снимком). Создадим в этом слое маску и те области, на которых нам не нужно изменять цвет, закрасим черным цветом.

Примечание: как видно, я использовал два слоя с краской: один – оранжевый, взятый пипеткой, второй – красный.

Рассказ, как я снимал этот пейзаж –

6.1.1 Понятие цветовой температуры

До сих пор мы говорили о цвете в отдельности, но также необходимо иметь представление о цветовой температуре. Также эта характеристика называется балансом белого.

Баланс белого позволяет изменять цвета, чтобы смоделировать изменения цветовой температуры.

Для чего это фотографам? Выбор правильного баланса белого позволяет отображать цвета изображения без нежелательных оттенков. Мы также можем целенаправленно добавить изображению заданный оттенок в художественных целях.

​Автоматический баланс белого (АББ, auto white balance (AWB)) современных цифровых камер довольно хорошо определяет правильную цветовую температуру в диапазоне 3000-7000K (температура дневного света – около 5500K). Для всего, что выходит за пределы этого диапазона, необходимо выставлять баланс белого вручную (например, затененные области, при съемке в помещении, особенно при искусственном освещении, со вспышкой и т.д.).

Особо придирчивые фотографы покупают наборы калибровочных мишеней для настройки баланса белого (например, «ColorChecker Passport») или белую полупрозрачную насадку на объектив (например, ExpoDisc) для пользовательской установки баланса белого. А вообще, самый лучший способ получить правильный ББ – всегда фотографировать в формате RAW, поскольку такой файл сохраняет всю информацию о цвете, полученную с матрицы.

Корректировать баланс белого довольно просто. Выберем предустановку баланса белого из раскрывающегося меню ББ в Lightroom или ACR в Photoshop.

При съемке в JPEG теряется возможность выбора пресетов ББ. Нам придется вручную настраивать баланс белого с помощью ползунка Temperature (Температура) .​

Цветовая температура измеряется в Кельвинах (K), и отсчитывается от желтого (самая холодная) до синего (самая теплая) с белым посередине.

Я думаю многие из вас уже зачесали головы, почему желтый (который считают тёплым цветом), назван холодным! В учебниках пишут по этому поводу следующее: при нагревании кусок металла сначала начинает краснеть. По мере увеличения температуры он белеет и при максимальном нагреве светится синим. Кроме того, пламя при самой высокой температуре голубое, несмотря на всеобщее заблуждение, что красное.

Если более холодная температура красная, а высокая — синяя, почему настройка «Температура» в Lightroom и Photoshop изображена наоборот? Это из-за визуального представления цветовой компенсации. Например, фото снято в помещении с искусственным освещением без вспышки. Снимок будет иметь желтый/оранжевый оттенок. Камера увеличит цветовую температуру (синий), чтобы скорректировать баланс белого.

Это даже более понятно при постобработке. Когда у изображения синий или желтый оттенок, для корректировки баланса белого нужно сместить ползунок Температура в противоположном направлении.

Практический совет №10. При постобработке можно использовать цифровые фильтры (Photo Filter )

Прошли те времена, когда для хранения цветных фильтров нужно было носить сумку с набором этих приспособлений. Такие фильтры устанавливались в специальный держатель, крепящийся перед объективом.

​Наиболее распространенные – теплый и холодный фильтры. Их эффект заключается в увеличении или снижении цветовой температуры изображения.

Теперь такой эффект легко воссоздать во время постобработки одним щелчком мыши. В Photoshop переходим в Image > Adjustments > Photo Filter (Изображение>Коррекция> Фотофильтр) . Также мы можем нажать иконку Photo Filter (Фотофильтр) на панели Adjustments (Коррекция) . Выбираем фильтр в выпадающем меню. Мы также можем нажать Color (Цвет) и выбрать любой цвет в качестве фильтра. Меняем Density (Плотность) (0-100%) фильтра и ставим галочку в «Preserve Luminosity » (Сохранить свечение) чтобы фильтр не сделал изображение более темным.

Помимо встроенных в Photoshop фильтров, существуют и другие в виде пресетов (в том числе и платные) или программ, которые применяют фильтры к изображениям.

Хорошим примером такого программного обеспечения является пакет Color Efex Pro от Google Nik Collection. Это плагин для Photoshop, Photoshop Elements, Lightroom и Apple Aperture. Примеры использования этого бесплатного приложения я показывал в уроке о том, как я обрабатываю RAW-файлы в Лайтрум и Фотошоп.

6.1.2 Настройка баланса белого вручную

Одним из сложных вопросов использования ползунка Temperature для настройки цветового баланса является то, что этот процесс — игра в угадайку. Восприятие ББ весьма субъективно, поскольку каждый человек воспринимает «нейтральный» по-своему. Если вы предпочитаете устанавливать цветовую температуру более методически точно, то вам понравится опция «точка черного, белого и серого» инструмента «Color Sampler Too l». Ее можно найти в слоях Curves (Кривые) , Levels (Уровни) и Exposure (Экспозиция) в Photoshop.

Сам этот инструмент использовать легко, сложнее найти чистый черный, белый или серый пиксель на изображении.

Практический совет №11. Поиск черного, белого и серого пикселей на фотографии

Секрет нахождения истинной черной, белой или серой точки – это использование слоя Threshold (Порог, Изогелия) . Добавим его поверх корректирующих слоев Curves /Levels /Exposure .

Перетащим стрелочку в слое Threshold от середины влево до тех пор, пока изображение не станет полностью белым. Теперь начнем медленно перемещать стрелку обратно (к центру) пока не станет появляться черный (указано красными стрелками). Перекрестная проверка с графиком позволит убедиться, что стрелка указывает на существующие пиксели. Это черные пиксели. Увеличим масштаб и применим инструмент Color Sampler Tool (находится там, где пипетка, снизу ) для выделения черного пикселя.

Перетащим стрелочку в Threshold от середины вправо до тех пор, пока изображение не станет полностью черным. Теперь начнем медленно перемещать стрелку обратно (к центру) пока не станет появляться белый (указано красными стрелками). Перекрестная проверка с графиком позволит убедиться, что стрелка указывает на существующие пиксели. Это белые пиксели. Увеличим масштаб и применим Color Sampler Tool для выделения белого пикселя.

Поиск точки серого. Эти шаги аналогичны поиску черной точки. Единственное отличие в том, что нужно добавить новый слой над слоем изображения и ниже корректирующего слоя Threshold , заполнить его 50% серым и сменить режим наложения на Difference (Разница) . Переместим стрелку в Threshold в крайнее левое положение и начнем медленно двигать вправо, пока не увидим появление черного. Это — 50% серый цвет. Увеличим масштаб, выберем любой серый пиксель и отметим его инструментом Color Sampler Tool.

Теперь у нас есть отмеченные черный, белый и серый пиксели и можно исправить баланс белого.

Нажмем на Color Sampler Tool для черного (если не понятно, который из трех, нужно навести на него мышь и подождать пару секунд появления подсказки) и кликнем на то место, где находится черный пиксель. Возможно, придется увеличить масштаб, чтобы точно определить положение пикселя.

Повторим эти шаги для белого и серого. Теперь наш снимок имеет правильный баланс белого!

Также можно посмотреть видеоурок по настройке баланса белого в Photoshop, используя точки черного, белого и серого для слоя Curves (Кривые), Levels (Уровни) и Exposure (Экспозиция). Жалко, что автор видео работает молча, тем не менее, просмотрев несколько раз, можно понять алгоритм действий (особенно, если включить субтитры).

Вообще, баланс белого можно настраивать несколькими способами. Вот еще два урока по настройкам этого параметра в Фотошопе и в Лайтруме.

6.2 Насыщенность (Saturation)

Насыщенность – это интенсивность цвета. Ее также называют цветностью. Самое высокое значение цветности представляет цвет в чистом виде.

В фотографии мы редко встречаем цвет в чистом виде. Поскольку в реальности цвет бывает различной насыщенности, светлоты, оттенков и тонов.

Человеческое зрение устроено так, что взгляд привлекают более насыщенные цвета, менее насыщенные цвета кажутся расположенными на отдалении. При этом несколько насыщенных оттенков могут конкурировать за внимание.

В этой главе мы рассмотрим, как можно управлять насыщенностью (в следующей главе – светлотой), чтобы увеличить глубину изображения.

6.2.1 Увеличиваем насыщенность

Мы можем увеличить насыщенность кадра или предмета во время или после съемки.

Для усиления насыщенности и четкости изображения во время фотографирования можно использовать поляризационный фильтр, убирающий блики и дымку. Максимальный эффект от полярика достигается, когда ось объектива камеры перпендикулярна направлению на солнце.

При постобработке самыми распространенными инструментами для корректировки контрастности в Photoshop безусловно являются Levels и Curves (Слои и Кривые). Также можно использовать настройки Brightness / Contrast (Яркость/Контрастность) , Vibrance (Сочность) или Hue / Saturation . В Lightroom имеются ползунки Contrast (Контраст) и Clarity (Четкость) .

Практический совет №12. Что такое четкость (Clarity )? ​Как это работает?

Строго говоря, четкость не относится к теории цвета, но все равно рассмотрим, что это такое.

Увеличение четкости (Clarity ) выделяет границы, в основном в средних тонах. Граница – это место, где яркий участок изображения соприкасается с темным. Другими словами, увеличение четкости усиливает микроконтраст, делая темные участки темнее, а светлые светлее в области средних тонов. Из-за чего любое изображение выглядит лучше.

6.2.2 Снижение насыщенности

Наличие ярких цветов не всегда хорошо сказывается на снимке. Иногда имеет смыл понизить насыщенность выбранных областей изображения. Это добавляет двумерному изображению глубину и объем.

​В природе уменьшение насыщенности сцен возникает при тумане, дымке или в пасмурную погоду. Эти погодные условия рассеивают свет, поэтому цвета кажутся менее насыщенными, что позволяет создать мистический или даже ностальгический монохроматический эффект.

Практический совет №13. Выборочная корректировка насыщенности с использованием Маски насыщенности ( Saturation mask )

Мы любим красочные картинки. Но иногда завышенная яркость изображения делает его неестественным и безвкусным.

Что делать, если нам нужно отрегулировать насыщенность только на части изображения? Можно использовать инструмент Adjustment Brush (Корректирующая кисть) в Lightroom или Hue / Saturation в Photoshop с маской слоя, но мы не сможем сделать точное выделение области, если в кадре имеется множество мелких деталей.

Идея Маски насыщенности (Saturation mask ) аналогична маске яркости (Luminosity mask ). Отличие в том, что маска насыщенности работает с наиболее насыщенными областями с плавным переходом к менее насыщенным. Это значит, что такая корректировка происходит без заметных для глаз переходов.

Что такое Маска слоя в Фотошопе. Попробую объяснить коротко, хоть не уверен, что получится без наглядной демонстрации. Допустим, нам нужно совместить 2 изображения: на нижнем Петя стоит слева, на верхнем Вася справа. Можно наложить в Photoshop 2 слоя и на верхнем часть кадра стереть Ластиком. Но более эффективный способ – наложить второе изображение поверх первого и применить к нему маску слоя (Layer mask), которую нужно залить черным цветом. Теперь, если по этой маске красить кистью белого цвета по Пете, то белые участки проявятся поверх нижнего изображения, а все черные участки останутся непрозрачными. В отличие от Ластика, на верхней картинке изображение не удаляется, а лишь снижается его прозрачность. Если мы белым цветом зашли за край лица Пети, просто перекрашиваем его черным и он снова пропадает.

Что такое Маска яркости (Luminosity mask) в Фотошопе? Допустим, в приведенном выше примере нам нужно обрисовать кистью силуэт сосновой ветки на фоне неба. Как бы мы ни старались, аккуратно это сделать не получится. Но с помощью ряда манипуляций можно получить черно-белую копию этого изображения и превратить его в маску слоя.

Пример использования: мы хотим понизить яркость вечернего неба, но не затемнять изображения сосны. Создаем Luminosity mask и по ней уменьшаем яркость — темнее станут только небеса, не затрагивая изображение дерева. И такая коррекция картинки будет незаметна для зрителя, так как на черно-белом изображении Маски яркости переходы от темных к светлым тонам выполнены очень плавно. Мы получаем аналог HDR, но выглядящий очень естественно.

Что такое Маска насыщенности (Saturation mask ) в Photoshop? Допустим, мы хотим на изображении снизить насыщенность только слишком кислотных участков, не затрагивая нормальные. Создаем копию слоя. С помощью ряда манипуляций создается его черно-белая копия, где кислотные цвета будут белыми, нормальные – черными, переходные – серыми. Теперь, если уменьшить насыщенность в этом слое, то данный параметр снизится лишь на кислотных участках, не затрагивая нормальные. А поскольку в Маске насыщенности есть серые участки, то прозрачность этого слоя изменяется плавно и переход от кислотных к нормальным цветам переходит тоже очень равномерно, незаметно для глаза.

Посмотрим сравнение Маски насыщенности (Saturation mask ) и Маски яркости (Luminosity mask ) на примерах.

Передний план остается черным. Добавление корректирующего слоя для насыщенности с маской затронет только светлые области и не коснется областей с более низкой насыщенностью и приглушенными цветами.

Ладно, лучше один раз посмотреть, чем пять раз прочитать. Вот первый урок с примером использования Маски насыщенности (Saturation mask ) в Фотошопе для коррекции изображения.

Вот пример коррекции свадебной фотографии с использованием все той же Маски насыщенности .

В следующем уроке я планирую остановиться подробно на том, как правильно создавать и использовать Маски яркости (Luminosity mask). Сейчас могу только предложить посмотреть видео на английском языке, где описывается этот мощный инструмент.

6.3 Светлота (Lightness )

Ребята, я прочитал десятки статей на русском и английском языке, но так до конца и не понял, что это за параметр. Попробую пояснить, но не уверен, что прав…

В общем, к основным параметрам цвета относят цветовой тон (Hue), насыщенность (Saturation) и светлоту (Lightness). В английском языке слово «lightness» является синонимом яркости (brightness, value) и светимости (luminosity). Но в контексте теории цвета понятия «яркость» и «светлота» отличаются.

Светлота – это относительная величина, которая показывает насколько зритель ощущает ярким какую-то поверхность по отношению к яркости белой поверхности при том же освещении… Я ничего не понял…))

Во многих источниках приводят такой пример: на столе лежит лист синей бумаги, он освещается лампочкой и отражает свет. Этот лист бумаги будет иметь определенную яркость, и определенную светлоту, которая рассчитывается по отношению к белой чашке. Теперь та же ситуация, но стол освещает солнце – более мощный источник света. Теперь яркость листа бумаги увеличилась, а светлота осталась прежней, так как при данном освещении соотношение яркости синего листа и белой чашки осталось прежним… Я все равно ничего не понял, даже посмотрев следующее видео на английском языке…))

Могу только привести такой пример: в банку с красной краской добавляют белую – светлота красного цвета увеличивается, а если подмешивают черную – светлота уменьшается. То есть, когда про цвет говорят, что он темно-красный или светло-красный, имеют ввиду его светлоту.

Еще в статья по теории цвета приводят вот такой рисунок и говорят, что у всех трех квадратов яркость одинаковая (100%), но светлота разная…

Каждый цвет имеет собственную светлоту, а желтый обладает самой высокой из всех цветов. Это приводит к тому, что мы воспринимаем желтый как самый яркий, даже если на фотографии все цвета одинаково яркие и насыщенные.

Их этого делается вывод, что человеческое зрение более чувствительно к свету, чем к тени.

Изображение с черным и белым фоном наиболее контрастно, но наши глаза больше привлекает темный фон. Мы можем применить этот принцип, чтобы выделить объект на изображении.

В эпоху Возрождения появилась техника живописи под названием Кьяроскуро (распределение светотени). Слово «Chiaroscuro» пришло из Италии и означает «свет-тень». Техника использует тональный контраст между светом и тенью для воссоздания трехмерной картины. Внимание зрителя притягивает предмет, освещенный светом на темном фоне.

Практический совет №14. Создаем объем, выборочно настраивая насыщенность и яркость

Рассматривая сцену, нужно обращать внимание, откуда падает свет. Область тени имеет меньшую насыщенность. Таким образом, имеет смысл повысить насыщенность освещенных областей!

Кроме того, при повышении насыщенности используем Vibrance , вместо того чтобы увеличивать насыщенность приглушенных тонов. Зачастую это создает более естественный эффект.

Теперь рассмотрим, как выборочно обесцвечивать изображение.

В редакторе «Лайтрум». Применим Adjustment Brush (Корректирующая кисть ), чтобы обрисовать области изображения, которые нам нужно обесцветить. Это создаст выделение, и мы сможем применить настройки с ползунком Насыщенность (Saturation ) . Или мы можем сделать то же самое с помощью Radial Filter (Радиальный фильтр) .

В Фотошопе. Один из самых простых способов – обесцветить изображение полностью и маскировать определенные области с помощью маски слоя (Layer mask). Но, если необходима большая точность, лучше попробовать маску яркости (Luminosity mask), Маску зоны или Color Range (Цветовой диапазон) . Эти техники используются для создания выделенной области до применения корректирующего слоя контраста. Применение инструментов Dodge (осветлитель) и Burn (затемнитель) поверх слоя с 50% серым – другой неплохой способ создания художественных светов и теней. Им я не умею пользоваться, но хочу продемонстрировать два видеоурока.

Первый урок на русском языке – пример придания объема с помощью проявления светов и теней инструментом Dodge & Burn в Photoshop. Как минимум, посмотрите схему затемнения и осветления женского портрета, описание которой начинается с 1:34 минуты.

Второй урок – на английском (можно и пейзажи обрабатывать учиться, и иностранный язык совершенствовать). Автор активно использует Dodge & Burn, а также маски для снижения или усиления насыщенности в нужных местах.

Еще один видеоурок (тоже на английском) – обработка пейзажа в Лайтруме с использованием корректирующей кисти или радиального фильтра для тех же целей: коррекции светотеневого рисунка, насыщенности картинки.

Не знаю, смогу ли я осилить подобные методы обработки. Но, по крайней мере, теперь понятно, почему у меня иногда пейзажи смотрятся плоско, а у профи они объемные.

7. Оттенки, тени и тона (Tints , Shades и Tones) в теории цвета

Эти понятия более актуальны для художников и тех, кто работает с пигментами. Но и для нас фотографов это — полезная информация.

Оттенки, тени и тона – это продукты смешивания цвета с белым, черным и серым. При этом снижается цветность, но преобладающий цвет остается неизменным.

  • Оттенок (Tints): смесь цвета с белым, чтобы увеличить светлоту.
  • Тени (Shades): ​смесь цвета с черным, чтобы уменьшить светлоту.
  • Тон (Tones): смесь цвета с серым, чтобы создать приглушенный оттенок.​

Использование оттенков, теней и тонов более распространено в монохромных изображениях. Мы рассмотрим это в следующей главе.

8. Цветовая гармония

Цветовая гармония – это теория сочетания цветов для создания гармоничного (приятного глазу) изображения. Она олицетворяет баланс и единство цветов. Человеческий мозг обретает состояние динамического равновесия, когда распознает визуальный интерес и упорядоченность, созданные гармонией.

В фотографии мы мало контролируем сочетание цветов (лишь в некоторой степени). Зрителя привлекают яркие, красочные объекты, чтобы усилить воздействие изображения, нужно постоянно думать о комбинации цветов (и учитывать её либо при съемке, либо при последующей обработке).

Тем не менее, изучение цветовой гармонии может помочь понять, почему одни из наших снимков привлекают больше внимания, чем другие.

Дизайнеры и профессиональные фотографы для подбора гармоничных сочетаний цветов могут использовать инструмента Adobe CC (раньше назывался Adobe Kuler: https://color.adobe.com/ru/create/color-wheel) для анализа цветов на своих фотографиях. Начнем с самых распространенных цветовых гармоний.

Практический совет №15. Применение Adobe CC для анализа цветов изображения

Шаг 1: Нажмем на значок камеры в верхнем правом углу (создать из изображения). Выберем нужное изображение и нажмем «Открыть» (Open ) .

Шаг 2: Мы увидим, что изображение анализируется на основе 5 цветов в больших квадратах. Затем нажмем на цветовой круг в правом верхнем углу.

Шаг 3: Посмотрим на цветовой круг и увидим, соответствуют ли цвета изображения любой цветовой гармонии.

Также можно поэкспериментировать с меню слева на шаге 2 для анализа различных свойств цвета.

Видеоурок с примером использования Adobe CC для создания гармонии изображений .

Еще один урок по задействованию Adobe CC для успешной цветокоррекции изображения (на английском языке).

8.1 Дополнительные (комплементарные) цвета

Что такое комплементарные цвета? Это цвета, находящиеся напротив друг друга на цветовом круге. Типичный пример дополнительных цветов – закат, где есть синий и желтый/оранжевый цвет.

Поскольку цвета находятся на противоположных концах цветового круга, в изображении присутствует полный спектр цвета. Наличие обоих цветов в равных пропорциях создает взаимную завершенность.

Обратите внимание: при постобработке не стоит одинаково увеличивать насыщенность обоих цветов. Насыщенные дополнительные цвета могут взаимно подчеркивать друг друга и создавать эффект контраста (кажущееся увеличение или уменьшение воспринимаемых параметров объектов).

Менее насыщенные дополнительные цвета более гармоничны и меньше выделяются на изображении.

Практический совет №16. Создание объема с помощью теплых и холодных оттенков

Помните, что теплые цвета приближают, а холодные отдаляют? Используем этот психологический ход, когда у нас на изображении есть дополнительные цвета, чтобы подчеркнуть объемность снимка.

В приведенном выше примере мы можем повысить насыщенность желтого/оранжевого сильнее, чем синего. Менее насыщенный синий отступит перед более насыщенным желтым/ оранжевым, который выделится еще сильнее.

8.2 Триада

​Триада – это когда три цвета на цветовом диске расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. Как и в случае дополнительных цветов, это говорит о наличии полного спектра цветов.

Триада и дополнительные цвета имеют сходное визуальное воздействие: они создают ощущение единства и баланса. При этом воздействие приглушенных цветов сильнее, чем насыщенных.

При наличии большого количества цветов на изображении имеет смысл сделать 1 цвет доминирующим, чтобы избежать конкуренции за внимание.

8.3 Аналогичные цвета (последовательная цветовая гармония)

Комбинация аналогичных цветов – это три оттенка, расположенных рядом на цветовом круге. Она более гармонична и имеет немного монохромный вид. Обычно наблюдается в природе, например, осенью.

Цвета обычно имеют схожую светлоту (или яркость), малый контраст и менее красочные по сравнению с дополнительными и триадой.

8.4 Монохромные цвета

Монохромные цвета характеризуются только одним цветом, но сочетающем разные оттенки, тени и тона.

Это дает больший диапазон контрастных тонов для привлечения внимания или создания фокуса.

Монохромное изображение меньше отвлекает внимание по сравнению с цветным. Это позволяет зрителю уделить больше внимания тому, что изображено на снимке и его истории.

Предлагаю посмотреть видеоурок с обзором 5-ти цветовых гармоний и примеров изображений, где сочетание цветов выполнено с учетом этих понятий.

Практический совет №17. Совершенствуем изображения с помощью тонирования (цветокоррекции)

Тонирование – это процесс улучшения или изменения цвета на изображении. Для фотографии это можно сделать при постобработке, например, в Photoshop.

Цветокоррекция чаще применяется в киноиндустрии. Возьмем к примеру фильм «Амели с Монмартра» или «300 Спартанцев», где через весь фильм проходит четкая цветовая тема. Цель тонирования – придать фильму индивидуальность.

Если сделать это правильно с точки зрения цветовой гармонии, мы можем установить тесную связь между объектом и фоном и направить внимание зрителя по своему усмотрению.

Цветокоррекция выходит за рамки данной статьи. Ее следует изучить отдельно. Вот пример видео, где творят чудеса с детским портретом.

Практический совет №18. Применим раздельное тонирование для усиления цветовой гармонии снимка

Раздельное тонирование (сплит-тонирование) заключается в добавлении одного цвета к светам и/или теням изображения.

Если мы выберем цвета, которые уже есть на изображении (и если они уже гармоничны), то это усилит эффект цветовой гармонии. Мы также можем выбрать другие цвета, чтобы поэкспериментировать с результатом.

Сплит-тонирование легко сделать в Lightroom и с помощью ACR в Photoshop. Как показано на изображении ниже, используем ползунки для настройки Hue и Saturation для Highlights (Света) и Shadows (Тени). Используем Balance (Баланс) , чтобы скорректировать настройки в сторону светов или теней.

В Лайтруме сплит-тонирование находится в модуле Develop. В Фотошопе при открытии изображения перейдем в Filter > Camera RAW Filter (Фильтр>Фильтр Camera RAW). При этом отобразится панель сплит-тонирования как на изображении выше.

  • Если в изображении присутствует более одного доминирующего цвета, уменьшим насыщенность или яркость других, чтобы избежать одновременного или конкурирующего контраста.
  • Приглушенные цвета выглядят лучше в равных количествах, чем чистые, насыщенные цвета.
  • Стоит поэкспериментировать с различными уровнями насыщенности и яркости каждого цвета для создания объемного изображения.
  • Визуальное воздействие более очевидно для ярких, чем для темных цветов.

9. Психология цвета

​Психология цвета – это учение о том, как цвет влияет на поведение человека.

​Эта тема подробно изучается и широко используется в маркетинге и брендинге. Цвет влияет на то, как потребитель подсознательно воспринимает продукт и в итоге становится или нет покупателем. С точки зрения фотографии, цвета на снимке влияют на то как зритель воспринимает нашу работу.

На восприятие цвета могут влиять культура, география, религия, время суток, время года, пол зрителя и т.д. Это объясняет, почему цвет может иметь несколько значений.

Вот хорошее видео, где поясняется как цвет влияет на психологические аспекты восприятия изображения зрителем.

  • Красный связан со страстью, любовью, волнением, уверенностью, гневом и опасностью.
  • Очень эмоционально насыщенный цвет. Становится легко заметен даже в небольшом количестве. Также заряжает энергией и энтузиазмом.
  • Очень эффектен на темном фоне. Следует применять его умеренно.
  • Зеленый ассоциируется с природой, жизнью, ростом, процветанием, чистотой, здоровьем и гармонией.
  • Естественный природный цвет. Оказывает успокаивающее, умиротворяющее действие, придает спокойствие.
  • Стимулирует гипофиз, увеличивает выделение гистаминов и вызывает более плавные сокращения мышц. Одновременно снимает напряжение и бодрит.​
  • Синий связан с прохладой, пространством, расстоянием, вечностью, мужественностью, надежностью и печалью.
  • Стимулирует организм вырабатывать химические вещества, вызывающие спокойствие и умиротворение, то есть имеет седативный эффект.
  • Более насыщенный и яркий синий — электрический или бриллиантовый синий вызывает возбуждение.​
  • Желтый связан с теплом, весельем, оптимизмом, счастьем, богатством и осторожностью.
  • Стимулирует психические процессы, нервную систему, активизирует память и стремление к общению.
  • Цвет с максимальным уровнем свечения, будет выделяться на фоне других цветов.​
  • Фиолетовый связан с богатством, роскошью, изысканностью, вдохновением и успокоением.
  • Редко встречается в природе, символизирует магию, тайну и духовность.
  • Являясь балансом между красным и синим, фиолетовый может вызвать беспокойство и тревогу, но является любимым цветом девочек-подростков.​
  • Оранжевый связан с энергией, весельем, творчеством, жизненной энергией, радостью, волнением и приключениями.
  • Стимулирует к деятельности, общению, возбуждает аппетит.
  • Чистый оранжевый может говорить об отсутствии интеллектуальных способностей и плохом вкусе.​
  • Черный связан с элегантностью, утонченностью, авторитетом, силой, смертью, ночью, злом и мистикой.
  • Может вызывать сильные эмоции, но в больших количествах также может и подавлять.
  • Позволяет нам чувствовать себя незаметными и таинственными, вызывая ощущение потенциала и возможностей.​
  • Белый связан с чистотой, невинностью, простотой, легкостью, пустотой и нейтральностью.
  • Символизирует силу, победу, мир и покорение.
  • Способствует ясности ума, поощряет к устранению препятствий, очищает мысли и дает возможность начать новую жизнь.​
  • Серый связан со спокойствием, балансом, сдержанностью, мудростью, также являясь нейтральным, скучным и депрессивным.
  • Самый важный цвет в фотографии!
  • Глубокий темно-серый вызывает ощущение тайны.
  • Воспринимается как долговечный, классический, часто элегантный и благородный.
  • Подконтрольный и незаметный, считается цветом компромисса.

10. Повышаем уровень знаний по теории цвета

Как можно заметить, теорию цвета невозможно осмыслить с одного раза! Все, что нам нужно, это немного времени, чтобы переварить полученную информацию и внедрить ее в свой рабочий процесс.

Понимание того как мы воспринимаем цвет и что привлекает внимание помогает профессионалам создавать более качественные фотографии. И уверен, что можно гарантировать, что оно поможет любому фотолюбителю!

Последнее видео в сегодняшней статье, где наглядно и с примерами обсуждаются все те аспекты теории цвета, что мы сегодня обсудили.

Ну, если вы читаете эти строки, значит осилили всю мою писанину, и писал я её не зря. Поделитесь, пожалуйста, ссылкой на этот урок в социальных сетях – авось кого-то заинтересует тема, поможет ему сделать свои снимки лучше. Спасибо! Удачных вам фотографий. Если не подписались на извещения о новых статьях в этом блоге, советую это сделать, поскольку есть задумки опубликовать еще кое-что интересненькое для начинающих фотографов.

Вспомните фотографии, которые благодаря своей палитре цветов действительно вас впечатлили, приковали к себе ваш взгляд. При чем, присутствие ярких оттенков совсем не обязательно, эти фотографии выделяются среди прочих благодаря отношению цветов, которое выстраивает непосредственно фотограф.

Чтобы пользоваться всеми бесчисленными оттенками цветов и извлекать из этого пользу, мы должны иметь хорошее представление о теории цвета. В этой статье мы кратко изложили для вас основные постулаты теории цвета.

Начнем с основ. Цветовой круг

Вероятнее всего вы не раз слышали о существовании цветового круга, возможно, изучали его структуру в детстве на уроках рисования. Предлагаем вам освежить свои знания.

Цветовой круг нужен нам, чтобы понять, как цвета взаимодействуют между собой, как они сочетаются. Именно для этого он и был создан.

В рамках цветового круга существуют первичные, вторичные и третичные цвета, которые вместе образуют цветовой спектр. Благодаря такому разделению гораздо проще рассматривать отношению между цветами. Все исходные цвета являются самыми яркими в спектре, добавляя к ним белый цвет, мы получаем более светлые, пастельные оттенки, добавляя черный, получаем цвета в темных тонах соответственно.

Сейчас мы рассмотрим первичные, вторичные и третичные цвета.

Первичные цвета

Самыми основными, базовыми цветами являются красный, желтый и синий. Смешивая их в разных пропорциях, мы получаем все остальные цвета спектра, а добавляя черный и белый цвет, получаем их дополнительные оттенки.

Комплементарные цвета

Комплементарные цвета (проще говоря, дополняющие) являются вторичными, т.е. создаются путем соединения двух первичных. На цветовом круге они располагаются напротив первичного цвета, который в себе не содержат.

  • Красный + Желтый = Оранжевый (комплементарный цвет - Синий)
  • Желтый + Синий = Зеленый (комплементарный цвет - Красный)
  • Синий + Красный = Фиолетовый (комплементарный цвет - Желтый)

Мы получаем эстетическое удовольствие, когда видим на картине, фотографии цвета, дополняющие друг друга. Правильно подобранная палитра цветов способна значительно увеличить визуальный эффект. В фотографии, совмещая комплементарные цвета, мы получаем контрастность, которая придает изображению большую динамичность.

Фотографируя, старайтесь искать эти самые комплементарные цвета вокруг себя. Вскоре вы будете замечать их повсюду.

Пользуйтесь теорией цветового круга во время постановочных съемок, при составлении композиции.

И при портретной съемке эта теория будет не менее полезна. На любой фотографии цвета должны сочетаться, смотреться гармонично. Подбирая наряд для модели, подумайте, на каком фоне вы будете ее снимать, и, исходя из этого, выбирайте цвет одежды. Например, модель в желтом платье будет весьма эффектно смотреться на синем или фиолетовом фоне.

Аналогичные цвета

Это цвета, расположенные рядом на цветовом круге.

Для примера возьмем зеленый и сине-зеленый, эти цвета аналогичны, так же, как и желто-зеленый. Их сочетание придает ощущение спокойствия, гармонии.

Теплые и холодные цвета

Цветовой круг принято делить на теплые и холодные цвета. Теплыми цветами являются: красный, желтый, оранжевый. Холодными, соответственно: зеленый, синий и фиолетовый. Дизайнеры интерьера очень часто пользуются свойствами холодных и теплых цветов. Холодные цвета способны зрительно увеличить пространство, а теплые придают ощущение домашнего уюта.

Эти факты также могут быть применимы и к фотографии. Создавая композицию, для объекта, цвет которого, можно отнести к теплым, подыщите фон противоположного, т.е. холодного цвета. Это придаст фотографии драматичности. Однако, не всегда гармонично смотрятся объекты холодного цвета на теплом фоне.

Зная и понимания физику цвета, его психологию, способность сочетаться, вы сможете создавать выразительные, эффектные фотографии, приковывающие взгляд зрителя. Именно цвет создает все настроение фотографии и выделает один объект на фоне остальных.

Почему так много людей предпочитают создавать художественные снимки черно-белыми, а не цветными? Неужели цвета отвлекают от объекта, как говорит большинство, включая меня в недалеком прошлом? Теперь я отвечу «нет», не тогда, когда цвет используется вдумчиво и с целью подчеркнуть предмет.

В прошлом году, когда я впервые начал экспериментировать с цветом после производства исключительно черно-белых фотографий на протяжении многих лет, я хотел исследовать мои творческие возможности и выяснить, почему цвет не работает так же хорошо, как черно-белое изображение в художественной фотографии. Потому что я был уверен, что это всего лишь миф. Почему же тогда почти все картины именитых художников в истории искусств созданы в цвете и нашли отзыв у такого большого количества людей, включая меня?

Вот где я начал свое исследование: изучая художников, которых я люблю, чтобы понять больше о том, как они использовали цвет.

На протяжении веков художники использовали цвета очень осознанным и эффективным способом, основываясь на теории цвета. Если вы знакомы с цветовым кругом и схемами цвета, то вы знаете о гармоничных комбинациях, таких как дополнительные, триадические и аналоговые цвета.

Как фотографы мы можем многому научиться у знаменитых художников. Вы, возможно, уже знаете об освещении Рембрандта, которое представляет собой характерный треугольник света чуть ниже глаза в портретной фотографии, названный в честь голландского великого художника Рембрандта. И возможно вы знакомы с термином «кьяроскуро», который является драматическим использованием контраста в свете и тенях, и был введен итальянским художником Караваджо. Но вы когда-нибудь замечали ограниченную цветовую палитру в картинах Рембрандта? Или как Да Винчи использовал “сфумато”, что осознанно делает контуры нечеткими, а цвет исчезающим для создания ощущения глубины? У великих художников можно почерпнуть множество других идей, как использование Ван Гогом ярких дополнительных цветов, размещенных рядом друг с другом для привлечения внимания, или техника Вермеера, которая состоит в использовании дополнительных цветов в пол силы для достижения более тонкого эффекта.

Так как я всегда восхищался ограниченной палитрой Рембрандта, мое использование цвета является результатом вдохновения его работами. Это вовсе не единственно правильный путь, это просто мое предпочтение, так что, если вы предпочитаете другую цветовую гамму, то попробуйте использовать ее.

После изучения работ Рембрандта и других великих художников, я выделил три секрета как для усиления композиции, так и для эффективного привлечения внимания зрителя в пределах этой композиции с помощью цвета:

Во-первых, использование выборочного контраста в светах. (Это правило также применяется и в черно-белой фотографии). Если ваш главный объект композиции имеет наивысший контраст в светах, то взгляд будет обращен к нему, потому что человеческий глаз всегда устремляется на участки с наивысшей контрастностью в свете и тени.

Во-вторых, использование выборочного контраста в цвете. Используйте наиболее контрастные цвета на вашем главном объекте, чтобы взгляд устремился именно туда. Глаза ищут контраст, поэтому размещение контрастирующих цветов рядом друг с другом привлечет внимание в эту определенную область. Если вы используете дополнительные цвета (противоположные цвета на цветовом круге), то этот эффект будет увеличен.

В-третьих, использование выборочной насыщенности. Чем более насыщен цвет, тем больше взгляд будет обращен к этой области. Это означает, что место, к которому вы хотите привлечь внимание зрителя, должно быть более насыщенным, чем остальная часть изображения.

В фотографии, как и в живописи, есть способы тонкого контроля над разными участками изображения на этапе постобработки. Убедившись в том, что наивысший контраст всех трех элементов (свет, цвет и насыщенность) сосредоточен на вашем главном объекте и области, окружающей его, вы можете быть уверенны, что взгляд зрителя будет привлечен к нему так же эффективно, как использование ведущих линий в композиции.

Каков мой подход к цветной фотографии, основывающийся на предпочтении ограниченной цветовой гаммы? Если вы посмотрите на мои цветные фотографии, то увидите, что я использую аналоговую цветовую схему в сочетании с несколькими сплит-дополнительными цветами, чтобы усилить композицию. Наивысший контраст в насыщенности, свете и цвете всегда сосредоточен в главном объекте и области вокруг него. Кроме того, я использую «сфумато» - цвета, которые находятся подальше от центра внимания, более блеклые и менее контрастные. Это делает детали не такими заметными, на грани почти полного исчезновения, и таким образом создается атмосферная перспектива и большая глубина. Вы также увидите, что я использую много нейтральных цветов.

Посмотрев на картины Рембрандта, вы увидите, что насыщенные, более яркие и контрастные цвета в лицах на его портретах (участках, на которые он хочет обратить ваше внимание). Он использует много оттенков коричневого в сочетании с черным и серым на заднем плане и в определенной степени в одежде людей. Это потому, что глаз движется от нейтральных цветов. Использование нейтральных цветов также придает спокойный, умиротворяющий вид изображению так же, как и место, где взгляд «отдыхает». Черный, белый, серый и коричневый считаются нейтральными цветами. Оттенки серого или сочетание с оттенками другого цвета также считаются нейтральными цветами.

Их использование в сочетании с контрастными, насыщенными цветами будет эффективно привлекать взгляд зрителя и создавать напряжение на границе их пересечения. Что так хорошо получалось у Рембрандта. С другой стороны, использование весьма специфических и насыщенных дополнительных цветов рядом друг с другом будет создавать определенное беспокойство, и Ван Гог использовал этот эффект по многих своих картинах.

В заключение, избегайте соблазна глобально насытить все ваши цвета. Вместо этого разработайте цветовую концепцию для вашего изображения и будьте тем же художником, который использует свет, цвет и контраст мудро.

Цветовой круг

Большинство из нас до определённого момента не задумываются о цветовой гамме фотоснимка. А между тем, цвет имеет сильнейшее воздействие на зрителя и очень сильно влияет на восприятие фотографии в целом. Давайте разберёмся, какие правила мы должны знать и применять, чтобы наши картинки воспринимались гармонично.

Со школы всем нам известна поговорка, помогающая запомнить 7 цветов из цветового спектра:: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Т.е. все мы помним, что световой луч через призму преломляется на 7 спектральных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. В художественной среде эти цвета представлены в виде хроматического (то есть цветного) цветового круга. Итак, давайте разберём этот самый цветовой круг и с чем его едят.

Все цвета образуются на основе всего 3х основных цветов - красного, синего и желтого.

Если эти цвета смешать в равной степени между собой, то получатся оранжевый, зеленый и фиолетовый. Эти цвета называются составными . Так мы получаем уже шестичастный цветовой круг.

А если основные и составные цвета смешать в равной степени, то мы получим третичные цвета.

При собрании всех этих цвето вместе мы получаем 12-частный цветовой круг , который на сегодня и есть основой всей теории цвета.


Такой цветовой круг уже можно использовать для подбора гармоничных цветовых сочетаний. Но всё же в данном кругу все цвета чистые - яркие и насыщенные. Для фотографий нежелательно их использовать в чистом виде, а лучше разбавлять, т.е. добавлять в них ахроматические цвета - чёрный и белый. Таким образом можно получить огромное множество оттенков и тонов в пределах одного цвета. Если в цвет бы добавим белый цвет, то его насыщенность снижается до пастельных тонов. И наоборот, при добавлении черного цвета, насыщенность основного цвета повысится.

Другими словами, такое разбавление хроматических цветов ахроматическими называется "цветовая растяжка", которая и даёт нам вот такой цветовой круг на основе всё тех же 12 цветов, но с множеством тонов и оттенков.

Гармоничные сочетания цветов

Что же из этого всего следует и зачем мы все это должны знать? А вот как раз для того, чтобы умело использовать гармоничные сочетания цветов на наших фотографиях, делая их интересными и более привлекательными для зрителя. Итак, основные схемы гармоничного сочетания цветов следующие.

Приблизительные примеры приведены рядышком со схемами (необязательно именно в том же цвете, но в той же цветовой схеме).

Монохромное (одноцветное) сочетание

Сочетание тонов и оттенков одного цвета в пределах одного сектора на цветовом круге. То есть один цвет различается только яркостью и насыщенностью. Довольно тяжело добиться такого сочетания на фотографиях (особенно на улице), т.к. редко мы имеем гамму в пределах одного цвета в природе. Но при желании, можно прийти к такой схеме путём цветокоррекции, несложно это сделать в студийной фотографии.


Аналогичное сочетание цветов - сочетание трёх соседних цветов в цветовом круге (на фотопримере - желтого, оранжево-желтого и оранжевого).


Комплементарная (дополняющая) схема - два противоположных на цветовом круге цвета (на фото красный и зелёный).


Разбитое дополнение (или расщеплённая комплиментарная схема) - сочетание цветов, когда в противоположных двух цветах вместо одного цвета берутся два соседних (на фотопримере жёлтый, оранжевый, синий).

Триада - цветовое сочетание трёх равноудалённых на цветовом круге цветов (т.е. вписанный в круг равносторонний треугольник). Наиболее интересная и полюбившаяся очень многим схема. В идеале один цвет выступает основным в композиции, задаёт настроение, второй обыгрывает и поддерживает первый цвет, ну а третий расставляет акценты.


Есть и другие сочетания, включающие четыре и более цветов (прямоугольник, квадрат - тетрада, пятиугольник). Однако, для фотографии такое многообразие цветов лучше не использовать. Это позволено ну очень опытным художникам (фотографам, дизайнерам) и не очень опытному в цвете человеку очень легко запутаться и натворить чепухи.

Теория цвета и применение фотографом на практике

Что же следует из всей этой цветовой теории и как всё это применять на практике фотографу?

Для начала не ленитесь продумывать цветовую гамму фотографий ещё до начала съёмок. Если это творческая фотография, то на этапе продумывания образа сразу представляйте себе локацию и старайтесь подобрать одежду, гармонирующую по цветовой гамме. Коммерческая съёмка - не исключение. Зная интерьеры студии или место съёмок на пленере, оговаривайте с клиентом цветовую гамму одежды, чтобы в итоге ваши фотографии смотрелись красиво и со вкусом.

При обработке - анализируйте полученные цвета на фото. Какой цвет доминирующий, какие цвета расставляют акценты, какие цвета лишние и их нужно совсем убрать из кадра (обесцветить, т.е. убрать насыщенность, сменить оттенок или вовсе перекрасить в другой цвет). Не стесняйтесь акивно использовать инструменты для цветокоррекции и тонирования в Фотошопе - цветовой баланс, выборочная коррекция цвета, кривые, карта градиента.

Для анализа цветов и подбора гармоничных сочетаний в Фотошопе есть очень удобный инструмент - Кулер. Он был доступен онлайн на сайте Adobe, а в версии Photoshop CS6 он встроен в сам редактор (Окно-Расширение-Кулер). Кулер являет собой цветовой круг, который вы можете крутить, как вам заблагорассудится, выбирая цветовые схемы и получая палитру гармоничных цветов. Очень удобно анализировать фотографию и тут же рядышком крутить параметры цветового круга, изменяя оттенки, яркость и насыщенность цветов. Из полученной палитры можно копировать номер цвета прямо в палитру фотошопа, используя это при цветокоррекции, например, инструментов "Карта градиента" или "рисованием" кисточкой в режиме "Мягкий свет".

Также есть еще одна чудесная ссылка - тот же кулер онлайн для всех, кто работает с цветом.

Кому интересно больше узнать о том, как работать с цветокоррекцией и тонированием фотографий на практике, добро пожаловать в нашу фотошколу на наш курс или .

В статье использованы фотографии для примера фотографа нашей команды .

Здравствуйте, дорогие фотолюбители!

Не секрет, что хорошая фотография намного больше зависит от умений фотографа, чем от его аппаратуры. Навороченная камера еще не гарантирует красивых снимков. Секрет удачных кадров лежит в понимании технических особенностей фотографии, и в том, как они взаимодействуют друг с другом.
Сегодня мы поговорим о важной составляющей – о цвете.

Цвет влияет на наше восприятие. Он может быть инструментом композиции, создания баланса и контраста. Подсознательно мы реагируем на цвет быстрее, чем на форму или объем. Цвета могут «оглушать» и «ударять», как звуки, а могут передавать гармонию в лаконичной, но содержательной гамме.
Цвета также обладают силой вызвать у зрителя различные реакции, потому, что с разными цветами мы связываем наши настроения и эмоции.
В психологическом плане цвета можно разделить на сильные и слабые, успокаивающие и возбуждающие, тяжелые и легкие, теплые и холодные.
На белом фоне цвета кажутся гуще, а на черном – ярче.

У каждого человека свое субъективное отношение к цвету. Тем не менее, существуют общие, характерные моменты восприятия цвета большинством людей. К примеру, самым активным и тяжелым цветом признан красный, за ним идут оранжевый, синий, зеленый и, наконец, белый. Если взять одинаковые квадраты разных цветов, то самым маленьким покажется красный, синий – побольше, а белый – самым большим.

Любопытный факт, связанный с этой психологической иллюзией цвета. Как известно, российский и французский национальные флаги имеют три одинаковых по ширине цветных полосы: синюю, белую и красную. Так вот, на морских судах соотношение этих полос меняется в отношении 33:30:37. Сделано это для того, чтобы на расстоянии все три полосы казались бы равными.

Цветовой круг

Существует не одна модель, описывающая соотношение цветов, но в фотографии чаще всего используется так называемый цветовой круг. Он состоит из нескольких секторов разных цветов. В круге выделяют три основных цвета: красный, желтый и синий. Оранжевый, зеленый и фиолетовый называют промежуточными, их можно получить путем смешения основных.

Цветовой круг является основой в понимании взаимодействия цветов. И тут действуют два простых принципа:
- Соседние цвета в круге образуют спокойные гармоничные сочетания.
- Противоположные цвета образуют контрастное сочетание.
При этом каждый из противопоставляемых цветов кажется более ярким и насыщенным.


Существует несколько основных правил работы с цветом:


Выбор направления света
Форма и окраска предметов изменяются в зависимости от характера освещения. Меняя направление и характер освещения, можно уравновесить цвета.

Изменение угла съемки
Изменяя положение фотоаппарата, можно сильно менять угол освещения объекта и тем самым в значительной степени влиять на его цвет и форму.

Изменение угла зрения
Угол зрения, в отличие от угла съемки, определяет положение объекта, которое может зафиксировать объектив фотоаппарата. Он зависит не только от положения камеры, но и от точки, с которой фотограф смотрит на объект. Понятие «нижний» и «верхний» ракурс напрямую связано с нижней или верхней точками съемки, т.е. необычным углом съемки.

Доминирующий цвет

Доминирующий (преобладающий) цвет должен быть связан с главным объектом съемки, и если главный цвет не является центральным в композиции, важно, чтобы он поддерживал и выделял главный объект съемки. Лучше всего, когда несколько цветов связаны в изображении в одно целое.

Цветовой акцент

Сила цвета зависит в большей степени не только от количества, но и от расположения. Одно яркое цветовое пятно на спокойном фоне может сделать эффектным снимок. Слабый цветовой акцент можно усилить, если он граничит с контрастным цветом.

Цветовой контраст

Контраст цветной фотографии выражается в насыщенности и разнообразии тонов (цветов). Резкие контрастные цвета (при условии их равновесия) придают фотографии эффективность и силу. Контраст усиливается, если красный цвет сочетается с голубым, зеленый – с пурпурным, синий – с желтым.

Природа этого явления лежит в физиологии нашего зрения. Человеческий глаз не может одновременно свести в фокус лучи с разной длиной волны (фокусное расстояние для красно-желтых лучей больше, чем для сине-зеленых). Поэтому когда мы видим цвета сразу все вместе, глазные мышцы начинают «дергаться», стремясь настроить волны. Эта психологическая дисгармония и создает ощущение контраста.

Наиболее удачный контраст дают:
Основные сочетания (цвета, находящиеся на противоположных сторонах цветового круга):
Синий - оранжевый
Красный - зеленый
Фиолетовый - желтый

Дополнительные (цвета, сочетание которых дает цвет, находящийся на круге между ними):
Красный - желтый
Синий - красный
Желтый - синий

Цветовая гармония

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!