Самоанализ занятия по литературному чтению в старшей группе «Сказки Александра Сергеевича Пушкина. Анализ занятия учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему Ознакомление с наглядными материалами

Людмила Матвеева
Самоанализ НОД по чтению художественной литературы «Литературная гостиная «Книги в нашей библиотеке»

Самоанализ непосредственной образовательной деятельности по чтению художественной литературы.

Тема: Литературная гостиная «Книги в нашей библиотеке».

Воспитатель: Матвеева Л. О.

Тип: интегрированное (коммуникация (развитие речи) совместно с ознакомлением с художественной литературой с элементами драматизации).

Представленный конспект – построен в соответствии с ФГОС ДО, а так же дидактическими и общепедагогическими принципами:

Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

Принцип доступности (соответствие индивидуальных особенностей детей)

Принцип психологической комфортности (уверенность, спокойствие, доброжелательность)

Цель НОД: систематизировать знания детей об основных жанрах русской литературы.

Задачи НОД были выбраны в соответствии с образовательной программой МДОУ «Майский детский сад «Солнышко».

В ходе занятия решены следующие задачи:

развивать эмоционально-выразительную речь (использовать логическое ударение, паузу, понимать содержание литературной фразы, использовать невербальные формы выразительности речи (умение интонировать, передавать эмоции и сопереживания с помощью жестов, мимики);

развивать коммуникативные навыки и личностное взаимодействие дошкольников во время выполнения совместных заданий;

развивать связную речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно по устной инструкции;

совершенствовать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, использовать речь, как средство общения;

поощрять проявление интереса к смысловой стороне слова; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

воспитывать интерес к русской культуре и прививать любовь к литературе, книге.

При подготовке к занятию были учтены требования программы: интеграция областей, возрастные особенности детей, решение образовательных и воспитательных задач в единстве, учёт положения о ведущей деятельности и смене видов деятельности, создание непринуждённой обстановки, осуществления взаимодействия при ведущей роли взрослого.

Использовались следующие материалы: Портреты писателей И. А. Крылова и К. Д. Ушинского. Выставка книг в библиотеке группы. Дидактическая игра «Подбери рифму с помощью картинок». Мнемотаблицы. Костюмы: лисы, вороны, зайцев, собак, уточек, Васи; макеты: ель, забор, дом, пруд. Книга «Жанры русской литературы», четыре листа ватмана для оформления страниц книги. Изобразительные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые карандаши, мелки, кисточки, баночка для воды. Аудиозпись (музыкальное сопровождение театрализованной деятельности).

Предварительная работа: Знакомство с творчеством И. А. Крылова и К. Д. Ушинского, рассматривание иллюстраций к их произведениям. Беседы по басням, драматизации отрывков из басен. Беседа о жанрах русской литературы. Разучивание басни, стихотворения, сказки, рассказа, постановка драматизации. Изготовление книжек-малышек по жанрам русской литературы и оформление выставки.

В ходе занятия использовались различные методы и приёмы:

словесный (рассказывание стихотворений, сказки, рассказа, чтение басни, загадки, беседа, вопросы, объяснение);

наглядный (мнемотаблцы, портреты русских писателей);

практический (Дидактическая игра «подбери рифму к картинке», музыкальное сопровождение, создание книги «Жанры русской литературы»).

игровой (драматизация сказки, басни, рассказа, физминутка.)

Использование выше перечисленных приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке. На протяжении всего занятия дети были активными, заинтересованными.

Продолжительность занятия соответствует нормам.

Вывод: Цель занятия достигнута, систематизированы знания детей об основных жанрах русской литературы, поставленные задачи, на мой взгляд, были выполнены.

Публикации по теме:

Формы работы с родителями по чтению художественной литературы ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1. СЕМИНАРЫ 2. ПРАКТИКУМЫ 3. КОНСУЛЬТАЦИИ для родителей. 4. КОНКУРСЫ - Чтецов,.

Тема: «В гостях у сказки» Задачи: Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» 1. Формировать внимательное, заботливое.

Опыт работы по дополнительному чтению художественной литературы Предлагаю коллегам свой опыт дополнительного чтения художественной литературы с детьми с целью привития им навыков полного анализа текста.

Открытое занятие по чтению художественной литературы «Медвежонок Бурик» Конспект по художественной литературе на тему: «Медвежонок Бурик» II младшая группа Каранова М. С. Воспитатель г. Сургут Программное.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД № Тема Цели Материал.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в средней группе Сентябрь 1-4 - Чтение закличек, песенок, потешек. «Солнышко-вёдрышко…» стр. 105 «Ножки, ножки где вы были?» стр. 138 «Дон! Дон! Дон!» стр. 3.

ИринаЧебанова
Самоанализ открытого занятия «Путешествие по русским народным сказкам»

Анализ занятия по теме : «Путешествие по русским народным сказкам »

Занятие соответствовало программе обучения.

Тема взята из перспективного плана.

Тип занятия : обобщающий

Представленный конспект – построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами :

Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

Принцип доступности (соответствие индивидуальных особенностей детей)

Принцип психологической комфортности (уверенность, спокойствие, доброжелательность)

В ходе занятия решены следующие задачи :

Дидактическая : обобщить представления о сказках , ее особенностях и видах : волшебные, бытовые, сказки о животных ;

совершенствовать умение узнавать сказку по иллюстрации , по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев) .

Коррекционная : коррекция зрительного восприятия «Посмотри, найди, разложи» .

Воспитательная : поднять эмоциональный настрой детей посредством встречи с героями сказок и игровой деятельности. Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству .

В ходе подготовки данного занятия проводилась предварительная работа с детьми :

1. Чтение русских народных сказок (обогащение словаря детей)

2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам .

3. Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок

4. Обыгрывание сказки «Колобок» , «Репка» с помощью настольного театра.

5. Просмотр мультфильмов «русские народные сказки » .

6. Проведение дидактических игр : «Узнай сказку по картинкам » , «Чей головной убор?» , «Из какой сказки герой » и т. д.

На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность. Проведение рефлексии «Настроение» эмоционально окрасило занятие и позволило мне выявить настроение детей перед началом занятия .

Таким образом, закрепили временные представления.

Для интереса к коррекционному упражнению включила сюрпризный момент с появлением лисы.

При разработке коррекционного упражнения взяла за основу зрительное восприятие, так как именно через этот анализатор поступает основной объем информации. Применила дифференцированный подход, который позволил реализовать учет индивидуальных особенностей каждого и тем самым способствовал максимальному включению их в рабочее поведение.

На следующем этапе занятия посредством художественного слова ввела детей в тему, стимулируя интерес к ней. Ребятам было предложено отправиться в путешествие по русским народным сказкам , они с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность (с использованием релаксации для развития способности расслабляться и воображать, что очень сложно для наших детей).

Главная задача основного этапа занятия – обобщить знания детей о русских народных сказках , о главных героях этих сказок .

В структуру занятия включены задания на развитие познавательной активности детей, творческих способностей.

В основной части мотивом к участию в занятии явилось :

Показ слайдов в сочетании с пояснениями и вопросами;

Здоровьесберегающие технологии : гимнастика для глаз плавно переходящая в физкультминутку сочетающей с темой; физкультминутка «Сказка » была направлена на развитие умения координировать речь с движением.

Появление Бабы – Яги способствовал сохранению эмоционального настроя к дальнейшей деятельности детей.

Проведение игры с Бабой – Ягой «Отгадай загадку» , способствовали закреплению знаний детей о русских народных сказках , о главных персонажах сказок ;

Обыгрывание сказки «Волк и семеро козлят» - способствовало развитию у детей инициативы и самостоятельности , снятию зажатости и скованности. Таким образом, дети активно в показе сказки выражали состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации в изображении характерных особенностей героев. Активно участвовали в подготовке сказки .

На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, в каких сказках они побывали , Что самое главное в русских народных сказках , что им было интересно и запомнилось больше всего. Участие каждого ребенка было отмечено похвалой, положительной оценкой. В конце занятия дети получили в подарок раскраски с героями русских народных сказок .

Итог занятия Рефлексия прошел для ребят в игровой форме, для себя, выявить настроение детей в конце занятия .

Цель занятия достигнута , дети обогатили знания о русских народных сказках , их главных героев

Использование выше перечисленных приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке. На протяжении всего занятия дети были активными , заинтересованными.

Продолжительность занятия соответствует нормам.

Вывод : поставленные задачи, на мой взгляд, были выполнены.

Анализ познавательного занятия

Новая тема содержит много новых слов, что обогащает и активизирует их словарный запас. Оборудование было приготовлено воспитателем заранее. Структура: орг.момент, повторение, новый материал, физ минутка, закрепление, итоги. Этапы логически связаны между собой из повторения Занятие по времени 10 мин. Объем и сложность отобрана в соответствии с возрастными особенностями. Для закрепления была организованна игра по теме, в игре дети лучше и эффективнее закрепят свои знания. Каждый ребенок принял посильное участие в игре. Цели занятия достигнуты.

Анализ занятия по коммуникации и чтению художественной литературы

Тип - новый материал. Структура: орг. момент, новый материал, физ. минутка, закрепление, итоги. Этапы логически и последовательны, связаны между собой. Использованное произведение доступно пониманию детей.

Использовала следующие методы и приемы: чтение, показ иллюстраций, беседа, вопросы. Дети активно участвовали в беседе, отвечали на вопросы. Цели занятия достигнуты.

АНАЛИЗИРУЕМ ЗАНЯТИЕ

Интенсивное развитие инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны ставит перед образованием новые проблемы, как в масштабах государства, так и в конкретном образовательном учреждении.

Анализ – это расчленение явления на части, элементы с последующим изучением их в отдельности, как частей данного целого.

Педагогический анализ – это функция управления вместе с руководством, контролем, координацией, коррекцией, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.

В моей практике существовало достаточно схем анализов различных видов деятельности (это схемы, взятые из рекомендаций К.Ю.Белой, и схемы, разработанные нашим педагогическим институтом и др.), все бы хорошо, но наш детский сад работает по программе О.М.Дьяченко (Л.А.Венгера) «РАЗВИТИЕ» и многие схемы для анализа занятий нам не подходят. Передо мной как перед методистом стала проблема, как лучше разработать развивающее занятие и проанализировать его со всех сторон.



Подумав, почитав методическую литературу и наладив контакт с преподавателями ИГПИ им. П.П.Ершова, мы разработали памятку для воспитателей по постановке целей развивающего занятия (приложение №1).

Пришлось так же подумать и разработать опорную схему для анализа и конструирования занятий (приложение №2).

На основе этих схем легче анализировать мне, как руководителю и педагогу сделать самоанализ.

В конце учебного года своим воспитателям я предлагаю самим предложить свои открытые мероприятия на следующий учебный год, а затем анализирую и составляю график открытых мероприятий. А в годовом плане отражаю план посещения групп и график контроля воспитательно-образовательной работы и открытые просмотры.

Для меня, как для методиста наиболее важно во время посещения занятия увидеть творческую искорку в работе воспитателя с детьми, то есть как педагог творчески и неординарно проведет детей в мир знаний, каким путем он воспользуется, какие методы, формы, приемы и новинки он использует в данном занятии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ:

Конкретизация норм и уровня усвоения знаний для каждого ребенка

Четкое определение уровня формирование каких-либо умений и навыков

Ликвидация конкретных пробелов в знаниях и умениях конкретного ребенка

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ:

Обеспечить продвижение ребенка в видах деятельности, способствующих формированию опыта творческой деятельности, социально значимых качеств личности (трудолюбие, самостоятельность, инициативность), нравственных качеств (сочувствие, сопереживание, гуманное отношение)

Предусмотреть ситуации, направленные на формирование умений и навыков познавательной деятельности, социального опыта.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ.

Постановка цели развивающего занятия – это не элементарное определение замыслов, а логическое определение направления и результатов движения (точки постепенного движения к цели по определенному маршруту).

Цель педагогической деятельности – мысленное предвосхищение результатов процесса. В своих формулировках педагогическая цель должна отражать те качества, на развитие которых направлен педпроцесс.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности: актуальность и личностный смысл изучаемой темы для детей, помощь детям в осознании социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

2. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений детей к окружающей действительности: содействовать осознанию детьми ценностей изучаемого материала, помочь детям осознать ценность совместной деятельности.

3. Цели, направленные на развитие у детей интеллектуальной культуры: вооружить (т.е. создать организационные и содержательные условия для развития у детей умений) способами (приемами) мыслительной деятельности: учить детей анализировать познавательный объект, развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать, соотносить, видеть закономерности, находить противоречие и т.д.

4. Цели, ориентированные на развитие исследовательской культуры (исследовательских умений): содействовать развитию у детей умению использовать различные методы познания: наблюдение, выдвижение гипотезы, умение анализировать объект, выделять его существенные признаки, сопоставлять различные факты, делать выводы.

5. Цели, ориентированные на развитие у детей организации деятельной культуры: развитие у детей умений ставить цель, планировать свою деятельность (осуществлять контроль, самооценку и самокоррекцию своей деятельности).

6. Цели, ориентированные на развитие коммуникативных умений (культуры) детей: содействовать развитию у детей умению общаться, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

7. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры детей: создать условия для развития у детей умений приостановить свою деятельность, выделять узловые моменты своей или чужой деятельности, обеспечить развитие умений объектировать деятельность.

7.9. Наблюдение и анализ организации

физкультурных мероприятий группы

Комплекс утренней гимнастики

Общеразвивающие упражнения

1-2 неделя практики

Шарик И.П: ноги слегка расставить, руки за спину. Согнуть руки, кисть в кулак, ближе ко рту и надуть шарик. Развести руки в стороны, выпрямиться – надули. Руки вверх посмотреть – улетел, вернуться в И.П. Где коленки И.П. сидя, ноги врозь, руки упор сзади. Наклон вперед, ладони на олени, смотреть на олени, выпрямиться. Говорить «вот» Мячик И.П. ноги слегка расставить, руки вниз. Слегка сгибать и выпрямлять ноги – мягкие мячики. 8-10 подпрыгиваний – прыгают мячики, чередование с ходьбой 3 раза

3-4 неделя практики - С платочком

Подуй И.П. ноги слегка расставлены, платочек опущен. Платочек перед грудью, подуть на него, сильный ветер. Опустить, сказать «нет ветра» Спрячемся И.П. ноги врозь, платочек опущен. Наклон вперед, платочек перед лицом – спрятались. Опустить платочек, выпрямиться Сесть встать И.П. ноги слегка расставить, платочек на полу. Сесть на платочек, перед ним, за ним, около. Встать, сказать, «сели»

Подвижные игры

Катится колобок

Цель: развивать крупные мышцы туловища, разгружать позвоночник. Вызвать чувство удовлетворения от выполняемых движений

Лохматый пес

Цель: приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал

Пройди через ручеек

Цель: развивать у детей чувство равновесия, ловкость, глазомер

Солнышко и дождь

Цель: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал

Анализ утренней гимнастики

Гимнастика проводится в физкультурном зале, после каждой группы проводится проветривание, по окончанию влажная уборка помещения и инвентаря, что соответствует гигиеническим условиям.

Гимнастика начинается с разогревающих упражнений, ОРУ соответствуют возрастной дозировке, выполняются упражнения сначала для шеи, для конечностей, затем туловища. Используются основные виды движений: ходьба, бег, прыжки длительность и интенсивность соответствует возрастным нормам. Окончание гимнастики плавное, выполнение упражнений на восстановление дыхания. Дети организованно и активно выполняют движения. Воспитатель дает четкие доступные указания и команды. Следит за правильностью выполнения, осанкой. Музыкальное сопровождение не используется. Проведение утренней гимнастики воспитателям соответствует гигиеническим условиям и возрастным нормам, учитываются индивидуальные особенности.

План-задание к тематической проверке

Срок проведения: 15.10.2012г. - 18.10.2012г.

Цель контроля: Определить эффективность работы МБДОУ по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.


Вопросы контроля

Методы контроля

Содержание контроля

Сроки

Кто проводит

ЗУН детей

Наблюдение и анализ непосредственно образовательной деятельности.

Организация НОД, соблюдение структуры НОД, основных этапов работы с художественным текстом, книгой.

15.10.12 - 18.10.12

Педагогическая комиссия

Наблюдение и анализ нерегламентированной деятельности: совместная деятельность педагога и детей (наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций); самостоятельная деятельность детей.

Анализ работы воспитателя с детьми по ознакомлению с художественной литературой в совместной деятельности (ежедневные чтения «для души»); организация НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы»; создание предметно-развивающей среды, вводящей ребёнка в мир книжной культуры.

15.10.12 - 18.10.12

Педагогическая комиссия

Планирование работы с детьми

Анализ программно-методического обеспечения, календарных планов воспитателей.

Система работы по ознакомлению с художественной литературой НОД, взаимосвязь с другими видами деятельности, самостоятельное речевое общение.

Наличие перспективного плана работы по направлению, отражение работы в календарном плане.



15.10.12 - 18.10.12



Создание условий

Анализ предметно-развивающей среды.

Создание предметно-развивающей среды, вводящей ребёнка в мир книжной культуры: наличие книг в Центре Книги в соответствии с возрастом детей, разнообразие видов книг, соблюдение принципов отбора детских книг, эстетика оформления, витрины для рисунков по литературным произведениям, иллюстрации по литературным произведениям, портреты детских писателей.

15.10.12 - 18.10.12

Педагогическая комиссия

ЗУН воспитателей

Наблюдения. Беседы. Самоанализ мероприятий.

Знание программных задач. Методика проведения НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы». Руководство самостоятельной деятельностью детей. Особенности организации педагогического процесса.

15.10.12 - 18.10.12

Краснова Р.В. Бирючевская О.А.

Работа с родителями

Анализ документации, наглядной пед. пропаганды; наблюдение за процессом общения педагога с родителями.

Работа по данной теме, наличие совместной деятельности.

15.10.12 - 18.10.12

Краснова Р.В. Бирючевская О.А.

Справка

по итогам тематического контроля

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
В соответствии с годовым планом работы детского сада компенсирующего вида № 37 «Родничок» на 2012 – 2013 учебный год и на основании Приказа № в период с 15.10.2012 г. по 18.10.10.2012 г. проводился тематический контроль в возрастных группах по теме «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Цель контроля: определить эффективность работы МБДОУ по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Программа контроля:


  • планирование работы с детьми;

  • создание условий;

  • ЗУН детей;

  • ЗУН воспитателей;

  • работа с родителями.
Методы контроля

  • наблюдение и анализ непосредственно образовательной деятельности;

  • наблюдение и анализ нерегламентированной деятельности: совместная деятельность педагога и детей (наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций); самостоятельная деятельность детей;

  • анализ планирования образовательной работы с дошкольниками;

  • анализ предметно-развивающей среды, условий для организации детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге;

  • анализ форм педагогического просвещения и взаимодействия с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе.

В ходе контроля было установлено:

Ознакомление дошкольников с художественной литературой осуществляется на основе перспективного и календарного планирования. В перспективных планах запланировано ознакомление с художественными произведениями в соответствии с программой воспитания и обучения детей «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы и Региональной программой дошкольного образования Шаеховой Р.К.

Анализ календарного планирования показал, что воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. В связи с этим педагоги планируют непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Чтение художественной литературы», «чтение для души» перед сном, художественно-речевую деятельность с детьми в организации разных режимных моментов. Используются стихи, загадки во время наблюдений на прогулке. Организуется чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, драматизацией сказок, коротких рассказов. В младших группах потешки, весёлые песенки помогают при создании положительного эмоционального настроя во время проведения культурно-гигиенических процедур, приёма пищи, укладывания в постель, одевании на прогулку.

Следует обратить внимание на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Кроме того необходимо продумывать и планировать разные формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы.

Изучение предметно-развивающей среды способствующей ознакомлению детей с художественной литературой показало, что во всех группах оборудованы центры Книги, соответствующие «закону возрастных соответствий» и «закону возрастной перспективы». В центрах собран богатый книжный фонд разнообразных жанров (сказки, стихи, рассказы, энциклопедии), имеются произведения одного автора разных издательств. В наличие портреты детских писателей, материалы об их творчестве, но мало материала о художниках-иллюстраторах. Кроме книг, в центрах имеются различные тематические папки и альбомы, иллюстрации к произведениям, дидактические игры, оборудование для «больнички для книг». Но были выявлены небольшие недочёты к оформлению центров Книги. В средней, старшей и татарской группе неудачно выбрано место для организации рассматривания книг. В первой младшей, подготовительной и татарской группах мало разноформатных книг. Однако, после проведения консультации «Книжный центр в детском саду», все нарушения были устранены и пополнены новыми книгами и эстетическим оборудованием. Кроме того, в центрах Книги появились детские рисунки по любимым произведениям, дидактические игры «Герои сказок».

Анализ просмотренной непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Чтение художественной литературы» показал, что воспитатели владеют навыками выразительного чтения, организацией беседы по прочитанному произведению, могут донести до детей смысл и идейное содержание произведения. Воспитатели старшей и подготовительной к школе группы (Чупахина О.В., Натальина Л.В.) используют демонстрацию фрагментов мультипликационных фильмов; Салимова Р.Р. – кукольный театр.

В процессе чтения педагоги осуществляли толкование непонятных детям слов, показывали картинки в книгах. Использование демонстрационного материала, рассматривание иллюстраций к произведениям способствовали формированию у детей к самостоятельному рассматриванию книг, а также любви и интереса к художественной литературе.

Просмотренная непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе (воспитатель Л.В. Натальина) показала, что дети не только знают много произведений, но и могут назвать и узнать авторов этих произведений, знают и называют различные жанры (сказка, рассказ, стихи).

Стоит также отметить, что дети умеют внимательно слушать произведения, активны в речевом диалоге.

Речевые умения детей 2 младшей группы тоже соответствуют требованиям программы. Дети умеют слушать воспитателя, понимают его речь, эмоционально реагируют на побуждения педагога выполнить подражательные действия, характерные для того или иного персонажа сказки или потешки. Многие малыши уже употреблять в речи сложные предложения, отвечая на вопросы воспитателя.

Таким образом, наблюдения за дошкольниками в процессе занятий, анализ их речевой активности и правильности употребления лексико-грамматических структур, индивидуальные беседы с детьми свидетельствуют о том, что в основном, речь детей дошкольных групп соответствует норме, за исключением её фонетической стороны. Такой результат является показателем системы работы с дошкольниками.

С целью повышения качества работы по речевому развитию ребёнка стоит обратить внимание на следующие требования:

Во всех группах обращать внимание не только на обогащение активного и пассивного словаря детей, построение грамматически правильного высказывания, но и на развитие образной речи дошкольников. Дети должны научиться употреблять в речи эпитеты, метафоры и др. средства художественно-речевой выразительности. Этому может помочь чтение детской художественной литературы, дидактические игры, живое общение взрослого и ребёнка.

Анализ бесед с детьми показал, что многие дети не знают фамилии писателей и поэтов, произведения которых они читали в детском саду. Для этого необходимо продумать интересные формы работы с детьми и родителями. Например, оформление тематических выставок или проведение вечеров, посвящённых творчеству писателей, ознакомление с их биографиями, празднование именин произведения, проведение интеллектуальных марафонов, оформление макетов по мотивам любимых сказок, поощрение создания и обогащения семейных детских библиотек, посещение детской библиотеки.

Анализ работы с родителями свидетельствует о том, что работа по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы, ограничивается лишь такими формами работы, как оформление папок-передвижек и наглядной информацией, подготовка к тематическому конкурсу рисунков по произведениям и конкурсу чтецов.

Вывод: работа детского сада по ознакомлению дошкольников с художественной литературой эффективна.


  1. Планировать индивидуальную работу с детьми в центре Книги.
Срок исполнения: постоянно.

  1. Разнообразить формы работы с детьми по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

  1. Провести развлечение «Мы дружим с книгой».

  1. Активизировать и разнообразить взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников интереса к чтению книг.
Срок исполнения: незамедлительно.

  1. Оформить буклеты, рекомендации для родителей по организации семейного чтения.
Срок исполнения: не позднее 01.12.2012 года.
Члены комиссии:

Заведующая детским садом_________ Краснова Р.В.

Старший воспитатель ____________ Бирючевская О.А.

Воспитатель ___________ Чупахина О.В.


Ознакомлены:

Вафина Г.С.

___________

Малыхина В. Н.

___________

Идрисова Ю.Р.

___________

Миннигалеева Н.И.

___________

Кошель Е. В.

___________

Набиуллина Ф.А.

___________

Крупенченко И. В.

___________

Натальина Л. В.

___________

Кургузкина Н.А.

___________

Салимова Р.Р.

___________

Лапшова Н.В.

___________

Чупахина О. В

___________

Карта анализа

непосредственно образовательной деятельности по образовательной области

«Чтение художественной литературы»


Тема _____________________________________________________________________________________

Дата проведения ____________________________________________

Возрастная группа ____________________________________

Количество детей ____________________

Ф.И.О. воспитателя ______________________________


Критерии оценки работы воспитателя

Уровень оценки

высокий

допустимый

низкий

Была ли соблюдена структура НОД по ознакомлению с художественной литературой?

Подготовил ли воспитатель детей к восприятию художественного произведения?

Была ли достигнута цель подготовительной работы перед чтением – возбудить интерес к главному персонажу или предмету, явлению, изображенному в произведении?

Выразительно ли был прочитан (рассказан) текст художественного произведения?

Велись ли наблюдения над словом, формировались ли умения видеть яркие художественные детали?

Осуществлялось ли на занятии толкование непонятных детям слов?

Проводилась ли другая работа по развитию речи детей?

Выяснилось ли идейное содержание произведения?

Проводилась ли работа по коллективному рассматриванию книги?

Была ли дана рекомендация к самостоятельной индивидуальной работе с книгой, произведением?

Способствовала ли данная НОД формированию у детей любви и интереса к художественной литературе?

Вывод:

Старший воспитатель ________________

Воспитатель _____________

Карта анализа наглядной информации для родителей в рамках

тематического контроля

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»


Критерии анализа

Возрастные группы

1 мл.

2 мл.

Ср.

Ст.

Подг.

Тат.

Конкретность информации

Доступность предлагаемого материала

Краткость материала

Эстетичное оформление наглядных материалов

Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов

Форма подачи материала

Папки-передвижки

Стенды

Ширмы

Информационные письма-памятки, буклеты для родителей

Показатели: + оптимальный уровень; V допустимый уровень; - недостаточный уровень

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы в рамках

тематического контроля

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»


Направления воспитательно-образовательной работы

Возрастные группы

1 мл.

2 мл.

Ср.

Ст.

Подг.

Тат.

Планирование непосредственно образовательной деятельности «Чтение художественной литературы»

Ежедневное «чтение для души»

Творческие виды читательской деятельности (графическое и словесное рисование, сочинительство, изготовление книжек-малышек и т.д.)

Работа с материалами центра Книги

Совместная деятельность с городской детской библиотекой

Досуги, развлечения

Работа с семьёй

Показатели: + оптимальный уровень; V допустимый уровень; - недостаточный уровень

Анкета для родителей

«Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге»

1. Есть ли у Вас дома детская библиотека? (Да, нет.)

2. Какие произведекния приобладают в Вашей детской библиотеке? (сказки, стихи, познавательные энциклопедии, прочее.) /нужное подчеркнуть /

3. Часто ли Вы покупаете ребёнку книги? (Часто, редко.)

4. Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребёнку? (отметьте один из пунктов.)

Просматриваю содержание,

Учитываю возраст ребёнка,

Выбираю книгу по иллюстрациям,

Покупаю случайно.

5. Как часто Вы читаете ребёнку книги?

Ежедневно,

Два-три раза в неделю,

Один раз в месяц,

Вообще не читаю.

6. По чьей инициативе Вы читаете книги?

По просьбе ребёнка,

По своей инициативе.

7. Беседуете ли Вы с ребёнком о прочитанном? (Да, нет, иногда.)

8. Рассказывает ли Вам ребёнок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? (Да, нет, иногда.)

9. Выписываете ли Вы детские журналы? Какие? ______________________________________________

10. Какова, по Вашему мнению, роль книги в развитии ребёнка? (напишите) ____________________________

______________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

во второй младшей группе

«В гостях у сказки»

ОО: Коммуникация

Цель: развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.

Задачи:

    закрепить знания детей о русских народных сказках;

    формировать умение узнавать и называть их по отдельным предметам и иллюстрациям;

    воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному литературному ускусству;

    развивать выразительную речь, память, внимание, вызвать интерес к театру.

Методические приемы:

    Игровой (использование сюрпризных моментов) .

    Наглядный (использование кукол) .

    Словесный (напоминание, указание, опросы, индивидуальные ответы детей) .

    Поощрение, анализ занятия.

Материалы к занятию: атрибуты к волшебному сундучку, к сказке «Теремок», счетные палочки, мяч.

Ход занятия:

Сюрпризный момент: под музыку входит Красная шапочка (ребенок) :

Здравствуйте, ребята!

Я из сказки к вам пришла,

Сундучок вам принесла,

Сундучок-то не простой,

Он волшебный, не пустой!

Много сказок в нем живет,

Надо взять их на учет.

Воспитатель: А знаете ли вы сказки?

Дети: Да, знаем!

Воспитатель: 1-2-3-4-5 пора в сказку нам играть, кто к началу опоздал, тот на сказку опоздал.

Воспитатель открывает сундучок и произносит:

Ой, какой здесь беспорядок!

Срочно помощь мне нужна.

Вы, ребята, помогите,

Сказки все мне разберите.

Воспитатель из волшебного сундучка по очереди достает атрибуты к сказкам и проводит беседу по вопросам.

Колобок:

Кто испек колобок?

Куда покатился колобок?

Кого встретил по дороге колобок?

Кто съел колобка?

Какой конец у сказки?

Проблемный вопрос:

    Почему колобок укатился с окошка?

    А что было бы, если бы лиса не съела колобка?

Курочка ряба:

Как начинается сказка?

Какое яйцо снесла курочка ряба?

Кто разбил яйцо?

А как она его разбила?

А что курочка ответила деду и бабе?

Проблемный вопрос:

    А что было бы, если яйцо не разбилось?

    А для чего дед и баба хотели разбить яйцо?

Маша и медведь:

Как Маша попала к медведю?

Что говорил медведь, когда нес короб?

А Маша, что отвечала?

Как закончилась сказка?

Проблемный вопрос:

    Почему Маша решила убежать от медведя?

Репка:

Кто посадил репку?

Кто помог вытащить репку?

Воспитатель: Но мне кажется - дружба. Когда мы вместе, нам под силу любые дела, я предлагаю вам сказать какие вы дружные ребята.

Дети, взявшись за руки, образуют круг:

Мы дружные ребята,

Не ссоримся совсем,

Мы дружные ребята,

Скажите это всем!

Красная шапочка предлагает детям отдохнуть.

Физминутка «Три медведя» .

Три медведя шли домой,

Папа был большой-большой,

Мама с ним поменьше ростом,

Ну, а сын - малютка просто!

Очень маленький он был,

С погремушками ходил,

Дзинь, ля-ля, дзинь, ля-ля!

Воспитатель достает из сундучка макет домика, вопрос: Как в сказках дом называют по-другому? (избушка, теремок) .

Я предлагаю вам смоделировать, построить избушку из наших волшебных счетных палочек (дети работают за столами) .

А сейчас давайте поиграем и вспомним героев сказок.

Игра с мячом «Расскажи какой герой?»:

    колобок - румяный

    дед - старый

    бабка - седая

    заяц - ушастый

    волк - зубастый

    медведь - косолапый

    лиса - хитрая

    репка - большая

    лягушка - зеленая

    мышка - серая

    маша - добренькая

    пирожки - вкусные

    яйцо - золотое

    избушка - деревянная

Воспитатель достает из сундучка маску волка: Мы с вами побываем сейчас еще в одной сказке. Вернее мы покажем сказку, а вы будете настоящими артистами.

Распределение ролей считалкой:

Ежик, ежик чудачек,

Шил колючий пиджачок,

Нам героя выбирать.

Инсценировка сказки «Теремок» .

Итог занятия.

Красная шапочка: Мне очень понравилось бывать у вас в гостях. Много вы сказок знаете. А самое главное вы помогли навести порядок в моем сундучке.

Под музыку дети прощаются с Красной шапочкой и со сказками.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!