«современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Современные технологии математического развития детей дошкольного возраста

Сафронова Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 19
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 30.10.2017
Раздел: дошкольное образование

МБДОУ датский сад №19.

Методическое пособие.

Тема: Игровые технологии математического развития детей дошкольного

возраста.

Воспитатель: Сафронова Н.В.

Новокузнецк, 2017г.

Введение…………………………………………………………………...3

Игра, как основной метод обучения…………………………………...4

Процесс формирования элементарных математических

представлений, игровые технологии…………………………………..5

Заключение………………………………………………………………11

Используемая литература……………………………………………...12

ВВЕДЕНИЕ

Усвоение математических знаний на различных этапах школьного

обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из

причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе

усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления

дошкольников к усвоению этих знаний.

Проблемами развития мышления на основе опыта лежат идеи

отечественных и зарубежных педагогов – психологов:

Л.С. Выготского.П.П. Блонского, П.П.Гольперина, С.Л. Рубинштейна, В.В.

Давыдова, А.И. Мещерякова, И.А.Менчинской,Д.Б. Эльконина,А.В.

Запорожца,

М. Монтессори.

Мышление – высшая ступень познания человеком действительности.

Вопрос о том, с чего и как начать подготовку детей дошкольного возраста к

изучению математики (или пред математическую подготовку) не может

решаться в настоящее время так, как решался 100 или даже 50 лет тому назад.

формированием представлений о числах и простейших геометрических

фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в

простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения

самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для

подготовки их к усвоению математических знаний является формирование

логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и

измерять, но и рассуждать.

1.Игра, как основной метод обучения детей дошкольного возраста.

Когда речь идет об обучении дошкольников, то, конечно, имеется в виду не

прямое обучение логическим операциям и отношениям, а подготовка детей к

усвоению точного смысла слов и словосочетаний, обозначающих эти

операции и отношения посредством практических действий, приводящих к

Таким образом, пред математическая подготовка детей представляется

состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической, т. е.

подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам

рассуждений, и собственно пред математической, состоящей в формировании

элементарных математических представлений. Отметим, что логическая

подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая

познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих

специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх

(наряду с получившей широкое распространение функцией закрепления и

повторения знаний) функции формирования новых знаний, представлений и

способов познавательной деятельности. Иными словами, речь идет о

необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей

обучение через игру.

Игра для них - труд, учеба, серьезная форма воспитания. Иногда

спрашивают, когда играть с детьми, до или после занятия, не подозревая

даже, что можно играть с детьми на самом занятии, обучать их в процессе

игры, играя с ними.

В обучении детей 4-6 лет игра рассматривается не просто как один из

методов обучения, а как основной метод обучения детей этого возраста, в

дальнейшем постепенно уступающий свои позиции другим методам

обучения. Для детей 4-6 лет игра является ведущим видом деятельности: в

ней психика ребенка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и

развивается.

Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для самых

маленьких, способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с

игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не

перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к

игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что

изучается, т. е в интерес к математике.

2. Процесс формирования элементарных математических

представлений, игровые технологии

Разработка и выбор технологий зависит от того, что подлежит освоению, и

в чем будет состоять развитие мыслительной деятельности ребенка- это

связей и взаимосвязей предметов и явлений окружающего мира. Это

освоение свойств объектов (форма, цвет, размер, масса, емкость и т.д.)

Игровые технологии:

Логические и математические игры;

Образовательные ситуации (развивающие, игровые);

Проблемные ситуации, вопросы;

Экспериментирование, исследовательская деятельность;

Творческие задачи, вопросы и ситуации.

Процесс формирования элементарных математических представлений

осуществляется под руководством педагога, в результате систематически

проводимой работы на НОД и вне ее, направленной на ознакомление детей с

количественными, пространственными и временными отношениями с

помощью разнообразных средств. своеобразными орудиями труда педагога и

инструментами познавательной деятельности детей.

В практике работы используются следующие средства формирования

элементарных математических представлений:

Комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

Оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

Методические пособия для воспитателя детского сада, в которых

раскрывается сущность работы по формированию элементарных

математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются

примерные конспекты занятий;

Сборной дидактических игр и упражнений для формирования

количественных, пространственных и временных представлений у

дошкольников;

Учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению

математики в школе в условиях семьи.

При формировании элементарных математических представлений

средства обучения выполняют разнообразные функции:

Реализуют принцип наглядности;

Адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для

малышей форме;

Помогают детям овладевать способами действий, необходимыми для

возникновения элементарных математических представлений;.

Способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия

свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и

обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального

к материализованному, от конкретного ж абстрактному;

Дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную

деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них

желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением,

простейшими способами вычисления и т. д.;

Увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей

на занятиях по математике и вне их;

Расширяют возможности педагога в решении образовательных,

воспитательных и развивающих задач;

Рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.

Таким образом, средства обучения выполняют важные функции:в

деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных

математических представлений. Они постоянно изменяются, новые

конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики

пред математической подготовки детей.

Основным средством обучения является наглядно дидактический

материала для занятий. В него входит следующее: объекты окружающей

среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предметы быта, игрушки,

посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;

Изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без

них, нарисованные на карточках;

Графические и схематические средства: логические блоки, фигуры,

карточки, таблицы, модели.

При формировании элементарных математических представлений на

занятиях наиболее широко использую реальные предметы и их изображения.

С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании

отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами

применяется опосредованная система дидактических материалов.

Современные исследования опровергают утверждение о недоступности для

детей обобщенных математических представлений. Поэтому в работе со

старшими дошкольниками используются наглядные пособия, моделирующие

математические понятия.

Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных

особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного

на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на

определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми

фигурами, а они в свою очередь цифрами и т. п.

Для каждой возрастной группы должен использоваться свой комплект

наглядного материала. Наглядный дидактический материал соответствует

возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям:

научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим,

экономическим и т. д.

Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для

повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах

обучения.

Обычно используется наглядный материал двух видов: крупный,

(демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный),

которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со

всеми задание педагога.

Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению:

первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем,

вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность

детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения.

Эти функции являются основными, но не единственными и строго

фиксированными.

Учитываются размеры пособий: раздаточный материал должен быть

таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не

мешать друг другу во время работы.

Наглядный дидактический материал служит для реализации программы

развития элементарных математических представлений

в процессе специально организованных упражнений во время НОД. С этой

целью используются:

Пособия для обучения детей счету;

Пособия для упражнений в распознавании величины предметов;

Пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и

геометрических фигур;

Пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;

Пособия для упражнения детей в ориентировке во времени. Данные

комплекты пособий должны соответствовать основным разделам

программы и включают как демонстрационный, так и раздаточный материал.

Необходимые для проведения НОД дидактические средства изготавливаются

педагогом, привлекая к этому родителей, или берутся готовыми из

окружающей среды.

В оборудование для самостоятельных игр и занятий можно включать:

Специальные дидактические средства для индивидуальной работы с

детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и

материалами;

Разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами;

обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б.

П. Никитиным; шашки, шахматы;

Занимательный математический материал: головоломки, геометрические

мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на

трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов

(например, для игры «Танграм» требуются образцы расчлененные и

нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;

Отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки),

палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется

на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины

и многое другое.

Книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и

рассматривания иллюстраций.

Все эти средства размещаются непосредственно в зоне самостоятельной

познавательной и игровой деятельности. Эти средства используются в

основном в часы игр, но могут применяться и на НОД

Действуя с разнообразными дидактическими средствами вне занятий,

ребенок не только закрепляет знания,- полученные на занятиях, но и в

отдельных случаях, усваивая дополнительное содержание, может опережать

требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению.

Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая

индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп

развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности,

особенности.

Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста

элементарных математических представлений являются занимательные игры,

упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал

чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и

воспитательному влиянию.

Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками

могут использоваться самые простые его виды:

Геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо»,

«Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур

требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного

образца или по замыслу;

- «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор»,

«Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из

Он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций,

открывает эффективные пути активизации умственной деятельности,

способствует организации общения детей между собой и со - взрослыми.

Занимательный математический материал является средством

комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется

умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок

занимает активную позицию в самом процессе учения. Пространственное

воображение, логическое мышление, целенаправленность и

целеустремленность, умение самостоятельно искать и находить способы

действия для решения практических и познавательных задач - все это,

вместе взятое, требуется для успешного усвоения математики и других

учебных предметов в школе.

В программе "Детство" основными показателями интеллектуального

развития ребёнка являются показатели развития таких мыслительных

процессов, как сравнение, обобщение, группирование, классификация. Дети,

испытывающие затруднения в выборе предметов по определённым

свойствам, в их группировании обычно отстают в сенсорном развитии

(особенно в младшем и среднем возрасте). Поэтому игры для сенсорного

развития занимают большое место в работе с этими детьми и. как правило,

дают хороший результат.

Кроме традиционных игр, направленных на сенсорное развитие, очень

эффективны игры с Блоками Дьенеша. Например, такие:

Сделай узор. Цель: развивать восприятие формы

Воздушные шары. Цель: обратить внимание детей на цвет предмета,

учить подбирать предметы одинакового цвета

Запомни узор. Цель: развивать наблюдательность, внимание, память

Найди свой домик. Цель: развивать умение различать цвета, формы

геометрических фигур, формировать представление о символическом

изображении предметов; учить систематизировать и классифицировать

геометрические фигуры по цвету и форме.

Пригласительный билет. Цель: развивать умение детей различать

геометрические фигуры, абстрагируя их по цвету и размеру.

Муравьи. Цель: развивать умение детей различать цвет и размер

предметов; формировать представление о символическом изображении

предметов.

Карусель. Цель: развивать у детей воображение, логическое мышление;

упражнять в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету,

величине, форме.

Разноцветные шары. Цель: развивать логическое мышление; учить

Дальнейший порядок игр определяется усложнением: развитием умений

сравнивать и обобщать, анализировать, описывать блоки с помощью

символов, классифицировать по 1-2 признакам. Эти и дальнейшие

усложнения переводят игры в разряд игр для одарённых детей. В этот же

разряд могут перейти и сами «отстающие» дети. Важно вовремя осуществить

необходимый переход детей на следующую ступень. Чтобы не передержать

детей на определённой ступени, задание должно быть трудным, но

выполнимым.

Таким образом, стараясь учесть интересы каждого ребёнка в группе, педагог

должен стремиться создать ситуацию успеха для каждого с учётом его

достижений на данный момент развития. Необходимо иметь:

Наличие игр разнообразного содержания – для предоставления детям

права выбора

Наличие игр, направленных на опережение в развитии (для одарённых

Соблюдение принципа новизны – среда должна быть изменчивой,

обновляемой – дети любят новое

Соблюдение принципа неожиданности и необычности.

Заключение

Организованная в русле игровых технологий работа по математическому

развитию детей отвечает интересам самих малышей, способствует развитию

их интереса к интеллектуальной деятельности, соответствует нынешним

требованиям к организации образовательного процесса для дошкольников и

стимулирует к дальнейшему творчеству в совместной деятельности с

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию

умственных способностей у детей дошкольного возраста».

«Просвещение» 1989г.

Ерофеева Т.И. «Знакомство с математикой: методическое пособие для

педагогов». – М.: Просвещение, 2006.

Зайцев В.В. «Математика для детей дошкольного возраста». Гуманит.

Изд. Центр «Владос»

Колесникова Е.В. «Развитие математического мышления у детей 5-7

лет» – М: «Гном-Пресс», «Новая школа» 1998г.

«Формирование элементарных математических представлений посредством методов технологии ОТСМ - ТРИЗ. Многие учёные и практики считают, что современные требования к дошкольному образованию...»

Формирование элементарных математических представлений

посредством методов технологии ОТСМ - ТРИЗ.

Многие учёные и практики считают, что современные требования к дошкольному

образованию могут быть выполнены при условии, если в работе с детьми будут

активно использоваться методы технологии ТРИЗ-ОТСМ. В образовательной

деятельности с детьми старшего дошкольного возраста использую следующие методы:

морфологический анализ, системный оператор, дихотомия, синектика (прямая

аналогия), наоборот.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Морфологический анализ – это метод, благодаря которому ребенок с малых лет учится мыслить системно, представлять в своем воображении мир, как бесконечное сочетание различных элементов - признаков, форм и т.п.

Основная цель: Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

Возможности метода:

Развивает внимание, воображение, речь детей, математическое мышление.

Формирует подвижность и системность мышления.

Формирует первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. (ФГОС ДО) Помогает ребенку усвоить принцип вариативности.

Развивает способности детей в области восприятия, познавательный интерес.



Технологическая цепочка проведения образовательной деятельности (ОД) по морфологической дорожке (МД)

1.Представление МД («Волшебной дорожки») с установленными заранее показателями по горизонтали (значками признаков), в зависимости от цели ООД.

2.Представление Героя, который будет «путешествовать» по «Волшебной дорожке».

(Роль Героя будут выполнять сами дети.)

3.Сообщение задания, которое предстоит выполнить детям. (Например, помочь объекту пройти по «Волшебной дорожке», отвечая на вопросы признаков).

4.Морфологический анализ проводится в форме обсуждения (возможна фиксация результатов обсуждения с помощью картинок, схем, знаков). Кто-то из детей задаёт вопрос от имени признака. Остальные дети, находясь в ситуации «помощники», отвечают на заданный вопрос.

Цепочка примерных вопросов:

1.Объект, ты кто?

2.Объект, какого ты цвета?

3.Объект, какое у тебя главное дело?

4. Объект, что ты ещё умеешь делать?

5.Объект, какие у тебя есть части?

6.Объект, где ты находишься («прячешься»)? Объект, а как называются твои «родственники», среди которых можно встретить тебя?

Обозначать форму Нахожусь, В природном мире (лист, ёлка, ттреугольник предметов вершины

–  –  –

Примечание. Усложнения: введение новых показателей или увеличение их количества.

Технологическая цепочка проведения образовательной деятельности (ОД) по морфологической таблице (МТ)

1.Представление морфологической таблицы (МТ) с установленными заранее показателями по горизонтали и вертикали, в зависимости от цели ООД.

2.Сообщение задания, которое предстоит выполнить детям.

3.Морфологический анализ в форме обсуждения. (Поиск объекта по двум заданным свойствам).

Примечание. Показатели по горизонтали и вертикали обозначаются картинками (схемами, цветом, буквами, словом). Морфологическая дорожка (таблица) остаётся на некоторое время в группе и используется педагогом в индивидуальной работе с детьми и детьми в самостоятельной деятельности. Вначале, начиная со средней группы, проводится работа по МД, а затем по МТ (во второй половине учебного года).

В старшей и подготовительной к школе группах детского сада образовательная деятельность проводится по МД и по МТ.

Что может представлять собой морфологическая таблица (дорожка) в группе?

В своей работе я использую:

а) таблицу (дорожку) в виде наборного полотна;

б) морфологическую дорожку, которая выкладывается на полу веревочками, на которой расставляются значки признаков.

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР

Системный оператор – это модель системного мышления. С помощью «системного оператора» мы получаем девятиэкранную систему представления о строении, взаимосвязях, этапах жизни системы.

Основная цель: Формировать у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту.

Возможности метода:

Развивает воображение, речь детей.

Формирует у детей основы системного мышления.

Формирует элементарные математические представления.

Развивает у детей умение выделять у объекта его главное назначение.

Формирует представление о том, что каждый объект состоит из частей, имеет своё местоположение.

Помогает ребенку выстраивать линию развития какого-либо объекта.

Минимальная модель системного оператора – это девять экранов На экранах цифрами показана последовательность работы с системным оператором.

В своей работе с детьми я системный оператор обыгрываю, провожу по нему игры ("Озвучь диафильм", "Волшебный телевизор", "Ларец").

Например: Работа на СО. (Рассматривается число 5. Открываются экраны 2-3-4-7).

В: Дети, я хотела показать нашим гостям информацию о числе 5. Но кто-то спрятал её за дверцами ларца. Нам необходимо открыть ларец.

–  –  –

Алгоритм работы по СО:

В: Для чего люди придумали число 5?

Д: Обозначать количество предметов.

В: Из каких частей состоит число 5? (Из каких двух чисел можно составить число 5? А как число 5 составить из единиц?).

Д: 1и4, 4 и1, 2иЗ, Зи2, 1,1,1,1и1.

В: Где находится число 5? Где вы видели число 5?, Д: На доме, на лифте, на часах, на телефоне, на пульте, на транспорте, в книге, В: Назовите числа - родственники, среди которых можно встретить число 5.

Д: Натуральные числа, которыми мы пользуемся при счёте.

В: А каким числом было число 5, пока к нему не присоединилась 1?

Д: Числом 4.

В: А каким числом будет число 5, если к нему присоединится 1?

Д: Числом 6.

Примечание.

Не следует детям говорить термины (система, надсистема, подсистема).

Разумеется, не обязательно рассмотрение всех экранов во время организованной образовательной деятельности. Рассматриваются только те экраны, которые необходимы для достижения цели.

В средней группе рекомендуется, отступив от порядка заполнения, начинать рассматривать подсистемные признаки, сразу после названия системы и ее главной функции, а потом уже определять, в какую надсистему она входит (1-3Что может представлять собой системный оператор в группе? В своей работе я использую системный оператор в виде наборного полотна: экраны заполняются картинками, рисунками, схемами.

СИНЕКТИКА

В переводе с греческого слово «синектика» означает «объединение разнородных элементов».

В основе такой работы лежит четыре типа операций: эмпатия, прямая аналогия, символистическая аналогия, фантастическая аналогия. В процессе ФЭМП можно использовать прямую аналогию. Прямая аналогия – это поиск сходных объектов в других областях знаний по каким-либо признакам.

Основная цель: Формировать у детей умение устанавливать соответствие между объектами (явлениями) по заданным признакам.

Возможности метода:

Развивает внимание, воображение, речь детей, ассоциативное мышление.

Формирует элементарные математические представления.

Развивает у детей умение строить различные ассоциативные ряды.

Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка.

Овладение ребенком прямой аналогией проходит через игры: "Город Кругов (Квадратов, Треугольников, Прямоугольников и т.д.)", "Волшебные очки", "Найди предмет такой же формы", "Мешок с подарками", "Город цветных Цифр" и др. В ходе игр дети знакомятся с различными видами ассоциаций, учатся целенаправленно строить различные ассоциативные ряды, приобретают навыки выхода за рамки привычных цепочек рассуждений. Формируется ассоциативное мышление, что очень необходимо для будущего школьника и для взрослого человека. Овладение ребенком прямой аналогией тесно связано с развитием творческого воображения.

В связи с этим важным также является обучение ребенка двум умениям, которые помогают созданию оригинальных образов:

а) умению "включать" объект в новые связи и отношения (через игру «Дорисуй фигуру»);

б) умению выбирать из нескольких образов самый оригинальный (через игру «На что это похоже?»).

Игра «Что на что похоже?» (с 3 лет).

Цель. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Формировать умение сравнивать математические объекты с объектами природного и рукотворного мира.

Ход игры: Ведущий называет математический объект (цифру, фигуру), а дети называют объекты, похожие на него из природного и рукотворного мира.

Например, В: На что похожа цифра 3?

Д: На букву з, на змейку, на ласточку, ….

В: А если перевернуть цифру 3 в горизонтальное положение?

Д: На рога барана.

В: На что похож ромб? Д: На воздушного змея, на печенье.

ДИХОТОМИЯ.

Дихотомия - метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен в педагогической деятельности различными типами игры "Да - Нет".

Способность ребенка к постановке сильных вопросов (вопросов поискового характера) является одним из показателей развития его творческих способностей. Для расширения возможностей ребенка и ломки стереотипов в формулировке вопросов необходимо показывать малышу образцы других форм вопросов, демонстрировать различия и исследовательские возможности этих форм. Важно также помочь ребенку усвоить определённую последовательность (алгоритм) постановки вопросов. Обучить ребенка этому умению можно, используя в своей работе с детьми игру "Да-нет".

Основная цель:- Формировать умение сужать поле поиска

Обучать мыслительному действию - дихотомия.

Возможности метода:

Развивает внимание, мышление, память, воображение, речь детей.

Формирует элементарные математические представления.

Ломает стереотипы в формулировке вопросов.

Помогает ребенку усвоить определенную последовательность вопросов (алгоритм).

Активизирует словарь детей.

Развивает способности детей к постановке вопросов поискового характера.

Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка Суть игры проста - дети должны распутать загадку, задавая воспитателю вопросы по усвоенному алгоритму. Отвечать же на них воспитатель может только словами: "да", "нет" или "и да, и нет". Ответ воспитателя "и да, и нет" показывает наличие противоречивых признаков объекта. Если ребенок задает вопрос, на который невозможно дать ответ, то необходимо заранее установленным знаком показать - вопрос задан неправильно.

Д./и. «Да - нет». (Линейная, с плоскими и объёмными фигурами).

Воспитатель заранее устанавливает в ряд геометрические фигуры (куб, круг, призма, овал, пирамида, пятиугольник, цилиндр, трапеция, ромб, треугольник, шар, квадрат, конус, прямоугольник, шестиугольник).

Воспитатель загадывает, а дети отгадывают, задавая вопросы по знакомому алгоритму:

Это трапеция? - Нет.

Это справа от трапеции? - Нет. (Убираются фигуры: трапеция, ромб, треугольник, шар, квадрат, конус, прямоугольник, шестиугольник),

Это овал? - Нет.

Это слева от овала? - Да.

Это круг? - Нет.

Это справа от круга? - Да.

Это призма? - Да, молодцы.

Метод «НАОБОРОТ».

Суть метода «наоборот» в выявлении определенной функции или свойства объекта и замены их на противоположные. Этот приём в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со средней группы детского сада.

Основная цель: Развитие чувствительности к противоречиям.

Возможности метода:

Развивает внимание, воображение, речь детей, основы диалектического мышления.

Формирует элементарные математические представления.

Развивает у детей умение подбирать и называть антонимиеские пары.

Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка.

Метод «наоборот» является основой игры «Наоборот».

Варианты игры:

1.Цель: Формировать умение детей находить слова антонимы.

Основное действие: ведущий называет слово - играющие подбирают и называют антонимическую пару. Детям эти задания объявляются как игры с мячом.

2.Цель: Формировать умение рисовать предметы «наоборот».

Например, воспитатель показывает страничку из тетради «Игровая математика»

и говорит: «Веселый Карандаш нарисовал короткую стрелку, а вы нарисуйте «наоборот».

Подготовила педагог Журавлева В.А.

ГОРОДСКОЙ ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ АТАВИНОЙ Н.М.

«Использование блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Уважаемые педагоги! «Ум человеческий отмечается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну…»

Я.А. Коменский.

У любого педагога особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать что – то новое, – это беда для всех. Беда для педагога: очень трудно обучать того, кто не хочет учиться. Беда для родителей: если нет интереса к знаниям, пустота будет заполняться иными, далеко не всегда безобидными интересами. И самое главное, это беда ребенка: ему не только скучно, но и трудно, а отсюда сложные отношения с родителями, со сверстниками, да и с самим собой. Невозможно сохранить уверенность в себе, самоуважение, если все вокруг к чему-то стремятся, чему-то радуются, а он один не понимает ни стремлений, ни достижений товарищей, ни того, чего от него ждут окружающие.

Для современной образовательной системы проблема познавательной активности чрезвычайно важна и актуальна. По прогнозам ученых третье тысячелетие ознаменовано информационной революцией. Знающие, активные и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство, так как необходимо компетентно ориентироваться во все возрастающем объеме знаний. Уже сейчас непременной характеристикой готовности к обучению в школе служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям. Эти способности и умений «вырастают» из прочных познавательных интересов, потому так важно формировать их, учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся: Как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания?
Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным.

Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.

Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).

Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);

Вся мыслительная деятельность человека состоит из логических операций и осуществляется в практической деятельности и неразрывно связана с ней. Любой вид деятельности, любой труд включает решение мыслительных задач. Практика является источником мышления. Всё, чтобы ни познал человек посредством мышления (предметы, явления, их свойства, закономерные связи между ними), проверяется практикой, которая дает ответ на вопрос, правильно ли он познал то или иное явление, ту или иную закономерность или нет.

Однако практика показывает, что усвоение знаний на различных этапах обучения вызывает существенные затруднения у многих детей.

– мыслительные операции

(анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация)

в анализе – мысленном разделении предмета на части с последующим их сравнением;

в синтезе – построении целого из частей;

в сравнении – выделении общих и различных признаков в ряде предметов;

в систематизации и классификации – построении предметов или объектов по какой-либо схеме и упорядочивании их по какому-либо признаку;

в обобщении – связывании предмета с классом объектов на основе существенных признаков.

Поэтому обучение в детском саду должно быть направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.

Интеллектуальный труд очень не легок, и, учитывая возрастные возможности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить,

что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра.

В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей в процессе формирования математических представлений

Педагоги нашего дошкольного учреждения успешного используют современные педагогические технологии и методики организации образовательного процесса.

Одной из универсальных современных педагогических технологий является использование блоков Дьенеша.

Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтан Дьенеш.

Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования).

Золтан Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку, кубики, которую поместил в небольшую коробку.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.

Итак, логические блоки Дьенеша предназначены для детей от 2до 8 лет. Как видим, относятся они к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год путем усложнения заданий от простого к сложному.

Цель: использования логических блоков Дьенеша яеляется - развитие логико-математических представлений у детей

Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:

1.Развивать логическое мышление.

2.Формировать представление о математических понятиях –

алгоритм, (последовательность действий)

кодирование, (сохранение информации с помощью специальных символов)

декодирование информации, (расшифровка символов и знаков)

кодирование со знаком отрицания (использования частицы «не»).

3. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, трем признакам), объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.

4. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

5. Развивать пространственные представления, (ориентировка на листе бумаги).

6. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

7. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

8. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию,

10. Способность к моделированию и конструированию.

С точки зрения педагогики, данная игра относиться к группе игр с правилами, к группе игр, которые направляет и поддерживает взрослый.

Игра имеет классическую структуру:

Задачу (задачи).

Дидактический материал (собственно блоки, таблицы, схемы).

Правила (знаки, схемы, словесную инструкцию).

Действие (в основном по предложенному правилу, описанному либо моделями, либо таблицей, либо схемой).

Результат (обязательно сверяемый с поставленной задачей).

И так, откроем коробку.

Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. Цветом - красные, желтые, синие;

3. Размером -большие и маленькие;

4. Толщиной -толстые и тонкие.

И что?

Будем доставать фигуру из коробки и говорить: «Это большой красный треугольник, это маленький синий круг».

Просто и скучно? Да, согласна. Именно поэтому, было предложено огромное количество игр и занятий с блоками Дьенеша.

Неслучайно же, многие детские сады России занимаются с детьми по данной методике. Мы хотим показать, как это интересно.

Наша цель – заинтересовать Вас, а коль она будет достигнута, то мы уверены, коробка с блоками пылиться на полках у вас не будет!

С чего же начать?

Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложному.

Как уже говорилось начинать работу с блоками можно с детьми младшего дошкольного возраста. Хотим предложить этапы работы. С чего начали мы.

Хотим предупредить, что строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.

Этапы обучения игр с блоками Дьенеша

1этап «Знакомство»

Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, мы на первом этапе дали детям возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Воспитатели могут наблюдать за таким знакомством. А дети могут построить башенки, домики и т.д. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Хотим пояснить, что на этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно, т.е. без заданий, поучений со стороны воспитателя.

2 этап «Обследование»

На этом этапе дети проводили обследование блоков. При помощи восприятия они познавали внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети подолгу, не отвлекаясь, упражнялись в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т.д.

В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы. Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения.

3 этап «Игровой»

А когда знакомство и обследование произошло, предложили детям одну из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей. Большое значение играет дидактический материал. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого – то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т.д. Отметим, что комплекс игр представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.

(показ брошюры из комплекта к блокам)

4 Этап «Сравнение»

Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»

Аналогичным образом дети устанавливали различия фигур по толщине. Постепенно дети начали пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.

5 этап «Поисковый»

На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учаться находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и показать любой квадрат.

6 этап «Знакомство с символами»

На следующем этапе знакомили детей с кодовыми карточками.

Загадки без слов (кодирование). Объясняли детям, что угадать блоки нам помогут карточки.

Ребятам предлагались игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.

Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала.

Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровывают информацию и находят закодированный блок.

Пользуясь кодовыми карточками, ребята называли «имя» каждого блока, т.е. перечисляли его признаки.

(Показ карточек на альбоме с кольцами)

7 этап «Соревновательный»

Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и рисовали свою схему. Напомню, что в играх необходимо присутствие наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т.д. В игру с блоками включился соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

8 этап «Отрицание»

На следующем этапе игры с блоками значительно усложнились за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т.д.

Показ - карточек

Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Можно ввести в схему один знак отрезания – по одному признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не красный, не синий», «не большой», «не толстый» - какой блок? Желтый, маленький, тонкий треугольник. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

Если вы начали знакомить детей с блоками Дьенеша в старшей группе, то этапы «Знакомство», «Обследование» можно объединить.

Особенности структуры игр и упражнений позволяет по – разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Дидактические игры распределены по возрасту детей. Но каждую игру, возможно, использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

Речь детей

Так как мы работаем с детьми ОНР, то большое значение уделяем развитию речи детей. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои высказывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др., охотно вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный запас, пробуждается живой интерес к обучению.

Взаимодействие с родителями

Начав работу с детьми по этой методике, мы познакомили своих родителей с этой занимательной игрой на практических семинарах. Отзывы у родителей были самые положительные. Они считают эту логическую игру полезной и увлекательной, не зависимо от возраста детей. Родителям мы предложили использовать плоскостной логический материал. Изготовить его можно из цветного картона. Показали как легко, просто и интересно с ними играть.

Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову». Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от простого к сложному». Уяснение педагогом значимости включения данных игр в образовательную деятельность, поможет ему более рационально использовать их интеллектуально-развивающие ресурсы и самостоятельно создавать авторские оригинальные дидактические игры. И тогда игра для его воспитанников станет «школой мышления» - школой естественной, радостной и сосем не трудной.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ АТАВИНА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА г. Покачи, 24 апреля 2015г.

Задачи: Развивать логическое мышление. Формировать представление о математических понятиях Развивать умения выявлять свойства в объектах Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать пространственные представления. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. Развивать творческие способности, воображение, фантазию Развивать способность к моделированию и конструированию.

Этапы обучения игр с блоками Дьенеша 1этап «Знакомство» дать детям возможность познакомиться с блоками

2 этап «Обследование» . Например красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т.д.

3 этап «Игровой»

4 Этап «Сравнение»

5 этап «Поисковый»

6 этап «Знакомство с символами»

7 этап «Соревновательный»

Государственное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 5 города Сызрани структурное подразделение реализующее программы дошкольного образования «Детский сад»
Зимняя методическая неделя
Тема выступления: «Современные технологии в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте»
Составил: воспитатель ГБОУ СОШ№5 СП ДОУ№29 Горшунова Галина Михайловна
Сызрань, 2013
Введение государственного стандартного образования открывает возможность грамотно и творчески использовать различные образовательные программы. В нашем детском саду используют программу «Игралочка» Л.Г.. Петерсон Е.Е. Кочемасова.
Многолетний опыт работы показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и
привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность и т.д. По-этому основными задачами математического развития дошкольников в программе «Игралочка.» являются:
Задачи:
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
4) Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7) Формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
Эти задачи решаю в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Новое зздание не даю детям в готовом виде, оно постигается
ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. Подвожу детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагаю прокатить через ворота два предмета. В результате собственных предметных действий они устанавливают, что шар катится, потому что он «круглый», без углов, а кубу мешают катиться углы.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система организации занятий должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила название пособия - «Игралочка».
Большое внимание в программе уделяю развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. В дошкольном возрасте
эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации образовательной области с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим, темпом. Механизмом решения задачи разноуровневого обучения является подход, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка.
Известно, что в любом возрасте у каждого малыша существует круг дел, с которыми он может справиться сам. Например, он сам моет руки, убирает игрушки. За пределами этого круга - дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще. Л.С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми. Другими словами, завтра малыш будет делать сам то, что сегодня он делал вместе с воспитателем, с мамой, с бабушкой...
Поэтому работа с детьми в данном курсе веду на высоком уровне трудности (то есть в зоне их «ближайшего развития», или «максимума»): им предлагаю, наряду с заданиями, которые они могут выполнить самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Решение их формирует у детей желание и умение преодолевать трудности. В
итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей.
Таким образом, основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации
развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Программа «Игралочка» методически обеспечена пособиями:
1) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников 3 - 4 и 4 - 5 лет (методические рекомендации). -М.,Ювента2010.
2) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Тетради «Игралочка», ч. 1-2. Дополнительный материал к практическому курсу «Игралочка».-М.Ювента 2010.
Практический курс «Игралочка» содержит методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации занятий с детьми. Их объем и содержание могут корректироваться в соответствии с конкретными условиями работы, уровнем подготовки детей, особенностями их развития.
Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений не ограничивается одной областью образования, а включается в
контекст всех других видов деятельности: игры, рисования, аппликация, конструирования, и т.д.
При знакомстве с цифрами использую стихи Маршака «Цифры».Для закрепления прямого и обратного счета использую сказки В. Катаева «Цветик -семицветик», «Белоснежка и семь гномов», различные игры например: «Прогулка в лес». (Дети с помощью треугольников изображают (зеленым и белым, елка и береза) считают, сравнивают, устанавливают равенство. Создаю затруднения в игровой ситуации: в лесу жила болтливая сорока, она не верила,что елок и березок поровну. Дети раскладывают квадратики (сороки) над елками и березками.
При представлении о цвете и оттенках использую игры « Рисуем рассказ» (разложить картинку с помощью разноцветных кружков), « Нарядим елку»(соотносят елки и игрушки), «Компот», (использую две банки, в одной банки светло-красный компот, а другой темно- красный). Подвожу детей
к самостоятельному открытию, предлагаю самим сварить компот.
Для закрепления понятия «длинный», «короткий» создаю мотивационную ситуацию, игра «Магазин». В магазине перепутались ленточки, нужно их разложить по длине от самой длинной до самой короткой.
Для знакомства с пространственными понятиями (на-над-под, выше-ниже,слева-справа, вверху-внизу, шире-уже,шире-уже, внутри-снаружи)): провожу такие игры: «Подарок зайцу» (взять в правую руку большую морковку, а в левую маленькую, подарить зайчику), «Сказка « Репка» (закрепление понятия «впереди», «сзади», « Одеяла» (подобрать одеяло зайке и мишке, познакомить с понятием широкий-узкий), «Белочка» (дети собирают грибы, ягоды, по сигналу «ночь» встают в обруч (внутрь).
Для формирования понятия ритм использую времена года (последовательность), игры «Художники»(выкладывают квадраты чередуя по цвету), « В разном ритме» (двигаются под музыку в определенном ритме).
Для знакомства детей с понятием «Пара» использую игру «Собираемся на каток» (дети перечисляют, что нужно одеть и взять парами), дети делают вывод, есть вещи которые используются только вместе.
Также знакомлю детей с геометрическими фигурами: квадрат, круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник;
геометрическими телами: куб, цилиндр, конус, призма, пирамида.
Для этого применяю игровую ситуацию «Магазин» (находят предметы геометрических форм), «Прямоугольник и квадрат», «Необычный детский сад» (знакомство с конусом), «Найди паспорт» (подбирают к карточке геометрические тела).
Для индивидуальной работы удобно использовать ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду. Например, можно спросить у ребенка, сколько пуговиц на его рубашке, какой из двух шарфов длиннее (шире),
чего больше на тарелке - яблок или груш, где правая варежка, а где левая и т.д.
В своей работе использую физкультминутки: « Отдых в лесу» (дети лежат на ковре рассматривают различных жучков), «Дикие и домашние животные» (изображают движениями и голосом различных животных, « Велосипед»(лежа на спине имитируют движения езды на велосипеде), и т.д. тематически связанные с заданиями.
Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток желательно разучивать заранее. Их можно использовать также во время прогулок, в течение дня в группе для снятия напряжения и переключения на другой вид деятельности.
Тетради «Игралочка» представляют собой дополнительный материал для индивидуальной работы с детьми. В образовательной деятельности их использование не предполагается - они предназначены для совместной работы детей с родителями, или в индивидуальной работе, которая проводится в течение недели.
Тетради яркие, с интересными картинками, поэтому, однажды попав к малышу в руки, они рискуют быть закрашенными и просмотренными от начала до конца.
Работу по тетради следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!
Сначала надо рассмотреть с ним картинку, попросить назвать известные ему предметы и явления, рассказать о неизвестных. Ни в коем случае не следует торопить или останавливать малыша - каждый ребенок должен работать в своем темпе.
Нельзя сразу же объяснять малышу, что и как он должен делать. Он должен пробовать сам! Своим невмешательством взрослый как бы говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Ты справишься!».
Надо набраться терпения и выслушивать даже самые, на первый взгляд, абсурдные предложения малыша: у него своя логика, нужно выслушать до конца все его мысли.
Не следует настаивать на том, чтобы ребенок сделал все задания на листе за один раз. Если у малыша пропал интерес - надо прерваться. Но уже начатое задание лучше довести до конца, мотивируя это значимым для ребенка образом. Например: «Петушок расстроится, если у него не будет раскрашено одно крыло, ведь над ним будут смеяться» и т.п.
Методическое пособие по развитию математических представлений
Тетради «Игралочка», части 1-2 являются дополнительным пособием к курсу «Игралочка» для детей 3-4 и 4-5 лет.
В них представлен материал, позволяющий закрепить и расширить знания по программе «Игралочка» в индивидуальной работе детей с родителями или воспитателями.
Учебно – методические пособия «Игралочка» по развитию математических представлений детей 3-4 и 4-5, соответственно является начальным звеном непрерывного курса математики «Школа 2000…». Содержат краткое описание концепции, программы и проведения занятий с детьми в соответствии с новыми требованиями к организации образовательной области « Познание» по дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…».




Тезаурус Математическое мышление – если человек умеет построить какую – либо модель изучаемого понятия и описать ее математическим языком, следовательно он обладает тем, что мы называем математическим мышлением. Интеллектуальная (математическая) готовность – достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов (память, восприятие, мышление, воображение, речь), овладение ребенком определенного багажа знаний в объеме программы.


Нестандартные средства - это такие средства, задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения. Нестандартное средство, задача выступает в роли проблемной. Нетрадиционные средства – это задачи, алгоритм решения которых неизвестен (Фридман)


Занимательный математический материал – это средство комплексного воздействия на развитие детей, с помощью которого осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении. Это одно из д\средств, способствующих развитию МП у детей. Это средство развития приемов умственной деятельности. Занимательность – это синоним интересного, способного привлечь внимание.


Математические игры – та, в которой используются математические методы или аналогичные доматематические (Б.А.Кордемский) Математические средства – это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Математическая модель – это описание явления или процесса, имеющего место в действительности, с помощью математических структур (числа, уравнения)


Педагогические требования к занимательному математическому материалу Разнообразие Использоваться в системе, предполагающей постепенное усложнение Сочетание методов прямого обучения с созданием условий для самостоятельного поиска решения Отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка Сочетание с другими дидактическими средствами по ФЭМП


Средства обучения при ФЭМП у детей дошкольного возраста разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы; занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи- шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы, расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.; отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое; книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.


Занимательный математический материал в работе с дошкольниками геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу; логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил; задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например, «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»); задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место; лабиринты упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например, «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»); занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке; занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.); задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек); загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения; стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами; задачи в стихотворной форме; задачи-шутки и т. д.


Нетрадиционные математические средства Математические игры («Крестики-нолики», «Пять в ряд», «Ним», «Кегли» (игра Витхоффа), «Звездный ним») Математические головоломки (кубик Рубика, «Волшебные кольца», «Игры с дыркой» (пятнашки), плоскостные фигуры – силуэты из геометрических фигур, старинные головоломки, арифметические и т.п.) Комбинаторные задачи («Игра 15», «Кубик Рубика», задачи на маневрирование, перестановкой шашек, «Ханойская башня») Арифметические ребусы, игры – головоломки со спичками, топологические головоломки Оригами в ФЭМП у дошкольников


Комбинаторика - раздел математики, в которой изучается вопрос о том, сколько разных комбинаций подчиненные тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов. Моделирование – построение копий, моделей, явлений и процессов, используемых для систематизации изображений.








Сколькими способами Петю, Васю, Галю, Свету и Марину можно посадить так, чтобы Петя был в середине? (24) Сколькими способами Петю, Васю, Галю, Свету и Марину можно посадить так, чтобы Петя и Вася не были рядом? (72) Сколькими способами Петю, Васю, Галю, Свету и Марину можно посадить так, чтобы Света не была второй слева? (96)



Развивающие игры Б.П.Никитина Каждая развивающая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.




Логические блоки Дьенеша Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а)четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б)трех цветов (красные, синие и желтые фигуры); в)двух размеров (большие и маленькие фигуры); г)двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).


Как можно играть с блоками Дьенеша? Игры с блоками Дьенеша для самых маленьких Предложите малышу начать с самых простых игр: 1) Попробуйте найти все фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине). 2) Найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету). 3) Угости Мишку красными «конфетками» большими, квадратными, толстыми, треугольными, маленькими и т.д. 4) Положите перед ребенком три детали. Предложите малышу закрыть глазки и уберите одну из них. Какую «конфетку» съел Мишка? 5) Как и в предыдущей игре, выкладываем три блока. Ребенок закрывает глаза, а мы меняем детали местами. Что изменилось? 6) Игра – что лишнее. Разложите три фигуры – 2 общие по какому-то принципу, одна нет. Спросите малыша, что здесь лишнее? 7) Составляем пары (мама и малыш, например). Большой ищем маленькую деталь, красному кругу – красную деталь. 8) Складываем блоки в непрозрачный мешочек и ищем нужную фигурку на ощупь.


Играем с детми постарше Игра «Поиск» Усложняя задание, предложите ребенку найти фигуры такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера. Игра «Змейка» Положите любую фигуру. От нее выстраивайте длинный ряд, словно змейку. Варианты построений могут быть такие: Строим, чтобы соседние фигуры не повторялись (по цвету, размеру, толщине). Соседние фигуры не должны повторяться по двум признакам – цвету и размеру, например. Соседние блоки должны быть одинакового размера и цвета, но разной формы. Игра «Этажи» Выкладываем в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы). Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета). Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру. Игра «Домино» В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры. Как ходить? Фигурами другого размера (цвета, формы). Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы. Фигурами другого размера и формы (цвета и размера). Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.


В.Воскобович и его «Сказочные лабиринты» По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы: - игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. - игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. - универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр и дидактическими пособиями. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.




"Квадрат Воскобовича 2-х цветный" Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения Можете проверить. Рекомендуемый возраст 2-5 лет Состав На квадратную основу из ткани (140х140 мм) на некотором расстоянии друг от друга наклеены треугольники из плотного картона. Одна сторона «Квадрата» - красного цвета, другая – зеленого. Цветные пооперационные схемы сложения 19 фигур Что развивает - умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях; - умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом; - внимание, память, пространственное и логическое мышление; - воображение, творческие способности; - мелкую моторику рук. Описание Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения




Примеры игр с палочками Кюизенера 1. Перемешайте палочки на столе. Попросите показать по очереди оранжевую, красную, голубую и т.п. 2.Назвать цвет самой короткой и самой длинной палочки. 3. Показать не синюю и не оранжевую. 4. Собрать палочки одного цвета, построить из них домик. 5. Соединить вместе короткую и длинную палочку, спросить какая из них длинная, какая короткая. 6. Найти палочки равные по длине. 7. Выставить палочки по возрастанию – от самой короткой дл самой длинной и наоборот. 8. Угадай-ка. Выставить палочки в ряд. Ребенок загадывает одну палочку. Вы задаете вопросы: эта палочка короче красной? Она длиннее желтой? Методом исключения можно догадаться, о какой палочке идет речь. 9.Составить одну палочку из синей и красной чтобы синяя была слева (справа). 10.Построить башню из палочек. Какая палочка ниже оранжевой, выше красной? 11.Белая палочка – это единица. Придвиньте к ней еще одну, чтобы они составили одно целое. Нужно найти такую палочку, которая равнялась бы длине двух составленных. 12.Вы называете число, ребенок находит палочку. 13. Покажите, как можно складывать – прибавлять одну палочку к другой.Отнимать – из двух одну забрать. 14. Из каких палочек можно составить оранжевую? 15. Какие три нужно, чтобы получилась черная. 16. Получится ли составить оранжевую из четырех? 17. Из каких палочек можно составить число 10? 18. Выложите две дорожки, желтую и красную - какая дорожка длиннее? короче? 19.Найди все короче фиолетовой. 20.Выложите один поезд из синей палочки, второй из черной. Какие две палочки нужно присоединить к короткому поезду, что бы он стал такой длины как длинный поезд. 21. Оранжевая и желтая – один поезд красная и фиолетовая – другой, как уравнять поезда? 22. Составляйте из палочек геометрические фигуры.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!