Процент высшего образования в мире. Миф о всеобщем высшем образовании

Росстат продолжает публиковать итоги масштабного обследования условий жизни населения России. О том, как и чему мы учимся и где проводим досуг, "РГ" рассказал замруководителя Росстата Константин Лайкам.

Какой уровень образования у сегодняшних россиян? Если сравнить с советским периодом, то кто более образован?

Константин Лайкам: Доля населения, имеющего высшее образование, сейчас вдвое больше, чем в советское время. Втрое выросло количество студентов вузов. По формальному статусу наше население сейчас весьма образовано.

Действительно, почти четверть российского населения (15 лет и старше) имеют высшее образование, столько же - среднее профессиональное, начальное профессиональное - 18 процентов, среднее общее образование - 18 процентов. Не имеют основного общего образования 3,4 процента всех респондентов, причем в городе этот показатель составляет 2 процента, а в селе - 6 процентов. И в целом в городе уровень образования существенно выше. Например, высшее образование имеют более 27 процентов населения, в селе - вдвое меньше.

В гендерном аспекте ситуация не столь однозначна: среди мужчин высшее образование имеют 21 процента, а среди женщин - 26. Но зато среди не имеющих даже начального образования мужчин меньше, чем женщин.

Среди руководителей две трети имеют высшее образование, каждый пятый - среднее профессиональное и по 6 процентов - начальное профессиональное и среднее общее. Среди специалистов высшего уровня квалификации высшее образование имеют 85 процентов…

Получается, что специалисты более образованы, чем их руководители.

Константин Лайкам: Только некоторые - наиболее квалифицированные. И в этом я не вижу проблемы - задача руководителя в создании команды, в которой должны быть настоящие профессионалы. Кроме того, нередко (в малом бизнесе, например) практический и просто жизненный опыт руководителя важнее, чем наличие диплома. Среди остальных категорий специалистов доля имеющих высшее образование существенно ниже - от 6 до 38 процентов. Более того, каждый пятый работник не имеет даже начального профессионального образования.

А какой уровень профессионального образования сегодня предпочитают россияне?

Константин Лайкам: Трое из четырех выпускников обычных школ и почти 90 процентов учащихся гимназий собираются поступать в ВУЗы.

То есть мечта большинства - получить диплом о высшем образовании?

Константин Лайкам: Не просто большинства, а подавляющего большинства. Видимо, ценность образования для нынешней молодежи очевидна. Это не может не радовать. Но есть и оборотная сторона этой медали - полученная специальность и реально выполняемая работа далеко не всегда совпадают. Например, в формальном секторе экономики работа соответствует полученной специальности только в 43 процентах случаев, а в неформальном секторе соответствие еще меньше - 24 процента. А это не только потерянное время учебы (как правило, лучшие годы жизни) и неэффективно истраченные деньги, в том числе и бюджетные. Недостаточная (для выполняемой работы) квалификация - это низкая производительность, а значит- ниже зарплата и хуже условия труда, отсюда неудовлетворенность работой и уровнем жизни т.д.

Но главное - у людей есть желание учиться.

Константин Лайкам: У молодых - да, но с возрастом желание учиться быстро падает. Уже среди 20-24 летних две трети не учатся нигде.

Не удивлюсь, если окажется, что девочки больше любят учиться, чем мальчики.

Константин Лайкам: Результаты обследования это подтверждают. В вузах девочек на 13 процентов больше. Они гораздо чаще принимают участие в олимпиадах школьников. 8 процентов из них принимают участие в международных и всероссийских олимпиадах! Это на порядок больше, чем юношей. В лицеях также девочек учится значительно больше, чем мальчиков.

А насколько распространены у нас лицеи и спецшколы?

Константин Лайкам: Конечно, основная масса детей учится в обычных школах. Лишь 12 процентов учатся в лицеях или спецшколах с углубленным изучением какого-либо предмета (в городе - 14,5, в селе - всего 5,6 процента). Но вот что еще интересно: выпускники лицеев и спецшкол для сдачи ЕГЭ и поступления в вузы гораздо чаще проходят дополнительную, причем платную подготовку: занимаются с репетиторами, ходят на подготовительные отделения вузов. Удивительно также, что в сельской местности к ЕГЭ специально не готовятся всего 6 процентов старшеклассников, это вдвое меньше, чем в городе!

То есть в городе "шалопаев" в два раза больше, чем в селе. Чем дети занимаются в школе помимо основной программы?

Константин Лайкам: Каждый второй юноша занимается спортом. Среди девушек таких 22 процента, их приоритет - факультативы (50 процентов) и занятия с репетиторами (22 процента). У ребят после спорта эти занятия на втором месте (40 и 20 процентов). Музыкальные школы посещают всего 4 процента наших детей старше 14 лет. Ничем дополнительно не занимаются 6 процентов детей.

Не так уж и плохо. На закате социализма, когда все кружки и спортивные секции были абсолютно бесплатные, примерно две трети моих одноклассников в свободное время "гоняли собак".

Константин Лайкам: Времена меняются. Только 5 процентов школьников сказали, что у них в школе не используются компьютерные технологии. Думаю, что для нашей огромной страны, с большим количеством труднодоступных населенных пунктов и малокомплектных школ, это не плохо. В то же время, со слов наших респондентов, 10 процентов школ не имеют даже спортзала. Это, согласитесь, много.

Есть распространенное мнение, что чуть ли не все профессиональное образование сегодня платно.

Константин Лайкам: Процент бюджетников сильно различается в зависимости от уровня получаемого образования. Скажем, в системе начального профобразования бесплатно учатся 92 процента. В системе среднего профобразования таких 71 процент. В вузах - почти 41 процент.

Эти цифры не радуют. 60 процентов студентов вузов получают высшее образование за деньги!

Константин Лайкам: Масштабы платного высшего образования в нашей стране за последние двадцать лет действительно увеличились на порядок. Да и качество этого образования вызывает серьезные нарекания. Но при этом нельзя не отметить, что государство за этот период не только не сократило бесплатный прием в ВУЗы, но даже увеличило его.

А кто сегодня оплачивает обучение, если оно платное?

Константин Лайкам: 90 процентов респондентов ответили, что учеба оплачивается за счет средств домохозяйств, т.е., по сути, родителями. При этом 9 процентов сказали, что взяли кредит. Чуть более 6 процентов указали, что учатся за счет спонсоров. И только 0,6 процента учатся за счет предприятий и организаций по месту работы.

Это мы говорим об основном профессиональном образовании?

Константин Лайкам: Да. Если говорить о дополнительном профобразовании, то здесь расклад принципиально иной. 46 процентов обучающихся респондентов сообщили, что их учебу оплачивают работодатели, 28 процентов тратят за него собственные средства, за каждого четвертого студента платят родители. Безработные прежде всего (41 процент) указывают на средства государственной службы занятости.

Насколько у нас популярно дополнительное образование?

Константин Лайкам: В момент опроса такое образование получали 3 процента респондентов. Кроме того, 5 процентов ищут такую возможность. А каждый десятый хотел бы получить дополнительное образование, но не видит для себя такой возможности

Какие формы дополнительного образования наиболее распространены?

Константин Лайкам: Самые распространенные виды - курсы повышения квалификации (44 процента) и профессиональные курсы и тренинги (30 процентов). Далее идут всевозможные любительские курсы (в том числе водительские) - 20 процентов, конференции, семинары и курсы иностранных языков - по 10 процентов.

Какую форму обучения предпочитают сегодняшние студенты? Есть такое наблюдение: на 3-4 курсе ребята с дневного уходят на вечернее или заочное отделение, чтобы к концу учебы получить опыт работы и быть более востребованными на рынке труда.

Константин Лайкам: Возможно. До 19 лет более 90 процентов молодых людей предпочитают очную форму обучения, а в 20-24 года таких остается только около 56 процентов. Три четверти среди тех, кто работает и учится, отдают предпочтение заочной форме обучения, 12 процентов - вечерней и почти 13 процентов работают и учится на дневном отделении.

Вы еще интересовались, чем у нас люди занимаются в свободное от работы и учебы время. И чем же?

Константин Лайкам: Наиболее активна молодежь: почти 90 процентов старшеклассников проводят время в общении с друзьями, 70 процентов - в "общении" с компьютером, 38 процентов - у телевизора. 26 процентов занимаются спортом.

Мы обратили внимание на то, что учащаяся молодежь чем-то постоянно занята в свободное время (спорт, туризм, хобби). Из них только 1,6 процента не смогли сказать, чему посвящают досуг. В то же время более половины "не учащейся" молодежи не смогли объяснить, чем они заняты в свободное время.

В целом для населения самый популярный вид досуга - поход в рестораны, кафе, бары - почти 40 процентов, почти треть посещали религиозные учреждения, 19 процентов - спортивные мероприятия.

Что Вы можете сказать по поводу утверждений о том, что россияне потеряли интерес к культуре?

Константин Лайкам: 31 процент опрошенных отметили, что за последние 12 месяцев посетили кинотеатр, 24 процента - концерты, 15 - театры и 12 - художественные выставки или музеи. Каждый пятый посетил какое-либо спортивное мероприятие. Гендерные различия в интересах и здесь очевидны: если кинотеатры мужчины и женщины посещают одинаково, то на концерты женщины ходят в 1,5 раза чаще, а в театры, на художественные выставки, в музеи - почти вдвое чаще. Мужчины опережают женщин в интересе к спортивным мероприятиям и ходят на них вдвое чаще.

Сколько из нас занимаются активными видами отдыха?

Константин Лайкам: Им привержена половина россиян. Каждый восьмой посещает спортивную секцию, каждый десятый - фитнес, занимались водными видами спорта 18 процентов, туризмом - 16, играми на воздухе - 27 процентов.

Ну а как насчет экскурсий?

Константин Лайкам: Экскурсионную или туристическую поездку за последний год совершили лишь 19 процентов россиян. Возможно, вы удивитесь, но более половины респондентов вообще ни разу не совершали таких поездок. Из них 45 процентов отметили, что не могут их себе позволить из-за нехватки средств, 5- по состоянию здоровья, 13- по семейным обстоятельствам. 14 процентов вообще не имеют интереса к таким поездкам. 17 процентов предпочитают отдыхать на даче, у родственников и знакомых.

А что стало известно об уровне гражданской активности россиян?

Константин Лайкам: Судите сами: о своем членстве в каких-либо общественных, добровольных или благотворительных организациях указали лишь 2,3 процента опрошенных.

Обратимся к последнему по времени тематическому обзору сферы образования, подготовленному Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей на сегодня 35 наиболее индустриально развитых стран мира, – Education at a Glance 2017 . Из него действительно следует, что по первому из указанных министром показателей Россия опережает все страны ОЭСР, кроме Канады, не говоря уже о том, что средний по ОЭСР показатель в полтора раза ниже российского . Уточним лишь, что речь идет о доле не в общей численности населения той или иной страны, а лишь о возрастных группах в интервале 25–64 года:

Исходя из оценок, приводимых ОЭСР в том же докладе, второй из указанных министром показателей – доля молодых людей, не закончивших школу, – в России один из самых низких, по сравнению со странами ОЭСР. А молодых людей, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, наоборот, вновь один из самых высоких:

“За период с 1989-го по 2014 год численность населения России, получившего именно высшее образование, выросла более чем вдвое, а общее количество вузов в стране увеличилось с 514 в 1991 году до 896 в 2015-м, в стране сформировался обширный сегмент негосударственных вузов (41% от общего их числа)”, – отмечалось в недавнем исследовании Института образования НИУ ВШЭ в Москве. И зачастую уровень в 50% и более стал восприниматься как показатель распространенности в стране именно высшего образования. Здесь и требуется уточнение.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года , в стране насчитывалось 83,384 млн человек в возрастных категориях от 25 лет до 64. Из них о наличии высшего образования заявили 27,5 млн, то есть 33,4%, но никак не “более половины” от всех, как нередко могут восприниматься оценки ОЭСР. “Многие уверены, что по охвату населения высшим образованием Россия опережает большинство других стран… Этот факт настолько утвердился в массовом сознании, что его мало кто ставит под сомнение. На самом деле эта точка зрения – миф, не основанный на реальных статистических данных”, – отмечают эксперты Высшей школы экономики в недавней статье для газеты “Ведомости”, которая так и озаглавлена: “Миф о всеобщем высшем образовании”.

Дело в том, поясняют авторы исследования, опубликованного в последнем номере журнала “Вопросы образования”, что статистика ОЭСР в категории tertiary education объединяет как людей с высшим образованием, так и выпускников техникумов и колледжей: “Российское высшее образование классифицируется ОЭСР по международной классификации как ISCED5A, а среднее профессиональное – как ISCED5B. Именно распространенность среднего профессионального образования делает Россию одним из лидеров в своеобразном рейтинге стран ОЭСР”.

Действительно, в более молодых поколениях высшее образование получают все больше людей, продолжают эти же эксперты в статье для “Ведомостей”, однако это международная тенденция, и Россия здесь не является исключением: “В Великобритании, Франции, Германии процент людей с высшим образованием выше. Россия – на одном уровне с Латвией, Болгарией и Польшей… ОЭСР не обладает независимыми источниками данных, и их оценки основаны на данных Росстата”.

При этом сама доступность в России высшего образования для молодых людей в возрасте 17–25 лет сильно разнится по регионам, отмечают авторы другого исследования НИУ ВШЭ . Имеются в виду три параметра: общее наличие мест в вузах того или иного региона для желающих в них учиться, а также финансовая и территориальная доступность высшего образования проживающим в регионе молодым людям. Средний по регионам России общий показатель такой доступности составляет 33%, при этом почти в половине регионов – ниже 28%.

Авторы этого исследования отмечают также, что более чем в трети регионов России у молодежи просто нет возможности получить именно “качественное” высшее образование. Как показатель, характеризующий качество образования в регионе, ими используется доля студентов в вузах региона, зачисленных на первый курс со средним баллом ЕГЭ от 70 баллов и выше. “Средний балл ЕГЭ является не только индикатором селективности вуза, но и косвенно говорит о качестве образования, – поясняют эксперты. – То есть предполагается, что, чем больше абитуриентов с высокой оценкой их знаний стремятся в конкретный вуз, тем более качественное образование можно в нем получить”.

В итоге вероятность стать студентом более “качественного” вуза выше в Санкт-Петербургском и Московском регионах, Томской и Свердловской областях. Тогда как в 29 регионах отсутствуют вузы с баллом ЕГЭ выше 70, заключают авторы исследования.

Если же вернуться к данным ОЭСР, то в целом по России 82% взрослых людей с высшим и средним профессиональным образованием трудоустроены. Это чуть ниже среднего уровня по странам ОЭСР (84%). Трудоустройство недавних выпускников вузов в России, по данным последнего мониторинга Минобрнауки , составляет 75%, что также чуть ниже среднего уровня по странам ОЭСР (77%).

Я тебе конкретно по УРФУ написал:

В этом году УрФУ ведет прием на 4953 бюджетных места . Это на 224 места больше, чем в прошлом, когда мест было 4729. Увеличение на 5 % - уникальная ситуация для уральского вуза, учитывая, что в среднем по стране контрольные цифры приема не изменились. Самые заметные «укрупнения» в группе физико-математических направлений - с 302 до 356, и группе «Металловедение, машиностроение, материалообработка» - с 410 до 519 мест. Снижение количества бюджетных мест произошло на таких направлениях, как «Экономика, управление», гуманитарных и социальных направлениях. Кроме этого, крупнейший из федеральных - Уральский университет планирует принять почти 5000 человек на контрактную форму обучения.
http://urfu.ru/applicant/...kol-snova-vybirajut-urfu/ 50% бюджетников, 50% платников. Причем из 50% платников - большая часть либо вечерники, либо получают второе высшее. В группах на дневной форме обучения учатся бесплатно. А вот данные по МИФИ: http://www.mephi.ru/entra...t/entrant2010/konkurs.php 5017 бюджетных мест. Платных вечерников только 244. Вот по МГТУ (Носова в магнитке)): http://www.magtu.ru/abitu...ye-czifry-priema-vpo.html (пропорция бюджетники к платникам - 8/3) Вот по МФТИ: http://mipt.ru/pk/priem2012.html (пропорция бюджетники к платникам - 8/2) ЮУрГУ http://www.susu.ac.ru/ru/...ichestvo-byudzhetnyh-mest 3000 тысячи бюджетных мест (рост +183 человек по сравнению с прошлым годом). Алтай http://altapress.ru/story/87733/ 6900 бюджетных мест в вузах края (из них большая часть в Алтайском техническом университе). и т.д. и т.п.
В итоге 313 государственных вузов, 54 негосударственных и 1 вуз, принадлежащий региональным властям, получат право принимать абитуриентов на места, финансирование которых пойдет из федерального бюджета. Заметим, речь идет о программах высшего образования. Что касается программ среднего профобразования, которые тоже есть в высших учебных заведениях, бюджетное финансирование получат 13 негосударственных вузов. Всего в вузах, подведомственных Минобрнауки, будет открыто 351, 8 тысяч бюджетных мест, из них 288, 6 тысяч - по очной форме обучения.
http://www.rg.ru/2012/06/01/byudjet-site.html 351,8 тысяч бюджетных мест открыто для поступающих в Российские ВУЗы. Учитывая, что всего выпускников школ, сдавших ЕГЭ по России - около 700 тысяч человек, то получается, что каждый второй из них может учиться в ВУЗах на бесплатной основе! Это очень хороший показатель. Фактически, чтобы поступить в ВУЗ на бюджетку достаточно быть в верхней половине класса по успеваемости, то есть хорошисты и даже некоторые ударники-троечники спокойно поступают на бюджетную форму. А остальные пусть работают на заводах и фермах. Если все пойдут в науку, то кто будет за станками стоять? Отредактировано: user78~15:04 13.09.12

По данным переписи населения 2010 г., лишь 27% россиян в возрасте от 25 до 64 лет окончили вуз. В группе от 25 до 34 лет таких людей больше – 34%, но до всеобщего высшего образования это по-прежнему далеко. Действительно, в более молодых поколениях высшее образование получает все больше людей, однако это международная тенденция и Россия здесь не является исключением. В Великобритании, Франции, Германии процент людей с высшим образованием выше. Россия – на одном уровне с Латвией, Болгарией и Польшей.

Перепись населения проводилась семь лет назад, ее данные отчасти устарели и далеко не всегда точны. В 2012 г. НИУ ВШЭ начал независимое исследование образовательных траекторий выпускников российских школ. В рамках проекта «Траектории в образовании и профессии» мы отобрали общенациональную представительную выборку, включавшую около 4000 учеников 9-х классов. В дальнейшем мы совместно с фондом «Общественное мнение» продолжали опрашивать отобранных детей каждый год, следя за их образовательными результатами и карьерными устремлениями. Эти данные позволяют точнее установить долю учеников, поступающих в вузы, в наиболее молодых когортах.

Мы видим, что после 9-го класса около 40% учеников ушло из школы в систему среднего профессионального образования – техникумы и училища, которые продолжают играть важную роль в российском образовании. Из тех, кто остался в школе и окончил 11-й класс, около 80% поступило в вузы. Именно образовательный переход после 9-го, а не 11-го класса оказался наиболее важным с точки зрения формирования социального неравенства. В целом лишь около половины учеников из изначальной выборки оказалось в системе высшего образования.

Девушки значительно чаще поступают в вузы, чем юноши. В этом Россия опять-таки не отличается от других европейских стран. Если раньше среди студентов было больше мужчин, чем женщин, то в 1980-х гг. в большинстве стран ситуация изменилась, и с тех пор гендерный разрыв в образовании все увеличивается. Девочки лучше учатся в школе, реже уходят в техникумы после 9-го класса, в среднем лучше сдают ЕГЭ и в результате чаще поступают в университеты.

ЕГЭ, который задумывался как всеобщий государственный экзамен, на самом деле таковым не является: его сдавало лишь около 65% участников исследования – в основном те, кто намеревался поступать в вузы.

Однако наиболее впечатляют цифры, касающиеся классового неравенства. 84% детей из семей, в которых оба родителя имеют высшее образование, тоже поступают в вузы. Среди детей родителей без высшего образования таких лишь 32%. Выпускники гимназий и лицеев в 2 раза чаще оказываются в вузах, чем выпускники обычных школ. В целом наименьшие шансы поступить в вуз у юношей из семей с низким уровнем образования и дохода из небольших городов и сельской местности. Впоследствии они будут наименее конкурентоспособны на рынке труда.

Откуда проистекает миф о всеобщем высшем образовании? По нашему мнению, у него несколько источников. Во-первых, при статистических подсчетах часто игнорируют 40% учеников школ, в основном мальчиков, ушедших в техникумы и училища после 9-го класса. Они в большинстве своем не сдают ЕГЭ и исчезают из поля зрения экспертов.

Во-вторых, этот миф связан с социальным опытом и интуицией людей, публично рассуждающих об образовании. Они часто ориентируются на свой социальный круг – людей образованных, живущих в больших городах, дети которых учатся в престижных школах. В их среде действительно почти все поступают в университеты, и этот повседневный факт не ставится под сомнение. Анализ статистических данных позволяет нам избавиться от социальной близорукости и увидеть Россию за пределами крупных городов – страну со средним уровнем образования, типичным для Восточной Европы.

Авторы – преподаватель факультета социологии Университета Эксетера (Великобритания); директор центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ; ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ

ВАШИНГТОН, 15 декабря. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Грамотность на планете повышается в последние два десятка лет низкими темпами и составляет сейчас лишь 84%.

Это означает, что 781 млн взрослых людей в разных странах, или примерно каждый десятый житель Земли, вообще не умеют читать и писать, сообщает исследовательский центр американского сетевого издания "Глобалист".

Центр подготовил доклад на основе данных Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Ликвидация неграмотности шла быстрыми темпами после Второй мировой войны, но в нынешнем веке сильно замедлилась, отмечают эксперты. С 1950 по 1990 год грамотность увеличилась с 56 до 76%, а в следующие десять лет возросла до 82%. Однако начиная с 2000 года этот показатель прибавил лишь 2%.

По мнению авторов доклада, это объясняется в целом крайне низким уровнем социально-экономического развития стран Центральной Африки и Западной Азии, где проживает 597 млн человек, не умеющих читать и писать. "Они составляют 76% всех неграмотных людей с мире", - говорится в документе. Единственный обнадеживающий факт состоит в том, что уровень грамотности среди молодежи в государствах Южной и Западной Азии заметно выше, чем у старшего поколения.

В целом грамотность среди юношей и девушек в возрасте от 15 до 24 лет во всем мире, по данным Статистического института ЮНЕСКО, составляет сейчас 90%. "Этот показатель кажется высоким, но все равно он означает, что 126 млн молодых людей не умеют читать и писать", - отмечают эксперты исследовательского центра "Глобалист".

Они также обращают внимание, что в целом грамотность среди юношей на 6% выше, чем среди девушек, а самый большой разрыв в данной области наблюдается, естественно, в беднейших мусульманских странах. Из 781 млн неграмотных людей на планете две трети составляют женщины. Более 30% из них (187 млн) проживают в Индии.

Статистика по странам

В Индии вообще насчитывается самое большое количество неграмотных жителей - 286 млн человек. Далее в списке следуют Китай (54 млн), Пакистан (52 млн), Бангладеш (44 млн), Нигерия (41 млн), Эфиопия (27 млн), Египет (15 млн), Бразилия (13 млн), Индонезия (12 млн) и Демократическая Республика Конго (12 млн). На эти десять стран приходится более двух третей всех неграмотных жителей Земли.

Американские специалисты подчеркивают также, что, несмотря на высокий абсолютный показатель, относительный уровень неграмотности в Китае составляет лишь 5% населения. Авторы доклада уверены, что "в ближайшие десятилетия" неграмотность в КНР будет полностью ликвидирована. По их мнению, об этом свидетельствует тот факт, что уровень грамотности среди китайской молодежи составляет сейчас 99,6%.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!