В прекрасном и яростном мире тема. Все темы в одном произведении

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Комплексный анализ рассказа А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире». (Материалы к уроку)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2018

1. Первоначально рассказ был назван «Машинист Мальцев». Как вы думаете, почему автор изменил название?

2.

В рассказе много профессиональной лексики, связанной с работой паровоза. Эти слова не мешают понимать рассказ, наоборот, делают его выразительнее.

3. «Александр Васильевич принял мое назначение в его бригаду спокойно и равнодушно; ему было, видимо, все равно, кто у него будет состоять в помощниках». Как вы думаете, почему Мальцев был равнодушен к тому, кто у него будет помощником? Почему он перепроверял работу помощника?

-«Он чувствовал свое превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта…»

4. Как сам Мальцев объяснил, что вел курьерский поезд в хвост товарному»?

-«Я привык видеть свет, и я думал, что вижу его, а я видел его тогда только в своем уме, в воображении. На самом деле я был слепой, но я этого не знал. Я и в петарды не поверил, хотя и услышал их: я подумал, что ослышался. А когда ты дал гудки остановки и закричал мне, я видел впереди зеленый сигнал, я сразу не догадался».

5. Как вы считаете, можно ли считать, что гордыня Мальцева (как известно, смертный грех) стала причиной его испытаний? Что хочет сказать Платонов читателю, ослепляя своего героя?

6. Почему рассказчик, не будучи другом Мальцева, решил помочь ему после освобождения из тюрьмы?

-«Я не был другом Мальцева, и он ко мне всегда относился без внимания и заботы. Но я хотел защитить его от горя судьбы, я был ожесточен против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека; я почувствовал тайный, неуловимый расчет этих сил - в том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня».

7. Первоначально рассказ был назван «Машинист Мальцев». Как вы думаете, почему автор изменил название?

8. В рассказе представлен реальный опыт Платонова, который в 1915-1917 гг. работал помощником машиниста в окрестностях Воронежа, да и отец его, как известно, был механиком и помощником машиниста. Докажите текстом, что автор хорошо знал то, о чем он пишет?

9. Многие исследователи творчества Платонова утверждают, что тема рассказа - одиночество мастера. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ответ аргументируйте.

10. Сформулируйте идею произведения? Для этого прежде подумайте над вопросом о том, почему автор ослепляет своего героя?

Платонов убеждает читателя в том, что талант часто приводит к гордыне, которая ослепляет человека, делает его невосприимчивым к тому, что происходит вокруг. Чтобы увидеть мир, людей, красоту, следует открыть свое сердце (вспомним: «зорко одно лишь сердце».

11. Какие проблемы поднимаются в рассказе? Насколько эти проблемы актуальны сегодня?

В рассказе поднимаются актуальные во все времена проблемы- проблема гордыни, сочувствия и внимания к людям, одиночества, справедливости наказания, проблема вины и ответственности, профессионализма.

12. Чему вас научил рассказ. Захотелось ли вам прочитать другие рассказы Платонова? Почему?

Использованная литература

1.«В прекрасном и яростном мире»: анализ рассказа Платонова . [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://goldlit.ru/platonov/1196-v-prekrasnom-mire-analiz

(дата обращения 10.04.18)

2. «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы - В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.

3. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2010.

Смысл названия рассказа А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»

Андрей Платонович Платонов прожил трудную, полную лишений жизнь. «Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрос лого человека, лишая юности», - писал он жене. Тем не менее сердце писателя не ожесточилось. Об этом свидетельствуют такие произведения, как рассказ «В прекрасном и яростном мире».

Сюжет рассказа сводится к происшествию, случившемуся с машинистом Мальцевым. Во время одной из поездок на паровозе он слепнет от разряда молнии, а затем прозревает вновь. И хотя катастрофы паровоза чудом удаётся избежать, Мальцева отдают под суд. Рас­сказчик Костя, служивший его помощником, пытается помочь осуждённому машинисту. Но в результате эксперимента с электричеством Мальцев снова слепнет. Костя становится машинистом и берёт в одну из по ездок освобождённого, но слепого Мальцева. Сидя в ка­бине машиниста и вспоминая о своей любимой рабо­те, Мальцев вновь обретает способность видеть.

Автор назвал мир прекрасным и яростным. Он дей­ствительно прекрасен. Костя с удовольствием расска­зывает о том, каким замечательным машинистом был Мальцев, как он вёл паровоз, каким наслаждением было работать с таким человеком. «Он вёл состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредо­точенностью вдохновенного артиста», он «понимал машину точнее», чем другие. Однако совершенство Мальцева угнетало его самого, он чувствовал себя одиноким.

С яростью, стихией мира Мальцев столкнулся во время грозы, когда он не смог контролировать паро­воз. Всё его умение было бесполезным. Силы природы оказались неподвластны человеку. Пыльный вихрь, грозовая туча неслись навстречу паровозу. «Свет по­им нем вокруг нас; сухая земля и степной песок засвистели заскрежетали по железному телу паровозa. Людям стало трудно дышать, а паровоз не мог пробиться сквозь пыль и ветер.

Произошедшее изменило Мальцева. Его самоуве­ренность исчезла, он превратился в больного пожилого человека. Мальцев очень скучал по паровозам и проводил всё время, сидя около железной дороги.

Вновь обретя зрение, Мальцев стал всё видеть по другому. Теперь он нуждался в участии, в душевной теплоте других людей. Рассказчик провёл с прозревшим Мальцевым всю ночь, боясь оставить его наедине с прекрасным и яростным миром.

Что было бы с Мальцевым, не случись с ним та кого несчастья? Он продолжал бы вести жизнь иде­альную, но одинокую, скучную, лишённую душев­ной близости с другими людьми. А окружающий мир тем и прекрасен, что в нём остаётся частица, непод­властная человеку.

Первоначальное название рассказа – «Машинист Мальцев». Под таким заголовком он был напечатан в сокращённом виде во втором номере журнала «30 дней» за 1941 г., а в третьем номере журнала «Дружные ребята» за 1941 г. под названием «Воображаемый свет». Рассказ был написан в 1938 г.

В произведении отражён опыт писателя, который в 1915-1917 гг. работал помощником машиниста в окрестностях Воронежа, да и отец его был механиком и помощником машиниста.

Литературное направление и жанр

В некоторых изданиях «В прекрасном и яростном мире» печатается с подзаголовком «Фантастический рассказ». Действительно, двойное ослепление молнией, двойное восстановление зрения не имеют научных доказательств. И совершенно неизвестно, как влияет молния и предшествующая ей электромагнитная волна на зрение отдельных людей. Для читателя даже неважно, есть ли вообще эта электромагнитная волна.

Все эти физические и биологические объяснения ослепления машиниста Мальцева и его чудесного исцеления действительно фантастичны, но в целом рассказ реалистичен. Главное в нём – не фантастические элементы, а характеры рассказчика и машиниста Мальцева, показанные в развитии.

Тематика и проблематика

Тема рассказа – одиночество мастера. Основная мысль состоит в том, что талант часто приводит к гордыне, которая делает человека слепым. Чтобы увидеть мир, нужно раскрыть ему навстречу сердце.

В произведении поднимается проблема превозношения и сочувствия, одиночества, проблема справедливости наказания человеком человека, проблема вины и ответственности.

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 частей. Повествование динамично, охватывает два года. Рассказчик становится помощником машиниста Мальцева на новом паровозе и работает с ним около года. Вторая главка посвящена той самой поездке, во время которой машинист ослеп и чуть не въехал в хвост товарному поезду. Третья главка описывает суд над Мальцевым и обвинение его.

Четвёртая часть повествует о событиях, происходящих через полгода, зимой. Рассказчик находит способ доказать невиновность Мальцева, но искусственная молния вызывает необратимую слепоту заключённого. Рассказчик ищет пути помочь слепому.

Пятая часть повествует о событиях, случившихся ещё через полгода, летом. Рассказчик сам становится машинистом и берёт с собой в дорогу слепого машиниста. Рассказчик управляет машиной, положив свои руки на руки слепого машиниста. В какой-то момент слепой смог разглядеть жёлтый сигнал, а потом стал зрячим.

Каждая часть рассказа фиксирует какой-нибудь эпизод из истории о Мальцеве: обычная поездка – роковая поездка – суд – эксперимент с молнией и освобождение – исцеление.

Название рассказа связано с последними словами рассказчика, желающего уберечь Мальцева от враждебных сил прекрасного и яростного мира.

Герои и образы

Образ прекрасного мира, враждебного человеку – основной в рассказе. В рассказе два главных героя: машинист Александр Васильевич Мальцев и рассказчик, которого Мальцев называет Костя. Рассказчик и Мальцев не особенно дружны. Рассказ – это история их взаимоотношений, сближения, обретения в беде друга.

Машинист Мальцев – настоящий мастер своего дела. Уже в 30 лет он имеет квалификацию машиниста первого класса, именно его назначают машинистом новой мощной машины «ИС». Рассказчик восхищается работой своего машиниста, который ведёт паровоз «с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста». Основная черта, которую у Мальцева подмечает рассказчик – равнодушие к людям, работающим вместе с ним, некая отчуждённость. Одна из особенностей Мальцева огорчает рассказчика: машинист перепроверяет всю работу своего помощника, как будто не доверяет ему. Во время работы Мальцев не разговаривает, а только стучит ключом по котлу, давая безмолвные указания.

Рассказчик со временем понял, что причина такого поведения Мальцева в чувстве превосходства: машинист считал, что лучше понимал паровоз и больше любил его. Эта гордыня, смертный грех, возможно, и стала причиной его испытаний. Хотя таланта Мальцева действительно никто не мог понять, как и превзойти его в мастерстве.

Мальцев не видел молнии, а, ослепнув, не понял этого. Мастерство его было так велико, что он вслепую вёл машину, внутренним зрением видя, представляя весь привычный путь, но, конечно, не умея рассмотреть красный сигнал, казавшийся ему зелёным.

Выйдя из тюрьмы, слепой Мальцев не может привыкнуть к своему новому положению, хотя не бедствует, получая пенсию. Он смиряется перед рассказчиком, который предлагает ему проехать в его паровозе. Возможно, именно это смирение стало началом выздоровления Мальцева, который сумел довериться рассказчику. Его внутренний мир раскрылся вовне, он заплакал и увидел «весь свет». Не только материальный, но и мир других людей.

Рассказчик – человек, любящий свою работу, как и Мальцев. Даже созерцание хорошей машины вызывает у него воодушевление, радость, сравнимую с чтением стихов Пушкина в детстве.

Для рассказчика важно хорошее отношение. Он человек внимательный и старательный. В нём заложена удивительная и редкая способность сочувствовать и защищать. Эта черта рассказчика, как и его профессия, автобиографичны.

Например, рассказчику представляется, что паровоз спешит на защиту далёких земель. Так и забота о Мальцеве побуждает рассказчика добиваться справедливости на суде, встречаться со следователем, чтобы оправдать невиновного Мальцева.

Рассказчик – человек прямой и правдивый. Он не скрывает, что обижен на Мальцева, прямо говорит ему, что тюрьмы не избежать. Всё-таки рассказчик принимает решение помочь Мальцеву, «чтобы защитить его от горя судьбы», от «роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека».

Рассказчик не считает себя виноватым во вторичной слепоте Мальцева, он доброжелателен, несмотря на то, что Мальцев не желает прощать его или беседовать с ним. Уже после чудесного исцеления Мальцева рассказчик желает защищать его, как родного сына.

Ещё один герой рассказа – справедливый следователь, который провёл эксперимент с искусственной молнией и терзается угрызениями совести, потому что доказал «невиновность человека посредством его несчастья».

Стилистические особенности

Поскольку рассказ написан от первого лица, а рассказчик Костя, хоть и любит Пушкина . человек технического склада, Платонов нечасто использует свой специфический, наполненный странной метафоричностью язык. Этот язык прорывается только в особенно важные для автора моменты, например, когда автор словами машиниста объясняет, что машинист Мальцев вобрал весь внешний мир в своё внутреннее переживание, таким образом обретя власть над ним.

Рассказ изобилует профессиональной лексикой, связанной с работой паровоза. Очевидно, и во времена Платонова мало кто понимал детали работы паровоза, а сегодня, когда паровозов нет, эти подробности вообще непонятны. Но профессионализмы не мешают читать и понимать рассказ. Наверное, каждый читатель представляет что-то своё, когда читает, что Мальцев отдал «реверс на полную отсечку». Важно, что Машинист исполнял свою трудную работу хорошо.

В рассказе важны детали. Одна из них – взгляд и глаза Мальцева. Когда он ведёт машину, глаза его глядят «отвлечённо, как пустые». Когда Мальцев высовывает голову, рассматривая окружающий мир, его глаза блестят воодушевлением. Слепые глаза машиниста снова становятся пустыми и спокойными.

Цели урока:

– раскрытие нравственной позиции А.Платонова на основе анализа рассказа;

– утверждение необходимости высоких духовных идеалов, таких как любовь к ближнему,

милосердие, чувство ответственности, жертвенность;

– формирование навыков работы с текстом, публичного выступления, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

– компьютерный класс (компьютеры по возможности по числу учеников для проведения электронного теста, Приложение № 1 ).

Домашнее задание прошлого урока: по учебнику познакомиться с биографией писателя, внимательно прочитать рассказ “В прекрасном и яростном мире”, индивидуальные задания учащимся: подготовить развернутый ответ на один из вопросов “Что помогло А.Мальцеву восстановить зрение?”, “Как вы понимаете выражение А.Платонова: Надо относиться к людям по-отцовски ?”

Методы работы: создание проблемной ситуации, аналитическая беседа, работа с текстом.

Ход урока

I. Орг. момент. Проверка готовности учащихся (на столах учебники, тетради, дневники).

II. Сообщение темы.

Сегодня на уроке мы переходим к изучению следующего раздела: произведения русских писателей XX века. И открывает его Андрей Платонович Платонов. Продолжаем изучать его творчество.

III. Проверка домашнего задания.

Посмотрим, насколько внимательны вы были при чтении произведения, как хорошо знаете содержание текста. Время -10 мин.(Приложение № 1 ) (Озвучить результаты тестирования)

IV. Постановка проблемного вопроса.

А.П.Платонов из тех писателей, о которых говорят: “Писатель будущего: не оцененный по достоинству в свое время, он идет к нам, а мы идем к нему.” (Приложение № 2 . Презентация, слайд № 1).

Постигать произведения этого автора не просто, так как необычен и сложен его стиль, философски и нравственно глубока проблематика его творчества. Попытаемся проникнуть в эти глубины. Сегодня на основе анализа рассказа “В прекрасном и яростном мир мы попробуем определить нравственную “Формулу жизни” А.Платонова: что является необходимейшим составляющим человеческой жизни, человеческого счастья по Платонову. (Приложение № 2 . Презентация, слайд № 2,3). Оформление тетрадей: запись темы, оформление таблицы.

V. Основная часть урока. Анализ рассказа.

В автобиографии А.П. Платонов признавался: “Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил еще паровозы, машину, поющий гудок и потную работу. Я уже тогда, в детстве, понял, что все делается, а не само родится”. (Приложение № 2 . Презентация, слайд № 4).

– Найдите в рассказе строки, которые перекликаются с этими мыслями писателя и зачитайте их.

– А как вы понимаете слова: “…все делается, а не само родится”?

– Один из главных персонажей рассказа – А.В.Мальцев. Что это был за работник?

– Чем для него была работа? (Смыслом жизни, счастьем )

– Сделаем первый вывод: одно из слагаемых “формулы жизни” по Платонову – труд, работа, любимая работа, которая оправдывает жизнь, мастерство в профессии. Труд – это нравственное содержание человеческой жизни. Оформим таблицу. (Приложение № 2 . Презентация, слайд № 5).

– Итак, Мальцев по сюжету рассказа попадает в тюрьму. За что?

– Дело закрыто. Но почему Костя пишет следователю и просит пересмотреть дело?

– В конце четвертой главы рассказчик говорит: “Но я хотел защитить его от горя судьбы. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, я чувствовал свою особенность человека. И я пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать”. Когда и в связи с чем герой пришел к такому выводу?

– В рассказе дилемма: быть зрячим, но в тюрьме или слепым, но на свободе. В этом и проявляется ярость мира, как ее понимает Платонов.

– Почему рассказчик чувствует свою вину перед Мальцевым?

– Как характеризует рассказчика его последний поступок по отношению к Мальцеву?(Это человек, в душе которого живет чувство ответственности за тех людей, которые волею судьбы оказались рядом ).

– Сделаем второй вывод: следующее слагаемое “формулы жизни” по Платонову – чувство ответственности за других, за все в мире. Оформим таблицу. (Приложение № 2 . Презентация, слайд № 6).

– Как вы думаете, что же помогло Мальцеву восстановить зрение? (ответы – индивидуальное домашнее задание нескольких учащихся, а также дополнения одноклассников).

– Дополним еще нашу таблицу: что еще является слагаемым “формулы жизни” по Платонову, что мы услышали в последних ответах одноклассников? (Любовь. Готовность любить, отдавать себя другим. Милосердие). (Приложение № 2 . Презентация, слайд № 7).

– Обратим внимание на эпиграф к произведению, посмотрим, как он связан с рассказом. (Приложение № 2 . Презентация, слайд № 8). “Надо относиться к людям по-отцовски”. Что означает это выражение? (ответы – индивидуальное домашнее задание нескольких учащихся, а также дополнения одноклассников).

Прочитаем последний абзац рассказа. Как эпиграф связан с рассказом?

– Как называется рассказ?

– Обсудите вопросы с соседом по парте и сформулируйте единый ответ:

*В чем, по-мнению Платонова, проявляется “ярость” мира?

*Чем же тогда прекрасен этот мир? (Приложение № 2 . Презентация, слайд № 9).

– Да, человек должен быть готов к борьбе с жестоким, “яростным миром” за то, чтобы он стал прекрасным и добрым.

VI. Итог урока.

Сделаем вывод: что составляет нравственную “формулу жизни” Платонова по рассказу “”В прекрасном и яростном мире? По таблице. (Приложение № 2 . Презентация, слайд № 10)

VII. Домашнее задание.

(Приложение № 2 . Презентация, слайд № 11):

по рассказу А.Платонова “Корова”:

  • нарисовать иллюстрацию к произведению;
  • приготовить сжатый пересказ произведения;
  • написать развернутый ответ на вопрос: “Почему рассказ называется “Корова”?
  • написать отзыв о рассказе (см. стр.21 учебника).

Время, когда создавался рассказ «В прекрасном и яростном мире» («Машинист Мальцев») (1938), было неспокойным: страна жила предчувствием войны. Литература должна была ответить на вопрос о том, какими силами располагает народ, чтобы отразить военную угрозу. А. Платонов в своем рассказе дал такой ответ: «залог победы — душа народа». Основой сюжета стали перипетии жизненного пути машиниста паровоза Мальцева. Этот человек во время грозы от удара молнии потерял зрение и, не заметив это, едва не стал причиной крушения поезда, который вел. После этого зрение вновь вернулось к машинисту. Не сумев ничего объяснить, Мальцев был осужден и попал в тюрьму. Помощник Мальцева предложил следователю смоделировать удар молнии в лабораторных условиях. Следователь так и поступил. Была доказана невиновность машиниста. Однако после опыта Мальцев вновь потерял зрение окончательно, как он думал. В конце рассказа судьба улыбнулась герою: он вновь обретает зрение.

Произведение — не столько об испытаниях, а о том, как люди эти испытания преодолевают. Мальцев — человек высокого романтического духа. Свою работу он считает величественным призванием, проделом человеческого счастья. Герой А. Платонова — поэт своей профессии. Паровоз под его управлением превращается в подобие тончайшего музыкального инструмента, послушного воле артиста. Прекрасный и яростный мир окружает Мальцева. Но столь же прекрасен и яростен мир души этого человека.

Любой человек может потерять физическое зрение. Но далеко не любой сумеет остаться в этом горе зрячим. «Духовное зрение» Мальцева не исчезало ни на мгновение. Кажется, что его выздоровление в конце рассказа — законная награда человеку-победителю.

Но несмотря на то, что рассказ имеет подзаголовок «Машинист Мальцев», А. Платонов раскрывает в произведении и другие человеческие истории. Интересна судьба рассказчика. Это начинающий железнодорожник, помощник машиниста. Он оказался свидетелем драмы, когда Мальцев потерял в пути зрение. Ему же, рассказчику, пришлось спасать этого человека: помощник машиниста беседует со следователем, с болью наблюдает, как страдает Мальцев, лишенный возможности заниматься любимым делом. Рассказчик же оказывается рядом с Мальцевым в минуту, когда зрение вернулось к машинисту.

Мастерство писателя проявляется в изображении обстоятельств, в умении показать духовную эволюцию сознания героя. Рассказчик признается: «Я не был другом Мальцева, и он ко мне всегда относился без внимания и заботы». Но в эту фразу поверить трудно: просто рассказчик не может преодолеть скромности и вслух сказать о нежности своей души. Заключительные слова рассказа раскрывают весь тот прекрасный и яростный мир души, которым живут и Мальцев, и рассказчик. Когда стало ясно, что Мальцев прозрел, «...он повернул ко мне свое лицо и заплакал. Я подошел к нему и поцеловал его в ответ: — Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет! ». Сказав «весь свет! », рассказчик как бы включил в понятие «свет» и духовную красоту Мальцева: машинист победил не только внешние обстоятельства, но и свои внутренние сомнения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!