Условия развития сознания. Развитие сознания человека

по курсу «Психология»

«Происхождение и развитие сознания человека»

Введение

Понятие о психике и ее биологической основы.

Развитие психики животных.

Происхождение и развитие сознания.

Заключение

Список литературы

Введение

В переводе с древнегреческого «психология» - это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое психика и психические явления? Ответу на этот вопрос посвящена сегодняшняя лекция.

1. Понятие о психике и ее биологической основы

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики.

Во-первых, психика - это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир.

Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способная реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Существует еще один вопрос в исследовании психических явлений, который мы должны осветить в данном вопросе лекции. В чем состоят функции психики? Кажется, что ответ на данный вопрос очень прост, однако ни в одном учебнике психологии, вы не найдете на него прямого ответа, потому что на самом деле это один из самых сложных вопросов среди изучаемых современной психологией. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы?

Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.

С точки зрения взаимодействия живых организмов и окружающей среды выделяют три основные функции психики:

Отражение окружающей действительности,

Сохранение целостности организма,

Регуляция поведения.

Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адаптации. Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека. Процесс адаптации человека в определенной степени похож на процесс адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организмов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа. У человека построение контакта с внешней средой имеет более сложную структуру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов природы. Поэтому мы вправе полагать, что адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе.

Кроме этого, мы вправе предположить, что и регуляция внутреннего состояния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информации об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные изменения в протекании психических процессов, т. е. у человека происходит и психическая адаптация.

Биологические основы психики.

Проблема возникновения сознания рассматривается с различных позиций. С одной точки зрения сознание человека имеет божественное происхождение. С другой точки зрения возникновение сознания у человека рассматривается как закономерный этап эволюции животного мира.

Ознакомившись с материалом предыдущих разделов, вопросов лекции можно утверждать следующее:

Все живые существа могут быть классифицированы по уровню развития психики;

Уровень психического развития животного тесно связан с уровнем развития его нервной системы;

Человек, обладая сознанием, обладает наивысшим уровнем психического развития.

Сделав подобные выводы, мы не ошибемся, если будем утверждать, что человек обладает не только высшим уровнем психического развития, но и более развитой нервной системой.

В этом вопросе лекции мы познакомимся со строением и особенностями функционирования нервной системы человека являющейся биологической основой психики.

Наше знакомство не будет носить характер глубокого изучения, поскольку более подробно функциональное строение нервной системы изучается в рамках других дисциплин, в частности анатомии нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности и психофизиологии, некоторые из которых вы уже начали изучать.

Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг состоит, в свою очередь, из переднего, среднего и заднего мозга. В этих основных отделах центральной нервной системы также выделяются важнейшие структуры, имеющие непосредственное отношение к функционированию психики человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, продолговатый мозг.

Практически все отделы и структуры центральной и периферической нервной системы задействованы в получении и переработке информации, однако особое значение для психики человека имеет кора головного мозга, которая совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека.

Центральная нервная система связана со всеми органами и тканями человеческого организма. Эту связь обеспечивают нервы, которые выходят из головного и спинного мозга. У человека все нервы подразделяются на две функциональные группы. К первой группе относятся нервы, которые проводят сигналы из внешнего мира и структур организма. Нервы, входящие в эту группу, называются афферентными. Нервы, которые проводят сигналы из ЦНС к периферии (органы, мышечные ткани и т. д.), входят в другую группу и называются эфферентными.

Сама центральная нервная система представляет собой скопление нервных клеток - нейронов. Эти нервные клетки состоят из нейрона и древовидных отростков, называемых дендритами. Один из таких отростков удлинен и соединяет нейрон с телами или отростками других нейронов. Такой отросток получил название аксон.

Часть аксонов покрыта специальной оболочкой - миелиновой оболочкой, которая обеспечивает более быстрое проведение импульса по нерву. Места соединений одного нейрона с другим называют синапсами.

Большинство нейронов являются специфическими, т. е. выполняют определенные функции. Например, нейроны, обеспечивающие проведение импульсов от периферии к ЦНС, называются «сенсорными нейронами». В свою очередь, нейроны, отвечающие за передачу импульсов от ЦНС к мышцам, называются «двигательными нейронами». Нейроны, отвечающие за обеспечение связи одних участков ЦНС с другими, называются «нейронами локальной сети».

На периферии аксоны соединяются с миниатюрными органическими устройствами, предназначенными для восприятия различных видов энергии (механической, электромагнитной, химической и др.) и преобразования ее в энергию нервного импульса. Эти органические устройства называются рецепторами. Они расположены по всему организму человека. Особенно много рецепторов в органах чувств, специально предназначенных для восприятия информации об окружающем мире.

Исследуя проблему восприятия, хранения и переработки информации, И.П. Павлов ввел понятие анализатора. Данное понятие обозначает относительно автономную органическую структуру, обеспечивающую переработку специфической сенсорной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая ЦНС. Следовательно, каждый анализатор состоит из трех структурных элементов: рецепторов, нервных волокон и соответствующих отделов ЦНС.

PAGE_BREAK--

Как мы уже говорили, существуют несколько групп рецепторов. Это подразделение на группы вызвано способностью рецепторов воспринимать и перерабатывать только один вид воздействий, поэтому рецепторы делятся на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные и др. Информация, полученная с помощью рецепторов, передается далее в соответствующий отдел ЦНС, включая кору головного мозга. При этом следует отметить, что информация от одинаковых рецепторов поступает только в определенную область коры головного мозга. Зрительный анализатор замыкается на один участок коры, слуховой - на другой и т. д.

Следует подчеркнуть, что вся кора головного мозга может быть разделена на отдельные функциональные зоны. При этом можно выделить не только зоны анализаторов, но и двигательные, речевые и др. Так, в соответствии с классификацией К. Бродмана кору головного мозга можно разделить на 11 областей и 52 поля.

По времени возникновения отделов коры головного мозга в процессе филогенеза человека кору головного мозга подразделяют на древнюю, старую и новую. Древняя кора имеет только один слой клеток, которые не полностью отделены от подкорковых структур. Площадь древней коры равна примерно 0,6 % площади всей коры головного мозга.

Большую же часть коры занимает новая кора. Она обладает наиболее сложной, многослойной и развитой структурой.

Среди интегративных полей коры головного мозга человека необходимо выделить дифференцированные только у человека центры речи: центр слухового восприятия речи (так называемый центр Вершке) и двигательный центр речи (тай называемый центр Брака). Наличие этих дифференцированных.центров свидетельствует об особой роли речи для регуляции психики и поведения человека. Однако существуют и другие центры. Например, сознание, мышление, формирование поведения, волевой контроль связаны с деятельностью лобных долей, так называемых префронтальной и премоторной зон.

Левое и правое полушария выполняют различные функции при восприятии и формировании образа отображаемого предмета. Для правого полушария характерна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Такой способ опознания предметов можно определить как интегрально-синтетический, целостный по преимуществу, структурно-смысловой, т. е. правое полушарие отвечает за целостное восприятие объекта или выполняет функцию глобальной интеграции образа. Левое Полушарие функционирует на основе аналитического подхода, заключающегося в последовательном переборе элементов образа, т. е. левое полушарие осуществляет отображение предмета, формируя отдельные части психического образа. Следует отметить, что в восприятии внешнего мира задействованы оба полушария. Нарушение деятельности любого из полушарий может привести к невозможности контакта человека с окружающей действительностью.

При знакомстве со строением центральной нервной системы мы должны обязательно остановиться на рассмотрении еще одной мозговой структуры - ретикулярной формации, которая играет особую роль в регуляции многих психических процессов и свойств. Такое название - ретикулярная, или сетевидная, - она получила из-за своего строения, поскольку представляет собой совокупность разреженных, напоминающих тонкую сеть нейронных структур, анатомически расположенных в спинном, продолговатом и заднем мозге.

Ретикулярная формация оказывает заметное влияние на электрическую активность головного мозга, на функциональное состояние коры головного мозга, подкорковых центров, мозжечка и спинного мозга. Она же имеет непосредственное отношение к регуляции основных жизненных процессов: кровообращению и дыханию.

Очень часто ретикулярную формацию называют источником активности организма, поскольку формируемые данной структурой нервные импульсы определяют работоспособность организма, состояние сна или бодрствования. Необходимо также отметить регулирующую функцию данного образования, поскольку формируемые ретикулярной формацией нервные импульсы отличаются по своей амплитуде и частоте, что приводит к периодической смене функционального состояния коры головного мозга, которая, в свою очередь, определяет доминирующее функциональное состояние всего организма. Поэтому состояние бодрствования сменяется состоянием сна и наоборот.

Нарушение деятельности ретикулярной формации вызывает нарушение биоритмов организма.

Таким образом, мы можем констатировать, что нервная система человека выполняет функции системы, регулирующей деятельность всего организма. Благодаря нервной системе человек в состоянии получать информацию о внешней среде, анализировать ее и формировать адекватное ситуации поведение, т. е. успешно, адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

2. Развитие психики животных

В филогенезе психика прошла путь от уровня простейшей раздражимости до сознания. Этапы этого пути следующие:

Таксисы. Это элементарная форма раздражимости, наблюдаемая даже у растений (тропизм). Она направлена на поиск благоприятной среды. Характерна для одноклеточных живых существ (амеба). На этом уровне реакция организмов на раздражитель следует лишь после непосредственного контакта с ним. Это вынужденная активность живого существа, ориентированная на удовлетворение биологической потребности.

Чувствительность - сигнальная форма раздражимости, позволяющая ориентироваться в более сложной среде, хотя и индеферентной по отношению к биологической потребности. По сути – это простейшая форма ощущений. Чувствительность обеспечивает реакцию организма до непосредственного соприкосновения с ним.

Поведение – принципиально новый уровень приспособления к среде, основной признак – сложная совокупность реакций на воздействие окружающей живой организм среды. Этому уровню присущи: навыки (способ реагирования на среду через условные рефлексы), рассудок (способность отражать сложные отношения и взаимосвязи между предметами).

Сознание - высший уровень приспособления к среде.

Сознание – предмет рассмотрения следующего вопроса лекции. Но прежде сформулируем выводы третьего вопроса.

Рассмотренная концепция развития психики в ходе эволюции живой материи предложенная А.Н. Леонтьевым базируется на тезисе о том, что психика возникает тогда, когда допсихических форм отражения становится недостаточно для обеспечения жизнедеятельности организма в предметно расчлененном мире. Толчок эволюции развития психики – механизм метаболизма.

Развитие психики животных – это процесс развития деятельности.

В своем развитии различаются три стадии развития психики:

стадия элементарной сенсорной психики;

стадия перцептивной психики;

стадия интеллекта.

Объективным критерием психического является возникновение чувствительности у живого организма.

Чувствительность – это способность живого организма реагировать на абиотические раздражители.

Чувствительности предшествует самая элементарная форма психического отражения – раздражимость. Раздражимость - способность живого существа реагировать на биотический раздражитель.

Биотическим раздражителем называется такой стимул из внешней среды, вещественно-энергетические составляющие которого, непосредственно входят в метаболические процессы данного живого организма. Таков, например, свет хлорофилловых растений, с помощью которого соответствующие клетки строят органические вещества.

Абиотическим раздражителем называется первоначально нейтральный для жизнедеятельности стимул среды, который, в ходе деятельности живого организма по ориентировке в среде приобретает сигнальное значение.

Психика присуща живым существам, обладающим чувствительностью, то есть, элементарной формой психики (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фарби и их последователи в отечественной психологии).

Г) Существуют и иные точки зрения на эту проблему: это позиции антропопсихизма, панпсихизма, биопсихизма и нейропсихизма.

Антропопсихизм – психика возникает только у человека (Р. Декарт и его последователи).

Панпсихизм, или гилозоизм – вся природа считается одухотворенной (Эмпедокл, Дж. Бруно, Д. Дидро, Ф. Шеллинг и др.).

Биопсихизм – психика свойственна только живой материи (Т. Гоббс, К. Бернар, Э. Геккель, В. Вундт и др.).

Нейропсихизм – психика присуща живым существам, имеющим нервную систему (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и другие).

3. Происхождение и развитие сознания

Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение.

С точки зрения естественнонаучной парадигмы попытку объяснения причин возникновения и развития сознания предложили ряд отечественных психологов. Мы сегодня рассмотрим позиции двух научных школ - Алексея Николаевича Леонтьева и Льва Семеновича Выготского.

Лев Семенович Выготский родился в городе Орша 5 ноября 1896 года. Учился в гимназии. В 1913 году поступил в Московский университет, где получил юридическое образование. Параллельно изучал курс психологии и философии в народном университете Шанявского. С 1917 по 1923 годы работает учителем литературы и психологии в школе, ведет занятия в театральной студии, а также создает лабораторию психологии в педагогическом техникуме. С 1924 года работает в Москве в Институте психологии, затем - в Институте дефектологии. Выготский занимал пост руководителя отдела образования умственно и физически отсталых детей при Наркомпроссе, преподавал в Академии коммунистического воспитания имени Крупской и Педагогическом институте в Ленинграде. Уже будучи профессором, поступил в медицинский институт и окончил его. Незадолго до смерти возглавил отдел психологии во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. Умер от туберкулеза 11 июня 1934 года.

Выготский внес вклад в развитие психологии искусства, обпгую психологию, детскую и педагогическую психологию, дефектологию, пато- и нейропсихологию.

Основные работы Выготского: «Педагогическая психология», «Исторический смысл психологического кризиса», «Мышление и речь», «История развития высших психических функций», «Учение об эмоциях», «Поведение животных и человека», «Лекции по возрастной психологии», «Психология подростка», «Психология искусства» и др.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, действительный член АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968), почетный член Венгерской академии наук (1973), почетный доктор Парижского университета (1968).

После окончания в 1928 году отделения общественных наук Московского университета работал в Институте экспериментальной психологии Московского университета под руководством - Г.И. Челпанова.

С 1928 года по 1930 год под руководством Л.С. Выготского осуществил исследование развития высших форм запоминания в психологической лаборатории Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской.

С 1934 года руководил группой ученых, последователей Л. С. Выготского, работавших во Всеукраинской психоневрологической академии и украинском НИИ педагогики в Харькове. С 1941 года Леонтьев становится профессором МГУ, В период с 1942 по 1945 годы руководил научной работой в Опытном восстановительном госпитале под Свердловском. С 1945 года заведовал кафедрой психологии философского факультета МГУ, а в 1966 году становится деканом факультета психологии МГУ.

Награжден Ленинской премией в 1963 году за книгу «Проблемы развития психики», а в 1975 году - Ломоносовской премией первой степени за книгу «Деятельность. Сознание. Личность».

Разработал общепсихологическую теорию деятельности.

Основные научные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» совместно с А. В. Запорожцем (1945), «Очерк развития психики» (1947), «Потребности и мотивы деятельности» (1956), «Проблемы развития психики» (1959,1965), «Об историческом подходе к изучению психики человека» (1959), «Потребности, мотивы и эмоции» (1971), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).

Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

Человек выделился из животного мира благодаря использованию орудий.

Человек овладевает природой с помощью орудий, а собственной психикой овладевает благодаря психологическим орудиям.

В качестве психологических орудий выступают знаки.

Рис. 1. Модель опосредования психических процессов знаками-средствами, где А - стимул, В - ответ, X - знак-средство.

Например:

4. Психологические орудия лежат в основе произвольных психических функций: произвольного внимания, произвольной памяти, логического мышления, произвольного восприятия, произвольного действия и т.д. Непроизвольные психические функции Выготский называл натуральными или низшими. Произвольные психические функции были названы высшими.

5. Высшие психические функции имеют социальное происхождение и опосредованы знаками, осуществляются по желанию человека.

6. Высшие психические функции появляются на сцене дважды: сначала как функция интерпсихологическая, а затем как функция интрапсихологическая; высшие психические функции первоначально возникают как форма сотрудничества с другими людьми, а затем становятся индивидуальными. Высшие психические функции - это психологические системы.

Овладение знаками-средствами, или психологическими орудиями, осуществляется в процессе интериоризации. Процесс инте-риоризации означает превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические. Процесс интериоризации начинается с воздействия взрослого на ребенка с помощью выработанных в процессе исторического развития культурных знаков-средств. Затем ребенок воздействует также на окружающий его мир (игрушки, животных, детей, взрослых). И только потом он овладевает собственной психикой, то есть воздействует на себя.

I этап - воздействие взрослого на ребенка (например: «Это делать нельзя!»)

II этап - воздействие ребенка на животного или другой объект (например: «Это делать нельзя!»)

III этап - воздействие ребенка на самого себя (например; «Это делать нельзя!»)

Непослушание ребенка или его отставание в учебе - это результат не овладения им необходимыми для этого психологическими орудиями.

Например, если ребенок путает последовательность одевания вещей, то это не означает, что у него плохая память. Он просто не овладел психологическими орудиями, необходимыми для этой процедуры.

А.Н. Леонтьев о сущности и структуре сознания.

Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание-образ становится также сознанием-деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности и, более того, -управляющим ею.

Другое капитальное изменение претерпевает сознание в ходе исторического развития. Оно заключается в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива (например, общины) и сознания образующих его индивидов. В то же время психологические особенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с теми общественными отношениями, в которые вовлечен индивид. Структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы. Чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью и т. д.

Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное «поле» и объект его деятельности.

Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно - свою означенность. Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.

Значения преломляют мир в сознании человека. Хотя носителем значений является язык, но язык не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность.

В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, то есть в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же «не психологичны», как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними.

Следует различать осознаваемое объективное значение и его значение для субъекта. В последнем случае говорят о личностном смысле. Другими словами, личностный смысл - это значение того или иного явления для конкретного человека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего «непсихологического существования».

Сознание человека, как и сама его деятельность, не является неким слагаемым входящих в него частей, то есть оно не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связи отдельных его «единиц», а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности, осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе.

Идеи А.Н. Леонтьева о структуре сознания были развиты в отечественной психологии его учеником В. П. Зинченко, который выделяет три слоя сознания: бытийный (или бытийно-деятельностный), рефлексивный (или рефлексивно-созерцательный) и духовный.

Бытийный слой сознания включает чувственную ткань образа и биодинамическую ткань, а рефлексивны и - значения и смыслы.

Понятия чувственной ткани образа, значения и личностного смысла раскрыты выше. Рассмотрим понятия, введенные в психологию сознания В.П. Зинченко.

Биодинамическая ткань - это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань - это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин «ткань» в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия.

Духовный слой сознания в структуре сознания, по мнению В.П. Зинченко, играет ведущую роль, одушевляя и воодушевляя бытийный и рефлексивный слой. В духовном слое сознания человеческую субъективность представляет «Я» в его различных модификациях и ипостасях. В качестве объективной образующей в духовном слое сознания выступает «Другой» или, точнее, «Ты».

Духовный слой сознания конструируется отношениями «Я - Ты» и формируется раньше или, как минимум, одновременно с бытийным и рефлексивным слоями.

Заключение

Психика представляет собой субъективное отражение объективной реальности.

В зависимости от основных философских традиций по разному решается вопрос о происхождении психики. В лекции данный вопрос рассмотрен с позиций естественнонаучной парадигмы.

Физиологической основой психики человека и животных является нервная система.

Способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный материал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем мире.

Высшим уровнем развития психики человека является его сознание. Оно представляет собой многослойную структуру психического отражения.

Литература

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.,2006.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2007.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. - М.: Мир, 2002.

Козубовский В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: Учебн. пособие. – Мн.: Амалфея, 2007.

Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М.–Воронеж, 2006.

Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007.

Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2007.

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития челове-


ческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов.

Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания" человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллель-


но с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.

Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это - рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

На стадии сознания по Леонтьеву находится только человек. Он выделяет стадию психики человека в отдельный этап. Несмотря на то, что человек появляется в ходе эволюционного процесса с точки зрения советской психологи, однако само развитие человека выходит за рамки эволюционного процесса. После появления человека возникает как бы другая история. Пока идет эволюция животных – идет эволюция природы, когда возникает человек, появляется уже не филогенез, а социогенез. Эволюция, как механизм в природе не прекращается, однако законы общества действуют сильнее, чем законы биологической эволюции.

Определение по Леонтьеву: «Сознание - в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния» (самосознание, действие и переживания).

Психическое отражение осуществляется в форме сознания, коорое предполагает осознание самого себя и своих отношений с окружающим миром и людьми. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта; в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной ведет к выделению у человека мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения.

Условия, порождающие эту высшую форму психики - человеческое сознание.

1. Возникновение труда.. Именно труд и вместе с ним речь явились ведущими причинами возникновения сознаниями у человека.

Согласно методологическому принципу единства сознания и деятельности, всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменениями психической деятельности.

Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности, а именно коллективного труда.

Благодаря труду изменились анатомо-физиологические характеристики: развивается рука, увеличились лобные доли, совершенствовались органы чувств. Создаваемые трудом, отдельные анатомо-физиологические изменения необходимо влекли за собой, в силу взаимозависимости развития органов, и изменение организма в целом.

2. социальное взаимодействие

3. язык и речь

Животные обрабатывают орудия с помощью естественных средств – собственных органов (зубы, руки и т. д.) Первобытный человек стал изготавливать орудия, воздействуя камень на камень. Изготовление орудия с помощь другого предмета означало отделения действия от биологического мотива и тем самым появления нового вида деятельности – труда.

Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.Изготовление орудия впрок предполагало наличия образа будущего действия, то есть появления плана сознания.

Поведение реализуется за счет сложноорганизованных действий, сформированных в процессе накопления индивидуального опыта.

Появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности (биологический мотив), имеют ввиду лишь промежуточный результат (один человек изготавливает орудие, а другой – использует это орудие, достигает предмета потребности). В рамках индивидуальной деятельности этот промежуточный результат становится самостоятельной целью.

Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от её мотива, соответственно в деятельности появляется новая единица «действие».

Человек начал переживать смысл своего действия. Человек начинает осознавать индивидуальность действия. Деятельность становится сознательной.

Коллективный труд послужил причиной развития человеческого общества, к развитию человеческого сознания.

Структура сознания по Леонтьеву:

Три компонента сознания:

Чувственная ткань сознания.

Значение слов

Личностный смысл

Чувственная ткань - те образы реальности, кот актуально воспринимаются, либо всплывают из памяти, либо возникают благодаря воображению (прогнозированию).

Полностью связана с органами чувств. Эти образы различаются по модальностями, степенью ясности, устойчивостью.

Значение - связано со словом. Носителем значений является язык, культура. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы действия. Значения скрывают функцию предмета, обощение. Значение создает понимание реальности.

Личностный смысл определяет субъективность и пристрастность человеческого сознания.

15. Классификация психических явлений и процессов .

Все психические явления делятся на три группы:
1)психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.
Психический процесс - это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы - это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.
Психические процессы подразделяются на:

Познавательные процессы - ощущение и восприятие, память, воображение и мышление;

Волевые процессы - мотивы, стремления, желания, принятие решений;

Эмоциональные процессы - чувства, эмоции ;

Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.
Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);
2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация);
3. Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия);
4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).
Психические свойства личности - типичные для данного человека особенности его психики.
К психическим свойствам личности относятся:
1) темперамент;
2) направленность;
3) способности;
4) характер.
Личность - индивид, включенный в общественные отношения, это социальное качество человека, тогда как индивид - это отдельный представитель биологического рода homo sapiens (таковым является новорожденный).
Каждая личность имеет неповторимые сочетания психических особенностей - психический склад; это и составляет ее индивидуальность.
Понятие "человек" более широкое, чем понятие "личность". Оно включает в себя и понятие "индивид", и понятие "личность".
Психические процессы, состояния и свойства человека - это единое проявление его психики. И исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.

16. Сознание как психический процесс: определение, функции, эмпирические характеристики. Структурный анализ сознания.

Сознание - высшая психическая функция.

«Сознание в своей непосредственности, есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включён он сам, его действия и состояния.» (А.Н.Леонтьев).

По Леонтьеву: 3 компонента сознания

1. Чувственная ткань сознания

Конкретные образы реальности, которые либо актуально воспринимаем, либо всплывают из памяти, либо возникают благодаря воображению. Полностью связанны с органами чувств. Различаются по своей модальности. Большей или меньшей устойчивости.

2. Значения

Неразрывно связанно со словами. Носителем значения является язык. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы действия. Значения дают понимание реальности.

3. Личностный смысл

Определяет субъективность и пристрастность человеческого сознания. Индивидуальное значение, отношение, эмоциональное отношение к данному объекту, явлению в собственном сознании.

У В.Вунда есть понятие «эмоциональный тон». Отдельные ощущения сопровождаются эмоциональным переживанием (ощущение красного, круглого и т.п.).

Существенной особенностью сознания человека является самосознание.

Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего мира. Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия.

Вильям Джеймс вводит понятие «поток сознания» -непрерывная смена образов, переживаний и мы всё время находимся в этом потоке. Выделяет индивидуальность сознания и его отдельность . Оно не открыто другим людям. Изменчивость сознания – в границах личного опыта состояние изменчиво. Непрерывность сознания – никогда не прерывается. При этом можем говорить о единстве сознания. Нет «раскадровки». Мы думаем, что мы и раньше были такими, как сейчас. Неоднородность сознания – избирательность. Даже в момент ясного сознания какие-то области воспринимаются ближе, чётче, а что-то остаётся на переферии.

Титченер вслед за Ребо выделяет 2 уровня сознания:

1-Чёткое сознание, ясное

2-переферическое

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), и эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.Этапы развития сознания определяются последовательностью становления мышления от апперцептивного к ассоциативному, а от него к конкретному и далее к абстрактно-логическому. На каждом из этих традиционно выделяемых уровней сознание имеет социальную природу, характеризуется познавательной устремленностью и обладает своим непременным атрибутом - мышлением. Именно мышление, оформляя структурную организацию сознания в историческом процессе и в индивидуальном развитии, определяет становление сознания.

17. Сознание и активация. Состояния сна и бодрствования .

Психологическая активация представляет собой продолжение физиологической активации. Она связана с расшифровкой внешних сигналов, которая зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания человека, а также от его потребностей, вкусов, интересов и планов. Уровень и характер активации будут зависеть от трех взаимосвязанных факторов. Прежде всего, речь идет об уровне сознания и активации, на котором находится мозг. От информации будет мало пользы, если человек спит или вообще состояние его сознания не таково, чтобы он мог ее принять и усвоить. Уровень активации в основном определяется естественными циклами бодрствования и сна, но он может также видоизмениться, скажем, при медитации или под действием лекарственных препаратов. Наше восприятие окружающего – результат истолкования сигналов, улавливаемых «антеннами», настроенными на внешний мир; эти антенны -наши рецепторы: глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне. Тем не менее поиск и выбор сигналов будут зависеть от другого источника активации, который постоянно направляет эти процессы. Это уровень врожденных потребностей и приобретенных в течение жизни мотиваций, а также аффективных компонентов – эмоций и чувств.

Два состояния сознания: сон- период отдыха, и бодрствование, или активное состояние, что соответствует активации всего организма, т.е. мы приспосабливаемся к внешней действительности. Наше восприятие событий в значительной степени зависит от нашего состояния, от того, напряжены мы или нет, возбуждены или находимся в полудремоте. Таким образом, обработка информации меняется, подчас очень существенно, в зависимости от уровня бодрствования и от готовности к восприятию сигналов. По мере усиления активации организма уровень бодрствования возрастает, но при этом адаптация, возможная благодаря бодрствованию, начиная с какого-то момента может ухудшиться, если активация чрезмерно возрастет. Это может произойти из-за чересчур сильной мотивации или же в результате серьезного расстройства чувств.

Сон - одно из изменённых состояний сознания. В среднем наш организм функционирует с таким чередованием: 16 часов бодрствования, 8 часов сна. Известно, что этот 24-часовой (с небольшими вариациями) цикл управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологическими часами. Они-то и ответственны за возбуждение центра сна, расположенного в стволе мозга, и центра бодрствования, которым служит сама ретикулярная формация. Сон проходит различные стадии: за медленноволновым сном следует сон другого типа – парадоксальный. Эта последовательность повторяется в каждом из пяти циклов длительностью примерно по 90 минут, обычных во время нормального ночного сна. «Медленный» сон составляет около 80% общего времени сна. По мере того как человек погружается в сон, ритмы сердца и дыхания замедляются, становясь все более равномерными. Даже если вначале сохраняется некоторый тонус мышц, в момент достижения стадии глубокого сна тело расслабляется, и организм, по-видимому, в максимальной степени восстанавливает физические силы.

Парадоксальный сон это сон с Быстрыми Движениями Глаз (БДГ). Спящий в это время находится в полной неподвижности вследствие резкого падения мышечного тонуса, тогда как деятельность мозга возрастает, как будто человек просыпается. Тем не менее одни лишь глаза совершают быстрые движения под сомкнутыми веками. Во время стадии БДГ разбудить спящего очень трудно, но если это удается, то можно услышать его рассказ о том, что он видел во сне, причем богатство и точность деталей этого сновидения контрастируют с тем, что бывает во время медленноволнового сна.

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.
Возникновение сознания человека явилось качественно новым этапом развития психики и представляет собой высший уровень развития психики. Сознание — высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер.
Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно трудовой деятельностью. Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде.
Сказанное позволяет говорить о том, что ведущим фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда. Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для труда характерно употребление и изготовление орудий и осуществление действий в условиях совместной коллективной деятельности. Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных.
В процессе трудовой деятельности развивались и закреплялись функции руки, которая приобретала большую подвижность, совершенствовалось ее анатомическое строение. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания. Трудовая деятельность привела к тому, что активно действующая рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания.
Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.
Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познавать. Первыми орудиями были топор, нож, молоток, которые одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, не данные непосредственно органам чувств.
Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело, в свою очередь, к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа. С расширением знаний о мире возрастали возможности человека, он приобретал способность быть независимым от природы и по разумению изменять свою собственную природу (имеются в виду человеческое поведение и психика).
Создаваемые людьми многих поколений предметы материальной и духовной культуры не пропадали бесследно, а передавались и воспроизводились из поколения в поколение, совершенствуясь. Новому поколению людей не было необходимости изобретать их заново, достаточно было обучиться пользоваться ими с помощью других людей, уже умеющих это делать.
Следующие поколения усваивали знания, умения и навыки, выработанные предыдущими, и тем самым также становились цивилизованными людьми. Более того, поскольку этот процесс очеловечивания начинается с первых дней жизни и дает свои видимые результаты довольно рано, у индивида сохранялась возможность внести свой, личный вклад в копилку цивилизации и тем самым умножить достижения человечества. Так, постепенно, ускоряясь, из века в век совершенствовались творческие способности людей, расширялись и углублялись их знания о мире, все выше поднимая человека над всем остальным животным миром.
Если на миг представить себе, что произошла всемирная катастрофа, в результате которой погибли люди, имеющие соответствующие способности, был уничтожен мир материальной и духовной культуры и выжили только малые дети, то в своем развитии человечество было бы отброшено на десятки тысяч лет назад, так как некому и не на чем было бы учить детей становиться людьми.
Самым значительным изобретением человечества, оказавшим ни с чем не сравнимое влияние на развитие людей, стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, инженерии, науки, искусства, других областей человеческой деятельности. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Отпала необходимость держать ее в голове отдельного человека, исчезла опасность безвозвратной утраты из-за потери памяти или ухода хранителя информации из жизни.
Необходимо отметить, что сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако область психического шире области осознанного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны. Бессознательной может быть мотивация действий и поступков, совершаемых человеком. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные зрительные, слуховые ощущения, неосознанные образы восприятия могут проявляться в феноменах, связанных с узнаваемыми ранее виденного, в чувстве знакомости. Бессознательно запомнившееся часто определяет содержание мысли человека. В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.

Оценивая сознание современного человека, сравнивая его с сознанием древнейших людей и людей, живших в недавнем прошлом, мы приходим к выводу о том, что сознание человека нашего времени отличается от сознания людей, живших раньше на Земле. Эти отличия заключаются в следующем.

  • 1. Современный человек располагает большим объемом знаний о себе и о мире, чем люди, жившие в прошлом.
  • 2. Знания современных людей более точны, чем знания людей, живших в прошлом, поскольку они основаны на новейших научных достижениях.
  • 3. Современный человек может лучше, чем люди в прошлом, управлять своим сознанием при помощи доступных ему новейших технических средств, например Интернета.
  • 4. Ныне живущие на земле люди могут сохранять и передавать другим людям, в том числе из поколения в поколение, свои знания в практически неограниченном масштабе.

Признание отличия сознания современного человека от сознания прошлых поколений людей ставит вопрос о его развитии. Вместе с тем приведенное выше определение сознания, а также описание его структуры включают в себя признаки, многие их которых, безусловно, являются приобретенными. Это, например, самосознание и знания человека об окружающем мире. Из этого вытекает постановка вопроса не только о возможности развитии сознания, но также и о возникновении сознания у людей. Она включает в себя поиск ответов на следующие частные вопросы.

  • 1. Какие факторы и условия способствовали возникновению, формированию и развитию сознания у людей?
  • 2. Когда появилось и начало развиваться сознание у современного человека?
  • 3. Можно ли в процессе развития сознания выделить определенные этапы?

История становления сознания человека, вероятно, не выходит за пределы последних нескольких тысяч лет. Имея в виду зависимость психологии людей от их истории и культуры, можно было бы сделать и более определенное предположение: сознание современного человека возникло и стало развиваться, скорее всего, в течение последних 5-6 тысяч лет, так как это и есть время существования человеческого общества, истории и культуры современных людей. Современная антропология предоставляет некоторые данные, позволяющие строить гипотезы, касающиеся истории возникновения и развития сознания человека. Очевидно, что этот процесс был каким-то образом связан с возникновением языков и других знаковых систем, включая разные виды речи, с освобождением рук человека от передвижения по земле, с разделением функций и координацией усилий людей в совместной трудовой деятельности. Обсудим все эти возможные предпосылки возникновения и начала развития сознания людей в отдельности.

Прямохождение, появившееся в процессе эволюции, освободило руки человека от передвижения в пространстве, позволило ему более активно исследовать с помощью рук окружающий мир. Одновременно с этим у человека стало совершенствоваться зрение, так как зрительное восприятие подкреплялось ощущениями, получаемыми в результате изучения предметов руками. Глаз человека, образно говоря, «учился» у руки правильно воспринимать и оценивать пространство и соответствующие характеристики окружающих предметов. Руки человека в связи с изобретением, изготовлением и использованием орудий приобрели новые функции, стали совершать более сложные движения. Это в свою очередь способствовало возникновению трудовой деятельности. В ней люди стали открывать для себя разнообразные свойства окружающих предметов, развивать свои способности. Примерно в это же время люди изобрели язык, стали пользоваться в общении друг с другом разнообразными знаковыми системами. Благодаря знаковым системам люди получили возможность накапливать знания, сохранять и передавать их друг другу. Таким образом, появилась и стала расширяться сфера индивидуального и коллективного сознания. Главным условием возникновения и развития коллективного сознания стала совместная общинная жизнь и трудовая деятельность древних людей, опосредствованные речевым общением, владением и использованием языка. Для того чтобы вместе заниматься каким- либо общим делом, люди должны были ясно представлять себе цель совместной деятельности, свою индивидуальную роль в ней, функции других участников такой деятельности и, кроме того, согласовывать свои действия друг с другом.

Можно предположить, что сознание человека на начальном этапе его развития по своему содержанию было направленным в основном на внешний мир. Человек воспринимал и осознавал то, что находится вне его, благодаря данным ему от природы органам чувств, и за счет этого развивалось осознание им окружающего мира. Позднее появляется рефлексивная способность и вместе с ней осознание и познание человеком себя.

Второе направление связано с развитием мышления человека и соединением мысли со словом. Развиваясь, мышление человека все больше проникало в суть вещей. Параллельно с этим формировался и развивался язык, используемый для обозначения, запоминания и сохранения добываемых человеком знаний. Слова по мере приобретения ими значений обогащались в своем содержании и со временем стали превращаться в научные понятия, т.е. становились носителями сущностных знаний о мире.

Каждая новая историческая эпоха своеобразным образом отражалась в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей менялось и их коллективное сознание. Касаясь вопроса об этапах развития сознания человека, можно предположить, что в своем филогенетическом преобразовании оно прошло через следующие этапы.

  • 1. Этап изобретения людьми первых примитивных орудий, с помощью которых стало возможным расширение знаний о мире и, следовательно, познание его с помощью орудийной деятельности.
  • 2. Совершенствование знаний о мире за счет трудовой деятельности (создание новых предметов материальной и духовной культуры, в которых воплощены знания, приобретенные людьми в результате творческого мышления).
  • 3. Появление религии и различных видов искусств и расширение за счет этого образной составляющей сознания людей.
  • 4. Возникновение наук и, соответственно, углубление познания человеком себя и окружающего мира на уровне понятий.
  • 5. Дальнейшее совершенствование орудий, машин и приборов, доведение их до современного уровня. Расширение и углубление с их помощью процессов познания человеком себя и окружающего мира.
  • 6. Сохранение полученных знаний за счет письменности, изобретения и совершенствования технических средств записи информации. Передача с помощью этих средств накопленных знаний из поколения в поколение и обогащение за счет этого сферы коллективного и индивидуального сознания людей.
  • 7. Дальнейшее совершенствование средств обмена информацией между людьми. Ускорение за счет этого процессов развития как коллективного, так и индивидуального сознания (человек получил возможность быстро и легко приобретать необходимые ему знания).

Все, что обсуждалось до сих пор, касалось развития сознания в целом. Однако в нем имеется важная часть, которая носит название «самосознание». Оно обладает собственными законами формирования и развития. Процесс становления и развития самосознания человека можно представить следующим образом. Первые признаки наличия самосознания появляются у ребенка в конце первого года жизни, когда он психологически отделяет себя от окружающего мира и от других людей. В лексиконе ребенка в связи с этим появляется местоимение «я». Для обозначения «не я» ребенок одновременно с местоимением «я» начинает употреблять местоимения «оно», «он», «она» или «они».

Первой в самосознании, по-видимому, появляется самооценка, причем ее наличие у ребенка можно обнаружить уже на втором году жизни. В возрасте от трех до шести-семи лет самосознание расширяется за счет оценок, которые ребенку дают взрослые люди и другие дети, т.е. за счет оценок ребенка со стороны окружающих людей. С поступлением в школу этот процесс продолжается, расширяясь и углубляясь за счет включения в круг общения ребенка других детей и взрослых людей.

Главным направлением развития самооценки и самосознания для детей младшего школьного возраста становятся их успехи в учебной деятельности и сравнение своих успехов (соответственно способностей) с успехами других детей. Через оценки, получаемые со стороны учителей, родителей и других детей, ребенок узнает о том, насколько у него развиты познавательные процессы, способности и личностные свойства.

Переход к подростковому возрасту знаменуется существенными изменениями в самосознании детей. В этом возрасте, во-первых, появляется рефлексивная способность, позволяющая подростку заниматься самоанализом и на этой основе уточнять самооценку. Во-вторых, стремление к самовоспитанию становится одним из средств совершенствования себя и соответственно исправления нежелательной самооценки. В-третьих, самоанализ и самооценка в подростковом возрасте осуществляются путем сравнения ребенком себя с некоторым идеалом, образцом для подражания, заимствованным из произведений искусства или реальной жизни.

Завешается процесс формирования самосознания детей в старшем школьном возрасте. В это время образуется не только устойчивая самооценка и более или менее стабильный образ «Я», но начинает складываться «Я-концепция». В рамках «Я-концепции» происходит соответственно дифференциация различных образов «Я». Выделяются, например, образ «Я» для себя, образ «Я» для других, отраженный или зеркальный образ «Я» и некоторые другие.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!