Тема и жанр романа преступление наказание. Федор Достоевский биография

По жанру «Преступление и наказание» (1866) — роман, главное место в котором занимают социальные и философские проблемы современной писателю русской жизни. Кроме того, в «Преступлении и наказании» можно отметить жанровые признаки: детектива (читатель с самого начала знает, кто убийца старухи процентщицы, но детективная интрига сохраняется до конца — признается Раскольников, попадёт в ловушку следователя Порфирия Петровича или выскользнет?), бытового очерка (подробное описание бедных кварталов Петербурга), публицистической статьи (статья Раскольникова «О преступлении»), духовного писания (цитаты и перифразы из Библии) и т.д.

Социальным этот роман можно назвать потому, что Достоевский рисует жизнь обитателей трущоб Петербурга. Тема произведения — показ нечеловеческих условий существования бедняков, их безнадёжности и озлобленности. Идея «Преступления и наказания» состоит в том, что писатель осуждает современное ему общество, которое допускает, чтобы его граждане жили в беспросветной нужде. Такое общество преступно: оно обрекает на гибель слабых, беззащитных людей и одновременно порождает ответное преступление. Эти мысли выражены в исповеди Мармеладова, которую он произносит в грязном трактире перед Раскольниковым (1,II).

Описывая нищету и бедствия семьи Мармеладовых, семьи Раскольниковых, Достоевский продолжает благородную традицию русской литературы — тему «маленького человека». Классическая русская литература часто изображала муки «униженных и оскорблённых» и привлекала общественное внимание и сочувствие к людям, оказавшимся, пусть даже по собственной вине, на «дне жизни».

Достоевский детально показывает быт бедных петербургских кварталов. Он изображает комнату Раскольникова, похожую на шкаф, уродливое жильё Сони, проходную комнату-коридор, где ютится семья Мармеладовых. Автор описывает внешний вид своих героев-бедняков: они одеты не просто бедно, но очень бедно, так, что стыдно показаться на улице. Это касается Раскольникова, когда он впервые появляется в романе. Мармеладов, встреченный нищим студентом в распивочной, «одет был в чёрный, старый, совершенно оборванный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Только одна ещё держалась кос как, и на неё-то он и застёгивался. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая» (1, II). Кроме того, все бедные герои голодают в прямом смысле слова: плачут от голода маленькие дети Катерины Ивановны, от голода постоянно кружится голова у Раскольникова. Из внутренних монологов главного героя, из исповеди Мармеладова, из полубезумных выкриков Катерины Ивановны перед смертью явствует, что люди до предела страданий доведены нище той, неустроенностью жизни, что они очень остро чувствуют своё унижение. Мармеладов восклицает в исповеди: «Бедность — не порок... Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никто и никогда. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметаю т из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было...» (1, II).

Несмотря на открытое сочувствие этим героям, Достоевский не пытается приукрасить их. Писатель показывает, что и Семён Захарович Мармеладов, и Родион Романович Раскольников во многом сами виноваты в своей печальной судьбе. Мармеладов — больной алкоголик, который ради водки готов обобрать даже своих маленьких детей. Он не стесняется прийти к Соне и выпросить у неё последние тридцать копеек на выпивку, хотя знает, как она зарабатывает эти деньги. Он отдаёт себе отчёт, что поступает недостойно по отношению к собственной семье, а всё-таки пропивается до креста. Когда он рассказывает Раскольникову о своём последнем запое, он очень переживает, что дети, наверное, ничего не ели пять дней, если только Соня не принесла хоть немного денег. Он искренне жалеет, что его родная дочь живёт по жёлтому билету, но сам пользуется её деньгами. Это хорошо понял Раскольников: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать и пользуются!» (1, II).

Неоднозначное отношение у Достоевского к Раскольникову. С одной стороны, писатель сочувствует студенту, который должен зарабатывать себе на нищую жизнь грошовыми уроками и переводами. Автор показывает, что античеловеческая теория о «тварях» и «героях» родилась в больной голове главного героя, когда он устал честно бороться с позорной бедностью, так как увидел, что вокруг процветают подлецы и воры. С другой стороны, Достоевский изображает приятеля Раскольникова — студента Разумихина: ему живётся даже труднее, чем главному герою, так как у него нет любящей матери, которая присылает ему деньги из своей пенсии. При этом Разумихин много работает и находит в себе силы переносить все невзгоды. Он мало думает о собственной персоне, зато готов помогать другим, и не в будущем, как планирует Раскольников, а сейчас. Разумихин, нищий студент, спокойно принимает на себя ответственность за мать и сестру Раскольникова, наверное, потому, что по-настоящему любит и уважает людей, а не раздумывает над проблемой, достойно или нет пролить «кровь по совести».

В романе социальное содержание тесно переплетается с философским (идеологическим): философская теория Раскольникова является прямым следствием его отчаянных жизненных обстоятельств. Умный и решительный человек, он задумывается над тем, как исправить несправедливый мир. Может быть, путём насилия? Но можно ли насильно, против воли навязать людям справедливое общество? Философская тема романа — рассуждение о «праве на кровь», то есть рассмотрение «вечного» морального вопроса: оправдывает ли высокая цель преступные средства? Философская идея романа формулируется так: никакая благородная цель не оправдывает убийство, не человеческое дело решать, достоин ли какой-либо человек жить или недостоин.

Раскольников убивает ростовщицу Алёну Ивановну, которую сам писатель рисует чрезвычайно непривлекательной: «Это была крошечная, сухая старушка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё...» (1, I). Алёна Ивановна вызывает отвращение, начиная с приведённого портрета и деспотического отношения к сестре Лизавете и заканчивая её ростовщической деятельностью, это она похожа на вошь (5, IV), сосущую человеческую кровь. Однако, по мнению Достоевского, даже такую противную старушонку убивать нельзя: любая личность священна и неприкосновенна, в этом отношении все люди равны. По христианской философии, жизнь и смерть человека в руках Божиих, а людям этого решать не дано (поэтому убийство и самоубийство — смертные грехи). Достоевский с самого начала усугубляет убийство зловредной процентщицы убийством кроткой, безответной Лизаветы. Итак, желая проверить свои возможности сверхчеловека и готовясь стать благодетелем всех бедных и униженных, Раскольников начинает свою благородную деятельность с того, что убивает (!) старуху и юродивую, похожую на большого ребёнка Лизавету.

Отношение писателя к «праву на кровь» проясняется, помимо прочего, в монологе Мармеладова. Рассуждая о Страшном суде, Мармеладов уверен, что Бог в конце концов примет не только праведников, но и опустившихся пьяниц, ничтожных людей, подобных Мармеладову: «И скажет нам: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!». (...) И прострёт к нам руце свои, и мы припадём... и заплачем... и всё поймём! Тогда всё поймём!..» (1, II).

«Преступление и наказание» является психологическим романом, так как в нём главное место занимает описание душевных мук человека, совершившего убийство. Углублённый психологизм — характерная черта творчества Достоевского. Самому преступлению посвящена одна часть романа, а душевным переживаниям убийцы остальные пять частей. Следовательно, для писателя важнее всего изобразить муки совести Раскольникова и его решение покаяться. Отличительным свойством психологизма Достоевского является то, что он показывает внутренний мир человека «на грани», находящеюся в полубредовом-полубезумном состоянии, то есть автор пытается передать болезненное психическое состояние, даже подсознание героев. Этим романы Достоевского отличаются, например, от психологических романов Л.Н.Толстого, где представлена гармоническая, разнообразная и уравновешенная внутренняя жизнь персонажей.

Итак, роман «Преступление и наказание» является чрезвычайно сложным художественным произведением, в котором теснейшим образом соединяются картины современной Достоевскому российской жизни (60-е годы XIX века) и рассуждения о «вечном» вопросе человечества — о «праве на кровь». Выход российского общества из экономического и духовного кризиса (иначе он называется первой революционной ситуацией) писатель видит в обращении людей к христианским ценностям. Он даёт своё решение поставленного нравственного вопроса: ни при каких обстоятельствах человек не вправе судить — жить или умереть другому, нравственный закон не позволяет «кровь по совести».

Таким образом, «вечный» вопрос у Достоевского решается в высшей степени гуманно, гуманным является в романе и изображение жизни низов общества. Хотя писатель не снимает вины ни с Мармеладова, ни с Раскольникова (они во многом сами виноваты в своём бедственном положении), роман построен так, чтобы вызвать у читателей сочувствие к этим героям.

Жанрово-стилевое своеобразие романа Ф.М Достоевского «Преступление и наказание»

достоевский роман преступление наказание

По жанру «Преступление и наказание» (1866) -- роман, главное место в котором занимают социальные и философские проблемы современной писателю русской жизни. Кроме того, в «Преступлении и наказании» можно отметить жанровые признаки: детектива (читатель с самого начала знает, кто убийца старухи процентщицы, но детективная интрига сохраняется до конца -- признается Раскольников, попадёт в ловушку следователя Порфирия Петровича или выскользнет?), бытового очерка (подробное описание бедных кварталов Петербурга), публицистической статьи (статья Раскольникова «О преступлении»), духовного писания (цитаты и перифразы из Библии) и т.д.

Социальным этот роман можно назвать потому, что Достоевский рисует жизнь обитателей трущоб Петербурга. Тема произведения -- показ нечеловеческих условий существования бедняков, их безнадёжности и озлобленности. Идея «Преступления и наказания» состоит в том, что писатель осуждает современное ему общество, которое допускает, чтобы его граждане жили в беспросветной нужде. Такое общество преступно: оно обрекает на гибель слабых, беззащитных людей и одновременно порождает ответное преступление. Эти мысли выражены в исповеди Мармеладова, которую он произносит в грязном трактире перед Раскольниковым

Достоевский детально показывает быт бедных петербургских кварталов. Он изображает комнату Раскольникова, похожую на шкаф, уродливое жильё Сони, проходную комнату-коридор, где ютится семья Мармеладовых. Автор описывает внешний вид своих героев-бедняков: они одеты не просто бедно, но очень бедно, так, что стыдно показаться на улице. Это касается Раскольникова, когда он впервые появляется в романе. Мармеладов, встреченный нищим студентом в распивочной, «одет был в чёрный, старый, совершенно оборванный фрак, с осыпавшимися пуговицами.

Несмотря на открытое сочувствие этим героям, Достоевский не пытается приукрасить их. Писатель показывает, что и Семён Захарович Мармеладов, и Родион Романович Раскольников во многом сами виноваты в своей печальной судьбе. Мармеладов -- больной алкоголик, который ради водки готов обобрать даже своих маленьких детей. Он не стесняется прийти к Соне и выпросить у неё последние тридцать копеек на выпивку, хотя знает, как она зарабатывает эти деньги.

Неоднозначное отношение у Достоевского к Раскольникову. С одной стороны, писатель сочувствует студенту, который должен зарабатывать себе на нищую жизнь грошовыми уроками и переводами. С другой стороны, Достоевский изображает приятеля Раскольникова -- студента Разумихина: ему живётся даже труднее, чем главному герою, так как у него нет любящей матери, которая присылает ему деньги из своей пенсии. При этом Разумихин много работает и находит в себе силы переносить все невзгоды. Он мало думает о собственной персоне, зато готов помогать другим, и не в будущем, как планирует Раскольников, а сейчас.

В романе социальное содержание тесно переплетается с философским (идеологическим): философская теория Раскольникова является прямым следствием его отчаянных жизненных обстоятельств. Умный и решительный человек, он задумывается над тем, как исправить несправедливый мир. Может быть, путём насилия? Но можно ли насильно, против воли навязать людям справедливое общество? Философская тема романа -- рассуждение о «праве на кровь», то есть рассмотрение «вечного» морального вопроса: оправдывает ли высокая цель преступные средства? Философская идея романа формулируется так: никакая благородная цель не оправдывает убийство, не человеческое дело решать, достоин ли какой-либо человек жить или недостоин. Алёна Ивановна вызывает отвращение, начиная с приведённого портрета и деспотического отношения к сестре Лизавете и заканчивая её ростовщической деятельностью, это она похожа на вошь (5, IV), сосущую человеческую кровь.

Однако, по мнению Достоевского, даже такую противную старушонку убивать нельзя: любая личность священна и неприкосновенна, в этом отношении все люди равны. По христианской философии, жизнь и смерть человека в руках Божиих, а людям этого решать не дано (поэтому убийство и самоубийство -- смертные грехи).

Достоевский с самого начала усугубляет убийство зловредной процентщицы убийством кроткой, безответной Лизаветы. Итак, желая проверить свои возможности сверхчеловека и готовясь стать благодетелем всех бедных и униженных, Раскольников начинает свою благородную деятельность с того, что убивает (!) старуху и юродивую, похожую на большого ребёнка Лизавету.

Отношение писателя к «праву на кровь» проясняется, помимо прочего, в монологе Мармеладова. Рассуждая о Страшном суде, Мармеладов уверен, что Бог в конце концов примет не только праведников, но и опустившихся пьяниц, ничтожных людей, подобных Мармеладову: «И скажет нам: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!». (...) И прострёт к нам руце свои, и мы припадём... и заплачем... и всё поймём! Тогда всё поймём!..» (1, II).

«Преступление и наказание» является психологическим романом, так как в нём главное место занимает описание душевных мук человека, совершившего убийство. Углублённый психологизм -- характерная черта творчества Достоевского. Самому преступлению посвящена одна часть романа, а душевным переживаниям убийцы остальные пять частей. Следовательно, для писателя важнее всего изобразить муки совести Раскольникова и его решение покаяться. Отличительным свойством психологизма Достоевского является то, что он показывает внутренний мир человека «на грани», находящеюся в полубредовом-полубезумном состоянии, то есть автор пытается передать болезненное психическое состояние, даже подсознание героев. Этим романы Достоевского отличаются, например, от психологических романов Л.Н.Толстого, где представлена гармоническая, разнообразная и уравновешенная внутренняя жизнь персонажей.

Итак, роман «Преступление и наказание» является чрезвычайно сложным художественным произведением, в котором теснейшим образом соединяются картины современной Достоевскому российской жизни (60-е годы XIX века) и рассуждения о «вечном» вопросе человечества -- о «праве на кровь». Выход русского общества из экономического и духовного кризиса писатель видит в обращении людей к христианским ценностям. Он даёт своё решение поставленного нравственного вопроса: ни при каких обстоятельствах человек не вправе судить -- жить или умереть другому, нравственный закон не позволяет «кровь по совести».

В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в уродливых, мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями. Интерьер дополняют ободранные старые стулья, софа и небольшой крашенный столик.

Описывая комнату главного героя, писатель подчеркивает запустение и безжизненность жилища, вызывающего страх и угнетение. Мертвенность комнаты дополняет большой слой пыли на книгах и тетрадях, лежащих на столе. В этой желтой комнатушке нет жизни. Хозяин ее добровольно отказался от действий, от общества, он неподвижно лежит в ней и думает о безвыходности своего положения.

Достоевский - тонкий психолог в описании обстановки. Так, комната старухи- процентщицы очень опрятна, предметы мебели и пол в ней блестят, свидетельствуя о чистоплотности, которая характерна для «злых и старых вдовиц».

Почти во всех жилищах персонажей романа интерьер свидетельствует о крайней нищете их хозяев, а, кроме того, о неустроенности в жизни, отсутствии уюта и душевного тепла. Герои не защищены в своих домах, не могут укрыться в них от проблем и несчастий. Кажется, что даже по отношению к своим жильцам, эти комнатушки выявляют неприветливость и отчужденность, гонят их на улицу. В обстановке большинства помещений преобладающим тоном становится желтый. Этот жизнеутверждающий, солнечный цвет превращается в романе в цвет безжизненности, отсутствия энергии и позитива, цвет болезни и дисгармонии. Яркий сочный цвет Достоевский заменяет тусклым, грязным, размытым, унылым желтым цветом, свидетельствуя о безжизненности героев.

Интерьеры в романе «Преступление и наказание» играют важную роль, становятся не только фоном событий, но и элементом композиции, идейного звучания романа.

“Преступление и наказание” – первый из пяти наилучших романов Достоевского. Сам писатель этому произведению придавал огромное значение: “Повесть, которую я пишу теперь, возможно, лучшее из всего, что я написал”. Он изобразил в произведении такую бесправность и беспросветность жизни, когда человеку уже “некуда идти”. Роман “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа трансформировался в “психологический отчет одного преступления”. Сам Достоевский в письме издателю М. И. Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: “Молодой человек, исключенный из студентов университета, который живет в крайней бедности… подвергнувшись некоторым странным незаконченным идеям… решился выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну бабу…”.

При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет использовать в благих целях: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, выехать за границу и “потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в выполнении гуманного долга перед человечеством”. В этом высказывании Достоевского нужно особенно подчеркнуть две фразы: молодой человек, что живет в крайней бедности” и “подвергнувшись некоторым странным незаконченным идеям”. Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственных действий Раскольникова. Что было раньше: тяжелое положение героя, которое привело к болезни и к болезненной теории, или теория, которая стала причиной ужасного положения Раскольникова?

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, т. е. логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию – и наиболее передовую, революционную, и наиболее преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя, и потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, которые опровергают эту теорию. Теория Раскольникова построена на неравности людей, на избранности одних и унижении других. И убийство ростовщицы задумано как жизненная проверка этой теории на отдельном примере.

Такой способ изображения убийства очень ярко показывает авторскую позицию: преступление, совершенное Раскольниковым, – это подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он сделал его сознательно, переступив через свою человеческую натуру, через самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул себя из разряда людей, стал обездоленным, изгоем. Я не старуху убил, я себя убил”, – признался он Соне Мармеладовой. Эта отделение от общества мешает Раскольникову жить, его человеческая натура не принимает этого. Оказывается, человек не может идти без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников.

Поэтому борьба героя становится все более и более напряженной, она идет по множеству направлений, и каждое из них приводит в глухой угол. Раскольников, как и раньше, верит в непогрешимость своей идеи и ненавидит себя за слабость, за бездарность, раз за разом называет себя негодяем. Но в то же время он страдает от невозможности общаться с матерью и сестрой, думая о них так же болезненно, как думает об убийстве Лизаветы. Он старается не делать этого, так как начнешь думать, то непременно должен будешь решить вопрос, куда же их отнести в своей теории – к какому разряду людей. Согласно логики его теории относятся к “низшему” разряду, а, итак, топор другого Раскольникова может упасть на их головы, и на головы Сони, Полечки, Екатерины Ивановны. Раскольников должен, согласно своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен ненавидеть, убивать тех, кого любит, и он не может этого пережить.

Для него невыносима мысль о том, что его теория похожа с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. “Мать, сестра, как люблю я их! Почему теперь я их ненавижу?”. Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И потому Достоевский будто приходит на помощь человеческой натуре своего героя. Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена оголяет весь ужас действия Раскольникова. Достоевский не показывает морального возрождения своего героя, так как его роман совсем не об этом. Задача писателя заключалась в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной может быть эта идея. Таким образом, идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.

Жанровые особенности романа Достоевского “Преступление и наказание” нельзя очертить определенными границами. И не только потому, что это произведение сложное относительно своего замысла и большое по объему. Можно назвать несколько жанрово разных определений, и каждое из них будет по-своему справедливым. Роман – философский, так как в нем возникает проблема осуждения воинствующего индивидуализма и так называемой “сверхличности” находится в центре внимания. Роман – психологический, поскольку речь идет, прежде всего, о человеческой психологии, в разных ее, даже болезненных проявлениях. А к этому еще можно прибавить и другие более конкретные жанровые особенности, связанные уже с самой структурой произведения: внутренние монологи, диалоги-дискуссии действующих лиц, картины будущего мира, в котором бы воцарилась идея индивидуализма. Также роман является полифоническим: каждый из героев утверждает свою идею, т. е. имеет собственный голос.

Итак, разножанровость “Преступления и наказания” является в данном случае главным условием успешной творческой реализации масштабного авторского замысла (его дидактической установки).

(No Ratings Yet)

Жанровые особенности романа “Преступление и наказание”

Другие сочинения по теме:

  1. Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского...
  2. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена...
  3. По жанру “Преступление и наказание” – абсолютно новый тип произведения. В романе “Преступление и наказание” объединено несколько жанровых разновидностей романа,...
  4. Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского “Преступление и наказание” Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но...
  5. В курортном немецком городке Висбадене, начал работу над романом “Преступление и наказание” (1866), в котором отобразился весь сложный и противоречивый...
  6. “Преступление и наказание” – это первый в ряду пяти крупных романов Достоевского (“Бесы”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”, “Подросток”). В нем раскрылся...
  7. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не...
  8. Перечитаем первую и вторую части романа, которые составляют один этап в развитии душевной борьбы Раскольникова. В плане философском Достоевский изображает...
  9. Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Говоря о...
  10. Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл...
  11. “Преступление и наказание” прочно устанавливает характерную форму Достоевского. Это первый у него философский роман на уголовной основе. Это одновременно и...
  12. Роман “Преступление и наказание” был задуман Ф. М. Достоевским на каторге “в тяжелую минуту грусти и саморазложения”. Именно там, на...
  13. Теория Родиона Раскольникова: “тварь дрожащая” и “право имеющий” Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души,...
  14. “Преступление и наказание” – это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных потрясений.... В теории Раскольникова, позволившей ему пойти на убийство, главным аргументом становится обвинение общества в жестокости. Те самые люди, которые на... “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского принадлежит к наиболее сложным произведениям русской литературы. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в...

Я решил проанализировать и сравнить сны в трёх произведениях русской литературы: «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского (сон Раскольникова), «Евгений Онегин» А.С.Пушкина (сон Татьяны), «Обломов» И.А.Гончарова (сон Обломова). Ф.М.Достоевский. А.С.Пушкин. И.А.Гончаров.

Слайд 5 из презентации «Сон в литературе» . Размер архива с презентацией 625 КБ.

Литература 11 класс

«Публицистика» — Культура у нас на два лица. Увлекательный мир родной речи. Что волнует публицистов. Типы публицистического повествования. Диалогичность. Употребление экспрессивной лексики. Область публицистики. Литературные деятели. Хинштейн Александр Евсеевич. Что нужно сделать. Точка зрения. Использование оценочной лексики. Выразительность. Пресса. Устойчивые сочетания. Основополагающие вопросы. Валентин Григорьевич Распутин.

«Антоновские яблоки» — В третьей описывается охота его со своим шурином, Арсением Семёнычем, а также наступление зимы. В четвёртой - описывается ноябрьский день мелкопоместных людей. Но постепенно писатель начал думать о создании прозаических произведений, наподобие «Антоновских яблок». Сюжет. Антоновские яблоки. Антоновские яблоки - повесть, написанная Иваном Алексеевичем Буниным и впервые опубликованная в 1900 году. История создания.

«Литературные направления начала 20 века» — Акмеизм. И.Репин «Бурлаки». Критический реализм. Социалистический реализм. Анна Ахматова. Декаданс. Основные литературные направления начала XX века. Серебряный век. Велимир Хлебников. Развитие русской литературы XX столетия. Футуризм. Валерий Брюсов «Женщине». Символизм. Модернизм.

«Литературный комментарий» — Произведение. Цель литературного комментария. Пояснения. Внимание специалистов. Историческое лицо. Комментарий Ю.М. Лотмана. Евгений Онегин. Жанр литературного комментария. Параллели с западноевропейскими литературными текстами. Лингвистические особенности. Определение жанра литературного комментария. Комментарий В.В.Набокова. Сравнительный анализ комментариев. Аналитический жанр.

«Биография В.П.Астафьева» — Скончался 29 ноября 2001 года. Потерял мать. Литература периода ВОВ. Автор сценариев. Виктор Петрович Астафьев. Русская литература. Период ВОВ. Жизненные пласты. Добровольцем уходит в армию. Жизнь и творчество В.П. Астафьева. Константин Симонов. Произведения Астафьева. Друг заветный.

«Жизнь и творчество Бунина» — Мультимедийная презентация к уроку литературы в 11 классе. О счастье мы всегда лишь вспоминаем, а счастье всюду. Прочитайте фрагмент рассказа «Косцы». Прочитайте стихотворение, докажите его связь с фрагментом рассказа. Проблемный вопрос урока. Творчество Бунина. Последний русский классик. И.А. Бунин – русский классик. Работа с текстом. Прочитайте текст, составьте хронологическую таблицу.

Всего в теме «Литература 11 класс» 104 презентации

Черты реализма в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Особенности реализма Достоевского

Реализм писателя развился и получил свое воплощение в период развития в России капиталистических отношений. Наступление цивилизации на патриархальную Россию породило бунт маленького человека против униженности. Какие бы идеи ни захватывали писателя, он никогда не забывал об истоках создаваемых им трагедий.

Образы, идеи, идеалы его романов восходят к российской действительности.

Герои романа - типичные образы, типичная среда

Основой романов Достоевского становится разночинная, городская пореформенная среда, полуобразованная, мнящая о себе больше, чем она стоит.

Раскольников, Соня Мармеладова, Разумихин, старуха процентщица, Лизавета, Лужин, Свидригайлов – эти и многие другие герои романа «Преступление и наказание» порождены российской действительностью 60 годов, разительного разделения людей на бедных и богатых, людей, раздавленных бедностью, и тех, кто купается в роскоши. Однако писателя прежде всего интересует мир униженных и оскорбленных, мир, в котором каждый палач и жертва, в котором каждый задается мучительными вопросами бытия. Таков главный герой романа –Родион Раскольников.Герои Достоевского живут в Петербурге 60-х годов на конкретных улицах, в конкретных домах. «Клетушка», «шкаф», «каюта», «сундук», «угол», «конура», «гроб» – вот где живет Раскольников, вот где он дышит. Эта каморка героя – образ мира, в котором он живет, который «теснит душу и ум», в котором не хватает «воздуху». Но не только Раскольников живет в этом мире, в этом мире живут и действуют все герои. Этот мир типичен.

В Раскольникове много типичного для молодого интеллигента второй половины XIX века: он студент, должен подрабатывать, чтобы заработать себе на обучение, его денежно поддерживают мать и сестра. Именно бедное студенчество было в России наиболее подготовленной почвой для новых социальных идей.

Типична и судьба других героев романа. Вот, например, история семьи Мармеладова. Пьянство Мармеладова – не причина бедности, а следствие безработицы, бездомности, отчаяния: «.. а тут места лишился, и тоже не по вине, а по изменению в штатах, и тогда прикоснулся!» – объясняет Мармеладов Раскольникову. Гибель Катерины Ивановны – это тоже закономерность этого мира. А вот судьба ее детей – скорее исключение. В романе огромное количество второстепенных персонажей, типичность судьбы которых как бы подталкивает героя к убийству (например, сцена с пьяной девочкой на бульваре).

Психологический реализм романа

Романы Достоевского по праву считают психологическими романами.

Все герои мучительно размышляют о смысле жизни, о своем месте в ней: сам Раскольников, Свидригайлов, Мармеладов…Также мучительно ищет смысл жизни автор. Достоевский, оторванный от счастливой жизни не думающих о смысле жизни людей, мечтал о преображении, о совершенном изменении человеческой природы, о «геологическом перевороте». Каждый герой писателя имеет возможность преображения.

Падающий в бездну человек не обречен, если в его душе сохранилось что-то светлое, этот человек может спастись.

Так много говорящий Лебезятников спасен тем, что помог спасти Соню от обвинений Лужина. Постепенно находит выход к спасению своей души Раскольников: не тогда, когда каялся на площади, не тогда, когда шел на каторгу, а значительно позже, когда приходит к нему великая истина Евангелия, тогда же приходит и настоящая любовь к Соне.

Особенности авторского отношения к героям

Талант Достоевского жесток к гордым, зато бесконечно мягок к падшим, потерявшим не только чрезмерное уважение к себе, но и почти что не считающим себя людьми.

Достоевский бесконечно внимателен к ним, а перед взглядом, полным любви, открываются и начинают сверкать «самородочки в грязи». Вспомним исповедь Мармеладова. Сначала она воспринимается нами как еще одно подтверждение о низости человека и мира, но постепенно его образ из униженно комического становится трагическим, поднимается на необыкновенную высоту трагизма, которая захватывает и окружающих и читателя.

Реалистическое композиционное решение романа

Все романы Достоевского чрезвычайно динамичны, при том что огромное место в их композиции занимают размышления героев, их диалоги с собой и другими персонажами.

Так же напряженно развивается действие и в «Преступлении и наказании». Мы знаем, что замысел Раскольникова не возникает спонтанно, он подготовлен многомесячными размышлениями, но в романе от дня, когда Раскольников идет делать «пробу» до его признания проходит всего… . Читатель не замечает этого, так как вместе с героем мучительно переживает содеянное.

Большое значение имеют сны Раскольникова, которые позволяют писателю раскрыть подсознание героя.

Именно последний сон героя, в котором в аллегорической форме находит воплощение его теория, приводит героя к осознанию ее античеловечности. В основе композиции «Преступления и наказания», как и большинства романов писателя, детективная история, история убийства и его раскрытия. Большое место в романе занимает поединок Раскольникова и следователя Порфирия Петровича, который позволяет глубже проникнуть в сознание героя, и в то же время встречи с Порфирием Петровичем заставляют Родиона мучительно размышлять о созданной им теории, о том, какие жертвы приносит он для проверки ее достоверности.

Образная система как полифоничное строение действительности

В центре романа «Преступление и наказание» главный герой - Родион Раскольников, но в системе образов ему противопоставляются и с ним сопоставляются другие герои.

С одной стороны, это его оппоненты - главный из которых Соня. Своей судьбой, своим характером, своей жертвенностью Мармеладова не укладывается в рамки созданной героем теории, Соня - другая. В ней воплощена любимая Достоевским идея «божьего человека».

С другой стороны, в романе существуют двойники главного героя, те, чей образ жизни и миропонимание соответствуют теории героя, - Свидригайлов и Лужин. Именно они зрительно дают герою и читателю понять, как отвратительна, античеловечна теория Раскольникова.

Одной из главных художественных черт всех романов Достоевского (и «Преступление и наказание» здесь не исключение) является полифоничность романов, многоголосие, в котором голос каждого героя (даже эпизодического - офицера и студента, Катерины Ивановны, Дунечки, Лизаветы) складывается в целый мир, многообразный мир человеческого горя, страдания, униженности.

Дополняет эту полифонию описание той обстановки, в которой живут герои.

Петербург, в котором разворачиваются события, тоже становится героем романа.

Сумрачность города, его грязь, вонь, его улицы и бульвары, где гибнут люди, подтверждает теорию Раскольникова, подталкивает его к преступлению, именно на этих улицах, в этих каморках и может зародиться теория протеста против этого мира.

Немаловажную роль играют в романе «Преступление и наказание» сны. Раскольников видит сны, в которых отражается:

  • не только то, что он переживает наяву (убийство старухи),
  • но и то, о чем он постоянно думает, чем живет (теория героя).
  • Реализм Достоевского называют фантастическим, потому что мир его героев сочетает в себе реальность и ирреальность (мыслей, чувств, переживаний).

    В таком мире живет главный герой романа - Раскольников.

    Достоевский по праву считается одним из самых замечательных реалистов ХIХ века. Но интересно то, что именно этот писатель оказался особенно ценимым веком двадцатым, так как писателю удалось:

    • поднять проблемы,
    • показать характеры,
    • дать социальную оценку тем явлениям, которые оказались насущными для нашего века.

    Материалы публикуются с личного разрешения автора - к.ф.н. Мазневой О.А. (см. «Наша библиотека»)

    Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

    velikayakultura.ru

    Каков жанр романа «Преступление и наказание»?

    В том, что «Преступление и наказание» – роман, никто не сомневается, так как РОМАН (от франц. roman, первоначально произведение на романских языках) – крупная форма эпического жанра литературы, в которой читателю предлагается развернутое в цельном художественном пространстве действие, а не какой-то один эпизод или яркий момент, в котором основное внимание уделяется изображению человека в совокупности со сложными жизненными факторами.

    Сложнее вопрос о том, какой именно это роман. О жанре романа «Преступление и наказание» написано много научных работ. Ученые пришли к выводу, что этот роман можно считать КРИМИНАЛЬНЫМ, СОЦИАЛЬНЫМ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ, ФИЛОСОФСКИМ, ДЕТЕКТИВНЫМ.

    Так как криминальный фон жизни Петербурга представлен Достоевским как панорамная картина социальных нравов и проблем, «Преступление и наказание» с полным правом можно назвать СОЦИАЛЬНЫМ РОМАНОМ.

    Так как Достоевский в романе с выдающимся мастерством раскрывает внутренний мир персонажей, произведение можно назвать ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ РОМАНОМ.

    В «Преступлении и наказании» много монологов и диалогов, в которых сталкиваются разные жизненные позиции персонажей, ведутся интеллектуальные споры между Раскольниковым и Порфирием Петровичем, Раскольниковым и Свидригайловым. Каждый герой является носителем, определенной жизненной позиции, определенной идеи, которую он хочет высказать и высказывает. Именно поэтому роман называют ФИЛОСОФСКИМ РОМАНОМ, а самого Достоевского родоначальником этого жанра в мировой литературе.

    Кроме того, присутствие в сюжете романа линии расследования преступления, появление в нем ложных версий, сложная психологическая борьба следователя и преступника позволяют взглянуть на «Преступление и наказание» как на ДЕТЕКТИВНЫЙ РОМАН.

    Потому что роман имеет определенные особенности
    1) роман связан с интересом к частной жизни отдельных личностей
    2) роман - большое количество персонажей, особенно сюжетообразующих
    Сюжетообразующий герой имеет принципиальное значение. Без него не станет развиваться или разовьется совсем иначе сюжет романа - то есть последовательность существенных событий, меняющих психологические мотивации действующих лиц.
    3) роман - жестко структурированная архитектоника как генерального сюжета, так и отдельных сюжетных линий
    4) роман - это автор романа как полноценное действующее лицо, один из главных, если не главный сюжетообразующий герой - не только потому, что сюжет им придуман и записан. Авторская позиция, эстетические взгляды, мировоззрение, жизненный опыт, все, что писатель хотел сказать в романе. Роману необходим автор - как личность, зримо или незримо присутствующая в созданном им самим мире.

    3 характерных особенности романа как жанра по М. Бахтину
    1) стилистическая трехмерность романа, связанная с многоязычным сознанием, реализующимся в нем;
    2) коренное изменение временных координат литературного образа в романе;
    3) новая зона построения литературного образа в романе, именно зона максимального контакта с настоящим (современностью) в его незавершенности.

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем. Достоевский вместе с тем не дает готовых ответов на поставленные вопросы, но заставляет читателя задуматься над ними.

    Задания ЕГЭ по литературе по роману «Преступление и наказание»

    Задания ЕГЭ по литературе с сайта ФИПИ по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

    Просмотр содержимого документа
    «Задания ЕГЭ по литературе по роману «Преступление и наказание»»

    – Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, – загорячился студент. – Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

    – Ну, понимаю, – отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

    – Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семей, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, – и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!

    – Конечно, она недостойна жить, – заметил офицер, – но ведь тут природа.

    – Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. Говорят: «долг, совесть», – я ничего не хочу говорить против долга и совести, – но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!

    – Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!

    – Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?

    – Разумеется, нет! Я для справедливости… Не во мне тут и дело…

    – А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию!

    (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».)

    — Студент и офицер высказывают разные точки зрения на возможность убийства старухи и на общественную справедливость. Укажите термин, которым в художественном произведении называется столкновение взглядов, жизненных принципов героев.

    — Как называется разговор двух действующих лиц (в данном случае – студента и офицера) в литературном произведении?

    — В репликах студента многократно встречаются слова, обозначающие преувеличенно большое количество («сто, тысячу добрых дел и начинаний», «сотни, тысячи… существований», «тысячи жизней» и др.). Какой художественный троп здесь использован?

    — В разговоре студента и офицера указаны важные, типические черты жизни, описанные объективно. Какое литературное направление второй половины XIX века широко использовало такой способ отображения действительности?

    — Взволнованность речи студента создается восклицательными и вопросительными предложениями, не требующими ответа. Как называются в литературоведении такие вопросы и восклицания?

    — Кто стал случайным свидетелем разговора студента и офицера?

    — В каком городе происходит разговор студента и офицера?

    8. Как разговор студента и офицера повлиял на развитие идеи Раскольникова?

    9. Какие персонажи русской литературы по своей внутренней сути близки образу старухи-процентщицы? Свой ответ аргументируйте.

    Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его. Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не отрываясь; мысль его переходила в грезы, в созерцание; он ни о чем не думал, но какая-то тоска волновала его и мучила.

    Вдруг подле него очутилась Соня. Она подошла едва слышно и села с ним рядом. Было еще очень рано, утренний холодок еще не смягчился. На ней был ее бедный, старый бурнус и зеленый платок. Лицо ее еще носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось. Она приветливо и радостно улыбнулась ему, но, по обыкновению, робко протянула ему свою руку.

    Она всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не подавала совсем, как бы боялась, что он оттолкнет ее. Он всегда как бы с отвращением брал ее руку, всегда точно с досадой встречал ее, иногда упорно молчал во все время ее посещения. Случалось, что она трепетала его и уходила в глубокой скорби. Но теперь их руки не разнимались; он мельком и быстро взглянул на нее, ничего не выговорил и опустил свои глаза в землю. Они были одни, их никто не видел. Конвойный на ту пору отворотился.

    Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута.

    Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

    (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

    — Укажите термин, которым в литературоведении называют важный элемент композиции, помогающий автору создать эмоциональную атмосферу действия в произведении. (Со слов «С высокого берега открывалась широкая окрестность…» до слов «Раскольников сидел, смотрел неподвижно…».)

    — Укажите термин, обозначающий противопоставление жизненных явлений или состояний (например, жизнь Раскольникова – крепость, острог, конвойные – и тот вольный, свободный мир, который видит герой «с высокого берега»: «кочевые юрты», «облитая солнцем степь» и т.д.).

    — Назовите средство создания образа Сони, строящееся на описании её внешности: «На ней был её бедный, старый бурнус и зелёный платок. Лицо её ещё носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось. Она приветливо и радостно улыбнулась ему…».

    — О переменах в героях Ф.М. Достоевский пишет: «Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь». Укажите название средства художественной изобразительности, использованного в этом описании.

    8. Что помогает Раскольникову воскреснуть для «новой жизни»?

    9. Какие герои русской литературы через мучительные поиски ответов на важнейшие вопросы возвращались к подлинной жизни?

    Небольшая комната, в которую прошёл молодой человек, с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить. » – как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова, и быстрым взглядом окинул он всё в комнате, чтобы по возможности изучить и запомнить расположение. Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трёх грошовых картинок в жёлтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттёрты под лоск; всё блестело. «Лизаветина работа», – подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире.

    «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», – продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он ещё ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат.

    – Что угодно? – строго произнесла старушонка, войдя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.

    – Заклад принёс, вот-с! – И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы. На оборотной дощечке их был изображён глобус. Цепочка была стальная.

    – Да ведь и прежнему закладу срок. Ещё третьего дня месяц как минул.

    – Я вам проценты ещё за месяц внесу; потерпите.

    – А в том моя добрая воля, батюшка, терпеть или вещь вашу теперь же продать.

    – Много ль за часы-то, Алёна Ивановна?

    – А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит. За колечко вам прошлый раз два билетика внесла, а оно и купить-то его новое у ювелира за полтора рубля можно.

    – Рубля-то четыре дайте, я выкуплю, отцовские. Я скоро деньги получу.

    – Полтора рубля-с и процент вперед, коли хотите-с.

    – Полтора рубля! – вскрикнул молодой человек.

    – Ваша воля. – И старуха протянула ему обратно часы. Молодой человек взял их и до того рассердился, что хотел было уже уйти; но тотчас одумался, вспомнив, что идти больше некуда и что он ещё и за другим пришёл.

    – Давайте! – сказал он грубо.

    Старуха полезла в карман за ключами и пошла в другую комнату за занавески. Молодой человек, оставшись один среди комнаты, любопытно прислушивался и соображал. Слышно было, как она отперла комод. «Должно быть, верхний ящик, – соображал он. – Ключи она, стало быть, в правом кармане носит. Все на одной связке, в стальном кольце. И там один ключ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. Стало быть, есть ещё какая-нибудь шкатулка, али укладка. Вот это любопытно.

    У укладок все такие ключи. А впрочем, как это подло всё. »

    – Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтётся с вас пятнадцать копеек, за месяц вперёд-с. Да за два прежних рубля с вас ещё причитается по сему же счёту вперёд двадцать копеек. А всего, стало быть, тридцать пять. Приходится же вам теперь всего получить за часы ваши рубль пятнадцать копеек. Вот получите-с.

    – Как! так уж теперь рубль пятнадцать копеек!

    — Как называется фамилия персонажа, несущая в себе элемент его характеристики (например, фамилия Раскольникова, ассоциирующаяся со словом «раскол»)?

    — Установите соответствие между действующими и упоминающимися в этом фрагменте персонажами и элементами их портретов. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    — «Молодой человек взял их [часы] и до того рассердился, что хотел было уже уйти; но тотчас одумался, вспомнив, что идти больше некуда и что он ещё и за другим пришёл». Как называется изображение душевной жизни человека в литературном произведении?

    — Как называется литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину XIX века и принципы которого нашли своё воплощение в «Преступлении и наказании»?

    — В данном эпизоде Раскольников несколько раз выражает свои мысли, не произнося слова вслух, а как бы обращаясь к самому себе. Назовите этот способ высказывания.

    — На отцовских часах, которые принёс Раскольников, был изображён глобус. Как называется выразительная подробность в художественном произведении?

    — Укажите жанр, к которому относится произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Жанр произведения Достоевского «Преступление и наказание» можно определить как философский роман , отражающий авторскую модель мира и философию человеческой личности. В отличие от Л.Н.Толстого, который воспринимал жизнь не в ее резких, катастрофических изломах, а в постоянном ее движении, естественном течении, Достоевский тяготеет к раскрытию неожиданных, трагических ситуаций. Мир Достоевского – это мир на пределе, на грани переступления всех нравственных законов, это мир, где человек постоянно проверяется на человечность. Реализм Достоевского – это реализм исключительного, не случайно сам писатель называл его «фантастическим», подчеркивая, что в самой жизни «фантастическое», исключительное бывает важней, знаменательней обыденного, открывает в жизни ее скрытые от поверхностного взгляда истины.

    Произведение Достоевского можно определить также и как идеологический роман. Герой писателя – это человек идеи, он из тех, «кому не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Сюжет романа – это столкновение персонажей-идеологов между собой и проверка идеи Раскольникова жизнью. Большое место в произведении занимают диалоги-споры героев, что также характерно для философского, идеологического романа.

    Смысл названия

    Часто названиями литературных произведений становятся противоположные понятия: «Война и мир», «Отцы и дети», «Живые и мертвые», «Преступление и наказание». Как это ни парадоксально, противоположности в конечном счете становятся не только взаимосвязанными, но и взаимообусловленными. Так и в романе Достоевского «преступление» и «наказание» - ключевые понятия, в которых отражается авторская идея. Смысл первого слова в названии романа многопланов: преступление осознается Достоевским как переступление всех нравственных и общественных преград. Героями «переступившими» оказываются не только Раскольников, но и Соня Мармеладова, Свидригайлов, Миколка из сна о забитой лошаденке, более того – сам Петербург в романе также переступает законы справедливости.Второе слово в названии романа также многозначно: наказание становится не только страданием, неимоверным мучением, но и спасением. Наказание в романе Достоевского – понятие не юридическое, а психологическое, философское.

    Идея духовного воскресения – одна из основных в русской классической литературе 19 века: у Гоголя можно вспомнить замысел поэмы «Мертвые души» и повесть «Портрет», у Толстого - роман «Воскресение». В творчестве Федора Михайловича Достоевского тема духовного воскресения, обновления души, которая обретает любовь и Бога, - центральная в романе «Преступление и наказание».

    Особенности психологизма Достоевского

    Человек – тайна. Достоевский писал брату: «Человек есть тайна, её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». У Достоевского нет «простых» героев, все, даже второстепенные, сложны, все несут свою тайну, свою идею. По Достоевскому, «сложенвсякий человек и глубок, как море». В человеке всегда остается что-то неизведанное, не разгаданное до конца, «тайное» даже для себя самого.

    Сознательное и подсознательное (разум и чувство). По Достоевскому, рассудок, разум не является представителемвсего человека, не всё поддается в жизни и в человеке логическому расчету («Всё рассчитают, а натуру-то и не учтут», – слова Порфирия Петровича). Именно натура Раскольникова восстает против его «арифметического расчета», против его теории – порождения его рассудка. Именно «натура», подсознательная суть человека может быть «умнее» ума. Обмороки, припадки героев Достоевского - отказ разума – часто спасают их от того пути, на который толкает разум. Это защитная реакция натуры человека против диктата разума.

    В снах, когда безраздельно властвует подсознательное, человек способен более глубоко познать себя, открыть в себе такое, чего еще не знал. Сны – это более глубокое познание человеком мира и себя (таковы все три сна Раскольникова – сон о лошадёнке, сон о «смеющейся старухе» и сон о «моровой язве»).

    Зачастую подсознательное более точно руководит человеком, чем сознательное: частые «вдруг» и «случайно» в романе Достоевского лишь для разума «вдруг» и «случайно», но не для подсознания.

    Раздвоенность героев до последнего предела. Достоевский считал, что добро и зло не являются внешними по отношению к человеку силами, а коренятся в самой природе человека: «В человеке содержится вся мощь темного начала и в нем же содержится вся сила света. В нем оба средоточия: и крайняя глубь бездны, и высший предел неба». «Бог с дьяволом борются, а поле битвы – сердца людей». Отсюда раздвоенность героев Достоевского до последнего предела: бездну нравственного падения и бездну высших идеалов они могут созерцать одновременно. «Идеал мадонны» и «идеал Содомский» могут жить в человеке одновременно.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!