«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

О справедливости и несправедливости

Вопрос о несправедливости волновал человечество с древ­них времён.

Проблема (в том числе и проблема данного текста) заклю­чена в следующем. Люди, часто обиженные, на собственном опыте убеждаются в том, что такое несправедливость. А вот во­прос о том, что такое справедливость, каждый решает прежде всего с точки зрения своих интересов.

Комментируя данную проблему, можно сказать, что в общем людей мало волнует тот факт, что несправедливо поступили с другими. Если же несправедливость проявлена по отношению к ним, люди возмущаются и чувствуют себя оскорблёнными, униженными, несчастными.

Какова же позиция автора? Он считает: человечество не мо­жет надеяться на то, что подходы к понятию «справедливость» могут быть для всех одинаковыми. Почему? Потому что люди изначально не равны. И справедливость - это «искусство не­равенства».

Я согласна с мнением автора и в доказательство его правоты привожу первый аргумент. В том, что человек решает вопрос о справедливости чаще всего в свою пользу, мы убеждаемся на множестве примеров. Сколько людей, столько и мнений, столько и жизненных позиций. И это всё потому, что люди не равны и не могут быть равны в силу множества причин. Люди различаются по этническому признаку; различаются полом, возрастом; они могут быть бедны или богаты. И взгляды, сфор­мированные в течение жизни, влияют на их отношение к теме справедливости и несправедливости.

Публицист Котлярский рассказал однажды о каком-то молодом человеке, который только что объяснился в любви и был на седь­мом небе от счастья. В сердце любимой девушки он нашёл ответ­ное чувство. Ему хотелось бежать, кричать, рассказать о себе всему миру! И что значили перевёрнутое ведро в коридоре и обиды уборщицы, смятые куличики в детской песочнице, рассыпанные из кошёлки овощи на остановке! Но влюблённому не было дела до обиженных им людей: они ведь эгоисты. Но вот такие же «счаст­ливцы», тоже влюблённые крепкие парни, раздавили ему часы и искупали его в пруду. Молодой человек был страшно обижен такой несправедливостью. А о чём он думал раньше?

Аргумент второй. В романе Ф.М. Достоевского «Преступле­ние и наказание» вопрос о справедливости для главного героя Родиона Раскольникова представляется очень непростым. Свою, в целом бесчеловечную, «наполеоновскую» теорию он считает очень справедливой и даже «математически выверен­ной», а убийство «никому не нужной и всем вредной стару­шонки» не только не преступление, но как «проба» его теории оно видится ему даже как благое дело. Однако Раскольников своим поступком «не старушонку», а «себя убил»; при этом он так и не сумел переступить черту, за которой господствуют «властелины мира», те, которые «право имеют». Человечность, чувство совести и понимание подлинной справедливости по­беждают в Раскольникове.

В заключение нужно сказать, что, действительно, для каж­дого человека представление о справедливости скорее личное, отражающее его интересы. Для создания объективной картины мира существуют юридические и нравственные законы.

В рассказе А.П. Чехов «Смерть чи­новника» Червяков в неверо­ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об­рызгав лысину впереди сидяще­го генерала, чиновник настолько испу­гался, что после униженных просьб простить его умер от страха.

Герой рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий », чиновник Порфирий, встретил на вокзале железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна­чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо­лепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.

Молчалин, отрицательный пер­сонаж комедии А.С. Грибое­дова «Горе от ума», уверен, что сле­дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко­ва была». Необходимостью не­устанно угождать является и его роман с Софьей, дочерью Фамусова. Максим Петрович, о кото­ром Фамусов рассказывает в на­зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.

В рассказе А.П. Чехов «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед те­ми, кто стоит выше его по слу­жебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на противопо­ложные в зависимости от того, какое лицо - значительное или нет -оказывается в ней задето: генеральская собака или нет.

Н.В. Гоголь-комедия «Ревизор». В этой комедии Н. В. Го­голь представляет нам мир городских чиновников. Писатель разоблачает взяточничество, казнокрадство, подхалимство, неукоснительное соблюдение чиновной субординации. Все чиновники разговаривают с Хлестаковым подобострастно, с трепетом. Они знают, что все берут взятки, поэтому сразу же начинают думать, как дать взятку ревизору. Характерно, что и купцы, находящиеся в пьесе под чиновным миром, являют­ся к Хлестакову с «кузовом вина и сахарными головами». Чи­новничество изображается в пьесе гротескно. Так, самодур­ство Городничего безгранично. Он присваивает деньги, ассиг­нованные на строительство церкви, подвергает розгам унтер- офицершу. Попечитель богоугодных заведений считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет», и вместо полагающегося овсяного супа дает больным одну капусту. Судья, уверенный, что в его бума­гах «сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправ­да», превращает судебное учреждение в собственную вотчину. Доктор Гибнер не в состоянии общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка. Финал этого беспорядка, по мысли писателя, закономерен - мнимый ре­визор уезжает, но приезжает ревизор настоящий, который су­меет наказать виновных.

М.Е. Салтыков-Щедрин - «История одного города».Эта

произведение - смелая и злая сатира на царивший в России административный произвол. Писатель создает гротескные образы градоначальников, сменяющих друг друга в городе Глупове. Каждый из них имеет свою характерную особенность, чем-то отличается от остальных. Так, Перехват-Залихват­ский въехал в город на белом коне, «сжег гимназии и упразд­нил науки». Другой градоначальник, Брудастый, вместо го­ловы имел сосуд с органчиком, выдающим всего две фразы: «Не потерплю!» и «Разорю!». У майора Прыща была фарши­рованная голова. Таким образом, город Глупов у Щедрина - это гротескное изображение всей России.

А.П. Чехов - рассказ «Толстый и тонкий». В этом рас­сказе автор поднимает проблему чиновничьей субординации, чинопочитания. Сюжет его прост. Встречаются два старых приятеля, сначала они очень рады друг другу, общаются за­просто, но затем «тонкий» узнает о том, что его старый знако­мый занимает важный государственный пост. И вся простота общения тут же подменяется соблюдением чиновничьей су­бординации. «Тонкий» начинает разговаривать с «толстым» подобострастно, заискивать перед ним. Второй же герой со­храняет невозмутимость и добродушие на протяжении всего повествования. Таким образом, писатель выступает здесь про­тив рабской психологии человека, приводящей к чинопочи­танию, лести и подобострастию.

В.В. Маяковский - стихотворение «Прозаседавшиеся».

В этом стихотворении поэт поднимает проблему бюрократиз­ма. Мы видим являющихся на службу в учреждения служа­щих и кипу бумаг, из которых выбирают «с полсотни» для очередного заседания. Причем эти заседания следуют одно за другим, тематика их нелепа: театральный отдел заседает с главным управлением по коннозаводству, цель другого засе­дания - решение вопроса о «покупке склянки чернил Губко-оперативом». Лирический герой, тщетно добивающийся ауди­енции чиновников, искренне возмущен. Он врывается на одно из заседаний и видит «людей половины». У героя от этой страшной картины «свихнулся разум». Секретарь же спокой­но объясняет, что чиновники «на двух заседаниях сразу». Так в сюжете стихотворения Маяковского развертывается фразе­ологизм: «не разорваться же мне надвое». Реалистическая, жизненная ситуация сливается у Маяковского с гиперболой, фантастикой, гротеском.

Тема «маленького человека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Сострадание есть величайшая форма

человеческого существования…

Ф. Достоевский Л. Толстой

Тема «маленького человека» в русской литературе широко представлена в творчестве многих великих русских писателей. Интерес к судьбе простого человека в условиях социальной несправедливости проявил А. С. Пушкин в «Станционном смотрителе», Н. В. Гоголь описал трагедию «маленького человека» в повести «Шинель», А. П. Чехов обратился к этой теме в рассказах «Тонкий и толстый», «Смерть чиновника», А. Н. Островский в пьесе «Бесприданница» создал образ мелкого чиновника Карандышева. Всех этих писателей можно справедливо считать великими гуманистами, потому что они проявили милосердие, сострадание, сочувствие к бедным людям и поставили в своих произведениях вопрос о необходимости кардинальных перемен в жизни «униженных и оскорбленных», отверженных обществом.

Не оставил в стороне тему «маленького человека» и Ф. М. Достоевский. Трагический мир его героев создает впечатление небывалой нравственной чистоты и духовной возвышенности.

В грязи пороков живут бедные люди в романе «Преступление и наказание». Достоевский находит в падших и обездоленных героях чистоту души, достоинство и то высшее начало, которое называется челоечностью. Все «маленькие люди» в романе тоскуют по истинно человеческому существованию. Мармеладов и его жена рыдают в напрасных поисках справедливости; мучается над вопросом, человек ли он, Раскольников; и даже безнравственный Свидригайлов хочет умереть, совершив перед смертью добро. Вера Достоевского в неиссякаемые глубины человечности волнует и убеждает писателя в том, что надо предостерегать людей от зла.

Разбросанные по всему роману описания ужасающей нищеты и безысходности доведены до трагизма в изображении семьи Мармеладовых. В чиновнике Мармеладове Достоевский показал крайнюю степень обездоленности и бедности. Трагедия этого «маленького человека» раскрывается в его исповеди. В грязном трактире, за липким столом, на котором стоит штоф с водкой, Мармеладов открывает свою душу. Обращает на себя внимание описание внешности этого героя: старый, совершенно заношенный фрак, застегнутый на единственную сохранившуюся пуговицу, скомканная грязная манишка. Это был человек «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом». Но портрет Мармеладова не только социально заострен, это в то же время превосходный психологический портрет, в котором передается одиночество «маленького человека» в буржуазном мире, его тщетные усилия вызвать к себе сочувствие и сострадание.

Из исповеди мы узнаем, что Мармеладов дошел до крайней степени нищеты. В его рассказе звучит трагическая история Сонечки, которая пошла на панель, чтобы спасти от голодной смерти своих близких людей. Вот поэтому Мармеладов и пьет, чтобы забыть свою распроклятую жизнь. «А разве у меня сердце не болит? Разве я не чувствую? Разве я не страдаю?» - в отчаянии говорит Мармеладов. Оказавшись в жизненном тупике, этот «маленький

человек» выбирает пассивную форму протеста. Смирение и покорность судьбе Мармеладов дополняет беспробудным пьянством. «...Ведь надобно же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели», - говорит этот несчастный человек. Им владеет полное отчаяние от сознания своей безысходности. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь,- обращается Мармеладов к Раскольникову, - что это значит, когда уже некуда больше идти?» Эти слова выражают последний предел отчаяния. Мармеладов не может противостоять жестокостям жизни, он находит смерть под колесами экипажа на мостовой, в грязи, на виду у десятка равнодушных глаз.

Главным обвинением буржуазному миру является образ Катерины Ивановны, жены Мармеладова. Ее портрет дан Достоевским на фоне убогого жилища: «Огарок свечи освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной. Через задний угол была протянута дырявая простыня... В комнате было душно...с лестницы несло вонью...». Этот интерьер подчеркивает крайнюю нищету семьи Мармеладовых.

Дрожащий свет догорающей свечи освещает лицо Катерины Ивановны. Видны яркие чахоточные пятна на ее щеках, запекшиеся губы, обращает на себя внимание лихорадочный взгляд.

Анализируя историю жизни и характер Катерины Ивановны, следует отметить, что она не из лагеря забитых и смирившихся с жизнью людей. Она принадлежит к лагерю бунтующих и ожесточенных людей. Достоевский пишет, что «ее можно было убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю, нельзя было». Поэтому так отчаянно Катерина Ивановна борется с нищеой. Она моет, скребет свою убогую комнату, штопает, стирает по ночам детское тряпье, старается, чтобы в ее семье было все, как у порядочных людей. Для этого она учит детей французскому, следит за их манерами и поведением. Озлобленная ударами судьбы, Катерина Ивановна исступленно ищет и требует справедливости. Это выражается в ее бунтарских поступках: и в сцене поведения ее на поминках мужа, и в драматичном эпизоде, когда она устраивает «демонстрацию нищеты». Несуразно нарядив своих детей, она заставляет их петь французские песни, как безумная, носится по городу, пока замертво не падает на мостовой, Вот последние слова, которые произносит Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!»

Бунт Катерины Ивановны - это протест человека, доведенного до последней степени отчаяния, но не примирившегося с жестокой действительностью. Об этом свидетельствует ее решительный отказ от предсмертного причастия: «Что? Священника? Не нао... На мне нет грехов! Бог и без того должен протить... Сам знает, как я страдала!»

А. М. Горький назвал Ф. М. Достоевского «больной совестью нашей», потому что писатель воспитывает нравственную чуткость, милосердие, учит не знать покоя, пока человек страдает. Достоевский рассчитывал на то, что человечность можно восстановить за счет нравственного самоусовершенствования личности. Но, чтобы противодействовать злу, нужны решительные изменения несовершенного общества, в котором возникают трагедии «маленького человека». Вот почему снова и снова неотступно волнует душу главного героя романа Раскольникова тоска, которая зовет его к действию, к защите человечности.

Проблема наркомании

Радек Йон (род. в 1954) – чешский писатель, серьезно заявивший о себе в 80-е годы первым же романом о молодежи – "Джинсовый мир".

Роман построен на достоверном жизненном материале и рассказывает о трудном периоде взросления неплохого чешского парня Михала Отавы и его сверстников, затянутых в сети наркомании и не нашедших сил вырваться из них. Но "Memento" - не просто роман о губительной власти наркотиков, это роман-предостережение, книга, внушающая молодым людям необходимость воспитывать в себе волю, мужественно переносить невзгоды, твердо противостоять злу. В этом ее огромная нравственная сила.

Проблема роли литературы в жизни человека,

Проблема утраты значения литературы в современном обществе

М.Горький "Детство" Алёша Пешков старался читать каждую свободную минуту, несмотря на то, что его наказывали хозяева. И потом, когда он вырос, страсть к чтению помогла ему, он стал писателем.

Р. Брэдбери «Воспоминания» «Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам, а верю в библиотеки... Я получил образование в библиотеке, не в колледже».

М. Горький «Мои университеты» Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком..

Роль книги в жизни человека и будущее самой книги.

*По мнению известного писателя Ф. Искандера, «главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение».

*Известный писатель и публицист Ю. Олеша писал: «Замечательную книгу мы читаем не один раз в жизни и каждый раз как бы заново, и в этом удивительная судьба авторов золотых книг... Они вне времени».

*М. Горький писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

* В русской литературе немало примеров положительного влияния чтения на формирование личности человека. Так, из первой части трилогии М. Горького « Детство» мы узнаём о том, что книги помогли герою произведения преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком.



*Популярный публицист С.Курию рассуждал в очерке «Книга и компьютерный век» о том, умрёт ли книга при условии развития современных информационных технологий. Автор утверждал, что книга - это прежде всего текст, а вот в каком формате он подан, не имеет значения для сути произведения.

* В. Солоухин пишет об огромном преимуществе книги перед кино. Читатель, по его мнению, сам «режиссирует» свой фильм, кинорежиссёр не навязывает ему внешнего облика персонажей. Таким образом, чтение книг - процесс более творческий, нежели сидение перед «ящиком», когда человек более потребитель, чем творец.

Литература - это совесть общества,его душа (Д.С.Лихачев)

Чтение - вот лучшее учение (А.С.Пушкин)

Поэзия - это не просто изреченная мысль. Это песнь кровоточащей раны или же улыбающихся губ. Д. Джебран

- Рассказ В. Некрасова «Посвящается Хемингуэю». Лешка даже во время войны читал практически всегда и везде: «Наверху все гудело, стреляло, рвалось, а он сидел себе, поджав ноги, и читал». Книга была его лучшим другом, и за это его знали и уважали. Такие, как Лешка и называются начитанными, во все времена пользующиеся уважением. Ими восторгаются и по сей день.

Проблема Чиновничество, бюрократизм

Евгений Шварц «Дракон» В произведениях классиков, мы, как нельзя лучше, можем проследить историю русского чиновничества. Хотя эта история отличается от других своей однообразностью, так как все чиновники во все времена работали только на себя, делая при этом видимость заботы о народе. В «Драконе» Евгения Шварца народ предстает перед нами покорными, послушными слугами своего повелителя. Дракон – типичный чиновник, тиран и деспот. Он собирает дань со своих подданных, ему приносят жертвы, он делает видимость заботы о народе.

Люди, воспитанные на правилах и принципах подчинения своему повелителю и «защитнику», как роботы беспрекословно выполняют приказы, вплоть до того, что отказываются верить в то, что видели собственными глазами.

Ильф и Петров «Золотой теленок» Бюрократ, фигура для авторов «Золотого теленка» примечательная, вызывающая особую неприязнь. Бюрократ всегда упрямо лезет на первый план. Он претендует на то, чтобы говорить от имени всех «прочих», быть наставником, руководителем, хозяином. Полыхаев, начальник учреждения «Геркулес», восседая на своем кресле, как на престоле, может только повелевать. Даже деловых бумаг он не подписывает собственноручно. Для этого у него изготовлен универсальный набор штампов.

Гоголь "Повесть о капитане Копейкине» В повести рассказывается о произволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана, он не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся Копейкин пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа.

Проблема Чинопочитание

Чехов А.П. «Толстый и тонкий» Рассказ Чехова «Толстый и тонкий», повествует нам о встрече двух старых приятелей, бывших соучеников, толстого и тонкого. Пока они ничего не знают друг о друге, проявляют себя как люди: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез». Но стоило им обменяться «анкетными данными», как тут же между ними возникает непроходимая социальная граница. Так дружеская встреча оборачивается встречей двух неравных чинов.

Проблема несправедливости социального устройства общества

1. И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой людей.

2. И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: главный герой лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Несправедливость социального устройства жизни.

3. В. Г. Короленко.» В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, – Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя.

4. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Спор генерала и автора о том, кто построил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства жизни.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Осуждение властей.

5. Н С. Лесков. «Левша». Главный герой – Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных.

6. А М Горький. Повесть «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни». Судьба семьи Кашириных.

7. Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин – «маленький ЧЕЛОВЕК», он отстаивает своё право на мечту.

8. Л. Н. Толстой «После бала». Влюбленный герой после бала видит, как отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата. Разделённость двух Россий – России богатой и России бедной.

В каких произведениях русской классики звучит тема социальной несправедливости и что сближает эти произведения с пьесой М. Горького? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)

«На дне» М. ГорькийЛука (задумчиво, Бубнову). Вот... ты говоришь – правда... Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай; знал я одного человека, который в праведную землю верил...

Бубнов. Во что-о?

Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле – особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко-просто – помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он – бедный, жил – плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, – духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько – пожду... а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю...» Одна у него радость была – земля эта...

Пепел. Ну? Пошел?

Бубнов. Куда? Хо-хо!

Лука. И вот в это место – в Сибири дело-то было – прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной – нет!..

Пепел (негромко). Ну? Нету?

Бубнов хохочет.

Наташа. Погоди ты... ну, дедушка?

Лука. Человек – не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои – ни к чему, если праведной земли нет... Ученый – в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему – раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой – и удавился!..

Все молчат, Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.

Пепел (негромко). Ч-черт те возьми... история – невеселая...

Наташа. Не стерпел обмана...

Бубнов (угрюмо). Всё – сказки...

Показать текст целиком

Попробуем сопоставить пьесу М.Горького с повестью Н. В. Гоголя "Шинель" и с романом Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".Во всех трех произведениях мы видим общность авторской позиции-понимание ужасных условий российской жизни, калечащих и губящих "маленьких людей". Кроме того, невозможно не заметить близость композиций: Акакий Акакиевич, Семен Мармеладов и ночлежники Анна и Актер погибают в финале. Как и М.Горький,так и Ф.М.Достоевский показывает в своем романе самое "дно" человеческой жизни. Мармеладов оказывается никому не нужным,ему "некуда пойти",

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!