Социальное развитие дошкольников: этапы, факторы, средства. Социальное развитие страны

19 января 2006 года Распоряжением правительства Российской Федерации утверждена Программа социального развития России на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и план действий правительства России по ее реализации в 2006 году.

Значительные усилия правительство направляло на совершенствование и обновление социальной сферы. Был проведен ряд важных социально-экономических реформ - пенсионная (2002 г.), банковская (2001-2004 гг.), монетизация льгот (2005 г.), реформы трудовых отношений и т.д. Неоднократно повышались пенсии по старости, инвалидности, увеличился размер минимальной оплаты работников бюджетной сферы. Жизненный уровень населения впервые за годы реформ начал расти. В 2,5 раза возросли реальные доходы и пенсии. Однако их размер оставался на достаточно низком уровне. За этот период в 2 раза сократилась безработица и уровень бедности среди населения, уменьшалась численность населения, живущего ниже уровня бедности (с 29% в 2000 г. до 18% в 2004 г.).

Индекс развития человеческого потенциала в России увеличился с 0,782 (2000 г.) до 0,802 (2005 г.). По этому показателю Россия вошла в список стран с высоким уровнем человеческого развития. В то же время по результатам международных сопоставлений Россия опустилась с 57 места (доклад 2004 г.) на 67 (доклад 2007 г.). Средняя продолжительность жизни в России по-прежнему оставалась меньше, чем в развитых странах. Численность населения России продолжала сокращаться, однако темпы сокращения несколько замедлились. С 1999 по 2007 г. средняя продолжительность жизни населения России увеличилась с 65,9 до 67,5 лет.

В 2005 г. началось осуществление четырех национальных проектов в социально значимых областях: "Здравоохранение", "Образование", "Доступное жилье", "Сельское хозяйство". В 2008 г. В. В. Путин заявил, что национальные проекты более эффективны, чем другие государственные программы. По его мнению, подобного результата удалось добиться благодаря концентрации административного и политического ресурса. В президентском послании Федеральному собранию в 2006 г. он объявил о мерах по стимулированию рождаемости в России: увеличение детских пособий, введение "материнского капитала" и т.п. Итогом явился демографический подъем.

Позитивный характер носили изменения в области науки, образования и здравоохранения (осуществлен ряд программ по оснащению медицинских учреждений новейшим современным оборудованием и др.), увеличились государственные расходы на развитие науки, особенно наиболее перспективных направлений.

Характеризуя сложившуюся в итоге ситуацию в целом, прежде всего, следует отметить, что российская государственность, власть и управление, российский многонациональный народ, несмотря на некоторые характерные для последних лет положительные явления и процессы, переживают сейчас исключительно сложную и драматическую полосу своего исторического развития.

Основные усилия органов власти и управления РФ направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан.

В 2006 году была разработана Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качество управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах.

Разработаны предложения по совершенствованию методики распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

С июня 2006 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» стартовал первый этап реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.

С 1 июля 2006 года были полностью отменены ограничения в валютной сфере, препятствующие достижению полной конвертируемости рубля.

19 января 2006 Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Программа социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу (2006-2008 годов) и план действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2006 году Программа и план действий определили ключевое направление деятельности Правительства Российской Федерации, обеспечивающее достижение стратегических целей развития страны, -повышение благосостояния населения на основе динамического и устойчивого экономического роста.

В 2007 году осуществлялись системные меры, направленные на стратегическое развития промышленности, в частности, подготовка новой редакции Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 года.

Как результат, ситуация в России постепенно, медленно шаг за шагом начала меняться к лучшему. Сейчас страна не только полностью преодолела длительный спад производства, но и вошла в десятку стран с наиболее развитой экономикой. За период с 2000 года более чем в два раза увеличились доходы населения.

Таким образом, новому руководству страны в 2000- 2010 гг. удалось переломить негативные тенденции в экономической и социальной сферах, добиться определенной экономической и социально-политической стабильности в стране.

Развитие - это направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате разви­тия происходят качественное и количественное изменения. Социаль­ное развитие личности - это количественное и качественное измене­ние личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находя­щегося с рождения в социальной среде.

Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравно­мерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной по­требности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохра­няет определенный уровень возможного в чем-либо и т.д. Неравно­мерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависи­мости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамен-


та, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоак­тивности и пр.

Выделяют актуальный и потенциальный уровень развития ребен­ка. Первый свидетельствует о возможности ребенка самостоятельно решать задачи. Другими словами, по уровню развития он представля­ет собой личность в настоящий момент. Зона ближайшего развития (Л.С. Выготский) свидетельствует о ранних возможностях развития ребенка. Потенциальный уровень - это его индивидуальные способ­ности, которые могут быть в нем реализованы в дальнейшем.

Социальное становление человека тесно связано с его психикой. В специальной литературе выделяют такое понятие, как «психосоци­альное развитие». Его особенности на этапе раннего возраста (Мэри Эйнверт и Джон Болби) заключаются в следующем: приспособление и интерес к миру (с момента рождения до 3 месяцев); влюбленность (от 2 до 7 месяцев); развитие интенциальной коммуникации (от 3 до 10 месяцев); появление устойчивого чувства Я (от 9 до 18 месяцев); возникновение эмоционального воображения (от 18 до 36 месяцев); эмоциональное мышление (от 30 до 48 месяцев).

Социализация человека как социально-педагогическое

Явление

Как отмечает А.В. Мудрик, в науку о человеке термин «социали­зация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» - земли, средств производства и т.п. Приме­нительно к человеку он нашел отражение в работе американского со­циолога Ф.Г. Гиддингса «Теория социализации» (1887). В ней термин «социализация» применяется в значении близком к современному: «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Социализация (от лат. зойаНз - общественный) - процесс станов­ления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих Данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и Результат социального формирования личности. Как процесс она озна­чает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свиде­тельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление -


Это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребе­нок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстни­ков. В этом случае социализация как результат характеризует соци­альный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смыс­ле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общест­венные явления и факты реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, соци­альных групп и личности. В более узком смысле - это нравствен­ные и эстетические императивы (требования), выработанные чело­веческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Социальный опыт представляет собой совокупность соци­альных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности личности в определенном социуме. Он включает различные прояв­ления человека в сферах познания среды и самопознания, взаимо­действия с другими людьми, профессиональной деятельности, вы­полнения различных социальных ролей.

Наследственные и врожденные особенности составляют определен­ный потенциал, определяющий предрасположенность человека в раз­витии. В процессе социального развития и воспитания человека он может быть реализован, приумножен, ослаблен или вообще не осу­ществлен. Выделяют позитивные и негативные предрасположения в формировании человека, становлении его как личности. Такие пред­расположения можно подразделять в зависимости от их социальной важности и перспективности.

Позитивные предрасположения - это наиболее целесообразный базис социальных задатков для стимулирования направленного раз­вития человека в процессе социализации, в котором он впоследствии может добиться наибольших результатов в самосовершенствовании и самореализации как личность. Это главным образом важно в работе с детьми, имеющими особые нужды.

Негативные предрасположения - это те характерные особенности, которые либо ограничивают его в возможностях социального разви­тия, либо имеют четко выраженный отрицательный социальный ха­рактер, что может негативно сказаться на его социальном развитии.

В социальной педагогике существуют биогенное (биогенетичес­кое) и социогенное (социогенетическое) направления, определяющие своеобразие перспектив социального развития и воспитания человека.


Сторонники биогенного (биогенетического) направления считают, ч то развитие человека предопределено наследственностью. Именно от лее зависит, кем может стать в будущем этот человек. С позиции науки такой подход не имеет достаточных оснований. Наследствен­ность определяет только возможное, но не достаточное для социаль­ного развития личности. Нужны еще соответствующие условия для их реализации и порой значительное личное участие человека.

Отрицательные наследственные предрасположения в семьях риска, когда один или оба из родителей являются алкоголиками, наркоманами, имеют отклонения в психике и т.д., являются усло­виями, которые могут быть трансформированы в сдерживающие факторы в процессе роста ребенка. Направленная работа с такими детьми, предупреждение появления условий, которые могли бы сти­мулировать развитие у них негативных предрасположений, позволя­ют предусматривать и в значительной степени сдерживать возмож­ность их социально-негативного развития и воспитания. В этом, по сути, и состоит профилактическая социально-педагогическая работа с конкретным ребенком, причем не только с ним, но и с его непо­средственным окружением, прежде всего с родителями (лицами, их заменяющими).

Сторонники социогенного (социогенетического) направления в пе­дагогике считают, что человек с рождения очень динамичен и из него можно «лепить» все, что угодно воспитателю. Однако реальная жизнь такова, что далеко не все можно сформировать и развить у ребенка, что хотел бы воспитатель. Если ребенок не имеет предрасположения к тому, что у него развивают, перспективы будут ограничены. Имеют место факты, когда воспитатель, не реализовав собственный позитив­ный потенциал в развитии и воспитании ребенка, формирует у него качества, которые впоследствии негативно скажутся на саморазвитии и самореализации. Характерно, что если не считаться с возможностя­ми ребенка, то можно «сломать» его, разрушить личность. Послед­ствия такой воспитательной деятельности иногда могут привести к серьезным социальным и личностным проблемам^ потребуется значи­тельная помощь психиатра или психолога.

Реальная жизнь диктует необходимость обеспечения единства не только биогенного и социогенного подходов, но и других в воспита­тельной работе с ребенком. В процессе социального развития и вос­питания ребенка необходимо знать его индивидуальные особенности и возможности. Одновременно следует уметь создавать средовые усло­вия, позволяющие обеспечивать наиболее полную и целесообразную Реализацию того индивидуального, которое присуще конкретному ре-

Раздел II. Социальное формирование личности


Глава 4. Педагогика социального становления личности 47

Факторы среды - это все то, что непосредственно и опосредованно воздействует на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллек­тив, личность учителя, неформальные молодежные объединения, в ко­торые входит ребенок, средства массовой информации, книги и пр.

И. Бронфенбреннер выделяет четыре группы таких факторов, вли­яющих на социализацию человека. К ним относятся: микросреда - это то, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие (она, в частности, включает: семью, родителей, условия жизни, игрушки, книги, которые он читает и пр.); мезосистема - складывающиеся вза­имоотношения между различными жизненными областями, опреде­ляющими и существенно влияющими на действенность воспитания (к ним относятся, например, школа и семья; объединения, в которые вхо­дят члены семьи; среда семьи и улицы, где дети проводят свое время и др.); экзосистема - это общественные институты, органы власти, административные учреждения и т.д. (они опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка); макросистема - это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологичес­кие позиции, господствующие в обществе (она выступает норматив­ным регулятором воспитывающей системы человека в среде жизнеде­ятельности).

Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализа­цию человека. К ним относятся: макрофакторы - космос, планета, мир; мезофакторы - этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы - ин- ; статуты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.

Десоциализация (от фр. йез... - приставка, означающая уничтоже­ние, удаление чего-либо и социализация) - утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, длительные болезнь, от­пуск, изоляция от естественной среды, сильная травма головы, дис­комфортные для этого человека условия самопроявления и пр.) соци­ального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности. Основные причины десоциализации обусловле­ны различными факторами. Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.

Личностные факторы характеризуются потенциалами и состояни­ем человека, сдерживающими проявление его активности в естествен­ной для него среде, самоограничениями либо сменой характера при­вычной для него деятельности, способствующей приобретению иного


социального опыта. Состояние организма создает настроение, жела­ние и способность проявлять себя в определенной деятельности. Не­гативное (нездоровое) состояние сказывается на желаниях, интересах и способности проявлять естественную для человека активность. Сре-довые факторы характеризуют нетипичные для данного человека ус­ловия, влияющие на его способность проявлять естественную актив­ность. К таким факторам относятся преимущественно: новизна обстановки; давление со стороны коллектива, группы, отдельной лич­ности. Воспитательные факторы характеризуют результат или осо­бенности воспитательной деятельности, негативно сказывающиеся на самопроявлении человека. Такая воспитательная деятельность может формировать определенную активность, не соответствующую воз­можностям ребенка и сдерживающую его проявление в какой-либо обстановке, в присутствии определенных лиц.

Десоциализация может играть положительную или отрицатель­ную роль в жизни и социальном развитии ребенка. Положительная роль заключается в том, что она помогает человеку избавиться от не­гативного социального опыта; способствует приобретению нового опыта, расширению его социальных возможностей. Данный фактор активно используется в воспитании человека, в исправительной и перевоспитательной работе с ним. Отрицательная (негативная) роль десоциализации заключается в том, что человек теряет накопленный позитивный социальный опыт, необходимый ему для естественной самореализации. Она негативно сказывается на профессиональной де­ятельности человека, на его самопроявлении в естественных для него условиях.

Ресоциализация (от лат. ге... - приставка, обозначающая повтор­ное, возобновляемое действие; противоположное, обратное действие или противодействие и социализация) - восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жиз­недеятельности. На ресоциализацию и ее результаты также сущест­венно оказывают влияние различные факторы, в том числе личност­ные, средовые и воспитательные.

Между социализацией, десоциализацией и ресоциализацией суще­ствует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Этот фактор оказывает неоценимую помощь в воспитательной работе в процессе исправления и перевоспитания человека.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный че­ловечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельнос­ти, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные со­циальные роли.

Раздел II. Социальное формирование личности


Глава 4. Педагогика социального становления личности

Роль - это жизнедеятельность человека в системе норм, определя­ющих его поведение, общение и отношения в данной социальной по­зиции. Социальная роль - поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией и пр. Социальная роль может быть усвоена им на уровне знакомства (знает суть деятельности), основ (умеет выполнять), совершенства (владеет умением на уровне специалиста, опытного человека).

Выделяют различные виды социализации, в процессе которых ус­ваиваются социальные роли. К основным из них относят: полороле-вую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую, субкультурно-групповую. Полоролевая социализация представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью и проявлением его в повседневной жизни в зависи­мости от возраста и изменяющихся вместе с ним социального поло­жения и роли в обществе (мальчик или девочка, невеста или жених, муж или жена, отец или мать и пр.). Семейно-бытовая роль - испол­нение человеком социальной роли в соответствии с социальным по­ложением в семье. Она проявляется в усвоении и проявлении опыта семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйст­ва, воспитании детей. Профессионально-трудовая роль осуществляет­ся на основе социального опыта выполнения человеком определенной профессиональной деятельности. Субкультурно-групповая роль - это социальная роль, которую он усвоил и которая своеобразно проявля­ется с учетом культуры среды, где он жил, учился, общался, трудился. Каждый регион имеет социокультурные особенности поведения, об­щения, речи, что способствует формированию своеобразия социума. Субкультурно-групповая роль отличает людей различных регионов, национальной и религиозной принадлежности, социального окруже­ния, возраста, профессиональной деятельности и пр.

Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно, в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельнос­ти. В процессе социализации он проходит определенные стадии (этапы) и ступени.

Существуют различные подходы к выделению этапов социализа­ции, например, по характеру протекания: стихийный, относительно направляемый, социально контролируемый и самоуправляемый.

В 1920-е гг. выделяли этапы, ориентированные на анатомо-фи-зиологические изменения организма ребенка. В 1970-е гг. Д. Б. Эль-конин (1904-1984) предложил возрастную периодизацию разви­тия психики, основанную на смене ведущих деятельностей: дошкольники - игра; младшие школьники - обучение; подрост-


к и - интимное личное общение, юноши - учебно-профессиональная деятельность. В 1980-е гг. А.В. Петровский выдвинул концепцию возрастной периодизации развития личности, определяемую типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с наиболее ре­ферентными для него группами.

Существует подход выделения стадий социализации человека в за­висимости от отношения его к трудовой деятельности: возрастные (Ловингер): 1) досоциальная (младенчество); 2) импульсивная (ран­нее детство); 3) самозащитная («дельта», раннее детство); 4) конфор­мистская (позднее детство/отрочество); 5) сознательная (отрочест­во/юность); 6) автономная (юность/зрелость); 7) интеграционная (взрослость); (Кеган): 0) инкорпоративная (младенчество); 1) им­пульсивная (от 2 до 7 лет); 2) имперская (7-12 лет); 3) интерперсо­нальная (13-19 лет); 4) институциональная (ранняя взрослость); 5) интериндивидуальная (взрослость); по характеру отношения к трудовой деятельности: дотрудовая (ранняя социализация) - до школы, стадия обучения; трудовая - стадия высшей школы, стадия трудового коллектива; послетрудовая - стадия выхода на пенсию, стадия самореализаии на пенсии.

Основные ступени социализации человека: идентификация, инди­видуализация, персонализация.

Каждый человек в отдельности - индивид - это особый мир со своими возможностями и особенностями. Категория «индивид» (от лат. 1патос1иит - неделимое) по отношению к человеку означает, что этот конкретный человек является единичным природным существом, представителем вида Ното 8ар1еп5. Он - носитель индивидуального своеобразия в сообществе других людей. Термин «индивид» иногда употребляется как синоним индивидуальности. Идентификация" (от лат. ЫепИпсаге - отождествлять) означает отождествление человека с кем-либо, чем-либо. 3. Фрейд (1856-1939) ввел это понятие и типы идентификации для характеристики процессов усвоения ребенком значимых для него образцов поведения:

а) первичная идентификация в младенчестве - примитивная
форма эмоциональной привязанности ребенка к матери;

б) вторичная идентификация - проявление защитного механиз­
ма. По Фрейду, маленький ребенок старается отождествлять себя с
наиболее значимой для него личностью. Он копирует некоторые осо­
бенности поведения таких лиц. Ребенок идентифицирует себя с лю­
бимым человеком или с людьми, которых он ненавидит или которым
завидует;

в) идентификация применительно к взрослому человеку связана с.
невротическим симптомом. Субъект из-за желания оказаться в поло-


Раздел II. Социальное формирование личности


Глава 4. Педагогика социального становления личности

жении объекта психологически вживается в его состояние, болезнен-1 но переживая его.

В процессе социализации происходит развитие особенностей кон- ] кретного человека, формируется индивидуальность. Это означает, что 1 все то, что присуще этой личности, получает еще большее своеобра­зие, уникальность, обретает неповторимую самобытность. Индивиду- | альность означает особенное, самобытное, свойственное данному ин-1 дивиду природное и социальное своеобразие проявлений человека в | мире своих способностей и стремлений, личностных отношений и | жизненных смыслов.

Наряду с индивидуализацией существует и деиндивидуализация - утрата самосознания и боязнь оценки со стороны социального окру- ! жения. Она возникает в групповых ситуациях, в которых обеспечива-1 ется анонимность и не концентрируется внимание на отдельном ин­дивиде. Это имеет место при определенных условиях в общественных объединениях, в интернатных учреждениях, иногда в детсадовских и | школьных группах. Подобное явление возникает при жесткой регла­ментации жизни и деятельности, администрировании, при активном и постоянном использовании авторитарной педагогики.

В процессе социализации происходит персонализация (от лат. рег- ; зопа - личность) - процесс, в результате которого субъект получает ■ идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский). I

Имеет место и деперсонализация - как следствие отчуждения про- I дукта труда от его создателя или присвоения плодов чужого труда I (например, отделение архитектора от результатов его деятельности). I Деперсонализация возможна не только как следствие приписывания ] себе чужих заслуг, но и как «трансляция» своих недостатков и ошибок 1 кому-нибудь другому.

Личность - это конкретный человек, наделенный сознанием, ин- | дивидуальностью, сложившийся в процессе социального развития. 1 В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как | субъект социальных отношений и сознательной деятельности, | В узком смысле личность, обладающая системным качеством, опреде­ляется включенностью в общественные отношения, формируемые в совместной деятельности и общении.

На социализацию человека значительное влияние оказывают на­следственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль \ в саморазвитии, самосовершенствовании.

Человек выступает как объект и субъект социализации. Как объ­екту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения соци- | ального опыта для развития и саморазвития. Она имеет осознаваемый


(человек сам принимает решение, чем и как заниматься и что делать я интересах самосовершенствования) и неосознаваемый (человек под воздействием различных факторов включается в деятельность, кото­рая обусловливает его социальное развитие) характер. На начальном уровне развития человека (на ранних этапах его возраста) роль лич­ности в социализации выражается в естественной активности ребенка в самопроявлении. В дальнейшем с развитием сознания возрастает значение направленной активности человека в деятельности, обще­нии, в работе над собой по самосовершенствованию. Факторы, обу­словливающие самопроявление личности на различных возрастных эта­пах, - это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.

Несостоятельность линейного эволюционизма. Некоторые социологи отрицают социальное развитие как предмет социологического анализа. Утверждают, что сама проблема развития - это проблема философская или экономическая, в конце концов историческая, но не социологическая. С их точки зрения, предметом социологии могут быть только социальные изменения. Представляется, что такая крайняя точка зрения является неоправданной. Видимо, это своего рода негативная реакция на распространенные в прошлых веках, а отчасти и в наше время представления прямолинейного эволюционизма и про- грессизма.

Мыслители XVIII-XIX вв. (А. Кондорсе, И. Кант, О. Конт, Г. Спенсер) были одержимы идеями исторической эволюции и прогресса, линейного, однонаправленного и беспрерывного развития человечества по направлению к некоторой конечной цели - идеальному состоянию общества. Каждый новый этап в истории общества, в истории народов, с их точки зрения, есть этап именно такого развития, т. е. постоянного расширения власти человеческого разума над стихийными силами природы и законами социальной эволюции, этап усовершенствования форм организации социальной жизни, основанных на справедливости и индивидуальной свободе для всех. П. А. Сорокин в этой связи указывал: «В XVIII и XIX веках подавляющее большинство ученых, философов, представителей общественных и гуманитарных наук твердо верили в существование вечных линейных тенденций изменения социокультурных явлений. Основное содержание исторического процесса заключалось для них в развертывании и все более полной реализации этой «тенденции эволюции и прогресса», стабильной «исторической тенденции» и «закона социокультурного развития»... Вся общественная мысль XVIII и XIX веков отмечена верой в линейные законы эволюции и прогресса» . При этом Сорокин выделял четыре варианта линейных теорий, в которых главная линия развития могла строиться: 1) по прямой; 2) волнообразно; 3) веерообразно; 4) спиралеобразно.

Русский философ и социолог С. Л. Франк, изгнанный, как и Сорокин, в 1922 г. из Советской России, высмеивая подобные представления, писал: «Если присмотреться к истолкованиям истории такого рода, то не будет карикатурой сказать, что в своем пределе их понимание истории сводится едва ли не всегда на такое деление: 1) от Адама до моего дедушки - период варварства и первых зачатков культуры; 2) от моего дедушки до меня - период подготовки великих достижений, которые должно осуществить в мое время; 3) я и задачи моего времени, в которых завершается и окончательно осуществляется цель всемирной истории» .

Нужно сказать, что и марксистская концепция последовательной смены общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, коммунизм, включая социализм как первую фазу коммунизма) в значительной степени также основывалась на идеях линейного эволюционизма: каждая последующая формация представлялась безусловным, необходимым, хотя и крайне противоречивым, шагом вперед по пути социального развития.

Очевидно, что представления «плоского» эволюционизма, как показывали события в XX в., да и в предыдущие века, были большим упрощением истории, в которой имели место и элементы развития, и периоды застоя, регресса, разрушительные войны, чудовищные концлагеря, уничтожение миллионов неповинных людей и т. д. Однако отвергая упрощенное понимание развития как всеобщего, постоянного однолинейного движения к некоторому идеальному обществу, в то же время нельзя не признать, что социальное развитие существует в реальности, и оно может и должно быть объектом не только философских размышлений, но и предметом социологического анализа.

Социальные изменения и социальное развитие. Как уже говорилось выше, имеется существенное различие между понятиями «социальное изменение» и «социальное развитие». Коротко говоря, это различие сводится к тому, что понятие «социальное изменение» фиксирует факт перемены безотносительно к ее направленности. Понятие «социальное развитие» - иного характера. Оно применяется для обозначения либо процессов совершенствования, улучшения, усложнения, либо движения вспять, в обратном направлении. Оно не только фиксирует сам факт социального изменения, но и содержит некоторую оценку этого изменения, характеризует его направленность.

Обычно социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами: необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен в течение некоторого промежутка времени. Направленность - ту линию или линии, по которым совершается накопление. Закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления. Принципиально важная характеристика социального развития - промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Пожалуй, не менее важно и то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития, поскольку оно складывается из некоторой цепочки социальных изменений. Результатом процесса развития является новое качественное (иногда и количественное) состояние социального объекта (например, социальной группы, социального института, организации и всего общества).

Сказанное относится, скорее, к общефилософскому или социально-философскому пониманию развития. Социологическое понимание развития требует более конкретного выделения его критериев и показателей. Социальное развитие может рассматриваться на разных уровнях - теоретической социологии и эмпирических исследований, макросоциологии и микросоциологии. В каждом случае необходим учет специфики объекта, а следовательно, и отбор соответствующих методов. В научной литературе можно встретить разные точки зрения на этот счет. Если иметь в виду общую социологическую теорию, то, как представляется, можно выделить прежде всего следующие критерии социального развития. Во-первых, социальное развитие предполагает структурное усложнение объекта. Как правило, более сложные по структуре объекты являются и более развитыми. Во-вторых, социальное развитие означает увеличение числа, усложнение характера или даже видоизменение социальных функций объекта. Если сравнить современное общество, обладающее многоотраслевой промышленностью, многочисленными системами государственного и общественного управления, учебными заведениями и научными учреждениями, дифференцированное по социальным группам, профессиям, стратам, с обществами, живущими за счет собирательства, охоты или земледелия, то становится очевидной огромная разница в степени сложности и развитости этих двух типов обществ. В-третьих, важным критерием социального развития социальных институтов и организаций является повышение результативности, эффективности, конкурентоспособности их деятельности.

Социальное развитие предполагает увеличение возможностей удовлетворения многообразных потребностей (материальных, интеллектуальных, духовных и т. д.) различных групп населения и отдельных индивидов. В этом смысле важнейшее значение имеет, например, социальное развитие предприятия, на котором они работают. В таком случае имеется в виду не только развитие технологии трудового процесса, но прежде всего улучшение условий труда и отдыха, повышение уровня материального благосостояния, социальной защищенности работников и их семей, возможности повышения культурного и образовательного уровня и т. п. Не меньшее значение имеют и социальное развитие района, города, региона, всего общества.

В таком случае в социологии используется понятие «социальная инфраструктура». Это устойчивая совокупность материальных и вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации деятельности людей, их полноценного отдыха, культурно-образовательного развития. Сюда входят системы охраны и безопасности труда, торговли, здравоохранения, образования, связи и информации, транспорта и т. д. Важно подчеркнуть, что развитие самой социальной инфраструктуры предполагает использование нормативного подхода, который требует сравнения ее реального состояния в том или ином районе (предприятии, области, обществе в целом) с научно обоснованными нормативами и ориентирами. Такое сравнение дает возможность определения уровня развитости (или отставания) социальной инфраструктуры.

Но еще более важным показателем и критерием социального развития общества является развитие самого человека, его личности. Этот вопрос, ввиду его особой важности, будет рассмотрен специально в приложении данной главы.

  • Сорокин П. А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.,1994. С. 359.
  • Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 30.

Социальное развитие

Социальное развитие общества, тем более его структурных элементов (государства, институтов, организаций) осуществляется не прямой линии от низшего к высшему, а по восходящей спирали. Это означает, что не всегда и не во всем в "борьбе " прогресса и регресса "победу " одерживает прогресс. Возможны и "поражения ". Например, деятельность отдельных организаций государства может быть реакционной, возможен откат назад и общества в целом. История знает немало подобных примеров. Однако, в целом общественное развитие идет по восходящей, тенденция его развития -это движение к более высокой организации общественной жизни.

Таким образом, социальное развитие характеризуется самовоспроизводством общественных систем и прогрессивной направленностью.

Из анализа сущности социального развития видно, что оно является результатом разрешения социальных противоречий: прогресса и регресса, старого с новым, нарождающегося с отмирающим. Чтобы углубиться в проблему социального развития, следует раскрыть, что представляют собой социальные противоречия, их классификацию, причины возникновения и способы разрешения.

Социальные противоречия как источник социального развития, их классификация и характеристика основных видов.

Социальные противоречия -это отношения между противоположностями в любом социальном явлении, образовании или обществе в целом. Они возникают в процессе развития прежде всего социальной сферы или сферы социальных отношений, выражающих противоположные или расходящиеся тенденции этого развития. Например, сегодня в постсоциалистических обществах такими противоречиями являются:

Между необходимостью удовлетворения насущных материальных и духовных потребностей людей и падением уровня материального и духовного производства;

Между обнищанием основной части населения и обогащением небольшой группы предпринимателей, коррупированной части государственного аппарата, мафиози;

Между колхозным крестьянством и фермерами;

Между населением страны и преступным миром и т. д.

Социальные противоречия в обществе играют двоякую роль: с одной стороны, как уже отмечалось, они являются источником социального развития, и в этом заключается их положительная роль. С другой стороны, -они порождают социальное напряжение, конфликты, кризисные явления. Следствием действий таких противоречий являются сегодня забастовки различных категорий трудящихся в связи с невыплатой зарплат; неукомплектованность Вооруженных Сил рядовым и сержантским составом в связи с нежеланием призывного контингента служить в армии и другие сложные социальные проблемы. Чтобы их решить, необходимо или ликвидировать противоречия, или уменьшить силу их действия.

Социальных противоречий бесчисленное множество, поэтому, чтобы дать им характеристику, их необходимо свести в группы, т. е. классифицировать.

Социальное развитие личности

Социализация и социальное развитие рассматриваются как две равноправные составные части вхождения человека в мир культуры и социальных отношений.

Социальное развитие личности – усвоение, переработка и реализация человеком социального опыта в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и группами, формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Понятие «социальное развитие личности» было использовано в конце

1970 – х гг. В.И.Бобневой.

Этим термином обозначался «процесс индивидуального развития человека в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения» (В.И.Бобнева, Е.В.Шорохова).

Социальное развитие личности – это усвоение, переработки и реализации человеком социального опыта в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и группами, формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

Этапы социального развития личности. В процессе социального развития выделяются две взаимосвязанные, противоположно направленные тенденции: типизация и индивидуализация личности.

Индивидуализация личности Типизация личности Типизация личности – процесс формирования модальных (общих) стериотипизированных личностных черт и свойств, общих для представителей групп, в которые входит человек. Благодаря типизации создается психологическая основа нормативного поведения человека в социуме.

Индивидуализация личности – процесс выработки собственного, субъективного социального опыта, индивидуального отношения к нормам, ценностям, ролям, позициям, существующим в группе. Благодаря индивидуализации формируются личные нормы и убеждения человека, ценности и личностные смыслы, оформляется субъективная картина мира.

Каждый этап социального развития человека характеризуется уникальным сочетанием процессов типизациии и индивидуализации.

Социальное развитие человека продолжается всю жизнь, но есть отличительные особенности между социальным развитием в детском возрасте и у взрослых. В связи с этим мы разберем особенности социального развития, разделив их на два основных этапа. Первый этап объединяет детский и подростковый возраста. Второй этап – период взрослости. Этапы социального развития не привязаны к возрасту жестко. Но есть несомненная связь между социальной зрелостью и уровнем интеллектуального развития.

Детский и подростковый период – это время бурных изменений как психическом развитии человека, так и социальном становлении, расширении и качественном изменении социально – психологических возможностей. Ребенок находиться во взаимодействии с окружающим миром, общается с различными людьми и группами: семьей, сверстниками и т.д. Он принимает нормы, ценности окружающего мира, а затем перерабатывает их, оценивает, изменяет, приспосабливая к своим индивидуальным и личностным особенностям.

Социальное развитие в дошкольном возрасте. Для этого периода характерно формирование моральных представлений о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Ребенок в этот период сверхнормативен. Он неуверен в собственной компетентности и очень восприимчив к усвоению норм и правил, диктуемых взрослыми. В этот период еще не развит произвольный контроль за собственными поступками, поэтому при отсутствии постоянного внешнего контроля, ребенок начинает выпадать из рамок правильного поведения. Здесь следует также отметить, что в этом возрасте очень силен механизм подражания. Дошкольник легко и с удовольствием копирует различные модели поведения, как хорошие, так и плохие.

Новый уровень развития для этого периода связан прежде всего с тем, что ребенок пытается стать независимым. Независимость проявляется в умении видеть различия между поступками сверстников или взрослых с собственным опытом, и противостоять авторитеты, поступая так как считаешь нужным. Для взрослого человека такое поведение ребенка нередко выглядит как простое непослушание. И является педагогической ошибкой полное подавление независимости и самостоятельности ребенка.

Социальное развитие младшего школьника . Важная задача этого периода развития – усвоение типического опыта, часто некритическое. Главным является накопление, научение различным навыкам и умениям.

Социальное развитие в этот период тесно переплетается с особенностями познавательных интересов ребенка. Х.Лейтес указывает на удивительную особенность младших школьников – их восприимчивость к в формальной стороне деятельности взрослых, в том числе нормативной регуляции социального поведения. Младший школьник как бы формально перенимает, копирует умственную деятельность взрослых, чтобы чуть позже перейти к анализу ее содержания. Готовность выбирать, впитывать чужой опыт – важная предпосылка развития интеллектуальной и личностной критичности ребенка в будущем (М.Р.Битянова).

Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста созревает внутренний конфликт между некритическим усвоением знаний, умений, навыков, в том числе и социальных и расширением личного опыта взаимодействия и общения с окружающими людьми. Этот этап является подготовительным к формированию выраженной индивидуализации ребенка.

Социальное развитие в подростковый период . Именно в подростковом возрасте складываются основные черты зрелой личности, формируются основные социально – психологические механизмы регуляции поведения. Известно, что именно к этому возрасту заканчивается формирование основных навыков и операций мыслительной деятельности, и именно в этом возрасте ребенок ориентирован на работу с абстрактными, обобщенными представлениями и системами понятий. В раннем подростковом возрасте ребенок очень сензитивен к усвоению обобщенных, отвлеченных социальных категорий и представлений. Подростки открыты для социального коллективного опыта. В среднем подростковом возрасте ребенок испытывает большую потребность активного индивидуального развития, самоутверждения, овладения «взрослыми» условиями жизни и деятельности. М.И.Бобнева и Е.В.Шорохова полагают, что «вслед за этапом сензитивности следует этап особого соотношения тенденций типизации и индивидуализации социального развития личности» Подросток стремиться, с одной стороны, быть «чьим – то», он испытывает потребность в аффилиации, хочет принадлежать к какой – либо группе, стремиться подражать какому- либо образу, идеалу. Одновременно действует тенденция к индивидуализации, проявляющаяся в стремлении к индивидуальному, непосредственному овладению социальным опытом, к личному участию в социальной жизни.

Лишь за этой стадией следует стадия собственно индивидуального социального развития личности. По мнению М.И.Бобневой и Е.В.Шороховой, эту стадию нельзя четко определить каким – то возрастным промежутком. «Начало этой стадии почти всегда может быть связано с тем или иным сильным личным переживанием, потрясением, событием «катарсического порядка». Авторы стоят на той позиции, что не бывает «сглаженного», бесконфликтного переживания подросткового возраста. «Наиболее часто распространены случаи, когда изменение хода развития и оценивания ситуаций, событий, людей, всего накопленного опыта с новых позиций наступает вслед за столкновением личных планов, установок, представлений с реальной действительностью. К той же группе следует отнести и первый личный опыт собственно социальных отношений, решений, поступков и т.п. В той или иной форме фазы катарсических переживаний чрезвычайно существенны для социального развития личности».

По мнению Л.Колберга, путь к социальной зрелости начинается после 15 лет, но его начало конец трудно привязать к возрастным этапам. Суть фазы индивидуального социального развития – это формирование собственной точки зрения, личных установок, личностного осмысления усвоенных ранее и полученных в прошлом опыте знаний социального порядка. У человека формируется отношение к своей социальной позиции, своим ориентациям, поступкам и планам. Это стадия социально развитого самосознания и социальной самооценки (М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова).Все это свидетельствует о начале формирования социальной зрелости человека.

Социальное развитие во взрослом возрасте . Социальное развитие и социализация во взрослом возрасте приобретает особое значение в связи с тем, что в этот период человек является активным создателем собственного социального опыта. Два аспекта социальной жизни становятся особо значимыми во взрослом возрасте: личная жизнь и работа. Если личная жизнь продолжает быть актуальной с предыдущего периода социального развития, то работа как профессиональная деятельность является совершенно новой сферой социального развития. Взрослость – важный период творческой переработки накопленного социального опыта и его реализации в социальных группах и культурном пространстве.

В отечественной социальной психологии социализация рассматривается с точки зрения усвоения социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Основанием для классификации стадий социализации является в данном случае отношение к трудовой деятельности. Г.М.Андреева предлагает выделить три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В этой стадии выделяю два периода: ранняя социализация - это период от рождения ребенка до поступления его в школу и стадия обучения – включает весь период юности в широком понимании этого термина, т.е. к этой стадии относят весь период обучения в школе. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны. Эта стадия – весь период трудовой деятельности человека. В этот период личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. Поэтому этой стадии в социальной психологии придается особое значение. Послетрудовая стадия охватывает период жизни человека после окончания трудовой деятельности.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!