Пуантилизм в живописи: история стиля и фото.

Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) с пуантилизмом «Золотая рыбка»

Предлагаемый мастер-класс по рисованию по ознакомлению с пуантилизмом «Золотая рыбка» предназначен для педагогов дошкольного образования в работе с детьми старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).

Назначение композиции : «Золотая рыбка» станет прекрасным украшением стен детской комнаты, подарком для родных и близких.

Представленная композиция является интересным вариантом для педагогов как для использования в непосредственно-образовательной деятельности (рисование), так и в совместной или самостоятельной деятельности. Создание изображения с помощью точек способствует не только развитию у детей мелкой моторики, усидчивости, но и развитию воображения, мышления, фантазии.

Цель мастер-класса : познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм».

Задачи в работе с детьми:

Познакомить старших дошкольников с нетрадиционным течением в живописи - «пуантилизмом»;

Обучать созданию композиции «Золотая рыбка» в технике «пуантилизм»;

Развивать воображение, моторику, творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет);

Воспитывать усидчивость в работе, эстетическое восприятие.

Описание техники «пуантилизм».

Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.

Оптическое смешение трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов.

Мы предлагаем Вам освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов - цветных маркеров (фломастеров). Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику дошкольников, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров) не требует высыхания, не произойдет растекание красок или неаккуратное смешивание.

«Золотая рыбка» в технике «Пуантилизм»

Необходимые материалы:

1. Бумага для черчения А4

2. Простой карандаш

3. Стирательная резинка

4. Цветные маркеры (или фломастеры)

5. Рамка для оформления работы

Предлагаем приступить к первому этапу - созданию эскиза будущей композиции. Лист необходимо разделить горизонтальной линией на две плоскости: вода (примерно 3/4 листа) и дно (1/4 листа). В центре лучше расположить главную героиню - рыбку. Дети старшего дошкольного возраста часто ассоциируют «Золотую рыбку» со знаменитым произведением А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», поэтому тельце рыбки может напоминать мультипликационный персонаж, либо аквариумную золотую рыбку.

Эскиз готов, теперь самое время приступить ко второму этапу - окрашиванию нашей композиции цветными точками. Обводим контур рыбки: основные детали тельца с помощью частых точек оранжевого цвета, выделяя чешуйки, плавники и т.д. После нанесения цветных точек карандашный контур необходимо стереть ластиком.

Заполняем тельце рыбки точками желтого цвета, ближе к контуру рыбки можно располагать точки чаще: цвет получится более насыщенным.

Рыбка готова. Предлагаем приступить к окрашиванию водорослей. Не забывайте, что единственный элемент окрашивания - точка! Чем ближе токи стоят друг к другу, тем более насыщенный цвет окрашиваемого участка. Для водорослей предлагаем воспользоваться зеленым и салатовым цветами.

Теперь необходимо окрасить оставшиеся элементы морского дна: камешки, ракушки.

Завершающий этап нашей работы - нанесение точечного водного пространства. Синим и голубым маркерами заполняем оставшееся пространство листа. Около рыбки не забываем о нескольких маленьких белых пузырьках воздуха, которые просто выделены точечным контуром.

Работа выполнена, маленькие точки превратились в единую композицию. Осталось поместить «Золотую рыбку» в приготовленную ранее рамку. Желаем успехов в Вашем творчестве.

В этой же технике можно нарисовать картину "Золотая осень"

СИНЬЯК Поль (1863-1935) - французский живописец, график, теоретик искусства, общественный деятель, один из основоположников неоимпрессионизма.



Herblay, Sunset, 1889

Термин «неоимпрессионизм» появился после демонстрации на выставке импрессионистов 1885 года работ двух молодых художников: Ж.Сёра и П.Синьяка. Их техника письма настолько отличалась от привычной для импрессионистов, что возникла необходимость выделить это новое направление в живописи и дать ему название.
Данная техника письма состояла в формировании изображения путем нанесения на полотно разноцветных точек. К этому времени физиологами был раскрыт механизм восприятия цветов человеком. На протяжении веков художникам был известен принцип смешения красок определенных цветов, для получения нового цвета. Однако П.Синьяк и Ж.Сера использовали иной принцип формирования необходимых цветов: не путем смешения красок, а не смешанное раздельное точечное нанесение красок разного цвета, чтобы на определенном расстоянии от изображения глаз человека сам формировал новую цветовую гамму. Это специфика живописного письма приводит к неожиданным последствиям: при репродукции этих работ, данный эффект трудно воспроизводим, поскольку требует определенного расстояния от зрителя до изображения.



Кроме того, как показала художественная практика, данная техника позволяет создать новый художественный образ в пейзажной живописи, но дает крайне ограниченный эффект в портретном жанре. Возможно, именно поэтому портрет не считался сильной стороной творчества П.Синьяка



Поль Синьяк.Песчаный берег моря
Первое, что привлекает внимание в "Песчаном берегу моря", это своеобразная живописная манера: вся поверхность полотна, как мозаикой, выложена красочными мазками. Отсюда и название этой живописной техники - "пуантилизм", т.е. живопись точками.



Папский замок в Авиньоне", 1890
Картина Поля Синьяка "Папский дворец в Авиньоне".
Мелкие мазки чистого цвета зрительно сливаются в единый образ, запечатлевший папский дворец в Авиньоне. Слева виден знаменитый Авиньонский мост, его очертания рождаются из соединения оттенков зеленого цвета. Приверженец техники пуантиллизма Жоржа Сёра, Синьяк помещает дополнительные цвета спектра рядом друг с другом, не смешивая оттенки. В результате нашему взору предстает ряд мелких пятнышек, которые сливаются вместе на определенном расстоянии. Синьяк использовал живописные находки импрессионистов, которые учитывали изменения цвета при различных эффектах освещения. Так, фиолетовые и розовые оттенки, преобладающие в картине, напоминают о знаменитых видах руанского собора Клода Моне, под влиянием которого находился Синьяк в ранний период своего творчества.



П. Синьяк - Нотр-Дам-де-ла-Гард. 1848



П. Синьяк - Маяк в Груа. 1847



П. Синьяк – Залив. 1854


Поль Синьяк. «Женщины у колодца». 1892 г.

Главное место среди пейзажных работ П.Синьяка занимают марины с изображением средиземноморского побережья Франции.


Поль Синьяк. "Красный буй". 1895 г.

П. Синьяк был не только талантливым художником, но и страстным путешественником. Он с большой охотой и азартом принимал участие в парусных гонках и нередко побеждал.



Поль Синьяк. «Регата в Конкарно». 1891 г.

И много путешествовал. Восхитительные виды Венеции, Константинополя, Роттердама не оставались незамеченными для внимательного глаза живописца и были воссозданы на его полотнах. Наблюдая картины приморских городов, постоянное движение волн, покачивающиеся на воде яхты, художник стремился воспроизвести увиденное в своих работах. Быть может, поэтому морские картины Синьяка наполнены движением. Глядя на них, как будто ощущаешь дыхание ветра, видишь, как переливаются солнечные блики на морской глади.



Поль Синьяк. «Порт в Ла-Рошель». 1921 г.

Одним из таких живых, легких полотен стала его картина «Вход в порт Ла-Рошель», которую он написал в 1924 году. На картине изображена яхта, стремительно несущаяся сквозь волны. Никогда душевные переживания не отражались мрачной тенью на произведениях живописца. Созданный на картинах мир оставался наполненным гармонией и светом. Хотя начало XX века принесло с собой немало волнений. Первая мировая война, революция в России – все эти события художник остро переживал, придерживаясь прогрессивных взглядов.

В 1900-е годы художник написал много пейзажей, связанных с его путешествиями в Лондон, Венецию, Голландию, Турцию.



Поль Синьяк. «Венецианская лагуна». 1904 г.



Поль Синьяк. «Большой канал (Венеция)». 1905 г.



Поль Синьяк. «Венеция, утро». 1908 г.

Искусствоведы называют венецианские пейзажи Синьяка "декоративными фантазиями", а в голландских видят особое напряжение трудовой жизни.



Поль Синьяк. «Голландская мельница». 1898 г.

Синьяк интересно работал и в графике. Он был уверен, что горизонтальная линия дает ощущение спокойствия, восходящая - радости, а нисходящая - печали. С большой охотой и увлечением он писал Париж, его мосты, каналы, набережные - вообще все места, связанные с водой; приближаясь к окраинам, он вводил в пейзаж индустриальные мотивы, изображая заводы и их дымящиеся трубы.



Поль Синьяк.Порт в Сен-Тропе. 1901г



Поль Синьяк. Форт Сен-Жан в Марселе. 1907.

Около 1900 года Синьяк отказался от пуантиллистических мазков в виде круглых пятнышек и стал накладывать краску прямоугольными мазками чистого цвета.



Поль Синьяк. "Порт в Марселе". 1906.

Творчество Синьяка - пример поразительной последовательности. Более полувека он трудился в искусстве, и все это время горячо исповедовал неоимпрессионизм.
Особое место в наследии Синьяка занимают труды по искусству. Он автор книги «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму» (1899). Его перу принадлежит монография, посвященная пейзажисту Йонгкинду (1927), а также ряд предисловий к каталогам выставок художников различных направлений.










Пуантилизм – стиль живописи , для которого характерно изображение при помощи геометрически правильных мазков цвета, прямоугольников или точек. Он и название свое получил от французского «point», что переводится как «точка». Картины художников-пуантилистов напоминают мозаики, в которых цельное изображение создается из мелких «осколков» цвета.

У многих читателей возникнет вопрос, а можно ли увидеть вживую картины этих художников, где и когда? Несомненно, в наш век информационных технологий существует большое количество всевозможных ресурсов специализирующихся на новостях культуры и искусства, в которых можно найти подробную информацию о текущих и предстоящих выставках, фестивалях, спектаклях, новинках кино, музыке и т.д. Очень удобная афиша расположена на уникальном ресурсе международного культурного портала ЭКСПЕРИМЕНТ, где вы без труда найдете исчерпывающую информацию о последних новостях культуры из многих городов мира, в том числе и о проходящих выставках художников-пуантилистов.

Как направление, развившееся в рамках неоимпрессионизма, пуантилизм стал своеобразным экспериментом с цветом, в котором ради необычного оптического эффекта художник отказывается от привычного в живописи смешения красок (приема, используемого в большинстве классических стилей живописи).

Возник пуантилизм во Франции в 90-е годы 19 века. Молодой художник Жорж-Пьер Сера успешно экспериментировал с теорией цвета, стремясь добиться уникального эффекта: разрозненные, несмешанные цвета картины должны были создать иллюзию движения, вибрации воздушного пространства и преломления света. Дебютом и его как художника, и пуантилизма как стиля стало полотно «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Изображенные на картине парижане выглядят не просто статичными фигурами, а живыми и выпуклыми силуэтами, пейзажное пространство же между ними словно наполнено колеблющимся воздушным маревом.

У другого представителя пуантилизма – француза Поля Синьяка стиль эволюционировал. В отличие от геометрически правильных, равноудаленных друг от друга мазков Сера, Синьяк экспериментирует с динамикой, ставит точки то ближе, то дальше, то вовсе меняет их размер. Результат мы можем наблюдать в его картинах «Сосна в Сан-Тропе» и «Гавань в Сан-Тропе» – и он поражает. Изображение словно накатывает на зрителя, рождается из отдельных мазков, вырастая в цельную, полную насыщенной динамики историю.

Во времена зарождения жанра многие художественные критики, да и художники , предпочитавшие традиционные стили живописи, критиковали пуантилизм. Считалось, что он на корню подавляет индивидуальный стиль творца, превращая его в ремесленника, которому и нужно-то лишь грамотно распределять мазки. Однако с течением времени интерес зрителей к картинам пуантилистов рос не только потому, что они «состоят из точек», пуантилистическая техника привлекала яркостью, живостью и необычной игрой с цветом.

Техника в живописи «Пуантилизм»

Секция: изобразительное искусство

Жанр работы : исследовательская работа

Красноярский край, Енисейский район, поселок Высокогорский.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №7», п. Высокогорский.

7 класс

Руководитель: Кулинич Анна Владимировна, п.Высокогорский, учитель изо и технологии, 89509789842

e-mail:

Тел .: 8 (39-195) 2 – 45- 36

Оглавление

1.

Введение……………………………………………………...…….

Основная содержание. ……………

Практическая часть.

Выполнение работ в технике «Пуантель………………………….

Заключение…………………………………………………………...

Список литературы, интернет - ресурсов…………………………

Введение

Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи.

Скопление точек составляло цельное изображение. Пуантилизм – это не только направление искусства и живописи, это специфическая техника написания картин.

Целью всех живописных экспериментов было создание живописного аналога световоздушной среды. При небольшом отходе от картины цвета смешиваются у зрителя на сетчатке глаза, вызывая ощущения вибрирующего воздуха и изменчивого света.

Мне стало интересно, как выполняется живописная техника « пуантилизм», когда и где появилась, и я поставила Цель : изучение истории возникновения пуантилизм, кто являлся основоположником, манера выполнения, и ее актуальность в наше время. Перед собою я поставила следующие задачи:

Собрать сведения об истории возникновения пуантилизма;

Познакомиться с этапами выполнения;

Попробовать технику выполнения живописной работы на бумаге;

Узнать, где применяется в наше время эта техника;

Объектом моего исследования являются техника в живописи «пуантилизм».

Методикой исследования - обработка источников информации.

Основная часть

Пуантилизм - стилистическое направление в живописи , возникшее во около , в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта (подразумевается «смешение» на сетчатке глаза зрителя).

Жорж-Пьер Сёра́ - художник- , основатель , создатель оригинального метода живописи под названием « ». . Пиком развития направления считаются 1880 – 90-е годы

Техника «пуантель» (pointille - point, точка) - манера рисования маленькими точками, аккуратными мазками чистого цвета образующие элементы мозаики. Выражаясь современным языком, это своего рода очень большие «пикселы» на поверхности холста или бумаги. Если смотреть близко, то кроме красочного хаоса ничего не увидишь, издали - невольно обобщая, вырисовывается нечто задуманное художником. Если при работе в технике пуантель наносить точки сложного цвета (смешивая три и более оттенка вместе), то в итоге наверняка получите довольно-таки неприятную картину. Механическое смешение красок до нанесения плюс обобщение при восприятии сделают свое грязное дело - получится настоящая каша, в сравнении с которой палитра художника покажется интересным этюдом. Поэтому рекомендуется использовать чистые локальные цвета.

Работы в стиле пуантилизм невозможно перепутать ни с чем – полотно состоит из коротких мазков круглой или прямоугольной формы. В переводе название направления живописи означает «писать точками».

В создании стиля, Сера использовал общее положение теории цвета – человеческий глаз смешивает цвета точек, расположенных рядом. В изображении предметов на полотне используют точки контрастных оттенков – синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и синий. Благодаря этому приему объекты выразительны. Соседние цвета не смешиваются друг с другом. Оптический эффект точек рассчитан на то, что цветовые соединения и превращения выполнит наш глаз.

Картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» Сера, стала шоком и открытием выставки импрессионистов в 1886 году. Благодаря эффекту теории цвета, изображение получилось живым и многомерным с расстояния. Если подойти ближе – картина распадалась на точки. Цель художника достигнута – он передал колебание воздушной среды и красоту природы.

Практическая часть.

Изучив теорию я решила на практике попробовать выполнить несколько работ.Для начала я изучила, какие материалы можно использовать для написания работы – акварель, гуашь, масло, акрил, мы выбрали гуашь.

1.Первым этапом нужно было определиться, что можно изобразить, мы взяли для начала не сложное построение - это две груши.

Сделав эскиз, мы начали поэтапно накладывать мелкими точками гуашь,

2.Затем нам захотелось попробовать технику пуантель в более сложной постановке - натюрморт, и вот что получилось.

3. А так же пейзаж.

Заключение

Пуантилизм – необычная веха в развитии живописи конца 19 века, ставшая не только направлением и техникой создания изображений, но и научной методикой. Жорж Сёра внезапно скончался в возрасте тридцати одного года.Его художественное наследие немногочисленно. Но, тем не менее, он успел разработать новаторскую живописную концепцию, изменив ход развития живописи. Стиль активно применяется для развития творчества у детей на современном этапе. В зависимости от стиля мастера, пуантилистические картины могут быть детальными или небрежно-расплывчатыми. Так же и мои работы получились, на мой взгляд, индивидуальные.

Мне очень понравилась эта техника написания.

Еще я узнала, что пуантилизм очень полезен для развития детского творчества – это одна из наиболее удачных методик приобщения ребенка к рисованию!!!

Я открыла для себя новую и захватывающую работу. Удивительно, какими дальними путями вдохновение может вести нас до интересного результата.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!