Совершение хаджа. Общие положения паломничества (хаджа)

Хадж – натурализованная экскурсия мусульманина в важнейшие эпизоды Корана. Паломник вживую участвует в библейско-коранических хрониках и примеряет на себя судьбу пророка Ибрахима (Авраама) и членов его семьи. Пророк Ибрахим в долине Мина был испытан Всевышним и хотел принести сына в жертву. Но, доказав свою покорность, был спасен, и вместо его сына в жертву принесли барана.

Хадж – это пролог Курбан-байрама. Символизм везде – эпизоды с бросанием камней в шайтана, история чудесного спасения супруги пророка Хаджар, ее метания в поисках воды между холмами Сафа и Марва и ниспослание ей источника Замзам.

Умра. Хадж бывает двух видов: большой хадж и малый хадж – умра. Умра – это облегченная версия хаджа, фактически экскурсионная поездка с посещением святых мест Мекки и Медины в Саудовской Аравии. Из обязательных обрядов совершаются только Таваф и Сай в Запретной мечети. Умра может совершаться круглый год, длиться в среднем до двух недель. Совершение умры не снимает с мусульманина обязанности совершения хаджа.

Большой хадж. Один из пяти столпов ислама. Обязателен в совершении при наличии физических и материальных возможностей. Совершается только в определенное время года. В этом году хадж выпадает на первую половину августа. Каждый год он передвигается вперед на две недели. Отличается от умры большей продолжительностью – в два раза. Кроме Мекки и Медины паломники проводят обязательные обряды в долинах Мина, Муздалифа, Арафат и завершают жертвоприношение в праздник Курбан-байрам.

Хадж-виза. Саудовская Аравия – закрытая страна. Запретна для посещения немусульманами. Попасть туда можно практически только по хадж-визе. Ее выдают хадж-миссии по определенной королевством квоте. России выделяют обычно порядка 20 тысяч квот, Татарстану около 2 тысяч. Продают и распределяют их хадж-операторы, самый крупный из них в Татарстане – «ДУМ РТ Хадж».

Цена. Стоимость начинается от 149 тысяч рублей и в зависимости от вида трансфера и условий проживания может достигать 350 тысяч.


В стоимость путевки входит перелет в Саудовскую Аравию, трансферы внутри страны, проживание в Мекке и Медине в гостиницах, в палаточных городках в долинах Мина и Арафат и сопровождение руководителя группы. В зависимости от оператора и вида тура в пакет могут быть включены 3-разовое питание, жертвоприношение барана, трансфер от гостиницы до мечети аль-Харам, вода Замзам, дорожные сумки и ихрам, медицинское обслуживание.

Хаджии. Россия – единственная страна, где практически нет очередей и ограничений на приобретение хадж-путевок. Во многих мусульманских странах люди ждут путевку до десяти лет. Но с прошлого года и в России ввели ограничения – при повторном хадже в течение 10 лет виза становится дороже на 500 долларов.

Махрам. В исламском праве это близкий родственник, с которым женщина имеет право оставаться наедине и отправляться в путешествие. В хадж самостоятельно могут ехать только мужчины, женщины должны быть в сопровождении мужа или родственника.

Дорога. Самая популярная форма трансфера – самолетом через Казань и Москву с пересадками в Стамбуле и Шардже (ОАЭ) и напрямую в Джидду Саудовской Аравии. Лет десять назад самый дешевый маршрут был автобусный – через Турцию и Сирию. Сейчас он под запретом, есть только дешевые комбинированные туры, самолетом до Шарджи и потом двое суток на автобусе до Медины.


Ихрам. Во время основных обрядов хаджа мужчины оборачиваются в два куска белой материи. Нельзя надевать носки, нижнее белье, пользоваться благовониями, средствами гигиены с запахом, покрывать голову и носить закрытую обувь. Ихрам – это символическое состояние духовной и физической чистоты. Ихрам – образ покойника: мусульман хоронят без одежды, обернув в белые материи. В состоянии ихрама также нужно контролировать мысли и дурные деяния. При нарушении этих правил паломники могут быть оштрафованы, откупаются от серьезных нарушений жертвоприношением. Женщин все ограничения тоже касаются, однако они могут носить повседневную одежду и головные уборы.

Микат. Граница священной Мекки. Мужчины должны пересекать ее в состоянии ихрама. Многие летят самолетами прямым рейсом из Казани в Джидду, поэтому паломники входят в состояние ихрама прямо в Татарстане и переодеваются в аэропорту, чем часто шокируют других пассажиров. В пути в священный город паломники воспевают специальные молитвы – талбия.

Мекка. Священный город для мусульман. Родина пророка Мухаммеда. Здесь находится главная святыня – мечеть аль-Харам и Кааба – священный дом, ориентир (Кибла) для молитв всех мусульман мира.


Кааба – первое здание на земле, возведенное для поклонения Богу. Вокруг него мусульмане совершают Таваф – семикратный обход. В один из углов здания вмонтирован священный Черный камень.

Мечеть аль-Харам. Это самая большая мечеть в мире, вмещает до полумиллиона прихожан. Внутри комплекса кроме Каабы находится священный источник Замзам и холмы Сафа и Марва. Основной обряд хаджа – умра совершается здесь. Сразу по приезде в Мекку мусульмане 7 раз обходят Каабу, читают намаз у источника Замзам, семь раз пробегают дистанцию между холмами Сафа и Марва. После сбривания или укорачивания волос малый хадж считается совершенным. Паломники могут выйти из состояния ихрама и переодеться в обычную одежду.

Мина. Долина в предместье Мекки. Здесь располагается крупнейший в мире палаточный городок. Все 100 тысяч палаток оборудованы кондиционерами, в городке есть туалеты и душевые кабины, медицинские центры и пожарные части. Это место начала основного хаджа. За пару дней до Курбан-байрама хаджии переезжают сюда жить в палаточный городок и проводят здесь обряды бросания камней в шайтана и жертвоприношения в Курбан-байрам.


Долина Арафат. Место кульминации хаджа. Паломники приезжают сюда в день перед Курбан-байрамом – день стояния у горы Арафат, в месте, где прощаются все грехи. Они проводят этот день в молитвах и после захода солнца покидают долину. Долина находится в 20 километрах от Мекки. Здесь свою последнюю проповедь провел пророк Мухаммед. В мусульманской мифологии здесь встретились после изгнания из рая Адам и Ева.

Муздалифа. Долина между Миной и горой Арафат, где паломники проводят ночь перед Курбан-байрамом. Здесь собирают 70 камней для бросания в шайтана.

Джамарат. Три столба в долине Мина, которые олицетворяют шайтана. В день Курбан-байрама, после обряда жертвоприношения, паломники проводят в долине Мина ритуал бросания камней в Джамараты. После трагедий с давкой паломников здесь соорудили многоэтажные эстакады, посредине которых вместо столбов построены три стены. В них паломники три дня подряд бросают камни. Бросить надо семь камней. Главное, не попасть в людей и не забыть произносить молитву.


Тоннели. В целях безопасности и удобства паломников от палаточного городка в Мине до Джамаратов через горы построена сеть тоннелей. После несчастных случаев с давкой они оборудованы вентиляторами и эскалаторами.

Прощальный таваф. После проведения обряда жертвоприношения хадж подходит к финалу: мужчины постригаются, а женщинам разрешается только укорачивать волосы. Последний эпизод – паломники возвращаются в Мекку и совершают завершающий обряд Таваф.


Медина. Второй по значимости и святости город для мусульман. Находится в западной части королевства. В 622 году н. э. пророк Мухаммед со своей семьей и общиной совершил хиджру, переселение в этот город из Мекки. И с этого момента началось мусульманское летоисчисление. Пророк провел здесь заключительную часть своей мирской жизни. Здесь находится мечеть Пророка, второй после запретной мечети по важности культовый объект мусульман. Внутри комплекса находится могила пророка. Одно из самых почитаемых и посещаемых мест. В стандартные хадж-туры в заключительной части всегда привозят паломников на религиозные экскурсии в Медину.


Климат. В Саудовской Аравии летом температура превышает 50 градусов жары. Зимой температура может колебаться в районе 25 градусов тепла. Дожди – редкое явление, но может дойти до потопов и наводнений. Снег бывает очень редко и только в горах.

Календарь. Летоисчисление идет по хиджре. Сейчас 1439 год. Саудийцы живут по лунному календарю, каждый год он двигается вперед на две недели. Выходные дни – пятница и суббота, рабочая неделя начинается в воскресенье.

Новый год не отмечают. Каникулы в Рамадан и Курбан-байрам по 9 дней.


Реал – денежная единица Саудовской Аравии. На банкнотах портреты саудовских королей. Курс к доллару – в среднем 3,75 и к рублю – 17. Лучше сразу покупать реалы в специальных обменниках, долларами расплачиваться запрещено.

Финики. Самые вкусные и качественные финики в мире растут в Саудовской Аравии. Даже в Коране финики упоминаются 15 раз как подарок Всевышнего. В Мекке и Медине даже есть специализированные магазины по продаже фиников, где можно найти до ста сортов и видов. Самые популярные и вкусные – сухари и аджва. Цены очень доступные, в России они дороже в десятки раз.

Язык. Знание татарского языка очень помогает. В королевстве очень распространен турецкий, сходный с татарским. Поэтому практически везде можно обращаться к продавцам на татарском и узнавать информацию и цены. Цифры, размеры, наименование на турецком будут понятны и нашему паломнику.


Вода Замзам. Хаджии везут на родину два главных подарка – финики и воду Замзам. Священный источник находится в запретной мечети. Каждому паломнику турфирмы при выезде из страны дарят канистру воды Замзам. Но лучше набирать святую воду в самом Хараме. Она отличается по вкусу – гораздо вкуснее и не разбавлена обычной водой.

Бензин. Литр бензина стоит дешевле литра бутилированной воды. Даже после подорожания в этом году на 80 процентов он более чем в два раза дешевле нашего.


Транспорт. Недавно открыли железную дорогу между Меккой и Мединой. В Мину и Арафат паломников перевозят на автобусах. В Мекке общественного транспорта нет, только такси. В дни хаджа могут возникать гигантские пробки и заторы. Дорожной полиции практически нет. Если происходит ДТП, его участники могут разъехаться и без оформления. На дорогах очень много побитых и поцарапанных машин.

Безопасность. Главная угроза для паломника в хадже – солнце и инфекции. Жара для нашего человека – главное испытание. Летом даже вечером на улице будете чувствовать себя как в бане. Главное – иметь зонт и всегда носить с собой питьевую бутилированную воду. Кишечные инфекции везде, поэтому надо дезинфицировать руки мылом или спецсредствами.

В общественных местах желательно надевать маску. Многие паломники болеют ротавирусными инфекциями. В период хаджа несколько миллионов людей приезжают со всех уголков мира. Подхватить ангину, ОРВИ, бронхит очень легко.

И главное – на дорогах, на перекрестках и светофорах надо быть предельно внимательным. Правила ПДД здесь мало кто соблюдает.


Давка. Скопление людей – еще один источник опасности. В последний год в хадже количество паломников превысило 3 миллиона. Главное, не потеряться в этом океане людей. Важно иметь удобную обувь – придется много ходить пешком. В основные дни хаджа нужно пройти несколько десятков километров под палящим солнцем. Если травмировать ноги, то можно стать обузой для всей группы, а то и отстать от нее или потеряться. У каждой страны и хадж-операторов свое строго установленное время посещения культовых мест. Нужно их придерживаться.

Как не потеряться. Всегда надо иметь с собой заряженный телефон и номер руководителя группы. Возьмите визитку отеля, чтобы вернутся в него на такси в случае потери группы. Во время религиозных обрядов не отставать от своей группы, запомнить отличительные цветовые знаки своего хадж-оператора. Если потерялись – не паниковать. К примеру, «ДУМ РТ Хадж» оснащает всех паломников и руководителей сумками с ярко-оранжевыми ремнями: в толпе они очень заметны.


Кражи. Документы и деньги лучше хранить в нательных барсетках или поясах. Бывают, к сожалению, и случаи воровства в хадже. При большом скоплении людей вырезают сумки даже при посещении священных мест.

Болезни. Хадж – большое испытание для организма, особенно для пожилых людей. Физически нужно заранее готовиться к паломничеству, врачи рекомендуют за несколько месяцев начать тренироваться и много ходить пешком. Нагрузка в хадже на ноги колоссальная. Укреплять надо также и иммунитет. Практически все паломники переболевают за хадж респираторными вирусными инфекциями. Очень часто это ангина и бронхит. Основная причина – в жару люди не удерживаются и пьют в запретной мечети ледяную воду из источника Замзам. Пищеварительная система также в опасности: непривычная для нас кухня, острая пища, грязная вода, испорченные продукты, как итог – несварение желудка, кишечные инфекции. Аптечку с лекарствами после консультации с врачом обязательно надо с собой брать. Аптеки в королевстве есть везде, но не факт, что вас поймут местные фармацевты.

Прививки обязательны, без справок и через границу могут не пустить. Татарстанских паломников сопровождает группа из 12 врачей: терапевты, кардиологи, травматологи. Когда нужна госпитализация, медики могут сопроводить в клинику. Операции и сложные процедуры для паломников в королевстве в дни хаджа проводят бесплатно. В прошлом году одному из паломников арабские врачи удалили аппендицит.

Летальные случаи тоже бывают, но не каждый год. Паломники считают смерть и похороны на святой земле удачей.


Отдых и развлечения. В Саудовской Аравии из развлечений есть только шопинг. Кинотеатров и концертных залов нет, лишь торговые центры, куда местные жители ходят за покупками и водят детей в игровые зоны. Есть обширная сеть ресторанов и кафе, где в основном и проходит общение.

Цензура. Телевидение в первую очередь выполняет информационную роль, контролируется государством. Основные каналы новостные, либо посвящены религиозным обрядам и Корану. Фильмы цензурируются, вырезаются непристойные с точки зрения ислама места и кадры. Книги – только религиозного содержания. В стране есть только мечети, церкви и синагоги под запретом. Отмечать христианские и светские праздники в королевстве нельзя.


Женщины ограничены в правах . Без сопровождения мужа или родственников одной нельзя выходить на улицу, отправляться за покупками в магазины. Водить машины женщинам разрешили лишь в прошлом году. В основном они сидят дома и занимаются воспитанием детей. Встречается многоженство.

Гастарбайтеры. Саудиты-мужчины в основном работают в госорганах и силовых структурах. Все остальное – сервис, торговля, строительство – в руках мигрантов, которые в большинстве своем приезжают из Пакистана и Юго-Восточной Азии.

Кухня. Традиционная еда – рис с курицей. Еду ставят на полиэтиленовые скатерти и, перемешивая с соусами, едят руками с общих тарелок. Европейцам могут предложить приборы.


Правило правой руки. Есть можно только правой рукой. Здороваться, передавать вещи также. Левая считается нечистой. В общественных туалетах нет туалетной бумаги, везде краны с теплой водой для гигиенических процедур. Здесь нужно использовать левую руку.

«Макдоналдс» и ИКЕА. В королевстве представлены все самые известные западные торговые бренды. «Зара», ИКЕА, «Макдоналдс», «Кока-Кола» и т. д. Большой популярностью пользуется западный фастфуд. Напротив запретной мечети есть популярные у паломников халяльные «Макдоналдс» и «Бургер Кинг».


Интернет цензурируется . Заблокированы все соцсети и мессенджеры. «Телеграм», «Фейсбук», «Инстаграм», «ВКонтакте» недоступны. Пользоваться ими можно только через VPN-сервисы.

Все хаджии используют WhatsApp. При выезде в хадж руководители создают группы в этом мессенджере. Все новости, распорядок дня, время выезда и сбора, срочные объявления и новости публикуются в них. В них же руководители могут дать ответ на вопросы и решить проблемы. Все вплоть до бабушек «сидят» в этих группах. Незаменимая вещь!


Сотовая связь дороже, чем в России. Роуминг очень дорогой. Лучше купить местную сим-карту, куда входят пакет интернет-услуг и минуты разговоров. Во время хаджа бывают очень выгодные льготные тарифы для паломников.

Туризм. В Мекке сохранилось мало исторических объектов. Большинство из них снесли при расширении запретной мечети, а также в целях борьбы с идолопоклонничеством. Для паломников проводят обзорные экскурсии, в маршруте не более пяти-шести объектов и исторических мест. В Медине интереснее и достопримечательностей больше.

Гора Джабаль ан-Нур, гора Света. Высота – 621 метр. Священная гора в Мекке – место, где пророку Мухаммеду в пещере Хира пришло первое божественное откровение и был сниспослан Коран. Это второе после Запретной мечети популярное место для паломников. С ее вершины открывается фантастически красивый вид на весь город. Подниматься нужно пешком, желательно на рассвете или закате. Наверху живут обезьяны и в хибарах – отшельники. Путь наверх займет до часу времени. Тем, у кого скачет давление и слабые ноги, лучше не рисковать.


Мечеть Джинов. Находится недалеко от запретной мечети, на полпути от кладбища Джаннат аль-Муалля. По преданию, здесь пророк Мухаммед встречался с джиннами, призвал их к исламу и, прочертив круг, совершил с ними намаз.

Кладбище Джаннат аль-Муалля. Ему более тысячи лет. Здесь похоронена первая и самая любимая жена пророка Хадиджа. Единственное дерево, которое здесь растет, как раз находится над ее могилой.

В Саудии кладбища сильно отличаются от наших. Здесь нет могильных камней, табличек с именами. Есть только номера аллей. Всех хоронят в безымянных местах. Это касается и состоятельных персон. Так же поступили и с последним королем.

Арабы против превращения кладбищ в места поклонений. И смерть они не считают трагедией. Умереть во время хаджа считается божьей милостью. Быть похороненным на святой земле – счастье. Отношение и к смерти, и к процессам захоронения, и к самим местам упокоения иное. Хоронят в земле в несколько ярусов в обложенных кирпичами ямах. Их не закапывают и закрывают сверху плитами.


Комплекс высотных зданий Абрадж аль-Бейт. Это самое большое в мире сооружение по массе и третье по высоте в мире. Высота – 601 метр. Площадь – 1,5 миллиона квадратных метров. Гостиница на 100 тыс. мест. Здание построила компания «Сауди бен Ладен групп». Расположена напротив Запретной мечети. В нижних этажах магазины и ресторанный комплекс. Любимое место шопинга паломников. Является ночью маяком и ориентиром для паломников, его видно практически со всех концов города.

Татарская земля. До революции богатые татары приобрели земли у Запретной мечети в Мекке и в Медине. Здесь были организованы гостиницы и медресе. Имущество было оформлено как вакуфное – неотчуждаемое, переданное в религиозные цели. В процессе расширения и строительства Запретной мечети здания были снесены, они попали под территорию храмового комплекса.

Участок сохранился только в Медине. Местные потомки татар сейчас оформляют их в соответствии с законом и собираются построить здесь гостиницу. Диаспора малочисленна – несколько сотен человек. Язык потеряли, но продолжают общаться и поддерживают контакты.


Мухаммад Казанлы, п отомок татар, переехавших в Медину, с сыновьями


Обсудить ()

Паломничество

Паломничество в Мекку (хадж) является одним из главных пяти установлений, известных как пять столпов ислама. Ислам не предписывает совершать паломничества ни к могилам праведников, ни к монастырям в поисках помощи святых, ни к местам, где происходили чудеса; хотя некоторые мусульмане так и поступают. Аллах повелевает мусульманам совершить хадж к Каабе, которая находится в Саудовской Аравии, в городе Мекке. Кааба – «Дом Бога» – считается священной потому, что ее построил пророк Ибрахим (Авраам) для поклонения Господу. Она стала эпицентром, к которому поворачиваются все мусульмане в молитве (салят).

Паломничество относится к особо достойным видам поклонения. За него мусульманин получает полное прощение грехов, это показатель высокой духовности и искренней преданности верующего. Любой мусульманин, которому позволяет здоровье и материальное положение, обязан раз в жизни совершить паломничество в Мекку, священный город ислама. Обряд паломничества начинается через несколько месяцев после рамадана, на 8-й день последнего месяца исламского года зуль-хиджа, и заканчивается на 13-й день. Раз в год мусульмане со всего мира устремляются в Мекку, чтобы очиститься, укрепить свою веру и удостовериться еще раз в том, что невзирая на цвет кожи, происхождение, степень богатства или бедности все мусульмане равны.

Таким образом, паломничество объединяет мусульман мира в одно многонациональное братство. Ежегодно более двух миллионов мусульман совершают хадж. Среди мусульман есть обычай называть человека, совершившего паломничество, «хаджи». Но это скорее культурный, нежели религиозный обычай.

Существует пять остановок по пути в Мекку: для паломников, идущих со стороны Египта, Медины, Ирака, Неджда и Йемена.

По пути в Мекку паломник входит в состояние чистоты, известное как ихрам. Это состояние, когда некоторые повседневные обычные поступки становятся запрещенными. Например, запрещается стричь ногти, мужчинам нельзя покрывать голову, носить обычную одежду и т. д. Мужчины облачаются в специальную одежду – два куска бесшовной ткани, оборачиваемой вокруг тела. Эта простая одежда символизирует равенство всего человечества в глазах Господа, и отказ от мирских привязанностей.

О том, как происходит хадж, мы уже рассказывали выше.

Кроме хаджа существует «малое паломничество», или умра. В отличие от хаджа умра совершается в любое время года. Однако выполнение умры не освобождает мусульманина от обязанности совершить хадж. Обряды большого и малого паломничества схожи, а мусульманин может совершить их как по отдельности, так и вместе. Как и хадж, умра начинается с вхождения в состояние ихрам. Паломник семь раз обходит священную Каабу, дотронувшись, если возможно, до Черного камня. Молится за Макам Ибрахим (место Ибрахима), пьет священную воду источника Замзам. Наконец, проходит семь раз между холмами Сафа и Марва, и, сбрив или укоротив волосы, завершает малое паломничество.

Из книги Достижение цели (сборник хадисов) автора Мухаммед

Книга 6 Паломничество Глава 1 Польза паломничества и лица, которые обязаны совершить паломничество в Мекку 693.Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Малые паломничества

Из книги Школьное богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

ПАЛОМНИЧЕСТВО К ВЕРЕ Для меня поворотным мгновением была одна немая встреча в Троице-Сергиевой Лавре. В тот раз - а это было где-то в начале 82-го года - я оказался там еще в качестве студента кафедры атеизма и комсомольского активиста. Надо было сопровождать группу

Из книги Мой сын Далай Лама. Рассказ матери автора Церинг Дики

8. Семейное паломничество После смерти мужа я отправилась в паломничество в Дунце Шикар и Ташилунпо. Среди сопровождавших меня лиц были моя самая младшая дочь Пема, моя старшая дочь и два ее сына, Кхандо и Тензин Нгаванги. В помощь нам правительство выделило на время

Из книги Пути блаженных. Ксения Петербургская. Матронушка-Босоножка. Мария Гатчинская. Любушка Сусанинская автора Печерская Анна Ивановна

Последнее паломничество Любушка была очень набожна и каждый день принимала святое причастие. В то время ее духовником был архимандрит Наум из Троице-Сергиевой лавры. Он и уговаривал ее постричься в монахини и даже однажды подарил куклу в монашеской рясе. Однако Любушка

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Паломничество и паломники Один протестант, посетивший Россию в XIX веке, был поражен любовью, с какой русские относились к паломничествам. Обычай совершать паломничества очень древний. Самые первые письменные памятники христианской Руси свидетельствуют о том,

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

Паломничество в Стромынь В день Казанской иконы Божией Матери (июль 48-го года) мы с мужем решили поехать на престольный праздник села Стромынь, которое от Гребнева километрах в тридцати. Дьякон мой, отслужив обедню и позавтракав, тотчас же без отдыху собрался в путь. Я в

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Часть VI ПАЛОМНИЧЕСТВО Решение Шамиля Шамилю было уже почти 70 лет. Годы брали свое, старые раны болели с новой силой, ему уже трудно было подниматься на свой верхний этаж, его мучила одышка. Здоровье имама ухудшалось день ото дня. Его единственной отрадой были молитвы,

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Паломничество В конце 7 года хиджры Посланник Бога приготовился совершить паломничество в Мекку, поклониться святым местам. Его друзья и соратники отправились вместе с ним. Их было около тысячи двухсот человек. Курейшиты покинули город и, расположившись на горах и

Из книги Ислам автора Курганова У.

Прощальное паломничество Как рассказывает Джабир, сын Абдаллаха, все арабы собрались в Медине, стараясь во всем подражать пророку. Он отправился в месяце Дхулкада, и они с ним. Насколько простирался взгляд, повсюду пророка окружали толпы народу; и спереди, и сзади, и

Из книги Энциклопедия ислама автора

Паломничество Паломничество в Мекку (хадж) является одним из главных пяти установлений, известных как пять столпов ислама. Ислам не предписывает совершать паломничества ни к могилам праведников, ни к монастырям в поисках помощи святых, ни к местам, где происходили

Из книги Основы исламского вероучения автора Ханников Александр Александрович

Из книги Афон и его судьба автора Маевский Владислав Альбинович

Паломничество Паломничество (хадж) является пятым столпом ислама. Хадж хоть раз в жизни обязан совершить любой здоровый и не нуждающийся мусульманин. Совершают паломничество в Мекку и Медину, то есть в те места, где протекала деятельность Пророка Мухаммада. Совершается

Из книги История российского мусульманства. Беседы о Северном исламе автора Бухараев Равиль

Второе паломничество Плавание по архипелагу Цветущие берега живописной Греции… Море покачивает вас на зеленоватых волнах. По тем же волнам тысячелетиями двигались ладьи человека. И они избороздили эти сине-зеленые воды во всех направлениях, не зная иного простора.

Из книги автора

Паломничество в Подафонье Время летело незаметно, и приближался отъезд с Афона. Мне же очень хотелось побывать еще раз у своих друзей в Крестовской келлии. И вот представился для этого неожиданный случай: в Андреевском скиту я познакомился с двумя приезжими иностранцами,

Из книги автора

Третье паломничество Иваница и скит всех святых Пользуясь пребыванием в нашем монастыре Св. Пантелеимона, в виде отдыха после своих библиотечных занятий решил я предпринять дальнее путешествие, чтобы на севере Афона посетить Крумицу – скит, возделанный и обстроенный

Из книги автора

Первое паломничество Как мы уже знаем, принятие ислама волжскими булгарами не означало мгновенного постижения поразительной глубины и стройности коранических учений, хотя бы потому, что немногие булгары знали арабский язык и умели читать Коран. Этому еще предстояло

По шафиитскому мазхабу:

  1. Ихрам.
  2. Стояние на Арафате.
  3. Обход вокруг Каабы (таваф аль-Ифада).
  4. Ритуальный бег между склонами Сафа и Марва.
  5. Сбривание или подстригание волос на голове.

Виды Хаджа

Существует три вида обрядов, связанных с выполнением священной обязанности Хаджа:

  1. Аль-Ифрад, совершение только Хаджа, без Умры.
  2. Ат-Таматту, совершение сначала умры, а потом и Хаджа, по отдельности.
  3. Аль-Кыран, совершение Умры и Хаджа в совмещенном виде.

Наиболее предпочтительный вид - Ат-Таматту. Этот способ совершения хаджа рекомендовал своим сподвижникам Пророк Мухаммад, (салляллаху алейхи ва саллям). Хадж ат-Таматту подразумевает совершение в течение обозначенных месяцев Хаджа сначала обрядов Умры (малого паломничества), а затем Хаджа (основного). Паломнику, совершающему Хадж Ат-Таматту, надлежит принести в жертву животное. Тот, кто не в состоянии совершить жертвоприношение, соблюдает пост в течении трех дней во время Хаджа и семи дней по его окончании.

Как совершить хадж Таматту

Ихрам . Мужчина должен снять всю одежду и надеть два куска белой материи, которую называют ихрам. Также ему следует надеть тапочки. Для женщин ихрамом является обычная одежда соответствующая Шариату. Ихрам следует надевать в состоянии омовения.

Намерение . Паломники, следующие в Мекку наземным транспортом, одеваются в ихрам и делают намерение на месте в микате. (О нахождении миката должен сообщить руководитель группы).

Паломники, следующие в Мекку воздушным транспортом, делают намерение для хаджа над микатом. За 15 минут до нахождения над микатом и во время пересечения точки микат пилот объявляет об этом паломникам, и при необходимости, его объявление переводят на русский язык руководители групп. Намерение достаточно сделать в сердце, но лучше выразить и словами:

اللهم لبيك عمرة

«Аллахумма ляббейка умратан»

После намерения совершить умру на протяжении всего паломничества мужчинам громко, а женщинам про себя рекомендуется повторять тальбийю:

لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَ النِّعْمَةَ لَكَ وَ الملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ

Ляббайка-Ллахумма, ляббайк. Ляббайка ля шарика ляка, ляббайк! Инна-ль-хамда ван-ни ’амата ляка ва-ль-мульк, ля шарика ляк!

(Вот я перед Тобой, о, Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Хвала Тебе, милость и власть принадлежат Тебе! Нет у Тебя сотоварища!)

После прибытия в Мекку размещения и кратковременного отдыха, паломнику следует отправиться в мечеть аль-Харам к Каабе для совершения Умры. Вначале совершают таваф (семикратный обход вокруг Каабы).

Таваф начинают и заканчивают в месте, отмеченном черной линией и светящимся зелёным знаком на стене мечети. В начале каждого круга паломник приветствует Черный Камень правой рукой и поворотом головы со словами:

بسم الله الله أكبر

«Бисмиллях, Аллаху Акбар!»

Желательно, чтобы во время тавафа правое плечо было открыто, а левое закрыто ихрамом:

Во время тавафа следует обращаться к Всевышнему с просьбами и дуа, можно читать Коран. В конце каждого круга между Йеменским Углом и Черным Камнем паломник говорит:

رَبَّنَا ءَاتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِي الأَخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِنَا عَذَابَ النَّارِ

Раббана! Ати-на фи-д-дунья хасанатан ва Фи-ль-ахирати хасанатан, ва кына ’азаба-н-нар!

(Господь наш! Дай нам хорошее в этой и потусторонней жизни и убереги нас от мучений Ада!)

Если паломник сомневается, сколько кругов он совершил, например, сделал ли он три или четыре круга, то продолжает, считая с трех, то есть с того числа, в котором он уверен.

После окончания тавафа паломник совершает намаз в два раката по возможности в месте «Макам Ибрахим», но если это будет препятствовать совершению тавафа другими паломниками, можно совершить этот намаз в любом месте мечети. Оба плеча во время этого намаза желательно закрыть ихрамом. Согласно сунне, в первом ракате читают суру «аль-Кафирун», во втором – «аль-Ихляс».

Затем паломник отправляется в сторону холма ас-Сафа, попив по дороге воду Замзам.

إِنَّ الصَّفَا وَ الْمَرْوَةَ مِنْ شَعَائِرِ اللهِ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِ أَن يَطَّوَّفَ بِهِمَا

(Поистине, ас-Сафа и аль-Марва - из числа знаков Аллаха. Тому, кто совершает Хадж к Дому или Умру, дозволено обойти их. И кто изберет добро по собственному почину, [пусть знает], что Аллах - Воздающий по заслугам и Знающий). (Сура «Алъ-Бакара». аят 158).

لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ وَ هُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ، لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَحْدَهُ، أَنْجَزَ وَعْدَهُ، وَ نَصَرَ عَبْدَهُ، وَ هَزَمَ الأَحْزَابَ وَحْدَهُ.

Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарика ляху, ляху-ль-мульку, ва ляху-ль-хамду ва хуа ’аля кулли шайин кадир! Ля иляха илля-Ллаху вахдаху, анджаза ва ’даху, ва насара ’абдаху ва хазама-ль-ахзаба вахдах!

(Нет бога, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он Всемогущ! Нет бога кроме Аллаха, который выполнил Свое обещание, помог Своему рабу и один разбил (вражеские) племена!)

Потом паломник начинает Са’й - движение от холма ас-Сафа в сторону холма аль-Марва и обратно. Между отрезками пути, отмеченными зелёным светом, мужчинам следует ускорять шаг. Дойдя до аль-Марвы паломник обращается в сторону Каабы, и повторяет аят и дуа, прочитанные на ас-Сафе (см. выше). Затем паломник снова возвращается к ас-Сафе и читает упомянутые аят и дуа. Так повторяется семь раз. Путь от от ас-Сафы до аль-Марвы считается одним отрезком, а обратно – другим. Таким образом получается, что паломник заканчивает Са’й в аль-Марве, дойдя до неё в четвёртый раз. На протяжении всего обряда желательно читать дуа, священные аяты и зикры. Дойдя до аль-Марвы в последний, седьмой раз, паломник, уже не читая вышеприведённые аят и дуа, может покинуть ас-Сафу и аль-Марву. Са’й считается завершённым, и паломнику можно совершить обряд укорачивания волос. Мужчины стригут волосы или бреют голову, женщинам достаточно состричь прядь волос длиной с палец.

На этом Умра считается совершенной, и паломник может снять ихрам и носить обычную одежду до 8-го дня месяца Зуль-Хиджа (дня тарвия).

8-го дня месяца Зуль-Хиджа начинается следующий этап Хаджа. В месте проживания в Мекке паломник одевает ихрам (выполняя те же действия, что и в первый раз: полное омовение, стрижка ногтей и т.д.) и отправляется в Мину. Там он размещается в одной из палаток для паломников. В Мине намазы аз-Зухр, аль-Аср и аль-Иша совершают в сокращенном виде в два раката, но во времени не соединяют.

9-ый день Зуль-Хиджы, в день Арафа, после утреннего намаза паломник отправляется из Мины в долину Арафа. Пребывание в долине Арафа 9-го числа месяца Зуль-Хиджа считается обязательным и главным условием Хаджа. В этот день намазы Аз-Зухр и аль-Аср сокращают и соединяют, совершая их во время аз-Зухр. В день Арафа до захода солнца паломнику следует оставить мирские дела и посвятить всё это время поклонениям, чтению Корана, дуа, зикров. Также следует помнить, что в этот день в долине Арафа одновременно находится почти четыре миллиона паломников. Поэтому важно проявлять максимальную организованность и следовать указаниям руководителей, чтобы не потеряться и не отстать от своей группы.

После захода солнца паломников доставляют в долину Муздалифа. Следует особо отметить, что ожидать подачи транспорта лучше в палатках, и выходить на посадку только по приглашению руководителей. Паломникам следует соблюдать спокойствие и достоинство, пропускать пожилых и женщин вперед, помогать им при посадке в транспорт.

В Муздалифе паломники совершают намаз совмещая аль-магриб и аль-иша во время аль-иша, при этом намаз аль-иша сокращают до двух ракатов. Намаз аль-магриб и аль- иша в Муздалифе желательно совершить сразу по прибытию, не откладывая. Если паломник по дороге в Муздалифу задержится, то ему разрешается совершить эти намазы в пути. В Муздалифе следует собрать камешки для обряда бросания камней (49-70 шт). Размер камешков указан на рисунке.

После полуночи (рассвета) паломники возвращаются в Мину. После утреннего намаза начинается первый день аййяму-ташрик (дни бросания камней). Время бросания камней продолжается 24 часа: от утреннего намаза до утреннего намаза следующего дня. В первый день бросания камней паломник отправляется к месту аль-Джамарат. В этот день он бросает 7 камешков только в Джамра аль-кубра. Бросая каждый камешек, паломник произносит: «Бисмиллях, Аллаху Акбар!» После возвращения в Мину паломник режет (поручает резать) жертвенное животное, стрижет волосы и снимает ихрам. Его состояние называется малый тахаллюль, ему разрешается всё, что можно вне Хаджа, кроме супружеской близости. После этого паломник отправляется в Мекку, чтобы совершить Таваф Аль-Ифада и са`й между Сафой и Марвой. Разрешается отложить Таваф Аль-Ифада до приезда в Мекку и совершить его после всех обрядов в Мине. Далее паломнику можно остаться в Мине до 12 числа месяца Зуль-Хиджа, но он должен будет покинуть Мину до времени намаза аль-магриб (или паломнику следует остаться до 13 Зуль-Хиджы). Каждый день пребывания в Мине в дни аййяму-ташрик (кроме первого) паломник должен совершать обряд бросания камешков, бросая в каждую Джамра по семь камешков, начиная с малой Джамра.

После завершения обряда бросания камешков Хадж считается завершённым, но перед тем как покинуть Мекку, паломнику следует совершить таваф аль-вада` (прощальный таваф). Таваф аль-вада (как и любой таваф) состоит из семикратного обхода Каабы. После его завершения паломник должен покинуть Мекку. При этом желательно не задерживаться в Мекке без причины, и не совершать покупки (это можно сделать до тавафа аль-вада).

Примечания

  • Несовершеннолетний может совершить Хадж, но это не освобождает его от обязанности совершить Хадж в дальнейшем, когда он достигнет совершеннолетия.
  • Обряды, которые ребёнку выполнить не под силу, (например, бросание камней) за него делают родители или сопровождающие взрослые.
  • Женщины в период месячных выполняют все обряды кроме тавафа, который можно совершить после окончания этого периода.
  • Женщинам, пожилым и немощным разрешается поручить бросать камни другим паломникам. Паломник, которому поручено бросать камни за других, должен бросить сначала камни за себя, потом (сразу) за поручившего.
  • Пожилые и больные не имеющие надежды на выздоровление имеют право поручить совершить Хадж за себя другому, при условии, что тот уже совершил Хадж за себя.
  • Так же тому, кто ранее уже совершил Хадж, разрешается совершить Хадж за умершего.

Что запрещается в ихраме

  1. Стричь волосы и ногти.
  2. Наносить духи на тело или ихрам.
  3. Мужчинам одевать головной убор.
  4. Жениться или быть сватом.
  5. Супружеская близость и ласки.
  6. Мужчинам надевать сшитую одежду.
  7. Охотиться.

Считается простительным, если тот, кто нарушил один из этих запретов, сделал это по незнанию, забывчивости или принуждению. Тот, кто сделал это преднамеренно, должен обратиться к имам или алимам за разъяснениями о том, что ему следует делать в качестве искупления.

Наиболее распространённые ошибки и нарушения

  • Участвовать в неоправданном и чрезмерном скоплении людей, например для того, чтобы прикоснуться к Чёрному Камню, или поскорее закончить обряд кидания камней.
  • Бросать и оставлять за собой мусор.
  • Женщинам пользоваться косметикой и находиться среди мужчин без необходимости. (Во время тавафа и бросание камней женщинам следует стараться не сталкиваться с мужчинами).

Пусть Всевышний Аллах примет ваш хадж, и простит всем нам грехи и ошибки!

александра савина

В хадж - паломничество к святым местам в Саудовской Аравии, согласно учению, каждый мусульманин обязан отправиться хотя бы раз в жизни. Мусульманский календарь короче григорианского, так что сроки проведения хаджа каждый год сдвигаются на 10–11 дней назад. Чтобы совершить хадж, паломники должны прибыть в Мекку и провести там несколько ритуалов. Сам хадж длится пять дней, но паломники, как правило, остаются в Саудовской Аравии на две-три недели.

Не-мусульманин попасть на хадж (как и в саму Мекку) не сможет: организовать путешествие можно только через туристическое агентство, одобренное правительством Саудовской Аравии, а мусульман с Запада проверяют отдельно (они должны предоставить письменное свидетельство от имама, подтверждающее, что тот знает человека и что он правоверный мусульманин). В этом году на хадж, а он закончился 4 сентября, прибыло более двух миллионов паломников, среди них 23 500 человек из России. Мы поговорили с башкирской поэтессой Зульфией Ханнановой о её первом хадже, о том, тяжело ли его совершить физически, и чем женский опыт хаджа отличается от мужского.


Хадж - один из столпов ислама. Всего их пять, первый - произношение шахады , то есть произнесение языком и признание сердцем единства Всевышнего. Второй столп - намаз (молитва), третий - выплачивание закята (милостыни бедным), четвертый - ураза (пост). Хадж - один из фардов, то есть обязательных предписаний ислама: если у человека есть на него средства и здоровье, он должен его выполнить. Считается, что люди, побывавшие в хадже, если они все сделали правильно, приезжают оттуда безгрешными, как новорожденное дитя.

Это был мой первый хадж, я готовилась к нему несколько лет. Мне долгие годы приходилось ухаживать за парализованной мамой, и у меня был ещё грудной ребенок. Бывало трудно: ночью я шла и к маме, и к младенцу. Мне нужны были силы, и я вставала на намаз - мама видела, как я читала молитвы. Через некоторое время после смерти мамы, в пятницу, она мне приснилась - у нас, мусульман, считается, что в этот день снятся праведные сны. Мама во сне сказала мне: «Зульфия, соверши хадж». Я не придала значения этим словам: мне казалось, что хадж нужно совершать к старости, перед смертью, чтобы все грехи были отпущены и можно было уйти спокойно.

Хадж во многом связан с пророком Ибрагимом, который должен был принести в жертву собственного сына, пока в последний момент бог не сказал ему принести вместо этого в жертву животное, вознаградив Ибрагима за веру.

В прошлом году, когда я лежала рядом со свекровью в больнице, мне приснился ещё один сон. Мне привиделась женщина, которая сказала: «Зульфия, не совершай в этом году хадж - у тебя болит зуб, он может выпасть. Ты поедешь в хадж на следующий год». Я проснулась и поняла, что зуб - это моя свекровь, её надо лечить. Настроилась на следующий год и начала потихоньку копить деньги. Было тяжело. Я заняла у людей на самый бюджетный хадж 90 000 рублей - и всё оплатила заранее. С долгами в хадж уезжать нельзя - я знала, что верну всё до начала поездки, и потихоньку расплачивалась (некоторые религиозные деятели, впрочем, отмечают , что если у человека есть большой кредит с ежемесячными выплатами, он может совершить хадж, если согласует это со своими кредиторами - Прим. ред. ). Где-то через две недели после того, как я все выплатила, мне позвонили из администрации главы республики и сказали, что Министерство культуры и информации Саудовской Аравии предлагает гостевой хадж. Организатор тура в хадж, с которым я должна была ехать, сказал, что это очень редкая удача, подарок Всевышнего, от которого нельзя отказываться. Деньги мне вернули.

Умра и Медина

От России поехала группа из восьми человек, пять мужчин и три женщины: трое из Ингушетии и по одному человеку из Башкортостана, Татарстана, Дагестана, Карачаево-Черкесии и Чеченской республики. Сначала нас повезли на умру - малый хадж. Он включает в себя обход Каабы (Кааба - это главная святыня ислама, кубическая постройка, которая находится во внутреннем дворе мечети аль-Харам, или Заповедной мечети - Прим. ред. ), который нужно совершить не во время самого хаджа, а в любой другой момент. Тогда я в первый раз увидела Каабу - это неописуемое чувство. Когда мы её обходили, начался дождь - все ему радовались, и даже мужчины начали рыдать. Оказывается, если это происходит во время обхода Каабы, это считается большим благословением Аллаха - в Саудовской Аравии дожди вообще идут крайне редко. Дождь начался, когда мы проходили йеменский угол Каабы, и длился, пока мы шли один круг. Когда делаешь намаз, всегда молишься в сторону Каабы - и теперь я её отчетливо представляю.

После этого мы ходили между холмами Сафа и Марва - там нужно сделать семь кругов. В этом месте жена пророка Ибрагима, оставшаяся одна с младенцем на руках, взбиралась то на один холм, то на другой в поисках воды для ребёнка. Ребёнка замучила жажда, он плакал, а затем ударил ногой о землю, и оттуда пробился родник - так появился источник Зам-зам. Он становился всё больше и больше, пока женщина, чтобы воды не лилось слишком много, не сказала: «Зам-зам» (то есть «Хватит») - и родник остановился.

Совершить хадж может совершеннолетний мусульманин в ясном уме и обладающий достаточным здоровьем. Он должен быть свободным (а не, например, заключённым) и иметь достаточно средств, чтобы обеспечить не только свой хадж, но и семью, оставшуюся дома.

Через несколько дней после этого мы поехали в Медину - последние годы жизни пророк Мухаммед провел там, там он и похоронен. Мы пробыли там два дня. Ночь я провела в большой мечети ан-Набави, где похоронен Пророк и сахабы - его сподвижники (те, кто прибыли вместе с Пророком в Медину, и те, кто приняли его там). На второй день, мы, три женщины, отпросились посетить могилу Пророка, сделать зиярат, то есть совершить паломничество к святому месту. Близко женщин туда не подпускают, можно посмотреть только через ширму. Тем не менее мы дождались и смогли помолиться.

Хадж

Сам хадж длится пять дней. Он начинается со стояния на горе Арафат, где нужно провести целый день. Это очень ответственный момент. Конечно, лучше всего стоять на самой горе, но если находишься на территории поблизости горы Арафат, это все равно засчитывается. И если многие переживали, что находятся не на горе, то у меня такого чувства не было - я была довольна уже тем, что оказалась здесь, плакала и молилась. Обычно люди на горе молятся под зонтами, а у нас были более комфортные условия - мы стояли под навесом. Молиться нужно целый день, с утра до самого захода солнца.

После стояния на горе Арафат мы поехали в долину Муздалифа - она находится рядом с Меккой, между долиной Мина и горой Арафат. Там ночью нужно собирать камни: их потом используют в обряде побивания камнями шайтана. Нас всему обучали арабские женщины - они показывали, сколько камней нужно собирать, какого размера они должны быть.

Утром нас повезли в Мекку. Там мы должны были сделать таваф - семь раз обойти вокруг Каабы, а затем помолиться. Когда я достала молитвенный коврик, мои камни пропали - говорят, что шайтан не любит, чтобы его побивали, и строит препятствия. Для обряда нужно много камней, и я переживала, но по дороге в долину со мной поделились другие.

Кааба - кубическое строение во внутреннем дворе мечети аль-Харам. В восточный угол Каабы вмонтирован чёрный камень: считается, что бог даровал его изгнанному из рая Адаму, после того как тот раскаялся, и изначально он был белым, а почернел от прикосновений грешников.

Обряд побивания камнями шайтана совершают в долине Мина. Камни бросают в джамараты - три огромные серые каменные стены. Нужно успеть сделать это до захода солнца. Я слышала, что, если пропускаешь какой-то элемент хаджа - вовремя не добрался до Муздалифы, вовремя не прибыл в Мину, - хадж не принимается, поэтому мы старались всё делать вовремя. Разрешается, чтобы кто-то побивал камнями шайтана вместо тебя - обычно женщины, чтобы их не раздавила толпа, передают свои камни мужчинам. Мужчины из нашей группы в тот вечер уехали, и я пошла побивать камнями шайтана вместо них - в итоге я бросила восемьдесят четыре камня. После Мины мы вернулись и сделали прощальный обход вокруг Каабы.


Слишком тяжелых моментов в хадже для меня не было - у нас был щадящий режим. В Мине мы находились близко к джамарату, и нам не нужно было долго ходить под солнцем. Так как людей много, Каабу можно обойти на нескольких уровнях: можно пройти внизу, но есть ещё несколько ярусов-балконов - всё это засчитывается. Когда людей очень много, бывает давка, многие теряются. На других уровнях людей поменьше, идти легче. Нас предупреждали, что нужно заранее начать много ходить, чтобы не уставать во время хаджа, так что с этим трудностей тоже не было - мы уже были натренированы.

Мужской хадж отличается от женского. Женщины, в отличие от мужчин, не облачаются в ихрам - специальные белые одеяния. Для женщины подходит любая одежда, соответствующая мусульманским стандартам, лишь бы она была опрятной и чистой. В обрядах тоже есть разница. Между Сафой и Марвой есть отрезок пути, который мужчины должны пробегать, а женщины проходить пешком.

После трагических событий 2015 года всем паломникам предоставляют электронные браслеты, которые содержат информацию о носителе и предупреждают о начале молитвы.

Мужчины обязательно должны идти босиком - наши ребята даже заработали мозоли. Женщинам разрешается идти в носках или в обуви типа чешек. Во время хаджа, если его совершает супружеская пара, нельзя вступать в интимные отношения - это касается и женщин, и мужчин.

В хадже мы встречали женщин из разных уголков мира, например, когда останавливались в Мине. Мы не знали языка друг друга, но разговаривали всю ночь - то какое-то арабское слово вставишь, то английское вспомнишь, что-то жестами покажешь; мы показывали фотографии детей, мужей с телефона, рассказывали, где работаем. Это непередаваемо.


Хаджия

Мужчин, которые совершили хадж, называют хаджи, а женщин - хаджиями. Они издавна пользуются большим уважением, авторитетом. Например, мой родственник ещё до революции три раза совершил хадж - тогда не было такого транспорта, были нужны деньги, а те, кто совершал хадж, годами не возвращались домой. Это очень большая миссия и ответственность.

Я вернулась из хаджа, но, как у нас говорят, мешок, в котором скапливаются грехи, всё равно висит за моей спиной - теперь надо стараться вести себя так, чтобы он больше не наполнялся. Нужно ещё много работать над собой. Быть хаджией - очень ответственно, я должна быть примером во всем. Нужно быть благородным человеком, ты должна быть приветливой, знающей, искренней мусульманкой. Пришло успокоение: этот фард - очень важный, и не все его могут выполнить, а я смогла. Я благодарна Всевышнему - это самый большой подарок, который я получала.

Паломничество (хадж) является одним из столпов ислама. Это совокупность специальных религиозных обрядов, совершаемых мусульманами в определённом месте.

Местом проведения паломничества служит Мекка, а также окрестные её территории, на которых расположены некоторые исламские святыни. Временем совершения, как правило, служат месяцы Шавваль, Зуль-Кайда и Зуль-Хиджа, при этом касательно последнего в среде мусульманских богословов имеются некоторые разногласия. Одни учёные утверждают, что весь месяц Зуль-Хиджа входит в число месяцев, в которые дозволено совершать паломничество. Иные же полагают, что хадж дозволен только в первые десять дней данного месяца.

Хадж, будучи одним из столпов исламской религии, входит в число прямых обязанностей мусульман перед своим Господом, и верующие хотя бы раз в жизни должны его совершить. В хадисах можно встретить следующий наказ Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Поистине, Всевышний вменил вам в обязанность совершение хаджа…» (хадис от Ахмада).

Тем не менее, отправляться в паломничество в Священную Мекку надлежит не всем людям.

Условия обязательности хаджа

1. Исповедовать ислам: хадж является обязательным только для мусульман.

2. Совершеннолетие: паломничество должны совершать только совершеннолетние (с исламской точки зрения), т.е. достигшие половозрелого возраста. Для детей оно не обязательно.

3. Умственная дееспособность: человек должен находиться в здравом рассудке.

4. Личная свобода: верующий должен обладать свободой, то есть не быть рабом.

5. Наличие возможности для совершения: в данном случае, как правило, понимается материальная возможность для совершения паломничества, так как для поездки в Мекку и проживания там на протяжении приблизительно месяца требуются немалые средства, которые для некоторых верующих являются непосильными. Однако имеются и иные ограничения, действующие в тех или иных ситуациях.

Следует отметить, что совершить паломничество верующий может не только за себя, но и за других своих родных и близких, которые по тем или иным причинам не смогли этого сделать. Но при этом сначала мусульманин должен совершить хадж за себя самого, а уже в дальнейшем – за других людей.

Ритуальные действия хаджа

Хадж состоит из десяти основных ритуальных обрядов, совершаемых верующими. Все они подразделяются на столпы, совершение которых является строго обязательным, на необходимые действия (ваджиб) и на желательные (суннат). Однако разные богословские школы рассматривают обязательность тех или иных действий по-разному.

1) Ихрам. Сначала верующий входит в состояние ихрама, то есть мусульманин облачается в специальное одеяние, произносит вслух или про себя намерение для совершения хаджа, совершает молитву в два ракаата и произносит тальбию:

لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ

Транскрипция: «Лябяйкя, Аллахумма, лябяйкя, лябяйкя ля шярикя ля-кя, лябяйкя; инняль-хямдя, уа-ннигъмята лякя уаль-мулькя, ля шярикя ля-кя!»

Перевод: «Вот я перед тобой, о Аллах , нет у Тебя сотоварища , вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!»

2) Вход в Мекку с определенной стороны, а также вход в Запретную мечеть через специальные врата.

3) Совершение первого 7-кратного обхода вокруг .

4) Ритуальное перемещение между двумя холмами – Сафа и Марва (на фото).

5) Стояние на горе Арафат.

6) Пребывание в долине Мудзалифа.

7) Побивание камнями шайтана в долине Мина.

8) Сбривание либо стрижка волос на голове.

10) Заключительный обход вокруг Каабы.

Все мусульманские богословские школы относят к столпам хаджа два обряда: обход вокруг Каабы и ритуальное стояние на горе Арафат. Ряд мазхабов относит к столпам паломничества и другие из вышеперечисленных обрядов. При этом если верующий не соблюдает в процессе паломничества хотя бы один из столпов, его хадж не является действительным. Если же верующий упустил какой-либо необходимый (ваджиб) обряд, то ему следует взамен совершить жертвоприношение. В случае оставления желательных действий, мусульманин лишь теряет часть награды.

Некоторые хаджии, помимо Мекки, посещают также вторую исламскую святыню, расположенную на Аравийском полуострове – Мечеть Пророка (с.г.в.) в Медине.

Достоинства хаджа

Хадж несёт в себе немало благ для верующих как в мире земном, так и в мире вечном.

1. Хадж – путь в Рай

В одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.г.в.) сказано: «Не существует иной награды за принятый хадж, помимо Рая» (Бухари).

2. Хадж стирает грехи

Посланник Аллаха (с.г.в.) пояснял: «Тот, кто совершит хадж и при этом не будет сквернословить и грешить, вернётся домой чистым от грехов, как в тот день, когда мать его родила» (Бухари и Муслим).

3. Во время паломничества принимаются мольбы верующего

Имеется высказывание Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Совершающие хадж и умру есть представители перед Всевышним. Если они взывают к Нему, Он отвечает им, если они ищут Его прощения, Он прощает им» (хадис от Ибн Маджи).

4. В хадже верующий способен получить много награды

Верующий во время исполнения обрядов паломничества и иных благих деяний способен получить немалые награды от Господа. Например, совершая намаз в Запретной мечети (Месжид аль-Харам), расположенной в Мекке, где одна молитва лучше в сто тысяч раз, чем намаз в обычной мечети.

5. Хадж объединяет мусульман

Паломничество служит средством объединения верующих в одну умму, так как ежегодно в Мекке собираются миллионы братьев и сестёр по вере с разных уголков планеты. Паломничество совершают представители разных регионов, государств и континентов, имеющие различный социальный статус и уровень финансового достатка. В дни хаджа все они становятся равными, так как облачаются в одни и те же одеяния и совершают одно дело, что, в свою очередь, стирает какие-либо границы между мусульманами, которые имеют место быть в повседневной жизни.

6. Способствует моральному и нравственному обогащению человека

В хадже верующие усердствуют в поклонении и стремятся к воздержанию от совершения всего греховного, что позитивно сказывается на внутреннем мире человека.

7. Ведёт к культурному обогащению

Во время совершения хаджа и посещения святынь верующий может лучше ознакомиться с культурой и историей ислама непосредственно в местах зарождения религии Аллаха и воочию увидеть некоторые культовые сооружения, которые ранее он мог лицезреть лишь на рисунках, фотографиях или видео.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!